СКОЕ ИСКУССТВО
	Солнце
взошло
над Литвой
	Предрассветный туман еще лежит
у подножья сосен, но лучи солица
уже ‘осветили ветви и разбудили
птиц. Лучи коснулись кустарника,
легли на траву, отразились в хру-
	сталё лесного озера... Па экране
возник пейзаж, полный глубокого
поэтического очарования.

Это литовская земля. Это=Аку-
	шайтия и Жемайтия, Виленщина и
Дзукия, Сувалкия и Клайпелский
край—все литовские земли, об’еди-
ненные Литовской Советской Соци-
алистической Республикой.

Так начинается фильм «Советская
Литва», поставленный И. Посельским.
по сценарию И. Бачелиса.

.. Спокойно и плавно течет Неман,
	элм Фредерик
	MOB
	платья во втором акте использованы
широкие ленты, полученные по на-
следству от бабушки одним из моих
друзей...».

Все это жадно печатается в ан-
глийском журнале. Антикварный за-
навес и ленты викторианской бабуш-
кн сводят с ума продавщиц со Стрэн-
да И домашних хозяек из Сохо. И
сборы обеспечены. .
	«Лэди Фредерик» задает тон всей.
Пикадилли. По ней равняются и дра-
матурги и антрепренеры. В 14 лон-
донских театрах идут музыкальные
ревю, в которых, как деликатно вырз-
жается «Сенди Обсервер», очень мно-
го красивых женщин и блестящих
туалетов, а еще в 13 тватрах— пьесы
«без всяких претензий на сцениче-
скую содержательность». «Авторы
этих пьес, — добавляет критик, —
сами признаются, что цель их —
только позабавить, рассмешить зри-
теля».

Чем же забавляется лондонский
театральный зритель, помимо туале-
тов Карэл Броун в роли обольсти-
тельной лэди Фредерик? В одном из
театров на Пикадилли идет Пьеса не-
коего Брайда «Анатом» — ‘о похити-
телях трупов, а в другом — фарс
Грина «Нополам» — о махинациях
американских дельцов, в третьем —
опять же фарс «Дитя завтрашнего
дня», повествующий о любовных по-
хождениях разбогатевшего во время
	войны маленького человека. Авхоо
комедии-фарса «Она хочет иметь
свой дом», ° Уотмор,  тшательно
	H Последовательно раз ясняет зрите-
лям, как мошенническим путем до-
биться развода. На сцене блистают
лэди Фредёрик, превращенная из ари-
стократки в мешанку, торгующий
своей женой предприимчивый супруг
и огромная кровать в полозрительном
номере дешевой гостиницы.

Рекорд порнографии побил Вернон
Сильвен в комедии «Анонимный лю-
бовник», о которой обозреватель в
журнале «Театральный мир» выну-
жден был стыдливо заметить, что
«актеры пытаются перевести пьесу
из фарсово-спального плана в план
легкой комедии». Но усилия актеров
остаются тщетными. В том же «пла-
не» работает и автор другой «легкой
комедии», с загадочным названием
«Родимое пятно». Все отличие этой
оъесы от её конкуренток в соседних
театрах заключается в претензии на
«политизацию» сюжета; В чем заклю-
чается эта «политизация», можно су-
дить по тому, что основным— так скя-
зать, тематическим—<тержнем пьесы
являются страхи некоей госпожи
`Петворт. К ней приезжает жена ее
погибшего сына’ — красивая чешка
Ванда, с грудным ребенком. Все; ка-
залось, идет превосходно, но госпо-
жей Петворт овладевает неожидан-
ный страх: не скрывается ли под
именем невестки немецкая киноактон-
ca Ева Браун; сбежавшая, по слу-
хам, вместе с Гитлером? И не являет:
CA ли тогда ее семимесячный младе-
нец сыном самого «фюрера»?
	Эта чудовищно-идиотская ситуация
обыгрывается на протяжении всей
пьесы. Центральное место занимает,
конёчно, исполнительница главной
роли — красивая женщина, которая,
по словам обозревателя, «пока не об:
ладает артистическими. ланными, но
обладает такимн бесспорнымй данчые
ми, как Красота». Что же после эгого
скажешь о современном английском
театре, о котором даже его аполотгеты
пилнут, как о витоине ателье мод?

Для любителей чшекотки нервов»
в Лондоне существуют и другие вилы
сценических развлечений. Например, в
одном из театров идет душещийз-
тельная мелодрама французского дра-
матурга Кокто в переделке Рональда
Дункана «Двуглавый орел». В ней
повествуется о некоей загадочной ко-
ролеве, полюбившей не мёнёз зага-
	PYBERO

Местности, где нет стационарных
	кинотеатров. обслуживаются перед-
вижками.
	БОЛГАРИЯ
В честь 30-летия советского госу:
	парства Национальный театр сто-
лицы Болгарии готовит постановку
пьесы &Молодзач гвардия» по рома-
ну А. Фадеева в инсценировке Г.
Гракова. Спектакль ставит режиссер
Боян Лановский.

Лет восемь назад один из театраль-
ых фельетонистов, размышляя ©
судьбах английского театра, не. без
иронии замечал, что театра, как та-
кового, в Англии, по сути дела, не су*
°; Ществует. Только кое-гдё несколько

‚ наивных энтузиастов ставят и играют

по традиции Шекспира и Шоу, ва
’Пикадилли * же искусство давно
уступило место «самым примитивным
“> раздражителям, вроде шекотки».

Прошла война, рунны на улицах
Лондона изящно огороднли фанерой,
а Пиккадилли, по выражению tea-
тральных репортеров, «зажила преж-
ней жизнью», «вновь вернулась к
мирным традициям».

Прастли в своей пьесе «Они подо-
шли К городу» мечтал, что «после
войны Мы неё сможем жить по-стаз
рому». Его же соратника по англий-
ской сцене продолжают жить «по-
старому». Мало того, худшие черты
довоенного английского театра — его
илейное и художественное убожест-
во, обывательский цинизм, тяга & по-
шлому, скабрезному анекдоту — при-
обретают сейчас явно гипертрофиче-
ский характер. ,

Правда, и сейчас кое-гда, в частно
сти в лондонском театре Олд Вик,
еще ставят Шекспира, Чехова. He:
« давно был поставлен  ростановский
«Сирано де Бержерак». Но знамеви-
тые покойники не определяют лица
нынешней английской сцены He
Шекспир, а Соммерсет Могзм вла:
ствует на Пикадилли.

ue
ДИ

№

Этот ловкий делец, возведший 38
принций циничное оплевывание луч:
ших человенеених качеств, держит и
ныне командные посты на лондонской
улице. В одном из театров на Пикз-
дилли идет инсценировка ёго новеллы
«Жанна», сделанная американским
комедиографом Берманом, а в другом
—пьеса Соммерсет Могэма «Jira
Фредерик», написанная в 1907 году.

И то и другое—банальные анёкдо-
ты, смесь пошлости и цинизма: В пье-
Се «Жанна» некая веселая дама дура-
чит своего молодого наивного мужа.
В пьесе «Лэди Фредерик» героиня
отбросила стеснительные запреты при-
личия и жунрует в далеком от Ан-
глии Монте-Карло. А огромные об -
явления, печатающиеся в лондонской
прессе, провозглашают: «Театр Савой.
Ежедневно «Лэди Фредерик». Пьеса
блестящая. Костюмы прекрасные. Ка-
рэл Броун великолепна»,

Прежде чем предложить театру
пьесу столь большой давности и по-
лучить рекламу, изобилующую всеми
превосходными степенями, существу-
ющими в английском языкё для обо-
значения первоклассного“ товара, Мо-
Гэм «обновил» свой опус. «Обновле-
ние» это шло, конечно, не за счет
«осовременивания» характеров пьесы
или ее ситуаций. Недавно сей труба-
дур пошлости выступил с обвинением
по адресу прогрессивной английской
прозы и драматургии, упрекая авто-
ров в том, что они слишком многому
учились у Чехова, забывая о вещах,
которые, мол, не Менее интересны.
Эти вещи Могэм рекомендует искать
з жизни, которая не знаёт ни Кризи-
сов, ни социальных конфликтов, HA
нужды, ни тревоги. Лучше всего их.
конечно, искать в «доброй, старой,
Англии». И Могэм переделывает пьа-
ву чрезвычайно просто: зачёркивает
«19075 и пишет «1885» на титульном
листе, поясняющём, где и когда про-
исходит действие. *

Этот «стратегический» маневр пра:
матурга дает возможность  актрисам,
занятым в спектакле, пощеголять на
сцене в платьях моды 1885 года.
Карэл Броун, игракчцая в пьесе Мо-
гэма главную роль, охотно согласи-
лась с автором. Эта нынёшиняя «звез:
Да» английской спены зачвляет, что
эТя пьеса ев вполне устраивает.

далее она об’ясняёт почему:
«Платье, в котором я выхожу в пео-
BOM акте, сделано из занавеса, куп-
пленного в антикварном магазинё, Для
		* Улица, на которой расположены
зрелищные предириятия Jlontona.
		Культура советской эстрады
	Виктор ЭРМАНС

} а
	Эстрада-—один из наиболее OKT:
чивых, мобильных и массовых видов
искусства-пользуется в нашей стра-
не широкой популярностью И ЛЮ-
бовью зрителей. Она стала одним из
важных средств пропаганды: этому
способствует сам цублицистический
характер жанра, способность эстрад-
ного искусства откликаться на собы+
THA дня раньше и острее других ви-
дов, исиусств. Но именно потому,
что искусство эстрады  Доходчию,
легко воспринимается и любимо
нашим зрителем — именно потому
весьма важным является вопрос о
подлинной, высокой культуре этого
	Эстрадный театр «Эрмитаж» в
	НЯ в Москве. Выступление конферансье
Е. Дарского й Л. Мирова.
			вые эстрадники, артисты _Всесоюзно-! ми номерами, а то и просто с низко-   венного качества,
	лов. Герои наших картин — простые
советские люди, труженики заводов
и Полей, ударники, стахановцы, ге-
рои труда и войны, замечательные
руководители и полководцы, вырое-
шие из недр народа, деятели куль-
туры, работами своими прославившие
нашу родину.

А как выглядит американский че-
ловек, если верить его изображению
в американских фильмах? Герой на-
живы, авантюрист, любитель драк И
побоищ, легко идущий на преступ-
ления по самым низменным и нич-
тожным мотивам... Нет! Мы не мо-
жем верить этому, — уж очень на-
поминает нам средний герой амери-
канского стандартного фильма фа-
шистоких молоюдчиков с их растлен-
ной пеихологией. Это — пасквиль
на целый народ, пасквиль на искус-
ство! Мы склонны истинными пред.
ставителями американского народа
считать героев послевоенного филь-
ма Уайлера «Лучшие годы нашей
жизни», в котором правдиво рисует-
ся судьба трех  демобилизованных
американцев, нашедших по возвра-
щении домой ту же трудную. пол-
ную противоречий и погони за долла-
ром жиень. Но ведь подобные филь-
мы разрешено показывать только на
внутренних экранах, да и здесь вы-
пуск их сопровожадается оппозицией
реакционных корпораций и прессы.

Народ — вот источник поллокров-
ной силы советского кино. Наш ге-
рой — реальный положительный: ге-
vel современности. Нашим фильмам
органически свойственен оптимизм,
идущий от веры в торжество право-
го дела, оИтимизм, утверждающий
жизнь даже в фильмах, оканчизаю-
щихся гибелью героя («Чапаев»,
«Зоя» и другие).

Ы — не пуритане, не проповед-
ники аскетизма. Но ни в одном
фильме мы не позволяем себе опоше
лять высокое чувство любви, а это
постоянно делается в американских
фильмах, порой стояших на грани
Henpuxpstrolt порнографии.

Не «развлечение», а поитупление
классовой бдительности, заглушение
вопросов, волнующих мозг среднего
человека, пропаганду морального. раз-
ложения насет в себе серийная про-
лукпия Голливуда,

Советские фильмы одёсживали ти
слерживаю* блистательную ° победу
всюду, где они сталкиваются с аме-
риканскими ‘лентами Не глучайно в
самой Амёрике с таким уснехом шли

предпринимателем, а его новый
фильм «Песнь юга» лживо показыва-
ет чуть ли не братские взаимоотно-
шения между неграми и белыми. Так,

Кертис после «Миссии в Моск-
ву» экранизировал биографию изве-
стного эстрадного композитора Пор-
тера, а Д. Форд, наряду со своими
прогрессивными фильмами, поставил
картину «Мир движется вперед»—об
интернациональном единстве... ка-
питалистов всех стран.

Но не булем говорить болыше о
кинематографии США, о которой до-
статочно ясно выразили свое мнение
и лучшие кинодеятели Запада: «Гол-
ливуд выпускает 500—600 фильмов
в год, но во всёх этих фильмах со-
держатся 5—6 — избитых идей»
(Фрэнк Капра, «Фильм Д’Оджи», 20
апреля 1946 г.); «...очень мало картин,
говорящих сердцу или затрагивающих
общечеловеческие проблемы и Чувст-
ва. Голливудокие дельцы, насилую-
щие вкусы зрителей, портят их, давая
никчемные фильмы, «пустышки» (Ж.
Дювивье, журнал «Чине», 8 февраля

: 1946 г.).

По адресу этих фильмов-«тусты-
шек» уже раздаются голоса протес-
та, требующие удаления их © экра-
HOB Не только во Франции, Италии,
Венгрии, Швейцарии, Индии, Японии
и на Балканах, но и в самой Амерн-
Ke.
	$ + *

Два кино-мира противостоят друг
другу: кинёматография Америки и
CCCP. О принципиальном различии
советской и американской кинемато-
трафии можно судить Хотя бы по
тому, что у нас никому и в голову
не придет смотреть на кинойскусст-
во, как на коммерческое предприя-
тие, призванное только приносить
огромные доходы. Наше кино—пре-
жде всего правдивое И Чистов ис-
куг^тво, средство идейного и худо-
жественного воспитания = масс. Оно
призвано полным голосом раскрывать
правду жизни, звать зрителя вперед,
к осуществлению лучших идеалов
человечества. И использование кино-
фильмов в качестве товара для ку-
пли и продажи, когда интересам ка-
питала подчиняются и содержание и
идея произведения, для Нас дико и
непонятно.

По советским фильмам можно
представить себе, что такое  зовет-
ский человек, каковы его идеалы,
как он живет и работает, как 60-
рется за осуществление этих идёа-
	зомасет TOR...
	очного поэта. Сей поэт, правка, за-
думал убить королеву, но, прельстив-
шись ее чарами, так и не решился
выполнить свое намерение. Зато ко-
ролева оказалась более решительной:
обольстив поэта, она не замедлила
тут же отправить его на тот свет.
Имеются и сценические «новаторы»
на английской сцене. Характерным
образцом такого «новаторства» явля-
ются опыты балетного коллектива
Сэдлер_ Уэллс, возглавляемого уче
ницей Дягилева Нинетт де-Валуа. 05
ОднНЮй Из ее Послёдних постановок,
балете «Приключения повесы», из-
вестный критик Адамс пишет, что в
этом балете важен не сюжет (кото-
рого, видимо, и нет), а «широкое че-
редование линий, составленных из
отдельных движений танцующих
групи». Эта хореографическая компо-
зиция, построенная по мотивам ри-
сунков Хоггарта, может служить тн-
пичным примером того формалистиче-
ского отношения к искусству, какое
наблюдается у определенной чаи
английских театральных работников.

Эти настроения весыма отчетливо
выражены в передовой статье журна-
ла «Горизонт», призывающей худож-
ников искать опасения от всех бед
современности в пресловутой «башне
Из слоновой кости». Об’являя про-
грессивное движение в литературе
полностью несостоятельным, журнал
зовет всех недовольных и разочаро-
ванных «к безумным н одиноким, ко-
торые даже в самые мрачные годы
войны со злобным упорством продол-
жали культивировать свой сад...». «И.
будем нацеяться, — продолжает жуз-
нал, — что они смогут преодолеть
духовную апатию публики, терзаемой
тревогой и послевоенными разочаро-
ваниями, измученной нуждой и все же
готовой развлекаться, пока небо не
омрачится снова затемнением...».

Так складываются черты современ-
ного английского искусства: Или
откровенное служение капиталисти-
ческой Маммоне, или «безумие и
олиночество» эстетствующих фоома-
листов, со «злобным упорством» взра-
щивающих свой оранжерейный сад,
прочно отгороженный от живой дей-
ствительности.

Конечно, есть в Англии люди, лля
которых голос жизни — основной сти-
мул творчества. Есть честные таланг-
ливые драматурги, смело говорящие
о наболевших вопросах современной
действительности, есть и театры, ко-
торые эти пьесы ставят, несмотря на
пренебрежение н равнодушие крити-
ки. В прошлом году в одном из тезт-
ров была поставлена пьеса о дублин-
ской забастовке, принадлежащая перу
одного из передовых драматургов —
Шона О’Кейси. В этом году идет его
новая пьеса — «Дубовые листья и ла-
ванда». Е

Однако положение прогрессивных
драматургов в Англии очень тяжелое.
Британский журнал «Драма» выну-
жден признать, что «говорить об воз
рождении театра не прихолится, по-
скольку все существующие театры
преследуют исключительно коммез-
ческие цели... Английский театр нахо-
дится в позорных условиях».

Талантливые актеры действительно
вынуждены далеко обходить торгов»
цев искусством на Пикадилли, пре-

= английский театр. по вы*

ражению критика Антони Мэррина,
выступившего со статьей «В защиту
драматурга», в «коммерческое прел-
приятие ажиотажного  характеоа».
Нарисовав Неприглядную: картину пу-
ти, который проходит драматург, ав-
тор статьи спрашивает: «Во има чего

` драматург пишет новую пьесу? Пока
	существуют такие условия, положе-
	ние трудное. А у нас имеются способ-
ные и честные драматурги»,
Искусство, приравненное К скако-
вому тотализатору, — такова истин:
ная сущность современного англий-
ского театра, тон в котором залают
не Шекспир, не Шоу не Шов
О Кейси. а Соммерсет Могэм него
«Лэди Фрелеоик», богиня пошлостя с
	лонлонекой Пикадилли.
			Но как неспокоен был этот пубеж.   Вида художественного творчества TO-
	отделявший Литву от Германии! Не:
мецкие угнетатели не faa вторга-
лись в Литву, переправляясь через
эту тихую реку. Они жгли хижины
	бедняков и строили крепости—лицом о
	на Восток. Немцы отняли у литов-
ского народа Клайпеду и море.

Легионы Пилсудского отняли у
Литвы ее древнюю столицу Вильнюс.

Но настало время, когда ларод
смел ненавистный буржуазный ре-
жим и провозгласил советскую
власть. Литовская республика вош:
ла в состав великого Советского Со-
1034. .

Рукой опытного мастера режиссер
	собрал кадры хроники в правдивый
рассказ о первых днях советской
власти в Литве.

Бедняки переезжают в городские.
квартиры, крестьяне делят помеё-
щичьи земли, и вот. уже хлебороб
поднимает первую борозду. Яркое
солнце встаёт над Литвой. Цвату:
щий сад окружает дом свободноге
крестьянина. В тени под яблоней иг:
рают дети. И вдруг со страшным,
шемящим сердце свистом падают
бомбы. Началась война. Взлетает к
небу яблоня, горяг дома, плачут
женщины, дети.

Кадры хроники воскрешают карти-
ну борьбы за освобождение Литзы
‘от немешких захватчиков. Верные
сыны литовского народа уходила в
партизанские отряды.

13 июля 1944 года советские вой-
ска вступили в Вильнюс. И снова
над Литвой взошлю  немеркнушее
солнце свободы.

На экране развертывается яркая,
волнующая киноповесть о трудовом
героизме литовского народа, который
нашел своё счастье в дружной семье
народов Советского Союза.

Kpecramte об’единиливь для сов-
местной обработки земли. На поля
пришли сеялки, тракторы, комбайны
_ Рабочие поднимают из руин заво-
ды, города. Уже более двух тысяч
предприятий республики восстанов-
‚лены и дают продукцию.

Мы вопомнили фильмы © Совет-
ской Эстонии, о Советской Лат:
вии. Это были очень хорошие
фильмы. Хорош и фильм о Литве.
Но значит ли это, что кинохроника
должна строить все свои фильмы о
республиках по одной схеме? Яркий
текст Бачелиса положен на кадры,
склеенные по трафарёту. ’Превос-
ходное качество фотографий и ис-
кусство монтажа в данном случае не
`меняют положения. Нашим работни-
кам кинохроники необходимо учесть,
что композиция их новых фильмов
должна. определяться. темой и мате-
риалом, а не заранее проверенными,
хотя бы и удачными, схемами.

А. АЛЕКСАНДРОВ.
	СКУЛЬПТУРНЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ИЗ НЕРАМИНКИ

Автор ‘проекта памятника основа-
`телю Москвы Юрию  Долгорукому
С. Орлов заканчивает две скульп-
турные композиции, посвященные
30-летию Великой Октябрьской со-
циалистической революции.

На одной из них изображен рус-
ский воин ХИ века. Фигура ассоци-
ируется с образом Юрия Долгозу-
  кого и символизирует русскую бога-
  тырскую силу. Воин сидит на KOHE,
: одетый в золотые доспехи.
  Другая группа Названа скульпто-
‚ром «Кавалерийская атака». Это
— многофигурная композиция: ©0-
  BefeKue кавалеристы-кубанцы мчат-
ся во весь опор, сокрушая на своем
пути врага.

Обе скульптуры будут отливать-
ся из фаянса и покрываться затем
! иветной глазурью.
	как и следовало ожидать, оказались
неутешительными для ослабленной
войной французской киноиндустрии:
американские фильмы заполонили
французский экран. Представители
«Союза работников кинойндустрии»
на страницах «Фильм Франсе» заяв-
ляли: «Новая ситуация катастрофич-
на и влечет за собой удушение фран:
цузской кинематографии, почти пол-
ную остановку производства и безра-
ботицу для большого числа работа-
ющих в ней».

Не намного лучше и положение
английского кинорынка. Продукция
Голливуда вытесняет английские
фильмы не только с экранов британ-
ских колоний и доминионов, но и в
самой Англии. Us 541 фильма, выпу-
щенного на экраны в 1945 году, 395
были американского происхождения.
Известный критик И. Мамнок писал
По этому поводу: «Нельзя дольше
мириться < тем, что даже на внутрен-
нем английском рынке только каждая
пятая картина — британского преис-
хождения».

Такова сущность волчьих законов
капитализма: почуяв, что самое мо-
лодое из искусетв сулит верные до-
ходы, американские дельцы живо
прибрали его к рукам, не поскупились
на оборудование студий, вкладывают
болышие деньги в постановку филь-
мов, которые пекутся, как блины (На
постановку картины уходит в сред-
нем 90—30 дней), и бойко торгуют
своим «товаром». Торговля фильма-
ми оказалась прибыльным делом.
Так, Дисней получил за свою «Снё-
гурочку» 8 миллионов, а Сельзник
выручил за картину «Ушедшее с в6-
тром»... 82 миллиона долларов! И
вот, в погоне за Ннаживой, малые,
средние и большие режиссеры <тя-
BAT любые. фильмы по заказу своих
хозяев, В них бесстыдно обнажают-
ся «звезды», принимают яды, режут,
колят и душат друг друга малень-
кие, средние и большие артисты эк-
рана:

Разве можно назвать все это ис-
KYCCTBOM?

Есть, конечно, в Голливуде и че-
стные, талантливые люди. Мы упо-
мянули выше некоторых из них. Ho
их творческий путь—это поучитель-
ная повесть о том, как трудно слу-
жить подлинному искусству в стра-
не капитализма. И многие из них
невольно подпадают под влакть дол-
ларовой машины. Большюй художник
Дисней стал ныне обычным кино-
	ветских артистов.
Работники эстрады вотретили по-
	становления Шентрального Комитета
	‚ партии по вопросам литературы и ис-
  KYCCTBA C радостью, с готовностью
‘отдать все свое мастерство, весь
  свой талант созданию произведений;
живых, острых, проникнутых больше-
  вистской идейностью,

Первым выступил Леонид Утесов,
сумевший весьма оперативно подго-
товить новую программу. Подлинно-
политическая эстрада Утесова полу-
	чила заслуженно-высокую оценку
зрителей.

Вслед за Утесовым показал свою
новую работу Аркадий Райкин.
	Правда, руководимый им Ленинград-
ский театр эстрады и миниатюр
остался все Тем же театром одного
актера, но свой собственный ренер-
туар талантливый артист в значи-
тельной мере сумёл сделать зовре-
менным и По-настоящему  волчую-
шим. Райкин значительное, своеоб-
разное явление на эстраде. Недаром
популярность, признание и успех
пришли к нему чуть ли нё в первый
год появления ‘его Ha подмостках,
Однако беда заключается в Том, что
есть как бы два Райкина: одиц — He
полнитель фельётона «В гостинице
Москва», блестящий актер чап-
линского днапазона, Неподражаемо
играющий трагикомическую  миниа-
тюру «Человек остался один», и дру*
` гой—традиционный эстрадный комик,
`увлекающийся легким успехом и лав-
рами трансформатора («Спальный ва
гон прямого сообщения» или «Из
окон дома»).

Серьезно подготовился к своему
первому выступлению в этом сезоне
Н. Смирнов-Сокольский, выдающий-
ся эстрадный публицист, старейший
	‘русский актер малых форм и дарови-

тый автор фельетонов.

Новый фельетон Смирнова-Соколь-
ского  «Семьсот семьдесят плюс
тридиать» значителен, глубок, почти
неё имеет традиционных для этого
автора чередований патетики с пос-
редственными шутками и каламбура-
ми. Фельетон, посвященный двум ис-
торическим датам — 30-летию совет-
ского государства и 800-летию Моск-
вы, — близок широким зрительским.
массам, волнует их. р

Интересные и содержательные вы-
ступления на эстраде Е. Дарекого и
Л. Мирова стали острее, злободнев-

‚ нее. Подобно Райкину, Дарский 4
Миров сравнительно мало  внима-
ния уделяют чистому конферансу;
их стихия—интеомедии, во которых

они зло и вебело бичуют бюрокра-
тизм, подхалимство, псевдоученость.

Художественное своеобразие, обая-
Я индивидуальность — вот Ha-
  иболее ценные качества для артиста
эстрады, которому приходится высту-
пать без грима, в будничном костюме.
Именно этими качествами в значи-
тельной «тепени наделены Утесов,
Райкин и Миров, снискавшие при-
знание советского зрителя.

Не бесплодно прошел год для мо-
лодого артиста Рашида Бейбутова —
его певческое искусство совершенет-
вовалось, его исполнительская мане-
ра стала проще, строже, скромнее, о6-
мысленнее, освободилась от слаща-
вости. Свой лирические песни Бейбу-
тов поет с завидным мастерством и
Залушевностью. В зрелом артисте,
выступающем сейчас на Эстралных
плошадках Москвы, трудно даже
узнать памятного москвичам участ-
ника второго Всесоюзного конкурса
артиетов = эстрады, Проиешедигая
перемена результат большой, yr-
лубленной повседневной работы мо-
лодого певца над собой.

Во всех смертных грехах обвиняют
обычно так называемых «еовмести-
телей»—выстуцающих на эстраде ар-
тистов тех или иных театров. Кадро-
	пробной халтурой. Гак оно случи-
лось и на этот раз—бок-с-бок с Об-
разцовым, — Смирновым-Сокольским,
Набатовым, Дароким и Мировым
выступали, например, такие провмв’
циальные, в самом худшем смысле
слова, агтисты, как 3, Арсеньева И
А. Науменко с их сценкой «Встреча у
калитки», трафаретной однообраз-
ной, лишенной юмора. Казалось, что
ирония пародийно-сатирического
спектакля «Обыкновенный концерт»
сделала невозможными подобные но-
мера и обуздала их исполнителей, Ни-
чего подобного — они существуют, их
можно видеть даже на сцене «Эр-
митажа»,

Но если в «Эрмитаже», театре сто-
личном, показательном, куда стягиза-
ются лучшие артистические силы,
номера, подобные «Встрече у калит-
ки», появляются сравнительно редко,
то на периферийной эстраде, в рядо-
вых театрах, они стали частым явле-
нием.

Наряду с немногочисленными удач:
ными выступлениями, к числу KOTO-
„рых следует отнести таких артистов,
‚как П. Муравский, Г. Тимошенко и
А. Рождественский, Рустам-Заде и
коллектив под руководством А. Вер-
нера, в союзных республиках (и в 0б-
ластях еще наблюдаются случаи полз
ного неуважения к зрителям.

Ленгосэстрада, например завела У
‘себя лва списка: «белый» и «чер-
ный». В первом списке находились
актеры, пользующиеся популнр-
ностью у зрителя, а во втором—
эстрадники, на которых спроса ‘не
было. Администраторам было пред-
ложено актеров из «черного» списка
распределять по концертам в поряд-
ке «принудительного ассортимента».

Фальшивые произведения, искажа-
ющие нашу действительность, запол-
няют сцену Харьковского театра эст-
рады и миниатюр, где все еще. подви-
зается пресловутый Хазин, автор по-
шлых миниатюр и скетчей.

Халтурные коллективы и `пошля-

ки-одиночки и поныне продолжают
безнаказанно гастролировать по
ветскому Союзу.

Истекший летний сезон, явившийся
своего рода смотром эстрадных сил,
вскрыл Весьма серьезные „нелостат:.
ки, тормозящие дальнейшее ABE Ag.
ние вперед эстрадного искусства. а

К чиелу их, в первую очередь, сме-
дует отнести слабое выдвижение мот
лодежи, о котором так любит гово“.
	рить эстрадное руководство. Среди.
	‚молодых артистов имеется немало
талантливых людей, способных укра-
сить концертные подмостки, но, к со-
жалению, мы не видели их в истек-

шем сезоне.

Близость юбилейной даты — 30-лез
тия Великого Октября — налагает
 на артистов эстрады особую ответет-
‚венность. Серьезную тревогу поэтому
вызывают поступающие с мест, в
частности из Украины и Белоруссии,
сведения, свидетельствующие о Не-
‚ допустимо замедленных темпах под-
готовки к всенародному празднику.

Отстающим эстрадным организаци-
ям и отдельным артистам необходи-
мо приложить все усилия к тому, что-
бы в короткий срок, который остал-
ся до Октябрьских торжеств, навер-
стать потерянное время и, перенимая
опыт передовиков и новаторов эст-
радного искусства, достойно встре-
тить 30-летие Октября произведения-
ми высокого идейного и художест-

RATHARrOH капаства о
	ну», «Великий перелом», «Радуга»,
«Человек № 917», «Зоя», «Секретарь
  райкома», «Нашествие» и др. «Раду-
га», например, шла в пПерзокласоных
кинотеатрах Америки два месяца
‘ беспрерывно — факт, беспрецедент-
  вый в истории американского кино.
Не случайно огромным успехом от-
` мечено участие СССР на междуна-
‚ родных кинофестивалях прошлого
‘года в Венеции и Каннах.

Успех наших художественных и
документальных фильмов за рубе-
жом об’ясняется просто: голос прав-
ды смело звучит в них. Свет всегла
побеждает тыму. Голас нашей правды
‚ проникает в душу человечества, и
оно будет благодарно художникам,
освещавшим ему путь.

Мастера советской  кинематогра-
фии будут и впредь вписывать золо-
тыми буквами в книгу истории блав-
вые дела и дни своего народа — ге-
роя, труженика, победителя, кующе-
го на шестой части мира новую пра-
вду социализма и коммунизма. И мы
горды тем, что своим искусством
служим народу, помогаем ему в
борьбе за еще более светлое  буду-
шее.

`На нашем знамени — незыблемые
Идеи прогресса, лучшие чаяния чело-
вечества. Для одних стран они яв-
ляются мечтой за осушествленче
которой еще нужно бороться, и 6о-
роться, в частности, с такими явле-
ниями, как отравляющая сознание
массовая кинопродукция Голливуда.
Для  пругих эта мечта начинает
претворяться в жизнь. Для нас, со-
ветских людей, эта мечта стала ре-
алыной действительностью:—вот по-
чему нам ближе, яснее, ощутимее ве-
ликая правда идей гуманности и про-
гресса, подлинной свободы от вся-
кого гнета и эксплоатации. И духов-
ное богатство свое, высокий свет ис-
тины‘ мы должны нести в своих
‘фильмах миллионам зрителей, пои-
зывая их к борьбе за торжество
справедливости, за мир во всём MH.
ре, против провокаций, всех форм
эксплоатации, против фашизма, про-
тив мистического, идеологического и
нравственного дурмана, которым от-

en фильмы «Она запищает роди-
	т равляет зрителей американская кн-
	нематография == первая B мире по
своей пройзводетвенной мощности и
последняя в мире по художествен

ным и идейным качествам своей масз
совой продукиии,
	го гастрольно-концертного об едине:
ния, Мосэстралы и филармоний ви-
дят в НИХ чуть Ли не главных BH-
новников всех бед эстрадного ис“
кусства. Для них, мол, эстрада не-
что вроде отхожего промысла, они
не уважают эстрадного зрителя, на-
рушают порядок и дисциплину. Есть,
конечно, доля правды во всех этих
обвинениях, выдвинутых против сов-
местителей. Но нельзя забывать, что
лучшие из них несут на концертную
эстраду вкус и культуру, взыска-
тельность и вдохновение, высокие
образцы ‘ искусства малых форм,
Вспомните, как М. Штраух читает
«Лекцию о вреде табака», как В.
Якут и Л. Орданская исполняют
сцену из пьесы Горького «Яков Бо-
гомолов», как Б. Оленин и М. Наз-
ванов выступают с композицией по
гольдониевскому «Лгуну», вспомни-
те, наконец, С. Образцова с его ро-
мансами и куклами.

Лучший из лучших кукловодов и
петрушечников,  Образцов-прирож-
денный эстрадник. Он любит и чув-
ствует эстраду, и ничто не может
его разлучить < ней. Он всегда по-
лон исполнительского азарта. Этот
взыскательный, требовательный к
себе, чуткий художник непрестанно
обновляет свой репертуар, ищет, со-
вершенствует свое искусство,

‚ Обещанная руководством эстрады
декада чтецов в истекшем летнём
сезоне не состоялась, но мастера ху-
ДОжественного слова весьма активно
выступали по всей стране. На бое-
вых кораблях, в частях Советской
Армии, в городах и на новостройках
прозвучали произведения советской
литературы и драматургии. Boopy-
жившись такими произведениями, как
«Молодая гвардия», «Повесть о На-
		стоящем человеке», «Дом у дороги»,
	«Спутники», «Василий Теркин»,
«Зоя», «Люди с чистой совестью»
и др. чтецы оживили концертную
	эстраду и на этом благородном и бла-
	годарном материале продемовстриро-,
	вали весьма ощутимый рост евоего
искусства.

Однако некоторые наши артисты,
пытающиеся механически обновить
свой репертуар, отнюдь. нё отвечают
тем высоким требованиям, которые
пред’являются сейчас к художест-
венному качеству исполнения. Даже
такая талантливая актриса, как М.
Миронова, потерпела  неулачу в
новом репертуаре на  современ-
ную тематику. Артистка не нашла
еше непринужденного, искреннего то-
на для’ характеристики положитель-
ных героев. Но если можно обмануть
ВГКО, заменив старый номер новым,
то зрителя, уровень требований кото-
рого поднялся очень высоко, не обма-
нешь. Вот почему от былого успеха
Мироновой не осталось и следа.

Сады и парки еще открыты, но
летний эстрадный сезон, по сути Le-
ла, уже закончился. Время  подво-
дить первые итоги.

В крупнейшем эстралном театре—
московском «Эрмитаже»—летний се-
зон прошел сравнительно успешно.
Из трех программ «Эрмитажа» наий-
более уязвимой оказалась заключи-
тельная—так называемая,  «смешан-
ная».

Наши эстрадные организации все
еще слишком буквально понимают
название подобных концертов, CMé-
шивая в них подлинно-артистиче-
ские выступления с посредетвенны-
	Три театра Югославии — Народ-
ный драматический театр в Белгра-
де. Люблянский драматический тё-
атр и Народный театр города Ниш—
открыли свой зимний сезон постанов.
ками пьесы К. Симонова «Русский
вопрос». Премьеры всюду прошли с
большим успехом. ;

Постановкой оперы М. Глинки
«Иван Сусанин» начал сезон Сёрб-
ский наролный таатр в Бёлграда.
	разбавил свой гнев идеей христиан-
ской терпимости, если несколько на-
ивно звучит у Видора вера в коллек-
тивный труд человека, если критика
действительности у ‘Уайлера еще
весьма ограничена, то во всех этих
фильмах ценны попытки художника
говорить правду, как он ее понимает.

Именно правда, правда жизни,
правда искусства дает нашим про-
изведениям право на жизнь, делает их
нужными, полезными для зритёля ий
любимыми им. В Америке этя правда
котируется иначе. Недаром ЛЬМ
«Табачная дорога» того же Д. Форда
(по одноименной книге Э. Колдуэлла),
повествующий о тяжелом положении
фермеров, заслужил столь нелестную
оценку представителя Государствен.
ного департамента США. «Самди Су-
ар» от 8 июня 1946 года писала:
«Лучшей защитой против коммуниз-
ма является распространение амеби-
канских фильмов. Таково мнение
представителя Государственного fe-
партамента, только Что возвративше-
гося в Америку из Европы, где он по-
сётил ряд стран, изучая возможности
проникновения в них американских
картин. В то же время этот чиновник
заявил, что было бы недопустимо
показывать в Европе такиё фильмы,
как «Табачная дорога»...

-Так вот как просто открывается
ларчик!

Оказывается, голливудская кКино-
стряпня не столь уже безобидна. Всё
эти бессмысленные комедии и жут-
кие драмы © их бездумным смехом и
животными ужасами являются «луч-
шей защитой против ` коммунизма»!
Вот почему Государственный  дв-
партамент США столь активно со-
действует проникновению американ-
ских фильмов на экраны всех стран
мира! И в этом направлении достиг-
нуты большие успехи. Как известно;
по соглашению Блюма — Бирнса с
  июля 1946 года разрешен свободный
прокат американскях фильмов во
Франции. Кинотеатры страны лишь 16
недель в году обязаны  демонстри-
ровать отечественные кинокартины,
остальные 36 недель они могут пока.
зывать продукцию любых фирм по
своему усмотрению. Это соглашение
открыло широкий путь для капитали-
стической конкуренции, и результаты,
	В Пражеком национальном театре
с большим успехом прошел первый
спектакль «Смёрть Иоанна Грозного»
А Толстого.
	ПОЛЬША
В Варшаве начался фестиваль со-
встских фильмов. Всё кинотеатры

страны демонстрируют советские

картины, сопровождаемые лекциями
и докладами.

Когда речь заходит 06 американ-
ской кинематографии, часто говорят,
что она-ле — первая в мире.

Ей, бесспорно, принадлежит первое
место в мире: по количеству выпус-
каемых фильмов, по техническому ос-
нащению киностудий, по миллиард-
ным прибылям, по засилию ее проду-
кции на экранах всех частей света и,
что самое главное, но пошлости, пу-
стоте, никчемности, идейному убоже-
ству содержания кинокартин.

Пятьдесят лет назад новоявленное
зрелище — синематограф — естест-
венно вызвало всеобщее любопыт-
ство, как необычное средство раз-
влечения публики. Простое и немуд-
poe, Kak балаган, оно увлекало зрите-
лей своими «трюками», возможностью
показать события, не ограниченные
6динством времени и пространства.

Но уже вскоре передовые худож-
ники поняли огромные творческие
возможности кинематографа, и их
усилиями кино превратилось сегодня
в подлинное искусство, искусство
высоких идей и совершенной худо-

- жественной формы.

Становлению кино, Как нового син-
тетического искусства нашего време-
ни, во многом способствовали масте-
ра советской кинематографии. Боль-
ше того, именно советские киноработ-
ники высоко держат знамя искусства
кино, выражающего лучшие, про-
грессивные идеи чЧеловечесгва.
мощная кинематография Америки
осталась в сущности тем, чем была
пятьдесят лет назад...

Об этом лучше всего говорят нам
такие  беспристрастные свидетели,
как сами американские фильмы:

Вспомним, для примера, хотя бы ©
том, что получившая в 1947 году
первую премию на ежегодном
конкурсе газеты «Фильм Дейли»
картина «Потерянный отдых» пред:
ставляет собой клиническое опи-
сание мук алкоголика, что фильм
«Заколдованный» показывает конг
мары больного амнезией, Что «Ос-
тавьте ее небесам» — патологиче“
ская драма с целой серией убийств,
	}

в Которой любовь показана

орудие
остальные

разрушения семьи,
премированные

как
что
филь-
	мы восхваляют такие пороки, как
	ва кино-мира
	$
М. ЧИАУРЕЛИ
&
	обман, беспринципность, жажда на-
живы.

Таковы «лучшие» из американских
фильмов. Кинодельцы заставляют
зрителя в Течение полутора часов <е-
анса выдерживать зрелище целой се-
рии преступлений, всевозможных мук
патологических героев бесконечного
потока подобных «боевиков».

За истекшие годы американское
кино достигло ‘известного «прогрес-
са»: если раньше зрителя развле»
кали, точнее — отвлекали OT раз-
мышлений над острыми проблема-
ми современности при помощи смеха,
то теперь шекочут ему нервы и за-
туманивают голову при помощи стра-
хов и ужасов. Впрочем, архимиллио-
неры, монополисты американского ки-
но, никогда нё забывают внедрять в
сознание зрителя идвологию класса,
являющегося фактическим хозяином
современной Америки, через фильмы,
откровенно восхваляющие  «амери-
канский рай» и призывающие к уси-
лению и распространению мирового
господства США (таковы «Дом на
92-й улице», «Плащ и кинжал», «На-
чало или конец» и др.).

В этом потоке пювинислической,
порнографической, кцерковно - като-
лической и всякой иной безудержно
«развлекательной» киностряпни бук-
вально тонут отдельные фильмы, в
которых передовые мыслящие ки:
нодеятели Америки пытаются ста-
вить те или иные социальные ‹про-
блемы, показать без прикрас истин-
ное лицо сегодняшних Штатов и
жизнь их простых людей.
	Мы любим и ценим трогательное
искусство Чаплина, полное сарказма
и едкой сатиры на современное об-
щество; останутся в нашей памяти
и такие фильмы, как «Гроздья гне-
ва» Д. Форда, «Хлеб наш насущный»
К. Визора, «Лисички» У. Уайлера,
«На западном фоонте без перемен»,
«Люди и мыши» Л. Майлстона, шед-
шие на наших экранах «Миссия в
Москву», «Битва за Россию»,  «Се-
верная звезда» и др. И если Форд в
этом фильме все же, так сказать,