ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИЕЯЙТЕСЬ!

7 ноября 1947

Доклад В. М. МОЛОТОВА на торжественном. заседании Мосновсного Совета 6 ноября 1947 года
	Товарищи!
	симых стран, люди с пробудившимся сознанием видят
	в успехах Советского Союза приближение своего соо-
	ственного освобождения от гнета и порабощения.
	Нет такой страны, где бы в .гуще рабочего класса,
	среди трудящихся крестьян и в широких демократи-
ческих кругах Советский Союз не имел бы уже многс-
	численных друзей, проникнутых горячим сочувстви-
ем и верой в наше дело.
	Вот почему сегодня, в день 30-й годовщины совет-
ской революции, так высоко развевается наше знамя
Октября, победоносное знамя Ленина—Сталина. (Бур-
	ные аплодисменты).
	хозяйства проведением политики коллективизации,
Целое десятилетие ушло на подготовку этой пере-
стройки, которая была связана с преодолением оже-
сточенного сопротивления кулачества. Но в первые
же годы перехода к осуществлению пятилетних пла-
нов наша партия сумела убедить крестьянство пойти
по новому пути — по пути полной. реорганизации
крестьянского хозяйства на фундаменте колхозов.
И это создало предпосылки для еще невиданного
	под’ема производительных сил сельского хозяйства,
	вооруженного мощной передовой техникой и всеми
достижениями агрономии.

В итоге первого периода строительства социализма
народное хозяйство страны было перестроено на со-
циалистической основе, эксплоататорские классы бы-
ли прлностью ликвидированы и создалось морально-
политическое единство- советского’ народа.

Надо отметить один из важнейших итогов этого
первого: периода строительства социализма.
	Нам удалось добиться непрерывного, из года в год
	нарастающего под’ема нашего народного хозяйства
`и; прежде всего, ведущей его отрасли — социалисти-
‘ческой промышленности. Конечно, стихийные бед-
ствия, скажем, засухи, связанные с этим неурожаи,
имели место и в этот период, но даже это не при-
останавливало неуклонного’ движения вперед. При
всех условиях советская промышленность шла не-
прерывно по пути под’ема, увеличивая из года в год
выпуск своей продукции. В отличие от капиталисти-
ческих стран, непрерывность под’ема промышленно-
	сти в Советском Союзе стала одним из самых важ-
	ных показателей прогрессивных основ плановой
организации всего народного хозяйства.

Известно также, что непрерывный под’ем про-
мышленности уже давно привел к полной ликвида-
ции безработицы в нашей стране. Это сделало воз-
можным неуклонный под’ем благосостояния рабоче-
го класса, все большее улучшение материальных и
культурных условий жизни рабочих и служащих
Советского государства. Не будь войны, наши города
и промышленные районы демонстрировали бы се-
годня огромные, еще невиданные достижения в деле
	‘улучшения материальных и культурных. условий
	визни трудящихся.

Перестройка. сельского хозяйства на основе кол-
хозов привела к исчезновению деревенской бедноты,
которая в условиях капитализма всегда обречена на
беспросветное существование. Перед каждым кол-
хозником открылись широкие возможности к зажи-
точной и культурной жизни. Наше сельское хозяй-
ство из года в год крепло, наливаясь животворящи-
ми соками колхозного труда. Не буль войны, разо-
	рившей многие лучшие районы сельского хозяйства,
	мы были бы уже сегодня обеспечены всем необхо-
димым гораздо лучше, чем какая-либо страна в
Европе, и не только в Европе.

Мудрая ленинско-сталинская политика мира обес-
печила советскому народу возможность мирного со-
циалистического строительства после окончания
периода гражданской войны и интервенции в течение

двадцати лет.
Нападение фашистской Германии прервало мир-

ный период нашего строительетва.
	Начался четырехлетний период Великой Отечест-
венной войны, который был величайним испытанием

ну. ета AME EA Pa ay, Wald Sean
MOH жестокой и тяжелой. из всех войн, когда-либо
пережитых в истории нашей Родины». Все мы пом-
ним, какие неимоверные трудности переносил наш
народ в эти годы.
Достаточно сказать, что гитлеровской оккупации
подверглась советская территория, население кото-
рой до войны достигало 58 миллионов человек. На
этой территории производилось 33 процента про-
мышленной продукции всей страны. Гитлеровцы ок-
купировали территорию, посевные площади которой
‚составляли 47 процентов посевных площадей Совет-
ского Союза и где.находилось около половины все-
го поголовья скота. За время войны было эвакуиро-
вано из западных и южных районов и восстановле-
но на Востоке 1.300 промышленных предприятий, ра-
бота которых была необходима для удовлетворения

‚насущных нужд фронта и тыла.

Второй период в истории Советского Союза, ох-
ватывающий годы Великой Отечественной войны,
‚еще больше показал окрепшую мощь и прогрессив-
ную силу нашего многонационального социалисти-
ческого государства.

До вступления Советского Союза в войну Гитлер
хозяйничал в Европе, как у себя дома. Одни страны,
как, например, фашистская.Италия, превратились в
его покорных сателлитов, другие европейские стра-
ны, как, например, Франция, благодаря профашист-
ской услужливости ее правящих кругов, лежали под
его пятой. Над Англией, на территорию которсй в
течение многих веков враг не ступал ногой, нависла
опаснейшая угроза германского вторжения.

оложение коренным образом изменилось только
тогда, когда Советский Союз перестроился на воен-
ный лад, и когда советская армия по всему фронту
перешла в наступление против гитлеровских полчищ.

Большое значение имело ‘также создание антифа-
шистской. коалиции союзных держав; в которой
СССР занимал ведущее положение.

Все это обеспечило разгром фашизма в Европе.

Уже в день 27-й годовщины Октябрьской револю-
ции товарищ Сталин дал известную всему миру оцен-
ку этих заслуг советского народа, сказав:

«Теперь, когда Отечественная война идет к побе-
доносному концу, во всем величии встает историче-
ская роль советского народа. Ныне все признают, что
советский народ своей самоотверженной борьбой
спас цивилизацию Европы от фашистских погром-

‚щиков. В этом великая заслуга советского варода

перед историей человечества».

В признании того факта, что советский нарол спас
цивилизацию Европы от фашистских погромщиков,
народы всего мира видят также признание исключи-
тельных заслуг вождя коммунизма и великого пол-
ководца Советского Союза Иосифа Виссарионовича
Сталина. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Наше многонациональное Советское государство
оказалось крепким и несокрушимым при всех испы+
	(Продолжение на 2-й стр.).
	Сегодня народы Советского Союза празднуют зна-

менательное для трудящихся всего мира тридцатиле-
тие Великой Октябрьской социалистической револю-
	ПИИ.
	Не только мы, советские люди, переживаем в эти
дни радостные чувства по случаю великих побед со-
пиализма в нашей стране. Не только в дружественных
нам странах имеются миллионы преданных друзей
СССР. Везде, где господствует капитализм, угнетая
людей труда. порабощая тружеников колоний и зави-
	  Значение победы
	Прошло 30 лет со времени октябрьских событан
1917 гола. Наши враги из лагеря буржуазии проро-
чествовали тогда, да и позже, что советская власть
не удержится в Россини, что она обречена на неминуе-
мый и быстрый крах. Большевики не испугались этих
пророчеств, смело двинулись в бой на захват власти
рабочим классом, и, сломав угнетательский капита-
листический строй, вот уже 30 лет с победоносным
успехом строят социалистическое государство, стро-.
ят новое общество на основах коммунизма. .

Пройденный нами путь следует разбить на три пе-
риода. ,

Первый период — со времени победы Советской
власти до начала второй империалистической войны.
Второй период — годы Великой Отечественной вой-
ны. Третий период, еще только начавшийся, — годы
послевоенного строительства.

Первый период охватывает 23 с половиной года.
Из них больше трех лет ушло на вооруженную борь-
бу с интервентами и белогвардейскими бандами, стре-
мившимися сломить Советскую власть и уничтожить
молодое Советское государство. Эти планы капита-
листов и помещиков окончились полным провалом,
но они довели нашу страну до крайнего разорения
и истощения. Потребовался целый ряд лет только на
то, чтобы восстановить довоенный уровень. промыш-
„снности и сельского хозяйства. е

После этого под’ем и развитие народного хозяйст-
ва страны осуществлялись на основе знаменитых
Сталинских пятилеток.

В конце 1928 года мы смогли приступить к осуще-
ствлению первой пятилетки, которая была выполне-
на, как известно, досрочно. Вслед за этим мы вынол-
нили вторую пятилетку и перешли к осуществлению
третьей пятилетки, которую нам не удалось завер-
шить ввиду нападения Германии.

Таким образом, по планам трех Сталинских пяти-
леток нам удалось работать всего лишь неполных 13
лет. Тем не менее, и за этот короткий срок наша стра-
на успела преобразиться:

Из отсталой в промышленном отношении России
наша страна превратилась’ в передовое индустриаль-
ное государство, которое уже в конце второй пятилет-
ки заняло первое место в Европе по размерам выпус-
каемой промышленной продукции. С каждым новым
годом. вплоть до начала Великой Отечественной вой-
	социализма в СССР
	ны, наша промышленность продолжала быстро раз-
вертываться, создавать все новые отрасли ‘произвол-
	ства и все больше увеличивать выпуск промышленной
	продукции. В 1940 году крупная промышленность в
нашей стране давала, без малого, в 12 раз больше про-
	дукции, чем в 1915 году.

Наше сельское хозяйство преобразилось в еще
	большей мере. Из мелких и малопроизводительных
	крестьянских хозяйств, пользовавшихся в большин-
стве случаев лишь сохой, серпом и косой, наше сель-
ское хозяйство путем об’единения в колхозы превра-
тилось в крупное передовое хозяйство, которое с по-
мощью государственных машинно-тракторных стан-
ций получило, наряду с совхозами, богатое техниче-
ское вооружение в виде тракторов, комбайнов, авто-
мобилей и разного рода новых сельскохозяйственных
машин. Валовая продукция сельского хозяйства, не-
смотря на все еще большое отставание животновод-
ства, в 1940 году почти в два раза превысила то, что
давало сельское хозяйство в 1913 году.
Подводя итог предвоенному периоду развития со-
ветского хозяйства, товарищ Сталин говорил в прош-
	ЛОМ ГОДУ.

«Такой небывалый рост производства нельзя счи-
тать простым и обычным развитием страны от отста-
лости к прогрессу. Это был скачок, при помощи ко-
торого наша Родина превратилась из отсталой стра-
ны в передовую, из аграрной =— в индустриальную».
	Это значит, что наше социалистическое государст-.
	во, ломая традиции буржуазных государств и пре-
одолевая сопротивление классового врага и колеб-
лющихся элементов, произвело настоящую револю-
цию как в области промышленности, так и в области
сельского хозяйства. Благодаря этому наролное хо-
зяйство в СССР в короткий срок было перестроено
на началах передовой техники, чего не знала и не зна-
ет ни одна другая страна. ,

Мы добились этих результатов, прежде всего, про-
ведением большевистской политики индустриализа-
ции страны, поставив во главу угла развитие тяжелой
промышленности. Это тем более было необходимо,
что, находясь во враждебном капиталистическом
окружении, наш народ всегда должен ‘был думать о
том, чтобы быть готовым к отпору на случай напа-

дения, ;
Мы ‘добилисБ коренной перестройки сельского