ТРИБУНА АРХИТЕКТОРА
	ТВОРЧЕСКИЕ ОТИБКИ
		от ядра города, чтобы получить
значительно более правильную струк-
туру. В этом случае город состоял
бы из основного ядра, ориентируемого
более свободно по отношению к шах-
там, и его спутников — небольших
законченных в себе и вместе с тем
подчиненных главному поселков.

В данном случае проблема центра-
лизованного или децентрализованно-
го города упирается не в личные вку-
сы архитектора-планировщика, Как
известно, добывающая промышлен“
ность большей частью характеризует-
ся рассредоточенностью своих пред-
приятий. Именно поэтому в угольных
и горных районах страны мы наблю-
даем преимущественно  рассредото-
ченную систему расселения. Она об-
ладает большой гибкостью. Автор не
воспользовался ее преимуществами и
этим явно ухудшил свою работу.
Кроме того, в искусственно собранной
в его проекте планировки огромной
массе жилья, разнородной по хаврак-
теру застройки, центр города co-
вершенно неверно запроектирован по
своему месту и назначению.
	История развития русских гооолов
показывает, что центр участвует R
жизни города уже на первом этапе
его развития. В силу этого рост рус-
ских городов был всегда стройным,
оргацичным. В первоочередной же
план развития Ленинска-Кузнецкого
главная центральная площадь не по-
падает, ибо она намечена в стороне,
где задуман «репрезентативный» трех-
лучевой ансамбль. С другой стороны
намечены кварталы, улицы, но без ор-
ганизующего начала, т. е. центра.

‚Основываясь на ложной тенденции
«сращивания» разных по облику рай-
онов города в одно целое, автор не-
избежно вынужден был разместить
центр города на стыке капитальной и
малоэтажной застройки. Кажущаяся
внешняя стройность на бумаге повле-
чет за собой неполноценноеть. ансам-
бля города уже на первой стадии осу-
ществления проекта.

Предположим, однако, что место
центра города приемлемо. Можно ли
было бы согласиться с его трактов-
кой? Увы, и здесь много ошибок.
Следует подвергнуть сомнению ос-
новной тезис автора, ‚при котором он
сводит задачу главной площали горо:
да только к функциям транспортного
узла. Вряд ли можно согласиться с
таким неуважительным отношением
к центру 200-тыеячного города, име-
ющего значительные перспективы
развития. Совмещение функций глав-
ной площади, которое мы допускаем
в небольших поселках, здесь логич-
‚но разграничить, выделив  самостоя-
‘тельную общественную площадь.
Размещение зданий Горсовета, теат-
‚ра, гостиницы создаст парадное ста-
‘тичное начало города. Оно требует
условий покоя.

Автор проекта проявляет недопу-
стимое упрощенчество, отбрасывая ос-
новные идеологические ценности из
планировки советского города. В го-
роде с 200-тысячным населением, ес-
тественно, должна быть парадная,
торжественная плошадь, изолирован-
ная от напряженных транспортных
потоков. $
	Неправильно также строится систе-
ма- магистралей: в проекте странно
выглядит их строгая симметрия, не
соответствующая их жизненному нА-
значению и реальному  использовз-
нию в натуре.

Выше мы говорили о возможности
включения в общую систему города
старого района Кольчугина, о случай-
ности и беспорядочности его плана и
`нелогичности использования его как
‘ведущего района в новой — системе.
`Допустнмо ли то равнодушие, какое
‘проявил автор проекта к задачам упо-
 рядочения старого Кольчугина? Пу-
	танность, раздробленность, хаотич-
ность его сохранились и в новом
проекте. :
	Можно было бы коснуться и эяда
других менее значительных погреш-
ностей проекта, однако все они мо-
гут быть исправлены в последующих
‘стадиях проектирования. Сейчас важ-
‘но предупредить о  неблагополучии
основных принципиальных позиций
‘планировки проекта города Ленинска-
Кузнецкого, имеющего значение типо-
‘вого случая для многих аналогичных
вновь строящихся, реконструируемых
и заново планируемых промышлен-
ных городов нашей Родины.
			‚ Тема восстановления, труд я быт
советских людей привлекли внимание
многих участников выставки. И
здесь хуложники не ограничиваются
единичными зарисовками; они созда-
ют большие серии композиций, в
которых показывают советских pa-
бочих, колхозников, интеллигенцию,

Наиболее значительными a WETS:
ресными являются серии, посвящен-
ные колхозной деревне.

Очень эффектны семь ксилогра-
фий Ф. Конртавтинова «Колхозный
труд». Это написанная особым, BC3-
вытенным слогом поэма. В этих гра-
вюопах есть эпическая  внушитель-
ность и романтическая  приподня-
тоесть. Художник дает широко  за-
	`думанные обобщенные картины сель-
	ского труда.

В ином плане решены рисунки уг-
лем А. Лаптева и гуаши Ф. Бочкова,
также посвященные колхозной дерев-
ve. В работах и. того и другото. боль:
ше непосредетвенности; они  отгал-
киваютея от натуры, от наблютенно-
го в жизни; отсюда — некоторая
STIQNHOCTL, эскизность, Ффрагментар-
ность отдельных листов. М все же
для них обоих эти новые их циклы--
значительная творческая победа.

Из других работ, посвященных
колхозной а назовем казахстан-
ские акварели Kacteesa, линогра-
вюру эстонца ps Kamo ¢ Уборка кар-
тофеля», серии гравюр на дереве
П. Упитиса «Латвийские рыбаки»,
«Ларевенский труд». :

разделе работ, посвященных
промышленности, нужно в первую
очередь сказать о серии рисунков уг-
лем мололого худоскника Н. Понома-
рева «Донбассе восстанавливается».
Ценность этих рисунков в том, что
художник все свое внимание сосредо-
точил на создании правливых  обра-
зов советских шахтеров, рассхазал
c6 их самоотверженнюм труде, В его
людях, простых и жизнерадостных,
есть внутреннее достоинство. Ay-
дожника моно ‘упрекнуть Лишь в
том, что его; рисунки сделаны бегло
и HocaT епортерскай характер
Интересно задумана серия  рресун*
	ков углем К. Финогенова «Сталин»
град строится». Эти правдивые ри:
сунки решены пока эскизно, и нужно
надеяться, что, продолжая свою се-
рию, художник сумеет преодолеть
этот недостаток. Назовем такоке ли-
тографии Е. Комарова,  посвяшеч-
ные восстановлению  сталинградско-
го тракторного завода, и акварели
белорусского мастера Л. Лейтма-
на, отображающие строительство ав-
томобильного и тракторного заводов
в Минске.

Большинство других художников
эту тему решает, как индустриаль-
ный пейзаж, — таковы акварели К.
Купецио, продолжающей ранее на-
чатую серию «Днепрогэс», серия мо-
лодого художника Н. Никифорова
«Нефтэпромысел на Волге», серия
литографий эстонна’ А. Хойдре «В
Эстонском сланцевом районе», офор-
ты, посвященные восстановлению
Новороссийского ‘порта, А. Глухов-
цева, работы украинских графиков
А. Пащенко, В. Мироненко, Г. Бонда-
ренко, И. Дайпа, рассказывающие

о восстановлении индустрии Украи-
  НЫ.
Все же в целом тема возрождения
социалистической индустрии ве по-
 лузила еще в творчестве наших гра-
`фиков нужного выражения. Есть пор-
‚ третные зарисовки, есть панорамы но-
`востроек, но не создано еще общей
грандиозной картины восстановления
героическими усилиями советских
людей индустриальной моши своей
страны.

В этом плане задумана серия лито-

графий А. Пахомова. посвященная
жизни ‘послевоенного Ленинграда. Но,
к сожалению, они много бледнее его
предыдущей серии — «Ленинград в
дни блокады»,

Д. Мочальский в <ерии «Москва»
выступает попрежнему наблюдатель-
ным и остро чувствующим современ-
ность мастером массовой сцелы.

Труд людей вауки избрал темой
своих литографий А. Гончаров. Они
сделаны несколько эскизно, но так
остро, интересно обрисованы ‘в них
обстановка и работа лаборатории, что
мы с интересом будем ждать, как
станет развивать эту тему художник
дальше.

Жанровые сценки из жизни детей
показал В. Баюскин в своих свежих,
трепетных акварелях и гуашах.

Широко, жизо набросана сценка
быта современной Москвы в литогра-
фии молодого художника Ю. Узбя-
кова («У газетной витрины»).

©
К. АНДРЕЕВ
>
ной заботе Ленина 06 Украине
	(«Шорс у В. И. Ленина», «Иархомен-
ко у В. И. Ленина», «Ходоки у Лени-
на» и др.). Живость, динамичность
композиции — достоинство этих
офортов, но в некоторых из них
центральному образу недостает порт-
ретного сходства,

П. Васильев работает надо вопло-
щением образа Ленина уже более
четверти века. Его. рисунки получили
заслуженную популярность и высо-
кую оценку. Он продолжает попол-
HATS свою серию новыми портретными
зарисовками и рисунками, изобра-
жающими все новые эпизоды жизни
	и деятельности Ильича.
	Из искусства второстепенного, при-
хладного или узко камерного по
своему характеру, из искусства для
немногих, каким была графика до
революции, она стала’ в послеоктяб-
рьские годы равноправной в ряду
других искусств, стала подлинно на-
родным искусством,

Наша графика отличается  исклю-
чительной отзывчивостью к событи-
ям окружающей жизни. Она стре-
мится запечатлеть все ‘ эначительное
и яркое в современности. ‚В совет-
хой стране графика превратилась в
большое искусство, участвующее
вместе с живописью и скульптурой
на всех художественных выставках.
Тот высокий уровень, на который
поднялось в нашей стране изобрази-
	власти, в значительной мере опреде-
ляется достижениями также и нашей
графики.

Лучшие черты, свойственные co-
ветской графике, желание поднять
большое содержание, решить  слоск-
ную тему, откликнуться на важней-
шие события дня отличают и новые
работы наших графиков, созданные
за последние два года и экспониро-
ванные сейчас на Всесоюзной худо-
	жественной выставке,
	Если уже давно стало  общепри-
знанным, что наша книжная  иллю-
страция стоит на высоком художест-
венном уровне, то в последние годы
и в области станковой графики мож-
но было отметить также всё новые и
новые успехи. Художники здесь уже
пе удовлетворяются беглой зарисов-
кой. простым этюдом с натуры, или
суммарным эскизом, — они ищут
«больнюй формы», стремятся к за-
конченному композиционному рисун-
ку, к созданию тематических серий
н циклов, дающих последовательное
раскрытие данной тгмы,.

На выставке мы видим ряд инте-
ресных серий, в которых художники
стремятся решить ответственную те-
му нашей современности-воссоздать
в гравюрах, рисунках и акварелях об-
разы великих вождей советского на-
рода, основателей советского  госу-
Ддарства Ленина и Сталина, запечат-
леть отделыные эпизоды их жизни и
деятельности. Здесь в первую оче-
‘`редь нужно выделить работы трех
художников — Е. Кибрика, П. Ва-
сильева и В. Касияна.

Серия Е. Кибрика «Ленин в 1917
году», состоящая из четырех боль-
щих законченных композиций, испол-
ненных углем—<«Есть такая партия»,
«Июль 1917 года; В. И. Ленин в
подполье», «Ленин в Разливе» и
&24 октября ночью в Смольный пря-
был Ленин»— должна быть признана
выдающимся достижением  на’ней
графики последних лет. Это подлин-
BO творческое, новаторски смелое
воплощение образов Ленина и
Сталина в графике. Мы здесь видим
не робкие портретные зарисовки, а
сложные рисунки-композиции. Ленин
и Сталин в рисунках Кибрика пред-
стают пзред нами как творцы и ор-
ганизаторы Великой Октябрьской
социалистической революции, веду-
щие народ к победе.

Серия офортов выдающегося укра-
инского графика В. Касияна «Ленин
и Украина» показывает Ленина —
главу молодого социалистического
государства. рассказывает о постоян-
		Перед нами проект архитектурной
планировки города Ленинска-Кузнен-
	кого (6. Кольчугино)—одного из ра-
стуших угольных районов Кузнецкого
бассейна. Этот город возник лавчо—
	в дореволюционных условиях, развиз
вался без плана. Первые строения со-
оружались вблизи шахты, а потом да-
же на угольных пластах. Естественно,
что город нуждается в коренной ре-
конструкции и перепланировке.

Невольно возникает вопрос — нуж-
но ли, составляя новый проект планн-
ровки, считаться со старым Кольчу-
гиным, брать ли его за основу или
гораздо логичнее строить новый го-
род? Пласты угля под городом пре-
пятетвуют сооружению крупных зда-
ний. Кроме того, старый город лишен
каких-либо ценных исторических тра-
диций, выдающихся архитектурных
памятников,

Перед автором проекта планировки
Ленинска-Кузнецкого архитектором
Салищевым (Государственный инсти-
тут проектирования городов) стояла
трудная задача, осложнявшаяся еще
ограниченностью жилой территории,
В создавшихся условиях вынужден-
ного использования под жилье сво-
бодных от угля земель автор су-
мел удовлетворительно решить дишь
одну функциональную задачу — вы-

территории для развития  горо-
да. Не отказываясь от старого торо-
да, он все же центр тяжести перено-
сит в новую часть, которую добросо-
вестно расположил вблизи промыш-
ленных предприятий. Схема при-
обрела форму, приближающуюся к

„римской цифре Г. Стержнем компози-
ции является центральная трехлуче-
вая ось, об единяющая площадь и ма-
гистрали.

Но композиционная основа плани-
ровки не учитывает сроков ввода в
эксплоатацию отдельных ее звеньев,
т. е. должно пройти много десятиле-
тий, покуда удастся реализовать в
строительстве рисунок, нанесенный
на бумагу проекта.

Промышленные предприятия распо-
ложены главным образом к северо-во-
стоку от города. Соответственно это-
му односторонне будет застраиваться
город. Что же в таком случае полу-
чится < основной симметричной ком-
позиционной структурой города, залу-
манной в парадной «версальской»
трехлучевой форме?

Первый этап развития жилого рай-
она не захватывает основное ядро
яланировки. Следовательно, долгое
время город будет незаконченным ор-
гавизмом, лишенным главного его ар-
хитектурного содержания.

Верно ли зто? Конечно, нет. Совет-
ский человек, живя в новом городе,
должен ощущать его как органичное
архитектурное целое даже в незакон-
ченном состоянии. Налицо — недо-
статочно продуманное решение
проекта города. В чем же причины
неудачи автора?

Еслн город в воображении архитек-
тора складывается вопреки естествен-
ным тенденциям его роста, вопреки
здравому смыслу, автор неизбежно
придет к построению бумажной, -мерт-
BOH «орнаментальной» структуры го-
рода. Архитектор Салищев в данном
случае оказался в стороне от дейст-
‘вительности, потерял. чувство време-
	‘ни и пространства.

Образ города в значительной сте-
пени зависит от архитектуры зданий,
их этажности, ансамблевой подчинен-
ности. В Ленинске-Кузнецком в ос-
HOBHOM живут шахтеры. Тяготение к
небольшим усальбам, к своему огоро-
ду и саду — естественно после ра-
боты под землей,

Автор понял это. Он предусмотрел
около 40 пропентов одноэтажных до-
мов в городе. Но учел ли автор в
композиции плана столь большую
расоредоточенность населения? Здесь
легко сбиться с правильного пути и
превратить город с 2009-тысячным на-
селением в большую деревню. И
действительно, автор сбился с пра-
вильного пути.

Вместо того, чтобы отделить от ос-
новНого ядра города периферийные
малоэтажные поселки, которые по
срокам осуществления отдалены, и
строить композицию ядра города са-
мостоятельно, автор, искусственио
связав все в одно большюе- целое,
допустил серьезную градостроитель-
ную ошибку.

А между тем, достаточно было бы
отделить от города поселки и архи-
тектурно трактовать их независимо

Одна из основных творческих за-
слуг театра для детей — создание
сценического образа советского под-
ростка. Детская драматургия всегда
стремилавь,—хотя, может быть, и не

сепда умела этого вполне достичь, —
к праедивому сценическому ‚ изобра-
жению тех моральных ‘качеств соват-
ского подростка, которые являются
основой и целью всей системы ком-
муниетического воспитания. Показать
те изменения в детской неихологии, в
самосознании современного юношеслт-
ва, которые произошли в связи с Ве-
ликой Отечественной войной, —такова
Задача, которую поставили перед со-
бей тюзы’ и их драматурги в наши
ДНИ,

Попыткой подойти к решению этой
задачи явились две последние премь-
еры детских театров Москвы — «До-
рогие мои мальчишки» Л. Кассиля и
А. Липеровского в Центральном дет-
ском театре (постановка А. Рубина,
художник М. Виноградов, композитор
	М. Старокаломский) и «В начале
мая» В. Любимовой в Московском
тюзе (постановка М. Лишина, худож-

o
		«Дорогие мои мальчишки».
артистка Т. Булкина, Тимка
ков = артист В. Залевин.
		пемеркнущие в веках подвиги ©о-
ветского народа в Великой Отечест-
венной войне еще долго будут вол-.
ковать творческое воображение  нча-
ших художников, Событиям Отечест-
венной войны на выставке посвящен
целый ряд новых работ советаких
графиков, в которых художники пы-
таюйся дать обобщенные, синтети-
ческие картины недавних событий.

Замечательную серию. гуаней
«Москва военная» создал А. Дейне-
ка. В этих болыших многофигурных
композициях, графически четких и
сдержанных по цвету, воссозлана`
Москва осейи 1941 года, Москва
прифронтовая. Только подлинный
художник и подлинный патриот мог
с такой огромной художественной
убелительностью обрисовать облик
частороженного города, ощетинивее-
гося надолбами и зенитками, готово-
го к жесточайшим сражениям,

В серии линогравюр ленинградец
С. Юдовин лаконично и вместе с тем
с большим чувством рассказывает
о Ленинграде в дни блокады. Поль-
зуясь` скупыми сочетаниями черных
и белых пятен, художник создает
полные жизни образы не сломленных
никакими лишениями людей. Серию
завершает лист «День победы на
Лворцовой плошали». замечательно

передающий грандиозное зрелингз на-
родного праздника,

Военному енингралу посвящены
и офорты молодого художника А.
Харшака. Харшак не выбирает слож-_
ных сюжетов, не дает многофигур-
ных композиций: изображая лицо че-
ловека— солдата, ползущего вперед в
разгаре боя, раненого ребенка или ка-
киг-либо элементы военного пейзажа
— траншеи, надолбы, он умеет выра-
зить как бы самое настроение тех
дней, с их драматизмом и напряжен-
ностью. Лучшие его листы («На пе-
рэднем крае», «Левочка») производят
большое впечатление; олнако нужно
сказать, что иногда переживание ху-
дожником виденного кажется слиш-
ком суб’ ективным.

Запоминаются рисунки молодых
художников О. Верейского и А. Лива-
нова, посвященные фронтовому и пар-
тизанскому быту.

Своеобразным И талантливым pH-
совальшиком показал себя Б. Проро-
ков в серии «В Кита». Пророков
удачно использовал в своей работе
технику китайского рисунка тушью и
создал оригинальные ‘и правдивые
произведения, посвященные жизни
‘совоеменного Китая.
		«В. И. Ленин в подполье». Рисунок художника Е. Кибрика,
			Книжная графика представлена
количественно скромно. Но и здесь
эсть много интересного.

На Всесоюзной выставке зритель
имеет возможность полностью озна-
комиться с некоторыми замечатель-
ными сериями иллюстраций таких
вылающихея мастеров советской
книжной графики как Кукрыниксы,
Шмаринов и Дехтерев.

Большая серия рисунков к «Даме
с собачкой» превосходно венчает че-
ховский цикл Кукрыниксов.

Рисунки Д. Шмаринова к произзе-
дениям А, Некрасова вносят многа
нового в интерпретацию `некфасов-
ской поэзии, помогают по-новому
прочесть великого русского поэта
и зрительно представить себе создан-
ные им образы,

Каневский давно не радовал так
советского зрителя и читателя, как
теперь, показав свои иллюстрации к
повестям Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки». В его легких, про-
зрачных рисунках черной акварелью,
полных света и воздуха, есть и неж-
ная восторженность и мягкий юмор,
присущие гоголевским «Вечерам». В
этих иллюстрациях OH отходит от
‘Toh гротесковой схематичности, той
«колючести» рисунка, которые преж-
де были характерны для него.

М. Дерггус также дал неплохие
иллюстрации к двум повестям Гого-
ля: «Майская ночь или утопленни-
па» и «Ночь перед рождеством».

м
	Дерегус привлекает горавдю боль-
ше другими своими работами: пик-
лом болыних офортов на тему <Ук-
	‚раинские думы и исторические Tete
ни».

Недавно исполненный С. Герасимоз
вым фронтиспие к книге «Дело
Артамоновых» А. М. Горького (аква-
рель)—блестящее завершение его ра-
боты над иллюстрированием этого
романа.

Серьезным недостатком нашей
книжной графики нужно признать
почти полное отсутствие иллюстта-
ций к лучшим произведениям созет-
ской. художественной литературы.
Трудно даже понять причину подоб-
  ного явления. Виноваты. ли в этом
Е издательства, не привлекаю-

щие к этой работе лучшие силы со-
ветских графиков, или же сами ху-
дожники медлят с работой над сов-
рэменной темой. Во всяком случае,
это серьезный пробел в нашей гра-
фике.
Заканчивая обзор графики на Все-
союзной выставке 1947 года, можно
сказать, что не один десяток произ-
ведений с этой выставки останется в
  стенах наших музеев. Не лучшее ли.
  признание: их. успехов? Но в то
  же время мы видим на выставке и
немало отдельных недочетов, устра-
  Nome которых будет способстасвать
еще более быстрому. под’ему всех
видов и техники нашего графическо-
то ‘искусства. ,

ляют рисунки Л. Сойфертиса, посвя-
щенные советской детворе. В них
много движения, легкости, изящест.
ва. И все-таки неприятен в них налет
эстетизма: художник не столько ду-
мал об изображении детворы, сколь-
ко стремился’ продемонстрировать
свою манеру рисовать. От талантли-
вого художника ждешь не «милых»
безделушек, а болзе ‹серъезного и
глубокого воплощения <овременной
жизни.

Портрет на выставке на этот раз
занимает довольно скромное место.
Это прежде всего несколько работ,
так блестяще выступивших в. прош-
лом году Г. Верейского, М. Родионо-
ваи А. Шовкуненко,

Новые портреты Г. Верейского,
посвящены главным образом  деяте-
лям искусства Ленинграда. Среди
них — прекрасные погрудные порт-
реты акад. Орбели, проф. Оссовского
и легко, лаконично и выразительно
нарисованный и художника В.
 Серова за работой. В портрете Е: Мра-
винского художник как-булто ищет
новых ‘приемов характеристики: чуть
утрирован тонкий’ угловатый силуэт
фигуры, в результате этих экспе-
риментов портрет получился несколь-
ко внешним.

Из портретов Родионова наибо-
лег удавшимся можно считать порт-
рет художника М. Сарьяна.

А. Шовкуненко показал  написан-
ные со свойственным ему ‘артистиз-
MoM акварельные портреты М. Лит-
	ского:

Творческой ‘удачей А. Фонвизина
является портрет артистки Ордан-
ской. Этот портрет убеждает в живо-
сти и правде созданного актрисой
сненического образа.

Пейзаж на выставке  немного-
числен. Наибольший интерес пред-
ставляют работы, посвященные
городскому пейзажу. Здесь в пер-
вую очередь нужно назвать. новые
листы из серии «Старая Москва» И.
Павлова, Тема новой Москвы влежх-
новляет А. Ромодановекую; в её як-
варелях верно передан облик улиц
й нломталей сегодняшней Москвы.
	Чистотой стния и точностью рисун-
	ка привлекают гравюры на дереве
Л. Хижинского, посвященные нриго-
родам Ленинграда. Красочные  эф-
фектные салюты М. Бобышюва уже
вполне заслуженно завоевали себе
популярность, и на выставке еще раз
убеждаешься в том, что ему, ‹ более
чем кому-либо другому из наиих жи-
вописцев, удалось успешно справить-
ся с этой трудной темой. Красивы по
цвету киевские пейзажи А. Пашен-
ко. Выдающиеся памятники города
Ленина запечатлены в литографиях
И. Астахова; эстонцы’ Э. Окас, А.
Хойдре и Д. Лаев показывают, Kak
возрождаются из пепла и руин их
родные города. Столице Армении  по-
	святил свои литографии А. Гарибян.
					«Жатва». Гравюра на дереве Ф. Константинова.
		Не вникая в детальную оценку
еще по меньшей мере десятка милых,
живых и правдивых детских образов,
рожденных этими двумя спектаклями,
все же хочется отметить ту несом-
ненную культуру сценического  ис-
полнения детских ролей, которая про-
демонстрирована обоими театрами. «В
начале мая» разыграно в основном
молодыми кадрами МТЮЗ. Ставка
на молодость исполнителей явилась
одним из средств осуществления об-
щей задачи — показа целой группы
ребят-школьников. Но «типажность»,
как принцин распределения ролей, не
всегда приводит к желаемым резуль-
татам. Вполне убедительны и. прав-
дивы и по внешним и по внутренним
своим данным И. Рейноян — Лиза,
М. Половикова — Наташа Карасева
и И. Паппе — Шурочка. Б. Павлов
играет роль Алеши искренне и теп-
ло, но его внешний облик противоре-
чит содержанию роли. Наряду с этим
Г. Бурцева, обладающая давним и
славным стажем в исполнении детских
ролей, дает законченный и цельный
образ семикласеницы Нины.

К тому же, условно говоря, стар-
шему поколению актрис-травести от-
носятся исполнительницы трех глав-
ных героев в спектакле Центрально-
го детского театра «Дорогие мои
мальчишки»: А. Кудрявцева — Ка-
па Бутырев, Т. Булкина — Валя Че-
репашкин и Л. Чернышева — Тимка
Жохов. Роли этих трех мальчиков
сыграны на том уровне актерского
мастерства, который позволяет гово-
рить о действительно болыших  до-
стижениях советского театра для де-
тей в области сценического воплоще-
ния образа подростка.

Однако успехи, достигнутые  дет-
скими театрами в создании образов
детей, только сильнее подчеркивают
недостатки, которые они обнаружили
в решений образов Взрослых. Можно
подумать, что театр для детей отка-
зался от всякой заботы о своих
взрослых персонажах, устремив все
силы и внимание на «детскую спе-
цифику». Упрек этот может быть
равно обращен как к театрам, так и
к драматургам.

Руксподителем и вдохновителем
юных синегорцев выступает Арсений
Петрович Гай. Его имя проходит че-
рез весь спектакль. Но как чеинте-
	`ресно, как отрывочно и бледно пока-
‘зан Гай в прологе! Ни авторы, ни
	режиссер, ни актер не нашли ниче“
го, что помогло бы подать образ
Гая так, как он того заслуживает.
	  Тепло я с настоящим юмором сыг-
  рана сцена примирения ремесленни-
ков с юнгами, когда дорвавшихея ло
` потасовки юнцов разнимают и уми-
  ротворяют старики мичман Пашков й
  цеховой мастер Матунин. Но роли
обоих воспитателей эпизодичны в <а-
мом плохом смысле этого слова, т. е.
рассматриваются и автором и режис-
  сером, как не имеющие существенно
го значения в спектакле. Apracty
М. Холодову удается создать хотя бы
вненне  запоминаюнтуюся фигуру
старого мастера, на долю же П. Брян-
ского не досталось ничего, кроме мич=
  манского кортика и трубки. Не удер-
` жался Л. Кассиль от соблазна запу-
  стить камешек в «педагогический»
огород, изобразив руководительнину
Дома пионеров, сменившую Гая, как
представительницу тех старой памяти
наробразовских воспитателей, кото-
рых осмеивал еще А. Макаренко. Не-
‘уместное рвение Ангелины Никитич-
ны, сигнализирующей об опасности
там, где ее вовсе нет, пресекает сек-
ретарь горкома Плотников, единст-
венный из взрослых в этом спектак-
ле, авторитету которого можно и хо-
чется верить (артист Н. Пастухов}.

В спектакле МПЮЗ взрослые —
родители и педагоги — показаны в
том тесном общении с петьми; кото-
рое соответствует жизненной правде.
Но такова только внешняя ситуация.
В решении же психологических и пе-
дагогических вопросов, составляю-
щих содержание пьесы, взрослые нг-
рают самую незначительную роль
Больше всего возражений вызывает
образ матери Алеши, совершенно
растерявшейся перед сложностью
проблемы воспитания сына.
	Если же вспомнить по аналогии ту
неудачу, которая постигла С. Михал-
кова и Центральный летский театр в
изображении родителей и школьного
учителя в пьесе «Красный галстук»
(наряду с бесспорным успехом в пе-
шении образов детей), если перебрать
в памяти целую серию незадачливых
родителей и недалеких педагогов,
фигурировавших в .школьно-пионер-
ских пьесах тюзовского репертуара,
то очень трудно избежать неутеши-
тельных для детского театра выво-
дов.

Театр для детей и его драматургия
должны мобилизовать все свои твор-
ческие силы, чтобы создать на дет-
ской сцене высокоидейный н жиз
ненно правдивый образ воспитателя
нового советского поколения.
	 ученической жизни, в период подго-
товки к экзаменам, в мирный домаш-
ний и школьный быт. Никаких внещ-
них поводов для свершения полвигов,
для выявления героического характе-
ра нет. Тем интереснее обнаружить
все задатки такого ‘характера в обра-
зе героини спектакля, 14-летней Лизы
Родионовой, ученицы седьмого клас-
са, готовящейся вступить в комео-
мол. Решение этого образа тем труд-
Нее, чем больше положительных ка-
честв приписывает ей автор, Как лег-
ко тут было бы впасть в изображе-
ние той во всех отношениях пример-
ной девочки, которая существовала,
как идеальный образец для подража-
ния в арсенале педагогических прие-
мов у старых гувернанток и вызыва-
ла неизменный протест у тех, кого
пытались воспитывать примером та-
кой девочки. Лиза, однако, не вызы-
вает протеста, а внушает уважение;
это достигается тем, что «пример-
ность» ее поведения об’ясняелея не
слепым выполнением правил хороше-
го поведения, а сознательным и про-
думанным выбором тех жизненных и
нравственных норм, которые она счи-
тает для себя обязательными. Вступ-
ление в комсомол является для нее
некиим внутренним экзаменом, к кото-

же высокими оценками wopaur aot
«уюпеваемости», каких она добилась в

тикольной учебе. В Лизе сказываются
та же сознательность и ответствен-
ность, какие характеризуют Kany

шее. за годы войны и вступаю-
шее сейчас в жизнь, успело пройти
серьезные испытания: оно знает тя-
жесть утрат, понимает, во имя чего
эти утраты понесены, и умеет ценить
‘то, что ими оплачено. Недаром вос-
`поминания 0б отце, погибшем на
‘фронте, номогли Лизе, все ссорив-
шейся с братом из-за его неправиль-
‘ного отношения к учебе, найти путь
‘к примирению, душевному единству.

$

рому она стремится притти с такими.

Бутырева. Юное поколение, подрос-.

ноян создала очень привлекательный
образ Лизы, чуть затаившейся в сво-
‘ей внутренней сосредоточенности и в
то же время устремленной к тому
нравственному идеалу, которого она
хочет достичь. Ее чистота и’ принци-
‘пиальность, ве убежденность и ис-
`кренность переживаняй как в огор-
‘чениях, так и в радости переданы
исполнительницей с хорощей серьез-

остью и больной сценической Hpo-

Молодая актриса МТЮЗ И, Pen-

CTOTOH.
	Бутырева с настоящей убедительно-
стью и правдой. При всей его серьез-
ности и собранности он остается под-
ростком. В его самообладании есть
что-то от детского желания казать-
ся взрослым, придать себе недостаю-
шую весомость. Смешна и мила его
ворчливость, к которой он прибегает,
чтобы поддержать свой престиж хо-
зяина в семье. Но напускная ‘сдер-
жанность Капы пропадает и сме-
няется чувством нескрываемого маль-
чишеского торжества, когда ему
удается озадачить своего соперника
—— jonny. Новые качества характера
героя, воплощенные в образе Капы
Бутырева автором, заставили и акт-
рису найти новые выразительные
средства его сценического осуществ-
ления. А. Кудрявцева выявляет ти-
пичные черты подростка не в том, что
подчеркивает его «детскость», а в его
тяготении к подражанию взрослым.
	Аналогичную задачу выявления нэ-
вых идейно нравственных качеств в
образе советского подростка-школь-
ника поставила перед собою и В. Лю-
бимова в пьесе «В начале мая». Театр,
вслед за автором, сосредоточил все
свое внимание на психологической
характеристике действующих лид, ко-
торым, однако, нехватает  сочности
красок и речевой выразительности,
какими наделены персонажи пьесы
«Дорогие мои мальчишки». Ни сю-
жет, по-бытовому простой, ни драма-
тический конфликт, слишком слабо
очерченный, не приходят автору на
помощь. Тем не менее, есть в замысле
В. Любимовой нечто свежее и новое,
выгодно отличающее ее пьесу от
прежнего, ставшего почти канониче-
ским, подхола к школьной теме с
противопоставлением одиночки и кол-
лектива, со схематическим делением
действующих лиц на отрицательных
и положительных. Вдумчивая, очень
тщательная работа режиссера М. Ли-
шина н искренняя игра актерского
коллектива, приведенного к настоя-
щей ансамблевой слаженности, помог-
ли театру извлечь из пьесы все луч-
шее, что в ней есть, и создать спек-
такль, горячо и взволнованно прини-
маемый зрительным залом.
	Если Л. Кассиль располагает за-
нимательным сюжетом, не лишенным
своего рода приключенческого азар-
та, если его герой действует в обёта-
новке военного времени, усугубляю-
щего напряженность ситуации, TO
В. Любимова перелосит зрителей в
очень обычную для них атмосферу
	водственник. Но, кроме того, он и
командор отряда пионеров-синегор-
нев. Он стесняется того, что еше не
порвал < детской игрой в Синегорию,
затеянной некогда руководителем
Дома пионеров Арсением Гаем. Капка
готов отказаться от своего командор-
ства — он устает на работе, ему не-
хватает времени. Но перед лином то-
варищей это было бы изменой. И ко-
гда Капка узнает о том, что Гай по-
гиб на фронте, он рентительно остает-
ся на посту командора, ибо... «дело
бросать — это хуже еще, чем память
Арсения Петровича позабыть» «От-
вага, верность, труд, победа» — де-
виз синегорцев, принимающих в свои
ряды лишь тех, кто «по какому-ни-
будь делу чего-нибудь достиг хоро-
шего», кто сумел доказать, что он
«пионер военного времени».

И в образе жизни, и в понимании
ве трудных сторон, и в ощущении
выпавшей на его долю ответственно-
сти Капа Бутырев старше, взрослее
своих сверстников-пионеров и своей
несколько легкомысленной сестры}
он сознательнее и внутренне стар-
те, чем все те юнги, с которыми ре-
месленники столкнулись по началу
как враги и соперники, а потом сдру-
жились на общей работе. Его положе-
‘ние хозяина в доме, бригадира на
‘производстве и Командора В отряде
`завоевано тем уважением, которое
‘внушает к себе этот паренек, стано-
‘вящийся героем не только в глазах
‘ затонских ребят, но и всего эритель-
ного зала. Героическое начало образа
проявлено в данном случае не в свер-
зцении каких-либо исключительных,
подвигов, а в раскрытии нравстзен-
‘ного превосходства героя, которое и
‘позволяет ему занять его многочис-
‘ленные «командные» посты и спра-
виться с ними, несмотря на сравви-
‘тельно юный возраст, В этом заклю-
чено новое качество характеристики
Капы, как героя повести, героя спек-
такля, как героя своей среды. Это тем
более следует отметить, что детское
представление о героизме труднее
‘всего мирится с мыслью, что героем
можно быть и в самой обыденной
жизни, в тех самых простых трулах
и днях, из которых складывается по-
вседневность.

Артистка Центрального детского
театра А. Кудрявцева играет Капу
	ник В. Талалай, композитор Н. Рах-
манов). -

Сценическое переложение повести
Л. Кассиля имеет немало погрешно-
стей. В инсценировке многое недо-
сказано — не столько в обстоятель-
ствах сюжета, сколько в раскрытии
психологии действующих лицо и в
расшифровке «второго плана» пове-
сти, который дан в сказке о Синего-
рии, сохранившейся только в наме-
ках и упоминаниях. Тем не менее,
спектакль передает душевную тепло-
ту повести, ее оптимизм и своеобраз-
ную юношескую романтику.

Особое место, какое может занять
в современном тюзовском репертуаре
эта пьеса, определяется характери-
СТикой ее основного героя, Капы Бу-
тырева. У него нет матери, а отец на
фронте. Капка — ученик ремеслен-
ного училища и кормилец семьи. На
ремонтном заводе — он бригадир мо-
`лолежной бригалы и лучший произ-
		a f
	з 1-го действия. Черепашкин —
— артистка Л. Чернышева и Дуль-
Фотс А. Батанова (ТАСС).