3] декабря 1949 г., № 36 (128)
		КуУ.ЛБГУРАли
		НАУЧНЫЕ ТЕМЫ
			синей ткани, по-китайски называемую «пу».
Летом это простая блуза и шаровары, зи;
мой — ватник и теплые брюки. Так одеты и
мужчины, и женщины, и старые, и молодые.
В этой одежде заключен многосторонний
смысл, продиктованный и Условиями полу-
фронтовой жизни, в которых находится сей-
час вся молодая государственная система но-
вого Китая, и экономическими. соображения-
ми, и, наконец, революционной дисциплиной
работников новой, народно-демократической
государственной системы. Эта ‘одежда сфор-
мировалась как традиционная одежда китай-
ских рабочих — отсюда ее синий цвет. Она
стала затем одеждой солдат и командиров
Народно-освободительной армии-—отеюда ее
военный покрой. Теперь она стала одеждой
гссударственных деятелей, строителей новой
жизни в Китае.

Дух патриотизма, дух доблести, неподкуп-
ности, благородного служения народным ин-
тересам отличает Народно-освободительную
армию, созданную и воспитанную коммуни-
стической партией Китая. Солдат Народно-
освободительной армии крепко помнит и не-
укоснительно осуществляет в своей жизни,
в своей борьбе призывы вождя китайской
коммунистической партии тов. Мао Цзе-дуна:

«Солдат, не бойся смерти во имя победы
революции», «Солдат, люби родину», «Солдат,
люби свой народ».
	Эти простые, ясные призывы получили свое
осуществление во всей борьбе Народно-осво-
бодительной армии, на всем пути ее побело-
носного наступления на силы реакции и им-
периализма.
	Проезжая по ‘местам сражений, знакомясь
с участниками боев — генералами, офицерами
и солдатами Народно-освободительной армии,
видя следы жестоких разрушений, принесен-
ных Китаю действиями гоминдановских по-
громщиков, видишь одну прекрасную черту,
отличающую солдата Народно-освободитель-
ной армии. Это солдат-защитник народных
интересов, это солдат-созидатель. Выполняя
приказы своего командования, солдат Народ-
но-освободительной армии каждым своим по-
ступком стремится облегчить судьбу народа,
облегчить судьбу каждого трудового челове-
ка, который ‘встречается ему на его военной
дороге. Солдат никогда ничего не брал и не
берет у мирного труженика. Напротив, про-
ходя через деревню, он стремится помочь
крестьянину чем только может: трудом сво-
им, своей пищей, выделив`ее из солдатского
рациона, наконен, добрым словом братского
привета и мужественной уверенности в гря-
душей победе.
	Сейчас в городах освобожденного Китая
можно увидеть юношей и девушек, одетых в
военную форму. Это добровольцы, вступив-
шие в армию для того, чтобы вместе со сво-
ими взрослыми братьями, вместе со своими
отцами пройти путь героических сражений,
путь славы и революционных подвигов во
имя всенародного дела. Армия дала им
боевую закалку, приучила их к строгой
товарищеской дисциплине, и сейчас многие
из них перешли с боевого на трудовой
фронт и здесь показывают образцы муже-
ства, стойкости, выносливости и силы.
Их можно видеть на восстановлении мо-
стов, железных и шоссейных дорог, в разно-
образных учреждениях новой государствен-
ной власти, в больницах и школах. в комму-
нистическом университете, где они заверша-
ют свое общее и партийное образование. У
каждого такого молодого человека, будь это
юноша или девушка, в кармане блокнот, под-
	мышкой книга, из-под синей кепки блестит
	веселый, деятельный, пытливый взор моло-
дых глаз. При встрече на вас посыплются
бесчисленные вопросы, на которые вы долж-
ны будете ответить, ибо это не праздные во-
просы досужих людей —это) деловые вопросы
строителей новой жизни к  своим ближайшим
друзьям, чей опыт лег в основу всего Tepe
дового, что сейчас творится в. мире:

Китайскую молодежь интересует букваль-
но все: ‘школьное дело, кооперация, сельское
хозяйство, искусство, литература, кинемато-
графия. Ее интересует целый ряд простых
вопросов, связанных с режимом обычной де-
ловой жизни нашего советского человека,
Они слушают вас с нескрываемым уважени-
ем, с жадным вниманием, ибо для них лю-
бой советский человек - представитель вели-
кого народа, чей опыт они уважают с само-
го начала своей боевой‘ революционной дея-
тельности. Познакомившись, они охотно
сткроют советскому человеку свои планы, по-
знакомят со своим искусством, со своими
молодыми начинаниями на освобожденных
фабриках и заводах, на освобожденной от по-
мецпичьего ярма земле.
	2Кажда знания, страстная тяга к учению,
к политическому просвешению, к творческо-
му созидлательному труду-—вот что отличает
сейчас многомиллионную китайскую моло-
дежь. В вагоне поезда, у трамвайной оста-
новки, в учреждении — везле можно видеть
склоненного над книжксй человека, и если
поинтересоваться, что это за книжка, кото-
рую он читает, то, как правило, это будет
книга Ленина, книга Сталина; именно в них
молодые строители ищут и находят ответы
на волнующие вопросы своей новой жизни.
	Вопросов у каждого 18-летнего юноши или
девушки не меньше, чем у человека, про-
жившего уже многие годы. И это потому, что
в Китае дети, юноши самым ходом событий
были вовлечены в борьбу с самых ранних
лет своей жизни, привыкли знать, кто их
враг, где их друзья, научились вместе со
старшими покидать свои дома, делить все
трудности военных походов, постепенно всту-
пая в отрочество и юность е навыками ма-
леньких ‘патриотов, деятельных бойцов за
дело революции.

На полях Китая, на улицах его городов ча-
сто вспыхивают праздничные демонстрации,
радостные карнавалы, полные танцев и пения,
посвященные то проведению аграрной ре-
формы, то‘ организации нового профсоюза, то
вступлению в строй какой-нибудь восстанов-
ленной фабрики или верфи, однако эти
празднества не отвлекают китайский народ
от ‘огромного созидательного порыва, кото-
рый охватывает сейчас самые разные круги
китайского общества, об’единенные под зна-
менами коммунистической партии Китая.
	Новая жизнь в Китае только еще началась,
еше только нарождается новая литература,
новый театр, новый кинематограф. Но в пер-
вых романах, посвященных победе китайско-
го народа, в первых пьесах и кинофильмах
во весь рост встает новый герой -— свободный
труженик, с оружием в руках отвоевавший
свое право на человеческое счастье. Перед
ним открывается неисчерпаемое поле дея-
тельности, дорога борьбы со всем тем ста-
рым, что осталось еше в порах огромной
страны, тысячелетиями стонавшей от тира-
нии и бесправия, борьбы за развитие новых
экономических и трудовых отношений, борь-
бы за новую культуру, за счастье великого

~
	китайского народа,

С. ГЕРАСИМОВ.
	Развитие илей И. Г\. Павлова
		Учение великого русского физиолога Ива-
на Петровича Павлова имеет исключительное
значение для нашей/страны. Этим об’ясняет-
ся высокий интерес советской общественно-
сти к тому, как развивается отечественная.
физислогия после НЦавлова, какие трудности
и помехи имеются на ее пути, какие новые
научные проблемы поставлены ею и решены.
	С давних пор пефед естествознанием и, в
частности, перед медициной со всей остротой
стоял презвычайной важности вопрос, в ка-
ком отношении ятельность органов (серд-
це, печень, почки,  желудочно-кишечный
тракт и т. д.) находится к явлениям, име-
нуемым психическими. Проблема «дух и
тело» в разных рлышах на разных этапах
развития наук неизменно привлекала умы
исследователей. Onkgaxo подход к этой задаче
долгое время был тинаучным и в конеч-
ном итоге идлеалистическим.
	Законы психической деятельности утверж-
дались как навечно непознаваемые, стоящие
выше разума человека. Исключалась связь
психики с историей развития животного ор-
ганизма и конкретными условиями его су-
	ществования. Душевная деятельность была
отделена от функций ‘тела. Деятельность
внутренних органов, в свою очередь, пред-
	ставлялась вне связи с внешней средой
и, более того,’ совершенно изолированно от
высшего отдела центральной нервной систе-
мы — головного мозга.

Такое представление о двух сферах дея-
тельности животного организма, естествен-
но, породило разобщенность изучения функ-
ции мозга и функции органов тела. Физио-
логия не считала себя правомочной исследо-
вать высшую деятельность головного мозга,
ограничивая свои интересы изучением. про-
цессов, протекающих в отдельных органах,
изолированных от всего организма. Медици-
на не находила причинной связи между за-
болевшим органом и всем организмом. Ието-
ки и развитие патологического процесса
рассматривались как ограниченный, местный
процесс.

Исторический новорот в идейных установ-
ках естествознания в этой области произвела
русская наука. Инициатором передовых ма-
териалистизческих идей выдвинулась отече-
ственная физиология в лице И. М. Сеченова,
И. ПН. Павлова, Н. Е. Введенского. С выходом
в свет гениального произведения И. М. Сече-
нова «Рефлексы головного мозга» начинается
новая эпоха в физиологии, медицине, психо-
логии. Великий новатор связал процессы ду-
шевной сферы с их материальным субетрз-
том — деятельностью нервной системы, впер-
вые установив в ее работе закон центрально-
го торможения. Сеченов учил, что конкрет-
	вые условия среды определяют епецифиче-
	ские формы поведения животного организма.
Созвучно се Сеченовым в эти же годы в меди-
цине выступил выдающийся клиницист С. И.
Боткин, утверждавший главенствующее зна-
чение нервной ‘системы во всех патологиче-
ских процессах и указывавший на функци-
ональную связь заболевшего органа с процес-
зами, протекающими в системах организма.
		массу раздражений, идущих из внешней и
внутренней среды организма,

В сотнях работ, проведенных по заданию и
под руководством К. М. Быкова, подверг-
лись перекрестному исследованию кора го-
ловного мозга и все внутренние органы.
В одном ряду по принципу «еверху-вниз»
изучались действия внешних раздражителей
через кору мозга на орган. Здесь иселедова-
лись пути влияний сигналов внешнего мира
на процессы, именуемые вегетативными, 60-
ставляющие сушность работы внутренних
органов, обеспечивающие организму процес-
сы питания, роста, обмена веществ. В другом
ряду по принципу «енизу-вверх» изучалось
действие внутренних раздражителей, порож-
даемое работой внутренних органов, на
функции головного мозга.

Исследования.по двум указанным нервным
путям, в свою очередь, оказались источника-
ми для плодотворной разработки важных
разделов медицинского знания, как, напри-
мер, вопросов о природе чувствительности
внутренних органов, о применении физиоло-
гических закономерностей, найденных В
эксперименте, для уяснения с позиций пав-
ловского учения патогенеза целого ряда за-
болеваний внутренних органов.

Прежде всего было доказано, что любой по-
сторонний . раздражитель, не имеющий, на
первый взгляд, прямого отношения к функ-
ции того или иного органа, может стать сиг-
налом и для пуска в ход, и для угнетения,
и для усиления работы органа. Реальность
формирования условного рефлекса в отноше-
нии деятельности внутренних органов пред-
ставлена болыпим множеством исследований.
	Поступление желчи из печени в двенадца-
типерстную кишку есть реакция на опреде-
ленный состав пищевых веществ или на
специальные желчеотделительные раздражи-
тели. Методом Условного рефлекса было по-
казано, что пуск в ход или угнетение секре-
ции желчи, изменение состава желчи могут
осуществиться любым внешним агентом —
зрительным, слуховым, если появление пос-
ледних ранее совпадало во времени с дейст-
вием определенных пишевых веществ. Ста-
новится очевидным, что регуляция функций
такого важного органа, как печень, осущест-
вляется также и корой головного мозга по-
средством сигналов, действующих из внешней
среды: вид, звучание предмета, обстановка
комнаты ит. д .
	Таким же способом была продемонстриро-
вана реальность выработки условных сигна-
лов на движение кишек, на сократительную
деятельность селезенки, на работу сердца, на
изменения кровеносной системы и т, д. Весь-
ма важно подчеркнуть то обстоятельство, что
сигнал с коры толовного мозга может ока-
заться более сильно действующим фактором,
нежели безусловный (врожденный) раздра-
житель. Повышенная температура воздуха
в опытной комнате вызывает у животного
соответственно пониженный легочный обмен,
одышку. Если эту реакцию несколько раз
вызывать в комнате с определенной зритель-
ной и звуковой обстановкой, то и без. нали-
чия повышенной температуры одна обстанов-
ка комнаты создает измененный легочный
обмен, одышку. Однако вся эта картина мо-
жет быть воспроизведена лаже и в том слу-
чае, если‘теперь в комнате температура воз-
духа не только не будет повышенной, но на
10° будет ниже нормальной, обычной. Ранее
выработанный условный сигнал приобрел
большее значение, чем безусловное действие
температуры. { x

Другой npymep! Y coGaxu выработан ‚услов-
ный рефлекс Ha дыхание воздухом с пони-
женным составом кислорода. Показателем яв-
ляется учащенное дыхание. С течением вре-
мени организм животного приспосабливается
к составу вдыхаемого воздуха, и дыхание
соответственно выравнивается. Однако услов-
ный сигнал (звук) способен снова вызвать
весь симптомокомплекс удушья, хотя собака
и будет дышать нормальным составом воз-
духа.

На основании целого ряда подобных иссле-
дований становится очевидным, что кора
головного мозга настраивает функции органа
то в одном, то. в другом направлении, вносит
коррективы и исправления, изменяет ход
врожденных реакций в зависимости от усло-
вий внешней среды. Следовательно, ни один
орган телесной системы нельзя представить
в своей деятельности без участия централь-
ной нервной системы. Ни одна функция ор-
гана не протекает без увязки с функциями
других органов. Вся сложная система внут-
ренних органов при этом действует не иначе,
как через кору головного мозга, в свою оче-
	редь возбуждаемую сигналами внешней
среды.. /
Обнаруженные закономерности особенно
	должны быть приложены к процессам пато-
логическим, где нервная система и коорди-
нируюшая роль коры головного мозга без
сомнения имеют существенное значение как
при возникновении, так и в развитии про-
цесса заболевания. В качестве примеров мож-
но привести язвенную, гипертоническую 60-
лезнь. Следует сказать, что этот важный
пункт павловского учения все еще или иг-
норируется рядом представителей медицин-
ской науки, или, что совершенно одно и то
же, применяется формально, в порядке акзэ-
демического «почитания».
		сопровождают акты, совершающиеся в орга”
нах полости груди и живота... факты... указы-
вают на ассоциацию этих темных ощущений
с теми, которые даются органами чувств.
К сожалению, относящиеся сюда вопросы
чрезвычайно трудны для разработки и ноэто-
му удовлетворительное решение их принад-
лежит будущему. А решение было бы в выс
шей степени важно...»> ]
Важно подчеркнуть, что ‘гениальная про-
зорливость материалиста Сеченова уемотрела
единую физиологическую природу между
ощущениями внутренними и теми, которые
даются внешними ооганами  чувств. ‘
	После того, как И. П. Павлов создал учение
о высшей нервной деятельности и указал
путь поисков физиологических механизмов
и внутреннего мира животного организма,
стало возможным «удовлетворительное ре-
шение» всей этой сложной проблемы. К. М.
Быков с сотрудниками, опираясь на павлов-
ское учение, решил эту задачу, представив
точные экспериментальные доказательства о
а природе. «темных ощуше-
ний». о
	Если в нормальном состоянии организма
импульсы с внутреннего органа являются
реальными физиологическими раздражителя-
мии если они поступают в кору головного
мозга, то представляется возможным выявить
их, применив об’ективный метод условного
рефлекса. Так, орошая через желудочный
свищ полость желудка водой или раздувая
в желудке баллончик, мы ничего не узнаем
о том, информируется ли кора мозга живот-
ного о раздражениях, произведенных в же
лудке. Но если эти раздражения сочетать
одновременно с едой или болевым раздра-
жением лапы животного, то по принципу вре-
менных связей, при наличии сигналов ‚<
желудка должен образоваться в коре головно-
го мозга функциональный контакт между
этими двумя пунктами возбуждения, а в ито-
ге — сформироваться новый рефлекторный
путь, иначе говоря, условный рефлекс. Дей-
ствительно, после определенного количества
сочетаний у одной собаки в ответ на ороше-
ние желудка появилось слюноотделение, и
собака потянулась к кормушке с едой, а У
другой собаки в ответ на такое же раздраже-
ние желудка мгновенно отдернулась лапа.
Таким образом, в обоих случаях налицо ус-
ловный рефлекс, а это значит, что импульсы
с желудка не только поступают в кору боль-
пгих полушарий мозга, но способны закре-
питься и превратиться в действующий сиг-
	нал.

x
	На большом фактическом материале К. М.
Быков представил разнообразные варианты
опытов, с несомненностью утверждающие? на-
личие условно-рефлекторной сигнализавии с
внутренних органов. Оказалось возмотным
демонстрировать способность коры гологного
мозга различать силу си качество разли:ных
раздражений, действующих на воспринимаю-
щую: поверхность внутреннего органа (С . ACA
от тепла, кислоту от воды). Следовате\“ьно,
кора головного мозга получает достаточно
четкую информацию о событиях, протекаю-
щих во внутренней для организма среде. Бо-
лее того, сигналы, непрерывно поступаюцгие
из этой среды, становятся теми или иными
участниками высшей нервной деятельности.

Отсюда вытекают два весьма важных для
‚расширения наших знаний в физиологии вы-
вода. Во-первых, ‘внутренние органы обла-.
дают чувствительными приборами-рецептора-
ми, способными воспринимать те или иные
раздражения, поступающие в орган, и соот
ветственно по нервным путям посылать их в
центральную нервную систему. Во-вторых,
указанные нервные окончания выполняют
функцию внутренних анализаторов ‘коры
головного мозга, но принципу своей: работы
аналогичных внешним анализаторам, т. е.
органам чувств.

И, наконец, весьма важно указать на нали-
чие тесного и непрерывного взаимодействия
двух типов условных рефлексов, отражаю-
щих внешнюю и внутреннюю для организма
среду. Первый тип сигналов отражает тонкое
приспособление организма к внешней среде,
где животное преимущественно на расстоя-
нии должно распознать требования’ среды.
Второй тип сигналов, ограниченный контакт-
ной рецепцией, отражает особенности функ-
ционирования внутренних органов. Оба ти-
па условных рефлексов не могут: существо-
вать раздельно и изолированно друг от дру-
га, так как нераздельны для организма его
внешняя и внутренняя среда.

Особое значение приобрели труды академи-
ка Быкова и его сотрудников в разработке
физиологии рецепторных систем внутренних
органов, тех материальных субстратов, бла-
годаря которым организм способен осущест-
вить тонкую и широкую информацию о <о-
стоянии внутренних органов. Еще в своих
классических исследованиях по физиологии
кровообращения и пишеварения И. П. Павлов
указывал на важность исследования воспри-
нимающих нервных окончаний, разбросан-
ных по всем внутренним органам и тканям
организма. Громадное количество ‘ученых
пыталось раскрыть физиологическую карти-
ну этих глубоко запрятанных в организме
нервных приборов — внутренних «органов
чувств». Однако только советская физиоло-
гия сумела решить эту задачу. Лаборатории
К. М. Быкова доказали, что все внутренние
органы обладают системой рецепторов, спе-
циализированных по характеру раздражений,
и в широком масштабе разработали физиоло-
гию рефлексов, возникающих с внутренних
реценторов.

Были изучены рецепторы кровеносных
систем, слизистой оболочки полостных орга-
нов, воспринимающие химические раздраже-
ния, температурные факторы, изменения
давления внутри сосудов, механические
раздражения, осмотически» изменения. Ука-
занные внутренние рецепторы, находясь под
непрерывным воздействием тех или иных
раздражений, оказывают рефлекторные влия-
ния на кровяное давление, на дыхание, на
деятельность спинного мозга, на возбуди-
мость скелетной мускулатуры и, как уже об
этом выше говорилось, на высшую нервную
деятельность. Исследования показали, что
ничтожная доза химических веществ, напри-
мер, 1 куб. см. раствора ацетилхолина, адрс-
налина в разведении!:1 000000, восприни-
мается рецепторами и производит в той или
иной системе организма изменения. При
этом и здесь решающую роль в восприятии и
передаче возбуждений играет то состояние
центральной нервной системы, в’котором она
	ры Кем дос ЗИ ТТ ВИ, я м еИ-

`В данный конкретный момент нахолится. Эти
	исследования, представляя исчерпывающие
доказательства о рефлекторной природе внут-
ренних сигнализаций, вместе с тем служат
серьезным подспорьем для исследования при-
чин ряда заболеваний, среди которых можно
назвать гипертоническую болезнь,

Так, с разных сторон исследовательский
коллектив акад. К, М. Быкова вносит свои
труды и усилия, чтобы решить проблему,
завещанную великими корифеями отечест-
венной физиологии, Единственным путем для
достижения успехов в этой трудной области
служит неуклонное следование учению

TA тг rr...
	ака ee OS Na ee eal a
И. П. Павлова — великого учителя современ-
ной физиологии и медицины.
	Э. АИРАПЕТЬЯНЦ,
Ee
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
	Международный империализм приложил
немало усилий к тому, чтобы поставить ме-
жду китайским народом и народами других
стран непроходимую стену, постоянно твердя
о неподвижности древней китайской куль-
туры, о стремлении китайского народа отго-
родиться от иных культур. В подтверждение
этой легенды указывалось на Великую китай-
скую стену, поставленную две тысячи лет
тому назад. Но Великая китайская стена дав-
но уже перестала охранять Китай от инозем-
ных вторжений. С востока и с юга в Китай
вторгались многочисленные империалисти-
ческие хищники Японии, Англии, Франции,
Америки.
	Именно для того, чтобы безнаказанно ору-
довать в Китае и грабить его, империалисты
выдумали легенду о неподвижности китай-
ской культуры, о необходимости американ-
ской и европейской «цивилизации» народов
хитая.
	Американские и европейские миссионеры
и коммивояжеры, бандиты крупного капита-
ла и военные захватчики, торговцы живым
товаром и ‘политические аферисты, т. е. весь
грязный, омерзительный сброд человеческого
отребья, наполняли города и порты Китая, _
расползались по огромной стране, неся с со-
бой порабощение, голод и несчастье для ки-
тайского народа.
	 Но великий народ всегда остается великим
народом. Одновременно с тем, как нарастала
сила угнетения трудолюбивого китайского
народа, росла и сила сопротивления, глубина
революционного самосознания, жажда свобо-
ды в самых широких слоях китайского
народа. }
	В Китае насчитывается 475 миллионов че-
ловек населения. Из этого огромного числа
людей сравнительно небольшую часть со-
ставляет китайский рабочий класс; 80 проц.
населения составляют крестьяне. Крестьян-
ские восстания часто загорались в Китае на
протяжении истории китайсхого народа, но
они не давали китайскому крестьянину же-
лаемой свободы, не улучшали Условий его
жизни, и в конечном счете крестьянство
вновь и вновь оставалось в рабском подчи-
нении феодалов, помещиков, иностранных
поработителей. ‘

История последнего столетия — наиболее
бурная страница зетырех тысячелетий ки-
тайской ‘истории — полна событий, когда
народ, все более свирепо  угнетаемый
изнутри и извне, чаще и решительней заяв-
лял свои права на человеческое существова-
ние. Но лишь Великая Октябрьская социали-
стическая революция дала мощный толчок
развитию революционного движения в Ки-
тае. Ворвавшийся в Китай могучий освободи-
тельный ветер русской социалистической ре-
волюции вдохновил передовых людей огром-
ного многострадального народа на беззавет-
ную борьбу за освобождение от векового
гнета, на великие революционные подвиги,
показал исторический пример победоносной
борьбы за свободу.

«Стоя на трибуне на Красной площади в
Пекине (так назвал народ площадь перед
старым императорским дворцом), глядя на
море красных флагов, приветственных лозун-
гов, портретов Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина, рядом с которыми высятея портре-
ты руководителей Китайской коммунистиче-
ской партии, глядя на эту могучую, радост-
ную картину, сразу и не охватишь мыслен-
ным взором, какой великий путь прошел ки-
тайский народ от боксерского восстания, пс-
трясшего в начале века кварталы старого
Пекина и беспошадно раздавленного импе-
риалистической коалицией, до этого вихря

‚ алых знамен, свободно реющих сейчас повсе-
местно над великой древней страной.

Какой огромный путь революционных
боев, принципиальности, мужества, беззавет-
ной любви к своему народу должна была
пройти коммунистическая партия Китая для
того, чтобы освобожденный, ликующий народ
приветствовал ее сегодня в лице ее руково-
дителей, стоящих на балконе старого импе-
раторского дворца, ставшего ныне Музеем
революции! Какое величие непрерывного
многолетнего подвига несут в себе пожилые
мужчины и женщины, юноши и девушки,

проходящие сейчас по площади с эмблемами

свободы, и счастья в руках!

Елце не написаны те книги, которые рас-
скажут народам мира о великом революцион-
ном пути, пройденном китайским народом
под руководством компартии в ‘течение
многих лет его тяжелой борьбы с о импе-
риалистами и предателями. Но уже сейчас,
когда знакомишься © материалами и до-
кументами, раскрывающими историю дол-
гой борьбы китайского народа, кровь за
кипает в жилах от гордости за величие духа,
за непреклонную силу народа, от гнева — за
ту беспримерную подлость, которую совер-
шали гоминдановцы, оптом и в розницу про-
дававшие свой народ в кабалу империали-
стическим захватчикам. Поучительная сила
этих документов заключена в том, что они
раскрывают историю победоносной борьбы
китайского народа, сбросившего с себя гнет
феодальной реакции и иго империализма. От
документов этих веет мужеством, стойкостью,
непримиримостью к врагам, верностью своему
народу, верностью делу революции. От не-
больших групп, представлявших в прошлом
первые ростки массовой партии рабочего
класса Китая, до нынешнего торжества ки-
тайского народа лежит эта дорога непрерыв-
ной напряженной борьбы. Цели этой осво-
бодительной борьбы, вдохновленные ленин-
ско-сталинской наукой, вдохновленные гор-
дым примером советского народа, просты и
общепонятны — в этом все их величие и си-
ла. Национальная независимость, право кре-
стьянина на землю, право рабочего на труд,
право народа на просвещение, на счастливое,
независимое будущее — эти права были 01-
EATH У китайского народа. И чем сильнее
китайский народ испытывал тяжесть и же-
отокость порабощения, тем с большей на-
стойчивостью он выступал за свои права.

Война в Китае еще не закончена. Еще в
южных провинциях ведут наступательные
бои соединения, руководимые славными  ге-
нералами Народно-освободительной армии,
сдаются города, еше находящиеся в руках у
гоминдановцев, еще по дорогам и горным
тропам пробираются к границам чужих госу-
даретв деморализованные, разгромленные
остатки армии презренного Чан Кай-ши, а в
городах и селах нового, демократического
Китая уже шумит новая, счастливая творче-
ская жизнь.

Китайская коммунистическая партия взяла
на себя благородный труд по строительству
нового, народно-демократического Китая.

Представители рабочего класса, крестьян-
ства, передовой интеллигенции, молодежи,
учащихся, — все они, об’единенные общей за-
дачей, составляют один огромный револю-
ционный трудовой лагерь. Являясь слу-
жащими государственного аппарата, чле-
нами государственных и общественных
организаций, почти все они одеты в
одинаковую одежду, сшитую из простой

Великий материалистический переворот в
	‘физиологии завершил Иван Петрович Пав-
	лов, создав от начала до конца стройное уче-
ние о центральной нервной системе, устано-
вив точные законы рзаимоотношения живот-
ного ‚организма с в змей средой. Павлов
открыл законы высшие И } нервной деятельно-
сти, доказал материал: де единство природы
всех процессов, протекающих в животном
организме. Внешнее и внутреннее организ-
ма, процессы, именуемые психическими и те-
лесными, нашли единую ось в закономерно-
стях, протекающих в аппаратах головного
мозга. Поведение животного, жизнедеятель-
ность целого организма были раскрыты с на-
учных позиций. Наука теперь точно знает,
как благодаря коре больших полушарий фор-
мируется в индивидуальной жизни животно-
го бесчисленное количество новых связей
между организмом и средой. Условные реф-
лексы — основа и средства приспособления к
переменным условиям существования, актив-
ное начало для приспособления среды к THO-
требностям организма. «Условные рефлек-
сы, — учит Павлов,— чрезвычайно усложняют,
уУтончают и уточняют соотношения между
внешним миром и организмом».
	В своем общебиологическом содержании
учение Павлова полностью совпадает с уче-
нием Мичурина-—Лысенко, характеризуя
одну линию диалектического раскрытия за-
конов развития организма.
	Блассические труды И. П. Навлова по фи-
зиологии . кровообращения, пищеварения,
головного мозга вооружают всю физиологию
и всю медицину передовыми идеями, без ко-
торых немыслимо дальнейшее прогрессивное
развитие этих наук.
	Работы Навлова до конца разбивают идеа-
листические и метафизические концепции
современной буржуазной науки и отголоски
этих концепций в среде наших физиологов,
психиатров, врачей. Дальнейшея последова-
	’тельная борьба в этом направлении является
	первоочередной задачей советских ученых.
	Учение о высшей нервной деятельности
Павлов построил на материале, характеризу-
ющем преимущественно отношения организ-
ма к внешней среде. Но именно эта теория и
богатейший экспериментальный фонд пав-
ловских лабораторий указали путь для столь
же точного и естественно-научного подхода к
раскрытию законов отношения внутренней
для организма среды и головного мозга.
И. П. Павлов, придавая головному мозгу мо-
гущественную роль в организме, писал: «Этот
высший отдел держит в своем ведении все
явления: происходящие в теле».
	Старая, но теперь по-новому поставленная
проблема «дух и тело» ходом развития ‹овет-
ской физиологии стала предметом ее прямой
задачи. С позиций павловского учения требо-
валось дать материалистическое об’яснение
процессов, разыгрывающихся во внутреннем
для организма мире.
	Эту задачу успешно решает ученик Павло-
ва академик Константин Михайлович Быков
вместе с многочисленным коллективом своих
еотрудников. Упорный и целеустремленный
труд на протяжении 20 с лишним лет
уже позволил творчески разработать иеклю-
чительно важное направление павловского
учения и вместе с тем открыть новые пер-
спективы плодотворного применения учения
Павлова в медицине.
	Итоги исследований К. М. Быкова заклю-
чались в том, что, широко применив метод
условного рефлекса к изучению функций
внутренних органов, оказалось возможным
увидеть в богатейших экспериментальных
фактах единую, цельную картину работы
всех звеньев организма.
	Путем применения павловской методики
было доказано особое назначение высшего
этажа центральной нервной системы — коры
больших полушарий головного мозга: и как
посредника между внешней и внутренней
средой организма, и как исполнителя требо-
ваний внешних факторов в регуляции рабо-
ты внутренних органов и, наконец, как дири-
жера, координирующего и направляющего с
биологической оправданностью бесчисленную
	Как естественное следствие исследований
закономерностей высших регуляций внут-
ренних органов К. М. Быков в эти же годы
предпринял изучение обратных отношений -—
влияний процессов, протекающих во внут-
ренней для организма среде, на ко голов-
ного мозга. В физиологии до И. П. авлова
никто не мог взяться за решение этой чрез-
вычайно сложной и едва ли не самой запу-
танной, самой противоречивой области. Соб-
ственно говоря, без павловского учения фи-
зиология и до сих пор продолжала бы счи-
тать для себя эту область чуждой ее интерс-
сам. Здесь, с одной стороны, накапливалось
множество эмпирических, клинических или
просто житейских наблюдений, указывающих
на несомненные влияния состояния органа
на психику. Но эти разрозненные, случайные
«подслушивания у природы» имели место
преимущественно в тех случаях, когда речь
тыла о заболевании органа, разумеется, без
всякого знания природы этих влияний; прел-
ставлялись они чрезвычайно туманно, неоп-
ределенно, загадочно. С другой стороны,
здесь полностью господствовали идеалисты-
психологи, придававитие этого рода явлениям
насквозь мистический характер, относя весь
внутренний мир в «царство бессознательных
идей», «второй личности», «второго я» и тому
подобной дребедени. В особенности зацепи-
лась за эту область реакционная «теория»
фрейдизма, ныне широко рекламируемая в
лагере американского империализма. Явле-
ния, относящиеся к «психологии подеозна*
тельного», идеалисты выносят за пределы
науки, об’являют непознаваемыми.
	Па важность исследования области «орга-
нических ощущений» физиологическими
средствами указывал еще И. М. Сеченов в
своих «Рефлексах головного мозга»: «К раз-
ряду явлений самосознания относятся те
неопределенные, темные ощущения, которые
		По матефиалам зазеты «Культура и жизнь»
	Бюро ЦК КЦ) Латвии потребовало от ре
дактора журнала «Большевик Советской Лат-
вии» перестройки работы в соответствии с за-
мечаниями газеты и постановлением бюро
цк КП(б) Латвии.
	«Серьезные недостатки журнала»
	Бюро ЦК КП(б) Латвии, обсудив статью
«Серьезные недостатки журнала» («Больше-
вик Советской Латвии» №№ 1—16), помещен-
ную в газете «Культура и жизнь» И октября
1949 г. признало ее правильной.
		Аррес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн, 258. Телефоны: K 6-63-60, Д 3-30-52. Типография И «Правда» мени Сталина. uw. 16 een