ПРУЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	459 КОП.
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

ря 1947 года
		Суббота, 11 октяб
	Всесоюзная ~
художественная
	выставка
	Отбор’ работ на  Всесоюзную худо-
жественную выставку подходит к
концу. В` Москву уже прибыли: экс-
понаты на выставку из всех братских
республик. / 3

На-днях Выставочным комитетом
принята` болыная группа  эначитель-
ных живописных произведений мос-
ковских художников. Среди отобран-
ных полотен: три композиции —- «На
	выборы», «Колхозная ярмарка» и
«Гумно» A. Пластова,  «Ветреча»
С. — Герасимова, «Донбаюс BO3-
	рождается», «Эстафета по Садовому
кольцу» и цикл больших акварелей
«Москва военная» А. Дейнека. ком-
позиция «Мать» Ф. Шурпина, <Фаши-
стские знамена повержены» Ф. Бо-
городского, «Рыболовецкий ‘Колхоз»
	В. лковлева, «Полдень в Киргизии»
	С. Чуйкова, триптих «Строительницы»
Ю. Пименова, «Победители» Л. Нал-
бандяна,` «Партизаны на приеме у
товарища Сталина» ©, Moxzopora,
	«На Куликовом. поле» А. Бубнова,
		На. последних заседаниях Комитета.
	были приняты’ также `работьк`худож-
ников Узбекистана, ‘`Грузии,  .Kasax-
стана, Азербайджана, Каргазии и Ли-
твы. ‘На выставку уже отобрано око-
	ло тысячи произведений и.
скульптуры и графики:
В Тоетьяковской ее. ‘на-
	чата подготовка к. экспозиции вы- .
		ставка.
	Академии художеств СССР
	№ 41 (1077). Год издания ХУЙ ot

Памятник
В. И. Ленину
	РУНЗЕ. (Наш корр.). В столице
Киргизской ССР началось <сооруже-
ние памятника Владимиру Ильччу
Ленину по проекту архитектора В. Ве-
рюжского. Бронзовая фигура Влади=
мира Ильича будет установлена на
постаменте из местного розового гра-
нита. Общая высота монумента около
14 метров. Открытие памятника при-
урочено к 30-летию Великой Октябрь-
ской социалистической революции.
	Симфонические концерты
в колхозах
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). В колхоз
зах Ташкентской области < большим
успехом проходят концерты Государ-
ственного симфоническото оркестра
Узбекской филармонии, посвященные
30-летию Великой Октябрьской с0-
циалистической революции.

В клубах сельхозартелей им. Жда:
нова, им. 18 партс’езда, им. Ахунба-
баева, «3-й Интернационал», «Поляря
ная звезда» и друтих состоялось
шесть концертов, на которых присутч
ствовали тысячи колхозников. С боль
шим интересом узбекские хлопкороз
бы прослушали лучшие произведения
	великих русских композиторов и ком
позиторов Советского Узбекистачай

В концертах принимают участие ве-
дущие артисты филармонии и театроз
столицы республики.
	ЮБИЛЕЙНЫЕ
ПРЕМЬЕРЫ
	БАКУ: (Наш корр.). Театры Азефа
байджанской ССР деятельно  гото-
товятся к празднованию 30-летия
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. К знаменательной
Дате театральные коллективы Баку
осуществят новые постановки: Театр
им. Азизбекова и Театр русской дра-
мы покажут пьесу 9. Мамедханлы
«Шаргин сахари» («Утро востока»),
Театр армянской драмы — «Молодую.
гвардию» по роману А. Фадеева. В
азербайджанском секторе Театра
юного зрителя пойдет пьеса А.
Юсубова «Одлар ичиндэ» («В огне»);
в русском секторе— пьеса С. Михал-=
кова «Красный галстук». Театр опез
ры работает надо оперой В. Suxe
«Любовь Ярозая».
	В районных театрах состоятся
премьеры новых пьес азербайджан-
	ских драматургов: «На берегу Ку-
ры» Г. Касымова, «Ирадэ» («Воля»);
С. Ахундова, «Одлар ичиндэ» А.
Юсубова, а также пьес «Молодая
гвардия» по А. Фадееву и «Рус
ский вопрос» К. Симонова.

Новые произведения написали
азербайджанские композиторы. Лау:
реат Сталинской премии Джовдет
Гаджиев написал. 3-ю. симфонию. М.
	Ахмедов—<имфониетту, Ашраф Аф-_
	басов—концерт для фортепиано ©
оркестром. Над новыми симфониче-
	CKHMH произведениями работают

композиторы Карницкая, Стельникь

Аскерова и Никольская. .
Литературно-музыкальный ans
	самбль Госфилармонии готовит тез
матическую программу «Великая Ок-
тябрьская <оциалистическая рево-
люция в литературе ‘и музыке»;
Над концертными” программами из
произведений, посвященных ° 39-ле-
тию Октября, работают коллективы и
солисты азербайджанского концерт“
ного об’единения.  Сформированй 8
концертные бригады, которые в Дни
‘празднования будут выступать в
районах Азербайджана. `

„ В дни Октябрьских торжеств НВ
Баку будут проведены республи-
‘канская олимпиала сельбкой  худо-
жественной самодеятельности и
смотр постановок современных co-
ветских пьес, осуществленных само-
деятельнымй драмколлективами двор-
цов культуры и рабочих клубов.

_ Прошло уже более года с тех поз,
как опубликованы исторические пао-
тийные решения по вопросам литера-
туры и искусства, оказавшие столь
сильное и благотворное воздействие
на всю культурную жизнь нашей
страны. Период после опубликования
постановлений ЦК ВКП(б) был озна-
менован появлением значительного
количества новых пьес, посвященных
жизни советского общества, его пе-
редовым людям. Театры показали в
прошлом сезоне и уже в начале теку-
щего сезона немало новых постано-
вок, лучшие из которых удовлетворя-
ют возросшим требованиям советского
зрителя. Есть все основания предпо-
лагать, Что спектакли, подготавли-
ваемые к празднованию тридцатиле-
тия Великой Октябрьской революции,
будут новым значительным этапом в
истории советского театра.

мы находят свое отражение на стра-
ницах печати.

Известны случаи, когда об-
ластная газета не удостаивает своим
вниманием новый современный спек-
такль в областном драматическом те-
атре, и едва ли не правилом стало за-
малчивание работы районных театров,
коллективы которых выступают перед
тысячами советских зрителей.

Подобное пренебрежение к одному
из важных участков идеологического
фронта приводит к самым печальным
результатам.

До сих пор еще на страницах мно-
гих республиканских и областных га-
зет появляются статьи по вопросам
театра и драматургии, написанные
мало сведушими в искусстве лицами.
Деловой разбор спектаклей порой
подменяется суб’ективными и проийз-
	Ясная и широкая программа разви-
тия советского искусства, намеченная
Центральным Комитетом партии, яви-
лась и для наших театральных крити-
ков главным руководством в их пов-
седневной деятельности. Советская
театральная критика стала лучше про-
пагандировать наиболее удачные, пе-
редовые по своим идеям, выкокохудо-
жественные произведения сценическо-
го искусства, смелее и резче крити-

щими действительному значению и
уровню спектаклей.

В редакциях периферийных газет
нередко принято отдавать «Ha
откуп» тому или иному бойкому ре-
цензенту все театральные  поста-
новки, концерты, эстраду,  цир-
ковые представления. Так работает во
«Львовской правде» некто Л. Завал-
ков. С одинаковой легкостью пишет

о а аб 146. 520:

ром №1005 ТЗ РТ 1-4, ++

RE ТТТ

ковать неудачные, слабые, порочные
пьесы и спектакли.

они о концерте Зои Гайдай, и о спек-
таклях всех драматических театров,
	Интерес театральных критиков к
современным спектаклям,  несомнен-
но, возрос. Рецензии и статьи о но-
вых постановках оперативно появля-
ются в печати и, как правило, отли-

чаются вдумчивым анализом идейно-
го содержания пьес и спектаклей.

местных и гастролирующих, и о му-
зыкальной комедии, и о хореографи-
ческом искусстве, и о симфонических
концертах. Подобная фрецензентская
всеядность способна лишь дискреди-
тировать газету и ее редакцию.

Между тем, редакции редко быва-
ют озабочены привлечением новых
	В. ДНИ
ПРАЗДНИКА ^
<ТБИЛИСИ; (Наш: корр.). Bo:
всех театрах Грузинской ССР x
празлнованию 30-летия Великого Ок-
тября намечен выпуск новых постачо-
вок. Театр оперы и балета им. Палиа-
швили готовит оперу «Гола» молодо-
го-композитора Торалзе: (либретто. Ан-
дриашвили) ча тему героической
обороны. Кавказа и жизни советских
людей в тылу в дни. Великой Отече-
ственной войны. Театр им. Руставели
заново. ставит. пьесу  Н-Ногодина «Че-
	ловек с ружьем», Театр. им. Мард:.
	жанишвили-— пьесу «Простые люди»,
	одобренную республиканским: жюри.
	конкурджа на’ ‘лучную  <современную
советскую пьесу. ие им. Грибовдо-
ва покажет «Разлом» Б. Лавренева и
«Хлеб наш‘ насущныйх Н. Вирты, Аф-
мянский театр и Тюз им. Кагановича
—<пектакли «Молодая гвардия» 110
	роману А. Фадеева, Грузинский Тюз—  .
	пьесу Гогодзе «Горские юноши».

В праздничные дни во всех город-
ских, районных и колхозных театозх
Абхазской и Аджарской АССР и
Юго-Осетинской автономной области
будут показываться спектакли Ha CO-
временные советские темы.

К проведению торжественных вече-
ров-концертов готовятся также кон-
цертные организации. В Тбилиси сим-
фонический оркестр даст несколько.
концертов из ‘произведений грузинских
и русских советских композитозов.
Впервые будут исполнены симфония
Мачавариани, скрипичный концерт <,
оркестром Габичвалзе, симфоническая
поэма «Родина и победа» Араки-
швили, новая симфония Киладзе и др.
Со специальными программами вы-
ступят Государственный струнный
квартет, фортепианное трио, фортепч-
анный дуэт, солисты филармонии и
Театра оперы и балета им. Палиан-
вили. Новый праздничный репертуар
подготовлен также артистами эстра-
ды.

7 ноября работники искусств будут
выступать на площадях и улицах во
время демонстрации. Из районов Гру-
зии в Тбилиси приглашены ансамбля,
народные певцы и сказители,

9 ноября начинается олимпиада на-
родного творчества. К празднику от-
крывается большая юбилейная выстав-
ка художественных произведений, в
которой примут участие до 200 живо-
писцев, графиков и скульпторов.
	НАКАНУНЕ 30-HETHH
	ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
	т. АЕ = OT ава —_*

молодых театроведов. А ведь приток
ВКП(б) «о репертуаре mpamarie- г я

в ряды театральной критики молодых,
	стих театров и мерах 19 его УЛУЧШЕ-   свежих сил крайне необходим. При-
нию» прямо говорилось об отсутствия

a en i мер успешно выступающих в послед-
Tp HHL HITH a JTbHO: TPICBURCTCKOH TC   yee время на страницах центральных
атральной критики, то За истекший   и естных газет и журналов новых
	год положение заметно изменилось.

молодых авторов свидетельствует о
Советская театральная критика ныне

том, что-среди молодежи, получившей
	оказывает искусству театра значи-
тельно большую помощь, борясь за не-
уклонное выполнение указаний пар-
тии, раскрывая причины иных творче-
ских заблуждений и ошибок, анали-
зируя и делая общим достоянием ус-
пехи наиболее талантливых мастеров
советской спены.

специальное театроведческое образо-
вание, немало людей талантливых,
принципиальных, способных принести
большую пользу советскому HeKye-
ству.

Однако молодые критики не поль-
зуются еще должным вниманием не
	EE OI EOE

EEE

i se
советской сцены.

. Однако деятельность советских
театральных критиков могла бы быть
гораздо более плодотворной и эф-
фективной. Бросается в глаза, на-
пример, почти полное отсутствие в
нашей прессе статей теоретического и
обзорного характера. Охотно высту-
пая по отдельным, частным вопросам,
анализируя то или иное явление те-
атральной жизни, критики обычно
предпочитают не делать попыток ос-
мыслить эти явления в их суммиро-
ванном выражении. Определить зако-
номерности и основные тенденции
развития нашего сценического искус-
ства, выявить его здоровые, поогрес-

зуются еше должным вниманием не
только в печати, но и в Об’еди-
нений театральных критиков пои
ВТО, хотя, казалось бы, прямая обя-
занность этого об’единения заклю-
чается в содействии творческому ро-
сту молодого отряда журналистов-
театроведов. Правда, в плане об’еди-
вения уже несколько месяцев фигу-
рируют специальные заседания, но-
священные работам молодых, но бла-
гие намерения еше весьма далеки от
реализации.

Следует сказать, что и в других
областях своей деятельности Об’еди-
нение. театральных критиков себя
не оправдывает. Это об’единение име-
	сивные начала и смело бороться про-
		вот, казалось бы, благодарнейшая за-
дача для критика! Но эти задачи еще
не разрешены. Хуже того, крайне ред-
ко можно прочесть даже на страни-
цах наших газет и журналов, занима-
ющихся литературой и искусством,
статьи о репертуаре и творче-
ских устремлениях того или иного
	ет все возможности стать подлинным
центром критической мысли, собрать
вокруг себя лучшие театроведческие
силы, ставить на своих собраниях жи-
вые творческие проблемы, устраивать
дискуссии. А вместо этого об’едине-
ние ведет тихую, замкнутую, келей-
ную работу в отрыве от театральной
жизни страны,
	Совершенно не организована рабо-
					«На выборы» (масло). Художник А. Пластов -= лействительный член

(из картин, отобранных на Всесоюзную художественную выставку):
			`25-летие шефства комсомола над Флотом
	Советские моряки ждут от своего
славного шефа дальнейшего усиле-
ния воспитательной работы среди
флотской молодежи. И в этом боль-
шую помощь оказывают и могут
оказать работники искусства и ли-
	ЕЯ од
флотской
шую 10:
оказать 1
тературы.

Морска
рокое от
  матограф

Морская тема нашла довольно ши-
рокое отражение в советской кине-
	матографии. Фильмы  «Броненосен
«Потемкин», «Мы из Кронштадта»,
«Адмирал Нахимов»,  «Балтийцы»,
	«Морской ястреб», «Иван Никулин—
русский матрос», «Крейсер «Вагяг»,
«Подводная лодка «Т-9», «Четвертый
перископ» и другие рассказывали
нашей молодежи о героическом
прошлом русского флота и его за-
мечательном настояшем.
	В драматических театрах появились
	«Гибель эскадры» А. Корнейчука и
	«Разлом» Б. Лавренева, «Оптимисти-
ческая трагедия» Вс. Вишневского,
«Офицер флота» А. Крона и «За тех,
	кто в море!» Б. Лавренева, «Раски-
нулось море широко» Вс. Вишневско-
го, В. Азарова и А. Крона, на оперной
сцене -— «Броненосец, «Потемкин»
	О. Чишко, «Севастопольцы» М. Ко-
валя.
Популярны в` советском Hadone,
	особенно среди молодежи, песни ‹<о-
ветских композиторов о нашем ге:
роическом флоте В. Соловьева-Седо-
го, В. Захарова, К. Листова, Б. Мок-
роусова, Е. Жарковского, Ю. Слоно-
ва и других.

Образ советского ‘моряка запечат-
лен в произведениях наших худож-
ников и скульпторов, в.архитектур-
ных памятниках.

25-летие шефства комсомола нал
Военно-Морским Флотом` широко от-
мечается на флотах и флотилиях, в
военно-морских учебных заведениях.
На боевых кораблях устраиваются
лекции и доклады, проводятся вече-
ра молодежи ит. дд.
		16 октября 1922 гола У Всероссий-
ский с’езд Коммунистического союза
молодежи принял решение © шефст-
Be комсомола над Военно-Мореким
Флотом.

Шефство комсомола над флотом
явилось конкретным. проявлением за-
боты партии Ленина — Сталина о
флоте.

В 1922 году во флот пришли пер-
вые пять тысяч комсомольцев.

Кровные узы боевой дружбы, свя-
зывающие советскую молодежь с
флотом, еще более окрепли в годы
Великой Отечественной войны, ког-
да комсомол послал на передовую
линию огня лучших своих сынов.

За 25 лет своего шефства над
Военно-Морским Флотом комсомол
воспитал сотни отважных и умелых
моряков. Многие — прославленные
офицеры и адмиралы нашего флота
пришли ‘на военно-морскую службу
по путевкам комсомола.

МГСИС, в 1926. — «Любовь Яровая»
К. Тренева в Малом театре, в 1927—
«Бронепоезд» Вс. Иванова в МХАТ.
В этих спектаклях раскрывался ши-
рокий социальный и бытовой фон ре-
волюционных дней, их натетика не
искала внешне монументальных форм
для евоего выражения. Но. вместе
с тем, судьба отдельного человека
оказывалась отражением  величай-
ших социальных потрясений.

В. своем знаменитом письме к Лас-
салю по новоду драмы последнего
«Франц фон Зикинген» Ф. Энгельс
прозорливо писал: «Полное слияние
большой идейной глубины, осознанно-
го исторического смысла, которые Вы
не без основания приписываете не-
мецкой драме, с шекспировской живо-
стью и действенностью будет достиг-
нуто, вероятно, только в будущем, да,
пожалуй, и не немцами. Во всяком
случае, именно в этом слиянии я ви-
жу булущее драмы». Слова Энгельса
оправдались. Рисовавшееся ему буду-
шее драмы находит свое воплоще-
ние в драматургии советской страны.
Ее герои, в подлинном смысле слова,
«Черпают мотивы своих действий
He в мелочных индивидуальных
прихотях, а в том историческом пото-
ке, который их несет». Поэтому они
неуклонно выступают олицетворением
силы масс, творящих историю.
`` Разве не олицетворением этой силы
был образ вожака партизан, борющих-
<я против отечественных белогварлей-
цев и иностранных интервентов, си-
бирского крестьянина Чикиты Верши-
нина в воплощении В. Качалова?
Большой и трудный путь к осознанию
правды революции прошел Вершинин.
Сама жизнь привела Вершинина к не-
обходимости встать на защиту моло-
дого советского государства.

Сцена на колокольне, когда имя
Ленина провозглашалось девизом ве-
ликой борьбы за права трудящихся,
оказывалась вершиной — спектакля.

Мысль о правде Ленина, правле
всего трулового народа, подобно
молнии озаряла весь энизод, нагляд-
но обнаруживая его  сокровенный
смысл.

Советский театр последовательно
подходил к созланию. на спене образа
вожля социалистической революции.
Эта задача возникала перед советским
театром, как глубочайшее выражение
его основных устремлений.

К двадцатилетию Октября наш те-
атр пришел < целым ‘рядом спектак-
лей, в которых мы впервые увидели

ождь и наред в советской д
		дуализированной ситуации и харак-
теристики.

В пьесах о Ленине его образу всег-
да сопутствует образ И. В. Сталина,
независимо от того, введен ли он не-
посредственно в действие или нет,
Так, в «Правде» и в «На берегу Не-
вы» мы не находим имени Сталина в
списке действующих лиц, но Сталин
присутствует в пьесе, и сцены, в ко-
торых мы особенно отчетливо ощу-
щаем его присутствие, принадлежат к
числу сильнейших в ряду других
сцен. Таковы эпизоды, в которых мы
видим в этих пьесах Владимира Ильи-
ча  разговаривающим по телефону <
И: В. Сталиным. Это не простые ил-
люстрации, заимствованные драматур-
гами из тех или иных документаль-
ных ланных. Это выражение той ве-
ликой темы единства Ленина и
Сталина, вождей советского народа,
которая находит такое красочное и
поэтическое отражение в народной
былине и песне, создавшей неповто-
римый образ двух солнц, несущих
народу свет и тепло, олицетворяющих
неотделимых друг от друга в созна-
нии советских людей — Ленина и
Сталина.

Наша драматургия и наш театр на
подступах к празднику тридцатилетия
социалистической революции осуще-
ствляют благородную и высокую цель
«способствовать дальнейшему разви-
тию лучших сторон характера совет-
ского человека, с особой силой выя-
вивитихся во время Великой Отечест-
венной войны». Произвёдения, воссоз-
дающие события войны протиа немец-
ко-фашистеких захватчиков, рисую-
щие подвиг, совершенный советским
народом в годину боев, естественно,
выдвигаются на первый план и тяго-
теют к формам монументально-пате-
тической эпопеи. Таковы «Победите-
ли» Б. Чирскова, «Сталинградская
битва» Н. Вирты, посвященные вели-
кому перелому в ходе войны — сра-
жению за Сталинград.

В пьесе Чирскова нет прямой
ссылки на битву за Сталинград, нет
‚даже упоминания нмени города-героя,
нет и всех тех атрибутов. батальности,
которые кажутся обязательными в
пьесе о войне. Основные эпизоды ра-
зыгрываются в пределах четырех стен
‘обычного интерьера, в разговорах, ко-
торые ведут между собой действую-
щие лица. Но именно эта скупость и
сдержанность подчеркивают глубо-

кую внутреннюю наполненность каж.
	Театра, о пути какого-либо драма- та критиков и на местах. Областные
	турга. Рецензия ‘на спектакль или
пьесу — вот чуть ли не единствен-
НЫЙ жанр, в котором подвизаются
наши театральные критики, Почти
	на спектакль или! отделения Всероссийского театраль-
	ного общества и республиканские те-
атральные общества могли бы ocy-
	Почти ! шествлять весьма полезные функции,
	Ясно осознанная идея создания те-
атра нового типа, по слову Е. Вахтан-
гова, «отражающего и растящего эе-
волюционный лух народа», роднит
между собою весьма разнообразные
по своим-формам явления советского
драматического искусства уже самой
первоначальной поры. В произведени-
ях первых послеоктябрьских лет не-
изменно. звучит тема утверждения
героизма народа, творящего револю-
цию и строящего новую жизнь, наро-
да—созидателя своей истории. Эта те-
ма была центральной в произведени-
ях, посвященных современности, рас-
крываясь в них © наибольшей полно-
той. Но. она же своеобразно: прелом-
лялась и. в новых сценических истол-
кованиях произведений классической
драматургии, получивших такое широ-
кое распространение в то время, она
определяла и контуры пьес, воссоз-
дававших тот или иной исторический
сюжет. ‹ ,

Выдающимся образцом CTusia, ха-
рактерного для советского театра пер-
вых  революцаонных лет, явилась
«Мистерия Буфф» В. Маяковского,
написанная и поставленная в ознаме-
нование первой годовщины Великой
Октябрьской революции. Эта Первая
советская пьеса. названная автором
«героическим, эпическим и сатириче-
ским изображением нашей эпохи», в
образах обобшенных и вместе с тем
плакатно-острых рисовала’ «дорогу
революции».

С большюй определенностью и чет-
костью «Мистерия Буфф» говорила
06 единстве народа — массы и ее
руководителя — героя, выдающейся
личности. открывающей вовые гори-
зонты. Герой и народ — едины в но-
вом. родившемся в результате побе-
ды социалистической революции ми-
ре, никогда не виданном ранее в
истории. Автор «Мистерии Буфф»
декларировал эту истину в обобщен-
ной условности своих образов. Не
Удивительно, что его произведение
нашло такой широкий отклик в мас-
совом агитационно-политическом те-
атре периода гражданской войны.

В 20-е годы художники советского
театра направляют свои усилия на
создание образа современника уже
е в символических, отвлеченных
носказаниях, а непосредственно, во
всем его неповторимом индивидуаль-
ном своеобразии. В 1925 году появ-
ляется «Шторм» В. Билль-Белоцер-
ковского на сцене Театра им.
	AGO эпизода, воспринимаемого преж=
де всего в его связи с целым, как
часть той огромной картины величай-
	шей битвы, которая показана на сцена
	ве в грохоте взрыва и вопышках ра-
кет, а в судьбах людей, захваченных
без остатка водоворотом военных со-
бытий.
	Но судьбы всех этих людей, от ге-
нерала Муравьева до рядового, шо-
фера Минуткя, оказываются спаян-
ными воедино той волей к победе, ко-
торая живет в них и направляется к
конечному триумфу Ставкой Верхов-
ного Командования. Воспринимая еди-
ничное, мы в то же время видим це-
лое, идея единства народа и вождя
выстунает перед нами во всей убеди-
тельностя.
	Н. Вирта идет в своем произведении
по пути исторической хроники. Мы
видим последовательное, строго соот-
ветствующее подлинным фактам изо-
	бражение событий связанных © под-
	готовкой и осуществлением сталин-
ского плана разгрома немцев под Ста-
лингралом. Но эт «хроника» имеет
глубокий идейный и политический
смысл. Это не просто драматизован-
ное изложение событий военной исто-
рии в узком смысле этого слова. Ca-
ми живые факты Сталинградской бит=
вы не позволяют замкнуть их в пре-
делы документальной хроникально-
сти. В них раскрывается великая
правда о советском человеке, о его
прекрасном и благородном духовном
‘облике, о его силе, верности и муже-
стве. Образ Сталина-полководца, вы-
растающий перед нами в этом произ-
ведении, это в то же время образ
Сталина — вождя нарола, у которого
нет иных забот, кроме забот народа,
нет иной радости и иной печали, кро-
ме народной печали и радости. Так,
драматическое повествование о важ-
нейшей странице истории Великой
Отечественной ‹ войны наполняется
большим идейным содержанием, cTa-
новится. воплощением того социаль
ного героизма советского народа-по-
бедителя, о котором А. М. Горький
говорил, как об источнике нового. ро-
мантизма, утверждая, что «наше ис-
кусство должно встать выше дейст-
вительности и возвысить человека над
Ней, не отрывая его OT нее». Это
определение Горького указывает
именно на то единство народа и его
героев, которое находит свое высшея
	выражение в единстве народа и ега

re
	вождя,
	Б. РОСТОЦКИИ
}

‘запечатленными на сцене великие! об-
разы В. И. Ленина и И. В. Сталина.
«Человек с ружьем» Н. Погодина,
«На берегу Невы» К. Тренева, «Прав-
да» А. Корнейчука открыли новый
этап в развитии советского театра.
Во всех трех названных пьесах (а
за ними, как мы знаем, последовали и
другие) образ’ вождей социалистиче-
ской революция возникает на широ-
ком социальном фоне, от которого он
неотделим. Во всех этих произведени-
ях рядом < образом вождя, в нераз-
рывной связи.с ним стоят образы лю-
дей из народа. Так, в «Правде» перед
нами возникает фигура бедняка-кре-
стьянина Тараса Голоты. приходяще-
го К осознанию великой правды рево-
люций; в пьесе «На берегу Невы»—
образ солдата Сергея Котова ив
«Человеке с ружьем» — образ Ивана
Шадрина. .
Выдающийся успех Б. Шукина ‘в
роли В. И. Ленина определен тем, что
артист приблизился к органическому
совмещению громадной исторической
масштабности изображения Ленина-
трибуна, мыслителя, вождя и Ленина=
товарища, друга, «самого человечного
человека». Вернее, здесь вообще
нельзя было говорить о совмещения,
как о соединении каких-то двух раз-
личных, раздельных сторон, — именно
взаимопроникновение первого и второ-
го, их слитность и составляла истин-
ное зерно этого выдающегося сцени-
ческого воплощения. Успех пришел к
Шукину от овладения внутренней
сущностью образа, был непосред-
ственно подготовлен теми ролями, в
которых он показывал рядовых боль-
шевиков, простых людей из народа—
Павла Суслова в «Виринее», товари-
ща Антона в «Барсуках». Потому
что именно связь Ленина с народом,
< массами, уменье прислушаться к
их голосу и повести их за собой было
тем главным, что жило в образе, ра-
скрываясь в центральных сценах по-
годинской пьесы. И самой важной
среди них. была Ciena pasrosopa
Ленина с солдатом Иваном ПТалри-
ным. Идейная глубина, осознанный
исторический смысл этой сцены, го-
воря словами Энгельса, обнаружи-
вался вне какой бы то ни было ри-.
топики и лекларативности. в живой,

действенности предельно  индиви-
	совершенно не публикуют материа-  организуя обсуждение рецензий, опу-
лов О советской спене толстые лите-  блякованных в газетах, постановок
	рные журналы.
	творческих коллективов областных и
районных театров, < тем, чтобы ра-
стить и воспитывать кадры театраль-
ных критиков.

Комитет по-делам искусств, Всерос-
сийское театральное общество и Союз
советских писателей уделяют теат-
	Надо сказать, кстати, что журна-
листы-театроведлы, Kak правило, не
радуют читателей большой продук-
тивностью своей работы. Велушие те-
атральные критики крайне редко вы-
ступают на страницах печати. Можно
ли примириться с тем, что критик
публикует в течение сезона всего
одну-две, от силы три статьи, посвя-
щенные современным спектаклям?
	Еще хуже обстоит цело с выпус-
KOM книг, посвященных современно-
му советскому театру и советской
драматургии. Здесь предпочтение от-
Дается почему-то небольшим MOHO-
графическим работам 06 отдельных
актерах. Именно Издание серии не-
больших брошюр, посвященных BH-
лающимся мастерам сцены, в том
числе и современным, всецело погло-
шает энергию работников издатель-
ства «Искусство», не выпустившего
За последние годы ни одной новой
книги проблемного характера, в ко-
торой подвергались бы критическому
анализу произведения советской сце-
ны последних лет.
	Далеко не все интересные и значя-
тельные произведения театра и дра-
	с тем, что критик ральной критике очень мало внимачия
		и работают без -всякого взаимного
контакта в этой области.

В своем выступлении на философ-
ской дискуссии тов. Жданов подвеэг
уничтожающей критике аполитич-
ность, забвение партийности в науке.
Он подчеркнул в то же время огром-
ную’и благотворную роль большеви-
стекой критики и самокритики в <о-
циалистическом обществе. Критика и
самокритика являются законом раз-
вития нашего общества. Ито
философской дискуссии по-новому
освешают и роль театральной критз-
	ки обязанной активно содействовать
	развитию советского театра. В искус-
стве, каки во всех сферах обществен-
ной жизни, идет борьба между но-
вым и старым. Театральная критика,
проникнутая большевистской идейно.
стью, боевая, принципиальная должна
занять достойное место в развитии
советского театра и драматургии.
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О награждении народного артиста СССР Тарханова М. М.
орденом Ленина
	За выдающиеся заслуги в развитии советского: театрального искусства, в
связи с 70-летием со дня рождения, ваградить народного артиста СССР
Тарханова Михаила Михайловича орденом Ленина.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Москва, Кремль. 8 октября 1947 г.