™= COBETCKOE HCKYCCTBO
ВЕЛИНОГО ОНТЯБРЯ

у
	выставка 1947 г.
	сланы картины художников А. Вя-
сильева, М, Гамбурда и Р. Окушко.
Из Таллина в Москву отправлено 230
работ эстонских мастеров, В карти-
нах, рисунках и гравюрах отражен
расцвет Советской Эстонии,’ борьба
эстонского народа за свое счастливое
будущее.
	Аудожник Эийман представил сер:о
портретов стахановцев, заслуженный
деятель искусств Эстонской ССР
	Аламеон Эрик—большой гобелен, где
	показан двенадцатый певческий пра-
здник, Молодым художником Окасом
написана картина о событиях 1905 го-
да в Эстонии. Мастер живописи Кол-
лом отобразил в своих работах пей-
зажи Эстонии. График Лухтейн cos-
дал серию иллюстраций к новому из-
данию национального эпоса «Калеви-
поэг», Несколько скульптурных пор-
третов дал на выставку заслуженный
деятель искубетв Саннамээе,
	В бляжайшие дни в адрес Всесоюз-
ного выставочного комитета поступят
новые произведения художников Лз-
нинграла и Латвийской ССР.
	_ УКРАИНСКОЕ
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
	КИЕВ. (Наш корр,). Совет Мияч-
стров УССР и ЦК КП(б)У постано-
вили организовать республиканскую
выставку украинского народного ис-
кусства, посвящевную 30-летию Ве-
ликой Октябрьской социалистическо
революции. Выставка откроется з
первом квартале 1948 года, На гей
будут представлены экспонаты, де-
монстрарующие расцвет украинского
народного искусства и художествев-
ной промышленности за годы совет-
ской власти.
	Создан правительственный комитет
под председательством заместителя
председателя Совета — Министроз
УССР Н. Бажана.
	«Патриоты», Скульптор ВБ, Валев.
ей © © 6
	$
	т Ц. Кинематография
РАБОТЫ ГРУЗИНСКИХ   демократической Югославии
		ТБИЛИСИ, (Наш корр,), С боль-
ШИМ под’емом готовятся художники
Грузии к Всесоюзной юбилейной вы-
ставке. Много произведений живопис-
цы, графики и скульпторы Носвяща-
	ют любимому вождю народов
товарищу Сталину.
Заслуженный деятель искусств
	А. Кутателадзе готовит картины на
темы «Товариш Сталин в гостях у
матери», «Товариш Сталин в 1905
году проводит нелегальное собрание
в Западной Грузии».

Большинство картин посвящено те-
мам социалистического <строительст-
ва в послевоенный период,

Заслуженные деятели искусств XY-
дожники А. Цимакуридзе, Ш, Мама-
ладзе и И. Габашвили работают над
индустриальными пейзажами, отобра”
жающими будни строительства Храм-
ской и Читахевской гидроэлектриче-
ских станций, Наролный художник
М. Тоидзе готовит портреты ткви-
бульских шахтеров-стахановцев.

Мастера живописи К. Санадзе,
К. Грдзелишвили и В, Багратиони
посвящают свои произведения рабо-
там по осушению Колхиды,

Участники. Отечественной войны
художники К. Чанкотадзе, Г, Джор-
джадзе, А, Лурье, Г. Котрикадзе и
В. Бурдули пишут картины «Взятие
Штеттина», «Штурм Нозороссийска»,
«Полевой госпиталь» и др,
	Заслуженный деятель искусств ху-
	дожник Е. Ахвледиани работает над
полотном «Товарищ Л. П. Берия на
Клухорском перевале в дни обороны
Кавказа».

Широко будут представлены Ha
выставке также работы скульпторов
Грузии. .
	«ПЕСНЯ
О БАШКИРИИ»
	УФА. (Наш корр). Три группы ки-
нооператоров снимают на территории
БАССР полнометражный звуковой
документальный фильм «Песня о
Башкирии» ‘по сценарию С. Гарина и
Д. Дальского. Ставит фильм режис-
сер Д. Дальский.

Закончены `натурные с’емки крз-
сивых пейзажей Южного Урала,
степной полосы, рек Белая, Кама,
Дёма. В фильме будут широко по-
казаны знатные лица Башкирии, куль-
тура; экономика н быт республики.

Выпуск фильма приурочивается и
30-й годовщине Октября.
	МУЗЫКАЛЬНЫЙ
‚ КОНКУРС
	САРАТОВ, (Нащ корр.). Отдел по
делам искусств и областное отделе-
ние Союза советских композитозов
проводят конкурс на лучшее совое:
менное музыкальное произведение,

Внимание участников конкурса 9б-
ращено на темы, посвященные пере-
довым людям Саратовской области,
участию саратовцев в Отечественной
войне, в борьбе за новый под’ем
сельского хозяйства, в строительст-
ве газопровода Саратов—Москва, в
борьбе за выполнение и перевыполне-
ние плана новой сталинской пяти-
  TeTKH.
	ДАР БАШКИРСКИХ
КОМПОЗИТОРОВ
	УФА, (Наш корр.), Башкирские
композиторы готовят творческий дар
к тоизцатилетию Великого Октябли.

Молодой композитор Ахметов Ху-
  саин закончил первую часть симфо-
Г нии, поэму-вальс для голоса с орке-
‘ стром, песню «Тебе, Москва» ^ на
  текст поэта.Р. Нигмати,

Заимов Халик закончил две части
кантаты для большого симфониче-
ского оркестра, хора и. солистоз. В
кантате будет 5 частей, рисующих
  дореволюционную Бащкирию, =Башки-
рию советскую, проводы кавалерий-
‚ ской дивизми на фронт; четвезтая
‚ часть посвящается пауяти погибших
  воинов, пятая — теме победы.

Муртазин Рауф посвящает тридна-
тилетню Великого Октября новую

nnanwy р АХ

«Звезда» и «Авала» работают нал
фильмами «Као плима» («Подобно
наводнению»)—о© борьбе белградской
молодежи в первые дни немецкой ок:
купации, «Софка» — по роману из-

en rat WIV awn
	пре ее ля МЛ стэ-
вестного сербского писателя АТА стэ-
	летия Борислава Станковича «Нечн.
стая кровь», и «Люди < молодежной
дороги» — 0 героических трудовых
подвигах ‘югославской молодежи, За»
гребская киностудия «Ядрам-филу»
выпускает на экран кинокартину
«Этот народ будет жить». В фильхе,
сценарий для которого написал из-
вестный югославский поэт Бранко
Чопич. рассказывается © самоотвер-
женной борьбе ‘народа Боснийскоз
Крайны против немецко-фашистеких
захватчиков. Кинокартину о партизз::-
ской борьбе в период народно-оезо-
бодительной войны готовит также
Люблянокая киностудия, ot

Большие перспективы для развития
кинематографии открывает. первый
пятилетний план индустриализации №
электрификации народного хозяйстза
Югославии. По пятилетнему плану
капиталовложения в кинематографию
составят 1.500 млн. динаров. К концу
1951 г. в Югославии ежегодно будет
производиться 40 художественных и
100 документальных фильмов, а так.
же 112 киножурналов. Практическн
это означает, что югославекие apie
ли через каждые 9 дней будут иметь
возможность смотреть новый худо-
жественный фильм отечественного
производства и через каждые 39a
дня документальный фильм или ки:
ножурнал. . .

В каждой республике Югославской
федерации будет создана своя KI
студия. В пригороде. Белграда Ko-
шутняк запланирован специальный
кинопоселок, в котором будут жить
около 2 тысяч работников  югосдав:
ского кино.
^ В Югославии в 1939 г. было всего
405 звуковых и немых кинотезтров,
т. е. на 36,920 жителей приходился
олин кинотеатр. В отдельных ‘районах
Югославии положение было значи:
тельно хуже, В Черногории один ки:
нотеатр приходилея на каждые 4
тыс, жителей, в Македонии — на 60
тые,, а в Боснии и Герцеговине — на
70 тыс, С осуществлением пятилетие:
го плана чиело кинотеатров по срав-
нению с 1939 г. вырастет в три раза.
Черногория будет иметь кинотеатров
в четыре раза больше. чем до войны,
Македония в 6 раз, а Босния и Гер-
цоговина в 7 раз. В 1951 году одних
звуковых передвижек ` в Югослазни
будет 120; число киноаппаратов для
узкопленочных научно-просветитель:
ных фильмов возрастет go 1.500, Ta
ким образом кино приблизнтся к шн-

ким слоям трудящихся Югославии,

рестьяне самых отдаленных сел, ке.
торые до-войны не могли ин мечтать ©
кино, будут иметь свои кинотеатры,
Киноискусство на языках югослав-
ских народов в значительной Mepe
будет содействовать под’ему народ.
ного самосознания и культуры,
a
	И. РАДОВАНОВИЧ.
	До войны Югославия не имела cob
ственного кинопроизводства, Экраны
заполняла одурманивающая ° KH-
нопродукция Голливуда, французских,
итальянских и. немецких кинокомпа>
ний, Советским. кинокартинам, в кото”
рых тогдашние реакционные прави-
тели видели «коммунистическую за-
разу», доступ на югославский экран
был закрыт,

Положение резко изменилось после
того, как в Югославии установился
демократический режим. Вместо ре-
акционных и пошлых фильмов на ЭК»
ране появились кинокартины прогрес-
сивного демократического направле-
вия из Чехословакии, Франции и
Польши, Широкие народные массы
впервые увидели ‘передовое советское
киноискусство, которое приобрело в
Югославии огромную популярность.
Почти все лучшие советские фильмы
побывали на экранах Югославии 34
последние два года и были тепло
приняты зрителями, Особым успехом
среди югославских зрителей пользу“
ются «Клятва» «Каменный цветок»,
«Молодость нашей страны». Высокую
оценку на страницах югославской пе-
чати получили также «Сын полка»,
«Юность поэта», «Сыновья», «Про-
павшая грамота» ‘и другие канофиль-
мы.
	С того дня, как в Югославии был
положен конец господству загранич-
ных капиталистических KHHOKOMIIa-
ний, появилась возможность создания
отечественной кинематографии. За
короткий промежуток времени в Юго-
славии был создан ряд высококачест-
венных документальных фильмов. Та-
кие картины, как «По сяедам четвер-
того и пятого наступлений», «Моло-
дежная дорога», «Молодежь строит»,
«Ртуть из Идрии», получили высокую
оценку на международных фестива-
лях в Локарно и Брюсселе. Особый
интерес вызывают кинодокументы об
освободительной борьбе народных
масе Триеста и Пулы, находящихея
под англо-американским военным ун-
равлением. Эти фильмы, заснятые
операторами в обетановке преследо-
ваний со стороны гражданской поли-
ции зоны «А» Юлийской Крайны, яв-
ляются документами потрясающей
силы и изобличают политику реакци-
онных кругов Англии и Америки.
	В этом году зрители Югославии
увидели первый художественный
фильм отечественного производетва--
«Славицу». Появление этого фильма,
отображающего борьбу далматинеких
партизан в период народно-оевободи-
тельной войны, является крупным со-
бытием не только в жизни югослав-
ского кино, но и вообще в культур-
ной жизни страны, Впервые е экрана
заговорили на родном языке герои
югославского народа. Фильм, раскры-
вающий волнующие страницы эпиче-
ской борьбы кародов Югославии
против итало-немецких фашистских
захватчиков, пользуется огромным
успехом у зрителей Югославии,

Вскоре на экраны Югославии вый-
дет еще несколько художественных
фильмов.  Белградские киностудии
		ТИЮ
	HABCTPENY 3Q-JIE
	ие мечты
	ной Украины. Сыневья Федорчука
любят девушек: Cassa — свою
двоюролную сестру цыганку Рахи-
ру, Михайло — панскую  батрачку
Анну. Пока идет время свиданий,
золотая пора первой любви на фоне
покоряющих и пьянящих сердце
пейзажей гор. и лунных ночей в .Кар-
патах, зритель очарован силой
любви и молодости. Но вот прибли-
жается час помолвки, и что-то не-
отвратимо страшное, трагическая
судьба ожидает героев. Bee буду-
щее счастье молодых людей зависит
теперь от кусочка земли, которым
	владеет их отец. Стаэшего сына
Михайлу забирают в армию, и у
млалнего Саввы _ появляетея Ha-
	дежда, что отец выделит ему засть
земли, чтобы ‚ зожно’ было обвен-
чаться с Рахирой. Вернувшийся в
это время на побывку домой, Ми-
хайло решает открыться родителям
в своей любви к Анне. Узнав об
этом и поняв, что рушится его лич-
Hoe счастье. Савва убивает родного
	брата ради клочка земли. Власть
земли оказывается сильнее власти
любви. 4
	Над мертвым телом любимого
сыка старик Ивоник приходит к
мысли, что крестьянин — раб земли,
а не ее хозяин: «Не для тебя, сивку,
була земля... А ти для не.. Дурень
ти був на ний, дурень. Ходив робив
та гаэдав що для себе... Наймитом
був ти на земли, наймитом.» В
этом — социальный смысл драмы.
	Повесть «Земля» удачно переде-
лана в пьесу художественным ‘руко-
водителем театра народным ” арти-
стом СССР В. Василько. Музыку к
пьесе написал композитор В. Кры-
жановский, художник—А. Плаксия,
балетмейстер —Ю. Разумовский. Те-
атр, готовя спектакль, выехал в се-
ло. Там у стариков училиеь актеры
пляскам конца ХХ ^ века, изучали
свадебные и бытовые обряды, запи-
сали чудесные украинские песни.
	«Земля» — первая пьеса о жизни
крестьян Буковины. По евоему под-
линно народному духу и большому
социальному звучанию — это однз из
самых крупных удач театрального се-
зсна на Украине. И 10, что в театр
потянулся, наконец, зритель из даль-
них селений Северной ‚Буковины, —
лучшее признание большой правды
советского театра. :
	Сеичас театр об’езжает села и
колхозы Буковины. Он выступает в
клубах, зданиях школ и прямо на
полях, где крестьяне собирают
обильный в этом году урожай, Хо-
тинские садоводы, кицтанские кол-
хозники, лесорубы с Черемоша —
тысячи зрителей сходятся вечерами
Ha спектакль. В антрактах актеров
забрасывают цветами, «Землю» хо-
AAT смотреть по 2 и по 3 раза,
		Воплошен
	В Карпатах мы а по. радио
Лондон.

В’ехав на автомобиле во двор. мы
еще не успели познакомиться с хо-
зяевами хаты, как их уже отреко-
мендовал нам английский радиоком-
ментатор: «В Северной Букозине
живут гуцулы — дикий горный на-
род, по укладу и быту жизни мало
чем отличающийся от племен древ-
них индейцев». Хозяин хаты, почув-
ствовав себя неловко, выключил
приемник, а мы спросили с улыбкой:
<За что же это они вас так?» Гуцул
махнул рукой: «Собака лает — ве-
тер носит».
	Представитель «дикого  горвого
народа» только что вернулея из те-
атра; ну что ж. это интересная тема
для разговора.
	В Черновцах -- столице Север-
ной Буковины — идет спектакль
«Земля». Семь лет назад, когда chor
да вошли первые советские танки,
мы навестили знаменитую народную
писательницу Буковины Ольгу Ко-
былянскую. Актеры из Москвы за-
шли пригласить ее К себе на спек-
такль. Они не знали, что уже деся-
тнлетия разбитая параличем  писа-
тельница прикована к креслу. Акте-
ры были смущены, но их выручила
сама Кобылянекая, заговорив о те-
атре: _ =
	— Я бы очень хотела дожить до
пней, когда в Черновцах будет те-
дтр, напоминающий театры Москвы
не по силе актерских талантов, а по
его духу, по его правде. У нае су-
шествовал театр для купцов, бога-
тых семей, духовенства, чиновников
и губернатора. Гуцулы туда не хо-
дили, потому что со сцены там сла-
денько врали о том, как хорошо жи-
вется в ярме эксплоататоров. Даже
и врали-то на чужих языках — то на
немецком то на румынском.
	— Вы самые счастливые актеры в
мире, потому что говорите народу
правду. А всякое большое искус-
ство начинается именно © правды!
	— Я буду слушать ваш спектакль
по радио. Но вы обязательно приез-
жайте к нам в Черновцы через
год — два. У нас будет свой театр
и свои правдивые пьесы, а все бар-
хатные ложи и кресла`в театре зай-
мут крестьяне и лесорубы Буковины.

Бернувшиеь с фронта спустя че-
тыре года, мы уже не застали в жи-
вых Кобылянскую. Ее именем назва-
ны центральный проспект города
и лучший кинотеатр. В домике, где
она жила, теперь открыт музей, А в
театре, гле зрителями были гуцулы,
лнла ее «Земля».
	«Земля» — это трагедия малень-
koro народа Буковины. 700 лет этот
народ угнетали польские паны, ту-
рецкие султаны, румынские бояре.
И в согнули! Какую же силу во-
ли, какой неукротимый дух, какой
железный характер надо было иметь,
чтобы отстоять свою свободу, язык,
культуру. Много поколений гупулов
в жестокой борьбе за свою незави-
симость раньше времени ушло из
жизни. На берегах Прута и Черемо-
- ша, в лесах Вижницы, на Черной горе
и пол самыми облаками на вершине
Джумарива, рядом с русскими cou.
`датами покоятся безымянные горцы,
которые помогали Петру Г добивать
шведов в лесах под Черновцами,
участвовали в знаменитой Грюн-
вальдокой битве и ходили © Дозбу-
шем жечь панские усадьбы. И вот,
потомки этих неукротимых людей’
смотрят теперь спектакль все же на
том языке, на каком разговаривали
°_их деды и прадеды.
	«бемля» написана почти полвека
назад. Еще жизы некоторые герои
повести. живы их дети и внуки в се-
ле Лымке.
	Театр нам показывает ЖИЗНЬ
семьи буковинца Ивоника Федорчу-
ка, а мы угадываем большее—жизнь
всего маленького народа, силою
оружия оторванного от род-
	До Великой Октябрьской социали-
стической революции чувашсекий ва-
род не имел возможности развернуть
свои творческие силы. Условия цар-
ского режима душили каждый росток
народного искусства.
	Аарактерно свидетельство исследо-
вателя В, Мошкова, собравшего и за-
писавшего до революции чувашекие
напевы:

«Из чуваш мне не доводилось
встретить ни одного человека, кото-
рый не пел бы родных песен... Но,
передавая мне свои песни, они преж-
де всего хлопотали о том, чтобы их
не услыхал кто-нибудь из начальст-
ва».
	В подполье было загнано даже на-
родное изобразительное искусство —
богатейшая чувашская вышивка, резь-
ба, роспись и т. д. Специальные за-
коны были направлены против рас-
пространения чувашского орнамента
среди трудящихся, который расце-
нивался как «совершенно излишняя
роскошь».
	Великий Октябрь дал трудящимся
Чувашии все необходимое для хозяй-
ственного и культурного роста, для
создания и расцвета. чувашского ис-
KYCCTBA.
	В сказочно короткие сроки в моло-
дой советской республике создана
веть театров, филармония, художест-
венная галлерея, Дом народного твор-
чества. музыкальное и художествен-
вое училища, детские музыкальные
и художественные школы, драматиче-
ская и оперная студии и т. д. Появи-
лась целая плеяда, талантливых дра-
матургов, композиторов, артистов, му-
зыкантов, режиссеров.
	Наиболее широкое развитие полу-
чил в республике театр. Молодому
театру и его зрителю нужны были
пьесы, отражавшие события, _ идеи,
выдвинутые революцией. В первые же
годы советской власти на чувашской
сцене появляются пьесы на темы. из
жизни и быта чувашского народа;
М. Акимова — «Преждевременная
смерть», ©. НМавлова—«Сутра», «Ял-
та», П. Осипова — «Айдар», «Кужар»,
Максимова-Кошкинского — «Садурпа
Илем» и др.
	Используя лучшие произведения
классической и современной русской
и чувашской драматургии, театр зна-
чительно расширяет свой репертуар и
твердо становится на путь социали-
	стического реализма. Спектакли
«Платон Кречет» А. Корнейчука,
«Как закалялась сталь» Н. Остров-
	п Рф eens

ского, «На дне» М. Горького, «Васи-
лиса Мелентьева» А. Островского,
«Нарсии» К. Иванова, «Чакка» (ин-
сненивовка поэмы народного поэта
	Художественная
	В Москву продолжают поступать
произведения на Всесоюзную худа»
жественную выставку 1947 года; 33-
кончился предварительный просмотр
произведений, поступивших из авто-
номных республик, краев и областей
РСФСР. В числе поступивших—кар-
тины «Табун в степи» Ц, Сампилоза
(Бурят-Монгольская АССР), портрет
Сулеймана Стальского М, Джемала
(Дагестанская ACCP), «Сельская
электростанция» А. Шиндикова (Яро-
славль), волжские пейзажи А, Полю-
шенко (Горький), портреты передозч-
ков промышленности и. сельского х>-
зяйства Шабышева (Изаново), «Наши
пришли» М, Лихачева (Воронеж), «На
лесозаготовках» А, Казакова (Архан-
гельск) и др. ,

Закончилея также предварительный
просмотр произведений, предетавлен-
ных Московским союзом советских
художников и кооперативным тоза»
риществом «Росекульптор». Всесоюз-
ному выставечному комитету этими
организациями рекомендовано свыше
40 картин и скульптур.

Из Молдавской ССР в Москву при-
		В те дни, когда Лондон радио-
вещал о «диком горном народе», в
гуцульском местечке Коломыи, у
подножья Карпат, шел «Отелло»
Шекспира. Сцена в театре была ма-
ленькая, и Ваграму Папазяну, каза-
лось, было душно на ней после ши.
роких театральных площадок Моск-
вы, Ленинграда, Парижа, Лондона,
Рима, Нью-Морка. Но когда к нему
за кулисы пришли гуцулы благода-
рить за блестяще сыгранную роль
Отелло, он, сильно волнуясь, не знал,
что ответить
	Ночью, когда мы глухими улочка.
ми возвращались с Папазяном из те-
атра, он говорил:
	—Вы знаете, я так волновался ча
сцене, как волновался когда-то в!
далекой молодости, первый раз иг-
рая эту роль: ведь я впервые откры:
вал людям гор Ш&кспира..,
	А ведь это был  двухтысячный
спектакль, в котором Ваграм Папазян
играл Отелло!

А. ГУТОРОВИЧ.
	Северная Буковнна.
	ПРАЖСКИЙ ТЕАТР
		Прага 2, площадь Гавичка +8—та*
‘коз адрес пражокого профессиональ-
Ного театра для детей. Театр моло-
дых пионеров был создан 19 июня
1945 года вскоре после освобожде’,
‘ния Чехословакии от немецких скку*
пантсз, Руководитель театра. Вац-
Глав, Ванятко, являющийся ‘одновре-
менно директором, режиссером, пе-
дагогом и автором, в прошлом ак’
Fe и режиссер-постановщик  дет-
ских спектаклей в одном из веду-
  ших театров Праги, < увлечением
`расеказывает.о работе и задачах сво-
`его театра,
	Театр не имеет постоянной  госу-
дарственной дотации и в настоящее
время существует благодаря под-
Держке Министерства информации.
Низкая цена входного билета не’ Aas
ет театру достаточных финансовых
возможностей, и потому о только
преданность своему делу, личиый
энтузиазм коллектива и всё возрастя-
‘ющий интерес к детскому театру в
широких кругах общественнос!и
‘Обеспечивают хорошее качество снек-
таклей и привлекают К работе над
детскими спектаклями видных дея-

‚ телей чешекого искусства.

i

:
	Театр с гордостью ‘называет имена
видных чешских композиторов Ярос-
лава Кржичка и Вацлава Трояна,
писавших музыку к детским пьесам,
идущим на сцене театра. Известный
чешский позт Франтишек Грубин на:-
писал для театра новую пьесу-сказ-
ку «Снегурочка, звереныши и кав-
лик». Эта пьеса очень. весело и ост-
реумно, в доступной малышам проза-
ической и стихотворной форме. до-
носит ясную и простую мораль: надо
любить труд н нельзя лениться, не
нужно важничать и обижать ела-
бых.
	В репертуаре театра с успехом
шла пьеса советского автора «Тимур
и его команда». Хорошо прошла пье-
са югославского писателя Брачко
Гопича «Ударнины». Сто девять раз
сыграл театр пьесу своего руково-
дителя Вацлава Ванятко «Ювый
партизан».
	Театр играет 5—6 премьер в год.
ять дней в неделю спектакли идут
два раза в день по коллективным
заявкам пражских школ, и лишь в
субботу и в воскресенье спектакль
идет один раз в день для желающих

Северная Корея. Городские во

лосетить детский театр. В труппе
тватра 26 актеров в возрасте от 15
до 26 лет. От амплуа «травести» те:
`атр отказался, Мужские роли игра:
ют мужчины, женские—женщинь.
Своего оркестра театр пока не име-
ет и по мере надобности приглашает
для участия в спектакле музыкантов
Радиокомитета, Министерство [pot
вещения в отличие от Министерства
информации не является ведущим
нефом детского театра, но педагоги
шкод охотно помогают театру, принн»
мая активное участие в обсуждении
  вовых спектаклей,
	  Театр молодых пионеров в Праге
‘является одним из немногих само-
стоятельных профессиональных теат:
ров для детей Чехословакии. Bes
финанеовой поддержки со стороы
детские театры обречены на’ увяда*
ние и запустение. Так, хороший дет-
ский театр Милы Милановой, органн“
зованный в 1936 году. в настоящее
время должен был слиться © коллек-
тивами трех пражеких театров, н ак’
теры его играют теперь  детожне
спектакли лишь два раза в нелелю,
остальное время посвящая работе в
постановках для взрослого зрителя,
	<Мы не теряем надежд и полны
творческих сил‚—говорит Вацлав Ва:
нятко.—-Перед нами стоят большие
задачи, Мы много слышали про ле:
атры для детей в Советском Coie a
мы хотим воспитывать наших дэтей
так же, как это делают в ССУР.
Мы хотим, чтобы. чешские дети сп
сцены нашего театра слышали пра’
дивые слова о чести, о доужбн о
любви к родине и своему. народу,
Мы делаем все от нас зависяцее,
Мы хотим ставить лучшие советские
пьесы для детей, мы хотим, чтим
наши писатели писали нам такке ке
хорошие пьесы, пьесы, которые МУ:
ли бы пойти и на сцене детского 16°
атра в Москве».
	Можно выразить уверенность, что
такие пьесы будут ‘написаныьн чт
Театр молодых пионеров в Праге вы
растет в большой, крепкий, TROME
ски здоровый и целеустремяенный
коллектив людей,. отдающих все-ево\
силы делу воспитания молодого 1d
коления <вободной- Чехословацкой
республики. - >
	Сергей МИХАЛКОВ
Прага, сертябрь 1947 Е.

худ. H- ЩШишловского,
	ПОРТРЕТЫ
ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ
	НАЛЬЧИК. (Наш корр.). Ka6ap-
динский Союз советских художников
готовит к 30-й годомиине Октября
галлерею портретов лучших людей
Кабарды.
	Скульптор Н. Прозоровский уже
представил” портрет основоположни-
ка кабардинской поэзии Али Шоген-
цукова, погибшего во время’ Отече-
ственной войны. Сейчас он работает
над скульптурой народного поэта и
просветителя Кабарды Бекмурзы Па:
чева, умершего в 1936 году. Закон-
чена предварительная работа над
скульптурным портретом прославлен-
ного летчика Кабарды Героя Совет-
ского Союза Кубати Карданова.

КУССТВО ЧУВАШИИ
		Наконец, наметился под’ем нацио-
нальной драматургии. За последнее
время появился ряд ценных пьес на
современные темы: «На заре» Н. Айз-
мана (о борьбе за развитие колхозов),
«Два товарища» В. Алагера. «Матур
Макар», «Огненное серлце» молодого
автора С, Павлова, «Партизанская
сказка» С. Мерзлякова и т. д.
	Но это только начало. Наши драма-
турги еще в большом долгу перед на-
родом. Театрам нашей республики,
которые дают до 1500 спектаклей в
год, нужны хорошие пьесы на акту-
альные темы современности,

У нас выросли значительные теат-
ральные кадры. В спектакле «Горе от
ума», которым открыл новый ‹езон
Чувашский академический театр, иг-
рали 23 молодых актера, окончивших
Чувашскую студию при Московском
институте театрального искусства им.
Луначарского, Первый спектакль ‘вос-
питанников народного артиста СССР
М. Тарханова прошел © большим уе-
пехом.
	Чувашекая советская музыкальная
культура в короткий срок обогати=
лась произведениями различных жан-
ров: от простейших обработок народ-
ных песен до кантат и симфоний. Ос-
новой развития современной музы-
кальной культуры явилось богатей-
щее песенное творчество народа, Ком-
позиторы Ф.. Павлов и В, Воробьев,
ироко используя все многообразие
жанров и форм народной музыки, соз-
дали песни, ставшие достоянием все-
го народа.
	«Путь Октября» В, Воробьева (сло-
ва Н. Васянка) явился первым круп-
ным хоровым произведением чуваш.
ской музыки, отличающимся большой
эмоциональной насыщенностью и
глубокой идеей; правдиво, живым
музыкальным языком комнозитор рас-
сказывает о велакой свободе. кото-
	рую дали чувашекому народу OK-
тябрь, Ленин, Сталин.

‚ «Путь Октября» оказал большое
	влияЦцие. на дальненшее развитие чу-
вашского хорового творчества,
	Пачиная © 1936 года композиторы
создают ряд новых песен. Один из
старейших композиторов республики
Г. Лискоз две свои лучнше песни
(тексты поэта И. Ивника) посвящает
великому другу и вождю народов
товарищу Сталину; В этих песнях
звучит голос окрыленного народа:
	Тому, кто сделал Родину солнеч-
ной,

Кто дал. счастье наролу,—

Великому Сталину слава!
	Бодрые, жизнерадостные песни о
советском человеке, о свободном тру-
де, являющемся источником счаетья,
	оставил нам безвременно скончавший-
ся 19-летний талантливый компози-
тор Геннадий Воробьев, Кипузей ра-
дости и праздничного веселья пелны
песни композитора Г. Лебедева.
	В области песенной лирики выде-
ляется композитор Ф. Лукин. Свежо,
приятно звучат его лирические пес-
ни: «Белая роза» (слова И. Тукташа),
«Утренняя песня» (слова Вараева),
«Гусли» (слова И. Ивника). Интерес-
ны его военные и трудовые песни; из
них особенно удачна песня «В поле
	рожь золотистая» (слова В. Долгова),
	которая призывает тружеников со-
циалистических полей к дружной,
сплоченной работе, к борьбе за ук-
репление могущества социалистиче-
ской родины, к борьбе за культур-
	ную, зажиточную жизнь,

Большую художественную  цен-
ность представляют ‘музыкальные
	произведения Г. Воробьева: «Первая
симфония», «Детекая сюита», «Скри-
ининая соната», «Вторая фортепиан-
ная сюита». .
	Симфония Г. Воробьева оценена со-
ветской музыкальной сбщественно-
стью как выдающееся произведение и
включена в программу лучших кон-
цертных организаций Союза ССР,
Симфония эта представляег собой
большое событие в истории чуваш-
ской музыки.
	Большой художественный интерес
представляют музыкальные комедии
«Радость» В. Кривоносова и «Когла
pacunesta черемуха» Орлова-ПШузьм,
Оба эти произведения‘ написаны на
колхозные темы и пронизаны оптими-
стическим восприятием жизни.
	Перед нами стоит задача — соэлать
оперные и балетные произведения. Во
то же время мы должны подумать о
подготовке вокальных исполнатель-
ских кадров.

Чувашское советское изобразитель-
ное искусство — самое молодое из
всех других искусств. Но его успехи
могут быть отнесены к числу луч-
ших’ достижений художественной
культуры республики. Свидетельство
этому — открывающаяся в ознамено=
вание 30-летия советского государст-
ва республиканская художественная
выставка (десятая в республике),
Наши художники создали ряд цен-
ных произведений, Среди них особый
интерес представляют работы М. Сии-
ридонова, проникнутые подлинной че-
ловечностью и правдой. Художник
любит свою социалистическую  рес-
публику с ее полями, лесами, завола:
ми, колхозами. В таких Kay тинах, как
«Ударная бригада бетошииков»,

«Вурнарская фосфоритная», «Столяр-

но-мебельный цех ° Шумерлинского

комбината», «Канашский  вагоноре*
я `
		Чувашской АССР С. Эльгера «!1од
гнетом»)—большие достижения pea-
листического сценического искусства.

Вместе c Чувашским академиче-
ским театром рос Республиканский
русский драматический театр, кото-
рый оказал большое влияние на раз-
витие чувашекого национального ис-
кусства. В его репертуаре лучшие со-
временные пьесы. Театр показал сво-
им зрителям и сокровища русской и
мировой классики.

С окончанием войны перед театра-
ми, как и перед всем идеологическим
фронтом, встали новые, еще более от-
вететвенные задачи. Появилась по-
требность в произведениях, отобра-
жающих героическую жизнь COBET-
ского общества в ее’ непрестанном
движении вперед, в произведениях,
рисующих лучшие стороны характера
советского человека. с особой силой
выявившиеся во время Великой Оте-
нественной войны.
	Однако репертуар наших театров и
других художественных коллективов
оказался не на уровне этих требова-
ний.

Исторические решения ЦК ВКП(б)
по идеологическим вопросам полска-
зали нам пути преодоления ошибок и
недостатков, идейно вооружили дея-
телей - искусств, открыли широкие
перспективы дальнейшего роста куль-
зн и искусства.

начительным событием в художе-
ственной жизни республики явилась
постановка пьесы «Человек с ружь-
ем» в Чузашском академическом те-
атре, давшей возможность впервые на
чувашской сцене показать образы ве-
ликих вождей революции В. И.
 Ленина и И, В. Сталина,

К 30-летию советского государетва
Чувашский академический театр го-
товит «Молодую гвардию» о рома-
ну А. Фадеева, «Старые друзья»
Л. Малюгина, а также новую пьесу
чувашского драматурга В. Алагера
«Два товарища». р

За истекший год чувашские театры
очистили свой репертуар от аполи-
тичных, безидейных и чуждых совет-
кому народу пьес и сделали большой
шаг к современности. Русский дра-
матический театр поставил пьесы «За
тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Рус-
ский вопрос» К. Симонова, «Прнез-
жайте в Звонковое» А. Корнейчука,
«Обыкновенный человек» Л. Леонова
и приступил ‘к работе над пьесой
«Кремлевские куранты» Н. Погодина,
которая будет показана в дни празде
нования 30-й годовщины Великого
Октября,

С болышим успехом прошли. спек-
таклн «Сын полка» В. Катаева в Те-
атре юного зрителя, «Голубая двой-
Kay — Максимова-Кошкинекого BO
	ка»  Максимова-Кошкинекого
Втором колхозном театре,
	монтный», он правдиво отображает
большое социалистическое строи:
	большое социалистическое  строи-
тельство в Нашей республике,
Отличительной особенностью ху-
дожников Чуващии является много-
образие жанров, в которых они рабо-
тают, Художник Н. Сверчкоз, напри-
мер, известен в области пейзажной и
портретной живописи и в области ил-
люстрации; его волнуют историко-
революционные темы и в то же время
он находит‘ материал для своего твор-
чества и в быту и в сказочных моти-
вах. Из произведений, созданных им,
следует особо отметить «Киреметь».
«Об’явление автономии», «Первый
‚ Трактор», «Горький — грузчик». По-
 следняя—одна из лучших его работ.
Заслуживают _ внимания  работы:
Макарова («Кулачье»), Тимофее-

(«Красная свадьба», «Часы отдыха»,
  «Кокель», «Ликбез»), Тагаева-Сур-
‚ бан («Осада разинцами Цивильской
крепости») и др.

Среди художников младшего поко-
ления ярко выраженной творческой
индивидуальностью отличаются Н.
Овчинников, Н. Кулагин, В, Сизов,
создавшие уже ряд удачных картин
на послевоенные темы,

Быстрый рост изобразительного ис-
  KYCCTBa B республике дал возмож-
ность организовать Государственную
‚художественную галлерею с общим
фондом до 1000 произведений живо-
писи, графики, скульптуры, бытового
искусства,

++

Героическим трудом и усилиями
народа, руководимого коммунистиче-
ской партией, обеспечены все условия
для дальнейшего под’ема искусства.
Благодаря поддержке н вниманию
Центрального Комитета ВКП(б) вос-
станазлены почти все учреждения ис-
кусств, закрытые в военное время,
внозь организован республиканский
театр кукол, открыта  художествен-
ная школа, заново реконструирована
здание Чузанюкого академнческого
театра. .

Огромен путь, пройденный респуб-
‚ликой за 30 лет, Но перед рабочими,
‘колхозниками, интеллигенцией стоят
еще большие н. многообразные задачи.

Работники искусств Чувашской
республики сознают всю ответствен-
НОСТЬ, возложенную на них народом,
И нет сомнения в том, что онч с той
щедрой помощью, которую им всегда
оказывают мастера русского искус-
	ства, достонно выполнят свой долг
перед родиной!

В. РЖАНОВ,
депутат Верховного Совета
	Чувашской АССР.
ЧЕБОКСАРЫ.

рота гор. Пхеньяна. ‚ Акварель

а