21 мая 1948 г., № 14 (69)

Кино—могучее средство
		Совет Министров СССР принял постановле-
ние об улучшении кинообслуживания насе-
ления и увеличении доходов от кино. Это
постановление является ярким выражением
неустанной заботы партии и правительства
о дальнейшем культурном росте советского
народа. Постановлением предусмотрено вве-
сти в действие в 1948 году 4.300 новых кино-
установок государственной сети и 2.200 `ки-
ноустановок профсоюзной сети. Расширяется
показ кинофильмов в культурных учрежде-
ниях профсоюзов - в клубах, Дворцах и До-
мах культуры; установлены новые, понижен-
ные ‘цены на билеты в кино. Ликвидирован
бесплатный показ фильмов, принявший щи-
рокий размах особенно в ведомственной кино-
сети. Созданы все условия для еще более ши-
рокой популяризации кинокартин среди масс.

В нашей стране работают десятки’ тысяч
киноустановок. Но вследствие неудовлетво-
рительного руководства ими CO стороны
Министерства кинематографии СССР, ми-
нистерств кинематографии союзных респуб-
AUK UW их местных органов, а также проф-
союзных организаций, киноустановки
используются далеко не полностью. Многие
киноустановки либо совсем бездействуют,
либо дают мало киносеансов и обслуживают
незначительные слои населения.

Особенно плохо обслуживается кинокарти-
нами сельское население. В 1947 году, по
учетным данным Главкинопроката, из 888
сельсоветов Тульской области в 446 сельсове-
тах не было киносеансов; в Мордовской АССР
не демонстрировались кинокартины в 516
сельсоветах из 602; в Калининской области
не показывались кинофильмы в 389 сель-
советах. Между тем количество имеющихся
в этих областях киноустановок и. кинопере-
движек при правильном их использовании
позволяет значительно улучшить кинообслу-
живание сельского населения.

Продвижение кино в деревню, улучшение
работы сельских киноустановок является од-
ной из важных задач партийных организа-
ций.

Работа многих наших кинотеатров и клуб-
ных киноустановок ведется на низком куль-
турном уровне. Даже в некоторых крупных
городах кинотеатры находятся в запущенном
состоянии.

Многие работники кинофикации и кино-
проката, на которых возложена почетная
‘обязанность показывать фильмы народу, ра-
ботают слабо и некультурно. Их долг со-
стоит в том, чтобы показать советским лю-
дям произведения искусства в культурных
Условиях и без искажений. Партийные орга-
низации должны повэсти решительную борь-
бу за превращение всех кинотеатров в под-
линные культурные учреждения.

Между сроками выпуска картин на экраны
кинотеатров Москвы и периферии сущест-
вует большой разрыв. Выпускаемые кино-
фильмы размножаются Министерством кине-
матографии в недостаточном количестве:
обычно в область фильмы поступают всего в
3—4 копиях, Поэтому до некоторых сельских
кинотеатров фильм доходит иногда только
через год-полтора после выпуска в почти
изношенном состоянии:

До сих пор среди некоторой части работ-
ников кинофикации и кинопроката суще-
ствует неправильное отношение к фильмо-
Фонду и киноаппаратуре: нет заботы об этом
весьма ценном государственном имуществе.
в результате копии кинофильмов быстро
изнашиваются, а аппаратура преждевремен-
но выходит из строя. Беспечное, нерадивое
отношение к фильмофонду и киноаппаратуре
наносит серьезный ущерб государству, под-
рывает материальную. базу. кинематографии,
срывает кинообслуживание населения.

Советская кинематография имеет много
прекрасных художественных кинокартин
всех жанров. Чиело картин увеличивается с
каждым годом. Но все же немалая часть
выпускаемых Министерством кинематогра-
фии новых фильмов является слабой в
идейном и художественном отношении и
подвергается справедливой критике. Работ-
ники нашей кинематографии имеют богатый
опыт создания высокохудожественных филь-
мов, и от них можно потребовать более вы-
сококачественной работы. Каждый выпу-
скаемый фильм. должен быть‘ увлекатель-
ным, интересным и идейно содержательным.

Неуклонное повышение идейно-художе-
ственного качества выпускаемых картин, бы-
строе продвижение их на места в достаточ-
ном количестве экземпляров; высокий уро-
вень культуры демонстрирования фильмов,
приведение в порядок кинотеатров, работа
		ии
	ТОРЖЕСТВО СОВЕТСКОЙ
ШАХМАТНОЙ КУЛЬТУРЫ
	Закончившийся матч-турнир на звание
чемпиона мира по шахматам явился торже-
ством советской шахматной культуры. Пер-
вые места в чемпионате мира заняли совет
ские гроссмейстеры М. Ботвинник, В. Смыс-
лов и П. Керес, подтвердившие еще раз пре-
восходетво советской шахматной школы.

Весь шахматный мир признает советских
шахматистов ведущими шахматистами мира.
Две победы над командой СПА, две победы
в матчах со сборной командой Великобри-
тании, победа в матче Москва-— Прага, успе-
хи на международных турнирах в Гронинге-
нев 1946 году и в Москве в 1947 году создали
нашим ведущим мастерам мировую славу.

Лучшим признанием удельного веса со-
ветских шахмат во всем мире является тот
факт, что из пяти участников закончившего-
ся матч-турнира на звание чемпиона мира
трое — советские гроссмейстеры и что вся
эта тройка возглавила турнирную таблицу.

Ботвинник, Смыслов, Керес показали в
чемпионате мира не только более сильную
игру, но и новый стиль игры, созданный со-
ветскими шахматистами.

Стиль этот отличается научным подходом
к шахматам, всесторонним изучением зако-
Hop этой мудрой игры, проникновением в
тайны психологии турнирной борьбы.

К борьбе за мировое первенство три совет-
ских шахматиста долго и тщательно гото-
вились. Были изучены сотни партий про-
тивников, обнаружены слабые места в. их
тактике и стратегии, подготовлены десятки
новинок в различных дебютных вариантах.

Такого подхода к шахматам нет у зарубеж-
ных мастеров, Так, чемпион СПТА Решевский,
несмотря на его подготовку, длившуюся не-
сколько месяцев, на матч-турнире в большин-
стве случаев получал худшую ‘позицию но
дебюту в игре с советскими мастерами; Аме-
риканский гроссмейстер, вероятно, просто не
представляет себе, что теорию шахматной
игры необходимо изучать длительно и усид-
‚чиво. Советский Союз — сильнейшая шах-
матная страна — имеет сейчас первого шах-
матиста мира. Гроссмейстер Михаил Бот-
винник своей глубоко продуманной игрой,
точным расчетом сил доказал в чемпионате
мира, что он является и сильнейшим в мире
шахматистом-практиком и лучшим в мире
творцом, теоретиком в шахматах.

Смелость, с которой Ботвинник бросался в
головоломные осложнения в самых ответ-
ственных партиях матч-турнира, была осно-
вана на трезвом учете своих сил, на. огром-
ных знаниях теории и психологии шахмат-
ной борьбы. Правильное распределение сил,
позволившее Ботвиннику с завидной свеже-
стью провести все соревнование, было также
основано на длительном изучении законов
турнирной борьбы.

Второй призер матч-турнира, самый моло-
дой участник его, гроссмейстер Василий
Смыслов продемонстрировал_ исключитель-
ную стойкость и выдержку в борьбе и выда-
ющийся талант мастера шахмат.

В матч-турнире на первенство мира из
20 партий против прославленных теоретиков
мира только олин раз против Эйве (в 3-м ту-
ре) он получил трудную позицию по дебюту.
Пять раз пытался Решевский применять
против Смыслова новые ходы в дебютах, и
все пять раз эрудиция Смыслова легко тор-
жествовала над скороспелыми изобретения-
МИ американского гроссмейстера. Смыслов
своей игрой в чемпионате мира показал, что
в его лице шахматный мир имеет одного из
претендентов на звание чемпиона мира.
	хотя многие ожидали лучшего ‘результата
	от чемпиона СССР 1947 года гроссмейстера о
	Пауля Кефеса, ношахуатиеты приветствуют
тот факт, что Керес не уступил третьего мес-
та в матч-турнире и ий HORA к финишу в o6-
щей группе со евоими соотечественниками.

Успехи трех ведуши uk rpocemelictepos Ha-
шей Родины наполняют еердца всех совет-
ских людей чувством законной гордости. за
нашу социалистическую Родину, воспитав-
птую сотни тысяч шахматистов и взрастив-
шую выдающихся шахматных мастеров.

Но победа в чемпионате мира ставит перед
советской шахматной организацией и веду-
щшими гроссмейстерами и мастерами новые,
нелегкие задачи. Нужно закрепить за нашей
страной звание чемпиона мира и не выпу-
скать,его из рук советских людей.

Эта задача нелегка, но победа в чемпиона-
те мира вдохновляет советских шахматистов
на решение новых трудных задач. Они пол-
ны решимости и стремления к достижению
новых побед во славу любимой Отчизны.
	ад
	Гроссмейстер А. КОТОВ.
		В арсенале большевистской печати, как
самого сильного и острого оружия нашей
партии, фельетон всегда был одним из наи-
более популярных публицистических жан-
ров.

Фельетон в советской прессе — это пре-
жде всего оружие большевистской, партий-
ной критики. Два года назад в докладе о жур-
налах «Звезда» и «Ленинград» тов А. А. Жда-
нов говорил:

«Отбирая лучшие чувства и качества совет-
ского человека, раскрывая перед ним зав-
трашний его день, мы должны показать в то
же время нашим людям, какими они не дол-
жны быть, должны бичевать пережитки вче-
рашнего дня, пережитки, мешающие совет-
ским людям итти вперед».

Показать нашим людям, какими они не
должны быть; бичевать пережитки, мешаю-
щие советским‘ людям итти вперед,- какая
благородная задача! Вот фельетон, отвечаю-
щий этой задаче, и нужен нашему читателю.
Он уважает те газеты, которые печатают
такие фельетоны. Он читает свою’ газету, о
своих делах, читает своего фельетониста, та-
кого же труженика и борца за всенародное,
большевистское дело, а: не продажного, про-
ституированного писаку-зубоскала, какими
в большинстве являются фельетонисты в
буржуазной прессе.
	$ яз

Аморальные явления — бюрократизм, чван-
ство и пошлость, казнокрадство и взяточни-
чество, тщеславие и зазнайство, невежество,
преклонение перед всем заграничным —это
«родимые пятна» старого прошлого, пережит-
ки вчерашнего дня. Природа еоветского
обтщеетва такова, что любое из этих явлений
сразу бросается в глаза советскому человеку,
возмущает его — он чувствует, что эти ае-
режитки портят не только его личную жизнь,
нои жизнь общественную, мешают движению
вперед. И когда раздается гневный, бичую-
щий голос. фельетониста, разоблачающего
конкретного и типичного носителя «родимых
пятен» протплого, советский читатель се удов-
летворением реагирует на этот голос и под-
держивает его.

Фельетон как острейпий ‘публицистиче-
	ский жанр немыслим без элементов сатиры
	и юмора, без полемики. Умелое сочетание
этих элементов в описании конкретного,
жизненного факта или:нескольких фактов—
необходимое условие для фельетона, для
фельетониста, для газеты. Наш читатель —
культурный читатель, и он чутко реагирует
на малейшую фальшь, перехлестывание, на
беспредметное зубоскальство — недостатки, к
сожалению, до сих пор присущие некоторым
нашим фельетонистам.

Будь фельетон построен на самом смешном
факте, будь язык фельетона образном остро-
умия, но если факт не типичен для нашей
среды, если. его описание и публикация не
приносят пользы нашему общему делу, если
фельетон никого не воснитывает, никого ни-
чему не учит, — читатель это сразу чувствует.

Недаром возмущались советские читатели
«юмором» Зошенко, его ‘блатным жаргоном,
его героями — мешанами и обывателями.

Фельетонисту нельзя ‘отрываться от. жиз-
ни, от советской действительности; нельзя
черпать темы для фельетонов из анекдотов.

Кетати, пора об этом предупредить такого
популярного юмориста, мастера эстрадного
	‚ Фельетона, как Аркадий Райкин. Его, напри-

мер, юмореска о Чечкине, так часто за по-
	следнее время передаваемая по радио, не что
иное как дань обывательскому смеху ради
смеха. В основе ее лежит очень старый,
пошловатый анекдот ‘о  пьянице-бурше,
который пришел в ресторан, напился, наел-
ся и не платит peor,
	На обывательских анекдотах, как бы они
ни были «смешны», фельетона строить нель-
зя. Это. прием буржуазных фельетонистов и,
кроме мещанского, пошленького зубоскаль-
ства, карикатуры на советскую действитель-
ноеть, из. этого ничего не получится
		зуются фельетоны Д. Заславского Kak на
внутренние, так и на. международные темы.
Простой, сочный и острый язык фельетонов
Д. Заславского весьма доходчив; темы фелье-
тонов злободневны и актуальны. Это же сле-
дует сказать и о многих фельетонах правди-
ста И. Рябова.

Газета, будь то центральная или мест
ная, умело пользующаяся deAbeTOHOM, —
явление весьма отрадное и желательное.
С этой точки зрения выгодно от других от-
личается «Комсомольская правда». О фелье-
тонисте «Комсомольской правды» С. Наринь-
яни можно с полным основанием сказать,
что это талантливый и остроумный фельето-
нист. Фельетоны, безусловно, помогают «Ком-
сомольской правде» выполнять задачу воспи-
тания молодежи в ‘духе большевистской
идейности.

eos

Фельетон, уголок сатиры и юмора, умная
пгутка и пародия оживляют газету, журнал,
делают их интересней, доходчивей. И прихо-
дится только сожалеть, что за последнее
время из многих центральных. журналов и
газет этот жанр почти исчез. Исчез даже из
«Огонька», из «Нового мира», из «Октября»,
из «Литературной газеты», где, как нам ка-
жется, не может ощущаться недостатка в
авторах подобного жанра, если, разумеется,
редакции потрудятся завязать с ними связь.

Совершенно нежелательным является тот
факт, что многие областные газеты совсем
не печатают фельетонов. И это опять-таки
об`ясняется отнюдь не отсутствием фельето-
нистов, а зачастую недооценкой или непони-.
манием этого жанра. Нам известно, напри-
мер, что в таких городах, как Свердловск,
Горький, Воронеж, да и во многих других,
есть журналисты и писатели, вполне владею-
щие фельетонным жанром. В газетах этих
городов в свое время фельетоны печаталиеь
систематически. Однако сейчас в «Ураль-
ском рабочем», в «Горьковской коммуне», в
«Коммуне» фельетон — редкое явление,

Полноценный, умный фельетон имеет пол-
ное право на газетную плошадь в любой со-
ветской газете, в любом литературном жур-
Have так же, как очерк и рассказ.

Это понимает, например, редакция моло-
товской газеты «Звезда», в которой более или
менее регулярно появляются фельетоны.
18 апреля «Звезда» напечатала фельетон
А. Кунина «Главзаготкомпоткосточка», в. ко-
тором поднят очень своевременно вопрос об
излишестве в г. Молотове различных пред-
ставительств, снабов и сбытов.

Чаше, чем другие газеты, печатает фелье-
тоны «Заря Востока» (Тбилиси). В маленьких
фельетонах она поднимает большие вопросы.
В фельетоне «Едет комиссия» автор А. Сви-
Ури едко высмеял очковтирателя Цомая, ко-
торый, узнав, что едет комиссия из центра,
срочно приказал оборудовать общежитие
железнодорожников.

«Через несколько часов общежитие стало
неузнаваемым. М когда комиссия отметила
его хорошее состояние, Цомая скромно ска-
зал: }

— Ничего особенного здесь нет. Самая
простая чуткость и забота.

Не успел поезд, с которым уехала комис-
сия, прибыть на соседнюю станцию, как По-
мая примчался в обитежитие:

— А ну-ка, быстро привести все в поря-
док!. Хватит благоухания! Новые одеяла,
простыни? Вернуть Зеркала? Баловство!
Тумбочки, скатерти? Убрать...

Общежитие еше раз стало неузнаваемым».

Как видно, в «Звезде» и «Заре Востока» по-
нимают значение фельетона, ценят этот
жанр, поэтому находят и темы и эвторов.
		всех киноустановок с полной нагрузкой —
таковы непременные условия дальнейшего
улучшения работы по обслуживанию населе-
ния кинокартинами.
	Кино как самое массовое из всех ис-
кусств является в руках нашей партии могу-
чим средством идейного воздействия на мас-
сы, коммунистического воспитания трудя-
щихся. Высоко оценивая роль кино, партия
всегда ставила перед ним агитационно-пропа-
гандистские задачи. «Кино, — говорит товаригх
Сталин, — есть величайшее средство массовой
агитации». Помогать партии воспитывать
трудящихся в духе коммунизма, органи-
зовывать массы на борьбу за построение
коммунистического общества, годымать их
культуру и боеспособность-в этом основное
назначение кино. Партия сделала киноис-
кусство достоянием народа, направила его
на службу народу в его борьбе за строитель-
ство нового общества. Задача состоит в том,
чтобы развивать дальше советское киноис-
кусство и полностью использовать его неоце-
нимые качества в идеологической, культур-
но-политической и агитационно-пропаганди-
стекой работе партийных организаций. Наши
художественные и документальные кино-
фильмы, правдиво отражающие советскую
действительность, показывающие рост и
борьбу советских людей, проникнутые идея-
ми партии Ленина — Сталина, должны быть
на деле полностью использованы партийными
организациями как средство партийной про-
паганды и массовой политической агитации.
	Улучшение  кинообслуживания населе-
ния -— одна из важнейших задач отделов
пропаганды и ‘агитации крайкомов, обкомов
и райкомов партии. Однако многие местные
партийные организации и отделы пропаган-
ды партийных комитетов недооценивают ве-
личайшее идейное значение кино и не
используют его в своей агитационно-пропа-
гандистской работе, предоставляя занимать-
ся вопросами кино всецело органам кино-
фикации и кинопроката, которые рассматри-
вают это дело подчас только с одной, узко
ведомственной точки зрения. Нередки слу-
чаи, когда киноработники на местах, потакая
отсталым вкусам, стараются чаше демонстри-
ровать слабые, безидейные фильмы, а содер-
жательные картины прячуг, держат на скла-
дах. Партийные организации не замечают
этой явно неправильной практики органов
проката и кинофикации. г
	Огромное политическое, познавательное и
художественное значение имеют наши доку-
ментальные фильмы. Между тем в ряде
сельских районов посещаемость кинатеат-
ров, когда показывают такие фильмы, зна-
чительно падает, Об’ясняется это тем, что
партийные организации не раз’яеняют на-
селению значения документальных филь-
MOB, не раскрывают их содержания. Конеч-
но, документальный фильм требует от зри-
теля большого кругозора, и там, где партий-
ные организации умело используют кино-
фильмы для агитационно-пропагандистской
работы, раззясняют их содержание, там #0-
кументальные фильмы всегда смотрятея с
большим интересом и вниманием. Хороший
идейно содержательный фильм является
сильным средством в руках опытного пропа-
гандиста, агитатора. лектора, докладчика.
	Слабо используются кинофильмы в нашей
печатной пропаганде и агитации. Интерес-
ная, продуманная рецензия на фильм в 0б-
ластной и краевой газете, краткая, ясная
аннотация картины в районной газете могут
Украсить газеты, обогатить их содержание
и помогут зоителям разобраться в фильме.
	Контроль за работой органов. кинофика-
ции и кинопроката на местах и выполнение
ими установленных планов, составление
репертуарных планов кинотеатров, маршру-
тов кинопередвижек, публикация в печати
рецензий о кинофильмах. забота о культур-
ном состоянии кинотеатров и наблюдение за
ними являются повседневной прямой обя-
занностью партийных организаций. Отделы
пропаганды и агитации крайкомов, обкомов
и райкомов партии, постоянно помня о
большой силе идейного воздействия кино-
фильмов, должны полнее использовать кино
в агитанионво-пропагандистской работе.

Задача партийных организаций состоит в
том, чтобы помочь профсоюзным организа-
циям, местным органам Министерства кине-
матографии СССР и миниётерствам кинема-
тографии союзных республик быстрее лик-
видировать серьезные недостатки в кинооб-
служивании населения, улучшить и двинуть

` вперед это весьма важное дело.
				Упорно;, но незаслуженно обходит ‘фелье-
тон как литературный, публицистический
жанр и наша критика. В самом деле, до сих
пор никто из современных критиков не удеа-
	К°’ лил внимания разбору Фельетонов.
	замолчала критика и такое замечательное
явление в советской публицистике, как
фельетон на положительную тему. Такие
фельетоны печатались в «Правде» и в других
газетах и журналах. И это очень отрадный
факт, ибо можно утверждать, что в нашей
советской действительности именно такому
типу фельетонов принадлежит будущее.

Наблюдательный фельетонист, обладающий
чувством юмора (без чего фельетонист вооб-
ще немыслим), в богатой, содержательной,
большой жизни нашей страны может найти
сколько угодно тем для положительного
фельетона, для бодрого, здорового, жизне-
Уутверждающего юмора, какой и присущ. со-
ветским людям — строителям коммунистиче-
ского общества,

Ц. БЕЛЯЕВ.
	ногосторонность, не отвлеченная, а живая,
конкретная, имеющая свою ‹ собственную
народную. физиономию ‘и народный харак-
тер». % Е
Бичуя и высмеивая «квасной патриотизм»
славянофилов, Белинский резко отвергал
взгляды так называемых космополитов из
западнического лагеря. Белинский показал,
что в основе «космополитизма», враждебного
‚всему русскому, лежит оторванность так на-
зываемого «образованного общества», т. е.
дворянской интеллигенции, от народа. Это
«образованное общество», утверждал критик,
настолько далеко от народных маес, что жи-
вет только в кругу интересов, созданных за-
падническим влиянием; народ же идет своим
путем, создает свою, подлинно великую н&-
циональную культуру. «Космополит, — пишет
он,— есть какое-то ложное, бессмысленное,
странное и ‘непонятное явление, какой-то
бледный, туманный призрак, сункбетво без-
нравственное, бездушное, недостойное назы-
ваться священным ‘именем человека».
Важнейшее достоинство русской литерату-
ры Белинский видит в том, что в ней сочё-
‘тается яркая национальность с общечелове-
ческой значимостью. Без национального,
утверждает он, невозможно создание значи-
тельных произведений искусства. «Только
сфера бездарности,— развивает Белинский
эту мысль, - отличается безличной обшно-
стью, для которой не существует ни про-
странства, ни времени, ни нации, ни коло-
рита, ни тона...» -
Ленин с полным основанием связывал все-
мирно историческое значение русской клас-
сической литературы прошлого века е влох-
	новляющим воздействием илей Белинекого
	революционеров-демокрагов шестидесятых
годов. «Я в мире боец», — говорил о себе Be-
линский. Бойцом, политическим трибуном
был они в своей литературно-критической
деятельности, : :

Белинский указал русским литераторам
путь, следуя по которому. художественная
литература нашей страны во второй поло-
вине Х1Х века стала величайшей литерату-
рой мира.

Нашей современной критикё нужно учить-
ся у Белинского активному, направляющему
воздействию на формированиё‘ литературы.
Нельзя назвать ни одного русского писателя
ХУН! и первой половины ХГХ века, не полу-
чившего восторженной или суровой, но все-
гда неподкупно правдивой и искренней
оценки критика. Он первый показал великое
значение Пушкина как основоположника
новой русской литературы. Он высоко оце-
Нил «Горе от ума» Грибоедова как благо-
роднейшее, гуманистическое произведение,
энергический протест прогив гнусной рос-
сийской действительности, Он раскрыл в
	(Окончание`на 4-й стр.)
	В прошлом‘и в настоящем советской пуб-
лицистики есть немало примеров умелого
пользования фелъетоном, на которых можно
и нужно учиться фельетонистам. Д. Бедный,
В. Маяковский, Ильф и Петров потому и сей-
часе еше во многом созвучны времени и яр-
ки, что они знали жизнь, умели брать для
своих фельетонов темы неносредетвенно из
жизни, умели отбирать факты, явления ти-
пические и пользовались такой формой изло-
жения, которая отвечала’ главному требова-
нию нашей публицистики ~ партийности,
идейности, политической целесообразности,
целеустремленности.

В наши дни заслуженным вниманием поль-

Т июня 1948 года наша страна отмечает
столетие со дня смерти великого русского
критика, революционного демократа В. Г. Бе-
линского.

Виссарион Григорьевич Белинский — один
из выдающихся деятелей русского освободи-
тельного движения и русской культуры. С
огромной силой отобразил Белинский свое-
образие и величие передовой русской обще-
ственной мысли. Нам близок и личный облик
Белинского, в котором воплотились черты
русского национального характера, стремле-
ние к активному преобразованию жизни, ши-
рота революционного размаха.

Ленин глубоко определил место Белинского
в истории нашего освободительного движе-
ния, указав, что он был «предшественником.
полного вытеснения дворян разночинцами в
нашем освободительном движении». Белин-
ский первый в критике и публицистике ярко
выразил революционные настроения крепост-
ных крестьян и идею необходимости низвер-
	жения самодержавно-крепостнического строя. .
	Называя Белинского одним из предше-
ственников русской революционной социал-
демократии, Ленин раскрыл значение его
трудов для идейного формирования несколь-
ких поколений русских революционеров.
«..Роль передового борца может выполнить
только партия, руководимая передовой тео-
рией,— указывает В. И. Ленин.— А чтобы
хоть сколько-нибудь конкретно представить
себе, что это означает, пусть читатель
вспомнит о таких предшественниках русской
соцпиал-демократии, как Герцен, Белинский,
Чернышевский и блестящая плеяда револю-
пионеров 70-х годов; пусть подумает о том
всемирном значении, которое приобретает
теперь русская литература...»

Виссарион Белинский — один из первых в
славной когорте великих русских револю-
цнионных и демократических деятелей, от ко-
торых мы ведем свою родословную.
	Во времена Белинского в России еще не
	было революционной партии, на которую
можно было бы опереться в своей борьбе. Ве-
ликая историческая заслуга. Белинского в
том, что он стал зачинателем, «духовным
отцом» революционно-демократического дви-
жения, выдающимися деятелями которого
явились впоследствии Чернышевский и До-
бролюбов. Не была. тогда еще создана и науч-
ная теория революционной борьбы. Белин-
ский первый начал закладывать основы та-
кой теории. Упорно и настойчиво, сквозь
преноны и рогатки цензуры великий критик
со страниц журналов пропагандировал идеи
революционного освобождения народа.

С гениальной прозорливостью в условиях
отсталой крепостной России Белинский узрел
и глубокие противоречия капитализма, под-
верг критике устои буржуазного общества.
Как современны его страстные обличитель-
ные слова «Горе государству, которое в ру-
	CHUCK On
	стремление свести все содержание публици-
стики ‘эпохи Белинского к столкновениям
между западниками, с олной стороны; «охра-
нителями» и славянофилами-—с другой. Воз-
зрение это не соответствует истине, так как
оно: сбрасывает со счетов главную ‘историче-
скую силу — народ; ‘миллионы ‘угнетенных
крестьян, от имени которых выступал Бе-
линский.

Само понимание «общих идеалов евронеиз-
ма» у Белинекого было иным, нежели у за-
падников. Занадники считали идеалом по-
рядки и культуру капиталистической Запад-
ной Европы, хотели ‘в экономическом, идей-
ном, культурном отношении подчинить нашу
страну Западу. ‘Белинский же ‘прислушивал-
ся на Западе, по выражению С. М. Кирова,
«к грому пушек «эпохи революции». Друг
всего хорошего у всех народов, великий кри-
тик, однако, никогда ‘не менял свое револю-
ционное русское перворолство на чечевич-
ную похлебку буржуазного конституциона-
лизма и. космополитизма западников; Уже
одно ‘это создало непроходимую пропасть ме-
жду ним — еще одиноким народным трибу-
ном — и западнической дворянской интелли-
генцией. Белинскому были враждебны либе-
рально-западническая умеренность, без-
удержное восхваление всего иностранного и
пренебрежение ко всему своему, русекому.
	характеристика позипий Белинского как
	‹кзанадничества», несмотря на десятки огово-
	рок, например, д «левом западничестве», дает
искаженное представление о направлении
деятельности великого критика. Замалчивая
подлинные взгляды «неистового Виесари-
она», буржуазные либералы и меньшевики,
прибегая к понятию «западничество», стре-
мились принизить значение. Белинского как
основоположника революционного демокра-
тизма, социалистического направления руе-
ской общественной мысли.
	В отличие от западников Белинский ‘не
мыслил жизни народа без национального со-
держания. Осуждая попытки реакционеров
отгородить русскую культуру китайской. сте-
ной от культуры других стран, Белинский
писал: «Мы, русские, -— наследеники целого
мира, не только европейской жизни, и на-
следники по праву. Мы не должны и не мо-
жем быть ни англичанами, ни французами,
ни немцами, потому что мы дохжны быть
русскими; но мы возьмем, как свое, все, что
составляет исключительную сторону жизни
каждого европейского народа, и возьмем ее-—
не как исключительную сторону, а как эле-
мент для пополнения нашей жизни, исклю-
чительная сторона Которой должна быть
	ках капиталистов, это люди без патриотизма,
без всякой возвышенности в чувствах. Для
них война или мир значит только возвыше-
ние или упадок фондов — далее этого они ни-
чего не видят».

Развив идею революционного отрицания
крепостнической и буржуазной ‘действитель-
ности, Белинский стремился. найти и ука-
зать народу реальные пути изменения этой
действительности. Естественно, что в усло-
виях царской России 40-х годов прошлого ве-
ка Белинский не видел и не мог правильно
определить историческую роль рабочего клас-
са как могильщика капитализма. Поэтому
его социализм оставался утопическим. Но в
отличие от социалистов-утопистов Запада
	Белинский впервые сочетал идеи социализма
с проповедью революционной борьбы.

Враги критика — реакционеры и либера-
лы — искажали его взгляды, клеветнически
изображая его покорным учеником западно-
европейских мыслителей. Влияние либераль-
ных истолкований мировоззрения Белинско-
го до сих пор сказывается в работах мно-
гих советских литературовелов. И в настоя-
щее время оеновные этапы идейного разви-
тия Белинского обозначаются иногда имена-
ми различных западноевронейских филосо-
фов Шеллинга, Фихте, Гегеля, Фейербаха.
Такая неправильная концепция лежит
в основе работ о Белинском — А. Луназар-
ского («Историческое значение Белинского»),
П. Сакулина («Русская литература и социа-
лизм»), П. Лебедева-Полянского (глава «В. Г.
Белинский» —в «Очерках из истории русской
критики»), В. Нечаевой («В. Г. Белинский») и
некоторых других.
	Beem, кто ошибочно видит в идейном раз-
витии Белинского только этапы последова-
тельного воздействия на него Шеллинга,
Фихте, Гегеля и т. д., следует иметь в виду,
что не принятие, а преодоление, критика не-
мецкой идеалистической философии, борьба
с ней составляет основу идейного развития
Белинского. Борясь против крепостничества
и самодержавия, он резко критиковал идеи,
навеянные влиянием  западноевропейской
идеалистической философии, смело прокла-
дывал новые пути самостоятельному разви-
тию русской общественной мысли и литера-
	туры.
Непроторенными, неизведанными дорога-
ми, преодолевая препятствия, иногда за-
	блуждаясь, шел Белинский к верщинам ре-
волюционно-демократического — мировоззре-
ния, в его деятельности русская обществен-
ная мысль нашла свой новый путь. Выра-
жая свободолюбивые стремления народа, она
	выросла в могучую действенную силу, ибо
отвечала назревавшим потребностям нацио-
нальной жизни. Учение Белинского намного
опередило домарксистские учения Западной
Европы, привело к более решительным, ре-
волюционным выводам.

Мировое значение деятельности Белинско-
го в ТОМ, что-он является основоположником
той «исторической и критической школы в
русской литературе, которая стоит бесконеч-
Ho выше всего того, что создано в Германии
и Франции официальной исторической нау-
кой» (Энгельс).

Белинский не смог подняться до научных
вершин исторического и диалектического ма-
териализма. Только с развитием рабочего
класса появилась прочная основа для широ-
кого распространения марксизма в России.
Однако в лице Белинского русская мысль
шла к идеям революционной борьбы, к идеям
социализма. Без Белинского немыслимы
история русской культуры и история рево-
люционного движения в России.

Письмо к Гоголю от 15 июля 1847 года -—
наиболее яркое и полное выражение револю-
ционной программы В. Белинского. Ленин
писал, что оно подводило итог литературной
деятельности Белинского, было одним из
лучших произведений бесцензурной печати
в России и сохранило громадное, живое зна-
чение для многих десятилетий борьбы с кре-
постничеством и царизмом.

Истоки страстного революционного проте-
ста, пронизывающего это пиеьмо, раскрыл
В. И. Ленин в статье «О «Вехах». Он писал:
«Или, может быть, по мнению наших умных
и образованных авторов, настроение Белин-
ского в письме к Гоголю не зависело от на-
строения крепостных крестьян? История на-
шей публицистики не зависела от. возмуще-
ния народных масс: остатками крепостниче-
ского гнета?»

Вытравляя революционно-патриотическую
идейность письма к Гоголю, либеральная
критика окрестила это письмо «манифестом
западничества», а великого критика -— «запад-
ником». Эта версия оказалась живучей.

Ленин решительно возражал против попы-
ток буржуазных историков и публицистов
свести всю общественную борьбу в России
прошлого века к «пресловутой борьбе либе-
ралов с крепостниками». В свете-этого ука-
зания не выдерживает научной критики