СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН,

Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров CCCP .
	Суббота, 1 ноября 1947 года

060). Год издания ХУ
	подем
		О присвоении почетного звания Заслуженного деятеля
искусств РСФСР Шейнину Е. ИП.
	За ‚успешную творческую деятельность в области советского музы-
кального искусства. присвоить почетное звание Заслуженного деятеля
	искусств РСФЕР художественному руководителю ансамбля песни и пляски
Грунны Советских оккупационных войск в Германии Шейнину Егошуа
Павловичу - . :
	Председатель ‚Президиума Верховного Совета РСФСР И. ВЛАСОВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР П. БАХМУРОВ.
	29 октября 1947: года:
	ПоВЫЙ.
	советской драматургии
	Советский театр пришел-к тридца- том, что перед нами не случайная, а
тилетию Великой Октябрьской соци-  поистине знаменательная удача MiO-
алистической революции е: огромными   гообещающего драматурга.
		достижениями. Если оглянуться в про-
шлое и вспомнить ту картину упадка
и - духовного . запустения,. которую.
представляла собой. русская‘ сцена
накануне революции, то „нынешний
расцвет. советской театральной: куль-
туры предстанет. нашему. взору › во
всем его величия. За тридцать лет
советский: театр прошел большой AC-
торический путь. Ведущей силой_на-\
шего театра на всем этом пути была
советская драматургия. За славное
тридцатилетие создано немало; по-
ветине выдающихся Провод
драматургии.

Недавние . партийные решения по
вопросам . литературы ‘и. искусстза
оказали советским драматургам о не-
оценимую помошь. Они открыли яс-
ные и широкие перспективы дальней-
шего развития советской драмы. В
начней драматургии появились новые
имена.

Наряду с яркими -и интересными
пьесами, уже  воплошенными. на
сценах драматических театров,
многие новые цьесы впервые увидят
свет рампы в ‘праздничные дна-и
явятся значительным событием в. ис-
тории советского театра, советской
драматургии. Среди них займут ссо-.
бое место пьесы, удостоенные премий
на Всесоюзном конкурсе, знамена-
тельные итоги которого мы публику-
ем сеголня в нашей газете.
	`Об’явленный в соответствия с по-
становлением ЦК ВКП(б) от 26 ав-
густа 1946 года Всесоюзный конкурс
на лучшую советскую пьесу имел сво-
ей целью привлечь к’ драматическому
творчеству широкие слои литератур-
ной общеслвенности, побудить людей,
обладающих богатым жизненным опы-
том и литературным дарованием, к
созданию новых советских драм, ко-
торые могли бы достойно пополнить
репертуар наших театров.

Творческие коллективы советских
тезтров ждали от этого конкурса’
многого. И эти ожидания сбылись.
Советскяе литераторы, профессиона-
лы и непрофессионалы, живо отклик-
нулись на постановление ЧК ВКГ\6б)
о репертуаре драматических театров и
сделали значительный вклад в дело
развития театрального искусства. К
драматургии обратились сотни людей,
ранее пьес не писавших. Среди них
были писатели, профессиональные
драматурга, журналисты, участники
героической эпопеи Великой Отече-
ственной войны, рабочие заводов и
фабрик, передовики колхозного строи-
тельства, инженеры и техники, уче-
ные, люди самых различных профес-
сий и ‘национальностей. Во всех брат-
ских республиках нашей страны коч-
курс вызвал большюй интерес широ-
кой общественности.

На. конкурсе поступило 2.230
пьес, из них по РСФСР — 1190, по
УССР —486, Грузии—105, Узбекиста-
Hy—77, Apmennu—76, Белоруссии —
67 ит. д.

Представленные на конкурс пьесы
свидетельствуют прежде всего о том.
что наша страна необычайно богата
ларовитыми людьми. Среди огромного
количества пьес, прочитанных члена-
ми жюри, оказалось сравнительно
очень мало сочинений, вовсе не прел-
ставляюших интереса и не возбужда-
ющих надежд. Напротив, очень ве-
лико число драм, комедий и трагедий,
написанных, может быть, и без доста-
точного мастерства, но убедительно
говорящих о таланте. их: авторов, об
умении находить о интересные, оригн-
кальные темы, о любви к театру и по-
ниманиий его задач.
	Представленные на Конкурс пьесы
в полавляюшем большинстве отлича-
ются стремлением авторов живо и
верно отобразить современную совет-
скую действительность. Чаше всего
это пьесы, ‘в которых использован бо-
гатый жизненный опыт авторов, по-
пытавшихся осмыслить природу co-
ветского патриотизма и воссоздать
образ передового человека социали-
стического общества на основании
своих живых наблюдений в дни войны
и в дни мира. Тематика пьес, посту-
пизших Ha конкурс, весьма разнбоб-
разна.

’В процентном отношении пьесы,
представленные на первый тур кон-
курса по Российской Федерации, по
овоей тематике распределяются тз-
ким образом. Тема созидательного
труда в городе и в деревне привлек-
ла 35 процентов авторов присланных
пъес. 30 процентов произведений по-
священы боевым действиям Советской
Армии и героизму наших воиноз в
дни Великой Отечественной войны.
	Нартизанская жизнь отражена в 5.
	процентах конкурсных пьес. Около
20 процентов произведений трактуют
темы советской семьи и морали. Кро-
ме того, на конкурс были предста-
влены пьесы, в которых ставятся вой-
росы борьбы за демократию в после-
военном мире, и др. Жюри второго
тура конкурса рассмотрело 78 драма-
тических прсазведений, отобранных
на перзом туре.

Произведения, ‚ премированные на
конкурсе, несомненно являются зна-
чительными достижениями нашей со-
ветской сценической литературы.

< Пьеса дебютязующего в драматур-
гии Г. Березко «Мужество» («Бес-
смертие>), удостоенная первой пре-
мии, ‹ бесспорко заинтересует  мно-
гие театры и надолго  останет-
ся .B репертуаре. Это — произ-
ведение высокой идейной  целе-
устремленности и подлинной хуложе-
ственной зрелости. Герой пьесы —
командующий армией Рябинин — 06-
рисован автором < большой теплотой
и серлечнсстью. Драматический коя-
фликт. в который” вовлечен Рябинин,
глубоко взволнует зрителей своей
жизненной правдой, истинной траге-
дийной остротой. Смелость и ясность
замысла отличают произведение Г. Бе-
резко. Глубина образных характери-
стих, яркий язык, четкость построз-
ния лрамы, богатые возможности, ко-
торые она открывает перед актерами
и: режиссерами — все это говорит о
	гообещающего драматурга. р

Событиям Великой Отечественеой
войны посвящена удостоенная ва
конкурсе, премия пьеса А. Первение-
ва «Южный узел». Действие пьесы
происходит в дни геройческих боев
за Крым, когда Советская Армия нз-
носила <вой исторический ‘третий
удар. по гитлеровским войскам. Bo-
енная’ драма Нервенцева проникнута
глубоким советским патриотизмом. В
точном соответствии‘ < ‘ исторической
правдой изображает‘ автор создание и
реализацию стратегических планов
советского. Верховного Главнокоман-
дования. Лаконичными, ‘но вырази-
тельными штрихёми. обрисованы в
пьесе образы тозарища Сталина и пол-
ководцев сталинской школы. . Oo

«Мера за`меру»` («Большая судьба»)
А. Сурова — острое и яркое пройзае-
дение, посвященное жизни новой’ <со-
веткой деревни. И“еэта пьеса, 5ес-
спорно. ‘доётойно. украсит репертуар
многих театров страны. В ней прав-
диво, с партийной страстностью ото-
бражена борьба за хлеб в-современ-
ном колхозном селе. В центре’ вии-
мания автора ‘пьесы  — деятельность
секретаря райкома партии Телегина,
чей ‘образ. отличается ббльшой худо-
_жественной выразительностью.  Вто-
рая пьеса А. Сурова радует присущим
автору глубоким пониманием важных
процессов современной жизни нашей
страны, своей театральностью, жи-
вой, образной речью персонажей. С
появлением пьесы А. Сурова-наши те-
атры получают драматическое произ-
веление, в котором колхозные будни’
и деятельность руководящих партий-
ных работников в районах обрисованы
с большой художественной силой,

Премию получил Ф. Кравченко за
свою пьебу «Жаркое лето». Это
веселая комедия о борьбе колхозной
молодежи за высокий урожай. С жн-
вым юмором, свежо и красочно напн-
сана автором центральная роль моло-
дого агронома Андрея Коваля, чьи но-
ваторские предложения встречают
противодействие председателя колхо-
за Полозова, думающего лишь о. <е-
годняшних нуждах, пренебрегающего
сельскохозяйственной наукой.

Действие пьесы О. Берггольц и
Г. Макогоненко «У нас на земле»
происходит на металлургическом за-
воде. Герои этой пьесы — &овет-
ские инженеры и рабочие, в центре
знимания авторов — их героический
созидательный труд. В пьесе есть
яркие, живо обрисованные образы на-
ших современников — инженеров Ар-
сеньева и Савченко. директора завода
Бурцева и др. :

Таковы лучшие из пьес, прислав.
ных на конкурс. Все премированкые
  произведения, без сомнения, нривле-
кут к себе пристальное внимание ря-
ботников искусства и явятся ценным
вкладом в современный драматиче-
ский репертуар.

Но Orso а ошибкой, ес-
ли бы в поле зрения деятелей театра
и театральных критиков попали толь-
ко премированные произведевия. В
ближайшее время будут опубликова-
ны итоги первого тура конкурса, про-
водившегося по союзным республи-
кам нашей страны. Нет никакого сем-
нения в том, что среди пьес, удосто-
енных наград шестнадцати республи-
канских жюри, немало выдающихся,
ярких созданий советских драматур-
гов. Надо надеяться, что эти новые
  удачи национальной драматургии пои-
  обретут общесоюзную популярность.
  Следует широко практиковать пере-
  воды и постановку произведений На-
  циональных драматургов в театрах

братских республик Советского Сою-
‚  заа Широкое распространение лучших
‚  творений национальной драматургии
‚  по сценам всего Советского Союза
‚  послужит дальнейшему. сближению
‚  лружественных национальных кКУльЬ-

тур социалистической державы и даст.
	возможность создания разнообразного,
богатого, интересного репертуара.

Ни в коем случае не должны быть
забыты и десятки других пьес, пе
получивших премий, но представляю-
щих интерес для театров. Комитет по
делам искусств, Союз советских пи-
сателей, театральные общества, теат-
ральные критики должны позаботить-
ся о том, чтобы все достойные вни-
мания авторы были привлечены к ра-
боте с театром. я

Конкурс выявил множество талант-
ливых людей, знающих жизнь, любя-
щих театр, верно понимающих. его на-
значение. Задача состоит в том, чтобы
помочь этим одаренным дебютантам в
драматургии овладеть драматической
формой, изучить природу театра,
идейно их вооружить. Идя по горя-
чим следам конкурса, мы можем сей-
час вырастить десятки драматургоз и
тем самым благотворно повлиять на
будущее советского театра.

Всесоюзный конкурс на лучшие cO-
временные советские пьесы явился в
художественной жизни нашей страны
событием большюй, первостепенчой
важности. Он сильно двинул вперед
советскую драматургию. Он открыл
новые перспективы перед советским
театром. Долг работников искусств
заключается в том, чтобы’ добиться
полной реализации всех тех творче-
ских ценностей и возможностей, кото-
оые выявлены ковкурсом.

Достигнутые ныне новые успехи
советской драматургии являются пря-
мым следствием мудрых партийных
решений п вопросам литературы и
искусства, вызвавших оживление лея-
тельности всей художественной ин-
теллигенции советской страны, напра-
вивших творческие силы по верному
	пути. Плодотворность партийной кри-
	тики доказана самой жизнью.

Следует стремиться к тому, чтобы
достигнутые успехи были развиты и
умножены. Романтика созидательного
труда, величие исторического подвя-
га нашего народа полскажут драмз-
тургам новые, почерпнутые в самой
жизни темы и образы. Наша драма и
наш театр встречают славное тридиа-
тилетие на пути к еще более высо-
ким достижениям художественного
творчества.
	УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕФСЕР

О присвоении почетного звания Заслуженного артиста
РСФСР работникам театрального искусства

За успешную творческую: деятельность в области советского театраль-
	ного искусства присвоить почетное звание
Заслуженного артиста РСФСР:

_ 1. Алтарыковой Анне Петровне — артистке  Ойротского областного на-
ционального театра. .

2. Гарину-Янычеву Николаю Ивановичу — артисту. Ярославского госу-
дарственного драматического театра имени` Волкова.

3. Забродину Ивану Степановичу - — - артисту Ойротского областного на-
ционального театра,
° 4. Комиссарову  Сергею ‘Muxafidonuy — apructy Ярославского государ-
ственного драматического театра имени Волкова.

5. Неверину-Бочкову Сергею: Петровичу — артисту Тульского област-
	ного драматического театра. ~
	_ 6. Ромоданову Сергею Дмитриевичу — артисту `Ярославского государст-
венного драматического театра имени Волкова.
	Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР. И. ВЛАСОВ.
		29 октября 1947 года.
	В СОВЕТСКОМ ПРИМОРЬЕ
	«Сотворение мира» Н. Погодина —
з Театре Тихоокеанского флота (pe-
жиссер Буторин), «За Камой-рекой» в
совхозно-колхозном театре и ряд
других получили высокую оценку
общественности края

Изменилась и внутренняя жизнь
театральных коллективов. Активизи-
ровалась работа по повышению уров-
ня теоретических знаний. Возросла
тяга работников искусств к полити-
ческой и профессиональной учебе.
Открытие в этом году во Владивосто-
ке отделения Института марксизма-
ленинизма для работников искусств
дает возможность получить высшее
‚политическое образование болышой
группе Хворческих работников.
	Работники искусств Приморья на-
стойчиво говорят на краевых творче-
ских конференциях, на производ-
ственных совещаниях об опасности
быть предоставленными самим себе,
о желании деловой, ’нелицеприятной
критики, о стремлении ознакомиться с
опытом работы театров столицы и
лучших периферийных театров цент-
ра. Почему же их голос не доходит
до Комитета по делам искусств при
Совете Министров РСФСР, до ВТО?
	‚. [ватральные коллективы Приморья
< нетерпением ждут к себе театраль-
ных критиков и театроведов, которые
обогатили бы“ твбуческую Жизнь
Приморья детальным! разбором их по-
становок и работы тратров.

Сейчас театры Приморья тотовят в
честь 25-летия своего края и 30-й го-
довщины Октября ряд новых спек-
таклей.

«Бронепоезд» Вс. Иванова, «Отел-
ло» Шекснира в Краевом театре им.
Горького, «Жизнь в цитадели»
А. Якобсона в Театре угольщиков,
«Хлеб наш насущный» Н. Вирты в
совхозно-колхозном театре, «Кон-
стантин Заслонов» А. Мовзона. в
Железнодорожном театре, «Первый
гром» М. Алигер в ТЮЗ’е, инсцени-
ровка «Повести ю настоящем челове-
ке» Б. Полевого и «Молодой гзар-
дии» по роману А. Фадеева, специаль-
ная юбилейная программа ансамбля
песни и пляски в Краевой филармо-
нии—вот что определяет празднич-
ный репертуар театров Приморского
края. В их дальнейших планах—соз-
дание спектаклей, отражающих нашу
замечательную действительность, 30-
вущих вперед. к новым победам.
	Г. ЖАРКОВ.
Владивосток.
	Исполнилось 25 лет советского
Приморья.

В октябре 1922 года победоносные
части Красной Армии и легендарные
дальневосточные партизаны очистили
земли Приморья от иностранных ин-
тервентов.

За прошедшие 25 лет неузнаваемо
изменился облик края и его столяцы
Владивостока. Дома культуры, эа-
бочие и колхозные клубы, сеть теат-
ров, созданные за эти годы трудящя-
мися Приморья, красноречиво свиде-
тельствуют о расцвете социалистиче-
ской культуры бывшей «экзотической
вотчины» самодержавия, превратив-
шейся в передовой край, оснашенвый
первоклассной промышленностью,
ставший подлинным форпостом соци-
ализма на берегах Тихого океана.

Кроме Краевого драматического
театра им. Горького и Краевого теат-
ра юного зрителя, работающих во
Владивостоке, свои театры имеют
армия и флот, уголыцики Артема и
Сучана, железнодорожники Примор-
ской магистрали. С мая 1939 года в
крае постоянно работает совхозно-
колхозный театр. За 8 лет им постав-
лено более 2500 спектаклей в колхо-
зах и районных центрах Приморья.

Большую работу проводят Примор-
ская филармония и концертные орга-
низации. Только’ за годы войныони
организовали 20 ‘тысяч концертов для
населения края, 6500 шефских кон-
`пертов в частях Советской Армии и
Флота.

Приморский союз художников, ху-
дожественное училище, музыкальная
школа, театральная студия при крае-
вом театре дают возможность одарен-
ной молодежи края развивать и со-
вершенствовать свое мастерство, го-
товят новые кадры. .

Год, прошедший после постановле-
ний ИК ВКП(б) по вопросам лите-
ратуры и искусства, был решающим
в определении творческого лица те-
атральных коллективов края.

Критически пересмотрев свои пре-
дыдущие работы, очистив репертуар
от чуждых и безидейных пьес, теат-
ры края создали ряд высококачест-
венных спектаклей о нашей современ-
ности: «Глубокая разведка» А. Кро-

i (режиссер Дашковский), «Далеко
от Сталинграда» А. Сурова, «Русский
  К. Симонова (режиссер Еф-
ремов) — в Краевом театре им. Горь-
	кого. Спектакли «За тех, кто в море!» .
	Б. Лавренева (режиссер Меркулович)
— в Краевом театре угольщиков,
	Одним из величайших достижений
узбекского народа, как и других. на-
родов СССР, является создание пере-
дового социалистического искусства.

В дореволюционном Узбекистане
работал всего один театр (русский)
и несколько кинотеатров, которые
обслуживали только местную знать в
городах. В Узбекистане не было жи-
вописцев, графиков и скульпторов:
религия запрещала изображать лицо
человека.

Песня — спутник труженика-узбе-
ка, но в старой царской колонии му-
зыка, танцы, веселые песни слыша-
лись лишь в дворцах или особняках
богачей. ‘Народ — создатель ‘этого
искусства — был лишен возможности
им наслаждаться. Только мечты свои
о лучшей жизни выражали узбеки
устами своих талантливых певцов и
музыкантов, призывавших к борьбе
за осуществление этой менты. Ни о
каком профессиональном  музыкаль-
ном образовании не могло быть и
речи.

Однако все это — в прошлом.

Политический и экономический пе-
ревопот, происшедиий в жизни Узбе-
кистана после Октября, привел к с03-
данию своей трудовой народной ин-
теллигенции, дал возможность: неви-
данными темпами двинуть вперед
развитие национальной культуры.

Современное искусство Советского
Узбекистана — яркое свидетельство
торжества ленинско-сталинской на-
циональной политики. Благодаря, за-
ботам партии, советской власти и
братской помощи великого русского
народа трудящиеся Узбекистана по-
лучили возможность собрать, систе-
матизировать и развивать <вою, соз-
данную по крупицам в течение мно-
гих веков, богатую музыкальную и
хореографическую культуру и соз-
дать такие ранее неизвестные ему
отрасли искусства, как драматиче-
ский театр, опера, художественная
кинематография и живопись.

Только небольшие труппы любите-
лей театрального действия, так на-
зываемые «кызыкчи», подобно ско-
морохам на Руси, бродили по про-
сторам Узбекистана, исполняя раз-
нообразный репертуар  фарсового
характера. Фарсы, сочиняемые. сами-
ми «кЫЗыКчИ», остро бичевали пред-
ставителей ханской власти и царских
чиновников. Существовали также ку-
кольный и теневой театры, Таково все
	«Сын вернулся» (масло). Художник действительный член Академии художеств СОСР С. Герасимов. (Из кар- °
		тин, отобранных на Всесоюзную художественную выставку).
		Накануне 30-летия Великого Октября

постановке ВБ. Г, i al Театром
транспорта.

Идут последние репетиции оперы
Tl. Кабалевского «Семья Тараса»,
премьеру которой покажет 7 нсяб-
ря Театр им. Станиславского и Не-
маровича-Данченко (режиссеры-поста-
новтщеки НП. Марков и П. Златогоров,
дирижер С. Самосуд).

Московский Камерный теато гсто-
вит к празднику пьесу эстонского
драматурга А. Якобсона «Жизнь в
цитадели», постановка А. Таирова,
режиссеры Л. Лукьянов и Н. Суб-
боцкая, художник Е. Коваленко.

В Театре им. Ермоловой пойдет
пьеса А. Сурова «Мера за меру»,
Руководитель постановки А. Лэбз-
нов, постановка В. Комиссаржевско-
го, художник А. Васильев.

В Театре сатиры состоится премь-
ера пьесы Е. Петрова «Остров  ми-
	ра», постановка Н: Горчакова и 2. }
	Краснянокого, художник Я.  119ф-
фер.

Центральный театр кукол даст в
праздничные дни обозрение Е. Спе-
ранского «От южных гор до север-
ных морей», постановка С. Образ-
‘цова, режиссер С. Самодур.

i «Каю закалялась сталь» по ромату
	i

‚драмы и комедии,

H. Ocrposcxoro (инсценировка Н.
театр.

Вальяно} ставит Московский

постановка А.
	‚Е: лотникова.

В Московском драматическом Te-
атре готовится спектакль «Чайка»
(инсценировка С. Майорова по пове-
сти Н. Бирюкова «Лиза Чайкина»).
  Центральный детский театр встге-
чает праздники спектаклем «Доро-
гие мои мальчишки» Л. Кассиля, по-
становка А. Рубина, художник М.
Виноградов. .
  Государственный Еврейский ‘Te-
атр отмечает знаменательный юби-
лей спектаклем «Леса шумят» А.
Брата и Г. Линькова, постановка С.
Михоэлса,

В праздничные дни театры Москвы
покажут свои новые работы, посвя-
щенные 30-летию Великой Октябрь-
ской социалистической революций.

Большой театр покажет о премьеру
оперы «Велихая дружба» В. Мура-
дели но либретто Г. Мдивани, pe-
жиссер-постановщик Б. Покровский,
художник Ф. Федоровский, дирижер
А. Мелик-Пашаев.

Московский Художественный  те-
атр подготовил два спектакля: на
основной сцене будет представлена
пьеса К. Самонова «Дни и ночи»,
художественный руководитель  по-
становки М. Кедров, режиссеры Г.
Герасимов и А. Карев, художник Н.
Шифрин. В филиале театра идут
«Алмазы» Н. Асанова, руководи-
тель постановки В. Станицын, ре-
жиссеры -И. Судаков и И. Раевский,
художник И. Федотов.

«Южный узел» А. Первенцева ста-
вят Малый театр (постановка С:
Юткевича) и Театр Красной Армии
(постановка  А. Попова и А. Окунчи-
кова) На сцене Малого театра гото-
вится также пьеса Н. Погодина «Мо-
лодой лес» (постановка А. Кричко).
В филиале Малого театра на-днях <о-
стоится первое представление пьесы
П. Нилина «На белом свете», поста-
новка В. Цыганкова и Л. Прозоров-
ского.

Театр им. Вахтангова подготовил
спектакль «Неугасимое пламя» Б.
Полевого (постановщики Р. Симонов и
А. Ремизова, художник В. Рындин).

В Московском театре драмы в. по-
становке Н. Охлопкова идет пьеса
Н. Вирты «Великие дни», Резиссе-
ры спектакля С. Каминка, А. Белов
и В. Невзоров? художник IT. Виль-
ямс. :

Пьеса Г. Березко «Бессмертие»
{«Мужество») в постановке 10. 3a-
вадюкого (режиссер А. Шапс) будет
показана Театром им. Моссовета и в
	ЮБИЛЕЙНАЯ СЕССИЯ
АКАДЕМИИ НАУК СССР
	_. 28 и 29 октября в Москве проходи-
` ли заседания отделения истории и
философии Академии наук СССР, по-
священные 30-летию Великой Октяз
брьской социалистической революции:
  Доктор исторических наук Э. Генкина
сделала доклад о стиле государст-
венной работы В. И. Ленина. Развч-
тию творческой активности масс в
первое трехлетие советской власти по-
освятил свой доклад доктор историче-
ских наук Д. Баевский. Доктор. ис*
торических наук И. Разгон сделал.
доклад «Проблема вооруженного вос-
стания в дооктябрьских работах товаз
patna Сталина».

заключительном заседании отдез
ления с докладом «30 лет советского
искусства» - выступил. председатель
  Комитета по делам искусств при Co
‘вете Министров Союза ССР профес-
  COP М. Хранченко.

После доклада тов.  Храпченко cos
‘ стоялся большой концерт. В концер-
: приняли участие артисты МХАТ

СССР им. Горького, Больнюго театра,
Государственный симфонический ор-
кестр Союза ССР, ансамбль народно-
Г го танца СССР, квартет им. Бетхове-

На и выдающиеся музыканты-испол-
‹ нытедли.
	КОНЦЕРТЫ
НА БОЕВЫХ КОРАБЛЯХ
	  Для художественного обслуживз:
НИЯ ЛИЧНОГО состава Военно-Морского
‘Флота в дни празднования 30-летия
‘Великого Октября Комитет по делам
‘ искусств при Совете Министров СССР
‘направил несколько бригад артистов
московских театров, Всесоюзного га-
строльно-концертного об’единения и
  Moc: ковской филармонии. Бригады
  будут выступать на кораблях и в до-
мах офицеров Тихоокеанского, Черно
мсоского и Балтийского флотов,
	: широко обслуживают сейчас трудя*
щихся, занятых на крупнейших строй-
‘ках послевоенной сталинской пяти*
летки: железной дороги Чарджоу—
Кунград, `Фархадской ГЭС, Кассан*
сайского и Катта-Курганского водо-
 хранилиш, канала им. Ахунбабаева;
’ Около 3.000 клубов работает в го-
родах и кишлаках республики. 20.009
‘колхозников, рабочих, интеллигенции
участвуют в кружках художествен-
ной самодеятельности.

Сейчас дружная семья узбекской
интеллигенции включает в себя свы-
ше 6.500 деятелей искусств — работ-
ников театрально-зрелищных пред-
приятий, многочисленных художест-
венных учебных заведений, членоз
творческих союзов. Свыше 3000
одаренных юношей и девушек обуча-
ются в Государственной консервато-о
рии, Институте театрального искус=
ства, 22 музыкальных школах, худо-
жественных училищах, театральных
студиях и школе киноактеров. Откры-
ваются новые учебные заведения —
хореографическое училище и теат-.
ральное художественно-техническое
училище. Только в текущем году на
содержание учебных заведений рас-
ходуется до 16 млн. рублей. На раз-
витие искусства в 1947 году госулар-
ство отпустило свыше 60 млн. рублей.
В плане новой сталинской  пяти-
летки предусмотрено  зяачительное
увеличение ассигнований на дальней“
шее развитие культуры и искусства.
Будут открыты новые театры, музеи,
школы, кинотеатры:

Забота партии, правительства, вни-

мание и любовь народа обязывают
мастеров искусств с честью - выпол-
нить стоящие перед ними’ огромные
задачи. указанные в постановлениях
ЦК ВКП(б) по вопросам литёратуры
и искусства. Эти постановления по-
могля нам исправить допушенные
ошибки. выразившиеся в увлечении”
историческими темами, в идеализации
прошлого, в неправильной  антимарк-
систской оценке некоторых деятелей
прошлого и т. л.

Народы Узбекистана, в содружест-.
ве с братскими народами` Советского
Союза, пол руководством великой
партии Ленина—Сталина, ° твердой
поступью идут к новым успехам и: в
наролном хозяйстве и в строительст-
ве культуры, наниональной по. форме.
социалистической по содержанию.
	Ташкент.

скусство раскрепощенного на]
	9°
Иззат СУЛТАНОВ
	Заместитель председателя
Совета Министров
Узбекской ССР
		«наследие», с которым наш народ при-
ступил к созданию профессиональ-
ного драматического театра.
	Первый советский узбекский театр
(«Краевая драматическая труппа»)
возник вскоре же после Октябрьской
революции. Его организовал видный
поэт-демократ, первый советский уз-
бекский  драматург, композитор, по
профессии учитель Хамза Хаким-заде
Нияза. Первой пьесой, поставленной
на сцене этого театра, ныне носяше-
го имя своего основателя, была «Бай
и батрак», правдиво и ярко рисующая
безрадостную подневольную жизнь
батрака. В 1918 году возник второй
советский театр — им. Карла Марк-
са. Вокруг Хамзы сгруппировалась
талантливая молодежь — Кари Яку-
бов, Маннон Уйгур, Абрар Хидоятов,
С. Ишантураева, Мария Кузнецова и
другие, ставшие энтузиастами И соз-
лателями узбекского советского теат-
	Узбекский театр рос и развивался
в обстановке ожесточенной классо-
вой борьбы. Буржуазные национали-
сты стремились использовать его
трибуну и порой успевали в этом при
помоши нанионалистических элемен-
тов, проникших в партийный и совет-
ский аппараты. Но < помощью партии
все воажеские поползновения были
разбиты. Начался период бурного
роста узбекской советской драматур-
гии. К декаде узбекского искусства,
состоявшейся в 1937 году в Москве,
было уже что показать московскому
зрителю. .

Сегодня в Советском Узбекистане
работает 37 государственных и боль-
шая сеть колхозно-совхозных теат-
ров. Ежедневно тысячи трудящихся
смотрят спектакли на девяти языках:
узбекском, русском, каракалпакском,
таджикском, еврейском, татарском,
уйгурском, казахском и корейском.
Труженики хлопковых полей, заво-
дов, интеллигенция с одинаковым ин-
тересом посещают спектакли, пове-
ствующие о многогранной жизни.
узбекского народа, смотрят произве-.
дения русских и западных классиков.
и современных советских драматур-
гов братских республик. В юбилей
ные дни они увилят новые постанов-.

ки: «Кремлевские куранты», «Моло-
дая гвардия», «Русский вопрос» и др.

Десять лет назад создан Узбекский.
театр оперы и балета. В его стенах
выросли такие мастера, как народная.

ского и художественного воспитания
‚ — кино проникло во все отдаленные
уголки республики. Сейчас в pecnyd-
лике работают 662 кинотеатра и кино-
передвижки, а к концу пятилетки их
число возрастет до тысячи. Зажи-
точно стали жить хлопкоробы Узбе-
 кистана. Их не удовлетворяют те-
перь поездки в кинотеатры районных
центров или несовершенная  демон-
страция фильмов кинопередвижками.
115 крупнейших колхозов, совхозов и
МТС открыли в текущем году соб-
ственные кинотеатры, в которых на
русском и узбекском языках демон-
стрируются научные, художественные
и документальные фильмы. До 10
миллионов рублей расходует респуб-
лика ежегодно на развитие киносети.
В Советском Узбекистане создано и
собственное  кинопроизволство: B
Ташкенте построена студия художе-
ственных фильмов, работает студия
кинохроники. Кинопроизводство за-
родилось в Узбекистане в 1924 году.
Если вначале приходилось пригла-
шать для работы режиссеров, акте-
ров и сценаристов из других студий,
то теперь выросли собственные наци-
ональные кадры (режиссеры К. Ярма-
тов, Н. Ганиев, операторы М. Каюмов,
А. Турсунов и др.). Студия освоила
	выпуск звуковых картин и создала
	ряд произведений, в том числе фильм
«Тахир и Зухра». Сейчас здесь за-
кончен большой историко-биографиче-
ский фильм «Алишер Навои» и го-
товятся сценарии, отражающие герои-
ческие будни узбекского народа. На-
чата постановка фильма «На кру-
том повороте» — о борьбе за под’ем
хлопководства.
` Характерная особенность нашего
социалистического искусства — его
тесная связь с народом. Лучшие сыны
и дочери народа являются героями
художественных произведений, та-
лантливейшие представители народа
осуществляют эти произведения и по-
казывают их широким народным мас-
сам. Одна из славных традиций ряа-
ботников искусств Узбекистана —
превращать каждую большую строй-
ку сталинских пятилеток в подлин-
ный народный праздник. Так было в
1939—1940 г., когда на строительст-
во Ферганского канала и большого
северного Ташкентского канала вме-
сте с народом вышли тысячи арти-
стов, народных певцов и музыкантов:
Все театры, ансамбли и коллективы!

артистка СССР Халима Насырова,
	народная артистка республики Мук-
	карам Тургунбаева и др. Коллектив
театра проделал большую работу по
созданию национальных оперных про-
изведений. Он осуществил постанов-
ки опер: «Улугбек», «Буран», «Мах-
муд Тураби», «Лейли и Меджнун»,
балета «Ак-биляк» и др., поставил на
узбекском языке оперы Чайковского,
Бизе, балеты Делиба, Асафьева. Сей-
час театр ставит оперу С. Василенко
и М. Ашрафи «Долина. счастья», по-
священную борьбе узбекских колхоз-
	ников за под’ем хлопководства, за
счастливую зажиточную   колхозную
жизнь.
	Широкое развитие получила в рес-
публике музыкальная культура. Ком-
позиторы-узбеки создали ряд опер-
ных и симфонических произведений,
широко популярных среди узбекского
народа и известных музыкальной об-
щественности всей страны. Творче-
ский союз об’единяет около 50 ком-
позиторов и большую группу -мелоди-
стов — знатоков народных песен и
музыки.

Гордостью нашего народа являет-
ся Узбекская государственная филар-
мония. в составе которой — симфо-
нические оркестры и оркестры’ на-
родных инструментов, различные ан-
самбли песни и пляски. Далеко за
пределами республики известен ан-
самбль народной артистки республи-
ки Тамары Ханум.

Ни одного ‘художника-профессио-
нала ‘не имел Узбекистан в дооктябрь-
ские дни; а ныне Союз советских
художников об’единяет до 200 живо-
писцев, графиков и скульпторов. Они
неоднократно участвовали на между:
народных и всесоюзных выставках,
отражая в своих произведениях мно:
гогранную жизнь республики. Пол-
	` ЛИННЫМИ мастерами кисти, стали на-
	родный художник Урал Тансыкбаев,
художники Чингиз Ахмаров, Ш. Ха-
санова, братья Абдуллаевы и десятки
других художников-узбеков.

Самое массовое из искусств, мо-
гучее средство агитации, политиче-
	В КОМИТЕТЕ ПО СТАЛИНСКИМ ПРЕМИЯМ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ
	‚Состоялось  засепазие
	комитета го рассмотрению и отбору кангидца-
	Typ Ha Сталинские премии за выдающиеся работы в области искусства
	и литературы за 1947 год:
Вылвяжение ya премии будет
года, (ГАСС).
	производиться до Ё-Го января 1943