ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН,

СОЕЛИНЯИЙТЕСЬ!
	  ‹ Цена 50 коп.

`Тазета Управления
	ентрального Комитета ВКП (6)
	тации Ц
евраля 1948 г.

™
	пропаганды и агит
	Среда, 11

№ 4 (59)

Об опере «Великая дружба»
	Постановление ЦК ВАШ) от 10
	какой является мелодия, увлечение сумбурными,
невропатическими сочетаниями, превращающими
музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение
звуков. Эта музыка сильно отдает духом ‘современ-
ной модернистской буржуазной музыки Европы и
Америки, отображающей маразм буржуазной куль-
туры, полное отрицание музыкального искусства,
его тупик.
	Существенным признаком формалистического на-
правления является также отказ от полифонической
музыки и пения, основывающихся на одновремен-
ном сочегании и развитии ряда самостоятельных ме-
лодических линий, и увлечение однотонной, унисон-
ной музыкой и пением, зачастую без слов, что пред-
ставляет нарушение многоголосого музыкально-пе-
сенного строя, свойственного нашему народу, и ве-
дет к обеднению и упадку музыки.
	Попирая лучшие традиции русской и западной.
	классической музыки, отвергая эти традиции, как
якобы «устаревшие», «старомодные», «консерватив-
ные», высокомерно третируя композиторов, которые
пытаются добросовестно осваивать и развивать при-
емы классической музыки, как сторонников «прими»
	тивного традиционализма» ‘и «эпигонства», многие
	советские композиторы, в погоне за ложно понятым
новаторством, оторвались в своей - музыке от’ за-
‘просов и художественного вкуса ‘советского народа,
замкнулись в узком кругу специалистов и музы-
кальных гурманов, снизили высокую общественкую
роль музыки и сузили ее значение, ограничив ero
удовлетворением извращенных вкусов эстетству-
ющих индивидуалистов.
 Формалистическое направление в советской му-
зыке породило среди части советских композиторов
	‚ одностороннее увлечение сложными фозмами HE
	струментальной симфонической бестекстовой музы-
ки и пренебрежительное отношение к таким музы-
кальным жанрам, как. опера, хоровая музыка, попу-
	 лярная ‘музыка для небольших ‘оркествов, для у
‘родных инструментов, вокальных ансамблей и т. д.
	Bce это с неизбежностью ведет к тому, что утра-
чиваются основы вокальной культуры-и драматур-
гического. мастерства и композиторы разучиваются
писать для народа, свидетельством чего является
тот факт, что за последнее время не создано ни од-
	ной советской оперы, стоящей на уровне русской
	оперной классики.

Отрыв некоторых деятелей советской музыки от
народа дошел до того, что в их среде получила рас-
пространение гнилая «теория», в силу которой непо-
нимание музыки’ многих современных советских
композиторов народом об’ясняется тем, что народ
якобы «не дорос» еще до понимания их сложной
музыки, что он поймет ее через столетия и-что не
стоит смущаться, если некоторые музыкальные про-
изведения не находят слушателей. Эта насквозь
индивидуалистическая, в корне противонародная
теория в еще большей степени способствовала неко-
торым композиторам и музыковедам ‘отгородиться
от народа, от критики советской общественности и
замкнуться в свою скорлупу.

Культивирование всех этих и им подобных взгля-
дов наносит величайший вред советскому музыкаль-
ному искусству. Терпимое отношение к этим взгля-
дам означает распространение среди деятелей co-
ветской музыкальной культуры чуждых ей тенден-
ций, ведущих к тупику в развитии музыки, к ликви-
дации музыкального искусства.

Порочное, антинародное, формалистическое — Ha-
правление в советской музыке оказывает также па-
губноз влияние на подготовку и воспитание моло-
дых композиторов в наших консерзаторилх, и, в пер-
вую очередь, в Московской консерватории (дирек-
тор т. Шебалин), где формалистическое направле-
ние является господствующим. Студентам не при-
вивают уважение к лучшим традициям русской и
западной классической музыки, не воспитывают в
них любовь к народному творчеству, к демократи-
ческим музыкальным формам. Творчество многих
воспитанников консерваторий является слепым по-
дражанием музыке Д. Шостаковича, С. Прокофь-
ева и др.
	К ВКП(б) констатирует совершенно нетерпимое
состояние советской музыкальной критики. Руково-
дящее положение среди критиков завимают против-
ники русской реалистической музыки, сторонники
упадочной, формалистической музыки, Каждое оче-
редное произведение Прокофьева, Шостаковича,
Мясковского, Шебалина эти критики об’являют «но-
вым завоеванием советской музыки» и славословят
в этой музыке суб’ективизм, конструктивизм, край-
ний индивидуализм, профессиональное усложнение
языка, т. е. именно то, что должно быть подвергну-
то критике. Вместо того, чтобы ‘разбить вредные,
чуждые принципам социалистического реализма
взгляды и теории, музыкальная критика сама спо-
собствует их распространению, восхваляя и об’яв-
ляя «передовыми» тех композиторов, которые раз-
	ЦК ВКП(б) считает, что опера «Великая дружба»
(музыка В. Мурадели, либретто Г. Мдивани), по-
ставленная Большим театром Союза ССР в дни 30-й
годовщины Октябрьской революции, является по-
рочным как в музыкальном, так и в сюжетном отно-
шении, антихудожественным произведением.
	Основные недостатки оперы коренятся прежде
всего в музыке оперы. Музыка оперы  невы-
разительна, бедна. В ней нет ни одной запоминаю-
щейся мелодии или арии. Она сумбурна и дисгармо-
нична, построена на сплошных диссонансах, на ре-
жущих слух звукосочетаниях. Отдельные строки и
сцены, претендующие на мелодичность, внезапно
прерываются нестройным шумом, совершенно чуж-
дым для нормального человеческого слуха и дей-
ствующим на слушателей угнетающе. Между му-
зыкальным ‘сопровождением и развитием действия
на сцене нет органической связи. Вокальная часть
оперы — ‘хоровое, сольное и ансамблевое пение —
производит убогое впечатление. В силу всего этого
возможности оркестра и певцов остаются неисполь-
зованными.

Композитор не воспользовался богатством народ-
ных мелодий, песен, напевов, танцовальных и пля-
совых мотивов, которыми. так богато творчество
народов СССР и, в частности, творчество народов,
населяющих Северный Кавказ, где развертываются
действия, изображаемые в опере.

`В погоне за ложной «оригинальностью» музыки
композитор Мурадели пренебрег лучшими традици-
	ями и опытом классической оперы вообще, русской -
	классической оперы в особенности, отличающейся
внутренней содержательностью, богатством  мело-
дий и широтой диапазона, народностью, изящной,
красивой, ясной музыкальной формой, сделавшей
русскую оперу лучшей опёрой в мире, любимым
	и доступным широким ‘слоям народа жанром.
	музыки,
	В Центральном Комитете
ВКП (6)

ib. Мурадели

Февраля 1948 1.
	деляют в своем творчестве ложные творческие
установки.

Музыкальная критика перестала выражать ‚ мне-
ние советской общественности, мнение народа и пре-
вратилась в рупор отдельных композиторов. Неко-
торые музыкальные критики, вместо принципиальной
	об’ективной критики, из-за приятельских отношений.
	стали угождать и раболепствовать перед теми или
иными музыкальными лидерами, всячески превозно-
ся их творчество. р
	Все это означает, что среди части советских ком-
	позиторов еше не изжиты пережитки буржуазной
	идеологии, питаемые влиянием современной упадоч-
	ной западноевропейской и американской ‘музыки.
ЦК ВКП(б) считает, что это неблагоприятное по-

ложение на фронте советской музыки создалось в

результате той неправильной линии в области совет-
	ской музыки, которую проводили Комитет по делам
	искусств при Совете Министров СССР и Оргкомитет
Союза советских композиторов.

Комитет по делам искусств при Совете Министров
СССР (т. Храпченко) и Оргкомитет Союза советских
композиторов (т. Хачатурян) вместо того, чтобы раз-
	‘вивать в советской музыке реалистическое направле-
	ние, основами которого: являются признание. огром-
ной прогрессивной роли классического наследства,
в особенности. традиций русской музыкальной шко-
лы, использование этого наследства и его дальней-
шее развитие, сочетание в музыке, высокой содержа-
тельности с художественным совершенством музы-
кальной формы, правдивость и реалистичность музы-
	ки, ее глубокая органическая связь с народом и его`
	музыкальным и песенным творчеством, высокое про-
фессиснальное мастерство при одновременной про-
стотё и доступности музыкальных произведений, ‘по
сути дела поощряли формалистическое направление,
чуждое советскому народу.

Оргкомитет Союза советских композиторов пре-
вратился а орудие группы композиторов-формали-
	par tog, стал основным. рассаднаком, формалистических,
извращений. В Оргкомитете создалась затхлая атмо-`
сфера, отсутствуют‘ творческие дискуссии. Руково-_

‚ дители Оргкомитета и группирующиеся вокруг них
	музыковеды захваливают антирезлистичёские, мо-
дернистские произведения, не заслуживающие под-
держки, а работы, отличающиеся своим реалистиче-
ским характером, стремлением продолжать и разви-
вать классическое наследство, об’являются второ-
степенными, остаются незамеченными и третируются.
Композиторы, кичащиеся своим `«новаторством»,
‹архиреволюционностью» в области музыки, в своей
деятельности в Оргкомитете выступают как побор-
	НИКИ самого отсталого и затхлого консерватизма, _
	обнаруживая высокомерную нетерпимость к малей-
шим проязлениям критики.
	ЦК ВКП(б) считает, что такая обстановка и такое:
	отношение к задачам советской музыки, какие сло-
	жились в Комитете по делам’ искусств при Совете -
	Министров СССР и в Оргкомитете Союза советских
	композиторов, далее не могут быть тергимы, ибо они
	наносят величайший вред развитию советской музы-
ки. За последние годы культурные запросы и уровень
художественных вкусов советского народа’ необы-
чайно выросли. Советский народ ждет от компози-
торов высококачественных и идейных произведений
во всех жанрах — в области оперной, симфонической
	музыки, в песенном творчестве, в хоровой и танхо-
	вальной музыке. В нашей стране композиторам пре-
доставлены неограниченные творческие возможно-
сти и созданы все необходимые условия`для подлин-
ного расцвета музыкальной культуры. Советские
композиторы имеют аудиторию, которой никогда не
знал ни один композитор в прошлом. Было бы не-
простительно не использовать все эти богатейши&
возможности и не направить свои творческие усилия
по правильному реалистическому пути.
	К ВКП(б) постановляет:

1, Осудить формалистическое направление в со-
ветской музыке, как антинародное и ведущее на де-
ле к ликвидации музыкн. .

2. Предложить Управлению пропаганды и агита-
ции ЦК и Комитету по делам искусств добиться
исправления положения в советской музыке, ликви-
дации указанных в настоящем постановлении. ЦК
недостатков и обеспечения развития советской музы-
ки в реалистическом направлении.
	3. Призвать советских композиторов проникнуться
	сознанием высоких запросов, которые пред’являет о
	советский народ к музыкальному творчеству, и, от-
бросив со своего пути все, что ослабляет нашу му-
	зыку и мешает ее развитию, обеспечить такой под’ем
	творческой работы, который быстро двинет вперед
советскую музыкальную культуру и приведет к со-
зданию во всех областях музыкального творчества
полноценных, высококачественных произведений,
достойных советского народа.

4. Одобрить организационные мероприятия ‘соот-
ветствующих партийных и советских органов, на-
правленные на улучшение музыкального дела.
	О неправильном использовании
‘редактора газеты
_ «Ставропольская правда»
	ЦК ВКП(5) рассмотрел вопрос о неправильном
‘использовании редактора краевой газеты «Ставро-
‘польская правда». ЦК ВКП(б) установил, что Став-
ропольский крайком ВКП(б) неправильно использует
редактора краевой газеты тов, Здоровенина, отвле-
кая его длительными командировками по хозяй-
ственно-политическим кампаниям от основной рабо-.
ты, в результате чего газета значительно ухудшила
	’освешение вопросов политической, хозяйственной и
	культурной жизни края.

Ставропольскому крайкому ВКГ:(5) предложено
исправить это положение и принять необходимые -
меры по. улучшению газеты.
	Производственная практика
редакторов местных газет
	При газете «Правда» организована производственная
практика редакторов местных газет. ,

С 5 февраля начала практику первая группа редакторов
республиканских, краевых и областных газет. Произвол-
	‘ственная практика продлится месяц. В период практики
	‘редакторы местных газет будут работать в отделах ре-
дакции «Правды» — партийной жизни, пропаганды, эко-
номическом и: сельскохозяйс?венном, ознахомятся с дея-
тельностью других отделов газеты. Практиканты при-
мут участие в организации и редактировании материа-
лов, будут выполнять отдельные задания редакции, уча-
ствовать в составлении и ‘обсуждении планов отделов.

После окончания практики в Управлении пропаганды
и агитании ЦК ВКП(б) состоится совещание редакторов
местных газет.
	Семинары газетных работников
прирелакциях «Правды» и «Известий»
	С 10 февраля при редакции газеты «НМравда» начал
работу семинар заведующих отделами партийной жизни
республиканских, краевых и областных газет. Семинар
проходях 20 человек. :

С учаетниками семинара будут проведены. беседы Ha
темы «Залачи партийной работы в современных уело-
	стемы «задачи партийной раооты в современных усло-
звиях»; «Освещение. ‘партийной жизни в. газете», «Map-
` кеистско-ленинекое воспитание коммунистов и задачи
	печати», «Вопросы политической агитации в газетах»,
«Освещение в газете вопросов работы райкома партии»,
«Сельская пезвичная парторганизация в освещении
местных газет», «Передовые статьи на партийные темы»
и др, На сэминаре будет проведен обмен опытом работы
отделов партийной жизни республиканских, краевых и
областных газет. Участники семинара пройдут практику
работы в отделе партийной жизни редакции «Правды».

Семинар заведующих отделами партийной жизни газет
продлится десять дней,

+ + +
	Пои газете «Известия» с 25 февраля начинает работу
семинар заведующих отделами советского строительства
республиканских газет, Семинар продлится десять дней.
С участниками сэминара будут проведены беседы на те-
мы «Очередные задачи местных Советов нового созыва»,
«Ленин и Сталин о работе советского государственного
аппарата», «Освещение вопоосов советского строитель-
ства в республиканских газетах», «Борьба за сопиалисти-
ческую законность и задачи местной печати», «Вопросы
работы исполкомов местных Советов в республиканских
газетах», «Обзоры печати по вопросам советского стром-
тельства» и другие,
	Участники семинара обсудят вопросы организации ра-
боты отделов советского строительства. Для участнихов
семинара будет ортанизована практика при отделе совет:
ского строительства газеты «Известия».
	Политшколы заканчивают
CBOIO программу
	В соответствии с рекомендованной Управлением про-
паганды и агитации ЦК ВКП(б) программой политшкол
в текущем году во всех республиках, краях и областях
продолжают занятия политшколы при первичных пар-
тийных организациях.
	ВБ политшколах изучается общественное и государ-
ственное устройство нашей страны (Конституция СССР),
вопросы послевоенного пятилетнего плана и Устав
ВКП(б). В большинстве политшкол изучение рекоменло-
ванной программы заканчивается.
	В Боронежекой области. работают 912 политшкол. В 313
политшколах изучается третий раздел программы =
«Великая Отечественная война Советехого Союза», в
298 — четвертый раздел -— «Советекий народ в борьбе за
построение коммунизма». В 123 политшколах изучается
пятый раздел — «Партия большевиков — руководящеая
сила советского народа. Устав ВКПб)». Таким образом,
большая часть политшкол заканчивает прохождение про.
граммы в марте.

Отделы пропаганды и агитации многих обкхомов партии
наметили мероприятия, которые обеспечивают скончание
работы всех политшкол к маю текущего года.
	Всероссийский смотр
народных талантов
	Цо постановлению Совета Министров РСФСР поове.
	‚ден Всероссийский смотр сельской художественной са.
	модеятельности. Он способствогал оживлению культур-
но-просветительной работы в деревне. В итоге смотра
возросло количество кружков художественной самодся»
тельности.

В смотре приняло участие ожоло 90 тысяч кружков,
об’единяющих миллион двести тысяч исполнителей —
колхозников, рабочих и служащих МТС и совхозов,
сельской интеллигенции. Концертами и спектаклями
обслужено огромное количество сельских зрителей,
В одной Горьковской области, например, было проведе.
но около тысячи концертов и спектаклей, на которых
присутствовало 150 тысяч зрителей,

На днях в Москве начнутся заключительные концерты
Всероссийского смотра сельской художественной самс-
деятельности. Из разных краев, областей и автономных
республик в столицу прибыли лучшие коллективы и
наиболее одаренные. исполнители, отобранные на област.
ных, краевых и республиканских смотрах, общей чис.
ленностью в 2.500 человек.
	Историческая фальшивой и искусственной: является-
	фабула оперы, претендующая на изображение борь-
бы за установление советской власти и дружбы на-
родов на Северном Кавказе в 1918—1920 г.г. Из
оперы создается неверное представление, будто
такиё кавказские ‘народы, как’ грузины и осетины,
находились в ту эпоху во вражде с русским наро-
дом, что является исторически фальшивым, так как
помехой для установления дружбы народов в тот
период на Северном Кавказе являлись ингуши и че-
ченцы. ’

ЦК ВКП(б) считает, что провал оперы Мурадели
есть результат ложного и губительного для твор-
чества советского композитора формалистического
пути, на который встал т, Мурадели.

Как показало совещание деятелей советской му-
зыки, проведенное в ЦК ВКП(б), провал оперы Му-
радели не является частным случаем, а тесно связан
с неблагополучным состоянием современной совет-
ской музыки, с распространением среди советских
композиторов формалистического: направления.

Еще в 1936 году, в связи с появлением оперы
Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»,
в органе ЦК ВКП(б) «Правда» были подвергнуты
острой критике антинародные, формалистические
извращения в творчестве Д. Шостаковича и разоб-
лачен вред_.и опасность этого направления для су-
деб развития советской музыки. «Правда», высту-
павшая тогда по указанию ЦК ВКП(б), ясно сфор-
мулировала требования, которые пред’являет к сво-
им композиторам советский народ.
	Несмотря на эти предупреждения, а также вопре-
ки тем указаниям, какие были даны Центральным
Комитетом ВКП(б) в его решениях о журналах «Зве-
зда» и «Ленинград», о кинофильме «Большая
жизнь», о репертуаре драматических театров и ме-
рах по его улучшению, в советской музыке не было
произведено никакой перестройки. Отдельные ус-
пёхи некоторых советских композиторов в области
создания новых песен, нашедших признание и ши-
рокое распространение в народе, в области созда-
ния музыки для кино и т. д., не меняют общей кар-
тины положения, Особенно плохо обстоит дело в
области симфонического и оперного творчества.
Речь идет о композиторах, придерживающихся фор-
малистического, антинародного направления. Это
направление нашло свое наиболее полное выраже-
ниё ‘в произведениях таких композиторов, как
тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян,
В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и др., в твор-
честве которых особенно наглядно представлены
формалистические извращения, антидемократиче-
ские тенденции в музыке, чуждые советскому на-
роду и его художественным вкусам. Характерными
признаками такой музыки является отрицание ос-
новных принципов классической музыки, проповедь
атональности, диссонанса и дисгармонии, являю-
щихся якобы выражением «прогресса» и «новатор-
ства» в развитии музыкальной формы, отказ от та-
ких важнейших основ музыкального произведения,