У архитенторов Грузии м Азербайланана
	ли, сносятся целые кварталы ветхих
лачуг, на месте которых вырастают
новые современные здания, площади,
сады и парки. Набережная после сно-
са старых доков, пристаней и соору-
жения Приморского бульвара пре-
вратилась в одну из самых красивых
городских магистралей. Нагорный
парк им. Кирова, устроенный на са-
мой возвышенной части Баку, © си:
стемой лестниц и террас, увенчанный
скульптурным монументом, в значи-
тельной степени предопределяет но-
вый силуэт города. Вокруг Баку с03-
дан ряд крупных благоустроенных по-
селков: им. Степана Разина, им,

Петра Монтина, Бинагадинский, Су-
раханский и другие.

На с’ёздах в Тбилиси и Баку отме-
чалось, что реконструкции подверга-
ются не только столицы, но и дру-
‘гие города республики. В Грузии и
Азербайджане создаются замечатель-
ные торода-сады, благоустраиваются
и озеленяются поселки, возникающие
вокруг промышленных строек.
  Вместе с тем, как это выяснилось
‘на с’ездах, в области реконструкцин
`Баку и Тбилиси не все еще обстоит
‘благополучно. Проектный материал,
находящийся в распоряжении глав-
ных архитекторов, во многом уста-
рел. Нет проработанных решений от-
дельных городских узлов и ансамб-
лей, отсутствуют силуэтные решения
по главным магистралям.

Главным архитекторам Тбилиси и
Баку можно сделать упрек и в их
малой творческой активности, в обо-
собленности от ведущих мастеров ар-
хитектуры своих республик и в нелдо-
оценке ими опыта Москвы и Ленин-
града.
  В целом достижения советской ар-
  хитектуры в Грузии и Азербайджа-
 не — значительны. Тем более необ-

‘хитектуры в Грузии и Азербаиджа-
‘не — значительны. Тем более необ-
 ‘ходимо решительно устранять имею-
‚щиеся еще в архитектурной практике
‘недостатки.

‚ Республиканские союзы советских
‘архитекторов, как творческие обще-
 ственные организации. призваны
  сплотить архитектурные силы Грузии
‚и Азербайджана на выполнение исто-
  рических задач послевоенного сталин*
  ского пятилетнего плана. Вновь изб-
`ранное на с’ездах руководство сою:
  зов должно, на основе решений ЦК
  ВКП(б) о литературе и искусстве, по-
	Великий пролетарский писатель
М. Горький говорил, что в его памя-
ти осталось впечатление о дорево-
люционном Баку, как о «гениально
сделанной картине мрачного ада».

ее

Ф.
И. МАРКЕЛОВ
Л. КУЛАГА
©
	«Среди хаоса нефтяных вышек при-
	жимались к земле наскоро сложен-  желтоватого оттенка, легко поддаю-
ные из рыжеватых И серых неотесан- шийся теске и провилировке,
	ных камней длинные, низкие казар-  Существенной особенностью В
мы, очень похожие на жилиша  До-  строительстве Сумгаита — является
исторических людей» — ЭТИ СЛОвВа  стремление зодчих создавать и про-

М. Горького ярко характеризуют 959-

лик старого Баку. Жалкие лачуги в

рабочих районах и безвкусные аля-
поватые дома на центральных улицах
были типичны и для дореволюцион-
ного Тифлиса.

Тбилиси и Баку были до револю-
ции капиталистическими городами со
всеми присущими им противоречия-
ми, Царское правительство искусст-
венно насаждало в Закавказье образ-
цы русской провинциальной архитек-
туры либо эклектику из псевдо-во-
сточных стилей. Так, в Тбилиси на
быв. Ереванской площади одновре-
менно были возлвигнуты здания ду-
XOBHOM семинарии в’ стиле «ампир» и
городской думы в’ ложно-мавритан-
ских формах.

Великая Октябрьская революция
коренным образом изменила облик
городов Закавказья. За 30 лет совет-
ской власти исчезло различие, в те-
чение веков  противопоставлявшее
центральные районы рабочим окраи-
нам. В Грузин и Азербайджане вы-
росли десятки новых городов, пост-
роены тысячи замечательных жилых
и общественных зданий. В этих вели-
ких преобразованиях болыную роль
сыграли советские зодчие, Е

Величественные задачи поставле-

ны перед советскими архитекторами

сталинским пятилетним планом вос-

мышленные сооружения в форме на
циональной архитектуры.

Успехи; достигнутые в деле созда-
ния архитектуры, национальной 110
форме и социалистической по содер-
жанию, ярко иллюстрируются таки“
ми. замечательными сооружениями,
как Институт Маркса—Энгельса—
Ленина, стадион ‹ им. Л. П. Берия,
Дом правительства (Тбилиси), Му-
зей Низами, Дом Верховного Совета
АзССР’ (Баку), жилые дома Рустави
и Сумгаита.

Многочисленные обмеры и иссле-
дования памятников грузинского и
азербайджанского зодчества, выпол-
ненные с большой тщательностью и
любовью. во многом способствовали
созданию новой национальной архи-
тектуры. При этом следует подчерк-
нуть, что изучением и творческим
анализом архитектуры прошлого за-
нимаются не только искусствоведы и
научные работники, но и архитекто-
ры-практики; г .

К числу` достижений архитектуры
в этих республиках следует отнести
создание своих высококвалифициро-
ванных кадров. До революции на
территории Грузин и’ Азербайджана
работало едва ли‘более десятка ар-
хитекторов, да и то приезжих. Сей-
час творческие коллективы этих рес-
  публик насчитывают в своем составе

становления и развития ‘народного хо-   более 200 архитекторов, получивших
зяйства. Прошелшие недавно в Тби:   специальное образование в местных
	лиси и Баку сезды советских архи-
текторов показали, что зодчие Грузии
и Азербайджана ясно сознают всю
глубину своей ответственности перед
Родиной.

Особое место в грандиозных строи-
тельных работах послевоенной пяти-
летки занимают новые социалистиче-
ские города, создаваемые при метал-
лургических заводах в Рустави (Гру-
зия) и Сумгаит (Азербайджан). Ар-

ЗЕЕ: eprapene г

это лит о ПОМИ

архитектурных вузах.

Построенные. за: последние годы
сооружения говорят о хорошем каче-
  стве строительных фабот. Здания от-
личаются с лдобротностью, аккурат-
  ностью выполнения, высокой культу-
ipo каменной кладки и орнаменти-
ки. В этом отношении многие соору-
жения Баку и Тбилиси могут служить
образцом для строек других крупных
центров страны.

ера nrataun vo nhrarru

nawrnr-
	хитекторы, принимающие участие В! Многое сделано в области рекон-
этом строительстве уделяют боль-   струкции и благоустройства городоз
	ое ‘внимание проблеме жилого до-
ма. Используя национальные формы,
авторы проектов стремятся сделать.
жилища удобными в эксплоатации,
	Дневник
	UuCchKhYCCME
	Симфоническая музыка
Советской Украины
		тонациях И созвучиях, ВдоАвовлен”
ных творческими традициями Му-
соргского, в лаконичных народных
попевках, в напористом развитии их,
в победных финальных возгласах «До
перемоги нас Сталин веде».
Симфонические сочинения Д‚ Кле-
банова интересны мастерством инстру-
ментовки, продуманностью и отделкой
фактуры. Композитор владеет формой,
оркестр его порой достигает блестя-
щего звучания. Однако автору нужно
уделить больше енимания выработке
своего индивидуального музыкального
стиля. Очень часто его музыка вос-
принамается как стилизация того или
	иного творческого направления. В.
	«Приветственной увертюре» явно не
отвечают замыслу имеющиеся в ней
элементы театральности.

Н. Рахлин, дирижер, пользую-
щийся заслуженным признанием и ав-
торитетом, и на этот раз проявил свое
выдающееся ‘исполнительское ма-
стерство, ° темперамент, прекрасное
владение оркестровыми красками.
	Особенный успех у слушателей
имела увертюра к опере «Тарас Буль-
ба» Лысенко. Недостаточно слаженно
прошли только финальные эпизоды
«Украинского коннертино» (в котором
почему-то была опущена 1-я часть).
	Украинская капелла «Думка» про-
извела лучшее впечатление, чем не-
сколько месяцев тому назад. Но ее
руководителю т. Сороке надо еще
много поработать для того, чтобы ка-
	пелла заняла пюдобающее еи место.
Капеллу следует пополнить хороши-
ми голосами, обратить внимание на
чистоту дикщим, разнообразие  темб-
ров и т. д.

Концерты украинского музыкально-
го творчества, к сожалению, редкое
явление в Москве. Мы не слышали
отрывков из последних украинских
советских опер и заслуживающих по-
каза симфонических произведений
композиторов Киева, Харькова, Олес-
сы и Львова. Достаточно сказать, что
хантата-симфония «Украина моя»
только теперь впервые прозвучала
полностью на столичной эстраде,
	Более систематическое ознакомле-.
тие московской музыкальной общесл-
	венности < творчеством украинских
	композиторов желательно и полезно
для обеих сторон.
	В. ВИНОГРАДОВ.
	Концерт украинской симфонической
музыки, состоявшийся в ознаменова-
ные 30-летия Великой Октябрьской
социалистической револющии 22 нояб-
ря в Зале им. Чайковского, продемон-
стрировал достижения музыкального
искусства Украины за годы советской
власти. Исполненные в концерте кан-
тата-симфония «Украина моя»
А. Штогаренко, 2-я часть 2-й симфо-
нии Л. Ревуцкого (оба произведения
отмечены  Сталинскими премиями),
«Приветственная ‘увертюра» и «Укра-
ичское концертино» Д. Клебанова
говорят о значительном под’еме сим-
фонического творчества. у

Представленные в концерте сочи-
нения свилетельствуют © большой
культуре и мастерстве их авторов. В
первую очередь это должно быть от-
несено к Ревуцкому. Вторая часть его
2-й симфонии — это тонкая эскизная
зарисовка. Краски и контуры мягки,.
Но все четко очерчено, нет ничего
лишнего, все оправдано. Как талаят-
ливо задуманы и естественно звучат
короткое вступление н эпилог, явля-
ющиеся своеобразной ‘заставкой и
KOMMOBKOR К ЭТОЙ миниатюре, дыша-
шей ароматом украинских полей.
`Вот уже долгие годы Ревуцкий
как композитор-симфонист молчит,
Это очень прискорбно, так как во 2-й
симфонии он открыл для себя новые
творческие перспективы на пути ак-
тивного переосмысливания народно-
песенных интонаций и воплошения
наролно-реалистических,  художест-
венных образов в формах‘ симфониче-
ской музыки.

«Украина моя» А. Штогаренко —
одно из лучших произведений совет-
ского ораториального жанра. Канта-
та-симфония от начала до конца
пронизана чувством патриотизма. Все
четыре части насыщены верой в
победу над врагом, верой в грядущее
торжество Родины. ‘Музыка 3-й
части создает образ’ сурового
народного мстителя-партизана; во
второй части мы слышим колыбель-
ную песню, в начале сумрачную, но
все более проясняющуюся к концу,
как бы предваряющую светлое буду-
шее. Идейный смысл произведения,
вызванного к жизни Великой Отече-
ственной войной, заключается в выра-
жении непреодолимой моши и силы
народа. Мы узнаем ее в отчетливо
народных, как бы «черноземных», ин-

27 ноября исполнилось 50 лет со дня рождения пн Wate
неетих золчих нашей страны. заслуженного деятеля науки И ис-
	кусства академика архитектуры И. В. Жолтовского.

Имя И. В. Жолтовского широко известно не. только в Советском
Союзе, но и далеко за его пределами. За 55 лет своей творческой
деятельности этот замечательный мастер создал ряд произведе-

ний вошедших в золотой фонд нашей отечественной архитектуры.

О Зы К. 2 Св Е

По его проектам возведено свыше ста различных сооружений.

Особенно широко развернулось творчество И. В. Жолтовекого по-
сле Великой Октябрьской революции. В 1918 году он был назначен
главным архитектором г. Москвы и под его руководством был со-
ставлен первый проект перепланировки советской столицы. Значи-
тельным этапом в творческой работе И. В. Жолтовского явилась Bce-
российская сельскохозяйственная выставка 1923 года. Он был авто-
ром планировки этой выставки и нескольких главных ее павильонов.

т В
	Наибольшей известностью пользуются такие построенные И. В. Жол-
товским за годы советской власти сооружения, как Государственный
банк СССР и здание американского посольства в Москве, Дом прз-
зительства в Махачкала, здание горсовета в Сочи и многие другие.
	Большое влияние на ход развития советской архитектуры оказали
и неосушествленные в натуре проекты И. В. Жолтовскбго здания
	Института мировой литературы им. Горького в Москве, театра в
г. Севастополе, проект реконструкции Большого театра СССР, про-
ект перепланировки и застройки центра, г. Калуги, три проекта зда-
		ния Лома Советов в Сталинграде
	Восьмидесятилетний зодчий полон творческой энергии. Он прини-
мает самое активное участие в осуществлении сталинского плана ре.
конструкции Москвы. По его проектём и под его непосредственным
наблюдением сооружаются сейчас многоэтажные жилые дома на
Б. Калужской улице и на Смоленской плошади, жилые поселки в
	вклад в советскую архитектурную
	Измайлове и Перовом поле.
И. В. Жолтовский внес крупный
	струкции и благоустройства городоз   высить требовательность к идеино-
Грузии и Азербайджана. В Тбилиси: му и художественному качеству ар-
расширен участок проспекта `Руста-! Хитектурных произведений.

вели от злания Музея Грузии до за-! Итоги творческих обсуждений ра-
	ново реконструированной плошади   боты зодчих Грузии и ‘Азербайджана,

5 4 п 1

экономичными и художественно пол”   им, Берия. Коренному переустройст-  так же как и материалы сездов, ко-
ноненными.   ву подвергся так называемый Каля-  торые в скором времени будут про-
4 АЕ и: < i 7 =
	ноценными,
Олнако поиски новой национальной
	архитектуры не всегда бывают удач-
ными. В жилых домах Рустави замет-
на тенденция авторов к некоторому
чисто внешнему украшению фасадов.
Более органично разрешена эта
проблема в Сумгаите. В и
общественных и жилых зданий широ-
ко используется местный камень —
	евский под’ём, прорыт широкий го-  ведены и в других союзных респуб-
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
		родекой проезд, соединяющий при-
вокзальную площадь с правобереж-
ной частью города, На местах быв-
ших свалок по берегам Куры созда-
ны красивейшие набережные. На
верхнем плато фуникулера разбит ог-
ремный парк им. Сталина. .

В Баку расширяются узкие. улицы,
	‚ликах, должны быть внимательно
‘изучены как правлением Союза со-
  ветских архитекторов ОССР, так и
Комитетом по делам архитектуры
  при Совете Министров СССР и его
 республиканскими органами. Они
должны стать достоянием всей архи-
тектурной общественности нашей
страны.
	выи упрек
ная филармония считает, что этому
большому городу «надлежит» удов-
	летворяться чуть ли не тем же.
«ассортиментом» зрелищных  мерс-
приятий, которые планируются для
	р о ИЕ, АЯ ЗЕНА а ЕО А.

Pa оного центра с населением в...
i Зеловек!
  рам, и Шахты недавно дож-
  Aasilich своего «гастролера»: город
  посетила» «Дама-невилимка». Успех
  этого  несложного оптического и
  мнемонического «чуда» был сомни-
  тельным, но все билеты были быст-
  ро распроданы. Когда на сетования
  лвух юных шахтерок, что они зря
  потратили деньги и время на поезд-
ку в этот балаган, мы опросили,
  почему они не выбрали другого зре-
  лина. одна из них ответила:
	известняк приятного белого и слегка создаются новые широкие магистра-! страны,
	MOCKOBCKAS
ХРОНИКА
	Решением Комитета по делам BCs
кусств при Совете Министров СССР в
МХАТ ССОР им. Горького организована
студийная гругпа в количестве 22 че-
ловек. В состав группы включены 18
стулийцев, окончивитих актерский фа-
культет, и 4 студийца, окончивших ицо-
ставовочный факультет, школы-етудии
Художественного театра.

< На языки народов СССР переводят-
ся пьесы «Великая сила» Б, Ромаптова,
«Мера за’меру» А. Сурова, «У нас на зем-
ле» ©. Beprronpy un Г. Макогоненко, !
«Жаркое лето» Ф. Кравченко.

< Сегодня Пентральный дом работни-
ков искусств и редакция газеты a

проводят конференцию зрителей ок-
тябрьских премьер московских чеалров. °

В обсуждении примут участие предета-
вители автозавола имени Сталина, заво-
лов «Красный пролетарий» и «Серп и
молот». Академии наук СОСР Академии
общественных наук при ИК ВКП(б), Во-
енно-возлутной академии им’ Жуков-
ского. МГУ и других организаций.

@ Премьера спектакля «Начало пути»
А. Голубевой и Д. Толмачева состоялась
25 ноября в Московском театре юного
зрителя. Спектакль поставлен Л. Лукья-
новым и В. Королевым, режиссер В. Ва-
сильев, художник В. Кривотиеива.

© Лраматург А. Первенцев работает
нал киносценарием! «Единство» — © пое-
левоенных трудовых полвигах колхозно-
го крестьянства.

© Ансамбль еврейской оперетты и эст-
рады Всесоюзного гастрольно-концертно-
го об’единения показал на-днях свой но-
вый концерт-спектакль. В центре про-
граммы — выступление Анны Гузик, ©
болыпим успехом иснолнившей лва но-

вых фельетона (С праздником» Л. Ka-
	ЕРАЗ ЛЬ _ ЗУЕВ Хо, ЕСА  бе. 4
цовнч. «Материнское счастье» И. ИТума-   HaceJienin

fe
	на) и ряд песен.
	(0) мастерстве и вкусе
	Среди исполнительниц  жанровь^
песен Клавдия Шульженко занимает
совершенно особое — место. Не-
заурядвые актерские данные, сценм-
	a gh PN

veckOe O63NHHe a TBODYeCKOe . GecHO-
	койство являются отличительными
свойствами певицы, настойчиво ищу-
щей новых эстрадных форм, Каждая
встреча с Шульженко приносит све-
жие впечатления, дополняющие ее
своеобразный облик.

Шульженко живет на эстраде. Го-
лос артистки неотделим от выражае-
мых ею мыслей и чувств. У нее пре-
восходная ‘мимика, выразительный
жест, она умеет держаться на сцене.

Ювелирное мастерство Шульженко
—результат упорного, взыскательнс-
то труда. Артистка хорошо знает
свои возможности-—она в одинаковой
степени владеет речитативом, выра-.
зительной мелодекламацией и широ-
кой свободной кантиленой — и ма-
стерски пользуется ими.

Лирические бытовые песни особен-
но удаются Шульженко; она поет их
с болыним чувством и благородной
сдержанностью.

Как и большинство артистов эстра-
лы, Шульженко подготовила к 30-ле-
тию Великого Октября новую 1%0-
грамму. Вечер открывается песней
«Родные просторы». Рефрен этой пес-
ни «Я хочу тебе, Родина-мать, свой
лучшие песни отдать» является свое-
го рода эпиграфом. ко всей програм-
ме, в большей своей части посвяшен-
ной возрождению и расцвету отчиз-
ны, защитникам и строителям социа-
лизма.

В цевтре новой программы сючта
В. Соловьева-Селого «Возвращение
солдата», написанная на слова поэта
А Фатьянова. Она состоит из шести
	песен > «Шел солдат», «Расскажите-
ка ребята», «Сын», «Поет гармонь за
`Вологдой», «Где же вы, друзья-одно-
`‘полчане», «Величальная».
’. Сказ о демобилизованном русском
солдате, герое Сталинграда, возвра-
тившемся после войны в родной кол-
хоз. на истосковавшуюся по хозяину
родную землю, отмечен чертами заду-
шевной лирики и добродушного юмо-
ра.
‚ Шульженко; видимо, много порабо-
тала над вокальным циклом Соловье-
ва-Седого и достигла существенных
результатов — с большой убецитель-
ностью передает она эти песни о Ро-
дине, о простых советских людях,
Олнако певице все же Не. удается
полностью преодолеть  повествова-
тельность, интонационноеё однообрз-
зие и невысокое литературное Kate-
ство текста сюиты, лишенной сю-
жетного развития.
  Очень порадовало выступление
В. Коралли. У него упачно подобран-
  ный репертуар, непринужденная мане-
ipa исполнения. Коралли успешно во0з-
Гы куплетный жанр, все реже и
реже, к сожалению, появляющийся на
концертной эстрале. Особенно Уля-
ются артисту куплеты «За ваше зпо-
ровье» и «Такой уж характер У Race
— веселые, остроумные, политически-
злободневные. Это самая настоящая.
доподлинная эстрада, черпающая евое
 ! вдохновение в сегодняшнем дне.
Лирические и шуточные бытовые
‚ песни, облюбованные — Шульженко,
‚ очёень нужны советской эстраде. Все
дело лишь в качестве этих песен, з
умении отбирать их, руководствуясь
возросшими требованиями советского
зрителя.-

a
о
a

Виктор ЭРМАНС.
	науку. Значительное место в работе юбиляра занимает педагогическая
	деятельность. Он был учителем
	воспитателем

многих советских
	зодчих самых различных творческих направлений. И. Б. Жолтовский
_и теперь не оставляет педагогической деятельности: он является ху-

дожественным руководителем крупнейшего в стране архитектурного
вуза — Московского архитектурного института.
	Архитектурная общественность
	столицы широко отмечает юбилей
	И. В. Жолтовского. Создана юбилейная комиссия под председатель-
ством действительного члена Академии архитектуры СССР Н. Колли.
3- декабря в Центральном доме архитектора состоится чествование
	произведений.
	юбиляра и открытие выставки его
	Справедли

Когда’ мы приехали в. Краснодон,
оказалось. что московская  чтица,
входившая в состав нашей концеэт-
но-лекторской  брипалы, первой чи-
тала страницы из ЖМолодой  гвар-
дии» Ha `родине ... Молодой  гвар-
	дии. И надо было деть, с‘ какой
	жадностью слушала’ у ве аудитория!
Областная _ Ворошнловгралская фи-
лармония имеет ‘своих чтецов; в. их
репертуаре есть и «Молодая reap-
дия». Но в Краснодон „исполнитель-
ницу «Молодой гвардии» так. и не
удосужились направить; *

Заведующий отделом агитации и
	’ пропаганды Краснодонского райкома
` КП(б) У Я. Крутовский с’ горечью _
	сказал нам.
— Сколько раз читали
	{ На фото: проект здания театра в г. Севастополе (сверху) и проект
здания Дома Советов в Сталинграде (снизу). Автор — академик архи-
	тектуры И. В. Жолтовский.
	Год работы Тамары Ханум
	  хранилища, второй очереди Фархал=

‘отроа зелазной  побара Uannwav —,;
	‘строя, железной дороги Чарджоу —
  Кунград, перед хлопкоробами Хорезмз
  ской области в дни уборки урэжая.

Свою концертную работу артистка в
	нового репертуара. В ее программы
` включены песни: о Герое Социали-
`стического Труда 17-летней Замире,
  <Пришел мой друг» — о воине-узбе-
ке, вернувшемся но окончании войны
к мирному труду, «Поезд счастья»—
песня © строительстве железной до-
роги Чарджоу — Кунград и другие,
	Каждый год, приезжая в Москву,
народная артистка Узбекской ССР
Тамара Ханум показывает 3Ha-
чительно обновленные программы,
свидетельствующие о непрестанных
творческих исканиях и росте исполни-
тельского мастерства.

Интересным и содержательным
для артистки был год, прошедший со
дня ее последнего выступления в
Москве. За это время она побывала
на всех крупнейших строительствах
Средней Азии, выступая перед ста-
хановцами Катта-Курганского BOwO-
	«КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ
ФРАНПУЗСКОГО КИНО»
	На-днях одна. из крупнейших па-
рижских киностудий «Гомон», ‘нахо-
дящаяся в Сен-Морисе, отказалась от
с’емки нового фильма.

Сообщая об этом факте, газета «Эн-
	— ‘Сколько раз читали мы, кре, — А какое’ В обоих залах един-.
нодонцы в московских газетах: «Фа- ственного городского кинотеатоа вот.
	деева и Першин. «Молодая гвардия».
Нам казалось немыслимым, чтобы
они не приехали K нам.   Мы даже
думали, что они начнут свои  гаст-
	роли именно с Hac, < Краснодона.
	Но до CHX пор краснодонцы лишь
	их высгучие-
	по газетам знают 06
ниях,
	  pas
	‘ственного городского кинотеатра BOT
уже неделю идет старый и скучный
  фильм «Ты мое счастье». Спектак-
  лей ни одного. Концерта—ни очно-
то Забыли, видимо, о нас; шахте-
рах.

Вполне справедливый упрек! Его
  Мы и адресуем не только област-
  ным, но и центральным гастрольно-
концертным организациям. Донбасс
  вправе рассчитывать на большее вни-
  мание!
	По страниимам
зарубежной печати
	в студиях того же г-на Ранка, причем
‘картина эта, конечно, вполне правди-
 во отражает политические убеждения
	этого монополиста, захватиршего в
	свои руки английскую киноиндуст-
рию. Все это, конечно, ужасно «демо-
кратично»! Но вряд ли мы заинте-
	Город Шахты, что в 109 жиломет-
x от Ростова, о по -количеетву
селения не уступает  мно-
	 гим областным центрам. Но област-   В. ПОКРОВСКИЙ.

«Как вам это понравится» и «Сон в
летнюю ночь». Их очень тепло встре-
тили публика и критика. Эти спек-
такли. как замечает газета «Отече-
ственный фронт», «развеяли серьез-
ные опасения, что завтра, когда уйдут
старые актеры, некому будет их 34-
менить».

Была также ‘реорганизована и Бол-
гарская музыкальная академия. Чис-
	ло преподавателей в неи увеличилось.
	вдвое — с 30 до 60 человек, неуклон-
но повышается квалификация педа-
гогического состава и качество уче-
бы. Достаточно сказать, что выпуск-
ник Академии молодой тенор Ра-
фаель Арие занял в прошлом году на
международном конкурсе вокалистов
в Женеве первое место. Делегат Бол-
гарии на Международном молодеж-
ном фестивале в Праге, молодой пе-
вец Национальной оперы Д. Божков,
занял на конкурсе вокалистов вто-
рое место.

За три года существования народ-
ной власти резко изменился и соци-
альный состав театральной публики.
Двери театров широко распахнулись
для широких трудовых масс, для лю-
дей, пришедших с заводов, фабрик и
учреждений. И они, эти простые лю-
ди, во многом помогли театру в его
борьбе с формализмом, схоластикой,
мещанской самовлюбленностью, уна-
следованными от фашистского прош-
лого.

Все театры Болгарии работают ¢
полной нагрузкой. Только Софийская
государственная опера дала в проп-
лом сезоне 314 спектаклей для широ-
кой публики и 30 спектаклей  спе-
циально для рабочих и школьников.
Однако все это не в состоянии удов-
летворить неизмеримо возросшие
культурные потребности широких
трудящихся масс. Для того чтобы
хоть частично удовлетворить эту тя-
гу широких слоев болгарского наро-
да к культуре, к театру, правитель:
ство. Отечественного фронта открыло
в провинции пять новых государет-
венных драматических и восемь опер-
ных театров.

1947 год ознаменовался для бол-
  гарского театра серьезными успехами,
Предстоит» преодолеть еще немало
затруднений, решить много важных
задач. Болгарский театр, ставший на
путь демократического развития, на
путь служения интересам своего на-
рода, успешно справляется с ними и
  занимает достойное место в -строи-
тезьстве новой Народной Респуб-
лики Болгарии.

те реакционные и фашистские oe
	менты, которые, прикидываясь чест-
ными сторонниками Отечественного
фронта, продолжают творить свое
темное дело. В пьесе показано, как
эти морально разложившиеся, преис-
полненные ненависти к народу люди
торгуют интересами страны’ и расечи-
тывают добиться своих грязных це-
лей при помощи поддержки иностран-
ных покровителей. Но народ насто-
роже, и Борсановы попадают в руки
Народной ‘милиции. Комедия «Борса-
новы» написана сочным, свежим язы-
ком. Действие развивается непри-
нужденно. ‹ Постановка режиссерз
	С. Сарчаджиева проста ‘и убедитель-
	на. Это высокохудожественное,
идейное, реалистическое  произведе-
ние, и большой успех его вполне за-
служен. :

В нынешнем сезоне Государствен-
ный драматический театр поставит
гше одну болгарскую современную
пьесу «Ирина Родионова» К. Зида-
рова.. Кроме того, в репертуаре
1947—48 г.. — еще четыре пьесы сов-
ременных болгарских авторов. Таким
образом, только в ожном Государет-
венном драматическом театре Софии
— ведущем театре Болгарии — из 14
пьес, предусмотренных ‘репертуарным
планом текущего сезона, 6 принадле-
жат перу’ современных болгарских
драматургов. В истории болгарского
театра — случай небывалый. Пала-
той Народной культуры об’явлен
	конкурс на болгарскую современную`
пьесу.

Такая же тенденция отмечается и в
репертуаре Софийской народной опе-
ры. Достаточно “сказать, что ее CO-
рокалетие, которое исполняется в те-
кущем сезоне, будет отмечено поста-
новкой оперы современного компози-
тора: Л. Пипкова «Момчил». Кроме
того, намечен к постановке балет бол-
гарского композитора П. Владигеро-
ва «Пленница озер».

Другой. важнейшей для развития
болгарского театра проблемой яв-
ляется воспитание новых кадров ак-
теров, певцов, режиссеров. Все бол-
гарские театры’ ‘располагают. крайне
ограниченными по своему составу
трунпами. Так, например, труппа со-
листов Государственной оперы насчи-
тывает всего 45—50 человек, а труп-
па Государственной драмы — 70 че-
ловек.

Для воспитания новых кадров была
создана; Государственная театраль-
ная школа; Первые выпускники уже
‚показали себя ев. двух спектаклях —
	формация, архитектуры, эстрады и цирка — В 4-15-
	Типография «Гудок», Москва, ул: Станкевича, 7.
	Театр демократической Болгарии
		Прошло три года с того памятного
дня, когда в результате всенародно“
го восстания и победоносного на-
ступления частей Красной Армии
власть в Болгарии была вырвана. из
рук агентов немецкого империализма
и перешла в руки народа, об’единив-
шегося в единый мошный Отечест-
венный фронт. ‘`

Тем самым были заложены прочные
основы всестороннего расцвета бол-
гарской экономики, культуры и Ис-
кусства, в частности болгарского
театра.
	Тяжелое наследство досталось бол-
	гарскому театру от фашистского. pe-4
	жима. Реакционные правители стра“
ны попирали его демократические
традиции и толкали на путь форма-
лизма, на путь «служения искусству
для искусства».
	Особенно широко и бесцеремонно
проводилась эта реакционная полити-
ка во время второй мировой войны и
немецкой оккупации. Из репертуара
театра были из’яты все мало-мальски
демократические по своему характе-
ру пьесы. Зато всячески поошрялись
сомнительные ‘произведения немецко-
го происхождения, открыто. восхва-
ляющие фашизм и его. «новые поряд-
ки». Актеры, заподозренные в сим-
патийи к прогрессивным идеям, пол-
	вергались жестокому преследованию,

всевозможным репрессиям, заключа-
лись в концентрационные лагери. Пе-
‚риод фашистской диктатуры был пе-
риодом упадка и разложения болгар-
ского театра.

Правительство Отечественного
фронта не пожалело сил и средств,
чтобы помочь болгарскому театру
‘выбраться из пропасти и занять ло-
стойное место в строительстве моло-
лой Народной Республики. Театр по-
		лучил всестороннюю моральную
материальную поддержку.
Перестройка театра проходила в
	обстановке острой борьбы со старым,
реакционным наследием. Это был тя-
желый и сложный процессе, потребо-
вавший со стороны народной власти
ий передовой части „художественной
интеллигенции больших усилий Нуж-
но было разорвать хитро сплетенную
сеть формально-эстетических, буржу-
азно-мешанских представлений и на-
править театр по пути истияно реали-
стического народного искусства, ис-
	Адрес редакции
	в каждом актере сознание, что от успе-
ха спектакля в WeJIOM -3aBHCHT, B KO-

нечном счете, и личный успех актера.

Советские режиссеры справились с

этой задачей и создали единые, внут-.
ренне и внешне об’единенные, пель-
ные спектакли.

Многое сделано и для. того, чтобы
возобновить театральные связи бол-
гарского’ народа с остальными сла-
вянскими и другими демократически-
ми странами. Для дальнейшего укреп-
ления этих связей важное значение
имеют заключенные недавно болгар-
ским правительством культурные кон-
венции с Югославией, Чехословакией,
Польшей, Румынией и Венгрией. _

Новый сезон в Софийском Tocy-
дарственном народном театре драмы
открылся ньесой югославского дра-
матурга Крлежа «Господа Гламбае-
вы» в постановке белградского ре-
жиссера Рашы Плаовича. Софийский
государственный народный оперный
театр открыл сезон оперой чешского
композитора Сметаны  «Проданная
невеста».

Усилия болгарского театра направ-
лены не только на укрепление друж-
бы и единства демократических на-
родов. Театр призван также сыграть
важную роль в борьбе с поджигате-
лями новой войны. Народная Респуб-
лика Болгария безоговорочно присое-

динилась к демократическому лаге-
рю, став прочным фактором мира на
Балканах. И это находит отражение
и в репертуаре текущего сезона, в
который включены спектакли «Рус-
	ский вопрос»,