ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Пленум правления
Художественного
фонда CCCP
	В Москве закончился пленум прав
ления Художественного фонда СССРь
Для участия в работе пленума прибы»
ли делегации, представляющие почти
все союзные республики. ‹

Пленум заслушал доклады прав
лений Художественных фондов Мос
квы, Ленинграда, Латвии, Украинь,
Ростова, Эстонии. Доклады этих
крупнейших отделений осветили зна*
чительный и разнообразный опыт, наз
копленный на местах в деле организ
зации творческого труда художников
и улучшения их бытовых условий.

Кроме того, пленум заслушал со*
общения о мерах, направленных К
улучшению качества отечественных
красок, основным поставщиком кото-
рых является Ленинградский завод
художественных красок. Был заслу4
шан доклад о мероприятиях Художе«
ственного фонда в 1948 году.

Пленуму была показана выставкё
работ, выпускаемых художественном
производственными предприятиями
отделений фонда: художественное

бронзовое литье, декоративная обрам
ботка тканей, изделия из кожи, сея
ребра, использование народных орна=

ментов в тканях.
	Итоги конкурса на лучшую
массовую песню
	Окончился ‘организованный комися
сией массовых музыкальных жанров
` оргкомитета Союза советских комиоч
зиторов конкурс на лучшую массо“
вую песню к 30-летию Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
‘ции. Первую премию в 20000 р. поз
 лучили композитор В. Кручинин и поз
Г эт П. Герман за песню «Гри десятилеч
` тия». Второй премией по 15 000 р. от+
` мечены песни «Парень с нашей ули-
  ube {музыка В. Кручинина, текст
О. Фадеевой), «Золотился закат» (mye
зыка М. Фрадкина, текст Е. Долма-
товского), «ли два друга» (музыка
Б. Мокроусова, текст А. Фатьянова)
и «Слушайте, товарищи» (музыка
М. Блантера, текст М. Исаковского)»
Композиторы В. Герчик, А. Титов;
В. Юровский, М. Блантер и К. Лис-
  тов, поэты С. Вышеславцева, Я. Шве»
` дов и М. Исаковский получили за
` свой песни третьи премии (по
  10 000 р.).

№ 42 (1078). Год
		вете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Со
	Суб

бо
		Перед выборами
в местные Советы
	_ АРТИСТЫ - АГИТАТОРЫ
Работники искусств Москвы актив-
	но включаются в массовую политиче-
	скую кампанию — подготовку к rod
борам в местные Советы депутатов
трудящихся. _

_ Партийные организации театров во.
время предыдущих избирательных
кампаний накопили большой и цен-
	ный опыт массово-политической ра-.
	боты. Свыше: 100 агитаторов Большо-,
го театра вели агитационно-массовую
работу среди населения Свердловско-
го района столицы в период подго“!
	TOBKH к выборам в Верховный Совет
	РСФСР. Многие - агитаторы ’носле
	окончания избирательной кампании’
не прекращали. связи с населением!

бывшах ‚избирательных ‘участков: =

Сейчас ‘партийная организация
Большого ‚театра привлекла свои
агитаторов. ‘для участия в ‘предетоя-
щей ‘избирательной - кампании:

Агитаторы-артисты „уже. провели
	беседы. на квартирах избирателей Ha
темы «Вторая сессия Генеральной
Ассамблеи `Организации -Об’единен-
ных Наций», «Об информационном _©со-
	вещаний прелставителей некоторых
	коммунистических партий и дёклара-
	‚ции по`вопросу о ее -по-
ложении».
	В ближайшие дни начнет свою:ра-
боту агитпункт, которым руководит
секретарь партийной организации
производственных мастерских Боль-
шого театра художник Д. Родионов.
В агитпункте булут проводиться’ лек-
ции и беседы для избирателей.
		та, 18 октября 1947 года

МНОГОНАИИОНАЛЬНОЕ
НОНУССТВО СТРАНЫ СОЦИАЛИЗМА
	‹ Великая Октябрьская сопиалис-
тическая геволюция освободила на-
	социалис-, В создании и укреплении советского
	вскусства во всех. национальных ве-
	роды нашей страны от вековой экс-   спубликах выдающуюся роль сыграл
плоатании и подняла угнетенные на-  великий русский народ, накопчвший
цни до положения равноправных! в борьбе с реакцией и самодержави-
	ем огромный революционный опыт и
создавший свою национальную куль-
туру. Нри его братской “помощи ос-
всобожденные народы нашей страны в
вевиданно короткий исторический
срок подготовили свои националь-
вые кадры и создали искусство, пю-
лучившее высокое признание. совет-
ского народа. Созданное в течение
нескольких ‘лет профессиональное
искусство киргизского, бурят-мон-
гольского и других народов нашей
Родины свидетельствует о громад-
ных’ потенциальных творческих CU-
лах, заложенных в народе, которые
достаточно было только: привести в’
движение. Тесное культурное: ^<0-
трудничество между народами вза-
имно обогащает их и служит. но-
вым стимулом к еше более высоко-_
му и быстрому развитию националь-_
ных культур и искусств.

Сейчас во всех самых отдаленных
уголках нашей необ’ятной Родины,
на самых разнообразных и многозвуч-
ных своих ролных языках миллионы
советских людей изучают науку,
культуру, искусство и, широко ис-
пользуя богатство своей нащиональ-
ной формы, создают новые культур-
ные ценности, воспитывают в ленин-
`ско-сталинцком духе козидателей
`коммунистического общества.
  «Пролетарская по своему содержа-
‚нию, национальная по форме, — та-
_кова та общечеловеческая культура,
к которой идет социализм. Пролетар-
ская культура не отменяет нацио-
`нальной культуры. а дает ей содер-
  kame, И наоборот, национальная
  культура не отменяет пролетарской
культуры, а дает ей сформу>.
(И. Сталин).

Национальная Политика партии
Ленина—Сталина вызвала к жизни
народное творчество, в котором во-
площены лучшие традиции и чаяния
советских людей. За годы сушество-
Г вания советской власти талантливые
= всех без исключения

народов нашей страны — драматур-
ги, режиссеры, артисты, музыканты,
художники— создали глубокие и яр-
кие произведения искусства. Русский
художник А. Герасимов, украинский
драматург А. Корнейчук. белорусская
оперная актриса Л. Александровская,
грузинский драматический артист
А. Хорава, азербайджанский компо-
зитор Узеир Гаджибеков, эстонский
дирижер Эрнесакс—каждый из них
творит на языке своего народа, в
формах. характерных для-его нацио-
	WHA до положения равноправных
строителей социализма.

кий государственный строй
создал условия такого развития эко-
номики и культуры народов ‹ СССР,
каких не знала история человечест-
ва. В семье братских республик рас
тут и крепнут советская индустрия,
колхозное сельское хозяйство, Hay-
ка, техника, культура, искусство. Но
самое ценное, чем влалеет наша
страна, — это советские люди,
кровью своей отстоявшие свободу и
независимость социалистической Ро-
дины и отдающие весь свой ум, свои
знания, свое вдохновенное <ердие
патриотов делу укрепления и процве-
тания многонациональной советской
державы.

Нищета и бесправие миллионных
Macc в царской России давали воз-
можность помещикам и капиталистам
насильственно удерживать  трудя-
щихся в положении культурной от-
сталости. Капитализм душил и по-
давлял маесу талантов среди рабо-
чих и крестьян.

«Наша революция, — говорит то-
варищ Сталин, — отличается от всех
других революций тем, что она дала
народу не только свободу от цариз-
ма, от капитализма, но и коренное
улучшение ero материального и
культурного положения. В этом ее
сила и непобедимость».

Строительство социализма в натей
стране сопровождалось великой
культурной революцией,  обеспечид-
шей широкое развитие социалистиче-
ской по содержанию и национальной
по форме культуры всех наций, на-
ционалыных грунп и. народностей,
входящих в Советский Союз. За пе-
PHO существования советского об-
щественного и государственного
строя в корне изменился облик на-
родов СССР, развилось в них чув-
ство взаимной дружбы и наладилось
настоящее `братское сотрудничество.

Одним из факторов,  способству-
ющих строительству нашей новой
социалистической культуры, являет-
ся советское искусство, достигшее
за годы советской власти расцвета,
темыслимого в  капиталистическом
обществе не только за более длин-
тельный промежуток времени; но
невозможного вообще, ибо наше ис-
кусство — подлинно  демократиче-
ckoe, искусство нового, высшегс
типа, рождаемое самим народом и
для народа.

До Октябрьской революции в
Росени было ничтожно малое коля-
	нество учрежлений искусств и _твор-   нальности, и з то же время все OHH
	ческих коллективов, да и те, KOTO
рые существовали,  сосредоточива-
	являются творцами той общечелове-
ческой культуры, которую олицетво-
	На Фоне общего упадка и разло-
	во   жения всей буржуазной культуры на-
	ша социалистическая культура пере-
	Нигде так не велико содружество наций, как в нашей советской стране. Примеры этой великой дружбы
	консерватории
	народов мы видим во всех областях жизни. На снимке: группа студентов Ленинградской
	имени Римского-Корсакова. Слева направо — имеретинка М. Оганесова, грузинка С. Тихая, кабардинка
	финка С. Рикка, украинец
‚ Фото И. Фетисова (ТАСО).
	М. Шинахова, еврей А. Сахор, узбек Насыр Кенджибаев, казах Н. Даги ров,
П. Нечипоренко, белорус С. Конончук и армянка А. Воросян.
		акануне 30-летия Великого Октября
	Золотарева «Слава», посвященную
Великому Октябрю. Белорусский нз-
родный оркестр цимбалистов готовит
торжественную увертюру композито-
pa Аладова. Состоятся концерты на
тему: «Сбразы В. И. Ленина и
И. В. Сталина в литературе и музы-
ке», а также вечера, посвященные
30-летию советской музыки.
	тридцатилетняя». А. Глумов закончил
работу над литературной компози-
цией «Русские летчики» (о Чкалове).
А. Голубенцев исполнит «Позму фрон-
та» С. Кирсанова, С. Магдесян под-
готовила композицию «Гранитная ле-
топись», посвященную В. И. Ленину
и И. В. Сталину. Композицию «Ночь
полководца» Г. Березко исполнит
	ская и др. .
40 танцовальных номеров подгото-
вили артисты эстрады — Зерновы,
	Н. Мирзоянц и В. Резиов, i. Полян-
	ская и Н. Раскосов, уР’и М. Чайков-
ские, Г. Ходес и В. Степаньян и др.
Артисты’ оригинального жанра пока-
жут москвичам 30 новых номеров.

` Специальная программа (33 новых
работы) подготовлена артистами дет-

ской эстрады;
	ФЕСТИВАЛЬ _ COBETCHOM   ПРАЗДНИЧНЫЕ KOHUEPTbI И BEMEPA
V2 oo
	МИНСК. (Наш корр.). Филармония
Белорусской ССР деятельно готовит-
сяк 30-летию Октября. Лучшие ао-
тисты и музыканты республики пои-
	  мут участие в праздничных конкер-
тах и вечерах на предприятиях и но-
востройках столицы. Большой 0об’е-
диненный хор исполнит новую канта:
ту заслуженного деятеля  искуссте

400 НОВЫХ Р
MOCKOBCK
Артисты Московской государствен-

ной эстрады в честь 30-летия Вели:
кой Октябоъской социалистической
	революции проведут свыше 800
  праздничных концертов в домах
культуры, клубах заводов, фабрик,
учреждений столицы и на народных
гуляньях.

На совешании всех исполнителей
	по творческим цехам артисты приня-
ли индивидуальные социалистические
обязательства по подготовке новых
программ. Е

Свыше 400 работ полготовили ар-
тисты Московской эстрады к всена-
родному празднику. В репертуаре
мастеров эстрадного искусства—про-
изведения советских авторов, посвя-
щенные нашей родине, великим вож-
дям В. И. Ленину иИ. В. Сталину,
столице СССР’. — Москве.

30 мастеров художественного слова
будут выступать в праздничные дни.
Н. Смирнов-Сокольский будет читать
фельетон «30 лет», Гр. Афонин —
фельетон «Клевета всех потрясает»,
С. Балашов — фрагменты из литера-
турной композиции «Сталин», Н. Пер-
шин и С. Фадеева исполнят‘ компози-
цию по роману П. Павленко «Сча-
стье», Л. Кайранская подготовила ли-
	‘тературчую
	KOMILOSHILHIO <Москва
	MY3bIKH

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). После
летнего перерыва Ленинградская фи-
лармония открыла свой новый сезон.

На десяти юбилейных концертах,
посвященных 30-летию Великого Ок-
тября, ленингражцы услышат первую,
пятую, седьмую и восьмую симфонии
Д. Шостаковича, пятую, шестую сим-
фонии. и кантату «Александр Нев-
ский» С. Прокофьева, ораторию «Па-
мяти павиих героев» молодого ком-
позитора Ю. Левитина;

В программу включен. также ряд
произведений А. Хачатуряна, Н. Мяс-
ковского, М. Чулаки, А. Животова,
Б. Арапова, Р. Бунина, Л. Ходжа-Эй-
натова, В. Шербачева.
	400 НОВЫХ РАБОТ АРТИСТОВ
МОСКОВСКОЙ ЭСТРАДЫ
		в филиале ролью тбагра дал
населения Свердловского района 6y-

дет организован торжественный ве-
чер, посвященный 30-летию Великой
Октябрьской социалистической ре-
волюции. «.. :

Партийная организация Малого те-
атра также возобновила агитационно-
массовую работу среди населения.
Агитколлективом Малого театра ру-
ководят артисты Н. Уралов и А. Не-
помнящая, имеющие большой опыт
агитационно-массовой работы в прош-
лые избирательные кампании. Агита.
торы Малого театра прослушали ряд
инструктивных докладов.
	ШВСТЬ МИЛЛИОНОВ
ПЛАКАТОВ
	Государственное издательство «Ис-
	кусество» выпускает к выборам в ме-
	стные Советы депутатов трудящихся
свыше 30 художественных плакатов
общим тиражом 6 миллионов экземп-

Ho €
Чений
		Архитектура национальных
республик
	Институт истории и теории Акаде-
ини архитектуры СССР проводит ра-
боту по исследованию новой совет
ской архитектуры национальных рес»
публик.

Матерналы этих исследований буч
дут опубликованы в сборнике «Совет-
ская архитектура в национальных
республиках», к составлению которо”

го приступил институт.

К работе над сборником привлечез
ны, помимо сотрудников Академии
архитектуры, и местные научные си-
лы — крупнейшие специалисты в об=
ласти истории и теории национально-
го зодчества. В сборник войдут ста-
‘тьи, показывающие пути развития и
  достижения архитектуры Украины,
Белоруссии, Грузии, Азербайджана,
Казахстана, Киргизии и других рес-
публик за годы советской власти и
анализирующие наиболее интересные
произведения национального зодче-
ства.
	ляров. портреты членов Политбюро   ХУДОЩЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
		Деятельно ведет подготовку к
	._.   разднованию -39-4тоноганичы Вели-
	кого Октября Музеи Револющии.

В зале, посвященном победе Ок-
тября, будет установлена скульитура
П. Баландина «Ленино и Сталин —
руководители вооруженного  восста-
ния в Октябре 1917 года».

В этом же зале будут представле-
ны барельефы руководителей ок-
тябрьского восстания в Нетрограде,

Художники Г. Рублев и Б. Иордан-
	oe 8

ский пишут плафон «25 октября. 1917
‚ года в Петрограде».
  В зале, отображающем историю
	гражданской воины, устанавливаются
бюсты К. Е. Ворошилова, М. В. Фрун-
зе, С. М. Буденного, В. И. Чапаева
работы Н. Штамма, А. Антропова и
А. Измалкова. Ряд полотен для му-
зея пишут художники Е. Львов, А.
Щербаков, А. Ванециан, Ф. Бочков,
П. Кошевой и другие.

Вестибюль музея ‘украсит картина
В. Кузненова «Штурм Зимнего».
	ЦК ВКП(б), а также 3 миллионов эк-
земпляров открыток.
	В Союзе советских
писателей СССР
	В Союзе советских писателей соз-
дана комиссия по драматургии. В за-
дачу комиссии входят изучение и
обобщение творческого опыта наро-
дов СССР, помошь драматургам, ор-
ганизация дискуссий, обсуждение
наиболее интересных пьес и т. п. .

В состав комиссии вошли: Н. Вир-
та, В. Вишневский, А. Корнейчук,
А. Крон, Б. Лавренев, Л. Леонов,
Л. Малюгин, Н. Погодин, Б. Рома-
шов, А. Софронов, А. Суров, Б. Чир-
сков, И. Чичеров. Председателем ко-
миссии утвержден А. Крон, замести-
телем председателя — А. Софронов,
консультантом — Л. Малюгин, се-
кретарем московской секпии—И. Чи:
черов. 3
	лись, как правило. в городах и были   ряет советская страна,
	недоступны широким народным мас-
сам. Достаточно сказать, что. во
всей Российской империи-в 1914 гс-
	лу насчитывалось 153 театра и 10-0   живает прекрасную пору расцвета. С
тогодских киноустановок, Музей и   чувством глубокого удовлетворения
	хулюжеслвенные учебные заведения
	оглядывается сегодня  многонацио-
	представляли собой редкое явление и! нальная, наша страна на путь, прои-
	денный ею за 39 лет.

Созданные нашим народом, нашей
художественной интфллигенцией луч-
шие пьесы и кинофильмы, оперы и
симфонии, картины и скульптуры
навсегда войдут в историю советской
Родины, как произведения искусства
сониалистического реализма.
	За.годы советской власти BbIDCCAH
и окрепли выдающиеся оперные и
лраматические театры союзных рес-
2 Шевченко и им. Франко
  Ha Украине, им. Палиашвили и им.
Руставели в Грузии, им. Спендиаро-
ва и им. Сундукяна в Армении,
им. Ахундова и им. Азизбекова в
Азербайджане, а также лучшие те-
атры Белоруссии, Узбекистана, Ка-
захстана, Таджикистана, Туркмении,
Киргизии, Татарии, Башкирии, By-
рят-Монголии и др. :

Сегодня мы помещаем материалы,
показывающие расцвет советского
национального искусства в одной Из
тестнадцати равноправных союзных
республик — Украинской ССР. Под
руководством партии ФЛенина—Ста-
лина наролы Украины за советский
период своей истории создали новое
глубокое и яркое театральное, музы-
кальное. изобразительное искусство,
	были достоянием лишь нескольких
крупнейших русских городов. с

В настоящее время в СССР 814
профессиональных театров, дающих
свои спектакли на 50 языках. Де-
ревня, до революции совершенно
почти не знавшая театра и кино, сей-
час имеет около 16 тысяч киноуста-
новок и 168 театров. Новые кадры
работников искусств готовятся в
696 вузах, училищах и школах. Кроме
многочисленных профессиональных и
полупрофессиональных хоров, оркест-
ров, танцовальных ансамблей, в с0-
юзных и автономных. республиках
широко развита художественная са-
модеятельность, насчитывающая 60-
лее 130 тысяч коллективов, с охва-
том свыше трех миллионов участни-
KOB.

Царское правительство сознателъ-
но ограничивало и притесняло всякое
культурное развитие народов, насе-
лявших Россию. О каком искусстве
могли мечтать народы Туркменим,
Казахстана, Чувашии, Якутии, Баш-
кирии, Коми, Удмуртии и мчогие
другие, если они были сплошь не-
грамотными, лишенными своих школ?
Что мог созлать в области искусохт-
ва талантливый, но бесправный, об-
реченный на жалкое существование,
киргизский народ, не имевший даже
своей письменности? До искусства
ли было небольшим народам, таким,
как абхазский, чечено-ингушский,
адыгейский, мордовский, ойротский
и другим, которые едва в состоянии
были обеспечивать себе полуголод-
ное существование?

А ведь все эти народы, составляв-
шие «национальное меньшинство»,
представляли собой около половины
населения царской России!

Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция уничтожила все
препятствия, стоявшие на пути эко-
номического и культурного развития
вародов СССР, и дала выход нарзд-
ным талантам, Трулно сказать. ско-
лько десятилетий или столетий пот-
ребовалось бы, скажем, для Таджи-
кистана или Бурят-Монтголии; чтобы
у них могли возникнуть свои выс-
шие учебные заведения, профессио-
нальные драматические и музыкалъ-
ные театры, кино, своя живопись,
скульптура и т. п.. если бы не Ве-
ликая социалистическая революция,
разруптивтая дотла помещичье-бур-
жуазный строй и развязавшая  На-
ролные силы. Е °

Декалы национальных искусств
союзных и автономных республчк,
проходивтие < таким огромным ус-
пехом в Москве, продемонстоирова-
Ли необычайное, поистине неисчерпа-
емое богатство национальных форм
искусства и творческих возможнос-
тей заложенных в каждом народе.
				мер, один из американских фильмов,
в котором авторы поставили задачу
	в детективном сюжете раскрыть уче-
	ние 3. Фрейда.

На приемах, пресс-конференциях и
заседаниях жюри много говорилось с
	чистом искусстве, но трудно было
скрыть, что не интересы чистого ис-
кусства, а борьба идеологий и’откро-
венные коммерческие интересы были
	основой Венецианского кинофестива-
ля. Недаром представители. многи»
	ля. Недаром представители. многих
стран проявили судорожную деятель-
ность для рекламирования своих
	ноеть для рекламировевия Leva”
фильмов в интересах будущего про-
ката, ибо премия означала для них
повышение прибылей. Естественно,
не меньшую роль при этом играли и
идеологические моменты. Не случай-
но, например, что на получение особой
премии (Гран-при) за художественные
картины, до фестиваля не демонстри-
ровавшиеся за пределами своей стра-
ны, настойчиво намечался француз-
ский клерикальный фильм «Господин
Венсан». Еше до премьеры этой кар-
тины было об’явлено, что сей фильм,
поддерживаемый официальными кру-
rama и Ватиканом, выдвигается как
лучший на кинофестивале.

Фильм, поставленный необычай-
но богато, рассказывает‘ историю свя-
щенника ХУП века. Действия этого
скромного и вдохновенного служите-
ля церкви, по мнению постановщиков
фильма, достаточны для того, чтобы
примирить богатых и бедных.

«Господин Венсан» не случайно
стал знаменем господствующих кине-
матографических кругов современной
Франции и Италии. Однако успеха, на
который эти крути рассчитывали,
фильм не имел. Его откровенная кле-
рикальная идейная основа оказалась
настолько очевидной, что даже дале-
ко не прогрессивные зрители и жур-
налисты увидели его реакционный
смысл. .

В противовес этой картине совет-
ская делегация выдвинула в качест-
ве кандидата на Гран-при новый,
еще не демонстрировавитийся за гра-
ницей чешский революционный фильм
«Сирена» и итальянский фильм «Тра-
гическая охота», поставленный ре-
жиссером-коммунистом на средства,
собранные среди итальянских парти-
зан. Противники, главным образом из
проамериканских делегаций, не смогли
выдвинуть убедительных ловодоз
против этого фильма, и фильм «Сире-
на», сделанный по одноименному ро-
ману известной чешской писательни-
цы Марии Майеровой, получил Гран-
при, а «Трагическая охота»—итальян-
скую национальную премию...

Огромным успехом пользовались
на фестивале советские фильмы. Семь
в ну чпобтоены` премий —Любо-
	из них удостоены премий. /Любо-
пытно, что после премьеры «Адми-
рала Нахимова» че удержался
	от поздравлений советской делегации
	матографии профессор одного ИЗ
лондонских колледжей мистер Рай...
Кроме «Весны» и «Адмирала
Нахимова», премии получили co-
	о! ветские документальные и научно“
	популярные картины «Эвериной тро=
пой» и «Повесть © жизни растез
ний». Премированы и отмечены такжа
фильмы «Зимний спорт в Москве»,
«Первомайский парад 1947 года в Мо
скве» и мультипликационный фильм
«Песенка радости». Отдельно удо-
стоены премий артист А. Дякий за
роль адмирала Нахимова и артистка
Любовь Орлова за исполнение глав-.
ной роли в картине «Весна».

Мы, советские люди, справедливо
критикуем многие свои картины, так
как исходим из задачи создания высо-
ких произведений передового искус-
ства. Есть нелостатки и в картинах,
которые мы показывали на Венециан-
ском кинофестивале. Но надо бы-.
ло присутствовать на просмотрах во
Дворце Дожей, чтобы лишний таз
убедиться, сколько жизнеутвержле-
ния, человеческой сердечности, истин:
ной гуманности, духовного здоровья
и благородного общественного само-
сознания несут наши фильмы миру,

Реакционные круги учли эту oco-
бенность наших фильмов и сделали
все, чтобы снизить их успех. Так, на
одной из наших премьер неожиданно
появилось много особого вида молод-
чиков, которые всячески старались
сорвать успех советского фильма. В
левой итальянской печати после про-
смотра не без основания писалось о
том, что эти молодчики были специ-
ально подосланы  заинтересованными
в провале советских фильмов амери-
канскими и итальянскими кинодель-
цами.

Уже в конце сентября одна из пра-
вых римских газет об’яснила, почему
так старались сорвать просмотр со-
ветских фильмов реакционные эле-
‘менты в Италии. В этой газете раз-
драженно писалось о том, что в своих
картинах советская кинематография
показывает страну, свои города и <во-=
	их людей красивыми, благородными и -
хорошими, в то время как, по мнению‘
	фашиствующего корреспондента, они
таковыми не являются. Кроме того,
писалось в этой газете, советская
кинематография пытается проникнуть
Ha те мировые кинорынки, которые
для советской кинематографии: запре-
щены.

Кем и когда запрещены эти «рын-
ки», корреспондент Не об’ясняет, да и
не смог бы об’яснить. Здесь важно
линь, что он откровенно высказывает
то беспокойство, которое не без осно-
вания охватывает его хозяев — ё&ме-
риканских киномагнатов, стандартная
продукция которых уже не в состоя-
нии прочне держаться на экранах. -^
	Дм. ЕРЕМИН. 1
	оди без завтрашнего дня...
	Один из итальянских художествен-
ных фильмов, показанных на только
что закончившемся Венецианском
международном кинофестивале В
Италии, называется «Люди без зав-
трашнего дня».

Это название  симптоматично 4
многозначительно. В сущности говоря,
его можно было бы с полным основа-
нием поставить не только на титрах
большинства просмотренных = нами
	(и тоже крупным планом) поцелуев.

Убивали в этих картинах всякими
способами. Мы видели, как людей
сбрасывают с крыш зданий, со скал,
в пролеты лифтов, < молов и приста-
ней в воду, душат, убивают из ре-
вольверов, а также тяжелыми  пред-
метами, в том ‘числе утюгом. Но это-
го мало: в одной картине было пока-
зано, как человек-вампир высасывает
кровь из людей, после чего спокойно
укладывается на день обратно в
свою могилу... 1

Нам, советским людям, воспитан-
ным на целомудренном отношении К
человеческой любви, на уважении к
человеческому достоинству, на вос-
хишении перед творческим гением
человека, смотреть эти картины было
мучительно, а чаше просто противно.
Мы с сожалением думали об италь-
AHCKOM зрителе, ‘сознание которого
американские кинодельцы отравляют
трупным ядом этих стандартных де-
тективных и сексуальных фильмов, и
о тех нередко талантливых актерах и
режиссерах, которые вынуждены ра-
ботать в интересах обогащения своих
и без того богатых хозяев.
	К сожалению, многие итальянские
кинопрокатчики, = повторяя «идеи»
своих более сильных заморских кол-
лег, откровенно говорят о том. что
итальянский народ якобы не любит
думать и предпочитает развлекаться.
Именно поэтому, уверяют они,
американская стандартная кинопро-
дукция больше всего подходит для
итальянского зрителя, в то время как,
например, советские кинофильмы, по
их мнению, слишком серьезны и ум-
ны для того, чтобы итти на экра-
нах Италии...

Не следует думать, что под серьез-
ностью советских кинофильмов здесь
подразумевают только наличие 0б-
щественно зесомых сюжетов. Мы
убедились, что речь идет вообще ©
разумно-человеческом, = прогрессив-
ном показе жизни в противовес стан-
дартным сочинениям американских
кинематографистов. Возьмите, напри-
мер, такую ‘интимную, общечеловече-
скую тему, как любовь. Если в со-
ветском киноискусстве эта тема всег-
	‚Да разрабатывается целомудренно, то
	в подавляющем количестве показан-
ных на фестивале фильмов. других
стран, и особенно Америки, разработкя
этой темы сводится, в сущности, толь-
ко к показу альковных отношений.

Характерна в этом смысле. и олна
	‘из мексиканских картин. Вождь мек-
	сиканской революции, заняв круплыи
город и разгромив богачей. неожи-
данно встречается с лочерью вилно-
го представителя знати. Мгновенный
	шок, и все забыто: ни революции, ни
народа, ни собственного достоинст-
ва — все поглощает любовь, которая
становится источником страданий для
героя, особенно в силу строптизости
характера обольстившей его красави-
цы. Кадр за ‘кадром, и общественная
тема`совершенно исчезает из этой
картины, уступая место ловкому по-
казу всякого рода любовных томле-
ний, серенад под окнами, глумления
над потерявшим ‘голову влюблен-
ным ит. д. ит. п. Невольно дума-
ешь, что, пожалуй, эта мексиканская
картина — просто особая форма кле-
веты ‘на революционного деятеля.

Французская картина «Дьявол в
сердце» повествует с кратковремен-
ной любовной связи студента и мо-
лолой женшины, к которой возвра-
щается с фронта муж. В другой
французской картине подробно рас-
сказано о том, как в любовном тре-
угольнике два брата становятся CO-
перниками, младший топит старшего,
и жена погибшего, приняв вину Ha
себя и подвергшись в тюрьме COOT-
ветствующей обработке попа-католи-
ка, выходит’ на свободу для того,
чтобы стать любовницей оставшегося
в живых...

Таков, примерно, сюжет и итальян-
ской картины «Люди без. завтрашие-
ro дня». Ее неврастенический герой
«любит» двух женщин, и в тот мо-
мент, когда он отдает предпочтение
одной из них, вторая ударяет его
утюгом в затылок...

Где во всем этом истинная любовь?

Нужно сказать, что наиболее тяже-
лое впечатление B просмотренных
нами фильмах производит даже пе
столько самый сюжет, сколько харак-
тер тех бытовых отношений, в усло-
виях которых этот сюжет склады-
вается и развивается: люди в эгих
фильмах существуют в состоянии не-
прерывной борьбы друг с другом, в
состоянии какой-то болезненной, оже-
сточенной самозащиты, в поисках
личного. чаще всего интимно-любов-
ного счастья, приходящего к ним, как
внезапный шок, или завоеванного’ пу-
тем судорожных усилий. Это «сча-
стье» со всех сторон подвергается
опасностям, другие люди тянутся К
нему своими жадными руками, ено ру-
шитея, и тогда ломается маленькая
душа человека: Так возникают те
болезненные, кратковременные драмы,
которыми наполнены ‘многие кинока?-
тины, увиденные “нами на фестивале.

В этой связи следует упомянуть и
о фильмах, сюжеты которых специ-
ально построены на болезненном ин-
тересе к темным сторонам человече-
ской натуры. ‘Сюда относится, напри-
	ставшее лостоянием всех трудяших-  фильмов, но и на вывесках тех фирм;
	ся масс.
	которые эти фильмы пройзводили...

На кинофестивале демонстрирова-
лось около 70 художественных кино-
фильмов. Подавляющее большинство
из них — ‘американские и француз-
ские.

Конечно, только по тому, что мы
видели на фестивале, трудно судить
о современном ‹<остоянии мировой
кинематографии. Однако многие фак-
ты оказались настолько разительны-
ми и наглядными, что позволяют сде-
лать некоторые выводы.
	`В сущности, на фестивале не было

ни одной сколько-нибудь действи-

тельно значительной картины, гово-.
рящей о прогрессивном развитии хи-

нематографии Америки, Англии,

Франции. Жалкое впечатление про-

изводят американские картины, -хотя
одних только художественных картий
американцы показали свыше десяти,
Более того, уступая нажиму извне,
устроители фестиваля, как и в прош-

лом году, вынуждены были начать с
показа именно американской картины
«Иностранец». Было сделано все,
чтобы обеспечить успех: на террито-

рии Дворна Дожей во время про-

смотра вспыхивал магний, загорались
«юпитеры» и официальные лица чест-

вовали режиссера и главного актера

фильма. Однако ни «Иностранец», ни

другие американские фильмы не `ока-

зались способными занять надолго и

всерьез внимание прогрессивной пуб-

лики. Не только в личных беседах,

но и на пресс-конференциях и в печа-

ти большинство даже правых коррес-

пондентов признавало ординарность и

идейную мелкотравчатость подавля-

ющего числа американских фильмов,

показанных на фестивале. И хотя

американская представительница

по долгу службы добросовестно го-

лосовала на заседаниях жюри за свои

фильмы, они и там не имели успеха.

Кула же звало и к чему приковы-
вало внимание зрителей. большинство
показанных на фестивале кинокар-
тин, особенно американеких?

За первые десять дней просмотров
мы насчитали около 30 показанных
крупным планом убийств., Не меньшее
количество было продемонстрировано
	С сожалением надо отметить, что
от бурного роста искусства сильно
отстает наша искусствоведческая на-
ука, которая до сих пор крайне слабо
изучала и обобщала опыт развития
искусства в советскую эпоху. У нас
нет, по существу, настоящих работ,
широко и глубоко показывающих
достижения советского искусства в
национальных республиках.

Решения Пентрального Комитета
партии по вопросам театра, драма-
тургии и кино наметили огромную
программу развития советского ис-
кусства. ‘Руководствуясь жизненной
основой советского строя — полити-
кой большевистской партии, оно бу-
дет и дальше расти и укрепляться.

Творцу действительной общечело-
веческой культуры — советскому на-
роду противостоит  империалистиче-
ский мир «цивилизованного варвар-
ства», стремящегося Железом и
кровью, реакционной пропагандой
и провокациями задержать рост на-
шей мощи, вызвать новую войну
против Советского Союза и тем <а-
мым отсрочить свою  неминуемую
гибель. =

Но напрасны их усилия! Влиячие
советской культуры и искусства
растет с каждым днем во всех стра-
нах. И нет таких сил, которые спо-
собны были бы остановить или по-
вернуть вспять всенародное  движе-
ние’ свободы и прогресса, которое
было начато Великим Октябрем.
	НАНА НР
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
	О присвоении почетного звания Заслуженного деятеля
искусств РСФСР ЛЕРМОНТОВУ Н. Ю.
	За выдающиеся заслуги в области архитектуры присвоить почетное
вание Заслуженного деятеля искусств РСФСР архитектору Лермонтову
	Наколаю Юрьевичу.
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ.
° Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.
	Москва, 14 октября 194/ года,