еских Tee
сим пПУТ
	ник?  порадовать-то

страну? ,
Василевский. Верховный сказал:
семьям воинов. погибщих в результа-
		ния Ставки. А. Первенцев, как худож»
					Решение
	Кюри Бсесоюзного конкурса
на лучшие современные советские пьесы
		‚ Рассмотрев поступившие на 2-й тур от
Жюри союзных республик 78 пьес, Жюри
Всесоюзного конкурса на лучшие современ-
ные советские пьесы вывосит решение;

1. Присудить за наилучшие пьесы из числа
поступивших на 2-й тур конкурса:
Первую премию — в размере 50.000 рублей—

Г. С. Березко за пьесу «Мужество».

Две вторые премии — в размере 35.000 руб-
лей каждая — А. А, Первенцеву за пьесу

«Южный узел», А. А. Сурову за пьесу «Мера
	за меру».
	Две третьи премии — в размере 25.000 руб:
		лей кажлая — О. Ф. Бергольц
	гоненко за пьесу «У нас на земле», Ф. Т, Крав-
ченко за пьесу «Жаркое лето»...
9. Одну третью премию оставить без при-
		3. Предложить всем республиканским жюри
	опубликовать итоги конкурса
туру, -
	4. Рекомендовать республиканским Комите-
	Б соответствии с положением о Всесоюзном конкурое
на дучшие современные советские Пьесы в бюЗных
распубликах были установлены респубтикачевие ире-
NOE п поопрительные вознаграждения. Решения 0
	я. Решения 0
Жюри конкурса
	мии и шошрительные BUehdulpdvn Ate
присужлении ‘премий уже вынесли
	Действие пьесы на-
	чинается 8B ноябре
1943 года. В Джанкое А. БОРШЕ

в штабе командующе- х
го обороной Сезверно- /
го Крыма генерала Конрада мы впер-
вые знакомимся со стратегической и
политической ситуацией. Гитлеров-
ское командование хочет во что бы
то ни стало удержать Крым и меч-
тает о переходе в наступление с Ни-
копольского плацдарма. Гитлер бро-
сает в Крым боевых генералов, луч-
ших фортификаторов, снимает диви-
зии с так называемого «атлантическо-
го вала». «Сейчас, — хвастливо заяв-
ляет генерал Сикст, — ясно, мы
наконец-то держим время в своих ру-
ках. За шиворот. Вот так! Я знаю
одно: если я остановил их на
Перекопе, значит эти мастера деше-
вых побед, как назвал их наш коман-
дующий, эти трусы — англо-саксы,
никогла не осмелятся высадиться на
 Ламанше»... «Они будут смотреть,
выжидать, жрать джем и бэкон. Я
остановил не только Толбухина. Кто
у них там? Морган, Маршалл, Монт-
гомери? Я остановил их!» Первен-
цеву удалось показать подлинное
лицо гитлеровской военщины, с. при-
сущей ей бесчеловечностью, догма-
тизмом, тупостью и аморальностью.
Уже в первой картине мы видим, как
непрочно положение врага. Земля
колеблется и горит под его ногами.
Политика шантажа и провокации
приносит свои плоды. Семь румынских
дивизий, входящих в состав армии
Енекке. уже не верят немпам, что
Крым будет отдан Румынии. Подо-
зрительным становится и поведение
турков. Они: засылают в штаб Енекке
своих дипломатических разведчиков,
силясвь понять действительное поло-
жение немецких армий в Крыму й их
перспективы. Турецкие реакционеры,
всегда готовые «лизать пятки стоя-
щего и грызть кости лежащего», про-
пускающие немецкие транспорты с
войсками через Дарданеллы, с тре-
вогой посматривают на военный баро-
метр, — не упала ли стрелка, не вре-
мя ли менять ориентацию? «Благода-
ря дарданелльским воротам мы еше
повоюем...» =— говорит. генерал Сикст.
Во второй картине атмосфера и ха:
рактер действия резко меняются. В
селе Отрада на командном пункте
4-го Украинского фронта собрались
генералы для решения дальнейших
вопросов, связанных со штурмом
Крыма: По мере развития действия
‚тут появляются генерал армии Толбу-
хин и представитель Ставки Bepxos-
ного Главнокомандования маршал Ва-
`силевский. Генералы Советской Ар-
мии, понимая всю сложность постав-
ленной перед ними самой историей
задачи, подготавливают план штурма
Крыма, и когда напряжение этой сце-
ны достигает наибольшей силы, ко-
гда до сознания каждого зрителя до-
ходит смыел простых и мужествен-
ных слов Толбухина — «все силы
бросим, а Крым возьмем!», прямой
провод приносит - распоряжение
товарища Сталина. «Бывают моменты
в: жизни военачальника, — гово-
фит-марнал: Василевский, — которые
никогда не забыть. Верховный испра-
вил нас, товарищи. Товарит Cram
приказал прекратить все атаки, закре-
питься на занятых рубежах и ожидать
дальнейших указаний Ставки.
„Толбухин. Прекратить атаки?
°А как жа наш план?
	БОЛЕЕ
	Наша драматургия достигла значи-
‘тельных успехов, создав ва материа=
ле гражланской войны крупные про-
	ЗН = т ник, ‘увидел скрытый В этой ситуаций

догма, : ий
Макогон. А- празд-  драматизм человеческих отношений,

КЕ Ех о азия 1
	a 5»
трогательную фронтовую дружбу и
сумел ярко показать ее в сцене про-
шания Толбухина со своими войска-.
ми. Он желает им славы и побед, но
самое прощание с войсками, с кото“
рыми он сжился, сроднился, побратал-
ся военным братством, не может оста-
вить зрителя равнодушным. -

В третьем акте действие убыст-
2аатдя болве частой становится еме®
	а

на картин, а особенно «кусков» В

картинах, передающих напряжен-
ее = 9%

О ЗЫ И ODatAL
	ЕЕ =
ность борьбы за Севастополь. Рядом

с генералами на первом плане оказы-
ваются образы солдат, штурмующих
Canvu-roty H B@Ch севастопольский >
	CanyH-popy H Bech СР ee
обвод. Чмыга и Степанюк, Аржанов и
	Вершков являются в полной мере ге-
andar послепнего акта, героями
	роями последнего aKtd, роте
штурма Севастополя. .

Финал пьесы воспроизводит реаль-
ный эпизод контузии маршала Васи-
левского и победоносное завершение
борьбы за Крым. «Я вйжу победу, —
говорит Василевский, ослепленный
взрывом немецкой мины, закрыв лицо
руками. — Передайте... Сейчае же
передайте... я очень прошу... товарищу
Сталину: «Севастополь взят. Черное
море свободно!».

Мы бегло обозрели действие пьесы,
исключая из него, для краткости из-
ложения, целый ряд важных боковых
линий и характеристику многих пер*
сонажей. Мы только назвали Аржа*
нова, Степанюка, Чмыгу, тогда как
каждый из этих персонажей заслужи:
вает конкретного разбора. Эта живо-
писная группа действующих лиц—од-
на из наиболее сильных в художеет-
венном отношении. Особого BHH-
мания заслуживает окопная. сцена на
Сивашю, образно выражающая идею
воинской присяги, смысл коротких,
как приказ, и страстных, как клятва,
слов: «Стоять на-емерть!».

«Южный узел» не свободен и от ря=
да недостатков, понятных и прости:
тельных в этом новатореком опыте:
К ним следует отнести чрезмерную
обстоятельность, превращающую по-
рой слова действующих лиц в под-
робную информацию, существующую
отдельно от их характеров; излиш-
нюю прямолинейность, при которой
иногда утрачивается богатство под-
текста и исполнительские возможно-
сти сужаются; некоторые погрепано-
сти языка. Эти недостатки не могут
пройти незамеченными ни для теат-
ров, ни для критики. В преодолении
их — залог будущих успехов.

Но «Южный узел» привлекает
художников сцены смелым новатор-
ством, жизненностью и значитель-
ностью событий пьесы.

В третьем акте «Южного узлах
есть такая сцена: Василевский и Тол-
‘бухин появляются в окопах, среди
солдат, форсировавших Сиваш. Всё
`кругом исчезает в плотных сиваш-
‘ских туманах. Но из тумана до гене-
`ралоз доносится песня, которую поют
бойцы: «Белая армия, черный барон»:
Эту песню пели бойцы Фрунзе, на-
ступавшие здесь много лет тому на:
зад. Ветер гонит туманы. Перед ге-
нералами проходят .-видения -героиче-
ского прошлого — Михаил Василье-
вич Фрунзе, красноармейцы, идущие
вброд через Сиваш...

Так возникает боевая перекличка
поколений, так передается эстафета
революционной эпохи, эстафета борь-
бы и подвигов. Так автор подчерки-
вает значительность и величие собы-
тий нашей современности.
		те вашей поспешности, в этот день <амое продан ео
He булет праздника». рыми он сжился, сроднился,
	не будет праздника».

Таким образом первый акт «Южно-
го узла» (как и каждая из его кар-
тин) представляет собой законченную
часть драматического действия, с
естественным развитием сюжета, на-
пряжением, достигающим большой вы-
соты в финале, и неожиданным по-
воротом действия,  заставляющим
нас живо интересоваться будущим
ходом событий. Подлинность, досто-
верность ‘исторической хроники не
помешали автору умело организовать
драматическое действие и включить в
него перипетии личной судьбы матро-
са Чмыги.

Третья картина’ «Южного узла»
является идейным ключом всей пье-
сы, ее философской кульминацией и
одновременно поворотным пунктом в
развитии действия. Она рисует образ
товарища Сталина, мыслителя, поли-
тика и полководца. Мы узнаем, поче-
му нужно было прекратить атаки Пе-
рекопа и Сиваша; Мы видим, как
крымский, южный узел становится
частью «большого целого, опера-
тивно-стратегического организма,
именуемого государством в войне».
Товариш Сталин в беседе с маршала-
ми  Ворошиловым и Василевским,
Уточняя детали будущих операций,
шаг за шагом раскрывает грандиоз-
ные перспективы наступающего 1944
года. Еше заняты немцами районы Ле-
нинградской, Новгородской, Нсковз-
ской областей, Белоруссии, правобе-
режной Украины и Крыма, но
товарищ Сталин дает распоряжение о
планировании их посевных площадей,
так как они будут, обязательно будут
освобождены от оккупантов: Te-
ниальный сталинский план разгрома
немцев; план. в котором учтено все
«от гречневой каши до самолета», —
порука тому. В этой сцене мы мыслен-
но обозреваем карту всей страны, ви-
дим контуры будущих побед и, в кон-
це концов, возврашаемся к тому; чём
‘Закончилось действие первого акга
mech. «О Крыме...» — говорит
‘товарищ Сталин—<Мы теперь вплот-
ную подошли к Крыму», «..в умах
немцев, отрезанных в Крыму, живет
идея обороны. Надо ликвидировать
эту идею. Там должна созреть и со-
зреет идея эвакуации. Нам Крым ну-
жен не менее, чем немцам. Крым, без.
условно, надо быстрее освобождать.
Но когда именно? Но моему мнению,
сигнал к штурму Крыма надо подать
в тот момент, когда войска Малинов-
ского завяжут. бои непосредственно
за Одессу».

Для реализации. грандиозного
сталинского плана разгрома немцев
на юге необходимо взаимодействие
соседних фронтов. Толбухин должен
наглухо запереть Крым и вместе с
тем передать почти все свои. под-
вижные и механизированные части
соседнему фронту, генералу. Малинов-
сжому, которому надлежит освобоцить
побережье Черного моря — юг Украи-
ны. Новая сцена в Отраде, показы-
вающая реализацию указаний  това-
рища Сталина, должна быть отнесе-
на к числу лучших в пьесе. Маршал
Василевский в лице Толбухина и Ма-
линовского находит Мудрых «сосе:
дей», способных осуществлять указа-
			и Управлениям по делам искусств   изведения разных жанров: народную

Е аз +15 А \АЗ7
	трагедию, . романтическую драму
и т д Большой интерес  вызы-
вали созланные в этом трудном
	жанре новые произведения драматур-
гии и кинодраматургии;: «Южный
	узел» А. Первенцева или «Сталин:
градская битва» Н. Вирты. Если в
	кино сегодня, до появления новых
фильмов по сценариям А. Первенце-
ва, П. Павленко, Н. Вирты, принято
рабочее название «художественно-
локументальный фильм», то на театре
уже можно говорить о первом опыте
военно-исторической драматической
хроники. Опыт этот сулит большие
успехи в самом ближайшем будущем,
прокладывает новые дороги.
	Пьеса А. Первенцева «Южный
узел» дает эначительный материал
Ддля характеристики этого новатор-
ского начинания советского театра.
Задача, поставленная перед собой
драматургом, поистине грандиозна.
Она заключается в попытке художе-
ственного ‘изображения борьбы за
Крым в 1943—1944 гг, подготовки
штурма @ самого штурма Крыма и Се-
вастополя частями 4-го Украинского
фронта и Отдельной Приморской
армии при активной поддержке Чер-
номорского флота. При этом драмаз
турга интересуют не столько частные
судьбы, сколько главные события
эпопеи, их реальные исторические ге-
‘pow. Это. не просто военная хроника
в узком. смысле этого слова. Военные
события возникают в пьесе как след-
ствие значительных исторических .со-
бытий, как выражение политики наз
шего государства, его идейного пре-
восходства над врагом. Одной из за
слуг А. Первенцева является 16,
что в «Южном узле» он убедительно
раскрывает подзиненность военной
стратегии политике советского госу-
дарства и преимущества советской
стратегии, Советской Армии, как
выражение нашего идейного и мо-
рального превосходства над врагом.
	В соответствии: с некоторыми пло-
дотворными традициями классических
исторических хроник и прежде всего
< опытом’. русской драматургии
А. Первенцев свободно сочетает ре-
альные исторические фигуры © вны-
мышленными ‘образами солдат, офи:
церов, рядовых советских людей,
Было бы неверным считать их только
фоном пьесы. У рядовых героев нье-
сы — свои сульбы, свои биографии,
своя сквозная. драматическая линия.
Слово вождя; его‘непреклонная BOA
достигают окопов: переднего края, и
Зритель ясно видит, что сердца мил-
лионов простых” советских людей
быются в такт с сердцем вождя наро-
дов, что их мысли, мечты, их вера
спаяны небывалым еще в мире един-
ством, Солдатские сцены не иллю-
<трируют основную идею пвесы, а яв-
ляются ее органическим выражением:
	История в «Южном узле» является
не только содержёнием, но и сюже-
том пьесы. Автор точен во всем, что
касается историнаских фактов, вы-
сказываний, харантеристики учаетни-
ков описываемых ‘событий; Правда,
увлечение документальностью  ока-
зывается в «Южнюм узле»  обетой-
тельством, стесняющим автора в ©6-
рисовке своих героев, а значит, и в
яркости изображения истории. И эта
документальность должна быть пре-
одолена не механичёски, а творчески.
		отобрать пьесы, которые после доработки
могут быть использованы для постановки в
	театрах.
	° 5. Рекомендовать Главному управлению
театров Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров Союза ССР, Комитетам и
Управлениям по делам искусств союзных рес-
публик и Союзу советских писателей СССР
внимательно изучить творческие итоги кон-
курса, организовав систематическую работу с
наиболее одаренными молодыми авторами,
	Председатель Жюри М, Б. Храпченко.
Члены Жюри: И, И. Анисимов, И. Н.
	bepceHes,
	Н, Н. Беспалов, Л. ©. вивьен,
earvut А М Бролин. HO. A.
	В. В. Вишневский ‚, А, М. Еголин, &, A.
Завадский, Ю. С. Калашников, Л. М. Jieo-
	нов, П, А.
	Марков, С.
		по первому   Хорава.
	> х $.
зв: А Аралишвили
	Ответственные секретари о. В.Д.
Сурков, И. И. Чичеров.
	А. Авалишвили за пьесу «Георгий Хеташвили» и
Л. Чубабриа за пьесу «На крыльях зари»,

Жюри конкурса в Латвийской СОР присудило первую
премию Ф. Рокнелнису 38 льёсу «Рождение поэта»; две
вторые премии присуждены А. Григулиеу за  п5есу
«Голубой фарфор» и Ю. Ванагсу за пьесу «На светлом
берегу». Третьи премии присуждены Э. Залите за пьесу
«Возвращенная ролина» и А. Глевкову за пьесу «Совет-
	ская дружоа».
	Грузинской, Азербайджанской, Чатвийской, Иитевекои,
Эстонской. Киргизской, Карело-Финской, Белорусской
		shopa конкурса Грузинской СОР. присулило вторую
премию Т. Донжашвили за пьесу «Возрожденный
Картли». Три третьих премии присуждены Д. Антадзе,
	Ш. Думбадзе и Г. Чиковани за пьесу
		Ялюри конкурса Вирпизской СОР присудило вторую
премию Р, Шукурбекову и А. Свистунову за пьесу
«Тропа героя» и третью премию О. Бектурсунову и
В. Горячих за пьесу «Армансыз Азаматтар».
	роизма и сознательности не только в
сюжете. Он решает ее в каждом ха-
рактере пьесы. Его драма нигде не
упрощает проблемы, нигде не ищет
для ее решения легких и обходных
путей. Решение он ‘находит изнутри,
	в сложном характере, в обострении
	ситуации.

Драматургу, как никакому друго-
му литератору, нужно обладать да-
ром быстрой и лаконичной характерн-
	стики, Пространство ’ драматического
сюжета не допускает медленного на-
копления характерных черт, возмож-
	ного только в романе. Березко ‘умеет
в Одной реплике, в одной летали дать
не только прямой смысл поступка те-
роя, но и его психологический под-
текст. И нужно сказать, что он на-
	ходит превосходные краски ДлЯ л^а-
	рактеристики Рябинина.

На протяжении пьесы Рябинин
предстает как человек, как стратег
со всеми индивидуальными особенно-
стями мышления, биографии, склон-
ностей. Он становится всесторонне
знаком читателю. Так, в короткой
проходной сцене выясняется, что этот
человек был. солдатом в 1914 году,
воевал в гражданскую, дрался вместе
с Котовским, встречался с Кировым.
И когда он сетует на то, что не был
в Испании, перед нами предстает 3a-
конченная биография советского ге-
нерала, водителя народной армии,
полководца, профессионального сол-
дата оеволюции.
	Рябинин недаром говорит, что у
	солдата своя семья: «незнакомого че-
ловека зовет отцом, старую женщи-
ну — матерью, девушку — сестри-
цей». Семья этого одинокого челове
ка — весь советский народ, вырази-
телем лучших интеллектуальных ка-
честв которого он является. И неда-
ром з сцене перед смертью он вызы*
вает великую тень Кирова, рапор-
тугт вождю армии и народа Сталину,
умирает с именем Ленина. Вся его
жизнь прошла в борьбе за их великое
дело.

Так же как у Рябинина, своя судь-
ба и своя тема есть и у Горбунова,
Всеми своими поступками он показы-
вает, что он, и только он сам, хозяин
й распорядитель своей судьбы. И он
знает, что воюет не только за дере-
вушку Барсуки, которую берет вопре-
ки невозможности, но и за освобож-
дение Тургенева, Гоголя и даже
Жюль Верна, книги которых он на-
ходит растоптанными в деревенской
школе. Он твердо говорит мальчику
Степану, последнему жителю терев-
ни, что фашистов больше сюда не пу-
стит. Даже тогда, когда понимает, что
помощь к нему не придет, он твердо
заявляет, что батальон, имеющий на
флангах всю неприятельскую армию,
будет держаться сколько нужно.

В характере Горбунова, нет той
сложности, которой обладает Ряби-
нин. Но сложность не обязательно
создает. живой характер. Bepesxo
знает это превосходно. И маленькие
роли комдива Богданова и санитар-
хи Маши Рыжовой, солдата Двоегла-
зова и хирурга Юрьева предельно
ясны. Для каждого персонажа пьесы
Березко умеёт найти и место, и логи-
ку поведения, и характер языка и по-
ступков. Эти люди у чего — не толь-
ко фон, не только вторые персонажи
драмы, но и выразители той реальной
военной жизни, о которой илет речь
в пьесе: Это — солдаты генерала Ря-
бинина, которые делают его план ре-
альным и победу достижимой. Это —
народ на войне, народ, который умеет
быть героичным и хладнокровным;
будничным и патетичным.

«Мужество» выражает. ту тенден-
цию нашего социалистического  реа-
лизма, Которая, в согласии с лучшими
образцами классической литературы,
инцет такой правды ситуации и харак-
терз, которая позволила бы показать
черты героя нашего времени — воина,
освободителя и революционера — че
в исторически отмеченном герое, а в
ряловом человеке.

Эта пьеса — прекрасное приобре-
тение для нашего театра. Она дает
материал для размышлений, она итед-
ра и литературной и драматической
выдумкой, она изобилует интересными
деталями, ее герои превосходно оха-
рактеризованы автором.

Но нужно помнить, что при своей
сценической выигрыщшности эта пьеса
трудна для театра. В ней мйого сю-
жетных линий, много полепудных дви-
жений, много подтекста. Театру, ко-
торый хочет ее поставить так, как она
этого заслуживает, придется много
работать, чтобы не упростить ее бо-
гатое содержание,

Пьеса заслуживает. этой большой
работы. Зритель.увидат в ней, в не-
большом эпизоде войны, превосходное
воплощение героического харакгера
советского человека.
	ACHEE A. ATedU,   «Tpoma repoa»
«Простые люди»,   В. Горячих 3a
	М. БЛЕИМАН
[+2
	ненный и находящийся на краю смер-
	ти, находит выход из создавшегося
	положения и блестяще заканчивает
операцию, жертвуя при этом жизнью.
Так его героизм соревнуется с героиз-
	мом Горбунова. И если тот делает
невозможное; прорывая оборону mpo-
тивника, и дерется, пока его, рачен-
ного, не выносят из боя, то Рябинин
дерется и раненный: на койке мед-
санбата он продолжает руководить
операцией,

Нужно отдать должное драматур-
гу: он находит в себе не только му-
жество поставить эту трагическую
тему, но и мужество разрешить ее в
духе высокого понимания оправдан-
ности и целесообразности великих
военных усилий народа. Автор пьесы
оказывается здесь не только масте-
ром характеристики и драматической
интриги, но, что несравненно более
важно, художником, умеющим обна-
ружить в нарочито сгущенных собы-
тиях пьесы. их высокий обобщающий
смысл. Не снимая моральной проблемы
ответственности полководца за жизнь
солдата, не снимая темы. цели героиз-
ма, Березко полемизирует своей пье-
сой с пацифистской трактовкой этой
темы. Он находит в каждом внешне
неумолимо жестоком действии Ряби-
нина целесообразность и смысл. Он
поэтизирует эту железную целесооб-
разность войны народа, высокую от-
ветственность каждого генерала и
каждого солдата народной армии пе-
ред родиной, ответственность за каж-
дое звено большого военного плана,
который во что бы то ни стало дол-
жен быть выполнен. :

Эта тема вызревает в решительный
ее момент, Когда Николаевский го-
ворит, что совесть не позволяет ему
быть сзади, в то время как лучший
офицер полка идет на смерть, Ряби-
нин называет его Дон Кихотом. Он
говорит, что есть, кроме личной со-
вести, еще и ответственность перед
родиной: «А то, что немцы в Вязьме,
— это твоя совесть позволяет?» —
говорит он ему. И он настойчиво ука-
зывает, что в военных условиях каж-
дый должен выполнять свой долг, ни
с чем не считаясь и прежде всего не
считаясь с самим собой.

Так драматург подготовляет, может
быть, самый сильный и идейно глу-
бокий эпизод своей пьесы — сцену в
медсанбате. Раненые солдаты из ба-
тальона Горбунова недоумевают и
ропшут по поводу того, что их на-
ступление, их героический акт не был
поддержан. И, встретившись © гене-
ралом Рябининым, они прямо говорят
ему об этом. Рябинин находит в себе
силы ответить, что их не поддержали
по его приказу, что все было сделано
правильно. Этот эпизод вначале по*
строен, как сцена оправдания генера-
ла перед солдатами, — во всяком слу-
чае сам Рябинин так воспринимает и
вопросы солдат и свои ответы на них.
Он отдает этим людям отчет в своих
действиях, Но тут и-обнаруживается
превосходный, умный и значительный
замысел драматурга. Рябинин с удив-
лением замечает, что солдаты ни в
чем не обвиняют его, что они так же,
как и он, понимают целесообразность
происходящего, что ‘им не нужны его
оправдания. И генерал Рябинин, удив-
ленный и даже растерянный, спраши-
вает: «Вы... меня утешаете?!» «Вы...
‚меня успокаиваете!», — повторяет он
‚еще раз. Он говорит своему началь-
нику штаба Леонтьеву, что плохо
знал солдата, что не солдаты служат
генералам, а генералы служат солда-
там, которые не нуждаются в поясне-
ниях и оправланиях, и в этой войне
‘они. ведут себя, как хозяева. своей
жизни и смерти, они верят в смысл И
цель своей борьбы, они сознательно
‘идут на любые жертвы. Тема мораль-
‘ной ответственности полководца за
‘жизнь людей, которых ему доверила
‘страна, превосходно, умно и глубоко
	разрешается в этом эпизоде пьесы. В!
	этом же эпизоде пьесы ярче всего.
сказывается, как Березко понимает
	новую природу советской армий, при-
роду героизма советскоге человека,
смысл и цель тех военных усилий,
которые привели армию и народ к ве-
ликой победе,

Но эта сцена пьесы — не только
вывод, не только логическое ее за-
вершение. Именно после этой сцены
Рябинин находит возможность реали-
зовать как будто проваленный разли-
вом реки план наступленая, Он разра-
батывает его © учетом того, что на род
может сделать невозможное, И солда-
ты Рябинина это невозможное дела-
ют.

Березко решает тему народного ге.
	Ситуация пьесы Г. Березко «Бес-
Смертие» («Мужество») внешне
скромна, непритязательна. Пьеса рас-
сказывает о войне в тот-период, когда
на фронте не было больших событий.
Время действия указано точно: весна
1942 гола. Фронт под Вязьмой, кото-
рый является местом действия пье-
сы, стоял в обороне больше года по-
слё описанных Березко боев. Драма-
тург не указывает на историческое
значение событий, о которых идет
речь: наоборот, он подчеркивает их

ядовой, их обыкновенный характер,
Barna за деревню Варсуки ничего не
решает в судьбах войны, но это сра-
жение знаменательно тем, как его ве-
дут, тем, какие люди участвуют в
нем.

Одновременно с первым планом сю:
жета пьесы Георгий Березко искусно
и мастерски ведет действие её вто-
рого плана. Маленькая операция под
`Вязьмой вырастает до явления исто-
рического масштаба, ибо в том, как
проводит эту операцию замысливший
ее генерал Рябинин, в том, как осу-
шествляют ее лейтенант Горбунов и
рядовые солдаты, зритель и читатель
пьесы чувствуют то напряжение, ту
силу, тот героический характер наро-
да, который привел его к всемирно:
ибторической победе.

Пьеса показывает, как всякое дей-
ствие солдата и полководца, их ге
ройзм и самопожертвование, HX му-
жество и выносливость посвящены
единой и высокой цели. Исторические
события присутствуют в ней как
подтекст, как’ то течение жизни,
на фоне которого и происходит
действие драмы. И когда в фина-
ле герои пьесы переносятся из око-
пов Подмосковья в обстановку под-
тотовкм штурма Берлина; это ошу-
щается как закономерный и оправдан-
ный скачок. Вся логика действия ве-
дет к этому финалу. Может быть, он
даже не нужен, потому что зритель,
знающий историю войны, дорисует
сам героический путь порсонажей
пьесы Березко. В боях местного зна-
чения показаны люди, которые бла-
годаря своим боевым и человеческим
качествам несомненно придут к ос-
вобождению Территории своей стра-
ны, к освобождению Варшавы и Пра-
гя, к последнему штурму войны — к
нпурму Берлина. Сюжету пьесы и ге-
роям пьесы эта сцена не нужна, хотя
в ней есть и романтический дух и
военная поэзия.

Генерал Рябинин готовит план на-
ступления на немецкие оборонитель-
ные линии. Для достижения успеха
он посылает батальон лейтенанта Гор-  !
	ры

бунова в длемонстративную атаку на     pouty To

деревню Барсуки. И Рябинин, и ком-
див Богданов, и майор Николаевский,
которым подчинен Горбунов, да и сам
лейтенант знают, что взять деревню
невозможно. Рябинин не скрывает ни
от сёбя, ни от других, ни от самого
Горбунова, что посылает его’ На
смерть. Единственное, чего не знает
Горбунов, это то, что его атака имеет
лишь демонстративное значение. Гор:
бунов надеется вклиниться в немец-
кую оборону, после чего, как он ду-
мает, в прорыв хлынет масса войск
и закрепит его успех. Не Рябинин го
товит обновной удар совсем в дру-
гом месте, и то, что он посылает Гор-
‚бунова в почти безнадежную опера-
цию, выглядит пусть и оправданной,
но неумолимой жестокостью. Когда
Горбунов и комполка Николаевский
хотят об’яснить генералу безнадеж-
ность предложенной операции, он
прерывает их заявлением, что хочет
выслушать только рапорт о взятии
деревви, и позже, узнав, что Горбу-
нов взял деревню, Рябинин не согла-
шается изменить первоначальный
план наступления, предвидя, что ком-
див Богданов может послать войска
на Барсуки. Рябинин сам приезжает
	на его КП только для того, чтобы
помешать это сделать.
Мотив трагического положения
	Горбунова и его батальона Березко
подчеркивает всеми силами своего
драматургического дарования. Автор
приводит лейтенанта Горбунова к
встрёче с любимой девушкой в тот
самый момент; когда он должен итти
в бой. Любовная личная тема, траги+
ческое ее звучание здесь должны
только подчеркнуть величие подвига
Гообунова. С душевной ° болью ре-
шается Рябинин лишиться человека,
которого он же сам называет героем
и «золотым офицером»,
Максимального обострения сюжет
‘достигает тогда, когда выясняется,
что разлив реки делает невозможным
наступление на ранее намеченном
Рябининым участке. Это вмешатель-
ство природы как будто обессмыели-
вает и замысел Рябинина, и героизм
Горбунова. Так возникает решающая
ситуация пьесы. Рябинин, тяжело ра-
	большевистской He-. °   май. Мне все одно в
примирамостью он от cs храпиву спать  ло-
носится ко всему кос- В. ЗАЛЕССКИЙ житься».

ному и враждебному. © Но тут в Gok за
	Но основное в пьесе

— это глубокая любовь к передовым
людям советского общества, стремлё-
ние показать неизбежность победы
прогрессивных сил нашей действие
тельности.

Пьеса Сурова рассказывает о лю-
дях колхоэной деревни, о том. что
делает их сильными и смелыми, что
движет нашу жизнь вперед и откры-
вает новые горизонты. Действие ее
развивается в нескольких направле-
ниях. Мы-видим, как одна проблема
рождает другую, как их развитие
создает живое представление о жиз-
ненном процессе.

В пьесе идет борьба нового со
старым, борьба, в которой преоло-
левается в<е косное и пассивное.

та борьба происходит He только
между отсталыми и передовыми
людьми. она развивается в душе
каждого челювека. ‘

В этом отношении особенно пока-
зателен образ Никона Камня. Всем
своим существом Камень — человек
новой формации, сильный упорный,
< яркой индивидуальностью. Но мы
эвакомимся с ним в минуту, когда
он испытывает большие затруднения.
Колхоз его в упадке; и сам он сдал.
Дело не в том, что Камень не имел
права затаить в себе обиду на Ко-
стюшина, бывшего секретаря райко-
ма, чья косность помешала ему раз-
глядеть в Камне его положительные
черты: Суть в другом. Она точно
выражена. словами Телегина: «Разу-
чился Ты народ! свой понимать». А
разучился потому, что в новых усло-
виях со старой меркой к нему подо-
шел, не понял характера послевоен-
вых условий, когда уже старыми
способами нельзя работать. На ка-
кой-то момент Камень остался в ста-
гой позиции, застрял. И эта останов-
ка явилась его виной и его бедой,

„Камень испытывает на себе кос-
ный бюрократический стиль руко-
водства Костющина. С больнюй 60-
лью выслушивает он по радио пеге-
довицу из районной газеты, в кото-
рой корявым языком перечисляются
все «промашии» Камня. Но в то же
самое время он в чем-то сам упо-
добляется Костюшину.

Если Костюшин безразлично отно-
сится к Камню, то и Камень oTMa+
хивается OT своих комсомольцев,
как от надоедливых мух. С секрета-
рем комсомольской органязации,
Маркелом, он обращается бюрохра-
тически Правда, не костюшинская
тупость мешает Камню услышать
добрые <оветы М.ркела н его това:
рищей. Мешает другое ложное са:
момнение: как, мол, смеют эти мо-
локососы ему, Камню; что-то cone-
товать. Камень совершает и другую
«промашку» — в отношении Степани-
ды. Он любит Степаниду, нон в
этой любви хочет команловать ИМ
этим отталкивает Стенаниду.

Так создаются трудности в жизни
Камня. М в тот момент. когда он
гочувствовал. что осталея один, Ка:
мень Закрачал на Телепина: «Исклю-
	Камня вступает Te-
легин. Телегин — новый секрётарь
райкома партии и старый согатник
Камня. Он сражался на войне, дослу-
жилея до полковника и вновь веф-
нулся в родные края.

В лице Телегина автор находит
выражение той жизненной силы, ко-
торая победила косность Костюшина;
алчность  Сливкина,  заблужденая
Камня. Он интересен и в другом ст-
ношении. Вводя его в пьесу, автор
	со всей откровенностью ставит во--
	прос о праве художника искать и
выбирать в нашей жизни не просто
положительного героя, но героя та-
кого, в котором воплощается иде-
альный тип человека нашего време-
ни. Если еще Н. Чернышевский ис-
кал идбального героя, то разве не
вправе советский художник не толь-
ко искать, но и утверждать его в
сБОоИХ произведениях? Мы желаем
видеть и в литературе и на сцене
идеального героя, ибо. его появление
исторически подготовлено. Конечно,
Образ такого человека не должен
походить на икону. Наш герой — не
бесплотный дух, витающий среди
смертных. а живой человек. Он дол-
жен быть не над жизнью; а в гуще
ее, среди нас, вместе‘< нами. .

Героя А. Суров увидел в обрл3е
Телегина. Мы верим в жизненную
правду этого образа, в его реальное
существование, ибо это — человек,
близкий нам и понятный. Он не вы-
ше и не ниже действительности. Он
в рост, подетать другим людям. Си-
ла. Телегина не в его исключитель-
ности, а в его типичности, Такие
Телегины существуют в нашей жиз-
ни, их родила, воспитала наша роди-
на, наша партия, наш народ,

Когда Телегин сталкивается с
Камнем, Костюшиным или Держави-
ным, он He цпоучает их, не обличает
и не утешает, Своим общением с
этими людьми он помогает им =— од+
ним раньше, другим позже = разо-
браться в самих себе. определить
<вое отношение к жизни, К ее тре:
бованиям и велениям.

Это качество Телегина особенно
наглядно раскрывается в его GTHO-
пениях < Костюшиным. Именно Ко-
стюшину он помогает понять. что
далыге так жить, как он живет,
нельзя, что дальше--тупик. этена, о
которую можно вдребезги разбиться.
В столкновении Костюнзина с Теле.
гиным — отражена закономерность
борьбы между новыми старым.

Нонятно, Костюшина легко можно
назвать бюрократом, невеждой, вы-
смеять его мекультурность, автома-
тизм мышления, Труднее поверить в
то, что Костюшина можно исправить,
хотя его нельзя сравнивать со Слив-
киным, Его внутреннее превосходст=
во над Слевкиным очевилно. В этом
отношении весьма показательна сце-
на, в которой как-то перекрешивзет:
зя судьба обоих персонажей, Костю-
шин и Сливкин должны остаться ра-
ботать под руководством Телерена.
Каждый из них переживает эту но-
вость - по-разному. И`в этих пезажи-
	чай!.. Мне все одно в1ваниях сказывается все различие
	между ними.

По-разному относится к ним и Те-
легин. Если Сливкин представляется
ему трутнем, человеком, лишенным
общественной. пенноста, то за Ко-
стюшина Телегин готов вести ‘борь-
бу:
Он понимает основную беду Ко-
стюшина и стремится ему  помозь:
«Был ты, Игнат, говорит Телегий,—
человек с огнем. А теперь?.. Прихо-
длится партии за тебя бой давать, из
трясины тащить, лечить от зазнай-
ства да всезнайства;. Чем лечить?
Знаниями. конечно.

Костюшин. Опыт мой, значит, не-
нужен стал? Жизнь советская — не
наука теперь. выходит?

Телёгин. Жизнь для ученого-=до-
рогая наука, для неученого — мука.
Вот за тебя, Игнат Корнеич, и бьем-
ся, чтоб тебя же оружием снабдить,
А ты протавешься».

Столкновение Телегина и Костю-
шина, пожалуй, — центральное в на-
иболее важное звено пьесы. Здесь
раскрывеется основная мысль авБтора:
Все мертвое и косное. что воплоще-
но в сознании Костюшина, давит нё

одного Камня. Оно подавляет. хоро--

шие качества и свойства такого че-
ловека; как Державин.

Державин. бывший сельский уча
тель, стал. председателем райиспол-
кома. Это человек интеллигентный,
деликатный, стихами увлекается,
жизнь любит, людей знаег. Но
«нет во мне струнки костюшкин-

ской», — сокрушается сам Державин.

И хорошо, что нет. Позтгому в Те
легину с ним легче и свободнее Ов

вадит, как Костюшин прилевил Дер

жавина. ИМ Телегин  сравчительно.

легко раскрывает в душе Лержезина
все лучшее, что в нем есть.-—любозь
к жизни, жажду деятельносв, лас-
ку к человеку.

Хорошую, молодую. поросль изо“
бразил. А. Суров в лице своих ком»

сомольцев — Маркёла, Петра Петро-.

вича, Насти. Здесь. что ви роль,

то характер. Всех их роднит моло:
десть, единство устремлений в жиз*
ни. Притом они ярко WHS Aya bs
ны, наделены самобытвыми xXapaKTe
рами. Это растут новые люди—етро:
ители и хозяева жизни, Ипрать эти
рели надо увлеченно, без комика
ния, но < юмором.

Интересно задумана роль Стенани*
ды. Она представляется нам  значи-
тельным человеком большой судь*
бой. Ее отношения к Камню отмече*
ны чузством собственного  достени-
ства. Она любит Камня, но люба
как равная, как достойная его $0
Ратнина. В Степаниде мы видам
цельный характер, упорный, волевой
напористый.

Язык пьесы ясный, сочный, в ‘нем
много поэтичности, остроты н выра-
зительности.

«Мера за меру» — вторая пьеса
А. Оурова;: Она свилетельствует о
росте автора, доказывает его уме“
ние видеть, слышаль и понимать
жизнь, ее втутренние  закономерно-
сти, пути развития. Эта пьеса по
праву получила высокую оценку

жкри Всесоюзного конкурса ва луч

шую современную пьесу,
	Как же это случилось, что Никон
Федорович Камень, человек сильной
воли, настойчивый и упорный, по
всем статьям правильный, который
еще в 1930 году кулаков раскулачи-
вал, в своей родной деревне колхоз
устраивал, и в Отечественную войну
с врагами родины на смерть сражал-
ся, вдруг сдал, опустил руки, с не-
порядками примирился? Как позво-
лил он, чтоб его колхоз-миллионер
вдруг стал иждивенцем, одним из
последних в районе? -

_ Еще до войны Никон Камень при-
Hn этот колхоз от Телегина < «коз
шельком плотно набитым».

Здесь стоит вспомнить о том, чем
были вызваны важнейшие решения
Центрального Комитета пафтин по.
вопросам сельского хозяйства. Борь-
ба за хлеб была и остается борьбой
за социализм; необходимо было пос=
ле войны поднять на невидазную
высоту самоотверженный труд в со“
циалистическом хозяйстве. Эти рз-
шения понадобились для того, что-
бы прекратить престунное разбазари-
вание колхозных земель, колхозной
собственности, колхозного трудодня,
чтобы разные Сливкины не вымога-
ли у того же Никона Камня ни «пе-
стрянок», ни ‹«ярославок», чтобы
«три тысячи пятьсот трудодней не
было с‘едено на лесозаготовки для
областного центра; да две тысячи
трудодней на строительство  райис-
полкома, да тысячи других трудо-
дней на всяких сельских деятелей и
прочих ижливенцев». Бухгалтерия
Камня все это точно подсчитала, и
набралось семь тысяч  трудодней
‘впустую растранжиренных. А это —
по кило хлеба на каждый трудодечь.

Наконец, эти решения <о всей ос-
тротой были направлены против того
стиля районного руководства, кото-
рый < такой силой запечатлен в но-
вой пьесе А. Сурова «Мера за меру».

Эта пьеса посвящена актуальным
вопросам жизни колхозной дерезни,
Степанида, председатель перелозого
Болхоза, говорит; «В нащей колхоз-
ной жизни нужда с богатством так
рядышком живут. да только нужда
больше песни поет. да пляцет, а. 60-
татство без пользы камнем лежит».
В этих словах Степаниды заключает-
ся. большая правла. Жизнь  оазви-
вается неравномерно, Один успевает,
другой отстает. Один вдруг вырвал-
Ca далеко вперед, другой замешкал-
ся. Ведь только на параде все сразу
поднимают правую, а затем левую
Богу, а вот уже в походной колон-
не не видно такой равномерности
движений. В жизни это еще нагляд-
Hee.
	‚Чуткость художника заключается
в том, чтобы увидеть и услышать
эту жизненную  поступь. И  Сугов
почувствовал эту закономерность,
увидел и воспроизвел ее в Живых
образах, в развитии острых коллн-
	зии, которые составляют пружину
действия пьесы.
Пъеса А. Сурова по-настоящему
	лраматична. Она овоболна от схема-
тизма, от той. бесстрастности и. пе-
Бантичности, которые так часто пор
TAT хорошие замыслы. Автор нани-
сал. эту пБесу смело и страстно; <