21 января. 1947 г., № 2 (57)
		ЖУЛЬТУРА и Ж

ИИ О
ух я 4 FOR LETERS FOES se TEs Beetle oH

КАК.

«ДНИ И. НОЧИ»

‘авиации. А между тем в пъесе-— спектакл

ewe АЛЕ
	Сталинград сюжазан! ототалым им захуйалым
учаютком фронта. В пьесе изображается цело
так, будто со стороны Советской Армии на-
тиску мощной немецкой военнюй тежники ное
было ничего противопоставленю; создается
неправильное представление, будто советекхе
люди защищали город чуть ли не с одниме
автоматами и винтовками.

Товарищ Сталин говорил, что, современная
война—это война техники, ^ война моторов.
И Родина заботливо снабдила героических
защитников Сталинграда в изобилии  зенит-
ной артиллерией и авиацией, «катютами» и
противотанковыми орудиями. Но... техниче-
ская оснащенность Советской Армии «меша-

ма решили... убрать советскуто военную тех-
нику. В результате в  спектакле оказалась
искаженной историческая действительность,

Неправдиво изображают автор инецениров=
ки и театр и советекиевоинекие чаюти как
малочисленные и слабые. Конечню, в отдель-
ном батальоне или роте могли быть серьезч
ные потери, но известно, что чаети, дравитис-
ся в Сталинграде, постоянно получали по-
полнение, что фашистским бронировавным
полчищам противостояли советские героиче-
ские, впомне боеспюособные части и пюдразде-
ления. Образ искусства обобщает явления
действительности. Может быть, изображение
такой горстки людей и «драматилно», но
«драматизм» этот ложный, ибо он связам ©
отступлением от исторической правды, невео-
HO освещает реальную силу, бюевую мощь
героических сталинтрадских частей.

В отдельных сценах спектакля в ложном
свете изображается моральный облик совет
ских людей. Примером может служить беседа
военного фельдшера Ани с начальником
штаба батальона Масленниковым и комисса=
ром батальона Ваниным. Масленников с00б-=
Щает Ане, что умер Дуглас Фербенкс, умерли
Мэри Пикфорд и Бестер Кейтон. Видя, с ка-
ким равнодушием повествует Масленников
огорченной Ане о смерти ее киногероев, ко-
миссар Ванин бросает Масленникову резкую
реплику: «Ты говоришь ю них так, как будто
перечисляеть потери в какой-нибудь роте
за последние сутки». Разве авторы пьесы и
постановщик не почувствовали всю фальшь
этой сцены, оскорбляющей чувства совет
ских воинов?

В карикатурном виде изображен в пьесе
и полковник Ремизов, которого ради теат-
рального эффекта ставят в нарочито смешное
и глупое положение. Волею авторов пьесы
даже ранение этого замечательного воманди-
ра превращено в предмет потехи. Как ни
старается талантливый артист Топорков иг“
рать серьезно, ощущение опасности, навих-
шей над полком Ремизова, исчезает, никто
уже не думает, что Ремизов отрезан немцами,
вышедшими к Волге, —в зале веселое оживле-
ние. А в результате моральный авторитет
Ремизова — боевого сталинградского коман>
дира — расстрелян. Этот дешевый трюк рас-
считан (к сожалению, не всегда безуспешно)
на невзыскательность публики.

Одна из картин спектакля заканчивается
фразой: «На Шипке все спокойно». Известно,
что со времени русско-турецкой войны 1877 —
1878 г.г. фраза эта стала символом казенного,
показного благополучия. Зачем понадобилось
‘авторам пьесы вкладывать эту более чем Hee
уместную в изображаемой ситуации фразу а
Уста героического защитника Сталинграда
старшины Конюкова?

Великолепная игра артистов не могла
устранить серьезных недостатков инеценич
ровки повести К. Симонова «Дни и ночи», -
Поэтому спектакль Художественного театра
идет неровно. Есть эпизоды, производящие
сильное впечатление, есть яркие, вырази-
тельные сцены, есть и сцены слабые;
неубедительные, фальшивые; За личными *
судьбами людей часто не видно общевос
развития событий и их значения, бытовые
детали заслоняют порой картину великой
битвы. $

Хочется надеяться, что театр, продолжив
работу над пьесой, устранит недостатки
спектакля, и он обретет ту идейную и худо
жественную насыщенность и глубину, кото
рых заслуживает великая тема Сталинграда,
	В. КЕМЕНОВ:

{
	Пятый номер газеты
«За прочный мир,
за народную демократию !ь
	15 января в Белграде вышел из печати пя-
тый номер газеты «За прочный мир, за на-
родную демократию. В газете сшубликована
передовая статья «За единство рядов рабоче-
го класса»,

Под заголовком «За сплочение сил демо-
кратии против империализма!» помещен ряд
сообщений об ующехах в строительстве и
борьбе демократических стран.

В газете помещены также сообщение о пте-
слом с^хезде коммунистической партии Ита-
‚лии, доклад Пальмиро Тольятти на шестом
с езде коммунистической партии Италии-
«Bopha коммунистов и итальянского народа
за мир и демократию», статья Анны Пау-
кер—«К созданию единой рабочей партии в
Румынии», обращение ЦК компартии Wexo-
словакии к членам пафтии, статья Рато Ду-
тонича —«Молодежь Югославии в борьбе за
укрепление демократии», статья Пьера Гент-
гека—«Борьба французских профсоюзов про-
тив раскольников» и другие, а также выступ-
‘ление Мао Изе-дуна на заседании ЦК китай-
ской компартии.
	Ло материалам зазеты
х Дульпура и жизнь».
		О СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ
	СЛОВО ПЕРЕДОВИКОВ ПЯТИЛЕТКИ
	В первоначалыном наброске статьи «Очеред-
ные задачи советской власти» В. И. Ленин
с обобой силой подчеркнул роль юоветекой
прессы как орудия экономического пере-
воспитания трудящихся. «Нам надо,— писал
Владимир Ильич,—..позаботиться © том,
чтобы масса необыкновенно ценнюго мате-
риала, который имеется налицо в виде опыта
новой организации производства в отдель-
ных тородах, в отдельных предприятиях,
в отдельных деревенских общинах, — чтобы
этот опыт стал достоянием Macc... Лучший
пример офганизации производства будет
сопровождаться неизбежным облегчением
трула и увеличением суммы потребления
для тех, кто эту лучшую организацию про-
вел».

Необходимым условием организации со-
пиалистического соревнования является
гласность его результатов. «Введение глаю-
ности, — говорил Владимир Ильич, — .„.по-
служит к привлечению широких народных
Mace K самостоятельному участию в. реше-
нии... вопросов, всего более затрагивающих
массы».

Эти указания Ленина имеют самое акту-
зльное значение теперь, когда советекие
люди борются за претворение в жизнь новой
сталинекой пятилетки,

Вопросы социалистического соревнования
повседневно широко освешаются на стра-
зицах  юоветских газет «Ленинградская
гразда», например, из номера в номер про-
пагандирует достижения стахановцев. Уста-
ми стахановцев она призывает привести
в движение все резервы производства, по-
зьнпать квалификацию кадров, рационали-
зировать труд, упрощать тежнологические
процессы, делать достижения передовиков
достоянием всех рабочих.

На’ страницах газеты публикуются южа-
THO сообщения © достижениях отдельных
рабочих м целых коллективов.

Редакния «Ленинградекой правды» при-
стально следит за каждым новым начина-
нием. Она горячо поддержала новаторство
кузнецов Выбортского района, которые изы-
скивают дополнительные резервы и ставят
их на службу пятилетке. Она сообщила
о том, как кузнец Ефим Вереховский пришел
в Выборгский райком партии и тассказал
о серьезных помехах в работе кузнечного
цеха. Кузнец поведал о том, что если по-
настоящему использовать резервы цеха, то
можно выполнить пятилетний план не в че-
тыре, а в три года. Ефим Вереховский вы-
сказал пожелание обменяться опытом с куз-
нецами других заводов.

«Через несколько дней —пишет газета, —
7 B райкоме партии собралаеь грушпа высо-
	коквалифицированных мастеров кузнемно--
	го дела... У каждого за плечами десятки
лет работы в кузницах.
Здесь не было официальных речей и вы-
ступлений, Происходил разговор по-душам,
живой обмен опытом, деловое обсуждение
ючередных задач»,
`Поддержав почин Е. Вереховского, кузне-
пы решили организовать соревнование за
лучший кузнечный цех и за звание мучшего
кузнеца Ленинграда.

Редакция провела специальное совещание
	кузнецов-стахановицев, мастеров, технологов —
	и начальников кузнечных цехов, посвящен-
вое организации соревнования.

Начинание кузнецов-новаторов помучило
хпирокую поддержку, Вслед за ними в со-
ревнование вступили инструментальщики,
литейщики и другие рабочие.

«Мнототысячная армия трудящихся го-

рода Ленина, — говорится в «Ленинград-
ской правде» — ведет сейчае большое
трудовое наступление. Цель его — выпол-
нить послевоеныую сталинскую пятилетку
в четыре года».
Страницы газеты «Курская правда» рас-
сказывают о развитии социалистического ©о-
ревнования в колхозной деревне; Колхозни-
хи Курской области славно потрудились
в нынешнем году. Они с честью выполнили
слово, данное товарищу Сталину.

Газета подробно описывает, как работали
звенья Героев Социамистического  Груда
Пелагеи Мартыновой м Анны Лободенко.

(Окончание. Начало на З-Й стр.)
	ваться на ленинских оценках мировоз-
зрения и творчества писателя. Вместо. этого
они часто ограничиваются пересказом произ-
ведений Толстого и однотипными замечания-
ми об их обличительном значении. Но при
таком подходе не только «кричащих», как
товорил Ленин, но и вообще никаких серьез-
ных противоречий в творчестве Толстого
нельзя обнаружить.

Очень показательно, например, как осве-
тцается один из самых ярких, но и сложных
рассказов Л. Толстого — «Люцерн». В этом
произведении  Толстой рассказал, как сытые,
‘самодовольные буржуа в маленьком швей:
царском городке с тупым и холодным равно-
душием отнеслись к талантливому уличному
музыканту, Это равнодушие и безразличие
к человеку, к мекусству порождено, разу-
меется, определенными социальными отно-
	шениями. Но Толстой возлагает вину за.
	страдания человека на... цивилизацию и
нрогресс, отвергая их и противопоставляя
этим началам божественный дух. Обличи-
тельная, протестующая струя слилась в этом
произведении с мутной струей морально-
религиозной философии всепролцения. Пи-
сатель заключает рассказ мыслями ‘о том,
что человеку не дано право осуждать других
людей, что его долг прощать...

Авторы работ о ‘Толетом, рассматривая
«Люцерн» видят почему-то только одну
струю — обличительную.

В статье «Л. Н. Толстой и его эпоха» Ленин,
критикуя Толстого за отеутетвие конкретно
исторической точки зрения на явления 06-
щественной жизни, ссылается на рассказ
«Люцерн». Там, где авторы рассматриваемых
книг увидели только обличение буржуазной
цивилизации, Ленин раскрыл и черты идео-
логии застоя и реакции. Тт. Гудзий и Гусев
даже не вспомнили об этих ленинских. стро-
ках, ибо ленинская оценка разбивает созда-
заемый ими идеализировенный, односторон-
ний образ великого писателя,

В «Крейцеровой сонате» с громадной силой
разоблачена лживая мораль буржуазной
семьи с ее насквозь лицемерными отнотие-
ниями. Но отношениям мужчины и женнли-
ны, построенным на лжи и лицемерии,
писатель противопоставил лживую же мо-
раль аскетизма. Он затронул  волную-
щую тему раскрепощения женщины, но отка-
зался от решения ее, заявив, что политиче-
ское и экономическое равноправие женщины,
равноправие в образовании и т, д. неважно и
несущественно, важно только нравственное
очишение.

Н. Гусев видит в этом произведении «же-
стокую критику буржуазных устоев’ семьи»,
В. Спиридонов рассуждает о крайностях ае-
кетических требований писателя, Н. Гудзий
говорит”^о саморазоблачении жертвы семей-
ного уклада. Но авторы не видят главного
идейного порока повести. А ведь Ленин `ука-
зывает на это произведение как на пример
проявления идеологии крепостнического
строя. «Толстой верен этой идеологии и в
«Коейпеоовой сонате». когда он говорит:
	«эманесипация женицины не на курсах и не 8
палатах, а в спальне».
		Звеньевым — передовым людям колхозной
деревни чуждо самообольщение успехами.
С каждым годом работать лучше и продук-
тивнее — таков мх девиз, Правительство
присвоило звание Героя Социалистического
Труда эвеньевой Анне Крыловой за получе-
ние 31,30 центнера ржи с гектара на пло-
зади 10 гектаров, В ответ на высокую на-
граду звеньевая взяла новое обязательство:
вырастить на высокоурожайном участке не
менее 35 пентнеров ржи с каждого гектара.
Ее призыв подхвачен друтими звеньевыми.

В 19471 году в Юуфской области впервые на
больъитих плолпалях была поссяна кукуруза.
	Учитывая, что для многих колхозов эта.
	культура новая, редакция. решила дать
колхозникам несколько практических сове-
тов о возделывании кукурузы и уходе за
посевами. Она обратилась к Герою Социа-
листического ‘Труда, лауреату Сталинской
премии, звеньевому колхоза «Червоный
партизан» Днепропетровской области Марку
Озернюму е просьбой поделиться опытом
выраптивания кукурузы, Тов. Озерный охот-
но отозвался на просьбу, и его «Советы кур-
ским колхозникам» были помещены в газе-
те Велед за этим редакция поместила пиеь-
мо звеньевой Прасковьи Богомазовой, в ко-
тором она обещала получить 360 пудов ку-
курузы < гектара.

Редакция несколько фаз выступала со
статьями об опыте работы тов. Богомазовой.
В сентябре звеньевая обратилась через га-
gery «Курская правда» с письмом к Марку
Озерному. Отблагодарив его за ценные сове-
ты, тов. Богомазова кообщала, что. ее звено
вместо 60 центнеров кукурузы помучило по
73 центнера. или по 438 пудов е гектара:
Звеньевая Богомазова вырастила на своем
учаетке также высокий урожай ржи, за что
правительство наградило ее орденом Ленина.

Так кажлый значительный успех звена
или бригады редающия старается сделать до-
стоянием всех звеньев и бригад области.
«Курская правда» — ближайший друг и юо-
ветчик передовиков сельского хозяйства,
Звеньевые, бригадиры полеводческих бригай,
председатели колхозов постоянно выстуна-
ют в газете по наиболее важным вопросам,
интересующим общественность области: об
ортанизации и оплате труда, о едельщине,
05 управлении делами сельхозартели, о пои-
менении новых достижений агротехники
итд. ;

Газета печатает много писем звеньевых
высокого увожая, имеющих огромное поучи-
тельное значение. Звеньевые накопили 60-
гатый м долголетний опыт выращивания
выкоких урожаев. Редакция обращается к
лучитим из них с просьбой поделиться этим
опытом, приглашает их к себе ва беседы.
Недавно в редакции было проведено кове-
шание звеньевых, бригадиров, шредставите-
лей колхозов и специалистов  сельекого
хозяйства. Совещание было посвящено одно-
му вопроюу — как подтянуть отетающие
звенья, В результате обмена мнениями со-
вещание пришло к выводу о необходимости
птефства передовых колхозов и звеньев над
отстающими, широкой популяризации опыта
передовиков колхозного производства,

Пропаганиируя опыт передовиков юсель-
ского хозяйства, газета «Курская правда»
требует, чтобы местные партийные и совет-
ские органы по-настоящему взялись за. рае-
пространение юпыма. «Мастера высоких ypo-
жаев есть теперь в каждом районе, —питшет
	она, —и все, что ‘у них есть в работе нового,
	ценного, должно стать достоянием сотстаю-
Щи.

Передовые люди — опора каждой газеты.
Правильно поступают редакции «Ленинград-
ской правды» «Курской правды» и многих
других тазет, предоставляя им евои страни-
цы. Их опыт надо всячески поощрять.

Социалистическое соревнование за выпол-
нение пятилетки в четыре тода разгорается
с новой силой. Долг газет — бороться за
максовоеть соревнования, поднимать к ак-
тивному участию за досрочное выполнение
плана и высокие ‘урожаи новых и новых
передовиков поомышленаюести и ‘сельского
	хозяйства.
М. КОЛОЛИН.
	Таким образом, некоторые литературоведы
в своих характеристиках произведений Тол-
стого отходят от тех гениальных по своей
глубине и всесторонности оценок, которые
даны творчеству Толстого В. И. Лениным. Ра-
бота некоторых литературоведов о Толстом по
существу есть не что иное, как попытка смяг-
чить критику реакционных сторон творчества
 Голетого, уклониться от разоблачения лож-
ных и врелных идей в его мировоззрении,

Один из исследователей ‘Толстого Н. Гу:
сев в евоем стремлении «улучитить» Толстого
	‚и замолчать реакционные етороны его ‘твор-
	чества допгусвает прямое искажение и извра-
щение ленинеких высказываний о вели-
ком писателе. Излагая ленинскую оценку
мировоззрения Толетого, он просто-напросто
опустил все, что Лениным сказано о реак-
ционных чертах мировоззрения Толетого.

Известно, что моральню-религиозные эзгля-
ды ‘Толстого искажали си ‘уродовали то
положительное, что было в протесте пиеа-
теля против  буржуазно-дворянекого mc.
кусства, против служащей эксплоататорским
классам науки, И в работе «Об искусстве» и
в статьях и писымах о науке Толетой крити-
кует идеологию господствующих классов,
но зовет он не к действительному освобожде-
нию искусства и науки от экенлоататорских
пут, а к подчинению их задачам религиозно-
нравственного «очищения». И нельзя He
удивляться, что в лекции Н. К. Гудзия об
этих взглядах говорится только следующее:
Толстой «защищает искусство всенародное,
способное об’единить возможно большее ко-
личество людейзв их духовной деятельности».
	Гроф. Гудзий даже не поставил вопроса, на’
	какой основе должно об’единять людей искус-
ство по Толстому.

Так же односторонне Н, К. Гудзий говорит
о народных рассказах и пфитчах Толетого
как о «здоровой духовной пище». А ведь в
этих притчах здоровое начало сочеталось е
ханжеской проповедью, с религиозной дидак-
тикой, с проповедью непротивления злу.
Известно, что Ленин критиковал одну из на-
родных сказок Толстого именно за проповедь
пассивности и квиетизма,

Советский литературовед — не летописец,
спокойно и равнодушно раесказывающий о
писателях прошлого, сн сам — носитель и
выразитель той высокой идейности, которая
всегда отличала передовую русскую литера-
туру. Ленинский принцип партийности ли-
тературы требует отчетливого отношения к
явлениям прошлого, раз’яснения значения
передового, идейного творчества, глубокого
и боевого раскрытия вредности отеталых,
реакционных теорий,

Между тем до сих пор не преодолен лож-
ный академический «об’ективизм», и некото-
рые авторы в «нейтральных» тонах говорято
явлениях, требующих ясной и четкой оценки.

Автор статьи о Толстом в 54-м томе Боль-
шой советской энциклопедии Б. Эйхенбаум,
говоря о религиозных исканиях Толстого, ог-
раничивается такой характеристикой:
	Адрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телешон К 6-63-60.
	В сознание народов мира Сталинградская
битва вошла как кимвол величайшего ге-
роизма и стойкости советених людей, их ка-
моотверженного служения Родине. Окруже-
ние и ливвидащия отборной 330-тысячной
армии немцев под Сталинградом является
ярким примером  всепобеждающей силы
сталинской военной стратегии, боевого духа
Советской Армии, мощи, ее вооружения, гиб-
кой тактики ее командиров. «Сталинград был
закатом немецко-фатшистекой армии, После
Сталинтрадекого побоища, как известно, нем-
цы Не могли уже оправиться,— говорил
товарищ Сталин. Сталинградская, а велед за
ней Курская битва знаменовали собой корен-
ной перелом в ходе Великой Отечественной
войны; Советская Армия прочно захватила в
свои руки инициативу боевых действий и
перешла в стремительное наступление по
всему фронту, приведлиее советских воинов-
победителей в Берлин.

Велика и ответственна задача драматурга
и театра, берущихся за воплощение в жи-
вых, волнующих сценических образах этой
большой исторической темы, этой самой вы-
дающейся победы в истории великих войн.

За решение этой задачи взялся мучтний
театр натей‘ страны Московекий Художе-
ственный театр, поставивитий инеценировку
повести «Дни и ночи» К. Симонова. Талант-
ливый коллектив театра и постановщик
М. Н. Кедров вложили много сил и любви,
‘чтобы создать хороший спектавль о муже-
ственных зашщитниках Сталинграда. Боль-
шинство артистов играет проникновению, на-
ходя простые, гмубоко человеческие средства
для выражения стойкости, мужества и само-
отверженности советских людей, еражавитих-
ся в трудной обстановке Сталинграда.
	В спектакле Художественного театра,
	видим ряд живых, впечатляющих образов.
Правдив генерал Проценко, которого горячо,
с болышой внутренней энергией играет
А. Грибов. Это мужественный воин, человек
с широкой русской дупюй, строгий и ‘одно-
временно душевный, Правдив старшина Ко-
ноков в исполнении Д. Орлова. Жизненный
образ офицера Сабурова создал молюдой та-
лантливый актер В. Макаоов.  Тротательна в
своей душевной чиютоте опважная девушка
сатитарка Аня Клименко, образ которой в
исполнении И, Гошевой проникнут больизим
обаянием.

Но, достипнув удачи в сценическом вошло-
CHIN отдельных образов, театр не сумел
раскрыть глубокий юмысл темы Сталинграда.
И произошло это не толькю по вине театра,
но и по вине автора инсценировки А. Вине-
ра, который подошел к своей задаче безот-
ветственно и в погоне за спеническими эф-
фектами отступил от истооической правды.

Автор инсценировки, а велел за ним и
театр изобразили дело так, что Сталинград-
ский фронт выглядит на юцене каким-то за-
бротпенным ‘учаютком, лишенным военной
техники, с малочисленными по своему со-
отаву воинскими частями,

В поведении генерала Проценко много
праздивых черт. Но чего стоит эта правда,
если неправдой является сама ситуащия, в
которую инепенировщик и театр поставили
Этого по существу предоставленного самому
себе человека? В спектакле Проценко дей-
ствует не как участник огромной операции,
не как один мз исполнителей великого
сталинского плана, а как командир неболь-
ого отряда, попавшего в окружение и без
техники, с минимальным людским составом
отбивающегося от превосходящих во всех
отношениях сил противника. И вот такой
«генерал-одинючка» должен олицетворять со-
бою зрелость наших военных руководителей.
Некоторые недостатки повести Симонова
значительно ‘упмублены в инсценировке, в
результате чего ‘у зрителей создается невер-
ное представление о Сталинградекой битве,

Известно, что Верховное Главнокомадова-
ние во-время разгадалю стратегический план
гитлеровцев, связанный е намеченным ими
захватом Сталинграда, и фашиетеким ордам
противопоставилю советские войска, отлично
вооруженные, осналенные мотщной техникой,

Действие пьесы «Дни и ночи» происходит
в октябре—ноябре 1942 года. когда. готовясь
		т лавнокомандующего укрепила Сталинград-
ский фронт, бросив на него мучтцие части,
громадное количество артиллерии, танков,
	0 HOTOMOBATER AX
тантекой ограниченностью интересов, с убо-
гими и реакционными представлениями. Не
ясно ли, что ставить действительно передо-
вых людей страны в один ряд с сектантекими

пигмеями просто неуместно.
Авторы словом не обмолвились о peax-

ционной роли секты толстовцев. Как о чем-
то положительном, они говорят о росте тол.
	CTCBCTBa, OHM искажают историческую исти=
	ну: никогда толстоветво не было массовым
движением. В эту секту, как известно, входи-
ли кающиеся дворяне, интеллигентские хлю-
пики, мещане, деклассированные элементы
города, отсталые крестьяне, Обидно, что на-
шей молодежи преподносится такая фальши-
вая версия о толетовцах как о каких-то бла-
городных подвижниках,

Когда иные из наших литературоведов да-
ют одностороннее, идеализированное освешще-
ние творчества Толетого, а кое-кто допускает
прямую идеализацию толестовской секты, это
может только внести путаницу в головы чи-
тателей и причинить прямой вред делу ком-
мунистического воспитания трудящихся.

В советской стране издается полное акаде-
мическое собрание сочинений Л. Н. Толстого.
Созданы все условия, чтобы выпустить дей-
ствительно научное собрание сочинений. Но,
к сожалению, собрание сочинений Толстого
оказалось использованным для популяриза-
ции толетовщины, освещения деятельности
религиозных сект и их руководителей. Ком-
ментарии, которые занимают в собрании со-
чинений больше места, чем сами произведе-
ния Толстого, заполнялись перечислениями
имен толстовцев, сообщениями о деятельности
сект духоборов; назаренов, бабистов и т. д. До
неприличия дошло рекламирование отдель-
ных лиц из ереды толстовцев. Достаточно
сказать, что в иных томах переписки Толсто-
го письма Льва Николаевича заняли гораздо
меньше места, чем письма толетовца Чертко-
ва и сведения о его поездках и беседах. Напе-
Hamano lame  жизнеопиюание Дитерихе —
жены Черткова, занявнее семь страшиц убо-
ристого текста, ,

Публикуя целую летощись TOA CTOBCKOrO
движения, перечисляя сектантские книжонки
и журнальчики, редакция собрания сочине-
ний в то же время очень плохо освещала
события общественной и культурной жизни,
на фоне которых должно бы быть представле-
но творчество великого писателя. Явления
общественной жизни нередко освещались в
комментариях с позиций, чуждых ленинизму.
Поучительным примером являются коммен-
тарии к статье Л. Толстото «О «Вехах», поме-
щенной в 38-м томе собрания сочинений,

Ренегатекий, контрреволюционный сбор-
ник «Вехи» был проникнут бешеной злобой к
революции, к народу, к идеям демократии и
материализма. Авторы его восхваляли рас-
	«Когда же «Союздетфильм»
будет выпускать детские
	фильмы?)
	В газете «Культура и жизнь» от 31 декабря
1947 г. напечатано писымо тт. Каюсиля и
Маршака «Когда же «Союздетфильм» будет
выпускать детекие фильмы?» В этом шись-
ме весыма своевременно ставится вопрос юб
увеличении выпуева В виню-
картин для детей.

Студия полностью признает справедли-
вость основного упрека по ее адресу. Нами
еще очень мало выпущено высокожудожест-
венных детских картин. Процесс переетрой-
ки студии после войны затящулея. Ясно, что
создавать юзютины лля детей дело чрезвы-
	чайно тоудное и ответственное. Студия,
	несомненню, должна проявлять гораздо. боль-
пе твобческой изобретательности,  доби-
ваясь расплирения плана вышуека  спе-
циально детских картин и воемерного улуч-
шения их мдейного и художественного
уровия.

Коллектив студии прилагает сейчае энер-
гичные усилия, чтобы с 1948 года вышуюкать
вое болыше м болыше детеких картин. Из
шести фильмов, ‘вышускаемых в 1948 году,
три рассчитаны на детей и три предназна-
чены для ювошества, для которого студия
также обязаша делать полноцениые худо-
жественные фильмы. Студия планирует
также запуск сценариев о школе, о юных
учениках %30, о суворовцах, о детях KOA-
хоза, о спорте и т. п.

Коллектив студии сделает вюе  вовможное
для осуществления этой ‘своей прямой обя-
заннюсти. ]

Газета «Культура и жизнь» оказала сту-
дии болыпую помощь, поместив письмо
тт’ Кассиля м Мафтака. То обстоятельство,
что юерьезный вопрос ю создании фильмов
BAX детей полнат виднойпими детоюими
		примут теперь более активное участие
в детекой кинематографии, чем это. было до
набтоятщего времени,

’ Без тесной, ортаниееской ювязи детеких
писателей со студией нельзя создать дет-

скую кинематотрафию,
С. КУЗНЕЦОВ.
	‚директор киностудии «Союздетфильм».
Л. ЛУКОВ.
Художественный руководитель.
А. КУСТОВ.

Секретарь парторганизации
киностудии.

Л, Толетого и некоторых
	«В своих религиозно-философеких сочине-
	ниях Толетой разоблачал церковь. стремясь
	восстановить чистое (1) христианетво с его
учением о любви м 0 «непротивлении злу
насилием».

Автор забыл сказать, что в религиозно-
философских сочинениях Толетого пропове.
дуется. мистицизм, отрицается общественный
прогресс, ниспровергается наука, религиозное
«очищение» противопоставляется революци-
онной деятельности. Он оперирует словеч-
ками о «чистом христианстве», как будто
правомерно камо деление религии на чистую
и нечистую.

Автор не раскрывает, в чем же врелность
толстовского «непротивления злу». Он забы-
вает слова Ленина, писавшего, что в произве-
лениях Толстого солерожитея  ‹«‹прооповеаль
	дениях Толстого содержится «проповедь
одной из самых  гнусных вещей, ка-
кие только есть на свете, именно:
	религии, стремление поставить на место по-
пов по казенной должности попов по нрав-
ственному убеждению, т.-е. культивирование
самой утонченной и потому особенно омер-
зительной поповщины»,

Так дурной «обективизм» оказывается
счень удобной формой умолчания о реакци-
онной сущности толстовщины.

Кому не известно, что представляла собой
в истории русской общественной мысли
толстовщина? «Толстой смешон, как пророк,
открывший новые рецепты спасения челове-
чества, — и поэтому совсем мизерны загра-
ничные и русские «толетовцы», пожелавшие
превратить в догму как раз самую слабую
сторону его учения», — писал Ленин.

Tem большее недоумение вызывает то, что
написано о толстсвцах в школьном учебнике
по русской литературе, составленном А. Зер-
чаниновым, Д. Райхиным, В. Стражевым:

«..Яснюполянская усадьба преврашаетея в
своеобразный культурный центр, куда из раз-
	ных концов России и других стран света
	приезжают писатели, ученые и общественные
деятели; чтобы познакомиться се Толстым.
Одних притягивает к Толстому его обаяние
славы мирового художника, других—тот оре-
ол «учителя жизни», философа и мудреца,
который создали ему религиозно-философ-
ские ссчинения.. Растет число последовате-
лей великого писателя — «толетовцев». Поеле-
дователями и учениками его делаются прелд-
ставители самых различных общественных
	‚ труши. Люди, принадлежавтиие к привилеги-
	рованным елоям общества, увлекшись уче-
нием Толстого, отказываются от высокого об-
шественного положения, чинов и богатства
и идут за Толстым...»

Здесь все ‘свалено в одну кучу: и роль Я.
ной Поляны как действительно культурно-
го центра, притягивающего передовых людей
искусства и науки, и роль ее как своеобраз.
ного центра «толетовщины» т е. центоа
	о «Вехах» говорится такими «нейтральнымих
словами: Г

«Группа интеллигенции, об’единившаяся в
этом кборнике, подвертала критике прежние
традиции русской интеллигентской мысли и
обзявляла о новом своем шути; направленном
к разрешению религиозно-философеких Bo-
просов. Сборник деятельно обсуждался в пе-
чати и в обществе (ем. статьи И. Игнатова в
«Русских ведомостях» 1909 г., №№ 69 и 85
и С. Франка в «Слове» того же времени)».

Толетовские «комментаторы», столь делиз
катные! к «веховцам», столь внимательные. к
каждой сектантекой брошюрке, даже не ука-
зали на статью Ленина о «Вехах»...

Известно, что Толстому приходилось полу
чать немало оскорбительных м угрожающих
писем хулигански-черносотенного содержаз
ния. «Об’ективные» комментаторы приводят
и эти грязные писания. Они бесстрастно пове-
ствуют, как Чертков настаивал, чтобы  Толз
стой в «Воскресении» вывел революционеров
в более неприглядном виде.

Редакция собрания сочинений ничего не
сделала, чтобы помочь читателю составить
правильный взгляд на творчество и учение
Толетого. Сочинения выходили без вступи-
тельных статей, дающих характеристику пез
чатаемых произведений.

Не такого подхода к произведениям Toa:
етого требуют от нас интересы социалистичез
ской культуры! ; у

Лучшим признанием значения {наследства
Толстого и лучшим выражением нашего от-
нощения к нему являются слова Ленина:
	«Это наследство берет и над этим наследством
	работает российский пролетариат». А рабо-
тать над наследством — значит обращаться к
Толстому, к его бессмертным произведениям,
чтобы просвещать массы, открывать им лицо
старого мира, прививать еще более горячую
любовь к своей советской Родине, к со-
кровищам русского искусства. Работать над
наследством — значит, высоко ценя положи
тельное содержание творчества Толстого,
вскрывать недостатки и слабые стороны писа-
теля, воспитывать массы на критике реак-
ционных сторон мировоззрения Толстого.

Большевистская партия всегда рассматри-
вала литературу как важнейшее средство
идейного, культурного, эстетического воспи-
тания трудящихся. Строя самую передовую
в мире социалистическую культуру, мы ис-
пользуем все лучшее, прогрессивное в насле-
дии прошлого. Нельзя правильно воспринять
культурное наследие, не ведя непримиримой
борьбы со всем отсталым, реакционным, враж-
дебным нашему социалистическому мировозз
зрению. рый

Советские люди горячо любят и высоко це:
HAT художественные произведения Толютого;
в свете ленинского. анализа постигают они
величие и красоту этих произведений. Они
стремятся познать во всей сложности и про-
тиворечивости творчество художника, в ко-
тором проявились талантливость и духовное
богатство великого русского народа.
	Б. РЮРИК

Изд. № 65.

OB.

ОН а“  HPABY самодержавия над. революционным. на-
враждебной революционному движению сек.   родом ла aancom. _ PeRO. Om eee
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	ты, В Ясной Поляне Толстого посещали Горь-
кий;»Чехов, Короленко, Репин, Мечников и
другие. Но появлялись там и людипиии с сек.
	родом, Ленин посвятил этому сборнику спе-
циальную статью, в которой страстно и гнев.
но разоблачил контрреволюционную сушность
идей авторов сборника. Но в комментариях