и СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		его пребывании в `фядах Союза ком-
позиторов.

А. Оголевец признал, что им допу-
шены громадные ошибки, и, отметив
	исключительное терпение, проявлен-
	ное к нему коллективом, обязался
исправить линию своего поведения.

Значение решений оргкомитета вы-
ходит за рамки вопросов, непосред-
ственно связанных © книгами и анти-
общественными поступками А. Ого-
левца. Эти решения должны способ-
ствовать оздоровлению общественной
атмосферы среди музыковедов, росту
и усилению современного теоретиче-
ского музыкознания.

В первую очередь это относится к
Музгизу, работа которого требует ре-
шительной перестройки. Книги Ото-
левца, ‘увидевшие свет, являются
идеологическим браком, ответствен-
ность за который лежит-на Музгизе
и его главном редакторе — И. Бэлза,
поставившем свою подпись под тре-
	‘тьей книгой Оголевциа.
	Президиум оргкомигета Союза со-
ветских композиторов. на специальном
совешании расомотрел.  резолю-
цию по итогам обсуждения книг А;
Оголевца. Резолюция. представляет
собой пространный и ‘детально раз-
работанный документ, подводящий
итоги обсуждения и дающий научно-
общественную оценку музыковедче-
ских работ автора. Текст резолюции
подготовлен ‘музыковедческой KO-
миссией в составе Б. Асафьева, А.
Шавердяна, Т. Цытович, В. Беляева,
И. Мартынова, И. Нестьева и И.
Рыжкина. :

Расценивая книги А.  Оголевца в
соответствии с поставленными в них
задачами, резолюция констатирует
глубокую  философски-методологиче-
скую порочность его концепции, Как
указывает резолюция, «искажая и
вульгаризируя основные’ положения
марксистско-ленинской методологии,
открывая широкий доступ идеалисти-
ческим воззрениям, занимая позиции
формализма и антиисторического ап-
риоризма, Оголевец вступает в корен-
ное противоречие с практикой и допу-
скает грубые ошибки в важнейших
илейно-политических вопросах совре-
менности». Вместе < тем в резолюции
указаны и те частные положения, си-
стематизации и наблюдения, которые
представляют определенную ценность
в работах Оголевца. Однако эти ин-
тересные моменты «смогли бы сыг-
рать положительную роль лишь при
условии их из’ятия из порочной кон-
цепции и соответствующей  перера-
ботки».

В особом разделе резолюции осу-
ждаются грубые ошибки, допускае-
мые А. Оголевцом в освешении исто-
ричёского прошлого и современного
состояния теоретического музыкозна-
ния. Как указывает резолюция, «А.
Оголевец. дает вульгарно-упрощенную
оценку многих явлений, преследуя, по
существу, задачу возвеличения
и рекламирования своей теории». Рез-
ко отрицательная оценка дана в ре-
золюции третьей книге А. Оголевца
«Структура тональной системы». как
	наиболее полно выражающей все по-
рочные тенденции автора.

Для напечатания этой вредной кни-
ги А. Оголевец использовал свое слу-
	жебное положение в Музгизе, Книж-
ная редакция, ‘в основном укло-
нившись от своих прямых задач, и в.
первую очередь от задач ‹ массовой
музыкальной пропаганды, преимуще-
ственно издавала в последнее время.
громадные по размеру, методологи>
чески порочные книги самого А. Ого-
левца. Это могло произойти лишь при
условии безответственности PYKOBO-
дяшего состава Музгиза.

Сурового общественного порицания
заслужило поведение А. Оголевца
на заключительном заседании дискус-
сии. Его заключительное слово, явив-
шись уклонением от научного спора,
было лишено самокритики и свелось
к грубым выпадам в адрес оппонентов
и к стремлению зсемерно запутать
обсуждаемые вопросы. Выступления.
сотрудников так называемой лабо-
ратории тональных систем, руководи-
мой А. Оголевном, носили рекламно-
апологетический характер и вызывали.
опасения, что указанная лаборатория.
является одним из очагов групнов-
щины и отрицательного воздействия
А. Оголевца на музыкальную среду.

Дискуссия обнаружила, что в сферу
вредных влияний Оголевца, оказалась
вовлечена и группа молодых теорети-
ков. Выступления В. Ванслова, И.
Болдырева, Ю. Бружеса, А. Калма-
новского показали их низкий идейно-
философский уровень, безразличие к
проблемам марксистской методологии,
оторванность от живых задач строн-
тельства сОветской — музыкальной
культуры. Эти факты не могут не
вызвать беспокойства за состояние
дела воспитания  музыковедческой
молодежи, которой предстоит значи-
тельная работа по дальнейшему под’-
ему музыкальной культуры.

Резко осудили недостойные методы,
применявшиеся А. Оголевцом, выда-
ющиеся музыкальные деятели—чле-
ны президиума оргкомитета Д. Шо-
стакович, Д. `Кабалевский, Л. Книп-
пер, Л. Половинкин. А. Хачатурян,
Т. Хренников, В. Белый, Ю. Шапо-
рин, В. Шебалин. .

В своем решении оргкомитет осу-
AU  антиобщественное поведение
А. Оголевца и предупредил ero,
что в случае повторения подобных
поступков, будет поставлен вопрос о

ALTA ETE GEL

TET ET ATH ER
		Шестая симфония

С. Прокофъева
	Произошло значительное событие
в истории советского симфонизма.
Сыграна новая, б-я симфония Сергея
Прокофьева. :

Если 5-ю симфонию Прокофьева
сравнивали с «Богатырокой симфо-
нией» Бородина, справедливо отме-
wen ee эпический,  об’ективный
смысл, то 6-я значительно более
суб’ективна и лЛирична; но диапазон
этой лирики огромен. Сильная и
жизнерадостная личность прокофьев-
ского героя дана на фоне беспокойных
и мрачных всполохов страшной воен-
ной бури. В этом волнующем соно-
ставлении — личный мир современ-
ного человека и‘ грозная - машина
всеобщего уничтожения — есть  не-
что родняшее 6-ю симфонию Про-
кофьева-с другой вёликой симфонией
ее Ane oe octaKoomne
В обеих симфониях благородный гу-
манизм советского героя нротивопос-
тавлен черным силам“ ненависти и
зла еше угрожающим человечеству.
	Симфония начинается фезкими вы-
криками медных. Это нарочито грубая.
«обложка», после которой особенно
волнует пленительная ясность напев“
ной первой темы. Светлое умиротво-
рение, спокойная улыбка радости
разлиты в прекрасной мелодии струн-
ных, по духу она близка к тем
счастливым ирическим откровени-
ям. которые так радуют у нынешнего
Прокофьева (напомним начало 8-й
сонаты или любовные темы «Войны и
мира»). Однако уже в пределах пер-
вой темы врывающиеся грозные
тембры медных предвещают трево-
гу.

Как далекая задумчивая свирель,
звучит побочная тема первой части:
унылый наигрыш гобоев скуп и ас-
кетичен: это чистый мелос, не нуж-
дающийся в гармонической опоре и
лишь кое-где оплетенный «илюшом»
полифонических наслоений. ° Сквозь
дымку светлой печали встают в <во-
ей неповторимой красе образы pyc-
ской природы: туманная даль полей,
поникиая листва осин, грустные
осенние краски... Экспозиция закан-
чивается неожиданными взрывами
^корбного чувства, — словно ‘про-
мелькнули отзвуки  прокофьевских
оперных сцен, рисующих образы на-
родного горя. .
-И вот развертываетея сложная
разработка — центральное действие
этой инструментальной драмы. В цен-
тре разработки мощный траурный эпи-
зод, обозначенный ремаркой 1авибге
(мрачно).  Вепоминаются массовые
траурные шествия — марш Госсека,
Берлиоза. Тема «шествия» поражает
ораторским размахом и величием; ее
скорбь полна волевой напряженно-
сти — без тени уныния; в упругих ин-
тонациях плакатно-героического: скла-
да есть взрывчатая повелительная
мощь. Шествие переходит в бурно
нарастающее, кульминационное дви-
жение. Кажется, будто налетел зло-
`°вещий шквал военного нашествия.
Вся сложнейшая симфоническая «ма:
шинерия» использована здесь Проко-
фьевым с исчерпывающей  убеди-
тельностью. После задыхающихся,
стонущих валторны (одна из инте-
ресных находок оркестровки) поет
свою печальную песню  задушев-
ная русская свирель, затем. снова
трохочут ритмы траурного шествия.
И, наконец, просветленным, ясным
умиротворением, чистыми и‘ протяж-
ными мажорными звучаниями завер-
шается вся первая часть.

Первая часть воспринимается как.
	сюжетное деиствие, в котором жизне-
утверждающим настроениям, отра-
жающим сегодняшний лень нашей
страны, противопоставлена память о
пережитой миром великой трагедии.

Вторая часть: симфонии Ратро вос-
певает красоту и мощь всепобежда-
ющего человеческого духа. Дирижер
Мравинский предложил к.этой части
эпиграф, взятый из Горького: «Че-
ловек — это звучит гордо». Харак-
	тер этой музыки полон мужествен-
	ного волеутверждения.
Основная тема рождается не сразу;
она как бы возникает из причудливых
	лабиринтов и неясных шумов вступ-
ления. Ее широко наневный мело-
		дизм огромного диапазона, трезвый и
рельефный, изобилует свободными
взлетами и непривычными, трудно
интонируемыми  изгибами. Новая,
вторая тема Largo является He
столько контрастом, сколько  про-
должением первой — красивое инст-
рументальное «ариозо» ‘исполнено
спокойной мудрости. Внезапно ли-
рический тон сменяется вновь фан-
тастическими ‘призраками войны.
	Мрачное видение исчезает, мы слы-
шим новую, прекрасную мелодию —
серенаду, исполняемую четырьмя
валторнами, с нежнейшим звенящим
сопровождением. Эту очаровательную
мелодию. украшенную тонкой резбой
мелизмов, хочется назвать «темой
любви» — столько в Ней ароматной!
и нежной чувственности. Гагро завер.
щается «зеркальной» репризой пер-
вых двух тем, «Я молод и могуч,
я победил силы зла, и я завоевал
право на счастье» — такой вывол
угалывается в уверенных мажорных
звучаниях Largo,

С первых же тактов 3-й части —

финального ` \УТуасе `— нас захваты“
	вает. юношеский задор игривой весе-
лой мелодии в духе Глинки или Мо-
царта;: Мы < улыбкой узнаем давно
знакомые черты неоклассика Проко-
фьева, автора «Классической симфо-
нии». Но не только шаловливый за-
дор, а и крепкая энергия титана,
Сурлящая, бьющая через край льви-
ная мощь звенит в беспрерывно поз-
торяемых фанфарах. Иной характер
носит вторая тема финала — отда-
ленные ритмы плясок, ночного празд-
нества — в соединении с ий иной!
	‚песенной ‘мелодией.
	Итоги дискуссии заставляют < 0со-
бым вниманием поставить вопросы
формирования и воспитания музыко-
ведческих кадров. К этим вопросам
слежует привлечь прежде всего вни-
мание нашего ведущего музыкального
вуза — Московской консерватории.
Она не может не проявить интереса к
научному и общественному характе-
ру выступлений ряда своих воспитан-
ников. Не может она не дать долж-
ной оценки и выступлениям группы
педагогов — участников дискуссии,
уклонившихся от принципиальных
методологических вопросов. OprKo-
митет должен явиться инициатором
создания специального научного
центра, об‘единяющего силы музы-
коведов и разрабатывающего вопросы
теоретического музыкознания, марк-
систско-ленинской эстетики, проблем,
выдвигаемых практикой многонацио-
нальной советской музыкальной
культуры.

Исторические решения ПК ВКП(б)
по илеологическим вопросам и вы-
ступление товарища А. А: Жданова
	на философской дискуссии требуют
от Комитета по делам искусств
серьезного внимания к вопросам пере-

стройки советского музыкознания.
И. НИКИТИН.
	Драматический театр
группы советских
оккупационных войск
	16 октября в Потсдам выехал кол-
лектив Драматического театра груп-
пы советских оккупационных войск 8
Германии, сформированный на базе
армейского филиала Малого театра.

Армейский филиал Малого. театра
под художественным руководством
заслуженного артиста РСФСР
С. Алексеева в годы Великой Отече-
ственной войны побывал на различ-
ных фронтах. После окончания вой-
ны коллектив театра обслуживал ок-
купационные части Советской Армии
в странах Центральной и Восточной
Европы.

Сейчас труппа театра значительно
пополнена. В ее составе артисты
Е. Баскакова O. Супротивная,
К. Троянова, В. Алексеева, Е. Мазу-
рова, А. Пролыгина, И. Пельтцер,
	На автомашинах, на. телегах, пешком передвитатея арен
колхозных филиалов’ государственных цирков, обслуживая колхоз:
ников, рабочих совхозов, МТС, новостроек. В нынешнем году Е
колхозах и совхозах уже дано свыше 5 тысяч цирковых представ-
лений. которые просмотрели около миллиона зрителей.
	Сейчас в стране работает 45
	колхозных филиалов государствен-
представители разнообразных жан-
	ров циркового искусства: гимнасты, жонглеры, эквилибристы, клоуны.
и т. д. Артисты выступают не только в сельских клубах и избах-
	в поле, в полеводческих и трак-
				торных бригадах и звеньях, вызывая живой интерес у колхозников,
Многочисленные отзывы зрителей свидетельствуют о большой ху-
пожественной и политмассовой работе, проводимой артистами цирка
	На-днях в Москве состоялось специальное совещание, носвя-
щенное подготовке колхозных цирков к 30-летию Великой Октябрь-
ской социалистической революции. С докладом выступил начальник
Главного управления цирков Н. Стрельцов. .

На снимке: колхозный филиал цирка гор. Сталино выступает” в
колхозе «Запорожец» Старобелиевского района (Донбасс).
	МОСКОБСКАЯ
ХРОНИКА
	< Исполком Московского Совета вы-
нес решение о расширении территории:
сада «Эрмитаж», о строительстве на его
территории нового здания Театра
им. Моссовета и о переоборудовании зри-
тельного зала старого здания театра под
кинотеатр. Принято также решение о за-
вершении в декабре 1948 года работ по
строительству злания Театра оперетты:
	< Театр им. Ленинского комсомола
показал премьеру пьесы бр. Тур в
Л. Пейнина «Губернатор провинций».
	#3 Литературно-драматический — отдел
Всесоюзного радиокомитета впервые за-
писал на пленку рассказ «В овраге» Че-
хова в исполнении В. И. Качалова. Кро-
ме того, в его же исполнении записаны
сцены из «Гамлета» и «Лон Кихота»,
	< Зал им. Чайковского открывает сея

годня свой восьмой сезон концертом
Государственного симфонического орке-
стра СССР. В программе: Седьмая
симфония Д. Шостаковича и «Ода на
окончание войны» С. Прокофьева. -Ди-
рижер К. Иванов.
	3 Завтра в выставочном зале Москов
ского товаришества художников откры-
  вается большая выставка произведений
  народного художника РОФСР.В. Бялы-
  oss ‹ого-Бируля. Выставка организуется
i
i

Комитетом по делам искусств гри Совете
‹ Министров СССР, Московским союзом
‚ советских художников и Московским
  товариществом художников в связи &
  60-летием творческой деятельности В. Бя-
  лыницкого-Биртуля.
	{3 26 октября в Большом театре Союза
ССР состоится 5680-е представление балета
`П. Чайковского «Лебединое озеро». _
	49 20 октября Институт истории искусств
Академии наук СССР и Всероссийское
` театральное общество проводят в Леме
  актера вечер, посвягхенный 106-летию co
  дня рождения великого русского актера
A. П. Ленского. Сообщения на вечере
сделают проф. В. Филиппов («Ленский и
! его творчество»), Н. Зограф («Ленский --
Гамлет») и проф. 0. Лурылин («Ленский
: на сцене»). С воспоминаниями, чтением
  записок и писем выступят Ученики А. п.
  Ленского — В. Пашенная. В. Рыжова, Е,
: Турчанинова, Л. Дейкун, М. Ленин, А+
{ ИТаломытова и В. ПЛебелев.
	3 Институт массовых сооружений Ака-
демии архитектуры ССООР в 194} году вы-
` пускает большую работу «Основы про-
‚ ектирования жилог> дома» (автор —член-
‚ корреспондент Академии архитектуры Н;

Былинкин). Эта книга явится одновре-
менно учебным пособием для студентов
архитектурных вузов.

43 На-днях в Государетвенной Третья-
  KOBcKOH галлерее состоялось научное за-
` седание, посвященное 50-летию со. лня
‘смерти выдающегося русского пейзажи-
  ста А. Саврасова. С обширным доклаз
  дом о творческом пути художника вы»
  ступил. проф. А.` Федоров-Давыдов.
  Доклад старшего научного сотрудника
Ф. Мальцевой был ‘посвящен Саврасо-
ву — педагогу, воспитателю многих вы-
дающтихся русских художников. В залах
галлереи была развернута выставка луч-
птих работ хуложника.
	(ответственный редактор), А. А. СУРОВ,
С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. МУРАВЛЕВ,
	CO BCEX KOHILOB
СТРАНЫ _
		ная экспелиния Инетитута театра и му-
		зыки, работавшая в районах Ленинград-
ской области. Участники экспедиции
записали свыше восьмисот фольклор-
ных произведений о Великой Отечест-
венной войне. К 80-летию Октября в ин-
ституте будет организована выставка
материалов этой и трех предыдущих
экспедиций института.

КИЕВ. Большие монографии «30 лет
украинеьой советской музыки», «Укра-
инское советское изобразительное ис-
кусетво за 30 лет» ‘и др. готовит Инети-
тут искусства, этнографии и фольклора
Академии наук УССР.

АТХАБАД. При Туркменской филар-
монии под руководством народного ар-
тиста ТССР Аман Кульмамелова начала
работать школа чтеца (на туркменском
языке). ~

ДЗАУДЖИКАУ. Здесь открылось пер-
вое в Северной Осетии музыкально-пе-
дагогическое училище. Оно будет гото-
вить преподавателей для ередних школ
республики.
	УЛАН-УДЭ. Возвратился из гастроль-
ных поездок коллектив Русского: драма-
тического театра. За три месяца он по-
бывал в пятидесяти колхозах, рыболо-
вецких бригадах Байкала и промышлен-
ных предприятиях. где показал ряд
спектаклей и концертов. На-днях енек-
таклем «Русекий вонрос» театр открыл
зямний сезон.
	ТАУ1ИН. В Доме искусств открылась
выставка работ двух тартуских худож-
ников Н, Эспе и П. Пилара. На высетгав-
ке экспонированы новейшие произведе-
ния художников, отражающие главным!
образом восстановительные работы. в
разрушенных войной эстонских городах,
а также трудовые булни рабочих эстон-
	СТАЛИНАБАД. Республиканский Дом
народного творчества выпустил сборник
памирских песен, собранных заслужен-
ным леятелем искусств Таджикской ССР
	Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРЛЯН,
	535151153С1353253С1233Е1СС163122512321532122327213325155)5515225999951
Академия архитектуры Союза COP
			В. разработке финала, где обе те-
мы ‘даются в причудливом соедине-
нии, властвуют счастливый смех, ог-
ненная энергия юности, русское лу-
кавство» Прокофьев  принципиаль-
но отказывается здесь OT TDAH
ционного — «финального  блатополу-
чия». В коде финала, как в кинофиль-
ме сменяется несколько различных
контрастируюнтих кадров.’ Сперва по-
степенное «отрезвление» приводит к.
сумрачной свирельной теме из пер-
вой части: она напоминает о печа-
лях народных, о пережитом rope.
Внезапный взрыв жестких ‹ звучно-
стей — словно вопли отчаяния. И,
наконец, в-самом конце коды — ко-
роткое энергичное шествие, похюл-
ная дробь барабана и волевое ма-
жорное завершение. В памяти возии-
кает сфрока Маяковского:

Держи, товариш, порох сухим...

Бесспорно, в финалё заложена яр-
кая сюжетная идея: ликуя и празл-
нуя победу, не забывай о пройден-
HOM пути, о силах зла, грозящих тебе
и твоему народу.

И в конструкции симфонии, и в ее
тематизме много нового и необычно-
го. Замечателен ее оркестровый
стиль — с четкой диференциацией
групп и особым предпочтением низ-
	ким мужественным органно-густым
звучностям. Некоторые — эпизоды
симфонии Ннелегки для массового
	слушателя. Непривычные изгибы ме-
лодий, а Кое-где и нарочито-запу-
танные переходы и связки затрудня-
ют первое восприятие музыки. Но,
слушая симфонию вторично и при-
выкая к очертанию ее тем, начи-
наешь сильнее ошушать жизненную
	силу и художественную  привлека-
телыность этого превосходного со-
чинения. Е :
Первое исполнение симфонии coc-
тоялось 11 и 12 октября на откгытии
сезона Ленинградской - филармо-
нии. Дирижировал Е. Мравниский.
Сейчас это, бесспорно, наиболее ин-
тересный наш симфонический дири-
жер. Его исполпение, гаэмонично
`об‘’единяя в себе яркий темперамент
‘артиста и мудрый расчет режиссера,
‘глубоко захватывает и радует. Отлич-
но слаженным, чутчим коллективом
виртуозов, составляющим как бы од-
но целое со стоим руководителем,
показал себя симфогический оркестр
Ленинградской филармони Оба
  раза симфония Прокофьева была
`сыграна с исключительным хуложе-
	ственным совершенством,
Я. НЕСЗЬЕВ.
	О подготовке праздничных спектаклей
	К 30-летию Великой Октябрьской
социалистической революции все те-
атры страны готовят новые спектак-
ли © жизни советского народа, о ге-
роике наших побед и величии социа-
листической Родины.
	В репертуаре театров к 30-летию
Октябрьской социалистической рево-
люции — новые произведения совет-

ских драматургов на темы современ-
ности.
чости.

В болыпинстве театров развернута
интенсивная работа;‘в создании спек-
гаклей участвуют лучшие актеры,
режиссеры и художники.

Однако Комитет по делам искусств,
при Совете Министров СССР в своем,
приказе. отмечает, что в период под-
готовки к 30-летию Великой Ок-
тябрьской ‚социалистической револю-
ции в работе некоторых республикан-
ских органов искусств и ряда теат-

ров обнаружились существенные не-
достатки. Так, Комитет по делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР
и Управления. по делам ‘ искусств.
	Белорусской и Молдавской ССР’ ра-
стянули утверждение октябрьско-
то репертуара театров до сентября.
Запоздалое утверждение репертуар-
ных планов затруднило в ряде теат-
		ров нормальный ход подготовки юби-
лейных спектаклей. В отдельных те-
атрах подготовка спектаклей к 30-
летию Великой Октябрьской коциа-
листической революции’ ведется не-
допустимо медленными темпами, что
ставит под угрозу своевременный по-
каз их зрителю (например, в Театре
им. Ермоловой, в Театре им. Моссо-

вета и ряде театров союзных респуб-
лик).
	3 целях обеспечения своевременной
подготовки всеми театрами страны
высококачественных в идейно-худо-
жественном отношении спектаклей к
30-летию Великого Октября, Комитет
по делам искусств предложил.
обеспечить полное `-и своевременное
выполнение репертуарных` планов к.
Октябрьским ` торжествам. Органи-
зуется выезд критиков, режиссеров и
работников республиканских комите-.

тов и управлений по делам искусств   Н. Лазарев, Н. Попов, В. Стрелин,
з0 все областные центры республик   Н. Палин, Г. Соловьев, И. Рыжков,
для оказания помощи театрам в под- В. Кеслер, В. Ланин, М. Ушаков,
готовке октябрьских премьер. iB. Степанов и другие.
	Художественный руководитель те-
arpa С Алексеек остарит рпоктахля
	С 5 но 15 ноябряво всех театрах
Советского Союза’ будут проводить-
ся показы лучших спектаклей на со-.

временные советские темы,
	и другие, Б результате этих совеща-
ний будет выпущен специальный
сборник «Театры И театроведы Запад-
ной Европы‘и Америки на службе ре-
акции». .
Кроме того, в планах об’единения
предусмотрена работа с молодыми.
московскими критиками. обсуждение.
московских театральных премьер, _
проведение семинара периферийных
критиков, подготовка к изданию «Ан-
тологии советской театральной кри-
тики», сборника статей «Белинский—
театральный критик» и др.
	‚атра С. Алексеев ставит спектакли   СКого сланцевого бассейна.
` «Великая любовь» Г. Березко.и «Гу-  СТАЛИНАБАЛД. Республа

аптолногео тророертра UBT
		бернатор. провинции» бр. Тур ‘и
Л. Шейнина. Кроме того, в текущем
	сезоне будет показана пьеса А. Ост-; ЕОМпозитором И. Рогальским.
		ровского «Правда хорошо, а счастье
лучше» (постановщик—И. Пельтцер).
Театр будет играть в Берлине,
Дрездене, Лейпциге, Веймаре и дру-
гих городах советской оккупацион-
ной зоны Германии. Начальником те-
атра назначен майор А. Антонов.
	ФИЛЬМ О ВЕНЕЦИАНОВЕ

К исполняющемуся в декабре 100-
летию со дня смерти Венецианова
Московская студия научно-популяр-
ных фильмов выпускает кинокартину,
посвященную прославленному русско-
му художнику. Фильм снимает ста-
рейший советский кинорежиссер и
оператор проф. Ю. Желябужекий.
	САРАТОВ. Оператор саратовской сту-
дии кинохроники А. Софьин заснял pa-
боту животноводческой зональной опыт-
ной станции. Режиссер В. Тюхменев мон-
тирует из этого материала сненивльный

киноочерк. Это шестой киноочерк, вы-:
	пушенный студией (лиректор Г. Мичу-
рин) в номоть сельскому хозяйству. До
конца года будег выпущено еще два
киноочерка. °^

ЧЕБОКСАРЫ. 2 октября Чувашекая
государственная Филармония тематичес-
ким концертом, посвященным 800-летию
МосквьЕ, открыла свой зимний сезон. В
концерте принимали участие ‘ансамбль
песни и пляски под руководством
Ф. Лукина, симфонический оркестр под
рувоБодетвом В. Ходяшева и артисты
Чувашского Госуларственного академи-
ческого театра н Радлиокомитета.
БУГУРУСЛАН (Чкаловская область).
Строители треста «Бугурусланнефть» ва-
кончили сооружение городского театра
со зрительным залом на 600 мест. Спена

оосрудована по последнему елову тех-
НИКИ.
					Редакционная коллегия:
В. Г. ВДОВИЧЕННО
М. В. БОЛЬШИНЦОВ.
	В 06‘единении театральных критиков
	Обединение театральных критиков
28 октября проводит совместно © До-
мом ‘актера совещание на тему «За-
падные театры на службе реакции».
На этом совещании будут выступать

сатели. актеры, ° корреспонденты!
газет и ТАСС, члены Антифашист-,
ского женского конгресса. Следую/
щее совешание будет посвящено
разоблачению реакционных теорий
современной западной эстетики, Te
атроведения и театральной критики.
С докладами выступят В. Асмус,
М. Морозов, А. Дживелегов, В. Узин

«Остров мира» Евгения Петрова
		Не для всех персонажей комедии
театр нашел живые сценические ха-
рактеристики, что было особенно не-
обходимо в отношении ролей, кото-
рые и в самой пьесе остались незавер-
шенными, Тем значительнее артисти-
ческий успех Е. Юнгер, умно, иронич-
но играющей роль избалованной, ду-
шевно опустошенной дочери Джекоб-
са.

В спектакле немало чисто коме-
дийного. И, казалось бы, как бы мог
развернуться театр, знающий все
«схемы смеха», так мастерски владе-
ющий палитрой смешного. переходя
к образу туземного нарька Махун-
хины (арт. Ващенко). Театр отказался
от подобного соблазна, ив этом
проявился его художественный такт.

Мертвая тишина царит в зритель-
ном зале, когда происходят диплома-
тические переговоры между мистером
Джекобсом и японцем Баба, т ую-
щим выдачи Махунхины. С какой гор-
достью говорит мистер Джекобсе о
том, что «англичане никогда не выла-
ют людей, просивших убежища», и с
какой готовностью идет на компро-
мисс, удовлетворяясь заверением, что
речь идет не о «выдаче», а о «пере-
даче для судопроизводства».
	По-настоящему драматична сцена
ухода Махунхины, и для успеха по-
литического памфлета‘ этот драматизм
необходим. Мы улыбались, и это
действительно было очень забавно,
когда вначале робинзонады Джекобса
Махунхина старательно усваивал ци-
вилизаторский лексикон: «Гад бай
Как поживайт милэди?..»,

С этими же словами, произнесенны-
ми тихо и доверчиво, но звучаними
теперь < особой драматической силой,
покидает Махунхина гостеприимный
дом мистера Джекобса.

Центральную роль мистера Дже-
кобса играет одаренный опытный-ко-
медийный артист Л. Кровицкий. Он
почти безукоризнен во всей второй
части спектакля, когда в мистере
Джекобсе; почуявшем запах нефти, а
следовательно, и больших денег,
просыпается империалист. Исполните-
лю этой трудной роли еще недостает
легкости, непринужденности, наивно-
сти в первых сценах, где иной раз мо-
жет показаться, что Джекобс не-
сколько нарочито, болыше для хдру-
гих, чем для себя, декламирует паци-
фистские речи.

Друг Джекобса, полковник Эллис,
резюмирует пьесу: «Видите, Джозеф,
я был прав. Мы не может уйти от
войны, а если мы уходим, то уносим
ее с собой, потому что хотим мы это-
го или не хотим, но она заключена в
нае ‘самих». Зритель делает хот же
вывод из всего-хода спектакля
	яростных ее участников оказывается
вчерашний пацифист — мистер Дже-
кобе младший...

Ленинградский театр комедии (ре-
жиссер. и художник спектакля Н.
Акимов) ‘первым показал эту умную
и острую современную комедию.

Спектакль ‘играет всеми цветами
радуги комического — от умной, на-
смешливой, невозмутимо спокойной,
чуть-чуть иронической улыбки, свой-
ственной сатире Ильфа и Петрова, до
комедийной буффонады, откровенно-
го гротеска. Это относится прежде
всего к отличной работе Акимова-ху-
дожника.

Остроумно и изобретательно разра-
ботаны Акимовым-режиссером массо-
вые сцены, как, например, разыгран-
ный с отличным комизмом эпизод ра-
диопередачи < «острова мира». Лице-

мерие буржуазной цивилизации и He-

лепицы закостенелых норм житейско-
го уклада Дужекобсов высмеяны зло.
Розовощекий счастливый примерный
супруг и достойный член парламента,
косноязычный мистер Симпсон (А. Се-

вастьянов) и его товорливая супруга

(Т. Чокой), идиотический светский
жених граф Ламперти (А. Бениа-

минов) и тупая экономка Кэтрин, не-.
ожиданно преврашающаяся в самую.

популярную девушку Англии, бога-
тую невесту (Н. Нурм}, почтитель-
ный камердинер (А. Бонди) — это
	живые, характерные комедийные ро-
ли, сыгранные легко, непринужденно,
с великолепной невозмутимостью.
		ОМЕДИЯ С УБИИСТВОМ
	>
Сим. ДРЕЙДЕН о
Oo
	‚ мира», написанный зв то время, когда
Би-Би-Си торжественно транслиро-
вало заверения Чемберлена—«Отны-
не мир обеспечен на целые поколе-
ния!», а с трибуны ХУШ с’езда пар-
тии раздавался мудрый, трезвый го-
лос Сталина: <..Пацифизм и проекты
разоружения оказались  похоронен-
ными в гроб. Их место заняла лихо-
радка ‘вооружения... Никто уже не
верит в елейные речи о том, что мюн-
хенские уступки агрессорам и мюн-
хенское соглашение положили, буд-
то бы, начало новой эре «умиротво-
рения».
	B «эру умиротворения» не верил —
надо отдать должное его прозорли-
востия — и герой пьесы Петрова, ми-
стер Джекобс младший, пожилой анг-
лийский буржуа, не желающий ника-
кого убийства, а предпочитающий —
по собственному признанию — спо-
KOHHO дышать воздухом, любить свою
жизнь, попивать вечером портвейн и
читать хорошие книжки.
	Убежденный пацифист, чистосер-
дечно узеренный в том, что его чу-
десная Англия обрела свое могущест-
во одной торговлей, он решает спас-
тись от войны бегством из этого «су-
масшедшего мира». И он уезжает
вместе со всеми чадами, домочадцами
и даже самим домом, перевезенным в
‘целости и сохранности на. экзотиче-
ский «остров мира», расположенный
вдали от военных коммуникаций, вне
‚игры интересов великих держав.

Теперь он уже без прежней нер-
возности слушает радиоизвеслия о
фашистской агрессии в Судетах и
Данциге, о бомбардировках Чунцина
и очередных изобретениях швейцар-
ских священников и португальских
монахов, долумавшихсея до новых
бомб чудовищной «полезной убойно-
сти». Его это не касается — он уже
вне войны и может мирно заниматься
попечением о туземцах, «просвещая»
их гангстерскими фильмами и бутыл-
ками вермута.
	Но логике вещей его должна была.
бы настигнуть война,  охватыва-
ющая весь мир, и несложная драма
тическая мораль была бы, согласно.
древней поговорке, готова: как ве-
ревочка ни вейся, а кончик будет. От
войны не уйдешь! Острого и умного
политического памфлетиета Евгения

Петрова не удовлетворяет такое ариф-
	Известно, что под впечатлением по-
ездки в США и Латинскую Америку
Маяковский.начал было писать коме-
дию-памфлет. Поэт замышлял пьесу
о столкновении культуры буржуаз-
ной < советской культурой. Маяков-
ский предполагал назвать ее «Коме-
дия с убийством». Комедия с убийст-
вом! Трудно найти лучшее название
для пьесы советского писателя о фа-
рисействе буржуазной цивилизации,
ханжестве империалистического паци-
физма, таящего в себе опасности ист-
ребительной войны.

Евгений Петров написал комедию,
которой с неменьшим основанием он
мог бы дать такое же название. Но-
‘Bad «комедия с убийством» осталась
недописанной, вернее — не выписан-
ной, не отшлифованной до конца: нет
сомнений. что если бы ему довелось
ее закончить, сам автор более обсто-
ятельно изложил бы два последних
акта. ныне невольно соединяемых в
один, уточнил бы и некоторые харак-
теристики.
` Ввгений Петров написал «Остров
мира» в 1939 году, незадолго до на-
чала второй мировой войны. И лишь
‘недавно, через восемь лет после того
как пьеса была написана, она стала
достоянием театров. Автор указывал
в рукописи: «Действие происходит в
‘наши дни». Зритель, который емотрит
ее в 1947 году, вправе подумать, что
пьеса написана сейчас, после второй
мировой войны. Как всякое истинно
художественное произведение, рож-
денное живой тревогой о судьбах че-
ловечества, она волнующе современ-
на. Более того: она злободневна, быть
может, еще злободневнее, чем тогда,
‘RB лат назад. :
	Среди черновых набросков Евгения.
	Петрова обнаружен лист бумаги, на
‘который занесены строки, машиналь-
но им написанные, очевидно, в: часы
разлумий о долге и чести советского
писателя, в минуты страстного спора
< воображаемым, но до чего же хо-
рошо знакомым «законодателем лите-
ратурных вкусов». Вот они, эти стро-
ки: «..Чепуха. Вздор. Чистоплюйст-
во. Жалкое любование тайнами соб-
ственной луши. А писать следует
только о том, что занимает миллионы
людей. Сомнительные лавры Джойса
способны отнять последние остатки
разума у тех писателей, кому дороги
восторги окололитературных и впол-
не истерических девиц».

Евгений Петров вместе с Ильей
Ильфом действительно писал о том,
что занимает миллионы. Так возник
и драматический памфлет «Остров
		в Ченинградском театре комедии
2 ОСД
	метическое решение пьесы. Он пока-
зывает нам не только «кончик вере-
BOUKH>, но и ее начало. <..Кто этот
бациллоноситель, этот страшный и
тайный бациллоноситель,  заражаю-
щий и отправляющий на тот свет
миллионы людей?!» — в искреннем
недоумении спрашивает мистер Дже-
кобс в начале пьесы. Петров. находит
остроумный и точный драматургиче-
ский ответ на этот вопрос, подсказан-
ный неминуемой логикой событий,
На «острове мира» один из его но-
вых обитателей находит нефть. Это
событие оказывается наилучшей лак-
мусовой бумажкой, проявляющей ис-
тинное лицо империалистического па-
цифизма. Микроб войны — в самой
природе капиталистического общест-
ва. Мирный дом мистера Джекобса
‚превращается в филиал Сити, а затем
и в военную крепость, на острове воз-
никают конкурирующие акционерные
общества, за спинами которых ока-
зываются целые страны... Завязывается
жестокая и кровавая борьба — вот
она, комедия с убийством! — и пер-
вой жертвой местных мюнхенцев па-
Дает местный царек Махунхина. Ан-
глийские цивилизаторы его было ку-
пили за пятьсот бутылок вермута. но
	царька с<вергают японцы, образуя
свое марионеточное правительство...
Война разгорается. и одним из самых
			научных учреждений Акалемии
	сооружения; зрелищные и спортивные сооружения; массовые обществен-

ис сся“ средостроительства (планировка городов; планировка посел-
ков).

3. Институт массовых сооружений (архитектура массового жилища; эко-
номика жилищного строительства).

4. Институт теории и истории архитектуры (теория и история советской
архитектуры; история русекой архитектуры и архитектуры наролов СССР).

5. Инслитуг строительной техники (строительная техника; экономика
строительства).

6. Лаборатория керамики (архитектура керамики).

Заявления о поступлении и докумёнты принимаются до 15 ноября 1947
года. Начало испытаний 24 ноября 1947 года.

Прибывшие на испытания и принятые в аспирантуру жилплошалью не
>
	Прибывшие на испытания и при:
обеспечиваются.

Справки получать в Институте
СССР (Москва, Пушкинекая ул.. 24
	аспирантуры Академия архитектуры
‚ тел. К 0-15-00. доб. 54 и 55.
	ПОСТЕЛИ ЕЕ
	специальностям:
жений (административно-обтчестрлениые
	но следующим
1. Институт общественных coopy

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
	ВСЕСОЮЗНЫЙ ТРЕСТ
	16 проентированию театрально-зрелищных предприятия
Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР
	‚ Теапроентстроймонтажк
	принимает заказы на комплексное проектирование
	Зимних и летних тватров, цирков, цирков типа «ТИапито», р

И ЗОО СЕ Я =
	вы, Домов КУулЬ-
заведений (кон-
	залов, концертных зал, музыкальных эстрад и раковин,
туры, клубов, зданий специализированных учебных за:
®

о а.
	зерваторий, музыкальных и театр
_картинных галлерей`и музеев.

Трестом принимаются заказы
турно-художественному оформле
	ральных техникумов, училищ и школ),
	за составление проектов по архитек-
НИЮ и НО всем специальным уетрой-
ляции, освещения, акустики и ки-
х предприятий, электро- и механо-
	‚ос сирование нестандартной те-
ННОЙ электроарматуры.
	И по всем ви
	ствам в части отопления, вентиляции, освещения,

нофикации театрально-зрелищных предприятий, э
оборудования

Л
сцен, а также на проектирование +
	атральнои мебели и художестве
	Трест дает заключения и проводит консульта
	общего и специального проекти
приятий.
	Заказы направлять: Москва,
езд 6, трест Теапроектстроймон-
	рования театрально-зрелищных пред-
	25, Пушкинская ул., д. № 9, под-
аж.
	государственном театре KOMC HHH:
	«Остров мира» в Ленинграчеком
	_ Джекобе — Л. Кровицкий, Френк — Ж. Лецкий.

ПН
			“35-12; издательство — К 1-48-98.
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоньг;: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразительных искусств, кино — Кв
	Типография «Гудок», Москва, ул, Станкевича, 7,