COBETCKOE ИСКУССТВО = ———
   HABCTPEUY ЗО-летия

Серьезные ‘причины неудовлетвор”-
тельной работы ряда театров заклю-
чаются в отсутствии подлинной боль-
иевистской критики внутри коллек”
	тивов, В нередкой подмене. художе-

али ы фе
	ственных советов  единоличными.
«диктаторскими» действиями худо-
жественных руководителей, не же-
лающих считаться с мнением обще-
ственности. Этот недостаток следует
устранить как можно скорее,

Узбекские театры-в  большинст-
ве своем театры музыкально драма“
тические. Многие из них оказались
несйособными расширить свой репер-
туар за счет произведений советско:
го и классического репертуара. Они
искусственно сузили сво репертуар,
ставя пьесы на сюжеты восточных
сказок и легенд. Сейчас решено реор-
ганизовать музыкально-драматиче-
ские театры. Например, на базе
двух музыкальных драма, иче-
ских театров г. Андижана создан
однн драматический театр. Семь дру-
гих музыкально-драматических теат-
ров также реорганизованы в обычные
драматические. Их репертуар сразу
обогатился современными советски-
ми пвесами. Первоочередная зада-
ча этих театров — подготовить
к 30-летию советского государства
новые спектакли, достойные знамена-
тельной даты,

Узбекская государственная ордена
Трудового Красного Знамени филар-
мония в последние 3—4 года работа-
ла плохо. Ее творческие коллективы
распались. Качество исполнения В
симфонических и национальных ор-
кестрах резко снизилось.

Благодаья решительным  мебам,
принятым ЦК партии и правительст-
вом Узбекской ССР, работа филар-
монии в корне перестроена. Филармо-
ния Пслучила в Последнее время
опытных и квалифицирозанных ру-
коволителей.  Развернута широкая
пропаганда лучших произведений уз-
бекской и русской классической и
современной музыки.
	В 1947 году композиторы Узбеки-
стана создали 6 крупных симфониче-
ских и 24 мелких музыкальных про-
изведения на современные тёмь. Это
дало возможность обновить репер-
туар оркестров народных узбекских
инструментов, вокалистов и детских
коллективов. К 30-летию Октября
для филармонии готовят новые про-
изведения ведущие композиторы Уз-
бекистана — лауреат Сталинской’
премии народный артист Узбекской
ССР Мухтар Ашрафи, народные ар-
тисты Узбекской ССР Талиб Сады:
ков, Тухтасын Джалилов, Успенский,
Юнус Раджаби, Бурханов, Козлов-
ский, Мушел, Бабаев, Кабиров:

Заметные сдвиги произошли в те-
матике изобразительного искусства.
В Узбекистане были проведены от-
четная республиканская выставка
живописи, тринадцать персональных
и групповых выставок в Ташкенте,
весённяя и осенняя выставки в Са-
марканде, 10 яерсональных выставок
в Бухаре. 18 художников Узбекиста-
на приняли участие во Всесоюзной
выставке. Подавляющее большинет-
во картин, демокстрировавшихся на
выставках, написаны на темы совре-
менной жизни  социалистического
Узбекистана.
	Сейчас готовится открытие обще-.
республиканской отчетной зыставки.
66 художников Узбекистана посвя-
щают свои новые произведенчя ге-
роям Великой Отечественной войны,
передовым. ‚борцам за уснешное вы-
полнение новой сталинской пятилет-
ки, темам сталинской дружбы наро-
дов СССР и великой роли партии
 Ленина— Сталина во всемирно-исто*
рических победах нашей ‘родины. На-
пример, Герой Советского Союза
художник Абдуллаев Самыг работает
над картиной «Мой боевой эпизод»,
художник A. Волков заканчивает
большую картину «Праздник побе-
ды в колхозе», художник Урал Тан-
сыкбаев работает над картиной «Де*
вушка колхозных полей».

Народ ждет от театров, драматур:
гов, композиторов, художников и
всех деятелей искусств республики
ярких современных произведений. Ра:
ботники искусств Узбекской CCP,
решизельно изживая имеющиеся в их
рабо+е недостатки, приложат все
усилиях, чтобы оправдать эти надеж-
ды своего народа, достойно встре-
тить 30-летие нашего государства.
	Камиль ЯШЕН,
	Узбекский народ с огромным под -
мом готовится к празднованию 30-ле-
тия Великой Октябрьской социали-
стической революции. Нравительст-
во Узбекской ССР принимает, в част-
ности, все меры к тому, чтобы театры
республики, путем тесной совместной
работы с драматургами и комлозито-
	и р же а <
рами, создали новые высокоилеиные
		и художественные спектакли. отра--
жающие героическую борьбу узбек-
ского народа за победу коммунизма
в нашей стране и вдохновляющие
народ на новые подвиги.

В связи с этими большими задача-
ми узбекский и русский театры опе-
ры и балета, республиканские и об-
ластные театры значительно попол-
нены кадрами, заново восстановле-
но 7 тюзов, создаются колхозно-
совхозные и районные Театры. В
Ташкенте организуются хореографи-
yeckoe и  театрально-техническое
училища. Восстанавливается Узбек-
свая оперная студия при Московской
государственной консёрватории. К
30-летию Октября узбекский народ
получает великолепный подарок —
единственное в своем роде, прекрас-
Hoe по архитектуре здание, где будет
работать Узбекский театр оперы и
балета.

Узбекские театры длительнсе вре-
мя допускали серьезные ошибки в
своей работе. Например, Академиче-
ский узбекский театр им. Хамза в
течение нескольких лет не показал
ни одного интересного спектакля.
Среди слабых в идейном и художест-
венном отношении пьес, заполнявших
репертуар театров, выделялась своей
новизной лишь одна современная на-
циональная Ньеса «Мухаббат» Туй-
гуна о послевоенной жизни колхоз-
ной дерёвни. В 1941 году театры рес-
публики показали 179 премьер, в
1945 — золько 64, а в 1946 — 80.
Снизилась активность драматургов:
в 1941-1942 годах ими было написа-
но 15 новых пьес, в 1944 году — 5, a
в 1946 — одна. р

Решения партии по вопросам лите-
ратуры и искусства помогли деяте-
лям узбекского искусства осознать
ошибки в своей творческой работе и
наметить практические меры к их ис-
правлению.

С репертуара театров были сняты
34 устаревшие, идейно-порочные и
антихудожественные пьесы. Написа-
ны и поставлены новые произведения
на современные узбекские темы. Пе-
реведены на узбекский язык лучшие
пьесы русских драматургов.

Узбекский академический театр
им. Хамза показел в 1947 году премь-
еры — «Русский вопрос», «За TeX,
кто в море!», поставил пьесу узбек-
ского драматурга Уйгуна о советских
людях в дни войны — «Песнь жиз-
ни». К 30-летию Октября этот театр,
вновь ставший ведущим в республи-
ке, готовит премьеру современной
пьесы -узбекского драматурга Мирте-
мира «Президент». В самарканлских
Узбекском и Русеком драматических
театрах с успехом идут пьесы «Рус-
ский вопрос», «За тех, кто в море!ь,
«Памятные встречи», «Старые дру-
зъя» и др. ак 30-летию Октября
будут показаны «Кремлевские ку-
			ЯБРЯ
		Всесоюзный с“езд профсоюза
_ кино-фотоработников СССР
	Е НАЧАЛО

CM,

HA 4-й СТР;
	Докладчик подробно о останозилея
также на деятельности ‘отдельных
предприятий кинопромышленноети и
на вопросах бытового и культурного
обслуживания членов” профсоюза.

Доклад от имени ревизионной ко-
миссии сделал И. Черненко,

По докладу 3. Бриккера развегну-
лись оживленные превия, в жоторых
приняли участие ‘40 человек. В высту-
плениях был затронут ряд основных

вспросов киноискусства, кинофикации
и проката.

О том. как коллектив студии Мс&-
фильм выполняет, постановление ПК
ВКП(б), рассказал в своем выступле-
нии Л. Антонов. Среди, новых филь-
мов, постановка KOTOpIX должна на-
заться в, этом году, Л. Антонов, на-
зывает экранизащию повести Б. По-
левого «Повесть о настоящем чело-
веке» (режиссер А. Столпер), кино-
картину о великом русском ученом
Жуковском (режиссер В. Пудовкин)
и киноэпопею «Взятие Берлина» (ре-
жиссерг М. Чиауоели).

Опытом работы творческих секций
Мосфильма и Ленфильма поделились
режиссеры А..Роом и Я. Фрид. Сейчас
творческие секции нашли такие фор-
мы работы, которые позволяют им
практически участвовать в производ-
ственной жизни студии. Просмотр и
критика фильмов, обсуждение <цеза-
риев помогают улучшить качество вы-
пускаемой продукции. На Ленфильме
организован общественный контроль
над выполнением соцобязательств от-
лельными с емочными группами. Боль-
шой помехой в работе творческих сек-
ций является отсутствие теоретиче-
ской кинолитературы и недостатсчное
освещение кинематографических во-
просов в периодической печати. По
поручению ‹воих творческих секций
А. Роом и Я. Фрид выдвигают пред-
ложение о созыве всесоюзной кон:
ференции творческих работникоз.
	С. Васильев в своем выступлении
говорил о том, что предстоит сделать,
киноработникам для того, чтобы к
концу пятилетки удвоить выпуск ху-
дожественных фильмов и дать в
1950 году советским зрителям 80 кар-
тин. Он напоминает, что успешное
решение этой задачи в первую оче-
редь зависит’ от ‘своевременной под-
тотовки хороших, сценариев. А для
этого надо перейти к перепективному
тематическому планированию, к на-
хоплению сценариев, лучшие из кото-
рых можно выбирать для постановки.
	Выступление В. Пудовкина было
посвящено задачам научно-популяр-
ного кино. В. Пудовкин считает, что
в докладе 3. Бриккера этот Bomnoc
был освещен односторонне, только <
точки зрения текущей производствен-
ной работы. В связи с созданием Об-
тнества по распространению AOMHTH-
ческих и научных знаний В. Пудов-
кин ставит вопрос об участии кинема-
тографии в его работе.
	Хотя создан ряд. отдельных инте-
ресных и талантливых научно-попу-
лярных фильмов. но продуманного
перспективного плана выпуска кино-
картин, которые могли. бы ЯВИТЬСЯ
серьезным пособием для лекций и
докладов на различные общественно-
политические и научные темы, а так-
же для кружков по изучению истории
партии, еще нет.

С деятельностью украинских KHHO-
организаций ознакомил участников
с’езда министр кинематографии Ук-
раины тов. А. Кузнецов.
	Многие выступления на сезде бы-
ли посвящены подготовке кадров ки-
номехаников. Сеть о существующих
курсов не обеспечивает подготовюу
нужного количества киномехаников.
Повышению квалификации киномеха-
ников препятствует отсутствие специ-
альной. литературы.

‘Тт. Голубев, Исмаилов, Кржевель-
ский. Норов, Ахметов в своих высту-
плениях указали на необходимость
улучшения производственных и мате-
риально-бытовых условий механиков
хиноперелвижек. Они считают необ-
холимым создать систему премий и
поощрений и найти новые формы по-
пуляризащии работы лучших киноме-
хаников.

В выступлениях делегатов указнва-
лось, что центральный комитет проф-
союза недостаточно занимался вс-
просами <‹оцсоревнования, охраной
труда, пересмотром норм выработки.
Критиковали работу ЦК профсою”а
также за редкие выезды на перифз-
рию и слабую связь < низовыми ки-
поработниками,
	За тридцать слет советской власти
наша архитектура прошла огромный
творческий путь.

Только после Великой Октябрь-
ской социалистической революции пе-
ред архитекторами открылась возмож-
ность создавать произведения, про-
никнутые большими идеями, произве-
дения, свободные от мертвящего фор-
мализма.

Пирокие перспективы, которые от-
крыты в нашей стране перед советски-
ми зодчими, обязывают нас на каж-
дом новом этапе развития страны (а
таким этапом, несомненно, является
выполнение послевоенного сталинско-
го пятилетнего плана) вновь и вновь,
правильно оценивая пройденное, на-
мечать пути дальнейшего движения
вперед,

В связи с закончившимся недавно
пленумом правления Союза советских
архитекторов мне хочется: коснуться
некоторых вопросов, являющихся, по-
	моему, ‘чрезвычайно важными И dK
туальными. 2
Послевоенная пятилетка является
	частью грандиозной перспективы раз
вития нашей родины на более дли`
тельный период, данной товаришем
Сталиным в его историческом высту-
плений перел избирателями. Сталин-
	ского избирзтельного округа г. Моск-
	вы в 1916 году. Это учит нае, совет-
ских архитекторов, решая задачи се-
	голняшчего дня. не забывать о буду-
	Tew нашей страны, о перспективах ce
развития. Е

В ходе Великой Отечественной вой-
ны и после ее победного окончания
все внимание архитекторов было на-
правлено на решение задач малоэтаж-
ного строительства. Это вполне есте-
ственно, так как в ближайшие тоды,
учитывая острую нужду в жилье, ма-
позтажное строительство займет в
нашей стране больное место. Однако,
решая эти важнейшие проблемы, мы
	Эеновную часть своего. выстуние-
[аня министр кинематографии ^ -€CCP

oo О ес hh

‘тов И. Большаков посвятил работе по.   чить сценариями
реализации исторических указа THH художественных
	реализации исторических убезаеин
партии о литературе и искусстве.

— Постановление ЦК ВКП(б) «О
кинофильме   «Большая жизнь». —<ка-
	зал тов. Большаков, — обеспечило
коренную перестройку всей работы
советской кинематографии.  Boopy-
	женные указаниями партии по вонро-
сам литературы и искусства, а также
докладом товарища Жданова о ле-
нинградских журналах «Звезда» и
«Ленинграл», киноработники с боль-
чним под’емом и энергией взялись за
исправление допущенных ошибок. Pe-
зультатами перестройки являются до-
стигнутые успехи в деле повышения
идейно-художеественного качества
‚фильмов.

Постановление ЦК BKFI(6) о филь:
ме «Большая жизнь». — говорит ми-
нистр,—побудило пересмотреть все
находящиеся в производстве картины
и внести в них ряд исправлений. К
созданию. киносценариев были прив-
лечены многие крупные писатели и
драматурги: К. Симонов, Н. Тихоноз,
Н. Погодин, Н. Вирта, В. Катаев,
А. Первеннцев, П. Павленко, Б. Гарба-
тов, С. Михалков, М. Смирнова, а
также дебютирующие как сценари-
сты тт. Э. Буранова, 1. Фурманский,
Л Малюгин и В. Панова.
	В значительной мере изменились и
методы работы со сценаристами: им
оказывается помощь ‘в углубленном
изучении материалов, в получении
консультаций крупных специалиетов,
Это помогло созданию таких. значи-
тельных киносценариев, как «Сталин-
градекая битва» Н. Вирты и «Третий
удар» А. Первенцева.

Резко изменилось. и направление
тематических планов. Сейчае в тема-
тическом плане на 1947/48 г. основ-
ное место занимают произведения на
современные темы, фильмы о совет-
ских людях, об их высоких мораль-
ных качествах, о советском патрио-
тизме, о борьбе с пережитками кани-
тализма в сознании людей.

Этим темам посвящены находяши-
еся в производстве сценарии Н. По-
година «Смелые паруса», К. Вино-
градской «Герой Социалистического
Труда», Э. -Бурановой «Драгоценные
зерна» и многие другие.

Наконец, коренным образом пере-
строили свою работу документальная
и научно-популярная кинематогра-
un, сосредоточившие основное BHI
мание Ha создании фильмов, показы-
ваюшщих героику труда советского на-
рода, расцвет культуры и экономики
союзных республик, достижения со-
ветской науки и техники. Это поз-
волило значительно повысить каче-
ство выпущенных в 1947 году доку-
ментальных и научно-популярных
картин — «Советская Эстония», «Со-
ветская Латвия», «Советская Кирги-
зия», «Колхоз «Красный Октябрь»,
«105 лошадиных сил», «Жизнь ра:
стений» и др.

В 1947 году художественная ки-
нематография располагает достаточ-
ным количеством полноценных сце-
нариев, обеспечивающих выполнение
установленного правительством пла-
на производства. Большинство кино:
студий загружено работой ‘по поста-
новке новых фильмов, подавляюнтее
болынинство ведущих режиссеров в
текущем году снимает картины. Ста-
ла более организованной работа c’e-
мочных групп. Такие семочные груп-
пы, как «Молодая гвардия», «Воспи-
тание чувств», «Сказание о земле си-
бирской», «Голубые дороги», «Жизнь
в цитадели», «Повесть © «Неисто-
вом», «Смелые паруса», «Пирогов»,
систематически перевыполняют свои
месячные планы.
	Однако некоторые киностудии пе-
рестраивают свою деятельность еще
очень медленно. К ним относятся, —
указывает тов. Большаков, — студии
Ленфильм, Ереванская, Бакинская и
Алмаатинская. Эти студии не смогли
подготовить для себя достаточного
количества сценариев и в результате
их техническая база и часть творче-
ских кадров в текущем году загру-
жены не полностью.

Перед советской кинематопрафией
стоят две задачи, — говорит тов.
Большаков, — выполнить план 1947
гола и подготовить план 1948 года.
	План семи месяцев по. производет-
ву художественных фильмов выпол-
нен на 96 проц., по научно-популяр-
ным фильмам — на 114 проц., по до-
кументальным фильмам план также
перевыполнен, В настоящее время в
‘производстве находится 40 художе-
ственных фильмов; половина из них
	Триб уна архитектора
	‚Первый латвийскай
-. фильм
	РИГА. (Наш корр.). Коллектив
недавно созданной Рижской  кино-
студии художественных фильмов

ое’ Фуа.
	Map Aue” 3х

принял решение досрочно, к 90-ле-
тию советского государства. закон-
чить первую латвийскую  художе-
ственную кинокартину «Победа».
Постановку фильма «Победа» по
одноименной пьесе В. Лациса oey-
шествляет А. Иванов совместно с
режиссерами  Арманд и Леймание,
Снимают картину операторы Э. Тис:
се, Упитс и Полис, художник
В. Вальдманис. Все роли исполняют
артисты латвийских драматических
театров. Творческую помощь моло»
дому коллективу оказывает студия

Ленфильм.
	В городе-герое
	СТАЛИНГРАД. (Наш корр.). Pa
ботники искусств готовятся — Ддо-
стойно встретить 30-ю годовщину
Великой Октябрьской революция.
К этой славной дате Драмтеатр им.
Горького готовит спектакль «Хож-
дение по мукам» по роману А. Тол-
стого. Постановщик — художествен-
ный руководитель театраь В. Иванов.
Театр музыкальной комедии в юби-
лейные дни цокажет оперный спек-
Такль «Любовь Яровая» (музыка Эн-
ке, постановка А. Ильинского). Одно-
временно - театр. готовит балетный
спектакль «Бахчисарайский фонтан».

Сталинградская филармония наме-
тила интересную программу симфо-
нических концертов. Первая програм-
ма будет исполнена в октябрьские
дни. В нее включена поэма о Сталине
А. ХачаТуряна, арии из опер «Иван
Сусанин» и «Князь Игорь», кантата
«1812 гол» П. Чайковского.
	Вместе с работниками искусствз,
готовятся к октябрьским праздникам
	тысячи участников художественных.
	кружков. На выставке народного
творчества будут показаны лучшие
работы самодеятельных художников,
скульпторов, резчиков,  вышиваль-
щиц и других любителей прикладного
искусства.

По инициативе профсоюзов. наме:
чено провести смотр духовых орке-
стров и организовать сводный ор:
кестр для участия в параде 7 нояб-
		Юбилейный
кинофестиваль
	ОДЕССА. (Наш корр.). В зале ок:
ружного Дома офицера открылся ки-
нофестиваль, посвященный 30-й го-
довшине Октября. «Партия Ленина
Сталина -— вдохновитель и органи-
затор наших побед» — такова ‘его
ведущая тема. В программе фести-
валя фильмы: «Ленин в Октябре»,
«Человек с ружьем», «Ленин в 1918
году», «Клятва», «Великий гражда-
нин», «Великий перелом». «Берлин»,
«Разгром Японии», «Парад Победы»,
«Суд народов», «Возрождение Cra-
линграда», «На стройках пятилетки»
и др. ,

Перед демонстрацией: фильмов вы:
ступают квалифицированные лекто-
ры, кинокритики, мастера сцены.
	У чувашских
художников
	Чувашские художники к 30-летию
Октября готовят большую выставку
своих произведений, созданных за
последние годы.

«Колхозный труд», «Индустрия
Чувашии», «Лесные богатства  рес-
публики» — так ‘называются серии
картин заслуженного деятеля ис-
кусств РСФСР и Чувашской ACCP
М. Спиридонова, отображающие рост
сельского хозяйства и промышлен-
ности республики. Колхозная жизнь
отражена также в работах В. Мака-
рова, П. Григорьева, Л. Осинского
и др.

Участник Великой Отечественной
войны Макаров написал картину
«Штурм Тарнополя»; легендарному
форсированию Дненра бойцами Co-
ветской Армии посвятил свое произ
ведение заслуженный деятель ис
кусств Чувашской АССР Н. Сверч-
ков. С. Богаткин работает над кар-
тиной «Разведчики».
	А. Тараканов пишет картину
«Приезд В. М. Молотова и Н. К:
Крупской в Чебоксары». Н. Сверч-
ков работает над композициями «Чу
ваши У царя Ивана Грозного», ‹А. С.
Пушкин в Чебоксарах», «А. М. Горь-
кий на Волге».

Готовят новые произведения к вы*
ставке также И. Сизов, Ф. Лав-
рентьев, Н. Мохов, В. Каменьциков
и многие другие.
	Каково место памятников Грузии #
Армении в образовании романского
стиля? Знаем ли мы что-нибудь © ро
ли памятников Киева, Владимира #
Новгорода как для соседних стран
так и для развития стилей вообще? `

Наше русское понимание высот“
ности, ярусности — я бы определил
— мажорноести пропорций в архитек“
туре, столь созвучное задачам совет:
ской эпохи, глубоко не’ изучено. До
сих пор нет капитального труда” по
истории русской архитектуры.

Произведения советской архитекту*
ры, ряд больших явлений в нашей ар*
хитектурной жизни, как, например»
сталинский генеральный план рекоя“
струкции Москвы, реконструкция Ле-
нинграда, конкурсы на проект Дворца
Советов, оказывали и оказывают ог
ромное влияние на зарубежную архи-
тектуру. А мы 0б этом мало зваеми.
совершенно не пишем. Нами ничего ле
сделано, чтобы показать, как илен и
практика советского градостроитель-
ства вызывают у талантливых архи-
текторов за рубежом стремление изу*
чать наш опыт и подражать ему.

В заключение следует отметить,
что, как показал прошедший пленум

А, мы в союзе еше очень мало
сделали для внедрения в сознание
молодых архитекторов, что архитек-
турное сооружение становится про
изведением только тогда, когда оно
построено. В основном внимание ар-
хитектурной общественности было
сосредоточено на критике проектов,
а не сооруженных зданий. В пернод,
когда, главным образом, велась под
готовка проектных материалов к в0-
становительным * работам, это было
вполне оправдано. Но сейчас все
наши силы должны быть направлены
на претворение в жизнь _ проектов,
иначе можно оторвать архитекторов
от большого пути архитектуры — oF
водчества.

В пятилетнем плане восстановления
и развития народного хозяйства нашей
страны советским зодчим отведено
небывалое” по ‘значению место. Чтобы
оправдать доверие нашего народа, МЫ
должны научиться критически оцени:
вать результаты своёго труда, отво-
дить основное внимание стройке, сме
ло расчищать дорогу прогрессивно
му, новому, достойному великого д&
ла, которое творит наш нарол.
		выйдет до конца текущего гола. Сей-
час необходимо полностью  обеспе-
чить сценариями производство 40
художественных фильмов в 1948 ro-
ду.

В 1947 году мы должны выпустить
30 художественных, 20 документаль-
ных и 6 научно-популярных полно-
метражных фильмов. За восемь ме-
сяцев выпущен всего 21 фильм. Зна*
чит, в оставшиеся четыре месяца на-
до выпустить больше Ноловины
плана. Кроме 10 уже вышедших ху-
дожественных фильмов, киностудии
взяли на себя обязательство дать к
30-й годовщине советской власти
еще 12 художественных кинокартин.
Таким. образом, в течение последних
двух месяцев года надо одазь всего
8 художественных фильмов.

Перелом, достигнутый в работе со-
ветекой кинематографии, — говорит
тов: И. Большаков, — не дает осно-
ваний для самоуспокоения. Для того
чтобы добиться решительных успе-
хов. надо изжить ряд нелостатков,
имеющих еще место в работе кинема-
тографии. Необходимо постоянно за=
ботиться о высоком идейно-художе-
ственном качестве кинокартин, улуч-
шить работу художественных руко-
водителей и хуложественных советов
киностудий. Надо постоянно разви-
вать критику и самокритику и окон-
чательно изжить атмосферу семейст-
венности в среде творческих работ-
ников. Именно недостаток самокри-
тики и проявление семейственности
приводят к тому, что студии порой
одобряют неполноценные спенаоии ий
фильмы.

Среди. известной части киноработ*
ников, — подчеркивает тов. Больша-
ков, — имеет место еще раболенное
преклонение перед чуждым нам бур-
жуазным искусством и отдельными
его представителями. Этим люлям
давно пора понять, Что советское ки-
HOUCKYCCTBO является по своему со-
держанию самым передовым. кино-
нскусством в мире, Это показали, в
частности, успех советских фильмов
на международных кинофестивалях в
Каннах и Венеции и то влияние со-
ветского искусства и ero идей, кото-
рое сказывается на лучших прогрес-
сивных кинокартинах зарубежных
стран. Наша задача — воспитание со-
ветского патриотизма, борьба © низ-
копоклонством и раболепием перед
иностранщиной,
	Большой раздел выступления тов.
Болынакова был посвящен кинофика-
ции и прокату. Тов. Большаков отме-
тил, что успешно завершено восета-
новление киносети, серьезно постра-
давшей в голы Великой Отечествен-
ной войны. К   ‘августа 1947 года
количество киноустановок в Совет-
ском Союзе превысило довоенное.
На очереди дальнейшее развитие ки-
носети. Советское правительство
проявляет огромное внимание к делу
кинофикации страны. Недавно при-
нятое Советом Министров специаль-
ное постановление создает все усло-
вия для значительного ‹ улучшения
работы сельской киносети.
	Остановившись на  репертуарной
политике; тов. Большаков резко осу-
дил имеющий кое-где место узко
коммерческий, а не политический
подход к составлению репертуара.
Советский кинозритель вырос, он
ищет в кинематографе не простого
развлечения, а ответа на свои серьез-
ные запросы. Пора и работникам
	проката и кинофикации понять, 4TO
	они являются не только хозяйствен-
никами, но, прежде всего, работника-
ми идеологического фронта.

Заключая свое выступление, тов.
„Большаков отметил, что у нас име-
ются все возможности  перевы-
полнить наши планы и ответить на
постановление ЦК ВКП(б) «О кино-
фильме «Большая жизнь» НОВЫМИ
творческими и производетвенными
успехами.

Последней в прениях с большой
речью о задачах массово-позитиче-
ской работы и ой агитационно-восни-
тательном значении кино выступила
заведующая Культотлелом ВИСПС
тов. Е. Шульга. Затем с заключи-
тельным словом выступил 3. Боик-
	кер, признавший чравильной критику.
	работы ЦК союза участниками
с’езда.

На заключительном заседании было
принято развернутое постановление
о отчетным докладам ЦК профеою=
за и ревизионной комиссии. С’езд
признал политическую линию ИК
профсоюза правильной, а работу —
удовлетворительной.

Участники с’езда единодушно, <
большим под’емом приняли привет-
ствие товарищу Сталину.
		и Наманганском узбекских театрах
поставлены новые пьесы узбекских
арноров = «Наш сын» Турап-Тула и
	оо

А. Мухтарова, «Родина зовет» Х. Гу-

ляма, «Вершина храбрости» («Мос-
C meth
	ква»; А. Бухтарова, «Азру» Сабир
	Абдуллаева.

Узбекский академический театр
оперы и балета недавно показал «Пи-
ковую даму» Чайковского В Поста-
новке народного артиста Узбекской
ССР Ю. Хилькевича. Этот спектакль
явился крупным событием в культур-
ной жизни республики.

Русский театр оперы и балета в Та:
шкёнте поставил оперу «Аила», балет
«Конек-Горбунок», в ближайшее вре-
мя покажет «Периколу». К юбилею
театр готовит оперы на современные
темы: «Чрезвычайный комиссар» В.
Мурадели и «Гвардейцы» Степанова.

Узбекский театр музыкальной ко-
медии им, Мукими в юбилейные дни
покажет спектакль «Бахтияр»—о0 ге-
роях Фархадетроя (текст Уйгуна,
музыка Джалилова) и узбекскую му
зыкальную комедию «Совга» (текст
Мухамедова и Бабаджанова, музыка
Садыкова и Мейн).

Коллектив Узбекского театра опе-
ры и балета, осуществивший с боль-
шим успехом постановки опер «Кар-
мен» и «Пиковая дама» и зарекомен*
довавший себя зрелым и опытным
ансамблем, недопустимо затягивает
вынуск . спектаклей на современную
	тематику. Увлечение ведущих Ком?
позиторов и драматургов историче-
ской тематикой привело к тому, что.
	в репертуаре этого театра имеете”
лишь одна оригинальная советская
опёра — «Долина счастья» (музыка
М. Ашрафи и С. Василенко).

Велика в республике роль Русского
театра оперы и балёта им. Свердло-
ва, призванного популяризировать до-
стижения мирового, в первую оче
редь русского, оперного искусст-
ва и обязанного Помочь молодому
Узбекскому оперному тватру. Нос
этими серьезными задачами Театр им.
Свердлова неё справляется. В про-
шедшем сезоне его репертуар не но-
полнился новыми спектаклями. Боль-
шая, сёрьезная работа над новыми
произведениями подменяется здесь
возобновлёнием уже неоднократно
шедиих «кассовых» спектаклей:
«Тоска», «Паяцы», «Цыганский ба-
рон» и др. Бдиственное в его репер*
туаре произзедёние советского ком-
позитора — «Суворов» ®. Василен-
ко — редко появляется на сцене.

Отстает от жизни и Узбекский дра-
матический театр в г. Намангане: за
весь 1947 год он показал только одну
пьесу — «Наш сын» Турап-Тула в
А. Мухтарова. Русский драматиче-
ский тбатр в г. Карши в этом году
показал /Золько «Платона Креёчета»,
а Уйгурский республиканский музы-
кально-драматический театр В
т. Андижане в 1947 году ухитрилея
не поставить ни одной новой пьесы.

Одной из серьезных причин этого
является отсутствие контроля со сто-
роны Управления по делам искусств
за выполнением репертуарных пла-
нов. Этот недостаток сейчас мы
стремимся устранить:
		К 30-й годовщине Октября в Свердловске открыта выставка работ ху-
дожников и скульпторов. На снимке: фрагмент горельефа скульптора
М. Крамского «Урал кует победу».

= oe ee ures
	Фото GR. Bepmanna (TACO).
	нию, как показал прошелитий пленум,
Союз советских архитекторов чело-
	жно являться наличие современного
прогрессивного решения, выражающе-
го наш общественный строй, основан-
Ного на нашей непрерывно развива-
ющейся науке и промышленности, на
передовой технике.

Мы считаем, что наши города долж-
ны иметь свое лицо, совой ‘советский
характер архитёктуры. Однако у нас
еше очень мало научных работ, в ко-
торых бы углубленно обобщалась
практика советской архитектуры 3a
30 лет и определялись основные чер-
ты социалистического реализма в ар-
хитектуре. Вряд ли нужно доказы-
вать, какое огромное значение такие
работы имеют для поисков образа ар-
хитектурных сооружений.

Между тем, ряд постановлений
партии и правительства по вопросам
архитектуры и строительства, а также
крупные конкурсы и задания ва со-
осружение общественных зданий дают
богатейший материал для определе-
ния признаков социалистического’ ре-
ализма в архитектуре. Достаточно
вспомнить письмо М. И. Каланина на
имя председателя Комитета по делам
архитектуры, которое указывало на
необходимость создания удобства
жилья; практической пригодности для
предназначенной цели общественных
эданий. М. И. Калинин призывал ар-
хитекторов избегать всяческих выкру-
тасов, добиваться, чтобы социалисти-
ческое строительство было целеустре-
мленным, красивым, радующим взгляд,
но не вычурным и не претенциозным,
Большое значение для развития со-
ветской архитектуры имеет принятое,
по предложению товарища Сталина,
решение правительства о строитель-
стве в Москве многоэтажных зда-
НИЙ. :

В этом постановлении. указывается.
что пропорции и силуэты зданий
должны быть оригинальными и своей
архитектурно-художественной — ком-
позицией должны быть увязаны ©
исторически сложившейся архитек-
турой города и силуэтом будущего
Дворца Советов. В соответствни с
этим проектируемые. здания He долж-
ны повторять известных за границей
многоэтажных зданий,

Приведенные нами  высказыва-
ния и  правительственные — по-
становления могут дать ответ на це-
лый ряд вопросов, связанных с. пони-
	начальник Управления по делам
искусств при Совете Министров
Узбекской ССР.
		Конечно, наши традиции в архитек-
гуре не исчерпываются высотными со-
	статочно настойчиво направлял внима-   оружениями, но каждая эпоха черпает
Ние архитектурной общественности _И  из кладезя проплого то, что созвучно
	  критики на изучение этих важней-   ее развитию, движению вперед, что
	ших документов.
	отвечает ее прогрессивному устремле-
	Для раскрытия понятия социалисти-   нию. Принцип высотных сооружений
ского реализма в аохитектуре, на  втюлне сознательно сохранялся в на-
	ческого реализма в архитекгуре, на
-мой взгляд, еще один вопрос имеет
большое принципиальное значение.
Ебли одним из признаков реализма
является соответствие формы и содер-
жания, то сониалистический реализм
дает более широкое понятие, вклю-
чающее в себя пафос борьбы и
строительства нашей советской эпо-
хи, то-есть TO, что сегодня в
других областях искусства иногда
называют революционной романтикой.

На некоторых творческих дискус-
сиях и в критических выступлёниях
	‘пафос ставился в вину авторам пзо-
	изведений архитектуры. Иногда сто-
ронники архитектуры «без пафоса»
называли такие произведения плака-
тами. Но я склонен думать и утверж-
дать, что великие идеи нашего вре-
мени, идеи, которые двигают и вдох-
новляют ‘миллионные массы в нашей
стране и за рубежом, могут быть вы-
ражены языком архитектурно-компо-
зиционных приемов, форм и пропор-
ций, полных внутреннего пафоса —
революционной романтики“

Мне кажется необхолимым остано-
	BUTECH на проблеме традиции я нова-.
	торства, живо волнующей нашу архи-
тектурную общественность.

В постановлении -ЦК ВКН(б) “й
СНК СССР о тенеральном плане  ре-
конструкции Москвы было сказано:

«.лри определении. плана’ Москвы
необходимо исходить из: сохранения
основ исторически сложившегося: го-
рода, но с коренной перепланировкой
его путем ‘решительного упорядочения
сети городских улиц и площадей».
	Это постановление дает пример дей-   ЭПОХИ
	ствительно творческого отношения К
традициям. } :
Решение о сооружении многоэтаж-
ных зданий. также является. творче-
ским развитием принципов, заложен-
ных..взрусской архитектуре. Мы зна-
ем, что высотные собружения на фоне
обычной застройки и окружающей
	эычнои застренки и окружающей бы на
равнины являлись характерной чертой  нам м
русской: архитектуры в отличие, - ча   архит.
пример, от. древнего Рима и Греции,   том в
для которых высотные здания не ха-   ники
	рактеоны,
	ших традициях. Примером тому слу-
жит московский Кремль, здание Ад-
миралтейства в Ленинграде и ряд
других памятников русской архитек-
туры. Интересно отметить, что от
Коробова до Захарова высотная часть
Адмиралтейства, несмотря на смену
стилей, сохранилась как важнейшая
доминанта города.
	Так ли мы смотрим на традиции?
Стремимся ли мы раскрыть в произ-
ведении архитектуры его внутреннюю
структуру, отвечающую развивающе-
муся. сознанию и быту народа, или ог-
	‘‚раничиваемся механическим использо-
  BaHHeM традиционных форм архитек-
	туры?
	лольнейшему прогрессу
	неизбежно заводит в тупик. Момент
наивысшего развития вертикального
сталя и был его лебединой песней»,

Советским архитекторам нельзя за-
бывать, что за рубежом в условиях
каниталистического общества передо-
вым людям часто приходится отказы-
ваться от новых прогрессивных идей
потому, Что социально-экономические
условия не позволяют довести их
реализацию до логического заверше-
ния. В этом отношении  многоэтаж-
ное строительство в США особенно
характерно, так’ как архитектор не в
состоянии там использовать градо-
строительные возможности высотных
зданий.

Архитектурно - градостроительное
значение многоэтажных зданий агром-
но, и советским архитекторам предо-
ставлены все возможности широко, на
высоком уровне искусства архитекту-
ры’ и градостроительной науки, ре-
шать эти большие задачи.

Разрабатывая план города в целом,
его центра, опорных зданий, решая
проблёмы транспорта, благоустройства
HT. Ay архитектор должен оставить
будущим поколениям зодчих возмож-
ность широкого дополнения и разви-
тия города, насколько это в его силах
предусмотреть. Между тем, при рас-
смотрении проектов будущих WeHT-
ров некоторых городов и на дискус-
сиях в Союзе советских архитекто-
ров по этому поводу перспектива
развития города не всегда правильно
учитывается.

В нашей градостроительной практи-
ке нам приходится решать различные
по характеру залачи. Советские архи-
тектеры восстанавливают и реконст-
руируют города, различные по своему
историческому прошлому, по полити-
	ческому и экономическому значению
	по рельефу, климату и т. д. Но при
всем многообразии этих условий -©с-
новным критерием оценки качества
	советского золчествс
	полчас забывали о грандиозных за-
	‚ дачах, которые нам предстоит осуще-
	стаить в Недалеком будущем. В ча-
стности, вне Поле зрения ‘нашей аз-
хитектурной общественности долгое
время оставалась такая важнейшая
градостроительная проблема, как вы-
сотное строительство. Решение пра-
вительства O сооружении в Москве
многоэтажных зданий раскрывает но-
вые перспективы для развития совет-
ской архитектуры.
	На Запале и в США в архитектур-
	ной печати часто звучит призыв к 01-
казу от многоэтажного строительст-
ва, призыв к дезурбанизации.

В СЦА, где в течение 50 лет ши-
роко была распространена практика
сооружения «небоскребов», сейчас
стало модным говорить © малоэтаж-
ном строительстве. Выдающийся аме-
рнканский зодчий Райт, например, на-
стаивает на сооружении городов, за-
	строенных исключительно малоэтаж-
		В докладе о журналах «Ленинград»
и «Звезда» А. А. Жданов говорил:
«Мы изменились и выросли вместе с
	‘теми величаишими преобразованиями,
`которые в корне изменили облик на.
	шей страны». Исторические постанов-
ления ЦК ВКП(б) о литературе и ис-
кусстве обязывают нас сохранить все
трогрессивное и отмести. = ‘все
отжившее в нашей практика, ибо это
главное для движения вперед, для
дальнейшего развития советской ар-
хитектуры. } .
	БВ связи с задачами, стоящими: пе-
ред советскими архитекторами, мне
хочется обратить внимание. на. одно
существенное обстоятельство, В. на-
ней. архитектурной практике, в нашем
архитектурном образовании. мы от-
даем должное великим образцам _ан-
тичной   Греции и древнего ‘Рима,

юхи Возрождения и т; д.
‘Так ли внимательно-мы относимся
	< великому, наследию русской  архи-
тектуры и архитектуры других союз-
ных- республик, произведеная которых
	зВуЮтея великим вкладом в’ разви-
тие ‘мирового искусства? Dok

Moi eme Mano nenaem ana того, что-
бы научно определить подобающее
нам место в общей истории развития
архитектуры, и почти не говерим’о
том влиянии, которое оказали памят-
ники архитектуры нашей родины на
	` мировую архитектуру.
	Американцы, которые сами призва-
, oun хнрдоскпейбны» являются их
	ют, что «небоскребы» являются их
единственным вкладом в архитектуру,
говорят и пишут о тупике, в который
зашла у них архитектура высотных
зданий. В журнале «ТВе Architectural
Рогит» за 1945 год в редакционной
статье, анализирующей вертикальный
стиль «небоскребов», говорится: «В
нЬЮ- йоркском здании «Дейли Ньюс»
— наиболее ярко выраженном ‘примере
вертикального стиля — все следы тра-
линионного вдохновения совершенно
	исчезли, так же, как и связь между
фасадом и конструкцией. Несмотря на
то, что это очень красивое здание; с
	то, что это очень красивое здание, ©
точки зрения архитектуры оно зашло
в тупик. Это ощущение тупика было
очевилным и для самого строителя
	очевидным и для самого хзиртазеая
Раймонда Худа...». И далее: «Верти-
кальный стиль достиг своего апогея,
а также п конца своего развития В
	а также п конца своего развития
тридцатых годах.. Неправильное <о-
четание основных конструкций здания
	новным критерием оценки качества! уаннем причцинов социалиестического
градостроительных работ всегда дол-  реализма в архитектуре. К сожале-