СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			Hell SCTOHCHKY
	венной кинемат

$
Сергей ЛЕВИН

o
	Молодым ученым Мийлас создал

замечательный проект осушения

бо-
	`’лот—этого бича эстонского сельского
	хозяйства Правители буржуазной
Эстонии Не заинтересовались проек-
том Мийласа. и он, не сумев пробить
стену равнодушия и косности, OTKa-
залея от осуществления своей мечты,
с горечью признал свою неудачную
попытку борьбы дон-кихотством и
углубился в «чистую вауку».
Действительность разрупгила благо-
родную мечту ученого. действитель-
	‘ность стала ему враждебной, ненави-
	стной-так об’ясняет сценарий филь-
ма поведение профессора.

Пьеса А, Якобеона кончается тем,
что рушатся иллюзии Мийласа о не-
приступноети его цитадели, 0 BI3-
можности оставаться вне борьбы.

В фильме же мы расстаемся с про-
фессором помололевшим, нашедшим
наконец, возможность воплотить в
жизнь давнишнюю мечту. Старый от-
шельник, возглавивший по поручению
советского правительства трандиоз-
ные работы по осушению болот в рес.
публике, уверенно и радостно сам
разрушает ограду вокруг своего дома,
сам выходит из питадели навстречу
новой жизни, несущей правду и сча-
стье его. народу.

Поэтому в фильме разоблачение
Ральфа и Рихарда Мийлас, бывших
коменданта и врача немецкого конц-
лагеря, не играет такой роли, как в
пьесе, Страшная правда о сыне и
племяннике помогает профессору по-
стичь всю’ мерзость людей, против
которых он не боролся в свое время,
но не она решает его выход из цита-
дели, не она разрушает ограду, от-
делявшую профессора от жизни. Вы-
ход профессора из цитадели, актив-
ное включение его в социалистиче-
сков строительство родины решены
животворящей правдой социализма,
которая открылась профессору, когда
он увидел, что только  советсктй
строй дает науке конкретное. жизнен-
ное назначение.

В этом большое принципиальное от-
личие фильма «Жизнь в цитадели» от
одноименной пьесы А. Якобсона.

Пьеса, разоблачающая  враждеб-
ность «аполитичности» делу мира,
превратилась в фильм. о всепобеж-
дающей силе большевистской прав-
ды, о социализме, раскрепощающем
творческие силы народа.
	Такое раскрытие темы потребовало
внесения существенных изменений в
роли почти всех персонажей фильма.
Роли Ральфа и Рихарда, занимавшие
видное место в пьесе, значительно со-
кращены и отодвинуты ва второй
план. Зато образы младших детей
Мийласа—Лидии и Карла-приобрели
больнее значение, чем в пьесе, В
этих образах создатели фильма пока-
	‘зывают мололежь, стремяшуюся Bhip-
	ваться из затхлой атмосферы цитаде-
ли. тянущуюся к правде и справедла-
вости, готовую бороться за их торже-
ство.

Существенно изменилась и роль
профессора Мийлуса, превратившего-
ся в фильме в  яого-гуманиста, чаз
ходящего в током Союзё осуне-
ствление своих желаний.

Сложную роль! профессора испол-
няет в фильме народный артист ЭССР
Хуго Лаур. Это самобытный, своесб-
разный и исключительно правдивый
художник, Именно правдивость, тон-
кое психологическое раскрытие обра-
	за скупыми и точными средетвамя за.
	ставляет зрителя поверить, что перец
ним не ограниченный ученый-обыва
тель. охваченный навязчивой илеей
«надиартийности», а человек большюй
души и большого ума, несущий в себе
едкую горечь старого, но незабывае-
мого разочарования. И сколько бы
профессор ни Говорил о «чистой вау-
ке», о «юношеских заблуждениях», в
голосе, в глазах, в движениях Мий-
ласа—Х. Лаура сквозит неизжитая
любовь к своей ‘юношеской мечте,
проглядывает боль все еще не зажив-
ней раны.

Замечательна в этом отношении
сцена беседы Мийласа с  русскии
арофессором-хирургом. Советский
ученый помнит еще статьи юного
Мийлака, и ему, правыкшему, что в
его стране все Изобретения, направ-
ленные на благо людей, непременно
претворяются в жизнь, кажется   He-
понятным, что созлатель замечатель-
	ного проекта сам мог отказаться от.
	туры жилого квартала была лишь
половиной достижения. Вопросы ар-
хитектуры решал уже следующай
этап. :

В основном следовало преодолеть
так называемое «санитарно-гигиениче-
ское начало», выразившееся в увле-
чении механической «строчной за-
стройкой» и, как следствие этого,
игнорировании архитектуры  улины.
Нельзя не вспомнить при этом HM-
	портированные рецепты бездушной и.
	безкумной франкфуртокой «афхитек-
туры» Э. Мая: город, как  механи-
ческое соединение одинаковых квар-
талов с одинаковой ориентацией всех
домов, с одинаковым ° HX содер-
жанием. Еще He пустив глубо-
ких корней, «метод Мая» был у нас
справедливо и резко развенчан. Ули-
ца вновь завоевала свои права, как
архитектурное целое; Уже в довоен-
ных кварталах Сталинграда, Н. Та-
гила, Смоленска легко увидеть, что
в плане квартал получил естествен-
ные = очертания, He нарушающие
цельности ансамбля улицы, ее дина-
мической напряженности,

* Структурная организация кваотала
на этом этапе полностью изменилаъь.
Внутри квартала возникла диферен-
циация на ряд небольших жилых
комплексов, группирующихся BOXPYT
своих дворов. Будучи законченчыми
в себе организмами, эти жилые ксм-
	‘плексы создают более гибкую Фор
	му для их реализации в строитель»
стве, решают вопросы масштабности
и архитектуры интерьера двора, уп-
рощают проблемы «привязки» K
внешним путям сообщения, более
четко выделяют общественный центр
квартала его детские и школьные
учреждения и т. п.
	американской:
архитектур-
	Судя по последней
литературе, улица, как
	Симфонические концерты
армянской музыки
	Чемберджи дает новое подтвержде-
ние того, что музыка больших чувств
не только не исключает движения
вперед в разработке средств выра-
жения, но именно от этой музыки и
можно ждать дальнейшего прогресса
в развитии советского музыкального
искусства, не уводящего от. широкой
аудитории, но приближающего к ней.

Некоторые из тем симфонии — на-
родного пройсхождения, доугие —
сочинены ‘композитором. Наиболее
сильны те моменты симфонии, где об-
рашение с армянской мелодией носит
более свободный характер. Значи-
тельность концепции произведения
неминуемо требует должной 0606б-
шенности в трактовке народного ме-
лоса. а :

Развитие советского музыкального
творчества на народной основе He
означает культивирования лишь тех
черт, которые уже даны в готовом
виде самой народной песней, и не оз-
начает обязательства сохранять их в
	неприкосновенности. Искусство 0-

циалистического реализма требует
поднятия значимости элементов на-
	ролной песни в отмеченных большой
идеей крупных произведениях про-
фессиональной музыки,
sl

Живое и темпераментное дарова-
ние А. Бабаджаняна отчетливо ошу-
тимо в его концерте. Еще рано гово-
рить, что молодой композитор вышел
на вполне самостоятельную дорогу.
Он идет от Рахманинова (полнозву-
une фортепианной фактуры и ‘скрыто-
восточный элемент) через Хачатуря-
на, влияние которого особенно оче-
видно в медленной части. Это по-
следнее влияние не следует, однако,
преувеличивать, поскольку в дей-
ствительности здесь непосредствен-
ным источником воздействия во мно-
гих случаях является сама ‘армян-
ская народная музыка (многими му-
зыкантами по неведению принимаемая
за «музыку Хачатуряна»).

„Не являются болышой «бедой» и
связи с Рахманиновым. Бабаджанян
откликается. главным образом, на
динамическую сторону его творче-
ства (в частности, тяготение к упор-
‘ным и длительным , нагнетаниям).
Привлекательна в концерте мелоди-
ческая наполненность всех его частей.
Самая ясная по форме первая часть
противостоит финалу, который наибо-
лее интересен и наименее ровен. OT-
лична его начальная, оригинального
рисунка тема: превосходны эпизоды с
флейтой-пикколо, эпизод с роялем,
«передразнивающим» медь. Но в це-
лом динамический профиль и форма
последней части не безупречны. Явно
	растянута каденция финала, к тому
же выходящая за рамки образа.
Несмотря на эти несовершен-
	ства, концерт производит отрадное
впечатление, так как в музыке его
жизнь бъет ключом.

Исполненные з том же концерте
танцы из «Гаянэ» Хачатуряна еще
раз подтвердили свою репутацию му-
зыки, ярко образной, богатой по рит-
мике и колориту.
	Обшеизвестные достоинства Госу-.
	дарственного оркестра проявились и
на этот раз; отметим с честью прео-
доленные ритмические трудности
симфонии Чемберджи и отличные. со-
ло артистов Л. Юрьева (труба) и А.
Трахтенберга (альт).

Дирижер А. Стасевич провел поо-
	грамму е увлечением и большой

экспрессией,
В. ЦУККЕРМАН.
6 ;
	В недавно состоявшемся концерте

в Зате им. Чайковского наряду с Ши-.

роко известными танцами из балета
«Гаянэ» Хачатуряна прозвучали две
новинки: симфония-ноэма «Армения»
Н. Чемберджи и фортепианный кон-
перт ‘Арно Бабаджаняна.  Четырех-
частная симфония-поэма Чемберджи
— произведение, широкое по замыс-
лу и впечатляющее по выполнению;
оно повествует о родине, прошедшей
сквозь гоонило Великой Отечествен-
ной войны, родине прекрасной и. силь-
ной. Пафос человеческих усилий,
гордое мужество, богатства души И
красоты природы — таков круг об-
разов симфонии. .
Высоко поэтична. музыка первой
части. Слушателю кажется, что me-
ред ним медленно и как бы в отда-
лении проплывают картины той стра-
ны, именем которой названа симфо-
ния. Поивлекает выдержанность на-
строения, овеянного живым чувством
природы. Эта цельность связана © по-
стоянством звучания одной основной

для всей симфонии темы. В ней мало.

звуков. но много значительности; она
и пасторально-мягка и  тревожно-
трепетна. Проводимая сквозь все
другие части и звучашая рядом <
другими, более резко очерченными
темами. она иногда растворяется B
общем полнозвучии. Поэтому она бо-
лее выразительна в качестве темы
первой части, чем как начало, об’еди-
няющее всю симфонию.

Музыка второй части, корни кото-
рой — в мужественных народных
плясках, полна воинственной  от-
ваги. Именно здесь наиболее непо-
средственна связь с образами и Нна-
строениями Отечественной войны 8
характерно-национальном их MY3HI-
кальном преломлении, :

Роль разрядки выпадает на долю
третьей, медленной, части. И здесь
значительна эмоциональная насыщен-
ность музыки; лирика широкого ды-
хания дается то в глубоком покое, то
в драматизации. Все же при всех
крупных достоинствах третья часть
уступает первой, в ней нет ее про-
никновенной экспрессии.

Более всего развернут финал сим-
фонии. Музыка проходит от настрое-
ний тревожной устремленностя К
торжественному славлению. Компо-
зитор стремится разрешить трудную
проблему симфонического финала,
сделать его пентром тяжести в Фаз-
витии содержания. Закономерно, что
разрешение этой проблемы, связанное
с отображением в искусстве положи-
тельного идеала, под силу именно
	советскому музыкальному  творче:
ству.
«Армения» Н. Чемберджи — не
	обычная симфония, что отразилось и
в названии «симфония-поэма». Свое-
образие ее — в отличном от обще-
принятого последовании «глав» (схе-
матически: пейзаж; человеческая BO-
ля в борьбе: мир переживаний: боль-
moe полотно. обобщающее содержа-
ние симфонии и апофеоз). Своеобра-
зие ошущается и в «поэмности» <а-
мой музыкальной речи.

Не без труда завоевывалось совет-
скими композиторами органическое
единство музыкального стиля: Не-
релко поотивополагались друг другу
эмоциональность, пользовавшаяся ста-
рыми, утерявшими силу средствами
воздействия, и «новаторство», избе-
тавшее прямых, открытых проявле-
ний человеческих переживаний. Эта
«дилемма» советской музыкой в ос-
зовном разрешена. «Симфония-поэма»
	FS

Худонеыт

Появление на экранах Эстонской
ССР фильма «Жизнь в цитадели» —
событие вдвойне радостное. Оно зна-
менует рождение художественной ки-
нематографии самой молодой из на-
ших союзных  республик-—Советской
Эстонии—и в то же время свидетель-
ствует о новой победе сталинской на-
циональной политики, о нерушимой и
животворящей сталинской дружбе на-
родов. ,

Фильм «Жизнь в цитадели» являет-
ся серьезным. успехом молодой эстон-
ской художественной кинематогра-
pun. В том, что эстонская ки-
нематография сразу вступила 8
цветушщую, полнокровную зрелость, —
огромная заслуга работников Лен-
фильма, возглавивших работу над!
первым эстонским художественным
фильмом.

В те годы, когла кинематограф был
еще немым, в буржуазной Эстонии не”
раз делались попытки создания худо-
жественных фильмов. Частные пред-
праниматели, бравшиеся за это дело,
стряпали фильмы о «благородном раз-
бойнике» Юрие Руме, о  романтиче-
ских контрабандистах, © лолларах,
принесших счастье бедной девушке...
Олин из этих фильмов так и называл-
ся «Доллары». Содержание его ©во:
дилось к тому, что очаровательный
молодой человек, отец которого стоях
на краю банкротства, должен был ра-
зойтись с любимой им бедной девуш.
кой и искать брака по расчету. Но в
последний момент бедная девушка
получала крупное наследство от аме-
риканского дядюшки, и‘ молодые
влюбленные, облагодетельствованные
долларами заокеанского дядюшки, эб-
ретали возможность соединить свои
судьбы.

Идейному убожеству этих Фильмов,
соответствовала и примитивность их
художественного решения. Осущест-
вленные почти кустарным `©пособом,
они не могли конкурировать даже ©
рядовыми, серийными, немецкими и
американскими фильмами, сменявши-
мися еженедельно на эстонских экра-
нах.

Сталинская национальная политика
открыла возможности для создания
подлинно художественной, под-
линно Национальной эстонской кине-
матографии. Сталинская дружба наро-
дов помогла эстонской кинематогра-
фии с первых же шагов обрести узе-
ренную поступь и встать в один ряд
с кинематографией других братских
республик.

Постановщик фильма режиссер
`Г. Ранпапорт, удостоенный звания за-
служенного деятеля искусств ЭССР,
сценарист JI, Tpay6epr, оператор
С. Иванов и другие работники Лен
фильма, обогатив своим опытом
эстонских киноработников, помогли
создать подлинно национальный
фильм, с исключительной верностью
передающий атмосферу Эстонии 1944
года.

В основу сценария легла пьеса ма-
ypeata Сталинской премии Аугуста
Якобсона «Жизнь в цитадели». Но
  работа сценариста Л. Трауберга не
ограничилась приспособлением пьесы
к специфическим возможностям KHAO.
Л. Трауберг внес ряд сушественных
изменений, показав шире, чем в пье-
се, развитив образа профессора Мий-
ласа, углубив тему советского гума-
низма.

В пьесе А. Якобсона специалист по
античной литературе профессор Мий-
лас, не желая «пачкать свои руки по-
литикой», стоемясь служить только
«вечному и непреходящему», уединя-
ется в своей’ цитадели  ограждает
свой дом от окружающего мира. Дей-
ствиями профессора руководит инли-
вижуалистическая ограниченность,
ложное представление о том, 910
можно жить вне жизни. Но жизнь,
борьба, ‘ненавистная профессору «по-
литика» врываются в его цитадель. А

упооное стремление оградить себя от
	них приволит профессора к косвез-
	ному пособничеству убийцам и преда-
телям народа, нашедшим убежище в
цитадели. 7

В отличие от пьесы в фильме про-
фессор Мийлас является биологом.
Это изменение специальности ученого
не случайно. Уход Мийласа в «цита-
дель». его стремление удалиться от
жизни, встать «выше ее» сценарист
об’ясняет не инливидуалистической
ограниченностью профессора, а тяже-
лым разочарованием, обидой, глубоко
затаившейся в дуще ученого-гума:
ниста, мечта которого о науке, слу-
жащей насущным нуждам человече-
ства, оказалась попранной и осмеян:-
	‘вой обществом, построенным на экс-
	плоатации человека человеком.
	мысли реализовать этот проект, мог
признать его «юношеским заблужде-
нием».

И если в сцене с Карлом, напом-
HWBILHM отцу о его проекте, Мийлас
вспылил, то здесь он стремится замять
разговор. Не произнося ни единого
слова. Х. Лаур дает остро почувство-
вать, как глубоко взволновал его этот
разговор, как разбередил он его ста-
‘рую рану. Мийлас почувствовал себя
нинтим, обворованным рядом с чело-
‘веком, поставившим свои знания на
службу человеческому счастью.

Перерождение—вернее, новое рож-
пение Мийласа, его прозрение, его
вступление в ряды активных строите-
лей социализма не воспринимаются
зрителем как нечто неожиданное.
Х. Лаур исподволь подготавливает
зрителя к этой единственно возмож-
ной развязке.

И когда в заключительном кадра
фильма профессор, указывая младше-
му сыну на болото, говорит, что че-
рез несколько ‘лет здесь заколосится
рожь и зазеленеют деревья. в глазах
Лаура светятся вера, воля к борьбе,
счастье, Человек нашел свой путь.
Великая большевистская правда о©че-
сла огралу вокруг цитадели, и про:
фессор Мийлас увидел перед собой
огромный дружелюбный мир, в кото-
ром даже самые смелые мечты стано-
вятся явью. Он увидел мир, о кото-
ром, сам того не зная, мечтая в тече-
ние всей своей жизни. .

Поэтому в обновленном, заново ‘90-
дившемся профессоре не ощущается
следов только что пережитой им лра-
мы. Мийласу стал узок мир его щата-
дели, как становится узким взросло-
му детское платье. Потрясевный чу-
довищностью преступлений своего
сына, он сам отдает его в руки пра-
восудия. Это в фильме не случайно.
Боль отца, узнавшего странную прав-
ду о сыне, огнестрельная рана. нане:
сенная профессору рукой отцеубийцы,
—5это только родовые муки, ускорив-
шие рождение Мийласа для Новой,
для настоящей жизни,

’ Исполнение роли профессора Мий-
‘ласа выдвигает Хуго Лаура в ряды
лучших актеров советского кино.
Зрители братских республик будут,
безусловно, рады встрече с этим вы-
дающимся артистом, пользующимся
огромной популярностью у эстонско-
со зрителя.

Запомнится зрителю и заслуженезя
артистка ЭССР Бетти Куускемаа, ис-
полняющая роль экономки профес-
сора-—Анны. Одна из пионерок SCTOH-
ского профессионального театра, впер-
вые выступив в фильме, Б. Куускемаа
создала очень правдивый образ про-
стой эстонской женщины.

Запоминаются и исполнители дру-
‘гих ролей: заслуженный артист ЭССР
Андрес Сярев, артист Лембит Раяла,
интересно трактующий роль Ральфа,
раскрывающий за внешним спокойст-
вием фашистского палача беспокойст-
во затравленного хищника и страш-
ную опустошенность его души, уче-
вица студии театра «Эстония» Лия
Лаатс. создающая девически чистый
образ Лидии: .

Меньше запоминается Мета Лутс в
‚роли госпожи Вярихейн. Зритель, ве-
роятно, пройдет мимо этого образа,
как прошли мимо него автор сценария
и режиссер. В фильме госпожа Вяри-
хейн--только глупая обывательнаца.
В пьесе, где ее роль значительно
болыне и сочнее, А. Якобсон paro-
блачает в этом образе враждебную
 классовую сущность «безобидной
болтовни» буржуазной обывательни-
Г ЦЫ.
  Внеся значительные купюры в роль
госпожи Вярихейн, автор сценария и
  постановшик фильма лишили талант-
ливую артистку, создавшую в этой
роли в спектакле театра «Эстония»
безжалостно яркий образ, возможно-
сти воссоздать его на экране.

«Жизнь в цитадели» — первенец
эстонской художественной кинемато-
графии—с первых же дней был окру-
жен вниманием всей республики. Мко-
гие ведущие актеры республики <оч-
ли себя обязанными выступить в ма-
леньких эпизолах. Мы увидели в эпи-
зодах народных артистов `ЭССР
П. Пянна (старый крестьянин) и
А. `Лаутера (советский офицер). *я-
служекных артистов ЭССР И. Каль-
ола (Вярихейн), К. Ирда (диверсант)
и лпругих.. ,

Фильм, хоропю принятый в своей
родной республике, безусловно, будет
тепло встречен во всем Советском
Союзе. Высокая илейность и неоспо-
римые художественные достоинства
  гарантируют ему успех,
  ТАЛЛИН.

` ценный к улице. Улица получила
  цельную характеристику. Ритм до-
мов непрерывен. Фронт их перевязы-
вается малыми архитектурными фор-
мами, Пересеченный рельеф не яв-
аа препятствием. Это уже He
  мертвая схема, а живая ткань города.
  Работа над планировкой города и
его первичным элементом, жилым
кварталом, — не самоцель. Конечная
цель — это создание максимально
  благоприятных условий жизни совет-
ского человека.

В области жилища эта установка
повлекла за собой отход от переуп-
  лотненного дома и  многокомнатных
  квартир «доходного» типа ‘с лишен-
ной сквозного проветривания плани-
ровкой и привела уже в 1923 гк
проектированию двух-трехкомнатных
квартир с учетом односемейного рас-
селения и с двухсторонней насквозь
проветриваемой планировкой, Правда,
этот период сменился коротким эта-
пом (1928 — 1931) «западничества».
Под лозунгом «новаторства»  появи-
лись дома с квартирами в двух уров-
HAX,C комнатами-каморками, спальня-
ми-«кабинами». Сколько нереальноети
и искусственности было в этой пла-
нировке квартир, чуждых бытовым
навыкам наших трудящихея а в их

конструктивной основе — каркас <
‘ленточным горизонтальным окном
	стены—<колько неприспососбленноести
к нашим климатическим условиям.
Мудрые указания партии помогли со-
ветским архитекторам своевременно
осознать свои ошибки и направили
‘наше градостроительство на верный
путь.

Бурный рост застройки жилых
‘кварталов, магистралей в Москве и
Ленинграде, в Свердловске и Ново-
сибирске, Запорожье и других го-
родах далеко оставляет позади
реконструкцию улиц, проводивиую-
ся  Османом в Париже. То, что
в Париже было единственным, хоть и
весьма значительным, эпизодом, у
нас стало обычным, повсеместным яв-

лением, Массовость, как ведущий.
‘признак нашего жилимного cTpOH-
‘тельства. не могла He вылиться в.
	тенлениню K индустриализации, ско-
ростному поточномУу етроительст-
ву, к унификации архитектурных и
конструктивных деталей, За рубежем
прн индустриальном масеовом  жи-
лишном строительстве отсутствует
		Художник В. Бакшеев.
©
	«Столбовая дорога» (масло).
Oo
	Академик живопис*
В Я. Бакшеев
	Начало

самостоя-

тельного творческого
пути Василия Нико-

лаевича

Бакшеева

¢

Наталия СОКОЛОВА
>

вает мотив, точку зрез
ния, составляет себе
общее впечатление —
образ природы, а уж
	датируется 1887 го-

дом. В этом году на выставке в Учи-
лише живописи, ваяния и зодчества
появилась ero картина «Девушка,
кормящая голубей», тогда же с вы-
ставки приобретенная П. Третьяко-
вым для его знаменитой галлереи.
Третьяков безошибочно угадал в на-
чинающем художнике подлинное,
многообещающее дарование.

1887 год был решающим не для од-
ного Бакшеева. В этом году на небо-
склоне русского искусства взошла
звезда первой величины: 22-летний
Серов выступил с картиной «Девочка
с персиками», а затем появилась се-
рия его замечательных пейзажей. В
эту же пору определился и поэтиче-
ский стиль М. В. Нестерова.

Серов, Нестеров, К. Коровин, Ле-
витан — это было новое поколение
художников, которое вышло «из рук»
Перова, Крамского, Репина, Саврасо-
ва, Поленова и проложило затем
свою собственную дорогу в русской
живописи. В этой плеяде  живопис-
цев-новаторов, первоклассных про-
фессиконалов занял свое место в рус-
ской живописи В. Н. Бакшеев.
	Посмотрите на выставке Бакшеева
«Девушку, кормящую голубей», пей-
зажи, написанные на рубеже 80—90-х
годов, и вы увидите черты, родняшие
эти произведения © картинами ран-
него Серова. Бережное отконтение к
человеку, серебристо-жемчужная гам-
ма красок, деликатная живопись, пол-
ное отсутствие тяжелых коричневых
теней, гармония общего, точность и
красота деталей — все это об’единя-
ло художников новой школы, что
оперились бок о бок с Бакшеевым в
Училище живописи и под крылом у
Репина и Чистякова,

С того времени, как Бакшеев напи-
сал «Девушку, кормяшую голубей»,
«Прорубь», «Пейзаж» (1889 года), он
	не изменял своим идеалам, Он шел

в природу с открытой и чистой ду-

ной, искал в ней ответа на свои мыс-

ли и настроения; Неверно, что при“
рода шедра к художникам. Природа
скупа, она’ открывает свои ‘дары
только тем, кто умеет ее вопрошать,
кто подходит к ней во всеоружии
мастерства.

Бывают художники, бесконечно
‘варьирующие свои приемы. Бакшеев
— необычайно цельный художник. Рав-
нодушен он и к стилизации. Он видит
в природе такое богатство мотивов,
красок, движения, что не стремится
навязать ей свои предвзятые форму-
лы. В этой давней: рынарекой верно-
сти природе — мудрость художника,
источник жизненности его произведе-
ний,

Как пейзажист, Бакшеев близок
Левитану. И это понятно — ведь они
BIW из одной школы. Но еще бли-
же Бакшеев к Серову. В его пейза-
жах, так же как в ранних пейзажах
Серова, болыне трезвого изучения
красот природы и точного ее воспро-
изведения. Бакшеев, как и Серов,
сдержан в выражении чувств и му-
жественен в своей безискусственной
правдивости.

Пейзажи Бакшеева отлично по-
строены, отлично нарибованы. ToH-
кий колорист, он пользуется свет-
лой палитрой и все многообразие от-
тенков приводит к единству обобща-
ющего тона. Художник долго выиски-
	Движущее начало там-—это экономич-
ность. Отеюда мертвящая скука их
«архитектуры». У нас этого нет.
Мы наряду с задачами экономики
культивируем искусство, красоту в
массовом строительстве.

В этом разница между практикой
Советского Союза и зарубежчой.
Для того чтобы популяризировать и
одновременно углубить эти прогрес-
сивные пути художественности в
индустриализании жилищного етро-
ительетва, у нас изменяются самые
методы проектирования. Вместо от-
дельных тиновых домов ‘вырабаты-
ваются серии, группы домов, как
типовые примеры законченных “H-
самблевых отрезков улиц. На опыте
застройки многих наших городов
легко проследить художественнум
эффективность наших позиций.
	Имеется ли противоречие между
типизацией, как проявлением  техни-
ческой необходимости, и архитектур-
ной задачей, являющейся у нас ве-
дущей? Нисколько. Наоборот, Tex-
денция к массовой застройке — путь
к правдивой архитектуре, Эхклекти-
ческая, перенасыщенная украшенче-
ством архитектура жилого дома —
результат штучного, эпизодического
творчества. .

Архитектура жилого дома-—это не
внешнее его «украшение», а слож:-
ный комплекс, живущий в восприя-
тии человека: - удобство, благоуст-
ройство, озеленение, разнообразие
об емов и силуэта.

Вопросы монументальной архитек-
туры города — это отдельная, боль-
щая тема. Скажем. лишь, что строя:
щиеся в болышом числе клубы, до-
ма Советов, институты и школы
дополняют ’жилую архитектуру и
составляют с нею единый ‘общего-
родской` ансамбль.

Таков итог” нескольких этапов
развития советского градостронтель-
ства. Оно вышло на широкую доро-
гу. В исключительно короткие сроки
преобразились ‘наши: .: города, Идей-
ность в планировке городов новизна
и глубокая осмысленность в за-
стройке. кварталов ‘и улиц, прогэес-
	потом денствует Hae
верняка. Так работал В. Бакшеев в
годы ученичества, когда по заданию
В. Поленова, прислушиваясь к его
советам, писал натюрморты в Учили-
ще живописи. Так пишет он ий сейчае
во всеоружии богатейшего опыта жи-
вописна и превосходного знания при-

Bl.

Любовно выискивая и подчеркивая‘
детали. прослеживая кистью малей-
ирие изгибы материи, Бакшеев не упу-
`скает образа «большой земли», Преж-
де чем разобрать в мельчайших де-
талях «как и что сделано в природе»,
он составляет образную канву карти-
ны. Наметив поэтический контур це-
лого, художник изучает характер
каждого куска, каждого прелмета,
буль то ствол торжественной и пыши-
ной старой березы, будь то пенёк,
торчащий в весенней траве. Если эса
	это есть, все намечено и записано
в этюдах. поэтический образ  отло-
жилкя в сознании художника, тогда
	этюд становится «натурой в кармане»,
как выражается Бакшеев, а пейзаж —
картиной.

В превосходных работах Kona
30-х годов («Прорубь» и др.) любовно
прочувствована каждая деталь,
Художнику дорога «в поле каждая
былинка и в небе каждая звезда». Вы
легко слелуете за его тонкой, изящ-
ной кистью от былинок первого плана
	к дальним нефолескам, к высокому
светлому небу. -
	С годами художественная речь Бакз
шеева становится обобшевниее, богаче
чувством, оттенками, он свободнее
компанует большие массы в простран-
стве, Но он не отказывается от коло+

ритных деталей, В замечательном пей
заже 1943 года «Березовая роща»
художник как бы перебирает каждый
ствол. скользит взглядом вслед ‘убе+
гаюшему солнечному лучу. Истинное
наслаждение рассматривать этот a
	лрутие, подобные пейзажи.

Нет у Бакшеева-пейзажиста пез
словутых «уголков» природы, дачных
задворков, балконных колоннад. Не
из окна вагона, не с террасы барокой
усадьбы вицит мир народный худож-
ник Бакчиеев. Как Серов, Нестеров,
Левитан, он любит пашни, безмолвие
лесов, реки в ноловолье, где ломает“
ся лед и шумит. зеленый игум настояз
щей привольной русской природы.

Очень хороши пейзажи из собрания
Tl. Крылова  «Послелний cher
(1900 г.} и «Перед весной» (1935 г.);
В них передан свежий и удивительно
чистый образ русской природы. лу
‚дожник любат раннюю пору весны,
когда еще не растаял снег, но в лесу
уже начинает зеленеть листва. Соб“
ственно, ‘листьев еше и нет, но неж-
ный зеленый туман одел тонкие ство-
лы молодых берез. Для таких моти-
вов нужна тонкая, бережная кисть ко-
лориста.
	Бакшеев стремится передать одухоя
творанный мир, ‘внутреннюю жизнь
природы. Уже где-то вдали слышатся
первые раскаты грома, сгушаются об-
лака, лес затихает, палают первые
крупные капли. Задача художника пе-
редать в зрительном пластическом об-
разе это настроение—«Приближение
грозы», «Приближение осени». Так
радость «Голубой весны» сопостав-
ляется с иными мотивами, иными со-
стояниями природы, В некоторых сво
их картинах академик Бакшеев идет
навстречу ‘декоративным  исканиям
(«Иней»).

Неутомимо путешествует по родной
стране художник. Он пишет пейзажи
Баренцова моря и Крыма, Казахстана
и Подмосковья. Особенно хороши и
прочувствованы пейзажи средней по“
лосы России, Так же, как Нестеров и
Левитан, именно ей посвящает луч-
шие картнны Бакшеев.
	И сейчас, на склоне лет, академик
Бакшеев, лауреат Сталинской пре-
мни — тот же неустанный путник,
созерцаюший обновленную природу
своей Родины, ее вольный поэт. Ве-
ликолешны его работы 1945—1947 гг,
«Летний день», «Ветлы», «Голубая
весна», «К вечеру», «Березы», «Су-
мерки» и целая серия поэтических
картин: «На ролине Михаила Ивано-
вича Калинина». Произведения эти
написаны художником в возрасте
80—85 лет. Искренняя любовь к со-
ветской Родине, к русской земле, не-
устанное совершенствование  мастер-
ства — источник творческой молодо-
сти художника.

Свой путь Бакшеев-живописец на-
чал ках жанрист. В течение всей сво-
ей жизии художник постоянно воз-
вращается к сюжетной картине, по-
рою чисто жанровые мотивы он сли:
ззет с картинами природы («Бивуак
на берегу реки»). Полкупает своей ис-
кренностью, теплым лирическим чув-
ством картина «Ленин и Крупская” в
селе Кашино». Тема этой картины =
Ленин и народ. Владимир Ильич и
Належда Константиновна пришли на
`крестьянский сход. Дело к вечеру, в
деревне зажглись огни. Народ oxpy-
жил Ленина и поверяет ему свои ду-
мы. Так и в жанровых сценах Бакше-
ева чувствуется лирический поэт,
глубоко и взолнованно раскрывающий
внутренний мир «простого человека»
(«Житейская проза»).

‚Выставка В. Бакщеева приурочена
к 85-летню его жизни, к 60-летию
его творчества, Но в цей нет печати
давно минувшего. Она воспринимает-
ся как явление современного искусст-
за — такая сила жизич, оптимизм в
картинах мастатого хуложника, так
свежи. ето работы послелних лет.
Жизнь Бакшеева — пример верного
служения Родине; великой скромно-
сти, трудолюбия педлиниого таланта,

Ножелаам жа старойшему созетско-
му художнику еше много лет здрав-
ствовать и славить нашу Родину про®
изведениями его нестареющей кисти
	«Состязание ашугов» (масло). Художник Садых Шариф-баде.
	ветсного градостроительства

В дореволюционной России вопро-
сы планировки городов возникали
лишь на технической и санитарной
основе, в связи со с’ездами по водо-
снабжению и канализации. Главное
состояло тогда в начертании улич-
ной сетки, в изображении внешней
канвы для застройки, ` лишенной в
пелом какого-либо архитектурного и
идеологического смысла.
	Вот почему до Октябрьской рево-
люции и не делались попытки ©03-
Rat, обобщающую теорию  грацот
строительства, Это было. бы беспо-
лезно. Она могла выкоисталлизо-
ватьея лишь в свободном ‹оциали-
стннеском обществе, где Хозяином
является сам народ. Лишь эта прел-
посылка могла поднять трактовку пла-
нировки города до проблемы большой
архитектуры. Жилой квартал, — IMIO-
шадь. улица в нашем советском HO-
нимании — это единое целое, город—
ансамбль ансамблей. Планиповка го-
рода — это прямое отражение госу-
дарственного плана. Например, ye-
пенные работы по районной плани-
розке городов Кузбасса сказались
возможными лишь в связи с наличи“
ем народно-хозяйствечных = планов
развития производительных сил
Урало-Кузбасса.

Принципиально новое отношение к
планировке городов с особой силой
зыявилось в связи C индустриали-
	запией страны в годы первой  ста-
линской пятилетки. Стфача  покры-
лась строительными лесами. Пафос
	градостроительства проник BO вк®
ве уголки. На  Востоке, где когда-
тс, были непроходимые леса и боло-
	та, на просторах. Стелнеазиятеких
песков, в степях Украины, в полосе
вечной мерзлоты возникли новые
города — Магнитогорск и Комсо-
мольск, Джезказган и Мончегорск
и д. ‘
	Вначале не обошлось без переги-
бов и увлечений. Наивными выгля-
	дели предложения, основачные на
преклонении перед «зарубежными
метолами» — линейном «дезурбани-
ое NatceJeHHH или. Ha060-
	con rah расселении или, Bau’
антомании, механической

Е повторяемых однотипных
	проекты, основанные на идейности,
содержания.

Приобретение (каждым городом
своего ‘лица, идейносеть плантоовки
	города — фактор значительный, про-
грессивный, дальнейшее углубление
и Развитие которого не замедлит
сказаться. Если первый этан развития
советского градостроительства рас-
крыл содержание понятия социалисти-
ческого города, `второй—его архитек-
турный облик, то третий, послевоен-
ный этап, заострил вопросы  реали-
зации в натуре генерального плана,
«освоения» ансамблей, его жилых
районов, улиц и площадей.
Неправильно было бы думать, что
эти вопросы не имеют евоей  исто-
рии. Каким революционизирующим
фактором явились в постройке Мос-
квы (1924—1929) новые жилые кваф-
талы на Дубровке, Шаболовке, Дан-
гауэровке, Кр. Пресне; в Ленингра-
де на ул. Стачек, в Харькове, Доч-
бассе и Кузбассе и т. д, Впервые в
истории России появились жилые
дома, группирующиеся вокруг круп-
ных, хорошо проветриваемых ий 0с-
вещаемых дворов и зеленых масси-
вов с детскими площадками.
Таков был первый шаг в нашем.
градостроительстве, еще только на-.

щупывающий новые пути. Но он
был вызовом прошлому. Буржуазные
архитекторы признают использование
ими многих идей социалистического
жилого квартала. Пресловутые аме-
риканские и английские  «микоорзй-
оны» целиком основаны на исполь-
зовании нового советского ’° прелло-
жения сб организации квафтала.
	Но то, что органически вытекает
из советской системы, выглядит.
ложным в Убловиях капитализма.
	Ведь укрупненный социалистический
	квартал © своим общественным
центром, включающий детские yur
реждения, школы, физкультплощад-
ки, свои лечебные ‘коммунальчые, .

торговые точки, отражает не просто.
заботу о человеке, но и новую со-
циалистическую сущность советского.
градостроительства — коллективное.
начало. общественный характер мыш-.
	кварталов, ориентируемых только по
‘санитарно-гигиеническому признаку,
и т. п.
® Коренная ломка взглядов, перево-
‘рот в архитектурной трактовке горо-
‚да, как следствие новых творческих
‘тенденций советских архитектоюоз,
‘дали свои положительные результа-
‘ты. Равномерное распределение об-
служивания, укрупнение кварталов,
принципиально новая установка на
м - оздоровляющая райсны

:

промышленности и жилья, вводяшая
заттитяигю зелень паки культуры.
защитную зелень, парки культуры,
массовое благоустройство, сохранили
свое  первенствующее значение и
‚ сейчас.

Вместе с тем, преобладание «функ-
циональных» моментов на этом эта-
пе обедняло архитектурный облик
торода. Недоучет природных факто-
ров и местных особенностей налагал
серый штами трафарета на проекты
планировки новых городов. Этот де-
фект был устранен на следующем
этапе, совпавшем с работами. по
реконструкции Москвы. Использова-
ние классического наследства, ‘учет
масштабности, традиций города и
его местных особенностей и качеств
придали вновь проектируемым горо-
дам свою характеристику. Планиров-
ка приобрела живописную, подчинен-
ную рельефу и природе, реке, лавд-
шафту, трактовку основных ансамб-
лей города.

Авторы новых проектов городов
сумели отойти от гигантомании, по-
чувствовать масштаб, возможности
проектируемого города. Часто 6ез-
душный скелет довоенной планиров-
ки Сталинграла, Н. Тагила, Запоро-
жья и др. сейчас приобрел характер

гибкого, живого’ организма. Это
очень заметно в ясности,  целеуст-
ремленности начертания главных
	магистралеи, интимности организании
жилых ‘улиц, осмысленном  распре-
делении центров, парков. Когда В
планировке мы видим, что Сталин-
град или Ростов повернулись ли-
	ном к реке, а Смоленск не только.
	подхватил, но и развил радиально-
кольцевую систему, отталкиваясь от
своих природных и исторических
традиций, мы говорим, что это уже
	ный компонент, в американском 9“
роде полностью выхолощена. Дома
ориентируются внутрь квартала.
	Об’ясняется это полным безразличи-
ем к архитектуре города в целом.
У нас — наоборот. Работая над
Саратовской улицей в Сталинграде,
районом «Красный камень». в Н. Ta-
гнле, ул. Ленина в Смоленске, агто-
ры сумели найти равновеске элемен-
тов улицы и квертала, В компози-
ции последнего не теряется само“
стоятельность, ‘и. вместе с тем. так-
	пе: еек. а лун LOO   ey Ke!
технической основе жилой apxurex-   ужения Родиде, великой

“OT ру.
гуры; предпосылки новой, советской и, трудолюбия пол. ино
TROD розпоеллгага яр ла аа Tlotxensen Ke epanelinew
	А. МОСТАКОВ.
	ления. Организация социальной струк-. тично решается его периметр, обра:   художественно эстетическая задача.