№ 4 (59)

февраля 1948 Г:

Каждому населенному
пункту—свой клуб
	Гол назад интеллигенция Овручекого райо-
на Житомирской области обратилась через
газету «Правла Украины» к интеллигенции
сельских районов УССР с призывом развер-
нуть научно-просветительную и культурно-
массовую работу среди трудящихся. В своем
письме овручане взяли ` обязательство —
открыть в каждом населенном пункте &лУб
или избу-читальню и образцово поставить
культурно-просветительную работу.

Этот призыв нашел горячую поддержку У
интеллигенции и всей общественности Жито-
мирекой области. Партийные организации
возглавили борьбу за подзем культурно-про-
светительной работы на. селе,

По инициативе партийной организации
колхозники села Ставок Народичекого рай-
она, обсудив обращение овручан, решили вос-
становить разрушенный немцами клуб. Ис-
пользуя местные строительные ‘материалы,
колхозники в несколько дней полностью! вос-
становили клуб, обставили его мебелью и
обеспечили топливом.

Народичский райком КИ(б)У и райисполком
приняли специальное постановление, в кото-
ром одобрили инициативу колхозников села
Ставок и призвали всю общественность при-
нять активное участие в восстановлении клу-
бов и изб-читален, Был об’явлен декадник по
ремонту... культурно-просветительных учре-
ждений. В нем приняло участие свыше ты-
сячи человек. Стоимость всех произведенных
работ определяется в 280 тыс, рублей, а из
государственного бюджета было израсходова-
но только 110 тыс. рублей. За 10. дней в райо-
не было отремонтировано 47 культурно-про-
светительных ‘учреждений, вновь построено
16 сельских и 15 колхозных клубов, 11 изб-
читален, изготовлена необходимая мебель,
завезено топливо.

Областная партийная организация, обком
КП(б)У подхватили инициативу трудящихся
Народичсекого района, использовали их
опыт. По постановлению бюро обкома КП(б)У
и  палистохкома в области был прове-
	и облисполкома в области дыл про8с-
‘ден декадник ‘восстановления, ремонта, 0бо-
	рудования и обеспечения топливом клубов и
изб-читален к 30-летию Великой Октябрьской
социалистической революции. Руководство
декадником осуществлялось непосредственно
обкомом партии и облисполкомом. Резуль-
таты оказались значительными. Было отре-
монтировано 1.119 культурно-проеветитель-
ных учреждений, в том числе 25 Домов куль-
туры, вновь построено, и открымо 180 клу-
бов и 81 спортивных площадок, заготовлено
более 5 тыс. кубометров дров, почти 1.300 тонн
торфа, дополнительно ралиофицировано
188 клубов.

Теперь’в 14 районах Житомирской области
нет ни одного. села, в котором не было бы
клуба или избы-читальни. В остальных
районах еще есть населенные пункты, где
	‚нет культурно-просветительных узрежде-
	ний, но таких очень мало—воеего 98. В бли-
жайшее время и здесь будут свои культур»
ню-просветительные учреждения.

Так была решена задача по укреплению
материальной базы ‘для развефтывания ши-
рокой культурно-просветительной фаботы в
деревне налцей области.

Областная партийная обганизация сосредо-
точила внимание на решении главной зада-
чи—под’еме идейного содержания культур

но-просветительной работы.

Партийные организации стремятся изжить
формализм в культурно-просветительной ра-
боте, повысить ее качество, обеспечить ее
хозяйственно-политическую направленность.
Изучая работу клубов’ и изб-читален, не
трудно заметить, что они проводят много
различных мероприятий — лекций, бесед, и
посещаемость MX Неплокая, HO нехватает
действенности. Об`ясняется это тем, что дея-
тельность культурно-просветительных yupe-
жлений порой оторвана от насущных задач
колхозов, совхозов и МТС. Между тем, если
по-настоящему офганизовать работу клубов
и других культурных учреждений, они мо-
гут сыграть большую роль в коммунистиче-
ском воспитании тоудящихея, в мобилиза-
ции масс на решение хозяйственно-полити-
ческих задач.

Приведем такой пример. Село Белый Бе-
рег Малинского района всегда-—-и в горячую
	пору полевых работ, и в зимние дни живет
полнокровной: жизнью; Центром. всей. куль-
турно-просветительной работы здесь являет.
ся клуб, а душой клуба — его заведующий
Ц. И. Соболь, уже 21 лет бессменно возглав-
ляющий  этот очень важный участок работы
с массами. Тов; Соболь @плотил вокруг себя
лучших представителей местной интеллиген-
ции и колхозников. В активе клуба насчиты-
вается более 60 человек. Они проводят важ-
ные мероприятия агитационно-массового и
культурнозиросветительного характера,

Во время подготовки и проведения посев-
ной и уборочной кампаний, хлебозаготовок и
осеннего сева работала агиткультбригада
клуба. Она широко популяризовала пере-
довиков соревнования и создавала такую об-
становку, в которой плохо работать было
невозможно. ‘

-При клубе села Белый Берег, работают
кружки по изучению биографий В. И. Ленина
и И. В; Сталина, агротехнический, оборонно-
физкультурный; научно-просветительный,
драматический, литературный. Регулярно вы-
ходит. стенная. газета. Болышой ` популяр-
ностью пользуется иллюстрированная газета
«Смехач» Клубный радиоузел обеспечивает
трансляцию центральных радиопередач во
все квартиры колхозников. При клубе
работают лекторекая пруппа и «итравочный
стол. Часто организуются лекции и беседы на
политические и научно-просветительные те-
мы, устраиваются вечера вопросов и ответов,
а также. художественной самодеятельности,

Клуб села Белый Берег завоевал второв
	место в ‘социалистическом. соревновании
клубных ‘учреждений Украины, а колхозы
	села успешно справляются с выпелнением
всех задач,

Богатейший опыт накопили клубы и Дома
культуры области. Широкой известностью
пользуется хор Лугинского района (руководи-
тель колхозница Л. А. Опанасенко), хор ма-
линского Дома культуры и бумажной фабри:
ки (руководитель И, Ф. Кривинчик), кружки
художественнюй самодеятельности села Гу-
ничи Овручекого района.

Есть много примеров хорошо организован-
ной наглядной агитации. Помимо общих ло-
зунгов и плакатов, раюклеизаются плакаты,
сделанные на местном материале. В клубе
колхоза «Коммунист» Попельнянского района
на видном. месте висят плакать «Если звено
	‚ соберет с 2 гектаров. 600 центнеров сахарной
	свеклы, а на остальных 3 гектарах —по 159
центнеров, то оно получит за плановую’ уро-
жайноесть 167 килограммов сахара и дополни-
тельную оплату — 114 килограммов сахара»,
В Мархлевской МТС Довбышского района ре-
TYAAPHO выпускается стенгазета-«молния».
На таких примерах парторганизации воспи:
тывают актив культурно-просветительных уч-
реждений. Лучший опыт культурно-просвети-
тельной работы передается через семинары,
лекции, областную и районные газеты. Об-
ластная партийная организация настойчиво
борется за повышение идёйно-политического
содержания, боевую целеуютремленность
культурно-просветительной работы. За по-
следние два года мы добились в этом эначи-
тельных успехов. ;
Большие трудности в работе культурно-
просветительных учреждений возникают из-
	‚за того, что республиканские, и союзные Op-
‘ганизации плохо снабжают их самым необхо-
	димым: В 1941 году на всю область было HO-
лучено лишь два комплекта струнных и ду-
ховых инструментов. Еще хуже с репертуд-
ром, особенно для драматических кружков,
Найти хорошую пьесу для колхозной сцены
чрезвычайно трудно. Не мешало бы заняться
этим ‘очень важным делом Союзу советских
писателей,

Сейчас вся сеть культурно-проевеётитель-
ных учреждений Житомирской области
включилась в большую работу по выполне-
нию постановления Совета Министров УССВ
и ЦК КИ(б)У от 5 января 1948. года «О меро-
приятиях по подготовке и проведению весен-
него сева и” других сельскохозяйственных
работ, дальнейшему под’ему общественного
животноводства в 1948 году».
	П. СТЕПАНОВ,
Comperape Житомирского обкома
КП(б)У по пропаганде.
	Партийные и профсоюзные организации
Сталинской и особенно Кемеровекой обла-
стей забыли о культурном обелуживании
шахтеров, ‘пренебрегли заботой ‘о советском
человеке. Отдельные партийные и хозяй-
ственные работники угольной промышленно-
сти, повидимому, очерствели: и прояэляют
не достойное советеких руководителей высо-
комерное отношение к культурно-бытовым
нуждам рабочих, _ в :

В советском обществе самым ценным ка-
питалом являются люди. Забота о’ неуклон-
ном, повышении ‚ материального GaarocecrTod:
ния и культурного уровня трудящихся, о
благе народа всегда-была’и остается в цент-
ре внимания большевистекой партии и <о-
ветского правительства; Чуткое ‘отнбтение
к человеку, внимание kK ero культурным
нуждам и запросам —непреложное требова-
ние к советским и партийным работникам,
Партийные, хозяйственные и ‹профеоюзные!
организации обязаны организовать культур-
ный досуг шахтеров, помогать молодежи по-
вышать квалификацию, вникать в. «мелочи»
их быта. Нужна кропотливая ‘работа партий-
ных, комсомольских и профеоюзных органи:
заций < молодыми шахтерами, ©. женшина-
ми-работницами, с ветеранами горного дела,
< инженерами и техниками. ‘се их семьями.

Болышая доля вины в плохой организации
культурно-пресветительной работы’ среди
шахтеров ложитея на министерства. Миниь
стеретво угольной промьшленности запад
ных районов СССР и Министерство угольной
промышленности восточных районов. СОСР.
обязаны изменить свое отношение к ‘вопро-
сам культурно-бытового обслуживания тчах.
теров. Министерства кинематографии ссср
и здравоохранения, Комитеты по делам pa-
диофикации. по делам искусств и: по делам
культурно-просвотительных учреждений обя
заны по-настоящему повернуться лицом К.
культурно-бытовым нуждам работников
утольлюй промъииленноести,

Речь идет в первую очередь не о капи-
тальных затратах, а об использовании имею-
щихея широких возможносзёй для ‘под’ема
всей культурно-просветительной работы ефе-

a м
	а т

ди ла ахтеров, о настоящем большеристском
внимании к людям.
	Вопросы культуры и быта горняков яв-
ляются сейчае вопобезми пала ы
	ee ae вопросами первостепенной
важности, в значительной мере решающими
лальнейшее улучшение работы угольной
промышленности выполнение и перевыпол-
нение ею государственного ‘плана ‘добычи
угля, Партийные и хозяйственные руково.
дители Кемёровской и Сталинской областей
должны коренным образом перестроить ввою
работу, сосредоточив главное внимание пар-
тийных организаций на улучшении куль-
турно-бытового положения шахтеров, на
улучшении партийню-политической и вуль-
турно-массовой работы на maxtay
	3. КУШЕЛЕВ.
С. ГАВРИЛОВ
	а уровень новых задач

работы по распространению передового опыта новаторов промыш-
ленности и колхозного производства в борьбе за выполнение пяти-
летки в четыре года. В работе многих культпросветучреждений нет
должной целеустремленности.‘ Значительная часть‘ профсоюз-
ных клубов и Дворцов культуры ограничивает срою деятельность
платными киносеансами и танцовальными вечерами. ВЦСПС и ЦК
профсоюзов совершенно недостаточно занимаются своими клубными
учреждениями, не добизаются образцовой постановки. культурно-
просветительной работы среди рабочих и служащих,
	Слабо руководят сельскими Домами культуры, клубами; библио-
теками, избами-читальнями ‘республиканские комитеты по делам
культпросветучреждений, областные отделы и управления культ-
просветработы.
	Культурно-просветительные` учреждения во многих союзных и
автономных республиках в своей работе не учитывают особенностей
хозяйства, быта, культурных запросов населения национальных
республик: Республики Средней Азии неизмеримо выросли в хозяй-
ственном и культурном отношении, однако феодально-байские пе-
режитки все еще живут среди некоторой части населения, Эти пере-
жилки проявляются, например, в обычаях, тормозящих культурное
развитие женщин, в религиозных предрассудках, суевериях. Между
тем культурно-просветительные учреждения не выступают против
таких пережитков, В республиках советской Прибалтики культиро-
светучреждения слабо борются против враждебной идеологии бур-
	‘жуазных националистов, реакнионной деятельности католических
религиозных организаций, низкопоклонства перед иностранщиной,
	В Таджикской, Туркменской, Эстонской и Молдавской союзных
	’Буоят-Монгольской и Кабарлинской автономных республиках вскры-
	ты серьезные недостатки в партийном руководстве культурно-иро-
светительными учреждениями. Партийные и советские организации
этих республик не проявляют заботы об укреплении культурно-про-
светительных учреждений подготовленными кадрами, не направ-
ляют их работу. на решение важнейших хозяйственно-политических
и культурно-восритательных задач.
	Совершенно недостаточно внимания уделяет культурно.просве
тительной работе республиканская; областная и районная печать.
Публикуемый в нашей газете обзор «Казахстанской правды» пока-
зывает, что редакция этой газеты примирилась с серьезными недо-
статками в работе культурно-просветительных учреждений респуб-
лики, не критикует партийные и советские организации за отстава-
ние на этом важном участке идеологической работы в республике.
	Многие министерства и центральные ведомства оказывают мало
помотти в улучшении материально-технической базы культурно-
	просветительной работы на местах. Министерство промышленности.
	средств евязи не организовало массового производства радиоаппа-
	`’ратуры запасных частей ий простейших детекторных приемников
	для села, Даже то. незначительное количество радиоприемников, KO-
торое направляется в деревню, не обеспечивается необходимым для
них батарейным питанием и лампами: Министерство кинематогра-
фии крайне медленно устраняет серьезные недостатки в кинообелу-
живании даже таких крупных промышленных центров, как Донбасс
й Кузбасб, и особенно бельского населения. В деревню нередко носы-
лаются малопригодные к демонстрации, изношенные картины. Зна-
чительная часть киноустановок в сельских районах бездействует
изЗ-за отсутствия запасных частёй и передвижных электростанций,
Комитет по, делам искусств пренебрежительно относится к нуждам и
запросам промышленных и сельских районов. Систематический
выезд концертных бригад, тёатров, филармоний, цирков в рабочие
центры и в сельские районы не.налажен. Созданные специально для
обслуживания сельских местностей передвижные театры в деревне
бывают редко. Несмотря на острую нужду сельских культпросвет-
учреждений. в. оборудовании и культинвентаре, организации мест-
ной промышленности, промысловой кооперации, Центроеоюза не ис-
пользуют для их производства огромные местные возможности.
	В настоящее время, когда задачи политического и культурного
воспитания трудящихся выдвигаются на первый план, нельзя ми-
риться с отставанием культурно-просветительных учреждений. Необ-
ходимо. чтобы вея деятельность Домов культуры, рабочих и свель-
ских клубов, ‘библиотек, изб-читален была насыщена ‘высоким идей-
ным содержанием и направлена на повышение политической актив-
ности ‘и сознательности трудящихся.

Неред работниками! Дворцов культуры и рабочих клубов в на-

стоящее время стоит задача всеми средствами толит итической и про-
изводственно-технической пропаганды, кульурно\ноосветительной
	‚работы помогать пафтии ‘мобилизовать рабочих и служащих на но-
	вые трудовые подвиги, на борьбу за выполнение пятилетки в
четыре года. :

Работники сельских Домов культуры, клубов, изб-читален вею
свою деятельность должны подчинить задачам удовлетво`фения все
более растущих культурных запросов тружеников деревни, задачам
борьбы за дальнейший под ем сельского хозяйства, за повьииение
урожайности полей и продуктивности, животноводства. Они должны
широко популяфизировать опыт передовых людей советской дерев-
ни — Героев Социалистичеекого Труда и мобилизовать колхозников
на большевистекую подготовку к предстоящему весеннему севу.

Усилия работников культурно-просветительных учреждений в
этом направлении могут быть успешными при условии, если они
будут опираться на самодеятельность рабочих, колхозников, служа-
щих, еще шире привлекать к активной деятельности изб-читален
и клубов интеллигенцию, комеомол, женщин.
	Больше внимания партийных организаций культурно-проевети-
тельной работе, являющейся составной частью коммуниестического
воспитания трудяцтихся!
	Большевистская партия и советское правительство уделяют боль-
	шое внимание делу политического и культурного воспитания
народа. «Мы хотим, — говорит товарищ Сталин, — сделать всех ра-
бочих и всех крестьян культурными и образованными, и мы сделаем
это. со временем». Из года в год растут расходы на социально-куль-
турные мероприятия. В утвержденном Верховным Советом СССР
Государственном бюджете на 1948 год предусмотрено на социально-
культурные мероприятия 116,3 млрд: рублей; Только ва нужды про-
свещения ассигнуется 59,1 млрд. рублей, к т .

Советское государство создало все возможности для широкого
развертывания культурно-воспитательной работы, для удовлетворе-
ния многосторонних культурных запросов советского народа. В на-
стоящее время в стране имеется свыше 105 тысяч клубов, Домов
культуры, изб-читален, более: 52 тысяч массовых библиотек, около
30 тысяч киноустановок, тысячи радиоузлов.

Культурно-просветительная работа. — важнейшая составная часть
работы по коммунистическому `воснитанию трудящихся. Дворцы
культуры, клубы и избы-читальни несут богатства социалисти-
ческой культуры в самую гущу народных масс,

Решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам способетвовали
значительному улучшению культурно-проеветительной работы в
городе и деревне. Более высокие требования стали пред’являться к
идейному содержанию работы клубов и Домов культуры, шире раз-
вернулась прооизводственно-техничебкая и научно-просветительная
	пропаганда, стала более массовой художественная самодеятельность:
	Многие культурно-просветительные учреждения стали подлинны-
ми очагами культуры. Сегодня в нашей газете рассказывается о боль-
тной работе, проводимой во Дворце культуры ВЦСПС им. Горького
в Ленинграде. Многообразна деятельность Дворца культуры ‚ Моз-
ковского автозавода имени Сталина. Здесь ведется болышая политико-
воспитательная работа — систематически читаются лекции в помощь
изучающим марксистско-ленинскую теорию, работают кружки. по
изучению истории ВКП(б), биографий В. И. Ленинаи И, В. Сталина.
Лворен культуры тесно связан. е цехами завода и, учиты-
	вая запросы рабочих и инженерно-технических работников, ве-.,
	дет широкую производственно-техническую пропаганду. Ежедневно
	сотни рабочих, мастеров, инженеров слушают во Дворце лекции, -
	доклады деятелей науки и техники, беседы передовиков-стаханов-
цев. Хорошо passura здесь художественная самодеятельность ра-
бочих.

Большим уважением пользуются передовые культурно-проевети-
тельные учреждения на селе. В Киевской области хорошо известен
клуб села Талдыки Черкасского района. Клуб провел и проводит
большую работу по раз’яснению задач колхозников в связи с поста-
новлением февральского Пленума ЦЕ ВКП(б), по организации со-
циалистического соревнования колхозников за высокий урожай, по
подготовке к предстоящему весеннему севу. Хорошо организована

работа в Никаноровском сельском клубе Волошинского района Po.
а: области, в Кубено-Озерской районной библиотеке Вологод-
ской области и в некоторых других сельских клубах и библиотеках.
	Однако так работают далеко не все культурво-просветительные
учреждения. В культурном обслуживании городского и сельского
населения имеются серьезные недостатки.
	Общеизвестна огромная повселневная забота, которую проявляют
партия и правительство о работниках угольной промвийленности.
Но, как показала проверка, проведенная Центральным Комитетом
ВКП(б), в Кемеровской и Сталинской (Донбасс) областях местные
партийные и советские организации не проявляли заботы о. куль-
турно-бытовом обслуживании работников угольной промышленности,
и культурно-просветительная работа в этих областях находится в
крайне запущенном состоянии. На шахтах Кемеровской области за
последние семь лет не было построено ни одного клуба, ни одной
библиотеки, хотя за это время число рабочих увеличилось вдвое.
На ряде шахт совсем нет клубов, некоторые шахты не имеют‘ даже
красных уголков. Неудовлетворительно организована культурное
просветительная работа и на шахтах Донбасса, Яено, что подобное
	положение с культурным обелуживанием рабочих угольной про...
	мышленности не может быть далее терпимо. Партийные, профсоюз-
ные и комсомольские организации Донбасса и Кузбасса обязаны в
кратчайший срок коренным образом улучшить маесово-политиче-
скую и культурно-воспитательную работу срели шахтеров.
	в неудовлетворительном состоянии находятся культурно-просве-
	тительные учреждения в Марийской республике из 249 изб-читалено
	только 98 имеют более или менее пригодные для работы помешения.
в Орловской области свыше половины изб-читален ютится в проход-
ных комнатах сельсоветов и бездействует.
	Одной из причин неудовлетворительного состояния культурно-
	просветительных учреждений являются иждивенческие настроения.
	местных партийных и советских работников, их расчеты только на
помощь государства. Между тем опыт некоторых партийных орга-
низаций, по достоинству оценивших и поддержавших народную
	инициативу в деле восстановления и строительства культурно-про-
	светительных учреждений, говорит о больших неиспользованных
возможностях на этом участке культурного фронта. Так, только в
Житомирской области за прошлый год колхозники своими силами
	построили и отремонтировали свыше 1.509 клубов. изб-читален: и
		Уровень работы большинства культпросветучреждений не мо-
жет удовлетворить возросшие политические и культурные запросы
трудящихся. Городские и сельские’ клубы, избы-читальни;
районные Дома культуры нередко ведут свою работу в отрыве от те-
хущих хозяйственно-политических задач, слабо организуют актив
из рабочих, колхозников, интеллигенции, не велут систематической
	Угольная промышленность — важнеймий_
участок социалистической экономики. OT
уснешнюй работы торняков в значительной
мере зависит уюпех всего народного хозяй-
ства. Поэтому партия и правительетво с 069--
бой требовательностью подходят к людям,
отвечающим за постановку партийно-поли-
тической работы на шахтах, за организацию
культурного обслуживания шахтеров. По-
большевистски  ортанизованные партийно-
политическая работа и культурное обслужи-
вание шахтеров являютсяодним из основных
условий, обеспечивающих ‘шахты * ноетоян-
ными, устойчивыми кадрами рабочих и вы-
полнение угольщиками плана добычи угля.

“Работа угольной промышленноети, жизнь
и быт шахтеров составляют предмет постоян-
ного внимания и заботы партии и правитель-
ства. Недавно Указами Президиума Верхов-
ного Совета СССР были определены льготы
и пособия шахтерам, ‘введены звания для
горняков и шахтерская фофма, установлен
День шахтера,

Партия и правительство создают все услю-
вия для культурно-политического роста со-
вехких шахтеров.

Шахтеры Кузбасса ‘и Донбасса отвечают
на отеческую заботу советекого государства
большими производственными победами. Де.
сятки тысяч шахтеров выполняют и перевы-
полняют свои нормы. Сотни горняков выпол-
нили в прошлом году двух- и трехгодовые
нормы.

В нынешнем году Кузбассе выполнил
январский план добычи Угля. Шахты Дон-
баюса также выполнили свои производетвен-
ные планы в январе. Новатсры производетва
показывают образцы самоотверженного тру-
да, стремясь выполнить и перевыполнить
планы сталинской пятилетки. :

Boe условия для’ дальнейшего , под‘ема
угольной промышленности сесть. Однако
этому под’ему серьезно мешают крупные
недостатки, котофые имеются в работе неко-
торых парторганизаций угольной промыш-
ленности,

Внимание партийных организаций в уголь-
ных районах должно быть сосредоточено на
улучшении культурно-бытового положения
шахтеров, на улучшении массово-политиче-
ской и культурно-просветительной работы
на шахтах. Факты, однако, показывают, что
эта задача не всегда правильно понимается
и решается отдельными партийными орга-
низациями. Это подтвердила недавно прове-
денная проверка работы Кемеровской и
Сталинской областкых партийных организа-
ций, Многие руководители ‘партийных и ко-
зяйственных организаций на шахтах Сталин-
ской и в особенности Кемеровской областей,
занимаясь решением‘ мелюих хозяйственных
вопросов, подменяя ©обой хозяйственников
забывают подчас о шахтерском быте, о куль-
турной работе среди горняков,

Культурно-просветительная работа’в Куз-
нецком ‘угольном. баюсейне проводится
	Улучшить культурное обслуживание
работников угольной промышленности
	неудовлетворительно. За последние семь лет
число рабочих здесь выросло вдвое, а коли-
чество клубов и библиотек не увеличилось.
Многие шехты бассейна не имеют своих клу-
бов. на некоторых шахтах нет библиотек
	расных уголков.
	Кузбасса. и Сталинской области среди жен:
щин, а ведь в угольной промышленноети
	работает немало женщин. Некоторые nap-
	уеют CBOUX KAY-
нет библиотек

2 Дворцов куль-
работают в на-
Чо сих пор мно:

красных угол:
лено. Однако и
ле клубы, кино-
› уголки рабо-
омеомольские и

Кемеровской и

икают в работу
учреждений на
ков. Не ‘учиты-
} профессии, по
т Кузбасса и
  на Работу ‘в
в псолевоенное
чаев это моло-
ные училища.
йные организа-
внимание буду:
то серьезной и

eo mm есь ак ва о. бл ев

тииные. организации забыли о прямом дол-
ге-повседневно заботиться о культурном
росте женщин, об их производственном обу-
чешии, не помогают выдвижению женщин на
руководящую работу. Пренобрежительно ст-
носятся в ‘этих областях к организации
яслей, детских садов.

Неудовлетворительная работа культурных
учреждений в Кемеровской и в Сталинской
областях—результат высокомерного отноше-
ния отдельных руководителей хозяйствен-

‘ных и партийных организащий к насущным

бытовым нуждам и культурным запросам
шахтеров.

Часто о культурной работе забывают даже
те организации и люди, которые непосред-
ственно за нее отвечают. Такой непрости:
тельной забывчивостью отличаются руково.
дители профессионального сбюза угольщи-
ков. На Киселевском руднике (Кузбасс) име-
ются три клуба, пять красных уголков, но ра-
ботают они плохо. ЦК профсоюза угольши-
ков отпускает средетва для этих клубов. но
не интересуется, как идет в них работа.
	Партийные и профооюзные оргавизании
	ве уделяют должного внимания лекпионной
	пропаганде среди шахтеров. Здесь мало. ин-
тересуются тем, какие лекции читаются для
шахтеров. В результате этохо на шахтах чи-
таются лекции на случайные темы, вроде
«Сон и сновидение», «Огнедышащие горы»
й т. д Профеоюзные и комсомольские орга:
низации не учитывают огромной тяги моло-
дежи и широких слоев взрослых рабочих и
работниц K художественной самодеятельно-
сти. В шести клубах Прокопьевека имеются
Четыре драматических кружка с 48 кружков:
  цами и пять хоровых кружков с 96 хориста-
ми. Участникам кружков не помогают в ра-
боте и часто не предоставляют сцены. для вы.
orymane nmi, Заведующие шахтными клубами
в Кузбассе так же, как и на шахтах Сталин-
^ ской области, считают более выгодным де-
монстрацию кинокартин или устройство ве.
черов танца. Как далеко зашло увлече-
ние танцами, показывают такие факты: за
прошлый год в шести клубах города Про-
копъевска было проведено 273 вечера танцев
и только 22 вечера художественной самодея.
тельности. Забыты и почти не практикуются
вечера вопросов и ответов, производетвен.
ные вечера, вечера молодежи, ветречи ста-
	тивные вечера и т. д. Молодежи в Кузбассе
и Донбаюсе по-настоящему негде культурно
отдохнуть,

Большую претензию к культурно-прозве:
тительным учреждениям ‘пред’являют ста-
рые шахтеры, Они в клубы почти не ходят:
танцы им не нужны, а кинофильмы смотреть
не всегда удается, так как клубы во воемя
киносеансов переполнены, многим приходит-
ся етоять,

Деятели советского искусства в Кузбассе. и
Донбаюе приезжают редко Чаше вкего на
сценах шахтных клубов выступают бригады
посредетвенных артистов с цирковыми нсме-
рами и цыганюкими романеами.

Не лучше обстоит дело с обслуживанием
инженерно-технических работников шахт.
На шахте № 19—20 (ТГорловка, Донбасс)
имеется 30 инженерно-технических реботни-
ков. В общественно-политической жизни они
принимают слабое участие над собой рабо-
тают мало. Наютийная организация шахлы
ничего не делает для активизации интелли-
генции шахт.

В Кемеровской области издается област:
ная газета «Кузбасс», в Сталинской — газета
«Социалистический Донбасс». Обе газеты
сетавляют 6ез внимания вопросы культуры
и быта шахтеров, He пишут о клубах, биб-
лиотеках, красных. уголках. Газета «Социа
лиетический Донбасс» вообще слабо осве
щает работу угольной промышленности. ход
социалистического соревнования, мало дает
материалов об опыте мастеров угля, не ве.
дет широкой производетвенной пропаганды.

Не удовлетворяют возросних культурных
запросов шахтеров и. городекие газеты. По
поводу поокопьевекой госодекой газеты
	«Ударник Кузбасса» прокопьъевокие шахтеры
	написали письмо в партийную организацию.
	Оззи жаловалиюь*
	В Сталинекой области из 12 Дворцов куль-
туры, имевшихся до войны, работают в на-
стоящее время только пять, До сих пор мно.,
го клубов и более половины красных угол.
ков на шахтах не восстановлено. Однако и
существующие и действующие клубы, кино-
театры, библиотеки, краеные уголки рабо-
тают слабо, ибо партийные, комсомольские и
профсоюзные организации Кемеровской и
Сталинской областей не вникают в работу
культурно-просветительных ‘учрежлений на
шахтах и в поселках горняков. Не учиты-
ваются запросы шахтеров по профессии, по
возрасту. Многие шахтеры Кузбасса и
Сталинской облаети пришли на работу в
угольную промышленность в псолевоенное
время. В большинстве случаев это моло-
дежь скончившая ромесленные училища,
Казалось бы. местные паотийные организа-
ции должны уделять особое внимание буду:
щим кадровым шахтерам. Но серьезной и
систематической работы с молодыми рабочи:
ми культурно-просветительные учреждения
Кемеротюкой и Сталинской областей не Be-
дут. Многие клубы на шахтах Сталинской:
Области превращены в коммерческие пред-
приятия Кроме платных танцовальных ве-
черов и демонстрации кинофильмов, в KAY-
бах никакой культурно- UPCCRETUTCARHOR ра:
боты не проводится.

До Великой Отечественной войны в
Сталинской области имелось 146 библиотек,
сейчас их -108, но во многих из них мало ли-
тературы, центральных газет, литературно.
художественных журналов.

В Кемеровокой области на некоторых шах:
тах рабочие месяцами не видят кинофиль-
мов, не слушают радио, не читают газет. и
не имеют возможности сходить в Театр. Поо-
исходит это не потому, что в Кузбассе мало:
киноустановок, радиоприемников, театров и
клубов. Дело в том, что существующие теат-
ры используются плохо, Репертуар театров
беден. Кинокафтины демонстрируются. нзак-
куратно, частые обрывы ленты портят впе-
чатление. Немало общежитий и квартир гор-
няков и Кузбакка и Сталинской области pa-
диофицировано, но в результате плохой
слышимости у горняков зачастую отпадает
желание слушать радио,
	Слабо работают партийные офтанизации
	«Посмотрите любой номею гаветы. Даже
важнейшие произволетеенные вопросы и
вопросы партийной жизни в ней освещены
слишком сжато. Мало внимания уделяется
вопросам соревнования Не приходится го-
ворить о вопросах культуры и быта, о pe-
гулярном 9бзоре иностранных телеграмм.
Шахтеру нужна более совершенная razera,
стоящая на высоте поставленных задач
Нужна газета, которая была бы активным
помощником в борьбе за добычу угля в
	Критика существетная и правильная.
	ЗК ORE LEE EA DOP BS Dg

Шахтеры хотят видеть наестояшую больно.
	вистскую,
зету. KON
	культурную, разностовоннюю га.
	RIMM. Meeccomure орд   ^^”, Которая помогала бы им в работе и
рых шахтеров. с ‘молодыми, массовые спор-   в быту. Tee