Тоги одной дискуссии
			‘бовавией добросовестного исслелова=
= emt
	р Е 4:

тельского труда, подменено бессмыс*
ленным уродованием музыкальных
произведений, приобретающим харак-
тер_ беспримерного издевательства
над классиками. ХХ века и над музы»
кальной культурой народов cccPe,
Оголевец не задумывается Над тем,
что в эпоху пентатонной музыки не
только лад, но и мелодия, ритм, фак-
тура произведения не “могли быть таз
кими, какими они являются в Музы»
кальных образцах второй половины.
ХХ века. Так сказалась основная по-
рочность методологической установ-
ки Оголевца, его непонимание музы
ки как художественного целого, как
	музыкального образа.
Учиненная Оголевцом варварская
операция над классиками, <пособ-
	на вызвать ’ Лишь досаду у +
тателя, разоблачая беспомощность и
догматичность мышления автора кви-
ги. Еще более резкого осуждения
заслуживают экскурсы его в область
азербайджанской национальной музы-
кальной культуры, разбросанные по
страницам «Основ гармонического
языка». Вульгарный и грубый диле-
тантизм в решении одного ив ответ“
ственных идейно-творческих воп50*
сов соеременности порождает вэел-
ную путаницу и ведет. к политиче-
ским ошибкам, искажаюнщим деистви-
тельность и дезориентирующим чита-
теля.

Внимание Оголезца привлекли фак-
ты наличия в азербайджанской музы-
ке интонационных богатств, нео вме:
шающихся в  двенадцатиступенную
темперанию. Перед вдумчивым иссле-
дователем здесь открывается сложа
ный путь тщательного анализа народ-
ной практики, фиксации, описания,
изучения материалов, которые могут
послужить основой для дальнейших
авторитетных выводов. Не так подо-
шел к своей задаче А. Оголевец. На-
холясь в плену абстрактно-умозри“
тельной схемы количественного обо-
гашения цепи квинтовых координа-
пий, он допускает грубейшие ошибки,
приравкивая азербайджанскую музны-
ку К музыке’ арабского о средневе-
ковья. Он пишет «о гамме арабской
музыки, встречающейся и в Совет.
ском Азербайджане», «о семнадцатя-
звучной системе ирано-арабских. тео»
ретиков и восточной музыки, напри-
мер Азербайджана». Ha каком ос-
новании ‹ азербайлжанская музыка
об’является провинцией  средневеко»
вой арабской музыки? Какими факта:
ми, конкретными примерами азербэй-
джанской и арабской музыки это мо-
жет быть подтверждено? Этих 05104
ваний у Оголевца нет; и тем не менее,
он отказывает талантливому азербай-
джанскому народу в самобытном ладо-
вом мышлении и с необ’яснимой лег:
костью ориентирует азербайджанских
музыкантов на чуждую им культуэу,
По схеме Оголевца, арабская музыка
(семнадцатизвучная система!) являет-
ся культурой передовой и богатой,
Однако всякий музыкант, хоть не
много прислушавшийся к музыке наз
родов переднего Востока, знает, что
многозвучные лады арабов и ту»
рок отнюдь не являют картину разви
того музыкального мышления и них
музыка при внешней тонкости инго-
наций во многом уступает музыке на:
родов. Закавказья, в том числе азер-
байджанцев. Идя против реальных
фактов, Оголевен в дальнейшем ум-
ножает свои ошибки. Он предостере-
гает азербайджанских музыкантов от
опасности `«обрусения», °`«нивелиров-
ки», «великодержавности», якобы‘
подстерегающих азербайджанскую
музыку в процессе приобщения ее к
велакой советской музыкальной куль-
туре. Он утверждает: «особенюй
опасностью, стоящей перед этими бо-
лее тонкими музыкальными культурза
ми при их столкновении < европей:
скими, является их нивелировка».

И здесь все основано на yMo3pe-
нии, все бъет мимо жизни, реального
опыта, действительных тенденций,
То. что Оголевец называет «столкно-
вением» национальных культур ©
	культурой европейской, —процесс про- ,
грессивный, приобщающий Hallo.
нальные культуры к многоголосию, к.
традициям мировой  профессиональ-
ной музыки. На этих путях народы.
	м
	CCCP накопили великий творческий
опыт. Перед музыкознанием столт
задача—анализировать этот ОПых,
обобщать реальные достижения, ука-
зывать на трудности и ошибки. Эту
большую работу Оголевец подменяет
бессодержательными разглагольство-
ваниями и поучениями.

«До опубликования ‹ настоящей
работы, пишет  Оголевец, — нечего
было и мечтать, по незнанию, об уме-
лом сочетании особенностей нациоз
нального музыкального `ладово-гаэ-
монического языка с общеевропейской
музыкальной культурой. Теперь эти
возможности есть». Этой фразой Ого-
левец пытается зачеркнуть весь опыт
русских классиков великих учите
лей «умелого сочетания особенностей
национального музыкального ладово-
гармонического языка» (в том числе
И языка народов Востока) с общеев-
	ропейской музыкальной культурой;
зачеркивается и громадный опыт
строительства советских националь-.
	‚вых культур, в том числе азербанд:
жанской музыки, прогресс которой
начался задолго до опубликования
книги А. Оголевца.

Еще более тяжкие ошибки и 34:
блуждения содержатся в заключи:
тельном разделе книги— «Введение в
современное музыкальное мышление»:
`Оголевец рассматривает современное
мышление, игнорируя идейную сущ-
ность различных направлений, игнорй*
руя берьбу прогрессивных творческих
явлений © явлениями реакциноя-
ными. Оголевец не видит борьбы
противостоящих художественных ми-
ровоззрений-—советского музыкально:
го искусства, с одной стороны, и
декадентски-м одернистического He:
кусства буржуазии, с лругой, Его
интересует лишь спор между приве›-
женцами двенадцатизвучной системы
(в них весь корень зла и бед <0овое-
менного искусства) и сторонниками
семнадцатизвучной системы, торжест:
во которой Оголевцу представляется
единственным выходом современной
музыки из переживаемого ею кризи:
са. Оголевец не Пытается указать
принщипиально новые черты совет“
‘ской музыки, распространяя и на нее
тезис о кризисе. С другой стороны,
характерные для современного дека-
дентского искусства явления он ищет
не на Западе, а в советской музы-
кальной действительности. Обхоля
критикой теорию и творчество главы
атонализма Арнольда Шенберга, Об:
левец бездоказательно называет
‹атоналистами» многих советских MY-
зыкантов. Образцом подлинного’ но-
ваторства ему представляется творче:
ство Стравинского. Отрипая его при:
 Частность к течению конструктивизма
(вопреки достаточно определенным
декларациям самого композитор),
избегая критики того Упадочного на
правления на Западе, знаменем кото-
рого является имя Стравинского, Ого
левец именно у него находит наибо+
лее плодотворные задаткя будущего

Окончание на 8-Д сто.
		скусство, рожоенное
	Интересную  по-сво-
ему попытку швед-
	ского кино сущест-
вовал и продолжает
	И до Октябрьской революции бы-
ла великая русская наука. Была Ли-
тература, покорившая мир, было ве-
ликое русское искусство живописи
и театра. 2

И вместе с тем не было хоть како-
то-нибуль искусства российской ки-
нематографии. Иностранные предпри-
ниматели-_Гомоны, Патэ, Чинесы —
мертвой хваткой вцепились в русский
хинорынок и захватили его в свои
руки. Галльский петух — фирменная
марка Пат® — царил на русских экра-
нах.

В годы реакции отечественная бур-
жуазия конфузливо родила ублюдка,
дореволюционное русское кино... Но
об искусстве не думали заявлять и
сами творцы «национальных лент». В
заваливших рынок инсценировках ме-
панских романсов, в адюльтерных
салонно-«пкихологических» и Уголов-
ных фильмах в Полной мере сказа-
ось жалкое подражание Западу.
	Понятно былю презрение различных
братьев Патэ к гиперборейским поту-
гам Ha кинематографию. Аппараты
были французские, фабрики и театры
— преимущественно немецкие,  при-
надлежащие Гензелям, Штремерам,
Тиманам. и Рейнгардтам. Актеры же,
как о высокой чести, мечтали о титу-
ле русской Франчески  Бертнии,
русского Поксона.

Сеголня, пожалуй, смешно читать
«труды» всяческих западных KHHO-
историков. Все эти Фескуры, Рамсеи,
Лесли Вуды, Тейлоры  ожесточенно
доказывают, что именно их стране
принадлежит Честь создания нового,
победоносного искусства.

Для американских «историков» пое-
тензия французов на приоритет Фран-
тии, чьими сынами были братья
Люмьеры, просто нахальна: свет идет,
из Америки, конечно, от Эдиссона.
Неважно, что и свет-то, как изве-
стно, шел совсем с другого конца
вселенной — от Яблочкова и. Лоды-
гина. Неважно, что Эдиссон не очень-
то верил в свое, скорее курьезное,
	чем серьезное, изобретение и даже
боялся взять на него патент. Англи-
чане выдвигают з родители кинема-
тографа своего Фризе-Грина, немцы
— своего Складановского.

Для всех этих ‘исследователей нег-
ломек, что никогда еще в истории ис-
кусства техника не играла решающей
роли. Даже киноискусство, где воп-
росы техники определяют многое,
смешно было бы уподоблять авиации
или плавке стали. Но если все же го-
ворить о технике киноискусства, то
слелует помнить о тех, чьи труды за-
ложили ее физические и химические
основы. И тогда надо вспомнить име-
на великих преобразователей теории
света, теории элементов—Бестужева,
Менделеева, Чиколева,
°Галльский петух Патэ бесславно
сошел с экрана в начале. второго де-
сятилетия нового века. Еще до пео-
вой империалистической зойны аме-
риканцы повели решительное наступ-
ление на фронте кино, заявляя претен-
зию уже не на патент в созданий ап-
парата, но на патент в создании ис-
кусства, на мировую монополию в
этом искусстве.
	Махровые идеи американской реак-
ции представали в тысячах фильмов,
наводнивитих мир. Творцы этих филь-
мов добились ни с чем не сравнимых
результатов в оглуплении, развраще:
‘нии, олурманиванияи миллионов люлей
во всех странах.

Одновременно неслыханная нажи-
Ва позволила киномагнатам начать
тот поход, который сегодня назван
«долларовой  дипломатией». ” Кар-
тины и деньги американцев проника-
ли всюду, пресекая попытки к созда-
нию собственных, национальных ки-
нематографий.

Так было покончено с германской
послевоенной кинематотрафией 1922—
1927 годов. Так едва не было покон-
чено с заново робко ромадавшейся тог-
	ских художников соз- 1, 1РАУБЕГЕ существовать. = Ире-
дать собственную ки- Pe следования и рогатки
нематографию амери- сопутствуют в Аме-
yaorirrira WaT woryanssnm а ТО Гал ни om Emewwme пемонстфраний всех
	канские дельцы подавили уже м
сто неприличным путем: режиссеры и
актеры были вывезены в Америку,
тде первых быютро выбросили за
борт; а вторых превратили в орудие
оглупления и разврашения масс. —
		puke и в Европе демонстрации все&
лучших советских фильмов. Что из
того, что фильмы эти — далеко не
все — показываются в маленьком ки-
нотеатре на Бродвее? Едва десять
тысяч человек может посмотреть ки-
нокартины, преподносимые продажной
прессой, как «скучные» и «тенденци-
озные».

Кинохозяевам Запада не довелось
понять, что принесло © собой в мир
советское киноискусство. Они решили
игнорировать его, содрогаясь при по-
явлении таких картин, как «Чапаев»
или «Радуга».

‚Но одно не может не тревожить
властителей буржуазной  кинемато-
графии. Тридцать лет существует со-
ветсокое кино, растет и развивается.
Его не купишь, как шведское, не
задавиячь, как немецкое. Его мастера
не станут, подобно Любичу и Ренуа-
	ру, бросать родину ради заокеанских
	Jka .
В советском кино заключена потен-
	циальная угроза, предвестье гибели
многотиражной кинематографии капи-
тализма.
	Но сути фактов, советское киноис-
	кусство есть подлинное новое иобус-
ство кинематографии, о котором меч-
тало человечество”
	Великая идея коммунизма нашла
себя в русском и родственных ему
народах, населяющих. территорию
бывшей Российской империи. Народ.
гигант, сокрушивщий татар, шведов и
«лвалиать языков» Наполеона, народ,
гармонически сочетавший гений Пуш-
кина, Низами, Руставели, Шевченко и
Райниса, народ, всегда предпочитав-
ший высокую литературу Гоголя,
Толстого и Горького дешевке так и
не привившейся здесь сенсационной
беллетристики, —этот народ, эти на-
роды, обновленные Октябрем, воспи-
танные партией большевиков, вырос-
шие за годы советской власти, оказа-
лись наилучшим зрителем, нового. ки-
ноискусства, зрителем, принявшим
его, толкавитим вперед, требователь-
ным и благодарным.
	Советские мастера, живя в стране;
руководимой гением величайших мыс-
лителей века, Ленина и Сталина, не
могли не понять, что творчество He-
возможно без глубоких познаний во
всех ‘областях. Не случайно все чач-
более ценное в области теории кино-
искусства (и, может быть, елинствен-
но пенное) создано юоветскими ки-
ноработниками,

“Можно с уверенностью сказать, что

силы отряда советских кинохудожни-
ков далеко еще не развернуты. Мно-
гое помешало этому: и серьезные
ошибки самих художников, особенно
в последние два-три года, и слабый
приток новых людей, и недостаточный
количественно уровень  производ-
ства.

И в юбилейном — тридцатом — го-
ду советской власти нанги художники
кино не создали еше тех фильмов,
которых ждет от них зритель, филь-
мов, прославляющих патриотический
подвиг рабочих, колхозников, совет-
ской интеллигенции, по сталинскому
плачу ведущих свою родину к новым
хозяйственным и культурным побе-
дам.

И тем не менее ни одна страна ве
имеет такого количества прекрасных
художников кино, необычайных . по
мощи таланта, по смелости стиля,
по глубине содержания их работ.

Блестящая плеяда советских кино-
операторов создала свой примечатель-
ный стиль фотографии.

Велика ‘любовь нашего , народа K
лучшим своим актерам. Они вошли
в жизнь народа, как создатели близ-
	В 1941 ив 1946 тг. вышли в свет
две книги А. Оголевца: «Основы
гармонического языка» и «Введение в
современное музыкальное мышление»
— громадные по размеру фолианты
(в первой книге — 114 авторских ли-
стов, во второй — 53,6), испещрен-
ные обильными таблицами, схемами,
цифровыми выкладками, формулами,

До самого последнего времени кни-
ги А. Оголевца не получали крити-
ческой оценки и не были предметом
	нтирюкого общественного обсуждения.
	унлнть. в середине текущего года му-
зыковедческая комиссия оргкомитета
Союза советских композиторов. орга-
низовала дискуссию об этих книгах.
В период, когда музыковедческая ко-
миссия полводила итогя дискуссии,
	Музгиз отпечатал новую, третью юви-   Отдаленном
	гу А. Оголевца — «Структура то-
	нальной системы. Критика теории му-   основа прогресса муз
	зыки» (0б’ем — 54 авторских листа).

Вопросы строя, темперации, лада и
гармонии, затрагиваемые в этих кнаи-
гах, представляют сами по себе не-
сомненный научный интерес. Обладая
определенными способностямит теоре-
тика-исследователя и систематизало-
ра, А. Оголевец имеет данные для
выполнения серьезной и обществен-
но-ценной научной работы. Отдель-
	А. ШАВЕРДЯН
	«Каждая последующая стадия до”
жна  мыслиться, как предыдущая
стадия плюс специфические особен
ности» [«специфические особенно-
сти» новые квинтовые звуки, «при“
плюсовываемые» к звукам предылу“
шей стадии]. Основываясь На этом
	«законе» Отголевец может загля“
		возвестить торжество в недалеком
будущем семнадцатизвучного строя.
Может он заглянуть и. дальше и
пророчески предугадать в более
отдаленном будущем ° господство
лвадцатидвухэвучного строя. Итак,
основа прогресса музыки, музыкаль-
ного мышления—в количественном
обогащении, в последовательном ут“
верждении все более многозвучных
	строев.
	Не будем останавливаться здесь

на критике этой схоластичной, аб-
Aes TP OMELET Tomo OYyewnr ПО
	ностью оторванной от реальной ис-
тории музыки и музыкального мыш:
ления. от процесса возникновенит,
	подлинно-народных образов. И co-
ветская кинематография должна быть
благодарна не только великой рус-
ской литературе, советским писате-
лям, чей пример, чье творчество учи-
ли кинематографистов, она должна
быть благодарна и замечательному
театральному русскому искусству,
советскому театру, создавшему HO-
вые принципы актерского  мастер-
ства, превосходную школу актеров.

Ни на минуту не могут забыть ху-
дождики советского кино о стоящей
перед ними творческой задаче.

Победа Советского Союза над гер-
манским фашизмом и японской воен-
шиной подняла’ мировой ‘авторитет
страны Советов на небывалую высо-
ту. Трудящееся человечество видит в
нашей социалистической родине ве-
ликий пример подлинного строитель-
ства новой жизни для счастья наро-
дов.

Но силы международной реакции
предночитают любыми средствами ‹‘о-
хранить порядок, который уже при-
вел к Гитлеру, к небывалой войне.
В числе этих средств фигурирует
и кино. :

Американцев отнюдь не волнуют
усиехи французов и итальянцев на
международных кинофестивалях. Но
разгромный счет прошлогоднего канн-
ского соревнования, вебывалая победа
советских фильмов и. Мастеров не Мо-
жет не заставить американских KHHO-
	пооизводетвенников заскрежетать зу-
		Рождение советского KHHOMCKYC-
ства было полготовлено всем ходом
развития русской литературы и ис-
кусства, сильных своей идейностьо,
своей ставкой на прогрессе человече-
ства. И, что гораздо важнее, оно бы-
ло подготовлено воем ходом развития
русской общественной мысли.
	На заре кинематографии Владимир
Ильич Ленин сумел угадать в уни-
женном спекулянтами искусстве эк-
рана то великое искусство, которое
позже он наименовал «самым  важ-
НЫМ».

Величайший поэт пролетариата
Горький почти что в день появления
первых кинолент восторженно привет-
ствовал новое искусство и предрек
ему освобождение от дельцов и мак-
леров. Маяковский пошел в кино,
считая его достойным художника,
Надо упомянуть. что признал, обрадо-
вался кинематографу и гигант прош-
лого века Лев Толстой.

В 1917 году произошло величай-
шее событие мировой истории. Ведо-`
мый большевистской партией Ленина.
— Сталина, русский народ провозгла-
сил советскую власть и сверг гос-
подство помещиков и капиталистов
на одной шестой части мира.

Мы будем скоро праздновать трид-
цатилетие этой великой латы. И вме-
сте с тем сможем праздновать ин
тридцатилетие подлинного  киноис-
кусства, рожденного Октябрем.

С первых дней советской власти
начали свою работу по <’емке совет-
ской хроники; первые наши подлинные
художники кино — кинооператоры. В
первых киноагитках, в первых таив-
ших зерна нового идейного содержа-
ния фильмах двигалось вперед совет-
ское киноискусство.

Молодые советские кинохудожни-
ки создали на заново рожденных со-
ветской властью кинофабриках филь-
мы, в которых наметился путь нового

Кино началось с зас’емок подлин-
ной жизни, с хроники. И только его
хозяева в странах капитализма  по-
вернули его в сторону вымысла, лжи.

А советские работники кино вновь
обратились к хронике. Недаром с
хроники по указанию Ленина начина-
лось советское кино. Недаром в хоо-
`викальных фильмах Вертова и Шуб
‘Появились первые, от всего отличные
`куски советского ° киноискусства.

Показать правду, показать нечто
сходное с хроникой и превосходящее
ее, дать в центре всего не беззубую
мораль, не тупое увеселение, а BOHH-
ствующую, призывающую к борьбе и
труду идею,—такую задачу постави-

ло перед сооои советское киноис-
кусство.

Понадобилось немного лет, чтобы
	искусство это предстало пред всем
миром в великолепных  «Броненосие
«Потемкине» Эйзенштейна и «Мате-
ри» Пудовкина.

Сейчас, когда прошло больше двух
десятилетий после этой победы совет.
ского киноискусства, трудно воскре-
сить в памяти то смятение, котозое
воцарилось в мировом кино с появле-
вием первых советских боевиков.

Но оправившись от первого испуга,
правительства и хозяева буржуазного
кино приняли меры, чтобы отрезать
советские ленты от главного потреби-
теля—от трудящегося зрителя Запа-
да.
	ные частные музыкально-теоретичес-  развития, борьбы и смены музыкаль
	ных стилей,
	идеино-художествен-
качественно отлич:
	кие проблемы разработаны им _деталь-
	но и тшательно. Особенно это отно-  вых концепций,
	личными системами темперация. Он! Спросим лишь: что же може 0
настойчиво экспериментирует, з обла-  динить эту схему, основанную TOAb
	сти раситирения строя клавишных ин-
струментов, и эксперименты эти вы-
зывают среди музыкантов жизой ин-
терес.
	ко Ha количественных изменениях,
с «основными правилами маркси-
CTCKOTO диалектического метода ис-
слелования». хранателем и прово ДН И-
	Однако содержание книг А. Ого- ! ком которых об’явил себя Оголевец?
	евца отнюдь не ограничивается Men
ледованием частных проблем. Зада-
	Присматриваяеь к Философско-ме-
толологическим юсновем концепции
	ных систем музыкальных образов.
Стили пин: ЧТО Же может 068-
	Советская кинематография не толь-
ко существует: она побеждает.

Когда дело шло о её влиянии Ha
американскую  кинематографию, это
можно было стерпеть.

Нет беды в том, что Кинг Видор
попросту повторил сцены из карти-
вы Ю. Райзмана в своем «Хлебе Ha-
сущном», в том, что Штернберг вто-
рично поставил советский «Голубой
экспресс», назвав‘его стыдливо «Шан-
хайским экспрессом», в том, что Зол-
тан Корда в своей «Сахаре» даже ве
дал себе труда изменить что-либо в
целиком взятых сюжете и ситуациях
фильма «Гриналцать» М. Ромма.
	Все это не беда для хозяев 1 олли-
вула. «Блатоприобретение» лежит в
основе американского строя.

На беда и то, что лучшие из ре-
жиссетов Америки — волыно или не-
вольно — стремятся подражать ху-
дожественным принципам советских
мастеров, что в творчестве Форда,
Уайлера, Майльстона, Уэллеса, Ви-
дора отражено многое, найденное ху-
дожниками советского кино. Выпуск
фильмов даже этих лучших режиюссе-
ров в КОНЦе концов зависит от их
хозяев, и можно прикрикнуть, заста-
вить вернуться к угодной Уолл-стри-
ту тематике и приемам.
	Беда для хозяев’ Голливуда в том,
что идем, внесенные в мир. Октябрем,
все больше проникают в Массу 3pH-
телей всего: мира, что рано или позд-
но советское кино, целиком построен-
ноё на этих идеях, займет место, ко-
торое оно должно ‘занять на миро-
вом экране. :

Фильмы нашей страны тем и опас-
ны для сил реакции, что они воочию
показывают преимущества советской
системы, величие народа, поднявше-
тося на огромнуюлвысоту после Ок-

тября, титанический, жизнетворче-
	тября,, титаническийи, жизнетворче-
ский смысл его дел, влохновленных
коммунистической партией:

Нет сомнения в том, что чем лучше
будут говорить об этом наши фильмы,
тем яростнее будут попытки амери-
канских дельцов преградить им путь
к зрителю.

Именно поэтому нелью советского
киноискусства становится более чем
когда-либо создание фильмов, подоб-
но <«Чапаеву», прославляющих вели-
кие дела советских людей, особенно
в дни послевоенной пятилетки. в дни
напряженной борьбы за мир во всем
	ча, преследуемая автором, неизмери-  Оголевца, мы поиходим к вполне Ol
мо шире и грандиознее. Эта залача—   ределенным выводам. Вопреки мно-
соэлание концепции универсального   гократным и энергичным деклараци-
	вопреки широкой
гру классиков
	ям и заверениям, вопро
системе ссылок на ТРУДЫ
	создание концепции универсальното
значения, провозглашение основного
закона развития музыкального Her
	кусства в прошлом, настоящем и бу-   марксизма-ленинизма, Оголевен, раЗ-
дущем, решение важнейших проблем рабатывая свое учение, ндет вразрез
	музыкальной теории, истории,  эсте-
тики, а заодно. и выяс fe сущест-

с основными положениями диалек-
тического и исторического матери-
	веннейнтих творческих вопросов <0в-  ализма и нередко недопустимым об-
	рементюсти. Одно из итоговых поло-
жений второй книги гласит: «Hawa
	разом извращает их.
Ошибочно и произвольно толкуя те-
	установлены и исслелованы ооновные   зис о единстве асторического и логи-
	закономерности, приводящие к станов-
лению средств современного музы-
кального выраженая, и. таким обра-
	ческого, ссылаясь при этом на авто
rarer Энгельса, Оголевец считает
зозможным создать историческую на-
	в BE   wy O «camomM субстрате музыки», Ha-
стоящем и будущем, которое целиком   чисто абстрагируясь от идейного со-
соответствует коренным основам <0-  лерржавия в искусстве и минуя слож-
	I мые
	времанного музыкального мышления,
его современному состоянию, уровню
и устремлениям, а также прогрессив-
ным тенденциям его развития». Все-
об’емлющую широту своих трулов ав-
тор подчеркивает неоднократно. Он
обещает «вскрыть существо ‘основных
закономерностей, лежащих в природе
музыки, как таковой», «дать основы и
истории музыкального мышления»,
«дать в руки музыкознанию умение
разобраться в тех решающих призна-
ках, которые отличают потлинное от
фальшивого, суррогатного». Автор
утверждает, что до появления его ра-
бот «музыкознание еще не стало дей-
ствительной наукой».

В третьей книге, полводя некоторый
итог своей научной работе, А. Оголе-
вец пишет: «Пель, издавна. постав-
ленная в наших исследованиях, He
могла бы увенчаться успехом, если бы
мы не: стремились всегда держаться
основных правил маркейстского диа-
лектического метода’ исследования».
В, других. местах он неоднократно за-
являет, что еше не встречал ириме-
ненаяя метода диалектического матз-
	ные этапы подлинно научного, ист
гико-материалистического познания
музыки.

Жонглируя: понятиями и Категори-
ями диалектики, Оголевец отрывает
их от материалистической теория и
произвольно использует для под-
тверждения своих установок, находя-
щихся в коренном противоречии с
основами. маркоистеко-ленинского ис-
кусствознания. Механически` отрывая
друг от друга органические состав-
ные элементы единого диалектиче-
ского метода познания, Оголевец
«откладывает» на неопределенное бу:
дущее изучение проблемы содержа-
ния и Ффогмы в их борьбе и единстве.

В своих книгах А. Оголевец все-
мерно изолирует музыку от реальной
жизни. от исторической действитель-
ности, игнорнрует идейно-эмоциональ-
ное содержание И обще етвенную
роль музыки. «Субстрат музыки»
усматривается Оголевцом в чистой
форме, взятой в наиболее отвлечен-
HOM математическом... выражении.

Такова «философия музыки» Ого-
лева — учение схоластически-аб-
	риализма в музыкально-теоретических   Левца -—— учение  схоластичесви-а
работах. Следовательно, претендуя на   страктное, не способное разобраться
роль основоположника музыкальной   В великих задачах и проблемах <ов-
науки, он вместе с тем берет на себя   ременности. Тень Пифагора легла не
	только ва «генетические основы» этой
					стского музыкознания. : «философии», но и на все ее осчов-
Без излишней скромности А. Ого-   ные положения — теоретические,
вец заявляет: «Целый ряд моих   исторические, эстетические. Фетиши-
водов уже подзел музыкальное   зация квинты, сведение музыки к чи-
	левец заявляет: «Целый ряд моих
выводов уже подвел музыкальное
искусство к грани новой эпохи».

Мы привели неболыной ряд из-
бранных выкказываний А. Оголевца,
красноречиво показывающих, о что
труды его посвящаются отнюдь не
частным, не отраслевым проблемам,
они претендуют на значение ofn6-
	щающей  историко-теоретико-эстети-
ческой концепции.
	словым представлениям, подмена
подлинного научно - материалисти-
	бранных высказываний А. Оголевца,   Ческого познания музыки _Мматемати-
красноречиво показывающих, что   ческими операциями над коэфициен-
труды его посвящаются отнюдь не  тами — все это не что иное, как мо-
частным. не отраслевым проблемам.   дернизированная и _ гипертрофирован-
	ная разновидность пифагорениского
учения о «мистике чисел».
Ложные в своей основе музыкаль-
	В чем же существо концепции А.   Но-эстетические взгляды автора. об’-
олевна? — «Генетическую. основу   единяются в концепцию формалисти-
	музыкального _ искусства» автор ус-
	ческую, и этого обстоятельства нель-
		да кинематографией Франции.   «7Келезный занавес» вокруг совет- ких ему, подлинно-большевистских, ‘мире.
НАЩААНЕЕАНАААНААЗНАИ RHE

Художественный образ города

Советское градостроительство вы- Ленина о роли куль- © применение — самых  отдельных монументальных сооруже-
двинуло новые идеи планировки и   турного наследия про- различных  приемов  ний  восстанавливаемых  горолов.
застройки и разработало научно-0б0-   шлого в строитель- И. ФОМИН, и композиционных Разработанные Гипрогором проекты

> ое а ЗЫ а И - АКВ лет т, Е МЕТ. Е ee xg...

член-корреспондент Академии
архитектуры
		снованную методологию  восстанов-
ления и реконструкции разрушенных
вражеским нашествием городов. По-
страдавшие от немецко-фашистской
оккупации города РСФСР хранят 60-
гатейшее архитектурное наследие,
созданное творческим гением вели-
кого русского народа. При всем раз-
личии своих стилевых признаков
лучшие ансамбли Москвы, Ленингра-
ла, Новгорода и других городоз ха
рактеризуются глубиной, простотой.
оптимизмом и органической связь!0 ©
	природой.
Ленинград и Калинин, Поков и
Новгогод — каждый из прекрасных
	русских городов, составляющих Wei
	нейшее постижение нашей национа-.
	льной культуры, является образцом
градостроительного мастерства рус?
ских зодчих. Русские города по сво-
ей природе резко отличаются от
любого иностранного города, и каж-
дому из них присущ свой особый ху-
ложественный облик.

Некоторые архитекторы в своем
недостойном и слепом преклонении
перед всем иностранным склонны
признавать первенство  градострои-
тельного искусства за западными
городами, например, за Парижем.
Они забывают при этом, что османов-
ская. реконструкция центра Паонжа
относится к 50—60-м годам ХХ сто-
летия, что знаменитый венский Ринг
созлавалея в 80—90-е годы прошлого
века. Другими словами, самые про-
славленные градостроительные  aH-
самбли Запада возникли значитель:
но позднее, чем общегородской центр
Петербурга с его прекрасными пло-
шалями, набережными, проспектами
и: садами. История’ со всей убедн-
тельностью доказывает, что не Ле-
нинград создан в подражание Пари-
жЖу, а, наоборот, западные столицы
следовали в своих реконструктивных
мероприятиях примеру Петербурга,
поражавшего иностранцев своим пла-
нировочным размахом и художествен-
ностью своих архитектурных ансамо-
лей.
= КапитайЙистический мир пережива-
ет сейчас глубокий кризис градо-
‘строительства. Безнадежность и пес-
самизм звучат в последних теорети-
ческих работах зарубежных архитек-
торов. Стоит назвать, например, «Без-
надежный город» Франка Ллойда
Райта, «Могут ли выжить наши горо-
да» Серта. Передовые архитекторы
зарубежных стран ясно сознают ту-
пик, к которому пришли новейшие
течения западной архитектуры. `

“Илейной первоосновой советской
архитектуры и  градостроительства
является социалистический  гума-
низм, сталинское учение о культуре,
социалистической по содержанию и
паниональной по форме, учение
	зданий отделений Госбанка для Мин-
ска, Севастополя и Мурманска похо-
жи друг на друга, как близнецы, и в
них совершенно не учитывается ху-
дожественное своеобразие  горола,
для которого предназначаются эти
злания. Упрек в штампе должен быть
адресован и Теапроекту. Если театр
оказывается неподходящим для од-
ного города, Теапроект ¢ легкостью
приспосабливает его для другого..
‘В Сталинграде’ на закончившемся
на-лнях совещании по восстановле-
нию русских городов была разверну-
та большая содержательная выстав-
ка. На ней были представлены про-
екты восстановления и реконструкция
отдельных эданий, а Также проекты
новых сооружений и ансамблей. Олна-
ко большая часть ‘новых зланий носит
печать некритического заимствования
и абсолютно чужда духу современно-
сти, реалистическому началу нашей
социалистической архитектуры:
	стве НОВОЙ социали- член-корреспон
стической культуры. архит

В разработанных со-
ветскими зодчими ге-
неральных планах тщательно учтены
исторически-сложившиеся градостро-
ительные традиции русских городов,
их индивидуальный художественный
облик.

Восстановление не рассматривается
нами, как механическое воспроизве-
дение существовавшего. Новая ком-
NOSHILHOHHO - художественная схема
восстанавливаемых городов исходит
из качественного улучшения их стру-
ктуры.

Само собою разумеется, что дол-
жен быть разный подход к восста-
новлению таких городов, как Псков
и Новгород, являющихся ценнейшими
заповедниками архитектуры, как Ка-
линин_ и Орел, «регулярные» планы.
которых относятся к ХУШ веку, или,
как приморские города—Севастополь,
и Новороссийск, имеющие. большие
портовые сооружения в береговой по-
лосе. Свогобразный архитектурный
образ должен быть найден и для
сравнительно молодых промышлен-
ных городов, как Ростов-на-Дону и
Сталинград.

Художественный образ города оп-
ределяется прежде всего социалис-
тическим содержанием нашего гра-
достроительства. Это находит свое
выражение в развитии общественного
центра города, в характере его пло-
щшадей, в создании оздоровительных
зеленых пространств, в рациональ-
ной дифференциации сети улиц.

Существенное влияние на художе-
ственный . образ города оказывают
природные условия, силуэт застрой-
ки, ее плотность, типы массовых с0-
оружений, малые — архитектурные
формы и т. д. Пренебрежение приро-
дными факторами жестоко мстит за
себя. Там, где архитектор встулает
в противоречие с природой (как это,
например, имело место в первона-
чальном проекте восстановления Се-
вастополя, который предусматривал
для создания кольцевой магистрали
сооружение подпорных стен в деся-
тки метров высотой), получается на-
думанное, фальшивое и нереальное
решение. Наоборот, органическое
включение природного фактора в ар-
хитектурно _ пространственную ком-
позицию города (подобно тому, как
поступили авторы проекта восстанов-
ления Сталинграда в отношении Вэл-
ги} создает новые качества художе-
ственного образа: города.

Социалистический реалиэм, явля-
ющийся творческим Методом совет-
ского градостроительства, допускает
	нт Академии средств при решезии
туры художественных, тех-
нических H экономи-

ческих задач  градо-
строительства.

Мы. Имеем значительные достиже-
ния в решении общественных цент-
ров восстанавливаемых городов и их
отдельных ансамблей, Авторы про-
ектов центров в большинстве своем
правильно учитывают исторически-
сложившиеся архитектурно - худо-
жественные и строительные тради-
ции Торода.

Акагемик А, Шусев создает в
Новгороде новый ‹ общественный
центр, образующий вместе со старым
ядром города — Кремлем — единое
художественное целое. Но; вместе ¢
тем, автором еще не найдена архите-
ктуба общественных зданий нового
центра, которые запроектированы В
подчеркнуто архаических формах
древнего русского зодчества.

В проекте центра Ростова-на-Дону
действительный член Академии ap-
хитектуры В. Семенов также учиты-
вает исторически сложившуюся пла-
нировку города. Он развивает перво-
начальную схему центра в большую
магистраль-проспект, на который на-
низывается цень площадей. Пложа“
ди‘ получают развитие в перпендику:
лярном направлении к проспекту в
сторону набережной Дона, как бы
поворачивая город’ лицом к реке.
Однако при общем правильном реше-
ний центра отдельные его элементы
грешат серьезными недостатками.
Так, композиция площадей отличает-
ся чрезмерной симметричностью,
столь Несвойственной русским горо-
дам.

Высококачественные проекты ан-
самблей застройки должны быть
созданы не только для центров горо-
дов, но и для отдельных групп coo.
ружений на городской магистрали,
на перекрестке улиц. На практике, к
сожалению, этот ансамблевый прин-
цип не всегда соблюдается. Так, на-
пример, для отрезка проспекта им.
Семашко в Ростове-на-Дону различ-
ными авторами выполнены проекты,
лишенные даже признака общей ком-
позиционной идеи.
`В отдельных случаях проекты вос
СТанавливаемых ансамблей страдают
‹академизмом». в жертву композици-
OHHOMY замыслу приносится частич-
о сохранившаяся опорная застройка,
Это происходит потому, что иногото_
дние авторы не учитывают  полно-
стью конкретной обстановки. Неёоб-
холимо добиться, чтобы всё деталь-
ные проекты разрабатывались на’ Ме-
Стах. Этого требуют насущные инте:
ресы восстанавливаемых городов.

Со всей решительностью нужно бо-
Роться со штампом в проектировании
	матривает в !1ифагоровом ‘учении о зя скрыть никакими словесными де-
квинте. Весь сложный, богатейший   кларащиями о приверженности «0<-
	процесс исторического развития му-
	новным правилам марксистекого ди-
	зыки сводится, по Оголевцу, к раз-  алектического метода исследования».
	личным этанам на пути количест-
венного накопления звуков. находя-
щихся в квинтовом соотношении.
Периодическая тональная система—
эта, по Оголевцу, основа основ музы-
кального искусства, — состоит из
двенадцати звуков, располагающих-
ся по квинтам. Система представля-
ет собой симметрию шести мажор-
ных звуков, по своему напряжению
устремленных вверх, и шести минор-
ных звуков, устремленных вниз. Для
мажорных звуков вводится буквен:
ное обозначение «< [альфа], для ми-
норных— В [бета]; цифры при коэ-
фициенте — от единицы до шести—
указывают ущаленность от сэреди-
ны системы и соответственно возра-
стающую степень напряжения ч вы-
ражают направление и «степень ин-
	тенсивности тяготения для MY3bI-
кального мышления». К этим коэ-
фициентам. рассматриваемым в ка-
	честве точню-измеримых ‘показателей
	ге окрыть И цитатами и параллелями
из классиков марксизма-ленинизма.
		Желая утвердить универсальное
	ИЗ   значение своей теории, А. Оголевзел
	по разным новодам пытается вторг-
нуться в важнейшие творческие про-
блемы современности. При непос-
редственном столкновении его тео-
рии с практикой обнаруживаются ко.
ренные пороки его методологии и аб-
страктность схем. —

Глава 34 «Введения в современ-
ное музыкальное мышление» носит
многообещающее название «Обогаще-
ние музыкального мышления. Теория
прасимволов». В основе главы лежит
верная мысль о наличии интонацион-
ных связей и внутреннего родства
между музыкальными стилями раз-
ных исторических слоев и о возмож-
ности их творческого взаимодействия:

Автор ставит задачей наметить пу-
ти обогащения пентатонной музыхн и
развития ее до уровня современного
музыкального мышления — задача,
имеющая ‘определенный жизненный
смысл, к тому же на практике релиа-
емая в творчестве, например, компо-
зиторов Советской Татарии.

Казалось бы, путь, по которому
должно пойти исследование, доста.
точно ясен. Это путь конкретного
анализа, изучения и осмысления ре
альных фактов и примеров, перера:
ботки и переинтонирования образцов
музыкального искусства в богатой
музыкальной практике народов СССР.
Однако схоластический метод Ого.
левца и ero полное безразличие к
живой музыке подсказывают ему по:
истине варварский путь антихудоже-
ственного искажения классических
произведений Чайковского, Mycopr
ского, Бородина, Грига. Оголевец не
знает стилистического целого, He
признает единства музыкального об-
раза. Его теория орудует лишь «точ-
ными» числовыми данными, она зназт
лишь «ступени» в обогащений «квин-
товых координаций».

Механически переводя на язык пен-
татонной пятизвучной музыки ариозо
Онегина и монолог царя Бориса, обе-
зобразив эти произведения путем хи-
рургического удаления «лишних» ин-
тонаций, Оголевец ^ глубокомысленно
замечает: «Любое произведение может
быть приведено в такой вид, что бу-
дет легко понимаемо и воспринимае-
мо слушателем, который не может
музыкально мыслить в сфере более
высоких ладовых формаций». После
соответствующей операции над мело.
дией Грига Оголевец заключает:
‹Данная мелодия превращается во
вполне доступную восприятию пента.
тонистов». Его не волнует то обстоя.
тельство, что само произведечие
	умерщвлено, как художе 7 нный ор.
	Aopomee впечатление ‘оставляют ладового динамизма, он применяет
проекты архитектора Кордюкозой   действия сложения и вычитания,
для: г. Калинина”  Ню на стендах, ‘от-  выводит среднюю арифметическую
	веденных г. Калинину, мы видели
также проект восстановления квар-
тала по ул. Чайковского (архитектор
Гусаров), ‘представляющий пример
плохой, безидейной архитектуры.

Все это снова. заставляет подчерк-
нуть необходимость критического ‘ос-
воения наследства. И.

Практика проектирования для вос-
станавливаемых городов’ свидетель-
ствует, что ‘главное внимание до сих
пор было обращено на проектирова-
ние уникальных сооружений и очень
мало заботились: о разработке архи-
тектурно-художественных вопросов
массового строительства, являюще-
гося важнейшим элементом городч,
уже. сегодня влияющим на его худо-
жественный образ.

Мы с гордостью можем констати-
ровать, что качество архитектурно-
го проектирования у нас выше, чем
за рубежом. Однако средний строи-
тельно - технический уровень, 060.
бенно в массовом строительстве, ни-
как не может удовлетворить запро-
сы нангего народа. Плохую услугу
восстанавливаемым городам оказыва-
ют также незавершенность строитель-
ства, сдача в эксплоатацию зданий
без инженерного оборудования н
благоустройства. Это не только сни-
жает эффективность восстанозитель-
ного строительства, но и ведет к рез-
кому его удорожанию,

Разумное функциональное реше-
ние, конструктивная простоте про-
екта, возможность типизации отдель-
ных его элементов, ограниченное
применение дорогостоящих материа-
лов — все эти моменты, наряду с. ху-
дожественной стороной, должны.
стать критерием ценности архитек-
турного произведения,
	величину. и провозглашает результа:
ты этих операций («учение о скоы-
той гармонии») об’ективными’ мате:
матически точными данными‘ позна-
ния мелодии, гармонии музыки в це-
лом.

Это «сильное и действенное сред-
ство для раскрытия музыкального
содержания. и психоанализа эмоцио-
нальной сферы сочинения» на деле
представляет собой  бессодержа-
тельную` псевдоматематическую игру,
основанную на допущении грубей-
шей философско-методологической
опибки. Слепо веруя во всемогу-
щую силу числа, лишь в нем. усма-
тривая 0об’ективную опору
ния, А. Оголевец призывает к меха-
ническому сложению ^ эстетико-пси-
хологических качеств, м «точному»
цифровому измерению сложных про-
цессов художественного мышления.

Периодическая тональная онстема

оказывается для Оголевца источни-.

ком заблуждений и в его
нии начертать путь исторического
развития музыки. Здесь тоже все
сведено к числам, все претендует на
точность и о. стройность, на деле же
оказывается антинаучной, нищей со-
держанием, предвзятой схемой.
«Развитие музыки в его наиболее
отвлеченном, но вполне научном
смысле сводится к усложнению, вы-
зываемому историческим накоплени-
ем квинтовых координаций», Прод-
вигаясь По этому прямому и хорошо
укатанному пути, А. Оголевец уста:

навливает «этацы», «круги»,  ста-
дни» исторического процесса _pa3-
вития музыки вплоть до современ-

ности, а заодно указывает и парс-

позна-*

стремле-.

нективу будущего.  Бесхитростно
прост «закон», применяемый автором: