А УЗО Ао о (99)
О tenner АИИС ВН
	ха УМЫ

Развивать и совершенствовать
‘советскую музыку -
	В середине января 1988 г. в ЦК ВКП(б)
состоялось созещание деятелей советской
музыки, в котором приняло участие свыше
	ный смысл которых, как говорят, бывает не
совсем ясен даже для их авторов» (стр. 140).
Тов. Жданов разоблачает попытки музы-
кальных деятелей формалистического толка
прикрыть ликвидаторство основ русской му-
зыкальной классики разговорами о новатор-
стве, «Ведь нельзя же назвать новатор-,
ством, — говорит он, — всякое оригиналь-
ничание, всякое кривляние и вихляние св
музыке. Если не хотят лишь бросаться гром-
кими словечками, то нужно отчетливо пред-
ставить себе, от чего старого необходимо
тараться отойти и к чему именно ‘новому
надо придти. Если это не делается, то фраза _
о новаторстве может означать только одно: -
ревизию основ музыки. Это может означать
лишь разрыв с такими законами и нормами
музыки, от которых отходить нельзя. И то,
что нельзя. от них отходить, не есть консер-
ватизм, а то, что от них отходят, вовсе не
есть новаторство. Новаторетво отнюдь не
А совпадает. © прогрессом» (стр. 140-,

Приводя примеры с введением в началь-
вых и средних школах печальной памяти
бригадно-лабораторного «метода» и «Дальтон-
плана», тов. Жданов подчеркивает, что эти
«новшества», очень «левые» по форме, были
насквозь реакционными и вели к отмиранию
школы, Под флагом «левых» слов выступа-
ли и футуристические «новатозы» живони-
	‚си, которые рисовали «девушку с одной го-
	ловой на сорока ногах, один глаз — на вас,
а другой — в Арзамаю..: Passe не означало бы
дальнейшее существование подобных «школ»
	ликвидацию живописи!»
	‚ Тов. А. А. Жданов. призывает созетеких
композиторов учиться у классиков русской
музыки, брать из классического музыкаль-
ного наследства все то лучшее, что в нем веть
и что необходимо для дальнейшего развития
советской музыки. С особой силой в вы-
ступлении тов. Жданова подчеркнута нетер-
пимость натуралистических извращений в
музыке; «Надо сказать прямо, что целый ряд
произведений современных. композиторов
настолько перенасыщен. натуралистическими
‚звуками, что напоминает, простите за не-
изящное выражение, не то бормаптиюу, не то-
музыкальную душегубку. Нросто сил.ника-
ких нет, обратите вы на это вниманиеь
(стр. 143). ны

«..Мы стоим за красивую, изящную музы-
ку, за музыку, способную удовлетворить
эстетические потребности. и художественные
вкусы советских людей, а эти потребности
‚и вкусы выросли неимоверно, — указывает
`тов. Жданов.—Народоценивает талантливость
музыкального произведения тем, насколько
оно глубоко отображает дух нашей эпохи,
дух напего народа, насколько оно доходчи-
во до широких масс. Ведь что такое гениаль-
	‘ное в музыке? Это — совсем не то, что мо-

гут оценить только кто-то один или неболь-
шая группа зстетствующих гурманов. Музы-
кальное произведение тем гениальней, чем
оно содержательней и глубже, чем оно выше
по. мастерству, чем болыним количеством
людей очно признается, чем большее количе-
стро людей оно способно влохновить. Не вое
Доступное гениально, но все подлинно гени-
альное доступно, и оно тем гениальное, чем
оно. доступнее для широких маюе народа»
(стр. 143).

Далее тоз, А. А. Жданов орорит о необхо-
димости повьшения профессисчального ма-
стерства композиторов, о развитии разнооб-
разных музыкальных жанров, о гармониче- -
<ком сочетании в музыкальных mpowspene- С
ниях всех элементов музыки, os

B захлючение своего выступления =:
тов. А; А. Жданов делает выводы:

‚ «Надо воостеновить в полной мере значе--
вие классического наследетва, надо восстя-
нозить нормальную человеческую музыку.
Надо подчеркнуть опаснсеть ликвидации
музыки, грозяшщую ей ‹с стороны Формали-
стического направления, и осудить это на-_
правление как геростратову попытку разру-
шить храм искусства, созданный великими
мастерами музыкальной культуры. Надо,
чтобы все наши композиторы перестроилиеь ©
и повернулись лицом к своему народу. Надо,
чтобы все отдали себе отчет в том, что наша ^
партия, выражая интересы нашего государ: .
ства, нашего народа, будет поддерживать
только зпоровое, прогрессивное направление ,
в музыке, направление советского социали- -
стического реализма» (отр. 146). а

У совелеких композиторов в настоящее
время две ответственных задачи; Главная за-”
дача состоит в том, чтобы развивать и CO- -
вершенствовать советскую музыку. Вторая
Задача-—отетаивать советскую музыку  от`
проникновения в нее элементов буржуазно- ^
го распада. :

Тов. А. А. Жданов закончил свою речь го-
рячим призывом к присутствующим компо-
зиторам:

«Товарищи, мы хотим, мы страстно же-
лаем, чтобы у нас была своя «Могучая куч-
ка»,  чтобы сна была и многочиеленнее и
сильнее, чем та, которая когда-то поражала
мир своими талантами и порославила наш
народ. Для того, чтобы вы были сильными,
вы должны отбросить. прочь гад своего пути
BCe то, что может вас ослебить, и отобрать.
лишь такие средства вооружения, которые -
помогут вам сталь сильными и могучими.
Если BSI используете до дна гениальное -
классическое музыкальное наследство и
вместе с тем разовьете его в духе новых по-
 требностей нашей великой эпохи. вы стане-
те советской «Могучей кучкой». Мы хотим,
чтобы отставание, которсе вы переживаете,
как можно скорее было преодолено, чтобы
вы поскорее перестроились и превратились
в славную когорту советоких композиторов,
являющихся гордостью всего советского на-
рода» (стр. 147-148). =

aprua GOALIICBMKOB TOCcAeROBATeALHO ре-
шает задачи создания богатства духовной -
культуры в нашей стране. Решения по во-
просам литературы, театра и кино, указания
по вопросам философии показывают, какое ^
огромное значение придает партия идеоло-
‘тическому фронту.

Советский народ предзявляет высокие тре-
бования к музыкальному творчеству. Комло-
Зиторам предстоит держать серьезный экза-.
мен на зрелость перед своим народом. Совет. .
ские люди ждут от них творческих дел, со-
здания произведений реалистической, демо-
кратической музыки, богатых по содержанию, _
ясных и совершенных по форме, Постановле.
ние ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая. дружба»
В. Мурадели» требует «обеспечить такой
под’ем твооческой работы, который быстро
двинет вперед советскую музыкальную куль-
туру и приведет к созданию во всех обла-
стях музыкального творчества полноценных,
высококачественных произведений, достой»
ных советского народа».

Совещание деятелей советской музыки в
ЦК ВКП(б) показало, какое значение при-
дает партия правильному развитию совет-
ской музыки и с какой внимательнсстью и
глубиной изучал и анализировал Централь:
ный Комитет ВКП(б) положение на музы-
кальном фронте, намечая мероприятия по
дальнейшему развитию советсхой музыки.

Материалы совещания деятелей советской
музыки в ЦК ВКП(б) изданные отдельной
книгой имеют огромное значение и окажут
	болыпую помошь в борьбе за под ем твюрче,
	ской деятельности художественной интел-
лигенции в деле улучшения всей идеоло-
гичаской работы в стране,
	ee A Nee I ee Мм АА 4% +6 < eR чала ee ee
музыки, в котором приняло участие свыше К выходу в свет сборника
10 композиторов. дирижеров музыкальных wearantatnn ^бС‘`праттание пеате
	‚вБритиков, музыковедов,
	материалов «Совешание деятелей
советской музыки в ЦК ВКП(б»)
	природу русского, = советского человека»,
(стр. 55).

О невормальном положёнии в области вос-
питания молодых музыкантов говорили
тт. Серебряков, Шапорин, Ливанова и дру-
гие. Товарищи Ливанова, Келдьши и многие
другие говорили о крупнейших недостатках
музыкальной критики, приводили Факты
зажима критики со стороны Комитета по
делам искусств и некоторых руководящих.
деятелей оргкомитета Союза советских ком-
позиторов, указывали на то, что попытки
осудить некоторые произведения Шостако-
вича Прокофьева пресёкались т. Храпченко.
	Выступления композиторов тт. Аачатуря-
на, Мурадели, Шебалина, Шостаковича и
других комнозиторов формалистического,
антинародного направления в музыке не,
удовлетворили участников совещания. В ре-
очах этих композиторов не было дано пра-
`вильной оценки допущенных ими ошибок,
не содержалось конкретных предложений,
способствующих развитию нашей советской
Музыки.
На заключительном заседании с большой
‘речью выстуцил тов. А. А. Жданов, В начале.
своей речи тов. Жданов подчеркнул, что, как
‘бы ни были велики недостатки в организа-
пионном руководстве, в критике, основным
вопросом является вопрос о направлении
советской музыки: «Мы имеем очень острую,
хотя внешне и прикрытую борьбу двух на-
правлений в советской музыке. Одно на-
	‚ского уезда» (стр. 8),

сомнения на этот счет,
  Неясно также, каковы «формы правления».

: «Музыка,

ния всех основных видов музыкального и
вокального искусства, то неудача оперы, по-
явившейся после
означает серьезный провал советского музы-
хального искусства. Это не частный случай:
И поэтому ero нельзя свести к творческой
неудаче Мурэдели. Надо всесторонне выяе-
нить, в каких условиях мог соверцуиться
этот. прорыв, каковы а ‘ero BOPOAKE-

times (erp. 7). .

Тов. А. А, ‘жданов глубоко анализирует
причины и обстоятельства, ‹ приведшие к
столь серьезному провалу. Он подвергает
резкой критике деятельность Комитета по
делам ‘искусств и. т. Храпченко, оказав-
шихея несостоятельными ‘в деле рукозод-
ства искусством и проявивших безответ-
ственность, введших государство в болышие

‚нвоправданные расходы средств. Тов. Жда-

нов указывает на музыкальные и драматур-
гические пороки оперы «Великая дружба»,
«.,Недостатки ‘оперы тов. Мурадели, — гово-

рит тов, Жданов, — очень похожи на те недо-.

статки, которыми отличалаеь в свое время
опера. т. Шостаковича «Леди Макбет Мицен-
Наломнив основные
положения известной статьи «Правды»
«Сумбур вместо музыки», опубликованной в
1936 г. по указанию ЦК ВКП(б), тов. Жданов
делает вывод: «Сейчас ясно, что осужденное:
тогда нанравление в. музыке живет, и не
только живет, но и sanaer тон: советской
музыке» (стр. 9). . м

Тов. Жданов призвал nenteacit ” conerexon
музыки раскрыть действительное положение
дел в области музыкального искусства.

«Мы до сих пор не знаем, в какой мере,
по мнению деятелей советской. ‚музыки, из-
вестные решения

среде,
утверждения, что лед и здесь тронулся и пе-
рестройка ^ будто бы идет полным ходом.
Можно ли сказать, что после решений ЦК
по вопросам идеолюгии начались оживление
и под’ем и у вас, что музыкальная критика
забила ключом, что среди деятелей совет-
ской музыки развернулась творческая дис-
куссия, что такие-то крупные вопросы были
поставлены на обсуждение ках это имело
место в кино; в литературе, в работе напих
драматургов и философов”!

в Союзе советских композиторов и его орг-
комитете, — являются ли эти формы правле-
ния демократическями, основанными ма

творческой дискуссии, критике и самокри-

тике, илисони больше смахивают на олигар-
хию, при которой все дела вершит неболь-
шая групаа композиторов и их верных ору-
женосцев = музыкальных критиков подха-
лимского типа, — и где, как от неба до зем-
ли; далеко до творческой дискуссии, творче-
ской критики и самокритики» (erp. 10).

В своих выступлениях деятели музываль-
ного искусства взволнованно говорили о во:
‘тросах, поставленных тов. Ждановым. С
острой критикой современного состояния ‹<о-

ветского музыкального творчества выступили.

Ba совещании тт. Хренников, Захаров, Голь-
денвейзер, Серебряков и другие музыкаль-
ные деятели. Тов. Хренников говорил в ©в0-
ем выступлении:
музыки стали

отношениях между композиторами и наро-
дом. Народ потерял доверие к композиторам

большого симфонического жанра. Если рань-

Ше первые исполнения музыкальных произ-
ведений посещались из любопытства,

и меныше» (стр. 29),

Тов, Хреннихов поде.
ные произведения остаковича,
шенно нездоровую атмосферу,

Резкую оценку симфонического творчества

‚ряда советеких композиторов дал в ‹хвоем

выступлении т: Захаров. «С моейзточки зре-
ния, наша симфоническая музыка зашла в
тупик, — говорит он. — — Наши так называемые
достижения в области этой музыки совер-
шенно оторваны от’ народа, они.
отношения к народу не имеют. Об’яюняют
это тем; что, видите ли; «народ надо вести».
Выражение ‘правильное, но к этим произве-
дениям оно. не имеет никакого отношения.
Для того, чтобы вести народ, надо разгова-
ривать с народом на языке, который поня-
тен народу» (стр. 21).

О пренебрежении к велихим хралицияи
русской музыкальной классики, о невнима-
нии ряда комнозиторов к народноцесенному
искусству говорил. в своем выступления
музыкальный деятель т. Гольденвейзер.
которую зачастую пишут ‘наши
зедущие; а за ними и большинство осталь
вых композиторов, нарушает ту гармонию,
которая ликтуелся естественным музыкаль-
ным слухом,- говорит А; Гольденвойзер. -*
Когда я слушаю грохочущие фальшивые co-
четания современных симфоний и сонат, я
с уасом чуветвую — страшно сказать, —что
этими звуками более снойственно выра-
жать идеологию вырождающейся культуры
Aenada pach о бФмнизма. чем зпозовую

многолетнего перерыва,

Центрального Комитета
по вопросам идеологии нашли ‘отклик н их
хотя мы слышали неоднократные

У нас большие.

«..Концерты советской.
собирать 268 меныше и’
меньше публики, и это один из показате-
лей того, Что происходит что-то неладное в,

то‘
сейчас ADOONEITHEEX становится все меньше’

критике отлель-.
Про-.
кофьева, Хачатуряна и указал на совер-
царящую в.
оргкомитете Союза Фоветлеких композиторов. .

никакого

правление представляет здоровое, прогрес-
сивное начало в советской музыке, основы-
вающееся на признании огромной роли
классического наследства, и, в частности,
традиций русской музыкальной школы, в
сочетании высокой идейности и содержа-
тельности музыки, ее правдивости и реали-
стичности, глубокой органической связи с
народом, его музыкальным, песенным твор-
чеством, в сочетании с высоким профессио-
нальным мастерством. Другое направление
зыражает чуждый советскому искусству
формализм, отказ под флагом мнимого нова-
торства от классического наследства, отказ
от народности музыки, от служения народу
в угоду обслуживания сугубо индивидуали-
стичёских переживаний небольшой группы
избранных эстетов.

Это направление осуществляет замену

естественной, красивой, человеческой музы-
ки музыкой фальшивой, вульгарной, зача-
стую просто патологической. При этом 9со-
бенностью второго направления является TO,
что оно избегает фронтальных атак, предпо-
читая скрывать свою ревизионистекую дея-
тельность под маской якобы соглаюкия с Or-
новными положениями ‹социалистического
реализма» (стр. 136).
Тов. А. А. Жданов подверг глубокому ана-
^изу и всесторонней критике основные чер-
ты формалиетического направления в музы-
ке. Он указал на такие черты формализма,
как отказ от классического наследства, от
идейноети музыки, от традиций музыкаль-
ного творчества народов. «Игнорирование
запросов народа, его духа, его творчества
означает, чта формалистическое направле-
ние. -в музыке имеет ярко выраженный
антинародный характер» (стр. 137). Тов.
Жданов разоблачает гнилую теорию, ходя-
щую среди известной части композиторов-.
формалистов, что’ «нас-де поймут через.
50—100, лет», «Такие рассуждения, — говорит
тов. Жданов, — означают отрыв от народа.
Если я — писатель, художник, литератор,
партийный работник — на рассчитываю, что
меня поймут современники, то для кого же
я живу и работаю? Ведь это же ведет к ду-
ушевной пустоте, к тупику» (стр. 137).

Приводя многочисленные примеры из
творчества композиторов-клаюсиков, нашюми-
ная высказывания великих русских компо-
зиторов и деятелей музыкальной критиче-
ской мысли, тов. Жданов подчеркивает глу-
бокую прогрессивность русской классиче-
ской музыки, ее органическую связь с Ha-
родом, высокую идейность и ясность музы-
кального творчества, Воспроизведя высказы-
вания Серова о народной пеене в его статье
«Музыка южно-русских песен», тов, Жданов
особо подчеркивает мысль о взаимодействии
народной и профессиональной музыки: «Как
правильно схвачено основное: что развитие
музыки должно итти на основе взаимодей-
ствия, на почве обогащения музыки «уче-
ной» ‘музыкой. народной! `А в наших тепе-.
решних теоретических и критических ста-
тьях эта тема почти совсем исчезла, Это
лишний раз подтверждает опасность отрыва
современных ведущих композиторов от на-
рода, когда забрасывается такой прекрасный.
источник творчества, каким является нафод-.
ная песня и народная мелодия. Таксй раз-
рыв, конечно; не может быть Прист совет-.
ской музыке»о(стр. 138—139).
` Тов. АА Жданов указывает. что одной us
черт формалистического направления в <о-
ветской музыве является увлечение, извест-.
ная ориентация на современную буржуаз-
ную западную музыку, на музыку декадан-.
са, В этой связи тов. Жданов развивает“
мысль об интернационализме и националь-
ных особенностях музыки,

«Еюли исследовать историю namrett pyeccroli, -
а затем советской музыки, то следует сде-.
лать вывод, что она выросла, развивалась и
превратилась в могучую силу именно пото-
му, что ей удалось встать на собственные
ноги и найти свои собственные пути
развития, давшие возможность раскрыть
богатства внутреннего мира нашего наро-.
да. Глубоко оштибаютея те, кто считает,
$10, расцвет национальной музыки как
русской, так равно и музыки советских на-
родов, входящих в состав Советекого Союза,
означает какое-то умаление интернациона-
лизма в искусстве. Интернационализм в ис-
KyccTse рождается не на основе умаления и.
обеднения национального искусства. Наобо-
por, интернационализм рождается там, где
расцветает национальное искусство. Забыть

`эту истину- означает потерять руководящую

линию, потерять свое лицо, стать безродны-
ми космополитами. Оценить богатетво музы-
ки других народов может только тот народ,
который имеет свою высокоразвитую музы-
кальную культуру. Нельзя быть интерна-
нионалистом в музыке, как и во всем, на
будучи подлинным патриотом своей Роди-
кы» (стр. 139—140).

Большов‘ внимание тов. Жданов уделяет
вопросу о роли программной музыки, указы“
вая. что русская классическая музыка была,
как правило, программной, «Совершенно оче-
видно, — указывает тов. Жданов, анализи-

руя творчество композиторов формалистиче.

ского направления,— что программной му-
зыки стало меньше или ее почти ссвеем нет
Дело ‘дошло до того, что содержание выту-
шенного в свет музыкального произведения
приходится об яенять уже после появления
эго на сзет. Народилаюь пелая новая профес:
сия — истолкователей музыкальных произве-
дентий из среды приятелейкритиков, которые
старенотся по личным догадкам раешифоовы-
вать задним числом содержание уже обнаро-
лованных музыкальных произведений, тем-
		Дом культуры

на Выборгской стороне
	‘Трудящиеся Ленинграда хорошо знают
Дом культуры ЦК професюоза рабочих про-
мышленности вооружений СССР на Выборг-
ской стороне. До пяти тысяч человек приез-
жает сюда ежедневно послушать концерт,
посмотреть спектакль или новый кино.
фильм, обменять книгув библиотеке, прослу-
шать лекцию, поиграть в шахматы, С утра
и до глубокой ночи жизнь бьет ключом в
четырех залах, 86 аудиториях и комнатах,
предоставленных в распоряжение посетите-
лей. За двадцать Лет существования Дома
культуры миллионы людей побывали в его
залах и аудиториях. Многие жители Вы.
боргекой стороны первую прочитанную ими
книгу получили в библиотеке Дома культу-
ры, а его кружки, лекции, вечера привили
им любовь к литературе, музыке, театру,
помогли избрать жизненную профессию и
добиться серьезных производственных успе:
хов.

Многообразна и плодотворна деятельность
нашего Дома культуры, но особое внимание
мы уделяем пронаганде идей марксизма-ле:
нинизма. Дом культуры стремится повсё:
дневно помогать партийной ортанизации
	района в ез работе по повышению илейного.
	уровня и сознательности трудящихся, в мо-
билизации их на выполнение пятилетки в
четыре года. Организуя массовые лекции,
занятия в кружках, групповые и индивиду:
альные Е ит. д, мы учитываем
запросы товарищей, изучающих историю
ВКП(б), философию, политэкономию. Кроме
отдельных лекций, для них организованы
лекционные циклы. Так, в прошлом тоду был
прочитан ряд лектий но основным трудам
В. И. Ленина и И. В. Сталина, циклы лек.
ций по истории ВКП(б), на тему «Пули пе-
рехода от социализма к коммунизму», по.
диалектическому и историческому материа-
лизму.

в помощь изучающим биографии
В. И. Ленина и И. В. Сталина читается цикл
лекций по периодам жизни и деятельности
великих вождей. Эти лекции сопровожда-
ются кинофильмами «Ленин в Октябре»,
«Ленин в 1918 году», «Клятва» и др. В фойе
Дома культуры организована большая BRI-
ставка на тему «Великое содружестно». Си-
стематически проводятся экскурсии в фи-
лиал Музея В. И. Левина. Мы всегда серь-
езно готовимся к лекциям, печатаем реко-
мендательные списки литературы по темам
лекций и распространяем их вместе с пригла-
сительными билетами. - .

Широко поставлена у нас производствен-
но-техническая пропаганда. Учитывая за-
просы предприятий, мы систематически про-
водим доклады и лекции о новейших дости-
жениях науки и техники, организуем вече-
ра, посвященные деятельности научно-ис-
следовательских институтов и лабораторий,
популяризуем опыт передовиков-стаханов-
цев, проводим встречи рабочих и инженер-
но-технических работников предприятий,
соревнующихся между собой. В прошлом
году у нас прошло более 200 производ-
ственных BeTpey и докладов.  Ipoms-
водственно-техническую пропаганду Дом
культуры организует и непосредственно на
предприятиях. Большая работа была. про-
зедена по пропаганде опыта организации ио-
точного метода производства на московских
	и уральских заводах В Доме культуры -
	были прочитаны лекции на темы: «Практика
поточной организации производетва на мо-
сковских заводах», «Работа по зазовому‘ гра-
	фику». «Опыт уральских заводов по ортами-
запии поточного. прохзводетва. ©  механиче-.

ским приспособлением» и т. д.. :

В производютвенно-технической пропаганде
большое участие принимает наш актиз —
инженерно-технические работники, мастера,
стахановцы предприятий Выборгской сторо-
ны. Мы имеем хороший! производетвенно-
технический кабинет с демонстрационным
залом. сборудованным действующими моде-
лями металлообрабатывающих станков И
машин. Здесь наш актив ежедневно прсео-
дит консультации для рабочих, мастеров,
инженерно-техничеких работников. Здесь
же проходят встречи передовиков-стаханов-
пов с молодыми рабочими, обмен опытом меж-
	ду рабочими одних и тех же профессий,
беселы < тТационализаторами и работими-
	изобретателями, организуются выставки по
обмену производственно-техническим опытом
	работы новаторов производства. Задача бы-
стрейшего восстановления Ленинграда вы:
звала у ленинграддев стремление овладеть
массовыми строительными профессиями,
Дом культуры учел эти запросы и организо-
вал болыпую выставку, наглядно показыва*
ющую приемы выполнения различных
строительных работ:

У нае привились и пользуются большим
успехом так называемые тематические дни;
по понедельникам в Доме культуры читают-
ся лекции на производетвенно-технические
темы, проходят производственные встречи и
вечера; по вторникам - доклады 0 текущем
моменте ина международные темы; по сре:
дам — литературные вечера; по четвергам —
вечера инженерно-технических работников;
по пятницам -лекции и кино на естественно»
научные, исторические и педагогические
темы, По субботам проходят встречи со знат+
ными людьми нашей страны. Жизнь вносит
свои изменения в этот распорядок, HO B CC:
новном он сохраняется. «Литературные сре-
ды» привели нае к организации цикла лек-
ций, своеобразного «университета» по вопро-
сам литературы и искусства; эти лекции CH-
стематически слушает около 800 человек.
Прочно закрепились также вечера инженер:
но-технической интеллигенции по четвер-
гам — их проведено уже более 30. Программа
этих вечеров составляется по предложениям о
самих инженерно-технических работников,

Большое место в работе Дома культуры
занимает библиотека, по заслугам ечитаю-
щаяся одной из лучших профсоюзных биб-
лиотек в стране. Она располагает книжным
фочдом в 100 тысяч томов по всем отраслям
знаний, в том числе имеются учебники для
средней и выешей школы, а также. художе-»
ственная литература на языках народов
СССР и иностранных. Бяблиолека получает
все новинки технической литературы и. ве-
‚ дет большую библиографичесвую работу для
рабочих. и инженерно-технических работни-
ков 10 профессий. При библиотаке opranu-
зованы консультации для читателей но
социально-экономической, технической и
художествениой литературе, систематичееки
проводятся беседы © читателями у карты
мира. Работники библиотеки нев -OPpa-
ничивают CBO деятельность стенами Дома
культуры, они идут в цехи заводов, в рабо-
чие общежития и проводят там беседы о
книгах, доклады о писателях, громкие читки

’ художественной литературы и газет. В по-
мошь пропагандистам и агитаторам библио-
тека организует выставки книжных и жур-
нальных новинок, подбирает материал‘ к их
докладам и беседам, Библиотека принимает
непосредственное участие в офганизации
«литературных сред» Дома культуры. Боль-
шим успехом пользуются проводимые биб-
лиотекой литературно-музыкальные «Горь-
ковские чтения», вечера, посвященные трср-
честву А. С. Пушкина, И. С. Тургенева,
A. TL Чехова, Н, А. Нехрасова, и литератур-
ные киновечера на тему «Произведения
классиков русской литературы на экране»,

По окончании Великой Отечественной вой-
ны мы возобновили на сцене Дома культуры
традиционные гастроли московских театров.
Трудящиеся Выборсской стороны видели у
нас спектакли Государственного Малого те-
атра, Театра им. Вахтангова, Театра им. Ер-
моловой, Камерного тватра, Театра имени
Станиславского, им. Моссовета и других. Мы
но ограничиваемсая только. показом спехтзк-
	стали у вас
	встречи зрителей < художественными руко-
водителями. тезтров, режиссерами, актеращи.
и обсуждение - спектаклей.

Быстро растет культурный уровень совет-
ских людей. Вместе © этим все’ более возра-
стают их запросы и. следовательно, услож-
няются наши задачи. Коллектив работников
и актив нашего Дома культуры всемерно
стремятся удовлетворить растущие затро-.
сы трудящихся. Мы не терпим равнодущия. и
безразличия к требованиям трудящихся: ©
холодным сердцем нельзя работать на куль-

турно-просветительном поприще. Используя
Bce наши нозможЕости, все формы и методы
массовой работы, мы добиваемся, чтобы Вы-
бортекий Дом культуры стал подлинным
очагом культуры.

. НН ЧМУТИН.
	Директор Выборгского Дома
культуры.
	На совешании были подвергнуты обсужде-
нию вопросы ‘состояния и развития совет...
ской музыки в связи с итогами обществен.
ного просмотра оперы «Великая дружба»
В. Мурадели,

В работе совещания приняли участие сек-.
ретари ЦК ВКИ(б) тт. А. А. Жданов, А; А,
Кузнецов. М А Суслов, Г. М. Попов,
	Совещание. открылось вступительной ре-
чью тоз. А. А, Жданова. В прениях высту-
пили тт. Шапорин Ю. А. Мурадели В. И.
Захаров В. Г, Держинская K. Tr, Хренни;
ков ТН. Дзержинский И. И. Хачатурян
А.И. Серебряков П.А., Ливанова Т.Н. Шо:
стакович Д. Д,, Гольденвейзер ‘A. B. Topo-
динский В. М. Иванов К. К. Шебадин В. Я.
Катульская Е к. Козицкий Ф Е, Бе.
лый. В. А. „Книппер Л; К. Марков п. A,
Соловьев-Седой В. П. Келдыш Ю. В. Каба-
	‚левский Д. Б., Жданов А. А., Гнесин М. ®,,
	Басс.Лебединем А. Д., Нестьев И. В, Ноло:
винкин Л. А. Хайкин Б. Э.
	Вышедлтий в евег сборник материалов
«Совещание деятелей советской музыки! в
ЦК ВКН(б)» содержит стенограммы речей
выступавших на совещании товарищей,

В свозй вступительной речи tos, А А.
Жданов ‘подверг суровой критике оперу
В. Муралели «Великая дружба».

«Мы должны, — указывает тов. А. А, Жда-
нов, — по всей справедливоети оценить зна:
чение провала оперы Мурадели. Если опера
является высшей, синтетической формой
искусства. которая сочетает в вебе достиже-
	В шахтерском клубе
	ПТахтерский поселок Голубовка Кадиев-
а БД. of 3х a i
	ского района на Ворошиловградщине. Ut
областного центра — 85—90 километров. Or
района —15. Вечер, но на улицах — большое
оживление. Группами и в одиночку спешат
в клуб старые и Молодые горвяки, мужчины
и женщины. подростки ий школьники.
	снаружи горняциий KAyS неказист. Низ-
кий, приземистый. Впечатление от внешие-
го вида незавидное. Не манит ou сзоими
огнями. Но такое невыгодное впечатление
сразу пропадает, Kak только ‘Bxommts
в само ‘это здание. Большой, высокий, ярко
валитый опнями вестибюль, еще более вме-
стительное фойе. Всюду веселый говор сотен
людей. Одни берут билеты в кино, другие

ee es ne we pan
	направляются 8 библиотеку, третьи оз

кулисы сцены для участия в репетиции
спектакля.
	Зал клуба большой и ‘кравизый, Болъ-
шая сцена. Видно, Что в клубе есть хо-
зяева, которые любовно емотрят за порядком.
Кто эти хозяева? Председатель правления
клуба, работавший здесь еще до войны заве-
дующим клубом Макар Иванович Хайдаков.
члены правления: прораб строительной вон-
торы треста «Кировуголь» Николай Фроло-
вич Чивычилов, он же один из самых дея-
польных и активных членов драматического
кружка; мастер отдела технического контро“
ля треста Николай Иванович Артамонов. —
тоже один из активнейших членов драм-

$ Г ne wr fh
	ОЕ th a ee
кружка, Около. них большой актив влуб-
	ДЕ СЯ

ных работнихов. Все горняки и торнячки, .

При клубе кружки: драматический — 20 ч6-
ловех, музыкальный = 18 человек, хо: ~
20 человек, школа кройки и шитья = 30 че-
ловек. У клуба свой духовой оркестр, заняв-
mus na районном смотре художественной
самодеятельности второе место. Каждый
день, покончив CO своими делами, выйдя
из шахты и отдохнув, сходятся шахтеры в
свой клуб. Знатный забойщик т. Крикун
играет на. духовом инструменте (бас), Знат-

ый маптишиет врубовой машины Василий
[71 ТТ

me И
	ALE FA SRR ee

Андозевич Самохин - ~~

- ба рабанцик, механик

А Ана: РНЕ,
	О о босния ПРЕ we a“ та
6го участка шахты №16 Петр Петрович Бес-
кровный- второй бак. Секретарь нарсуда
Зоя Сергеевна Кузнецова = ведущая артист-
ка комедийных пьес, телефониетка шахты
№ Б-—8-бис Полина Федоровна Благушина И
помашияя хозяйка Антонина Ивановна ВБай-
	дакова играют в пьесах Островского главные
роли. Бухгалтер шахты № 5—8-бис Николай
Антонович Григорьев-тоже хороший ис
полнитель И Островского. и

Особой любовью шахтеров пользуется
клубная библиотека. Она начала вновь
работать после изгнания немцев, В 1946
году в Голубовке произошло замечательное.
событие. С быстротой молнии разнеслаюь
весть: из далекого. Магадана, от трудящихся
Дальстроя прибыла посылка, подарок. На
почте лежали тюки с какими-то предметами,
тщательно и любовно упакованными в бума
гу. Оказалось = юниги. Много книг. 5.190 т0-
мов. Радости голубозцев не было конца. Ио-
летели письма < благодатностью от шахте-.
ров, от детей, домеашитих хозяек,

Этот магадансвий подарок и ‘стал сенов-
ным фондом библиотеки. За два года. приоб-
ретено собственными силами еще около 2.000
хниг. Неболыцая библиотека, но делает она
‘большие дела, За 1941 год она завербовала
1.100. читателей. Библиотека вылала за Год
44.332: книги, т. ©. каждая книга обернулась
за год десятки раз.

Библиотека (заведующая Р. Б. Зайцева)
имеет хоромую, просторную читальню, где
каждый вечер десятки шахтеров, по-празд:
ничному приодемииеь, проводят досуг за
чтением книг, газет, журналов, В читальне =.
все центральные, республиканские и област-
ные газеты, много журналов. }

Библиотека имеет 13 передвижек в обще.
житиях шахтеров, красных уголках и в сов-.
хозе № 1. Горняки повещают эти передвижки,
проводят коллективные читки книг и газет, .
читают лекции, и бргёнизуют беседы на <о-.
временные темы, В янвафо текущего года
было проведено до 10 бесед о 30-й годовщине
Советской Украины, о Ленине, о задачах.
шахтеров в борьбе за выполнение пятилетки
в четыре года. В читальне очень часто устра-
иваются литературные вечера на темы заме-
чательных дат. ,

Клуб голубовеких шахтеров сделался
центром культурио-маесовой работы, замо-
чалельным очагом культуры; Ему могут по-
завидовать более обтирные и более. богатые
клубы области, Секрет успеха — в любовном
отношении его работников, его актива, самих
шахтеров ик своему клубу. .

. И XBOPOB.

Рессоюзный смотр самодеятельных театров
	участие. свыше 30 тысяч. самодеятельные?
театральных = коллективов, об’ единяющихя
360 тысяч рабочих, служащих И членов их
семей любителей сценического искусства,
Смотр способствовал повышению идейно-
художественного уровня театральной само-
деятельности, помог улучшить репертуар,
повысил качество клубных спектаклей,
	Закончился веесоюзный ©мотр спектаклей
театральной самодеятельности рабочих и
служащих, проведенный BLUCTIC uw Комите-
том по делам искусств при Совете Министров
СССР, и . .

Смотр проходил в. городах, областях и рес-
публиках Советского Союза. В нем приняло