Культ

Народная
помошь
	Со всех концов страны поступают известия
о широкой помощи трудящихся  в подготовке
тиксл к новому учебному году.
	ассовые воскресники трудящихся
	Рабочие, колхозники и служащие Рязанской
области провели в июне два общеоблаетных
воскресника по ремонту школьных зданий
и заготовке топлива для школ. Только за один
день были отремонтированы 50 школ, 12 квар-
тиры Учителей, завезено 20.211 куб. метров
дров, 8.082 тонны торфа и 610 тонн каменного

угля.
хх

Колхозники Житомирской области во время
массовых воскресников отремонтировали все
школьные здания, заготовили и подвезли для
:ткол годовой запас топлива. Общая стоимость
произведенных работ превышает 11 млн. py6-
лей.
	Цефы помогают школам
	Предприятия Звенигородекого района Мос-
ковской области выделили для ремонта и вос-
становления школьных зданий 502 тыс, руб-
лей. Шефы Рузского района производят капи-
тальный ремонт зданий средних школ,

КОЛЬЕ № Yue

Яр
			Важная залача Советов
	теля есть и в других’районах: А. Н. Лобасто-
ва в городе Ветлуге, преподаватель матема-
тики города Выквы т. Михайлов, преподава-
тель истории семеновской школы т. Строин-
ский. Опыт лучших учителей надо птироко
распространять.

Истекший учебный год был годом боль-
шого оживления работы школ с родителями,
Важную роль в этом отношении сыграла 06-
ластная научно-педагогическая конференция
на тему «Школа и семья». На ней присут-
ствовало свьипе 500 учителей, научных работ-
пиков, воспитателей детдомов, родителей,
опекунов. Конференция заслутала 48 докла-
дов о работе тикол и о семейном воспитании,
С докладами выступали не только учителя,
но и сами родители. Вскоре после конферен-
ции в школах области открылось 80 лекто-
риев для родителей, широко развернулась
педагогическая пропаганда, в Дзержинске и
Павлове была организована работа с родите-
лями по радио, а в газете «Горьковская ком-
муна» печатались «Беседы © родителями»,

Успех нового учебного года во многом бу-
дет зависеть от того, насколько хорошо под-
готовятся школы к учебным занятиям.

Подготовка школ к учебному году предетав-
ляет сложную задачу. Успешно решить ее
только силами органов народного образова-
ния и школ невозможно. Подготовка школ
к новому учебному году — кровное дело всех
советских органов, всей общественности.

Успешно осуществляя всестороннкю подго-
товку к новому Учебному году, Советы Бу-
турлинского района выступили с призывом
к трудящимся Горьковской области развер-
	нуть социалистическое соревнование на луз-
	шую подготовку школ к новому учебному
году. Областной Совет решил поддержать по-
чин трудящихся Бутурлинского района и ор-
ганизовать социалистическое соревнование
между городскими, районными, поселковыми,
сельскими Советами, отделами народного об-
разования, школами, предприятиями, колхо-
зами, шефствующими организациями и роди-
тельскими комитетами на лучшую подготов-
ку к новому, 1948—49 учебному году.

Горьковский областной Совет депутатов
трудящихся принял обращение о разверты-
вании социалистического соревнования и на-
метил следующие задачи:

Создать условия, обеспечивающие полный
охват школами с первого ‚дня нового учеб.
ного года всех детей, подлежащих всеобще-
му обязательному обучению, организовать до
начала учебных занятий фонды обуви и
одежды для нуждающихся учеников, загото-
вить ‘необходимый запас’ продуктов для
школьных завтраков.

Ввести с 1 сентября ©. г. всеобщее семи-
летнее обучение детей в, 25 сельских районах
‘области и провести в остальных районах
необхолимую подготовительную работу для
	осуществления в ближайигие один—два года
	всеобщего семилетнего обучения.

Заготовить и досрочно вывезти топливо для
всех школ, школьных интернатов и квартир
учителей. .

До 15 августа отремонтировать 1.120 школь-
ных зданий, изготовить 12.000 парт, 200 клас-
сных досок. „

о Своим решением областной Совет депута-
тов трудящихся обязал городские, районные,
поселковые и сельские Советы обсудить во-
прос об итогах 1947—48 учебного года и о
мероприятиях по подготовке школ к новому
‘учебному году на, очередных сессиях и пти-
влечь к организации социалистического ¢o-
ревнования постоянные школьные комиссии,
депутатов Советов и весь советский актив.

Областной Совет обратился с призывом ко
всем областям, краям и автономным респуб-
ликам Российской Федерации включиться в
социалистическое соревнование за лучшую
подготовку школ к новому, 1948—49 учебно-
му году.

Организуя народное движение на помощь
школам, укрепим советскую школу, еще вы-
ше поднимем авторитет советского учителя
и, проявляя повседневную заботу о детях,
добъемся новых успехов в работе по комму-
нистическому воспитанию подрастающего по-
коления, достойного великой сталинской
эпохи. Н. ЖИЛЬЦОВ.

Председатель Исполкома Горьковско-
го областного Совета депутатов тру-
дящихся.
	промышленности СССР, промышленности
средств связи СССР, здравоохранения РСФСР
и др.

Министры т. т. Акопов, Алексенко, Белец-
кий упорно не выполняют постановления ЦК
ВКН(6б) и Совета Министров СССР по данно-
му вопросу.

Совершенно законно требование населения
0б освобождении школьных зданий. Саратов-
ский облисполком занял помещение 19-й сред-
ней школы г. Саратова. Он остаетея равно-
душным к тому, что в результате этого школы
Волжского района Саратова стали работать в
	‘три смены. Сессия городского Совета детута-
	тов трудящихся приняла правильное решение,
настаивающее на возврате занятого не по на-
значению помещения 19-й школы. Законное

требование сессии горсовета должно быть
удовлетворено.
	Крайне медленно идет строительство новых
иткол. Всего в этом году должно быть постро-
ено за счет государства 380 новых школ в
городах и 678 школ на селе. В РСФСР школы
строят две организации — Министерство жи-
лищно-гражданского строительства РСФСР и
Главсельстрой при Совете Министров РСФСР.
Но и та и другая организации, особенно Глав-
сельстрой, ведут работу неудовлетворитель-
но и ставят под угрозу своевременное оконча-
ние строительства новых школ.
	Во многих краях, областях и республиках
пока еще не развернута по-деловому подго-
товка школ к новому учебному году. В поста-
новлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года
было подчеркнуто, что решительное преодо-
ление трудностей, связанных с осуществле-
нием в кратчайший срок всеобщего обязатель-
ного обучения, может быть достигнуто лишь
при том условии, когда это дело превратитея
в массовую общественно-политическую кампа-
нию, опирающуюся на инициативу и само-
деятельность всей общественности и на ши*
рокое использование таких методов работы,
как социалистическое соревнование, шефство
предприятий над школами, общественные
смотры, массовые конференции ит п.
	Бакую неоценимую и разностороннюю ‘Toe
мощь уже оказывают и в еще гораздо боль
шей степени могут оказать делу школьного
строительства, ремонта и оборудования школ,
материального обеспечения нуждающихся
учащихся хозяйственные, профсоюзные,
кооперативные и другие общественные орга-
низации, колхозы и само население!

Возглавить инициативу масс, опираясь на
благородный почин самих школ, передовых
предприятий и колхозов, районных, город:
ских и областных исполкомов, комсомола и
профсоюзов, уже показывающих образцы
большевистской заботы о школе, поднять
	всенародное движение на помощь школе -
такова наша задача.
	Борьбу за решение этой залачи NOAKEM
возглавить партийные организации.
	Первого июля сессия Горьковского област-
ного Совета депутатов трудящихся обсудила
отчетный доклад областного отдела народно-
го образования о работе школ в 1947 —48
учебном году и © мероприятиях по подго-
товке к новому учебному году.

В обсуждении этого вопроса депутаты обла-
стного Совета приняли активное участие, Они
с большой теплотой говорили о школе, о де-
тях, о народном учителе, как о самом близ-
ком, дорогом.

Выполняя постановления Центрального Ко-
митета партии и советского правительства,
ваша школа воспитывает учащихся в духе
марксистско-ленинской идеологии, дает им
	всестороннее развитие, готовит новое поколе-
	гы

ние советских патриотов — строителей комму-
нистического общества.

Важнейшим вопросом, определяющим по-
литику нашего государства в области народ-
ного образования, является осуществление
всеоблнего обязательного обучения детей.

Организованная в Горьковской области ра-
бота по всеобучу вызвала расширение сети
школ и увеличение числа учащихся. Перед
войной в области было 2.929 начальных, семи-
летних и средних школ, а теперь имеется
3185 школ. Кроме того, заново создано
	225 школ рабочей и сельской молодежи.
	В начальных, семилетних и средних шко-
лах области обучается 450 тысяч учеников.
Такое развитие школьной сети свидетельству-
ет о том, что в нашем народе сильна тяга
к образованию, что народ любит и ценит свою
советскую школу.

Однако в осуществлении Закона © всеоб-
тем обязательном обучении. детей имеются
серьезные недостатки. Выступавшие на сес-
сии депутаты привели много фактов, когда
отдельные исполкомы городских, районных и
сельских Советов недооценивают дело все-
обуча, относятся к нёму формально, не ока-
зывают должной помоши школам и учащим-
ся.

Одним из серьезных недостатков является
и то, что развитие школьной сети в Горь-
ковской области идет за последние годы
главным образом за счет школ начального
всеобуча.

Исполком областного Совета депутатов тру-
дящихся провел в прошлом году ряд меро-
приятий по осуществлению всеобщего семи-
летнего образования не только в городах и
рабочих поселках, но м в сельских районах.
Следует отметить, что колхозное крестьянство
встречает всеобщее семилетнее обучение с
большим удовлетворением. Там, где нехва-
тает помещений, население само строит шко-
лы. В настоящее время такие школы строятся
в 35 сельеких населенных пунктах.
	Охват детей всеобщим обязательным Ha-
чальным и семилетним обучением и раеши-
рение сети средних школ представляют собой
важную государственную задачу. Но было бы
неправильно думать, что все дело школьного
образования можно свести только к вовлече-
нию учашейся молодежи в школы. Необхо-
димо так поставить обучение, чтобы все уче-
ники бесперебойно учились и успешно пере-
ходили из класса в класс..

Второгодничество наносит большой ущерб
делу всеобщего обучения и вызывает закон-
ную тревогу у советской общественности.
С ним не может мириться наша социалисти-
ческая Родина. Второгодничество является
прежде всего следствием плохой организации
учебно-воепитательной работы в школе; У це-
лого ряда учителей преподавание ведется на
низком идейном уровне, страдает формализ-
MOM, a контроль за`их работой со стороны
органов народного образования наетолько
слаб, что многие недостатки остаются неза-
меченными. —

В Горьковской области 82 школы и 368 учи-
телей не имеют второгодников. Конечно, это
немного, но важно то, что такие школы и учи-
теля есть, что их становится с каждым годом
все больше, что передовые педагоги своим
опытом доказывают возможность ликвидации
второгодничества. Прекрасным примером в
этом отношении может служить учительница
начальной школы села Напалкова Бутурлин-
ского района орденоносец А. И. Покровская.
У нее уже несколько лет ни один из учени-
ков не оставался на второй год и дети отли-
чаются высоким уровнем знаний и действи-
тельно советской воспитанностью. Такие учи-
	Школе—хорошие учебники!
	Непременным и решающим условием повы-
шения качества работы школы являются хо-
рошие стабильные учебники. По указанию
ЦК ВКП(б) и советского правительства. за
последние годы были созданы стабильные
учебники для школ по всем предметам.

С каждым годом значительно увеличивает-
ся выпуск учебников. В текущем году в СССР
будет издано свыше 117 млн. экземпляров
учебников. Это даст возможность значительно
улучитить снабжение MIKOA учебной литера-
турой.

По решению правительства Учебно-педаго-
гическое издательство Министерства просве-
шения РСФСР обязано выпустить к началу
учебного года 80 млн. экз. учебников, в том
числе к 1! июля 1948 года 60 млн. экз. В наето-
	цее время в школы страны уже направлено.
	свыше 63 млн. экз. школьных учебников.
	Во многих союзных и автономных респуб-
ликах издание учебников для школ идет
крайне медленно. До начала учебного года
остается 50 дней, а в Казахской ССР план
изданил учебной литературы выполнен толь-
ко на 30,1 проц., в Узбекской ССР — на 45,2
проц. Особенно плохо обстоит дело в Армян-
ской, Белорусской, Карело-Финской ССР и
в ряде автономных республик РСФСР.
	В Карело-Финской ССР из 12 учебников,
предусмотренных планом, выпущено только
2, в Удмуртской АССР из. 21 = веего’ 3,
а в Мордовской АССР — из 24 учебников из-
дано лишь 4.

Учащиеся старших KaaccOB киргизских
школ до сих пор не имеют учебников по рус-
скому языку и литературе, по истории, хи-
мии, астрономии. Коллектив авторов, состоя-
щий из работников Киргизского филиала
Академии наук СССР, должен был еще в
1947 году подготовить учебники по киргиз-
ской литературе для 8, 9, 10-х классов средних
школ. Но до настоящего времени этот коллек-
тив не сдал ни одной книги, Не имеют учеб-
ников по родной литературе и учащиеся стар-
ших классов школ Туркменской ССР.

Советские школы должны не только свое-
временно получать необходимые учебники,
они должны быть обеспечены высококаче-
ственными учебниками.
	У нас имеется немало стабильных учебни-
ков, которые оказались удачными и без зна-
чительных изменений переиздаются из года в
год. Однако ряд учебников нуждается в серь-
езнэм улучшении. Между тем некоторые ми-
вистерства просвещения, создав много лет
тому назад учебники, прекратили работу по
далънейшему улучшению их’ содержания.

Такое понимание стабильности учебников
является неправильным. Принцип стабильно-
сти не означает застоя в области усовершен-
ствования‘ учебников. Вместе. с тем нельзя
произвольно заменять существующие ста-

бильные учебники HOBEIMUA, созданными на-
сепех.
	Создание полноценных учебников — дело
сложное и ответственное.

Учебники советской школы должны стоять
на уровне современных достижений науки и
техники, отвечать задачам коммунистическо-
го воспитания учашихея, требованиям со-
ветской педагогики. В учебниках должно быть
взвешено каждое слово и каждое определе-
ние, изложение материала должно быть яр-
ким, интересным и вполнё доступным“ для
учащихся соответствующих возрастов.

Каждый учебник должен зполне соответ-
ствовать учебной программе. Между тем не-
которые авторы учебников и руководители
министерств просвещения забывают об этом
требовании. Так, в учебнике по истории
средних веков (редактор проф. Е. Космин-
ский) содержится большой фактический ма-
териал, выходящий за рамки учебной про-
граммы.

Крайне перегружен материалом и учебник
по истории древнего мира (редактор проф.
А. Мишулин). В учебнике приводится очень
много имен исторических деятелей, хроноло-
гических дат и исторических событий. Учеб-
ник написан сухим, малодоступным для уча-
шихеоя языком, .
	Важнейшей предпосылкой культурной ре-
волюции в нашей стране явилось введение
всеобщего обязательного начального обуче-
ния. :

В постановлении ЦК`ВКНИ(б) от 25 июля
1930 года указывалось, что «успешное. осуще-
ствление всеобщего обязательного обучения
«будет величайшей победой Не только на
культурном, но и на политическом и хозяй-
ственном фронтах» (Сталин)».

Эта величайшая победа у нас завоевана,
Усилиями партийных и советских органов, с
помощью общественности еше в первой пяти-
летке во всех советских республиках повсе-
местно было осуществлено всеобщее обяза-
тельное первоначальное обучение, а в горо-
дах в основном разрешена задача всеобщего
обязательного обучения в об’еме семилетней
школы. Выполнение закона о вееобщем обя-
зательном начальном обучении сопровожда-
лось значительным ростом сети средних школ
в городах и селах.

На основе достигнутых успехов ХУПТ с’езд
ВКП(б) установил на третью пятилетку зада-
ние: «Осуществление всеобщего среднего обу-
чения в городе и завершение в деревне и во
всех национальных республиках всеобщего
семилетнего среднего обучения с расшире-
нием охвата детей десятилетним обучением...»

Работа по решению этой задачи была при-
остановлена войной, потребовавшей от совет-
ского народа направить все свои силы на
разгром фашистских захватчиков.

После войны, когда наша страна вступила
в период дальнейшего строительства комму-
низма, когла мы боремся за изобилие не
только материальной, но и духовной куль-
туры, — вновь во весь рост встали задачи,
выдвинутые ХУПГ с’ездом ВКП(б) в области
всеобщего обучения.

Законом о пятилетнем плане восстановле-
ния и развития народного хозяйства преду-
смотрено «довести количество начальных,
семилетних и средних школ в 1950 году до
193 тысяч и количество учащихся в них до
31,8 млн. человек, обеспечив всеобщее обяза-
тельное обучение детей с семилетнего возра-
ста как в городе, так и в деревне».

Рост школьной сети уже в настоящее время
превысил задания пятилетнего плана. В
1947/48 учебном голу в СССР работало свъыше
197 тыс. школ, из них около 140 тыс. началь-
ных, более 44 тыс. семилетних и около
13 тые. средних. В них обучалось 29,5 мил-
лиона учащихся. Армия учителей насчиты-
вала в своих рядах почти 1.194 тыс. человек.

Грандиозность этих цифо становится oco-
бенно очевидной при сопоставлении их с дан-
ными царской России. В. 1914—1915 годах
в России насчитывалось 105 тысяч начальных
и средних школ и 19 миллиона учащихся
в них; учителей было всего 231 тыс.

Все условия для дальнейших успехов в об-
ласти всеобщего обязательного обучения, для
полного и точного выполнения закона о все-
обуче в нашей стране налицо, И именно по-
	Перегрузка учебников второстепенным ма-
териалом затрудняет усвоение учащимися
основ наук.

Важнейшим качеством советского учебника
является его высокий идейно-политический
уровень.

После постановлений ЦК ВКП(б) по идеоло-
гическим вопросам проведена некоторая рабо-
та по повышению идейного содержания на-
ших учебников. Однако некоторые из них
еще не свободны от низкопоклонетва перед
иностраншщиной, слабо отражают роль отече-
ственных ученых в развитии науки и техни-
ки, приоритет русеких и советских ученых в
научных открытиях и изобретениях.

В учебниках по химии, физике, географии и
естествознанию чрезвычайно скупо сказано
об открытиях русских и советеких ‘ученых,
не учтены новейшие достижения современ-
ной науки и техники. Некоторые учебники,
особенно по литературе, составлены в об’ек-
тивистском духе. Составители хрестоматий по
татарской литературе недостаточно критиче-
ски подошли к оценке литературы прошлого,
	умолчали об ошибках некоторых писателей,
	включили заведомо ошиоозные пл зреодные
произведения.

В воспитании учащихся в духе советского
патриотизма огромное значение имеет изу-
чение послеоктябрьекого периода истории на-
пей Родины. В некоторых учебниках именно
этому. периоду уделяется явно недостаточ-
ное внимание.
	В учебнике по истории СССР под редакци-
ей проф. А; Панкратовой (часть ИТ всемирно-
исторические события послеоктябрьского пе-
риода освещены чрезвычайно схематично.
	Большие недостатки имеются в учебниках
по русскому языку и литературе для нацио-
нальных школ. Так, например, книга для
чтения — учебное пособие по русскому язы-
ку для 1-го класса узбекской средней школы
(Д. Вифлеемский) — содержит очень мало учеб-
ного материала. Подбор статей носит случай-
ный характер. В этой книге творчество
А. С. Пушкина представлено небольшим. от-
рывком из повести «Капитанская дочка», из
произведений Некрасова взято одно етихо-
творение «Мужичок с ноготок». Больше того,
автор книги подлинные текеты некоторых
художественных произведений заменил соб-
ственным пересказом. Так, совершенно пере-
фразирован отрывок из повести Горького «Дет-
ство». Ясно; что такой «учебник» мало помо-
гает учащимся узбекских школ в изучении
русского языка и русской художественной
	литературы.
	Комесомольцы Алтайского края взяли шеф-
ство над стройками новых школьных зданий,
готовят квартиры и вырашивают овощи для
молодых учителей, окончивших в этом году
учебные заведения,
		Квартиры, огороды и топливо молодым учи-
телям готовят комсомольцы Башкирской
АССР. .

+=

Жаждый комсомолец и пионер города Горь-
кого готовит школам подарки к новому учеб-
ному году: учебные приборы и наглядные по-.
собия.
	Социалистическое соревнование:
за образцовую подготовку школ
к новому учебному году
	Трудящиеся Новосибирской области 06су-
ждают на массовых собраниях вопрое о под-
готовке школ к новому учебному году и при-
нимают на себя конкретные социалистиче-
ские обязательства по оказанию помоши
	школе.
	По инициативе колхозников Сабинского
района Татарской АССР в колхозах респуб-
лики ‘развернулось соревнование за успеш-
ную подготовку школ к новому учебному го-
ду. Колхозники Сабинского района обязались
обеспечить все школы района топливом, про-
вести в шести школах капитальный ремонт,
в 44 школах и 73 домах учителей — текущий
ремонт, постройть одну новую школу, пять
школ электрифицировать, к началу нового
учебного года отремонтировать школьную ме-
бель. Ночин колхозников Сабинского района
широко подхватили трудящиеся других райо-
нов. Во всей республике сейчае проходит ме-
сячник помощи итеемеи-но. подготовке к но-

вому учебному году. *
+ 1+ =

С обращением образново подготовить шко-
лы к новому учебному году выступили также
колхозники Фатежского района Курской об-
ласти, Луковниковского района Калининской
области, Рыбинского района Красноярского
края, Семлевсекого района Смоленской обляа-
сти, Борисово-Судского района Вологодской
области, Шемонаихинского района Восточно-
Казахстанской области, Дейнауского района
Чарджоуской области, Туркменекой ССР и др.
		Министерства просвещения обязаны корен-
ным образом улучшить дело создания yued-
ников. Необходимо организовать системати-
ческое и всестороннее изучение учебников,
	обсуждать их среди учителей и специалистов,
	разработать нерспективные планы по замене
	устаревших и подготовке новых учебников.
	HAS создания учебников следует привлекать
	квалифицированных авторов, подготовленные
рукописи широко обсуждать среди научной
и педагогической общественности.

Оформление играет важную роль в деле со-
здания полноценных учебников. Четкая и вы-
разительная иллюстрация помогает усвоению
учебного материала.

Почти во всех учебниках, выпускаемых Уч-
педгизом РСФСР, рисунки маловыразитель-
ны, напечатаны серой краской. У многих ру-
ководителей полиграфических предприятий
нет еще любовного отношения к ‘культуре
оформления учебников ‘для детей.
	Особенно плохо оформляются учебники, мз-
дающиеся местными издательствами.

В Казахской ССР имеется хорошая поли-
графическая база. Однако многие учебники,
отпечатанные в типографиях Казахстана,
оформлены чрезвычайно плохо.

° Своевременно обеспечить школы хорошими
учебниками — дело чести партийных и совет-
ских организаций.

и КЛИМОВ.
		В Эстонской ССР недавно закончился двух-
недельник по подготовке школ к новому
учебному году, за время которого было отре-
монтировано более 70 школьных зданий и за-

готовлено большое количество TOnAMBA для
КОЛ.
	oo 9°
Л. ДУБРОВИНА
	Зав. отделом школ Управления ‘пропаганды
и агитации ЦК ВКП(б)
	>
©
	ть закон © всеобуче
	Надо помнить, что большой отсев происходит
часто за счет учащихся, оставляемых на
второй год. Министерства просвещения, воп-
реки указаниям Центрального Комитета
ВКП(б), до сих пор не принимают действен-
ных мер к такому улучшению качества обу-
чения и такой организации работы школ, ко-
торые привели бы к сокрашению процента
второгодничества, пока остающегося непомер-
но высоким. В Белорусской ССР в 1941 году
было оставлено на второй год 11,9 проц. уча-
щихся, в Молдавской ССР -— 25 проц. и т. д.
	Пока еще нет сводных данных о результа-
тах экзаменов и переводных испытаний в
школах в истекшем учебном году. Но судя
по выборочным данным, повторные осенние
испытания снова будет сдавать очень боль-
шое количество учащихся. Как известно, в
прошлом году из числа державших осенние
испытания более половины не выдержали
их и были оставлены на второй год.
	Это об’ясняется прежде всего тем, что уча-
щимся не было оказано необходимой органи-
зованной помощи со стороны органов народ-
ного образования. Нельзя допускать повторе-
ния этой ошибки в текущем году. Одной из
важнейших задач министерств просвещения
союзных республик на летний период являет-
ся организация при школах специальных
групп и индивидуальных консультаций для
учащихся, получивших осенние испытания.
Школы обязаны помочь им наверстать упу-
	щенное и Tpono лжать учебу в следующем
классе.
	Было бы ошибочно думать, что выполне-
ние закона о всеобуче исчерпывается вовле-
чением всех детей в школу. Задача эта, как
должно быть ясно каждому, значительно
более сложная. Органам народного образова-
ния надо вести тщательную работу по даль-
нейшему развитию сети школ, учитывая
потребности и удобства населения и рациона-
лизируя размещение школ.
	нужна неизмеримо более энергичная борь-
ба за возвращение школам их зданий, ис-
пользуемых не по назначению. В РСФСР до
сих пор не возвращено 1.117 школьных зда-
ний, в Казахской ССР -— 138, в Украинской
ССР - 208, в Белорусской ССР — 47 ит. д.
В результате подавляющее большинство го-
родских школ проводит занятия в две смены,
а в ряде городов —и в три смены. Какой
ущерб это наносит и осуществлению всеобуча
и качеству обучения и воспитания детей — го-
ворить излишне. Однако, несмотря на недопу-
стимость создавшегося положения, многие
	а о Аа Е УХ. MMVANM ECAH, аногие
организации даже после соответствующих
постановлений правительства продолжают
	ущемлять интересы дезей. К ним относят.
сея, например, министерства автомобильной

этому особенно нетерпимы факты недооценки
значения этого важнейшего государственного
дела. Только преступной бездеятельностью
многих местных органов, их черствостью и
равнодушием к судьбе подрастающего поко-
ления можно об’ясмить то, что часть ребят
из года в. год остаетея вне школы;

По неполным статистическим данным (кста-
ти говоря, у нас до сих пор неудовлетвори-
тельно организована школьная статистика), в
прошлом учебном году в Новосибирской об-
ласти не явилось к началу учебного года
10,3 тыс. и отсеялось только за первое поблу-
годие 9,Т тыс. детей. В Украинской ССР в
1-е — 4-е классы школ не явилось 184,3 тыся-
чи детей, в Казахской ССР — 29,2 тые., в Ли-
товской ССР -— 91 тыс, детей мт. д.

Почему мирятся с таким положением мест-
ные партийные организации, попуститель-
ствуя органам народного образования, кото-
рые из года в год не справляются с одной из
главнейших своих задач?

Почему министерства просвещения союз-
ных республик остаются равнодушными ре-
гистраторами столь вопиющих фактов?

Почему исполкомы Советов депутатов
трудящихся устраняются от дела вееобщего
обучения детей и оставляют безнаказанными
грубые нарушения важнейшего советского
закона?

Учет детей, подлежащих обучению, органи-
зован в большинстве районов из рук вон
плохо. Обходя закон, исполкомы местных Со-
ветов перекладывают ответственность за про-
ведение учета детей на школы и учителей.
Кустаршщина и безответственность, царящие
в этом деле, приводят к тому, что часть детей
остается даже не учтенной. Только, при про-
ведении проверок обнаруживается, что эти
ребята не учатся. А между тем среди них ча-
сто оказываются дети, потерявшие своих от-
цов и матерей на войне и особенно нужда-
ющиеся в проявлении государственной и об-
щественной заботы.

Как могут проходить спокойно миме этих
фактов партийные организации? Разве не
ясно, что наведение строгого порядка в учете
детей дело не столь уж сложное.

Надо использовать опыт проведения изби-
рательных кампаний, когда мы обеспечивали
абсолютно точный учет избирателей. Неоце-
нимую услугу в этом оказывали агитаторы,
выделяемые партийными организациями. Раз-
ве те же агитаторы, продолжающие работать
на бывших избирательных участках, не могут
быть использованы для политического раз’яс-
нения населению закона о всеобуче, для по-
мощи советским органам в учете и охвате
всех детей обучением в школах?

Пора покончить ¢ безответетвенностью
должностных лиц, непосредственно отвечаю-
	щих за организацию учета и охват детей
школой, начиная от управдомов и кончая
председателями исполкомов краевых, област-
ных, городеких Советов. Иеполкомы Сове-
тов депутатов трудящихся и органы проку-
ратуры не должны оставлять безнаказанным
ни одного факта нарушения закона о все-
обуче, создав обстановку нетерпимости к на-
рушителям,
	К 1 сентября ни одного ребенка вне школы!
Мы можем и должны решить эту задачу как
одну из самых. политически важных и госу-
дарственно необходимых.
	Речь идет, разумеется, не только о вовле-
чении тех ребят 71-летнего возраста, которые
впервые в этом году должны пойти в школу.
Грубую ошибку допустил Саратовский обл-
исполком, записавиий в своем решении от
4 июня 1948 года пункт: «Обязать родителей,
опекунов и граждан, имеющих на своем по-
печении и иждивении (кого?), а также долж-
ностных лиц, учреждений и организаций, на
попечении которых находятся дети, послать
в школу всех детей, достигших к 1 сентября
-летнего возраста».
	Не говоря уже о неряшливости формули-
ровки, надо отметить, что такое постановле-
ние по существу только дезориентирует тех,
кому надлежит в Саратовской области добить-
ся, наконец, выполнения закона о всеобуче.
В школу должны быть вовлечены все дети
от 7 до 15 лет, в зависимости от того, семи-
летний или начальный вееобуч осуществлен
в ланной местности.
	дело, однако, не только в том, чтобы вовлечь
детей в школу в начале года. Надо действен-
ными мерами предотвращать отсев из школ,
устраняя в каждом отдельном случае причи-
ны, побуждающие ребенка прекратить учебу.
Чрезвычайно важным является своевремен-
ное оказание материальной помощи семьям,
временно впавщим в нужду, организация ин-
тернатов при школах в сельской местности,
обеспечение школьников обувью. и одеждой,
проявление сердечной заботы об осиротевших
детях ит. д. В выполнении этих задач долж-
на быть широко использована общественная
помощь,
	Особое внимание должно быть обращено на
переростков. Их необходимо направить в
специальные школы и группы переростков
или школы рабочей и сельской молодежи.