ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Перед выборами`
в местные Советы
	ЛУЧШИХ ЛЮДЕЙ ИСНУССТВА —
`В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ `

На-днях в Болыгом театре состоя
ялось собрание, посвященное - вым
движению кандидатов в избирателья
ные комиссии. Режиссер Е. Соковя
БИН OT имени творческих коллектия
	вов. театра предложил выдвинуть
кандидатом в состав городекой из“
бирательной комиссии вице-презия
	дента Академии художеств CCCP,
народного художника РСФСР, лау=
реата Сталинской премии Ф. Фелоз
ровекого.

Это предложение горячо полдеря
жали выступавшие на собрании 0%
листы оперы Ф. Федотов и Д. Мчез
дели, которые — охарактеризовали
Ф. Федоровского, как одного из
крупнейших‘ советских художников,
прекрасного общественника и UYTX
кого товарища.

„Собрание единодушно постановия
ло выдвинуть в городскую избивая
тельную‘ комиссию по выборам в
Московский Совет депутатов  труз
дящихся кандидатуру Ф. Федорова
ского.

Выступавшие ° затем  хормейстер
А. Хазанов, артист оркестра С. Го-
сачинский и солистка оперы О. Леона
тьева предложили выдвинуть каня
дидатом в районную избирательную
комиссию директора Большого тез
атра Ф. Бондаренко. Кандидатура
Ф. Бондаренко в районную избира=
тельную комиссию также единодушч
но утверждается собранием.

По предложению артистов Th
Кормакова, М. Клеймана и Д. Тихоя
мирова, собрание выдвинуло своим
представителем в состав окружной
избирательной комиссии артистку
мимического ансамбля В. Сабурову:
	*
	уры при Совете Министров СССР
	ВТОКО
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитект
	издания ХУ!

Суббота, 25 октября 1947 года
	№ 43 (1079). Гол
	ИЗИЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ ИСКУССТВО
ЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

истории искусства взаимодействие
между профессиональным и народ-
ным творчеством He приобретало
столь яркого и действенного значе-
ния. 2

Осваивая традиции великих русских
художников-реалистов — Репина, Су-
рикова, Серова, Левитана, советские
живописцы сумели создать ряд, про-
изведений, в’ которых особенности
социалистического реализма нашли
свое замечательное проявление. В та-
ких полотнах А. Герасимова, как
«Ленин на трибуне», «Сталин на
	“JiCHHH на триоуне», «оталин Hal
ХУГ партс’езде», «Сталин и Вороши-  :
	лов в Кремле», мы видим яркое во-
площение образов. ‘вождей социали-
	стической революции. Органическое
слияние глубокой ‘жизненной прав-
ды. . и романтической приподня-
	тости составляет ‘одну из. главных
особенностей советской — живописи:
Под знаком. социалистического _ре-
ализма в советском искусстве рабо-
тают такие мастера; как Б. Иогансон
и С. Герасимов, В. Яковлев и А. Дей-
нека, М. Грабарь и М. Сарьян, А. Пла-
стов и Ю. Пименов, П. Васильев и
Д. Шмаринов и т. д.

В скульптуре борьба за создание
произведений — высокого идейно-
	художественного мастерства шла по!

двум направлениям: с одной стороны;
в работе. над скульптурной груп
пой, композицией, дающей  обоб-
щенный образ советского человека,
с другой — над созданием  пор-
третного жанра. Главными вехами
первой линии можно считать такие
произведения, как «Часовой» Л. Шер-
вуда, «Молодой рабочий» В. Синай-
ского, «Булыжник—оружие пролеёта-
риата» И. Шадра и, наконец, «Рабб-
чий и колхозница» В. Мухиной. Гран-
диозная группа В. Мухиной. создан-
ная в 1937 году и венчавшая  совет-
ский павильон на Международной
Парижской выставке, воплощает яр-
кие образы новых советских людей.
Эта скульптура, исполненная герои-
ческого пафоса, по праву была вос-
принята как символ молодой совет-
ской страны, уверенно идущей впе-
ред. 5

В портрете советские ваятели ищут
выражения силы человеческого ха-
рактера в сочетании с героической
приподнятостью образа в целом. Эти
черты можно отметить не только
в чисто монументальных портретах,
но даже в станковых произведениях
В. Мухиной, Е. Вучетича, 3. Азгура
и других. Однако эти особенности
трактовки человеческого образа с на-
ибольшей силой проявляются в па-
мятнике-монументе. В этом разделе
	советская скульптура по праву может
	гордиться своими победами. Доста-
точно назвать памятник Ленину на
Зарэсе И. Шадра, монументы Ленина
и Сталина на канале им. Москвы
С. Меркурова, памятники Ленину

Тарасу Шевченко М. Манизера. на-
мятник Кирову Н. Томского, па-
мятники Горькому В. Мухиной и
	И. Шадра, чтобы убедиться, как со-°
	ветские скульнхоры сочетают в своих
образах глубокую = человечность,
портретность образа с раскрытием в
нем лейственного начала.
	Есть все основания надеяться, что
Всесоюзная художественная выставка
1947 года, открывающаяся в день
славного тридцатилетия советского
государства, будет настоящим празд-
ником искусства социалистического
реализма.

Требования, пред’явленные map-
тией и правительством к созда-
нию полноценных идейно-насы-
щенных архитектурных образов, при-
вели советскую архитектуру К
ряду крупных творческих побед,
к созданию таких сооружений, как
мавзолей В. И. Ленина — одно из
величайших сооружений мировой ме-
мориальной архитектуры, павильоны
Всесоюзной сельскохозяйственной
выставки, где в формах архитектуры
воплощены идеи дружбы народов и
торжества социалистической  пере-
стройки сельского хозяйства, канал
им. Москвы, в котором сложнейшие
инженерные и художественные. проб-
лемы разрешены с небывалым разма-
хом, и, наконец, прославленное мос-
ковское метро — яркая демозстрация
мощи и творческих сил советского
народа.

Огромным вкладом в историю раз-
вития градостроительства явилось со-
здание сталинского плана реконст-
	рукции Москвы, четко сформулиро-
вавшего теоретические основы, по ко-.
	торым столь успешно идет социали-
стическая реконструкция одного из
величайших городов мира.

Отсутствие ярких художественных
идей в упадочной архитектуре капи-
талистических стран особенно отте-
няет животворную силу социалисти-
ческого реализма в советской архи-
тектуре.

Наша архитектура обслуживает ши-
рокие круги населения, настойчиво
работает над проблемой массового
жилища, над созданием новых соци-
альных типов архитектуры — детских
домов, яслей, домов отдыха и т. д.,
и является в подлинном и ВЫСОКОМ
смысле‘этого слова народной и демо-
кратической архитектурой.

Вторая- империалистическая война
еще больше расшатала устои капита-
лизма и привела к полному упадку и
разложению буржуазную культуру и
искусство. Никогда еще интеллекту-
альное обнищание буржуазии и мо-
ральное разложение буржуазной ин-
теллигенции не проявлялись с такой
силой, как теперь.

В то: же время советская наука,
культура, искусство в ходе самой
войны и в результате ее не только
не ослабили своих позиций, но еще
больше укрепили их и ни на один
миг не приостанавливали своего раз-
вития.

Наше искусство к 30-летию социа-
листического государства’ приходиг с
огромными творческими достижения-
ми, перед ним открываются еще бо-
лее величественные перспективы.
	Величественные итоги тридцатилет-
него пути советского с<оциалистиче-
ского государства свидетельствуют о
всемирно- исторической победе наше-
го народа, одержанной под водитель-
ством мудрой партии МЛенява —
Сталина. У нас нет теперь антагони-
стических классов. Советский  госу-
дарственный и общественный строй
превратил в нашей стране труд в дело
чести и славы, обеспечил материзль-
ное благосостояние рабочих, крестьян
и интеллигенции, дал народу ничем
не ограниченную свободу творчества.

В росте социалистического <озна-
ния масс огромную роль призвано
нграть наше искусство, как одна из
форм познания и изменения дейсгеч-
тельности.

Перед деятелями советского искус-
ства. язляющимися непосредственчы-
ми участниками строительства комму-
нистического общества, встали совер-
шенно новые и чрезвычайно отвег-
ственные задачи: Обновленная жизнь
потребовала от художников смелого
новаторства во всех областях твосче-
ства. Великий Сталин дал гени-
альное определение складывающему-
ся стилю советского искусства—со-
циалистический реализм, означаю-
щий правдивое отображение действи-
тельности в ее революционном раззи-
тии. Мастера созетокой литературы и
искусства нашли в этом определения
исчерпывающее воплощение `своях
идейно-художественных замыслов.
Великий пролетарский писатель Мак-
сим Горький явился основоположни-
ком социалистического реализма в
литературе, и он же дал яркие образ-
цы теоретической разработки проблем
Нового стиля.

«Социалистический реализм утеер-
ждает бытие как деяние; как творче-
ство, цель  которого—непрерывное
развитие ценнейших индивидуальных
способностей человека ради победы
его над силами природы, фади его
здоровья и долголетия, ради велико-
го счастья жить на земле, которую он
сообразно непрерывному росту его
потребностей хочет обработать всю.
как прекрасное жилище человечества,
об’елиненного в одну семь»
(М. Горький). .

Социалистический реализм прелпо-

лагает творчески активное, партийное
отношение художника к жизни, соче-
тание реалистического показа дей-
ствительности с высокими романти-
ческими устремлениями, утверждение
идей коммунизма. Стиль социалистн-
ческого реализма складывался в
борьбе различных творческих направ-
лений. в процессе преодоления фоэ-
малистских, декадентских, «пПролет-
культевоких» и прочих течений.
На основе значительных успехов
социалистического строительства из
года в Тод росло и крепло советское
искусство, воспитывались и выдвига-
лись новые творческие кадры, созда-
вались произведения, достойные на-
шей великой эпохи. Советские лите-
раторы и деятели искусств, руковод-
ствуясь принципами социалистиче-
ского реализма, идут по пути широ-
кого и свободного развития творче-
ского сотрудничества и <соревнова-
ния, полного и всестороннего выяв-
ления индивидуальных особенностей
каждого автора.

Достижения советского искусства
за тридцать лет могут служить при-
мером для всех прогрессивных демо-
	_кратических сил мира.
	нашему театру потому, что в них воп-
лощены высокие нравственные иде-
алы советских людей и романтиче-
ская мечта о будущем:

Ни на одно искусство капитализм
не оказывает такого растлевающего
  влияния, как на кино. Капиталистиче-
ские монополии превосходно учли си-
лу воздействия киноискусства, обу-.
словленную его массовостью, возмож-
ность извлечения больших прибылей
‚из производства и проката фильмов и
захватили кинематографию в свои
руки. Пользуясь тем, что создание
фильмов требует больших вложений,
‘они сумели низвести художников. ки-
но до положения своих послушных
приказчиков, а киноискусство  пре-
вратить в суррогат.

Дореволюционная Россияне знама
кинонскусства. Искусство кино. по-
  ободий тогда, когда революция . ос-

вободила его мастеров’ от власти де-
‘нежного мешка.

_— Коммунистическая партия,  совет-
‘ская власть воспитали новых режис-
‘серов, сценаристов. операторов и ак-
‘теров, людей, чьи имена широко из-
вестны во всем мире.
	От первых, наивных агиток времен
гражданской — войны, развивалось
наше кино к великолепному эпо-
су «Броненосца «Потемкина» и
«Матери», «Чапаева» и °«Трило-
гии о Максиме» «Ленина в Октяб-
ре» и «Ленина в 1918 году», «Велико-
го перелома» и «Клятвы» — произве-
дениям, несущим идеи социалистиче-
ской революции, зрелым, отточенным
по мастерству, могучим по силе eBoe-
го воздействия.
	Огромный вклад в общесоюзную
советскую кинематографию внесли
лучшие мастера украинского, гру-
зинского и армянского кино. Сей-
час мы являемся свидетелями того,
как создается новая национальная
кинематография народов Латвии,
Эстонии, Казахстана.
	Советекое киноискусство является
самым передовым в мире по сво-
ему идейному содержанию, самым
совершенным по ясности и простоте
формы. Но все же оно дает народу
еще мало фильмов, недостаточно бы-
стро откликается на его запросы. Этот
долг может и должен быть оплачен.
советскими кинематографистами:

Советская музыка прошла свой
славный тридцатилетний путь разви-
тия в упорных -творческих исканиях,
в борьбе за реалистическое жизнен-
ное искусство, опирающееся на на-
родное творчество и обращенное к
народу.

То, что создано советскими компо-
зиторами в области симфонического и
ораториального жанра, - составляет
украшение мирового музыкального
juckyccrpa ХХ века. Советским ком-
позиторам выпала историческая мис-
сия возродить к новой жизни мону-
ментальное музыкальное искусство
  философско-обобщающего склада.
Завоевание советского симфонизма
особенно значительно на фоне полно-
го оскудения западной буржуазной
  музыки. В годы величайшего истори-
  ческого потрясения — войны с фа-
  шизмом, только советская’ музыка,
кровно связанная с жизненными ис-
торическими идеалами нашего наро-
‘да, смогла создать творения, 0606-
щавшие величественный пафос борь-
бы и прозвучавигие на весь’ мир, как
мошный голос человеческого гнева и
жизнеутверждения. Достаточно на-
звать Шостаковича, комнозитора, соз-
давшего величайшие — трагедийные
симфонии нашего времени; Мясков-
ского—автора многих философских
глубоких и лирически насыщенных
симфоний; Прокофьева, Хачатуряна
и других мастеров великолепных
симфонических произведений, в кото-
‚рых звучит полнокровное ощу-
`щение жизненного пульса нашей дей-
ствительности.

В области кантатно-ораториального

жанра советскими композиторами
также созданы прекрасные произве-
дения. Вдохновленные патриотиче-

ской идееи, советские композиторы

‘еще в прелгрозовые годы Великой

Отечественной войны создали таюле
замечательные произведения, как
«На поле Куликовом» Шапорина и
«Александр Невский» Прокофьева.
Тяготение к правде выражения, к
естественности, к воплощению идейи
образов нашего времени характеризу-
ет и советское оперное творчество.
На Западе опера находится в полосе
все более углубляющегося,  безвы-
ходного кризиса. Советская опера
развивается в борьбе: с. формали-
стическим оригинальничанием, < ©д-
ной стороны, и эпигонствующим
натурализмом,—< другой. На этом
пути нельзя не отметить  несом-
ненные удачи: свежесть и простоту.
«Тихого Дона» Дзержинского, мело-
дическую непосредетвенность оперы
Хренникова «В бурю», поэтическую

`’лирику «Семена Котко» Прокофьева.
`В наши дни рождается новая опера,

воплощающая современные реалисти-
ческие образы и при этом — в ориги-
нальных вокальных и ‘симфонических
формах, соответствующих современ-
ному уровню музыкального искусст-
ва. В этом плане следует назвать
отеры 1947 года «Великая дружба»
В. Мурадели и  «Нетюкоренные»
Д. Кабалевекого-

Замечательное качество советской
музыки — ее многонациональность и
кровная связь < животворящими
источниками прекрасных националь-
но-песенных культур славянских на-
родов и народов Востока. В наши дни
с новой силой воскресла русская пе-
сенная традиция в творчестве самых
	различных художников — от Иро-
кофьева, Мясковского, ’ Шапорина
до Захарова, Новикова, Соловьева-
	Седого. Впервые в столь совершен-
ной форме преломились в музыке
высокого классического склада и на-
родные мелодии Украины и Грузии,
Узбекистана, Азербайджана и других
советских народов. Никогда еще в
		«Алеб — государству» (масло). Художник К. Максимов. Из картин, отобранных на Всесоюзную
	художественную выставку.
— 20086

‘акануне 30-лети

*
	«МОЛОДАЯ ТВАРДИЯ»
НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ
	К 30-летию Великой Октябрьской
социалистической революции Ан-
самбль советской оперы Всероссий-
ского театрального общества под ру-
ководством Константина Попова за-
канчивает работу над оперой А. Па-
щенко «Молодая Гвардия» (либретто
С. Спасского). Музыкальный руково-
дитель спектакля проф. А. Хессин,
режиссер К. Попов. Опера «Молодая
гвардия» пойдет в концертном испол-
нении в сопровождении рояля (Н. Ми-
ронов).
	ВЫСТАВКА «30 ЛЕТ
СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»
социалистической революции музей
Академии архитектуры СССР roro-
вит выставку «30 лет советской ap
хитектурых, 4

В многочисленных  фотоенимках,
макетах, проектах и чертежах будет
показано развитие советской асхн-
тектуры и советского градостреи-
тельства за 30 лет.

Большое место на выставке  зай-
мут экспонаты, посвященные новым
городам, которые возникли и вы-
росли за годы советской власти в
самых отдаленных районах страны.
	На выставке будут демонстрирэ-
ваться также лучшие образцы про-
мышленной архитектуры. Спениаль-
НЫЙ раздел отводится, в частности.
	строительству и архитектуре гидро-.
	станций, возведенных за годы ста-
линских пятилеток— Днепрогэса, За-
гэса и 3p.
	Большой интерес представит раз-
дел, посвященный архитектуре куль-
турных и общественных  сооруже-
ний—дворцов культуры, — клубов,
разнообразных детских учреждений,
ваучно-иселедовательских — институ-
вит п. .
	я великого Октября
	*
ПРАЗДНИЧНЫЕ
ПРЕМЬЕРЫ .
	КИЕВ. (Наш корр.). 22 пьесы впер-
вые на Украине увидят в эти
дни свет рампы. Среди них — «Мо-
лодой лес» Н. Погодина, «Бабье
лето» В. Овечкина. «Великая лю-
бовь» Г. Березко, «Люди с чистой
совестью» П. Вершигоры, «Жизнь
в цвету» А. Довженко и др.
	Оперный театр покажет премьеру
«Молодая гвардия» по А. Фадезву,
музыка Ю. Мейтуса. Русский дра-
матический театр им. Леси Укоаин-
ки работает над постановкой пьесы
	Г. Березко «Великая любовь», Театр:
	музкомедии уже показал «Вольный
ветер» И. Дунаевского. Театр юного
зрителя репетирует ‹ инсценировку
«Как закалялась сталь» Н. Остров-
ского; Харьковский театр украинской
драмы им. Шевченко ставит но-
вую ньесу поэта Л. Дмитерко  <Ге-
нерал Ватутин», Днепропетровский
драматический театр им. А. М. Горь-
кого готовит «Великую любовь»
Г. Березко ит. д.

В юбилейные дни будут показаны
новые оперы — «Единой жизнью»
музыка Д. Клебанова ‘и О. Сандле-
ра по либретто Муратова (Харьков)
и «Великая дружба» В. Мурадели
по либретто Г. `Мдивани (Львов).
	ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БЕЛОРУССИИ

МИНСК (Наш корр.). Закончился
Всебелорусский смотр художествен-
HOH самодеятельности, посвященный
30-летию Великого Октября. Респуб-
ликанскому смотру предшествовали
городские, районные и областные
олимпиады, в которых приняло уча-
стие около 40 тысяч человек.
	ЮБИЛЕЙНАЯ СЕССИЯ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Здесь
состоялась сессия отделения ВТО, по-
священная достижениям советского
балета за 30 лет.

Художественный руководитель бя-
лета Театра им. Кирова П. Гусев в
своем вступительном слове рассказал
о том, что в стране существует 31 6з-
летный театр, что хореографические
кружки художественной самодеятель-
ности об’единяют полтора миллиона
участников.
	Затем на сессии выступил доктор.
искусствоведения профессор М. Доу-
	скин, сделавшии подробный 06305
пути советского балета за 30 лет. О
разБитии классического танца в с0-
	ветском балете рассказала Н. Дудин-
ская. Воспитанию кадров советского
балета посвятил свое выступление
художественный руководитель хорео-
графического училища Н. Иванов-
ский, Руководители балетных коллеэк-
тивов рассказали-на сессии о- работе
над новыми постановками, приурочен-
ными к 30-летию Великого Октября.
	В ГАСТРОЛЬНЫХ
ТЕАТРАХ
	В дни празднования 30-й годовши-
ны Октября московские передвижные
тгатры будут выступать в промыч-
ленных центрах страны и в ‘частях
Советской Армии. Коллектив Мос-
KOBCKOTO гастрольного реалистическо-
го театра уже дал гряд спектаклей
для бойцов и командиров частей Со-
ветской оккупационной зоны Герма-
НИИ.

В Днепрогэс и Запорожсталь выез-
жает Московский гастрольный пра-
матический театр. К 30-летию Октяб-
ря театр готовит спектакль «Моло-
дой лес» Н. Погодина.

С 1! ноября в Кисловолске. Пяги-
горке и Ессентуках начинаются
спектакли Московского гастрольного
театра «Студия». К празднику театр
покажет пьесу Г. Березко «Великая
любовь». ,
	Собрание творческого коллектива
МХАТ СССР им. Гарького вылвику=
ло в состав онружной избирательной
комиссии по выборам в Московский
городской Совет депутатов ‘трудяч
щихся артиста Г. Конского. В учая
стковые избирательные ’ комиссии
выдвинуты также народная артистка
РСФСР 0. Андровская, заслужен=
ные артисты РСФСР Р. Молчанова
и С. Блинников, режиссер Б. Вер-
шилов, артистка Н. Богоявленская
и другие.
	k
	КИЕВ. (Наш корр.). Работники ис-
кусств Украины готовятся принять
активное участие в избирательной
кампании по выборам в местные Со=
веты.
	В городах и селах Украины в нояб*
ре’и-декабре ‘будет-провсдено 4700
концертов. В столице Украины coc
тоится 385 концертов, в которых приз
мут участие театральные коллективы,
заслуженная капелла «Думка», украя
инский народный хор, Ансамбль песз
ни и танца Украины, Симфонический
оркестр УССР и другие коллективы»

Большое внимание уделяется 0б=

служиванию избирателей западных
областей УССР — здесь состоится
  1175 концеэтов.
	NEES EE

*
	КУИБЫШЕВ. (Наш корр). Состояз
лось общее собрание работников
Областного драматического  тзатра
им. Горького, посвященное ‹ вылви=
жению кандидатов в состав roped?
ской избирательной комиссии 1G
выборам в Совет депутатов трудяч
нтихся.

Собрание постановило выдвинуть В
городскую избирательную ‘комиссию
заслуженную артистку республики
Зою Константиновну Чекмасову—
старейшего работника театра, активя
ную общественницу,
	В историю советской драматургии и
театра; как первые образцы револю-
ционного творчества, вошли «Мисте-
рия-буфф» В. Маяковского, «Што м»
В. Билль- Белоцерковского, страстные
произведения, насыщенные пафосом
революционного искусства. В «Бро-
непоезде» Вс. Иванова и «Любови
Яровой» К. Тренева зритель увидел
психологически сложные образы ге-
роев гражданской войны. В драма-
тургии 7 Погодина. Корнейчука, Лео-
нова. Симонова воплощались образы
передовых людей советской эпохи,
активных строителей социалистиче-
ского общества. я

Не только столичные, но и многие
периферийные театры сумели создать
сценические образы величайших лю-
дей эпохи—Ленина и Сталина. Успех
спектаклей, в которых были воссеоз-
даны эти замечательные образы, яв-
ляется свидетельством высокой ода-
резности наших актеров и режиссе-
ров. В образе вождей большевист-
ской партии были обобщены лучшие,
черты всего советского народа, наше
	социалистическое общество в его
движении и совершенствовании.
В голы Великой Отечественной
	войны драматурги А. Корнейчук, К.
	Симонов и другие создали глубоко
оптимистические произведения, давав-
шие зрителю не только эмоцио-
нальную зарядку, но и твердую уве-
ренность в правильности пути, по
которому. партия вела и ведет наш
	Be Oud,
				Конец театральной провинции.
	«Мы (русские) к` сценическому ис-
кусству едва ли не самый способней-
ший в мире народ. Ведь школы, из
которых выходят Мартыновы и Ва-
сильевы, это радость, это гордость
народа». Так высоко оценивал А. Н.
Островский способности русского на-
рода к театральному искусству.

Действительно, каких только акте-
ров не вырастил русский театр на
протяжении всей своей истории. как
	‚МНОГО на своих подмостках видел оч
	искреннего вдохновения, YeCTHOT
служения искусству! «Кто откажет
нам в богатстве духовных сил, —
спрашивал тот же Островский, — ес-
ли на неразработанном и почти нетро-
	советская драматургия показала, как
формируется новый человек, как в
борьбе и дерзаниях он перестраивает
окружающий мир, как создается `но-
вая мораль. Советская. драматургия в
значительной степени способствовала:
идейному и моральному росту coBeT~
ского актера.

Последовательная политика партии =
и советского правительства, направ=
ленная к всемерному развитию тезта
ра, превращению его в орудие комму*
нистического воспитания: масс, самым
благотворным образом отразилась на
идейном росте. советского актерства:
Советский актер превратился в чест-
ного патриота, в подлинного. граждаз
нина великой страны. Бывший «коз
чевник» из Вологды в Керчь и в 6бо-
лее отдаленные места, человек без
рода и племени, парий среди избран-
ных, обрел. наконец, не только роди»
ну; но и родной город, родной очаг.
Он: получил стационированный теато,
возможность создавать единый ан-
‘самбль. Он приобрел все граждан-:
‘ские права и стал выполнять граж-
данские обязанности. Он. смог систе
матически пополнять свои знания;
увеличивать свой духовный багаж.
Черты современника-энтузиаста ета-
ли родными чертами советского акте-
ра. Это можно было заметить и в го=
ды гражданской войны, когда тысячи
актеров ношли во фронтовые театры,
это сказалось при организации код-
хозных и совхозных театров, это, на=
конец, с огромной силой пооявилось

в годы Отечественной войны.
# +

Развитие советского театра тесней-
шим образом было связано с. ростом
всей страны. В стране развертыва-
лось великое социалистическое с0-
ревнование, рождался грандиозный-
трудовой под’ем. Эти процессы нахо-
	дили свое отражение в советском те-
атре. Пьесы о’героях наших дней —
	строителях социалистического обще-
ства — прочно входят в репертуар
	ства — прочно входят
периферийного театра;
	ции. К числу многих во- > Е ся какая-либо «идея», то

пиющих его неуст- ‚гг Она носит характер про-
ройств надо отнести и В. ЗАЛЕССКИИ паганды буржуазной по-

сезонность его деятель- o литики и морали.
	Руржуазное вырожде-
	ности, неустроенность

актерского быта, неуверенность ак-
терской массы в завтрашнем дне, в
надежном куске хлеба. Все -это по-
рождало этическую неустойчивость,
развивало предельный  индивидуа-
лизм, пренебрежительное отношение
К своему гражданскому долгу. Пора-
	зительно мал был интеллектуальный !Лась блефом. На сцене
	багаж провинциального актера. В
большинстве случаев артист был не-
доучкой.

Когда однажды московский актер,
некий Чарин, защитил диссертацию
на звание ученого археолога, вся мо-
сковская печать всполошилась. Одна
из газет писала: «Почему же так мно-
	го внимания уделяется археологиче-
	ским занятиям г-на Чарина, ‹ почему
об этом говорят, как о событии? Да
очень просто: пример актера, интере-
сующегося чем-либо, кроме послед-
ней своей роли и последней закулис-
ной сплетни, в летописях русского
	театра небывалый».

ние угрожало и русскому театру.
Уже в канун первой мировой вой-
ны для внимательного наблюда-
	теля театральной жизни в России
	стало очевидным, что вся шу-
миха, затеянная буржуазными де-
кадентами и модернистами, кончи-
	(ALD Чукадром, 11а сцене властвовали
премьеры и премьерши, кумиры из-
бранной публики, в драматургии под-
визались Трахтечберги, Рышковы,
Острожские и Суворины. С каждым
сезоном росло число театров легкого
жанра, будь это фарс, обозрение, опе-
ретка.
	RE RK

Великая Октябрьская революция,
радикальным образом изменившая
	судьбу русского театра, внесла су-
щественные изменения в жизнь всей
театральной провинции.

Изменилось решительно все:  ре-
пертуар, зритель, актерский быт, ус-
ловия деятельности театров. Театр,
превратился из пустой забавы в мо-
гучее средство воспитания и просве-
щения широких народных масс. Он
стал той трибуной, с которой ежеве-
черне на тысяче сценических плоша-
док утверждаются высокие этиче-
ские идеалы. Можно смело сказать,
что никогда со времен античности
театр не достигал такого идейного и
художественного могущества, как‘ в
наши дни. На сцену пришел и власт-
но заявил себя новый герой, наш сов-
ременник.

По-новому предстали на советской
сцене и герои классических произве-
дений.

То, что до революции казалось уже
«музейной реликвией», в советском
театре засверкало с новой, невидан-
ной силой. Советский театр возродил
на своей сцене шедевры русской и
мировой классики. В частности, это
отлично подтверждают цифры. В
1903 г. пьесы Островского выдержа-
ли 2596 представлений. В 1940 г.
пьесы Островского были поставлены
только в РСФСР 10415 раз.

Если натуралистическая и модер-
нистичёская дореволюционная ‘дра-
матургия; драматургия всех этих Ры-
шковых, Трахтенбергов, несла в себе.
осколки быта, пену жизни, пошлые и
	вздорные половые «проблемки», TO
		‚нутом поле нашего искусства выра-
		стают соперники Гальма, Фредерику
Леметру?..»
	Однако общие условия жизни и
вся политическая обстановка в доре-
волюционной России мало благопри-
ятствовали развитию театра. Провин-
циальные театры Российской имнерйи
целиком и полностью зависели от ча-
стной инициативы. Всякие купцы
Епишкины, ловкие дельцы, темные
проходимцы прикладывали свою руку
к театру, внося в него дух наживы,
торгашества, невежества, ‘моральной
нечистоплотности, спекуляции и шар-
латанства. Нередко в антрепренеры
выбивались отдельные актеры, те, кто
случайно становился обладателем не-
обходимого капитала или решался на-
чать антрепризу «на авось». Нровин-
циальный театр превращался в «про-
мысел». И вряд ли деятельность да-
же наиболее культурных антрепрене-
ров можно назвать, как это часто де-
лают иные мемуаристы, «золотым ве-
ком» былой театральной провинции.

Какой это «золотой век», когда в
сферу искусства бесцеремонно втор-
гались капризы и прихоти буржуаз-
ной публики, господствовала разнуз-
данная экснлоатация актерского тру-
да, царили такие «спутники Мельпо-
мены», как бескультурье. невежест-
во, голод, рутина, проституция! И
над всем этим в позиции самодоволь-
HOH  снисходительности пребывала
полиция, как высшая идеологическая
и политическая «инстанция», руково-
дивигая деятельностью частных теат-
ров. Полиции всемерно содействова-
ла официальная церковь, зорко сле-
дившая за тем, чтобы на сцену He
проникали свободолюбивые идеи.

Трудно перечислить, сколько пре-
пятствий встречал тёатр в провин-
	Олнако после войны многие совет-
ские драматурги и театры ослабили
	свою работу в области создания но-
вого репертуара и допустили ряд
серьезных ошибок. Центральный Ко-
митет ВКП(б) обсудил эти ошибки
и поставил задачу создания новых
пьесе и спектаклей, отображающих
жизнь советского общества, произве-
дений, способствующих дальнейшему
развитию лучших качеств наших лю-
дей. Советские драматурги  и те
атры` отвечают на это указание пар-
тии делом. Созданные в Последнее
время спектакли «Победители», «За
тех, кто в море!»; «Молодая гвардчя»
и другие, посвященные нашим <ов-
ременникам, знаменуют новый идей-
но-тВорческий под’ем советской дра-
матургии и театра.

В лучшем произведении советской
прозы последних лет — «Молодой
тварлии» А. Фадеева. театры видят
то слияние реалистического и роман-
тического начала, которое ‹оставля-
ет олну из важнейших особенностей
стиля сониалистического реализма.
Герои Краснодона дороги и близки
	К началу первой мировой войны
русский провинциальный театр ‘пред-
ставлял собой жалкую картину. Если
снять налет шовинистического угара,
весьма далекого от-подлинных  пат-
риотических чувств, репертуар теат-
ров в годы войны являл собой при-
мер полного идейного художествен-
ного убожества. На сцене ставились
либо пьесы  ура-шовинистического
толка с куцой идейкой единства бо-
га, царя и народа, либо декадентские
эстетские драмы, в которых решались
«вопросы пола» и ставились «пробле-
мы» мистического толка.

Бурный успех имели пустая мело-
драма и пошлый французский фарс.
На сцену все чаще проникали кафе-
шантанные программы.

Ш если бы не Великая Октябрь-
ская социалистическая революция,
развитие нашего театра пошло бы по
тому же пути, по которому идут те-
атры буржуазного мира. Вырождение
класса сопровождается вырождением
его культуры и искусства. Все это
наглядно демонстрирует искусство
современной буржуазной Европы’ и
Америки. В этом искусстве нет ни-

каких положительных идеалов. Они
уступили место пустому, . развлека-
	тельству, а если налицо и оказывае!-
	Перед открытием Всесоюзной художественной выставки
	ской, <Нарад партизан в Мичске»
Зайцева. «Казнь партизана» Цвирко
«Вузовцы» Волкова и др.

В залах Музея изобразительных
	искусств им. Пушкина 6 ноября от-
кроется филиал выставки. К откры-
тию выставки будет выпущен  пол-
ный иллюстрированный каталог.
	5 ноября в залах Третьяковской
галлереи состоится торжествечное
открытие Всесоюзной художествет-
	ной выставки, Выставочным  К>Ми-
тетом просмотрено свыше 3009 про-
изведений живописи, скульнтуры и
	графики, из которых на выставку
отобрано около 1400 работ.
На послелнем заседании выста-
	вочного комитета принята большая
группа произведений = художников
Украины, Белоруссии и Армении.
Среди отобранных — работ--полотна
«За русский народ!» — Хмелько,
«Ленин и Сталин в Октябре» Саму-
сева. «Мюлодой Шевченко в. мастер-
ской К. Брюллова» Мелихова, «Пар-
тизаны» Отрощенко, «Старт» Яблон-
	Исключительную роль в творче-
	ской биографии любого периферийно-
го коллектива сыграла’ горьковская
драматургия. ‹ Во ряде: городов —
Горьком, Казани, Новосибирске, BRo-
	ронеже, Куибышеве,
	Саратове и других местах были © оз
даны яркие горьковские спектакли,
‘надолго оставшиеся в репертуаре;
	Окончание на 2-й странице.