СЭВЕГСКОЕ ИСКУССТВО
	НАКАНУНЕ 30-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОГО. ОКТЯБРЯ
	нинград
	ного вражескими полчищами, про-
должало жить одним дыханием co]
всей страной.

Небольшая, сравнительно, группа\
работников театра, оставшихся в Ле-
нинграде во время блокады, несмотря
на бомбежки и обстрелы фашистских
вандалов, героически продолжала
творческую работу. Ленинградцы од-
ними из первых услышали симфонию
Шостаковича, написанную в Ленин-
праде в дни войны. Ленинградцы,
бойцы Ленинградского фронта почти!
одновременно со всей страной смот-!
рели лучшие произведения советской!
драматургии военных лет: «Нашест-
вие» Леонова, «Фронт» Корнейчука,
«Русские люди» Симонова,

Постановлення ЦК ВКП(б) по во-
просам литературы и искусства мо-
билизовали ленинградцев на решение
больших идейных задач.

Сегодняшний Ленинград живет
бурной и насыщенной театральной
жизнью. Музыкальные театры про-
должают трудное и почетное дело
создания советской оперы и балета.
Малый оперный театр взял на себя
сложнейшую творческую задачу —
сценическое воплощение оперы Cep-
rea Прокофьева «Война и мир». В Те-
атре им. Кирова закончена работа
над постановкой нового произведения
одного из зачинателей советской опе-
ры И. Дзержинского — «Князь-
Озеро».

Высшей правительственной награ-
ды — Сталинской премии — впервые
в нынешнем году удостоились драма-
тические театры Ленинграда. Спек-
такль Театра им. Пушкина «Победи-
	тели» представляет собой великолеп=
	ную гармонию глубокой мысли и яр-
кой выразительной театральной фор-
мы; по праву заслуживший почетную
награду, он завоевал самую широкую
популярность ‘у ленинградских зри-
телей В  смектакле «Оказка о
правде» вышла на сцену совсем
юная актриса Н. Родионова, вопло-
тившая героический образ Зои Космо-
демьянской и также удостоившаяся
высокой награды.
	Ленинградские Театры не идут
	проторенными дорогами, они ©мело
проявляют творческую — инициативу.
	Именно ленинградские театры перовы-
	ми поставали такие пьесы, ставшие
репертуарными, как «За тех, кто в мо-
ре!» и «Победители», «Русский воп-
рос» и «Молодая гвардия». Ленин-
градский ТЮЗ продолжает свою слав-
ную традицаю создания собственного
	репертуара для советской детворы.
	Ленинград хочет иметь богатый и
разнообразный театр, представленный
всеми жанрами. В Ленинграде рабо-
тает Театр. комедии — самый инте-
ресный в стране из театров этого
	«В. И. Ленин провозглашает совет
	Ленинградская ‘киностудия Лен-
фильм об’единяет большой коллектив
мастеров киноискусства. Каждый из
них обладает своим ярко выражен-
ным творческим почерком. Каждый
отличается от других особой, только
ему присущей, художественной  мане-
рой. Но всех их об’единяет беспокой“
ный дух творческих исканий, неус-
танное стремление’ к большим темам
современности, поиски новых, ненро*
торенных. путей, высокая требова-
тельность к художественной форме.

Страстная партийность в решении
поставленной темы отличает все луч-
шие работы мастеров Ленфильма.

И потому каждая удавшаяся кар-
тина была открытием. Многие из них
были новаторскими, впервые в кино
ставя коренные проблемы нового че-
ловеческого общества.

Именно поэтому картины  Ленфиль-
ма завоевали любовь миллионов со-
ветских людей и встретали .востор-
женный прием широких трудящихся
Macc и прогрессивной интеллигенции
за рубежом.

«Встречный» и «Крестьяне», «Се-
меро смелых» и «Комсомольск»,
«Член правительства» и «Депутат
Балтики», «Трилогия о Максиме» и
«Великий гражданин», «Волочаевские
дни» и «Чапаев», «За советскую ро-
дину» и «Подруги», «Профессор Ма-
‘млок» и «Человек с ружьем»,
  «Петр-1» и «Гроза» — вот далеко не
	полный список произведений ленин-
	градских киномастеров, выдвинувших
студию Ленфильм на почетное место
в советской кинематографии.
	АЛЬН
		скую власть» (масло). Хуложник В. Серов. (Из картин, отобоанных на Bce-
	союзную художественную выставку).
C06 8

ном — «Пирогов» (сценарий Ю. Гер-
мана, режиссер Г. Козинцев) и кар-
тины «Жизнь в цитадели» по из-
вестной пьесе эстонского писателя
А. Якобсона (сценарий Л. Траубер-
‘га, режиссер Г. Раппапорт). Идут
с’емки картины «За тех, кто в море!»
но пьесе Б. Лавренева (сценарий
М. Блеймана и К. Исаева, режиссер
А. Файнциммер), фильма о героиче-
ской борьбе колхозников за высокий
урожай—«Драгоценные зерна» (сце-
нарий 9. Бурановой режиссеры
А. Зархи и И. Хейфииц) и др. .

В сненарно-постановочный план
студии включены темы, глубоко вол-
нующие советского зрителя и отвеча-
ющие на его запросы. Так, например,
о борьбе советского государства за
мир, за права малых народов, о мо-
ральном и идейном превосходстве со-
ветских людей над носителями  пре-
словутой «западной культуры» по-
вествуют сценарии «На страже мира»
(М. Блеймана, Н. Коварского ий
Ф. Эрмлера) и «Встреча на Эльбе»
(Л. Трауберга). Темы Великой Оте-
чественной войны советского народа
с фашизмом отражены в сценариях
«Ленинградская битва» (В. Саянова
и Н. Тихонова) «Слава Ленинграда»
(С. Васильева и Ю. Германа), «Малая
земля» (С. Тимошенко) и др.

Перед студией — большие и слож-
ные творческие задачи. -

С полным сознанием высокой роли
своего искусства и своей ответствен-
ности перед народом мастера’ Лен:
фильма смело приступают к их ре-
шению.

‚Аудожники
города-героя
	°
B. CEPOB
>

В первые же послеоктабрьские
пни, когда для многих художников

еще смутны были пути развития но-
вого советского искусства, наиболее
передовая, революционная часть ху“
дожников нашего города, колыбели
револющийи, безраздельно отдана
свое творчество делу народа. Ак-
тивными борцами за реалистическое
советское искусство были лучшие
представители старшего поколения
художников. Имена таких мастероз,
как И. Бродский, Б. Кустодиев, А.
Рылов, М. Авилов, Е. Чепиов, В. Куз-
нецов, И. Дроздов и многие другие, не
могут быть забыты нами; они заложи-
ли первые камни в здание советского
изобразительного ‘искусства.

В борьбе с буржкуазными тенден-
циями, с безилейностью и формализ-.
мом крепло и мужалю реалистическое
искусство, выковывались черты высо-
кого стиля социалистического реайиз-
ма. О подвигах героев. граждан-
ской войны, о трудовых усилиях
советских людей, о великих вождях,
ведущих народ K новым историчес-
ким победам, говорили в своих про-
изведениях наши мастера. В годы
сталинских  пятилеток художники
Ленинграда воспевали героику <озч-
дания, звали к новым трудовым. уси-
лиям, показывали всей стране луч-
ших людей промыноленности, сельс-
кого хозяйства, науки и искусства.

Черные тучи войны, нависшие над
страной, кольцо блокады, комкнув=
шееся вокруг Лениннрада, вбоажес-
кие обстрелы и бомбежки потребо-
вали от ленинградцев колоссальных
усилий в борьбе за Честь и свободу
своего великого города. Судьбу ле“
нингралцев, полную героизма, раз-
делили с наролом и художники го-
рода Ленина. Превозмогая тяготы
блокады, создавали они сотни пла“
-катов, участвовали в оформлении 60-
евых листков в блиндажах Ленин»
гралюкого фвонта, в кубриках бал-
тийских кораблей, страстным языком
искусства выражали ненависть к
врагу и беспредельную любовь к
священной Родине. На Ленинграде-
ком фронте с оружием в руках cpa-
жались многие  худюжники-ленин-
градцы.

В историю советского искусства
‘ленинградские художники — внесли
свой большой и ценный вклах. Народ
и правительство высоко оценили их
заслуги. Почетное звание лауреатов
Сталинской премии носят ленинград-
‘ские художники: В. Лишев. М. Ави
‘лов, Г. Верейский, А. Пахомов, В.
Ингал, В. Боголюбов. Широко из-
вестны представители младшего no.
колёния ленингралоких художников
— Я. Николаев. И. Серебрянный, В:
Пинчук и многие другие: -

Приближается 30-я годовщина Ве
ликой Октябрьскай социалистичег-
кой революции. Лучшие свои рабо-
ты посылают ленинградские худож
ники в Москву на Всесоюзную вы-
ставку. Активно готовятся ленич-
градцы и к своей городской выстав-
ке, посвященной — историческому
празднику.

Прошло немного болыше гола се
момента опубликования решения ЦК
ВКП(б) по вопросам литературы и
искусства, и предстоящие выставка
явятся первым ответом деятелей изо-
бразительного искусства на эти HC
	  Советский зритель увидит в Про.
изведениях ленинградцев борьбу на-
шего народа за свою свободу и н®-
зависимость, роль великих вождей
Ленина и Сталина, основателей со-
ветского государства, Многие пПолот-
на посвящены гражданской ВОЙНЕ,
годам сталинских пятилеток. Осэбое
место занимают темы Великой Оте-
чественной войны. Свежи в памяти
героические битвы, еше не зажили
раны, и естественно, что к этим те-
мам обрашаются взоры многих худо“
жников. Значительный раздел л8-
нинградской выставки будет посвя-
	шен темам восстановления; послевэ”
о строительству, героике тру-
	Е о ON

’ Ленинградская скульптура пред-
ставлена в основном работами моло-
дых мастеров, впервые  дебютирую-
щих на Всесоюзной выставке. Скуль-
пторы Захаров, Тимченко, Рыбалко
и ДР. запечатлели в своих произз?-
лениях героические образы  созет-
ской молодежи, священные для на-
ието народа, — Зою Космодемьянс-
кую, Олега Кошевого.

Чрезвычайно характерно и отрадно
появление на выставках 1947 rola
вовых имен. Ленинградский Con?
‘советских художников приложил не-
мало усилий к созданию условий для
работы творческой. молодежи, и эти
усилия увенчались успехом.

Полводя первые итоги подготов-
ки Е выставкам; посвященным 30-ле-
тию Октября. нужно признать, что
темы. героического труда. индустри-
альные темы еше не занимают В
творчестве ленинградских художни-
ков того ведущего места, которое им
по праву принадлежит. ;

Советское искусство обязано быть
достойным своего великого наролз.
Высокая миссия, возлагаемая на ра-
ботников искусств, требует от них
напряженного, непрестанного и 810“
хновенного труда, и ленингралские
художники отчетливо сознают, gro
на них лежит огромная ответствен
ность, так как они носят высокое
звание художников великого То0-
рода Ленина, колыбели Октябрьской
сапиалистической революции.
	Фильм
‚„Тенинерад“
	Городу Ленина, ето революци-
онным в боевым традищвям но-
освящен документальный Фильм
«Ленинград», законченный Has
ДНЯХ Ленинградской студией ки-
нохроники. В Фильм вошли ико-
нографические материалы о рабо-
чем движении в старом Питере,
винолокументы об исторических
днях Великой Октябрьской рево-
людии, кадры, в Которых запе-
чатлен В. И. Ленин, а также мно-
гочисленные матернальг о Ленин-
граде B годы первых сталинских
пятилеток, о городе-герое в дни
войны и блокады, Значительное
место в картине уделено показу
грандиозных работ, развернуя-
шихея по восстановлению и ре.
конструкции послевоенного тез
нинграда. Автор-режиссер Фяльма
Р. Кармен главный оператор-ве-
жиссер Е, Учитель, текст В. Виш-
невекого и В Лифшийа, операто-
pe 0. Иванов; Г, Трофимов и
.„ Фомин, Музыка песен напи-
сана В. Соловьевым.Седым,
	ый Ле

Евг. КУЗНЕЦОВ _
<
	подмостки оперной и балетной сце-
ны.

Традиции Малого оперного театра,
интересные и в их хореографической,
балетной культуре, прежде всего свя-
заны © утверждением советской опе:
ры, в частности с первой в стране
постановкой «Гихего Дона» И. Дзер-
жинского, с выдвижением опер Каба.
левского, Желобинского, Пащенко.
Историческая беседа И. В. Сталина с
создателями спектакля «Гихий Дон»
во время гастролей Ленинградского
Малого оперного театра в Москве—у
всех в памяти. В этой беседе опреце-
лились руководящие установки в де-
ле развития советского оперного ис-
KYCCTBa: задача создания советской.
оперной классики, как основная цель.

кох“озиторов к театров.

К лучшим творческим традициям
Театра им. Кирова, тесно связанного
с хореографическим училищем И
крупнейшим его педагогом А. Ва-
гановой, надо отнести выдвижение
плеяды молодых — балетмейстеров,
обогащенных , передовой идейной кон-
цепцией хореопрафического спектакля,
и выдающихся советских балерин,
раскрывавших и утверждавших STH
конценции в живом танце. В списке
питомцев Кировского театра—наибо-
лее значительные выразители совет
ской хореопрафической мысли:
Л. Лавровский, В. Вайнонен, Р. За“
харов, К. Сергеев и Вахтанг Чабукиа:
ни, в списке его балерин — Галина
Уланова и Марина Семенова. Ленин-
градский балет дважды в полном со-
ставе гастролировал в Москве (1935,
1940 гг.), где был оценен по достоин-
ству.

Театр им. Кирова; преодолев болез-
ни западнических и формалистических
ошибок; свойственных первое время
также и Малому оперному театру, су-
мел выделать из своей творческой
среды таких теоретиков и историков
музыки, как Б. Асафьев, таких дири-
жеров, как С. Самосуд, А. Пазовский
и В. Дранишников, таких оперных
режиссеров, как Н. Смолич, и худож-
ников, как В. Дмитриев.

+ +

Борьба за советскую тематику, за
‘образ положительного героя револю-
ционной действительности  развива-
лась на сцене Академического теат-
ра им. Пушкина (6. Александринеко-
го), на сцене созданного в 1919 г. по
предложению А. М. Горького Боль-
шого драматического театра; в Крас-
ном театре, впоследствии Театре Ле-
нинского комсомола, в ТЮЗе, в ©вое-
образных «театрах-переростках», вы-
раставших на базе рабочей художе-
ственной самодеятельности (так в те-
атре в Доме коммунастического вос-
питания молодежи, где впервые была
сыграна «Дружная горка», зароди-
лось трамовское движение).

Пожалуй, нет ни одного крупного
	произведения советской драматургии,
He поставленного на ‘ленинградской
	сцене. От «Разлома» и «Конца Кри-
ворыльска» до «Любови Яровой» и
«Бронепоезда», от «Шторма» до «Че-
	ловека с ружьем» и «Ленина в 1918
году» (с интересным воплощением
	году» < инперсезым oni
сценического образа Ленина народ-
	ным артистом К. Скоробогатовым) —
все значительнейшие произведения
	нашей драматургии находили свое
истолкование в ленинградских теат-
pax.
	  естральны
	В Ленинградском «Архиве Октябрь.
ской революции» хранятся многочис-
ленные документы первых лет Октяб-
ря. Перебирая их, возвращаешься и к
истокам советского театра, рождав-
шегося в обстановке горячей, острой
политической борьбы.

Здесь — документы, относящиеся
к первой годовщине Октября в Пет-
	рограде, в Красном Питере. Вот
нь выборного комитета
Мариинского ‘театра отметить этот
	праздкичный день постановкой «рево-
JHOUMOHHOH,  OyHtapcKo по духу
своему, оперы Обера «Фенелла», или
«Немая из Портичи», партии которой
хорошо расходятся в труппе», и санк-
ция коллегии Наркомпроса на поста-
новку (после переезда правительства
в Москву, 1! марта 1918 г., Нарком-
прос еше долго, до начала 1919 г.,
оставался в Петрограде). Вот план
провеления других юбилейных спек-
таклей в первую годовикину Октября:
«помещение театра Музыкальной дра-
мы — премьера «Мистерия-буфф»
Владимира Маяковского; помещение
оперного театра Народного дома —
премьера «Взятие Бастилии» Ромэна
Роллана и коллективная декламация
стихотворений Уитмена и Верхарна в
исполнении сотрудников «Арены про-
летариата»; театр на Балтийском за-
воде — в первый раз силами рабочих-
любителей «Королёвский брадобрей»
А, В. Луначарского и аллегориче-
ская инсценировка «Интернациона:
ла», с пением и пластическими груп-
пами».

Так, обернувшись лицом к прой-
денной дороге, в глубокой, теперь
уже едва различимой дали вновь ви-
дилнь отдельные эпизолы ранней ис-
тории советского театра, заложенной
в 1917—1918 гг. в Петрограде, Крас-
ном Питере, Ленинграде == колыбели
советского театрального строительст-
ва.

xe 8

«В день двухлеткей годовщины
Советской республики первого приве-
та заслуживают петроградские рабо-
чие» — писал В. И: Ленин 5 ноября
1919 г.

Конечно, в этих строках речь идет
9 питёрских рабочих, как передовом
отряде русского рабочего класса, о
партийных и непартийных большеви-
ках нашего города, как активнейших,
передовых защитниках и строителях
страны, ‘государства, родины.

Не’смысл‘ленинских слов может
быть воспринят и более пироко. C.
первых лет Октябрьской революции
искусство Ленинграда, творческие
дела лучших его людей, судьбы мо-
лодых, новых его представителей все
теснее сплетались с судьбами горо-
да, с волей и целями его пролетариа-
та, его передового отряда. Ни голод,
ни военная опасность, неё раз нави-
<савшие над горолом, не задержали
развития ленинградокого искусства,
не помешали ему выдвигать ряд своих
представителей на ведушую работу B
лучшие театры страны.

Борьба за боевую агитационность
театра, начатая постановкой «Мисте.
рин-буфф» и выступлениями Маяков-
ского в клубах с докладами, призыва-
ми к созданию театра, который жела-
ет и может стать ‘участником револю-
ционной перестройки жизни, сыграла
свою роль в формировании ранних
творческих тралиций ленинградского
искусства. Она нашла свое выражение
и в области рабочей художественной
самодеятельности, одним из центров
возникновения и формирования . кото-
рой стал Ленинград: Она Hamma свое
развитие и в областа свовобразных
	развитие ив та своеобразных
праздничных массовых инсценировок
под открытым небом, которые соста-
вйли одну из интереснейших ‘тради-
ций в Художественной жизни города.

Борьба за новый репертуар, за но-
вую драматургию, за новую тематику
по-своему началась уже в 1918—
1919 г вр тех конкурсах на новыа’

Ири этом надо отметить, что обра-
зы революционной действительности,
новые герои советской драматургии
получали яркое воплощение в одном
из старейших театров страны — в
Пушкинском театре. Выдающиеся
мастера сцены, представители доре-
волюционной интеллигенции Е. Кор-
чагина-Алексанлоовская и И. Пев-
	чагина-Александровская. ий И. 1168:
пов с исключительным успехом с03-
	дали сценические образы большеви-
ков в «Страхе» Афиногенова, в «Яро-
	сти» Яновского.
	пьесы, которые проводились в Пет“
рограде при участии, отчасти и по
инициативе А. М; Горького, чья роль
в театральной жизни нашего города
этих лет все еще недостаточно осве-
щена,

Едва ли не тогда же началась борь-
ба за новую тематику, за нового ге
роя и в той области, где Ленинград
с годами кзкопил особо ценные тра-
диции: в области оперно-балетного
театра.

Следовало бы напомнить, что Театр
им. Кирова (6. Мариинскай  те-
атр)}, по сушеству, был совершенно
заново создан в суровые первые го-
ды революции,

К осени 1918 г. театр этот, пере=
живавший кризис, мог ставить Лишь
шесть-семь опер: «Русалка», «Кащей»,
«Моцарт и Сальери», «Лакмэ» и «Се-
вильский цирюльник», уже затруд-
няясь полнять такую оперу, как
«Евгений Онегин». В трудной обста-
новке 1918—1919 гг. труппа театра ©о
всеми своими вспомогательными це-
хами была воссоздана заново, и ре*
пертуар доведен ло тридцати опер.
Среди них были основные произведе-
ния русской классики.
	«Вновь укомплектованный молодой
хор не читает нот с листа, что и за-
медляет репетиции», —`рапортовал хор»
мейстер Г. Козаченко при постановке
«Бориса Годунова». «Последние три
монтировочные репетиции «Бориса»
были скомканы из-за откЯючения све:
та без предупреждения», — констати-
ровала постановочная часть. И все же
консультант театра Б. Асафьев, мно-
го потрудившийся в нем в эти годы,
в записке, адресованной Художест-
BeHHOMY совету, отмечал: «Прослушав
два представления «Бориса», считаю
долгом высказать, ЧТо исполнение
стояло на исключительной высоте,
являющейся чудом в сложившейся
обстановке». Но, обсудив достигну-
тые результаты и пути к их закреп:
лению, дирекция на том же заседании
перешла к вопросам организационным
и, во исполнение решения Петроград-
ского Совета. постановила: «В связи
с тифозной эпидемней в городе —
прервать спектакли на две недели с
4 пб 16 апреля 1920 г., использовав
артистов для обслуживания отдален-
но расположенных частей гарнизона.
я флотских соединений»:

В схожей обстановке в первые го-
ды революции в освободившемся от
придворной французской труппы по-
мешении Михайловского театра был
создан первый по времени рождения
советский оперный театр — ‘Ленин
градекий Малый оперный,
		вные традиции
		тиковали за неправильную репертуар-

ную линию. Нельзя утверждать; что  .

сейчас театр излечился от всех
своих болезней. Но отрадно отметить,
что сейчас усилия театра идут не на
воскрешение справедливо забытых
водевилей прошлого века, а на соз-
дание оригинального репертуара, ор-
ганически связанного с нашей дей-
ствительностью. В Ленинграде рабо-
тает руководимый Аркадием Райки-
ным Театр эстрады и миниатюр, ко-
торый делает очень много для разви-
тия и утверждения труднейшего жан-

Ленинградская   \
фильм об’единяет 6:

мастеров киноискус
них обладает своим
ным творческим по
отличается от друг
ему присущей, худс
рой. Но всех их об”
ный дух творчески:
танное стремление“
современности, пой‘
торенных. путей, ^
		Ленинградские театры встречают
великий праздник — тридцатилетие
Октября =— новыми спектаклями. В
этих праздничных постановках перед
зрителями предстанут и люди стар-
ших поколений, захваченные могучим
потоком револющии («Жизнь в цвету»
А. Довженко в Театре им. Пушкина,
«Хождение по мукам» в Новом теат-
ре), и герои Великой Отечественной
войны («Князь-Озеро» в Театре им.
Кирова, «Бессмертие» («Мужество») в
Болыном драматическом театре им;
Горького), в строители новой сталин=
	ской послевоенной пятилетки ($Алма-
	зы» в Геатре им.

JIGHMHCKOTO KOMCOMO-
	ла, «Мера за меру» в Драматическом

театре).
Многочасленные октябрьские пре-
	мьеры—подарок ленинградеких  теат-
ров зачинателям всесоюзного социа-
листического соревнования, тружени-
‘кам великого города, образцово вы-
полнившим свое обязательство © до-
срочном завершении плана второго го-
да послевоенной сталинской пятилет-
		С. ВАСИЛЬЕВ
4»
	В тоды Великой Отечественной
войны мастера Ленфильма, оторван-
ные от своёй родной студии, ни на
одну минуту не прекращали творче-
ской работы, создавая произведения,
мобилизующие и вдохновляющие ‘со-
ветских людей на боевые подвиги в
жестокой борьбе за свободу и неза-
висимость своей Родины.
	«Она защищает родину», «Малахов
	курган», «Оборона Царицына», «юЮд-
	волная лодка Т-9», «Фронт»,
	созданы ленинградскими мастерами в

трудных условиях военного ‘времени.

сожалению, после войны в кол-
лектив Ленфильма проникли настрое-
  вия успокоенности и благодущия.
 Ошибочное представление о’ зада-
чах искусства на новом этапе приту-
	MAUS a AE A BC Ne a MS ee
пило бдительность и остроту виде-
ния, ослабило требовательность кол-
лектива к своему творчеству.

Вот почему постановления ЦК
ВКП(б) по вопросам литературы, те-
атра и`кино явились подлинной осве-
жающей силой. Беспощадно  спра-
ведливая, предельно точная критика
ошибок мастеров искусства, ясная
четкость определения задач советско-
го искусства, развернутые в этих ис-
  торических решениях партии, обеспе-
  учила нужную перестройку.

Сейчас в павильонах студии идет
напряженная работа. `Заканчиваются
с’емки большой биографической кар-
мины 0 . ReAHKOM русском враче-уче-
	АЯ Ke Jie

решающей проверки-—оценки народа.

Отрадно констатировать очень
болыгое оживление творческой энер-
гий мастеров старшего поколения.
А. Пащенко за последние полтора-
два гола написал две оперы—«Моло-
дую гвардию» (по роману А. Фаде-
ева), выдержанную в эпико-народ-
ном складе, и остро драматическую
‹ансамблевую», камерную—«Свальбу
Кречинского» (по пьесе Сухово-Ко-
былина), из которых вторая особенно
высоко расценена музыкально-теат-
ральной общественностью. В. Шер-
бачев заканчивает содержательную
пятую симфонию, показывающую но-
вые стороны его интеллектуально
острой и темпераментной творческой
индивидуальности. :
  Выявился рельефный инливидуаль-
ный почерк некоторых композиторов,
дебютировавших незадолго до вой-
ны. В мастера ‘уверенной и своеоб-
разной манеры вырос Ю. Кочуров,
автор превосходных романсов на
стихи Пушкина и Лермонтова, мно-
гих боевых песен Отечественной
войны и программной одночастной
симфонии, законченной им летом те»
кущего года. Исполнение в минув-
шем сезоне (под управлением К. Зая-
дерлинга) первой симфонии О. Езла-
хова, прошедшее с внушительным
успехом, показало нам не только
эрелость техники и мышления моло-
moro композитора, но и обоснован-
ность И своевременность постановки
вопроса о современной лирической
симфонии углубленного склаца.,

Мы уже товорили о Ю. Свирило-
ве. Его последние композиции—фою-
тепианные квинтет и трио, два
струнных Квартета, соната и пве
партиты для фортепиано — принадле-
жат к числу произведений, расширя-
ющих выразительные возможности
музыкального искусства. В них ска-
зываются пытливая ищущая мысль,
сильный, но несколько холодный
темпегамент, умёние находить образ-_
ную конкретность в ‘тематике, в

В то же время молодые театры ра-
стили свои новые исполнительские
	+ силы; H одним из первых в этом отно-
	шении отличилея ТЮЗ, который в
короткий срок воспитал грушпу моло-
дых актеров, занявншх ведущее по-
	ложение в театрё и кинематографии.
	В числе его питомцев = актеры Н.
	aoe. 5. Чирков, Б. Блинов,
  В. Полицеймако.
#3 =
  Ленинград в блокале.
Искусство Ленинграда, окружен:
	От Глинки до Римского-Корсакова,
от О. Петрова до И. Ериюва, от A. Py-
бинштейна до А, Есиповой на про-
тяжении всего ХХ и начала ХХ сто-
летия создавалась прославленная ле-
нинградская музыкальная школа, рас-
цветлшая столь пынным цветом в го-
ды советской власти.

Старейшая в нашей стране Ленин-
градская консерватория воспитала
таких советских музыкантов мирово-
гб масштаба, как Н. Мясковский,
Б. Асафьев, С. Прокофьев, Д. Шо-
стакович. Крупную роль в музыкаль-
ной творФеской жизни нашей страны
сыграли Многие ленинградские «шко-
лы». Почти во всех музыкальных цен-
трах Союза можно встретить компо-
зиторов, учившихся у М. Штейнберга
или В. Щербачева, пианистов, воспи-
таннихов Л. Николаева; Из стен Ле-
нинградской консерватории вышли
видные деятели искусств советской
Грузии, Армении, Казахстана (Гр:
Киладзе, Аро Степанян; Е. Брусилов-
ский) и других республик. Ленин-
градская  музыковедческая   школа,
возглавляемая Б. Асафьевым, включа-
ет зиднейшах представителей всех
отраслей музыкознания. ‘

Интенсивный пульс музыкальной
жизни Ленинграда всегда ощутщался
	5   всей страной. Вспомним такие собы-
	тия.ленинградской музыкально-твор-
ческой жизни, как дебют Д. Шоста-
ковича весною 1925 года, © его пер-
вой юношеской симфонией; его же
выступление с пятой симфонией в
1937 году; первые спектакли 6a-
летов Б. Асафьева «Пламя Парижа»
	и. «Бахчисарайский фонтан» (1932
и 1934 годы); премьера & оперы
И. Дзержинского <Гихий Дон» в
1935 году: как появление песен
		ВЫСОКАЯ МУЗЫК.
	мечены значительнейшими явлениями:
создание в осажденном Ленинграде
седьмой (Ленинградской) симфонии
Д. Шостаковича, творческое возму-
жаниё за годы Великой Отечествен-
ной войны великолепного ‘песенного
дарования В. Соловьева-Сёдого, роет
Ю. Свиридова, ставшего уже в после-
военный период крупной творческой
фигурой и проявляющего свою актив-
ность преимущественно в сфере ка-
мерного инструментализма.

Bee больше и больше крепнут.му*
зыкально-творческие связи Москвы
и Ленинирала. Многие из компози-
торов, сформировавшихея и успешию
дебютировавших в Ленинграде, быв-
них самыми деятельными участника-
ми его художественной жизни, та-
кив, как Д. Шостакович, Б. Асафь-
ев, Ю. Шапорин, Г. Попов, живут и
работают в Москве. В то же время
многие выдающиеся московские му-
зыканты-педагоги — В. Софроницкий,
Г. Нейгауз, Л. Цейтлин, тот же
Ji. Шостакович = делят свою дея-
‘тельность между Московской и Ле-
‘винградской консерваториями, восли-
тывая Молодых музыкантов обоих
городов. ,

Типичной для ленинградской худо-
жественной практики чертой являет-
ся живой контакт между отдельны-
ми композиторами и музыкальными.
огганизациями, во многих случаях.
приобретаюнший характер подличного
творческого содружества. Так, в
тесной связи с коллективом и худо-
Жественным. руководством Театра
оперы и балета им. С. М. Кирова
велась И. Дзержинским работа над
оперой «Князь-Озеро». Композитор Б.
Арапов, закончившей симфонию, вклю-
ченную в программу юбилейного фе
стиваля советской музыки, писал
партитуру,  пользуяеь советами И
указаниями Е. Мравинского — буду-
шего ее исполнителя. То же можно
сказать и 0б А. Животове и его не-
давно завершенной «Торжественной
позме» для симфонического оркесть
		фактуре, в инструментовке. Пред-
ставляют интерес камерно-инструмен*
тальные произведения Б. Клюзнера
(соната для виолончели, трио), с
тавляющие впечатление эмоционалъ:
ной содержательности и внутренней
эначительности, а также мелодичес-
ки рельефные и, при относительно
малом об’еме, показывающие склон-
ность к протяженному развитию, ка-
мерные Пьесы В. Салманова (трио,
фортепианный квартет).

В области циклической композаций
для голоса с оркестром в текущем
году выступили М. Глух («Поэма ов
вожде»), Ф. Рубцов («Ленинград»
на стихи Ольги Берггольц) и Г. Фар-
ди (кантата на стихи А. Прокофье-
ва). Мы выделяем их работы, как
наиболее удачные. среди довольно
многочисленных образцов — данного
жанра.

Совсем новые фигуры в нашей
творческой среде В. Бунин, Р. Кот-
ляревский, А. Лабковский. Все трое
вызывают к себе живой ичтерес
композиторской общественности, пер-
вые двое-—<симфониями, третий — co-
натами (виолончельной и фортепиан-
ной), являющимися вескими «заязка:
ми» на самостоятельный творческий
путь.

Следует 060бо упомянуть о вы-
пускниках этого года по компози-
торскому отделению консерватории
~—o Ю. Ефимове, имеющем в порт-
феле трио, концерт для фортепиано
и 24 прелюдии для фортепиано,
Г. Уствольской, авторе виолончель-
ной сонаты и фортепианного коицер-
та, и Д. Толстом, представившем в
качестве дипломной работы дзе ча-
сти симфонии, исполненные оркест-
ром Радиокомитета.  Талантлизость
	каждого из них неоспорима.
	Музыкально-творчёская жизнь Ле-
нинпрада интёнсивна и многообразна,
и очень отрадно, что размах творче-
ской активности ленинградских KOM:
позиторов непрерывно возрастает.
	Б. БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИИ
&
	pa. Новый балет М. Чулаки
«Юность», воспевающий образы со-
ветской молодежи первых лет рево-
люции и использующий  фабульные
мотивы романа Н, Островского «Как
закалялась сталь», создается в бУК-
вальном смысле этого слова внутри
Малого оперного театра.

Нам думается, что примеры эти
достаточно убедительны.

Однако мы Часто находимся ‘в
плену привычных оценок, забывая ©
полвижности творческого . процесса,
о сложной изменяемости творческого
пути того или иного композитора,
Мы недостаточно уверенно вылвига-
ем и поддерячиваем новые, еще без-
вестные имена и лишь © болыгими
усилиями вносим поправки в однаж-
ды установивниеся репутации. А
между тем. как газ. ленинградская
практика лает Нам множество  При-
меров того, как процессе роста или,
наоборот, момент застоя меняет об-
лик композитора и как много твор-
чески нового непрерывно возчикает
вокруг нас, оказывая, пусть иногда
и не совсем приметно, свое воздей-
ствие на общую направленность му-
зыкально-творческого движения. Мо-
жно было бы назвать новые имена,
< которыми комповиторская общест-
венность уже ассоциирует вопросы
перспективного развития  музыкаль-
ного творчества.

Ау нас всё еще наблюдается дис-
пропорция между  значительчостью
создаваемого и относительной незна-
чительностью ‘доносимого до массо-
вого слушателя. Это не может не
отражаться как на осведомлентости
широчайших слоев ценителей совет-
ской музыки относительно  творче-
ских. процессов, происходящих В
композиторской среде, так и на <а.
MOM творчестве, подчас лишенном
	Несомненно. в области опёрно-ба-   И. Дунаевского в ряде кинофильмов,
	Все это были „творческие события,
сразу прибретшие всесоюзное значе-
	летного искусства Ленинград выраб9-
тал особо ценные традиции: они свя-
	РЕНАТ

заны прежде всего < обращением к ние и _наложившие свой отзетли-
	современности, с продвижением новых   вый отпечаток на направленность
тем и образов, в.частности образов и   развития каждого из упомянутых
том советской лействительности, на! жанров. Последние годы также от-