СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	чародный. артист
		М. М. Тарханов.
	Исполнилось 709 лет со. дня рож-
дения народного артиста- СССР, од-
ного из старейших мастеров Москов-
ского Художественного театра Ми-
хаила Михайловича Тарханова. Не-
давно общественность столицы че-
ствовала любимого артиста во время
юбилейного снектакля «Вишневый
сад» и на специальном торжествен-
ном вечере, устроенном Централь-
ным домом работников искусств.

Юбилейную дату Михаил Михай-
лович Тарханов встретил в полном
расцвете своего замечательного та-
ланта. На протяжении всей своей
многолетней работы на сцене артист
сохранил блестящий дар перевопло-
шения, великолепную выразитель-
ность голоса, жеста, мимики. Мос-
ковский зритель издавна любит это-
го прекрасного актера, чье творче-
ство неразрывно связано с лучшими
традициями русского сценического
реализма.

Среди «стариков» МХАТ. Тарханов -
выделяется своей духовной моло-
достью, своей устремленностью ко
всему жизнерадостному, любовью к
артистической молодежи. Его луч-
шие создания на сцене Художест-
венного театра навсегда войдут в
сокровищницу русского- советского
сценического искусства.

Кто из видевших. «Мертвые дуги»
на сцене нашего театра забудет вы-
лепленный Тархановым образ Соба-
кевича? Гоголевский замысел обрел
в его исполнении поистине прекрас-
ное сценическое воплощение. В ро-
max Островокого он также создал.
истинные шедевры. Вот Градобоев из
«Горячего сердца» — образ .изуми-
тельный в своей лаконичности, по-
трясающий глубокой — реалистич-
ностью и яркостью. В «Смерти Па-
зухина» Салтыкова-Шедрина Тарха-
нов играл Фурначева. И здесь мы
увидели, что наш сотоварищ по сце-
не блестяще владеет суровыми крас-
		кам обличения.
	ONNADAX
	ратуют за уничтожение «четвертой
стены» и создание драматического те-
атра, основанного на прямом обще-
нии актера с публикой по типу кон-
ферансье (Хотон), другие требуют пе-
ресмотра самого понятия формы,
третьи наивно считают, что «для то-
го, чтобы американский театр ожил,
нужно найти новый источник вдохно-
вения» (Н. Твист). Между тем, реак-
ция в искусстве ведет бешеное на-
ступление, направленное на уничто-
жение реализма, жизненной правды,
на сцене. «Наш новый театр реши-
тельно порвал © так называемым ре-
алистическим театром», писал Сартр
в статье «Создатели мифов», опубли-
кованной в английском переводе в
журнале «Theatre Arts», Попутно
Сартр решительно отрицает значение
характеров в драматургии, признавая
одни лишь ситуации. И перед мощ-
ным наступлением сил реакции тол-
кающих американский театр к‘дека-
дансу и разложению, слишком ‘робко
звучат голоса, говорящие о причинах
всех бед, ‘о том, что’ ‘американский
театр, некогда тяготевший к ан
вому. реалистическому искусству, от
вернулся от жизни.
 И только когда драматург “омело
вглялывается в жизнь, он’ помогает
театру-выходить на путь подлинного
творчества. Мы все знаем. и ценим
пьесу Лилиан Хеллман. «Семь e-
релли», одну из лучших. америкгн
ских антифашистских пьес; Мы так-
же знаем и ценим ее пьесу «Лисич-
ки», замечательную по  беспощалной
своей. правдивости. Недавно  Лилиан
Хеллман написала новую пьесу
«Другая ‘часть леса». В ней pac-
сказывается о той же семье Хаббар-
дов, что и в «Лисичках», но действие
одит на ‘двадцать лет раньге,
Это сценическая повесть о том. как
основатель семьи _Хаббарлов _ ©ко-

препятствия на своем пути. Мы во3-
даем должное талантливой пьесе Гоу.
и Д’Юссо «Глубокие корни». Роберт.
Ардрей написал примерно на ту же

тему пьесу «Джеб». Ее герой — негр,

вернувшийся < фронта; он отличный
работник, но не может получить ра-

боту потому, что он «черный», и в
душе его’ нарастает волна протеста,

стремление к действию и борьбе. В

пьесе Артура Миллера «Все мои сы-
новья» фабрикант авиационных мото-

ров, охваченный жаждой наживы, по-

ставляет фронту недоброкачествен-

ные машины. Это ведет к’ бурным

конфликтам в его семье, ко борьб?

мнений и взглядов, влечет к гибели

его собственного сына.

Интересна пьеса Г. Канина’ «Рож-
денная вчера». В основу ее ‘положен
конфликт межлу молодым ‘честным
журналистом Полем и миллионером
«королем утильсырья» Броком. Хоро-
шо написана роль миллионера — гру-

го. тупого наглеца. Он разбогател,
главным образом, потому, что сумел
использовать ситуацию “ «мно-
вой ‘войны номер два». ` Теперь
он в состоянии подкупить высоко-
поставленного сенатора, дав ему
восемьдесят тысяч долларов. Он, как
POSOPHT его поверенный, «направляет
тех, кто управляет государством».
	‘Это. в частноста, вызывает искоеннее
	недоумение у наивной молодой жен-
Щины, которая наслышалась о «сво-
бодной`Америке». «Но ведь его ник-
то Не выбирал!», — говорит она. Брок
очень: доволен ‹обой. «У Меня все
есть», — говорит он. «Каждый за <е-
бя — собака собаку жрет. Нужно <су-
меть схватить раньше, чем тебя схва-
TAT». Очень выразительна сцена, ког-
па Брок ‘рвет книги, чузствуя к ним
непреодолимую ненависть (невольно
вспоминаются фашистские костры из
®ниг). Пусть не всегда проницатель-
ны взгляды Поля, но этот честный,
благородный человек трезво оценива-
ет атмосферу, парящую в «высоких
сферах;.` «Полкупы, коррупция... —
говорит он: — Трудно их проиибить...
Они пролают законы, како утиль-
сырье». Ноль понимает, что`Брок —
страшная ‘угроза американской демо-
кратии. Но он < надеждой смотрит в
булущее, он верит в свой нарол.

Такие ‘пьесы — немногие живые
ростки`` ‘американской драматургии.
Вокруг них — мрак и разложение,

Гангстеры, тянущиеся длинными фу-
ками к грудам золота; старухи-отра-
вительницы, комнаты без окон и две-
рей. порнографические сюжеты, бес-
смысленно. улыбающиеся девушки из
бессмысленных трескучих музыкаль-
ных пантомим, солдаты, больные
фоейтианским ‘«комплексом»,-—таковы
 гемои сегодняшнего американского
театра.:
	Гравюра «День лобеды на Двор-
новой площади». Работа ленин-
градского графика С. Юдовина.
		Во власти о
	.х
М. МОРОЗОВ
._&
	в ней речь идет ‘о фильмах, а не о
театре; но по существу это не меня-
ет дела. Невыносимые условия-труда
превратили героя‘этой пьесы. — мел?
кого американского служащего .-— В
некое. подобие: автомата, робота. ‹ По
вечерам он неизменно отправляется. в
кино  упиваясь приключенческими
фильмами, как‘наркозом. В сознании
его смутно шевелится мысль, что ги-
гантская машина Голливуда содейст-
вует засфою мыслей и чувств миллио-
‚нов зрителей. «Люди ходят смотреть:
движущиеся картины вместо... того.
чтобы двигаться. самим»,. — говорит
он. Автор ни словом не обмолвился 0
причинах страданий «маленького че-:
ловека» в США, не указал выхода из
них, зато он щедро’ разукрасил евою
пьесу всевозможными  формальнымч
трюками (например, введя киноэкран
в драматический” спектакль). `В рез
зультате даже страдания «маленько-!
го человека» служат <воего^рода: ат-:
тракционом... «Я подаю вам правду в
приятном одеянии иллюзий», —* го
ворит Вильямс. От этого «приятного.
одеяния» веет отвратительным  запа-
хом тления.

В. пьесе Артура Лоуренса. «Дом
храбрых» мучительные кровавые ис-.
пытания войны изображены с такой
‘медлительной обстоятельностью, это”
вызывают у зрителя щемящее чувст-
`во тоски и. отчаяния. Добиться` такой
реакции — единственная. цель_автора.
Впрочем, в его. безнадежно-нпессими»
стической пьесе есть еще одна впол-
не человеконенавистническая «илей-
ка». Оказывается, и на войне, есть
свои радости: каждый солдат, YT
верждает автор,-испытывает облегче-
ние при гибели. товарища,. чподсозна-
тельно» ралуясь, что его самого. ми:
новала пуля. Дальше, как говорится,
ехать некуда. Копаясь: в’ подсознании
по всем правилам фрейдистского
«анализа», Лоуренс беззастенчиво
клевещет На описанных ‘им рядовых
американских солдат. —. =
’ Тем же патологическим бредом, что
-и- «Мышьяк и старые. кружева». про-
`никнута поставленная сейчас в Нью-
Йорке пьеса Сартра’ «При закрытых
дверях» (в США она идет под наз-
ванием «Без выхода», в Англии тран-
слируется по Би-Би-Си под названи-
ем «Порочный круг»). Это одна из
тех безнадежно мрачных пьес, кото-
рые в Париже получили назвачие

«черных». Действие происходит в
аду, своей обстановкой ничем
на  отлачающемся oT  второраз-
	рядной гостиницы. Гри человека, чу-
жие друг другу, ненавидящие друг
друга, обречены томиться в комнате,
откуда нет выхода и куда вовек не
проникнут ни лучи ‘солнца, ни’ живые”
звуки. Как говорится у Шекспира:
«Хотя это и безумие, но в’ нем есть
своя система». Смакование мерзости”
создает культ этой мерзости.

Каково должно быть самочувствие
американских актеров, которые в те-
чение всего года,. ‘а то и нескольких
лет подряд, ежезечерне (а по вос-
кресеньям два раза в день) выступа-
ют в олной и той же пьесе, притом из
числа описанных нами. В СПТА ‘почти
нет постоянных трупп. Антрепрене-
рам, оказывается, выгодней заново На-
бирать исполнителей для каждой, но-
вой постановки.. Таким. образом, ‚акте“
ры играют только. одну пьесу,. “nod
ходит публика. «Система одной itbe-
сы — тюрьма для актеров», — пище
известная американская актриса, и
режиссер Ивэ Ли-Гальен. Капитали-
стическея конкуренция без: алостна.
Как сообщил в нынешнем году жур-
naa «Theatre Arts), mane «Америкэн
Репертори тиэтр», основная цель ко-
`торого стать постоянным театром,

имеющим несколько пьес в, реперту-
аре, вынужден перейти к системе од-
ной пьесы. р в т:

Большинство американских крити-
ков молчит, боясь «купаться», и все
же Ha страницах Театральной печати
то и дело раздаютбя тягостные вздо-
хи, «Погоня за прибылью — вот цепи
американского Театра», — Пинет в
письме в редакцию umrarestty журна-
ga «Theatre Arts». Розамонл- Гиль-
дер сравнивает американский театр
с Лаокооном, обвитым тремя `змея-
ми — погсней за ‘прибылью,  невеже-
ством, глупостью. «Каждый год удив-
ляешься тому, что американский те-
атр все еше барахтается, все’ еше
держится на ногах», — пишет редак-
тор антологий «Лучших современных
американских пьес» Джон Гаснер.

Американские театроведы предла-
гают множество средств пля снасе-
lua тлатрального ‘искусства: Одни

На Одной из тихих улиц шумн

Ore
	Нью-Иорка в чистеньком, уютном до-
	мике. живут две милые старушки.
	 Они славятся радушием и гостепри-о
	имством. Они любят угошать гостей
чаем с чудесным яблочным джемом...
Но вот к ним вбегает взволнованный
племянник. Он сообщает тетушкам,
что У них в комнате спрятан труп...
«Нам это отлично известно», — He-
возмутимо говорит одна из тетушек.
Оказывается, эти ‘кроткие старушки
давние специалистки по «мокрому
делу». Убивают они отчасти из «гу-
манных побуждений», им, видите пи,
жаль томящихся на земле одиноких
печальных старичков, а отчасти про“
&то из любви к своему мрачному ис-
кусству. «У каждого есть свое лю-
бимое занятие», — Наставительно и
дажеё < некоторой обидой в голосе
говорит одна из тетушек’ расстроен-
ному племяннику. ~ Е

“Мы не станем излагать все перипе-
тии этой пьесы с остроумным назва-
нием «Мышьяк и старые кружева».
Достаточно сказать, что в ней много
откровенного садизма (например, сце-
на, в которой лругой племянник ста-
рушек; профессиональный убийна,
долго-и со вкусом готовится до смер-
ти замучить связанного человека) и
что ее автор Джозеф Кессельринг .¢
увлечением «обыгрывает» прямо на
сцене два. трупа. Племянник-убийца

как бы вступает в соревнование ©
тетушками. Матч окончился бы
вничью (у каждой стороны по две-
надцать «очков»), но в последнюю
минуту тетушки успели поднести
приехавшему за ‘ними ‚директору Cy-
масшедшего дома стакан отравленно-
го‘вина и довели свой счет до три-
налщати,

‚М вот эта пьеса уже много лет не
схолит со сцен театров США. Аме-
риканские театральные рецензенты
называют ее «шедевром», поразитель-
ным: по. «свежести», «яркости» и т. п.
Впрочем, в этом нет ничего удиви-.
тельного. .

Розамонд Гильдер, известный аме-
риканский театровед, в одной из не-
давних статей писала, что театраль-
ные предприниматели в СПТА не тер-
пят никакой критики; им нужны лишь
хвалебные отзывы, чтобы, как пишет
Гильдер, «подороже продать  спек-
такли». Покорные своим хозяевам,
«критики» лихо состязаются в HC-
кусстве зазывания публики в театр.
Наиболее ловко скроенные похвалы,
выписанные на огромных плакатах,
вывешивают над входом в театр (с
упоминанием фамилии  сочинителя
этой рекламы). Зато непослушных
критиков, осмелившихся высказать
нелестные суждения о спектакле,
«купают», по выражению Гильдер, на
страницах прессы, т. е. окунают в
грязный омут клеветы. Такова атмос-
фера американского театра, гле, по
свидетельству все той же Гильдер,
«откровенно гордятся тем, что зани-
маются бизнесом, предают анафеме
самое слово искусство, считают на?
уку о театре заумным вздором», где
люди, искренне служащие искусству,
болезненно ощущают власть всемо-
гушего доллара. .

Благопристойные  отравительницы,
профессиональные убийцы, таинст-
венные трупы — все это, прежде все-
го, конечно, аттракцион, принобящий
хороший барыш. Ту же цель пресле-
дуют и бесчисленные адюльтерные
пьесы. Американский театр в послед-
нее время все больше и болыше ме-
ста отдает откровенной порнографии.
При этом ее нередко подносят 3pH-
телю под весьма поэтическими назва-
ниями. Весыма пиничная по своему
содержанию пьеса Ван Друтена обо-
значена на афише, как «Голос голуб-
зи». Сюжет ее предельно прост —
олна дама неудачно меняет любов-
ника, а ее подруга удачно его пере-
хватывает. Автор при этом непрерыв-
но щёголяет своей высокой образо-
ванностью: его герои, смакуя пищу
или ложась в постель (они преимуще-
ственно этим и занимаются на спене),
цитируют гениальные строки Шекс-
пира и Мильтона. Все это настолько
глупо, что даже не вызывает возму-
щения, хотя и противно.

`Другая разновидность театрально-
го бизнеса — пустые, `бессмыслен-
ные «шоу» — представления < пением
и танцами. Их постановщики стара-
ются завлечь публику внешним блес-
ком спектакля (по подсчетам извест-
ного американского театроведа Hop-
риса Хотона, одна такая постановка
в среднем обходится в лвести тысяч
долларов). Намек на подлинный ха-
рактер этих представлений, ошелом-
ляющих зрителя своим внешним бле-
ском и всячески притупляющих” его
сознание, дан в пьесе Теннеси Виль-
ямса «Стеклянный эверинец». Правла,

ee em Oe eee ope OM а ot

a lm lot
	еликий
	Лемократические народы всего
мира отмечают юбилей великого
создателя «Дон Кихота». Но в
той стране, где Сервантес родился,
в Испании, которая была тюрьмой
для гениального писателя, ‘страной,
rae абсолютистская власть Филип-
пов и католическая церковь, а также
их главная опора и орудие — инкви-
зиция — порабощали дух живой, ду-
шили свободу, — в этой стране те-
перь свирепствуют новые тюремщи-
ки, возрождающие традиции 6e3-
удержного абсолютизма  габебург-
ской династии и изуверской католи-
чёской церкви. Буржуазные идеоло-
ти всех мастей начисто отрицают ис-
панское возрождение, ° породившее
Сервантеса, и утверждают, что сред-
невековый «дух» якобы проникает з<ю
культуру’ Испании — не только. в
ХУТ--ХУП вв., но и в самое новей-
шее время. Эта идеологическая по-
мошь является лем более ценной. для
‚испанских фашистов, что лживое
‘восхваление средневековых - ‘пере-
OXHTKOB, якобы существующих в
культуре Испании, опирается на все-
могуший доллар. Неудивительно по-
	этому, что в одном американском
журнале, рассчитанном на широкие
круги преподавателей испаяского
	языка в США и Латинской Америке.
в связи с предстоявшим в октябре
этого года юбилеем Сервантеса. пи-
сали: «Единственная ошибка, кото-
рой следует избегать во что бы то нн
‘стало. заключается в том, чтобы не
	допускать вторжения современной
политики — за или против нынешне-
го режима в Испании — в расемот-
	’ рение творчества Сервантеса».
	` Но мы, советские люди, пользуем-
ся знаменательной датой юбилея
Сервантеса: для. того, чтобы еще раз
напомнить испанскому народу ©
наших горячих симпатиях к нему,
его судьбе, еще раз заявить во все-
услышание, что наша борьба против
поджигателей войны есть в то же
время и борьба за демократическую
Испанию, за ту Испанию, о которой
цетыреста лет назад мечтал, склонясь
над рукописью «Дон Кихота», Сер-
вантес.
	Тому назад лет двадцать немеп-
кий католический профессор  Гель-
мут Гатифельд выпустил в Германии
книгу под скромным и, казалось бы,
непритязательным названием «Дон
Кихот», как произведение словесного
искусства». В этой книге, за дымо-
вой завесой анализа стиля «Дон Ки-
хота», Гатцфельд ухитрился -«от-
крыть» в романе Сервантеса аполо-
гию изуверских илей контрреформа-
ции. Это «открытие» Гатцфельда не
отличается большой свежестью и но-
визной. За два гола до опубликова-
ния этого, с позволения сказать, .ис-
следования, итальянский «ученый»
Чезаре Де МЛоллис выпустил книгу
пол названием «Сервантес-реакцио=
нер». В этой книге он пытался дока-
зать На основе сличения постановле-
ний тридентского собора с высказы-
ваниями дон Кихота и других пер-
сонажей романа, что Сервантес был
попросту верным истолкователем ду-
ха контрреформации. Немецкий про-
фессор Гатцфельд постарался лишь
«дополнить» — измышлещия квоего
итальянского коллеги. Дальнейшим
	‹углублением» этой немецко-италь-
янской фашистской теории явилась
работа  матерого  фаигиствующего
	немецкого «литературоведа» Карла
Фосслера, который в книжке под
названием «Введение в испанскую
поэзию» (1939 г.), убеждал в том, что
дон Кихот выступает будто бы в за-
щиту древней веры, «наивной веры
отцов», которая, как заявляет Фос-
слер, составляла отличительную чер-
ту религиозного сознания испанцев
‚ конна`ХУ] века. >
	Ничего удивительного нет в том,
что эти попытки поставить на-голо-
ву все творчество великого. испан-
	Московский Дом народного творче-
ства и Мособлрабис проводят с’ 4 по
27 октября в домах культуры и в
клубах столицы 12 творческих встреч
мастеров советского искусства‘ с
участниками художественной самоде-
ятельности Москвы.

Первый такой вечер состоялся 4
октября в Доме культуры им. Лени-
на комбината Трехгорной мануфакту-
ры, Артисты Театра драмы Е. Са-
		гуманист _
	ского гуманиста и, в первую очередь,
‘его бессмертное произведение «Лон
Кихот», исходят из немецко-италь-
янского фашистского лагеря квази-
ученых. Неудивительно ‘также, что
последняя по времени из работ. о
Сервантесе, принадлежащая перу
аргентинца Хоакина Касальдуэро
(Буэнос-Айрес, 1943), трактует ту
же, с позволения сказать, проблему,
которую разжевывали в своих писа-
ниях Гатцфельд, Де Лоллис, Тоффа-
нин, Фосслер. Касальдуэро интере-
суется не «Дон Кихотом», а «Назя-
дательными новеллами» Сервантеса.

Буржуазные критики уже с давних`
	пор. пытаются доказать. что гениаль-.
HEI роман Сервантеса представляет.
	не более как пародию на рыцарские
романы, которые пользовались будто
бы большой популярностью в то’ вре-

Только великие представители
русской культуры. (Белинский, Гер-
	цен, Тургенев, `Горький). дают пра-
	вильное истолкование образа. AOH
Кихота, только они сумели обнару-
жить двойственность и противоречи-
вость ламанчекого рыцаря, тольк
они вскрыли величие этого человека,
его огромБое историческое значение,
не закрывая в то же время глаза на
фантастическое и смешное в его по-
ступках.

Следует сказать, что самым
верным иИстолкователем  драматур-
гии Сервантеса. в первую очередь его
бессмертных «Интермедий», является
великий русский драматург А:
Островский. Интермедии Сервантеса,
которые в буржуазной критике -Ха-
рактеризуются исключительно “00

п 9х,

стороны формальной, раскрываются
	во всей своей глубине через лворче-
ство. А. Островского, который, пе]
водя эти интермедии, как бы играл на
инструменте давно ему знакомом.

В своей трагедии «Нумансия»
Сервантес сказал принципиально
новое слово. «Нумансия» — не толь-
ко прославление прошлого Испании,
не только выражение живого ощу-
щения исторической преемственности,
органической связи с прошлым наро-
да, — это в то же время и выражение
великой идеи национального об’еди-
нения. Будушее Испании выраста-
ет из активности, из героизма нуман-
тинцев, т. е; самого испанского наро-
да. В трагедии Сервантеса не участ-
вуют ни короли, ни вельможи — тра-
еее персонажи трагедии эпохи,

в которую жил Сервантес. Не они ре-
шают исторические сульбы. Народ —
вот главное ‘действующее лино траге-

‘дий, и это роднит ее со всеми, без
	исключения, другими произведения-
ми Сервантеса. Таков народ в его
драмах, посвященных изображению
ужасов алжирского плена («Алжир-
ские нравы», «Алжирские темницы»,
«Великая султанша»). Для Серван-
теса те испанцы, которые попали B
плен к алжирским пиратам, независи.
мо от их происхождения и социаль-
ного положения, были представите-
лями народа, изнывающего в рабет-
ве. Эти пьесы были написаны Сер-
вантесом и поставлены на сцене
вскоре после его освобождения ‘из
пятилетнего плена в Алжире, И эти
драмы явились важнейшим актом
его общественного служения своему
народу, который Он всегда’ любил
глубочайшей любовью  преданней-
шего сына. готового отдать жизнь
за его свободу и счастье, как го-
тов был отлать свою жизнь за нэго
бедный  ламанчекий рыцарь дон
Кихот.
	Великий испанский писатель, чьи
жизнеутверждающие произведения на
его оскверненной фашистами родине
и во многих псевлонаучных сочине-
ниях западных лже-ученых приобре-
тают заведомо неверное, реакционное
толкование, близок и порог освобож-
денному народу Советской страны.
		2@>—-=—-———
	К 400-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
М СЕРВАНТЕСА
	вич Горький был поражен образом
Семенова, созданным Тархановым, и
спрашивал актера: «Скажите, а вы
лично не были знакомы с булочни“
ком Семеновым?» :

Воспитанники Тарханова. бывши$
студенты Гитиса, играют сейчас уже
на профессиональной сцене. Десятки;
сотни молодых артистов испытали на
себе_благотворное влияние его педач.
гогического таланта и актерскогд
мастерства. ь

Ныне мы, актеры старшего’ покоя:
ления, прошедиие вместе с Тархано-=
вым большой и трудный путь, вместа
с артистической молодежью поз
здравляем ‘дорогого юбиляра cd
славной и заслуженной наградой —
орленом Ленина.

Хочется в этот знаменательный
день пожелать М. М. Тарханову счач
стливой и долгой сценической жиз
ни, новых, волнующих актерских раз
бот — на радость зрителями своим
товарищам по театру.
		В. КАЧАЛОВ,
народный артист Союза ССР, 2
лауреат Сталинской премии. НЫ
	В галлерее созданных Тархановым
сценических портретов особое место
занимают горьковские роли. Лука,
Бубнов («На дне»). Семенов («В лю-
дях»), Печенегов («Враги») — едва
ли не лучшие создания артиста, Из-
вестно вель что Алексей Максимо-

тели коллектива художественной.
самодеятельности рабочих автоз25о«
na им. Сталина, студенты Государа
ственного института Театрального’
искусства им. Луначарского и друз.
гие. i

М. М. Тарханов выступил с кратз.
ким ответным словом.
	* *
	Театральная общественность Моск-
вы отметила в Центральном доме ра-
ботников искусств семидесятилетие со
дня рождения народного’ артиста
СССР, лауреата Сталинской премии
ММ. Тарханова.

Ю. Завадский, открывший торже-
ственный вечер, приветствовал юби-
ляра от имени правления Централь.
ного дома работников ‘искусств. 3a-
тем П. Марков рассказал о творче-
стве выдающегося ‘мастера русского
театра М. М. Тарханова, его полуве-
ковом сцёническом пути.

Лучиие артисты московских теат-
ров выступили < театрализованными
приветствиями юбиляру. М. Тарха-
-нова поздравляли также представи-
	ХОРОШ
	Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР в специальй
ном-приказе отметил многолетнюю,
плодотворную. творческую деятель”
ность и значительную работу. М. Му
Тарханова по воспитанию. молодых кая
дров советокого театра и премировал
его.
	ИЙ ПОДАРОК ДЕТЯМ
	сами могут сделать из него шесть
увлекательных игр, участие в котоя
рых могут принять © пользой длЯ
себя и многие взрослые. -

„На каждом из шестнадцати лля
стов альбома дано по восемь pHs
сунков, выполненных художницей
Т. Мавриной < большим  мастеря
ством: красивый яркий колорит»
хорошая, содержательная  кюмпозия
‘ция рисунка и тот аромат эпохи, коч
торый) так дорог в исторических иля
люстраатиях. ,
	Очень хорошо, что наши ребятЯя
получили к юбилею подарок не
только красивый и интересный, но и
чрезвычайно полезный для ивучения
прошлого и настоящего нашей чу
десной столицы.
	Б. ИОГАНСОН,
действительный Wien Академий
художеств СССР.
	ПАМЯТИ
Б. В. ШУКИНА
	7 октября исполнилось 8 лет са
дня смерти замечательного актер.
нашей современности — Бориса Ва\
сильевича Щукина, создавииего не
забываемые образы В. И. Tieng
(«Человек с ружьем», «Ленин в Охй
тябре», «Ленин в 1918, году»);
Булычева («Егор Булычев и о
гие»), Павла («Виринея»), Берсеневй,
(«Разлом») и др. ¥

Студия им. Щукина и коллектий
Театра им. Вахтангова 6 октября
ганизовали вечер, посвященный net
MATH рн актера. С
ладом «Шу и современность»
ступил П. Howmet. Актриса Теата
ра им. Вахтангова Н. Русинова
чла воспоминания Л. Русланова
Б. Шукине.

В конце вечера демонстрировал
фильм «Ленин в 1918 году» с учас
ем Б. В. Шукина.
	ОКТЯБРЬСКАЯ ПРЕМЬЕРА
MOGKOBCKOrO ЦИРКА }
	В конце октября в Московском гм
сударственном цирке состоится през
мьера «Мастера советского цирка #
30-летию Великой Октябрьской с04
циалистической революции». Циркоч
вое представление открывается
праздничным прологом, в котором
примут участие артисты цирка и сту
дийцы икол циркового искусства,
акробатики и клоунады. В новой про-
трамме выступят? сестры Кох, В. Яну
шевский (Кадыр-Гулям), С. Алек
сандров, В. Лисин и Е. Синьковская,
Александр и Виолетта Кис, Н. Ни“
китин, Каран д’Аш и другие.
	300-летия Москвы, Театр. им. ты
ского и Немировича-Данченко готов
следующую премьеру—Непокоренны
по’ одноименной повести Б. Горбатов
(либретто. 0; Ценина). музыка Л. Кабы
левского, Постановщики спектакля
И. Марков и Н. Златогоров, музыкаль-
ный руководитель и дирижер 0. Само-
суд, художник В. Волков. Одновременно
с работой над спектаклем cHenoxoper
ные» театр приступил к разучиванию
опер «Фрол Скобеев> Тихона Хренникова
и`«Хозяйка гостиницы» А. ‘Спадавеккиаь
9 К 30-летию Великого Октября. мастер
художественного слова Самсон Акивие
подготовил литературную композицию
по повести Г. Березко «Ночь полковод-
a>; композиция булет исполняться В
праздничных концертах.

© 6 октября музыкальная обществен“
ность столицы отметила 70-летие со Дня
рождения старейшего флейтиста, васлу-
женного деятеля искусств проф. Пыби:
на. Многочисленная аудитория, собраве
шаяся в Малом зале Консерватории, тет»
ло приветствовала юбиляра.
	МОСКОВСКАЯ   ХРОНИКА
	К 800-летнему ‘юбилею Москвы
Москворецкая полиграфическая фаб-
рика выпустила альбом для детей
«Москва в прошлом и настоящем»,

В строгой исторической последо-
вательности показаны в нем рост и
развитие ‚нашей родной столицы, ее
архитектуры и культуры. Листы за-
ключены в красивую папку и хорошо
отпечатаны на меловой‘ бумаге.

Литературные и художественные
стороны этого’ альбома полностью
отвечают той большой задаче, ко-
торая стояла перед“ автором Е. Гроз-
довой и художником Т. Мавриной.

С болышим педагогическим мастер-
ством разработала Гроздова  комп-
лекс и содержание рисунков ив
маленьких очерках дала каждому из
них об’яснение, поднеркнула  глав-
вое, обогатила их интересными исто-
рическими сведенияме? _

Альбом построен так ‘что ребята
	ТЕАТРАЛЬНЫЙ _ЛЕКТОРИЙ
ДЛЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ МОСКВЫ
	В Московском Доме актера начал
работу театральный лектоочй для ин-
теллигенции столицы. Слушатели
лектория посетят 32 лекции на темы
«30 лет советского театра» и «Теват-
ральная Москва в 90 MpOUlIOM и на-
стоящем».

8 октября mpobéccop `М. Григорьев
прочитал первую ‘лекцию Ha тему
«Театр и современность».
	Тема следующей лекции. которую
	прочтет профессор В. Всеволодский,
— «Зарождение театра в Москве». °
	ПЕСНИ НАРОДОВ
МИРА-
	Песни народов мира — так назы-
вался творческий вечер поэтов-пере-
водчиков С. Болотина и Т. Сикор-
ской, организованный 9 октября ‹ек-
цией поэтов Союза <советских Писа-
телей СССР.
	За 16 лет поэты перевели на рус-
ский язык несколько сот песен.
Только за последние четыре года
ими сделано 120 переводов © языков
народов ССОР и народов sapy6ex-
ных стран.
	На вечере < вступительным словом
	выступила Вера Инбер, охарактери-
зовавшая С. Болотина и Т. Сикор-
	окую, как подлинных художников в
жанре перевода песен.
	Авторы исполнили 44 песни, пере-
	веденные с сербского, хорватского,
чешского, польского, болгарского,
испанского. норвежского. — англий-
	ского, немецкого и других языков.
	$ К 30-й годовщине Октября издатель-
ством «Советский художник» выпускает-
ся альбом портретов-автолитографий па-
ьяти выдающихся деятелей - советского
государства — Ленина, Калинина, Дзер-
жинского, Свердлова, Кирова, Орджони-
кидзе, Куйбышева, Фрунзе и _ПТербако-
ва. Авторы портретов — художники
В. Куколев и Н. Чебаков — студенты-ди-
пломники Инетитута кинематографии.

@ Вчера в Центральном доме компо-
зиторов состоялся 4-Й, ‘заключитель-
ный тур конкурса на лучптую массовую

песню к 39-летию совете

ой власти, ор-
	ганизованного комиссией массовых му-
зыкальных жанров оргкомитета Союза
советских композиторов.
	< Студией Союздетфильм принят к по-
становке сценарий Е. Габриловича «Лва
капитана» по одноименной повести В. Ка-
верина. Фильм булет ставить В. Пронин.
Г. Березко закончил для сгудии Мос-
фильм сценарий «Ночь полководнпа».
	{3 Вслед за спектаклем «Любовь Яро-
вая», показанным в дни празднования
	Творческие встречи
		мойлов. Б. Толмазов, Т. Карпова, JI.
Свердлин рассказали © своей ра-
боте над образами спектакля «Моло-
дая гвардия». Затем состоялся по-
каз отрывков из спектакля.

Второй вечер ‹остоялся в клубе
им. Владимира Ильича, где компози-
	тор В. Захаров провел беселу о рус-
	ской народной песне. На третьем. ве-
чере в клубе им. 1905 года ен
Дм. Орлов. -
		Ансамбль песни и танца. Госу-
дарственной филармонии Бурят-
Монгольской АССР. Выступление
оркестра народных инструмеёнтов.
Фото Л. Великжанина (ТАСО).
		«СРЕДЫ» ` ЛЕНИНГРАДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ: :
ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Каж-  ническое произведение, в котором от-

ражен Ленинград дней блокады. _

Композитор В. Сорокин закончил
ораторию «Ленин». Кантату «Сказа-
ние о советской земле» написал
Ю. Фарди. не

В. Соловъев-Седой  ‹создал цикл
песен «Возвращение солдата». Инте-
ресный цикл для голоса © оркестром
на ленинградские сюжеты написал
Ф. Рубцов. Е : с mo.

Лучшие произведения, получившие
	всеобщее одобрение на «средах», го-
	товятся к публичному исполнению,
	дую среду в зале Союза комнозито-
_ровз прослушиваются музыкальные
‘новинки. Сейчас «среды» стали oco-
’бенно оживленными: музыкальная
общественность * обсуждает произве-
‚дения, посвященные. 30-летию Октяб-
ря;
  К этой дате композиторы Jlenun-
града готовят много новых работ,
  Д.Шостакович, А Животов, А. Лоб-
ковский и М. Чулаки закончили
  увертюры, посвященные празднику.
©. Чишко написал оперу «Великая
сила». Это первое музыкально-еце-
	р ТЕАТРАХ ХАРЬКОВА
	ХАРЬКОВ. (Наш корр.). Театры
Харькова готовят новые спектакли к
30-й годовщине Октября.

Украинский драматический театр
им. Шевченко покажет пьесу «Моло-
дая гвардия» по роману А. Фадеева в
постановке народного артиста СССР
М. Крушельницкого.

«Совесть народа» — так называется
новая пьеса народного артиста Укоз-
инокой ССР В. Афристова, созданная
по повести Вершигоры «Люди с ч\-
стой совестью». Она будет показана
в Русском драматическом ‘театре. _

Оперу «Дружба народов» В. Му-
радели ставиг Академический те-
атр оперы и балета им. Лысенко.
Теме колхозного села посвящена Но:
вая музыкальная комедия «Мария»,
которая пойдет в Театре музыкаль:
ной комедии. Областной передвижной
театр им. Кренивницкого готовит нъе-
су В. Катаева «Сын полка», Куколь-
ный театр — «Золотой ключик»
А Толстого. .
	КОЛХОЗНЫЙ ТЕАТР.
В КАХЕТИИ
ТБИЛИСИ. (Наш корр.). В первые
дни установления советской `властя
в Грузии в селении Велисцихе Гурд-
жаанского района был создан театр.
Позднее для него было выстроено
красиво оформленное здание со зри-
зеленым залом на 300 мест. Труппа
	тельным залом па се  т
укомплектована одаренными участ“
никами художестве ННОЙ самодея-
тельности,
	‚ Артисты театра стали самыми  до”
рогими гостями в селах Кахетии,

В этом году театр дал. в Качрет-
ском и Сагареджойском файонах 69
выездных спектаклей. В репертуаре
театра — ньевы «Начальник станции»
Мосашвили, «Железная кольчуга»
Шатберашвяли и др. Сейчас коллек-
тив театра работает. над пьесой
«Глубокие корни» Гоу и Д’Юссо.
	ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА МОЛОДЫХ МАСТЕРОВ АРХИТЕКТУРЫ
	Кравцова, Гусилевича -`(повоеи-
бирск). - : Е

Участники встречи поделились
опытом своей творческой работы и
	обсудили представленные на выстав-
	ке произведения. Все выступавшие
отмечали плодотворное значение ‘ не-
посрелетвенногб’ творческого обще-
ния молодых зодчих.

Встреча была организована секцией
содействия творчеству. молодых Ма-
стеров архитектуры при. правлении
Союза советских ‘‹ ‘архитекторов
СССР. < : 3:
	ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
ВЫПОЛНЕНЫ
	САМАРКАНД. (Наш корр.). Кол-
лектив завода «Кинап» Министер-
ства кинематографии СССР выполнил
свои о социалистические обязатель-
ства — завершил выполнение годо-
вого плана к 1 октября. Пятнадцать
лучших = стахановцев —. Ташкулов,
Миркомилов, Исхаков и другие —
выполнили свои Пятилетние нормы.

В текущем году завод освоил: вы-
	НОВОСИБИРСК. (Наш -корр.). В
тёчение четырех дней здесь прохо-
дила творческая встреча молодых
мастеров архитектуры Москвы, Jle-
нинграла и Новосибирска.
ЪВ Доме науки и технике была раз-
вёрнута большая выставка проектов,
тоснимков ‘выстроенных  зганяй.
реди экспонатов выставки — рабо-
ты архитекторов Захарова, Посэхи-
на и Мндоянц, Андреева, Павлова,
Бархина; Мельчакова, `Шевердяева,
Мезенцева (Москва), °Журазлева,
Жук, Кирхоглани, Козлова, Каменс-

кого (Ленинград), Скобликова, Блюм,
	ПОДАРОК МУЗЕЮ
«МОЛОДОЙ ГВАРДИИ»
	КАЛИНИН. (Наш корр.). Делега-
‘ция комсомольцев и молодежи Кз-
`’лининской области передала Музею
«Молодой гвардии» в_Краснодоне
большое фаянсовое панно, изготов-
енное на Конаковском фаянсовом за-
воле по эскизам скульптора Шара-
‘банкина.

На панно’. изображены портреты
	‚ (ФИЛЬМ «НОВОСЕЛЬЕ»

МИНОК.. (Наш корр.). Киностудия
Белорусьфильм закончила работу
над новым  хроникально-докумен-
тальным ‹ фильмом «Новоселье». Он
повествует о переселении колхозни-
ков из землянок в благоустроенные
дома в восстановленных деревнях и
селах Минской, Гомельской, ‚Витеб-
ской и Пинской областей.
	ОКТЯБРЬСКИЙ ПОДАРОК

_ ТРУДЯЩИМСЯ АЛАГИРА
АЛАГИР,_ (СЕВЕРО-ОСЕТИН-
СКАЯ. АССР). (Наш корр.). Здесь
идет сооружение здания городского
театра с зрительным залом на 500
мест. Вокруг театра разбивается
большой сад. В центре города строит-

ся новый кинотеатр. на 300 мест.
Строители обязались закончить все

работы к 30-# годовщине Октября.
		ВИЛЬНЮС. (Наш корр.). 5 октяб-
ря в г. Клайпеде открылся вновь
организованный Русский драматиче-
ский театр, второй русский театр, в
республике. В день открытия была
показана пьеса К. Симонова «Рус-
ский вопрос» в постановке художе-
ственного руководителя Б. Нирен-
бурга” художник И. Янкус.

Начата работа над пьесой Б. Лав-
ренева «За тех. кто в море» в поста-
новке режиссера М. Рехельса, офор-
мляет спектакль художник Е. Ла-
дыженский, музыку пишет компози-
тор В. Макаров.

К знаменательной дате — 7 нояб-
ря — театр готовит’ спектакль «Мо-
лолая гвардия».
		Редакционная коллегия:
	В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
_М. В; БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ. В В МУРАВЛЕВ
	издательство — К 1-48-98.
	Л. А. МАЛЮГИН,

Ww. ю
		САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.

ботов Шиа оибиавы наф иытыаараннийй

fil
Зак № 271)
	Героев Советского Союза — Олега   пуск новой продукции: выпрямителей
	для  киноустановок, — значительно
улучшающих демонстрацию  филь-
мов. К 7 ноябця завод изготовит пер-
вую партию новых. apTorpaycihopMay
торов. oN

Кошевого, Сергея Тюленина, Любы
_Шевцовой. . Ульяны Громовой, Ивана
Земнухова. Подарок установлён в
одном из залов музея. >
	—
Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	формации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусств, кино — К 5-45-12: