СОБЕЕТСКОЕ ИЕКУССЬВО:
	ПРОГРАМА
		па пути к героическому
спектаклю
	ПЬЕСА П. МАРКИША В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЕВРЕЙСКОМ
ТЕАТРЕ Е
	Есть в ПЬесе целые сцены, кого-
рые представляются нам  необяза-
тельными, как бы они ни были удач-
ны сами по себе, Такова, на наш
взгляд, сцена в монастыре  (дейст-
вине происходит в западных областях
Белоруссии). Она, очевидно. понадо-
билась автору главным образом для
того, чтобы слелать нае свидетелями
	Государственный Еврейский театр
перзой премьерой сезона показал HO-
вую пьесу Перена Маркиша «Восста-
ние в гетто» в постановке Ф. Кавери-
Ha.

Пьеса П. Маркиша в основе своей
полемична. Всем своим содержанием
она резко направлена’ против той
опкибочной литературной тенденцин,
		В день юбилея нашеи столицы в
зале им. П. И. Чайковского состоял-
ся первый симфонический кониерт,
посвященный Москве.

Программа концерта’ открылась
кантатой В. Шебалина «Москва» для
солистов, хора и оркестра. Во вто-
ром отделении были исполнены нер-
вый концерт для фортепиано © 9р-
кестром и торжественная увертюра
«1812 год» П. Чайковского. Отлич-
ная, подлинно праздничная програм-
ма. =.
Кантата «Москва» на слова Б. Ли-
патова написана В. Шебалиным в
прошлом году и посвящена 800-лет-
нему юбилею Москвы, Новое произ-
зедение, удостоенное Сталинской
премии, привлекает силой выражечая
патриотического чувства. Широта его
идейного замысла органически полу-
чила выражение во внешней монумеч-
тальности формы. Восеоздавая черты
образа столицы, композитор сумел
дать их в аспекте современности.

Кантата «Москва» написана музы:
кальным языком, стоки которого
восходят к мужественному демокра-
тическому языку корифеев русской

музыкальной классики, к русской ва-
родной песне.

В финале композитор  увели-
чил силу звучания: оркестра включе-
нием трех духовых оркестров (Ha
сцене, на балконах), органа, гуслей,
фаяфаюо, труб за сценой. Мастерское
театральное ‘использование в парти-
туре названных средств усиливает
эффектность финалй, прославляю-
mero Москву—город Сталинской
славы...»

Кразочно оркестрованная, удоб-
но и выразительно написанная лля.:9=
	ее ЕН
была иеполнена с творческим под*е--
	мом, который увлек аудиторию: У хо:
ра (Ленингралекой ‘государственной
академической капеллы под’ руко-
водством проф. Г. Дмитриевского)
наиболее горячо прозвучали 3-я и
	„респокойныс
	®
Пьеса Б. Ласкина в Театре
им. Ленинского комсомола
		5-я части: Проникновенно был ис-
полнен мужской дуэт (засл. артист
республики А, Орфенов. и солист
оперной студии Московской государ-
ственной консерватории В. Тютюн-

ник) в 4-й части. Художественным
вкусом было отмечено исполнение В.

Гагариной «Песни девушки» (2-я
часть кантаты). Вообще надо отме-
тить, как безусловно удачный по
елитности голосов, состав исполнч-
телей-солистов в кантате (Т. Тала-
хадзе, В. Гагарина А, Орфезов,
В. Тютюнник). Жаль только, что 10
сих пор подобные крупные произве-
дения продолжают исполняться арти-
стами не наизусть, а с нотами в ру-
ках. Лаже при хорошем исполнении
внешняя скованность солистов меша-
ет аудитории полностью отдаться
восприятию художественных досто-
инств произведений.

Празднично, «нарядно» прозвучало
и 2-е отделение концерта, С боль-
шим воодушевлением сыграли увер-
тюру «1812 гол» Государственлый
симфонический оркестр Союза ССР
н образцово-показательный духовой
сркест? Министерства Вооруженных
Сил Союза ССР под темперамевтным
правлением дирижера Н. Аносова.

оследовательное нарастание  внут-
ренней динамики в финале коннерта
Чайковского, гамма оттенков во 2-й
части тонко и эффектно были пе-
реданы блестящим исполнителем этой
гениальной музыки пианистом Львом
Обориным. .

В этот праздничный вечер Филао-
мония встретила своих гостей-моск-
вичей радушно’ не только собствен-
во самим концертом. В фойе зала
была организована Фодержательчая
выставка, посвященная музыкальной
культуре Москвы, — большая работа
массового отдела Филармонии, заспу-
живающая специального расемотре-
HHA.
		По сути дела, в новой комедич
Б. Ласкина налицо лишь один «беспо-
койный человек» — в том толкова-
нии, какое вкладывает в это понятие
автор: Человек этот — демобилизо-
ванный офицер Сергей Широков, воз-
вращающийся на родной завод в и3е-
жнем своем довоенном качестве: ра-
бочим, бригадиром механического це-
ха. По ‘собетвенвым словам Сергея,
он Из тех солдат, кто «привык насгу-
пать. Пойди, удержи его». Но, Bo-
преки очевидному замыслу . aBTODd,
Широков не умудрен пройденной им
иколой войны, он извлек из нее
весьма односторонние уроки.

В самом деле, что в первую очередь
отличает бывалого советского воина?
Незыблемая  дисциплинированность
чувство локтя, умение  повино-
ваться, причем все эти качества зиж-
дятся на высокой гражданственной
сознательности. Однако  Широжов,
вернувшись с фронта, оказывается
лишенным этих достоинств. Зазол
получает срочный ответственный з1-
каз—и вот Сергей, стремясь к бы-
стрейшему его выполнению, приме-
няет новый ©10соб обработки  дета-
лей. Делает это он самостийно, ни ©
кем толком-не посоветовавшись и Не
договоривигись, без разрешения оу-
ководителей цеха, более того, вопре-
ки трезвым предостережениям техно-
лога. Новый метод  дотоле не был
испытан и проверен—не диво, что з
итоге станок выходит из строя, ле-
тали получаются ‚никуда негодными,
	и цеху, в течение шести месяцев
державшему переходящее знамя, ча-
чинают грозить опасность срыва
	важного проявводетвенного задазия,
невыполнение плана,

В заслугу Б. Ласкину надо поста
вить вполне похвальное намерение на-
делить своих главных героев сложны-
ми характерами Но  приключи-
лась бела: характеры на поверку ока-
зались не столь сложными, сколь
взлорными и непоследовательными.
Трудно, пожалуй, привести другой
пример <овременного драматургиче-
ского произвеления, гле бы все, 03
единого исключения, основные персс-
нажи, задуманные как положитель-
ные лица, были бы поголовно неправы.

Как мы уже убедились, круто не.
прав Сергей Широков. Но на ложной
дороге оказывается и его нареченная
— Наташа Родионова. Хотя Широкоз
и слепо заблуждается, Sespaccy 140
отстаивая свое право на анархическое,
легкомысленное и технически неоп-
равданное экспериментирование, ме-
шающее безотлагательно выполнить
важный государственный заказ, зсе
же не трудно распознать в нем дух
отважного новаторства, смелого дер-
`зания, готовности на производствен-
ный риск. Все это драгоценные каче-
ства, буль они только правильшо уст-
ремлены! Но Наташа отказывается
вникнуть в суть дела, помочь
товарищу по работе, другу детских
игр; любимому человеку. Всеми ee
поступками. руководит лишь мелкое
чиновное самолюбие’ — оно заглуша-
`ет все остальные человеческие чув»
‘ства: В самое серлие жалит Наташу
	‘обывательская обила, вызванная тем,
	что’с ней. цеховым «начальником», р
 довой_ рабочий смеетьне. соглашаться.
На протяжении всего изобретечного
драматургом поединка одного: из низ-
`ших командиров производства: с под-
 чиненным ему работником Наташз
только и знает, что негозует: ее авга

ритет-ле ущемляется. сТронтизостью

зловоелного Сергея! Будучи п» ‘всем
	статьям правой, она ведет себя так,
словно во всем неправа, — W-3 KO-
	ечном счете впрямь CTaHOBATCA не-
рарой. Вместо того чтобы -сразу про-

Г ЯвиТЬ начальственную волю и ИОиИ-
Е к порядку нелиеципливе рован-

ного рабочего, Наташа слезливо ее-
тует на его непокопство и в порядке
немошной самообороны на все лады
позосит фронтовой опыт Нирокова,
берет под сомнение ценность этого
опыта и применимость его к мирному
строительству:

Широков созершенно прав, утвер-
жлая, что у фронтовиков «есть чему
учиться». Но ведет он себя так, бузто
ставит себе прямую задачу опроверг:
	  которая стремилась изображать ез-   дискуссии, происходящей между
рейское гетто, возрожденное гитле-   ксендзом, олицетворяющим наиболее
ровскими каннибалами, как некую] реакционные круги католического
	«юдоль плача», как скопище людей,   духовенства, и переодетой в платье
бессильно и покорно склонившихся   монахини девушкой Ноэми, активной
перед своей трагической судьбой.   деятельницей позстанческого кон:
	Такс описызает гетто,  Напримео, 1.
Веледницкая в своей повести «Солн:
це с востока».

Пьеса Н. Маркина опровергает
это представление, как глубоко не-
верное и произвольное. Сейчас уже
незспоримо, что почти во всех устро-
	монахини девушкой HOOMH, активно
деятельницей позстанческого ко п-
тета, прибывшей для установления
связи с партизанами и доставки ору-
жия. Дискуссия эта во многом инте
pecHa, OHA насышена значительным
философским содержанием, в ней
раскрываются два антагонистических
мировоззрения; Но ее могло и не
	«Беспокойные люди» в Театре им. Ленинского
	С. Килигин — Родионов,
		‚ им, ленинского комсомола,
Соловьев — Сергей Широков.
Фото А. ТГладлтитейяа,
		a

-—

a

ечных гитлеровцами гетто ни. на
Mur не прекрашалось героическое
сопрстнивленне народных масс и в
различных формах велась напряжен-
ная, неутомимая борьба против фа-
шистских палачей. Воссоздать слож-
ность и своеобразие обстановки, в
которой протекала эта борьба, pac-
крыть луховные побуждения, помо-

быть,— логика развития пьесы не де-
лает эту беседу необходимой и неиз
бежной. _

Вызывает некоторое недоуменле
финал пьесы. В конце спектакля
перед нами неожиданно возникает

мрачная картина: гетто, разгромлен-
ное врагами, об`ятое пламенем, тоу-
пы погиблтих позотаннер Таков ne-
		гавтиие пленникам гетто в самых тра-
гических, казалось бы, совершенно
безвыходных условиях сохранять
боеспособность, стойкость, веру в
конечную победу над зэрагом/—та-
кова была задача, стоявшая  пергд
автором пьесы, обошедшей уже cue-
ны всех еврейских театров в ССХР,

Драматург правильно разгЛядел
ту основную силу, которая вела плен-
ников гетто на высокие подвиги, со-
общала им удивительное упорство в
том неравном поединке, который они
вели с врагом, вооруженным до зу-
бов. Эта сила—влохновляющий при-
мер. всей советской страны, могуще-
ственная поддержка братеких наро-
дов и в первую очередь — русского.
Эта сила — идеи коммунизма, вооду-
шевлявшие весь народ.
	пы погибших позстанцев. Гаков ре-
зультат восстания. Но мы ведь не
видели гетто в борьбе, мы не были
свидетелями досматических столкно-
вений, в которых характеры героев
должны раскрываться с наибольшей
полнотой. Из-за того, что конец пьесы
несколько скомкан, трагическая раз-
вязка ее не вызывает оптимистиче-
ской веры в то, что дело павитих бу-
дет продолжено. Это—самый суще-
ственный недостаток “произведения.

Театр правильно воспринял пьесу
Маркиша, как опыт героико-романти-
ческой трагедии, но, к сожалению,
не сумел в должной мере использо.
вать те возможности, которые ond
дает для создания спектакля мону-
ментального романтического стиля,
Пламенный пафос Маркина оказался
	нуть собственное утверждение. И в.а самотек, на произвольное раззи-
	самом деле, развитие событий доказы-
вает, что Наташа ровно ничему не
чаучилась у Сергея... разве только
щелканию орехов при помощи оконной
створки.

Вообще Налаша и Сергей по автд-
скому произволу упрямо  шагаюг
врозь. Казалось бы, что мешает ям,
молодым, напористым, дельным, пере-
довым людям социалистического 06б-
щества, к тому же связанным узами
давней любви, дружно трудиться вле-
чом к плечу и сообща двигать дело
вперед? Но автор заставляет гевоя и
героиню бесконечно и  докучливо
ссориться, уныло перебраниваться,
назойливо обличать друг друга в гре-
хах истинных и мнимых, — мало ля
чего не скажешь в состоянии запаль-
чивоети!

И как это ни странно, как ни негу-
разно, единственным апостолом Мнэя,
а посему и единственным правым че-
ловеком оказывается в пьесе дрях-
лая балерина. Именно она, и только
она, призывает влюбленную и ноу-
томимо препирающуюся чету «не
обострять отношений». Но  сцени-
ческий образ пожилой балерины явно
архаичен, от него пронзительно ра-
зит нафталином.
	Мы ничуть не являемся привер-
женцами обязательного воплошеняя
на сцене персонажей, олицетворяю-
щих дирекцию предприятия, партком
и завком. Но их отсутетвие не должно
перерастать в полное отрицание,
словно таковых и в помине нет на
советском белом свете, Меж тем, в
«Беспокойных людях» дело обстоит
как раз таким образом. Серьезные
производственные неполадки, чрева-
тые тяжкими последствиями для все-
го завода, оведены к предельно обо-
собленному единоборству цехового
технолога с бригадиром. Никто 43
	тех, кому надлежит, не вмептивается
	в происходяитие события. обрекая их
	эстонии
	° ТАЛЛИН. (Наш корр.). Управле-
	ние по делам искусств при Совете
	Министров Эстонекой СОР. утверни-
ло репертуар театров республики’ в
дни октябрьских торжеств. :

Театр «Эстония» ставит’ оперу

ТИ, Дзержинского «Тихий Дони
‚балет Э. Каппа и А: Сярева. «Кале-

„ вилоэг» На тему эстонского народно-
I ro эпоса, Театры Драматический и

Раквереский готовят постанозку ин-
сценировки романа А, Фадеева «Мэ-
лодая гвардия», Театр юного зрите-
ля покажет «Красный галетуд>
ЕЕ:
	  В уездвых театрах будут  постав-
‘лены «Жизнь в цитадели» А. Якоб-
  Cova, «Глубокая разведка» А. Крона,
«Разлом» Б. Jlappexesa, «Русский
вопрос» К. Симонова и «Беспокойная
старость» Л. Рахманова,

°В течение сезона театры покажут
также ряд произведений русской
классики, в тэм числе «Три сестры»
  Чехова, «Горе от ума»  Грибоелова,
«Без вины виноватые» Островского.
	тие. Но подобная ситуация во всам-
делишней действительности катего-
рически исключена. Порой поневоле
кажется, что все происходит в кар-
лаковой кустарной мастерской, а ле
на крупном предприятии.

“Самое забавное, что балерина Ma-
‘pus Константиновна ошибается толь-
ко один раз; когда она провозглаша-
ет: «Я очень ценю общественность,
но если личная жизнь не удалась,
завком помочь не в силах». Но ках
раз в данном конкретном случае
завком не только мог, но и обязан
был помочь, ибо стоило ему хотьна
пять минут вмешаться, и все вещи
мигом стали бы на свои места и
милым, чья личная жизнь зазря едва
не пошла прахом, осталось бы лишь
обменяться поцелуем.

В. Соловьев очень талантливо по-
казывает Сергея Широкова spe-
лым, вдумчивым и обаятельным,
до конца убежденным в своей безус-
ловной внутренней правоте челове-
  КОМ. К сожалению, предписанные
пьесой поступки находятся в проти-
воречии с этим образом.

По всем своим данным, Н. Кутз-
сина призвана играть волевые нату-
ры. Такова она ив роли Наташи
Родионовой. Кутасинская Наташа не
СТала бы, конечно, хныкать и на 943-
ные лады показывать свой стропти-
вый нрав, как к этому принуждает
свою героиню 5. Ласкин.

‚ Если ве ошибаемея, С. Килигин
впервые вышел на свет рампы в се-
дом парике и со старческими мог-
шинами. За вычетом тех ложных го-
ложений, в какие его порой стазит
сюжетное построеняе пьесы, актер
создает весьма располагающий к се-
бе образ старика. С хорошим вкусом
проводит Н. Делекторская роль бывз-
шей балерины. Превосходен И. Ло-
бызовский в роли недавнего фрон-
  товика Мазанова, который, все еше
вслушиваясь в звон своих боевых ме-
далей, домогается «руководящей ра-
боты». Некоторое ‹ внутреннее п27-
светление, которое постигает Маза-
нова и вдохновляет его перейти 43
АХО на производство, хотя, конечно,
на начальственный пост, в пьесе ни-
Kak не мотивировано, закономерным
итогом является то, что актер поне-
воле ведет роль в прежнем ключе и
ничуть не убеждает, что в сознании
Мазанова произошел какой-то пере-
лом.

У Театра им. Ленинского комсо-
мола—болыной и благоларный опыт в
постановке спектаклей, отражаю-
щих сегодняшний советский день.
Театр’ настойчиво стремится откли-
каться на все то, что волнует наших
людей—созидателей нового об-
щественного строя. Надо думать,
что в пьесе Б. Ласкина театр заинте-
ресовала та значительная и весомая
мысль, которая, несомненно; лежала
в основе авторского замысла: ве
давние «фронт» и ‹тыл» могут много-
му научиться друг у друга.

Творческий коллектив подошел К
пьесе с присушей ему подлинной доб-

росовестностью, и сочень жаль, что
  эти усилия не везде увенчались над-
‚  лежащим успехом.

Я ЧЕРНЯК.
	МОЛОДЫЕ ДЕКОРАТОРЫ
	организовывать и направлять дулов-
ную энергию народа.
	Недавно в Московском институте
прикладного и декоративного  ис-
кусства состоялась защита  дипло-
мов на факультетах декоративной
скульптуры, художественной керами-
ки и стекла. Это третий выпуск ин-
ститута.

В трех болыших залах экопониро-
ваны скульптуры, вырезанные из де-
рева, исполненные в Teppakore и
фарфоре, чеканенные в металле, ке-
рамические панно, вазы, чайные
сервизы, витражи и другие произве-
’дения прикладного и декоративного
искусства.

Институт, проводит большую эк-
спериментальную работу по овладе-
нню разнообразными материалами и
добивается новых способов их приме-
нения. Одним из интересных опытав
в этой области язляется плафонная
люстра дипломантки Н. Колесни-
ковой, выполненная в фарфоре. Изящ-
ная трехламповая люстра  решеза
своеобпазно и просто; блестящий бе-
лый фон фарфора нарядно сочетает-
ся < орнаментом из сине-голубых
васильков, оттененных легкой позо-
лотой.

На выставке дипломных работ
экспонированы три чайных  серзиза,
выполненные липломантками Н. Kode
невой, М. Шепелевой“ и’ Л. Ильи-
Ной. - рых

Особенно Удачно решены парал-
ный сервиз Кочневой) сделанный
к 800-летию Москвы, и сервиз Ше-
пелевой, посвященный  железнодо-
рожному транеперту:

Шепелева © болыним умением ¥
вкусом украсила ‹ свои чашки и
блюдна зимним пейзажем © поезда-
ми, станционными будками и телег-
рафчыми столбами. Сервиз Кочневой
состоит из 17 предметов, на которых
изображены замечательные coy:
жения Москвы.
	Ди EVGA BED NOU rks в исполнении некоторых актеров
3K, Не случайно, что вожаком  в0с-   подмененным холодной декламанцией,
ставших оказался молодой больше-   бездушной — риторикой. Печальнее
	вик Гирш Глик, человек революмн-   всего то, что особенно грешит этим
	онной закалки, беззаветно  предан-   М. Шехтео, исполнитель ° централь-
ный делу Ленина—Сталина. Не слу-   ной роли Гирша Глика, Глик у
чайно и то, что политическим руко-   Пехтера слишком хорошо помиит,

водизелем движения сопротивлеция
в гетто становится сибиряк Андрей
Семибрат, представитель подпольной
партийной организации. Нерушимую
связь с гетто держат отважные бе-
лорусские партизаны, снабжающие
повстанцев оружием.

П. Маркин: не скрывает того, что
в гетто нахолильсь также люди,
давшие себя увлечь вредными
иллюзиями «мирного  сотрудни-
чества» с немцами,  проповедо-
вавшие жалкие идейки «непротив-
ления», скатившиеся к прямому Bpe-
дательству. Элементы эти нашли се-
бе приставище в так называемых
«юленратах», езрейских комитетах,
	что он герон,—он дает это подять
всеми своими повадками, каждым
движением. каждой интонацией. Он
не умеет говорить просто, задушез-
но ни с любимой девушкой, ни © го-
дителями, ни < товарищами по ору-
жию. Порой кажется, что этот чело-
век це способен улыбаться, смеять-
ся, искренно переживать подлинные
душевные потрясения.

Следует еше добавить, что в ис-
полнении Шехтера плачевно сказал-
ся и другой недостаток, все еше
присущий отдельным актерам
ГОСЕТ,—неуважительное отношение
к слову. Значительная часть Текста
пьесы вследствие этого пропалает,
	создачных окыунантами € ABHO Про? не дохолит даже до зрителя, в со-
зскационными целями. Иной раз <Ге  вершенстве владеющго  литератур-
ли членов юденратов встречались и   ным евоейским языком.

люди, суб’ективно честные, но поли-  С позлинной трагической силой
	тически ограничевные, нахо, ившиеся
в плену ложных, путаных представ-
лений о гуманизме.

К этим людям поиналлежал и отец
Гирша—Волф Глик, искренно верив-
ший в то, что, будучи предселателем
юденрата и послулино выполняя во-
лю немецких властей, он тем самым
якобы предотвратит множество бел-
етвий. В этом заблужлении — зело
того трагического коефликта, кото-
рый возник между отном и сыном и
который завернилея полным крахом
идеалистических иллюзий Гликз-
старшего. Побежлает правда Гира
Глика, правда нарола, утвержхающе-
	проволит свою роль афтистка С. Рот-
баум (Хане, мать Гирша Глика). Это
самая болышая актерская удача
спектакля.

Есть обаяние и в образах, создач-
ных Н. Сиротиной (Ноэми). А. Блин-
чевской (связная Хаеле). Блинчев-
ская, однако, слишком усиленно под-
черкивает в своей героине инфантиль-
ное начало, что резко противоречит
всему строю чувств девочки-подрост-
ка, выполняющей самые рискованные
поручения повстанческого комитета.
	Очень  выразителен  арбтист Д.
Финкелькраут в роли ксендза, тонко
	а
ной
nope:
8 rel
х би

Bom
ci
welt
и

тет
ол

gett
Юз
те

ей!
АП
‚Дня
прое
e324
x Oi

5 woe
raaitl

ии

i ot

afi
pH

ий

‚ол
a
ays!

ий.

а Зари ОЕ.
3 J

ro себя в борьбе протиз своих   8Da-
гов, опирающегося на великие традч-
ции революционного прошлого лля
того, чтобы завоевать счастливое бу-
дущее.

Пьеса в целом является  празлч-
вым и волнующим произвелением о
TOM, как советекие люди, даже в са:
мых тяжелых условиях гитлеровских
концентрационных ‘лагерей, какими,
по сути дела, являлись гетто, COXp3-
няли верность своему патриотическо-
му долгу, поднимаясь на неразную
героическую борьбу.

П. Марюыи меньше всего думал о
канонах драматургии, когда писал
эту пьесу. Он стремилея He  столь-
ко выявить своих героев в лействии,
сколько воспеть их. Этим об’ясняют,
ся многие достоинетва «Восстания в
гетто» и значительные его недостат-
KH.
самого автора, а не тех, кто Tpoxc-
дит перед нами на сцене голос по-
эта, великолепно влалеющего дазом
патетической речи, страстного, тем:
пераментного;/` умеющего ярко и ©6-
резно выражать свой чувства и Мало
озабоченного тем, чтобы его перго-
нажи зажили самостоятельной жи-
звью, сами раскрыли с‹ебя в CBOHX
взгимоотношениях © окружающим ми-
ром.

EE OD

Это неизбежно приволит к проеоб-

ладанию элемента повествовательно-
го над драматургическим, к иллюст-
ративности отдельных энизодсбв.
Надо сказать, что театр (постансв-
mux Ф. Каверин} порой следует за

. автором по этому пути. «Немая сце-

на». которая служит как бы встун-
лением к спектаклю, сцена, изобра-
жающая скорбную групну евреев—
стариков, женщин и детей, проходя-
щих сквозь строй немецких солдат,
безусловно впечатляет. Но мы все-
таки не можем увилеть в этой жи-
вой картине, как возникает в серл-
цах людей священное пламя гнева,

Мы чаще всего слышим ‘голос’

маскирующего свою . циничность и
жестокость.

Спектакль «Восстание в гетто»
нельзя признать <серьезной улачел
театра. Пьеса П. Маркиша, несмотря
на указанные ее недостатки, давала
театру возможность создать  спек-
такль более яркий и волнующий,
свободный от риторрчности, насы:
щенный подлинным чувством.

Я. ЭЙДЕЛЬМАН.

}

Очень холоши фарфоровые фнгу?-
кн В. Александровой- Рославлевой,
изображающей — девушек, занятых.
строительными работами.

Советское декоративное  искус-
ство, проникающее во все области
начней общественной леятельности и
нашего быта, не может служить
только украшательским целям; оно
должно выражать все богатство
чдейного содержания нашей эпохи,

На первый взгляд может показать-
ся, что пьеса-сказка С. Маршака
«Двенадцать месяцев» является одной
из многочисленных варизций на темы
традиционных сказочных сюже-
тов. Фабула известной сказки о
Золушке сплетена в ней с не менее
популярной интригой сказки о лве-
надцати молодцах и красной девице.
В пьесе есть все. что должно быть в
сказке: злая мачеха и бедная палче-
рица, капризная королева, богатыри,
волшебное колечко. В ней, как и по-
лагается, вознагражлена добродетель
и наказан порок, Сказка, конечно,
завершается радостным финалом. И,
тем не менее, в сказке Маршака нару-
шены все традиции этого жанра, она
сказочна по-новому.

Жила-были на свете три девочки,
три ровесницы. Одна была умна, тру-
долюбива, ласкова, но судьба обош-
лась с ней жестоко: девочка была
падчерицей в семье и переносяла не-
детские трудности, знала настоящее
горе. Ее сестра, злая, избалованная,
жадная, причиняла Падчевице нема-
ло огорчений. Третья девочка была
Королевой,

Умная от природы, Королева имела

19308 HNP

3A CRASKH

волшебники; а сама мудрая природа
в образе двенадцати месяцев, двенал-
пати богатырей, совершает то, “ero
страстно хотят все героини. Чудо прэ-
исходит, но при этом живая природа
вмешивается в судьбу персонажей
сказки и унччтожает все незправед-
ливости. Чтобы сохранить Палчерице
жизнь, лвеналцать месяцев превраша-
ют зиму в весну. усыпают лес под-
снежниками, благополучно выводят
девочку из чаши и, наконец, в фана:
ле награждают ее ‘богатыми дарамя.
Надменную Королеву, никогда ничего
не вилезшую, кроме. своего дворца, и
потому возомнившую, что ее власть
безгранична, богатыри-месяцы.наказы-
вают за невежество и самодурство.
Вместе о своими придворными Коро-
лева в течение получаса переживает
смену четырех времен гола. На мгно-
вение появившееся весенние цветы и
ягоды тут же исчезают, — Королева
не успевает ими насладиться; быстро
наступающее лето опаляет Королеву
и ее свиту жарким зноем, осень по-
ливает их потоками дождей, зима кру-
жит в вихре снежной бури, заморажи-
вает, грозит гибелью. Tak, явив
Королеве свое могущество, природа
	как созревает их решение начать от-
крытую борьбу . протиз палачей.
Между тем, автор тоже не показы-
вает этого процесса и начинает свэю
пьесу прямо с разговора о восстании.
			дает ей суровый урок, раскрывает ни»
чтожность королевской власти перед
ликом реальной жизни.

Таким образом, оказывается, что в
пьесе Маршака обычная ‘сказочная
схема как.бы перевернута;: ведь по
традинии сюжет строился на столк-
новении героя с несправедливой ре-
альностью, Золушка становилась ©сча-
стливой только после ухода из  ре-
ального мира в мир сказочный, пре-
вративнись из простой девушки в
принцессу. Здесь же, наоборот, ска-
зочные персонажи из условного. мира
переносятся в реальность, чудеса со:
вершаются в самой природе. Герсини
сказки, так сказать, держат экзамен
перед самой жизнью. Сказочное про-
веряется реальным. Природа сама ус-
танавливает естественный порялок ве-
щей и по заслугам венчает добро, на-
казывает зло. И если Королева полу-
чила суровый урок, а злая Дочка, не*
достойная человеческого облика, пре-
вращена ‘в Собаку, то Падчерина об-
ретает счастье потому, что она его
заслужила. Ona вознагражлена 3a
свою доброту, за трудолюбие, за
стойкость характера.

Счастье нало заслужить, завоевать,
оно дается только тому. кто его по-
стоин. А если и есть случайное, неза-
служенное счастье, то оно ‘призрачно,
оно разбивается при первом же <9-
	прикосновений с реальной жизнью, оно
	все возможности проявить свое YH
рямство и властолюбие. Своенравно,
капризно, безжалостно управляла она
государством. Судьба нередко была
несправедлива к люлям`чой сказочной
страны, гле жили эта три девочки —
Падчерица, Дочь и Королева. Самой
достойной жилось хуже всех.
Случилось так, что все три девочки
пожелали чула. Маленькой Королеве
чудо понадобилось для того, чтобы
удовлетворить очередной каприз. Ей
захотелось повелевать не только сво-
ими подданными, но и самой приро-
дой. Королева, которой надоели
дворцовые развлечения, потребовала,
чтобы-во дворец к новому году были
доставлены подснежники. И вот
она издала указ, в котором обе-
щала корзину золота тому, кто вы-
полнит ее сумасбродное желание. А
жадная Дочка, услышав об этом, воз-
мечтала о чуде, необходимом ей ради
золота. Дочка с Маменькой, хотя они
и знали, что в январе в лесу цветов
не бывает, все же послушались указа
и послали Падчерицу в лес в мороз-
ную и вьюжную зимнюю ночь, нака-
зав: «Без подснежников лучше не
возврашайся». Падчерица пошла в
лес На верную смерть. Она тоже меч-
тала теперь о невозможных подснеж-
никах, это чудо было ей необходимо
ради сохранения жизни.
_ Не бесплотные феи, не духи, не
		ный лес, к сожалению, не вполне
преодолена в этом спектакле.
	Звереи этого спектакля театр все-
ми силами стремится подделать под
«настоящих». Но ведь заяц и волк,
ворон и белки в пьесе Маршака. — это
не звери Пришвина, это сказочные,
басенные звери. Сни разговаризают и
` действуют, как люди, а потому игоб-
ражать их должны люди-актеэы. Ко-
гда же зверя играет кукла, то рядом с
живым актером, играющим человека,
она неизбежно оказывается, так ска-
зать, в ложном положении. Кукла при
этом просто вынуждена претенловать
Ha полное сходство с живым зверем.
Именно поэтому куклы-звери, очень
искусно и натурально выполненные
В. Тузлуковым, но фазговаривающие
человеческим голосом, вызывают не-
доверие.
		Волшебные силы приролы оляцетво-
рены в пьесе и в спектакле в образах
Месяцев. Но если лее Штоффера в
этом спектакле проникнут радостью
подлинной поэзии, то Месяцы в их
сценическом воплощении презмерно
прозаичны и выглядят почти быто-
выми персонажами. Эта  прозаич-
ность чужда спектаклю в целом. И
только исполнитель роли Апреля А.
Никандров сумел найти ту степень
приподнятости, обобщенности, котолая
дает возможность, не прибегая к де-
тальной бытовой характеристике, соз-
дать опоэтизиарованный образ, mpo-
	никнутый особой волнующей тофже-
	ственностью. В то, что Апрель может
творить чудеса, юные зрители охотно
верят. Но, например, актер П. Газрч-
лов, играющий роль. Января, слишком
уж похож на заурядного  лесни-
чего. И чудодейственные способности
Января не могут не вызвать у детей в
зрительном зале законного скепти-
цизма: ?

В оранжерейной обстановке дворца,
в атмосфере всвобщей уголливости и
безоговорочного повиновения живет
маленькая сумасбродка-Королева. С
большим блеском и подлинным увле-
чением играет эту роль Л. Князева,
Прилворные восхищаются ее злыми
щалостями, Нсполняют самые неле-
пые капризы. Весело приказывать, ко-
гда тебе подчиняются, но в конце кон-
ПОВ И ЭТО надоедает! И вот Королева
изобретает все новые и. новые способы
поиздеваться над окружающими, по-
забавиться, а главное, еще и еще раз.
потешить свое властолюбие. Она упи-
вается властью; Она одновременно на-
ивна и лукава, весела и’ жестока,
дерзка и непосредствённа, Мы чувет-
вуем, что, Королева Князевой могла.
бы стать отзывчивой, ласковой, доб-
рой. В ее движениях истинная Гра-
ЦИЯ строческой неловкости, в капри-
зных интонациях—подкупающая ре-
бячливость.
	К сожалению, в спектакле образ
Падчерицы в исполнении актрисы Р.
Винограловой лишен той радостной
солнечности, той жизненной активно-
сти, которые позволяют богатырям-
Месяцам признать эту девочку своей
сестрой, Падчерица Виноградовой по-
ражает своей постоянной подавленно-
стью, обреченностью. Она не способ-
Ha искренно радоваться, глаза ее все
время тоскуют. Сценическая  дейст-
венность образа подменяется нервной
экзальтацией, в которой все время
пребывает Падчерица—Виногралова,
подлинные эмоции — сентименталь-
ностью.
	Злолейка Дочка Ю. Юльской аб-
солютно эгоистична и  совер-
шенно бессердечна. В этих своих
качествах она доходит едва не до
фанатизма. Жестокость, с которой она
гонит зимней ночью в лес сперва
Мать, а потом Падчерицу, не вызыва-
ет никакого удивления: именно пото-
му, что актриса убеждает нас своей
предельно выразительной игрой. Ког-
да Дочка—Юльекая, усевигись в УГ-
лу, лицемерно плачет, чтобы разжало-
бить Мать, мы чувствуем, что она ох-
вачена истинным горем; ей нужны,
необходимы полснежники; нужна кор-
зна золота, как только могут быть
нужны сказочной героине небывалые
чудеса. Актриса постигла секрет поз-
тичности сказочного образа. _
	Именно. этой поэтичности чет в
образе учителя Королевы — Профес-
сора, которого играет М. Абрамов.
Начетчик-латинист — очень зажное
лицо для понимания идейной кол-
лазии пьесы. Профессор олицетворяет
собой ограниченный, мещанскяй
«здравый смысл», он верит только в
то; что дважды два-четыре, он He
‘видит дальше своего носа. Именно в
‘этом образе воплошено прозаическое,
близорукое восприятие жизни, против
которого ‘направлена, по сути дела,
вся пьеса, Надо было сыграть ска-
зочного. человека, He веряшего в
сказку. Это не удалось актеру. Его
Профессор просто скучен з своей рав-
нолушной обыденности. Между Tem,
пафос спектакля усилилея бы, его
поэтический смысл стал бы яснее, ес-
ли бы зрители ощутили всю жалЕую
никчемность мнимого всезнания перед
чудом поленежников, преполнесенных
Королеве в новогоднюю ночь.
	В пьесе Маршака эти подснежники
становятся. символом могущества пра-
роль: способной‘ на подлинные чулез
са. Так ли уж сильно отлииотся ска-
‘зочные подонежании от изумительных
ылолов, выращиваемых ‘в мичурян-
ских садах? Нет, Профессор: не прав!
На свете бывают чудеса. Бывают го-
разло чаще, чем на сцена.
	Татьяна БАЧЕЛИС,
	«Двенадцать месяцев» в Московском театре юного зрителя: Дочка —
Ю. Юльская, Мать — Н. Артемьева.
		Фото А_ Горнитейна.
	°

неустойчиво в жизненной борьбе, оно
лишь «сказочно» в печальном смысле
этого слова. Только счастье, добытое
трудом, реально и прочно. Такова мо-
раль пьесы, таков новый смысл старой
сказки, получившей в трактовке Мар-
Waka большое воспитательное значе-
ние.

Но ве только в этом достоинство
«Двеналцати месяцев». Эта пьеса-
сказка по-новому ставит вопрос о чу-
десном, как о прекрасном в жизни,

Бывают ли чудеса на свете? Сказка
Маршака полна чудес. И, в самом де-
ле, что за сказка без чудес и превра-
шений? Но важно выяснить, где имен-
но С. Маршак находит чудесное. Ска-
зочно хороша сама реальная жизнь,
она полна чудес — вот что утвержда-
ет пьеса «Двенадцать месяцев». В са-
мом деле, в повседневной жизни, если
ее воспринимать поэтически, столько
чудес! Юные зрители сказочного
спектакля каждый день сталкиваются
с НИМИ.

Выйдя из зала театра, дети уви-
дят созданный людскими руками
великолепный город, они спустятся в
сверкающие лворцы метро, они встре-
тятся с люльми, совершающими пой-
стиче удивительные трудовые подви-
га. Все это’ чудеса, которые надо
уметь вилеть.

Во лв-рце Королевы, где все фаль:
шиво и вычупно, гле не чувствуется
дыхания истинной жизни, чудес не
бызяет. Все чудесное происхолит в
лесу и связано с теми преврашениями,
которые мы видим в оеальной приро-
	де. Это пьеса о радости, о красоте
жизни, и маленькие зрители легко
воспринимают ее жизнеутверждаю-
щую философию.

Мы убеждаемся в этом на спектак-
ле, поставленном П. Цетнеровичем в
Московском театре юного зрителя.
Представление еще не началось, зрк-
тельный зал еше полон света и ре-
бячьего гомона, но едва мы вошли,
как наше внимание уже привлечено
сценой. Длинный помост, врезающий-
ся в зал, портал, украшенный пестры>
ми лепными изображенаями сказоч-
ных героев, полотнише тента, простя-
рающееся над сценой и над партером,
— все это сразу как бы втягивает нас
в особый мир. Свет гаснет, и сцена
внезапно оживает, зажигается солнеч-
ными бликами и снежными блестками
пушистого лремучего зимнего леса.
Уже вэту минуту мы благодарны ху-
дожнику. Оформление Я. Штоффева
— большой успех театра. Оно не
только дает спектаклю живописный
фон, оно действенно, то-есть оно по-
настоящему театрально.
	Лес изображен Штоффером с реали-
стической достоверностью. Нов то
же время ясно ошущается поэтиче-
ское, лирическое отношетие художни-
кая к пейзажу. М потому лес и
‘тает некую притягательную силу; он
близок и понятен.

Но возникшая перед театром труд-
ность олиовременного изображения
на сцене рядом с людьми зверей и
волшебников, населяющих  сказоч:
	«Багратион и Кутузов».