СОВЕТСКОЕ UCKYCCTBO
	Писатель в документальном ино
	упрекает их В недостаточной творче-
ской инициативе, в отсутствии эзтоф-
ского отношения к произведению, в
однообразии приемов. Резко критя-
кует И. Эренбург установившуюся
практику киноорганизаций, привык-
ших рассматривать работу писателя,
как некую скорую помощь, призэаи-
ную «вытянуть фильм». И. Эрен-
бург не придает тексту самодовлею-
щего значения, считая, что изобра-
жение имеет самостоятельную  цея-
гость и не должно рассматриваться,
как иллюстрация к тексту. Он ука-
зывает также на недостатки диктор-
	Кивокомиссия ° Союза писателей
провела на-днях встречу писателей и
режиссеров-дюкументалистов,  посвя-
щенную работе литераторов в доку-
ментальном кино,

Изучение материала будущего
фильма, выезд с группой и операто-
рами на места, определение сюжетов
и об’ектов с’емки-—таковы, по мие-
нию Б. Агапова, обязанности писате-
ля в документальном кино.

Б. Агапов считает ошибочной
практику некоторых режиссероз, ог-
раничивающихея заданиями операто-
рам и сводящих свои функции лишь
к роли монтажеров. Он указывает и
на то, что уже создалея шаблон в
тематическом решении документаль-
ных фильмов и STO ограничизает
творческие возможности мастеров
	документального кино— режиссеров и
писателей.
	Участники встречи говорили о том,
что порой успех картины об’ясняется
ее материалом и тематикой, но не
мастерством ее создателей.

— Плохой документальный Фильм,
сказал И. Эренбург, —интереснее пло-
хого игрового фильма, потому что в
нем есть материал действительности.
Считая роль режиссеров в докумеч-
тальном кино ведущей, И. Эревбург
	Сессия Научно-и
‚ кино-фото
	Недавно закончилась сессия Науч-
но-исследовательского кино - фотомн-
ститута, посвященная тридцатилетню
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции.

Открывая сессию, заместитель Ми-
нистра кинематографии СССР М.
Хрипунов указал на необходимость
расширения = научно-исследователь-
ских работ, в особенности тех, кото-
рые имеют <воей целью ускорение
процесса производства кинокартины.

Участники сессии прослушали до-
клалы профессоров П. Козлова, К,
Чибисова и Е. Голдовского о перело-
вой роли советской науки в области
фотографии и кинематографии и об
	этапах развития, советской  химико-
фотографической и кинотехнической
науки. Обрисовав путь развития ки-
	изучение памятников
русского зодчества
	В этом году Институт истории и
теории Академии архитектуры CCCP
организовал ряд экспедиций по изу-
чению памятников русского зодчест-
ва. °

Группой научных сотрулников ин-
ститута осуществлено’ исследование
древнейших памятников Новгорода.
В результате этой ‘работы удалось
установить, что храм Перынекого ски-
та около Новгорода, сооружение ко-
торого обычно относили к ХИ веку,
построен в начале ХП века и относит-
ся к наиболее древним сохранившим-
ся памятникам новгородского зодче-
ства. Первоначальный облик здания,
чрезвычайно интересный по архитек-
туре, был скрыт под наслоениями бо-
лее позднего периода.

Кроме того, продолжались иселедо-
вания храма Софии в Новгороде.
производились новые раскопки и ©б-
меры.

Закончено начатое в прошлом году
исследование храма Софии в Полоц-
ке, уточнен перзуначальный план
этого здания, относящегося к Х  ве-
ку. На территории Евфросиньева мо-
настыря в Полоцке обнаружена и ча-
стично раскопана зостройка ХИ века
гражданского назначения с. сохранив-
шимися декоративными деталями и
остатками древних фресок.
	Значительные работы осущест-
влены по исслелованию памятников
зодчества древней Владимиро-Суз-
	дальской земли.
oo Oo
	Народный композитор
	К азахстана
	Народному. композитору Казах-
стана Дине Нурпеисовой—86
Но ее замечательной игре на OMG}

ее _позавид+хзать
	могут и сейчас elle lve
лучшие молодые музыканты.
	Престарелая домбриетка награ\--
ия ou ззреамы О почетных
	Ha орденами и выовии ee

званиями, ее исполнительское И

«омпозиторюкое творчество получило

признание далеко за пределами. рес-
а = т

ЕО
	музыке
	овременнах
		буржуазного Запада
	®
в ГОРОДИНСКИЙ
		дящие в маленьком рыбачьем местеч-
ке на английском побережье, где мел-
ко все— ‘море, и люди, и пережива-
ния, и житейские драмы. Централь-
ный персонаж оперы, Петер Граймс,
‚не имеет в себе ничего героического.
Это жалкий неврастеник, больной ми-
зантроп, не умеющий справиться да-
же с самим собой и непригодный ни
к какой жизненной борьбе. Он и гиб-
нет в конце концов в итоге конфлик-
та, возникающего между ним и Me-
стечковой общественностью, такой же
мелкой и незначительной, как он сам.
	Трудно представить себе, чтобы XY-
дожник способен был отыскать по-
этическую сушность в такой непоэти-
ческой среде и обстановке. Этого не
сумел сделать и Б. Бриттен, несмотря
на то, что это композитор несомнен-
ного и крупного дарования.
	Итак, мы не можем признать «Пе-
тера Граймса» Б. Бриттена произве-
дением значительным. Такой «Иван
Сусанин» не может вывести британ-
скую музыку на широкий путь твор-
ческого развития.

Однако «Петер. Граймс» не есть
частная неудача композитора. Гораз-
до важнее то, что эта очевидная не-
удача буржуазной критикой почти
единодущню признается крупнейшим
творческим успехом художника и,
следовательно, отвечает лействитель-
ным эстетическим потребностям бри-
танской музыкальной публики.

Советского человека, изучающего
искусство современного буржуазного
Запада, не могут не поразить его
необычайный аморализм, болезненная
сексуальность, патологическое стрем-
ление к любованию пороком в самых
неестественных и THYCHBEX апроявле-
ниях. В декадентском искусстве бур-
жуазии аморализм становится нормой,
	по крайней мере для некоторых видов
и формаций художественного творче-
ства. У нас нет здесь места
для рассуждений об американской
джазовой музыке, это особая  те-
Ma, и  мы` ограничимся только
замечанием, что в этой сфере особенно
сильно сказывается pacha, лаловых
основ музыки. Так называемая «им-
провизационность» стиля, столь раду-
ющая своей кажущейся своболой не-
которых недалеких людей, на деле
предютавляет собой все тот же пово-
рот к примитивизму, © котором мы
уже говорили в нашей статье, но по-
ворот, осуществляемый с такой гру-
бой решимостью, как то нельзя на-
блюдать ни в какой другой сфере
художественного творчества.

Однако и в области «большой фор-
мы» американской музыки все болыше
и болыше сказываются разрушитель-
ные тенденции и процессы. Свиде-
тельством этому, между прочим, яв-
ляется сенсационный успех недавно
появившейся на американских сце-
нах оперы Д. Менотти «Медиум». По
своей бессмысленности и предельно
низкому `идейному качеству опера
Меялотти представляет собой нечто из
ряда вон выходяцее. Это самый уди-
вительный «коктейль», причудливая
смесь мистической сивухи и чистей-
шего жульничества, эротомании и са=
дистской психологической жестоко-
сти. ЕЕ

Содержание оперы вкратце таково:
женитина-медиум, при помощи своей
дочери Моники и глухонемого маль-
чика-слуги, вызывает из потусторон-
него мира души умерших детей, голо-
са которых имитирует Моника. По-
этому на сцене толпятся обездолен-
ные родители, умоляющие медиума
устроить им свидание < умершими ма-
лютками. Опере предшествует yBep-
тюра, похожая на панихиду. Засуюди-
ненные виолончели играют тему, от
которой у публики мурашки бега-
ют по телу и встают дыбом во-
лосы. Все эти страсти дополнены в
опере пикантной взаимной влюблен-
ностью Моники и глухонемого маль-
чика, причем Моника поет и о
сзоей любви к нему, ио его любви
к ней так как глухонемой петь, ко-
нечно, не может, как не может и от-
ветить на резонный вопрос: зачем. по-
надобился в современном оперном
спектакле глухонемой персонаж?

События дальше развиваются так:
на сцене появляется вдребезги пья-
ная женщина-медиум и с пьяных
глаз откровенно об’являет плачущим
	родителям, что она обманщица и ни-
каких детей — ни живых. ни мертвых
	— вызывать не умеет. После длинной  .
	канители мелиум из пистолета убива-
ет глухонемого.

Есть нечто гнусное в «произведе-
нии» Менотти, представляющем собою
издевку над самым трепетным, самым
теплым человеческим чувством и са-
	„мым ужасным горем, какое толъко
‚может посетить человека, — горем
	осиротевитих матерей и отцов.
Пусть не говорят нам после’ этого
	о культуре «богобоязненных амери-
канцев». Мы не верим в культуру,
допускающую это бесчеловечное
зрелище.

Музыка декадансной буржуазии
звучит по ту сторону прекрасного, и
никто не будет сожалеть о ней, когда
она смолкнет, Ибо по ту сторону
прекрасного нет музыкальной поэзии.
Отечество истинной музыки-—в стра-
не социализма, где в своболной гар-
монии расцветает новое искусство но-
вого социалистического человека.
	кретное содержание. Эта особая кон-
кретность проистекает от того, что
книга Алейникова, не являясь иссле-
дованием, относится к хорошим образ-
цам мемубрной литературы. И это по-
нятно, так как автор ее связан с кино
на протяжении 40 лет, как организа-
тор кинопроизводства.
‚В своей практике в 20-е голы
Алейников не просто пытался приз-
‘лечь «людей театра» к экрану, он
стремился еще и к тому. чтобы «си-
стема Станиславского», методы Худо-
жественного театра стали основой
  всей киноработы, разумеется, с уче-
том всех богатых средств специфи-
ческой киновыразительности. :
Внедрение мхатовских начал в ки-
но в ту раннюю пору было делом да-
леко не легким, и не потому, что ху-
дожественники чуждались экрана
(наоборот, многие из них кинемато-
графией искренне увлекались), а. по
тому, что пеихологический реализм
мхатовцев, их «искусство  пережива-
ния» встречали резкий отпор пред-
ставителей «монтажно-типажной кон-
цепции», для которых актер был
  лишь натурщик, типаж и которые
низводили значение человека на экэа-
не до монтажного куска, до своеоб-
разного  «камешка» в монтажной мо-
заике режиссера. Это была пора, ког-
да технические возможности кино

Слушая современную западноевро-
пейскую и американскую музыку в ее
наиболее типичных образцах, просмат-
ривая вороха нотных тетрадей, клави-
ров и партитур нынешних зарубежных
композиторов, невольно задумываешь-
ся над тем, как огромно расстояние,
отделяющее эстетические взгляды,
вкусы, принципы человека социали-
стического общества от человека об-
щества буржуазного. И еще над тем,
с какой поразительной быстротой это
расстояние увеличивается. Такое поч-
ти молниеносно стремительное рас-.
хождение возможно лишь в условиях
противоположного движения, не па-
раллельного с разными скоростями, а

именно противоположного, вперед и

вспять,

`В декаданеном искусстве буржуазии
нет и следа трагедийного величия, но
зато есть сколько угодно грязнейшей
фарсовой пошлости. Паяц Жан Кок-
то заменил Софокла, и в клоунских
афоризмах «Петуха и Арлекина» ком-
позяторы современной Франции услы-
шали слово мудрости, возвещенное с
высоты трактирной стойки... Правда,
среди этих композиторов нет Глюка,
но зато есть неземной Оливье Мес-
сиен и первобытно-магический Жоли-
вэ. Есть также Дарленкур с его му-
зыкальной тастрономией, музыкаль-
ными образами яичницы с ветчиной,
жареного картофеля и прочей снеди,
которую средний француз, несомнен-
но, предпочел бы видеть на тарелке,
нежели слушать в Ннеудобоваримой
музыке Дарленкура.

Одним из характернейших явлений
современной буржуазной музыки по
справедливости может считаться рез-
ко. и ясно выраженное тяготение не
только к относительному, но и совер-
шенно безотносительному, первобыт-
ному примитиву в искусстве, примити-
ву, густо сдобренному самым от’яв-
ленным мистицизмом. Наиболее ти-
пичной в этом отношении, без сомне-
ния, является пресловутая француз-
ская «четверка» во главе с чрезвы-
чайно разрекламированным в Европе и
в Америке Оливье Мессиеном и его
сателлитами Андрэ Жоливэ, Ивэ Бод-
ри и Даниэлем Лезюр. Симитоматич-
но, что эта группа торжественно име-
нуется «Молодой Францией». Бли-
жайшее ознакомление с творчеством
и творческими идеями группы: «Моло-
дая Франция» решительно убеждает
нас в том, что это почетное имя она
носит в силу чистейнего самозванст-
ва, потому что ничего народно-фран-
цузского, ничего напоминающего о
нации Берлиоза и Бизе в ней нет.
Нет в илеях этой группы и молодо-
сти, — напротив, старческим бессили-
ем отзывается все ее творчество це-
ликом. В «четверке» есть Только хан-
зжеская богомольноесть, отлично ужи-
вающаяся с бесстыдной страстью: к
саморекламе.

Г. В. Плеханов в статье «Пролетар-
ское движение и буржуазное июкус-
ство» замечает: «Расслабленным де-
тям высших классов потому и нравит-
ся вера доброго старого времени, что
сами они уже не верят и неспособны
верить... Сильный идеализирует то,
чем он силен; слабый то, чего ему не-
достает».

Как это ни покажется странным на
первый взгляд, ультракатолическому
Мессиену недостает именно веры.
Сколько бы ни уверял нас этот чело-
век в том, что он искренне верит в
конец света, вечную красоту святых
мощей, в великость слова «аминь»,
мистерию святой троицы, мы так же
сомневаемся в его искренности, как в
подлинности капли молока святой де-
вы, хранящегося в одном из итальян-
ских монастырей, или частицы живо-
творящего креста, имеющейся чуть
ли не во всех католических церквах
мира. Напрасно Оливье Мессиен уго-
варивает своих слушателей, что его

музыка «стремится быть красочной ив.

то же время нежной» и что ей не
чужды и стремятельность и сила. Ни
того ни другого нельзя обнаружить во
«Взгляде на лик Христа младенца»,
в «Видении Амана», в трех маленьких
литургиях и прочем. Напрасно компо-
зитор уверяет, что свойство его музы-
ки «проникать к любви и сердцу», —
это свойство принадлежит только ис-
кусству, проникнутому великой идеей
и великой страстью, а искусство
 Мессиена и безидейно и бесстрастно.
Это искусство голого расчета, обра-
шенное только к снобам, уставитим от
«резкостей» буржуазного  урбаниз-
ма и ищущим отдохновения в хан-
жеской мистике.

Музыка Мессиена и его теоретиче-
ские декларации, содержащие гото-
вые рецепции сочинения благостной
католической музыки, представляют
собой эклектическую смесь иско-
веэканных образцов добаховской по-
лифонии со всевозможными экспрес-
сионистскими и шенбергианскими вы-
вертами, приемами натуралистическо-
го звукоподражания, а туманное фи-
лософствование насчет ритмической
модальности и музыкальных универ-
салий, вмещающих в себе «выражение
пространства и времени», сильно на-
поминают нам  суб’ективно-идеали-
стические концепции российских сим-
волистов и притом именно крайне
правого их крыла.

Соратник Мессиена Андре Жоливэ
провозгласил, что он стремится к то-
му, чтобы музыка «стала выражением
магизма. заклятием, посвященным об-

но янново

em te eee eo oe А аа ое OY Ot OT
		разам самого непосредственного кКол-
лективного религиозного чувства».
Для достижения этой цели Андре
Жоливэ отыскивает некие колдовские
ритмы и акустические эффекты, по-
черпнутые в’ музыке «экзотических»
первобытных народов, пытается ре-
продуцировать музыкально-гипнотиче-
ские приемы колдунов и знахарей
океанских островов...
Ультракатолицизм Оливье Мессие-
на, «магизм» Жоливэ, оккультизм от-
ставного белоэмигранта Николая Обу-
хова, концертирующего на электроин-
струменте, имеющем форму креста, и.
очаровывающего буржуазных Смер-
тянкиных особой трупностью своего
«радиоспиритизма»,—во всем этом
очень много снобистской ‘манерности
и конечно, немало чистого шарлатан-
ства. Однако все это имеет свойх по-
требителей и даже ревностных, фана-
тических приверженцев и, стало быть,
имеет корни в современном буржуаз-
ном обществе. Именно поэтому мы
считаем явления, о которых здесь
идет речь, типичными для декаданс-
ной эстегики капиталистического об-
щества.
Существует общая черта для всех
течений современного декадансеного
буржуазного искусства — это полное
отнадение от национальной почвы в
художественном творчестве. Сами то-
го не подозревая, музыкальные дека-
денты всех родов и разновидностей,
живущие в странах обоих полушарий,
практически разоблачают фальшь и
лживость национальных лозунгов бур-
жуазии, обнаруживая ее беспринцин-
ный космополитизм и прямую враж-
дебность коренным, кровным интере-
сам нации. Когда в американской пе-
чати мы читаем, что Стравинский
имеет наивысшую «долларовую мар-
ку> из нынешних композиторов, то,
независимо от нашего отношения, к
этому художнику, мы испытываем
смешанное чувство досады и даже
стыда за него. Оценка художника в
денежном выражении у нас бы счи-
талась дерзким оскорблением. Но
вряд ли оскорбляется ею художник,
в разгар войны. вдохновившийся Ha
сочинение цирковой польки, посвя-
шенной «молодому слону». .
Мы не случайно упоминаем об этом
произведении Стравинского. Оно вы-
звало бурю восторгов в американской
и отчасти европейской критике, до
хрипоты восхищавшейся и тем, что
«молодой слон» триумфатором уходит
с арены в сопровождении нарочито
фальшиво гармонизованного «Магспе
militaire> Шуберта. и тем, что, по

мнению некоторых критиков, Стравин-
ский достиг в «Цирковой польке»
вершины музыкального юмора, заста-
вив басовые голоса проделывать голо-
воломные сальто-мортале и с необы-
чайной виртуозностью использовал в
инструментовке польки валторны и
флейты-пикколо вместе с кларнетами.
Вся история Стравинского есть исто-
рия катастрофичеекого падения гро-
мадного таланта, начавшего свою
карьеру смелыми поисками и скатив-
шегося к позорнейшей клоунаде, на
потеху сытого капиталистического от-
ребья.

Страванский шел к этому, когда
сочинял «Симфонию псалмов» — уже
не просто ретроспективную, но прямо
ретроградную музыку. Мы нисколько
не удивляемся поэтому, что он никак
в своем творчестве не реагировал на
великие события наших дней, что в
годы войны он спокойно занимался
тем, что писал кантату для хора и
оркестра «Вавилон», повторял  прой-
денное в симфонических «Зсёпез @4е
БаПе+» и пр. Да в этом смысле Стра-
BHHCKHA и не был исключением. Бу-
‘дущий историк музыки, если он по-
желает найти отражение военной те-
	мы в музыке  запалноевропейиских
стран и в Америке, окажется в край-
не затруднительном положении. Вели-
чайшая трагедия мировой истории
весьма мало отражена в музыкаль-
ном творчестве этих стран, и только
в советской музыке она получила
мощное художественное воплощение.

К числу характерных явлений со-
временной запалноевропейской и аме-
риканской музыки принадлежит опе-
ра английского композитора Б. Брит-
тена, известного и у нас. Опера «Пе-
тер Граймс» на сюжет Джорджа
Крабба была написана Б. Бриттеном в
годы войны и впервые поставлена в
1945 году в лондонском театре «5ад-
er’s Wells». Премьера «Петера Грайм-
са» имела сенсационный успех, и ан-
глийская критика провозгласила оне-
ру Бриттена переломной в истории
	английской музыки и имеющей для
нее такое же значение, как для рус-
ской музыки «Иван Сусанин» Глинки.
Естественно, что нас живейшим об-
разом заинтересовал британский
«Иван Сусанин»

Сопоставление «Петера Граймса» ©
«Иваном Сусаниным» невольно вызы-
вает героико-патриотические ассоциа-
ции, заставляет предполагать, что ив
«Петере Граймсе» развертываются ве-
ликие исторические события, дейст-
вуют национальные герои, кипят ве-
ликие страсти. Увы! Ничего этого нет
	о к Тот Ре. 5
в трехактной опере Б. Бриттена. Ee
сюжетом являются события, происхо-
	оо.
публики. Она лауреат Всесоюзного
конкурса исполнителей на народных

инструментах.
я раны, попиласв-в 1861

ского чтения, часто напышенного и
назойливо дидактичного по HHTO-

наниям. 7

Большую помощь писателей в CO-
здании драматургии документального
кино отметил Р. Кармен. Во всех вы-
	ступлениях указывалось ча необхо-
димость привлечения писателей к
составлению тематического плана на
1948 год.

С заключительным словом высту-
пил председатель кинокомиссии Со-
юза советских писателей Е. Габри-
лович, согласизшийся с основными
критическими высказываниями участ-
ников встречи и пожелавший более
тесной деловой связи между кинора-
ботниками и писателями-очеркистами.
	сследовательского
института
	нотехники в нашей стране, доклад-
чики показали на ряде ярких приме-
ров, что за тридцать лет в СССР cos-
дана своя кинотехническая наука, ко-
торая не только не уступает зарубеж-
ной, но во многом превосходит ее.
	Кроме того, на секционных засе-
даниях были заслушаны 28 докладов,
посвященных работам советских уче-
ных в области записи звука, .кино-
проекции, звуковоспроизведения,
кинодекорационной техники, фотогра-
фических материалов, узкопленочной,
	‚ цветной и стереоскопической кинема-

OS
	тографии.
	году в Западном Казахстане, в 72.
чище Бекетай. Более половины eae
жизни она не выезжала далеко за
пределы этой местности, но зато уже
в самом юном возрасте общалась <
лучшими музыкантами казахских
степей. Имя ее учителя, завещав’ие-
то ей свою домбру, стало теперь
	знаменем казахского народного му-
зыкального искусства. Это имя
Курмангазы Сагырбаев (1818—1392).
В звучаниях современных казахских
симфоний и опер живы многие = MO-
тивы великого народного. музыканта,
	Ученица Курмангазы оказалась лучшим исполнителем ето Npons-
велений. Благодаря Нурпеисовой сохранены для современников и для

а Е аа ли:
	потомков многие кюйи
ку толковании. На их
	Е: СЫ 12

=: =
ойи Курмангазы в наиболее близком.к подлинни-
их основе созданы произведения, вошедшие в зо-
	аа т За ара

лотой фонд казахского оперного театра и казахской симфонической
	литературы.
	лет, когда в советскую страну
	Нурнеисовой было уже около 80
	ee Е ЧР ЕР > —Ъ

ворвались полчища нёмецко-фашистских захватчиков. Родина звала

eg => жа sey OU TPO

своих лучших сыновей на священную борьбу, и в казахских азиеА:
среди казахов-бойцов на фронте зазвучала боевым призывом героиче-
о нл® ToOMerec nT — «Отечественная война».
	СЕТЕ SAN TEAR eat thee ee

Олна из последних песен Дины Нурпеисовой называется «AKay-
	Жайраган» («Гибель врага»).
АЛМА-АТА. (Наш корр.).
		ПИСЬМО В РЕДАКНИЮ
	Странная позиция
Ворошиловградского облсовета
		„Русский вопрос” в Будапеште
	Венгерский национальный
	поставил пьесу К. Симонова Е
вопрос».
	Правые феакционные деятели вен-
reoce». Режиссер
спектакля Д. Тункель, художник И. Фе-
дотов. .

3 В Московской государственной кон-
серватории гроводится научно-иселедо-
вательская’’ сессия, , посвященная 30-
летию Великой Октябрьской сопиали-
стической революции. С докладами,
посвященными итогам развития му-
зыкального искусетва в нашей стра-
не за тридцать лет и важнейптим воп-
росам советского музыкознания, высту-
пят профессора А. Николаев, Г. Срвид,
Ю. Келдьии, И. Бэяза, Л. Гинзбург,
старигие научные сотрудники И. Несть-

ев, А. Хохловкина и др.
$ — <

Немецкие варвары сожгли здание
училища, уничтожили весь инвен-
тарь.

Спустя два месяца после изгнания
фашистских оккупантов из Вороши-
ловграда училище возобновило заня-
тия в маленьком, не приспособленном
помешении. Коллектив мужественно
преодолел послевоенные трудности.
Об этом свидетельствует годовая OT-
четная выставка; на которой пред-
ставлено 980 работ. Большинство из
	них получило высокую оценку.
	Тем обилнее. что местные органи-
	‘запии так невнимательны к училищу.
	По сей день 139 учащихся занима-
ются в две смены в пяти разбросан-
ных по городу помещениях, ютятся в
небольших темных комнатушках, обу-
чаются живописи при... электриче-
ском свете. Все это сказывается на
	„59 лет советского
театра“
	8 декабря вступительным CJIO3OM
М. Григорьева открылась сессия, пэ-
священная 30-летию советского теат-
ра, организованная Комитетом по ле-
лам искусств при Совете Министров
СССР и Всероссийским театральным
	‘обшеством.
		Чем она завоевала симпатии веб-
	герского зрителя? чод тому
назал, — пишет газета «Сабад
Неп», — то, что изображено в пьесе,
	могло показаться нам преувеличенч-
	ем, сегодня мы все знаем, что каж-
	лое слово в чей — это подлинвая
	‘правда. Русский вопрос сейчас не яв-
	ляется только вне пнеполитическим
вопросом, это вопрос чести для каж-
лого человека, вопрос о любви к сво-
Sone wu человечеству. Это зеркало, в
	котором каждый увидит Cc30e лицо,
	если только он в это зеркало взгля-
нет».
«В пьесе Симонова, — пишет газе-
	та «Фюргетлен Мадьярорсаг», — по-
ставлен не только русский, но и аме-
	риканский вопрос. Герой пьесы наиз-
но думал, что «сть одна Америка.
	Ыа ‚сессии были заслушаны  док-
лы: «Советский Союз — центр
	  мировой культуры» Д. Заслазского,
	«Пути режиссуры в советском театре»
Н. Петрова, «Советский актер и 0с0-
бенности его творчества» С. Дурыли
на, «Русская классика на советской
сцене» В. Филипнова, «Западная клас-
сика На советской сцене» М. Морозо-
ва, «Пути развития советского теат-
роведения» М. Загорского, «Совет-
ский оперный театр» И. Бэлза, «Со-
ветский балетный Теёатр» В. Голу-
	  FORA.
	Сегодня состоится доклад Е. Сур-
	кова «Пути развития советской дра-
	матургии».
	„Пирогов“
	Режиссер Г. Козинцев закончил в
	  ЗЕ СР ВК ЕВЕ г ENS EES EEE

“

киностудии Ленфильм noctattosxy   «ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ЛОЖЬ

художественного фильма «Пирогов»   ЧУДОВИЩНОГО
по сценарию Ю. Германа.

другой страны... Клянусь-—Я никог*
да больше не пойду в кинотеатр, в

РЕЛАТЕЛ котором будет показан фильм «Же-
  -В роли Пирогова снимался арт. Ее A>   лезный занавес».

К. Скоробогатов. Оператор фильма   Два канадца — ветераны войны   Заведующий отделом информации
  А. Москвин, композитор Д. Шостако-   сапер Дрейк и артиллерист Мейсон— Голливудской компании, снимающей
. aN ND

arr   Иа
	вич. художник Е. Еней.
	Фильм «Пирогов» в ближайшие дни
	выпускается на экраны Союза.
		‘фильм, Муто опубликозал заявление
 B газете «Джорнэл», в котором приз
‘знает, что «бригада, снимающая
‘фильм, встретила в Оттаве ненависть
‚и угрозы... Некоторые члены брига-
‚ды получили оскорбительные пись-
 ма и предупреждающие телефонные
звонки: «Эй вы, быстрее выметайтесь
из города! Это ‘будет луче для вас
всех. Жители Оттавы не хотят филь-
ма, направленного против России. Мы
я быть жертвами голли-
\вудской лживой пропаганды...>:
	Французский писатель Альбер Ка*
мюс написал роман и пьесу  «Недо-
‘разумение». Пьеса шла в парижских
театрах в прошлом сезоне. Недавно
театр «Де-Пош» вновь поставил ее
под названием «Дети господни».

Каков. же сюжет пьесы, вызвавшей
столько шума и идущей в несколь-
ких театрах?

После двадцатипятилетнего отсут
ствия разбогатевший сын возвращает
ся к своим бедным родителям. Ночью
мать и сестра, не узнав в нем сына и
брата, убивают его, чтобы завладеть
богатством. Когда же недоразумение
проясняется, следуют два самоубий-
ства: мать вешается, а сестра убито-
го бросается в колодеин.

По поводу этой (какой по счету?)
пьесы рецензент с горечью замечает:
«Парижского зрителя уже давно
тошнит от пэлпобных тем».
	охарактеризовали картину «Желез-
ный занавес», которую снимает в От-
таве Голливудская комнания, как
«отвратительную ложь чудовищного
предателя». В их письме, адресован-
‚ ном артисту Эндрюс, исполняющему
главную роль, говорится: «Прогрес-
сивные жители Оттавы возмущены
с’емками фильма «Железный занавес»,
  camo название которого принадлежит
гитлеровскому пропагандисту  Геб-
бельсу, а` теперь распространяется
-  другими профанистами ‘на американ-

.
	whe eee A ere ИА Eee ee —

i
‘ных подробностей. Больше Toro, он   ском континенте. Мы категорически

ir.
‚мог бы вполне дать Связные «био-  протестуем ‘против с’емок этого филь- ОДНА
‘трафии» таких основных картин,  Ма Именно потому, что уже доказано, ИЗ МНОГИХ

ее, ан oe ae rT Ре eee
	как «Поликушка», «Мать», «Его при-
	‚зыв» и др. В этом, нам кажется, Ha
	‚до винить издательство больше, чем
‘автора. ибо все время чувствуешь,
	‘автора, ибо все время чувствуеше
как намеренно сжимается повествова
телрьная часть книги. Олнако и т
	тельная часть книги. Однако И то,
что дано, — та руда фактов, которая
умело добыта из недр прнлого —
	‘очень поучительно. В главах о Мос
	квине и Леонидове мы проникаем в
‘творческую лабораторию замечатель-
	ных артистов, в «режиссерских э1®
дах» знакомимся, хотя и бегло,
‘приемами работы режиссеров Пудов
	‘кина, Протазанрва и их сотрудников.
	Наконец несколько важных выека
зываний о кино. как искусстве, м!
	находим во «встречах с Станислав
	ским» Bee это позволяет вниматель-
	ному Читателю выйти на самостоя
тельную дорогу“ принципиальных вы
‘водов и идей. Закрывая книгу Алей
никова. надо пожелать, чтобы 0:
	никова, надо пожелать, чтобы он
продолжал и дальше работать над
	‘темой «МХАГ и кино» в том же пла
	не сообщения читателю опыта. своей
	деяте
	произволетвенной, практики с
лями Художественного театра.
	 что этот фильм основан на отврати-

тельной лжи чудовищного предателя.
Поскольку вы принимаете участие в
этой отвратительной лживой пропа-
ганде против нашего союзника—Рос-
сии и против дружбы и взаимопони-
мания, любой фильм, в котором вы
появитесь, ‘будет  бойкотироваться
всеми людьми, способными уважать
другие народы».

Протесты среди населения Оттавы
в связи со семками фильма «Желез-
ный занавес» усиливаются. Газете
«Ситизен» поместила несколько про-
тестов своих читателей. Читатель
Джильбер, обвиняя правительство в
разрешении снимать фильм, °направ-
ленный против интересов мира, зая-
вил: «Это — коварный и опасный вид
разжигания войны. Он послужит
только усилению недоверия и из-
вращенному представлению о народе
	Редакционная коллегия:
Г. ВЛОВИЧЕННО
	«Богдан Хмельницкий». СКУЛЬ-
	птура А. Файдыш-Крандиевского
(Всесоюзная художественная вы-
ставка).
	воспринимались новаторами, как под-
	_ линная стихия кинематографии.
	этом остром периоде очень выпукло
говорит в предисловии к книге Алей-
никова В. Пудовкин, сам  про-
шедший через многие монтажные CO-
блазны и нашедший себя как худож-
ника-реалиста через создание  горь-
ковского фильма «Мать»—одной из
coun советской немой KHHeMaTOLpa-
ии.

Рассказывая ©. том, как утвержла-
лись мхатовские начала-в кино, ’Алей-
HHKCB BCe время пользуется запасамя
из кладовой своей памяти. И эта ме-
муарность делает его книгу равно-
ценной и для того, кто занимается
историей театра и кто изучает исто-
рию кино. Но Алейников, так же как
vw Иезуитов, придал этюдный харак-
тер своей книге. Задавшись ‹ целью
дать общую картину влияния МХАТ
на кино, он каждую из восьми глав
`своей книги фактически посвятил од-
ному человеку. Так, в первой главе
говорится о встречах с К. Станислав-
ским, а в последующих —о Н. Эфросе,
А. Санине. И. Москвине, Я. Протоза-
нове. И хотя каждая из этих глав
снабжена несколько вычурным заго-
`Лловком, вроде «Гармония мысли и
  чувства» (В. И. Качалов) или «Рост:
ки и плоды» (В. И. Пудовкин),
  суть дела не меняется. Обобщений не
получается, и ‘нопрежнему ценность
книги остается в мемуарных страчи-
  цах. Но надо отдать должное Алей-
никову,. что “факты ^ он монтирует
очень удачно “и оттого основной: его

тезис, что метод  Художествен-
ного театра есть живительный исгоч-
ник для советского кино, раскрызает-
	‘ся четко и убедительно.
  Но как ви много
	  Ho как ви много сообщает
М. Алейников фактов и наблюдерий,
все же думается, что он мог бы зас-
	ННЫХ H

х
Н. ВОЛКОВ
		О Художественном театре сущест-
вует многочисленная  литературя.
Есть книги, бропноры, статьи по его
истории, есть монографии об отдель-
ных деятелях МХАТ и его спектак-
лях. есть, наконец, и теоретические и
мемуарные сочинения самих OCHOBA-
тей—К. С. Станиславского и В. И.
Немировича-Данченко. И все же 3с3-
кий раз, когда приступаешь к, изуче-
нию живой практики театра или THI
таепться осознать его прошлое, испы-
тываешь ощущение, что настоящая
научная работа над историей МХАТ
еще только начата и еще много «бе-
-лых пятен» на исторической  катте

` Художественного театра предстоит
освоить театральным исследователям.
Одним из таких «белых пятен», в
` частности, является вопрос о влиянии
МХАТ на развитие советекой  кине-
Матографии. Казалось, и это влияние
`’ очевидно, ибо кажлый из кинозрите-
‘лей имел и имеет возможность вилеть
художественников на экране — и ра-
нее в немых фильмах и ныне в звуко-
вых. Но, тем не менее как Ни’ На-
гляден богатейший киноопыт масте-
ров МХАТ, он еще не получил долж-
ного теоретического. освещения. Еще
нет точных и ясных ответов о Том
	«общем». что об’единяет ‘и . делает.
	родственными выступления артистоз
столь яркой, но порой, казалось бы, и

И ЕЕ се
	я   505433.
	столь резко отличной  индивидуаль-

сти.
Лет десять назад ныне покойный
	критик и историк кино Н. Иезуитов
сделал очень интересную и ценную _
	попытку коснуться этой темы в своей
книге «Актеры МХАТ в кино». Но,
затронув во вступительной и заклю-
чительной главах общие вопросы ки-
ноискусства, он основное, внимание
уделил кинотворчеству четырех толь-
ко мастеров театра—Москвина, Тара-
совой, Ливанова и Тарханова, оста-
вив в стороне без всякого рассмотое-
ния экранные выступления” других
художественников, хотя среди этих
выступлений было много принципи-
ально важных побед. От этого книга
Иезуитова приобрела этюдный харак-
тер. г
В настоящее время к теме «МХАТ
и кино» нас возвращает только что
выпущенная Госкиноиздатом книга
М. Н. Алейникова «Пути советского
кино и МХАТ». Хотя название ее не
кажется нам по своей широковеща-
тельности удачным, — скрывающаяся
‘за ним работа имеет доетаточно бо-
 гатое фактами и, главное, очень KOH-
	5. 1. ОБДОВИЧЕНАУ (ответственный педактор), А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ. С. А. ГЕРАСИМОВ. В 8  №УРАВЛЕВ,
		Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦНИЙ А И LLIABEP OAH.
	8. Телефоны: секретариат, отделы ипформации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-68, отделы театра, музыки, изобразительных искусств, кино — В 5-45-12; излательство — К 1-48-88.
	Типография «Гудок», Москва, ул; Станкевича, 7,
	Алрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская,