СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	как В. Софронящкий, Л, Оборин.
Г. Гинзбург, Я. Зак, Я. Флиер, 3. Ги:
лельс: П. Серебряков, А. Луфер и
	многие другие, плодотворно ведущил
педагогическую работу в наших My-
зыкальных учебных заведениях.

С чувствов глубокого удовлетворе-
ния мы отмечаем, что советский пиа-
низм за истекшие годы достиг значи.
тельных успехов, преодолевая различ-
ные недостатки, отметая все чуждое
и мешающее его развитию, выковызая
в этой борьбе качества, характеризу-
ющие советское фортепианное искус-
ство, как яркое явление социалисти-
ческой художественной культуры.

Советское правительство высоко
оценило деятельность наших пиани-
стов. Многие выдающиеся  пиани-
сты-исполнители и педагоги удостое-
ны почетных званий и орденов, луч-
шим представителям советекого пия-
низма—К, Игумнову, А. Гольденвей-
зеру, С. Фейнбергу, В. Софроницкому,
Л. Оборину, Э. Гилельсу-присужде-
но звание лауреатов Сталинской пре-
мии.

Констатируя эти успехи, советские
композиторы, пианисты-исполнители и
педагоги далеки от самоуспокоения.
Постановления ЦК ВКП(б) по вопро-
сам искусства обязывают и всех дея-
телей в области советекого пианизма
работать над созданием ‘новых, до-
стойных нашей ‘эпохи фортепианных
произведений, совершенствовать фор-
тепианное исполнительство и педаго-
гику,

`В реализации этих задач огромное
значение приобретают вопросы крити-
ки и самокритики, Только путем глу-
бокого анализа и подлинно болышне-
вистской принципиальной критики
можно активно помочь творческому
	росту наших композиторсв, исполни-
телей и педагогов,
Нельзя, однако, не призвать, что
	область критики является у нас, по-
жалуй, наиболее отстающей стороной
музыкальной жизни, В статьях и ре-
цензиях, посвященных советскому
фортепианному творчеству-и исполни-
тельству, чаще встречаются хвалеб-
ные высказывания, чем критические
соображения, опирающиеся на серьез-
ный и всесторонний анализ,

Поднять нашу критическую мысль
на большую высоту, показать, в чем
сказываются лучитие стороны совет-
ского фортепианного творчества и ис-
полнительства, рабкрыть читателям
те качества . советской исполнитель-
ской школы, которые ставят наших
пианистов выше представителей за-
рубежного  пианизма, °е больше-
вистской прямотой, не боясь yillep-
ба для дружеских отношений, гово-
рить о слабых сторонах тех или иных
сочинений или исполнительских вы-
ступлений, смело ставить творчеекие
проблемы,—все это ‘насущные задачи
советской критики.

Нет сомнения в том, что грядушее,
четвертое, десятилетие строительства
нашей художественной культуры бу-
дет ознаменовано новыми, выдающи-
мися достижениями советекого пча-
низма, что в нашей стране фортепиан:
ное искуество получит еще болыний
размах, добъется еще больших усне-
хов. Залогом этому служит неустан-
ная забота советского государства о
процветании нашего искусства, идей-
ное руководство и помощь партии и
правительства, уделяющих так много
внимания развитию ‘творческих сил
народов нашей великой родины,
	одно из решающих словий перелома
в сценарной работе, Не менее важным
условием является более широкое в
смелое привлечение в кинематогра-
фию новых людей и воспитание из
них новых сценаристов,

Бесспорна заслуга сценарной ‹<ту-
дии в том, что она привлекла к рабо-
те сибирскую журналистку Э. Буга:
нову и помогла ей создать ее первый
сценарий «Драгоценные зерна». Но
ведь только одним этим именем
может похвастаться сценарная CTY
дия, А вель такие студии, Kak Ku-
евская,  Ереванокая, Тбилисская,
Минская, не смогли привлечь ни ©л-
ного нового автора даже из тех, кото-

ые уже дебютировали в прозе или
драматургии театра,
	В Министерстве кинематографии
	СССР не изжита боязнь риска, которая.
	приводит к крохоборчеетву, Сиенарии
заказываются «в обрез», и когда один
из них случайно выпадает из плача,
то его нечем заменить ние дает
та же Тбилисская студия), Боязнь
израсходовать лишний рубль на сце-
нарий приводит к непроизводитель-
ным затратам, связанным с дорого-
стоящими переделками и простояуи
на пронзводстве

Сценарная студия Министерства ки»
нематографии до сих пор не стала
еще творческой лабораторией писате-
лей кино. Не организованы творче-
ские мастерские, студия не ведет
никакой теоретической работы по ки:
нодраматургии.

Сценарные конкуреы—открытые и
закрытые, широкий фронт заказов
творческой молодежи, прелваритель-
ное собирание материалов, длитель-
ные творческие командировки, методы
коллективной работы, предложенные
А. М. Горьким, —все должно быть
использовано для. идейно-художест-
венного и количественного роста на-
шей кинодраматургии.

Подлинное произведение искусства
нередко требует для своего. создания
весьма длительной работы. Это обя-
зывает к немедленной перестройке
сценарных организаций. Сценарные
отделы киностудий, сценарная сту-
дия министерства обязаны сейчас
готовить произведения, которые зри-
тели увидят не только в 1948, но ив
1949 и 1950 rr.
	Это выдвигает серьезные задачи зе.
ред Министерством кинематографии
СССР и министерствами кивематогра-
фии союзных республик. Решение сие-
нарной проблемы зависит прежле все-
го от них, от их руководства Cuenap-
ной студией и спенарными отделами,
от тех творческих условий, которые
будут созданы людям привлекаемым к
сценарной работе, от отношения к
сценарию, как идейно-художествен-
ной основе фильма, а не литератур-
ному сырью для кинопроизвеления,

Как ни важны вопросы оперативло>
го руководства текущим производеть
вом, все же было бы непростительной
близорукостью Министерства кинемз-
тографии забыть о завтрашнем дне о,
том, что основа успеха следующих лет
может быть заложена только сейчас.
Поэтому дело заключается не просто
в очередных организационных меро-
приятиях или преодолении очередных
«прорывов». Нужно. чтобы Мипистеп-
ство кинематографии СССР разработа,
лэ систему мер, раеснитаяную на рял
лет. Нужно создание таких условий,
при которых литературное творчест-
во для кинематографа, для его много-
миллнонного зрителя стало бы одним
из самых почетных видов писатель’
ской работы.
	[lo

весть о спутниках
	А. ГУРВИЧ
	Мы знаем героев повести В. Па-
новой, как ©воих многолетних. сосе’
дей. Сильное и слабое, привлека-
тельное и неприглядное—все в них
до конца. понятно. У каждого своя
радость и печаль, своя мощь и HE-
мощь. Что подвластно одним, недо-
стижимо для других, и наоборот.
Здесь нет ни воеведающих, ни все-
	Они работают не покладая Рук,
самоотверженно, HO без чувства
	жертвенности, потому что они—один
из тех коллективов, которые в <0зо-
купности образуют Bech народ, за-
щищающий свою родину. Через ва-
гоны санитарного поезда за годы
войны проходят тысячи раненых, и
каждый из них свой. Каждый из
	них брат и соратник, Мимо санитар-.
	вого поезда проходят другие поезда,
	днем и ночью мчатся они в разных.
	направлениях—на восток и на ззиа-,
на фронт и в тыл, но все они, бегу-
шие по; разным путям, тоже спутни-
ки, Вы чувствуете эти просторы В
повести Пановой, не выходя из сачи-
тарйого поезда, не потому, что
здесь глубоко и широко мыслят—
нет, этого, пожалуй, нехватает ге-
роям повести —а наоборот, потому,
что здесь нет ничего выдающегося,
исключительного, потому, что эти
люди—тавие, каких вы встретите
везде, их миллионы, но в их обык-
новенности уже есть много органи-
чески нового, .

На первый взгляд может пока-
заться, что герои Пановой слишком
заняты <0б0й, своими личными, ин-
тимными интересами, Они не забы-
вают о сердечных делах даже под
обстрелом вражеских самолетов. Но
любопытно, что в их кругу удивля-
ется этому один Супругов. Удивля-
ется потому, что в нем нет того CO-
циального оптимизма, того чувстза
общественной устроенности, которое
является душевной опорой его сот-
	‚ рудников.
	быть влюбленной, если MaKe нет
реальной возможности юближения,
если даже нет ответа, если даже
любовь ее — ее единоличная тайна,
	иллюзия. Ей хочется тоже жить
для всех и для одного. И эжо
опять-таки не две разные  сторочы
человеческого существа. — Нельзя

жить человечеству, обществу,
как неким абстрактным / идеалам,
Леятельный творческий гуманизм
	исходит ‘из жизнелюбия, он не MO-
жет быть плолом «Ума холодных
наблюдений». Если человек никого
не любит, если у него. исчезает и
сама потребность в любви к отдель-
ному человеку, к другу, Или к ре-
бенку, то как бы ни казалось актиз-
ным его служение обществу, оно
auxonoureno: Где-то глубоко пря-
чется ‘его  эгоистическая природа,
Тогда перед вами та или иная разно»
видность Супруговых.

_ Живой человек естественно тя“
нется и к чувственной ‘форме прояв»
ления своих душевных сил.

` Юлия Дмитриевна долгие годы’
жила иллюзией любви к профессору,
Скудеревскому; теперь ей  почуди-
лась возможность реальной близости
< Супруговым. Обманутая, она мате-
рински тянется к молоденькой сани»
тарке Васке.

В игре Кирилловой ‘контрастно
подчеркнуты и самоуверенно смелая,
властная энергичная натура Юлия
Дмитриевны в практической  дея-
тельности — здесь она сила, которая
диктует —и осторожность, робость,
которая сковывает ее. ЛИШЬ TOMLKO
она оказывается на пороге притяга“
тельного, но не подвластного ей ми-
ра любви. :
‚ Кириллова сумела показать, ITS
строгость Юлии Дмитриевны не яв-
ляется, как это часто бывает, реак-
цией на личную веустроенность —
мол, не баловали меня лаской, я
ожесточилась и властвую. где моту.
Нет, в глазах, в тоне Кирилловой
вы видите серьезное отношение
Юлии Дмитриевны к жизни в луч-
щем смысле этого слова. Ее чувет-
во ответственности — действительно
чувство. Оно стало ее стилем жиз-
ни.

И эта серьезность сохраняется 8
кей, принимая другой облик, но не
утрачивая своего благородства, ког-
да она становится пассивной,  зави-
<симой, неуверенно надеющейся.

Но может ли актриса передать
вам движение чувств Юлии Дмиз
триевны, подводное течение ее мыея
лей, эти постоянно сменяющие друг
друга проблески надежд и их уга-
сания, когда для этого не написана
роль? Хорошо зная и чувствуя fio
повести Пановой тайную  жизль

сти.

,
,

Е

ИРА: ЦТ

wee FF ыы м

=

жает ее в соответетвующих Cit г
Супруговым статуарно, в позах, в
немоте, в сдержанных, скупых дви
жениях. Но можно ли таким образ
зом передать ее мечту быть жез
HOH, матерью и переполняющие зе
«женскую гордость, женский стыд и
ele одно чувство, более свльное,
чем даже горлость и стыд, страх
полной безнадежности»? H momenta
ми скупые ередства выражения ка-
жутся формальными. Громкое, ловез
денное до конца возмушение Юлии
Дмитриевны  нераспорядительностью
Низвецкого должно прикрыть ее
смущение от беседы <. Супруговым.
Этот резкий переход, вероятно, мож-
комментариями, но’ звучит о он ‘очень
странно...

Отношения Юлии Дмитриевны 9
Супруговым кончились ничем. Ока-
завились в одном купе при от’езде
в отпуск, они молча разошлиеь на»
веки. Это произошло с каждым из

енах ©

них в отдельности без конфликта и

без того вульгарно-комедийного фи-
нала, которым закончил их роман
Д. Дар. Однако это огрубление сю*
жета не помешало артисту В. Леказ
реву создать законченный образ Су-
пругова в том остром и тонком сая
тирическом плане, каким он разоб-
лачен у Пановой,

Вспомните момент, когда Супру’
гов. скрестив руки; в которых он
держит отпускные бумажки для се-
бя и для Юлии Дм ‚ реша-
ет вопрос — быть или не быть, Во-
прос о женитьбе он взвешивает на
весах мелкого лавочника и вы
предметно видите, как переветиивает
чаша, на которую давит сила эгоиз-
ма, Но разве стал бы Супругов об-
нажать перед кем-нибудь эти грубые
расчеты? Лекарев прекрасно пони-
мает Супругова и проводит эту сце-
ну, как мысли вслух. Артист” вошел
в шкуру своего героя, Он полностью
перевоплотился, и уже ничто супру-
говское  не может ‘ускользнуть OT
него. Достаточно увидеть один этот
жест—приглаживание головы даже в
моменты разрыва бомб, этакая благо
образная сдержанность жеста, когда
душа в пятках, Хорошая мина при
плохой игре — вот Супругов, Он пе-
регружен чувством собственного доз
стоинства даже в самом жалком со-
стоянии, Нотка ‘обиды, брезгливое
выражение непонятого, недоопенен-
ного человека. Но сам-то он знает
себе цену. Как он важно взветива-
ет свои слова, как подает их, точно
каждое упаковывает, и как хорошо
видна за этой вежливой значитель-
ностью пустота мещанина,  обывате*
ля, бездушного эгоиста.

Почти полную внутреннюю свободу
обрела и артистка Н. Тополева, игра-
ющая старшую сестру Фаину. Ее Фа:
на, как и Супругов, до конца понятна:

на практична И легкомыеленна,
житейски сметлива, жизнедеятельна,
Баивно-лукава. У старшей сестры
можно получить‘ «Ключи счастья»
Вербицкой, и кажется, сама она где:
то на грани пошловатости, но от
перехода за эту грань ее гарантиру-
ет настоящая доброта, сердечность.
Ее сочувствие  Белову, Юлик
Дмитриевне, Лене  эвучит е пре
дельной искренностью.

Но неожиданно Фаина
зяйкой сцены,

Будучи у Пановой второстепенныя
ми фигурами, она и Супругов в
спектакле стали центральными, зы
шли на авачсцену и оттеснили на
второй план главных героев позе”

В этом. перемещении  цечтра
тяжести наглядно сказалась та бел
ность чувств, которая превратила
повесть В. Пановой в повесть Д.
Дара.

Ермоловцы внесли в спектакль ие
мало ценных находок, но, радуя зрЁ’
теля в отдельные моменты, онн #
заметили, что, спектакль их лчшен
общей идеи и пели.

Театр им. Ермоловой, интересный и
самостоятельный путь которого опре“
деляет А. Лобанов, проникнут ду“
хом своего времени, своего общества:
У него хорошая зрительная память, ой
конкретен, он улавливает новый O°
ветский типаж, ему присущи и чувсте
во юмора и сатирическая яловитость,
— все это очень важно и ценно, HO
тонкая наблюдательность пока ellie
превалирует над философской
мыслью.

Сценически мыслить о советской
жизни с глубоким проникновением в
духовный мир нового человека—вот
зрелость, которую мы желаем театру,

стала х0*
	Советская школа пианизма
	ское исполнительство вы-
соко этично и поучитель-

HO по своему содержа- А, НИ:
нию потому, что оно от-

ражает черты новой советской, эсте-
тики, т. е. того чувства и понимания
красрты, которое свойственно лю-
дям новой социалистической куль-
туры.

Выдающиеся успехи советской
фортепианно-педагогической школы
связаны с тем, что в нашей ‘стране
музыкальное образование является
государственным делом, что у нас
имеются превосходные опытные и
зрелые педагоги, отлающие все \свои
силы и знания воспитанию молодых
музыкантов,

Советское ‘фортепианное Искусст-
во явилось наследником ‘русской
дореволюционной пианистической
культуры, которая при всем о своем
богатстве и несомненной ценности
имела много противоречивых и яе-
приемлемых для советского  ис-
кусства черт. Наряду < безусловно:
стойкими и крепко пустившими кор.
ни в русском фортепианном искус:
стве традициями братьев Рубинш-
тейн, Сафонова, Есиповой и дру’
гих представителей русского пианиз-
ма конца XIX—natana ХХ века, в
предреволюционные годы и в форте:
	пианном творчестве, и в HCHOUHE-
	тельстве, и в педагогике явственно
сказались влияния модернизма, 38“
падноевропейского формалистиче-
ского новаторства, рафиннрованного
эстетства, экстравагантноети,

В первые годы революции среди
советских — музыкантов, активно
	советских музыкантов, . активно
взявшинхея за перестройку музыкаль:
	ного. образования
разлавалиеь даже
	аздавалиеь даже голоса против
культивирования у нас в стране. фор-
	тепианного искусства, настолько
оно было пропитано духом . чуждой
	нам западноевропейской буржкуазной
культуры, Жизнь, однако, показала,
	что Ффортепианное искусство нашло в
	себе огромные возможности в смыс-
	ле использования инструмента и
фортепианной музыки в целях ‘раз-
вития советской музыкальной куль-
туры, приближения советских слу-
шателей к ценностям мирового и, в
первую очередь, русского классиче-
ского и советского музыкального ис
кусства.

За истекщие 30 лет советский
гианизм претерпел глубокие измене-
FWA, которые коренным образом  пле-
образили его.

Сила советском  фортепиачного
творчества сказалась в решительном:
преодолении большинством наших
композиторов чуждых советскому
искусству тенденций, в органиче-
ской связи композиторов © многона-
циональной народной музыкальной
культурой, в стремлении выразить в
музыкальных образах реальную дей-
ствительность и идейную устремлен-
ность нашего социалистического об-
щества.

Такое же преололение традиций
буржуазной музыкально-исполни-
тельской культуры характерно и для
COBETCKOPO фортепианно-исполнитель-
ского искусства. Первые годы пос-
ле революции некоторые наши  пиа-
нисты еще были связаны © лухом
эстетствующей утонченности, с са-
лонно-виртуозными тенденциями до-
революционного исполнительетва,
но на смену этим традициям пришло
активное стремление слелать испол-
	льское BUBYCOLEY

А. ал ‘близким и понятным ши-
	роким массам слушате-
  лей, создать новый реа-
листический стиль исполнения, рас-
крывающий более полно, ярко и убе-
дительно содержание и художествен-
ные черты исполняемых  произведе-
ний. Это сказалось в серьезности и
значительности репертуара концер-
тирующих пианистов, в глубокой про-
думанности авторского текста, в
правдивой простоте интерпретации.

В области фортепианной педагоги-
ки советским  пианистам  при-
шлось в течение истекших трех
десятилетий преодолевать ` упорные
тенденцин некоторой части метоли-
стов и практиков-педатогов к насзж-
дению У нас различных теорий запад-
ноевропейских, преимущественно е-
мецких, теоретиков пианизма, Увле’
чение формалистическими жнаучны-
ми» трактатами о фортепианной игре
различных зарубежных методистов
породило и в советской литературе
ряд аналогичных работ, Все эти тео
ретические заблуждения, сводившие
проблему развития исполнительского
мастерства пианиста к рационализа-
ции движений, отрицательно сказа-
лись в 20-х—30+х гг, и на педагоги’
Ческой практике некоторых препода”
зателей наших музыкальных учебных
заведений, В противовес этому в
теории пианизма были выдвинуты HO-
вые принципы, основанные на данных
современной науки в области психо“
логии. Однако ‘и представители этого
направления ориентировались прен-
мущественно на опыт зарубежного
пианизма. Только в последние годы, в
свяэзй с более пристальным изучением
русской пианистической культуры до.
революционного периода, советские
пианиеты убедились в том, что самые
передовые методические принципы и
наиболее плодотворное применение их
на практике принадлежали не явно»
страннам, а русским крупнейшим пи-
анистам и педагогам братьям Рубин-
штейн, Есиповой, Сафонову и др.,
что эти выдающиеся музыканты пред-
восхитили в евоей деятельности мно-
гое Из того, что приписано было по-
стижениям зарубежного пианизма ХХ
века. Этим в большой мере об’ясняет-
ся передовая роль русского форте-
пианного исполнительства и русской
фортецианной школы, давшей миру
таких пианистов, как Есипова, Са-
пельников, Рахманинов, И. Левин и
другие русские выдающиеся виртуозы

С передовыми и, как мы теперь ви-
дим, научно целесообразными  прин-
ципами русской пианистической нио-
лы связана и деятельность создате-
лей нашей современной советской
школы пианизма в лице К, Игумнова,

‚А, Гольденвейзера, ныне покойных
®, Блюменфельда и Л. Николаева и
ряда других профессоров ‘советских
консерваторий, среди которых нельзя
He отметить и более молодых пред-
ставителей этой группы—выдающихся
мастеров Г. Нейгауза и С. Фейнберга.

Многие выдающиеся советские пи-
анисты--ученики старших представи-
телей советской пианистической шко-
лы—за эти годы завоевали всеобщее
признание, как талантливые педатогн,
воспитавшие немало отличных моло-
дых исполнителей.

В пределах краткого очерка трудно
перечислить всех мастеров ховетско-
го пианизма, среди которых мы встре-
чаем таких замечательных пианистов,
	Советское государство создало за
30 лет своего существования небыва-
лые возможности для развития  раз-
нообразных художественных Taal.
тов нашей одаренной молодежи. Об-
ширная сеть учебных заведений ис-
кусств, неустанная забота о матери-
альных и культурных условиях жиз-
ни учащихся, совершенствование де-
ла художественного образования, —.
все это способствовало блестящим
успехам молодого советского. искус-
ства и, в частности, развитию форте-
пианно-исполнительской культуры в
нашей. стране, .

Начиная с первого Междунарол-
ного конкурса пианистов в 1927 го-
ду и кончая Международным фести-
валем молодежи в Праге летом теку-
цтего года, советские пианисты, неиз-
менно выходили победителями.

‚Эти. победы явились результатом
He толькой личной талантливости от-
дельных выдающихся музыкантов. —
воспитанников наших  консервато-
рий, но и естественным следствием
всей совокупноети условий развития
пелеустремленности и идейной Ha.
правленности советского искусства
в целом.

Мы можем сейчас уже говорить с
чуветвом законной гордости о совет’
ском пианизме, как о новом этапе в
истории мировой фортепианной куль-
туры, имея в виду советское форте-
пнанное творчество, исполнительство
и педагогику.

За истекшие три десятилетия co.
ветские композиторы создали не ма-
ло выдающихся, значительных по
содержанию и интереснейших в смы-
сле приемов и принципов художест-
венного использования инструмента
фортепианных сочинений,

Ценнейшим ° вкладом в мировое
фортепианное чскусство являются
сонаты Прокофьева, Мясковского,
Шостаковича, Александрова, Каба-
левского, концерты Фейнберга, Ха-
чатуряна, циклы прелюдий Шоста-
ковича, Кабалевского и многие
другие произведения — разнообраз-
ного жанра И характера, создан-
ные нашими композиторами. На
фоне жалкого, безидейного и пусто-
го «новаторства» современных бур-
жуазных композиторов сочинения
наших советских музыкантов прико-
вывают к себе внимание глубиной
мысли, богатством эмоционального
содержания, выражением в художе-
ственных образах передовых устрем-
лений, мироощущения советских лю-
дей — строителей новой жизни,

учите советские пианисты заво’
евали мировое признание не только
как выдающиеся мастера фортепиан-
ного исполнительства, но и как му-
зыканты, раскрывающие слушателям
co всей силой художественной убе-
дительности творения великих <03-
дателей фортепианной музыки, про-
пагандируюнтие новое, талантливое
творчество советских. композиторов.
Буржуазной исполнительской  куль-
туре < ее погоней за внешними эф-
фектами, превращенной руками биз-
несменов-антрепренеров в коммерче-
ское предприятиг, торгующее искус-
ством так же, как торгуют автомоби-
лями или модными галстуками, со-
ветокий пианизм противопоставляет
идейную целеустремленность, вос-
питательные задачи, желание при-
общить многотысячную советскую
аудиторию к мировым  ценнос-
тям музыкального искусства. Совет-
			торые так волнуют в «Спутниках»
начальника хозяйственной части Со-
боля и заняли такое курьезно боль-
шое место в спектакле, Казалось бы,
механический способ переложения
повести для сцены, без отсебятин,
‚гарантирует ее ‘сохранность. в: меж-
ду тем именно таким  <100060м
главное превращается в0  второсте-
пенное, второстепенное в главное,
вульГаризируется общая идея про-
изведения, и только отдельные фигу-
‘ры ‘и моменты ‘сохраняются: как жи-
вые страницы повести Пановой.

Самое незаметное для- уненениров-
шика и самое чуветвительное для
зрителя искажение правды. происхо-
‘’дит, когда сокровенный внутренний
монолог выносится наружу в форме
диалога: Е

Неблагодарную. роль предложил
инсценировйик исполнительнице ро?
ли Лены — М. Волковой. Момепт
первого регающего сдвига, котовый
определил мироощущение Лены,
преподносится, так сказать,  зад-
Бим числом, в разговоре Лены < са-
нитаркой Клавой. Лена рассказывает
подруге о себе то, что рассказала
нам В, Панова © Лене, и бела не
только в том, что рассказывзет коро-
че и хуже. а главным образом 8
том, что она не может так говорить
о себе. Не может Лена рассказать
© себе то, что открыл в ней худож-
ник. Этим извращается ее душа,
es психология. Она рассказывзет
Клаве, как нашла в себе силы жить
госле разлуки, и то, что мы вилели,
как рождающееся чувство,  превра-
щается в автобиографическую справ-
ку. Она тут же горделиво показы-
вает Клаве, какая OHa лювкая и
умелая в работе,—вот, мол, что зна-
чит моя любовь, и живое чувство
прекрасной в своей непосредственно-
сти Лены презрашаетея в мертвую
идею. :

Лена в спектакле более рафиниро-
зана, чем в повести Пановой, ин-
теллигентнее, если понимать это
слово внешне. Лена Огородникова
проше, но несомненно богаче духом.

То. что произошло © фигурой ра-
бочего Кравцова, стоит в этом же
ряду упрошения повести Пано.юй,
Правда, артист И. Прокофьев созлал
очень живую фигуру этакого неза-
висимого пьянчуги и прекрасного
мастера своего. дела. Это именно то,
о чем принято говорить; сочно, ярко.
Но если Кравцов в спектакле то и
дело бахвалится своими золотыми
руками, каких нигде больше He
найденть, то’в повести мы, быть мо-
жет, глубже всего узнаем этого че-
ловека, когда видим, как он по-дет-
ски краснеет, когда его хвалят за
хорошую работу. Согласитесь, что
это уже другой Кравцов. В этом
смущении сказывается не только
подлинно творческая - личность.
Здесь обнаруживаются новые отно-
шения независимого Кравцова к кол-
лективу, к обществу. Война обота-
тила Кравцова, и это сказалось в
его чувствах. Неуловимо  изменилея
стимул ero существования. Вместо
этого на сцене нам предлагают
только его ранионализаторские пред-
ложения. Здесь Кразнов не меняет-
ся. Не этим ли об’яеняется тет
факт, что зритель, получив болыное
удовольствие сот ‘игры Прокофьева в
первых его сценах, затем утрачива-
ет к фигуре Кравцова интерес.

О том, что произошло © хдокто-
pom Беловым за время войны, мы
  узнаем из его дневников. Мягкий,
- нежный,  чузствительный  челозек,
  которого ни в чем нельзя упрекнуть,
критически пересматривает свою
жизнь, пред’язляет себе суровый
счет и новые высокие требования.
Это сделала е ним война, ее тбаге-
дия, ее героизм. Это еделала с ним
потеря любимой жены и дочери.

Панова сумела пристальную, почти
безотрывную думу Белова o своей
семье слить — не связать, не пере-
  плести, а именно слить — < его
  общественной жизнью. Работа Бело-
[  Ba, его отношения с окружающими и
‚  его интимный дневник соединяются
  в образ одного живого чудесного
  человека, который на склоне лет пол
  тяжестью ударов становится еще
  челозечнег.

Это ‘обогащение душевного опыта
‚ в борьбе и в скорби и новые мысли

Белова © жизни тоже  беселедно

исчезли в инсценировке. Белов обед-

ст

нен, насколько это было в ©илах
A. Tapa. Ho актер С. Гушанский
сделал все. чтобы напомнить нам
	истинного Белова.

Доктор узнал, что его жена и
дочь погибли в Ленинграде от бом-
бежки. С ним в купе Данилов. Бе-
лов подавлен горем, Бессвязно го-
	SODA, вопоминая какие-то, ему одно”
му дорогие, детали, он все влземя
‘качается, мотает головой. крепко
	сжимает руки. Ето слова — это мыс-
ли, видения. Он говорит для себя, не-
произвольно, как слабый, чузветви-
тельный человек, и он борется е са-
мим собой не только потому, что
перед ним чужой человек, но и по-
тому, что сам он CO ‹воим горем
<тоит перед всей страной, мучаю-
щейся в геролческой борьбе перед
своим же чувством семьяника боль-
шой, всенародной семьи, Это при-
дает и глубину его горю и благо-
родство егохкак будто дикому сс-
стоянию. Он на грани безумия, по-
тери себя, но что-то великое, ра-
зумное крепко держит его собствен-
ными его руками, Именно то, что,
глубоко стралая и каждым словом
усугубляя свою скорбь, Белов у
С. Гушанского не теряет социально-
го коллективистического  самосозна-
ния, — именно это вызвало ответную
волну сочувствия в зрительном зале:
Он сумел дать то. что нужно нам
каждому в отдельности, и то, что
нужно нам всем вместе. Когла. Да-
нилов предложил Белову обойти ва-
Роны с ранеными и Белов стал на-
тягивать пояс. аплодисменты ‘toxa-
	RARER UMAR, duTOARCMCHTRE  Дока-
зали, что его готовность делать
свое дело не о<няла  чувствитель-.
	ный монолог, а заключила его.
Оставляет след в памяти и женз
Белова — Соничка. Артистке Е. Ко-
	воненко отведено всего несколько
минут в этом спектакле. Но cuz
сумела принести с собой На сцену

и прошлое Сонички, И ее настоящее,
и ее чувство войны, какую-то рас-
терянность тонкого и доброго чело-
века.

Очень трудная задача выпала на
долю 9. Кирилловой — играющей
Юлию Дмитриевну.

Хирургическая сестра Юлия Дмит-
риевна — немолодая одинокая жен-
щина болыгой нравственной силы и
чистоты, ценнейший для общеслва
человек, за некрасивым лином и
строгостью которого таятея нежные
чувства,‚ He нахолящие = выхода.
Страсть к делу. которому целиком
посвятила <вою жизнь Юлия Дмит-
Гиевна, высокая требовательноеть K
себе и: к окружающим, героическая
стойкость в изнурительном труде не
вытесняют из ее сердца затаенчой
потребности любви, потребности

Герои повести, как люди истори-
чески нового склада жизни, свобод.
ны от разлада между личностью и
обществом, Для них не существует
сомнений и проклятых вопросов о
смысле жизни, © смысле борьбы. Их
не рвут на части неразрешимые
проблемы, непримиримые силы. Бофь-
ба может потребовать OT них выс-
шего напряжения сил, но главный,
решающий для человека вопрос: так
ли я живу, как надо, то ли делаю,
что нужно? — этот основной вопрос
для них решен, И поэтому. личное,
индивидуальное освобождается для
всех форм жизнедеятельности, ° Лю-
бовь утратила ореол. жертвенности
и подвижничества. Теперь любовь.
возвращается в свой естественный
мир индивидуальных притяжений и
противоречий.

Есть ли в «Спутниках»  преобла-
дание узко личных интересов над
общими? Какая сила определяет
первооснову всей жизни этих лю-
дей, — та, которая притягивает их
друг к другу всерлечных влечениях,
или та, что об’единяет их всех вме-
ete?

Лена Огородникова почувствовала,
как сильна ее любовь к Дане, имен-
но в тот момент, когда поняла, что
она, Лена, для’ него вовсе не все,
что у него есть еще какой-то боль-
нюй мир мужских важных  интере-
сов. И больше инстинктом совет:
ского человека, чем ясной мыслью,
сна ощутила, что не только так на-
до, но Что это и хорошо. Для Лены
Даня = все. Но если бы ‘он: сделал
что-либо компромиссное, чтобы по-
кинуть поле боя и вернуться к ней,
была ли бы она счастлива? Мы
убеждены, что нет, несмотря Ha TO,
что большюй мир «мужеких» интере-
сов еще не стал ее миром. Откуда эта
уверенность?

Старшая сестра Фаина Влазими-
ровна, кажется, целиком занята сво-
ими и чужими сердечными делами,
й тем. не менее невозможно cede
представить, чтобы эта женщина
могла мещански отгородиться от
активной общественной жизни. Не-
чему же невозможно?

Мысль 06 единстве личной и об-
щественной жизни свободного созет-
ского чейовека становится нашим

общим достоянием. но открытие Па-
	новой заключается в том, что она в
«Спутниках» сумела, как никто дру-
гой, поэтически воспроизвести это
елинство, сумела показать это ©лн-
яние не как решение проблемы, а
как самую приролу нашей жизни,
как ее естественное тезение,

Человек у Пановой не представ-
ляет собой гармонического сочетания
двух сторон своей жизни. У него
нет двух миров, Он всегда один.
Всегда весь. Вы видите героев по-
вести в труде и в отдыхе, в мечтах
и в испытаниях любви, но в этих
различных обстоятельствах вы He
видите никакой подмены одних 060
бенностей. человека другими. Его
чувства и дела живут в постоянном
взаимодействии, претворяясь одно в
другое, а не черелуясь.

Чеховская мечта о жизни, в коз
торой тайное и явное не рвут чело-
Beka Ha лве части, не ссорят его ©
	самим собой, стала реальностью.
Может быть, именно потому, что
Чехов в своих предчувствиях был
	человеком будущего, новая, в корне
изменившаяся жизнь могла быть так
истинно рассказана созвучным ему
голосом.

Как же перенести на сцену самое
драгоценное, что заключено в през
красной прозе Пановой? Простоту и
проникновенность, интимно-повери-
тельный тон и добродушно-луказую
иронию. иронню любви. нигде He oc-
	‘лабляющую серьезного интереса к
	человеку. Панова полностью перево»
площается в каждое из своих ге-
роев и в то же время наблюдает
его со стороны, Этот двойной свет
образует тонкую игру оттенков,
живую и мудрую игру жизни, оза-
ренной искусством,

Как перенести на сцену душевную
жизнь героев повести, в которой
такое большое место занимают He-
высказанные вслух и все же под-
слушанные писателем мысли, сердеч-
ные толчки, сомнения, надежды,
ожидания, раскаяния?

Не лля художественных рецептов
	задаем мы эти вопросы, На них
можно ответить только художест-
венным решением задачи. Но оче-
	BHANO, что для этого надо было
создать новое произведение искус-
ства, которое другими средствами
достигло бы того же результата.
Драматургия не имеет никаких тех-
нических законов она и не жапро-
вая разновидность, но она особый
род, вид литературы, У нее свой
язык, предполагающий сцену.

Д. Дар повесть В. Пановой «пере-
ложил для сцены». Надо отдать ему
справедливость, он-и не посягает
на праматургию. Свое рукоделие он
назвал повестью в четырех. глэвах,
Но тогда почему для сцены? А если
все-таки лля сцены, то’ почему же
повесть? Тут налино откровенная
капитуляция инеценирования, KOTO-
рая. однако; не должна принести
ему ущерба. Слишком уж фаспро-
странен у нас взгляд на вфаматуд-
гию как: на. отходы пишеблока, ко-
	раз © сценарном портфеле
	С. БУРОВ
Oo
		TOT историко-биографи- <
ческий, с
Трудно понять, чем за” С. Б
нимается сценарный от” <
дел восстановленной киностудии Бе-
лерусьфильм. Он до сих пер не дал
ни одного художественного еценария
для белорусской кинематографии,

Немногим. лучше положение в
Грузии, Армении, Азербайджане, Уз-
бекистане. :

В годы войны была создана в Сверд:
ловске новая киностудия, Казалось
бы, кому как не ей обеспечить себя
сценариями, посвященными индуст-
рии Урала. Но студия не смогла под»
готовить для себя ни одного KHHO-
сценария и находится в полной зави-
симости от сценариев, передаваемых
ей из Москвы, .

У нас нет нехватки в талантливых
людях, занимающихся творческой ра-
ботой. И если число драматургов
КИНО ПОЧТИ Не растет, если писатель:
ские кадры мало и не всегда удачно
занимаются кинодраматургней, то в
этом едва ли их вина,

В постановке сценарного дела не-
мадо рутины и недостатков. Они поя-
вились Не год и не два года Hasan,
Им так много лет и к ним так привы-
кли, что их почти че замечают. А
между тем именно они вызывают
вынужденные простои киностудий,
выпуск неудачных фильмов, они ут-
рожают росту советской  кинемато-

И
икто сейчас не станет возражать
против того, что еценарий-—имейно-
художественная основа фильма. И
вместе с тем сценарий раесматривает-
ся и оценивается не как полноценное
литературное произведение, а как по-
луфабрикат, как сырье для фильма.

Сценарий проходит через ряд pe-
дакционных инстанций и затем попа-
дает в руки режиссера. Писатель не-
сет за него ответственность перел
редактором, который читает эго
труд, перед режиссером, который его
ставит, но не перед читателем и не
перед зрителем. Фактическое‘ автор-
ство отдается режиссеру.

Писатель, с предельной от:
ветственностью относящийся к свое:
	му труду, не скажет, чо dade
писанный им сценарий ему так же
дорог, как роман, как пьеса, — разве
	только когда сценарий бывает излан,
что, как мы знаем. случается редко,

До сих пор сценарий не имеет са-
мостоятельной от фильма литератур-
ной жизни, которой обладает ве толь-
ко роман, непосрелетвенно рассчитан-
ный на Читателя, но и пьеса, предна-
значенная лля постановки Именно по-
	этому многие наши писатели стказы-
ваются писать сценарии, огранини-
ваясь разрешением экранизировать
свои романы, повести и пьесы. Так
	поступают, например, А. Фадеев,
Б. Горбатов, К. Симонов и многие
другие.

Издание ` сценариев, ‘обсуждение
спенариев, систематическая их кри-
тика обязательны. Они обеспечат
творческое признание кинодрамату?:
гии как вида литературной работы и
одновременно помогут повысить ма.
стерство наших сценаристов. Однако
Госкинойздат, как правило, издает
лишь единичные сценарии, обычно
после выхола. фильма в свет (т.е
после апробации фнльма!) и притом
в режиссерских вариантах! Журнал
«Искусство кино» специальной кри-
тикой сценариев не занимается, И уж
вовсе не. интересуются сценариями
литературные издательства,

Мы не слышали, чтобы релакния
	журнала -

-требова-
	ла от автора представле-
РОВ ления первого варианта
р его рассказа, Она требует
произведение в том виде,
з котором оно может быть напечата-
но, в котором за него творчески от-.
венчает автор. А в кинематографе то,
за что автор не хочет, да и не вправе
отвенать творчески, — первый ва-
риант, черновик, сырые литературные
заготовки, — уже признается мате-
риалом, достойным оценки и сужде-
ния. Это может происходить только
по одной причине — причине неверия
в способность автора доработать еце-
нарий до конца.

Tax, действительно сценарная сту-
дия легко принимает недоработанные
произведения. И писатели очень
охотно соглашаются отдавать свои
«первые варианты», черновики, в руки
додельщиков и передельщиков, неза-
висимо даже от того, что люди, в ЧЬИ
руки отдается их замысел, творчески
им никак не близки, Не вдаваясь в
оценку сценария Ве. Иванова «Глаз-
ный инженер», скажем, что он был пе-
редан для доработки Н, Рожкову, че-
ловеку, с Вс. Ивановым никогда нё
‘работавшему и в литературе себя ме
проявившему. Как и следовало ожи-
дать, из этой доработки ничего не
вышло,

Мы, разумеется, не выступаем про-
тив помощи професенонально опыт-
ных сценариетов писателям, дебюти-
рующим в кинолраматургии. Но речь
‚должна итти именно о помощи, а нео
подряде на осуществление этого за-
мыела. Именно такими подрядами, как
правило, пытаются решить сценарную
проблему киностудии республик Сред-
ней Азии. Что же удивительного в
том, что эти киностудии не имеют ни
хоропгих сценариев, ни собственных
спенарных кадров,

Известно, что ряд. крупных режис-
серов связывается со сценаристами ©
самого начала работы над еценарием,
Так часто поступают Ромм, Чиаурели,
Эрмлер, Юткевич. Так работали
В. Петров © Н, Виртой над сценарием
«Сталинградская битва» и И. Савчен-
ко с А, Первенцевым над «Третьлм
ударом». Это в отличие от сценаоных
«порядков» отнюдь He навязанное
соавторетво. Это форма коллективз9-
го творческого труда, которая, кзк
правило, приводнт к самым хорошим
результатам. Ведь сценарий paccua-
		тан На одно единственное восироизЗ-.
	ведение на экране, и важно, чтобы ре:
жиссер возможно лучше проникся
творческим замыслом автора, а автов
заранее мог учесть пути реализации
этого замысла на экране,

По той же причине важно, чтобы
автор мог влиять На ход. постановки
фильма. Но лишь в редких случзях
автор знает, как режиссер трактует
его замысел, а актеры-—образы ero
героев. Если от писателя требовать
творческой ответственности за ©цзе
нарий, то ему надо предоставить и
соответствующие права. В начале это»
го года была сделана первая но-
пытка включения автора в состав
с’емочной группы. Но она была такой
робкой, что ни права, ни обязанности
автора, как участника <’емочной груп:
пы, не.были даже должным образом
сформулированы. И поэтому она че
дала нужных результатов,

Отношение к `трулу сценариста че-
ловека, который является осноеной
творческой фигурой в кинематогра-
фии, должно быть коренным образом
изменено, и этого обязаны добиться и
Министерство кинематографии, и Со:
юз советских писателей.

Но этого одного мало. Это только
	Пятилетний план развития совет-
ской кинематографии предуематрива-
ет значительный и непрерывный роет
пронзводетва художественных кино-
картин, Уже в следующем 1948
TOY должно выйти на десять худе-
жественных картин больше, чем в те
кушем. В последующих 1949 и 1950
годах выпуск фильмов будет возра-
стать. Таким образом, перед кннема-
тографом стоит серьезная и нелегкая
задача,
	Вели раныше состояние материаль-
ной базы и технического оснащения
киностудий препятствовало увеличе-
нию выпуска картин, то сейчае это
препятствие в значительной степени
преодолено благодаря успехам кино-
промышленности и восстановлению
ряда студий, разрушенных в тоды
войны. И все-таки одна очень серьез:
ная трудность сохранила и поныне
всю свою остроту и вызвала уже в
текушем 1947 году значительные
простои творческих работников и
с емочной базы кино. Эта трудность-=
отсутствие сценарного портфеля, не-
достаток хороших сценариев, который
дает себя знать сейчас особенно остро.
Недостаток сценариев является пре-
градой для увеличения плана произ:
°водетва фильмов, мешает налажива-
нию ритмичной работы киностудий.
`Он может оказаться угрозой выпол:
нению кинематографией программы
1949 и 1950 голов.
	В самом деле, уже сейчас предсто-
ит преодолеть немалые  трудностя,
для того чтобы передать в текущем
TOAY в произволетво все сценарии
для фильмов 1948 года. Но буквально
через пять-шесть месяцев надо иметь
большую часть сценариев для филь-
мов 1949 года. Многие из них даже
аще не заказаны. Так, вновь возника-
ет опасность нарушения < таким тру-
дом лостигаемого (и еше окончатель-
на на лостигнутого!) производетвен-
ного ритма в работе студий, опасность
штувмовщины, пуска в производство
нелоработанных оценариез, словом,
всех тех бед. которые имели место в
1946 и первой половине 1947 г.
	А ошибки этих лет должны быть
полностью учтены. Только отсутстви-
ем хороших сценариев можно о6б’яс-
нить, что студии снимали такие убо-
ге в  илейном и художествен-
вом отношении произвеления, как
«Центр нападения», «Солистка бале-
та», «Насрелдин в Бухаре», «Новый
дом», Недостаток сценариев обусло-
вил в первом полугодии простои кн-
ностудии Ленфильм, отлично восста-
новленной после войны и распола
	новленной после войны и распола-
гающей прекрасными режиссерскими
	калрами,
			\
	Особенно плохо обстояло и обето-.
	ит дело с решением сценарной про»
блемы в киностудиях братских <о0юз-
ных республик. Крупная, хорошо обо-
рудованная Киевская киностудия не
загружена полностью. Более того, и
сейчас она Не ставит ни одного худо-
жественного фильма, посвященного
трудовым полвигам украинских рабо-
чих, колхозников и интеллитентов,
восстанавливаюшщих хозяйство всей
	родины, разоренное немецко-фашист-
скими захватчиками. Баку — нефтя-
	ная столица Советского Союза. Но
Бакинская студия за все время сво»
его существования так и не лалэз ни
	олного художественного фильма о
	советских нефтяниках.
	Список подобных сценарных «про- себен сбелери
рывов» может быть умножен, Алма-   Вовсе не. ит
атинская киностудия дала за все вое.   Литературные
мя своего существования лишь один   Mbt He capi
фильм на национальном материале, и какого-нибудь