Ию
	письмо В
	Рисунки детей:
	ным ярким ликованием композиции
на темы октябрьских и первомайрких
празднеств, салютов Победы (Е. Ви-
кулина «Салют», Ю. Кожин «Празд-
ник», Д. Грановский «1 Мая», Е. То-
поркова «30 лет Октября» и дл.).
„Любовь к архитектуре родного го-
рода, к природе нашей страны про-
низывает «видовые» рисунки и пей-
зажи детей. Великолепный силуэг
Аничкова моста в работе О. Михай-
лова, башни московского Кремля,
изображенные В. Пикиным, соседст-
вуют с новой набережной Москва-
реки в рисунке В. Нестерова и «Но-
выми домами на Каретно-Садовой»
А. Голошапова. Тонкое чувство го-
родского пейзажа отличает рисунки
москричей—<Новая Москва» М. Ку-
	вакина, «Вечер» А. Маганет, «Улица»
	К. Гимарева.

Зоркий вэгляд юных художников
точно и остро отмечает своеобразие
национальной природы. Голые осто-
вы деревьев, далекий горизонт по-
лей, перерезанных лентой замерзаю-
щей реки, серое небо в клочьях ра-
зорванных облаков — во всем этом
правдиво передана поэзия поздней
осени на Смоленщине (рисунок П.
Овчинникова). И. Кузнецов из Фрун-
зе быстрыми, ‘уверенными штрихами
изобразил суровый горный ланд-
шафт Киргизии. Излюбленный мотив
пейзажей прибалтийских детей —
морские виды с. их серо-голубым ко-
лоритом (В. Казанцев «Морской пей-
заж» и др.).

Традиции среднеазиатского орна-
мента с его радостной красочностью
и четким песенным ритмом продол-
жают в своих` декоративных компо-
	зициях ребята из Туркменской, Y3-
бекской, Киргизской, Казахской
ССР. — Т. Аманов, Х. Аминова, Ф.
	Хурова, Р. Чурина и др.

Особое место на выставке зани-
мают рисунки на сказочные сюжеты.
Фантазия советских детей никогда не
приобретает мрачной окраски. Они
выбирают своими героями добрых
золмебников, отважных  витязей
{А. Красовский «Добрая фея», В. Се-
ребрянский «Рыцари»). Романтика
сказочных подвигов переплетается в
их воображении с героикой совре-
менности. ‘

Почти все отобранные на выставку
экспонаты свидетельствуют о боль-
шой художественной. одаренности их
авторов. Но есть и настоящие само-
родки. Перед набросками зверей, вы-
полненными — москвичом В. Ко-
товым, останавливаются в изумлении
даже маститые хуложники. И дей-
ствительно, нельзя не вия
легкости и уверенности, с которыми
десятилетний рисовальщик смелым
беглым почерком наносит на лист
силуэт лани или слона. Такая свобо-
да владения карандашом приходит
обычно только после долгих лет
‘упорной работы. Важно, чтобы  не-
сомненный талант Котова, как и
многих других одаренных ребят, не
пропал даром и получил полное и
быстрое развитие.

Посетителей выставки встречает
плакат со словами товарища Ждано-
ва: «Словно цветы чудесного сада,
расцветают способности и таланты
ребят под солнцем сталинской забо-
ты». Эти слова служат точным эпи-
гпрафом к экспозиции, наглядно по-
казывающей, какое замечательное
множество талантов взрашивается в
	нашей стране.
Т. ГУРЬЕВ. -

<
	А. Абдулов, 12 лет.
	Непосредственность и искренность
рассказа об окружающем мире =
важнейшая особенность творчества.
детей. Иногла эта искренность
страшна. В детских рисунках, соб-
ранных в западных монографиях, по-
стоянно встречаются изображения
уродств капиталистического общест-
ва. Семилетний американский маль-
чик как нечто обыденное и привыч-
ное зарисовывает сцену избиения
мегра-носялыьшика. «Мой папа — без-
работный», — гласит подпись под
рисунком, изображающим  фабочего,
уныло слоняющегося по комнате.
Мертвые, без следа растительности
дворы в больших городах, нищие на
улицах, «мальчик-сирота с бездомной
собакой» — вот что часто врезается
в сознание детей зарубежных горо-
дов. Безрадостно их настоящее, тра-
гично будущее. Их наивные зари-
совки звучат как обвинение. И. на-
верно поэтому западные исследовате-
ли летского рисунка предпочитают
заниматься такими «актуальными»
проблемами, как «влияние детского
рисунка на творчество Матисса» или,
еще лучшие, «рисунки  детей-шизо-
фреников»... .

Разительным контрастом рисункам
детей Европы и Америки служат
произведения, собранные на Второй
Всесоюзной выставке детского ри:
ксунка. Светлый и гфадостный мир
раскрывается перед глазами посети-
теля этой выставки. Собранные на
ней работы детей различны по сте-
пени зрелости — это во многом опре-
деляется различием зозраста (от 5 до
16 лет). Но все они об’единяются
живым, глубоко эмоциональным инте-`
ресом к советской действительности:

Маленькие художники пристально
всматриваются в окружающую жизнь
и любовно рассказывают © ней. Об-
щественная струнка очень сильна у
юных авторов. Толя Алексеев из
Башкирии зарисовывает встречу с
кандидатом в депутаты Верховного
Совета, ташкентеци А. Абдулов —
красный обоз с хлопком, Павел Гав-
рилов из МЛенинпрада посвящает
свои работы героям Краснодона. Те-
мы строительства, колхозной жизни,
народных празднеств занимают во-
ображение советских детей, В гуаши
Э. Боровицкого «Ленинград» город-
герой предстает перед’ нами в пезе-
плетающихся лесах стройки. Земляк
Боровицкого Ю. Жуковский  запе-
чатлел работу по газификации горо-
да. А Володя Ермаков из Алтайского
края с гордостью рассказывает, как
в ‘далеком городке строится пер-
вая трамвайная линия. Характер-
но, что рисунки, посвященные строи-
тельству, проникнуты максимальной
действенностью, напряженной дина-
микой, быстрым ритмом. Равнодушие
стороннего наблюдателя совершенно
не свойственно нашим детям. Рабо-
тая над своими произведениями, они
как бы ощущают себя участниками
общего дела. Так же и в рисунках,
повествующих о колхозной жизни,
внимание ребят прежде всего при-
влекают трудовые процессы, кото-
рые изображаются с тонким знанием
пела во всех его деталях (И. Денисов
«Сенокос», В. Чернышев «Перевозка
хлопка», А. Веселов «Дровозаготов-
ки»).

И, конечно, не только естественная
‘детская любовь к праздникам, но и
ясное ощущение, что всенародное
торжество достойно венчает большой
упорный труд, наполняет таким бур-

Новые театральные здания

Второй Выпуск
слушателей Университета -
марксизма-ленинизма при ЦДРИ
	Три года работает филиал Универ-
ситета марксизма-ленинизма при
Центральном доме работников. ис-
кусств СССР. На-днях состоялся вто-
рой выпуск слушателей.
	На вечере, посвященном окончанию
унебы слушателей, с докладом о дея-
тельности университета выступил его
директор Б. Филиппов. Он сообщил,
что Университет марксизма-лениниз-
ма успешно закончили 172 артиста,
композитора, художника столицы.
Среди них — артисты С. Бирман,
Г. Полежаев, Н. Чаплыгин, А. Вовси,
композитор. Г. Литинский, окончив-’
шие университет с отличием. Доклад-
чик отметил, что наиболее успешно в
университете занимались работники
Teatpa ym. Ленинского комсомола.
Из 18 работников театра, посешав-
ших занятия Университета марксиз-
ма-ленинизма, 12 отлично сдали за-
четы. :
	Сейчас в Университете марксизма-
ленинизма при ИДРИ обучается око-
ло 800 деятелей искусств Москвы.
	Сборник памяти
2 ПЛ Палиашвили
	В связи < исполнившимся Гэ-летием
Co дня рождения основоположника
грузинского оперного искусства За-
хария вы Палиашвили, в Гбч-
лиси пбдготовляется к изданию боль-
шой иллюстрированный сборник, по-
священный творчеству классика гру-
зинской музыки. ‘В сборник войдут
заметки самого композитора и ста-
тьи и воспоминания о 3. Палнашвили
деятелей искусства и литературы.
Об’ем сборника — до 20 печатных ли-
CTOR. -
	ДОМ С ПОТУХШИМИ ОГНЯМи
	Творческие работники интересуют
ся историей русского театра, проблез
мами развития современного совет“
ского искусства, литературы. Однако,
дирекция Дома работников искусств
ничего He делает для того, чтобы
удовлетворить эти запросы, не орга-
низует диспутов, лекций, бесед.

В прошлом году было создано Pes-
публиканское театральное общество,
Избрали правление, послали привет-
ственную телеграмму ВТО и... успо-
коились. .

Так и стоит до сих нор с потухши-
ми огнями одно из лучших зданий
города Ашхабада — Дом работников
искусств Туркменской ССР.
			МОСКОВСКАЯ.
ХРОНИКА
	20 декабря спектаклем «В одном
городе» Театр им. Моссовета начал зим-
ний сезон в новом театральном злании
Сталинского района.
	© На-днях Всероссийское театральное

общество организовало в Доме актера
вечер, посвященный 400-летию со дня
рождения М. Сервантеса; После ветупи-
тельного доклада В. Узина об отноше.
нии Сервантеса к актерскому творчеству
А. Арго и Н. Любимов прочитали пе-
реводы драматических гъес и новелл
писателя.
	25 декабря Государственный сич-
фонический оркестр CCCP под управле-
нием Е. Мравинского в Большом зале
консерватории впервые в Москве ис-
полнил шестую симфонию С. Прокофье.
ва и поэму-симфонию А. Хачатуряна,
	написанную композитором взознаменова-
ние 30-летия Великого Октября.
	$9 Союз советеких художников Мос-

ковской области организовал перелвиж-
ные выставки в Нотинеке, Малолро-
славце, Жолокне. На выставках экопо-
нированы произведения ПН. Радимова,
А. Царькова, С. Пшеничникова и пр.
	GS Фортенианный Факультет Москов-
ской консерватории проводит студенче-
ский конкурсе на лучшее исполнение
произведений Бетховена. Установлено
5 премий лучшим исголнителям. В’ оо-
ставе жюри конкурса профессора кон-
серватории: ©, Богатырев {прелсела-
тель), В. Нечаев, A. Гольденвейзер,
С. Фейнберг, Л. Оборин, В. Софрениц-
кий и пр.
	$3 20 декабря в Малом зале консерва.
тории состоялся концерт из новых про.
 изведений советских композиторов. Бы.
ли исполнены струнные квартеты А.
Цинцадзе, В. Фере и м. Раухвергера
(исполнитель — квартет ик. Бетховена)
и словацкие народные пеени в обработ-
ке Ан. Александрова (в исполнении
Н. Рождественской и автора).
	*3 Вчера во Всероссийском! театральном
общеетве докладом А. Борщаговекого о
новых произведениях советской драиа-
тургии открылось обсуждение юбилей.
ных снектаклей 1947 года. Сеголня со-
стойтся доклад Г. Бояджиева о сцени-
ческом воплощении новых советских
пьес.
	В nentpe Ашхабада стоит большое
красивое здание — республиканский
Лом работников искусств. Днем здесь
можно увидеть немало людей. Зато
вечером дом погружается в темноту...

В Ашхабаде имеется пять театров,
филармония, киностудия, цирк, твор-
ческие союзы — писателей, худож-
ников и композиторов. Дом работни-
ков искусств призван удовлетворять
все возрастающие идейные и куль-
турные запросы художественной ин-
теллигенции. Между ‘тем здесь в
этом направлении решительно ничего
не делается.

На протяжении шести месяцев в
Доме не проведено ни одной лекции
по философии, марксизму-ленинизму,
вопросам международной политики, о
пятилетнем плане восстановления и
развития народного хозяйства.
	С0 ВСЕХ КОНЦОВ
СТРАНЫ
	КИЕВ. Драматический театр и». Ив,
Франко приступил к постаноеке ньесы
А. Корнейчука «Простые люди», носвя-
шенной героическому труду шахтеров
Донбасса. Спектакль ставит Гнат Юра.

ТАШКЕНТ. Правительство Украин-
ской ССР приеслало в подарок Узбеки-
стану большой концертный орган. Этот
единственный в Средней Азии орган
установлен в Ташкентекой консервато-
рин. Студенты приступили к изучению
игры на органе. .

ФРУНЗЕ. Молодой‘кохпозитор Абдраев
написал струнный квартет на киргиз-
ские темы — первое произведение этого
жанра, созданное композиторами рес-
публики. Недавно внервые исполнялиеь
симфония «Киргизстан» В. Фере и «Тор-
жественная кантата» С. Черманова. За
последние два года композиторами Кир-
гизни написано около 200 новых инстру-
ментальных и вокальных произведений,

ТАЛЛИН. Трулдящиеся столицы Эсето-
нии отметили 20-летие литературной и
общественной деятельности Аугуета
Якобсона. Пьеса Якобсона ‹Жизнь в ци-
тадели», удостоенная Сталинской гремии,
переведена на многие языки народов
СССР.

СТАЛИНАБАД. Отудия документально-
хронивальных фильмов закончила с’ем-
ки фильма «Сила колхозная>. Он CHAT
в Ленинабалской облаети и рассказывает
о росте колхозного хозяйства и культу-
ры, о зажиточной жизни колхозников.
Режиссер — Б. Кимягаров, оператор
М. Барбутлы.

АШХАБАД. Союз советеких гисателей
Туркмениетана совместно с Управле-
нием по делам искусств проводит no
1 августа 1948$ года конкурс на лучшую
многоактную пьесу из жизни Советского
Туркменистана. Установлено 6 премий.

МИНСК. Закончены с’еьки полномет-
ражного фильма-концерта «Народные та-
ланты» (режиссеры 0. Сплошнов и
А. ПТульман, оператор Г. Вдовенков).
Фильм рассказывает о расцвете ис-
кусства в республике,

БАКУ. В столице Азербайджана всту-
пила в экеплоатацию фабрика народных
музыкальных инструментов. Это первая
в Закавказье фабрика, изготовляютая
тары, кеманчи, сазы, бубны.

АРХАНГЕЛЬСК. 20 декабря в Большом
драматическом театре состоялась пре-
мьера пьесы А. Кузнецова и Г. Штайна
«Идущие впереди». .

С каждым годом растет сеть учреждений искусств в
	и автономных рес-
	нашей стране. В столицах союзных
			публик, в крупных промышленных центрах по. проектам
виднейших зодчих воздвигаются здания театров, кон-
	ARHOTCATDOB.
	цертных залов, Ффилармоний, цирков,
	Закончено строительство замечательного здания Таш-
кентского театра оперы и балета, по праву называемого
Дворцом искусства советского Востока. Новый театр,
сосруженный по проекту зкадемика А. Щусева, являет-
ся одним из крупнейших и красивейших зданий столицы

== ЭТИ СЛОвВа вели-
	Узбекистана.
«Искусство принадлежит народу»
	кого Ленина на русском и литовском языках высечены
на фасаде вновь отстроенного в столице Литовской ССР
здания Русского драматического театра. В центре горо-
да, на месте полуразрушенного кинотеатра, пс проекту
московского архитектора Гугеля и главного архитектора
г. Вильнюс Микучанис воздвигнуто одно из самых кра-
сивых в городе монументальных зданий.
	Б центре г. Махачкала — столице Дагестана, на бе-
регу Каспийского моря выросло новое большое красиво
оформленное здание Государственной филармонии. Пре-
красно оборудованный концертный зал вмещает свыше
600 человек. Здесь имеются также репетиционные и под-
	город Великие Лу-
	собные помещения.
Встает из руин старинный русский
	ки, варварски разрушенный неменко-фашистскими зах-
ватчиками в годы Великой Отечественной войны. Одним
из первых зданий, восстановление которых началось сра-
зу же после освобождения города, было здание драма-
тического театра. Сейчас в новом здании театра идут
		трудящиеся столины Эстонии недавно получили заме-
	театра «Эстония» и
	чательный подарок — новое злание
	расположенный рядом с театром концертный зал. На
торжественном, открытии присутствовали строители зда-
ния и многочисленные гости — трудящиеся Таллина.
	ПА ФОТО: новые здания драматического театра «Эс-
тония» и концертного зала в Таллине (вверху) и зри-
тельный зал театра «Эстония» (справа).
		GMOTPbI
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
	Совет Министров РСФСР вынес по-
становление о проведении в Москве
показа творчества лучших коллекти-
вов и отдельных исполнителей—уча-
стников всероссийского смотра сель-
ской художественной самодеятельно-
сти. В Москву из различных краев,
областей и автономных республик
РСФСР приедет 2.500 человек: драма-
тические и хореографические коллек-
тивы, хоры, оркестры, а также отли-
чившиеся на местных смотрах соли-
сты — певцы, танцоры, музыканты и
чтецы.

% & +

Тыкячи самодеятельных театоаль-
ных коллективов принимают участие
во Всесоюзном смотре театрального
самодеятельного искусства. Смотр,
проводимый ВЦСПС и Комитетом по
делам искусств при Совете Минаст-
ров СССР, ставит задачу повысить
идейно-художественный ‘уровень и по-
мочь дальнейшему развитию  теат-
рального самолеятельного искусства
рабочих и служащих. Сейчас закан-
чиваются областные и республика!-
ские смотры, В репертуаре самодея-
тельных коллективов около 190 мно-
гоактных и до 150 одноактных пьес
за современные советские темы. В
проведении смотра на местах коллек-
тивам помогают свыше 30 режиссе-
ров-консультантов.

На Всесоюзном смотре, который ‹о-
стоится в Москве, будут представле-
ны лучшие театральные коллективы.
Среди них: театральный коллектив
клуба фабрики им. Ногина (г. Выкса),
который покажет спектакль «Разлом»
Б. Лавренева, театральный коллектив
клуба им. Маяковского (г. Горький),
подготовивший спектакль «Юность
отпов» Б. Горбатова, театральный
коллектив Уралмашзавода (г. Сверл-
ловск), выпустивший спектакль
	Проект
реконструкции
Краснодона
	_ Архитектор-художник А. Сидорен-
ко и архитектор Я. Табачник (Гипро-
град УССР) работают над проектом
планировки городаг Краснодона —
родины героических участников Мо-
лодой гвардии.

В основу архитектурной организа-
ции города авторы проекта положнли
принцип об’единения: жилых районов
и создания композиционного” стержня
с системой площадей.

Главная магистраль ’ пройдет от
городского парка через центральную
площадь, вновь пробиваемую улицу и
новый бульвар им. „Молодой гвардии
к шахте №5 — мели гибели героев-
краснодонцев. wh,

¥ ropoyckoro cays, The погребечы
терои, создается плошадь: имени Оле-
га Кошевого. На Могиле устанавли-
вается скульптурная группа . штаба
Молодой гвардии, дающего клятву
Родине. На площади будет располо-
жено также монументальное здание
дворца Молодой гвардии.
	Ансамбль плошади ‘им. Тюленина
составят здания Дома Советов, кино:
театра, почтамта, гостиницы.  Наибо-
лее высокое по рельефу место отз>-
дится для строительства музея Мо-
лодой гвардии.

Площади им. Шевцовой, им. Гро-
мовой и им. Земнухова расположатся
по вновь проектируемой части про-
спекта, названной именем Комсомола.

На месте гибели молодогварлей-
цев создается исторический заповед-
ник. Террикон у шахты высотой в
25 метров будет архитектурно офор-
млен и включен в общую композинию
заповедника; на его ‘вершине устанав-
ливается обелиск - *
		ПОВЫЕ КНИГИ И

ЖУРНАЛЫ
	‹А. П. Чехов в Московском Худо:

жественном театре». Ранее они были

опубликованы в ежегоднике театра.
. xn ke Ee
	Сборник материалов © трэтедри/
В. Шекспира «Отелло» издан Всерос-!
сийским театральным — обшеством,
Большой интерес представляет впер-
вые публикуемый подстронный пере-
вод трагедии, выполненный М. Мо.
	Вышел из печати ноябрьский номер
журнала «Театр». Он открывается
передовой статьей — «Советскому
театру — 30 лет». В журнале поме-
щены статьи «Героическое искусст-
во героического народа» Б. Емелья-
нова, «Черты стиля советского akTe-
	pa» Hl. Гальникова, «После конкур-
са» В. Залесского, «Две культуры»
М. Морозова, а также рецензии С. За-
манского на пьесу Г. Березко <Му-
		gm о а ео > _ eT oe a
жество», Г. Гурко на пьесу А. Cyposa   розовым, а также обтирные комман:

<Мера за меру», А. Борщаговского
на пьесу Н. Погодина «Молодой лес».
eee

Всероссийское театральное обше-!
ство выпустило шестой номер «Теат-
рального альманаха». Среди материа-
лов альманаха статьи А. Таирова
«Театр и драматург», М. Габовича
«Современная тема в балете», Н.
Чушкина «Гамлет — Качалов», В.
Ивинга «О русской школе классиче-
ского танца», В. Топоркова и Е. Тур-.
чаниновой «О воспитании молодых.
актеров», И. Куликовой «Станислав=
ский и американский театр» и др.

, eee

В издании музея Московского
Художественного театра вышли от:
дельными брошюрами две paGoTH
К. С. Станиславского — «Этика» и

А. Борщаговского   Тарии к «Отелло» и статья о сценнобя.
на «Мололой лес»   Ческой истории пьесы. . ТА:
		Однотомник пьес И. Франко, впер-
вые переведенных на русский язык
Г. Шиповым, вынушен издательством
«Искусство».  Произвелениям И.
Франко предпослана статья А. Бор-
щаговекого о жизни и творчестве ве-
ликого украинского драматурга,

#+*

Драматические произведения Н.
Некрасова вышли отдельным сборни:-
ком в издательстве «Искусство».

ge 8

В «Библиотеке театра Островско-
го», выпускаемой Всероссийским тё-
атральным обществом, изланы сбор-
ники материалов о пьесах <Беспридан-
	и   ница» и «Без вины виноватыв»
	В СТРАНЕ `ХВАЛЕНОЙ
ДЕМОКРАТИИ
	Американская театральная пресса
забила тревогу: существование На-
ционального театра  в Вашингтоне
находится под угрозой. Дело в том,
что в массе работников театра с каж-
дым днем растет возмущение дискри-
минационным законодательством, на-
правленным против деятелей ис-
кусств — негроз. Эти законы приня-
ли совершенно уродливую форму.
Так, например, з Национальном тё-

атре негры не имеют права Находить-,
	ся в зрительном зале, ко могут вы- ~~
	ступать на сцене; в «Конститьюшен

Холле» им не разрешается появлять-
ся на сцене; а в зале Лиснера нег-
рам вообще запрещено присутетво-
вать и на сцене, и в зрительном зале,
	Эти законы, действующие в стране
хваленой американской демократии,
вызвали открытые протасты. Работни-
ки искусств добились “включения В
соглашение между профессиональной
организацией и театральной лигой
специального пункта, предусматри-
вающего право членов профсоюза
не выстунать после 1! августа 1948
года в Вашингтонском Национальном
театре, если и в дальнейшем админй-
страция этого единственного в CTO-
лице США государственного театра
будет придерживаться дискримина-
ционной политики. Тогда. директор
Национального театра Маркус Гей-
ман выступил с открытыми угрозами,
что в случае, если актеры не прекра-
тят свои протесты против существую-
щих законов, он уволит всех работ-
ников, закроет театр, а здание сдаст
нод кинематограф.
	«Это может привести, — замечает
журнал «Тиатер Арте»; — к тому,
что столица США Вашингтон оста:
нется без Национального театра».
	(ответственный редактор). А. А. СУР0В,
			9. САВИЦКИЙ А И UIABEPRAH.
	за рубежом

«Сказка о правде» М. Алигер, и др.   ливается обелиск. - «  стов.
	в «Хеббель-театре». Немецкий театр
при Доме советской культуры, иг-
рающем большую роль в духовной
жизни берлинской интеллигенции,
поставил «Таню» А. Арбузова, a
тридцатую годовщину Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-
ции Ознаменовал премьерой пьесы
Б. Лавренева  «Разлом>, имевшей
здесь большой успех (постановка ре-
жиссера Литтёна).

Особую нопулярность у берлинско-
го зрителя завоевал своеобразный и
интересный спектакль в театре
«Шиффбауэрдамм» — «Полковник
Кузьмин» (бр. Тур и Л. Шейнина).
Эта пьеса прозвучала с особой силой
именно здесь, в Берлине, в дни, ког-
да вопрос о будущей Германии, о
	сульбе ‘народа волнует каждого
немца.

Публицистически заостроенный
текст пьесы, актуальные реплики
	мгновенно доходили до взволнован-
ного зрителя, вызывая бурное‘ одоб-
рение зала.
	Спектакль «Полковник Кузьмин»
(в русском варианте — «Губернатор
провинции»), в хорошей манере по-
ставленный известным режиссером
Робертом Трэш, вызвал оживленные
отклики всей печати. В то время как
демократические газеты приветство-
вали постановку, называли ее «инте-
реснейшей премьерой сезона», отме-
чали ее актуальность и‘нравдивость,
газеты реакционного толка © яростью
обрушились на пьесу советских дра-
матургов, обвиняя их в «преднаме-
	ренной пропаганде». Газета «Ди
нойе Цайтунг» пыталась даже
	подняться Ha «теоретические верши-
ны»: ее критик сокрушался о том, что
советские пьесы, по его разумению,
«недраматичны и чужды западному
зрителю». Критик удивлен тем, что в
советской драматургии. «кто знает
социальную правду, тот почему-то
силен и морально», и горько сетует
на непоколебимую уверенность со-

‚ветских людей в превосходстве со-

ветского ‘строя..: Сам того не подо-
зревая, незадачливый журналист от-
метил именно то, чем сильна совет-
ская драматургия, советское искус-
ство. Неизмеримое превосходство со-
циалистического общества и его лю-
дей над миром растленного капита-
лизма особенно отчетливо вырисовы-
вается здесь, на стыке двух миров.
	БЕРЛИН, декабрь.
	Недавно на экраны вышел новый
фильм «Воццек», поставленный ре-
жиссером Георгом Кларен по знаме-
нитому классическому произведению
Бюхнера. «Воциек» имеет свою дли-
тельную предисторию и в. театре, и в
кино. Новая трактовка, при всей
ее спорности, представляет большой
идейно-художественный интерес.
Особенно -удались режиссеру сцены,
воскрешающие на экране жестокую
прусскую военную муштру, превра-
щавшую живого и мыслящего чело-
века в механического «робота». Сло-
ит отметить, что именно. из-за этого
власти в американском и английском
секторах Берлина отказались было
пропустить фильм на экраны   KHHO-
театров, расположенных в этих сек-
торах. Не отрицая художественных
достоинств фильма, англо-американ-
ская цензура утверждала, что в нем
«слишком сильна антимилитарист-
ская струя»...
	Тенденции духовного становления
нового немецкого искусства с особой
силой сказались в фильме «Брак в
тени», недавно выпущенном молодой
берлинской кинематографией. Это
правдивая история одного  прогрес-
сивного немецкого актера Иоахима
Готшалка, связавшего свою судьбу с
талантливой актрисой, по происхож-
дению еврейкой. Гитлеровские изуве-
ры затравили Готшалка и’ его жену
и довели их до самоубийства. В вол-
нующей интерпретации ° молодого
драматурга и кинорежиссера Курта
Метциг эта жизненная драма стала
выдающимся произведением нового
немецкого кинойскусства. Огромный
успех фильма об’ясняется его прог-.
рессивной идеей, страстным  проте-
стом против расового угнетения —
неизбежного спутника национальной
политики в канпиталистическом обще-
стве. Прекрасная работа всего ак-
терского коллектива и прежде ‘всего
молодой театральной актрисы Ильзы
Штеппат, впервые дебютнрующей в
кино, делает этот фильм заметным
явлением в современной° кинемато-
графии на Западе,
	Русское, а в особенности современ-
ное советское, искусство становится
все более популярным у передовых
деятелей берлинских театров. До сих
ор не сходит со сцены «Русский
вопрос» К. Симонова. «На дне»
	Горького — один из самых лучших и
наиболее реалистических спектаклей
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
		«Красный 0603 © хлопком»,
	Никогла еще после окончания вой-
ны политическая жизнь Берлина не
была столь напряженной, как в эти
дни. Срыв по вине англо-американ-
ских политиканов Лондонской конфе-
ренции болезненно отозвался на на-
строении немецкой интеллигенции.
Решается судьба германского госу-
дарства, будущее Германии: быть ей
единой демократической и миролю-
бивой страной или не быть. Именно
эти вопросы с необычайной силой
волнуют сейчас немецкую интелли-
геннию и заполняют столбцы много-
численных газет. Разительным конт-
растом этому является невозмутимая
рутина, господствующая в герман-
ских театрах.
`В одном из крупных Театров Бер-
лина, расположенном в американском
секторе — «Хеббель-театре», идут две
французские, одна американская пье-
сы и одна немецкая новинка. Но и
этот отечественный «фабрикат» мог
бы поспорить < любым изделием ан-
гло-саксонской драматургии в своем
стремлении избежать подлинной прав-
лы действительности. В пьесе «Без-
донное в господине Герстенберге»
изображается внутренний мир неко-
его господина, со всеми положитель-
ными и отрицательными сторонами
его психологии. Автор предлагает
на рассмотрение зрителя своеобраз-
ный «список преступлений» и «список
благодеяний» своего героя. Формаль-
ный фокус состоит в том, что героя
играют одновременно два актера;
один изображает злое начало, дру-
той — доброе.

Яд невыносимого пессимизма эаз-
лит в другом спектакле этого же те-
атра — «Мы опять вернулись», Здесь
все подчинено желанию омрачить и
без того смятенную душу немецкого
зрителя картинами потрясенвого “ми-
ра. Здесь все говорит о ничтожестве
человека перед лицом исторической
неизбежности. В одной спене пьесы
навсегла закатывается солнце, в Apy-
гой — наступает потоп, в третьей —
кончается война, и это тоже почему-
то кажется автору губительной за.
кономерностью человеческой судьбы.
Герои этой пъесы признаются. что У
них нет мужества строить новую
жизнь, что это бесполезная попытка,
так как новая война все равно учн-
	711505456.
		«ГИТЛЕРОВСКИИ ОРЕЛ
В ВОРОНЬИХ ПЕРЬЯХ»
	Так назван в газете «Юманите»
фильм «Ворон», идущий сейчас на
французских экранах. Фильм этот
был выпущен немецкой кинокомпа-
нией «Континенталь» еще в годы
войны. Тогда он демонстрировался
под названием «Французский горо-
док» почти во всех. странах, оккупи-
рованных гитлеровцами. Нетрудно до-
гадаться, какую цель преследовали
нацистские пропагандисты, выпуская
эту картину на экран. Они пытались
убедить зрителей в том, что в мас-
совых арестах и расстрелах жителей
маленького французского городка
повинны не гестаповцы, a... сами
французы. Причем французские граж-
дане показаны в этом произведении
фашистского кино как воры, разврат-
ники, садисты. В страхе за свою шку-
ру они ищут спасения в... веролом-
стве и предательстве. Не довольст-
вуясь этой клеветой, которая очевид-
но должна свидетельствовать о раз-
ложении французского народа, авто-
ры картины рассказывали лалее о
том, как жители городка охвачены
исихозом «доносительства». Рекорд
побивает герой фильма, фигурирую-
щий под кличкой «Ворон». Этот по-
терявший человеческий облик фран-
	_ sf
цуз завалил гестапо анонимными до-
носами.
	«Юманите» по поводу выпуска
фильма «Ворон» ‘на французский эк-
ран пишет:

«Это настоящая провокация #3 ар-
сенала нацистской пропаганды. Кар-
тина пытается показать Францию,
как страну дегенератов... У «Ворона»
видны черные крылья гитлеризма,
которые вновь начинают  расправ-
ляться в зоздухе по указке тех, кто
хочет унизить и казнить наш народ»,
	Редакционная коллегия:
В. Г. ВДОВИЧЕННО
М. В. БОЛЬШИНЦОВ,
Л. А. МАЛЮРИН. 40.
	линские контрасты
	<
И. ЗАХАРОВ
oo
	чтожит все, что возрождается в с9-
временном послевоенном мире.

В ином смысле, но не менее поучи-
тельно творчество другого театра —
«Комедия», работающего в англий-
ском секторе Берлина, Здесь, соеди
прочих импортированных пьес, идет
одна. под многозначительным назва-
нием: «Любовь в праздчости». С не-
описуемой развязностью и цинизмом
английский автор повторяет в пьесе
схему семейных отношений... Гамлета.
Молодой герой узнает о смерти. от-
ца и, вернувшись домой в Англию,
находит свою мать уже замужем, так
сказать, «еще и башмаков не износи-
ла». Новый муж матери—министр,
принадлежащий к консервативному
лагерю. Юный герой пылает ненази-
стью К этому человеку. Он протесту-
ет против политических убеждений и
моральных взглядов отчима и заявля-
ет ему, что всегда боролся с фашиз-
мом, будь тот «в коричневой рубахе
или в крахмальном воротничке». Сын
уговаривает мать Уйти от министра.
Он обещает ей своими руками заоа-
ботать хлеб свой насушный. Зритель
уже склонен предположить необыч-
ное свободомыслие со стороны авто-
ра, но дальнейшее развитие событий
постепенно раз’ясняет подлинное <у-
щество замысла‘ драматурга. 7

Оказывается, что министр несмот-
ря на свои убеждения, — а <корее
всего благодаря им, — очень хото-
mal человек, а «современный Гам-
лет» просто не умудрен жизненным
опытом и заблуждается в оценке дей-
ствительной сушности вещей, Новая
встреча двух героев «раскрывает»
юноше глаза на «истинный смысл жи-
зни»: OH примиряется с консерва-
тизмом господина министра, ‘раскаи-
вается в своей запальчивости и даже
уговаривает мать вернуться обратно
к новому мужу. «Что © ним?» —
спрашивает законно удивленная мать.
	«Он просто вырос!>, — снисходитель-
но улыбаясь, отвечает  черчиллепо-
добный мудрец.
	Так, оказывается, устроена жизяь;
все радикальные взгляды — это лишь
	следствие молодости. Стоит вырасти,
созреть и — человек неибежно ста-
HOBHTCH консерватором! :
Сартр и голливудские «кичи», по-
шлая эстрада в ночных кабаках, мрач-
ные экспрессионистические  декорз-
ции на сцене «Хеббель-театра» —
такова «художественная жизнь» в
современном Берлине,  вернее— одна

ее сторона, обращенная к уходящему
пропклому.
	Но в культурной жизни сегодняи-
него Берлина есть и другая сторона.
Люди демократического лагеря, пре-
данные народной идее, не хотят ми-
риться с идеологической экспансией
Уолл-стрита. Они не хотят жить за
счет американских подачек и отдают
свои усилия строительству нового
демократического немецкого искусст-
ва. Это процесс. трудный — годы гос-
подства фашизма оставили в стране
тяжелое наследие. М нужно удив-
ляться той внутренней силе, какая
открылась сейчас у передовых деяте-
лей немецкой художественной куль-
туры, которые создают новое искус-
ство, противостоящее всему, что про-
изводило ведомство Геббельса и вся
многочисленная армия его сотрудни-
ков.
	В первую очередь это относится к
возрождающейся немецкой демокра-
тической` кинематографии. Коллектив,
сплотившийся вокруг кинообщества
«Дефа», смело обращается к совре-
менной теме, правдиво освещает во-
просы, волнующие зрителей. сегодня.
Молодой режиссер Петер Певас за-
кончил фильм «Уличное знакомство»:
Это — драматическая повесть о судь-
бе немецкой молодежи после` войны.
Крупнейший театральный и киноре-
жиссер Германии Эрих Энгель рабо-
тает над фильмом «Дело Блюма»,
воссоздавая, на основе материала из-
вестного антисемитского судебного
процесса (германский вариант дела
Бейлиса), отвратительную -картину
буржуазного правосудия. Известный
постановщик фильма «Убийцы среди
нас», Вольфганг Штаудте, закончил
сатирическую комедию «Удивитель-
ные приключения Фридолина», где в
яркой и обобщенной форме высмеян
бюрократизм буржуазного государст-
венного аппарата.
			weyvY¥YErerevcenenen

УУУУУ ТУТ.

АЕ
	ТЯ УТ УУТУУУУУТУТУТ Туту тт

Музыкальный фонд Союза ССР

ОБ`ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ на 8-месячные курсы переписчиков

Курсанты обеспечиваются стипендией
Обращаться но ‘адресу: Москва, Собачья площадка, дом

Музфонд, к начальнику цеха переписки нот.
 ААА Аааа г:

УУУУУУУТУУТУТУУТ
	издательства; Москва. Пущкинская, 8. Телефовы:; секретариат, отлелы информации, архитектуры. эстрады и ци
		рка — К 4-15-66, отдель: театра, музыки, язобразвтельных искусств. кино — К 5-45-12:
р Ds
		издательство — К 1-48.58.