30 мая 1948 г., № 15 (70)

ЛЬГУ
		u MUS

В Управлении nponaranovl
		ВК11(6)
	Газеты после постановления Центрального
Комитета ВКП(б) стали шире освешать во-
просы искусства. Однако за последнее время
редакции ослабили внимание к театральной
жизни, крайне ‘редко и несистематически пе-
чатают рецензии на новые спектакли. Так,
«Труд» и «Литературная газета» за четыре: с
половиной месяца этого года не опубликова-
ли ни одной театральной рецензии. Почти
совершенно не находит отражения в цент-
ральных газетах творческая жизнь театров
союзных республик, краев и областей.
	Редакциям газет предложено полнее осве-
щать работу театров страны, привлекать к
участию в газетах квалифицированных теат-
ральных и литературных критиков, публи-
ковать статьи проблемного характера по во-
просам театра и драматургии.
	На совещании был обсужден также вопроз
о сроках выхода газет из печати и достав-
ки их читателям. Проверкой установлено,
что редакции ряда газет нарушают сроки на-
чала печати газет из-за неупорядоченноети
внутриредакционной работы. Редакции ‘пло-
хо борются за своевременный выпуск газет
и доставку их подписчикам. Некоторые ре-
дакторы безответственно относятся к соблю-
дению сроков подготовки номера газеты к
печати, Особенно плохо обстоит дело в ре-
дакциях «Литературной газеты» и «Coser
ского искусства». Эти газеты иногда достав-
ляются читателям с опозданием на сутки.
	Одной из причин опоздания газет является
задержка в поступлении материалов ТАСС.
Руководству ТАСС необходимо своевременно
обеспечивать передачу материалов в очеред-
ные номера газет. Редакции газет и органы
связи обязаны принять все меры к тому,
чтобы обеспечить отправку центральных га-
	-зет с утренними поездами, а по Москве по-
	ставлять газеты ‘подписчикам до 8 часов
утра.
	Редакциям газет, как центральных, так и
местных, надо сделать все необходимое для
того, чтобы читатель получал газету без
опоздания.
	и ШИтШаНиИи
	О советской музыкальной комедии
	$хФ>®
А, СОФРОНОВ

Лауреат’ Сталинской премни
$®$>
	шенная Главреперткомом только для ростов-
ского театра (7!) пьеса И. Стальского «Ошибка
	сердца». В «пьесе» рассказывается, как суд-
	лер Грачев посредством грубо сфабрикован-
ной фотографии ‘разрушил счастье нежно
любящих друг друга архитектора Дубравина
и опереточной артистки Максимовой. Так все
просто: взял да и показал Дубравину снимок,
сделанный на: репетиции, когда Максимова
«по ходу действия» целовалась с партнером.
И все! Бравый, декламирующий о любви воя-
ка, прошедший огонь-и воду, поверил, и опе-
ретта готова. Потом Грачев признает перед
членами профсоюза свои ошибки и даже до-
бивается прощения у членов месткома, а лю-
бовь Максимовой и .Дубравина «счастливо
развивается» ко всеобщему удовольствию. Но
	  гока они об’ясняются в любви, зрители вы-
	нуждены выслушивать плоские остроты, со-
мнительные ныганские и «восточные» куп-
леты, бесчисленное количество «диких стихов».

Вот как, например, директор ресторана Ма-
	‘рия Ивановна «инструктирует» официанток:
	итд.
	МАРИЯ ИВАНОВНА:
$ Ия иду,
Легка, стройна,
Несу еду,
Бокал вина.
Иду я прямо,
Не бочком,
Стучу высоким
Каблучком:
A ножкой-крошкой.
 Тук-тук-тук.
ОФИЦИАНТКИ:
Тук-тук!
МАРИЯ ИВАНОВНА:
Спешу дорожкой
Тукегук-тук.
ОФИЦИАНТКИ:
Тук-тук!
	ПИСЬМО В РЕДАКПИЮ
	Проф. М. Эйхенгольи искажает
4. русский язык
	М. Эйхенгольц,. желая охарактеризовать лю-
бовь Леона к Эмме; применяет такие выра-
жения: «Здесь явна пародия на романти-
‚ческий тип. ангелоподобной женщины, на-
громождение восточной ‘экзотики и ‘готиче-
ского средневековья. Но затем, ‹ утратив
иллюзии, Леон следует заветам буржуазного
практицизма» (стр. 9). ь

По поводу произведения Флобера «Иску-
шение св. Антония». автор вступительной
статьи пишет: «Смысл изречений дьявола в
том, что буржуазное естественно-научное
‚мировосприятие, позитивизм и. эмпиризм
приходят к ` логИческому самострицанию в
философии релятивизма и  агностицизма»
(стр. 21). И дальше, через несколько строк,
сказано: «Это символико-аллегорическое
действо в духе средневековых mopaanto и
мираклей».
	Статья М. Эйхенгольца сплошь пестрит вы-
ражениями: «будучи эрудитом», «мифологи-
зировам пейзаж», «стилизаторские тенден-
ции», «эпатирование читателя», «традицион-
ные аксессуары», «позитивистическая науч-
‚Ность», «гротескные мотивы», «перипетии его
драмы», «является экспозицией» ит. д. и т.н.
	‚Если М. Эйхенгольц так пишет популярные
статьи о западной литературе, то как выгля-
дят его лекции студентам, научные статьи и
доклаты?

В большинстве случаев применение ино-
странных слов в статье М. Эйхенгольца
отнюдь не вызывается необходимостью: их
вполне можно (и нужно!) заменить соответ-
ствующими чисто русскими словами.
` Ценность всякой статьи, предназначенной
для массового читателя, заключается в том,
	‚что она должна быть написана хорошим
литературным языком, просто, понятно и
	датеоратурным пзывком, просто, понятно и
научно,

М. Эйхенгольц отнюдь не популяризи-
ровал характер творчества Флобера, а сде-
лал противоположное: массовый читатель не
будет ежеминутно возиться со словарем
иностранных слов, чтобы вникнуть в содер-
жание вступительной статьи, он просто не
станет читать этот набор иностранных слов,
претендующий на внешнюю «красивость»
стиля. и на ненужную и ложную «науч-
ность»,

В появлении ветупительной статьи, напи-
санной так невнимательно и таким искажен-
ным русским языком, повинен не только ее
автор. В этом виноваты и работники Госу-
дарственного издательства художественной
литературы (редактор книги т. Рудковская),
разрешившие издать в массовой серии ста-
	Александр ИВАНОВ.
		Государственное издательство художе-
ственной литературы выпустило массовым
тиражом избранные сочинения Г. Флобера *.
` Появление массового издания избранных
произведений одного из мастеров француз-
ской литературы надо ‘приветствовать. Но, к
сожалению, вступительная статья к этому
изданию, написанная профессором М. Эйхен-
гольцем, явно неудачная,
‚ М. Эйхенгольц вместо ‘популярной статьи,
предназначенной для ‘массового советского
читателя, написал излишне. пространную
статью (20 страниц убористого текста),
в ложноакадемическом стиле, густо «усеял»
ее иностранными словами и сделал все
возможное, чтобы она стала непонятной
массовому читателю.

Даже русская речь у М. Эйхенгольца
пересыпана такими словами, которых можно
с Успехом избежать: «бытовизм», «осмыс-
ляются», «взаимоопределяемость», «нарочи-
Tad», «осмысление», «мировосприятие» и т. д.

М. Эйхенгольц, говоря 0 творческих
муках Флобера, приводит слова писателя об
«ужасах стиля», «мучениях с асвонансами»,
«пытках с периодами» и т: д., а сам и не по-
думал, какие «ужасы» будет переживать чи-
татель, решивший познакомиться с харак-
теристикой творчества Флобера в его
(М. Эйхенгольца) изложении.

Может быть, М. Эйхенгольц полагает, чго
говорить о творчестве Флобера невозможно.
без применения иностранных слов? Грубое
заблуждение! Русский литературный язык
так богат словами, гибок и живописен, что
		мые сложные вопросы науки, техники, лите-
ратуры, Е не применяя иностран-
ных слов.

`Сам Флобер отзывался о русском языке с
болышим уважением, а И. С. Тургенев, о
дружеской близости которого с Флобером рас-
сказывает М. Эйхенгольц, советовал’ всем ли-
тераторам: «Берегите наш язык.. Обращай-
тесь почтительно с этим ‘могущественным
орудием, в руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса.

Что же мы видим в статье М. Эйхенгольца?

Касаясь мировоззрения Флобера, он пи-
тет: «Наблюдается известная эволюция его
взглядов от юношеского романтического пес-
симизма к фаталистическому мировосприя-
тию 50-х годов, связанному с ‘увлечением
биологическим детерминизмом» (стр. 5).

При разборе романа «Госпожа Бовари»
	Гюстав Флобер. Избранные ‘сочинения.
Государственное издательство художествен-
ной литературы, Москва, 1947 г, 648 стр. Ти-
раж 100,000 экз, Цена 22 руб.
	Оперетта — один из. наиболее популярных
жанров искусства. Театр, соединивший в себе
комедию, мелодраму, сатиру, ‚музыку, танец,
пользуется неслучайным и‘давним успехом.

Дореволюционная Россия не знала отече-
ственной оперетты. В театрах оперетты гос-
подствовали бездельники во фраках и «ро-
скошные» красавицы, «веселые вдовы» и
«жрицы огня», танцующие и поющие под му-
зыку Кальмана и Легара. Русское оперное
искусство дало народу бессмертные созда-
ния, вызывающие восхищение всего мира,
а в жанре оперетты на сцену выбрасывались
венско-парижские об’едки. И в то же время
предавались забвению такие замечательные
образцы. народной музыкальной комедии, как
«Запорожец за Дунаем», «Наталка-Полтавка».

Театр советской музыкальной комедии
предстояло создавать по существу заново.
Надо было отойти от «венских» штампов, от-
казаться от фрачных героев, от изображения
«роскошной» и безмятежной жизни, смело
ввести в оперетту общественную тему, уси-
лить ее сатирическую направленность.

В 1937 г. появилось произведение, которому
принадлежит почетное место в советском те-
атре, — музыкальная комедия *озадьбя в Ма-
линовке».

«Свадьба в Малиновке». сыграла значитель-
ную роль в развитии советской музыкальной
комедии. Ее достоинство в том, что события,
происходящие в ней, и развитие. этих собы-
Tuk правдивы. Не узловный «опереточный»
герой действует в ней, а живой советский
человек. После «Свадьбы в Малиновке» по-
явились музыкальные комедии: «На берегу
Амура», «Золотая долина», «Вольный ветер»
и другие.

Создание этих произведений означало, что
советская музыкальная комедия. и оперетта
ищут. свой самостоятельный путь как жанр.
советского реалистического демократического
искусства.

Говоря о некоторых успехах советской
музыкальной комедии, стоит обратить вни-
мание на недавно появившуюся на сцене
Московского театра оперетты пьесу «Беспо-
койное счастье». Комедия эта далека от со-
вершенства. Но есть в ней нечто такое, что
радует. При несложном, несколько традици-
онном сюжете она подкупает зрителя
правдивым раскрытием характера нового че-
ловека, советского человека нашего времени.
Наибольшей удачи авторы лостигли.в изо-
	  бражении образа шофера, бывшего танкиста.
	кубанского казака Бурмака. Его отношение
к любимой девушке, к товарищам, все его
поступки дороги тем; что в них раскрываются
черты социалистического сознания. Появле-
ние на сцене театра музыкальной комедии
такого образа, наделенного неподдельным
обаянием, и есть подлинное новаторство,
И достигнуто это благородными средствами,
в пределах жанра музыкальной комедии, без
отступлений в риторику, а в действии, в по-
ступках, в раскрытии характера простого
человека. ь /

Среди авторов музыкальных комедий суще-
ствует до сих пор не разрешенный спор’ о
том, что является главным в этом жанре: му-
зыка или текст? Спор этот беспредметен и;
вероятно, мог возникнуть только из-за несо-
вершенства самого жанра. В лучших евоих
образцах музыкальная комедия хороша имен-
но там, где текст настолько органично свя-
зан с музыкой, что отделить одно от другого
невозможно.

Тем ответственнее роль писателей, работаю-
щих в жанре оперетты. Перед ними стоят за-
дачи — показать силами музыкального театра

‚ характеры людей нашего времени, раскрыть
‘конфликты. Там, где авторы музыкальных
‘комедий сумели увидел. в жизни и вопло-
“THT в сазнических” ~ 2a3ax близкое совре-\
менности, типичнса ja нашей жизни, их.
ждет успех; там ЖФ. ь они пытаются втис-
нуть явления дей мельности в венские
‚каноны, где они пол уются штампами, там
их подстерегают Heys (aut и холодное отно-
‘шение зрителей.

Может быть, нигде так не. ошущается пока
незнание действительности, неумение уви-
деть в ней сложные процессы, как среди ав-
торов текстов музыкальных комедий. Когда
приходится читать их сочинения, удивляешь-
ся равнодущию, с каким они подходят к жиз-
‘ни. Часто вместо подлинной жизни на сцену
тянутея пошленькие истории под видом
борьбы с пережитками капитализма в созна-
нии людей.

Одним из таких примеров является разре-

На партийных собраниях
работников
центральных издательств
	„В. настоящее время в издательствах Москвы
	‘проводятся партийные собрания, созванные
	для  обсуждения итогов совешания работни-
ков центральных издательств, состоявшегося
19—20 мая. Партийные собрания уже прошли
в издательствах Академии наук СССР, «Мо-
лодая гвардия», `Гослитиздате, Госфинизда-
те, Гостехиздате, Сельхозгизе, Госэнергоизда-
те‘и в других издательствах. На собраниях
была развернута острая критика и самокри-
тика недостатков работы издательств, наме-
чены меры улучшения их деятельности.
На партийном собрании в издательстве
Академии наук СССР директор издательства
т. Назаров, а также другие работники отме-
чали правильность критики, которой была
подвергнута работа ‘издательства на совеща-
‘нии в Управлении пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б). Острой критике подверглась ра-
бота редакторов, допускавших при редакти-
ровании книг серьезные идеологические.
ошибки. : Е ин
“Оживленные прения развернулись на пар-
тийном собрании в Гослитиздате по докладу
главного редактора издательства т. Котова.
Выступавшие вскрыли крупные‘ идеологи-
ческие ошибки в работе издательства.

Работники издательства «Молодая гвардия»
отмечали в своих выступлениях, что в изда+
тельстве еше не создана творческая обста-.
новка, важнейшие рукописи книг не обсуж-
даются, роль редактора недооценивается, из-
дательство очень слабо проявляет свою Op~
ганизующую роль в работе с авторами,

Партийное ссбрание Сельхозгиза критико?
вало работу руководства издательства. Ди-
ректор издательства т. Абросимов признал,
что существующая система работы главной
редакции не обеспечивает высокого идейно-
политического уровня выпускаемых книг.
Главная редакция в основном занимается
организационной работой в ущерб идеоло-
гической, что влечет за собой серьезные
ошибки в книгах.

К сожалению, отдельные руководители
издательств и партийных организаций не на-
пелили внимание редакционных работников
на нскрытие ошибок и недостатков в дея-
тельности издательств. Директор Госкульт-
просветиздата т. Ковалев в своем докладе
На партийном собрании занялся самовосхва-
лением, неправильно считая, что в работе
издательства не было никаких ошибок или
недостатков. Несамокритичным был также
доклад секретаря парторганизации Госэнер-
гоиздата т. Шенкмана. В нем отсутствовал
конкретный материал о недостатках и ошиб-
ках в работе издательства.

Участники собраний поправили докладчи-
ков и вскрыли причины плохой работы из-.
дательств.
	покоряющей сердце слушателя напевностью.

Чаще всего, если что и запоминается, так
только сотдельные так называемые «каскад-
ные» ‘дуэты. Трудно назвать хотя `бы одну
арию даже из самых популярных советских
оперетт. Не запоминаются ‘они, в них нет
подлинной мелодии, напевности. Повинны в
этом не только композиторы, но и авторы
	‘текстов. Трудно писать хорошую музыку на
	бесиветный литературный текст. Так рож-
дается в оперетте тягучая и скучная музыка,
	‚музыка бездушная, незапоминающаяся.
	Композиторы призваны создать оперетты, в
музыке которых чувствовались ‘бы. благород-
ные порывы души советского человека. В со-
	ветской оперетте должен появиться. живой,
	яркий, обаятельный положительный герой.
В опереттах должны, наконец, ` появиться
арии, дуэты, которые бы запоминались так
же хорошо, как любимые советские песни.

Перед: композиторами, создающими оперет-
ты. стоят не менее ‘серьезные задачи, чем
	‚перед оперными композиторами. От увертюры
	до последней страницы партитуры музыка
должна быть мелодична, напевна, ‘изящна,
Оперетта должна развивать художественный
вкус зрителей; воспитывать в них любовь
к музыкальному искусству. Композиторы
обязаны сами выдвигать ‘перед театрами те-
мы новых произведений. В советской опе-
ретте необходимо значительно шире исполь-
зовать ‚богатство народного музыкального,
творчества, народные мелодии. Задача глу-
бокого изучения жизни стоит не только пе-
ред писателями, она в равной степени стоит
и перед композиторами.

Союз композиторов обязан направить в
творческие командировки композиторов для
изучения музыкального творчества народов
нашей Родины. Как чудесно поют. в вишне-
вых садах Украины и Кубани, в степях Дона
и Ставрополья! Как поют шахтеры Донбасса
и рыбаки Каспия, какие прекрасные мелодии
звучат в белорусских и сибирских лесах!
Нельзя пибать о жизни советских людей, не
зная их быта, новых обычаев, новых характе-
ров. Наш зритель, наш слушатель чрезвычай-
но ревниво следит за работой своих писате-
лей, своих композиторов. Горячо встречая
удачи, приветствуя их, он так же горячо от-
вергает все фальшивое, надуманное, форма-
‘‚листическов, чуждое народу. Он очень требо-
вателен, наш новый, советский зритель. Ког-
да, например, он слышит в хорошей в целом
оперетте «Беспокойное счастье» разухаби-
	_ONCPCTTC трееновоинУе стае’ але
`стую песевдонародную мелодию «Пару чая»,
	он безошибочно указывает на вульгарность
этой мелодии.

Перед театром музыкальной комедии стоят
большие и‘почетные задачи, и там, где теат-
ры вдумчиво относятся к созданию спектак-
ля,— там приходит удача. Здесь надо отдать
должное Московскому театру оперетты, пыта-
ющемуся сломать многолетние штампы и ка-
ноны, насытить воздух сцены дыханием на-
шей советской жизни. В Московском театре
оперетты, руководимом И. М. Тумановым,
повседневно помогают авторам, вместе с ни-
ми создают спектакли, взыскательно отно-
сясь к каждой своей постановке. К сожале-
нию, этого нельзя сказать о’ многих театрах
периферии. Обратить на: них внимание, по-
высить требовательность к спектаклям этих
театров — прямая обязанность управлений
по делам искусств.

Веселый, жизнерадостный музыкальный
театр, оптимистический по своему суще-
ству, должен значительно быстрее совер-
енствовать мастерство вокальное, актерское
и режиссерское, выращивать новые кадры т=-
`лантливой театральной молодежи, искать сс-
	ретский исполнительский стиль в опереттс.
	Театру музыкальной комедии принадлежит
такая же почетная роль в идейном воспита-
нии народа, как и любому другому театру.
Не пустое развлекательство и трюкачество, а
воспитание в советских людях высоких, бле-
городных качеств, создание умных, политиче-
ски острых, высокохудожественных еспектак-
лей, — вот что должно быть задачей наших
театров музыкальной комедии.

Комитет по делам искусств, Союз компози-
торов и Союз советских писателей обязаны
всемерно содействовать дальнейшему разви-
THI одного из самых демократических жаг-
ров нашего советского искусства —музыкаль-
ной комедии, оперетты, практически помогая
писателям и композиторам, работающим в
этом жанре, выполнить большие задачи, по-
ставленные перед иими г исторических реше-
ниях партии.
	СОВЕЩАНИЯ РЕДАКТОРОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
	На совещаниях редакторов центральных

газет, состоявшихся в Управлении пропаган-
ды и агитации ЦК ВКП(б), был обсужден
ряд вопросов.
  Заслушано сообщение министра сельского
хозяйства СССР т. И. А. Бенедиктова о сель-
скохозяйственных работах в 1948 году и ме-
роприятиях по дальнейшему повышению
урожайности в колхозах. В своем выступле-
нии т. Бенедиктов рассказал об особенностях
сельскохозяйственных работ текущего года.
Он подробно остановился на’вопросах вне-
дрения передовой научной агротехники и
дальнейшего оснащения колхозов и совхозов
страны сельскохозяйственными машинами.
Тов. Бенедиктов. подчеркнул, что в нынеш-
нем году намечены небывалые до сих пор
темпы развития животноводства.

На совещании внимание редакторов газет
было обращено на необходимость более тша-
тельной подготовки материалов, посвящен-
ных столетней годовщине со дня смерти
В. Г. Белинского. :

Управление пропаганды проверило, как в
редакциях газет ведется работа с внередак-
ционным ‘активом и какие меры‘ прини-
маются для улучшения работы отделов пи-
сем. На совещании редакторов были заслу-
шаны доклады главного редактора газеты
«Комсомольская правда» т. А. Блатина и ре-
дактора газеты «Гудок» т. Д. Березина о ра-
боте редакций газет с письмами трудящихся.
Носле ‘докладов состоялся обмен мнениями,

Редакторам газет предложено устранить
крупные недостатки в работе редакций с
письмами трудящихся, укрепить отделы пи-
сем опытными работниками.

Далее на совещании был рассмотрен во-
прос об освещении в газетах театральной
жизни. В постановлении ЦК ВКП(б) «О рв-
пертуаре драматических театров и мерах по
его улучшению» отмечалась важная роль
критики в развитии театрального искусства.
Редакциям газет было предложено система-
тически публиковать статьи о новых пьебах
и спектаклях, вести решительную борьбу
против аполитичности и безидейности теат-
ральной критики.
	`К сожалению, подобных, донельзя пошлых
«оштибок сердца» еще немало на сценах пери-
ферийных театров,

Немало ходит по сценам этих театров сс-
мнительных переделок или; как их называ-
ют, «перелицовок» старых венских. оперетт.
Подчас люди, способные на самостоятельное
творчество, предпочитают заниматься перели-
цовкой. старого. Так, например, драматург
И. Рубинштейн написал десять лет назад
комедию «Взаимная любовь», но затем занял-
ся`перелицовкой и «переделал» следующие
сперетты: «Принцесса цирка», «Веселая вдо-
ва»; «Марица», «Голубая ‘мазурка», «Граф
Люксембург», «Пыганская любовь», «Баяде-
ра». Не свидетельствует ли это о нетребова-
тельности автора к себе и о нетребовательно-
сти театров, о малой их заинтересованности
в создании новых советских оперетт?

Нет, не на путях перелицовок «венщины»
могут показать свое творческое лицо авторы
советских музыкальных комедий. Создание
музыкальной комедии о наших людях — вот
почетная задача для них.

За последнее время ‘стали появлять-
ся пьесы, действие которых происходит или
в Англии, или в Америке, или во Франции,
или в. странах, не обозначенных точно.
В иных из этих пьесе есть сатирическая ост-
рота, в них высмеиваются враги прогресса и
	демократии. Но в иных снова появляются
«фрачные герои», пробиваются «родимые
пятна» «веншины». Разоблачение антиде-
	мократических реакционных сил становится
лишь поводом; чтобы приблизиться к приз
вычной стихий жизни богатых красавиц,
изящных прожигателей жизни, ворчливых
стариков. И если в некоторых опереттах на
темы советской жизни зазвучала простая,
ясная музыка, то авторы оперетт на «запад-
ные» темы все еще находятся в плену у са-
мой скверной джазовой музыки. Это отно-
сится, в частности, к комедии «Одиннадцать
неизвестных», И даже в интересной оперет-
те «Вольный ветер» ощутимо влияние дур-
ных музыкальных образцов.

Вообще е музыкой в оперетте положение
наиболее неблагополучное. Отдельные удачи
композиторов Б. Александрова, И. Дунаевско-
го, М. Блантера, С. Каца, В. Соловьева-Седо-
го, Ю. Милютина и некоторых других не ут-
вердили еще развернутой опереточной формы
с лейтмотивами героев, широкими финалами,
	БОРЬБА ЗА РЕЖИМ ЭКОНОМИИ И ЗАДАЧИ МАССОВОЙ РАБОТЫ
	экономии ведется неконкретно, не носит бое-
вого, наступательного характера.
	Горком и райкомы ВКП(б) не оказывают
	действенной помощи агитаторам. Городские
и районные собрания агитаторов по вопросам
рентабельности и режима экономии не про-
водятся, опыт лучших агитаторов не изучает-
ся и не передается, агитаторам слабо раз’яс-
няются вопросы экономики производства, по-
этому многие из них не имеют сами пред-
	ставления о том, что такое себестоимость,
	Неудовлетворительное состояние агитаци-
онной работы за рентабельность и режим эко-
номии является результатом поверхностного
и формального руководства агитацион-
но-массовой работой со стороны Саратовского
горкома и райкомов ВКП(б).

Борьба за режим экономии и рентабель-
ность работы предприятий является одним из
главнейших условий успешного выполнения
	послевоенной сталинской пятилетки в четыре
	года. Задача партийных организаций — моби-
лизовать всех трудящихся на борьбу за по-
	вышение ‚нроизводительноести- т. уда, за стро-*
жайшую экономию. средств, материалов, ин-
	струментов, времени и добиться. рентабель-
ной работы. всех предприятий.
	лее 40 человек. Агитаторы первичных партий-
ных организаций нередко предоставлены
самим себе; не получают практической помо-
ци в работе, не имеют газет, журналов и
брошюр. Нерегулярно проводятся инструк-
тивные совещания агитаторов.

Слабо используются такие мощные сред-
	‘ства политической агитации, как печать, ра-
	дио и кино. Распространение газет и их ши-
рокое использование в агитационно-массовой
работе не налажено. Республиканские и об:
ластные газеты печатают мало материалов в
помощь агитаторам, а также об опыте
агитационно-массовой работы в колхозах,
МТС и совхозах. Издаваемый отделом про-
паганды и агитации ЦК КН) Киргизии
«Блокнот агитатора» не освешает вопросов
методики и опыта агитационной работы.
На совещании была подвергнута серьезной
критике деятельность республиканского уп-
равления кинематографии, Комитета по. де-
лам культпросветучреждений и органов Ми-
нистерства: связи и Всеёсоюзного радиокоми=
тета, которые не проявляют должного вни-
мания к удовлетворению культурных запро-
сов сельского населения.
. В запущенном состоянии находятся многие
сельские культурно-просветительные учреж-
дения. Партийные и комсомольские органи-
зации неиспользуютинициативы колхозников
для приведения в культурное состояние сель-
ских клубов, библиотек и изб-читален. Гро-
мадные средства; выделяемые колхозами в
культфонды, остаются неиспользованными.
Отделу пропаганды и агитации ЦПК КП(б)
Киргизии предложено устранить отмеченные
недостатки и добиться коренного улучшения
массово-политической работы среди сельского
населения, подчинив ‘агитационно-массовую
работу задачам   дальнейшего ‘укрепления
колхозов, борьбе за высокий урожай и под’ему
обтлцественного животноводства, задачам ком-
мунистического воспитания трудящихся.
	В отделе агитационно-массовой работы
Управления пропаганды ‘и агитации ЦК
ВКП(б) был заслушан отчет заместителя за-
	ведующего отделом пропаганды и агитации.
	Саратовского горкома ВКП(б) т. Челядино-
вой о состоянии агитационно-массовой рабо-
ты по борьбе за рентабельность и режим эко-
номии на предприятиях города Саратова. .

Как показали отчет и выступления в пре-
ниях, Саратовский горком и райкомы ВКП(б)
неконкретно руководят политической агита-
цией на предприятиях. Борьба за социали-
стические методы хозяйства и рентабельную
работу предприятий не стоит еще в центре
внимания партийных организаций города
Саратова. В результате этого некоторые
крупные предприятия города в 1947 году ра-
ботали с убытком. На ряде заводов («Шари-
коподшипник», судоремонтный, «Серп и мо-
лот» и Ap.) допускаются большие производ=
ственные потери, брак, нет должного контро-
ля за расходованием материалов, учета их.
Партийные организации этих предприятий
не нацеливают коммунистов на. борьбу за
	строгую экономию и рентабельную’ работу `
	предприятий. Политическая агитация по во-
просам борьбы за рентабельность и режим
	О МАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СРЕДИ
СЕЛЬСКОГО НАСЕПЕНИЯ КИРГИЗИИ
	На днях в Управлении пропаганды и аги-
тации ЦК ВКП(б) был заслушан доклад се-
кретаря ЦК КП(б) Киргизии по пропаганде
т. Орозалиева о состоянии массово-политиче-
ской работы среди сельского населения рес-
публики и о ходё выполнения постановления
ЦК ВКП(б) «О недостатках и мерах улучше-
ния работы с агитаторами в Сталинградской
партийной организации». Предварительно
была проведена проверка массово-политиче-
ской работы в парторганизациях Киргизской
республики. . г .

Предварительная проверка работы и обсуж-
дениеё доклада т. Орозалиева показали, что ЦК
КП(б) Киргизии, обкомы и райкомы партии
слабо руководят агитационно-массовой рабо-
той партийных организаций среди колхозни-
ков, работников МТС и совхозов.

Маесово-политическая работа среди сель-
ского населения республики ведется подчас
без учета запросов отдельных слоев населе-
ния, особенно женщин и молодежи, в отрыве
от задач колхозного строительства. Значи-
тельная часть сельского населения респуб-
лики, проживающая в отдаленных от район-
ных центров горных колхозах, слабо охва-
тывается агитанионно-массовой работой пар-
тийных организаций.

Отдел пропаганды и агитации ЦК КП(б)
Киргизии не вникает в содержание работы
областных и районных партийных организа-
ций, не использует больших возможностей
для развертывания массово-политической и
культурно-просветительной работы в .дерев-
не. Многие партийные организации слабо
привлекают к агитационной работе руково-
дящие партийные и советские кадры, а также
основную массу сельской интеллигенции.
В Базар-Курганском районе Джалал-Абадской
области из 400 учителей, врачей, агрономов
и других специалистов сельского® хозяйства
в массово-политической и культурно-просве-
тительной работе принимают участие не 6бо-
	Передовой сельский виипколлектив.
	ки художественной самодеятельности — дра-
матический, хоровой, литературный, а так-
же агротехнический.

Первичная партийная организация и ее
агитколлектив добились массового участия
колхозников в социалистическом соревнова-
нии за высокий урожай. Итоги социалистиче-
ского. соревнования подводятся между колхо-
зами ежедекадно, между бригадами и звенья-
ми — раз в неделю и индивидуальные — раз
в пятидневку. Результаты соревнования пре-
даются широкой гласности, заносятся на до-
ски показателей. Благодаря развернутой мас-
сово-политической работе колхозы «Память
Ленина» и «Рекорд» своевременно подготови-
лись к севу и успешно провели его;

Вместе с тем бюро обкома ВКП(б). векрыло
существенные недостатки агитационно-мас-
совой работы. Некоторая часть колхозников
не охвачена массово-политической работой,
В колхозах слабо поставлена естественно-
научная пропаганда, неё ведется должной
нии колхозников, выражающимися в разду-
вании личного подсобного хозяйства некото-
рыми колхозниками и уклонении их от рабо-
ты в общественном хозяйстве, а также с ре-
лигиозными предрассудками и суевериями.
	Бюро Тюменского обкома партии наметило
конкретные мероприятия по улучшению. ра-
боты евсинского агитколлектива,
	Бюро Тюменского обкома ВКП(б) заслушало
отчет о работе агитколлектива территориаль-
ной парторганизации Евсинского сельсовета
Гольиимановского района. Секретарь  партор-
ганизации т. Шаболовский сообщил, что агит-
коллектив об’единяет 17 агитаторов; среди
них 4 коммуниста, 1 комсомольцев и 6 бес-
партийных. Все агитаторы утверждены на
собрании парторганизации. .

Агитколлектив проводит работу в двух кол-
хозах — «Память Ленина» и «Рекорд». Силы
агитколлектива расставлены так, что в каж-
дой боигадё и звене имеется агитатор. Руко-
водитель агитколлектива ежемесячно состав-
ляет план работы, в котором определяется за-
дание каждому агитатору. Агитаторы прово-
дят беседы о задачах колхозников, о ходе
выполнения пятилетки, о советском патрио-
тизме, об опыте работы передовиков сельско-
го хозяйства, Уставе сельскохозяйственной
артели, международном положении и на дру-
гие темы, Всего за повледние три месяца в
колхозах проведено 16 политических докла-
дов’и более 60 бесед.

Для мобилизации колхозников на самоот-
верженный труд используются все формы и
методы политической агитации. Системати-
чески выпускаются стенгазеты и «боевые AMM
стки», широко. используются плакаты, витри-
ны и т. п. Большое внимание уделяется раз“
витию культурно-просветительной работы в
колхозах. При сельском клубе работают круж-