ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ?

Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
			Пятница, 5 сентября 1947

№ 96 (1072). Год издания XVII
	_Гением Ленина и Сталина Москва превратилась в великую силу
прогрессивного развития человечества

В о аы
			TOMA
	великои
	Нам, современникам  велячайших
событий в истории человечества, по-
счастливилось видеть великую Мос-
кву, новую, советскую, социалисти-
ческую. Ha Haiti глазах менялся ее
облик, вырисовывались формы ‘ог-
ромного мирового города, средото-
чия передовых знаний, светоча пере-
довых идей, знаменосца бессмертной
	славы. Какие бы испытания ни вы-
	падали на ее долю, она перзносила
их стойко и мужественно. В наслед-
ство Москве советск досталось
бесчисленное скопление зданий, по-
строек, строений пестрых, как вави-
лонское столпотворение, кривых пе-
реулков, замшелых дворов, купече-
ских рядов, деревянных домиков с
заборами и курами во дворе, улиц,
тесных, темных, Закопченных...

Местами были остатки каких-то
дворянских усадеб, местами стояли
избушки на курьих ножках. Рабочие
районы были неблагоустроены, окра-
ины—заброшены. Даже центр не со-
ответствовал новому назначению го-
рода.— столице великой советской
державы.

План переустройства Москвы при-
водился в исполнение на наших гла-
зах. И, как все помнят, это было зре-
лище, достойное нашего великолеп-
ного века. Дома стали двигаться,
как живые, по воле строителей. Они
	отходили в сторону, чтобы раеши-,
	рить улицу, они появлялись с быст-
ротой небывалой, сносились целые
кварталы и на их месте вставали но-
вые светлые, большие здания, соору-
женные по последнему слову техни-
ки.

Площади и улицы испытали на
себе живительное — прикосновение
творцов нового. Сейчас Москва стро-
ится, продолжая претворять в жизнь
великий план. И гром строительных
работ повис над Москвой, чтобы ста-
ла она еще краше, еще чудеснее,
еще прекраснее.

Я видел Москву во время Великой
Отечественной войны. Дорога в сто-
лицу была фронтовой дорогой. По
ней непрерывным потоком шли гру-
зовики CO снарядами и войсками.
Танки, выкрашенные в белый цвет,
глухо взрывали снег своими гусени-
цами. Пустота висела над улицами.
Ни одно окно не светилось. Никого
не было на площадях и переулках в
этот запретный час. Только шаги
патрулей нарушали тишину города.
Иногда небо озарялось вспышками
	зенитных орудий и трассами, пересе-
	кавшими путь налетчику.
	«Иосиф Виссарионович Сталин в Кремле». Картина лауреата Сталинской премии художника Д. Налбандяна.
	Символ борьбы и победы
	лагерем, где ковалась ° победы над черным
@ логовом смертельного

победа, где все ‹оз- .
в, wenwune Иер Николай ТИХОНОВ spara Советской. зем-

и величие труда для
победы. Во мраке зим-= . 2 a Cook юбилей Моск-

них ночей мечтали о том ярком свете   Ba встречает в красе и радости мир-`
	ного обновления, в расцвете своей но-
вой молодости и силы.

Москва имела особый воинствен-
ный, грозный вид в дни войны, она
была, как никогда, радостной и 0с0бо
величественной в дни победы. Это
было необычайное время `необычай-
ных событий.

Но в свой самый обыкнозенный
день, в рабочий, будничный день, она
все равно необыкновенна. Каждого,
впервые видящего ее, поражает. то, к
чему уже пригляделись ее коренные
жители.

Кремль, Красная площадь, мавзо-
лей великого Ленина — святыни со-
ветского народа — дороги каждому,
явившемуся на поклонение Москве из
самых дальних стран, явившемуся,
чтобы прикоснуться к чудодействен-
ной энергии новых идей социалисти-
ческого государства, единственного
во вселенной,

Животворный ‚гений Сталина от-
сюда руководит работой всей великой
партии большевиков, всей грандиоз-
ной перестройкой человеческого об-
щества и перестройкой природы
необ’ятной страны. Здесь колы-
бель сталинских пятилеток, здесь
чувство необычайной энергии напол-
няет город, и вы на каждом шагу
чувствуете этот постоянный, никогда
не спадающий прилив океанских ва-
лов трудового океана.

Это чувство насыщает вас доотка-
за, дает ощущение творческого, He-
устанного роста, вызывает на сорев-
нование, делает человека Человеком
с ‘болыной ‚буквы.
	На свете есть города обширнее
Москвы и по занимаемому городом
пространству и по количеству насе-
ления, но ни в одном из них нет та-
кого чувства нового, как в Москве,
нет такой уверенности в будущем,
нет такой жизнерадостности и неуто-
мимости, нет того, что мы зовем тру-
довым подвигом.

Кроме того, если население миро-
вых городов разделено строгими гра-
ницами социального неравенства, то
в Москве каждый чужестранец уви-
дит своими глазами людей нового со-
циалистического общества, лишенных
тех предрассудков; которые тяготе-
ют! над людьми Лондона или Нью-
Йорка.
		Трудовой процессе каждого дня

праздника, когда сорвутся с окон пе-
чальные маски затемнения и почталь-
оны * перестанут быть вестниками
смерти. Все знали, что в Москве —
мозг обороны и наступления, что ге-
ний великого Сталина отсюда руково-
дит грандиозной битвой, и от этого
сознания Москва становилась еще ве_
личавее и в сердце утверждалась
уверенность.

И пришел тот день, когда незнако-
мые люди обнимались на улицах Мос-
квы, залитых майским солнцем, когда
солдат и командиров целовали и ка-
чали на всех площадях, когда в еди-
ном чувстве радости слились все воз-
расты  и всем казалось, что небо ог-
ромнее, чем всегда, Кремль никогда
не видел перед собой такой тесной и
возбужденной громады народа, кото-
рая пришла к нему, чтобы выразить
свою глубокую, душевную благодар-
HOCTb TOMY, KTO дал советскому на-
роду это великое торжество.

Нрошло еще немного времени, . и
шум строительных работ повис над
широкими улицами, и строители ста-
ли подыматься к небу вместе с вы-
сокими стрелами кранов. Снова рас-
кинулись чертежи и планы новых пэ-
строек, — начался новый год после-
военной сталинской пятилетки.

Ныне исполняется восемьсот лет
существования Москвы. Невольно в
воспоминании проходят си. самые ста-
рые и самые новые события. Много
видела на своем веку Москва. Много
раз терпела бедствия: горела и зады-
халась в дыму, страдала от чумы и
от голода, на улицах ее сражались и
< интервентами, и ‹ царскими жан-
дармами за свободу, и с конгррево-
люцией в дни Октября, — и всегда
она, как феникс, возникала из пламе-
ни испытаний, чтобы шириться и
расти.

Наполеон львиным шагом пришел
к ней, и она переломала ребра ему и
обожгла его своим огнем. Гитлер,
похожий на котенка в сравнении с
Наполеоном, был отброшен и
тельным ударом от`ее святынь. Его
армии были новыми свидетелями не-
сокрушимости Москвы и героизма ее
сынов.

Москвичи прошли вместе со всеми
великими земляками—<советскими
людьми‘ неповторимым походом к
стенам Берлина и водрузили знамя

социалистической державы.
	— Т сентября трудящиеся Советской страны  торже-
ственно отмечают 800-летие существования Москвы,
города русской славы, столицы великого многонацио-
нального Советского Союза. Значение этого праздника
выходит далеко за пределы нашей Родины, Мовква
стала центром нового мира, великим маяком,  оеве-
щающим путь трудящимея веех стран к освобождению
от экенлоатации и национального гнета.

В течение многих веков Москва была крупнейпгим
	городом, вокруг которото собирались русские земли.
	В борьбе с иноземными захватчиками Москва всегда
играла ведущую и организующую роль. Победа, одер-
жанная дружинами Димитрия Донского над поячинами
Мамая, изгнание из русской земли польеко-шведских
интервентов доблестных ополчением Козьмы Минина
и Дмитрия Пожарского, спасение Родины и всей
Европы от владычества Наполеона — все эти знаме-
нательные этапы в истории земли русской тесно свя-
заны`е Москвой — национальной гордостью советского
народа. . a

С давних времен Москва craza He только центром.
русской тосударственности, но‘ и торолом, в котором
создавались великая русская национальная наука и
вультура. ее а

В Москве первопечатник Иван’ Федоров издал пер-
вую русскую книгу. Здесь училея и в 1755 году оено-
вал первый в Россни университет Михаил. Васильевич
Ломоносов. В Москве жили и творили великие русские
писатели Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Белинский,
Герцен, Толстой, @стровекий, Чехов, Горький; здесь
	были созланы пгироко известные в народе произведения.
	хуложников Сурикова и Репина, Поленова. и. Васчецова,
написаны знаменитые оперы и симфонии гениального
русского композитора Чайковского, построены краен-
ъейшие злания прославленными: русскими архитектора-
	ця Гаженовым и Казаковым. В конце ХХ века Могеков-
	ский Малый театр выдвигает таких замечательных Ma-
стеров сцены, как Ермолова, Фетотова, Южин, Ленский
п р. При непосредственном участии Чехова и Горького
	в Москве созлаетея Хуложественный Театр под руковод-
	ством крупнейших новаторов в области театрального
искусства В. 0. Станиславского и. В. И. Немировича-
Данченко.

Москва всегла являлась одним из важнейших очагов

революционного движения в стране и воспитала целые
поколения борцов за освобождение трудящихся из-под
тнета помещичьего и капиталистического общеетва.
_ В 1905 году в Москве началась октябрьская вееоб-
щшая политическая стачка. Под руководством большеви-
ков московские рабочие вместе с петербургекими рабо-
чими идут в авангарде революционного движения. В ходе
борьбы в Москве рождаются Советы Рабочих Депута-
тов — зачаточные ортаны революционной власти. По
примеру Москвы поднимались другие города и районы
России на борьбу против царизма.

В 1917 roxy в Москве одновременно © началом
Октябрьского восстания в Петрограде революционные
‘отряды ведут упорные бои против  контрреволюцион-
ных мятежников, и 16 ноября в Москве утверждается
власть Советов. / =:

Отнако как бы ни была богата и примечательна
история Москвы за все восемь веков, особого внимания
заслуживает последнее тридцатилетие ее жизни, в те-
чение которого в столице произошли такие изменения,
какие невозможны были 3a все предшествующие
770 лет.

После Великой Октябрьской социалистической ре-
золюции Москва стала колыбелью новой жизни, новых
освободительных идей марксизма-ленинизма, новой
культуры. & ней обращены взоры всего прогрессив-
ного человечества.

Только в условиях советского строя, благодаря сози-
дательной большевистской Политике Москва в мини-
мальный исторический срок кардинально изменила
свой облик и сделалась крупнейшим индустриальным
п культурным центром страны. По сталинскому гене-
ральному плану реконструкции Москва должна пре-
вратиться в самый красивый и благоустроенный город
на земле.

В Москве жил и работал основатель большевиетокой
партии и создатель первого в мире социалистичеекого
тосударства В. И. Ленин, здесь долгие годы живет и
paboraet великий продолжатель дела Ленина товарищ

алин.
	Сзыше 600 экспонатов представле-
но на открывшейся вчера в Концерт-
ном зале им. Чайковского выставке
«Музыкальная жизнь Москвы». Пока-
занные на стендах материалы иллю-
стрируют историю развития музы-
кальной культуры города от ХП века
до наших дней.

Центральный театральный музей
им. Бахрушина и музей Большого те-
атра передали на выставку подлин-
ные эскизы декораций крупных рус-
ских художников к оперным поста-
новкам в московских театрах.

Чрезвычайно интересно составлен
раздел, посвященный истокам музы-
кальной жизни Москвы. Здесь посе-
титель знакомится с редкими мате-
риалами, из которых, в частности,
	Ни одна столица в мире так не связана со. своим на-
родом, как Москва. В тоды Великой Отечественной
войны, когда враг подошел к Москве, весь советский
народ вместе со своей армией поднялся на защиту лю-
бимой столицы и вожесточенных боях. разбил фашиет-
ские ‘армии, положив начало общему разгрому врата.

„Москва — вамый крупный промышленный центр
	  СССР. Новые первоклассные заводы и. фабрики, гран-
	хиозные сооружения —— канал Москва Волга,  газо-
	провод.Саратов—Москва, метрополитен, ‘невиданный по
	своим масштабам и темпам рост городского: хозяиетва—
характеризуют 1 Москву. как ‘TOPOL, каких еще не `знала_
история цивилизации. ы

«Москва — центр: новой. социалистической культуры.
Многочисленные отряды московских ученых совмеегно.
с учеными, других тородов страны неустанно трудятся.
над. разрешением исторической ‘задачи не только. до-
THATS, HO и превзойти достижения науки за рубежом:

В `Москве находятся Институт Маркса— Энтельса—
Ленина, Академия наук СССР, отраслевые академии, на-
учно-исследовательские институты и лаборатории,
свыше двух тысяч библиотек; около ета высших учеб-
ных завелений, музеи, театры, издательства и т. п..
В Москве куютея кадры ученых, инженеров, техников,
‘атрономов, педаготов, деятелей литературы и искусства;
организаторов производетва и других специалистов,
обученных и воспитанных: в советских школах и пред-_
ставляющих собой ‘людей. нового: сталинекого типа. Эти’

ставляющих собой людей. с ; сталинского типа. эти‘
люди, обогащенные революдионным * ‘учением. ‘марксиз-

ма-ленинизма и опытом. высших достижений мировой
науки и техники, несут свои знания во все области с0=

циалистической экономики и культуры:

Москва — центр хуложественного творчества наро-
дов Советекого Союза. Советское искусство — самое.
идейное; самое высокое, самое правдивое искусетво В -
мире: Москва — колыбель советского искусства. Здесь
создаются многочисленные пьесы и спектакли, готовятся _
киносценарии и кинофильмы, открываются выставки и
музеи, организуются омотры и конкуреы. Co всех
концов страны в Москву сезжаются представители 60-
юзных и автономных республик, чтобы обменяться
‘опытом и познакомиться с лучшими достижениями в
области театра, музыки, живориси, скульптуры, архи-
тектуры.

Московекие театры ежегодно дают до 9 тысяч слек-
таклей, обслуживая около. 8 миллионов зрителей. В те-
атрах и других учреждениях и организациях искусств
етолицы трудятся виднейшие лраматурги, режнесеры,
артисты, композиторы, художники, архитекторы, ко-
торых знает и выеоко ценит вся страна.

800-летие Москвы — это всенародный праздник
трудящихея Советского Союза. Каждый советский чело-
век тордитея своей столицей. В дни подготовки & MpO0-
веления славного юбилея партийные и культурно-про-
светительные организации развернули широкую агита-
пионную работу в массах, используя богатейнтий и раз-
носторонний материал по истории столицы.

Слово Москва близко и понятно народам всех
стран. В борьбе за мир и демократию Москва — олице-
творение международного авторитета CCOP — за-
  нимает первое и ведущее мебто. Москва оказывает зна-
чительное влияние на Политическую, экономическую
и культурную жизнь всех стран. Москва давно уже
стала для всего прогрессивного человечества синонимом
правды, справедливости, чести.

Из Москвы Пентральный Комитет Всесоюзной Ком-
	  символ дружбы, счастья и славы народов Советского
	  Союза!
	Да здравствует большевистская партия — вождь и
	да здравствует уольшювистовая ва
  организатор побед советекого народа!

с а ай
	Да здравствует великий вождь, учитель и друг
народов страны Советов — товарищ Сталин!
	Москвы в 1765 голу, о крепостных
хорах, оркестрах, певцах, о первых
публичных концертах, музыке 1812
года, музыкальных салонах, истории
частной и государственной оперы в
Москве.

Около 300 фотодокументов, афиш.
программ рассказывают о развитии му-
зыкальной культуры в годы советской
власти. Растет число концертов, ус-
траиваемых для населения Москвы.
Создается филармония, воспитывают-
ся талантливые молодые кадры совет-
ских музыкантов. Москвичи завоевы-
вают первые места на международных
музыкальных конкурсах. Невиданного
расцвета достигает Московская кон-
серватория — ведущее музыкальное
учебное заведение страны.

есть выполнение разумного, велико-
го плана, направленного на небыва-
лый расцвет советского государства,
на дальнейший его культурный рост.
Заводы и фабрики Москвы показы-
вают пример передового, ‘изобрета-
тельского, планового труда, етавше-
го делом чести. Учебные заведения
Москвы полны энтузиастов, готовя-
щихся все свои силы отдать родному
народу, чтобы поскорее залечить ра-
ны, нанесенные войной, и шагнуть
дальше, так далеко, как не снилось
ни одному государственному челове-
ку. Запада. oy
Mocxsa—ctommna великой совет:
ской державы, ина ее улицах, в ее
учреждениях вы встретите все наро-
ды Советского Союза, потому что она
— первый из городов нашей земли;
любимейший город, для советского
человека, з
	Москва — центр новой социалисти“
ческой культуры, нового искусства.
Здесь живут творцы новой гармонии,
чьи замечательные музыкальные про-
изведения известны широко за пре-
делами Советского Союза, художни-
ки, певцы, артисты, пленяющие свои-
ми талантами не одно поколение;
воспитатели новых молодых масте-
ров, завоевывающих всеобщее прич
знание и продолжающих великолепна
ные традиции своих учителей, кино=
режиссеры, чьи фильмы стали клася
сическими, писатели и поэты, драмая
турги и детские писатели, ‚ которыв
создают новые произведения еоциая
листического реализма и романтиз=
ма, верные и глубоко правдивые кни>
ги о подвигах советских людей, об
их славных трудовых и боевых де-
лах.

Здесь, в Москве, встречаются пред:
ставители всех видов искусств, всех
жанров, приезжающие из всех брат-
ских республик, и эти приезды през
вращаются в дружеские праздники,
демонстрации новых неисчерпаемых
талантов, которыми так богата наша
советская страна.

В день всенародного _ празденка
восьмисотлетия Москвы люди ист
кусства принесут ей сердечную дань
благодарности и радостной гордости.

Ее праздник — всеобщий праздник.
советского народа.

И каждый в этот день скажет от
всего сердца: да здравствует наша.
славная, великая Москва на полгие.
долгие годы. Пусть живет она всег-
да в славе, красоте и молодости,
идет по пути, который ей указал
великий вождь народов, бессмерт-
ный Сталин!

Гравюра художника
Е Голаховского.
	Зена
	г 8

SULDEREEREEUSQUEEELLED ITE
	ВЫСТАВКА „МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ
	видно, что еще в походах Димитрия
Донского участвовали военные му-
зыканты. a

О первом театральном спектакле в
Москве рассказывает одна из старин-
ных записей: «Первый театр «Комеди-
альная храмина» была построена в с®-
ле Преображенском при государевом
дворе и существовала с 1672 по 1675
тол, будучи доступна для всякого
чина смотрелыциков. Первое предста-
вление «Комедия об Эсфири» с уча-
стием музыкантов, собранных со всей
Москвы, состоялось 17 октября 1672
года».

Экспонированы материалы O хоро-
вой культуре в Москве, имеющей
многовековую историю. о народных
зрелишах — карнавалах на улицах
	Москва была. суровым военным

6.

ВОСЕМЬСОПЬ ЛЕ!