——===2 COBETCKOE MCKYCETBO =

еотложная задача историков
изобразительного искусства

За тридцать послеоктябрьских лет
	советское изобразительное искусство
прошло большюй путь развития. Оно
складывалось в условиях социали-
стического переустройства общества
как важная неот’емлемая часть новой
	советской культуры и сумело широко
отразить = всемирно - исторические
	отразить всемирно - исторические
победы социализма в нашей стране.
Многие произведения советской жи-
вописи, скульптуры, прафики обрели
	заслуженную популярность в народе.

Будучи носителем коммунистиче-
ской идеологии, восприняв лучшие
революционно-демократические  тра-
диции русской и западноевропейской
художественной культуры, советское
искусство является ныне самым пере-
	довым искусством в мире. Оно проти-
востоит потоку упадочных, реакцион-
	ных произведений, которые создают-
ся в Западной Европе и Америке, и
	ведет за собой все самое прогрессив-
	HOC и талантливзое, что есть в искус-
стве других стран.

Такое признание передового поло-
жения’ и ведущей роли советского
искусства в искусстве мировом, ес-
тественно вытекающее из COBOXYII-
ной оценки успехов социалистиче-
ской художественной культуры, поч-
дает особую важность выяснению
исторических закономерностей  ргз-
вития советского искусства, научно-
му освоению огромного фактическо-
го материала, который накоплен за.
тридцать лет. К сожалению, уро-
вень нашего искусствознания еше
заметно отстает от общего уров-
ня советской художественной куль-
туры.

Советское — искусствознание ос-
тавило далеко позади  совре-
менную буржуазную науку, которая
уже давно пережевывает шаблонные
схемы немецкой формалистичеекой
школы, стоит на идеалистических по-
зициях, не способна осмыслить про-
цессы, совершающиеся в искусстве.
За тридцать лет советские искусство-
веды, руководствуясь марксистско-
ленинским методом, создали  значи-
тельное количество ценных книг и.
статей по вопросам изобразительно-
го искусства. Сюда относятся также
работы о советском искусстве — ряд
обстоятельных монографий 0б от-
дельных мастерах, отчеты о выстав-
ках, исторические обзоры, проблем-
‘ные статьи. Однако научная литера-
тура, посвященная советскому искус-
ству, составляет лишь малую часть
того, что было написано по различ-
ным вопросам ‘изобразительного ис-
кусслва, первобытного, древневосточ-
ного, античного, средневекового и т. д.

Причина этого в том, что многие
наши искусствоведы предпочитают
	заниматься искусством пронелого,
рассматривая советское искусство
лишь как область художественной
	критики. ВБ некоторых искусствовед-
ческих кругах до последнего време-
ни было распространено мнение, что
история советского искусства не мо-
жет быть предметом науки, ‹ предме-
том исследования.

Еще и сейчас в советском искус-
ствознании существует разрыв между
историей и современностью, между
наукой об искусстве и: хуложествен=
ной критикой. Практически это при-
водит к разделению искусствоведов
на два лагеря: одни в качестве уче-
ных историков пишут более или ме-
нее об’емистые книги `0б искусстве
прошлого, другие ограничиваются об-
ластью художественной критики, поч-
ти не занимаются исследовательской
работой, не создают капитальных
тоулов, обобщающих исторический
опыт советского искусства.

Мало кто’‘занимался хотя бы соби-
фанием материалов, связанных с исто-
рией советской художественной куль-
туры. Единственный далеко не пол-
ный сборник документов «Советское
искусство за ХУ лет» (под редакцией
И. Маца) был выпущен в свет в 1933 г.
Периодическая литература и ‘архи-
вы, относящиеся к самому раннему, да
и к более поздним периодам развития
советского искусства, разрознены,
разбросаны по разным местам, годами
лежат под спудом, не систематизиро-
ваны, не изучены. У нас не подготов-
лена даже столь элементарная пред-
посылка. научного исследования, как
сводная библиография по истории
советского искусства.

Укажем попутно, что до сих пор не
собран воедино, не зафиксирован ве-
личайший опыт искусства периода
Отечественной войны. Мы рискуем
через какой-то’период. времени ока-
заться перед фактом, что изучение
изобразительного искусства этой ге-
роической эпохи явится такой же
трудной задачей, какой является сей-
час изучение искусства периода
1918—1921 гг.

Неудивительно. что в результате
	«МОЛОДАЯ ТВАРДИЯ»
НА СЦЕНЕ ТЕАТРА
им РАХТАНГОВА
	подчинить индивидуальный темпера-
мент и склонности общему замыслу.
	Перед нами на сцене боевой кол-
лектив. сплоченный страстной’ боль-
шевистской идейностью и ясностью
цели, собрание смелых, бесстрашных
подростков, которым бесконечно
чужда герсическая поза. Просто, де-
ловито. хотя He без юношеского
азарта, решают они сложные вопро-
сы жизни и борьбы, Казалось бы, их
постоянное единодушие, их. умение
понимать друг друга ‹ полуслова
должны были бы привести к своеоб-
разной «бесконфликтности». Но это-
го не случается: в единодушии крас-
нодонцев выражена не бедность, He
однослозжность, а необычайное бо-
гатство их натур, пытливоеть ума,
благородство цели, их прекрасная
озаренность идеями болыневизма.
	Ю. Любимов, исполнитель роли.
Олега Кошевого, решительно опровер-
гает мысль о том, что при переводе
с языка прозы на язык театра образ
Олега обретает какие-то черты «го-
лубизны» и уступает’ лидерство’ ко-
лоритным фигурам Сергея Тюленина
и Любы Шевцовой. На этом спектак-
ле не’ возникает вопроса, почему Ko-
шевой, а не Туркенич и не Ульяна
Громова, оказывается подлинным
руководителем и душой  организа-
ции. Соединение энергии. страстной
идейности, храбрости, способности
к трезвому анализу, силы убежде-
ния и подкупающей простоты, кото-
рых достигает Ю. Любимов, об’яс-
няет все. Его Олег принимает на
свои плечи самую тяжелую ношу по
праву сильного, по праву высокоода-
ренного человека, всеми своими по-
мыслами спаянного с коллективом.
Ю. Любимов достигает Этого, не
делая своего Олега более взрослым,
не внося в его речь нот взрослой рас-
сулительноети, которая в театре не-
пременно обернулась бы  резонер-
ством. Наоборот, в созланнбм им об-
разе Олега много лучистой, подку-
пающей детскости. Это трогатель-
ное расставание с детством, с дет-
ской горячностью и опрометчивостью,

платформу. «10 существу своему, —
писал Гугендхольд, — это была ле-
гализация приобщения русского xy-
дожника к Западу и его техницизму.
Что же делать — для отсталой про-
винциальной России и это было уже
целой революцией, Октябрем в ис-
кусстве».

Тугендхольд — не единственный
автор, извращенно рисующий  исто-
рию возникновения советского изо-
бразительного искусства, не умеющий
разобраться в тех великих переменах,
которые принесла искусству социали-
стическая революция. В частности,
вопрос © «левых» течениях в совет-
ском искусстве неправильно изла-
гается во многих статьях и обзорах.
До сих пор в нашей искусствоведче-
ской литературе имеет хождение ле-
генда о так называемой диктатуре
«левых» художников в период 1918—
1921 гг. Ряд авторов рассматривает
начальную фазу советского искусст-
ва, как сплошную вакханалию «лево-
го» формотворчества, которая охваз
тила всех и вся и сверх ‘которой со-
ветская живопись и скульптура яко-
бы ничем более не располагали.

Bee эти утверждения являются по
меньшей мере несерьезными. Всякий,
кто возьмет на себя труд об’ективно
изучить факты, материалы, произве-
дения этого периода, увидит, что ле-
генда о господстве «левых», о дикта-
туре «левых» в искусстве могла воз-
никнуть только. потому, что «левые»
выступали < огромным шумом и тре-
ском, были на поверхности художест-
венной жизни, тогда как творчество

‘художников-реалистов того времени,

составлязших большинство,  остава-
лось в тени и до сих пор недостаточ-
но изучено.

Вопрос о роли и месте «левых». те-
чений в истории советского искус-
ства, взятый нами в качестве примера,
является лишь одним из суммы прин-
ципиально важных, но до сих пор не
разработанных вопросов.

К числу таких вопросов принадле-
жит вопрос об отношении советского
искусства к русскому искусству до-
револющионной эпохи, о творчестве
художников-реалистов в период
гражданской войны, о творческих на-
Правлениях восстановительного  пе-
риода, о влиянии русского советского
искусства на развитие искусства в на-
циональных республиках и за рубе-
жом и т. д. ит. п.

Решить эти вопросы можно лишь
на основе последовательного и тща-
тельного изучения фактов, произае-
дений, событий всей творческой прак-
тики советского искусства.

Само собой разумеется, одного изу-
чения фактов недостаточно. История
советского искусства имеет принци-
пиальное значение для уяснения его.
связей с современностью, со строи-
тельством социализма, с нашими об-
щественными идеями. С этой точки
зрения главная задача искусствозна-
ная заключается в обобщении опыхга
советского искусства, в идейном ос-
мыслении процесса его развития, его
закономерностей, в оценке его OT-
дельных этапов, его творческих на-
правлений, его метода. Историки со-
ветского искусства должны показать,
что оно склалывалось и развивалось
в непрестанной борьбе реалистиче-
ских течений с зытиреалистическими.

Результатом такой работы явится

научная концепция ибторни ‹овет-

ского искусства, построенная на кон-
кретно-историческом изучении нашей
художественной культуры с позиции
марксистско-ленинской теории:

Чтобы успешно двигаться дальн,
мы должны прежде всего подвести
основные итоги пути, пройденного
советским искусством за тридцать
лет. От состояния искусствовелче-
ской науки во многом будет зависеть
дальнейшее развитие метода социа-
листического реализма, как высшей
формы художественного’ познания.

Из сказанного очевидно, что перед
нашим искусствознанием стоят боль-
шие и сложные задачи, для решения
которых требуются усилия не отдель-
ных лиц, а целых научных коллекти-
BOS. :

История советского искусства дол-
жна стать подлинным предметом нау-
KM.
Недавно начавшуюся в Институте
истории искусств Академии наук
СССР подготовку тома по истории
советского искусства следует гфас-
сматривать как первый шаг B этом
направлении. Нало полагать, что в
полном своем об’еме работа над ис-
торией советского искусства  булет
организована во Всесоюзной ‘акада-
мии хуложеств, создание ‘которой
впервые поелоставляет все возможно-
сти для глубокого и всестороннего
изучения советской художественной
культуры.

Итоги одной дискуссии
	Окончание. Начало на 2-й стр.
		оценке всего советского музыкозна-
	ния. Рисуемая им картина 30-летнего
	развития музыкознания является кле-
ветой на советскую музыкальную
культуру.

С наибольшей полнотой эта тенден-
ция Оголевца отразилась в третьей
его книге, усугубляющей методоло-
гпические пороки предыдущих работ.
Научные цели в этой книге отступа-
ют на задний план, уступая место
беспримерному охаиванию советского
музыкознания. Не щадя ни покойни-
ков, ни живых, ни старых, ни малых,
с целой группой выдающихся и про-
славленных советских ученых Оголе=
вец разделывается следующей фра-
зой: «Труды их имеют недостаточную
ценность... Трудно отыскать какую-
либо об’ективную ценность в этих
трудах». Гневно озирает он ряды сво-
их современников-музыковедов; ореди
них он видит лишь людей, преднаме-
ренно вредивших советской науке,
внедрявших у нас немецкое музыко-
знание, насаждавших атоналистиче-
ский «фономаразм» ит.д. ит. п.
Больше того, недозволительно исполь-
зуя печатное слово, он допускает кле-
ветаические выпалы поотив тех. «кто
	тормозит, —— как пишет он, — в моем
лице развитие научного музыкозна-
ния». -
	Единственной отрадной фигурой на

этом мрачном фоне, единственным му-
зыковедом, для которого Оголевен
находит слова: поошрения и кого он
фактически противопоставляет всему
советскому музыкознанию,  оказы-
вается К. Шелрин, автор единствен-
ной напечатанной статьи, представля-
ющей собой восторженный  панеги-
рик теории `Оголевца. Подобная бес-
примерная тенденциозность и несб’ек-
тивность, разумеется, ничего общего
не имеет с подлинными задачами
серьезной критики реальных ошибок
советского музыкознания, являюще-
Гося при всех своих слабостях и He-
достатках подлинно прогрессивной
силой, развивающейся на принципи-
  ANTHRO верных основах и противостоя-
‘щей обреченной на вырождение науке
  буржуазной,

Современный этап в развитии <о-
ветской музыки настойчиво требует
укрепления музыкально-теоретической
работы, многостороннего и глубокого
изучения важнейших теоретических
проблем современности, выдвигаемых
опытом многонациональной советской
музыкальной культуры. Для решения
этих задач необходимо перестроить и
укрепить ряды советских музыкове-
дов. »

ощущение знойного поллня и сост

‘яние отдыхающих людей после ча-

COB упорного труда.

Правда жизни лежит в основе кир-
гизской колхозной сюиты. Но Чуйков
очень далек от ‘внешнего этнографиз-
ма. Типажи ero картин подлинны,
вдумчиво отобраны из `окружаю-
шей действительности. Народный ху-
дожник Киргизии изображает близ-
ких ему и любимых им людей с боль-
пюй теплотой и пониманием их ха-
рактерного национального облика,

Исключительно яркие и насышщен-
ные живым наблюдением натуры,
этюды и эскизы; написанные худож-
ником ранее, свидетельствовали ©
большом поэтическом таланте. Олна-
ко некоторые картины его оставляли
впечатление ‘нёзавершенности.

Чуйков видит ‘мир многоцветным,
он, так сказать, мыслит красочными
массами, решая свою задачу, главным

`’образом, < помошью цвета. Иногла

эта перенасыщенность цветом мешала
ясному выражению чувств, волную-
щих художника, и приводила к вну-
тренне еда декоративно-
сти.

Этот недостаток осознал и сам ху-
дожник, Работая над задуманной ям
«Киргизской колхозной сюитой», Чуй-
ков пред’являл К себе более высокие
требования, сзэемясь к Завершенно-
сти своих замыюлов, к созданию
илейно-содержательной картины.

В первой композиции задуманной
художником сюиты есть лучшие каче-
ства советской жанровой картины,
лишенной как обыленивины, так и
«украшательства». Художник с при-
сущим ему творческим темперамен-
том, с искренностью человека, горячо
любяшего то, что он изображает, сумел
выразить ралость счастливой труло-
вой жизни Киргизии, создать эпиче-
ский образ, в котором так гармонично
слит свободный человек с могучей
й величественной. природой.

Надо надеяться, что болышая взы-
скательность и требовательность ху-
ложника помогут ‘ему в дальнейшей
	работе над полотнами киргизской
	сюиты.
		Ни одна из мыслей, высказанных
Оголевцом по главной теме его кни-
ги—по современному музыкальному
мышлению, не может быть признана
зерно ориентирующей читателя `в
сложнейших стилистических и идей-
но-эстетических проблемах современ-
ности. Неудачи, постимшие Оголевца
в ответственнейших — идейно-творче-
ских войросах, не случайны. Они свя-
заны < принципиальными пороками
методологии и всей его концепции.
Именно здесь полностью  обваружи-
вается вся несостоятельность претеч-
зий Оголевца на роль учителя, ука-
зующего пути прогресса современной
музыке. . 1

sue
	Особого рассмотрения заслуживают
разделы книг Оголевца, посвяшен-
ные теоретическому музыкознанаю
прошлого и настоящего. Резкие и на
первый взгляд публицистические за-
остренные тирады А. Оголевиаз, на-
правленные против множества музы-
коведов, особенно музыковедов со-
ветских, по существу своему ничего
общего не имеют с задачами приние-
циальной борьбы за заззитие поллин-
ной марксистско-ленинской науки о
музыке.
	- Педопустимо искажает А. Оголевел
картину отечественного музыкозна-
ния. Провозплашая невозможноств на
современном этапе изучевия идейного
содержания музыки и откладывая эту
задачу на далекое будущее, А. Ого-
левец всемерно третирует великую
традицию русского музыкознания;
сила которого была в умении давать
глубокий илейно-стилистический ана-
лиз, верно раскрызать существо ху-
ложественных явлений. Глубокое воз-
мущение вызывает кошунственная ха-
рактеристика Стасова, как дилетанта,
характеристика, которая свидетельст-
вует о том, что Оголевен не имеет
никаких связей < подлинной тради-
цией русского музыкознания. Прене-
брежительно третирующие характерн-
стики дает Оголевец и крупнейшему
советскому музыковелу Б. Аюсафь-
еву. Извратив созданное Б. Асафь-
евым учение об интонации, которое
представляет собой ценный вклад в
методологию научного анализа музы-
ки, как явления общественной жизни,
он пишет о работе Б. Асафьева:
«Автор, если судить по результатам
исследования, не ставил перед собой
цели научного проникновения в при-
роду вещей».

Грубейшее, политически вредное
искажение допускает Оголевех при
		В самых отдаленных районах цен-
трального Тянь-Шаня, на горных пе-
ревалах и живописных альпийских
пастбищах от зари и до захода <олн-
на ‘работал художник Семен Чуйков.
Сотни километров исходил и исколе-
сил он, не расставаясь со своим О
НИКОМ.
	Двести этюдов и большое количе-
ство эскизов—результат его послед-
ней поездки в Таласскую долину.
В них отобразились непосредетвен-
ные наблюдения художника, воспе-
вающего страну, где он родился и
вырос, где он неизменно находит все
новые живопясные мотивы.
	Тема Чуйкова — Советская Кил-
гизия. Он стремится богатым язы-
ком своей палитры рассказать о пои-
роде ролного края, о вольных и сча-
стливых людях Киргизии, об их радо-
стном созидательном труде.

Пейзаж Чуйкова всегда населен.
В ослепительном море «света и воз-
духа киргизские женщины спокойно и
величаво выполняют свою трудную
работу; всадник на быстрой киргиз-
ской лошадке вырисовывается на фо-
не. бирюзового неба; ватага длинно-
ногих мальчишек с веселым шумом
купается в горной речке. Е

Обильный этюдный материал лежит
в основе задуманвой художником
киргизской колхозной сюиты. Эта
сюита, по замыслу художника, долж-
на состоять из пяти картин: «Утро»,
«Вечер», «Полдень», «Юность»,
«Материнство».

В 1944 году Чуйков начал картину
«Полдень». Сейчас полотно законче-
во`и принято на юбилейную Всесо-
юзную художественную выставку.
На картине изображен полуденный
перерыв во время полевых работ. Под
огромной скирлой соломы в тени от-
дыхают колхозницы. Неподалеку рас-
положилась группа бронзово-смуглых
ребят, освещенных яркими солнечны-
ми лучами. В энойном мареве тает
далекая цепь гор.
	_Аудожнику удалось создать жиз-
ненно-верные и пластически-убеди-
тельные образы киргизоких колхэз-
ниц; в картине хорошо передано
	В спеническом успехе «Молодой
гвардии» есть прекрасная закономер-
ность. Жизнь предложила прозаику
А. Фадееву материал беспримерной
драматической силы, и образы моло-
догвардейцев, созданные его талан-
TOM, ныне возвращаются жизни
средствами сценического искусства.
С Олегом Кошевым и его друзьями
зонтели встречаются Не впервые.
Уже трудно назвать город, где бы
не звучали со сцены гордые слова
их клятвы.
	Достаточно попасть на любой
спектакль «Молодой гвардии», что-
бы убедиться в том, как популярны
в народе образы молодогвардейцев.
Зрительный зал торопится угадать в
действующих лицах, появляющихся
на сцене, любимых героев. Он встре-
Чает их оживленно, как старых, доб-
рых друзей Но эта близость, это
знание судеб не мешают зрителю с
затазнным лыханием следить за тра-
гическими эпизодами последнего ак-
та. О популярности образов молодо-
гварлейцев обязан помнить каждый
театр. работающий над инсцениров-
кой романа А. Фадеева,

Коллективу звахтанговцев приш-
лось считаться и с тем, что они по-
казывают свою работу после спек-
таклей Н. Охлопкова и С. Гераси-
мова. Повторение, пусть умелое и
искреннее само по себе, — но толь-
ко повторение, не удовлетворило бы
Никого из нас. Театр должен был
дать и дал свсе оригинальное <сне-
ничесхое прочтение романа.

Вахтанговцы поставили инеценя-
ровку Г. Гракова, который отказал-
ся от многих эффектных сцен ради
самого главного: глубокого, правди-
вого показа организации краснодон-
ской молодежи.

Весь спектакль отмечен присталь-
ным. неотступным интересом к чело-
веку, его моральному облику, его
мыслям и мечтам.

Поэтому. вероятно, так скромен
внешний образ спектакля. Только в
нескольких эпизодах оформление
(художники В. Богаткин и Б. Шуко)
		М. НЕИМАН
oO
	такого положения вещей наше искус-

ствознание не создало до сих пор не

только фундаментальной, но хотя бы

краткой ‘популярной истории совет-

ского искусства. Нет у нас и книг
0б отдельных периодах его развития,
отдельных видах или жанрах. Нет
учебников, альбомов, репродукций,
необходимых для педагогической ра-
боты.

Те товарищи, которым приходится
читать курс или проводить семинары
по истории советского искусства,   зна-
ют, сколь мучительно обходиться
без учебника, как трудно подобрать
для студентов пригодную литерату-
ру. Отсутствие учебных пособий по
истории советского искусства Bb
нуждает наших студентов пользо-
ваться книгами и статьями, зачастую
явно устаревшими. :

Беда усугубляется тем, что в ряде
случаев эти статьи дают грубо-невет-
ное представление об отдельных пе-
рнодах развития советского искусст-
ва, принижают значение реалистиче-
ских традиций русской художествен-
ной чиколы, внушают мыель о зависи-
мости русского и советского искус-
ства от искусства западноевропей-
ского. Так, в статье, посвященной
итогам советской живописи за десять
лет, в оборнаке «Октябрь в искусстве

1917—1927», В. Воинов утверждал,
что «передвижничество, бывшее пре-
имущественно идейным боевым тече-
нием, сравнительно мало уделяло
внимания «чисто живописным» уст-
ремлениям, что, конечно, привело ма-
ло-помалу к некоему живописному
«одичанию» (отрыв от искусства За-
пала и от традиций старого)». Стано-
вясь на позиции досоветской де-
кадентской критики, Воинов
противополагал перелвижникам ху-
	дожкников . «Мира искусства» и
усматривал прогресс B TOM,
что «0 времени возникновения
	«Мира искусства» русское искусство
вполне приобщилось к общеевропей-
ской художественной жизни». Чтобы
оценить реакционный характер такого
тезиса, достаточно вспомнить, что
художники «Мира искусства» созна-
тельно противопоставляли свое твор-
чество произведениям великих масте-
ров русской реалистической школы.
Другой автор. Я. Тугендхольд. в
статье «Живопись революционного
десятилетия» (сборник «Искусство
Октябрьской‘ эпохи») еще более от-
кровенно демонстрировал свое пренс-
брежение к русскому искусству ХХ в.
й свой пиетет перед новейшими фор-
малистическими течениями западного
искусства. «..Русское искусство
ХХ в., — писал он, — было в общем
равнодушно к проблеме формы, и
всякие формальные. искания рассмат-
ривались русской; публикой, как не-
что «декадентское», идущее от «лука-
вого», с гнилого Запада, и не приста-
лое русскому духу. Самое болыное,—
иронизирует Тугендхольд, — что мог
позволить себе этот русский дух, это
была пресловутая виртуозная «разма-
шистость» кисти Репина или жирная,
русская расточительность сырой тю-
биковой краски у мастеров «Бубново-
го валета». Хотел или не хотел этого

BIOD нитируемых‘ строк, об
	‘у него получилась клевета на рус-
‘скую реалистическую живопись, кле-
‘вета на одного из величайших рус-
ских художников, который  много-
  кратно повторял и доказал всем сво-
‘им творчеством, что «глубокая идея
становится внушительной только в
совершенной форме» и что «только
благодаря форме она возвышается до
великого значения» (И. Репин, «Мы-
сли об искусстве»).

В статье, посвященной советской
живописи революционного десятиле-
тия, Тугендхольду понадобилось при-
низить мимоходом русское искусство
прошлого века, чтобы доказать, что
художественная культура, как изве-
стного рода профессиональное каче-
ство, развивалось не в России, а на
Западе, и что так называемые «ле-
вые», формалистические течения в
воветоком искусстве начального пе-
риода явились носителями, провод-
никами этого профессионального ка-
чества. Тугендхольд считал долгом
«езять под ювою защиту это левое их-
кусство», поскольку оно стремилось
утвердить в советской живописи «са-
мую обычную на Западе своболу фор-
мальных исканий». Анализируя дея-
тельность «левых» направлений в со-
ветском искусстве. Тугендхольд при-
	ветском искусстве, Гугендхольд при-
холит к чудовищному выводу, будто
Октябрьская революция легализиро-
вала живописный формализм, подвела
под него известную идеологическую
	Гравюра. действительного члена.
СССР И. Павлова.
		ква», «Уголки Москвы», «Москов»
ские” дворики», «Старая  Месква»,
«Останкино» — достаточно популяри-
зованы.

Эти работы Павлова явились собы-
тием в истории русской  эстампной
травюры. Одним из первых в Россин
он ввел линолеум и показал виртуоз-
ное мастерство техники линогравюры.
Павловские эстампы, так же Kak н
книжные ксилографии Остроумовой-
Лебедевой, побуждали молодых ху-
дожников к ‘увлечению  гравюрой,
поднимали гравюру на степень высо-
кого искусства. В освобождении гра-
вюры ‘из подчиненного положения—от
репродукции к независимому станко-
вому искусству — Иван Николаевич
сыграл выдающуюся роль.

Болышное место в оригинальных гра-
вюрах Павлова занимают мотивы Мо-
expen, Он-поэт Москвы, ее архитек-
туры, исторической старины, неповто-
римого национального своеобразия.
Москва Павлова—отличный художе-
ственный документ, и нашей молоде-
жи надо учиться ‘у этого мастера так
правдиво и поэтично передавать архи-
тектурный пейзаж.

В дни 800-летнего юбилея Москвы
ховая серия больших его гравюрных
листов, посвященная столице, была
одним из лучших украшений москов-
ских витрин.

Иван Николаевич отразил В своих
	гравюрах и пейзажи < новой, совет-
ской архитектурой. Тонкой, мягкой
	залушевностью и сердечностью пол-
ны эти правюры Ивана Николаевила, и
оттого они становятся для нарота
еще более привлекательными ия до-
холчивыми,

Гравюрное мышление в Павлове
развито до необычайности. Смотря на
любой пейзаж или поедмет, он сразу
же разбирает его живописную внеш-
ность на слагаемые в гравюре цвета,
ловит его силуэт, лаконизм формы и
красочную графическую условность,
находит гармонию тона. Но не толь-
ко эти свойства его пейзажей созла-
ют такую глубокую восприимчивость
у зрителя, Иван Николаевич воспитал
в себе очень нужное художнику
«чувство природы» и постоянно ©бо-
гащает себя наблюдениями русского
пейзажа. Он идет в своем искусстве
от реального восприятия действитель-
ности, от радостного ощущения жиз»
ни, от полноты чувства природы, Je-
рез поэтическое его выражение.

Иван Николаевич— борец за реали-
стическое искусство, и эту сторону
его творческой натуры надо непремен-
но подчеркнуть. Были времена, когла
советскую реалистическую гравюру
теснила гравюра, подменявшая жизое
ощущение жизни схемой и схоласти-
ческими домыслами. Павлов активно
боролся с такими явлениями в нашем
искусстве.

Реалистическая гравюра теперь
стала неот’емлемой частью больших
народных осмотров нашего искусства.
  Она проникла в жилиша советских
  Граждан, украшает их быт, служат
  средством ‘политического воспитания
  трудящихся.

Болыное количество учеников вы-
шло ив-под славного отеческого нат-
зора И. Павлова. Некоторые из
  них стали крупными мастерами гра-

ВЮры, как, например, Михаил Мато-
; рин.
  Шестьдесят лет труда в искусстве
  гравюры из семидесяти пяти лет жиз-
`ни Павлова—какая славная и приме-
чательная дата!
Юбилейная выставка Ивана Нико-
  лаевича привлекает внимание к одно-
Г му из самых цемократических вилов

!
i

‚ искусства—к гравюре. Она является

See pees Prey tree wee ee АЕ me

pe WAAHDIM свидетельством торжества
‘реализма в советском искусстве.
	М СОКОЛЬНИКОВ.
	«Москва ‘в обороне» (1941 г.).
Академии художеств
	ВЕТЕРАН PyUb
	Б истории советского граверного
искусства творческий пример Ивана
Николаевича Павлова имеет значение
исключительное. Перед нами—живая
история русской гравюры, начиная с
80-х голов по сегоднямний день. Пе-
ред нами оригинальный и самобытный
хуложник, ведунтая фигура советской
	реалистической травюры.
	Как подлинный большой художник,
Павлов обладает огромной творче-
ской настойчивостью. И в этом —
много у него от русской натуры, OT
пвироты русского человека.

А ведь какое исполинское  напря-
жение воли нужно было проявить
этому человеку, чтобы преодолеть
тягчайшие условия дореволюционной
жизни и прежде всего неизбыввую
бедность, в которой проходило его
детство!

Павлов начал свой: путь в искусст-
ве как мастер тоновой гравюры, шед-
шей от Серякова. Но и в его репро-
дукционных вещах всегда чувство-
вался художник. Его гравюры той да-
лекой поры наряду с техническим
мастерством отличаются подлинными
художественными достоинствами,

Особенно трогателен на выставке
этот отдел старых гравюр мастера.
Здесь гравюры с картан В. Маков-
ского, Репина, Сурикова, Прянишни-
кова, Рябушкина, Васнецова и MHO-
тих других. В популяризации картин
наниональной реалистической русскоя
школы Павлов сыграл громадную
роль. И, вспоминая эту полосу своего
творчества в журналах «Север», «Жи-
вописное обозрение», «Всемирная ил-
люстрация», «Нива» и лр. < изнури-
‘тельным и всегда срочным трудом,
а

— Я часто удивляюсь, как тогда
хватало у меня терпения и выносли-
вости, как выдерживали мои глаза И
мои руки.

В начале нашего века Павлову, как
и всем граверам тогда, пришлось пе-
режить трудное время. Кончался зо-
лотой век безтаздельного господства
репродуктивной гравюры в журналах
и книгах — Фотомеханика убивала
ксилографию. Для граверов создалось
безвыходное положение—труд при-
менять стало негде. И многие`из них
‘отходили от ‚искусства.

Павлов и тут не сдался. Он пере-
брался в родную.Москзву, чтобы стать
ближе к центру книжного издатель-
ского лела, Сытин знал его. Когда
Иван Николаевич был еще четырнад-
цатилетним мальчишиой, он тогда ку-
пил у него за рубль весь комплект
травюр к «Азбуке-картинке». Пред-
приимчивый делец не побоялся ис-
пользовать гравюру в буквах, книгах
для чтения и прочей массовой лите-
ратуре,—она была лешева и давала
‚четкую линию в печати.

И. Павлов «держал» гравюру У
Сытина вплоть до Октябрьской рево-
люции.

Отвоевав плацдарм для работы по
гравюре в издательской промышлен-
ности, он создал огромкое количество
книжных гравюр. По  павловским
гравюрным картинкам ‘к букварям,
детским и юношеским книжкам вос-
питывалась Молодежь в селах и го-
родах: гравюрки эти помогали 0соз-
навать значение букв, слов русской
речи, осмысливали тексты родных пи:
сателей.

В это же время осуществляет
Иван Николаевич свою мечту о тво?-
ческой станковой гравюзе. Путем
долгих экспериментов и серьезного
изучения особенностей графического
	цвета Павлов создает одну за другой
блестящие серии больших гравюрных
	листов, полных самобытной графиче-
ской прелести. Изданные альбомы
Ивана Николаевича-——«Старая провие-
ция», «Провинция», «Уходящая Мос-
		На выставке Ивана Павлова
		го. Чаше всего мы входим в напря-
женный, действенный мир KDpacHo-
	не-! донских комсомольцев. слышим их
	споры, узнаем их мечты и замыслы.
Чаще всего до нас доходит подлин-
ная, не искаженная и Не сдобренная
‚умилением мужественная правда
жизни.
	Старшее поколениг большевиков.
	дано в спектакле в двух сильных
фигурах: Андрея Валько (С. Лукья-
нов) и Матвея Шульги (М. Деожа-
вин). В них и автор искал выраже-
ния почти эпической народной силы,
которая присуща людям из народа,
прошедшим школу труда и револю-
ционной борьбы, не успокаивавшимся
НИ На мгновение, а главное, до кон-
ца верным идеям большевизма. Их
мощь, их народный диалект, их тро-
гательная простота, сочетаемая с
кремневыми характерами, с железной
волей, — это не подражание «Tapa-
су Бульбе», а истинное художествен-
ное выражение совсеменности, со-
временных идей, молодости и моши
большевизма, здоровья и силы клас-
са, из недр которого вышли Валько
и Шульга. Нужно сказать. что
С. Лукьянов и М. Державин, He-
смотря на скудость своего материа-
ла, в постановке сумели дать исч=р-
пывающее образное решение задачи,
подтвердив тем самым всесилие сие-
нического искусства. Они создали
наролные, выразительные характеры.

Театр смело опускает некоторые
звенья сюжетной цепи. Нет нужды,
да и невозможно рассказать в спех-
такле, как попадали в руки немцез
молодогвардеЯцы, После первых аре-
стов ‘и высказанного подозрения ©
трусости и предательстве Стахови-
Ча. после драматического прошания
в доме Олега театр дает только од-
ну большую картину. Это — фингл.
Героическая смерть или. скорее, бес-
емертие краснодонцев.: Уже нет нуж-
ды в показе Стаховича, в выяснении
причин провала, в биографических
подробностях. Мололые герои <тоят
лицом.к лицу с врагом, истерзанчые.
HO гордые и несломлепные, пригово-
ренные немпами к смерти, но воисти-
ну озаренные светом бессмертия.

Так и заканчивается. правдивый и
искренний спектакль: Театра им. Вах-
тангова.  .
	мый подросток с упрямо посаженной,
непокорной головой. Но в его шах-
терской «степенности», в его He-
подвижности скрыты болыная ре-
шимость, действенная энергия. Дви-
жимый страстной ненавистью к нем-
цам, одержимый идеей мести, он ду-
мает только о главном. Он как бы
сохраняет малейшую частицу своей
энергии для самого главного — для
возмездия. За внешней угрюмостью,
за угловатостью, за насупленными
бровями скрывается нежнейшая ду-
ша, скрывается характер, весь прони-
занный добротой и сердечностью.

Среди исполнителей ролей молодо-
гвардейцев обращает на себя внима-
ние еще артист А. Граве, играющий
Ваню Земнухова. Нескладный и не-
много смешной он неторопливо, но
уверенно завоезывает симпатии зри-
тельного зала, ни разу не разрешив
себе смешить его без особой нужлы.

К сожалению, актерское исполне-
ние в этом спектакле очень нерорно.
Бледно, ¢ каким-то необ’яснимым
надрывом и в чисто театральных
трагических тонах играет артистка A.
Орочко роль матери Кошевого. Не-
убедительно исполнение роли бабуш-
ки Олега Т. Шухминой, неровное,
почти эксцентрическое. Однообразен
Жора Арутюнянц в исполнении ар-
тиста Е. Федорова.

Театр пристрастен к жанру, к. об-
наружению — иногда без особой
нужды — забавной стороны жизнен-
ных фактов. Так, сцена приема Ради-
ка Юркина в комсомол могла бы
произвести большее впечатление,
если бы постановщик не прельстил-
ся возможностью комедийного кон-
траста, превратив Радика в  тради-
ционную  тюзовскую фигуру. Театр
Не обнаружил болышой изобретатель-
ности в изображении немцев; хазак-
теристика большинства из них впол-
не отвечает бытующему на нашей
сцене трафарету, который представ-
ляет собой сплав натурализма с ка-
рикатурностью. :

Примитивизм ‘в обрисовке немцев
или фигуры прелателя Игната Фоми-
на, конечно, притупляет остроту
спектакля, особенно в те редкие ми-
нуты, когда молодогвардейцы стал-
киваются лицом к лицу с врагом. Но

таких эпизодов сравнительно немно-
р За ый а poet

ОЗАРЕННЫЕ
	°

A. БОРЩАГОВСКИЙ
>

обращает на себя внимание  зри-
	телей —в радужной акварельной пер-
вой картине или в финале. Простота
и строгость. характеризуют спек-
такль вахтанговцев < самой лучшей
стороны и делают его близким фа-
деевскому роману не только по ма-
териалу, но и по художественной
манере, по стилю.

В простом и задушевном мире это-
Го спектакля с покоряющей силой
раскрываются — мужественные и
поэтические сердца  краснодонцев.
Персонажи не стали деталью TeaT-
ральной композиции. Они единствен-
ные хозяева сцены. Каждое взволно-
ванное, вдохновенное слово звучит
с особой убедительностью; в этой
будничной и обычной обстановке
оно обретает особую достоверность.

Подлинный идейный и художе-
ственный успех театра, работающего
над «Молодой гвардией», должен за-
ключаться в том, чтобы биографии
и образы героев, нисколько не теряя
в своей индивидуальной яркости и
самобытности, слились воедино, ро-
пили олну. мощную тему. На наш
взгляд, это достигнуто в спектакле
вахтанговцев.

Когда премьера остается позади,
когда забываются второстепенные
деталя спектакля, в памяти сохра-
няется прежде всего образ краснодон-
ской организации, а затем уже яркие
фигуры многих ее участников. Испол-
нители спектакля под руководством
постановщика Б. Захавы, повидимо-
му, упорно работали над созданием
сложного коллективного образа под-
польной организации.

Создание такого образа — одна
из самых важных залач искусства, и
не только театрального. Эта задача
требует превосходного знания иесто-
рической и бытовой обстановки, яс-
ного ‘представления о нравственном,
этическом облике героев, умения
	«Молодая гвардия» в Театре имени Евг. Вахтангова. Финал.
. Фото ©. Шингарева._
		это переход к трагической, Но, пре-
красной юности. Детская улыбка
Олега — Любимова, искристые, све-
тящиеся любовью к людям глаза, по-
рывистые движения — вся его лег-
ко возбудимая натура, его проникно-
венная серьезность и убежденность,
его сила воли — черты очень цель-
ного образа. В движении образа—от
исступленной полудетской схватки
с рыжим деншиком, к спокойным,
разящим словам Олега в час смер-
ти — хорошо выражен внутренний
рост человека.

С особой убедительностью раскры-
вается образ Любы Шевцовой. Жизнь
дала ей сложную роль, изобилую-
щую эффектными положениями, яр-
кими контрастами и своеобразяыми
жанровыми узорами. Из всего этого
истинного богатства театр выбрал
только один эпизод—жцену встречи
Любы с офиперами— и поставил его
с тем пристрастием к комедийности,
которая вообще характерна для твоф-
чества вахтанговцев. Но, главным
образом, мы видим Любу — Г. Паш-
	кову в кругу друзей. Конечно, Лю-
ба — Пашкова тоже «Любка-артист-
ка» — по многим деталям и штрихам
угадывается ее изобретательная озоф-
ная натура, вечно активная неспо-
койная натура, как лучом солнца, со-
гретая песенностью, жаждой творче-
ства. Но не о том, как лихо дурачила
Люба немцев, хочет рассказать театр,
ограниченный рамками спектакля. Он
торопится рассказать о том, как Лю-
бовь Шевцова жила и дружила < то-
варищами, как решала вместе с ними
вопросы комсомольской жизни, ‘Как
она любила и как приняла смерть.
Обо всем этом Г. Пашкова ‘рассказы-
вает талантливо и умно. И в финале,
когда Люба, истерзанная палачами,
издевается над ними, каждое ее сло-
во обретает особую разящую <илу.
Самобытна и фигура Сергея Тюле-
НИНА’ в исполнении молодого актера
В. Дугина. К тому, что мы уже знаем
о Тюленине по роману и по спектак-
лям. актер прибавляет нечто «вое.
На первый взгляд, его Сережа —
«бука», несколько угрюмый, нелюди»