г. №8 (63)_
	о{ марта 1948

культурРА и. ЖИЗНЬ

СТВО»
	K. HUH H O
		(Книга американского инженера
Амбрастера)
	получения оппанола, смужащего ценной
основой для выработки смазочных масел,
применяемых для танков, самолетов и мор-
ских судов, Секрет производства оппанола
был немедленно передан «И. Г. Фарбенинду-
стри» и использован в гитлеровской армим.
В 1940 году компания «Стандард ойл cp
Нью Джерси» получила заказ на производ-
ство взрывчатого вещества толуола. Процесс
производства толуола был. разработан по па-
тенту «И. Г. Фарбениндустри» и усовершен-
ствован задолго до начала войны. Однако
директор «Стандард ойл» Франк Ховард от-
казался производить толуол для Соединен-
ных Штатов, заявив, что производство. его
не имеет отношения к нефтяной промыш-
ленности. Нет сомнения, что это решение
было выгодно только гитлеровцам. В то же
время компании «Дюпон» и «Стандард ойл»
посылали гитлеровской Германии взрывча-
тые вещества и горючее. :
Указанные компании были далеко He
единственными компаниями, работавшими
во время войны на фашистскую Германию.
Ряд американских монополий взял на себя
заботу о германских интересах во время вой-
ны. В результате такой помощи. филиалы
«И. Г. Фарбениндустри» в Южной Америке не
только не сократили, но и увеличили свои
	обороты. 8 февраля 1940 года член правления
	«И. Г. Фарбениндустри» фон Шнитцлер по-
слал президенту американской компании
«Стерлинг продакте» Вейсу приветственную
телеграмму, в которой благодарил его за
«ненную помощь по разрушению британской
блокады». :
Деятельное сотрудничество американских
монополий с гитлеровской Германией вы-
	звало. протест co стороны антличан. 1 ‘мая.
	1941 года британский министр военной эко-
номики Дальтон выступил < заявлением, что
многие американские фирмы помогают CBO-
дить на нет усилия Британии ‘блокировать
Германию. В числе этих фирм он назвал
	«Дженерал анилин энд Фильм», которая
	скобенно усердетвовала в помощи гитлеров-
пам. Директором «Дженерал анилин энд
фильм» был вице-президент компании «Стан-
Rapa Ойл» Кларк. Разоблачение действий
фирмы «Дженерал анилин энд фильм» грози-
ло неприятностями и компании. «Стандард
ойл». Для «спасения» фирмы нужна была
подходящая фигура. Такая фигура вскоре
нашлась, 5 декабря 1941 года на пост дирек-
	тора «Дженерал анилин энд фильм» был на-
	значен известный шпион Вильям Буллит,

Ховард Амбрастер ядовито замечает, что
Трумэн, занимавшийся в 1942 году. про-
блемами национальной обороны, «не сумел
разобраться во. всех американо-германеких
связях», : .

Амбрастер рассказывает далее, как круп-
ные государственные деятели покрывали
преступные ‘связи. американских монополий
< фашистским военно-химическим концер-
ном «И. Г. Фарбениндустри». Еще в.1934 году
автор книги, располагавший богатыми доку-
ментальвыми данными, обратился к предее-
дателю комитета по расследованию анти-
американской деятельности Мак Кормику с
предложением ‚демаскировать связи амери-
канских и германских монополий. Мак Кор-
мик категорически. отказался это <делать.
Тогда автор сбратилея к Джемсу Бирнеу,
который в то время перешел из сената в
верховный суд и в силу. евоего служебного
долга был обязан заняться расследованием
этих престунных связей, но тот утопил на-
чатое дело в бесконечной волоките судебной
бюрократии.

Чтобы предотвратить разоблачение в пе-
зати прогерманекой деятельности американ-
ских монополий, генеральный прокурор Co-
единенных Штатов Франсис Бидл обратился
11 Февраля 1942 года к председателю палаты
представителей с письмом, в котором пред-
лагал дополнить. главу ХУПТ раздела. 254
кодекса США пунктом, имеющим целью со-
хранить в тайне связи монополий с врагом.

В мае 1945 года Бидл и помощник проку-
рора Берг выступили © открытой защитой
американских корпораций, связанных с
«И. Г. Фарбениндустри», заявив, что «их дей-
ствия не представляют никакой моральной
проблемы». ©

Бидл был в тесных отношениях с одним
из крупнейших организаторов связей аме-
риканских монополий и «И, Г. Фарбенинду-
стри» — германским шпионом Коркораном и
поэтому должен был уйти < поста генераль-
MOLTO mpoKyipopa.. :

Заключительную часть своей книги Ам-
брастер посвящает современной амефикан-
ской политике в Германии.

Поеле смерти Рузвельта политику Соеди-
ненных Штатов в Германии стали проводить
		«ЗА ТЕХ, КТО -В МОРЕ
	варищами явно испорчены, все офицеры по
дозревают его в нечестном поступке.

_ Наконец, Боровский разоблачен, осужден,
разжалован в рядовые. Он должен подвига.
ми во имя Родины заслужить право быть
воином великой страны социализма, В каче.
стве рядового бойца Боровский участвует в
операции, разработанной. Максимовым,

Операция блестяще удалакь, потоплены
корабли врага. Дивизион с победой возвра-
щается на базу. На пирсе корабли встречают
боевые товарищи, родные и знакомые, Таков
конец этого интересного фильма о воинской
чести и славе, о силе идейного воздействия
боевого коллектива советских людей, об’еди-
ненных общими интересами’ борьбы во имя
защиты Родины.

Творческий коллектив ленинградской. ки-
ностудии «Ленфильм» сделал хороший
фильм. Михаил Котов, написавший сце-
нарий по одноименной пьесе Б. А. Лавре-
нева, а также постановщик фильма А. Файн,
циммер сумели удачно воплотить основную
идею произведения. :

Картина смотрится с напряженным внима-
нием от начала до конца. Это об’ясняется. не
только мастерской игрой артистов, но прежде
всего значительностью вопросов, поставлен-
ных в фильме, величием идей, волнующих
каждого советского человека, Вопросы, подня-
тыс в ЭТОЙ «морской» картине, близки и по-
нятны всем советским людям. Борьба за
честь и достоинство советского гражданина,
за подлинную дружбу и товарищество в кол-
лективе, за дисциплину и организованность —
все эти вопросы имеют общее значение для
каждого гражданина нашей страны,

В фильме принимают. участие . наряду со
зрелыми мастерами сцены и экрана оразни-
тельно молодые силы.

Артист М. Жаров показывает командира
дивизиона капитана 2 ранга Харитонова
опытным и мужественным воином, облада-
юшим большим жизненным опытом, требо-
вательным к себе и подчиненным, любящим
своих людей той суровой отеческой любовью
солдата, которая особенно свойственна лю-
дям большевистской закалки.

‚ Артист Д. Павлов просто и непринужденно
сыграл роль Максимова. Зритель верит ар-
тисту. Именно таким должен быть Мак-
симов, смелый и талантливый офицер, пря-
мой во взаимоотношениях с товарищами.

Несомненно удалась роль Боровекого арти-
сту Г. Карнович-Валуа.

Обаятелен образ командира. катера стар-
его лейтенанта Рекало, весельчака и бала-
гура в быту, мужественного и умелого воина
в бою. Артист Д. Сагал правильно нарисовал
образ, задуманный авторами картины.
	Офипера Лишева играет артист И. Любез-_
	нов Лишев командует катером недавно, 9
пришел на флот в первые дни войны из pe-
дакции газеты. Но личное мужество, суровая
жизненная закалка и горячее желание быть
впереди помогли ему стать в ряды лучнтих
командиров дивизиона.

Образ Лишева — также несомненная удача
артиста И. Любезнова. :

Артистки А. Тришко (мать Харитонова),
С. Мышкова (Шабунина) и Э. Луценко (Горе-
лова) находят каждая в своей роли теплые,
запоминающиеся черты замечательных со-
ветских женщин. О каждой из них можно
сказать, что в рамках скромных ролей,
которые им отведены авторами фильма, они
выполнили свой долг перед зрителями. .

Несколько непонятен образ дивизионного
механика Клобукова в исполнении артиста
Ii, Шпризгфельда. В пьесе механик выведен
неимоверно чудаковатым. В фильме он тоже
какой-то «не от мира сего». Человека, «влю-
бленного в свои механизмы», у Шипрингфель
да явно. не получилось. .

В целом это хорошая картина © людях
флота, об офицерской чести и боевой добле-
сти военных моряков. .
	Генерал-майор П. МУСЬЯКОВ,
	Конфликт несомненно назревал долго, HO
впервые проявился он на семейной вечерин-
ке у командира дивизиона торпедных ка-
теров о капитана 2 ранга Харитонова
(арт. М. Жаров).` -

Командир отряда торпедных катеров Bo-
ровский (арт. Г. Карнович-Валуа) поднял
тост за боевую офицерскую славу. Боровский
заявил, что нет на свете ничего прекраснее
подвига, ведущего к славе, и бросил в лицо
своим друзьям обидные слова:

«Тысячи проползают в войне ужами и
лишь немногим дано взлететь соколом в яс-
ное небо победы. Хорошо прожить соколом
и остаться в песне, но трудно. За славой
надо гнаться дерзко, упорно, смело. Уметь
схватить ее за блестящие крылья и не от-
дать никому».

Командир другого отряда катеров Макси-
мов (арт. Д; Павлов) гневно ответил:

«Не пью за это, вредная чушь! Не нам
	‘гоняться за личной славой. Не этому нас
	учили..,». .

Командир катера старший лейтенант Ми-
хаил Рекало (арт. Д. Сагал) также возмущен-
но заявил: В

«Я не знаю, станешь ли ты соколом, Саша,
но мы здесь не ужи...» о. .

Командир дивизиона Харитонов спокойно
раз’ясняет: . :

«О собственной славе не тщусь, мысля пре-
жде всего о славе России. и родного флота,
но псюкольку душою не отделяю себя ‘от
флота, горжусь, что в славе его частица
принадлежит . мне». Вот как думал умный
человек и великий русекий патриот Павел
Степанович. Нахимов.

— В бой идешь — помни о Родине, о славе
	нашего советского народа, так учит нас пар-
	тия. Личная слава нам не заказана, HO. CAa-
ву советские люди не ловят, они ее добыва-
ют упорным и настойчивым трудом.

Так начинается фильм «За тех, кто в мо-
ре!».. В офицерской среде боевого дивизиона
оказалея один себялюбец, человек, ищущий
личной славы и добивающийся этой славы
	не честным. прямым подвигом, а ЕРИВЫМИ,
	обходными путями. Офицеры насторожи-
лись: чужая, враждебная идеология капи-
талистического. общества через одного
пошатнувштегося. человека проникает в ере-
ду честных и благородных воинов, Началась
борьба дружного коллектива, опаянного
слиной волей воспитанного’ на идеях пат-
	‚тии. большевиков, е одиночкой-эгоистом, за-
	раженным опасной болезнью.

Командир дивизиона посылает оба отряда
торпедных катеров: на поиски конвоя про-
тивника-и для атаки его. ‘Успех операции
зависит главным образом` от одновременного
удара по конвою силами обоих отрядов. Отряд
Боровского ‘первым обнаруживает конвой
противника. Надо скорее“ сообщить Мак-
симову координаты ‹<воего места. Но Бо-
ровский сознательно дает неверную широту
и отводит Максимова в сторону от места
	бея. Боровеким руководит эгоистичное стрем-
	ление завоевать личную славу. Он не хочет
делить ее ‘с Максимовым и атакует против-
ника только силами. своего. отряда: Но в
охране конвоя оказалиюь эсминцы, и катеров
Боровского уже было недостаточно для раз-
грома врага. В неравном бою гибнет наш ка-
тер вместе с экипажем. :

Максимов пришел на место, ‘указанное ему
Боровским, и, понятно, не нашел никого.
Только по далеким вспьшикам за горизонтом
он определил место боя и помчался туда, но
было уже. поздно.

Боровский решил скрыть свое преступле-
ние. Вина за опоздание ‘и невыход в задан-
ную точку моря ложится на  Максимова.
Максимов отстраняется от командования
отрядом. Он тяжело переживает свое горе.

Но и Боровский не находит себе места,
переживая свое . падение. On понемвогу
начинает понимать преступность своего пове-
дения, но пока не находит еще силы воли,
чтобы признаться в ней, Его отношения < т0-
	В Нью-Йорке недавно вышла в свет книга
под, примечательным названием «Мир преда-
тельства» *,

Автор этой книги, американский инженер-
	‘химик Ховард Уатсон Амбрастер, на протя-
	жении 49 лет изучал деятельность немецких

` химических концернов и их овязи с амери-
`канскими монополистическими  об’едине-
-виями:   :

Огромный документальный материал, со-

<`бранный Амбрастером в его книге, ‘разобла-
- чает истинную роль американских монопо-
лий и многих государственных деятелей
Соединенных Штатов в восстановлении гер-
манского военного потенциала после первой
`мировой войны, в вооружении Германии по-
сле захвата власти фашистами и оказании
прямой военной помощи гитлеровеким агрес-
сорам в ходе второй мировой войны.
_ Книга Амбрастера «Мир предательства»
вышла в свет тиражом всего в 3.000 экземпля-
ров. Но как только представители Уолл-стри-
та увидели в ней свой отвратительный порт-
рет, они немедленно из’яли еще не разошед-
шиеся экземпляры, повторив над ними онпера-
‘цию фашистского образца’ 1933 года.

Автор показывает роль германского хими-
‚ческого концерна «И. Г. Фарбениндустри»,
тесно связанного с американским капиталом
в подготовке второй мировой войны.

Финансируя Гитлера и принимая самое
активное участие в подготовке войны, И. Г.
Фарбен тщательно ‘маскировал свои загра-
ничные филиалы, чтобы сохранить их и во
время войны.
` Крупнейшие американские монополии, как
«Дюпон», «Стандарл ойл» и др., сразу после
первой мировой войны заключили серию
соглашений с германскими военно-химиче-
скими фирмами и ссобенно с «И. Г. Фарбен-
индустри> об обмене патентами, разделе рын-
ков. сбыта и‘совместной работе. Миллионы
американских долларов потекли в Германию
для восстановления ее военной промышлен-
ности.

В 1928 году Гувер, бывший тогда мини-
стром торговли, сенаторы Копелланд, Mosec
и Кинг совместно с президентом «Стандард
Ойл» Тиглем, Ламмотом Дюпоном ‘от компа-
нии «Дюпон» и Франком Блейр от компании
«Стерлинг продактс» провели закон о возвра-
шении Германии конфискованной у нее во
время первой мировой войны собственности.
в том числе и военно-химических предприя-
тий, существенно ‘увеличив тем самым
военно-промышленный потенциал Германии.

После прихода фашистов к власти помошь
американских монополий в’ воюстановлении
и тасширении ‘военной промышленности
Германии еще более усилилась,

Начиная © 1936 года Дюпон заключил с
германской фирмой «Рем и Хаас» несколько
соглашений об обмене патентами и техноло-
гическими процессами производства пласт-
масс. Соглашение, в частности, касалось
небъюшегося стекла — плексигласа, нашеднтего
	широкое применение в танковой и авиа-.
	ционной промышленности. В 1939 году, ког-
да гитлеровский генеральный штаб подводил
‘последнюю черту пол планом агрессии, Дю-
	пон заключил се немецкой фирмой «Реми
	Хаас» новое «Соглашение о контроле над це-
нами и разделе рынков сбыта». По этому до-
говору Дюпон дал тарантию гитлеровской
Германии не поставлять в Европу, кроме <а-
мой Германии, ни одного килограмма пле-
ксигласа в ‘течение срока действия договора.
И это условие в годы войны соблюдалось,

Дюпон передал «И. Г. Фарбениндуетри» в
1938 году <екрет производства искусственно-
го каучука— неопрена, а в 1939 году—секреты
производства новых видов военных материа-
лов — искусственного шелка из целлофана и
нейлона.

Вся эта деятельность Дюпона по вооруже-
нию гитлеровской Германии была хорошо
известна американскому правительству. Ав-
тор показывает, что еще в 1934 году Лам-
мот Дюпон был приглашен для дачи пока-
заний в качестве свидетеля в комитет по
расследованию антиамериканской деятель-
ности. Сенатор Кларк спросил ero: «He
могут ли быть использованы для вбенных
целей секретные патенты на изготовление
взрывчатых веществ, которые Дюпон пере-
дал «И. Г Фарбениндуетри» для промышлен-
	ного использования?» На это Дюпон ничего.
	не смог ответить Комитет продолжал CBCC
«расследование» а Дюпон продолжал воору-
жать гитлеровскую Германию.

Не менее серьезную роль в вооружении
гитлеровской Германии сыграл другой круп-
нейший трест Соединенных Штатов — «Стан-
дард ойл».

Через два ‘месяца после начала войны
между Англией и Германией компания
«Стандард ойл» передала «И. Г, Фарбенин-
дустри» секрет производства высококачест-
венного авиационного бензина. Спустя не-
которое время исследовательские инктитуты
компании «Стандард ойл» разработали метол
	* Howard Watson Ambruster. «Treason’s peace.
German Dyes and American Dupes. New York.
The Beechhurst Press. 1947.
	‘>, ep; “a, Ey“ OE OO OO @& >
	как раз те лица, которые играли весьма по-
зорную роль в сокрытии от американского
народа предательских связей американских
	магнатов с германо-фашистскими монополи-
		В состав американской военной админи-
страции в Германии стали назначаться дея-
	тели, тесно связанные с германскими моно:
	полиями. Автор называет ряд лиц, высту-
пивших против Потедамских решений сразу
после их принятия, но все же назначенных
на ответственные посты в Германии. Среди
них — американский политический советник
Мерфи, офицер по контролю полковник
Мильсбурн, чикагский адвокат Лейерс Белл,
член комитета по краскам полковник Старне
и другие:
Амбрастер приводит полные горечи слова
члена палаты представителей Вуриша:
«Некоторые из тех, кто занимает высо-
кие посты среди американских представи-
телей в Контрольной комиссии в Керма-
нии, являются людьми, которые или в
пролом или в настоящий момент состоят
на. службе у ‘американских компаний,
	имевших ‘связи ©е гермавекими компа-
	ниями»,
В то же время Амбрастеро приводит много-
численные факты изгнания из’ американ-
ской военной администрации сторонников
	’Потедамоких ранений. Носле капитуляции
	гитлеровекой Германии пост директора ко-
митета по расследованию деятельности Kap-
телей занимал. полковник Бернштейн. Он
был настойчив в своих усилиях по раскры-
тию связей «И. Г. Фарбениндустри» и розы-
ску ее соучастников по. сокрытию имуще-
ства. В подробном докладе полковник ‚Берн-
штейн привел поразительные факты. Он пи-
сал, зто 87 проц. всех предприятий «И. Г.
Фарбениндустри» вместо ‘того; чтобы быть
разрушенными как этого требуют Потедам-
	ские решения, были снова пущены в ход.
Вскоре полковник Бернштейн был ‚отстранен
OT должности. демобилизован и вынужден:
	оставить государственную службу.

Его преемником стал Рассел Никсон.
Ознакомившиеь <: делом, он выступил с за-
явлением о том, что по непонятным причи-
нам военные преступники из «И. Г. Фарбен-
индустри» освобождены, что сотрудники аме-
риканской военной администрации нару-
шают приказ № 2 от 2 июля 1945 года о лик-
видании военно-промышленного потенциала
Германии, что заводы «И. Г. Фаюбенинлу-
стриз He разрушены и что раскрытию загра-
ничного имущества этого концерна ‘мешают
некоторые лица из государственного ‘денар-
тамента.

Это заявление прозвучала Kak разорвав-
тшаяся бомба. Никсон был отстранен oT
должности и. отозван. в Соединенные, Пиаты
Америки. ;

‘“Weropua повторяется, пишет в заключе-
ние Амбрастер. Так же, как после первой ми-
ровой войны, сейчас полностью сохранена
военно-промышлённая база в Германии для
новой агрессии; так же, только более быстры-
ми темпами, восстанавливаются связи ‚аме-
риканских и германских ‘монополий.

Как.бы отвечая на вопрос, кто. же виноват
в политике возрождения всенного потенциа-
ла Германии, Амбрастер приводит список
американеких трестов, в той или. иной ‚сте-
пени оказывавших помошь гитлеровской
Германии во второй мировой войне. Этот
список наечитывает 239 крупнейших трестов
Соединенных Штатов Америки. «Не правда
ли,— иронизирует. автор, — что этот список
похох на спразочник американской про-
мышленности?»

Книга Амбрастера ‘не свободна oT недо-
статков, Амбрастер не понял сущности капи-
талистических монополий и часто приходит
к ложным выводам. Но приведенный им в
книге документальный материал является
яркой. иллюстрацией К Рыводам о истори-
ческой справки Совинформбюро «Фальси-
фикаторы истории», что «миллиарды амери-
канских долларов, вложенных заокеанскими
монополиями в военную экономику гитле-
ровской Германии,‘ воссоздали германский
	военный потенциал и вложили в руки гГиИтТ-
	леровского режима оружие. необходимое для
осуществления его агрессии». -

Вместе с тем книга является убедительной
иллюстрацией современной ‘амеоиканской
политики в Германии. Она показывает, кто
и для чего запланировал срыв Потедамеких
решений, она векрывает причины, по. кото-
рым немецкие фашистские и военные пре-
ступники так <коро превратились в союзни-
ков американских монополистов. Наконец.
она раскрывает картину, как американские
полжигатели войны исподволь готовят о ню-
вую войну. снова восстанавливают герман-
	‚ский военню-промышленный потенциал и
превращают Западную Германию в военную
	базу американского империализма в Европе.
	Л. ДЕНИСОВА,
г. солюс.
	Ilo mamepuanam зазеты -«Культура и жизнь»
	В газете «Культура и жизнь» от 11 hespa-
	ля 1948 гола в редакционной статье «На уро-
	Бень новых задач» правильно критикуются
серьезные недостатки в партийном руковод-
стве культурно-просветительными учрежде-
ниями Таджикистана.

Отдел пропаганды и агитации ЦК КП(б)
	Таджикистана провел ‘ряд мероприятий по
	улучшению руководства культурно-проюве-
тительными учреждениями республики.
Лекторская группа Комитета культурно-
просветительных учреждений укреплена
квалифицированными кадрами. Повысилось
качество читаемых лекций. Все подготовлен.
	ныа лекции. как правило обсуждаютея Ha
	лектореком GloDO.
	Приступили к работе республиканские по-
стоянно действующие курсы культпросвет-
работников. В областях проведены совеша-
ния с заведующими районными отделами
культпросветработы.

Для повышения квалификации работников
отделов культурно-просветительных учре-
ждений в 1948 году намечено провести cemy-
нары заведующих библиотеками, заведующих
районными отделами‘ культпросветработы,
заведующих районными клубами, художе-
ственных руководителей клубов, директоров
парков культуры и отдыха,

TPAHMK.

Зам. зав. отделом пропаганды и
агитации ЦК КП(б) Таджикистана.
	скому читателю своим жизнеутверждающим
оптимизмом, стремлением к изображению
многообразных явлений жизни, реалистиче-
ским повествованием о существенных сторо-
нах действительности.

Поборник жизненной правды, Куприн в
конечном счете понял великую историче-
скую правду советской революции, После
20 лет эмиграции он в 1937 году вернулся в
СССР и с чувством восхищения отзывался о
стране социализма и новых людях. «Я уви-
дел счастливый советский народ. Не узнать
старушки Москвы». Наблюдая военный парад
на Красной площади, Куприн говорил: «Это
был подлинный парад народа, уверенного в
своей правоте, народа, который знает, за что
он борется и ради чего он живет». Незадол-
го до своей смерти Куприн мечтал дать
стране новые книги и войти с ними в круг
советских писателей.

Авторы ‘вступительных статей к сборни-
кам избранных произведений Куприна
Л. Нлоткин и А. Мясников дают сжатые ха-
фактеристики ‘творческого пути писателя,
Однако в статье Л.  Плоткина недостаточно
отмечаются слабые стороны творчества Куп-
рина, и поэтому у читателя создается одно.
стороннее представление © писателе. Пра-
вильно указывая, что «Куприн не принадле-
жит к числу писателей с отчетливо и резко
выраженным политическим мировоззрени-
ем», т. Плоткин вместе с тем. пооходит мимо
	тех произведений Буприна, которые обнару-
живают его идейную ограниченность и по-
	рочный подход к действительности. Более
об’ективно подошел к произведениям Купри-
на А. Мясников, но и он допустил ошибку,
не заметив, например, в рассуждениях На-
занского — персонажа повести «Поединок» --
сильного влияния реакционных идей Ницше,
Мясников почему-то счел нужным реабили-
Тировать этот образ, в котором критика
справедливо отмечала индивидуализм и де-
кадентство. Оба автора предисловий таким
образом отдали. дань дурной «юбил ейщине»,
тогда как в изданиях подобного типа сле-
дует помочь читателю правильно разобрать-
ся в содержании творчества писателя,

Подбор произведений Куприна в обоих
изданиях сделан удачно, . :

Ан. ВОЛКОВ,

ЕО

“ЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
ign Ne 996. :

«На уровень новых задач»
	<<» 2», В <> @ Фр. 3, КВ, > а 6 С < В 3
	А. И. Куприн - выдающийся русский пи-
сатель предоктябрьской эпохи, произведения
которого пользуются заслуженным ‘успехом
у советского читателя. Поэтому достойна
всяческого одобрения инищиатива двух изда-
тельств — Гослитиздата и Лениздата, вылу-
стивших однотомники избранных произведе-
ний Куприна *.

Творческий путь Куприна начался в кон-
це ХГХ века, когда традиции русского реа-
лизма подвергались атакам ко стороны
декадентов, шумно выступивших на лите-
ратурную арену и крикливо провозгла-
сивших «новые» залачи искусства. В про-
тивовес им писатели, об*единенные вокруг
Горьковского «Знания», давали критическое
изображение действительности дореволюци-
онной России. Среди этих писателей Куприну
принадлежит почетное место. Критическим
пафосом проникнуто первое крупное произ-
ведение Куприна — «Молох» (1896 г.). Уже в
этом произведении Куприн обнаружил уме-
ние выделять существенные стороны жизни,
не в пример некоторым «бытовикам», сколь-
зившим по ее поверхности и специализиро-
вавшимея в области семейно-бытовых про-
блем. В «Молохе» писатель берет очень боль-
шую важную для той эпохи тему — процесс
капиталистического накопления. В противо-
вес певпам капитализма из лагеря либералов
и легальных марксистов Куприн показал
оборотную сторону буржуазной «цивили-
зации», то социальное зло, которое она
несет ‘народу. Обличительная тенденция
«Молоха» направлена не только на социаль-
ные основы, но также и на морально-быто-
вую надстройку. буржуазного общества. ПИ:
сатель показал лживость и лицемерие, царя-
шие в буржуазной семье, в отношениях ме-
жду полами, в любви, Чистая, искренняя лю-
бовь Боброва приходит в столкновение со
всем MODAABHHIM кодексом окружающей ero
среды. Изображая завод, Куприн далек от
попыток сгладить социальные противоречия,
наоборот. он рисует их довольно выпукло.
	#А. И. Куприн. Избранные сочинения.
Вступительная статья А. С. Мясникова. Под:
тотозка текста П. Вячеславова, Огиз. Гослит-
	издат. Москва, 1981 r.
А  И Куприн. Избранные произведения,
	Вступительная статья Л. А, Плоткина. Ре-
лакция текста Г. П. Макогоненко. Лениздат,
		ообвющийся писатель-реслист.
	Резко отрицательное отношение к капита-
лизму, выражаемое устами инженера Боб-
рова, дополняется созданием образа фабри-
	канта-миллионера Квашнина, пройдохи; ‘на-
	копителя, ловко обманывающего. и эксплоати-
рующего рабочих, считающего, наподобие
горьковского Маякина, свой класс солью
земли. ‘

Однако Куприн не видел в рабочем классе
активной революционной силы. Он. представ-
лял рабочую массу пассивной и инертной,
ее легко обводит вокруг пальца Квашнин.
Поэтому гуманизм Куприна nenelicraennHit,
невоинствующий.

В. лучший период творческой деятельности
Куприна — накануне первой русской рево-
люции —он испытал большое положительнее
влияние М. Горького. Недаром, когда вышел
в свет «Поединок», автор. писал, что «все
смелое и буйное в повести» принадлежит
Горькому. Повесть «Поединок» явилась
отражением революционно-демократического
под’ема в стране. Она еделала имя Куприна
	широко популярным в читательских массах.
	В этой повести Куприн дает правдивое. изо-
бражение царской армии, отражающей в
своей структуре. все пороки реакционной.
самодержавной государственности. «Поедиъ
нок» явился яркой иллюстрацией к характе-
ристике царской армии, данной Лениным:
<..казарма насквозь пропитана духом самого
возмутительного бесправия. Полная безза-
шитность солдата из крестьян или рабочих,
попирание человеческого достоинства, ‘вы-
могательство. битье, битье м  битье»
(В. И. Ленин. Соч., т. ТХ, стр. 70.

В годы реакции, когда многие былые по-
борники демократизма в литератуфе капиту-
лировали, Куприн тоже отдал некоторую дань
господствовавшим в. литературе того периода
настроениям, Это сказалось в рассказе
«Морская болезнь», получившем в овое врё-
мя резко отрицательную оценку маркхист.
ской критики, в частности, в статье Горького
«Разрушение личности». В. утопическом рас-
	„сказе-фантазии «Королевский парк» Куприн
’обнаружил свое непонимание идей  сопиа-
	лизма, и на страницах «Правды» в статье
Ольмиыского рассказ этот был оценен как
	му, он скитался -по необ’ятным просторам
России, перепробовал огромное количество
профессий — от актера до землемера и но-
		ствуют о хорошем знании жизни в ее дета-
лях и мелочах.

Куприн-художник WOON из жизненных
впечатлений передавал лишь те факты,
которые CaM пережил MAM наблюдал. Но
вместе © тем он не. просто . описывал
жизненные явления, а раскрывал их ‘сокро-
венный смысл. Он- —художник-психолог, всег-
да стремящийся найти. скрытые пружины
поступков и действий людей. Его почти не
интересуют анормальные явления в п<ихи-
ческой жизни людей. Он, как правило,
проявляет. интерес к здоровой, нормальной
психике, рисуя противоречивый процесе
душевных переживаний человека. Хуложе.
	ственные сбразы Куприна ярки и вырази-
	тельны, потому что он раскрывает образ в
драматическом действии и в диалоте, обна-
руживая при этом большое мастерство в
обрисовке портретов. Tak же ‹амостоя-
тельны и верны картины природы, в описа-
нии которой Куприн показывает. большое
мастерство.

Куприн проявляет силу своего дарова-
ния главным образом в жанре короткой но-
BEAAH, В этом отношении OH продолжает
	жанровые традиции Чехова. В болыших про-
	изведениях у Куприна обычно больше
склонности к натуралистичееким описаниям,
что отчетливо видно, например, в «Яме».
Язык Куприна всегда точен и ясен, в нем
нет никаких условностей. Он запечатлел бо-
гатство разговорной лексики людей различ-
ных‘ социальных пластов. Куприн всегда
соблюдает художественный такт, избегая
этнографизма в языке даже. в тех произведе-
ниях, которые отражают ‘местный колорит
юга России.

Крупное мастерство и социальная цен-
ность картин русской жизни обеспечили за
Куприным одно’из первых мест среди рус-
ских писателей конца ХХ -—начала ХХ века.

Прогресеивными чертами cnoero творче-
ства Куприн сближалсея © демократическим
лагерем в литературе. Он близок созет.
	„Фипография газеты «Правда» имени- Сталина; ‚
	клевета на социализм. («Нравда» от 1 сен-
тября 1912 г., № 105). :

Но все же в ряде своих лучших произве-
дений Куприн и в годы реакции осталея
верен реализму. В его произведениях выра-
жен протест против царского произвола,
насилия и погромов. В рассказе «Бред» Куп-
рин в резко обличительных тонах рисует
<браз карателя, в рассказе «Исполины» он
изображает черносотенца-педагога, в ярком
рассказе «Гамбринус» показывает вею мер-
зость и произвол царской власти после по-
ражения революции 1905 года. В период. рас-
пвета мистики и пессимизма Куприн про-
должал горячо верить в жизнь. Герой рас-
<сказа «Река жизни» выражает собственную
мысль автора, восклицая: «Река “жизни —
как это громадно! Все она смоет. рано или
поздно, снесет все твердыни, сковавшие‘<во-
боду духа. И где была раньше отмель пош-
лости — там сделаетея величайшая глубина
героизма»: г

Искусство в представлении Куприна — это
одна из форм проявления красоты жизни.
Куприн провозглашает гимн красоте`во веех
ее формах — в природе, в человеке, в творче-
стве. Особое внимание писателя привлекают
люди труда, чуждые мещанскому накопитель-
ству и морали собственников, О таких людях,
«пропитанных крепким запахом моря», здо-
ровых, любящих ‘«прелесть и ужас риека»,
ценящих прежде всего силу, мощь, героизм,
Куприн пишет с болышой ‘симпатией. В рас-
сказе «Листригоны» он описывает тяжелый
труд рыбаков, требующий большой выдержки
и мужества, Цельный характёр простого че-
ловека, способного на сильные чувства, боль-
шую любовь ‘и мужественный подвиг.
Куприн противопоставляет в этом рассказе
	ношлым нравам буржуазного общества. Воем.
	своим. повествованием он‘ говорит, что
подлинно человеческие чувства можно най-
ти только у людей труда; а He среди ари-
стократов, этих «влюбленных кастратов».
Куприн хоропю знал русскую жизнь пред-
октябрьской эпохи; Писатель внимательно
изучал ‘быт и нравы различных слоев рус-
ского общества. Его собственный жизненный
опыт богат и разнообразен. Подобно Горько-
		fi 3-30-52,
	Адрес реданции: Мосива, Старая. площадь, дом .4, комн, 258, Телефоны: К 6-63-60.