СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО =
ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВНА
	  GNOW4ECH
	В общей системе советского искус-
ства скульптуре принадлежит одно из
почетных мест. Она органично вошла
в нашу повседневную жизнь, в наш
социалистический быт. Мы не можем
теперь представить сколько-нибудь
значительного архитектурного соору-
жения, не украшенного скулыттурой.
Наши новые дворцы, станции MeT-
ро, мосты органически включают в
свой ансамбль эти скульптурные
украшения,

Особенности выставочной экснози-
ции не позволяют показать успехи со-
ветской скульптуры во всем ее раз-
махе. Многие новые произведения не
могли быть показаны на выстазке
ввиду их размеров. ,

Но и представленные экспонаты го-
ворят © настойчиво проявляющемся
стремлении к монументально-героиче-
скому решению образа. Это вполне
закономерно, потому что основная
тенденция нашего искусства — <03-
дание идейно глубоких образов, на-
сыщенных героическим пафосом. на-
шей эпохи, — находит наиболее со-
вершенное ‘и полное свое выражение

в величавых и значительных формах. Е
	монументального искусства.

В скульптуре последних лет так же,
как и в живописи, намечается замет-
ный переход от эскизов к закончен-

ным станковым произведениям, глубо-_

ким по содержанию и более тщатель-
ным по выполнению. Отход от эскиз-
ной манеры обусловил работу скульп-

торов в твердом материале, что в.

свою очередь помогло созданию более
четких и. определенных по своему
характеру образов.

Ведущим жанром в области скульт-
турного портрета, как и прежде, яв-
ляется героический портрет. Много-
численные портреты ‘полководцев, Ге-

роев Советского Союза, воинов и.

партизан, колхозников, представите-

лей советской интеллигенции дают.

обобщенный типический образ совет-.

ского человека, победоносно окончив-
шего Отечественную войну и увзерен-
но глядящего в будущее. Наиболее
яркие образы создали скульптеры И.
Першудчев (портрет сержанта Егоро-

ва и портрет майора Соколовского),

Н. Томский (портрет генерала армии.
Черняховского), В. Мухина (Глав-.

ный маршал артиллерии Н. Bopo-
нов), 3. Азгур (Дед Талаш и
Янка Купала), А. Каазик (пор-
трет поэтессы Кайдуллы и проф.
ДАМЫ С. Какабадзе Е. Янсон-

анизер (портреты Черкасова и Лав-
розского).

Портреты молодого скульптора И.
Першудчева, выполненные им в
1945 г., лишены какого бы то ни бы-
ло стремления приукрасить натуру.
Образы воинов, словно овеянных пот
роховым лымом, полны несокрушимой
силы и уверенности в победе. Эти
два труженика войны — солдат и
офицер — поистине прекрасны неу-
вядаемой красотой героического под-
_вига.

’ В ином плане решает свои портреты
скульптор Н. Томский. Если в обра-
зах Першгудчева мы видим отблеск
еще не отгремевших битв, то герои у
Томского даны в спокойном и велича-
вом сиянии победы, которую они за-

воевали. Волевые, целеустремленные,
	умные лица их полны спокойной уве-

Я еее
	ренности и зеличия.
Правдива. и искрення скульптурная
	Особо почетное место занимают на
выставке работы, задающиеся целью
воплотить образы наших вождей —
Ленина и Сталина. И, Чайков создал
р образ вождя социали-
‘стической революции В. И, Ленина
в риде барельефа на фоне широких
складок развевающегося знамени.

Томский показал на выставке две
статуи И. В. Сталина. Он трактует
аблао рвала р тех же спокойных и
	ного труда посвящены картины
В. Штраниха — «Урожай», К. Макеи-
мова «Сдача хлеба государству». По-
эзию колхозного труда и быта в сол-
нечной Киргизии особенно тепло и
выразительно воспевает С. Чуйков
в своих последних работах «Утро» и
«Полдень».

Настроением большой радости пос-
ле пережитых тяжелых дней войны
проникнута картина’ А. Пластова
«Колхозная ярмарка». Образ матери-
колхознины ‘поэтически передал в
своей. картине «Мать» Ф. Шуриин.
Радости` колхозного труда посвяще-
ны различные по манере выполне’
ния, но близкие по своему мироощу-
щению картины П, Кончаловского
«На полдни» и В, Яковлева—«Весен-
няя путина», :
	В ряде произведений нашла отрат
жение тема индустриального труда.
Одной из наиболее интересных яв-
ляется картина армянского „худож-
ника 0, Зардаряна «Победа
строителей подземного  Севангэса».
Возстановлению Донбасса посвятил
свою картину А. Дейнека.

Тему спорта’ хорошо разрешила
украинская художница Т. Яблонская,
написавшая проникнутую чувством
бодрости, свежую и своеобразную по
колориту картину «Перед стартом».
Удачна представленная на выставке
картина А. Дейнека «Эстафета», ‘по-
казывающая московскую молодежь
во время спортивного праздника на
улицах столицы.
	В работах молодых украинских
художников особенно привлекают ма-
стерство выполнения и теплота вло-
женного в них чувства и это, прежде
всегс, относится к таким картинам,
как «Молодой Тарас Шевченко у
художника К. П. Брюллова» худож-
ника Г, Мелихова и «На ‹обрании»
С. Григорьева.

Почетное место занимают на вы-
ставке работы пейзажистов старше-
го поколения, Лирические мотивы оп-
тимистично звучат в картинах В. Бя-
лыницкого-Бируля — «Белоруссия»,
«Вновь расцвела‘ весна», «Сентябрь-
ский вечер». Эпически-спокойны и
проникнуты чувствсм любви к Роди-
не пейзажи В. Бакшеева — «Утро ‘на
берегу озера» и «Пасмурный день».
	Серией пейзажей «Рожь» на вы-
ставке представлен А. Герасимов.
В его пейзажах воспеваются беспре-
дельные просторы родных полей, на
которых колхозная запашка сравняла
	убогие полоски Си межи старой ‚дерев-
	на, а колхозный труд взлелеял об-
шириые, как волнующееся море, по-
севы ржи. Лучшая из работ этой се-
pun — «Гроза», воспринимается, как
радостная народная песня о привольи
и изобильи родных полей, на кото-
рых трудится советский народ. С тон-
ким мастерством выполнены пейзажи

Н. Ромадина, Н. Белянина и Б. Яков-
лева.
	С; Герасимов в своих поэтических
пейзажах «Апрель», «Березы», «Май»
показал всю красочность и богатетво
скромной подмосковной природы в
радостные дни весны. и Лета. В, пей-
зажах Г. Насского «Под Москвой» и
«Клязминское водохранилище» ска-
залось умение художника подметить
черты <озременного пейзажа, харак:
	СКУЛЬИТУЬ
	Л. Кербеля («Трудовые резервы»).
В жанрово-бытовом плане решается
	го Ес. <:

военная тема в работе И. Кезига
«Рейхстаг взят». Искренность и от-
	сутствие аффектации выгодно отлича=_
	ет это произведение OT некоторых
других прсектов памятников, показан-
ных на выставке. Те же качества, а
также. найденный яркий центральный
образ обеспечивают успех памятника
Павлику Морозову (скульптор И. Ра-
бинович). Проекты памятников С.
Меркурова и М. Манизера представ-
ляют собой однофигурные монуменя
	ным сходством. >
Интересную группу составляют физ
гуры, изображающие типические 0б-
разы людей социалистического тру-
да, показанных в их повседневном
трудовом (а на войне — боевом} бы»
ту. Правдивостью движения и иокрен=
ностью самого образа обращают на
себя внимание, «Партизан, взрываю=
ший железнодорожное полотно» (Е.
Абалаков) а также скульптурная
группа А. Кондратьева, изображаю-
wand двух литейшиков, и фигура уз-
	  бека-—<строителя Ферганского канала
	(скульптор Ш. Муратов). 1а же тема
труда в жанровом плане решается в
замечательной по своей музыкально-
	CTH деревянной скульптуре Е. Янсон-
	Манизер «Жница» a di. Дзегузе
«Сенокос», а также в майоликовых
фигурах 3. Баженовой («Узбечка с
	1; козой». «Узбечка с виноградом»), М.
	’Холодной («Дети колхоза») и некото-
	“рых других мастеров.
	Специального разбора заслуживает
группа декоративной скульптуры,
очень многообразно прелставленной
на выставке, Здесь мы встречаем та-
кие крайности, как очень сложные,
фантастически перепутанные формы в
майоликах Сергея Орлова («Шабаш»,
«Сказочный мотив», «Кавалерийская
атака», «Богатырь на стороже»). По-
	ложительные качества этого мастера
	— сказочная фантастика, поразитель-
	‚ное богатство расцветки, оригиналь-
‘ность замысла; однако этим вещам
	(за исключением последней) нехва-
тает чувства декоративной красоты
целого; силуэт этих вещей невырази*
	  телен и запутан, пластические задачи

HrHOpupyiores за счет неоправданной
  сложности композиции. Наряду с по
	добного рода работами мы встречаем
очень пластичные, гармоничные по
	еее бен Нея ен
своим силуэтам и более сдержанные
по расцветке майолики 3. Баженовой

` («Голова узбечки», «Танец», «Узбеч-
	ка с козой» ит. д.), Е. Мроз (нар.
	арт. Казахской ССР Нурпеисова) &
’Г. Круглова («У моря»). -
	Немногочисленную, но чрезвычайно
зажную часть скульптурной выставки
составляет группа драматических об*
	ne MOPTNST
	В. ТОЛСТОЙ
©
	Галеви; 3. Виленский — прекрас-
ную портретную голову Чайковского;
тонкая пластическая трактовка обра-.
за композитора ассоциируется здесь.
с мелодичностью ‘его музыки. М. Лы-.
сенко представил ‘монументаль-/
ную фигуру великого ей
ского поэта Шевченко; Л. Муравино
воспроизвел живой и обаятельный об-
раз знаменитой украинской поэтессы.
Леси Украинки; скульптор С. Кака-
бадзе воплотил чудесный по своему.
благоролству и величавой красоте об-
раз грузинского поэта Саба-Сулхун
Орбелиани. Замечательны по психоло-
гической глубине и силе выражения
работы старейшего нашего скульптора
С. Коненкова и в первую очередь

портрет Ф. М, Достоевского. Его До-
стоевский — великолепный образец
		«артины преображенной родины
	тель узнает его близ- х

- / ‚ © глубоком проник-
ких соратников — новении художников
И. В. Сталина, Я. М. Б. НИКИФОРОВ в характер  изобра-
Свердлова, Ф. 2.

© жаемых людей ио
	жизненности в сове!-
ском искусстве замечательных тради-
ций русской портретной живописи яр-
ко свидетельствуют работы Н. Улья-
нова— портрет К. С. Станиславского,
А, Шовкуненко — портрет народной
артистки М. Литвиненко-Вольгемут,
Б. Иогансона — портрет артистки
Д. Зеркаловой, Е. Кацмана— портрет.
историка А. М. Панкратовой, Г.
Ряжского — портрет В. Лобанова, Ф.
Модорова—портрет Героя Советского
Союза партизана В. Царюк и многие
другие. К числу выдающихся пор-
третов на выставке относится мастер-
ски исполненный портрет скульптора
Коненковз работы П. Корина,
	Недавние события Великой Отече-
ственной войны продолжают увлекать
своей героикой советских  живопис-
цев, посвятивших этой. теме ряд зна-
чительных полотен. Тема Отечествен-
ной войны получила новое звучание в
произведениях художников, стремя-
щихся сейчас к созданию широких
обобщающих полотен. Эти произве-
дения все решительнее и определен-
нее занимают место преобладавших
ранее на выставках этюлных и 5с-
кизных работ, первых художествен:
ных записей событий, свидетелями и
участниками которых были зачастую
сами художники,
	Образ И. В. Сталина — вдохнови-
теля и организатора побед советского
	народа над фашистскими захватчика-
	ми, продолжает вдохновлять наших
художников. Показать И. В. Сталина
в самой гуще фронтовых событий —
вот цель, которую ставят перед со-
бой в своих работах В. Яковлев («На
ближних подступах к Москве»),
К. Финогенов («И. В. Сталин на обо-
ронительных рубежах») и ряд других
художников. Развивая ‘и углубляя
традиции русской батальной живопи-
си, советские живописцы создали по-
лотна, в которых во весь рост встают
величие русского солдата, его необыс
чайная воля к победе. Теме этой по-
священы полотна П. Соколова-Ска-
ля—«Освобождение Калуги», В. Пу-
зырькова — «Черноморцы» и ряд дру-
ГИХ.
	Среди работ на военные темы осо-
бого внимания заслуживает картина
Кукрыниксов — «Бегство немцев из
Новгорода». В архитектурном пей-
заже древнего русского города
художникам удалось выразить силу и
величие народного духа. Своими гор-
дыми очертаниями на фоне тревож-
ного неба, озаренного заревом пожа-
рипь возвышается Нозгородский  <о-
бор. Жалкими и бессильными у его
подножия кажутся фигуры гитлеров-
цев, мечущихся в паническом ужасе
перед приближающейся Советской
Армией,
	Большим темам, передающим пат-
риотические чувства любви советских
людей к Родине, неразрывное единст-
вс нашего народа и армии, страдания
советских людей под игом фашист-
ских оккупантов, всенародное лико-
вание в дни победы, посвятили свои
картины художники А. Волков —
«Освобождение», Е. Зайцев — «Па-
рад партизан в 1944 году в Минске»,
С. Отрощенко—«Партизаны», М. ‚.н-
тонян — «По следам оккупантов»,
В. Киселев — «Вернулся», В. Костец-
кий — «Возврашение», Б. Иогансон —
«Праздник победы», С. Герасимов —
«Сын вернулея».
	Художники не боятся и не избега-
ют тем, требующих для своего вопло-
щения величайшего напряження всех
твооческих сил..На выставке  экспо-

нировано большое полотно А. Бубно-
‘ва, итог его четырехлетнего упорного
творческого труда—Утро на Кули-
ковом поле». По эпической широте
вложенного в нее героического <о-
держания и мастерству выполнения
эта-картина безусловно займет вид-
ное место среди произведений’ исто-
рического жанра, передающих вели-

‚чие военных подвигов наших. пред-

ков.

1947 год з жизни нашей страны 03-
наменовался огромным под’емом тру-
дового энтузиазма  многомиллионной
массы колхозного крестьянства. Со-

ветские художники также откликну-

лись произведениями и на эту тему.
Выставка: показывает, что’ чиело
художников, справедливо получив-

ших название певцов колхозной де-

`ревни, пополнилось новыми. именами

талантливой молодежи, горячо любя-
щей и знающей жизнь и труд кол-

хозного крестьянства. Жизнеутверж-

даюшим чувством любви к возрож-
денным родным полям проникнута
картина А. Максименко — «Хозязва
земли». Величию результатов колхоз-
	Дзержинского. Вдум-
чиво и проникновенно решает худсж-
ник каждый образ. :
Вооруженные методом ‹оциалисти*
ческого реализма, советские худож-
ники глубоко раскрывают в своих
произведениях величайшее творчес-
кое значение событий, современника-
ми которых мы являемся, Молодой
украинский художник М. Хмелько,
` впервые участвующий ‘на Всесоюзней
выставке, в картине «За великий рус-
ский народ» изобразил момент, когла
И. В. Сталин на торжественном при-
еме участников парада Побелы в
Кремлевском дворце 24 мая 1945 го-
да пройзносит ‘исторические слова
своего тоста за русский’ народ,
Художника в его работе над карти:
ной влохновляло историческое, все-
народное значение изображаемого мо-

мента, и это нашло отражение во всех
деталях этой, сложной композиции.
Как и многие пругие произведения
выставки, эта картина еще a3
свидетельствует © возрождении и
дальнейшем развитии традиций рус-
ской исторической живописи, обнов-
ленных величественным содержанием
советской эпохи. По этому же пути
идет и художник Д. Налбандян, на-
писавший большое полотно, изобра-
жающее И. В. Сталина и членов
Политбюро ЦК ВКП(б) среди участ-
ников этого приема спускающимися
по лестнице Кремлевского дворца.

В образе И. В. Сталина и его бли-
жайших соратников советские худож-
ники видят воплощение лучших черт
сощиалистического человека и воссо-
здают этот образ таким, каким он
живет в представлении народа,

А. Герасимов дал на выставку пор-
трет И. В. Сталина и В. М. Молото-
	ва, беседующих в деловой обстанов-
ке кабинета. В лице И. В. Сталина, в
его спокойной и уверенной’ позе
художник выражает мудфость. наше-
го вождя, ясность и остроту его ума,
сознание справедливости и величия
идей, вдохновляющих советский на-
род в его борьбе и в его победах. За-
поминается выразительный по своей
психологической характеристике и
тонкий по живописному выполнению
тортрет В. М. Молотова, написанный
В. Ефановым. В. М, Молотов изобра-
жен стоящим на Красной площади,
на фоне Кремлевской стены.

В залах выставки зритель встреча-
ет портреты лучших людей ста
линской эпохи — полководцев Со-
ветской Армии, деятелей науки и
искусства, ° знатных  бтахановцев.
Цикл портретов дал на’ выстав-
ку П. Котов. Лучшие из max — пор-
трет академика Н. Д. Зелинского и
портрет знатной стахановки завода
«Красный пролетарий» Савкиной, в
‘чьих лицах художнику удалось уло-
вить и запечатлеть нечто общее — их
внутреннее пламенное горение, стрем-
ление отдать свои силы и свой труд
великому делу социализма.

Черты характера сталинского пол-
ководца, овеянного славой побед, рас-
крыты в moprpere маршала Coset-
ского Союза И. С. Конева, выполнен-
ном киевским художником © Гри-
горьевым.
		С волнением и чувством гордости
советский зритель встречает каждый
раз новые произведения художников,
воспринимая открытие больших худо-
жественных выставок как радостные
праздники культуры.

Таким праздником явилась откры-
тая к, 30-летию Октября’ Всесоюз-
ная художественная выставка, при-
несшая много новых, глубоких по
содержанию и прекрасных по испол-
нению произведений, которые полу-
чат всенародную известность и вой-
дут в золотой фонд советского искус-
ства. Эта выставка как бы подводит
итоги творческого и идейного роста
советских художников за 30 лет фа-
боты в благотворных условиях совет-
ского строя.

Произведения, которые мы думаем
упомянуть в этой статье, далеко He
исчерпывают всех лучших картин со-
ветских живописцев, созданных за
сравнительно короткий срок, истек-
ший после предшествующей Всесоюз-
ной выставки 1946 гола. -
	Готовясь к встрече замечательной
даты, советские художники создали
ряд значительных произведений на
историко-революционные темы, в ре-
шении которых свое основное внима-
ние они направили на создание обра-
зов вожлей коммунистической партии
	и строителей советского тосударст-.
	ва — В. И. Ленина, И. В. Сталина и
их соратников.
	В числе таких произведений, преж-
де всего, следует отметить картину
И. т «На пятом («Лондон-
ском») сезде РСДРП». Зрелое ма-
стерство художника эдесь проявилось
в его умении *с болышим портретным
сходством воссоздать участников это-
го <’езда и с глубокой исторической
правдой передать обстановку, в Ко:
торой происходил с’езд, ставший аре-
ной борьбы болыневиков с меньшеви-
ками. И. Серебряный создает вырази-
тельные образы большевиков, полных
воли к борьбе, показывая их внутрен:
нюю моральную силу и смелую уве»
ренность в правоте своего великого
дела. Появление этой картины —
болыной успех советской историче-
ской живописи.
	В обстановку октябрьских боев в.
Москве переносит зрителя своей кар-.
тиной «Штурм Кремля в 1917 г» К.
Юон, Романтикой и пафосом револю-
ционной борьбы октябрьских дней
1917 года в Петрограде насыщено
полотно В: Цыплакова «В. И.
Ленин». Мы видим Владимира Ильи-
ча в влохнозенной позе вождя и ора-
тора в гуще революционных масс.
Темпераментно выполненное полотно
В. Цыплакова—новый ценный вклад
в общирную лениниану советского ис-
кусства. Е

Событиям ‘незабываемых дней Ве-
ликой Октябрьской социалистической
революнии посвятил свое большое
многофигурное полотно В. Серов —
«В. И. Ленин провозглашает  совет-
скую власть». В залитом  торжест-
военными огнями зале Смольного в
ночь 25 октября {7 ноября) 1917 года
В. И. Ленин обращается < речью к
делегатам с’езда, питерским рабочим,
солдатам и Матросам, провозглашая
начало новой эры в истории челове-
чества. Рядом с В. И. Лениным зри-
		Скульптор Н. Томский.   разов. Во весь рост встает здесь
трагическая тема нашего народа в
эпоху Отечественной войны.

психологического портрета. Черты ли-
а р Е. Янсон-Манизер создает образ

непреклонной комсомолки Краснодо-
	на: скульптор Р. Будилов в образе.
	«Непокоренной» показывает несгиба=
емый, гордый дух советского челове»
ка. Скульптурная группа Лысенко
«Рейд» ярко и сильно выражает Bed
личайшую степень напряжения физия
ческих и нравственных сил, которые.
проявляли наши бойцы в тяжелых
условиях Отечественной войны,

К грувпе драматических ]
следует причислять огромную статую
«Освобожденный человек» С. Конен-
кова. Это фигура колосса < мошной
мускулатурой; напряжением всех
своих сил он разорвал  сковы-
вавшую его цепь. Сама идея — дать
образ освобожденного человека— ис»
купает многсе, с чем мы кикак н8
можем согласиться. Эта работа сви*
детельствует о том, что скульптор
близко подходит к выражению
чувств; волнующих современного со“
ветского зрителя. Но те методы де-
формации натуры, которые мы здесь
наблюдаем, свидетельствуют о тяго-
тении к экспрессионизму, уже давно
преодоленному нашей скульптурой
на пути к созданию подлинно прек-
расного гуманистического идеала,
свойственного искусству сощиалисти-
ческого реализма. Острота. этого
приема — лишь ложная видимость
новизны.

Мы искренне радуемся тому, что
Коненков. снова в рядах деятелей
советского искусства. Мы ценим
реалистическую струю в творчестве
Коненкова, проявившуюся в таких
его вещах, как «Достоевский» и др.
Но нужно признать, что новые иска-.
ния скульптора расходятся с теми
путями, на которых наше искусство
твердо стоит и продолжает успешно
развиваться. р

Скульптура, представленная на выз
ставке, свидетельствует о шеуклон-
ном росте и совершенствовании этого
вида искусства, которое идет об руку
с советской живописью и архитекту-
рой и черпает силы роста в нашем
молодом социалистическом обществе,
которому принадлежит будущее.
		ца, тяжелые скрещенные впереди ки-
сти рук напоминают образ, созданный
Перовым в его портрете Достоевско-
го. В изможденном лице с высту-
пающими скулами, высоким лбом
и длинной бородой мы читаем исто.
рию всей жизни великого русского
писателя, в этом лице мы как бы
угадываем очертания “и ‘образы ero
творений. Лишенное внешней  пате-
тики, котерая часто встречается в
других работах Коненкова, это произ-
‘ведение является наиболее проникно-
венным и сильным из всех созданий
скульптора.

На выставке показано большое ко-
личество «камерных» портретов. Сре-
ди них обращают внимание работы
признанного мастера скульптурного
портрета Сарры Лебедевой (акад.
Шишмарев, Шусев, Фрумкин), скуль-
птора Муравина (акад. Волгин, акад.

Патон), Д. Шварца (Якуб Колас, проф.
Николаев), украинского скульптора
А, Ковалева (портрет скульптора Лы-
сенко) — все они отличаются остры-
ми характеристиками и живописной
свободой моделировки. Портреты А.
Григорьева ° (Прасковья Ковардак,
председатель колхоза Егоров), Е. Бе-
лашевой-Алексеевой (женский порт-
рет) и 3. Виленского (портрет стари-
ка, девочки, акад. Каблукова) более
обобщены, типизированы, исполнены
лирического поэтического обаяния.
	К группе камерных портретов при-
мыкает ряд портретных фигур-стату-
эток. Привлекают своей свежестью и
искренностью фарфоровые статуэтки
И. Слонима (артист `С. Образцов
с куклами, балерина М. Семенова), об
острой наблюдательности автора го-
ворят статуэтки Н. Никогосяна (ака-
демик Зелинский и др.). Особо хочет-
ся остановиться на яркой портретной
фигуре писателя Николая Островско-
го В. Пигаля,
	Больнюе место среди скульптур за-
нимают жанровые фигуры и группы.
Поежле всего здесь надо назвать
«Лежащую девочку» Е. Белашевой-
Алексеевой и «Юного скульптора»
А. Калнынь-Бриедис. а также работы
	таланта и метода, реалистического
	терные для приролы нашей Родины,   . ‘1равдива: и иск
трироды. измененной руками сошиа-   группа В. Валева,
	природы, измененной фуками
листического человека.
	Участие на выставке живопасцев
всех 16 республик Советского Сотоза
внесло огромно разнообразие в экс-
позиции и обогатило содержание вы-
ставки множеством национальных тем
и образов.

Особенно выдаюйтихся успехов ло-
CTH 2M Ha выставке” живописцы Укра-
	ины, глубоко усвоившие замечатель-   образ вождя в тех же спокойных и
ные традиции русской школы, живо-   величавых тонах, что и свои героиче-
писи и сохранившие национальное   ские портреты: перед нами мудрый
своеобразие. Прежде всего здесь на- стратег и военачальник, «капитан со-
до отметить заслуги молодых живо-  ветского корабля», уверенно глядя-
пасцев, недавно окончивших худо-  щий вперед, в будущее. Несколько
жественные институты и впервые вы-  иное эмоциональное звучание приоб-
	ступающих на большой всесоюзной
выставке. Больших успехов на an-
ставкё добились также н хуложники
елоруссии, Армения, Азербайджана
и других республик,

«Так же, как и культуры братских
нам республик, национальные по фор-
мам, остаются и’должны быть со-
циалистическими по существу, — наше
творчество должно остаться  инди-
 видуальным по формам ин быть социа-
листически-ленинским пс смыслу его
основной руководящей идеи», —гово-
рил А; М. Горький о литературе со-
циалистического реализма. Эти слова
Горького находят блестящее  под-
тверждение в живописных полотнах,
блещущих богатством и разнообра-
`зием национальных ижоло и инди-
	ских живописцев, работы которых
представлены на Всесоюзной выстав-
ке, знаменующей новый крупнейший
этап в развитии. советского искусства.
	Роль Варвары Васильевны была
выписана Марией Смирновой с под-
линным талантом и зрелым мастерст-
вом. Весь творческий коллектив CO3-
дателей фильма много труда и любзи
положил на создание этого образа.
Постановщик Марк Донской и ре-
жиссер Р. Перельштейн подчинили
мизансцену и монтаж задаче харак-
терястнки центрального образа. Опе-
ратор С, Урусевский дал редкие (дд-
же для нашего советского оператор-
ского искусства) по выразительности
и силе портреты. И все же первое
место надо отвести В. Марецкой.

Актриса огромного диапазона, иг-
рающая и левочек, и светских льзиц,
и трагических героинь, и персонажей
легкой комедии, Марецкая с прекрас:
ным мастерством умеет показать че-
ловеческий образ’ в его развитии, ста-
новлении. Вначале поражает, как мо-
	Кадр из
	,

ретает портрет вождя в монументаль-
ной фигуре скульптора Г. Келинова.
Это образ, утверждающий ту правду,

‘которую несет человечеству партия

Ленина — Сталина.
Скульптор Е. Вучетич, блестяще
дебютировавший на прошлой выстав-

ке своими парадными портретами, се-

годня не проявил новых сторон свое-
го дарования — его портреты повто-
ряют приемы, уже ставшие для него,
повидимому, привычными. Исключе-
ние представляет памятник генера-
лу Ефремову и портрет генерал-пол-
ковника Чуйкова, — это на-
иболее удачные из представленных им

‚ работ.

‹ ставляет

Карла Маркса
`° шин. 3. Азгур дал внушительный 96-

Большой раздел на выставке со-
исторический портрет —

‘’ создание образов замечательных лю-
‚дей прошлого, Портретную

фигуру
представил С. Але-

раз еврейского поэта ХИ в. Иегуды
	  гла актриса сыграть в одном фильме
семнадцатилетнюю девочку, моледую
любящую женщину, стареющую вло-
		ву, пожилую женщину и, наконец,
старуху. Сколько разных красок,
сколько разнообразнейших WHTOH4-
	‚ций штрихов, жестов должна была
она использовать. Но, по ‚существу,
еще удивительнее то, какой цельный,
правдивый и гармоничный образ с03-
дала Марецкая, пронеся через всю
долгую жизнь Варвары Васильевны
ее Основное качество—чистоту серд-
ца. Здесь уже не только победа фи-
лигранного актерского мастерства, ко-
торым Марецкая владеет в совершен-
стве. Здесь победа болыного чувства,
вложенного советским художником в
‘создание образа своей  современ-
‘ницы. Здесь вера в правду чувств и
мыслей гороини, в величие ее полви-
га; в чистоту ее сердца. Это победа
		’ «Молодой Тарас Шевченко у К. И. Брюллова» (масло).  Аудожник
Г Мелихов.
	Mcmop
	К тридцатой годовщине Октября
советская кинематография дала
фильм о жизни скромной руссхой
женщины, учительницы из далекого
сибирского села. Фильм этот празл-
ничный не только потому, что он
хорош и талантлив, но потому, что
в нем рассказана биография честног»
и чистого советского человека, про»
недшего вместе со всей страной
трудный, победоносный путь. .

«Сельская учительница» — это 10-
весть о жизни простой русской жен-
шины Варвары Васильевны Марты-
нОвЭЙ.
` Мечтательная, юношески наивная
девушка, окончив гимназию, решается
поехать учительницей в глухую си:
бирскую деревеньку, ‘медвежий угол
_ темной и косной, нищей  дореволю-
‚ционной России. Высокая задача вос
питания молодежи, народного просве-
шения стала жизненным подвигом
скромной и сильной русской женши-
ны. Глубокая убежденность в право-
те своего дела, святая любовь к ча-
ролу, болышое и чистое человеческое
сердце помогли ей преодолеть и лич.
ные: несчастья. и сопротивление враж-
дебной среды, и противодействие
всей системы классового неравенстта
и социального гнета.

После Великой Октябрьской рево-
люцин труд Варвары Васильевны
приобретает общенародное, госуда?-
ственное значение, и жизнь ее рас-
пветает. Ее воспитанники—дети кре-
стьян-бедняков стали передовыми
люльми страны, пример ее жизни вло-
хновляет молодых советских люцей
на трудовые подвиги.

Основное внимание авторов устре-
млено на развитие центрального
	«Сельская учительница» («Воспитание
чувств»), Сценарий М, Смирновой, Ре»
жинссер М. Лонской. Оператор С. Урусев-
ский. Композитор Л. Шварц, Производст.
во студии Союздетфильм,
	  автеры, играющие роли фильма,

активным поборником политики боль-
шевистской партии в деревне. Она не
страшится ни угроз, ни кулацкой пу`
ди. С ней ее ученики. И она спокойно
провожает своих учеников на вели-
кий подвиг боев Отечественной вой-
ны, Уверенная в их правоте и победе.

Авторы картины поняли, что жизнь
своей героини они Не могут показать,
как «частную» жизнь, что путь скром-
ной советской учительницы, так же
как и других рядовых советских лю-
дей, есть выражение пути, пройден-
ного советским государством. Поэго-
му мы < волнением следим за воен-
ными подвигами учеников Варвары
Васильевны. Мы радуемся их успеха
в труде. Мы слушаем первый урок
молодой учительницы, с радостью уз-
навая в ней черты, воспитанные Ваэ-
варой Васильевной..,. Только ли ею?
Черты, воспитанные советской влз-
стйо, большевистской партией. В
	судьбе самой Варвары Басильевны, в
судьбах ее учеников мы видим судь-
бу советского народа.

В конце фильма с особой ясностью
ощущается полное и  гармоническое
слияние общественного и личного в
единую идейно-художественную си:
стему.

Большой заслугой режиссера Мар-
ка Донского является то, что он сме-
ло расширил рамки человеческой био-
графии до размеров широкого обще-
ственно-исторического полотна, Pe-
	метода советского. искусства, которое   подчинены задаче раскрытия цен
стремится не только изображать, но   трального образа. И в пределах пзе-
	и созадать жизнь.

Донскому чужда аскетическая ску-
пость художественных средств.
Цветущие сады, прекрасный романс

Чайковского, пейзажи, в которых
  можно увидеть влияние и Левитана н

Серова,—-все это принесено в Фильм
и украшают его.

Фильм ритмичен, несмотря на затя-
	нутость нескольких сцен (первый бал.
	и прогулка по городу ночью, пляски
на свадьбе, разбор сочинений учеви-
ков на уроке). Медленные наплывы
несколько утяжеляют темп фильма,
но зато создают образ неспешно те-
кущего времени. Короткий, энергич-
ный монтаж сцен внешнего движения
	оттеняет спокойные панорамы и длин-.
	ные крупные планы Марецкой в спе-
нах пеихологического напряжения
‘которыми и раскрывается рост харак-
тера героини.

Эти крупные планы, пожалуй, луз-
	шие куски фильма. Вепомним сцепу_
	‚ разговора Вареньки с Сергеем во вр®-
‚мя бала, вошомним лицо Варвары Вз-
	‘сильевны, склонившейся над умираю-о
	им мужем, и, наконец; ее лицо, ког-
да она слышит свое имя в списке
учителей, награжденных орденом
` Ленина. Злёсь и радость, и гов
	`дость, и. смущение, и дымка печали.
	сб ушедшей юности, и воспоминанте
об ушедшем любимом, и благола?-
ность, и вера в будущее, и озабочен:
ность новой грядущей работой и
борьбой. .
Необходимо еще раз остановиться
на работе оператора С. Урусевского.
Он глубоко изучил все возможности
с’емки Марецкой и нашел основное.
самое важное в лице актрисы-—глаза.
Он часто вылеляет глаза, оставляя
все лицо в легкой тени. М ясные.
полные чувств и мысли глаза актри-
	сы живут на. экране, передавая зои-.
	телю вое сложные перипетии пере-
живаний героини.

Вся система образов в «Сельской
учительнице», а следовательно, и все
	доставленных им возможностей акте
‘ры дают убедительные характеристи*
‚ки своим персонажам. Таков и Д. Са:
 гал в чрезвычайно трудной, бездей,
  ственной роли Мартынова, таков И
`В. Белокуров, темпераментно сыграз-
	    UHH кулака-золотопромышьленняка
`Букова, прячущего за показной «шй-.
‘ротой характера» звериную  неча-
	  BHCTb, жадность, тупость. В- мягкой,
‘комедийной манере играет П. Олевев
‘школьного сторожа Егора. Очень хо-
`роши в фильме дети. М. Донской и
С Перельштейн — мастера работы ©
  юными актерами, поэтому детские об-
  разы вышли ‘естественными, благо»
` родными и чистыми.

Фильм «Сельская учительница» -=
  большая удача советского киноискус+
ства. Эта удача имеет принципиаль*
ный характер. К празднику тридиатй*:
летия существования первого в мио®.
  социалистического государства на
а вышел фильм-о простом Cd

BCTCKOM человеке, человеке—стропте*
\ Ле социализма, построившем общест»
  во, где личные интересы неразрывно
  связаны с общественными. Короче —
 0 человеке сталинской эпохи.

В образе Варвары Васильевны лич»
  ное и общественное слито  зоеличо.
Поэтому и стало‘ возможным п7ка-
зать жизнь рядового человека на Ф0-
  Ве’ гигантских исторических  собы-
 тий и в неразрывной связи с этими
событиями.

Благороден и красив образ рядозо-
го советского человека. Он не тре-
бует от художника ни романтической
тоги, ни героических котурнов. Толь-
ко правды о <ебе. у

Нужно’ болыное сердие, чтобы пд-
това эту поаеду, нужны боль-
шое мастерство и высокое вдохнове-
  ние, чтобы ее выразить,

Смирнова, Донской, Марецкая. увн-
дели современного героя во всем его
благородстве и красоте. Они нашли

вдохновенные слова для правдивого

‚‹ рассказа @ ero прекрасной жизий.
	Р. ЮРЕНЕВ
©
	образа. Действие развивается пос-
ледовательно и неспешно от эпи-
зода к эпизоду: Каждый эпизод
заключает в себе драматический кон-
фликт, решение которого привносит
в характер героини новые черты.

Арест возлюбленного Вареньки —
студента-революцщионера Сергея Маз-
тынова оставляет юную девушку оди-
нокой и растерянной передо лицом
враждебной среды,
	Дуют леденящие ветры над ДИКОИ
	сибирской степью. по не задуть HM,
огонька в окне деревенской школы,
Метет метель, но не замести ей до.
роги, протоптанной в школу бэтин
ками маленькой учительницы.
Варенька находит в себе силы для
борьбы в одиночку. Она находит путь
к сердцам взрослых и детей. Из
столкновений с родителями она вы-
ходит уже не одинокой: она—руко-
водительница, она—опора маленького
коллектива, она-—ответчица за CYAb-
бу тех ростков’ новой жизни, которые
удалось ей взлелеять в сердцах де-
ревенских ребятишек. Чувство ответ-
ственности за будущее своих ученл-
ков помогает ей оставаться гордой и
чистой. в пьяной и дикой среде кула-
ков. помогает ей перенести и Первые
	неудачи крестьянских детей на пути   жиссер развил это качество, несом-
к дальнейшему сбразованию, и жето-   ненно имевшееся В сценарии Марня

А-а Ады
	чайшие ‘несчастья в ЛИЧНОЙ жизни:
сначала арест, а потом и смерть лю-
бимого мужа. Горделивое и чистое,
сердце ее раскрывается навстречу,
революции. навстречу имени Ленина,
долетевшего до глухого села. Ко-
гда молодая советская власть щиро-
ко растворяет двери учебных заведе-
ний перед людьми из народа, Варвара
Васильевна становится надежным и!

но в довольно робкои, з3-
чаточной форме. Он нашел свежие и
впечатляющие приемы для показа
биографии героини на широком обще-
  ственно-историческом фоне.

Для этого необходимо было в пер-
вую очередь создать такой централь-
ный образ, который вынес бы, выра-
жаясь. фигурально, подобную нагруз-
КУ.
	кинофильма «Сельская учительница», Б роли учительницы —
В. Марецкая.