СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

черн `
	НАКАНУНЕ. 50-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОГО ОК ГЯБРЯ
			ал:
	 Музыкальная
ра грузинского
	OMAN T iin
	атра им. Руставели—одна. из лучитихо
постановок советской ‘сцены,—«Отел-
ло», которая радует сердца’ совет-
ских зрителей совершенным и’зрелым
мастерством Акакия Хоравы в роли
j OFeaT0 и Акакия Васадзе в роли
i Siro.

Грузинское искусство развивалось
в тесном творческом общении с куль-
турой великого русского народа. На
предвыборном собрании’. советской
интеллигенции Тбилиси в 1947 году
товарищ Л. П. Берия, ‘отметив, что
великий русский народ изучает и
любовно оберегает культурные богат-
ства и Достижения ранее. угнетенных
народов и оказывает им всемерную
помошь в развитии национальной
культуры, сказал: «В Грузии, в свою
очередь, должны глубоко’ изучать
богатейшую русскую культуру и
русский язык». Грузинский театр, вы-
полняя это указание и бережно храня
славную традицию братского общения
с русским театром, успешно вопло-
Wal Ha сцене произведения  класси-
ков великого русского народа. Произ-
ведения М. Горького. М. Лермонтова,
А. Островского, А. Сухово-Кобылина
обогатили репертуар советской  гру-
зинской сцены.

Творческие достижения грузинско-
го народа стали достоянием всего
советского народа. Во время декады
грузинского искусства в Москве и
гастролей грузинских. театров В
Моккве, Ленинграде, Киеве, Харько-
ве, Баку и других городах нашей зе-
ликой родины национальный театр.
имел возможность демонстрировать
свои достижения. Грузинское  теат-
ральное искусство получило высо-
кую оценку руководителей партии и
‚  правительства и советской общест-

венности.
В суровых условиях  Отечествен-
Hom войны работники грузинского те-
атра работали не покладая рук. Они
‚  обслуживали красноармейские части
Ha фронте и в тылу, дали 3a годы
войны более 26.000 концертов и осу-
шествили более 200 новых. постано-
вок. .

Ныне на Всесоюзный конкурс на

лучную современную советскую пье-
	‘cy no Грузинской ССР поступило 60-
лее ста пьес. Общий художественный
уровень произведений, присланных на
‘этот конкуре, значительно выше; чем
на конкурсе 1940 года. Несколько
пьес премированы республиканским
жюри и направлены в Москву на вто-
рой тур конкурса. С особенной лю-
бовью отображают авторы  об’екты
послевоенной сталинской” пятилетки
— Металлургический завод в Руста-
Е ВИ, Кутаисский автозавод, строитель-
  ство канала в Самгори и т. п,
; Есть. все основания думать, что в
  итоге конкурса в репертуаре ‘театров
: скажется несколько полноценных со-
временных пьес. Кроме того, некото-
рые новые произведения уже приня-
ты к постановке. Драматурги Г. Шат-
берашвили ‘и В. Дарасели написали
пьесы на тему Отечественной войн.
Драматурги П. Какабадзе, И. Вакели
и С. Шаншиашвили также заканчива-
ют новые драмы, oo
Армия актеров, режиссеров, драма-
тургов, художников, музыкантов
Грузии стремится претворить в жизчь
указания партии об усилении идейно-
воспитательной роли наших театров.
Лучние спектакли, показанные после
исторического решения ЦК ВКП(б)
о репертуаре театров, —<«Начальник
станции» И. Мосашвили в Театье им.
Руставели, «Русский вопрос» К. Си-
монова и «Глубокие корни» Гоу и
Д’Юссо в театрах им. Марджанишви-
ли и им. Грибоелова-—-убежлают, что
театры Советской Грузии оправдыва-
ют свое высокое призвание.
	‚8 музыкальных училищ, 22 музыкаль-
	СКУСС

ЗОЛОТОЙ
	рек
		ИТ И МОСТеостТЕ
	культу-
народа
	eo
Гр. ЧХИКВАДЗЕ
	ветской грузинской My-
зыки. Связь композитор-
		..Это было в 19 го-
ду: Страдая от отсутст-
вия работы и заказов в
Тифлисе, я занялся бес-

Я. НИКОЛАДЗЕ

°

°

та изобразительного  ис-
кусетва “Грузии. Где
еше, в какой стране ми-
ра. искусство поднято
	платной лепкой скульптурных порт-
ретов актеров и писателей. Что оста-
валось делать?! Кому нужны ‘были
несколько  грузин-художников и
скультторов, прозябавших тогда в
Тифлисе? Кому нужны были замеча-
тельные жанровые полотна Гиго’ Га-
башвили, работы великолепного коло-
	риста Александра Мревлишзвили:
	` Царские чиновники душили малей-
шее проявление национального
искусства в Грузии. Грузинское ис-
кусство изгонялось как «туземное
творчество», не имевшее права на
существование.

Когда группа представителей гру-
зинсокой демократической обществен-
ности предложила мне однажды из-
готовить памятник крупному грузин-
скому писателю и общественному

деятелю — Эгнатэ Ниношвили, — я
был безмерно счастлив, «Наконец-то,
— думал я, — отыскался заказчик...»

С увлечением и порывом принялся я
за дело. Когда памятник был готов,
представители общественности обра-
тились к тифлисскому губернатору за
разрешением установить ето. Но,
увы! Разгневанный губернатор не
только запретил установку памятни-
ка, во потребовал внести в государ-
ственную казну деньги, собранные
на его изготовление,

В дни, когда страна наша готовит-
ся отпраздновать 30-летие Великой
Октябрьской революции, когда мы с
гордостью любуемся величественным
зданием социалистического обитест-
ва, воздвигнутым героическими  со-
ветскими людьми, я невольно вепом-
нил этот горький инцидент.
	Грузинский народ имеет богатое
культурное прошлое, истоки которого
скрыты в глубине тысячелетий. Пре-
красные храмы и крепости, воздвиг-
нутые грузинскими архитекторами в
V—VI sexax, древнейшее из искусств
— грузинская чеканка на серебре и
золоте, неповторимые миниатюры
ХЕ-ХИ зеков, чудесная портретная
живопись ХПХ века, полотна Габа-
швили и Мревлишвили, выдающихся
представителей грузинской живописи
конца прошлого и начала этого ве-
ка, — все это и многое другое ‹о-
ставляет драгоценный фонд  нацио-
нального грузинского искусства. Но
настлящий золотой век народного
искусства нашей родины начался в
1921 году, когда грузины ‹оздали
свое собственное советское государ-
ство. ~
	Поколение старших представителей
грузинского национального искусства,
к которому я принадлежу, < чувством
глубокого удовлетворения в течение
четверти века наблюдает, как разви-
вается новое национальное изобрази-
тельное искусство в освобожденной
растветающей Грузаи.
	Одним из пеовых государственных
	актов советской власти в Грузии бы-
ло учреждение в 1922 году в Тбяли-
си’ Академии художеств. Значечие
этого акта чрезвычайно велико. С03-
дание Академии художеств явилось
ренилельным поворотом искусства на
широкий творческий путь. В старой
Грузии было всего несколько жиго-
писцев, ваятелей и архитекторов. Сей-
час питомцы Тбилисской Академии
художеств составляют значительный
отряд представителей всех отраслей
изобразительного искусства.

До революции грузинское изобра-
зительное искусство находилось В
жалком состоянии, оно  питалось
скудными идейками символизма и py-
туризма и стояло в стороне от реа-
лизма. от живых наролных традиций
и народных задач. Лишь советская
ъ‘действительность ‘вернула искусству
его великое значение и смысл, дала
	ему большие идеи и новый художест-.
	венный стиль.

Нельзя сказать, что грузинское изо-
бразительное искусство за советский
период шло гладенькой и розненькой
дорожкой. Все эти годы прошли в
борьбе за значительное искусство
больших идей и монументальных
форм, за искусство, национальное по
форме и социалистическое по’ содео-
жанию.

И у нас в Грузии были проповедни-
ки «искусства для искусства», рыца-
ри «чистого, беспартийного искусст-
ва». Они укрывались под крышей
	«Общества грузинских художников», о
	на ветхом знамени которого были на-
	писаны мертвые лозунги отоешенно- :
	сти искусства от земной жизни.

Художники, группировавшиеся в
организации «Сарма», отрицательно
относились к классическому наслед-
ству, пренебрегали ‘национальными
мотивами и напиональной формой,
уводили живопись в болото ремес-
ленничества,

Открытие Академии художеств,
национальных музеев искусств, все-
сторонняя помошь, ‘оказываеман со-
циалистическим государством ху-
ложникам и скульпторам. создали
	мощными руками народа и. государ-
ства на такую высоту, как у нас?

Художники Советской Грузаи of:
ними из первых в среде советских!
мастеров занялись воплощением в
произведениях. искусства важнейших
этапов истории нашего - отечества,
нашей большевистской партии, дея-
тельности товарища Сталина. В этом
смысле-неоненимую ‘услугу оказал
нам товарищ Берия, доклад которого
©б истории большевистских ортани-
заций в Закавказье стал, по сущест-
ву, огромной темой одной из пер-
вых и важнейших выставок грузин-
ских художников. Эта выставка от-
метила становление большого .реа-
листического ‘искусства Грузии. Я
полагаю, что именно к’этому искус-
ству относятся работы Уча Джапа-
ридзе—«Пюртрет товарища Сталина»
и «Апрельская конференция 1917 го-
да», Мосе Тоидзе.  запечатлевшего
образ юного Сталина, выступающего
против чиновников царского  само-
державия в защиту  обездолен-
ных крестьян, картина  Вепхвадзе
«Сталин ‘у гроба своего соратника
Саши Цулукидзе».

Именно эти ‘черты явились знаме-
нием нового. крепнущего искусства
Советской Грузии. Наши художники
и скульпторы аоняли. всем своим су-
ществом ощутили величие советского
‚человека, гражданина нового мира,
строителя человеческого счастья, И
ему они посвятили свое творчество.
Эта новая черта нашего националь-
ного искусства с особой силой проя-
вилась в годы Великой Отечествен-
ной войны. Я вспоминаю три тбилис-
ские выставки, организованные в годы
войны. На них было представлено
много десятков работ художников и
скупьпторов Грузии, они прозвучали
как гимн советского патриотизма,
’ гимн советскому человеку — защит-
‚нику мировой цивилизации.

Вспомним картину Уча Джапарид-
зе «Призыв раненого», изображаю-
щую раненого советского бойца, 30-
вущего товарища к победе, картину
Вано Вепхвадзе «Зверства фашис-
тов», картину Мосе Тоидзе «Письмо
с фронта», Александра Учмакуридзе
— «Гражданки Тбилиси готовят по-
дарки фронту». Вспомним прекрасные
полотна Ираклия Тойдзе, пейзажи
Шалвы Мамаладзе, портреты Кето
Магалашвили, жанровые и историче-
ские полотна Ладо Гудиашвили, pa-
боты Елены Ахвлелиани’ Тамары
  Абакелия и других мастеров кисти’ и
: резца.

О NF PE EB

боты Enenu Ахвлелиани’ Тамарь
! Абакелия и других мастеров кисти 1
: резца.

У нас в Грузии много художников,
разных но стилю, жанру, ‘направле-
нию и творческим манерам. Mu
имеем таких отменных  зканристов,
	разных но стилю, жанру,  направле-
нию и творческим манерам. Мы
имеем таких отменных ‘жанристов,
 как Уча Джапаридзе. Мосе’ Тоидзе,
  Jlano Гудиашвили, Елена Ахвледи-
‘ани, таких пейзажистов, как Алек-
  сандр Цимакуридзе и Шалва Мама-
ладзе; таких ярких портретистов, как
  Kero. Магалашвили и Георгий Джа-
  ши, таких великолепных ‘графиков,
  как Серго Кобуладзе и Ладо Гри-
‘голия. Они работают в’ различных.
; жанрах, но одно — ее
живущая в их произведениях; и реа-
‚ листическая манера исполнения—род-
Г нит их, отличает все современное
  грузинское искусство.

От них не отстали и скульпторы
Грузки — Силован Какабадзе, Котэ
Мерабишвили, Шота Микатадзе. Та-

мара Абакелия, Ираклий Окроперид-
‚ зе, Георгий Сесиашвили, Валико То-
` туридзе и другие. Напомним, что до-
  революционная Грузия не имела сво-
i ef скульптуры. Теперь она есть: Это
скультгура больших передовых идей
и монументальных форм. Монумент
  Сталина работы Какабалзе, памятник
  Руставели работы Мерабишвили и
‚ многие работы других скупьпторов
  евидетельствуют о существовании
  значительного национального ваяния
гв Грузии.
  Я вновь вспоминаю печальную
историю с памятником Эгнатэ Ни-
ношвили, запрещенным  тифлисским
губернатором... С тех пор прошло
болыне тридцати лет. Но в эти трид-
цать лет на глазах у всего челове-
чества произошли великие события.
Наша Родина стала социалистичес-
ким государством. Моя Грузия, прек-
расная страна, воспетая  несравнен-
ным Руставели,—эта страна цветет
  од солнцем социализма!

; Много лет я работаю над камнем,
‚ высекая на нем образы, посвящен“
  ные современности и. историческому
  прошлому. Много работ я уже сде-
  лал. Но я еще не создал скульштуе
ры, которая ‘увековечила бы наш
сталинский век, золотой век челове-
ческого общества, скульптуру, кото-
рая донесла бы потомкам нашу гор-
дость и счастье жить и трудиться в
век строительства коммунизма. Очень
хочется создать высеченный из са-
мых крепких  мраморов портрет
Сталина — великого кормчего кораб-
	имеет многовековую и
славную историю. Она
выработала прочные  национально-
своеобразные традиции и накопи-
ла ‘ценый художественный опыт.
Народная музыка Грузии,  неис-
черпаемо богатая по идейно-
образному содержанию, = издавна
владеющая богатствами хоровой по-
лифонии, интонационно гибкая и
выразительная, по праву представ-

ского творчества с ©7т3-
тейшей почвой народ-
ного искусства становится все 60-
лее органичной, и, хотя еще не
до конца преодолена опасность
рабского цитирования ° фольклор-
ного материала — опасность, Be-
дущая к национальной замкнуто?
сти и ограниченности, — преоблала-
ющей тенденцией в творчестве пере-
довых композиторов является сво-
	бодное творческое обращение к ис-
токам народного мелоса, OTYXOTBO-
ренное высоким стремлением подчи-
нить музыкальную форму задачам
раскрытия великих идей и образов
современной жизни советского наро-
да.

Симфонические творения Гр. Киз
ладзе, Ш. Мшвелидзе, А. Баланчи-
вадзе, Д. Аракишвили, К. Мегвинет-
Ухуцеси, А. Кереселидзе, Д. Торад-
зе, А. Шаверзашвили, О. Барамишви-
ли, Ш. Азмайпарашвили, И. Гокиели;
А. Мачавариани Н. Гудиашвили,
Г. Габичвадзе, В. Шагарейшвили,
Н. Нариманидзе и других (среди
	ляет собой одну из наиболее раз-
витых и совершенных ветвей мирово-
го народно-музыкального творчества.
Она являлась той питательной поч-
вой, на основе которой крепли и раз-
вивались ростки грузинской профес-
сиональной музыки, давшей свои
первые плоды в ХХ веке. В станов-
лении и творческом самоопределении
первых грузинских  композиторов-
профессионалов. в выдающихея до-
стижениях классиков грузинской му-
	зыКи — Захария Палиашвили, Дмит-
рия Аракишвили, Мелитона Баланчи-
вадзе — исключительно благотвор-
	ную роль сыграло живое общение с
	великой и передовой русской музы-  них — симфонии, поэмы, ‘увертюры,
	кальной культурой и Школа, прои-
денная ими У крупнейших мастеров
русской музыки.

Уже в дореволюционные годы вы-
явилась исполнительская музыкаль-
ная одаренность грузинского народа
и были заложены первые основы гру-
зинского профессионального нацио-
нального стиля в музыке. Однако эти
ценные творческие потенции не мог-
ли полностью обнаружиться в усло-
виях дореволюционной Грузии.
	1921 год, год установления ‹овет-
ской власти в Грузии, явился нача-
лом новой эры, началом периода ги-
гантского роста и бурного развития
национальной музыкальной  культу-
ры, обусловленной ленинско-сталин-
ской наниональной политикой.
	Великие заслуги в деле развития
грузинской национальной культуры,
в частности музыкального искусства,
принадлежат верному сыну грузин-
ского народа, преданному ученику
великого Сталина — Лаврентию Пав-
ловичу Берия. Благодаря его неустан-
ным заботам и повседневному руко-
водству прузинская музыка достигла
огромных творческих успехов.

Выросла количественно и окрепла
сеть музыкальных школ, возглавляе-
мых Тбилисской государственной
консерваторией, являющейся олним
из передовых музыкальных вузов
СССР. .

Яркой демонстрацией выдающихся
достижений грузинской музыки яви-
лась декада грузинского искусства
в Москве в 1937 году. В результате
‘успеха декады оперы «Абесалом и
Этери» и «Лаиси» 3. Палиашвили и
«Кето и. Котэ» В. Долидзе были
включены в репертуар многих опер-
ных театров Советокого Союза.

Необходимо указать, что творче-
ство композиторов старшего поколе-
ния достигло своего расцвета и по-
лучило широкую известность лишь в
Советской Грузии. Именно в `Совет-
ской Грузии получили свое полно-
ценное воплощение классические
грузинские оперы: «Adecanom и
Этери» 3. Палиашвили, «Сказание о
Шота Руставели» (ныне «Шота Ру-
ктавели») Д. Аракишвили и «Кето и
Котэ» В. Долидзе. За ними последо-
вали псотановки новых опер, создан-
ных уже при советской власти: «Лей-
	ла» В. Долидзе (1922), «Даиси»
3. Палиашвили (1923), «Дареджан
пбиери»  («Коварная  Дареджан»)
	М. Баланчивадзе (1926), «Партизаны»
К. Мегвинет-Ухуцеси (1931).

Эти произведения заложили проч-
ный фундамент для развития совет-
ской напиональной грузинской музы-
	ки. Глубочайшего уважения заслужи-:
	вает неустанная деятельность, KOM-
позиторская и музыковедческая, од-
ного из основоположников  грузин-
ского профессионального музыкаль-
ного искусства народного артиста
республики Д. Аракишвили, неустан-
но работающего и’ по сегодняшний
день и создавшего ряд произведений
самых различных форм и жанров.

Необходимо отметить также за-
слуги. перед грузинским музыкаль-
ным искусством композиторов <тар-
шего поколения — К. Потсхверашви-
ли, Тамары Вахвахишвили и К. Мег-
винет-Ухуцеси.

Ю росте грузинского  националыно-
го  музыкально-драматического  ис-
кусства можно судить хотя бы по
следующей справке: в грузинском
Тбилисском театре. оперы и балета
им. 3. Палиашвили, 75-летие со дня
рождения которого празднуется в
этом голу, в текущем репертуаре
значится 17 грузинских опер ‘и бале-
тов.

В пределах газетной статьи’ нет
возможности перечислить имена всех
композиторов успешно творящих и
	обогащающщих грузинскую современ-
ную музыку. Отряд грузинских ком-
позиторов из года в год пополняется
новыми талантами, вносящими новые
богатства в стиль напиональной со-
		концерты,  вокально-симфонические
циклы) красноречиво свидетельству-
ют о том, что композиторы фазных
поколений и творческих направлений
работают нал большими темами и за-
дачами современности,  обогашая
стиль грузинской созетской музыки.

Особого пол’ема и расцвета достиг
грузинский симфонизм в годы Вели-
кой Отечественной войны. Вдохнов-
ленные идеей защиты советской Ро-
дины, композиторы стремились во-
плотить в монументальных творениях
волнующие темы нашего времени,
героические образы советских людей.

Советская Грузия воспитала трех
крупнейших симфонистов, имена ко-
торых известны музыкальной обще-
ственности всего Союза—ТГр. Ки-
ладзе, Шалву Мшвелилзе и Андозя
Баланчивадзе. М органический симби-
оз грузинских фольклорных интона-
ций с приемами музыкального мыш-
ления, выработанными опытом рус-
ского и европейского симфонизма в
произведениях Гр. Киладзе, и яохо-
национальная самобытность таланта
Ш. Мишвелидзе , и полное высокого
мастерства и глубоких идей творче-
ство А. Баланчивадзе — все это бле-
стяще подтверждает широту и разно-
сторонность грузинской советской
музыки, подтверждает величие всей
нашей многонациональной музыкзль-
ной культуры, единой в целом и яр=
ко национальной в частных проявле-
ниях.

Показателем высокого уровня гру-
зинской музыки явилось неоднократ-
ное присуждение Сталинских премий
крупнейшим композиторам Советской
Грузии. В частзости, Сталинскими
поемиями были отмечены симфония
№ 1 А. Баланчивадзе, симфониче-
ские ‘поэмы «Гандегили» Гр. Килад-
зе и «Звиадаури» Ш. Мшвелидзе.

Победный конеи Великой Отечест-
венной войны усилил творческую
импульсивность грузинских компози-
торов. К 25-летию Советской Грузии
были написаны такие выдающиеся
произведения, как балет «Синатле»
Гр. Киладзе, опера «Баши Ачуки»
А, Кереселидзе и удостоенные Ста-
линских премий монументальная опе-
pa Ш. Мишвелидзе «Сказание о Таря-
эле» и второй фортепианный концерт,
А Баланчивадзе.
	Новый перелом в творчестве тру
	зинеких композиторов начинается по-
		исторических решений ЦК
	  BIL(6) по вопросам литературы и
		тва.

В настоящее время пишется пять
опер и один балет (композиторы
Ш. Мшвелидзе, А. Андриашвили;
В. Цагарейшвили, Ар. Кереселидзе).
Уже закончена и готовится к поста-
новке в дни празднозания 30-летия
советской власти опера «Yona»
(условное название) молодого талант“
ливого композитора Д. Торадзе, об-
наружившего чувство национального
стиля, умение средствами музыкаль-
ной выразительности создать полно»
кровные образы советских людей.
	Из произведений . других жанров
отметим вокально-симфоническую
«Песнь о великом вожде» (на стихи
Джамбула) В. Гокиели и первую сим-
фонию Мачавариани — музыкальную
поэму о победоносной борьбе совет-
скоро человека.
	за последнее время выдвинулся
ряд молодых композиторов, создав“
ших значительные по своему идейно-
художественному содержанию музы-
кальные произведения. K HAM OTHO-
сятся О. Тактакишвили, автор гимна
Советской Грузии, Ш. Латидзе,
К. Туманишвили и Е. Эксанишвили.

К 30-летию Великой Охтябрьской
революции грузинская музыка прихо-
дит со значительными достижениями.
Надо пожелать, чтобы успехи эти
послужили могучим стимулом даль:
нейшего творческого роста грузин-
ской музыкальной культуры:
		«Праздник в колхозе» (масло). Художник Г. Джащи.
		OHO
	Театр революще
	Советский период в истории гоу-
зинокого театра открывается именем
Котэ Марджанищвили, выдающегося
реформатора национальной сцены,
возглавившего с 1922 года один #3
крупнейших творческих коллективов
республики—Театр им. Руставели.

«Овечий источник» Лопе де Вега,
блистательно поставленный Марджа-
вишвили, был знаменательным и мно-
гообешающим. спектаклем. В этой
постановке впервые раскрылись яркие
таланты молодых грузинских аргч-
стов, впоследствии ставших нподлин-
ным украшением грузинской сцены.
Затем Марджанишвили создал еще
целую (серию истинно народных
‘праздничных спектаклей,  проникну-
тых революционной романтикой, 7а-
дующих своей яркой театральностыо.

Деятельность Марджанишвили, ко-

торая направлялась по верному пути
воплощения прогрессивных идей в
своеобразной выразительной нацио-
нальной форме, встречала, ‘однако,
сопротивление апологетов  эстетского
‘театра. Кроме того, развитие mpy3Ha-
  ского театра тормозилось отсутстви-
ем современных. ° драматургических
  произведений, в которых находили бы
свое отражение возраставшие запросы
зрителей. Такие отвлеченные, ‚схемл-
тичаские пьесы, как «Герой Эретаи»
С. Шаншиашвили или? «Лиссабонские
узники» П. Какабадзе, в которых эе-
волюционные идеи находили крайне
абстрактное выражение, не моглилко-
‚ нечно, двинуть вперед национальный
  театр. Сценическое искусство Грузии
из-за отсутствия полноценного репер-
туара неизбежно теряло связь с мас-
сами и свое илейно-воспитательное
значение.

Но трудности первого периода су-
цествования грузинского советского
театра были скоро преодолены. В сце-
ническом искусстве восторжествова-
ли тенденции реалистические, чему в
немалой степени способствовал воз-
никниий в 1928 году новый театр гру-
зинской драмы в Кутаиси, об’явивший
решительную борьбу с формалистиче-
	скими и ‘эстетскими  увлечениями.
Этим театром также руководил
К. Марлжанишвили,  последователь-
	ный и страстный художник, неутомя-
MBI искатель сценической правды и
яркой образной выразительности теат-
ра. С 1931 гола Кутаисский тедго
был переведен‘ в Тбилиси, и ему при-
своено имя его первого руководителя.

Что же касается драматургии, то

уже в 1926 году появились пьесы,
отображающие жизнь современного
советского’ общества ‘и дающие’ бога-
тый материал для актерского и ре-
жиссерского творчества. На MOAMOCT-
ках грузинского театра появляются
«Анзор» С. Шаншиатвили, «Как» и’
«Хатидже» К. Каладзе, «В самом
cepane> и «Тетнульд» Ш. Дадиани,
«Кваркваре Тутабери» П. Какабалзе,
«Белые» Д. Шевгелая, «Разлом» Лав-
ренева, «Лево руля» Билль-Белоцер-
ковского и др. Правдиво изображая
современную жизнь, театр становится
мощным орудием коммунистического
воспитания масс. Актеры Грузии соз-
дали в этот период немало вылаго-
щихся сценических образов, возвы-
шенных до типической обобщенности,
овеянных революционной романтич-
ностью. Анзор, капитан Берсенев,
Карл Моор—А. Хорава; Ахма, Франц
Моор — А. Васадзе; Юлифь—Верико
Анджапаридзе; Годун, Утиель, Квар-
кваре, Квежелалзе—У. Чхеидзе— все
это значительные создания ‘артистов
Грузии, вошедшие в историю грузич-
ского театра.

С появлением ярких высокохудоже-
стаенных современных драматургиче-
ских произведений театр Грузии окон-
‘чательно выходит на главную дорогу
	Д. ДЖАНЕЛИДЗЕ
>
	ссветокого искусства-—нНа путь соцчз-
листического реализма. В развитии
всей советской грузинской культуры,
а в том числе и театра огромную роль
сыграла личная забота товарища
Л. П. Берия, долгое время руково-
дившего большевиками Грузии и За-
кавказья.

Партия и правительство Грузии“то-

стоянно уделяли театру большое.

внимавие. Когла в 1935 году  совет-
ской общественностью были отмече-
ны серьёзные недостатки в творче-
ской деятельности Театра им. Руста-

‘вели, правительство Грузии приняло.

‚специальные решения, весьма плодот-
ворно повлиявние на развитие нацио-

нального сценического искусства.

Обновление руководства театра,
установление тесной связи со зряте-
лями, развертывание большевистской
самокритики оказали серьезное BO3-
действие не только на Театр им. Ру-
`ставели, но и на все творческие кол-
`лективы республики,

Перед драматургами Грузии в этот
‘период встала задача воплощения в
художественных произведениях обра-
‘зов людей сталинской эпохи, отобра-
жения их созидательного труда. На
трузинской сцене ставятся такие спех-
таклих г как > «Ржколение героев»
С. Клдиашвили в. Театре им. Руста-
вели и «Зависть» И. Вакели, «Свадь-
ба колхозника» П. Какабадзе, «Сча-
  стъе» Н.Микава и Г. Абашидзе в
  Театре им. Марджанишвили и др. Эти
  спектакли ‹ явились свидетельством
серьезного” идейно-художественного
роста грузинской советской театраль-
ной культуры, В развитии Театра им.
  Руставели важной вехой была поста»
 новка А. Васадзе пьесы С. Шаншиаш-
BHI «Арсен» с Акакием Хорава в
заглавной роли.

Театры Грузии учились правдивому
изображению жизни, работая и нац
реалистическими произведениями
классиков грузинской литературы—
И. Чавчавадзе, А. Церетели, Важа
Пшавела‘ А. Казбеги, Э. Ниношвили
lu Д. Клдиашвили,

После того как театры достигли
  определенных успехов в овладении
методом социалистического реализма,
гони смогли приступить к постановке
драм, в которых воплошены образы
Ленина, Сталина и их соратников.
Постановкой пьес «Из искры» Ш. Да-
 диани, «Человек с ружьем» и «Крем-
левские куранты» Н Погодина теат-
‚ры Грузии сделали новый шаг впе-
  ред. На грузинской сцене утвердилась
героическая драма с ярким изображе-
нием волевых,  пламенно-страстных,
героических характеров. А. Васапзе,
Д. Мжавия Ш.  Гомелаури и
П. Кобахидзе создали впечатляющий
образ Ленина, а М. Геловани, В. Год-
  зиашвили, О. Омиадае и Кобаладзе—
  образ Сталина.
  Героическая драма на исторические
‘темы также была популярна на гру-
зинской сцене. Нельзя, однако, че
отметить отрицательного влияния,
оказанного на развитие национальной
драматургии чрезмерным увлечением
историческими темами. Так, напри-
мер, в трех разных театрах Тбилиси
шли три пьесы о Георгии Саакадзе—
И. Вакели, С. Шаншиашвили и У.
Чхеидзе, томла как пьес, отображаю-
щих нашу действительность, в этот
период было мало.

Грузинский театр, и прежде всего
Театр им. Руставели, прославился да-
леко за пределами Грузии постанов-
ками шекспировских трагедий. Уже
болыпе десяти лет в репертуаре Та-

ЦИФРЫ И ФАЕТЫ
	ральный институт
	© В городах Грузинской ССР работают 40 театров, из
	них в Тбилиси — 12.
	&> В минувшем сезоне театры Гру
	телям 37 пьес советских драматургов на современные
			исключительные условия для расиве- ля современности!
				ные школы, музыкальную и хореографическую студии,
	ятилетку, 2 художественных училинза,
ae nkunaared ОАВЯ. паЛОвАНа: За
	—  © “ 2 ЗВ
В этих учебных заведениях обучается 9654 человека. 38
голы советской власти Консерваторию окончили 849 че-
	ловек, Академию
училища ‘1642 че
	художеств 459 человек, музыкальные
ловека, художественные училища 120
	человек, Театральный институт 149 человек.

При музыкальной десятилетке организован интернат
на 100 детей. Здесь живут и обучаются юные музыканты
из отдаленных районов республики.

© 240 живописцев, скульпторов и графиков об’единяет
Союз художников, 70 композиторов и музыковедов —
Союз композиторов.
	< С каждым д
ственной самодея
тывается 558 хор
	нем растет число коллективов художе-
	= _—
ственной самодеятельности, Сейчас в республике насчи-
	овых, 232 хореографических, 494 TeaT-
гельных коллектива, 86 кружков ис-
родных инструментах, 92 самодеятель-

зии показали зри-   музыкальную дес
	<> За годы советской власти в Грузии построены HO-
вые театральные здания в городах Гори, Ланчхути, Зуг-
дили, Телави, Велисцихе, Кварели, Поти, Чохатаури, Зе-
стафони, Тбилиси и Сталинири. Сейчас театры строятся
в Батуми, Сухуми, Кутаиси, Зестафони, Цхакзя. В Тбн-
лиси построены также образцовый цирк и летний театр
	филармонии.
	© В республике работают -три филармонии с филиалом
в г. Кутаиси. Коллективы и солисты филармонии высту-
пают в 6 концертных залах. В системе филармоний —
симфонический оркестр, 9 государственных ансамблей
песни и пляски, 6 камерных ансамблей. В районах рес-
	публики работают 16 ансамблей песни
	_ © Грузия имеет свои высшие учебные заведения ис-
кусств — Консерваторию, Академию художеств и Теат-
			Новое здание цирка в Тбилиси. Авторы проекта—архитекторы В. Уру- _
шадзе, Н. Непринцев, С. Сатунин. ы
	И ПлЛясви,. ральвыл CaMV”
‘Te зарапания ис.   полнителей на на
				Опера композитора Ш. Мишвелидзе «Сказание о Тариэле» в Тбилис-
ском государственном театре оперы и балета. В роли Тинатин —
- Н. Харадзе.