COBETCKOE

YCCTIB

O _
	ваться тем, что составляет жизчел-
ную основу советского строя, — его
политикой. Начиная с первых дней
революции, лучшие советские пес-
ни смело поднимали наиболее
значительные, центральные темы со-
временнюсти, не боясь подчас митин-
говой прямолинейности и агитацион-
ного огня. Об этих благородных тоа-
дициях стоит сегодня вновь напом-
нить нашим песенным композиторам и
поэтам, от которых зависит многое.
	Вопрос о песенных текстах пред-
ставляет особую трудность. Принято
жаловаться на отсутствие удачзых
песенных текстов. Увы, многое здесь
упирается в инициативу, проницатель-
ность, идейную устремленность <само-
ro композитора «В песне главную
роль играет музыка, — сказал как-то
М. Исаковский—Музыка эта—как
бы крылья песни, на которых ова ле-
тит». Композитор — главный инициа-
тор песни, и он сам, берясь ва ее соз-
дание, обязан ясно представлять ‹е-
бе, какой текст ему нужен, о чем оя
хочет. спеть. Умелый отбор текстов—
тоже большое искусство, Одни авто-
ры, как, например, Блантер, владеют
им довольно тонко, другие позволяют
себе обрашаться к холодной стряпне
текктовиков-дилетантов, заранее об-
рекая себя на провал. Большие’ наши
поэты-песенники пишут мало, и Re-
редко на один и тот же текст Иса-
ковского рождаются три или четыре.
различные песни, В результате, ‹ не
поется ни одна. Может быть, следует
смелее привлекать новых поэтов,
лишь робко приобщающихся к этому
сложному делу? Назовем, к примеру,
Яшина, Смелякова.
	Интонационный строй советской
песни также нуждается в существея-
ном освежении. Иногда композиторы,
создав ту или иную ивтересную ком-
бинацию средств. выражения, слиш-
KOM злоупотребляют повторением од-
нажды найденных приемов. * В таких
случаях штамп убивает искусство.

Некоторые шаблоны, вошедшие в
песенную практику в годы Отечест-
венной войны, ныне стали уже холя-
чей «разменной монетой». Слушате-
лям надоели бесчисленные стилиза-
ции «под старинный вальс», под ста-
ро-фабричную «пригородную лирику»;
становятся штампом, теряя. свою све-
жесть, характерные гармошечные обо-
роты, с успехом культивировавшиеся
Захаровым и Седым.
	Хочется снова напомнить мудрые
слова ‘товарища Жданова: «Каждый
день поднимает наш народ вкё выше
и выше. Мы сегодня не те, что были
вчера, и завтра будем не те, что были
сегодня». Поэтому оскорбительными
кажутся стремления ряда песенных
	-авторов угождать давно юформиро-
	вавшимея вмщусам, основываться ва
бесконечном обыгрывании музыкаль-
ных архаизмов, интонационных «пред-
рассудков» масс. ° Мы уже сейчас
являемея свидетелями значикельного
сужения аудитории у таких авторов,
как, например, бр.. Покрасс, чьи песни
лишь десять лет назад имели повсе-
местный успех, — Примитивностью
средств, неумением подняться нал
бытующим мелосом, обогатить его,
привнести свою ео инициативу
грешат некоторых, песни Новикова,
Листова, Кручр а. Даже такме
одаренные автор” Икак Седой, Бааз-
тер, не свободи) орой от стремле-
ния угодить `:лым вкусам, обы-
грать пустячные , дешевые  интона-
ЦИИ, ПОДМЕНИТЬ беюдлинную наро1-
ность стиля репевами уличчого
фольклора.

От авторов нвых песен ждут и
болыгей интонаннонной, ладовой и
ритмической свежестн, преодоления
штампов, более смелого выявления
композиторской индивидуальности,
болышего благородства и значитель-
вости стиля.

связи с еГо односторонним увлелечв-
ем лирической интонацией — явно из-
меняет  «глазомер» профессионала.
	aN TRAN, A Sh ALON ANI PP SSIES ED Ct a
Обидно за композитора, когда оч в
	своем «Марше артиллеристов», в об-
щем удачной песне, связывает
слова энергичной команды «Огозь
Огонь!» < вялым и холодно безразлич-
ным движением мелодии. Такие до-
садные неряшливости в песнях Хрен-
никова, к сожалению, часты. Они про-
исходят от пребывания композитора
в сфере интонаций, лишенных доста-
точной психологической и драматур-
гической выразительности,
	Из опыта песни периода Отечест-
венной войны мы должны извлечь
еще один урок.
	Нока шла война, мы не слышали
	По страницам.
архитектурного журнала
	Журнал «Архитектура и  CTPOU-
тельство» выходит два года. За этот
короткий срок он добился заметных
успехов. Отвечая. на запросы грато-
строительства наших дней, журнал
опубликовал большое количество ста-
тей, посвященных восстановлению
городов, типовому проектированяю,
улучшению проектного дела. Редак-
ция журнала систематически пуб-
ликует ‘типовые проекты,  воору-
жая архитекторов и строителей но-
выми ‘идеями и проектными материа-
лами для массового строительства,

Многие видные мастера нашей ар-
хитектуры поделились через журнал
мыслями о своей проектно-творческой
работе.
` Однако двухлетний опыт работы
этого полезного журнала убедитель-
но говорит не только об успехах, но
и о его крупных недостатках. О них,
главным образом, и нужно сказать.
Свою деятельность редакция начала
< хороших напоминаний: «О работе
архитектора народ будет судить не
по проектам, а по сооружениям». От-
метив первые успехи в составлении
планировочных и типовых проектов,
редакция правильно оценила роль
проекта в строительстве: «...наличие
генерального плана города и проектов
зданий, как бы хороши они ни были,
еще не определяет полного успеха
застройки города. Полнота успеха
достигается в процессе самого строи-
тельства» {№ 1, 1946 г.). .

Но в последующих номерах жур-
нала‘ эти хорошие мысли часто оста-
вались лишь декларацией, слабо под-
крепленной делом,
	появилась статья Н. Былинкина «Ре- Sa последние годы в Москва по:
жим экономии в массовом жилищном   строено несколько крупных общест:
строительстве», в которой автор пи-   венных зданий, В столицах союзных

республик и других крупных годах
сейчас строятся большие правитель-
	шет: «В условиях применения одно-
типных конструкций наиболее рента-
	  ЕС С В, 1-ГО: С

бельный и дешевый тип дома — это   ственные здания и театры. возрожала-
	4-5-ЭТАжЖнНыЫЙ».
	Далее автор’ ©б’яс*   ются в Новом облике центры. восста.
	городов. Несмотря на
	ПЕРЕД ВСЕСОЮЗНЫМ С ЕЗДОМ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
	ССШИ. COBCTCKOIO. ша
		песни © более поздни

ми. интонационно-по-
этическими воздейст-
виями. Многие песни

т
И. НЕСТЬЕВ
®

Однако следует
сказать откровенно,
послевоенный этап
жизни нашей страны
	Захарова, Александ-
	рова, Блантера, Покрасса настолько
проникли в быт, что стали частью но-
вого песенного фольклора. В послед-
ние годы наблюдается обратное воз-
действие профессиональной песни Ha
народное творчество,
	В музыке лучших советских песен
	сказываются ценные новаторские чер-
ты. Это новаторство заключается пре-
де всего в оригинальной комбина-.
ции традиционных и новейших эле-
ментов. Таково, например, соединение
эмоционально насыщенного, мягкого
славянского мелоса с. упругой ритми-
кой марша, револющнионного гимна,
военно-походной песни. Многие Ши-
роко известные напевы советских пе-
сенников возникли в результате уме-
лого интонационного отбора наиболее
современных, привлекательных для
ныненгнего слушателя фольклорных
элементов. Они предстают нередко
в обновленном виде, очищенные от
архаических черт, сведенные к чет-
ким лапидарным линиям, ставшие 6б0-
лее обобшенными. ритмически-обост-
		говорить © новой
ой интонапии в
	трактовке лирической интонации в
советской песне: внепие эти лириче-
ские обороты в мелодиях Седого,
Хренникова, Блантера нередко близ-
ки тем или иным традициям русской
бытовой лирики; но по сути они поед-
	стают в л овом качестве, благо-
	даря более скромной и сдержанной,
более естественной манере интониоо-
	вания, благодаря отказу сот жалостли-
	вых, сентиментальных черт и более
	смелому сочетанию с маршевыми ли-
	бо танповальными оборотами.
	Успехи новой советской песни, 9?о-
	бенно лирической песни, знаменуют
собой постепенное изживание в совёт-
	ском быту пережитков дурного, ‘ме-
	щански-кабацкого песенного жавра.
	В борьбе с мещанством и разлагаю-
	ими влияниями западного развлека-
тельного искусства крепла и разви-
валась советская песня.
		вергли влияния современного песен-
ного творчества буржуазного Запада,
для которого типичны явное и идей-
woe и этическое вырождение и пол-
нейшая  летгралания мелопического
	чеишая деградация мелодического
начала — в угоду голому механизиро-
ванному ритму. Наоборот, советская
	песня сама оказывает ценнейшее возЗ-
	действие На песенный быт прогрес-
		ворит широкое распространение луч-
IHX наших песен в демократических
кругах Западной Европы, Америки и
стран Востока.
	+ *¥
Е
	не нашел еше отгра-
жения в песнях патриотического ха-
рактера, которые прозвучали’ бы
толь же обобщенно, как прозвучала
песня «Священная война» в годы Оте-
чественной войны или “Песня о
Родине» в тоды предвоенного мир-
ного строительства. Не. было соз-
дано достойной песни, воспеваю-
шей радость нашей победы на
фронтах. Трудовой под’ем совет-
ского народа, размежевавие сил на
международной арене — вот крупней-
шие темы, еще ожидающие  <воего
полноценного отражения в новой пес-
не программного; этапного значения.
	Между тем наши поэты и композя-
торы, даже наиболее признанные, со
времени войны редко выходят за пре-
пелы узко трактуемого лирического
жанра. В некоторых песнях заметен
усиленный нажим на специфически
эстрадную, внешнюю  заниматель-
ность. Авторы избегают прямого об-
рашения к болыгим, поэтически обоб-
шенным образам современности, не-
редко изошряясь в поисках неожи-
данного «трюка»,; ловкого сюжетно-
авекдотического поворота, Парень
обнимает девушку левой рукой. По-
чему же не правой? В последнем ку-
плете выясняется, что ‘правая рука
была повреждена в боях с врагом.
(«Прогулка».о Мокроусова. на слоза
Алымова). Из песни в песню бродят
всякого рода выдуманные чудаки:
парень, строящий мост Через реку с
той целью, чтобы легче было ходить
к возлюбленной (у Софронова), де-
вушка-матрос, вытащившая из воды
утопающего и тут же влюбившаяся
в него (у Чуркина), и проч. Компози-
торы, охотящиеся за подобного рота
«изюминками», мельчат свое искус-
ство, неизбежно скатываются к пу-
стяковым, поверхностно - развлека-
лельным приемам. Образы советской
молодежи приобретают не свойствен-
ные ей чудаковатые, лубочные черты.
Такая «лирика» с обязательной гнек-
дотической приправой, к сожалению,
слишком часто подменяет У нас под-
линную благородную лирику и слиш-
ком уж несоразмерно занимает умы
некоторых песенников,
	Погоня за эстрадной занимательно-
	стью, за эффектами сольно-лириче-
ского характера (в расчете на то,
чтобы co сладчайшей  филировкой
спел Виноградов, а то и Козловский)
ведет к Нежеланию писать песни со
сложной хоровой фактурой, Много
ли, скажем, у Седого таких типично-
хоровых песен, как «За Камой, за
рекой»? Почему он не развивает этой
ценной стороны своего мастерства?
Крупные хоровые ансамбли, включая
в свой репертуар сольно-лирические
песенки, нередко вынуждены итти на
жалкий компромисс: почти все испол-
няет солист, а хору достаются лишь
искусственно создаваемые рефрены и
повторы. А ведь песня, тем более
русская песня, всегда была порожде
нием прекрасного, богато развитого
хорового искусства.
	Мы отнюдь не возражаем против
хорошей лирики, хорошето. юмора.
Меткая шутка, веселый легкий напев
высоко ценимы нашей аудиторией. Ню
не пустая развлекательность. Мы бы
искренно огорчились, если бы узнали;
что хороший советский писатель на-
писал пустячный роман для «вагонно-
го чтива» или безидейную пьеску. Во
	всех областях нашего искусства ху-
	дожественная мысль бьется над тем,
чтобы ярче, смелее и глубже пере.
дать самое главное, чем живет сего-
дня страна. Песенники не имеют пра:
ва быть в стороне от этой борьбы.
Так же, как и художники других ©б-
‘‹ластей, они должны  руководство-
	Советская эпоха породила в нашей
стране исключительно яркий расцвет
массово-политической песни, Вырвав-
шаяся на волю после многих лет под-
полья, эта песня стала У Нас одним
из любимейших видов искусства. Ни
олин род  массово-художественчой
деятельности — из всего, что полу-
чило обшенародное распространение
за голы революции — не может срав-
ниться с массовой песней по своему
широкому охвату и жизненной силе.

Выдвижение новой политической и
бытовой песни, об’единяющей в себе
художественную привлекательность и
глубокую идейную значимость, яв-
ляется крупным достижением компо-
зиторов н поэтов послеоктябрьского
тридцатилетия. Эти художники ©по-
собствовали коренному изменению
массового песенного быта в нашей
стране. Создано значительное число
произвелений, воплощающих наиболее
важные и волнующие центральные
идеи современности. Войны советско-
го народа, периоды напряженной
борьбы за судьбы отечества служили
и для песен серьезным испытанием на
верность и жизненность. Военная те-
ма — одна из центральных тем совет-
ской песни. Любимейшие в народе пе-
сенные циклы рождены гражданской
войной и послелующей памятью о ее
героях, а впоследствии Великой Оте-
чественной войной 1941—1945 гг. Те.
ма Великой Отечественной войны да-
леко еще не исчерпана, как тема для
HOBOTO песнетворчества,
	Если первые годы революции fbi
двинуля в первую очередь новую пес-
ню агитационно-призывного, публи-
цистического склада, почти не затра-
гивая области быта, то в последую-
щие годы новое песнетворчество
охватывает все жанры этого искусст-
ва, пронизывая собою все стороны
жизни советских людей.
	Первая половина 30-х годов была
переломным моментом в этом жан-
обогашении советской песни.
Именно К середине 30-х годов —
вслед за пионерами этого искусства
Давиденко, Васильевым-Буглаем, Бе-
лым, Шехтероя, Ковалем —, зыдви-
гается плеяда талантливых песеняи-
ков, обновляющих и двигающих впе-
ред это искусство: Лебелев-Кумач,
Сурков, Исаковский, Алымов. Гусев
в поэзии, Александров, Захаров, Ду-
наевский, Покрасс, Дзержинский,
Блантер в музыке. Позднее к этим
именам присоединяются Седой, Хрен-
ников, Новиков, Мокроусов, Кац,
Долматовский, Софронов,  Ошанин
и др. Плодотворными оказываются
многолетние творческие содружества
композиторов с определенными поэ-
тами. Их совместная работа опреде-
ляет естественную синтетичность
лучших песен, органичное сочетание
в них музыки и текста, совпадееие
ведущих музыкальных интонаций ©
центральными, афористически - чет-
кими поэтическими формулами.
	_ Создание новой  лирико-бытовой
песни, отражающей морально-этиче-
ские устои советского человека, бы-
ло также значительным достижением
наших песенников. Были вытеснены
коренившиеся десятилетиями в преж-
нем русском быту традиции‘ мещан-
ской, надрывно-сентиментальной пес-
ни, отражавшей тоску и неудовлетво-
ренность маленьких людей в мире
неравенства и эксплоатации. Эти тра-
диции, чуждые социалистическому
искусству, лишь по инерции хрази-
лись в некоторых слоях народа и пре-
одоление их было важной задачей пе-
реловых мастеров песни.

Важным качеством лучших совре-
менных песен является их тесная
взаимосвязь < фольклорными песен-
ными традициями: и в песенных тек-
стах и в их напевах оригинально
сплетены приемы русского и украин:
ского фольклора и революционной
	В 30-х годах была разрешена проб-
hema «типовой» песенной лирики. С03-
дание более углубленной,  психоло-
гически более усложненной и бога“
той лирики в массовой песне 30-х го-
дов достигнуто еще не было. В цент-
ре возникших тогда и чрезвычайно
широко популяризовавшихся празд-
ничных мажорно-лирических  моло-
‘дежных песен, маршей И. Дунаевско-
го был чрезмерно тонизированный
образ советского молодого человека
и типовая, до некоторой степени
обезличенная, интонация. То же на-
блюдалось в массово-обобщенной ба-
тальной, с лирической основой песне-
плакате бр. Нокрасс, романтически“
преломляющей мотивы гражданской
войны, образы Красной Армин. Тогда
же получили огромное распростране-
‘ние лирические и лирико-юмористи-
ческие миниатюры-стилизации В. За-
харова, посвященные быту  но-
вой колхозной деревни и говорящие
языком ее нозой музыкальной куль-
туры, связанной < инструменталь-
ностью и новым танцем. Типовая
обобщенная интонация господствова-.
ла и злесь.
	Одно из замечательных завоеваний
советской песни периода Великой
Отечественной войны — углубление
лирики массовой песни, обогащение
ее — эмоционально-исихологического
мира, приближение ее к разрешению
проблемы личной лирики. Больше
всего в этом отношении преуспели
необычайно выросшие за годы войны
композиторы В. Соловьев-Седой и
М. Блантер. В основном это была
песня теплой фронтовой дружбы,
песня-воспоминание о семье и доме, о
милых и близких, о которых так тос-
кует сердце. Во время откровенных,
задушевных бесед боевых друзей —
зародилась эта песня-воспоминанне ©
дом и семье и песня боевой
дружбы, специфически мужской,
внутренне прочной, крепкой и неж-
ной, но внешне часто подернутой
тенью суровости, угловатости и очень
немногословной, Эта песня оказалась
лирически более теплой и более эмо-
ционально наполненной, нежели пес-
ня 30-х годов. Здесь важно! подчерк-
нуть, что одной из органических 0со-
бенностей новой лирической песни
военного времени явилось отсутствие
в ней индивидуализма: не один — в
тоске, углубленный в мелкие пере»
живания или надрывные восяомина-
ния о своем довоенном мире, но кол-
лектив, дружба, общение с товарища-
ми. песня для себя, но и обязательно
для них, все равно — мечтательная,
веселая; грустная или шуточная, По-
разительно новы © этой стороны и
	свежи интонационно «Давно мы дома
не были», «Вечер на рейде», «У лес-
ной опушки», «Играй, мой баян»,
«Пора в путь-дорогу» В. Соловьева-
Селого и «Моя любимая», «До сви-
дания, города и хаты» М. Блантера
и ряд других песен этих композито:
ров.
	‘няет. что малоэтажное строительство   навливаемых.
	‘при некоторых условиях тоже может   то, что журнал довольно ч.ироко ил-
	люстрировал на своих страрицах эти
сооружения, он не сумел дать. им
глубокую критическую. оценку и от-
делывался в большинстве случаев за-
	быть экономичным.

Все эти умозрительные рассужде-
ния плохо помогают архитектору ра-
зобраться в большом и важном воп-
росе. Ведь экономика массового
строительства конкретна. Стало быть,
	экономика мМассового   метками информационного характера.
	Мало пишет журнал И 0 новых с0-
ужениях. построенных за послал:
	нужно ‘вооружить проектировщиков   оружениях, построенных
	th +

овальным методом определения эко- нее время в Москве. Между тем
номичности массового строительства   серьезный критический разбор круп-
для отдельных районов страны, Осно-   нейших зданий, выстроенных в Мо-
званием для такого метола должен   скве и на периферии, сыграл бы ог-
	3 75; а eo А a
быть опыт советского градосгрои-  ромную poab B TBOPYECKOM” BOCHATa-
	нии архитекторов и строителей..
В тех критических статьях, котоэыа
	тельства,

Журнал, являющийся органом Ко-
	митета по делам архитектуры, ие Мо”   были помещены в журнале, чувет-

жет. быть хладнокровным и вуется стремление редакции обойти
т  .

тором происходящих в архитектурнои   острые творческие вопросы или пре-
	поднести их в обезличной. «обтекае-
	и строительной жизни событий и яв:
	лений. Он должен давать своим ЧИ-  мой» форме. Даже отдельные удач-
	ОР ee ee eee ee ee ee APH ASO ANS вычАазыван ия
—исчерпывающе ясную оценку и кри- (Я Корнфельда. Н. Былинкина, Н. Со-
	колова, В. Гельфрейха и др.) посвя-
щены лишь выявлению позитивных
черт произведения.

Критика произведений архитектуры
должна быть основана на глубоком
проникновении в конкретную суть со-
оружения. Это — трудное дело. Но
журнал обязан популяризировать та-
кую критику, работать над ее созда-

нием.
**
=
	журнала
	«Архитектура и строительство» сле-
	Особенно   дует считать то, что редакция при-
	влекает в качестве авторов главных
архитекторов городов. Их выступле-
	ния на страницах журнала способст-_
вуют обмену творческим опытом, Ста-/
	тъьи.Н. Баранова (Ленинграл}, М. Ду-.
	АННА ЧЕТВ Е pA TR EU pO
других дают представлене о той
	о Е ЕН

x промышленных большой градостроительной работе,
nie значительная   КОТОорая каждодневно ведется в на-
	РАЕН
« наличие   тику этих явлений, способствуя вне-
	дрению в жизнь наиболее прогрес-
сивных достижений и предупреждая
возможные ошибки. Но журнал He
	успеха:  всегда выполняет эту роль и 3а34`
	стую избегает высказывать свое <00-
ственное отношение к важнейшим
	Но в последующих номерах жур-  проблемам архитектуры и строитель-
	сгва,
А как относится редакция к нашим
постижениям в градостроительстве?
	В сотнях городов бьет ключом   В статье «О малоэтажном строитель-
жизнь строек. Многотысячные армии   стве» дается резко критическая оцен-
строителей самоотверженно трудятся   ка советской практики массового жи-
нал восстановлением городов, сел,  лищного строительства. Особенно
фабрик и заводов. Но напрасно бью   «достается» в этой статье Сверцлов-
бы искать в журнале имена новато-   ску. .
	«Раз и навсегда должны уйти в об-
	ров строительства архитекторов. ин-
	женеров, мастеров строительного де-  ласть истории примеры непродуман-
‘ла. Выступая против отвлеченного ной организации малоэтажного строи-
проектирования, редакция вместе с тельства; такие примеры имели ме-
тем публикует длинные ленты проек-  сто, в частности. в Свердловске—®д-
тов, трудно читаемые снимки ген®-  ном из крупнейших промышленных
ральных планов, панорамы проектов   центров страны. где значительная
	центров городов. В то же время не   часть поселков разбросана на окраи-   ИХ горога^,

С бы
	Но не все статьи главних архитек-
торов равноценны. Некотерые из них
скорее напоминают. деловые отчеты,
в них очень слабо чувствуется пульз
живой творческой жизки архитеёкто-
	Наше внимание привлекло высту-
пление в журнале Ю. Егорова—глав=
ного архитектора г.

В его статье, посвященной архитек-
	уделяется должного внимания 0су-
ществленным зданиям,
_ Год тому назад правление и актив
	нах и связана < городом только не-
благоустроенными дорогами».
В статье об итогах совещания. со-
	Союза советских архитекторов, обсу-   стоявшемея этим летом в Челябин-
ждая исторические постановления ЦК ске, говорится: «Строительство OT-
ВКП(б) по вопросам литературы и дельных поселков в городах, как и
	искусства, дали резкую оценку на-
	строительство кварталов вместо улиц,
	правлению журнала «Архитектура И   не может дать полноценного градо-
строительство». В резолюции правле-   строительного эффекта для города в
	ния союза было сказано:
	целом. это лучше всего можно про-
	Meet ENE RN Te NN EINE У ЕН OE

«..Архитектура и строительство»—   иллюстрировать на примере поселка   ТУРе КРУПНЫХ ne mR” ани
орган Комитета по делам архитекту-   Уралмаша под Сзердловском». В этой gates любопытны bast. столице
ры, ведется как периодический ката:   же статье редакция призывала мест- лоруссии недавн и.
лог проектов и как ведомственный ных работников архитектуры «отрани:   ЛеНО По проекту een ‘тора г 2
информационный бюллетень, а не как  чивать стихийное начало в застройке  <®Ва довольно значительное оощест

аа ааа, UTR A wert OA OAT Att
	дится любопытный факт. В столице
Белоруссии недавно было восстанов-
лено по проекту афхитектора В. Гу:
сева довольно знечительное общест:
венное здание. До войны это здание
представляло <9бой  аскетическую
конструктивистскую коробку, В. Гу
сев решил радикально исправить ар-
хитектурный облик здания, пристроив
к нему 10-коловчый коривфский пор-
тик. Судя по почещенному в журнале
онимку, здание приобрело от этого
ложный, . напыненный BHA,

Ю. Егоров дает такую jomeHKy aps
хитактуре этого сооружения: «В. И.
	хитектуре этого. сооружения: «B. Wy:
Гусев правильно почувствозал, что на\

‘этом месте. (речь идет о положении \

злания в плане a BY
HATO Nellie Giaate bo ИМ

ИЕ ПО Е и ре р
х на его   НЫм архитектурнеям мотивом, не лробя ©
& знать,   Об’ема и не разметьчая детали. Ла- о
етия во   СЯтиколонный портик ‘богатого Koy!
создава.   Ринфокого ордера и глухие ризалиты
	на. углах главного фасада здания, 00б-
ращенного к Советской улице, пред-
	журнал, изванный по-боевому 60-
роться за еи советской архитекту-
PH, 3a высокое качество архитектур-
ной работы. На ‘слраницах журнала
«Архитектура и строительство» нель-
зя найти и малейших признаков кри-
тики, отсутствует какая-либо прин-
ципиальная линия в вопросах архи-
тектуры».

За время, прошедшее с тех пор,
содержание номеров журнала стало
разнообравнее и глубже. Появился
ряд критических статей крупных ма-
стеров архитектуры, полнее. освеща-
ются отдельные проблемы архитекту-
ры, как, например, вопросы малоэтаж-
ного строительства и др.

Однако эти первые успехи, как мы
уже сказали, не могут заслонить
крупных недостатков в работе редак-
ции журнала, Не оправдывая своего
названия, журнал пока лишь робко
касается значительных вопросов гра-
достроительства и творческой жизни
архитекторов.

По вопросам планировки и архитек-
туры городов журнал в свое время
поместил несколько неплохих статей.
К ним относятся статьи Б. Рубанен-
ко «Основные вопросы планировки
восстановления городов», А. Власова
«Проектирование застройки Крешатя-
ка» и некоторые другие.

Но вот мы знакомимся с рядом ста-
тей на тему о массовом жилищном
строительстве. Естественно, что мимо
этой проблемы пройти было нельзя.
В самом деле, в разработанных после
войны проектах планировки даже
крупных городов малоэтажной за-
стройке по директивам Комитета по
делам архитектуры отводится до 75
процентов общей жилой площали, А
в таких городах, как Смоленск,
Курск, Ульяновск, доля малоэтажной
застройки повышается еще больше—
до 80—90 процентов. Архитекторы
помнят, что в довоенных проектах
планировки `малоэтажная застройка
для этих городов составляла лишь
10—20 процентов. Чем же вызвано и
	городов», якобы, имеющее место у
нас, _

Правильно критикуя недостатки в
массовом строительстве, журнал в
этих статьях не замечает огромных
достижений советского градострои-
тельства. Бурному развитию Новых
городов в промышленных районах
действительно сопутствуют немалые
трудности роста. Но понятным причи-
нам в Свердловске, Челябинске, Маг-
нитогорске и других городах, кото-
рыми по праву гордится наш народ,
есть еще много незаветшенных гра
достроительных работ. Но’ редакция
журнала и авторы помещенных на его
страницах статей не могут He знать;
что за истекшие два десятилетия во
множества‘ ваших. городов <оздава-
‘лись основы советского градострои-
тельства. Сопиалистическое государ-
	Два с половиной года, прошелшие
после окончания Отечественной вой-
ны, не прошли бесследно в истории
советской песни. Большинство компо-
зиторов-песемников работает много и
интенсивно. Примечательно все более
уверенное обращение их к жанру
оперетты, переселение образов и ин-
тонаций советской песни различных
жанров в более сложную область му:
зыкального театра: (отметим новые
оперетты Седого, Дунаевского, Мо-
кроусова, Милютина; Листова, Лепч-
на, Богословского). Возможно, что мы
явимся свидетелями расцвета совре-
менной русской музыкальной коме-
дии, выросшей на базе советской пес-
ни. Интересно стремление ряда авто-
ров к крупным песевным циклам, об’-
единенным елйной, значительной те-
мой. Такие серьезные замыслы будат
мысль композиторов, привлекают чх
внимание к образам современности;
нужно ‘упомянуть песенные ‘циклы
Седого Ha слова Фатьянова, Каца на
слова Софроно\а и др,
	ство планомерно фазменало очаги   ставляется эдесь уместным». д
	строками ниже сон пиньт уже созер-
шезно иное ‘об этом же: сооружения:
«От всей композиции фасада веет по-
дражательностью ‘которая привела к
	особенно   ЧУЖОМУ для содержания овлиму эда-
	вия».

Читателю остается только недоу-
мевать: какая же из этих двух оцез
нок является истинным мнением т.
Егорова; & также редакция журнала.

Оставляют желать лучшего высту-
пления журнала и ‘по другим разде“
лам архитектурной жизни — о строи:
тельной технике, о работе проектных
организаций, о подготовке архитек-
пурных кадров. На‘первых порах 8
статьях по этим вопросам чувствова-
лось преобладание общих мест и бла-
гих пожеланий. В чей адрес, напря:
мер, направлена такая хентенция:
«Строительная техника должна твёр-
до взять курс на всемерное удовле-
творение больших требований совет-
	ской архитектуры» (Из переловой ста-
	тьи «А ктура и строительная
техника»)? Новинуясь плохой, хотя и
глубоко укоренившейся привычке от-
сталой части архитекторов, редакция
этим призывом отгораживает архи-
тектуру от строительной техникн,
	ставя строительную технику на поло-
жение «служанки» архитектуры,
	mm номерах еле жа ‘за 1947 год ста:
конкретные ст2-

To, Но в них обозначился другой не-
достаток: стремление оглушить чита?
	индустриализации и их неот емлемую

часть — новые городокче’ поселения.

Нужно ли напоминать, что художе-
ственное начало гпрадостроительства

за истекшие годы было. особенно
сильно подчинено экономическим за-

Ддачам и возможностям. Новые  мас-!
штабы роста’ промышленных - горо-

‚дов нотребовали их большего терри-

ториального развития. Этот ебтест-

‘венный рост вширь, особенно в’ перн-

од 1927—1932 гг., совсем не порок, а

вы наших городов, рассчи-

тавных в-своем-развитии на большую

перслетиву.

Обрушиваяеь в ряде статей на «сти-
хийность» в застройке наших гооодов,
журнал узускаеёт из виду. что появ-
ление новых городов и поселкоз тес-
Но связано < ростом индустриали-
зации нашей страны и вызвано насущ-
	ными требованиями жизнн. Авторы.
этих статей не видят того, что наши -
успехи в градостроительстве остав-
ляют далеко позади зарубежный
опыт. В том же Свердловске, на-
пример, в новом городском рай-
оне при Уралмашзаводе (пренебрежя-
тельно названном в журнале посел-
ком) с населением в сто тысяч‘ чело-
век осуществлены болыпие  градо-
строительные работы — и на высоком
уровне. Этот. доподлинно городской,
благоустроенный район, застроенный
в основном капитальными зданиям,
оснащен всеми современными инже-
	в песенном творчестве

Л. ЛЕБЕДИНСКИИ
a.
	Эта лирика прямо
противостоит малень-
кому мещанскому Л. ЛЕБЕ
мирку «Темной ночи» .
овского — Ara-
това или «Синенькому платочку» Пе-
тербургского — Галицкого. Проблема
индивидуальной, личной лирики не
находила правильного решения в этих
последних песнях. Она тонула в пу-
чине мелких чувств, представляющих
еще более темную ночь, нежели та,
что так напугала авторов песни того
же названия, Герой этих песен, к со-
жалению, имевших значительное рас-
пространение в годы войны, не отли-
чался ни мужественностью, ни дру-
гими ценными общественными черта-
ми. А главное, его тоска была ‘yna-
лочной и безвольной.

Срели  кампозитгоров-песенников
распространено суженное и упрощен-
ное представление о жанре лириче-
ской песни. Ero почему-то прочно.
связали с определенной тематикой и
именно с любовной. На практике за
последние годы стало заметно преоб-
ладание песни любовной коллизии—
надрывной, шуточной, песни-пустячка.
и анекдота. Между тем, лириче-
ский жанр — это не столько темати-
ка или образ, сколько ощущение,
определенный подход к явлениям.
Средствами лирики, лирической ин-
тонации может быть создана граж-
данская по направленности песня, с
большими общественно значимыми
образами и высокими идеями. Боль-
шинство композиторов-песенников
почему-то обязательно связывает ли-
рическую песню © сугубо-бытовой ин-
тонацией, с удовольствием погру-
жаясь в самую что ни на есть — если
так можно выразиться — «эмпирику
быта». В песню обязательно привно-
сится какая-нибудь популярная тан-
цовальная формула — вальса, польки
‘или танго, или же интонация томных
вздохов и взвизгиваний, взятых от
так называемых «волжских страда-
ний», но прошедших стадию эстрад-
ного преломления. Необходим ли
весь’ этот арсенал средств в лириче-
ской песне? Обратимся к двум свое-
го рода классическим советским мас-
совым песням, созданным нашими
симфонистами, —«Песне 0 встреч-
ном» Шостаковича и «Полюшко»
Книппера.: Шостакович написал лири-
ческую песню, тематика которой по-
священа борьбе предприятия за
встречный план. Но как высока ока-
залась эта лирика. Как естественно
в песне рождается большой образ ра-
достного, творчески созидательного
труда, сливающегося с бодрым ошу-
шением природы, ощущением юности
нашего советского общества. То же
самое мы видим в «Полющке», где

‚образ защитников Родины Дан -на

фоне родной природы, а все в целом
вырастает в огромный образ Родины.
А вель «Полюшко», так же как и
«Встречный», чистая лирика.
	В чем же дело? БВ приподвятости
лирики Hag бытом, в ее чистоте и
	o обобщенности enn =
й ции. Блантер и Дол-
ИНСКИЙ матовский, написав
> чрезвычайно популяр-
ную песню «Моя лю-
бимая» с благороднейшим образом и
благородной интонацией, романтаче-
ски-приполнятой нал буднями быта,
показали новое качество лирической
песни на тему о любви.

Итак, пределы ‘лирики горазде
шире, чем об этом принято думать в
среде композиторов-песенников. Но
не надо ограничивать советскую мас-
совую песню одним лишь лирическим
жанром. Советское общество и его
искусство, в частности—его песня, на-
ходятся на той исторической стадии
развития, когда какое-либо обедне-
ние, сужение и ограничение эмоцио-
нально-психологического мира со-
ветского человека совершенно нетер-
пимо. ИМ композитор, замыкающий
себя в сферу одной только лириче-
ской интонации, обкрадывает себя и
своего слушателя, обедняет свой ар-
сенал выразительных средств, сужи-
вает мир образов и идей своих произ-
ведений.
	Первые дни войны дали «Священ-
ную войну» А. Александрова, являю-
щуюся как бы ответом на призыв
товариша Сталина отрешиться от бла-
годушия, от беспечности. «Священная
война» `Мравдиво раскрывала действи-
ль во всей ее суровости и до-
стигала сцлы трагедийного искусства.
«Священная: война» прежде всего
апеллироважа К разуму, к сознанию,
она заставляла думать, она организо-
вывала человека, «Священная война»
утверждала тероико-эпическу пес-
ню с центральной обобщенной ’ воен-
но-народной интонацией сурового му-
жества и патетики борьбы, < веду-
щим образом ‘нарастающего широко-
го  национально-народного движения
на защиту Родины,
	Однако’.много ли песен подобной
силы вгечатляемости было создано
во время войны? Нет. Замечательная,
тоже наполненная суровым мужест-
вом, эпическая песня Захарова «OA,
туманы мой, растуманы», гневные
«Песни мести» Блантера и Гольца,
ряд прекрасных солдатских мужесг-
венных песен  героико-эпического
склада Новикова, «Черноморская бал-
лада» ВБ. Мокроусова, две-три repou-
ко-романтические песни В. Белото.
Но всего этого мало.

Выдающиеся мастера песни-плака-
та братья Покрасс все больше и боль-
ше тяготеют к романеной лирике. Во
время войны ими было создано нес-
колько вполне доброкачественных
песен-плакатов. Но’ разве этого
достаточно? На смену им  как-
будто выдвинулся Тихон Хренни-
ков, давший в своих песнях «Прошз-
ние», «Марш артиллеристов», «Все за
Родину» яркие образцы  песни-пла:
ката с новым качеством ‘динамики,
более богатые красками‘ и выра-
	зительными средствами. Но иногда! дача — дать нбеде историческое Ка-
Хренникову — при этом именно в! чество советской! песик

должны извлечь   обосновано такое решительное ASME-
	нение взглядов в этом вопросе? Ведь
осуществление проекта планирозки
города рассчитано на длительный
	статьях же журнала по плани-
	голоса одного из самых выдающихся   Города рассчитано
и культурных мастеров советской   срок — 15—20 лет,
	песни — И. Дунаевокого. И наверчое !
	он хотел написать новую песню, но   РОвке городов и массовому строи-
	тельству мы не нашли убедительных
доводов в защиту такого репгительно-
го изменения установок. Наоборот,
	не мог. Почему? Думается, это сле-.

ос та М а О аа а
		дует об’ яснить известной творческой
инерцией, Ранее в песне Дунаевско-
	п а, члена ладан: a «jen перечислением множества фак=
рными сетями, хорошо озеленен, а <  тоз. но только перечислением. ‘ибо

центром города его соединяют отлич-
ная дорога, трамвайные пути и трол-
лейбус. Такие же благоустроенные
районы есть в большинстве наших
промышленных городов — в Горьком,
Куйбышеве, Новосибирске, Челябин-
ске и др.

Никто неё станет отрицать, что в
	некоторых наших тородах имеются  2.
	случаи неорганизованной застройки, с
которой нужно повести решительную
борьбу. Но это не дает оснований
говорить о «стихийном» начале в со-
ветском градостроительстве.
**
=
Посмотрим, как освешались в жур-
	приводимые факты, как правило, He
	анализируются. В одну кучу смеши:
ваются. события главные и второсте-
пенные. Таковы статьи о качестве
жилишного строительства (№ 2,
1947 г.), о воспитании архитектурных
кадров (№ 7, 1947 г.).

Гигантский размах < тва в
кашей стране ставит перел всей архи-
	тектурной печатью и пёред журналом
«Архитектура и строительство» боль-
Шие и ответственные золачи. Эти за-
	дачи могут быть решены только в том
случае, если редакция наряду с ин
формацией © происходящих в стране
архитектурных явлениях усилит HEX
	го была сильна струя довольно при-   По вопросу о сравнительной эконо
	митивной идиллической лирики с
	мичности типов массового строитель-
	налетом благодушия и беспечности.   ства, напоимер, имеются разноречи-
	вые, а иногда и прямо противополож-
ные. высказывания,

В одной из передовых статей —
«Малоэтажное строительство» — на-
писано: ,

«Опыт зарубежного строительства
показывает, что одно-двухэтажный
жилой дом в поселке или аки
может иметь те же удобства, что и
капитальное городское жилище, при
одних и тех же затратах на квадрат-
ный метр жилой площади». Короче
говоря. малоэтажная и многоэтажная
	119 этому поводу нужно сказать,
что послевоенный период не может
быть возвращением назад к довоен-
ным образам, Советский человек из-
менился за время войны, в процессе
борьбы за Родину. И композиторы
чувствуют это; Что-то новое есть в
образе советского человека, данном
Новиковым в его «Дорогах» или Бе-
лым в «Сторонке родной», Блантером
в «Партизанке», Соловьевым-Седым
в его последнем песенном цикле, в
послевоенных песнях Мокроусова.
Герой этих песен — человек, уму-
дренный жизнью, с большим сердцем о
и вместе с тем мужественный,

К сожалению, многое из того, что
сделано’ нашими песенниками на
основе народного творчества — вспо-
мним произведения Новикова,—еще
мало обогащает песенное искусство,
„несет ему мало нового, художествен-
Но более высокого и более совершен-
ного,

Иногда же мы встречаемся с пря-
мым потаканием вульгарным BKY-
сам. и коверканьем русской речи,
что демонстрируют припевы песен
Соловьева-Седого «На солнечной по-
ляночке» и Блантера «Сады-садочки».

Очень жаль, что у молодых и  та-
_лантливых композиторов-несенников
— Терентьева, Будашкина,  Сло-
нова, Гуликова, Фрадкина и др.—мы
‚больше наблюдлем следования по
‘путям, проторенным старшим поксле-
нием. Если они не будут искать своих
новых путей создания песни, они
всегда будут создавать только сво-
его рода копии: и репродукции. А в
их возможностях найти свои пути!

Не назад. К старой песне, а на
освове усвоения велнкого песенаого
‘наследия — втэред! Перед искус.

выра-   ством песенийиков стоит великая за-
	говоря, малоэтажная и многоэтажная   нале творческие вопросы застройки   ГЛубокую и принципиальную крити-
aac po fhe совершенно равнозначны по   центров городов, возведения крупных   КУ и не будет устраняться от BHICK8-
удобствам и экономичности. Так ли   общественных зданий. Вель именно   ЗЫвания своего отношения к важней?
	это, если учесть всю сумму условий   эти об екты определяют качество ар- { птим проблемам советской архитекту-
	энсамблей.
		строительства?
Через некоторов время в журнале.
	На-днях Министерством кинемато-
графии СССР были обсуждены и под-
ведены итоги Всесоюзного смотра
конкурса на лучший кинотеатр и луч-
шую сельскую кинопередвижку, кото-
рый был проведен с 1 июля по 1 но-
ября 1947 г.

Лучшими городскими кинотеатрами
признаны: Ленинградский театр «Ав-
рора» (директор т. Райгородский) и
Московский театр «Метрополь» (ди-
ректор т. Иванов). Им присуждены
первые премии — по 15.000 рублей.

Вторые премии, по 10.000 рублей.
присуждены кинотеатрам: «Сплендит-
палас» (Рига), «Титан» (Ленинград),
«Комебмолен Украины» (Киев).
	Третьи премии, по 6.000 рублей,
присуждены кинотеатрам: «Аушра»
(Вильнюс), «Рекорд» (Горький), го-
родскому кинотеатру в г. Барабин-

ске, им. Шевченко (Сталино) и Дет-
CKOMY  кинотеатру им. Уточкина
	центральных городских   РЫы И градостроительства.

ЛУЧШИЕ КИНОТЕАТРЫ И ПЕРЕДВИЖКИ
		(Одесса). Кроме того, 45 кинотеатрам
присуждены грамоты Министерства
кинематографии СССР.
	В городах районного подчинения и
рабочих поселках первые премии за-
воевали кинотеатры шахты «Новая
голубовка» (Ворошиловградская обл.,
УССР) и «Дейле» (г. Добеле, Латвий-
ской ССР). Вторые премии присужде-
ны кинотеатрам «Куба» (АзССР) и
«Колос» (г. Тайшет. Иркутской обл.).
Третьи премии получили кинотеатры
в поселке‘Акталы (Армянская ССР),
в поселке «Закпромстрой» (АзССР) и
в г. Боровске (Калужской обл.). 54
кинотеатрам присуждены грамоты.
	Среди районных кинотеатров первые
премии получили: кинотеатр Кытма-
новского района (Алтайский край) и
кинотеатр «Большевик» (Кременчуг-
ского района, Полтавской области).
Вторые премии присуждены 5.кино-
театрам, находящимся в Эстонской,
	Казахской, Туркменской CCP и
РСФСР. Третьими премиями отмечено
9 кинотеатров. 35 кинотеатрам будут
вручены почетные грамоты.

Первые премии среди сельских ки-
нотеатров завоевали кинотеатр За-
вьяловского  зерносовхоза (Новоси-
бирская область) и кинотеатр’ села
Бобр (Крупский район, Минской об-
ласти). Вторые премни получили 5
сельских кинотеатров.

Девяти сельским кинотеатрам пря-
суждены третьи премии и 36 сельским
кинотеатрам выдаются почетные гра“
MOTH.

Десять первых премий присуждены
сельским киномеханикам, работаю“
щим на кинопередвижках. г

Дваднцати киномеханикам присуждез
ны вторые премии и 27 киномехания
кам — третьи премии. 93.киномехани-
ка, работающие на селе, получат по“
четные грамоты Министерства кине“
матографии СССР,