1! Февраля 1948 г:, № 4 (59)

bf Aa RE it He Sar tek

оследовательно проводить принцию

шевистской партийности в @илосоФ
	В конце января на заседании кафелоы
	диалекти чесхого и исторического материа-
	лизма Академии общественных наук при ЦК.
ВКП(б) состоялось обсуждение книги проф. .
	м. Розенталя «Марксистский диалектиче-
ский метод». Обсуждение книги вызвало
большой интерес среди научных работников
и аспирантов академии, преподавателей выс;
ших учебных заведений и пропагандистов
Москвы. На дискуссии выступило 16 чело-
век.
s *& #

Во вступительном слове тов. М. Розен-
таль, рассказав о задачах, которые он ставил
перед собой при работе над книгой «Мар-
ккистский диалектический метод», отметил
ряд ее недостатков. По признанию авто-
ра, в книге слабо показано развитие
марксистской ` диалектики Левиным ‘и
Сталиным, недостаточно разоблачаются но-
вейшие метафизические теории буржуазных
реакционных философов.

В развернувшейся дискуссии все выхсту-
павигие, отмечая некоторые положительные
стороны книги, критиковали крупные недо-
статки и ошибки, содержащиеся в ней,

По мнению выступавших, в книге пооф.
М. Розенталя популярно освещены многие
вопросы марксистской диалектики, В книге
тнироко использован историко-партийный ма-
териал, который помогает читателю уяснить
теоретические основы большевистекой пар-
тии. В. книге приведено также значительное
количество Фелтое из области естествозна-
ния.

Но положительные отороные   ЕНИГИ «Map-
хоистский диалектический метод» не мо-
гут заслонить крупные. недостатки, ко-
торые сна содержит. Философская ^ дис-
куссия. и выступление тов. А. А, Ждано-
ва на ней призвали филозофов  тесоети-
чески. обобщать новые явления и формы
жизни, создаваемые под. руководством пар-
тии Ленина-—Сталина советским. народом,
помогать борьбе за торжество коммунизма,
В книге не проведена последовательно та
мысль, что в условиях социалистического
общества общие диалектические закономер-
ности приобретают новый характер, .но-
вые формы проявления. Автор по-на-
стоящему не показал движущих сил совет:
ского общества: морально-политическое един-
ство, дружбу нарсдлов, советский патриотизм,
критику и самокритику. В книге не раскры-
ты всепобеждающая сила коммунистической
партии в борьбе за построение социализма,
ее руководящая и направляющая роль в со-
ветеком государетве.

При оценке книги все выступавшие
исходили из тех требований, которые
были пред`явлены тов. А. А. Ждановым
к учебникам по философии. Выступая на
философской дискуссии по книге тов. Г. Але-
ксандрова, тов, А, А. Жданов говорил, что
в учебнике должны быть соблюдены следую-
щие элементарные условия:
	«Первое. Нужно, чтобы в учебнике был
точно определен предмет истории филосо-
фии как науки.

Второе, чтобы учебник был научным, т. е.
основанным на Фунламенте современных
достижений диалектического и и
го материализма.
	третье. Несбходимо,. чтобы изложение
истории философии было не схоластичным,
а творчески действенным, было бы связано
непосредственно с задачами современности,
подводило бы к их уяснению и намечало
перспективы дальнейшего развития филосо-
фии.

Четвертое, чтобы приводимый фактический
материал был бы вполне проверенным и до-
бротным, и,

пятое, чтобы стиль изложения Guta ясным,
точным и убедительным».

Разумеется, что эти требования должны
быть пред’явлены ко всякому труду по
марксистской философии. Но они-то как раз
и не ‹облюдены в работе М. Розенталя
«Марксистский диалектический метод».
	В. книге есть специальная глава «Мар-
кеистокая диалектика как наука», Но, как
отмечали многие выступавшие, определение
предмета марксистской ‘диалектики здесь
дано. ‘неудовлетворительню. Автор не дает
общего очерка о диалектическом материа-
лизме как мировоззрении марксиютеко-
ленинской партии, где следовало бы. выяс-
нить связь диалектического метода и мате-
риалистической теории, определить место
диалектического метода в философии Map-
коизма и осветить вопрос. о партийности в

философии:
	Товарищи Архипцев, Дудель, Грексва и
другие отмечали, что в книге М. Розен-
таля неясно освещено отношение марксовой
философии ко всем предшествующим фило-
софсеким системам,
	В разделе «Историческое подготовление
марксистсокой диалектики» автор указывает
лишь на связь диалектики Маркса с разви-
тием домарксиютской философии и науки
и не подчеркивает коренного отличия марк-
сизма от всей прежней философии. Создает-
ся впечатление, что марксистсксе диалекти-
ческое мировоззрение возникло стихийно и
является лишь простым продолжением пред-
шествующей ‘философии. Автою  утвер-
ждает, что  фазвитие общественной на-
уки шло в направлении открытия законо-
мерностей общественного развития, уетано-
вления диалектического характера развития
каждой исторической ступени общественной
жизни (стр. 20). но идеологи и философы
эксплоататорских классов «не в силах были
подвести итоги того великого шага вперед,
который сделала наука в новое время»
(стр. 22). Автор подробню говорит о значе-
нии задачи «подвести итоги воего развития
наук и исторического развития общества»,
но недостаточно показывает великое рево-
люционное значение разработенного Марк-
сом и Энгельсом научного коммунизма.
	Односторонне подчеркивая только связь
между марксистским диалектическим мето-
дом и всем предшествующим развитием
культуры и не указывая на принципиальное
отличие марксизма, автор книги рассматри-
вает марксизм как результат чисто эЕо-
люционного развития, что глубоко ошибочно.
Известно, что возникновение марксизма
было подлинной революцией в филскофии.
	Серьезная ошибка допущена и в изложе-
нии взглядов великих русских философов
ХХ века. Как отмечалось в выступлениях
TT, Белова и Грековой, в книге тов. Розента-
ля’ принципы марксистской философии
нередко обосновываются цитатами из
домаркеистской русской философии. Tax,
Ha erp. 125-126 тов. Розенталь ‘приводит
высказывания Чернышевского. а затем пи-
met: «Ленин также, перечисляя элементы
диалектики, на первое место ставит об’ек-
тивный подход к действительности». Обосно-
вывая марксистское положение о всеобттно-
сти развития, движения, автор также начи-
нает с длинной ‘цитаты из Герцена
(стр. 156-157). Taxoe изложение затуше-
вывает принципиальную грань, качествен-
ное ‘отличие маркоистекой философии
от всех домарксистоких филосодкких си:
стем, даже самых прогрессивных.

В своем выступлении на дискуссии тов.
НГироков указывает, что основной  по-
рок книги — недостаточно последовательное
И не всегда четкое проведение маркеистско-
ленинского принципа партийности филосо-
фии. Критика враждебных теорий не про-
никнута большевистской страстностью и во-
инственностью. Автор книги не находит
острых, разяших противника слов. Автор
не использовал богатого опыта борьбы с фи-
лософекими врагами, содержащегося в ге-
ниальном труде В. И. Ленина «Материализм
и эмпириокритицизм».

Принцип партийности требует четкого
разграничения двух основных направлений

в философии — материализма и идеализма
и последовательной борьбы за матеоиализм.
В книге же М. Розенталя ‘совершенно He
	рассматривается вопрое о двух линиях Фи-
лоюсофии и о борьбе материализма и идеа-
лизма, Автор ограничивается лишь пе-
речислением и общей критикой различных
течений в современной буржуазной фило:
софии, Но он не раскрывает, на какой соци:
альной почве возникают эти течения и в чем.
заключается их классовая роль в <современ-
ном буржуазном обществе,

Многие выступавшие еше раз обратили
внимание на необходимость наступательной,
болве решительной борьбы за марксистско-
ленинские принципы в философии,’ против
врагов марксизма. М. Розенталь в’ своей
книге не подвергает беспотцадной критике
современные буржуазно-метафизические
теории. Даже в разделе «Старые и новые
метафизические теории неизменности при-
роды» он ограничилея ‘лишь иритикой
О. Конта, Спенсера, Бергсона, Бернштейна
и Каутсхого, да и то в самых общих чертах.
Метафизизческие «теории» современных
идеологов реакционной буржуазии — Росса,
Дьюи, Сантаяна и правых социалистов —Блю-
ма. Реннера не разобраны и не подвергнуты
обстоятельной критике: Поэтому книга проф.
Розенталя не носит боевого, наступательно-
го характера, не проникнута духом больше-
вистской воинственности. : :

Критика домеркеистоких и антимарксист-
ских теорий в книге зачастую ведется фор-
мально и неубедительно. Автор книги
не подвергает критике теорию Локка о
делении качеств на первичные м вторич-
ные, хотя и излагает ее в сзоей работе.

В книге не Jana критика метафизических
и идеалистических выводов, которые дела-
ют представители современной реакционной
буржуазной философии из развития новей-
отего естествознания. ‘

Автор книги уходит от новых вопросов,
поставленных практикой социалистического
строительства. Он почти не говорит о новом,
ленивкко-сталинском эташе в развитии мар-
кеистской философии. В работе М. Розен-
таля, как правильно замётил тов. Степанян,
диалектика сведена лишь к сумме примеров,
причем старых примеров, .

В статье «О значении воинствующего ма-
териализма» Ленин призывал разрабатывать
и разбирать образцы ‘диалектики, которые
дает современная история, особенно револю-
ция и войны, и развивать дальше мафкеист-
ский диалектический метол. В этом отноше-
нии книга М. Розенталя мало что дает.
	Некоторых недостатков в книге можно
	‚было бы избежать при более внимательной
’работе ее редактора тов. Кирьянова. Кстати
	сказать, тов. Кирьянов является и первым
рецензентом рассматриваемой книги. В жур-
нале «Вопросы философии» (№ 2 за 1947 год)
помещен его весыма поверхностный обзор
хода обсуждения книги М: Розенталя, на дис-
куссии в Академии общественных наук при
цк ВКИ(б). В этом обзоре тов: Кирьянов
не только не исправляет сяпибок, пропущен-
ных им ранее, но просто умалчивает о них.
Он также не отмечает векрытых на дискус-
сии недостатков. книги. :

* & &

Овладение философией маркоизма-лениниз-
ма, диалектическим методом являетея жиз-
ненной необходимостью ‚для всех актив-
ных И сознательных строителей коммуниз-
ма, в особенности для нацпих руководящих
кадров: :

Давно назрела „накивательная зеобходи-
мюсть создания действительно марксистской
	популярной книги по диалектическому и
	историческому материализму. Таких книг
ждут партийный и советский актив, широ-
кие круги нашей интеллигенции.

Книга проф. М: Розенталя «Марксистский
диалектический метод», ках показала дис-
куссия, имеет существенные недостатки. Но
сни вполне устранимы. Автор, учтя крити-
ческие замечания и переработав книгу, мо-
жет создать цечное поссбие в помошь изу.
чающим сонозы маоксистско-лекинокой фи-
	ACCOMM,
: И. КОСТИКОВ.
	«СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ
СИБИРСКОЙ»
	Киностудия «Мосфильм» выпустила HO-
вый цветной художественный фильм «Ска-
зание © земле сибирской» (режиссер
И. Пырьев, авторы сценария Е Помещиков
и Н. Рожков, оператор В. Павлов). —

Сюжет фильма прост. Его можно изложить
в нескольких словах. Старший лейтенант
Андрей Балашов возвращается с фронта
в Москву. Он попадает на концерт молодых
музыкантов, с о которыми когда-то вместе
перед войной учился. Друзья встречают его
тепло. Старый учитель предлагает завтра же
	продолжить ученье Певица Наташа  Мали-
	нина, близкая сердцу ‘Андрея, радуетея
встрече... Казалюеь бы, все хороию, Работай.
учиюь, будешь великолешным музыкантом;
ву что такого, если и отстал, ведь можно
наверстать.

Война скончилась. Однако следы ее,
раны остались. Балашов был ранен на вой-
не Ему исковеркало руку. Искусство вле-
чет его, но’ он уже не может быть пизви-
стом! Не об’яснивштись с друзьями, покинув
любимую дезушку, Балашов уезжает в род-
ную ему Сибирь. Взволнованный просторами
Сибири, душевным отношением сибиряков,
песнями, которые он поет землякам, Балашов
как бы пробуждается.

Искусство не забывает того, кто им увле-
yen, И не кажется случайностью, что само-
лет, на котором молодые музыканты, друзья
Балашова и © ними Наташа, летят на
гастроли в Америку, енижается в тайге. Так
или иначе искусство пришло бы к Балашю-
ву. Друзьям своим Балашюв рассказывает
о том, как здесь, в Сибири, расширилиеь
его представления о мире, как дорого ис-
кусство народу. Наташа решает остаться ©
ним, но Балашов вновь покидают ее.

Валагиов едет в Заполярье и там упорно
работает. Два года’ спустя’ он появляется
в Москве. Он стал композитором, автором
симфонической оратории «Сказание о земле
сибирской». Оратория исполняелея с громад-
ным успехом.

Балатиов и’ ставшая его женой Наташа
елут в родную Сибирь продолжать работу.
Это не жертвенность, а любовь советского
чёловёка к своей ‘Родине, желание быть
ближе к народу, к песне, которая рождена
сибирскими просторами. ‘

Начинается для художников новый этап
их жизни, Мы прошаемея се ними на пер-
роне. Фильм окончен.

И всегда, когда отходит поезд, увозящий
близких, мы остаемся погруженные в раз:
мышления. Мы размышляем . об ‘обтщирной
	Hele стране, о героических и мужествен-
	ных людях ее, которых показал нам фильм
и показал убедительно,

Режиссеру И. Пырьеву полностью уда-
лось использовать преимущество кино, ко-
торым ‘оно отличаетея от. других обла-
стей искусства. Это, во-первых, возможность
показать народ, всю массу его, а во-вторых,
возможность развернуть перед зрителями
пространство земли нашей Уже в самых
начальных кадрах фильма, когда в развали-
нах немецкого города сибирские стрелки
поют свою родную песню, длинной и вели-
колепной панорамой проходят перед нами
мужественные, простые ‘честные лица си-
биряков, их открытые светлые глаза, сквозь
которые, казалось, видишь душу нашей
страны. Это прекрасная сцена.

Затем позже, когда Балашов едет на баф-
же по синей сибирской реке и зеленые
встают вокруг горы, покрытые лесами, и поет
баян, и слышна песня Баланова,— как пре-
красны лица людей, озафренные этой песней,
как великолепен пейзаж, какая вокруг раз-
лита мощь, какой удивительный и могучий
простор! И чем дальше вы углубляетесь н
жизнь людей земли сибирской, тем больше
и крупнее развертываются перед вами про-
странства и тем крепче и цельнее ‘хаоак-
теы

В фильме, кроме истории музыканта-ком-
позитора Андрея Балашова, показана жизнь
его доузей и спутников, в частности жизнь
miodepa, бывтлего гвардии сержанта Sixona
Бурмака. Это простая история, каких на-
	верное, случается много. Но какая это
поэтичная песнь дружбы и любви! Чудес.
ный и широкий характер Якова Бурмака
с болышой силой и убедительностью развер-
нут артистом Б. Андреевым. Роль Настеньки
Гусенковой —сначала бойца в армии, а затем
подавальщицы в чайной — прекрасно ведет
артистка Вера Васильева. Впервые снимаясь
в кино, В. Васильева сумела ‘создать чудес-
ный образ простого человека, милой девущ-
ки с ве радостями, страданиями, < ¢e
счастьем. . :

Работа оператора В. Павлова заслуживает
самой высокой оценки. Хорошо владея тех-
никой цветной с’емки, оператор не фотогра»
фирует, а как бы рисует портреты людей,
пейзажи, передавая в ших Ece богатство
красок и оттенков. В цветном фильме есть
мЕюго от картин Сурикова. Взять хотя бы
сцену свадьбы шофера Бурмака и Настеньки.

Простые человеческие. истории рассказаны
в фильме с хорошим душевным. юмором,
Остроумная шутка, Удачно найденные дета-
ли в игре актеров не раз вызывают непри-
нужденную улыбку, смех.

Крупным достижением создателей фильма
является показ роли советской интеллиген-
ции в искусстве, роли искусства в народе
и роли народа в искусстве. у

Перед нами со всей убедительностью рас-
крываетея важность единения советского
художника с народом в’ наиболее сложной
области искусства — в музыке, На примере
героев фильма мы видим, что советская му-
зыкальная культура-плоть от илоти, кровь
от коови детище советского народа и вло-
базок его любимое. детище, о котором он за-
ботится и процветания которого он жаждет.
В фильме показано, как народ думает о му-
зыке, как он ее любит, понимает и как он
хочет, чтобы музыка эта была близка Ha-

роду.

` Артист Дружников в роли Андрея Бала-
шова играет смело. Перед ‘нами пфедета>
витель настоящей, волевой советской интел-
лигенции, тбено спаянной с’ народом, любя-
щей свой народ и доверяющей вкусу наро-
да. Вл. Дружников прекраено передает нам
образ музыканта, его индивидуальность, его
борьбу за народное искусство,

Ромь певицы Н. Малининой, впоследствии
жены Балашова, играет. артистка. М. Лады-
нина. Играет она хорошо, сдержанно, © боль,
шим ‘тактом. Вначале эта сдержанность,
быть может даже суховатость, вполне об’яс-
нима. Если вполне оправданы всем ходом
действия напышщенные фигуры трех прияте:
лей Балашова — пианиста, скрипача, дири-
жера, которые показаны с некоторой иро-
нией, то Наташу хотелось бы далеё видеть
более естественной, простой, жизненной.

“Музыка композитора Ш; Крюкова играет
в Фильме большую роль. Удачно использо-
ваны в музыке народные песни ‘о Сибири,
песня о Ермаке, являющиеся как бы лейт-
мотивом для всего фильма. К кожалекию,
музыка не смогла слиться воедино © изо-
бражением Сибири в той части фильма, ког-
да оратория Балашова исполняется в’ Мо-
скве, Прекрасные пейзажи, снимки © инду-
стриальных центров Сибири, исторические
воспоминания о походе Ермака заглушают,
подавляют музыку.
`В целом фильм «Сказание о земле сибир-
ской» является одной из лучших работ ре-
жиесера И. Пырьева,

Воя история советского народа — от Ок-
тября до’ Великой Отечественной войны, до
дней послевоенной пятилетки — встает пе-
ред нами во ‘весь свой величественный
поэтический рост. Сибиряки, как и все рус-
ские люди, играли большую и славную роль
в борьбе нашего’ отечества за независимость,
за счастьз людей Про <сибиряков, про их
мужество и доблесть, про их героический
труд складывались песни, и вот одна из
этих поэтических песен перед нами HA
экране — красизая, цветная, великолепная
песнь о труде и счастье советского народа,
о процветании далекой Сибири, © чудесном
и великолепном русеком нафоде!
	Всеволод ИВАНОВ.
		панией Стандард Ойл, английским нефгя-
ным трестом-гигантом «Ройял Детч Шелл» и
«И. Г. Фарбениндуетри». Вместе они ортавизо-
вали новую компанию под названием «КРА»
(«Каталитик Рефайнинг   Ассошиэйшен»).
По этому договору германский трест «И, Г.
Фарбениндуетри» обязалея He продавать
свсй` синтетический бензин нигде, кроме

Германии, чтобы не выступать конкурен-.

том Стандаюл Ойл и «Ройял Детч Шелл».
Почему же трест «И. Г. Фарбениндустфи»
пошел на такую «жертву»? То была мни-
мая жертва. Известно, что гитлерозское
правительство забирало всю продукцию син.
тетического бензина треста «И. Г. Фарбен-
индустри». `В ‘обмен 3a sry «жертву»

трест «И. Г. Фарбениндустри» получил право.

на участие в прибылях компаний Стандард
Ойл. За каждый литр производившегося
Стандард Ойл синтетического бензина гер-
манский химический трест получал от аме-
риханской компании определенное отчисле-
ние. :

Через несколько месяцев после начала
второй мировой‘ войны трест «И. Г. Фар-
бэнивдустри» формально вышел из упомяну-
того нефтяного интернационала однако
сставалея его тайным членом. Он про-
должал получать от своего американского
партнера вею необходимую ему инфор-
мацию и конкультацию. Как известно, боль-
tice Количество провезводивитегсся в Аме-
рике авиационного бензина поставлялось в
Англию. Ввиду этого возникла изумительная
ситуация: каждая бомбардировка немецких
городов английскими воздушными силами
приносила прибыль германскому тресту «И. Г.
Фарбениндустри». Не случайно. что огромное
здание этого треста во Франкфурте-на-Майне
ни разу не было затронуто ни одной бомбой,
хотя почти весь город разрушен. Между
компанией Стандарл Ойл и «И. Г Фарбен-
индустри» даже во время войны было ‘заклю-
чено специальное соглашение, по которому
Стандаюл Ойл. обязалаюь поютавлять гитле-
ровской Германии высококачественный авиа-
ционный бензин* Так обстоит дело © кон-
цернами Стандард Ойл и «И Г Фарбен-
индустри»:

13 июля 1942 г. американский журнал «Ин

Фэкт» опубликовал содержание сенсационно-
го протокола тайной конференции, которая
состоялась 23 ноября 1937 г. в Америке между
двумя представителями гитлеровского прави.
тельства и семью руководящими американ-
скими. промышленниками и членами конгрес-
са. Этот протокол написан пятью участника-
ми конференции. Hemeuxumu предетави-
телями были барон фон Типнельскирх — rep-
манский генеральный хонсул в Бостоне и
барон Манфред фон Киллингер. Киллингер,
один из организаторов. черного рейхсвера,
участник убийства Эрцбергера, был при гит-
леровском режиме премьер-министром Сакео-
	* Albert Norden. «Lehren Deutscher Geschich-
 », $. 171—195. И и
	надлежит. германский автомобильный завод
«Опель». Этот завод во время войны выполнял
гитлеровские военные заказы. «Дженерал Мо-
торс» получил 20 миллионов долларов прибы-
ли. Так как согласно германским ‘законам
он не мог вывезти эту сумму, то «Дженерал
Моторс» вложил эти 20 миллионов долларов
в другие германские предприятия. Таким 06-
разом, американский ‘трест участвовал в
производстве военного снаряжения, исполь-
зование которого на войне привело к гибели
американских солдат,

Приведем еще один пример. Группа амери-
канского миллиардера Моргана контролирует
Интернациональный телефонно-телеграфный
трест. Капитал треста составляет 600 мил-
лионов долларов. Начиная с 1929 г., этот трест
Boe глубже и тлубже проникал в герман-
скую экономику. В 1938 г. трест контролиро-
вал 40 процентов всей германской телефон.
ной продукции и владел многими берлин-
скими заводами связи. .

Из хорошо информированного   источника
Альберту Нордену стало известно, что веко.
ре после прихода Гитлера к власти председа-
тель этого треста бывший полковник CocTe-
нес Бен специально. приехал из Нью-Морка
в Берлин и имел аудиенцию у Гитлера, Во
время беседы Бен просил. Гитлера на-
звать ему имена тех германских деятелей,
которых Бен хотел бы включить в свой на-
блюдательный совет. Поскольку среди членов
этого наблюдательного совета можно встре.
тить такие имена, как эсэсовский генерал. и
банкир барон Курт фон Шредер, то можно
не сомневаться, что они были рекомендованы
Бену Гитлером. Поело войны в Испании, где
гитлеровцы испробовали в деле. различные
типы самолетов, германское министерсгво
авиации сосредоточило свои усилия на произ-
водетве самолетов «Фокке-Вульф», Американ.
ский Телефонно-телеграфный трест принял
участие в финансировании этого строитель-
ства. В строительстве заводов «Фокке-Вульф»
в Бремене участвовала германская фирма«Ло-
ренц АГ». 98,3 процента акций этой фирмы
принадлежит американсхому. Телефонно-те.
леграфному тресту. Фирма «Лоренц АГ»
имела в своем наблюдательном созете таких
лиц, как тот же Курт фон Шредер, генерал
Курт Лизе, Эмиль Мейер из правления
Дрезденского банка и другие, Таким сбразом,
на деньги американских капиталистов
строились немецкие истребители, ‘участно.
вавшие в боях против сил. союзников, в том
числе против американцев.

Хотя американские, английские и герман.
ские капиталисты любят прибегать к патрио-
тической фразоологии, однако, когда речь
идет о прибылях, они отказываются от отече-
ства и готовы в любой момент предать его.
Они действуют по принципу Бисмарка, кото-
рый однажды сказал: «Государство, которое
ущемляет мою собственность, не является
моим отечеством». Такова цена «патристиче-
ским» фразам империалистов.

Г. БЕСПАЛОВ.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Изд. № 137.
	льянс империалистов

нии, затем генеральным консулом в Сан-
Франциско, а во время второй мировой вой-
ны — послом в Бухаресте.

На этой конференции немцы и американцы
договорились о`том, что Германия и Амери-
ка должны сотрудничать для Toro, чтобы
«организовать гигантские рынки России и
Китая». На этой конференции выступал Кил-
лингер. Он заявил: «Мы, немцы, хотим‘ со-
трудничать со всеми американскими нацио-
налистами».

В протоколе, попавщем в руки названно-
го американского журнала, имена американ-
ских участников тайной конференции‘ не
были названы. Однако Альберт Норден
обратился с письмом к издателю американ-
ского журнала «Ин Фэкт» Джорджу Сельдесу,
в котором спрашивал его, не может ли он
назвать имена американских участников
этой конференции. Вот что написал Джордж
Сельдес Альберту Нордену в ответ: «Что ка-
сается конференции 1937 г., то одно доверен-
ное лицо сообщило мне, что в ней участвова-
ли сенатор Ванденберг как представитель
определенного крыла республиканской пар-
тии, затем Ламмот Дюпон и Альфред Слоан.
Они участвовали в дискуссии на этой кон.
ференции. В 1942 г. я послал эту информацию
министерству юстиции, вице-президенту Ген-
ри Уоллесу, а также многим сэнаторам и
членам палаты представителей. У меня нахо-
дятся в руках многие ответные письма, в
которых обещалось расследовать дело. Одна.
ко, как вы себе можете представить, я ничего
об этом больше не слышал. Но не было и
никакого опровержения». :
	„Бак известно, сенатор Ванденберг является
теперь ближайшим соратником генерала Мар-
шалла, и он принадлежит к числу тех руко-
водящих лиц в Америке, которые опрёделя:-
ют ее внешнюю‘ политику. Что касается Дю-
пона, то он известен как руководитель одного
из крупнейших американских трестов, кото-
рый использовал в свое время свою гигант.
скую экономическую мощь для того, чтобы
способствовать победе фашистов в Европе, и
который делает все возможное для того, что-
бы привести фашистов к власти в Америке.
Слоан является председателем другого круп-
нейшего американеного концерна, а именно
«Дженерал Моторс». .

На этой конференции было’ постановлено:
«Мы единодушно пришли к убеждению, что
желательно убедить руководящих леловых
	людей в том, что: поддержка патриотиче-
ских (читай — фашистских. — Г. Б.) оога-
низаций. представляет собой хороптгий
	EE EEE

Cmecoo капителоБложений и ‘что  необко-
димо добиваться об’единения всех националь-
ных союзов под руководством выдающегося
вождя, Мы будем благодарны за каждую услу-
гу, которую нам могут оказать в этом направ-
лении наши немецкие друзья».

Не обошлось на этой конференции и без
антисоветских выпадов. Известно, что трест
Дюпона имеет крупные капиталовложения в
тресте «Дженерал Моторс», Последнему приз
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
		В первом томе «Капитала» Марке процити-
ровал следующее место из «Оцагепу Вемежег»:
	«Но раз имеется в наличности достаточ-
ная прибыль, капитал становится смелым,
Обеспечьте 10 процентов, и капитал еогла-

‚сен Ha всякое применение; при 20: процен-
тах он етановится оживленным, при 50 про-
центах положительно готов. сломать себе
голову; при 100 процентах он попирает но-
гами все человеческие законы, при 300 про-

‚ центах нет такого преступления, на которое
он не рискнул бы, хотя бы под страхом ви-
селицых» *,

Известно, что во время первой мировой
войны. германский пушечный король Крупп
поставлял англичанам и французам снаряды,
от которых гибли немецкие солдаты, Извесг-
но, что французский трест «Шнейдер-Крезо»
помогал немцам производить вооружение.
Международные капиталисты тщательно
скрывали тайну своих международных свя-
зей. Однако после первой мировой войны мно-
гие из этих тайн были все же разоблачены.
Виктор Гюго однажды сказал: «Тайна — та же
сеть: достаточно, чтобы порвалась одна петля,
и все расползется». История второй мировой
войны еще не написана. Она скрывает мно-
гие тайны о происках и связях империали-
стических вдохновителей этой войны. Но
тайны будут вскрыты, и это неизбежно. Кое:
что стало известным уже сейчас.
	Немецкий журналист-антифашист Альберт
Норден написал и в конце 1947 г. издал в
Берлине книгу под назканием «Уроки герман-
ской истории» **. В своей книге он сообщает
о некоторых фактах, касающихся деятельно-
сти международных монополий. Известные
	германские концерны, такие, как’ Крупп,
«И. Г. Фарбениндустри», Стальной трест,
Угольный синдикат, электротехнический
	трест. «А. Е. Г», банкирекий дом барона
фон Шредера и другие, всегда имели между-
народные связи. В 1931 г. господа из
этих концернов, собравшиеся в Эссене под
председательством Кирдорфа, вынесли реше-
ние отчислять 5 пфеннигов се. каждой тонны
проданного угля в фонд национал-социали-
стской паотии. Носле прихода гитлеровцев
к власти эти господа ежегодно предоставляли
Гиммлеру в его секретный фонд 1 миллион
Марок. Организатором сбора ежегодных
субсидий Гиммлеру был банкир Курт cou
Шредер. Но в списке «круга друзей
Гиммлера» мы находим и такие имена, как
Флик - руководитель Среднегерманского
стального треста, как Ялмар Шахт, как граф
фон Бисмарк и другие. Таким образом, эти
господа являются соучастниками самых
ужасных преступлений, совершенных в гит-
леровских концлагерях и тюрьмах,
	Альберт Норден в своей книге. ссылаясь.
	на документы, разоблачает связи германских
концернов с американскими и английскими
монополиями. Он доказывает, что такие связи

не прекращались и во время второй мо
войны.
	* Kapa Марке. «Капитал», т. 6 стр. 011.
** Albert Norden. sLehren Deutscher Geschich-
te», 5. 219.

a RL

501310. - Алрес редакци:
	еждународный.
	ще до войны ‘американская компания
Стандард. Ойл и германский химический
трест «И. Г. Фарбениндустри» заключили
между собой соглашение, по которому ови
поделили рынки сбыта и установили миро-
вую монополию. на производетво таких
военно-стратегических материалов, как син-
тетичеекий бевзин и синтетический кау-
	чук Б соответствии © этим соглашением о
компания Станчдеюд Ойл предоставила
	стри» патенты на улучшенные способы про-
	изводетва искусственного каучука. Однако
та же компания Стандард Ойл отхазы-
валась предоставить эти патенты правитель-
	ству США лаже после Пирл-Харбора. поеле
	об`явления  Германией войны США. 26 марта
1942 г. американский сенатор Турмэн Ap-
нольд заявил на заседании сенатской комис-
еии: «Стандард Ойл отказызалесь произво-
дить синтетический каучук Буна, так как
гитлеровекое правительство по военным со-
ображениям не хотело, чтобы Буна произво-
дилась в США» Еще в 1940 г. компания
Стандард Ойл отказалась предоставить дру-
гой американской ‘фирме патент на спо-
coon производетва одного из решающих
взрывчатых веществ — толусла, хотя те же
патенты были переданы гитлеровской Герма-
нии.

В 1941 г. компания Стандард Ойл пыталась
передать некоторым французским фирмам
тайные патенты на методы производетва
авиационного бензина. Это делалось в то вре-
мя, когда французское вишийское правитель-
ство было вассалом Германии, а вся фран:
цузская промышленность фактически нахо-
дилась в руках Гитлера. В то время, когда
гитлеровские орды подчинили себе ночти весь
евоопейский континент, компания Стандард
Ойл даже в 1941 г тщательно выполняла
условия своего соглашения с «И: Г. Фарбенин-
дустри» и сохраняла южноамериканские рын-
	ки исключительно для германского: химиче.-_
	ского треста. Она предпринимала весе для то-
го, чтобы американские фирмы не: проникли
на этот рынок. Компания Стандард Ойл. по-
‘ставляла бензин акционерному обществу‘ Ла-
ти, Это акционерное общество принадлежало
итальянцам. На’ его самолетах в Южную
Америку переправлялись десятки и сотни
агентов гестано и германских офицеров; в
задачу которых входила ортанизация ’фа-
шистских переворотов’ в странах Латин-
ской Америки. Их деятельность в Аргентине
была в этом смысле вполне успешна. В обрат-
ный путь те же самолеты грузились стратеги-
чески важными материалами для германской
военной промышленности. в том числе про-
мышленными алмазами.

Вслед за политическим «Мюнхеном» в сен-
тябре 1938 г. последовали «мюнхены» про-
мышленников Речь идет о ‘договоре, заклю:
ченном между представителями германской и
британской промышленности. Затем следует
упомянуть о договоре, заключенном тотчас
же посла. Мюнхена между американской ком-
	Адрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, номн. 258. Телефоны: К 6-63:60, Д 3-30-52,