Of января 1948 г. №

ADBTY PA

КРИТИКИ.
	Столь же превратно трактует критик и Apy-
гие образы романа.

«Надо ли удивляться тому, что остальные
герои повести (за исключением разве схема-
гичеекой фигуры секретаря парткома уни-
верситета Феди Карпенко) еще мельче и ник-
чемней Виктора»,— пишет О. Резник.

Почему. же он ни единым словом не. ка-
сается таких наиболее удавшихся автору об-
разов, как образ профессора Деревянко, в
котором писатель попытался воплотить заме-
чательные. черты советской научной интел.
лигенции, или, скажем, «народного ходока» —
Анны: Ивановны, матери Саши Попова?

«Главным содержанием жизни Черкашина,
да и всей повести, автор делает «проблему
любви», —- пишет О. Резник и снова грубо
извращает идею повести, Да, ее герои немало
говорят и думают о любви. Но разве это не
является вполне естественным для молодежи?
Ведь автор повести далек от смакования кар-
тин «физиологического томления», которое
упорно приписывает ему О. Резник. Черка-
шин и почти все его товарищи прекрасно
учатся, неустанно трудятся в лаборатории,
совершают первые научно-технические от-
крытия, своими руками восстанавливают
университетские корпуса, спасают жизнь тя-
жело изувеченному герою Отечественной
войны, об’явленному докторами безнадеж-
ным. позаюлугам расправляются со спекулян-
	‚тами и стяжателями, затесавшимиеся в сВ6-
	ду честных советских людей.

«Бессодержательно», «пошло», «помесь ре-
зонерства и физиологического томления»,
«декадентеко-фривольный дух», «существен-
ные идейно-художественные пороки» — так
оценивает О. Резник первую повесть начина-
ющего писателя-коммуниста.

В действительности же в своей повести
Добровольский стремится выдвинуть на аван-
	сцену общественной жизни нравственно кра-
	сивого и здорового, ясного и определенного
советского человека, с твердыми этическими
принципами. В годы, когда кумиром капита-
листической реакции становится человек с
моралью животного, предатель ‘по убеждению,
ренегат по призванию, страшный в своей
опустошенности ландскнехт, готовый. в лю:
бой миг -стать под черное знамя фашизма,
советский писатель правдиво показывает лю-
дей нового, социалистического мира. Всего
этого не увидел или не захотел увидеть в
повести Добровольского критик О. Резник.

В одном из своих писем Горькому Ленин
просил его поддержать молодого поэта, у ко-
торого нет «руководителя, помощника, на-
ставника и советчика» (Соч., т. ХХХ, стр. 13).

Советский литературный критик должен
быть мудрым руководителем, заботливым но-
мощником, терпеливым наставником, внима-
тельным возетзиком.
	О. Резник отнюдь не является таким Еври-
тиком. Ero статья, во-первых, отпугивает пи-
сателей от обращения к актуальным темам
советской действительности  насущно необ-
ходимым для коммунистического воспитания
налиего народа; во-вторых, она может затруд-
нить привлечение талантливой молодежи к
творческой литературной работе; в-третьих,
она дезориентирует редакции наших журна:
лов в таком жизненно важном деле, как вы*
цвижение и воспитание молодых писателей

Литературная критика должна быть прони-
зана духом большевистской партийности, она
должна разоблачать всяческие проявления
анолитичности и безидейности в литературе.

Задача критики состоит в том, чтобы смело,
рёшительно поддерживать художественные
произведения, проникнутые чувством нового,
раскрывающие ‘внутренний мир советского
	человека — строитсля коммунизма. И для то-.
	ro, ‘чтобы успешно решать эту. задачу, нужно
любить советскую литературу, видеть в`ней
свое, близкое, родное. Позиция критика Рез-
ника, повидимому, определяется иным отно-
шением к нашей литературе. Его выступле-
ние против повести «Грое в серых шинелях»
сигнализирует о необходимости бдительно
ограждать ростки нового от недобросовестной
критики. Такая критика наносит вред нашей
советской литературе.

Итак, не редакция «Нового мира» «He Cy-
мела разобраться в существенных идейно-
художественных пороках повести», а О. Рез-
ник прикоснулся холодными руками «лите-
ратурного оценщика» к живому явлению
советской литературы.
`М. Горький в одной из своих статей писал:

«Критика должна учить писать просто, яс-
но, убедительно. Если критикуемый писатель
не изобличается как явный или скрытый
враг.а пишет только плохо, неверно, искажая
действительность, не умея отличить важное
от неважного, следует спокойно и серьезно
об’яснить ему, что неверно, почему плохо,
чем искажено. А орать на него, издеваться
над ним — это значит пользоваться приемами
преподавателей неоспоримых истин в старых
царских школах, где обучалась интеллиген-
ния «применительно к подлости», как сказал
Салтыков-Щедрин»,

О. Резник, должно быть, относится к пред-
ставителям такого рода заушательской кри.
тики; Он и орет, и замахивается дубиной на
молодого писателя.

Приходится сожалеть, что «Правда» поедо-
ставила свои страницы для такой рецензии.
	Лекции по истории партии, по отдельным
произведениям классиков марксизма-лени-
	низма проводятся очень редко. За последние
	четыре месяца прошлого года в помощь са-
мостоятельно изучающим историю и теорию
ВКП(б) было прочитано лекторами обкома
партии лишь 15 лекций. При партийном ка-
биноте Калининского горкома ВКП(б) за пол-
года прочитано всего 6 лекций по вопроеам
	маркеислеко-ленинекой теории. Циклы ACK--
	ций по истории ВКИ(0), диалектическому и
историческому материализму, политической
экономии также не организованы.

Отдел пропаганды‘ и агитации обкома пар-
тии не контролирует содержания ‘лекций и
занятий в школах и кружках. Бюро обкома
партии за весь прошедший год не приняло
ни одного решения, которое требовало бы
от партийных организаций повысить идей-
ный уровень пропагандистской работы.

Известно, что. качество занятий в кружках
и школах зависит прежде всего от теоре-
тичеаской и методической подготовки пропа-
гапдистов. Однако обком партии не имеет
сколько-нибудь продуманной системы уче-
бы пропагандистских кадров. Помощь про.
пагандистам не оказывается. Даже при пар-
тийном кабинете Калининского горкома
ВКП(б), располагающем квалифицированны-
ми силами, не создано пропагандистского
семинара.   р

В результате этого на ‘занятиях школ и
кружков допускаются неправильные об’ясне-
ния отдельных вопросов по истории и поли-
тике партии. Пропагандисты зачастую изла-
гают материал абстрактно, допускают упро-
шенчество, не соблюдают элементарных
правил методики, не побуждают слушателей
к активному участию в обсуждении темы.

Калининский обком партии и его отдел
пропаганды и агитации должны коренным
образом улучшить руководство политиче-
ским просвещением коммунистов,
		В Управлении пропазанды

и питации ЦПК ВКП).
		На пнях в Управлении пропаганды и аги-
	тации ЦК ВКП(б) были заслушаны доклады
о состоянии работы Горьковского, Свердлов-
	ского, Воронежского, Челябинского, Саратов-
ского, Ростовского; Молотовского, Куйбы-
шевского Краснодарского и Ставрополь-
ского книжных издательств, С сообщениями
по этому вопросу выступили представители
отделов пропаганды и агитации обкомов и
крайкомов ВКП(б) и директора издательств.
	В истекшем году областные и краевые
издательства заметно увеличили выпуск
маесово-политической литературы, В много-
численных брошюрах и книгах, выпущен-
ных местными издательствами, показы-
вается экономическое и культурное разви-
тие краев и областей, обобщается опыт
партийно-организационной и партийно-поли-
тической работы’ местных партийных орга-
низаций, опыт стахановцев промышленности
и транспорта, передовиков сельского хозяй-
ства. Значительное количество литературы.
	издано по вопросам сельского хозяйства,
	На совешании были отмечены крупные
недостатки в деятельности областных и крае-
вых издательств. Работники многих местных
		из решений ЦК ВКИ(0) по вопросам идеоло-
гической работы. В печать нередко сдаются
слабые в художественном и идейном отно-
шении произведения. Плохо в издательствах
организована и работа с авторами, не изжи-
ты еще случаи приятельского подхода со
стороны некоторых работников издательств
к авторам. Руководители издательств не
всегда замечают недостатки и пороки по-
ступающих в издательство рукописей, 3a-
хваливают посредетвенные и слабые брошю-
ры и книги. Этим, в частности. об’ясняется
	‚выход в севеот в Горьковском издательстве
	новерхностной брошюры Панкратова «Поли-
тическая работа в деревнё», в которой автор
оботнел решения феврельского Пленума ЦК
BKTI&).

Серьезную ошибку допустило Свердловское
издательство в подборе и использовании до-
кументов\для сборника «Борьба за победу
Великой Октябрьской социалистической pe-
волюции ва Урале».
	Для очередного инструктажа в Управление
пропаганды и агитации вызывались редакто-
ра областных и краевых газет тт. Юдин
(«Советская Кубань») Бехтерев («Кировская
	правда»), ПТабалин («Червоне Запорижжя»),
	^ ПЕЧАТИ.
	Политическую безграмотность и халат»
ность проявили составители пособия для
докладчиков по текущему моменту, выпу-
щенного отделом пропаганды и агитации
Челябинского обкома ВКП(б) (ответственный
за выпуск т. Ваничек) и содержащего грубей-
шие ошибки, путаные формулировки, иска-
жения фактов.

Воронежское издательство выпустило лите-
ратурный альманах, в котором помещены
порочные в идейном отношении повесть
Подобедова. «Галина Половнева» и поэма
Кораблинова «Пуща заповедная».

На совещании приводились Факты, евиде»
тельствующие о слабой работе местных из-
дательств по подготовке актуальной, полити-
ческой. сельскохозяйственной и научно-
популярной литературы для широких слоев
читателей. Книги зачастую пиптутся малодо-
ступным для рядового читателя языком, на
низком идейно-художественном и научном
уровне, неряшливо редактируются и плохо
полиграфически оформляются. т

Серьезной причиной, препятствующей со-
зданию популярной, интересной для широко-
го круга читателей книги, является оторван-
ность большинства издательств от жизни и
отсутствие связи < читателями, Так, напри-
мер, многие издательства выпустили книги
06 опыте работы передовых колхозов, MTC,
бригад, звеньев и отдельных колхозников,
но рукописи таких книг, как правило, с кол-
хозниками не обсуждались. Немудрено, что
книги получились неинтересными, поверх-
ностными, Е

Сообщения участников совещания показа“
ли, что в ряде областных газет («Челябин-
ский рабочий», «Ставропольекая правда») от*
делы критики и библиографии отсутствуют,
через местное радиовещание книги не попу-
ляризируются. Отделы пропаганды и агита-
ции обкомов и крайкомов ВКП(б) слабо кон-
тролируют работу издательств. :

На совешании отмечено, что важнейшей
запачей отделов пропаганды и агитации об-
комов и крайкомов ВКП(б) и местных изда-
тельств является выпуск массово-политиче-
ской, сельскохозяйственной, художествен-
ной и научно-популярной литературы на вы-
соком идейном уровна. и:

По поводу статьи О. Резника
о повести «Трое в серых шинелях»
	нием, ярко характеризующим коммунистиче-
скую мораль, присущую Черкашину. Нахо-
дясь у самого финиша студенческого лыжно-.
го пробега, Виктор Черкашин поворачивает
назад, отказываясь от первенства чтобы
отыскать и, если нужно, спасти Блицына. Он
делает это просто, скромно. Что же должен и
может совершить молодой студент в дни
учебы, в мирной обстановке, чтобы О. Резник
посчитал его достойным быть одним из геро-
ев повести? И если Виктор при этом любит,
а критик называет это чувство «томлениемь;
если чистота Виктора удерживает его от слу-
чайной связи, от неверного шага, а О. Рез-
ник видит в этом пошлость и декадентщину,
то это не вина В. Добровольского, а беда ври-
тика О. Резника, хватающего мертвыми пазь-
цами равнодушного анализа живую, полно.
кровную жизнь.

Повесть В. Добровольского свидетельствует
об умении автора видеть новые черты мо-
рального облика молодежи, о его желании
всемерно помочь росту благородных качеств
советской молодежи.

Социализм делает в высокой степени при-
влекательной дея?ельность человека, обус-
ловливает непрерывный и все усиливающий-
ся рост духовной энергии народа, возвышает
личность человека. Литература наша должна
улавливать этот благороднейший процесе
возвышения личности советского человека,
роста его коммунистической сознательности,
Повесть В. Добровольского отвечает этому
требованию и должна быть оценена в этом
смысле как творческая удача молодого. авто-
ра.

Это произведение правдиво рисует вузов-
скую обстановку, живой студенческий кол-
лектив, в котором господствуют товарищеские
отношения, враждебные всему мелочному,
	эгоистичному, индивидуалистическому. В по-
вести уже сложившиеся соватские люди. как
	профессор Деревянко, и молодежь евязаны
	крепкими, неразрывными нитями, их отноше-
	ния озарены высокой идейностью, требова-
тельностью к себе и принципиальностью.
Реалистическая в своей основе, повесть
В. Добровольского проникнута романтикой и
героикой, что правдиво отображает жизнь
советского общества, нашей молодежи. «В
жизни обязательно должен быть свой огочек,
который всегда вперед зовет», — говорит Вик-
тор Черкашин в беседе с Сашей Поповым,
своим Фронтовым другом. Огонь веры в
	победу согревал ‘сердца наших юношей, лю-
дей их поколения в годы войны. Он укреёп-
	лял неугасимое чувство преданности и любви
к Родине, звал на героические поступки, про-
буждая в сердцах сильные и благородные
чувства. И ныне, когда перед ними снова
открылись двери университетских аудиторий
и кабинетов, трезвая сосредоточенность мо-
лодых людей на университетских делах осве-
шается сознанием грандиозности будущей их
творческой, созидательной деятельности, со-
знанием величия целей, за которые борются
советские люди в послевоенный период;

Эти черты нравственного облика советского
человека характеризуют и окрашивают всю
атмосферу повести. Автор любит своих героев,
ибо они заслужили эту любовь.

О. Резник заявляет, что в повести «нагляд-
но проявляется идейная и моральная беспо-
мощность героев»... Непонятно, зачем понадо-
билось коитику трактовать правдиво пере-
	‘данную автором юношескую горячноетв сту-
дентов, беседующих о советской дипломатии,
		о поджигателях войны, 0 коммунизме, как
«поверхностные, сугубо личные, а порой
отсталые настроения». ,

Без всяких основаший критик утверждает,
что изображенные в повести советские сту-
	ленты «ни в коей mepe не поониклись боль-
	ими жизнеутверждающими идеями совет-
ского общества». О. Резник нарочито извра-
щаст действительный смысл образов, создан-
ных молодым писателем. .
Бывший беспризорник, воспитанный совет-
ской властью, Борие Ивнез,— по оценке
О Резника — «типо разболтанного, нуетого
Юноши», «самонадеянный и самовлюбленный
обыватель с комсомольским билетом». Но вот
этот «самонадеянный И самовлюбленный
обыватель» плачет, узнав о смерти А. С. Ма-
каренко, написавшего «Педагогическую
поэму» и ставшего «первым другом для
Бориса». Вот он говорит, помирившись после
длительной ссоры © Виктором:
«— А ты замечал, как мучился я, когда мы
с тобой поругались? Как убегал из общежи:-
sua? Hak ловил момент. чтобы извиниться?
	Как старался жить так, чтобы ты заметил и
	изменил свое мнение обо мне?»
	Tre же здесь пустота, нс

самовлюбленность?
«Каким бесконечно бедным выглядит. в
	повести внутренний мир этого молодого рабо.
чего» — облыжно утверждает О. Резник по
поводу Саши Иопова, Может ли литератур-
ный критик об’являть «бесконечно бедными»
мысли возетеких людей о дружбе и солидаю-
ности, о. пафосе послевоенного строительства,
о боевой готовности советского народа?
	Советская молодежь, активно участвующая
В великом созидательном труде нашего наро-
да, законно привлекает внимание писателей.
Советская литература обогатилась за послед-
ние годы целым рядом произведений о моло-
дежи, изображающих передового человека
социалистического общества, новые чувства,
новые явления нашей действительности,

Повесть Владимира Добровольского «Трое
в серых шинелях», опубликованная в первой
книжке журнала «Новый мир» за 1948 год;
является живым откликом на эту жгучую
тему. Эта повесть уже получила оценку в
статье критика О. Резника, опубликованной
в газете «Правда» 27 января. Однако оценка
эта неправильна, . :

Как должен был бы поступить критик,
взявшийся за рассмотрение произведения,
принадлежащего перу молодого. начинающего
	литератора? От критика треббвались, во-пер-
	вых, обективность и принципиальность в
оценке произведения и, во-вторых, исекрен-
нее стремление помочь молодому писателю.
Статья критика О. Резника не отвечает этим
условиям. Эта статья является образцом
«критики на уничтожение», критики зауша-
тельской и несправедливой. О. Резник не за-
трудняет себя ни внимательным чтением по-
вести, ни об’ективным анализом ее; ни докз-
зательствами, и статья его представляет со-
бой цепь передержек, барски брюзгливых оце-
нок героев повести В. Добровольского.

«Образы советской молодежи безидейны. и
Удручающе однообразны», — так в самом на-
чале <татьи безапелляционно заявляет
О. Резник, ошельмовав главный образ пове-
сти-Виктора Черкашина и всех других ге-
роев повести, а заодно и автора произведе-
ния. О. Резник ‘заканчивает свою статью
гневной тирадой в адрес редакции журнала,
еще раз подчеркивая «существенные (7) идей-
но-художественные пороки повести».

Так ли это на самом деле?

Если читать эту повесть непредубежденно,
то самый придирчивый читатель поймет
намерения автора, оценит благотворное
духорное воздействие, которое › эта  но-
весть может произвести на нашу мо:
лодежь. Конечно, произведение моло-
дого писателя, впервые выступающего в
печати, не свободно от недостатков. Некото-
рые образы страдают  незавершенностью,
Композиция вещи могла бы быть более
стройной. Принципиальная критика должна
помогать автору осознавать свои недостатки
и постоянно совершенствовать творческое
мастерство,
	О. Резник пытается достигнуть своей це-
ли — дискредитации повести путем извраще-
ния 6е содержания и характера главных
героев. Что это именно так, нетрудно убе-
диться, сравнивая содержание повести, ее
героев с теми характеристиками, которые
дает им О. Резник.

Время действия повести «Трое в серых ши-
нелях» — послевоенные годы, они отмечены
творческим под’емом всей страны, продолжа-
ющей свое победное движение к коммунизму.
Темой повести является. не вообще «жизнь
советской молодежи», как пишет О, Резник,
а жизнь студенчества в послевоенное, время:
В повести рассказывается, как советские лю-
ди преодолевают трудности, вызванные рэаз-
рушением и университета, в котором учатся
герои повести, и всего города, подвергавише-
гося немецкой оккупации в период Великой
Отечественной войны. Внимание в повести
сосредоточено. на духовном мире советских.
людей, на.их переживаниях, волнениях и ра-
достях, т.е на том, что не может не привле-
кать внимания подлинного художника. .

Gamera стержнем о повести. является.
жизнь комсомольца Виктора Черкашина, его
творческие искания, Хорошо . написанные
картины университетской жизни дают BOG:
можность полнее раскрыть единство у нашей
молодежи «частной», «личной» жизни и жиз.
ни общественной, политической, Характер
гороя, его благородство проявляются, напри-
мер, в таком эпизоде: участвуя в спор-
тивном соревновании, имея полную 5903-
можность первым прийти к финишу, он,
однако, оказав помощь своему спортивному
сопернику Блицыну, отказывается от личной
славы во. имя дружбы и товарищества.
В. Лобровольский показывает торжество в
совстеком человеке новых качеств, воспитан-
ных условиями жизни социалистического
обтцества.

В повести Черкашин показан как активный
облцественник, инициатор восстановления
университета; он посетхает студентов на дому,
выясняя, кто из них больше нуждается в o6-
тисжитии, он занимается с отстающими; on
не только оставляет томик Н. Островского у
Зомезова, но и окружает его товарищеской
заботой, приводит к нему людей, благотворно
действующих на раненого фронтовика; он
расправляется се пошляком и спекулянтом
Николаем Фомичом. Жизнь Черкашина тесно
спаяна е жизнью коллектива, у него свои ду-
мы. хорошие, светлые ‘мечты. Но критик Рез-
ник не хочет видеть ни благородства Черка-
:пина, ни его чистых побуждений; он во ITO
бы то ни стало хочет доказать, что все это
«любовное томление» — и только. То, что
рецензент называет «помощью Блипыну во
время лыжного перехода», в действительно-
сти является важнейшим сюжетным положе-
		Рябов («Витебский  табочий»), Богданов
(«Прикаспийская коммуна»).

В беседах были подвергнуты всестороннему
разбору содержание и техническое оформле-
ние газет и даны подробные указания по
улучшению работы редакций... ,
	Читатель недоволен
«Совхозной гезетой»
	звеньях. Газета почти не касается таких
важных тем, как псошрительная оплата за
сверхплановую продукцию, борьба за сниже-
ние себестоимости, укрепление хозрасчета,
повышение рентабельности, создание подсоб-
ных отраслей хозяйства.

А ведь коллектив редакции при желании и
серьезном отношении к делу способен успеш-
но решать стоящие перед ним задачи! Это
можно видеть на примере отдельных удачных
номеров и материалов газеты, Большой инте-
рес представляет, например, спубликованная
в номере от 11 ноября статья директора зер-
носовхоза «Гигант» Героя Социалистического
Труда. ©. А. Бойко об опыте борьбы за вос-
становление довоенного уровня производетва
	в совхозе «Гигант». С большой любовью ий
	вкусом составлена тематическая страница о
совхозе «Кубань». ‘об опыте коллектива пе-
редового совхоза по созданию многобтрасле-
вого хозяйства (номер от Т декабря). Поучи-
тельны полоса в номере газеты от 29 ноября
о знаменитом племенном совхозе «Каравае-
во», статьи об олыте мастеров высоких уро-
жаев совхоза «Пролетарий» {номер от
10 января).

Все дело в том, что работникам- ‚редакции
недостает инициативы в постановке назрев-
ших вопросов, нехватает плановости. в рабо-
те. Редакции приходитея иногда ставить в
номер случайно подвернувшиеся под руку
материалы. И не удивительно, что она упус-
кает главные, узловые вопросы.

Важнейшим участком подготовки ‘к весен-
нему севу, который газета должна держать
под неослабным и постоянным наблюдением,
является обучение кадров массовых квали-
фикаций. Однако за-последние два месяца
газета выступила по вопросам подготовки
	Кадров: массовых квалификаций всего лишь
	три раза. Первым выступлением газеты по
этому вопросу была передовая статья о под-
готовке механизаторских кадров взомере от
11 декабря. Вернулась к этой теме газета
только через две недели, а затем снова более
месяца хранила молчание,

Коммунисты, комеомольцы и агитаторы в
совхозах тщетно ждут помощи и советов га-
зеты по организации и проведению агитацион-
но-массовой работы. Авангардная роль ком-
мунистов и комсомольцев в совхозном произ-
водстве, работа агитаторов в ремонтных
мастерских, на фермах и в отделениях, дея-
тельность еовхозных культурно-просвети-
тельных учреждений — эти и многие другие
вопросы газета освещает крайне бледно.

Статьи под рубрикой «Партийная жизнь»
сплошь и рядом не дают ответа на самые
животрепещущие вопросы, Типична в этом
отношении корреспонденция «Работа с аги-
таторами» (номер от 6 января). В нем ни ©ло-
ва не говорится о подготовке к весеннему се-
ву, о том, как агитаторы мобилизуют коллек-
тив совхоза на фешение текущих задач,

Все эти недостатки «Совхозной газеты» об’-
ясняются главным образом тем, что редакция
плохо связана с совхозами, она слабо привле-
кает к участию в газете авторский актив из
числа передовиков совхозного производства,
агрономов, инженеров, зоотехников, руково-
дителей совхозов. Показателем слабой связи
газеты с массами служит и незначительная
почта. получаемая редакцией.
	В редакцию «Совхозной газеты» недавно
поступило письмо одного из ее читателей —
агронома Башкирского зернотреста т. Разу-
моза. В этом письме даетея весьма’  нелест-
ная оценка работы редакции.

«Совхозная газета», — пишет т, Разумов, —
зарекомендовала себя как неинтересная,
бессодеюжательная газета, у которой нет
лица. Неизвестно, на кого она рассчитана:
ни рабочему совхоза, ни агроному, ни ру-
коволителю в ней почти нечего читать».
	Это голос требовательного читателя, ко-
торый хочет видеть евою газету более острой
й боевой, тагающей в ногу с жизнью. Чита-
тель справедливо требует, чтобы ‘редакция
знала, для кого она делает газету, чутко при-
слушивалась к запросам масс, живо отклика-
лась на события, волнующие работников соз-
хозного производетва.
	Для улучшения газеты и для повышения
ве роли как организатора, пропагандиста и
агитатора коллективу редакции настоятель-
но необходимо укрепить связи сос своими чи-
тателями, поивлечь в качестве азторов пеое-
довиков COBKOGHOrO производства, спытных
хозяйственников и партийных руководите-
лей. Первейшая обязанность газеты — умело
вести бсрьбу за выполнение великих зэдач
послевоенной пятилетки. И. ПЕТУХОВ.
	Три месяца назад возобновилось изда-
ние «Совхозной газеты». Перед этой газетой
поставлены важные и ответетвенные задачи.
Она призвана стать боевым организатором
работников совхозного производства на борь-
бу за выполнение исторических решений
февральского Пленума ЦК вкп(б) о после-
военном развитии сельского хозяйства, за
разностороннее развитие совхозов, за под’ем
урожайности полей и продуктивности живот-
новолства. Газета должна повседневно 6о-
	роться за. превращение всех совхозов в о06б-

< ПЛ к
		разцовые, высоконроизводительные хозяй-
ства. как этого требуют большевистская пар-
	мия и воветское. правительство:
	Как же «Совхозная газета» справляется с
этими задачами, какова ее организующая
роль в борьбе за решение задач, стоящих
mépexq совхозами?

Усилия работников совхозов направлены
сейчас к тому, чтобы быстрее и луче подго-
товиться к весеннему севу, успешно завер-
шить зимовку скота. Им требуются помощь
и совет газеты.

Корреспонденций о подготовке семян, ре-
монтё тракторов, зимовке скота в газете ипе-
чатается немало. Но уровень многих из
них низок — они поверхностны, написаны
по шаблону, обходят главные вопросы, кото-
рыми живут сейчас совхозы.

‘Гак, газета напечатала три заметки из Кур-
газа: «До семян «руки не доходят» (2 декабря),
«В роли постороннего наблюдателя» (1 декаб-
ря), «Плоды неорганизованности и самотека»
(24 января). Из этих заметок явствует, что
многие совхозы Курганского зернотреста из
года в год получают низкие урожаи зерновых
культур. В чем причины отставания курган-
ских зерносовхозов? Каковы пути улучше-
ния их работы? Газета не дает ответа на
эти вопросы. Заметка «В роли постороннего
наблюдателя», например, констатирует, что
больнтинство совхозов Курганекого зерно-
треста плохо готовит тракторы к весне. Автор
корреспониенции приводит примеры по
двум совхозам, руководители которых якобы
не принимают серьезных мер для ускорения
ремонта тракторов. Оба примера случайны
и не типичны для характеристики причин
отставания совхозов Курганской области.
Корреспонденция не затрагивает решающих
вопросов осенне-зимнего ремонта тракторов.
В ней лишь вскользь говорится об организа-
ции труда ремонтников и о материально-тех-
ническом снабжении совхозов.

По такому же стандарту написаны работни-
ками редакции и многие другие корреспон-
денции о ремонте,

Что поучительного могут извлечь pa-
ботники совхозов и трестоз из таких за-
меток? На этот вопрос вряд ли ответит редак-
ция «Совхозной газеты». Но известно, что
цели достигает только критика острая и на-
правленная в Определенный адрес, а ее-то
как раз и нехватает во многих корреспон-
	денниях «Совхозной газеты»,
	Газета миритеся с тем, что далеко не все
звенья аппарата Министерства совхозов про-
являют должную опёративность в руковод-
стве полготовкой к севу. Редакция почти не
	выступает с критическими материалами по
	адоесу работников министерства.

Большой и серьезный недостаток газеты —
это отсутствие на ее страницах материалов,
показывающих опыт работы передовиков ре-
монта тракторов — рабочих ремонтных ма-
стерских и заводов, лучших трактористов,` а
также коллективов передовых совхозов, ус-
пешно завершающих подготовку к ссву, Газе-
та проявляет совершенно непонятное безраз-
личие к популяризации опыта, она не заме-
чает многих начинаний в ремонтном деле,
не отмечает инициативы лучших мастеров.

А сейчас, в дни подготовки к весеннему
севу, крайне важно заняться обобщением
опыта организации труда в совхозах, 20 ян-
варя газета в примечании редакции к статье
«О звеньях в зерновых совхозах» писала:

«Работников совхозного производства...
интересуют вопросы организации и работы
тракторных и полеводческих бригад, а так-
же звеньев на отделении, как распределя-

‘ются средства производства, закрепление

земельных площадей в полях севооборота,

состав бригад и звеньев, когда и на какой
срок они создаются, кто должен быть во
главе бригады и звена, руководство брига-

дами и звеньями, учет и т. д».

Сама редакция, к сожалению, мало что
делает для Удовлетворения этих запросов
читателей. За последние два с половиной ме-
сапа она напечатала лишь несколько
	статей по вопросам организации труда в
	БЛАГОПОЛУЧИЕ
	„ыы
	тации примирились с этим и не принимают
серьезных мер к улучшению работы школ и
кружков. ,
Метод самостоятельного изучения истории
и теории ВКП(б) во многих парторганизаци-
ях стал единственным, распространяющим-
ся почти на всех коммунистов, независимо от
их политической подготовки. Индивидуаль-
	ный полход в коммунистам при опоеделении ©
	форм учебы нередко подменяется механи“
ческим зачислением коммунистов в группы
самостоятельно изучающих теорию. В городе
Калинине. например, почти все коммунисты
до последнего времени числились самостоя-
тельно  изучающими — марксизм-ленинизм.
Многим из них самостоятельная работа над
книгой оказалась не по силам, и они пере-
стали учиться.

ЦК ВКП(б) неоднократно указывал на не-
обходимость постоянного контроля за учебой
коммунистов. Но в Калининской. областной
парторганизации это требование  Re выпол-
няется. Об’ясняется это в значительной мере
тем, что многие руководящие партийные ра-
ботники сами не учатся и поэтому не в со-
стоянии проверять ‘учебу коммунистов.
Например, секретарь Центрального райкома
ВКП(б) города Калинина тов. Морозов, сек-
ретарь Кушалинского райкома ВКП(б) тов.
Кольеиикин, секретари крупных парторгани-
заций тт. Андреев, Сергеев, Нашков ничего
не читают .
	Отделы пропаганды и агитации горкомов.
	и райкомов партии не помогают товарищам,
самостоятельно работающим над книгой.
Семинары, способствующие активизации са-
мостоятельного изучения марксизма-лени-
низма, не организованы,

Серьезную помощь коммунистам могут
оказывать внештатные консультанты. Но и
к работе консультантов многие парторгани-
зации области отнеслись формально. В Выш-
нем Boaouxe, например, и в ряде других
районов к одному консультанту прикрепили
от 30 до 60 коммунистов, ;
	Статистические данные, которыми раепо-
eee eee eaawmaraunh wn aruTaunn Kaan-
	лагает отдел пропаганды и асител ео о
нинского обкома ВКИ(б), рисуют состояние
политической учебы коммунистов В благо-
приятном свете. В области числится более
двух тысяч кружков и политшкол, евыше
55 тыс. слушателей в них и около 11 тыс.
коммунистов, самостоятельно изучающих
марксизм-ленинизм. Но эти цифры не отра-
жают действительного состояния работы по
политическому воспитанию коммунистов.

Более 70 процентов областной парторгани-
зации составляют коммунисты, принятые в
партию в военные и послевоенные годы. Но-
литический и общеобразовательный уровень
многих из них не высок. Им еше предстоит
овладевать основами политграмоты, Однако
парторганизации области не уделяют долж-
ного внимания политическому просвещению
вновь принятых в партию. Политшколы,
оправдавшие себя на практике как форма
обучения основам политграмоты, здесь He-
доонениваются. Сеть их развернута недоста-
точно. Так, в городе Калинине организовано
лигть 84 школы, в которых занимается 945 слу-
тпателей. В Кушалинском районе всего 5
политшкол.

Существующие политшколы работают пло-
хо. Посещаемость их He превьыхсает 40—60
процентов, занятия часто срываются. Напри-
мер, в Кимрском районе слушатели полит-
школ при Титовской и Нижне.Ямской тер-
риториальных партийных организациях, на-
чав заниматься в апреле 1947. года, смогли
изучить до декабря 1947 года только первые
темы программы. Многие школы распались,
не закончив программы. Успеваемость слу:
шателей не проверяется, коммунисты не от-
читываются перед партийными организа-
циями о том, как они учатся.

_ Такие же недостатки имеют место
в работе кружков по изучению  Исто-
рии ВКП(б). Все это свидетельствует о запу-
шенности сети партийного просвещения. Но
обком партии и его отдел пропаганды и аги-