СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО ==
	НАКАНУНЕ 30-ЛЕТИЯ. ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
			QO PTC
		На Всесоюзной и Украинской ху-
дожественных выставках, которые
откроются в праздничные дни, наши
живописцы и графики, скульпторы
и мастера народного искусства, ху-
дожники театра и монументальной
живописи продемонстрируют дости-!
жения изобразительного искусства
Украины. Это их творческий рапорт
стране, народу.

Предстоящие выставки — серьез-
ный экзамен для художников. К`ним
они упорно готовились около двух
лет. Особенно плодотворным был
последний гол, прошедший после ис-
торических постановлений TK
ВКП(б} по вопросам литературы и.
искусства: Вооруженные указаниями
партии, наши художники в своем
творчестве обратились к актуальным
темам современности, которые близки
всему советскому народу.

То, что уже просмотрено и приня-
то к экспозиции и Что дорабаты-
вается в мастерских художников;
дает полную возможность судить не
только о характере будущей выетав.
ки, но и о пути, пройденном худож-
никами за годы ‚советской власти.
В отличие от предыдущих украин-
ских художественных выставок, где
господствовали преимущественно фа-
боты этюдного характера, на сей раз
украинские художники  демонстри-
руют ©вои достижения в борьбе за
создание современной реалистиче-
ской картины.

Почетна и ответствениа для со-
ветских художников задача восеоз-
дать образы великих зождлей <овет-
ского народа, гениев человечестваы—
В. И. Ленина и И. В. Сталина, Нах
решением этой задачи работают
многие украинские живописцы,
скульпторы и графики.

Выставочный комитет принял K
экспозиции большое полотно моло-
дого художника Самусева — «Ленин
‚и Сталин в Октябре». Автор пока-
зывает любимых вождей среди рево-
люцаонных масс. У входа в Смоль-
ный Ленин обращается с пламенной
речью к питерским рабочим, солдатам
и матросам. Рядом с ним его бли»
жайшие соратники — Сталин, Дзер-
жинский, Овердлов. Художник Ma-
етереки передал напряженность ме.
мента, тему единства народа со свои-
ми зомолями.
	Большой портрет товарища
Слалина закончил художник Гри’

горьев.
	Оригинально трактует образ вож-
дя скульптор Лысенко, в большой
монументальной статуе раскрывая
черты гениального стратега Великой
Отечественной войны, Близкое к это-
му решение мы имеем и в статуе
«Сталин-мыедитель» работы <кулья-
тора Фридмана.

Исторической  клятве великого
Сталина у гроба Ленина посвящена
работа Муравина, Это монумен-
тальная скульптурная группа Hoda
глубокой . психологической  вырази-
тельности, Портреты Ленина И
Сталина зритель увидит в пройзвел&-
ниях скульпторов Ульянова, ›Знобы,
в камеях скульптора-миниатюриста
Рик, в картине «Ленин за работой»
художника Сиротенко,

Тема борьбы трудящихся Укразчиа
за власть Советов отабражена в про-
изведениях Касияна, Попенко, Яблон-
ского. Кравченко и др.

Бессмертные подвиги советских
люцей в дни Великой Отечественной
войны нашли широкое отображение в
произведениях украинских художни-
ков. Живописны, скульпторы и гра-
фики увековечивают в своих произ-
	«Черноморцы. Высадка морского десанта»

В. т
°

(масло).

Художник

Детише Октября

Обозревая  величе.
ственный путь, прой-
денный за тридцать
лет советским госу-

HL rate

Прелселатель Комитета

Большой
советского
пользуются популяр-

ные

пезцы,

любовью
народа

выдаю-
	иеся деятели нае
го оперного театра —
М. Литвиненко-Воль-
гемут, И. Паторжин-
	дарством, путь борь-
бы и побед, мастера
искусств Украины, в
дружной семье ра-
	по делам искусств при Совете
Министров Украинской ССР
		Гворческий
		Заслуженный деятель
искусств УССР
		увидеть черты нового в нашей бур-  .
ной созидательной жизни. Floxaaw
вая традиционно-«национальные»
пейзажные мотивы, различные дере-!.
венские закоулки, покосившиеся  .
«хатки». наши пейзажиесты часто не
замечали, как в процессе COMMA
стического переустройства изменя-
лось и лицо советской земли, Эсте-
текие увлечения внешне-живопиены-
ми, архаическими уголками пейзажа
приводили кое-кого из наших пейза-
жистов к национальной  ограничен-
ности. Теперь в области пейзажной
живописи мы имеем ряд новых ра-
бот, свидетельствующих о серьезной
идейно-творческой перестройке их
авторов: Таками произведениями яв-
ляютея серии пейзажей Безуглого,
Штильмана, Глущенко, Шишко, пока»
зывающие новый социалистический
характер украинского пейзажа.

Исключительное внимание нашей
партии и советского правительства
к развитию изобразительного  ис-
кусства всех национальных респуб-
лик обязывает нас с еше большей
непримиримостью бороться за иИс-
коренение формалислических влия-
ний, рецидивов формализма и натура:
лизма, против проявлений низконок-
лонства перед газным  упадви-
ческим западноевропейским искуест.
вом, которые еще имеют место в твор-
честве некоторых наших художников.

Преклонение перед культурой бур-
жуазного Занада всегда было одним
из основных моментов антинародной
программы украинских. буржуазных
националиетов, стремившихся ото?-
вать Украину от России, оторвать
развитие украинской культуры от ве-
дущей культуры великого братского,
русского. народа.

Буржуазно-националистическое ис-.
кусствовеление (Антонович, Шерба-
ковский, Эрнст, Слинко-Москальнов,
Хмурый), а также идеологи воинст-
вующего украинского национализма,
так называемой школы «бойчукисто?»,
прятавииеся за левой революционной
`фразеолобией (Врона, — Холостенко
и др.), протаскивая антинаучные тёо-
рии Грушевского о ‘борьбе двух куль-
тур—руеской и украинской, пытались
об’яенять развитие украинского ис-
кусства влияниями буржуазного За-
naga.

Эти антинаучные, враждебные «те-
ории», в которых пресмыкание перед
запалноевропейской буржуазной куль-
турой тесно переплеталось с антина-
родными буржуазно-националистиче-
скими тенденциями в нашем  искус-
стве, еще полностью не изжиты. Это,
в частности, следетвие слабости на:
щей критики и отсутствия надлежа;
щей идейно-воспитательной работы с
художниками со стороны правления
Союза художников и его партийной
организации.

Даже в процессе подготовки к вы:
ставке мы имели возможность vée-
диться, что с формализмом, тесно пе-
реплетающимся с буржуазным нацио-
нализмом, в ‘Украинском  изобрази-
тельном искусетве далеко еще не
покончено. Здесь мы имеем от-
дельных приверженцев не только
французского импрессионизма, но и
свидетельствующего. о таком край:
нем вырождении и проникнутого
мистицизмом течения, как немецкий
экопрессионизм.

Нет сомнения, что кадры укралн-
ского изобразительного искусства,
вооруженные указаниями партии и
правительства, сметут со своего пути
весь формалистический мусор и T—GH-

дут к новым высотам искусства, 9бо-,
	гатят нащу отечественную культуру
новыми прекрасными произведениями.
	ведениях массовый героизм советско-
го народа. Батальный жанр займет
значительное место Ha нашей вы-
ставке. Эти произведения расскажут
зрителям о героях форсирования
Днепра (картины художников Безуг-
лого, Любимского, Рыбальченко), о
героях обороны Одессы («Десант
морской пехоты» Пузырькова, «За-
щитвники Одессы» Думенко, «Мы еще
вернемся» Мучника, «Враг не прой-
дет» Гельмана и др.), о героях штур-
ма Берлина (произведения  худож-
ников Каплана, МЛюбимского, Ры-
бальченко), о славных украинских
партизанах (картины Отрощенко, Ба-
лановского), о героях Краснодона
(картины ворошиловградских худож-
ников Костенко, Фильберта, Воль-
штейна и полотна Киевских худож-
ников Волковой и Ливитиц).

Серии картин о людях Великой
Отечественной войны выполнили к
выставке молодые талантливые ху-
дожники Гуторов и Любчик.

Из скульптурных произведений о
Великой Отечественной войне за-
служивает особого упоминания окон-

чательный вариант монументальной,
	полной героического пафоса и рево-
люционной романтики, грунпы «Пар-
тизанский рейд» Лысенко.

Отдел произведений о Великой
Отечественной войне завершается
большим полотном «Тост за великий
руеский народ» молодого художника
Хмелько. В этом. монументальном
произведении автор показывает ве-
ликого вождя советского народа в
момент, когда он провозглашает свой
исторический тост,

Картины художников Депутатот

вой, Кохана, Зари, Болдырева, Бер-
лявской рисуют возрождение соци-
адистического Донбасса. Этой же
благородной теме посвящают свои
графические серии художники Бон-
даренко, Дайц и Мироненко. Воз-
рождение Днепростроя показывают в
своих произведениях художники Без-
углый, Штильман, Колосовский и
‚др. Восстановление — разрушенного
немцами социалистического сельского
хозяйства отображается в картинах
художников Томенко, Самусева, Глу-.
щенко, Яроша и многих других.
_ Содержательную картину, плод
многолетней работы, представляет
на выставку известный художник За-
карпатья Бокшай. Это  произведе-
ние посвящено самоотверженной ра-
боте смелых закарпатских лесосплав-
щиков. т

На предыдущей 8-й Украинской
художественной выставке общеет-
венность и критика вполне справед-
ливо отмечали отставание портрет-
ного жанра. К юбилейной выставке
наши живописцы & графики готовят
ряд новых интересных портретов.
Выставочный комитет уже принял к
экспозиции «Портрет В. М. Моло-
това» художника: Каштелянчука, пор-
треты товарищей Кагановича: и Хру-
щева работы художников Мелихова
и Штильмана. «Портрет Маршала Со+
ветского Союза И. Конева», создан-
ный Григорьевым на основании зари-
совок с натуры,

Работа украинских пейзажистов. в
свое зремя была подвергнута острой
и справедливой критике. Сказывалась
идейная ограниченноеть некотосых
наших художников, их неумение

(масло). Художник М. Каплан.
	«Встреча друзей в Берлине»
			Современный укра-
инский театр — де’

стической революции.

°
Гнат ЮРА

Народный артист СССР
х

остров» А. Корней:
чук, в творческой
дружбе с театром
росли украинекие
драматурги разных

поколений — И. Ко-
a. ae — о
	черга, Л. Первомайский, С. Голова-
нивский и другие.
_ Поиски реалистического стиля ис
кусства, начатые нами в «Комсомоль-
нах» и «Неизвестных солдатах»
Л. Первомайского, в «Штурме» и
«Каменном острове», а еще раныше
в пьесах Луначарского, Ромашюза,
в этапной работе театра — «Мятеж»
по Фурманову, завершились  поста-
новкой «Гибели эскадры» ‘А. Корней-
чука.

Этот спектакль стал праздником
всего украинского советского TeaT-
ра. Он знаменовал утверждение re-
роико-романтической линии  творче»
ства театра и отличался от всех пре-
дыдущих опытов большей реалисти-
ческой зрелоетью и  выразитель*
ностью. В течение тридцатых годов
наиболее значительные ‘работы наце-
го театра связаны е именем А. Кор-
нейчука. В эти дни хочется вепом-
нить успех «Платона  Кречета»,
«Правды», в которой впервые на
снене украинского театра был пека-
зан образ Владимира Ильича в та*
`лантливом ‘исполнении А. Бучмы, и
большого исторического спектакля
«Боглан Хмельницкий», пезволивше-
го реализовать творческую энергию
всего нашего большого коллектива и
выдающегося театрального художника
А. Петрицкого, оформившего этот
спектакль. :

Класеика, в особенности украин-
ская и русская, никогда не исчезала
из нашего поля зрения, В годы co-
ветской власти мы не уставали от-
крывать для народа одну за другой
страницы классической драматургии,
бывшей до революции запретным пло-
дом для украинской сцены. До рево-
люции только два спектакля — «Ре-
визор» и «Доходное место», постав-
ленные Н. Садовским, были счастли-
вым исключением, только подчерки-
вавигим безрадостность общей карти-
ны. Молодой советский украинский
театр открыл для себя и лля своих
зрителей Шекспира («Макбет», «Отел-
ло», «Ромео и Джульетта», «Укроше-
ние строптивой», «Много шума из ни*
чего», «Лвенадцатая ночь», «Виндзор-
	ские кумушки», «Сон в летнюю ночь»),
Шиллера («Коварство и любовь»,
«Разбойники», «Заговор  Фиеско»,
«Лон Карлос»), Горького («На дне»,
«Егор Булычев», «Последние», «Дач-
ники», «Враги», «Мещане» и др.), Че.
хова. Пушкина. («Борис Годунов», ма-
ленькие трагедии), Л. Толстого, Су-
хово-Кобылина, Мериме, Бомарше...
Трудно пёречислить сокровища руе-
ской и мировой культуры, приобщен-
ные за эти годы советским  украин-
`ским театром к своей «сценической
жизни».

Разве не можем мы, участники это-
го процесса, невиданного в истории
буржуазного общества по интенсив-
ности и идейному значению, гордить-
ся годами труда и борьбы! Разве это
не является прекрасным свидетель-
ством небывалого роста нашей co-
ветской культуры, опровергающим
клевету зарубежных эстетов, нена-
вистников социализма и советекого
строя, тщетно пытающихся охаять
нашу культуру и искусство!

Война заставила нас фезко изме-
нить привычные формы и условия ра-
боты. Окруженные заботой и любов-
‚ным отношением трудящихся Семи-
палатинска, Ташкента, франкивцы
  создают в голы войны спектакли,
‘полные глубокой любви к Родине и
ненависти К врагу. Из спектаклей
военных лет заслуживают быть отме-
ченными «Фронт» А. Корнейчука &
‹ «Русские люди» К. Симонова.
  Деятельность нашего театра в пер-
вый послевоенный год была подверг-
нута резкой справедливой критике в
  историческом постановлении ИЕ
` ВКП(б). Мы, работники советского
театра, преланные делу социалиети-
ческого строительства, умеем  слу-
шать критику, умеем понимать Ука-
зания партни, требования народа. Пэ-
этому мы, как и все театры страны,
сумели извлечь уроки из этой критн-
ки, добились нового под’ема своего
творчества. Последние работы теат-
ра отражают нашу советскую дей-
ствительность, жизнь и героические
дела нашего народа. Я назову коме-
дию А. Корнейчука «Приезжайте в
Звонковое». «Старые друзья» Л. Мз-
люгина, «Победители» Б. Чирскова,
«Далеко от Сталинграда» А. Cypesa
и, наконец, последнюю работу теат-
ра — «Молодую гвардию» по рома-
ну А. Фадеева.

В канун юбилея франкивцы 3а-
хотели вновь побывать у тех, кто на
заре существования нашего театра
вдохновил нас на долгие годы тру-
да и творчества. «Молодая гвардия»
была нашим даром Донбасеу —
шахтерам и металлистам, среди ко-
торых мы провели лето 1947 года.
Донбасс тепло встретил театр, при-
знал в нас старых своих друзей  и
товарищей и высоко оценил все то,
что накопили мы за все эти долгие
годы. И «Молодая гвардия» и все
лучшие наши спектакли были горячо
приняты на Донбассе. Это было для
нас лучшей наградой.

Встречая вместе со всем украин-
ским советским народом велнкий
юбилей — З0-летие советской вла-
сти,—франкивцы все свои творческие
силы. все вдохновение стремятся от*
дать созданию произведения, до-
стойного этой даты. Мы хотим выра-
зить в нем всю полноту своей пре-
данности, всю силу своей любвя к
советскому правительству, к комму-
-нистической партии, ее вождю

великому Сталину — создателям и
зилупашита пал УКктаинского совета
	влохновителям украинского
ского театра.
	большое и значительное прошлое.
Многие из нас, работников и строи-
телей советского театра, провели
немало ‘лет в старом театре, в
царской России и в Галиции. Но ста-
рый театр не создал ни одного про-
грессивного коллектива, который
смог бы, подобно Малому или Ху-
дожественному театрам, пройти черзз
испытания времени, сохраниться И
войти в систему советской театраль-
ной культуры.

Среди ста с лишним театров Украи-
ны нет ни одного, которому было бы
больше 27—28 лет.

Типические биографии бывают He
только у людей. Они бывают и у це-
лых коллективов. Среди десятков
театров всегда можно назвать два-
три, чья история в наибольшей мере
характеризует и освещает весь про-
цесс в целом. К таким театрам при-
надлежит, — как бы скромно ни оце-
нивали мы свое прошлое, — и Театр
им. Франко. Мы прошли через Чиногие
сражения мирного времени, не были
пассивными в той ‘идеологической
борьбе, которая велась в 20-х годах
и самом начале 30-х в украинском
театре, мы не ждали, пока родится
украинская советская драматургия, а
всеми достунными нам средствами
помогали ее становлению и росту.
`Мы не были равнодушными созерца-
телями, и поэтому, вероятно, франкив-
цы — так называют наших актеров—
прочно вешли в историю украинско-
го советского театра. В этом нашем
убеждении есть не только законная
гордость советских художников, но
и высокое чувство етветственности
перед своим народом и партией
Ленина—Сталина. :

Для многих из нае дореволюцион-
ный театр — живая, трагическая
страница ‘собственных биографий.
Ham не нужно заглядывать в книги,
чтобы вспомнить имена душителей
‚украинской культуры, царских на-
местников и цензоров, вспомнить всю
‘тяжесть. бродячего; балаганного <у-
шествования, вспомнить отвратитель-
ные фигуры буржуазно - национали-
стических политиков и меценатов, вре-
дивших украинскому театру не мень-
ше, чем великодержавные сатрапы,
Украинские националисты в своей
звериной ненависти к русской куль-
туре и русскому народу готовы были
сделать украинский театр жалким
\ придатком западноевропейского теат-
1 ра эпохи империализма,

В борьбе с буржуазно-национали-

стической идеологией, © пагубными
«традициями» ультра-бытового и зре-
лищно-этнографического театра BB+
растали молодые театральные орга-
низмы Советской Украины. Мы на-
чинали свою работу в частях герои-
ческой Красной Армии, вместе с ни-
ми приходили в освобожденные от
петлюровцев и деникинцев города
Украины. С первых же дней своей
работы мы чувствовали неустанную
заботу партии большевиков, помощь
органов советской власти.
Жизнь нашего театра началась в ян-
варе 1920 года в провинции, на ма-
леньких, неустроенных сценах. Прош-
ли годы, и Театр им. Франко стал
академическим театром, награжден-
ным за свое творчество орденом Лени-
на. Академический украинский театр!
„Годы гражданской зойны на УК-
раине. Мы честно делили с нарохом
все испытания военного времени.
Двигались с Красной Армией по до-
рогам великих сражений. Боролись
за хлеб в продналоговой кампании,
кочуя по селам и местечкам Укран-
ны. Вместе с революционным Hapo-
дом мы сражались своим искусством
за свободу и независимость молодой
  советской страны.

С первых же дней своего суще-.
стровачния украинский советский Te-
	атр ориентируетея в своих творче-
ских поисках на передовой русский:
театр, обращается к его опыту, к его
драматургии. Этапными спектаклями
для украинских театров становятся
«Мятеж», «Любовь Яровая», «Броне-
поезд 14-69» и другие.

Первые годы работы Театра. им.
Франко ознаменовались длительным
пребыванием в пролетарском Дон-
бассе, пребыванием, сыгравшим ко-
лоссальную роль в жизни коллек-
тива. Донбасс стал подлинной творче-
ской родиной франкивцев. Здесь он
окреп и вырос ‘идейно, творчески,
втохновленный борьбой и трудом гор*

Именно в этот пернод формируется
реалистический стиль театра, onpe-
деляется ’’революционна-романтиче-
ская линия его репертуара.

Шел год за годом. Театры Укра-
ины росли, завоевывая любовь и по-
пулярность в народе. Это были He
безмятежные годы. Не ровное сколь-
жение по гладкой поверхности, без
преград и барьеров. Руководимые
партией, вдохновляемые примером
русского советского театра, мы ак-
тивно боролись против национали-
стических, контрреволюционных Уз-
лечений в искусстве, против зоологи-
ческого национализма и Жалкого эпи-
гона  западноевропейского театра
эпохи импрессионизма — Курбаса,
против всяких формалистических из-
ме. И эта борьба, благодаря
руководству коммунистической пар-
THM, завершилась полной  идейно-
творческой победой революционного,
реалистического искусства,

Эта победа была закреплена созда-
нием и ростом советской украинской
драматургии. Франкивцы в ту пору
основное свое внимание уделяли
пьесам советских драматургов. В на-
wem театре начал свой творческий
путь пьесами «Штурм» и «Каменный
	ботников искусство СССР, подводят   ский, 3. Гайдай, А. Иванова и др.
		стическому реализму, к успехам ©
роковых годов трудным путем борьбы
с проявлениями враждебной идеоло-
гии, < буржуазным национализмом и
	извращениями
	фФормалистическими
	Они толкали театр на путь безудерж-
	визкопоклонства
	ного Нювинизм“а
	перед культурой Запада. Но мудрое
руководство партии Ленина— Сталина
помогло нам разоблачить вражескую
идеологию. под какой бы личиной ви
	сжрывалея врат,
	обеспечило победу
	итоги десятилетиям созидательной.
деятельности, намечают пути даль-
нейшей борьбы з1 выполнение исто-
рических решений партии по вопро-
сам литературы и искусства.

В эти дни взор невольно обращает-
ся к прошлому, к тем временам, когда
украинское искусство влачило жалкое
существование, доведенное до край-
него упадка «попечением» парской ад-
министрации, усилиями великодержав-
НИКОБ, а также украннской нациоча-
лиястической буржуазия.

До революции украинский театр He
имел своего дома — он вел скиталь-
ческий образ жизни, испытывая не
только стеснения в творчестве, но и
бесконечную нужду и лишения.
` Самыми тяжелыми для украинского
искусства были предреволюционные
голы-— десятилетие 1907—1917 гг., ко-
торому дал исчерпызающую характе-
ристику тов. А. А. Жданов. «Консти-
туционные уступки», дарованные ца-
ризмом, ни на иоту не обдегчали по-
лажения театра, искусства вообще, но
измениютиеся условия общественной
жизни после поражения революции
1905 г. стимулировали деятельность
ренегатов, националистической бур-

жуазии, реакции всех родов оружия»,  .

Не лучше обстояло и с музыкой. У
народа, создавщего великолепные об-
разцы народных песен, народа, из-
давна известного своей песенностью
ий музыкальностью, He было HH
одного оперного театра.

В состоянии деградации находилось
изобразительное искусство. Одиночки
художники, живописцы и скульпторы,
лишенные среды, никем не субсиди-
руемые, или находилась в жуткой
хужде; пытаясь спаста-свои семья
продажей лирических украинских пей-
зажей, или погибали, подчинивириеь
трабованиям мешанских, провинци-
альных «салонов»,

Искусство безнадежно отставало от
века, преследуемое цензурой, насиль-
но подталкиваемое исключительно в
сторону хрестьянской темы, трактуе-
мой сентиментально и подслащенно.
Так цепи жандармской России, «тюрь-
мы народов», сковывали потенциаль-
ные силы варода, препятствовала ро-
сту украинской демократической
культуры и искусства.

Только Великая Октябрьская со-
пиалистическая революция смогла по-
кончить с колониальной царской Рос-
сией, с великодержавнической поли-
тикой и уничтожить рабство, сбить
вековые оковы, дать выход огромным,
неисчерпаемым силам народа.
` Минуло тридцать лет. Тридцать
неповторимых лет, каждый год из ко-
торых мо напряжению, по результатам
‘равен десятилетиям. Наш народ, наше
государство, получившее тяжкое на-
следие полукрепостнической, отсталой
Росеии, проделали за эти годы ги-
гантский путь к социализму, добыто-

- му и отвоеванному в боях. Чувство
радости и гордости вызывают успехи,
с которыми приходит к своему юби-
лею советское государство и среля
других братских республик Украи-
‘на, молодая социалистическая дер-
жава.

Лаконичные цифры могут расска-

зать об успехах украинской культуры,
искусства лучше самых возвьнненных
слов. Количество украинских театров,
колесивших до революции по всей.

России, не превышало 20: Сегодня на
территории Украины работают 112 те-
атров, пользующихся  всесторолней
материальной поддержкой государ-
ства. 5 крупных оперных коллективов
осуществляют постановки самых
сложных классических и современных
опер. Многочисленные зрители еже-
лневно наполняют залы оперных те-

‚атров и слушают на украинском языке
оперы Чайковского, Боролина, Рим-
ского-Корсакова и советских ком-
позиторов. 88 драматических и
музыкально-драматических театров
ставят спектакли на украинском язы-
ке. Театры республики с честью вы-
держали трудные испытания, выззан-
ные войной против немецко-фашист-
ских захватчиков. За годы войны
творческий рост театров не приоста-
новился, не прекратился приток та-
Лантливой ‹ молодежи.

В годы войны огромную моральную
поддержку и помощь работникам
украинского искусства оказали вели-
кий русский народ и народы братских
республак, воспитанные в духе ста-
линской национальной политики.

Украинский народ сегодня по пра-
ву гордится рядом крупных театраль-
ных коллектизов, насчитывающих в
своем составе десятки выдающихся
мастеров сцены.

Хочется напомнить только немногих
из них: А. Бучму — художника боль-
нюго таланта, самобытного и покоря-
юшего; Гната Юру — бессменного
руководителя Театра им. Франко и
многолетнего лидера феалистического
фронта театральной Украины; Н. Уж-
ВИЙ — мастера огромного трагелийно-
го дарования; крупного хуложника
Ю. Шумского; М. Крушельницкого—
чудесного актера и режиссера, воз-
главляющего Харьковский театр им.
Шевченко; И. Марьяненко — худож-
ника, олицетворяющего живую связь
старого демократического и советско-
го театра; В. Чистякову — мастера
тончайшего псахологического рисун-
ка: А. Сердюка, И. Антоновича
(Харьков), Б. Романицкого (Львов),
В. Василько (Черновцы) и других.
Рядом с ними работают актеры вто-
рого и третьего поколения, растет те-
атральная смена, достойная понести
вперед эстафету украинского совет-
ского театра.

года театры Украины сделали нема-
ле. Почти полностью восстановлена
	Театры из-
из резкой
	довоенеая сеть тсагров.
влекли серьезные Уроки
	критики, которой был подвергнут ре-
пертуар в исторических постановле-
ниях ИК партия.
	Жизнь украинских мастеров ис-
	кусств, живописцев и скульпторов,
	ad
	композиторов и деятелей
	период, истекший после исторических
постановлений ЦК ВКП(б) a penep-
туаре, о журналах «Звезда» и «Ленин-
	град», OQ кинофильме «Большая
жизнь», отмечена большой актив-
ностью, интенсивностью творчества,
повышенным чувством ответственно-
сти перед народом и партией за ре-
зультаты своего творческого труда.

Перед украинскими театрами и Ко-
митетом по делам искусств пра Со-
вете Министров УССР стоит задача
полностью поеололеть имеющиеся не-
	достатки. Мы достигли заметных из-
	менений в репертуаре театров, эначи-
тельно увеличив в нем число пьес на
актуальные — современные = темы
(72,3%), Но это еще далеко не все.
Качественный уровень этих спектак-
лей подчас невыеок, А ведь’ каждая
постановка любого из наших театров
должна быть отмечена не только
идейной целеустремленностью, HO. H
художественным мастерством испол-
нения. Качество многих спектаклей,
как и музыкальных произведений и
работ в области изобразительного ис-
кусства, еще не всегда удовлетво-
ряет высоким требованиям. И на эту
сторону было обрашено особое внима-
ние в процессе подготовки к славно-
му юбилею.

В эти дни на сценах наших театров
идут репетиции юбилейных спектак-
лей, илет интенсивная подготовка к
великому празднику всего советского
народа. Мы покажем лучшие пьесы
русских и украинских драматургов и
надеемся, что именно с этого момента
начнется преодоление затянувшегося
отставания украинской советской дра-
матургии. Приятно отметить, что на-
ряду с пьесами уже известных драма-
тургов появляются произведения мо-
лодых писателей и прозаиков, дебю-
 пируоших в драматургии (В. Некра-
сов, Я. Голан, В. Собко и др.). В дви
юбилея наш зритель услычгит и новые
оперные произведевия украинских со-
ветских композиторов.

Болыших успехов добился музы-
кальный фронт Советской Украины. В
			светлых филармонических залах, в
дворцах культуры, в городских и
	сельских клубах трудящиеся имеют
возможность знакомиться < лучшами
образцами ‚классической и современ-
ной симфонической музыки, с работой
хоров, ансамблей песни и танца, с
коллективами банлуоистов. В настоя-
mee apema на Украине работают
18 государственных хоровых капелл.
	На Украине выступает 9 симфониче-
	ских оркестров, в числе которых чер-
воклассный коллектив столичного ор-
кестра, руководимый Н. Рахлиным.

Мы располагаем болыной  творче-
ской организацией композиторов, в <0-
став которой входят такие крупные
мастера, жак Ревуцкий и  Лятошин-
ский, Козицкий, Вериковский, Што-
гаренко, Мейтус, Данькевич, Клеба-
нов н другие, заканчивающие к 30-ле-
тию Октября pal монументальных
музыкальных произведений (опер, ба-
летов, симфоний) на советскую тему.

И в области изобразительного ис-
кусства достигнут небывалый рост
творческих сил. Сегодня в изобрази-
тельном искусстве работает свыше
400 художников, среди которых нема-
ло талантливых мастеров. кисти и
резца, готовящихся к участию в рес-
публиканской выставке.

Партия проявляет сталинскую за-
боту о булушем нашего искусства, о
подготовке и воспитании молодых
калров. На Украине, как и в других
советских республиках, создана широ-
кая сеть учебных заведений искус-
ства. В 9 выспих учебных заведениях,
32 средних и 133 неполных средних
й начальных учебных заведениях Ко-
митета по делам искусств при Совете
Министров УССР обучаются тысячи
талантливых юношей и девушек.

Успешно развивается искусство в
западных областях Украины. Там,
где забитый палсудчиками  крестья-
нин He знал, что такое  украин-
ский театр, музыка, живопись,  до-
стигнут небывалый под’ем творческой
активности народа и его талантливых
хуложников.

Выполняя исторические решения
ЦК ВКП(б) и ЦК КПб)У по вопро-
сам литературы и искусства, весь мно-
готысячный отрял мастеров советско-
го украинского искусства с радостным
волнением готовится достойво
встретить великую дату 30-летне-
го юбилея первого в мире социаля-
стического государства, идущего под
мудрым водительством. нашего отца,
друга и учителя, товарища Сталина
х новым великим победам.

Расцвет музыкальной культуры
	°
Ф КОЗИЦКИЙ
	Заслуженный деятель
искусств УССР
		Опираясь на богатейший опыт рус-
ской музыки, широко используя ео-
кровища своего народного творчест-
ва, украинский народ под. руковод.
ством партии создал музыкальную
культуру, национальную по форме
и социалистическую но _ содержа-
‘нию. И сейчас, когда все народы
нашей страны подытоживают резуль-
таты традцатилетнего созидательного
труда, Советская Украина может гор-
диться той весомой и значительной
долей, которую она внесла в общее
дело строительства советской музы-
кальной культуры.

Музыкальное наследие, полученное
украинскими композиторами OT доре-
волюцаонной Украины, — если ис-
ключить богатства народно-песенного
творчества, было невелико. Симфо-
нической и камерной музыки почти
‘не существовало, оперный жанр
был представлен  операми Арка-
са, Гулак-Артемовского, Сокальского
 & Лысенко, не ‘увидавшими рампы
профессиональных оперных театров
того времени. И только жанры BOs
кальной (хоровой и сольной) музыки
натили всестороннее развитие в твор-
честве основателя украинской нацио-
нальной музыкальной школы Н. Лы-
сенко, композиторов П. Нащинского,
П. Демункого, К, Стеценко, Я. Степоз
вого и в особенности в-замечатель-
ном творчестве И. Леонтовича. Ро-
гатки царской цензуры крайне за:
трудняли развитие национальной
украинской культуры, и в частности
музыки, и если она все же развива-
лась в этих условиях, то лишь благо-
даря могучему творческому гению
украинского народа и теплой брат-
ской помощи ео стороны русской ин-
теллигенции.

Постепенное освоение ‹ советской
тематики, стремление к созданию
высокоидейных и художественных
произведений, раскрывающих мир
чувств современного человека, направ-
ляли советекую украинскую музыку
на всем пути ее развития Бережно
храня традиции музыкального насле-
дия, тесно связанные в своем твор-
честве с украинской народной музы-
кой, композиторы Советской Украи-
ны еозлали за голы советской власти
	большое количество музыкальных
произведений самых разнообразных
жанров. ее
	Возникновение в 1925—1926 гг. сети
государственных оперных театров на
Украине явилось показателем бурно-
го  робта  музыкально-театральной
культуры республика и стимулирова-
ло развитие оперного творчества. _

Если обращение к исторической те-
ме характерно для начального пе-
риода творчества украинских совет-
ских композиторов (первые 8-10 лет),
то в дальнейшем ведущее место в
оперном творчестве начинает завое-
вывать советская тематика. События
гражданской войны, успехи на фрон-
	Солтыс, А. Лазаренко, М. Верикоз-»
ский, В. Нахабин, Ю. Мейтус, А. Фи-
липпенко и др. Заканчивает третью
симфонию Б. Лятошинекий.

Но особенно большого развития
достигла хоровая музыка—от массо-
вой песни до сложных по жанру и
фактуре произведений. Получили ши-
рокое признание песни о Сталине —
Л. Ревуцкого и Ф. Козицкого, массо-_
вые песни К. Данькевича, Г. Веревки, .
О. Санддера, М. Вериковского и дь.

Состоявшийся в 1945 г. в Киеве вы-
ездной пленум оргкомитета Союза ео-
ветских композиторов отметил значи-
тельные достижения в творчестве ук-
раинских советских композиторов, но
подчеркнул и существенные  недо-
статки. Эти недочеты не изжиты до
конца и в настоящее время. Наряду с
стремлением выделить в украинском
наролиюм искусстве его активные
элементы, творчески развивать их, У
некоторых композиторов существуют
«охранительные» тенденции в отно-
шении народного мелоса, тенденции к
погружению в мир образов старинного
украйнского фольклора, что неизбеж-.
но приволит к чисто внешнему цити-
рованию фольклорного материала, к
статике, отсутствию развития в инст»
рументальных произведениях крупных
форм. Усвоение стиля русской класси-
ки, приобщение в годы войны к наци-
ональным культурам других народов
Советского. Союза внесли много ново-
го и свежего в творческие приемы ук-
раинских композиторов. Однако еше и
сейчас в музыкальном стиле некото-
рых авторов можно отметить непрео-
доленные импрессионистические влия-
ния, увлечение решением формалисти-
ческих задач. Коллектив украинских
советских композиторов усиленно ра-
ботает над искоренением указанных
недостатков, .

Нашествие немецко . фашистских
варваров причинило огромный ущерб
музыкальной жизни УССР. Разруше-
ны многие концертные здания, учеб-
ные помещения, уничтожено много
музыкальных библиотек, инструментов
и т. д, Но трудящиеся Украины с 1п6-
монью всего. советского народа при
повседневной поддержке партии и
правительства успешно восстанавлч:
вают и ‘музыкальную жизнь реснуб-
лики.

Сейчас на Украине работают пять
сперных театров, 26 филармоний, 9
симфонических оркестров, 18 хорозых
капелл. 8 ансамблей песни и танца,
9 ансамблей бандуристов и т, д., всего
свыше семидесяти музыкальных кол-
лективов.

Как в дни Великой Отечественной
зойны; когда украинские советские
певны и музыканты мужественно нес-
ли свое искусство на боевую личто
фронта, так и сегодня украинские му-
зыканты, верные зову партии, все
усилия свои направляют на то, что-
бы внести свой вклад в дело развития
и обогащения музыкальной культуры
своей великой социалистической Po-
	_Ф. Козицкого, «В плену у яблонь»
О. Чишко, «Перекоп» IO. Meiityca,
М. Тица и В. Рыбальченко, «Шорс»
Б. Лятошинского, «Трагедийные но-
чи» К. Данькевича.

Новый этап в развитии украинской
  Оперы начался с 1941 Р.
  Героика Великой Отечественной
войны получила отражение в операх:
«За Ролану» Ф. Козицкого (1941. г.),
«Честь» Г. Жуковекого (1946 г.),
«Молодая гвардия» Ю, Мейтуса
{1947 г.) и «Одной жизнью» Д, Клеба-
‘нова (1947 г.).

Почти все перечисленные оперы и
балеты были поставлены украннекими
оперными театрами, но сценическая
жизнь большинства из них была
непродолжительна. Основные при-
чины—неудовлетворительные качест-
 B либретто или недостатки принци*
  пнально творческого характера — не-
‚верное раскрытие композиторами ге-
роических образов и положений, y3-
лечение формалистическими концеп-
  циями, упрощенное и механистиче-
ское использование народно-песенного
  материала.

В репертуаре сохранились лишь
«Наймычка» М. Вериковского, балеты
«Лилея» К, Данькевича и «Лесная
песнь» М. Скорульского. В настоя-
щее время ставится «Честь» и гото-
вятся к постановке в дни тридцати-
летия Великой Октябрьской социали-
стической революции «Молодая гвар-
дия» Ю. Мейтуса (в Киеве), «Одной
жизнью» Д. Клебанова (в Харькове)
и балет «Дочь страны» ЕВ. Русинова
(в Одессе). :

Постепенное ‘освоение советской
тематики имеет место и в жанрах
кантаты! и оратории  («Хустына»
Л. Ревуцкого, «Маруся Богуславка»,
«Октябрьская кантата» и «Гнев сла-
вян» М, Вериковского); Б, Лятошин-
ский создал кантату, посвященную
60-летию И. В. Сталина. Кантата
А. Штогаренко «Моя Украина» удо-
стоена Сталинской премии, К 30-ле-
тию Октября закончены:  орато`
рия «Слово украинского народа
Великому Сталину». С. Файнтухл,
кантата «Полководец» Г. Финаров-
скою и Я. Файнтуха, оратория
«Народ и вождь» М. Вериковского,
«Народные мстители» А.’ Штогаренко
и «Весенняя оратория» (для детского
хора) Ф. Козицкого,

начительные достижения имеются
в области симфоничёской музыки.

В республике создана широкая сеть
симфонических оркестров (в Киеве
Олессе, Львове, Харькове, Днеп2э-
петровске, Черновцах, Ворошиловгрз-
де, Николаеве).

К 30-летию Октябрьской револю-

тах сопиалистического строительства, пи: новые симфонии и симфонические
	Too написали К, Данькевич, (OQ.
		М. Гозентуд, Г. Таранов, А.   даны.
	вызвали к жизни оперы; «Разлом».
В. Фемелиди, «Неизвестные солдаты»