ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Цена 50 коп,

(70)
		Газета Управления пропаганды и агитации Шентрального Комитета ВКП (6)

Воскресенье, 30 мая 1948 г..

рофессора дленинградекого политехническо-
Г Л я ТР NII H г OIC ‚ Го института В. В. Данилевского. «Русская
AL al if GY mer ds oS SS Gee GY Ks: техника». В книге собран обтирный и в зна-
	продуктивности животноводства еще ждут’
	своей разработки. Нашим” ученым,  работаю-.
ощим в этих областях, следует всегда TOMS ;
нить требование, которое выдвигает товариш!
	Сталин перед наукой: «необходимо, чтобы
теоретическая работа не только. поспевала за
практической, но и опережала ее»,

В области медицинских наук первой пре-
мии удостоена работа украинсекого ученого -—
действительного члена Академии медицин-
ских наук СССР проф. А. Д. Тимофеевского
«Эксплантация опухолей человека». Труд
А. Д. Тимофеевского по-новому освещает
вопросе о ‘динамике развития опухолевых
клеток и тканей и обосновывает новые воз-
можности воздействия на них.

Выдающимся трудом в области обществен-
ных наук является работа тов. Н. А. Возне-
сенского «Военная экономика СССР в пе-
риод Отечественной войны». Книга ‚ посвяз
щена изложению военной экономики СССР.
В ней тов. Вознесенский дает глубокий ана-
лиз движущих сил и закономерностей эко-_
номики военного времени. В книге показаны
огромные преимущества социалистического
хозяйства перед капиталистическим и дана
острая критика буржуазных экономистов,
Теоретические выводы сделаны ‘на основе
обширных статистических данных, BOOpy-
жающих кадры советских экономистов пене

AALS знооование, вогорое выдвигает товарищ
i
у
	ным материалом для изучения советской
	экопомики. .

Труд тов. Вознесенского отмечен Сталин-
ской премией первой степени;

Значительное число премий присуждено в
области историко-филологических наук; Пре-
мии первой степени удостоена работа ака-
демика Б. Д. Грекова «Крестьяне на Руси. с
древнейщих времен. до ХУ века». :

‘Работа академика, Грекова является ‘пер-
вым в советской историографии. каниталь-
ным исследованием по истории русского кре-
стьянства от эпохи возникновения древче-
русского государства до конца XVII столе-
тия.

Первой премии удостоен также академик
Н, С. Державин за широко известные рабо-
ты по славяноведению и истории славян:
«Происхождение русс. ского народа», «Славяне
в древности», «Христо  Ботев»,

В течение своей пятидесятилетней научной
деятельности акад. Державин опубликовал.
свыше 200 научных трудов по славяноведе-
нию, главным образом, по истории и филоло-
гии южного ‘славянетва,

Исследование М; П. Вяткина «Батырсрым»!
посвящено  освободительному движению ка-
захского народа в конце ХУПТ века. Автор
вскрыл социальные корни и движущие силы
одного из крупных ‘освободительных движе-
ний в истории казахского народа, исследовал
особенности хозяйственного и общественного
строя Казахстана в ХУ столетии.
	чительной мере малоизвестный. материал,
раскрывающий творчество русских новато=
ров в области техники. . :

На основе новых документальных материа-
лов автор устанавливает приоритет нашей
родины в важнейших отраслях и изобрете-
ниях в технике и технических науках. Книга
Данилевского представляет ценный вклад в
дело борьбы против: раболепия и преклонения
	перед иностраншиной, помогает воспитанию
	‚ советского патриотизма.
		ЗОРЖЕСТВО СОВЕТСКОЙ

вселяют уверенность, что советская наука в ближайшее
время завоюет первое место во всех областях мировой
науки.

В этом году Сталинскими премиями отмечен ряд вы-
дающихся трудов в области общественных наук.

Труд академика Н. А. Вознесенского даех величествен-
ную картину побед социалистической экономики в Вели-
/ кой Отечественной войне советского народа. В книге

’ академика Н. А. Вознесенского, отмеченной Сталинской
‘премией, советская общественность видит достижения
\ марксистско-ленинской экономической науки -— науки
\ \ могучего социалистического государства, которая смело
\смотрит в будущее и глубоко раскрывает закономерности
нашего движения к великой цели — к коммунизму.
	Труды по историко-филологическим наукам, удостоек-
ные Сталинских премий, говорят о крупных успехах со-
ветских ученых. Очень важно отметить, что эти успехи
достигнуты в таких областях, как история крестьянства
и крестьянских движений, история национальных рес-
публик, славяноведение, история русской техники. В ра-
боте академика Б. Д. Грекова, посвященной истории кре-
стьянства на Руси, советская историография показывает,
каких крупных достижений может добиться историческая
наука, когда она обращается к истории трудящихся масс,
не ограничивая себя историей царей и полководцев.
	С удовлетворением отметит советская общественность
присвоение Сталинской премии первой степени акаде-
мику Н. С. Державину за ироко известные работы по
истории и филологии славянских народов. Работы ака-
демика Державина вдохновлены патриотической идеей
общности исторических судеб славянских народов:

Книгой профессора В. В. Данилевского советская наука
наносит серьезный удар по одному из самых отвратитель-
ных пережитков капитализма в сознании людей — низко-
поклонству перед иностраншиной. Эта книга содержит
огромный материал, раскрывающий творчество русских
новаторов в области металлургии, механики, машино-
строения, горного дела, химии, авиации. Автор восета-
навливает правду о самостоятельности и оригинальности
русской технической мысли, занимающей почетное место
в мировой технике.
	Сталинские премии призывают советских ученых рав-
няться по лучшим образцам. Они мобилизуют творческие
	силы ученых на разрешение наиболее актуальных задач“
	я на ликвидацию отставания отдельных участков науки.
Большое неудовлетворение советской общественности
вызывает тот факт, что за ряд последних лет советские
историки не дали серьезных работ по истории советского
общества, новой и новейшей истории зарубежных стран,
а советские юристы и философы в силу отставания этих
участков не выдвинули работ, достойных Сталинских
премий,

Сталинские премии в области науки за 1947 год, как ив
предыдущие годы, отражают бурный рост культуры и
науки в национальных советских республиках. Совет
ская наука развивается не только в институтах и учеб-
ных заведениях Москвы и Ленинграда. Центры научно-
исследовательской работы имеются во всей стране. Со-
ветские люди с гордостью отмечают, что высокими награ-
дами отмечены труды, разработанные в Академиях наук
и университетах Киева и Баку, Казани и Алма-Аты, Ере-
вана и Ташкента.

Крупным достижением является отмеченный Сталин-
ской премией «Полный русско-азербайлжансний сло-
варь»; включающий до эта тысяч слов и отЕрызающий
богатства русского языка TAA. MHOFEX Maporon Coes
Бостока. Об этом ие са детельствует виервые и.

востока. Об этом же а впервые изанный
научно-критический текст знаменитого «Hla pag Hans»
Низами. Научное издание этого текста открыло для
мировой культуры одиз us величайщих литературных
памятников.
	На развитии национальных культур народов СССР
сказывается огромное плодотворное влияние русской.
	культуры и стремление народов обогатить свою культу-
	ру достижениями русской науки, литературы, искусства.
	Вместе с тем выросло и приобрело большое значение
стремление народов СССР обогатить ценностями своей
культуры братские народы, открыть им доступ к сокро-
вищам своей истории, литературы, архитектуры.

Советская наука, окруженная любовью народа, постоян-
но поддерживаемая и направляемая большевистской
партией, идет к новым и новым победам. Люди советской
науки стоят в первых рядах борцов за победу коммуниз-
ма в нашей стране.

_ Выдающиеся mpynoe
	матике, который обобщает достижения совре-
менной математики, а также собственные ис
следования автора.

Чрезвычайно тонкие и ‘остроумные экепе-
риментальные исследования в области низ-
ких температур проделал А. И. Шальвиков.
	’ Его работы вносят много нового в понима».
	ние поведения вещества вблизи к абсолют-
ному. нулю.

А. А. Ильющин дал строгую и общую тео-
рию устойчивости пластин и оболочек на
основе последних достижений теории. упру-
гости и пластичности е применением. совре-
менного ‘аппарата математического анализа.
Разработанная А. А. Ильюшиным теория
уже нашла широкое применение на практи-
ке при расчете материалов на прочность и
устойчивость, в строительной механике и в
других областях техники и дала большую
экономию. в. металле.

Первая премия в области. химических наук
присуждена академику. Н. Д. Зелинскому и
профессору Московского университета Н. И.
Гаврилову за исследования в области химии
белка. Проблема строения и синтеза белка
является одной из центральных. проблем со-
временного естествознания. В результате
многолетних исследований Н, Д. Зелинскому
и Н. И. Гаврилову удалозь разработать и
подтвердить на обширном эксперименталь-
ном материале новую теорию строения. бел-
ка, основанную на признании циклического
характера связей отдельных аминокислот в
белковой молекуле.

Новые методы синтеза различных. метал»
лоорганических соединений даны в. рабо*
тах члена-корреспондента Академии наук
К. А. Кочешкова. Проблемы синтеза целого
ряда фтористых соединений ‘разработаны в
результате ‚исследований члена-корреспон-
дента Академии наук И. Л. Кнунянца. Про-
фессор А, П. Терентьев предложил новый
оригинальный способ сульфирования орга-
нических соединений. Эти, а также другие
работы в области химических наук, удо-
стоенные Сталинской премии, свидетель-
ствуют о разнообразии тематики и широте
фронта экспериментальных исследований
наших химиков. Вместе с тем необходимо
отметить отсутствие на протяжении ряда
лет крупных обобщающих теоретических ра-
бот по химии. В нашей литературе по фи-
зической химии давно нет солидных курсов,
обобщающих новейший экспериментальный
материал и выдвигающих новые теории, Бо-
лее пятнадцати лет нет таких курсов по
органической химии, в результате чего наша
научная молодежь вынуждена руководство-
ваться в основном иностранной литературой.
Создание фундаментальных, трудов, теорети-
чески ‘осмысливающих последние достиже-
ния ‘науки,- одна ‘из существенных задач
для советских химиков.
	Сегодня советское правительство вёнчает высоким
званием лауреатов Сталинских премий. деятелей науки,
талантливых ученых и новаторов за выдающиеся науч-
ные труды 1947 года.

Семья лауреатов Сталинских премий пополняется
новым отрядом. Передовые ученые, которым народ и
правительство оказали высокую честь, — это люди,
смело прокладывающие новые пути’ в науке, это
верные служители советской науки, о которой десять
лет назад товарищ Сталин сказал, что она «не отгора-
	живается от народа, не держит себя вдали от народа, а -
	готова служить народу, готова передать народу все за-
воевания науки, которая обслуживает народ не по при-
нужлению, а добровольно, с охотой», -
	за передовыми людьми советской науки стоят сотни.
	и тысячи людей, об’единенных в научные коллективы,
самоотверженный труд которых способствовал созда-
нию замечательных иеследований и открытий. Работы
передовых ученых опираются на практический опыт
и творческий труд миллионов людей, которые своей со-

А р di tw nw. tt
	зидательной деятельностью беспрерывно обогащают тео-_
рию, ломают старые нормы и Являются неисчерпаемым.
животворным источником ‘развития и роста подлинной.

пауки. yt ;

Своими трудами за 1947 год советские ученые рапор-
туют народу о ходе выполнения задачи, поставленной
товарищем Сталиным; — догнать и превзойти достижения
науки за рубежом. Советские ученые дали крупные исале-
дования и открытия, сказали новое слово в мировой
науке и сделали шаг вперед по пути, указанному вели-
ким Сталиным.
	Отдавая свои силы, знания, таланты, свою творче-
	скую энергию делу строительства коммунизма, делу.
	укрепления нашего общественного и государственного
строя, люди советской науки пользуются заслуженной
любовью и уважением советского народа. Вот почему
присуждение Сталинских премий за научные труды
является всенародным торжеством, радостным праздни-
ком нового облщества, в котором наука занимает почетное
и славное место.
	Советская наука беспрестанно раздвигает рамки позна-.
ния окружающего нас мира, снимает покров с многих.
	загадок природы, подчиняет власти социалистического
общества могучие силы, остававытиеся еще недавно неиз-
вестными человеку.

Движимые великим чувством советского патриотизма,
верные делу коммунизма, советские ученые находят все
новые и новые силы для решения больших и сложных
задач.

Советские ученые добились крупных ‘успехов в обла-
сти физики космических лучей. Эти успехи, достигнутые
в трудах советских физиков, открывают новые пути ре
шения проблемы ядерных сил.

Достижения советской ‘науки наши люди pacematpm-
вают как еще один шаг по трудному пути, на котором
	открываются новые величественные перспективы, Совет-
	ские ученые своими работами в области химии белка при-
ближают нашу науку к разрешению одной из централь-
ных проблем современного ‘естествознания — а
строения и синтеза белка.

Многие работы советских ученых, относящиеся, казаз
Лось бы, к сугубо теоретическим областям науки, уже
прошли проверку жизнью и служат практике COMMAAH™
стического строительства.

Советские учёные оказывают огромную помощь наше-
му народному хозяйству споейс к er PPEMACMHON:, “Bore
кельнослью, направленной на повышение производитель“
ности труда. Геологи в своих научных трудах дают в py:
ки разведчиков недр новоё оружие ‘для поисков полез-
ных ископаемых, Ученыеселекционеры ‚разработали.
основы селекции клевера и ‘агрономические мероприятия
по увеличению урожайноети этой культуры, ученые-агро-
номы дали труды об условиях улучшения лугов. и паст
биш и правильном их использовании и этим самым ока

зали большую помощь социалистическому земледелию,
	вашему колхозному крестьянству.
	Люди советской науки далеки от зазнайства и. само“
успокоенности. Много еше нужно поработать над тем,
чтобы выполнить задачу, поставленную товарищем
Сталиным, и` превзойти достижения науки за рубежом.
Но многое уже слелано; труды; отмеченные Сталинскими
	премиями, являются вехами на этом великом пути и

eee @ бар ЧО Ко ФЕД ды В В о до Вы С be @ © &eee2®
	Присуждение Сталинских премий за рабо-
	ты в области науки - праздник всего совет-
ского народа. В этот день подводятся итоги
напряженной. творческой деятельности’ co
ветских ученых, которую они проводили в те-
чение года на полях и в лабораториях, в на-
учных кабинетах и на заводах. .

В нашем государстве, которое живет и раз-
вивается на основах социалистического пла“
нирования, роль науки особенно почетна и
велика. Это знают советские. ученые, ошу-
щающие на себе постоянную заботу партии,
правительства, великого кормчего страны
социализма И, В. Сталина. Окруженные. все-
народной любовью и уважением, советские
ученые считают своим священным долгом
отдавать все свои силы и знания, все твор-
ческие способности ума, весь свой опыт на
благо народа. Только в социалистическом го-
сударстве плоды научного творчества, явля-
ются достоянием широких народных масс,
Поэтому в нашей стране труд ученого светел
и радостен. Этой радости, этой благородной
цели лишен труд ученого капиталистического
мира. .

Заправилы буржуазного общества, хозяева
монополий, реакционные политики, церков-
ники, милитаристы, социал-предатели заин-
тересованы не в развитии, а в удушении под-
	ливной науки, направленной на благо народ-
	ных масс. Они эксплоатируют труд ученых,
используя его в целях империалистических
захватов, для удушения народных движе®-
ний, для ещё большего подавления и угнете-
ния трудящихся масс. Наглядная иллюстра-
ция этому — стремление империалистических
кругов Америки раздувать исследования в
области средств массового разрушения, по-
	ошрять создание новых видов атомного, хи-
	мического, бактериологического оружия. Про-
грессивные ученые буржуазных стран ведут
борьбу против использования науки в целях
	разжигания войны и подавления демократии.
	К этой борьбе с симпатией и сочувствием
относится все передовое человечество. ~
Советские ученые н этом году собрали
обильную жатву научных открытий и тру-
дов. Работа лучших из них оценена высшей
	наградой.
	К столетию о дня смерти
В. Г. Белинекого .
	Заседанмем, посвященным 100-ле-
тию со дня смерти В. Г. Белинского,
открывается 8 июня общее собрание
Академим ноук СССР.

На заседании будут заслушаны
доклады о роли Белинекого в разви-
тии русской литературы ио его эсте-
тических взглядах.
	Г ож.
Вечер памяти В. Г, Белинского про-
	водят Совет по наузчно-технической
пропаганде и Дом ученых Академии
	наук СССР. На вечере 2 июня будет.
	прочитан доклад «Роль Белинского в
русском революционном лвижении».
		‘Советская Латвия
‘готовится к празднику. песни.
	ЦК КП(б) Латвии .и Совет Мини-
стров Латвийской ССР решили про-
вести в июле традиционный празд-
ник латышского народа — праздник
песни.

Первый певческий праздник в
Латвия состоялся 15 лет назад, в
1873 TORY, по инициативе прогрес-
	осивной датышекой интеллигенции.
	Нынешний, по счету 10-4, празд-
	ник песни будет самым грандиоз-.
	вым, всенародным праздником.
В нем примут участие 1.400 хоровых
коллективов, насчитывающих 12 ты-
сячи певцов. В составе хоровых
	кружков — люди самых различных
возрастов и профессий: рабочие и
	работницы, служащие и домашние
хозяйки, крестьяне и крестьянки,
	интеллигенция и студенты, учание“
ся. средних и начальных школ.

В репертуар праздника включено
около 40; латьииских, русских, эстон=
ских и литовских народных. песен,
песен классиков и современных ком-
позиторов. На празднике будет
‚исполнена «Кантата о Сталине», му-
зыка А. Александрова, а также пес-
ня латытиского композитора Я. Ме-
‚дыня «Латыши славят Сталина» —

В уездах и городах Латвийской
ССР праздник песни начнется в
вервых числах июля. Затем лучшие
хоровые коллективы с’едутся в сто-
лицу республики — Ригу. Злесь со-
стоится заключительный концерт,
на котором выступит сводный хор в
составе до 20.000 певцов. os я
	С большим под’емом встретило на-
селение города Чембар и всего Чем-
барского района Нензенской области
Указ Президиума Верховного Совета
РСФСР от 11 мая с, г. о переимеёнова-
нии города Чембар в город Белин-
ский и Чембарского района в Белин-
	ский район. В городе и районе про-
	шли многолюдные митинги и собра-
ния,

- Пензенский областной радиокоми-
тет организует специальные радио-
передачи, посвященные памяти
В. Г. Белинского, Областная газе-
та «Сталинское знамя» публикует
статьи о В. Г. Белинеком. :
		ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
	Большую помошь ‘новому уни
верситету оказал Московский rocy=
дарственный университет. Для заве-
дывания кафедрами и для чтения
лекций OH командировал” десять
научных работников,

В 1948—1949 учебном году будет
принято в университет 200 человек,
Будут работать факультеты: исто-
рико-филологический ‘(с восточным
отделением),  геолого-почвенно-Рео-
графический и биологический. С пер-
вого же курса студенты будут при-
злекаться к самостоятельной ‘науч-
но-исследовательской работе.

Ректором университета утвержден
доктор исторических наук ИТ. Раджа-
бов.
	СТАЛИНАБАД. (Наш корр.), В но-
вом учебном году в столице Таджи-
кистана — ‘Сталинабаде открывается
Государственный университет. Это
больное событие в жизни таджикско-
го народа, свидетельствующее о его
	культурном росте,
Основная задача Государственного
	университета — готовить для респуб-
лики. квалифицированные научные
кадры:
	Занятия в университете начнутся.
	1 сентября, Сейчас идет деятельная
подготовка к началу учебного года.
	Заканчивается ремонт и обсрулова-
	ние классных помешений, лаборато-
	‚рий, научно-исследовательских: каби-
	нетов и общежитий для студентов.
	СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Ва
всех городах и районах Свердлов-
ской области лекторы, пропаганли-
	CTH, преподаватели вузов и. школ
	вроводят лекции и доклады о жиз-
ни, творчестве и революционной
деятельности В. Г. Белинского.

1 июня, в день юбилея, в Сверд-
ловске и в `других городах области
состоятся общегородские собрания.
	‚Свердловская государственная пуб-
	личная библиотека имени В. Г. Бе-
линского подготовила передвижную
выставку о жизни и творчестве ве-
ликого резолюционера-демократа.
и :
]
Брошюры в помощь

агитатору
	Отдел. агитации ‘их пропаганды
Сталинградского обкома ВКП(б) под-
готовил и издал в помощь агитатору
промячаленных” предприятий ‚и, кол-
He дереныи брошюры, в которых
 Зывается 05 опыте оаботы ay
Asaopos.
‘ зыпушены в cher:

эаемущакиы в свегороппоры:

>

‚А большевистского слэва» опыт
агитаторов Н. Си чонова из

[яза «Ленинский путь» Урюпин-

сы 29 района и 3. Сучилиной 13
	Р« юдищенской МТС; «Пятилетку в
чезыре года» — запись беседы агита-
тора’ завода «Красный Октябрь»
А. Коляды о послевоенной сталин-
ской пятилетке и сборник «В по-
мошь агитатору». В него вошли
статьи «Ленин как агитатор», «Пя-
тилетка промышленности _CTaAHH«
града», рассказ агитатора CT3
т. Баньковского об опыте проведе-
ния бесед среди рабочих, и статья
«Сталинская программа послевоен-
		КОМПОЗИТОРЫ УКРАИНЫ ОБСУЖДАЮТ
СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
	КИЕВ, 29 мая СТАСС) На днях
Центральный Комитет КП(б)У вы-
нес решение о состоянии и мерах
улучшения музыкального искусства
		516) 05 опере «Великая  дружба»
В. Мурадели. ЦК КП(б)У вскрыл
серьезное отставание на ‘фронте
украинского музыкального  искус-
ства и призвал композиторов респуб-
лики мобилизовать свои творческие
силы для нового расцвета. укоаин=
ской советской музыки.

Композиторы и музыковеды столиь
цы республики на обшегородском
собрании два’ дня. обсуждали свои
неотложные творчеекие задачи в све-.
те этого постановления. _

В своем докладе председатель
правления Союза советских компози-
торов Укочины т; Г. Веревка, как и
выступившие в прениях товариити,
	‚единодушно одобрили постановление

Центрального Комитета- ЕНФУ и
признали справедливой суровую кри-
тику, прозвучавшую по адресу ком-
позиторов Б. Лятошинекого, Г. Т&-
	‘ранова, И. Белзы, М. Тица, М. Гозен-
нуда, М. Вериковского и других но-
сителей формалистического, антина-
родного направления в музыке. _
Участники собрания единодушно
подчеркивали необходимость  по-
стоянного и неуклонного идейно-по-
литического роста и воспитания ком-
позиторов. Особое внимание Должно
быть уделено’ созданию украинских
советских опер на современные Te
мы, а также музыкальных произвеле-
ний для массового слушателя. Ком-
позиторы товорили о необходимости
тесной связи между деятелями му-
зыкальной культуры и передовика-
ми социалистической промышленно:
сти, сельского хозяйства, работника-
°ми советской литературы и науки.
’Тесная творзеская ззаимоевязь долж».
на быть установлена между компози-
торамии исполнительскими KOAACKTH-
вами и солистами, *;

Собрание с болышим под’емом
приняло  приветственное mMcBMO
великому нождю и учителю товарищу
И. В. Сталину. = -
	водственная база социализма» и «Со-
циалистическое планирование на-
родного хозяйства», Лекции вызыва-
ют большой интерес среди партий-
`ных’и советских работников, руко-
‘водителей предприятий, плановиков,
инженеров, экономистов, бухгалтеё-
ров. На ‘каждой лекции присут
	ствует до 500 человек.
	ЛЕКЦИИ ПО ПОЛИТЭКОНОМИИ: СОЦИАЛИЗМА
	КРАСНОДАР. (Наш корр.). Крас-
	нсдарский горком ВКП(б) организо-
вал для  партийно-хозяйственного
актива города чтение цикла лекний
по политической экономии социа-
лизма. ‘

Состоялись первые три. лекции:
«Социалистическая система народно-
го хозяйства», «Материально-произ-
	ь ©.
	Премию второй степени получила работа
	оли
Ю. ЖДАНОВ
хФо
	Премии первой степени удостоен профес-

сор В, П. Батурин за научный труд «Петро-
графический анализ. геологического прошло-

го по терригенным компонентам». В этом
труде автор рассматривает сзойства терри-
генных. пород, приемы и методы их изуче-
ния и на основе данных петрографического
анализа воспроизводит картину физико-
географических условий геологического
прошлого. Труд В. И. Батурина имеет вы-
дающееся научное и практическое значение
для поиска полезных иекопаемых и является
единственным в мировой литературе в дане
ной. области знаний.

Высокой наградой отмечены работы, обоб-
шающие изучение природных богатств на-
шей нсоб ятной Родины. В научном труле
по геологии Северного Кавказа член-коррес-
пондент Академии наук В. П, Ренгартен по-
казал богатство и многообразие геологиче-
ских структур и сырьевых минеральных ре-
сурсов этого. края. ;

В удостоенной премии работе ‘действитель-
ного члена Академии наук Казахской CCP.
Н. В. Павлова «Растительное сыоье Казах»
стана» описаны 1.111 растений Казахстана.
	Бнига, составленная автором на основе мно-
	голетнего изучечия флоры Казахстана, яв-
ляется ценным вкладом в изучение и иселе-
дование природных богатств нашей страны,

Первой премией в области сельскохозяй-
ственных наук отмечена работа профессора
П. И. Лисицына «Вопросы биологии красно-
го клевера». Труд П. И. Лисицына является
монографией, в которой автор подводит ито-
ги своих 38-летних работ в  области изучения
красного клевера. Целью своих многолетних
исследований автор ставил создание теоре-
тической основы методики селекции клеве-
ра и разработку агрономических мероприя-
тий, направленных на повышение ‘его уро-
жайности. ` т :

Премий второй степёни удостоены работы
доктора биологических наук С. П. Смелова
«Биологические основы луговодетва» и про-
фессора И, В. Якушкина «Растениеводство».

Отмеченные премиями работы в обласги
сельскохозяйственных и биологических наук
свидетельствуют о крупных успехах целого
ряда наших ученых ‘биологов и агрономов.
Однако: необходимо отметить; что сельскохо-

зяйственная и биологическая науки нахо-
’дятся еше в большом долгу перед нашей
страной. Вопросы экономики сельскохозяй-
ственного производства, организация труда
 B колхозах и совхозах, многие важные про-
 блемы повышения урожайности хлебов и
	Радуясь ‘успехам: советских историков и
филологов в разработке многих проблем: нау-
ки; нельзя не отметить с чувством большой
тревоги отсутствие в нашей литературе до-
стойных высокой награды работ в области
	современной истории и особенно ‘истории. 66-

we unre ee ТОТ
	ветекого периода. Здесь, очевидно; сказывает-
ся неблагополучное положение, сложившееся
на этом фронте исторической науки. В рав-
ной мере обращает на себя внимание orTeyt-
ствие премированных работ по Философии и
праву. Советская общественность ждет от на-
ших философов после минувшей Философ
	‚ской дискуссии полноценных трудов, двига-

щих вперед марксистскую науку; тебрети-
чески глубоко осмысливающих явления сов-
ременной общественной жизни и естествозна-
	‘остро. _бичующих и разоблачаюших

растленную буржуазную философию.
	Присуждение Сталинских премий за 1947
год свидетельствует о все более нарастающем
темпе и об’еме научных исследований в на-
шей стране. В этом году присуждено значи-
тельно болыше премий, чем в прошлом, Пре-.
красные работы, достойные Сталинской пре
мии, дают не только крупнейшие научные
центры Москвы и Ленинграда, но также и
ученые Украины, Казахстана, Армении, Азер-
байджана, что свидетельствует о расивете
научного творчества во всех республиках
многонационального Советского Союза.
	Увеличение числа ‘выдающихся ‘трудов,
удостоенных Сталинской премии, разнообра-
зие научной тематики, высокая активность
исследовательской работы на периферии, —
все это показывает, с какой поистине сказоч-
ной быстротой наша великая страна идет по
пути научно-технического прогресса; :

Присуждение Сталинских премий вдохнов-.
ляет наших ученых на новые научные под»
виги, на смелые исследования, постановку
новых вопросов, важных для народного хо-
зяйства и общественной жизни страны.
	Весь: советский народ приветствует сегол-
ня лауреатов Сталинской премии, желаст им
новых творческих успехов. Вдохновленные
высокой наградой ученые нашей страны
умножат свои усилия, чтобы скорее BLITOA-
нить сталинский наказ: догнать и превзойти
достижения науки за пределами нашей
страны.
	В области Физики выделяется работа
А. И. Алиханова и А. И. Алиханяна, кото-
рые, исследуя космические лучи, открыли
новые атомные частицы, так. называемые
варитроны, Открытие этих частиц, обладаю-
щих изменчивой массой, является крупней-
шим. достижением в физике космических лу-
чей за последние годы. Эта работа удостоена
премии первой степени. =

Глубокую теоретическую разработку вопро-
сов, касающихся обшей теории алгебраиче-
ских уравнений, дал член-корреспондент
Академии наук Н. Г. Чеботарев. В области
математических наук удостоен высокой на-
грады хорошо известный многотомный труд
академика В. И. Смирнова по высшей мате-