СОБЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Тридцатилетие ‘Великой `Октябрьско
социалистической революции
	Доклад В. Ш. MONOTOBA na торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1947 года
	(Окончание)
	укрепление капитализма и досги-
жение господства этих стран над
другими народами. Эти страны воз-
главляют империалистические и ан-
тидемократические силы в междуна-
родных делах, при активном. уча-
стии известных’ социалистических
лидеров в целом ряде европейских
стран.

Политика Советского Союза ос-
нована на противоположных прин-
ципах, на принципах уважения сувз-
ренитета больших и малых госу-
дарств, на принципах невмешатель-
ства во внутренние дела других го-
сударств. Возьмите, для примера,
германский вопрос.

Если бы и в послевоенное время
Америка и Англия придерживались
тех принципов, как, скажем, демо-
кратические принципы Ялтинской и
Потсдамской конференций по гер-
манскому вопросу, которые делали
возможным и плодотворным со-
трудничество великих союзников
против гитлеровской Германии и в
целях ликвидации остатков фашиз-
ма, то сотрудничество между Со-
ветским Союзом, Соединенными
Штатами Америки и Англией дава-
ло бы и теперь хорошие  результа-
ты. Но Соединенные Штаты Амери-
ки и Англия отошли от этих демо-
кратических принципов и нарушили
решения, принятые совместно. Это
можно сказать в отношении таких
коренных вопросов, как демократи-
зация и демилитаризация Германии
и уплата репараций странам, пост-
радавшим от германской оккупя-
ции В результате проведения пос-
левоенной англо-американской по-
литики английская и американская
зоны оккупации Германии были
об`единены в совместно управляемую двухзонную
(бизональную) территорию, получившую в печати
название «Бизонии», для того, чтобы там односто-
ронним образом проводить англо-американскую по-
литику независимо от Контрольного Совета, в кото-
ром участвуют представители всех четырех‘ оккупи-
рующих держав. Наши представители в Германии
фактически имеют теперь дело только с советской
зоной. Создалось положение, которое не может не
вызывать беспокойства и в германском народе, так
как в результате англо-американской политики су-
ществует «Бизония» и другие зоны, но нет Германии,
как единого германского государства. Советский Со-
юз считает необходимым, чтобы были проведены в
жизнь решения Ялтинской и Потсдамской конферен-
ций по германскому вопросу, которые предусматри-
вали восстановление Германии, как единого демо-
кратического государства. При этом в Советском
Союзе имеется полное понимание того, что `«Бизо-
ния» — это не Германия, и что немецкий народ име-
ет право на существование своего государства, ко-
торое, разумеется, должно быть демократическим и
не должно создавать угрозы новой агрессии для дру-
гих миролюбивых государств. В настоящее время су-
ществует англо-американский план — путем некото-
рых подачек успокоить население англо-америкая-
ской зоны Германии, опереться здесь на прежних
германских капиталистов, являвшихся еще недавно
гитлеровской опорой, и использовать при их помо-
щи «Бизонию», с ее Рурским промышленным бассей-
ном, как угрозу против тех стран, которые не прояв-
ляют рабской покорности в отношении англо-амери-
канских планов господства в Европе. Но эти авантю-
ристические планы насчет Германии ни к чему хоро-
шему не привелут и, разумеется, будут отвергнуты
демократической Европой.

На примере германского вопроса мы видим, как
далеко расходятся теперешние англо-американские
принципы с принципами Советского Союза, посколь-
ку нынешние англо-американские принципы проник-
нуты откровенным империализмом, а Советский Со-
юз твердо стоит на демократических позициях.

Советский Союз, как и другие демократические
страны, стоит за мир и международное сотрудниче-
ство на демократических началах. В нынешних усло-
виях это требует об’единения всех сил антиимпериа-
листического и демократического лагеря в Европе и

Вступая в 31-й год Великой Октябрьской социали-
стической революции, мы с удовлетворением огля-
дываемся на пройденный путь и с уверенностью смо-
трим в будущее.

Велики успехи Советского государства. Социализм
глубоко вошел во всю нашу жизнь. В условиях со-
ветской власти уже выросло новое поколение, кото-
рое начинает расправлять свои орлиные крылья.

Следует признать, что важнейшим завоеванием на-
шей революции является новый духовный облик и
идейный рост людей, как советских патриотов. Это
относится ко всем советским народам, как к городу,
так и к деревне, как к людям физического труда, так
и к людям умственного труда. В этом заключается,
действительно, величайший успех Октябрьской рево-
люции, который имеет всемирно-историческое значе-
ние. }

Теперь советские люди не те, какими они были 39
лет назад.

Духовный облик нынешних советских людей ви-
ден, прежде всего, в сознательном отношении к сво-
ему труду, как к делу общественной важности и как
к святой обязанности перед Советским государст-
вом. В наши дни на каждом предприятии имеются
стахановцы и стахановки. Социалистическое сорев-
нование охватило все колхозы. В дело соревнования
вовлечены рабочие и работницы, колхозники и кол-
хозницы, служащие и инженерно-технический со-
став, люди искусства и науки. Широта размаха и с0-
	держание соревнования определяют теперь достиг-
	нутый здесь или там уровень коммунистического, от-
ношения`к труду среди советских людей. Всеобщий
характер соревнования является важнейшим рыча-
гом под’ема производительности труда.

Теперь широко распространилось новое движение,
заключающееся в том, что отдельные рабочие берут
на себя личные обязательства досрочного выполне-
ния годовых планов и пятилетки в’ целом, чего не
было в довоенное время. В Москве, в Ленинграде,
	за пределами Европы, чтобы создать неприступный
барьер против активизировавшегося империализма
и его новой политики агрессии.

Сплочение демократических сил и смелая борьба
против империализма и его новых планов военных
авантюр об’единит народы в могучую армию, равной
которой не может иметь империализм, отрицающий
демократические права народов, попирающий суве-
ренитет наций, строящий свои планы на угрозах и
авантюрах. Беспокойство и тревога в рядах импери-
алистов растут, ибо всем видно, что почва под ногами
империализма колеблется, а силы демократии и со-
циализма растут и крепнут с каждым днем.

Что может дать политика ‘империализма народам?
‚Только усиление гнета, возрождение остатков нена-
эвистного фашизма и новые империалистические
‚авантюры. Надо раскрыть народам глаза на это и
сплотить все демократические и антиимпериалисти-
ческие силы для того, чтобы расстроить любые пла-
ны ‘экономического закабаления народов и любые
новые авантюры со стороны империализма.

Исторический опыт Советского Союза подтвердил
справедливость слов великого Ленина о непобеди-

мости народа, взявшего власть в свои руки:

«Никогда не победят того народа, в котором ра-
бочие и крестьяне в большинстве своем узнали, по-
чувствовали и увидеди, что они отстаивают свою,
Советскую власть — власть трудящихся, что отстаи-
вают то дело, победа которого им и их детям обес-
печит возможность пользоваться всеми благами
культуры, всеми созданиями человеческого труда».

В наше время стоит задача об’единить все антиим-
периалистические и демократические силы народов
в один могучий лагерь, спаянный единством кров-
ных интересов, против империалистического и ан-
тидемократического лагеря и его политики закаба-
ления народов и новых авантюр.

Трезвое отношение к делу, вместе с тем, покажет,
что в наше время новые “империалистические аван-
тюры являются опасной игрой судьбами капитализ-
ма. Некоторые министры и сенаторы этого могут и
не понимать. Но если антиимпериалистический и
демократический лагерь сплотит свои силы и ис-
пользует все свои возможности, он заставит импе-
риалистов быть более разумными и вести себя по-
спокойнее. (Аплодисменты). Надо думать, что капи-
тализм не заинтересован в ускорении своего собст-
венного крушения. (Смех. Аплодисменты).
	в Донбассе и по всей стране успешно развивается
это движение, свидетельствующее о социалистиче-
ской сознательности рабочих и работниц. Но это
лишь один из целого ряда важных рычагов поднятия
производительности труда в нашей стране.

В этом году досрочно заканчивается выполнение
плана по хлебозаготовкам. Государство получит
хлеба, примерно, столько же, как в лучшие довоен-
ные годы, хотя размер посевных площадей и техни-
ческое оснащение еще значительно меньше ‘довоен-
ных. Эти успехи достигнуты благодаря развернувше-
муся социалистическому соревнованию между рес“
публиками, краями и областями, и особенно благо-
даря активному участию в соревновании всей массы
колхозов, многих миллионов колхозников и колхоз-
НИЦ.

Мы переживали трудное время в первый период
войны, пока не перестроили всю работу в соответст-
вии с новой обстановкой. Самоотверженность трудя-
щихся в тылу и героизм нашей армии на фронте,
каких ещё не знала мировая история, были выраже-
нием высокого советского патриотизма, — и это
обеспечило нам победу над врагом. (Аплодисменты).
В нынешнем под’еме советского патриотизма нахо-
дит свое знаменательное выражение современный
идейный уровень и духовный рост советских людей.

Нельзя отрицать, что. пережитки капитализма в
сознании людей весьма живучи. И потому партия
всегда напоминает советским ‘людям о необходимо-
сти всесторонней критики и самокритики, направлен-
ной на ликвидацию этих вредных ‘остатков прошло-
го. Нельзя, с другой стороны, отрицать, что ‘у нас
теперь имеются огромные возможности вести успеш-
ную борьбу за ликвидацию этих пережитков.

Культурный уровень нашего, населения во всех от-
ношениях полнялся. Число учащихся, издание книг,
массовая просветительная работа давно уже достиг-
ли таких размеров, каксни в: одной ‘другой стране.
Наша интеллигенция, работники культуры, люди

науки и искусства проникнуты советским патриотиз-
мом; как никогда. Нельзя считать случайностью, что
ныне лучшие произведения литературы принадлежат
перу писателей, которые чувствуют свою неразрыв-
ную идейную связь с коммунизмом. В нашей стране
коммунизм воодушевляет к вдохновенному труду, к
героической борьбе за Родину, к высокому идеино-
му творчеству. (Аплодисменты), ;

Наемные буржуазные писаки за рубежом предска-
зывали во время войны, что советские люди, позна-
комившись в своих боевых похода» с порядками и
культурой на Западе и побывав во многих городах и
столицах Европы, вернутся домой с желанием уста-
новить такие же порядки на Родине. А что вышло?
Демобилизованные солдаты и офицеры, вернувшись
на Родину, взялись с еще большим жаром укреплять
колхозы, развивать социалистическое соревнование
на фабриках и заводах, встав в передовых рядах со-
ветских патриотов. (Аплодисменты).

У нас еще не все освободились от низкопоклонст=
ва и раболепия перед Западом, перед капиталистиче-
ской культурой. Недаром господствующие классы
старой России были нередко в большой духовной
зависимости от более развитых в капиталистическом
отношении государств Европы. Это позволяло куль-
тивировать среди некоторых кругов старой интелли-
генции рабское сознание неполноценности и духов-
Ной зависимости OT буржуазных стран Европы. Не
освободившись от этих позорных. пережитков, нель-
зя быть настоящим советским гражданином. Вот по-
чему советские люди проникнуты таким решитель-
‘ным стремлением скорее покончить с этими пере-
житками прошлого, развернуть беспощадную крити-
ку всех и всяких проявлений низкопоклонства и ра-
болепия перед Западом и его капиталистической
культурой.

Вы знаете исторические слова товарища Сталина
о советском гражданине: .
° «Последний советский гражданин, свободный от
цепей капитала, стоит головой выше любого зару+
бежного высокопоставленного чинуши, влачащего на
плечах ярмо капиталистического рабства».

Чем лучше советские люди поймут этот сталинский
призыв к сознанию и чести советского гражданина,
тем быстрее мы будем двигаться вперед к нашей ве-
ликой цели.

Как солнце среди ясного дня, идеи марксизма-
ленинизма освещали наш путь все эти 30 лет. Наше
движение вперед было основано на стратегии и так-
тике Ленина и Сталина. Наш путь был не легким.
Враг действовал извне и изнутри. Даже в больше-
вистской партии враг имел свою агентуру в лице
троцкистов, правых и других изменников и предате-
лей. Созданная Лениным и Сталиным большевиста
ская партия вышла.из всех этих испытаний окреп-
шей, очистила свои ряды и сплотилась в великую сиз
лу, которая является высшим выражением морально-
политического единства нашего народа, уверенно
идущего вперед к коммунистическому обществу, и
которая, под руководством великого Сталина, указ
зывает ныне путь ко всеобщему миру и освобожде«
нию от кровавых войн, путь к свержению капитализ
стического рабства и к великому прогрессу народоз
и всего человечества. (Бурные, продолжительные ан-
лодисменты).

Опыт показал, что современное коммунистическое
движение настолько выросло и окрепло во многих
странах, что уже невозможно осуществлять руковод-
ство этим движением из одного центра. В этом мы
видим один из выдающихся успехов коммунизма в
наше время. Вместе с тем, опыт показал, что комму-
нистические партии, и, прежде всего, наиболее силь-

‚ные компартии в Европе, должны иметь об’единяю-
‚щий орган, чтобы осуществлять постоянный обмен
взглядами и, когда необходимо, координировать дея-
тельность коммунистических партий в порядке взаз
имного согласия. Это будет способствовать дальней-
шему росту коммунистического движения и усиле-
нию его влияния в широких массах. Большевистская
партия приветствует эти назревшие мероприятия
компартий и желает им всяческого успеха. (Нродол=
жительные аплодисменты).

30. лет тому назад большевистская партия была
лишь небольшой частью своего” народа. Но тогда
партия Ленина—Сталина с научной точностью опре-
делила назревшие исторические потребности страны,
нашла могучую опору в народных массах и народ
под руководством нашей партии одержал револю-
ционную победу. Теперь все видят плоды этой побе-
ды социализма и их великое международное значе-
ние.

В наше время об’единенные силы демократии и
социализма, взятые в масштабе Европы и за преде-
лами Европы, несравнимо могущественнее, чем про-
тивостоящий им антидемократический лагерь импе-
`риализма.

_ Капитализм стал тормозом прогресса человечества,
а продолжение ‘авантюристической политики импе-
‘риализма, приведшей уже к двум мировым войнам,
является главной опасностью для миролюбивых на-
родов. Великая Октябрьская социалистическая рево-
люция раскрыла глаза народам, что век капитализма
приходит к концу, и что открыты надежные пути ко
всеобщему миру и к великому прогрессу народов.
Судорожные усилия империалистов, под ногами ко-
торых колеблется почва, не спасут капитализма от
приближающейся гибели: Мы живем в такой век,
когда все дороги ведут к коммунизму. (Бурные, про-
должительные аплодисменты).

Великий Ленин заложил основы советского госу-
дарства и вывел нашу страну на путь социализма,
покончившего с многовековой эксплоатацией чело-
века человеком. Путь Ленина ‘ведет к свободе и
счастью народов, к свободе и счастью человечества.

Великий Сталин вел и ведет наш народ по славно-
му пути коммунизма. Имя Сталина, окруженное без-
граничным уважением и любовью народов, выража-
ет величие победоносного Советского Союза и зовет
к борьбе за счастливое будущее человечества:
(Бурная, долго не смолкающая овация).

Товарищи!

Большевики всегда были и будут авангардом свое-
го народа!

Советские люди стоят в первых рядах прогрессив=
ного человечества, полные веры в великие цели Ок-
тябрьской революции!

Да здравствует 30-я годовщина Великой Октябрьа
‘ской социалистической революции! (Бурные, про-
должительные аплодисменты).

Под знаменем Ленина, под водительством Сталина
— вперед, к победе` коммунизма! (Бурная, долго на
смолкающая овация всего зала. Все встают, возгла-
сы: «Великому Сталину ура!», «Да здравствует вели-
кий вождь советского народа товарищ Сталин!», «Да
здравствует ‘партия Ленина—Сталина!», «Да здрав-
ствует наше родное Советское правительство!»).

1. Советский Союз и коммунизм
	Изложенной товарищем Сталиным политике про-
тивостоит теперь другая политика, основанная на
совершенно иных принципах. Здесь. прёжде всего,
приходится говорить о внешней политике Соединен-
ных Штатов Америки, а также Великобритании.
	Возможно, что в Соединенных Штатах Америки
существует программа экономического развития
страны на какой-то срок вперед. Однако, нигде в пе-
чати об этом не сообщалось, хотя там довольно час-
	‚ то бывают пресс-конференнии.
	С другой стороны, распространяется много шуму
вокруг разных американских проектов, связанных то
с «доктриной Трумэна», то с «планом Маршалла». Чи-
тая обо всех этих американских планах «помощи
Европе», «помощи Китаю» ‘и т. п., можно подумать,
что внутренние проблемы в Соединенных Штатах
уже давно решены и теперь дело только затем, что-
бы Америка наладила дела в других странах, пред-
писав им свою политику и желательный состав пра-
вительств. В действительности же, дело обстоит не
так. Если бы у правящих кругов Соединенных Шта-
тов Америки внутренние дела не вызывали большого
беспокойства, особенно в связи с приближающимся
экономическим кризисом, то не было бы такого изо-
билия экономических проектов экспансии Соединен-
ных Штатов Америки, которые, в свою очередь, опи-
раются на агрессивные военно-политические планы
американского империализма.
	1 Теперь уже не скрывают, что Соединенные Штаты
„Америки — нередко, совместно с Великобританией—
заводят все новые и новые военно-морские и военно-
воздушные базы во всех частях земного шара и да-
же приспособляют целые государства для такого ро-
да целей, особенно поблизости от территории Совет-
ского Союза. Кто только ни жалуется на нажим аме-
риканского империализма в этом отношении. Если
правительства некоторых крупных государств в Ев-
ропе, Азии и Америке сохраняют своего рода солид-
ное молчание по этому поводу, то, как видно, неко-
торым малым странам становится прямо невтерпеж.
Дания, например, никак не может добиться восста-
новления своего национального суверенитета над
Гренландией, откуда не хотят уходить американцы
после окончания войны. Египет законно требует ухо-
да английских войск со своей территории, но Англия
отказывается это делать, а Америка поддерживает
английских империалистов и в таких делах. Ясно, од-
нако, что создание военных баз в разных частях
света предназначается не лля целей обороны, а как
подготовка к агрессии. Ясно также, что если до сих
пор сохраняется об’единенный англа-американский
военный штаб, созданный во время второй мировой
войны, то это делается не из миролюбивых чувств,
а в целях запугивания возможностью новой агрессии.
Было бы хорошо, чтобы обо всем этом знал амери-
канский народ, так как при так называемой «запад-
ной» свободе печати, когда чуть не все газеты и ра-
диостанции находятся в руках узкой агрессивной
„кучки. капиталистов и их наемных прислужников,
народу трудно знать настоящую правду. Я

Известно, что в экспансионистских кругах Соеди-
ненных Штатов Америки распространилась новая
своеобразная религия: при неверии в свои внутрен-
ние силы — вера.в секрет атомной бомбы, хотя этого
секрета давно уже не существует. (Продолжительные
аплодисменты). Империалистам, видимо, нужна эта
вера.в атомную бомбу, которая, как известно, являет-
ся не средством обороны, а орудием нападения. Мно-
гих возмущает, что Соединенные Штаты Америки и
Великобритания мешают Организации Об’единенных
Наций принять окончательное решение о запрешении
атомного оружия. За этот год два раза против этого
протестовали английские ученые, дважды опублико-
вавшие свои соответствующие заявления, в которых
они выражали недовольство тем, что Англия только
поддакивает Соединенным Штатам в этом деле. И
это вполне понятно, так как народы Америки и Анг-
лии не меньше, чем другие народы, заинтересованы
в том, чтобы было проведено и запрещение атомно-
го’ оружия и общее сокращение разбухших вооруже-
ний. При этом следовало бы понять, что отказ от за-
прещения атомного оружия покрывает империалис-
тов позором, восстанавливая против них всех чест-
ных людей, все народы.

Или возьмите вопрос о поджигателях войны. Не-
смотря на все протесты со стороны американских и
других : ‘экспансионистов, ‘Генеральная ассамблея,
хоТь_и со скрипом, приняла решение об осуждении
пропаганды новой войны. Обсуждение, вместе с тем,
показало, что необходимо еще больше усилить
борьбу против поджигателей войны и против их по-
кровителей, которые выполняют волю агрессивной и
жадной до барышей верхушки капиталистов-милли-
ардеров и неё считаются с интересами сзоего народа.
Известно, что промышленность Соединенных Н\а-
“тов Америки за период между двумя мировыми вой-
нами ‘выросла, хотя ее развитие шло крайне неравно-
мерно и ‘дважды падало’ значительно ниже уровня
1913 года. Зато в годы второй мировой войны аме-
рикёнская промышленность быстро’ раздулась и ста-
ла давать огромные барыши капиталистам и госу-
дарственные доходы, которые теперь американский
государственно - монополистический капитализм
пускает в ход и использует ‘для своего нажима вез-
дев Европе и в Китае, в Греции и в Турции, в Юж-
ной Америке и на.Среднем Востоке. Любителей ис-
пользования военной кон’юнктуры, конечно, немало.
Но причем тут интересы народа? Интересы народа,
разумеется, в корне отличаются от интересов под-
жигателей новой мировой войны.

Все эти факты свидетельствуют о стремлении амери-
канского империализма использовать послевоенные
трудности некоторых государств, навязать им свою
волю под флагом непрошенного американского ру-
ководства и проложить дорогу к мировому господ-
ству Соединенных Штатов Америки. Это отнюдь не
оправдывает расчетов на возможность избежать на-
растающих внутренних трудностей, избежать наступ-
ления глубокого экономического кризиса и все уси-
ливающегося раскола Соединенных Штатов Америки
на лве главных группировки: империалистическую,
которая сейчас шумит на авансцене, и демократиче-
скую, за которой будущее. Аппетиты империалистов
не имеют пределов, и ради достижения своих узко-
корыстных целей они готовы попирать железной
пятой демократические права в своей стране, а также
права и суверенитет других государств. Уроки кру-
шения ‘фашистской Германии, попиравшей демокра-
тические силы и зарвавшейся в стремлении`к миро-
вому господству, как видно, не пошли впрок тем, кто
теперь с таким ослеплением рвется к господству над
всем миром.

Ныне правящие круги в Соединенных Штатах Аме-
рики, а также в Великобритании, стоят во главе од»
ной международной группировки, ставящей целью
	у
Nesp,
		THOR
	Кб. {
ИТ
Они

вето
обе
	унари
KO fi
	тать

aye
Оно
she,

оном,
они!
мя
wath
Hy
что

met
СИ

же
ств]

(oN
	jie
чес

и с
чать