21  февраля 1948 г., №5 (60)

YVADTYVPA

иторов высококачественных и иоейных
„гит. оперной симфонической музыки,
				Из постановления ЦК ВКП(б)
об опере «Великая дружба».
	«Советский народ ждет от композиторов обет о
произведений во всех жанрах—в области оперной, симф«
в песенном творчестве, в хоровой и танцовальной музыке».

ЛЕНИНГРАД,
		17 февраля в Центральном доме компози-
торов началось общемосковское совещание
композиторов и деятелей советской музыки,
посвяшенное обсуждению  ностановления
цк вкп(б) от 10 февраля. с. г. «Об опере «Ве-
ликая дружба» В. Мурадели».

С обстоятельным докладом о задачах со-
ветских композиторов в связи с постановле-
нием ЦК ВКП(б) выступил генеральный
секретарь оргкомитета Союза советских
композиторов Т. Хренников, Партия и пра-
вительство, сказал докладчик, вапра-
вляют развитие советского искусства но пу-
ти социалистического реализма, очищая его
от вредных влияний буржуазной идеологии.
Однако эти указания не были претворены в
жизнь многими советскими композиторами.
Народ знал лишь ряд известных массовых
песен и маршей, музыку к кинофильмам, но
оставался равнодушным к большинству про-
изведений симфонической, оперной и камер-
ной музыки:

Анализируя причины провала в широкой
аудитории таких произведений, как опера
«Великая дружба» В. Мурадели, 6-я симфо-
ния и 6-я соната С. Прокофьева, 8-я и 9-я
симфонии Дм. Шостаковича, «Симфония-
поэма» А. Хачатуряна, «Патетическая увер-
тюра» и кантата «Кремль ночью» Н. Мясков-
ского, 3-я симфония Г. Попова и др., доклад:
зик убедительно показал их декадентекую,
формалистическую сущность.

Многие композиторы в погоне за ложно
понятым формалистеким «новаторством»
игнорировали богатейшее народное творче-
ство. Игнорируя лучшие. традиции народной
и классической музыки, хомпозиторы-форма-
листы оказались носителями влияний совре-
менного упадочного, насквозь прогнившего
буржуазного искусства. Отрыв некоторых
деятелей советской музыки от нафода при-
вел к распространению вреднейшей «теории»
о том, что непонимание музыки многих CO-
ветских композиторов об’ясняется тем, что
народ якобы «отстал», «не дорос» до «высот»
их сложного искусства.

Теория и практика формализма вели
х полнейшему отрицанию демократических
стремлений русских композиторов-класси-
ков и передовых представителей музыкаль-
но-критической мысли. Большая часть на-
ших критиков и музыковедов вместо того,
чтобы разбить вредные, антинародные взгля-
ды И «теории», способствовала их распро-
странению, безудержно восхваляя в музыке
суб’ективизм, конструктивизм, крайний ин-
дивидуализм, профессиональное усложнение
языка. Музыкальная критика таким обра-
зом перестала выражать мнение советской
общественности, мнение народа. Критики и
музыковеды — И. Бэлза, С Шлифштейн,
Д. Житомирский, Т. Цытович, И. Мартынов,
Л. Мазель. А. Оголевец и другие были апо-
логетами формалистического направления В
музыке. Газета «Советское искусство» и
журнал «Советская музыка» не боролись за
идеалы демократического искусства.

Резкой критике подвергает докладчик
неправильную линию в области советской
музыки, которую проводили Комитет по де-
лам искусств, оргкомитет Союза советских
композиторов и Музфонд. Эти руководящие
организации поошряли формалистическое
направление в музыке.

Советские композиторы, говорит т. Хренни-
ков, должны отбросить как ненужный хлам
пережитки буржуазного формализма в музы-
кальном творчестве и понять, что создание
высококачественных и идейных произведе-
ний во всех жанрах музыкального творчества
возможно лишь на основе жизненных прин-
ципов социалистического реализма.

После доклада развернулись оживленные
прения, в которых приняли участие компо-
зиторы, музыковеды, критики. Все выступав-
шие единодушно приветствовали мудрое по-
становление Центрального Комитета партии,
нанесшее сокрушительный удар по форма-
лизму и открываюшее широчайшие‘ перепек-
тивы творческого под’ема и могучего разви-
тия советской музыкальной культуры.

С признанием своих формалистских оши-
бок и порочного стиля работы оргкомитета
ССК выступили композиторы В. Мурадели,
Д. Шостакович, А. Хачатурян, В. Шебалин,
В Белый, Д. Кабалевский и другие. ‘

На протяжении 80 лет Московекая конеер-
ватория по праву считается одним из круп-
нейших очагов музыкальной культуры ми-
ра. В ее стенах получили воспитание мно-
гие выдающиеся музыканты, умноживишие
достижения русского искусства и оказавшие
плодотворное влияние на развитие музыки
других народов. Большая заслута в этом
принадлежит композиторским ‘силам, вырос-
шим в атмосфере художественных традиций,
заложенных П. И. Чайковским, одним из
первых профессоров Московской конеервато-
рии, имя которого она сейчас носит. Преем-
ником Чайковского явился его ученик и Bep-
ный друг С. И. Танеев, воспитавший Рахма-
нинова, Скрябина, Палиашвили и многих
других выдающихся композиторов.

В настоящее время Московская конеерва-
тория является крупнейшим музыкальным
вузом страны, готовящим композиторские и
исполнительские кадры почти для веех рес-
публик Союза. Она стала средоточием лучших
педагогических сил и талантливой молодежи,
стекающейся со всех концов нашей необ’ят-
ной.Родины. Огромная ответственность возло-
жена на руководителей и педагогов Москов-
ской консерватории за воспитание молодых
композиторов. Развитие музыкальной вуль-
туры в значительной мере определяется тем,
какие новые творческие силы приходят в
искусство. Как же консерватория выпомняет
свою роль?

В течение пооледних десяти лет Москов-
ская конюерватория выпустила 50 композито-
ров. До сих пор очень многие из этих ком-
позиторов не раскрыли достаточно полно
своего дарования и не получили широкого
признания. В произведениях ряда молодых
одаренных композиторов, воспитанников
Московской консерватории, сильны влияния
формалистического направления. Увле-
чение техническими приемами западно-
европейского формалистического искусства
сковывает и отрывает от жизненных задач
творчество композиторов И. Болдырева и
М. Мееровича. Слушатели исполнявшейся в
Ленинградской филармонии симфонии Р. Бу-
нина недоумевали, почему «такой молодой
композитор пишет такую мрачную музыку...”,
и упрекали автора в злоупотреблении диссо-
нансами и гипертрофированной звучностью
оркестра.

Некоторые молодые композиторы пишут
музыку преимущественно на сугубо эстет-
екие творения зарубежной поэзии; таковы,
например, декадентский цикл «Песен 0 AY-
нс» И. Белорусца, симфония А. Локшина по
поэме Бодлера «Цветы Зла», романсы
Н. Пейко на тексты древнекитайских поэтов.

Подобных примеров множество. В стенах
Московской консерватории, где на протяже-
нии многих десятков лет развивались благо-
		Асов
KOBCKUX КОМПОЗИТОРОВ
	— В погоне за ложным нозаторством, -сва-
зал В. Мурадели, — я стал усваивать фор-
малистические методы музыкального «сочи-
нительства», оторвался ют творческой ком-
позиторекой среды. Я ставлю перед собой
ясную задачу: до конца и без обиняков по-
нять всю ответственность за свои творческие
оптибки, честно исправлять эти оттибки. .

Дм. Шостакович говорил о государствен-
ной мудрости советского народа, выражен.
ной в исторических постановлениях HK
ВКП(б) по вопросам искусства. Все указания
Центрального Комитета партии, подчерк-
нул он, и, в частности, те, которые каса-
ются меня лично, я воспринимаю как суро-
вую, но отеческую заботу о нас — советских
художниках. Труд, упорный, творческий, ра-
		дений, которые найдут путь к сердцу совет-
ского народа, будут нонятны и любимы им,
органически и творчески связаны с народ-
ным искусством, развивающимся и обога-
	в Аа ыы: Е аа? СКА =

шающимея великими традициями русской
музыкальной классики, — может быть до-
стойным ответом на постановление цк
	ВКП(б). Я работаю сейчае над музыкой к КИ-
нофильму «Молодая гвардия» и приступил
	к работе над оперой того же названия по
роману Фадеева.

На собрании было оглашено письмо компо-
зитора С. Прокофьева, не имевшего возмож-
ности ввиду болезни: выступить лично.
Признавая глубокую правильность и свое-
временность постановления ик вкицбб) и
критически анализируя свои формалистиче-
ские увлечения и ошибки, явившиеся ре-
зультатом «соприкосновения» с современной
музыкой буржуазного Запада, С. Прокофьев
говорит о своем стремлении полностью осво-
бодиться от влияния формализма и творче-
ски осуществить указания ЦК ВКП(б) в но-
вой опере — «Повесть о настоящем челове-
ке», над которой он работает.

В выступлениях старейших советских ком-
позиторов С. Василенко, М. Гнесина, В. 35-
лотарева, Д. Васильева-Буглая была дана
живая и острая критика формалистического
направления, принесшего величайший вред
советскому музыкальному искусству. Они
приводили много примеров, свидетельствую-
ших о пагубном влиянии формализма на
творческий рост композиторов и особенно
на композиторскую молодежь.

Важнейшие творческие вопросы, непосред-
ственно, связанные с задачами всемерного
развития ‘реалистического направления В
советском музыкальном искусстве, были за-
тронуты выступавшими на собрании компо-
зиторами, музыковедами, критиками. О не-
терпимом состоянии музыкальной критики,
беспринцинно захваливавшей . формалисти-
ческие произведения, говорили тт. м. Ко-
валь, Т. Ливанова, Ю. Kea zany,

И в докладе т. Хренникова, и в прениях
была раскрыта крайне неприглядная карти-
на «деятельности» оргкомитета Союза ком-
позиторов, который превратилея в орудие
группы композиторов-формалистов, стал ое-
новным рассадником формалистических из-
врашений.   .

Руководители согкомитета были оторваны
от народа, не интересовались творческой
жизнью композиторов братских республик,
не заботились о пропаганде лучнтих произ-
ведений советской музыки. Творчество мно-
гих композиторов, особенно работающих в
братских республиках, не обсуждалось года-
ми. О холодном равнодушии и высокомер-
ном пренебрежении «ведущей» группы
работников оргкомитета к основной мас-
се советских композиторов Убедительно го-
ворили в своих выступлениях М. Гнесин,
З. Левина, В. Виноградов, В. Фере и другие.

Необходимо заметить, что, к сожалению,
далеко не все выступления на совешании
композиторов отмечались высоким полити-
ческим уровнем, содержательностью и прин-
ципиальностью. Совершенно ‘не удовлетво-
рило собравшихся весьма пространное, но
маловразумительное выступление компози-
тора Г. Попова, формалистическое творче-
ство которого было подвергнуто справедли-
вой критике в постановлении ЦК BKM(6).
Поучая других, Г. Попов по существу умол-
чал о собственных опзибках. .

Совешание продолжает свою работу.
	родные традиции русской музыки, сейчас
господствует формалистическое направление.

Творчество значительной части молодых
композиторов вызывает серьезное опасение
за их судьбу. Отгороженность от жизни,
замкнутость в кругу технических, формаль-
ных задач связаны у этих студентов с обо-
стренным интересом к ложно понятому «но-

ваторству».
	Это «новаторство», связанное с отказом от
	мелодии — важнейшей основой музыки, свя-
занное © увлечением сумбурными звукосоче-
таниями, губит еще не окрепшее дарование
молодых композиторов.

Такими пороками отличается, в частности,
творчество учеников Д. Д. Шостаковича —
Б. Чайковского, Г. Галынина и А. Чугаева.

Б Чайковский настолько оторвался от
жизненной почвы в своей музыке, что даже
обычно либеральная кафедра сочинения Мо-
сковской консерватории вынуждена была
снизить экзаменационную оценку симфонии
Б. Чайковского из-за предельной абетракт-
ности и схоластичности ее музыкального
языка.

Гораздо более темпераментный Г. Галынин
обнаруживает крайнюю неустойчивость в
своих исканиях, идущих часто вразрез ©
здоровыми основами его музыки.

Когда Галынин соприкоснулся с народной
по характеру русской темой (речь идет о
третьей части его квартета — «Tema ¢ Ba-
риациями»), музыка его зазвучала сильно и
выразительно. Стало очевидным, как меша-
ют пробиться дарованию Галынина внешние
формалистические влияния.
` Очень сильны индивидуалистичеекие Ha-
строения в произведениях А. Чугаева (пре-
людии для фортепиано). Музыка его замкну-
та в кругу салонно-эстетских образов, выра-
жает лишь крайне узкие личные настроения.
Этот индивидуализм, связанный < пре-
небрежительным отношением к демокра-
тическим, идущим от об’ективной дей-
ствительности музыкальным средствам и
	жанрам, довольно широко распространен и.
	среди других етудентов-композиторов.

Тем не менее в консерватории никто
не. пытается преодолеть’ эти вредные
увлечения. Даже самые робкие попытки
критики подобных произведений вызывали
до сих пор протесты ряда педагогов, зара-
женных ядом формализма. Сам Д. Шостако-
вич расточает похвалы своим ученикам.

Не борется против формалистического на-
правления и директор консерватории В. Ше-
балин в классе которого студенты не полу-
	ность творчества композиторов Формалиети-
ческого толка, говорит о необходимости по-
высить требования и бдительность на таком ©
важном участке идеологического фронта, как
музыка. Отдельные руководители наших
музыкальных учреждений и театров бес-
принципно и либерально подходили к отбо-
ру репертуара. Только этим можно об’яе-
нить, что опера «Великая дружба» была при-
нята к постановке и в Одесском оперном
театре. :

О новых горизонтах, которые открываются
теперь перед композиторами для настоящей
творческой работы, говорит художественный
руковоцитель Львовского театра оперы и
балета заслуженный деятель искусств
т. В. Скляренко: :

— Перед композиторами, которые хотят
работать над созданием опер, близких наро-
ду, открыты все пути. ЦК ВКП(б) в своем
постановлении об опере «Великая дружба»
не только вскрывает формалистические
ошибки в творчестве ряда наших компози-
торов, но и указывает пути преодоления
этих ошибоЕ, пути дальнейшего развития
советской музыки в реалистическом на-
правлении.

Артист Харьковского театра имени
YT. Шевченко лауреат Сталинской премии
т Е Бондаренко выразил общее мнение кол-
лектива театра.

— Постановление ЦПК ВКП(б), — сказал
он, — нанесло решительный удар не только
по формалистическим сочинениям тт. В. Му-
радели, Д. Шостаковича, С. Прокофьева и
других, — это удар по формализму в целом,
удар по чрезвычайно вредным явлениям,
тормозящим рост советского музыкального
искусства. В Харькове ` работает большая
группа композиторов, но, к сожалению, в их
деятельности далеко не все благополучно.
Многие из них увлеклись трюкачеством и
сошли с правильного реалистического пу-
ти. Работники театров от души приветству-
ют историческое постановление ЦК ВКП(б)
и ждут от наших советских композиторов
мелодичной, волнующей, идейно насыщен-
ной музыки, достойной нашей великой
сталинской эпови.
	гедакция газеты
«ПРАВДА УКРАИНЫ».
	Композиторы, артисты, музыканты-испол-
нители и другие работники искусств Украи-
ны восприняли постановление UK вкиб)
«Об опере «Великая дружба» В. Мурадели»
как проявление‘ сталинской заботы Oo под-
линном расцвете советской музыкальной
культуры, как программу коренной пере-
стройки всего музыкального фронта.

На собрании, состоявшемся в Союзе совет-
ских композиторов Украины, композиторы
Плогаренко, Филиппенко, Веревка, музыко-
вед Довженко резко критиковали крупней-
шие формалистические пороки в творчестве
украинских композиторов  Лятошинекого,
Таранова, Солтиса и других.

— Чуждые веяния в музыке, справедливо
ссужденные ЦК ВКП(б), дают © себе знать и
на Украине, — заявил т. Штогаренко. — Bo-
лее всего это заметно в творчестве компози-
тора Б. Лятошинского. Вторая симфония
композитора Таранова — произведение фор-
малистическое. Однако руководители Союза
советских композиторов Украины и Комите-
та по делам искусств поощряли и продвига-
хи это чуждое народу произведение.

Выступавшие на собрании ‘справедливо
критиковали правление Союза композиторов
й начальника Музыкального управления
Комитета по делам искусств Украины
т. &% Козицкого за поддержку формали-
стических произведений, за отсутствие са-
мокритики в этих организациях.

Оживленно обсуждают постановление ЦК
ВКП(б) работники Киевского оперного теа-
тра имени Шевченко.

— Певцам довольно тяжело пришлось от
формалистических выкрутасов некоторых
наших композиторов, — сказал народный
артист Украинской ССР К. Лаптев. — Мне
довелось петь в новых операх Лятошинско-
го «КЦорс» и «Золотой обруч». Разучиваешь
партию и диву даешься: как мог серьезный
композитор не считаться е возможностями
человеческого голоса! Стремление компози-
торов-формалистов быть «оригинальными»
приводило их в трюкачеству.

Широко обсуждается постановление ик
ВКП(б) в Одессе. Дирижер Одесского симфо-
нического оркестра заслуженный деятель
искусств А. Климов заявил:

— Постановление ЦК ВКП(б) об опере
«Великая дружба» разоблачает антинарод-
	Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере
«Ввликая дружба» В. Мурадели» работника-
ми искусств Грузии встречено © огромным
удовлетворением.

12 февраля состоялось собрание коллектива
 Тбилисского театра оперы и балета имени
Захария Палиашвили. Доклад сделал заклу-
женный деятель искусств П. Канделаки.
Художественный руководитель театра
лауреат Сталинской премии Д. Андгуладзе
в своем выступлении отметил, что pacmpo-
страненное среди композиторов формалисти-
ческое направление тормозило развитие со-
ветской музыки.

— Формалистические извращения, — гово-
	‘рит т. Андгуладзе, — допущены и в некото
	рых постановках нашего театра, Бак, чатри-
мер, в «Призыве гор» Торадзе, опере «Ладо
Кецховели» Киладзе и других. Постановле-
ние Центрального Комитета ВКП(б) кладет
этому конец. Необходимо совместно с компо-
зиторами пересмотреть ряд наших постано-
вок, вытравить из них элементы форма-
лизма, сделать их доступными, понятными
для широких макс. —

— Творцы, русской классической музыки
Чайковский, Бородин, Глинка и другие ши-
роко использовали народные мелодии и на-
певы, писали на понятном для народа язы-
ке, — говорит главный дирижер театра
лауреат. Сталинюкой премии Ш. Азмайпата-
швили. — На протяжении многих десятков
лет произведения классиков продолжают
жить и до сих пор полноценно звучат. Нам,
композиторам Грузии, надо сделать должные
выводы из мудрого постановления ЦК

Живейший отклиЕ и ‘большое воодущевле-
ние вызвало постановление ЦК ВКП(б) об

‚ опере «Великая. дружба» В. Мурадели. среди

ленингралюких работников искусств.

— Мудрое и предельно ясное указание
партии поможет нам создать произведения,
достойные нашего великого народа, — заяв-
ляет композитор И. Дзержинский. — Для
каждого советского композитора постановле-
ние ЦК ВКП(б) должно стать боевой про-
граммой дальнейщего творчества. Присту-
пая к работе нед новой оперой, я беру своим
девизом слова постановления, призывающие
советских композиторов «проникнуться со-
знанием ‘высоких запросов, которые пред’яв-
ляет советский народ к музыкальному твор-
честву...». .

Te же мысли высказывает композитор

О. Евлажов:

— Суровая и резкая 5ритика, содержащая-
ся в постановлении цк ВКП(б), заставляет
нас, советских композиторов, снова и снова

’ продумать свой творческий путь, подчинить
’ свое творчество тем задачам, решение KOTO-

рых сможет принести пользу наттей куль-
туре и нашему народу.

— Мы должны создать музыку, насыщен-
ную глубоко идейным содержанием, вырази-
тельную и доходчивую, — добавляет компо-
зитор В. Волошинов.

Заслуженный деятель искусств профессор
И. Мусин критикует деятельность некото-
рых концертных ортанизаций, которые не
включают в концертные программы произве-
дений русской хлаюсической музыки и луч-
ших сочинений запалных классиков,

— Некритическое отношение к творчеству
некоторых советских композиторов, — гово-
рит т. Мусин, — приводило к тому, что слу-
HIATCAI навязывали сочинения, чуждые ему
и по идейному содержанию, и по форме,
непонятные не ‘только любителям музыки,
но и исполнителям.

Член-корреспондент Академии наук cccPe
А. Оссовский отмечает, что постановление
Пентрального Комитета партий Ko многому
обязывает наших музыковедов и критиков.
`°— Единственно верный и ясный путь раз-
вития советской музыки, — говорит он, —
начертан в постановлении ЦК ВКП(б). Это
путь не только советских композиторов, но
и советской научной и критической мысли,
советского музыкально-исполнительского ис-
кусства. . ,

В Ленинградекой консерватории имени
Н А Римекого-Кореакова состоялось chcyx-
дечие постановления Центрального Комитета
ВКП(б). Директор консерватории профессор
П. Сеоебряков заявил:

— Консерватория, призванная готовить
мастеров музыкального искусства всех епе-
циальностей, должна дать рапительный от-
пор формалистическим тенденциям в совет-
ской музыке. Наша задача — воспитать сту-
денчество в духе любви к народному твор-
честву и демократическим музыкальным

‚ формам.

— Суровая и справедливая критика, кото-
рую содержит постановление Центрального
Комитета ВКП(б), — говорит профессор С. Бо-
тоявленский.—свидетельство большой заботы
нашей партии о развитии советского музы-
кального искусства, заботы о том, чтобы на-
ши творческие дарования развивались, рас-
цветали, используя все неограниченные во3-

` можности, предоставленные им в советской

стране.

Ралостно  привететвуют постановление
Центрального Комитета ВКП(б) ленинград-
ские артисты.

— Новые широкие горизонты открываются
перед певцами, — пишут засмуженная alp-
тистка республики, лауреат Сталинской
премии О. Кашеварова, С. Шапогтников И

‘другие.

— Твердо верю, что этим постановлением
IK BKII(6) утверждается новая эра в разви-
тии и процветании советской музыки, —
заявляет заслуженный деятель искусств
Е. Тиме.

Многочисленные отклики творческих ра-
ботников Ленинграда свидетельствуют об их
твердой уверенноети в том, что постановле-
ние ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба»,
отвечающее мыслям и чувствам всего наро-
да, явится поворотным пунктом в развитии
советской музыкальной культуры.

Редакция газеты
«ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА».
		ВКП(б) и создавать высокохудожественные
произведения на народном материале.

На собрании также выступили главный
режиссер театра лауреат Сталинской премии
А. Цуцунава, солист театра Г. Гегучадзе и
другие, выразившие чувство огромного
удовлетворения постановлением ЦК BKII(6).

Горячо обсуждал постановление ЦК вкп(б)
коллектив профессоров, преподавателей и
студентов Тбилисской государственной кон-
серватории. После доклада директора кон-
серватории заслуженного деятеля искусств
Г. Кокеладзе выступили профессора, препода-
ватели и студенты. Все они приветствовали
постановление ЦК ВКП(б) и указывали, что
формалистические извращения, вокрытые
ЦК ВКП(б) в музыке, имеют место и в Тби-
лиеской консерватории. В лекциях по исто-
рии музыки уделяется недостаточно внима-
ния русской и грузинской классической му-
зыке. Увлечение формалистическим направ-
лением в музыке находило свое отра-
жениз в программах концертов, в инди-
видуальных планах студентов и в pa-
боте научных кружков. Выступавитие от-
мечали, что многие произведения  грузин-
ских советских композиторов He свободны
от влияния формализма, Оперы композито-
ров Ш. Мшвелидзе, Д. Торадзе, А. Кересе-
лидзе не удовлетворяют слушателей, непо-
нятны широким массам.

Собрания, посвященные постановлению ЦК
ВКП(б), состоялись также в Союзе компози-
торов Грузии и.в Государственном театре
имени Руставели.

Редакция газеты
«ЗАРЯ ВОСТОКА»,
		педагогов на заседаниях кафедр, на всякого
рода совещаниях внутри и вне консерватории
выражала обоснованную тревогу за то, что в
построении учебного плана и программ ос-
новных курсов композиторского факультета
игнорируется основное—формирование идей-
но-художественного мировоззрения студента,
будущего советского художника. Отдельные
попытки партийной организации разоблачить
проявления безидейности и формализма в
учебной работе и творчестве молодых компо-
зиторов и исполнителей не встречали поддер-
жки. Руководство консерватории и работники
Комитета по делам искусств, ведающие де-
лом художественного образования, отмахи-
ваются от таких вопросов. Студенты-компо-
зиторы не изучают марксистско-ленинской
философии и эстетики, столь для них необхо-
димых, но почему-то исключенных из учеб.
ного плана. Студенты-композиторы и музыко-
веды не воспринимают музыку как одну из
форм идеологии, не разбираются в содержа-
нии и стиле и т. д. Преподавание истории
русской музыки все еще плохо служит цели
освоения благородных традиций русского му-
зыкального искусства, «Техника» главен-
ствует над всем. Создается впечатление, что
все сделано для того, чтобы «освободить»
преподавание от тех предметов и средств
идеологического воздействия, которые помо-
гают формированию правильного мировоз-
зрения советского художника.

Глубочайшее уважение к наследию ми-
ровой музыкальной классики и прежде все-
го к гениям русской музыки, любовь и пыт-
ливый интерес к родной песне служили той
идейной основой, на которой росли и развиз
вались некогда молодые творческие силы
русской музыки.

Эта важнейшая традиция русской классики
забыта в настоящее время в Московской кон-
серватсрии. Многие композиторы-педагоги
не осознают огромной ответственности, ко-
торую возложило на них государство, дове-
рив им десятки лучших молодых талантов,
и по существу не руководят идейным воепи-
танием своих студентов. `

Перед советским музыкальным творчеством
стоят большие и благородные задачи: доста-
влять высокое эстетическое наслаждениа
миллионам советских людей, воспитывать их
социалистическое сознание.

Организсванный отпор враждебным, разла-
гающим влияниям, чуждым нашему искус-
ству, непоколебимая верность великим идеям
партии Ленина—Сталина и демократическим
традициям гениев ‘русской классической
музыки помогут преодолеть серьезное отста-
вание музыкального образования и обеспе:
чат создание замечательных музыкальных
произведений, достойных страны социализма.

воспитании молодых композиторов

вплоть до последних дней интересы некото-
рой части ‘студентов обращены на Запад,
к изошренным, ультраформалистическим
партитурам последних произведений Стра-
BMECKOTO, в TOM числе его балета «Игра
в карты». .

В оезультате неправильной постановки
зоспитательной работы в консерватории мо-
лодые композиторы оторваны от народа, ли-
шены общения с массовой аудиторией, вы-
езды Ha производство не практикуются,
показы творчества студентов-композиторов в
рабочих клубах не организованы. Поэтому
они и не могут проверить восприятия своей
музыки широкими массами советских CAY-
пгателей. .

Творческий альманах, издававшийся сту-
дентами (было выпущено 2 номера), занимал-
ся пропагандой формалистического направле-
ния в музыкознании. В этом журнале была
помешена апологетическая статья студента-
	музыковеда В.  Баномова, восхваляю-
щая «теорию» Оголевца,  подводившего
«научную» базу под  модерниютические
	течения в музыке. Поклонники Формалисти-
ческой «теории» Оголевца имеются в составе
кафедры теории музыки (И. Способин, В.
Протопопов), несущей ответственность и
за апологетическую работу Л. Мазеля «О му-
зыкальном языке Шостаковича». «Стиль
Шостаковича — это норма современного му-
зыкального языка»,— утверждает в ней
Л. Мазель, смешивая в отвлеченном понятии
современного и упадочническую музыкаль-
ную культуру буржуазно-капиталистического
Запада и советскую музыку.

Теоретико-композиторский факультет гото-
вит также музыковедов. Однако за послед-
ние десять лет Московская консерватория за
небольшим исключением не выдвинула мо-
лодых талантливых критиков, которые при-
няли бы активное участие в развитии

Равнодушие к идеологическим вопросам,
погоня за ложно понятой академической co-
лидностью, соединяющаяся с пренебрежением
к публицистической работе, — таковы хафак-
терные черты большей части выпускаемых
Московской конкерватсрией молодых музыко-
ведов. Многие из них слабо владеют основа-
ми марксистоко-ленинской теории. Это доста-
точно красноречиво говорит об отсутствии
настоящей идейно-творческой направленно-
сти в работе консерватории, об узости обще:
ственных и художественных интересов се
восшитанников.

На протяжении ряда послелних лет часть
	чают правильного музыкального воспитания ©
в духе социалистического реализма,

Молодым композиторам, интересы которых
зискусственно ограничены узко профессио-
зальными  Устремлениями не прививается
уважение к великим традициям русской
классической музыки, к творениям ее кори-
феев, к народной несне. Студенты не знают
русской песни, они почти не слышат ее в
консерватории. Поошряемые частью педаго-
гов-специалиетов, некоторые студенты пре-
небрежительно относятся к курсам истории
русской музыки. :

Отмечены случаи, когда студенты не зна-
ли симфоний Глазунова, творчества Глинки.

Характерно, что руководитель консервато-
рии В. Шебалин в одном из своих докладов
«обмолвилея» весьма «поучительным» для мо-
лодежи сообщением, что в творчестве Мусорг-
ского и Даргомыжского содержатся`. прояв-
ления дилетантизма, а говоря о великом
Глинке, заметил, что в Глинке «гениаль-
HEI композитор уживалея с дилетантом
в отношении культуры композиторского
трула». Что же удивляться неуважению
к русской музыкальной классике среди мо-
лодых воспитанников т. Шебалина?

Пренебрежение народно-песенной основой —
типичное для многих студентов композитор-
ского факультета явление. Печальным приме-
ром этого являютея произведения талантли-
вого азербайджанского композитора К. Ка.
раева, в творчестве которого абстрактная
музыкальная речь часто вытесняет элементы
национального музыкального языка.

Молодые композиторы воспитываются в
духе пренебрежения к демократическим,
популярным формам —опере, песне, романюу.
Изучение вокальных форм (оперы, офато-
риально-кантатных сочинений) на факуль-
тете отсутствует. Творчество  компози-
торов в стенах консерватории почти пол-
: ностью ограничено инструментальными жан-
рами, сферой так называемой «чистой»,
бестекстовой музыки.

Все, что идет от традиций русской класси-
ки и народной песни, под влиянием не-
которых педагогов расценивается многи-
ми студентами как эпигонство, писать мас-
совую музыку считается дурным тоном (7!),
Зато еще год назад на щит поднимались в
консерватории представители немецкого де-
каданса Хиндемит, Шенберг и др. Их про-
изведения изучались в классе чтения парти-
тур, и в кабинете музыкальной литературы,
и в творческом кружке студентов комнози-
торекого факультета. Показательно, что