91 июля 1948 г., Ne 21 (76).

ВБ Отделе пропазанды и впитации
		О научно-популярных. изданиях
	ное место по сравнению co «епонтанной
активностью мозга». В своей работе академик
И. Беритов отошел от материалистичееких
установок и оказался в плену у буржуазных
идеалистических школ, в одном .лагере с за-
рубежными врагами павловского учения.
	ВБ научно-популярной серии Академии наук
СССР вышла книга академика С. Козина
«Эпос монгольских народов». Как заявляет
в своем предисловии автор, книга имеет вви-
ду ознакомить широкие читательские круги
с культурным наследием Монгольской На-
родной Республики. Однако ни по характеру
изложения, весьма тяжеловесного, неудобо-
читаемого, ни по содержанию книга не рас-
считана на «широкие читательские круги»,
Болышё того, книга академика С. Козина
ошибочна, так как она насквозь пропитана
идеализацией феодально-ханского эпоса и об-
раза самого Чингиес-хана.

«Чингис-хан понял, в какую сторону растет
развитие исторических потребностей и сил
современного ему менгольского общества...»,
пигиет академик С. Козин («Эпос монгольских
народов», стр. 101). Чтобы не оставалоеь со-
мнения в народном характере эпоса о Чин-
гис-хане, академик С. Козин с особой силой
подчеркивает, что в этом эпосе «выражена
монгольская народная идея ХИТ ст. о пред-
водителе-единодержце в исторической обста-
новке феодальных смут...» (стр. 109). Для того
чтобы подкрепить свой тезис о народном ха-
рактере эпоса, академик С. Козин стал на
путь фальшивых, антиисторических утвер-
ждений. Он заявляет, что деятельность Чин-
гис-хана была направлена на борьбу ¢ deo-
далами, на подавление феодалов всех рангов
(стр. 118). В этой борьбе Чингис-хан, оказы-
вается, опирался на... крестьянство, «людей
из простого народа» (стр. 101—103). Е
	Подобная «популяризация» свидетельствует
0 том, что автор книги и редакторы научно-
популярной серии остались совершенно глу-
хими к критике партийной и научной обще-
ственности, выступавшей не так давно про-
тив идеализации феодально-ханского эпоса.
	Отмеченные недостатки свидетельствуют о
том, что дело научно-популярной пропаган-
ды в Академии наук серьезно запущено и
нуждается в репительном улучшении,
	Комиссия по изданию научно-популярной
литературы стоит в стороне от задач пяти-
летнего плана восстановления и развития
народного хозяйства СССР. Чем иным можно
об’яснить, что комиссия самоустранилась от
популяризации наиболее выдающихся науч-
ных достижений советских ученых в обла-
сти физики, химии, астрономии, биологии и
сельского хозяйства, геологии, добычи и ‘пе-
реработки каменного угля, нефти и других
полезных ископаемых, черной ‘и цветной
металлургии? Кто, как не Академия наук
СССР должна была бы в популярной форме
рассказать массовому читателю о научных
достижениях советских ученых в этих и дру-
гих областях знаний, труды. которых удосто-
ены Сталинских премий? Популяризация но-
вейших успехов советской науки оплодотво-
		промышленности, сельского хозяйства и
культуры и помогала бы их созидательной
деятельности.
	BHKII6O) в постановлении об. организа-
Чии научно-просветительной пропаганды в
1944 г. указал, что пропаганда естественно-
научных знаний приобретает в нынешних
условиях особо важное значение в деле даль-
нейшего под’ема культурного уровня. широ-
ких слоев трудящихся. Можно не сомневать-
ся, что при надлежащей организации науч-
ной пропаганды в Академии наук СССР на-
ши ученые создадут подлинно народную
научно-популярную литературу, проникну-
тую боевым, наступательным духом борьбы
против буржуазной идеологии, против. вся-
ких суеверий, и предрассудков, несовмести-
мых с наукой, несущей в народные массы
великие достижения ученых и.новаторов на-
шего отечества во всех областях науки и тех-
ники.
	Великие русские ученые всегда считали
пропаганду научных знаний одной из важ-
нейших и почетнейших своих задач. Видя
цель своей жизни в служении народу, они
стремились в доступной, популярной и в то
же время высоко научной форме передать
широким массам результаты своих исследо-
ваний, ознакомить их с трудами других уче-
ных, внедрить в народное сознание передо:
вые, прогрессивные научные идеи.

В свое время ученый и демократ Герцен
давал наказ русским естествоиспытателям:
«Одна из главных потребностей нашего вре-
мени — обобщение истинных, дельных све:
дений об естествознании. Их много в науке,
их мало в обществе; надобно втолкнутьих в
поток общественного сознания, надобно их
сделать доступными, надобно дать им форму
‚живую, как жива природа, надобно дать им
язык откровенный, простой, как ее собствен-
ный язык, которым она’ развертывает беско-
нечное богатство своей сущности в величе-
ственной и стройной простоте».

Корифеи русской науки — Ломоносов, Мен-
делеев, Тимирязев, Мечников, Бутлеров, Се-
ченов, Столетов, Павлов были лучшими
популяризаторами науки, считали своим
патриотическим долгом приобщать к науке
широкие слои народа.

Немало хороших научно-популярных книг
вышло из-под пера крупных советских уче-
ных: Ферсмана, Комарова, Обручева, С. И. Вз-
вилова и ряда других. Задача создания под-
линно научно-популярной литературы, фор-
мирующей материалистическое мировоззре-
ние советского народа, является одной из
важнейших и актуальнейших задач советских
ученых и в первую очередь их штаба — Ака-
демии наук СССР.

Нельзя сказать, зто Академия наук СССР
не занимается изданием научно-популярной
литературы. При редакционно-издательском
совете Академии наук с 1932 г. действует
комиссия по созданию научно-популярной
литературы.

Еще в 1938 г. комиссия при участии науз-
ных коллективов Академии наук проделала
большую организационную работу по разра-
ботке перспективного тематического плана
выпуска научно-популярных серий для раз-
личных кругов читателей.

Предполагалось издать научно-популярные
книги по следующим вопросам: строение
вселенной, происхождение и строение зем-
ли, строение материи, происхождение жизни
на земле, происхождение человека, Дарвин
и его учение, растительный мир, животный
мир и другие. Намечалось издание научно-
популярных книг, посвященных жизни и
деятельности людей русской науки: Ломоно-
сова, Ползунова, Кулибина, Лобачевского,
Сеченова, Зининз Мечникова, Бутлерова,
Яблочкова, Лодыгина, Попова, Тимирязева,
Лебедева, Циолковского, Мичурина, Павлова,
Карпинского и других. По разделу «Промз-
ведения классиков науки» намечалось пере-
издание классических популярных трудов
великих русских ученых, например, «Жизнь
растения» Тимирязева, «Физислогические
очерки» Сеченова, «Основы химии» Менделе-
ева и другие,

Комиссия справедливо утверждала, что
Академия маук‘пасиолатгает достаточными
кадрами талантливых ученых-популяризато-
ров для создания яркой, строго .научной,
массовой литературы для народа.

Однако в последние годы деятельность ко-
миссии но изданию научно-популярной ли-
тературы получила неправильное направле-
ние. Вызывает недоумение тот факт, что
после решения ЦК ВКП(б) об организации
научно-просветительной. пропаганды изда-
тельство Академии наук по существу пре-
кратило выпуск массовых научно-популяр-
ных книг. .

В Академии наук возобладало ошибочное
мнение, будто научно-популярная литература
должна в первую очередь удовлетворять не
запросы широких слоев советского народа,
а потребности узкого круга ученых, не яв-
		Академии наук ССС
		О РАБОТЕ С АГИТАТОРАМИ В СТАЛИНГРАДСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
	другие) до сих пор не ликвидировали серьез-
ных . недостатков в агитапионно-массовой
работе. Агитация во многих случаях ведется
на низком идейно-политическом уровне.
	БВ постановлении ЦК ВКП(б) было обраще-
но внимание обкома и райкомов партии на
необходимость поднятия идейного уровня
политической агитации. на раз’яснение тру-
дящимся первоочередных хозяйственно-поли-
тических задач пятилетки. На совещании
отмечалось, что это указание выполняется
слабо, особенно в деревне,
	На совещании указывалось, что плохо ве-
дется массово-политическая работа среди
строительных рабочих Сталинграда. Почти
прекратилась агитационная работа среди го-
родского населения по месту жительства.
	До настоящего времени многие руководя-
щие партийные и советские работники, осо-
бенно в районах Молотовском, Урюпинском,
Раковском, Сиротинском и др., не выступают
с политическими докладами перед населени-
ем. Многие из агитагоров, числящихся в
писках, не участвуют в агитационно-массо-
вой работе, а значительная часть их прово-
дит только коллективные читки газет. При-
чина здесь в слабости воспитательной работы
с агитаторами, в недостаточной помощи им,
особенно в части снабжения необходимыми
для проведения бесед материалами, Газета
«Сталинградская правда» И «Блокнот агита-
тора» не обеспечивают агитаторов необходи-
мыми материалами для проведения бесед.
Несмотря на указание ЦК ВКП(б), многие
агитаторы не получают газеты «Сталингралд-
	‚ская правда» и не всегда имеют райовную
	газету, ‚ Положительный опыт агитационно-
массовой работы освещается в печати слабо.

Выступавшие товарищи отметили серьез-
ные недостатки в области кинофикации и
радиофикации деревни, плохое состояние и
слабую работу культурно-просветительных
учреждений на селе,

На совещании были даны практические
указания по устранению отмеченных недо-
статков и быстрейшему выполнению поста-
новления ЦК ВКП(б) о работе с агитаторами.
	Gory учителей, их благородный труд по во-
спитанию советской мололежи.
	На совещании указывалось далее, что ре-
дакции газет ослабили борьбу за своевремен-
ный выход газет из печати. Предварительной
проверкой было установлено, что в некото-
рых редакциях процесс печатания тиража
газеты длится до 6—8 часов, как это было с
некоторыми номерами газет «Известия» и
«Труд». Происходит это чаше всего потому,
что в производство одновременно сдаются
2—3 и даже 4 полосы в самые поздние
сроки. В некоторых редакциях, в резуль-
Tare организационной неупорядоченносети,
материалы, идущие в номер, сдаются в пе-
чать слишком поздно.

На совещании отмечалось, что ослабили
борьбу за своевременный выход газет из
печати в редакциях «Красного Флота»,
«Труда», а отчасти и в «Красной звезде». Ре-
дакторам газет и ТАСС предложено вести
неослабную борьбу за своевременный выход
газет из печати.

3a ‘последнее время: в некоторых газетах
имели место ошибки и неточности из-за не-
брежности и безответственности отдельных
работников газет. В коллективах некоторых
редакций («Вечерняя Москва», «Комсомоль-
ская правда») не создана обстановка нетер-
и к проявлениям неряшливости в ра-
ore,
	Редакторам предложено навести в редак-
циях должный порядок и принять меры,
предупреждающие проникновение ошибок на
страницы газет,
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) был заслушан доклад сокрегаря
по пропаганде —Сталинградского обкома
ВКИ(б) т. Водолагина о выполнении обкомом
партии постановления ЦК ВКП(б) «О недо-
статках и мерах улучшения работы се агита-
торами в Сталинградской партийной органи-
зации». Дохлад т. Водолагина и проведенная
на месте проверка агитационно-массовой ра-
боты показывают, что Сталинградекий обком
ВКЦ(б), выполняя постановление WK BRIS),
проделал значительную работу по улучше-
нию агитационно-массовой работы. Постанов-
ление ЦК ВКП(б) обсуждалось на пленуме об-
кома ВКП(б), оно широко обсуждалось на со-
браниях. первичных парторганизаций об-
ласти, на пленумах райкомов и партийных
	активах, на собраниях агитаторов. В области.
	улучшился состав агитаторов, заметно уси-
лилось руководство работой агитаторов. Ре-
ксмендованные ЦК-ВКЦ(б) районные собра-
ния агитаторов, семинары по зонам МТС,
совещания лучших агитаторов, совещания и
семинары агитаторов при первичных партор-
ганизациях стали входить в систему работы
многих парторганизаций области.
	Улучшение агитационно-массовой работы
оказало болышое влияние на результаты хо-
зяйственной деятельности, особенно в про-
‘мышленности. В текущем году сталинград-
ская промышленность из месяца в месяц пе-
ревыполняет производственную программу.
Известные успехи достигнуты и в сельском
хозяйстве. В большинстве районов сев в этом
году проведен более организованно и в более
сжатые ероки, чем в 1947 г., посевная пло-
щадь значительно раситиреза.
	Однако проверкой работы обкома партии
было установлено, что в области до настоя-
щего времени имеются партийные организа-
ции, которые даже не обсудили постановле-
ния ЦК ВКП(б) и не довели его до каждого
члена партии. Многие райкомы партии
(Урюпинский, Руднянский, Комсомольский,
Молотовский, Балыклейский, Подтелковский,
Алексеевский, Фрунзенский, Сиротинский,
Жадановский, Камышинский и’ некоторые
	На очередном совещании редакторов цен-
тральных газет, состоявшемся в Отделе про-
паганды и агитации ИК ВКП(б), обсуждался
вопрос об освещении на страницах централь-
ных газет работы школ.

В сообщении по этому вопросу отмечалось,
что газеты мало уделяют внимания школе,
редко публикуют материалы о работе
школ, о жизни школьных коллективов, об
учителях. В газетах укоренилась неправиль-
ная практика-—о школах пишут лишь
два раза в год — перед началом учебного года
и в дни экзаменов и испытаний. Такая прак-
тика укоренилась почти во всех газетах и
особенно в таких, как «Труд», «Гудок».
	Некоторые центральные газеты допускают
ошибки в освещении работы школ, жизни
учителей. Например, «Комсомольская прав-
да» перед концом учебного года в передовой
статье неправильно изображала роль экза-
менов в жизни школьника, способствуя
распространению нездоровой, лихорадоч-
ной атмосферы во время экзаменов в ря-
де школ. «Литературная. газета» одни и те
же факты из жизни учителей преподносит в
разных номерах газеты то как положитель-
ные, то как отрицательные. Газеты мало по-
мещают материалов, показывающих великую
заботу большевистской партии и советского
государства о школах, их постоянном усовер-
шенствовании и дальнейшем развитии.
	На совещании было указано, что газеты
должны постоянно публиковать материалы о
школе, всесторонне освещать жизнь много-
миллионной армии школьников, жизнь и ра-
	СОВЕЩАНИЕ РЕДАКТОРОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
		Окружим школу всенародной заботой!
	районов республики, В Мазаллинском районе
в конце апреля были проведены: «дни щко-
лы». Более 5 тыс. трудящихся работали на
воскресниках. В апреле был закончен ремонт
33 школьных зданий, завезено в школы 2.145
кубометров топлива. С помошью трудящихся
приведены в порядок дворы всех школ, во-
круг школ посажены 4.125 деревьев. Колхоз-
ники отремонтировали квартиры большин-
ства учителей и заготовили топливо, сейчас
они строят 10 новых начальных школ.

В Закатальском, Ленкоранском и Лерик-
	_ ском раионах также заблаговременно был на-
	чат ремонт школ, заготовка и подвоз топлива.

Секретарь ЦК КП(б) Азербайджана т. Баги-
ров и председатель Совета Министров рес-
публики т. Кулиев обратились ко всем рабо-
чим, колхозникам и интеллигенции реснуб-
лики с призывом последовать примеру обще-
ствениссти Масаллинского, Закатальского,
Ленхоранского и Лерикского районов респу-
блики.

eee
	Активное участие принимает в подготовке
школ к новому учебному году обществен-
ность Ставропольского края. В районах края
проходят воскресники, пятидневки и декад-
ники помощи школе, Вопрос о подготовке
школ к учебным занятиям обсуждается на
сессиях районных Советов депутатов трудя-
щихся, собраниях рабочих и колхозников, на
которых принимаются конкретные обязатель-
ства по социалистическому соревнованию на
лучшую подготовку школ к учебному году.
В работе по оказанию помощи школам приня-
ли участие 23 тыс. человек, были использова
ны 4 тыс. подвод, 250 автомашин. В результа-
те в крае отремонтировано 496 школ, из них
127 капитально, заготовлено свыше 10 тыс.
кубометров дров и 4 тыс. тонн местного топ-
лива. Отремонтировано также много квартир
учителей. — .

ях
	В конце июня состоялся пленум Иванов-
ского областного комитета ВКП(б), на кото-
ром большое внимание было уделено работе
школ и воспитанию детей.

После пленума обкома ВКП(б) в области за-
метно усилилось внимание к школе. Во веех
городах и районах области прошли пленумы
райкомов и горкомов ВКП(б), совещания пар-
тийного актива с обсуждением решений пле-
нума обкома ВКП(б). Тысячи трудящихея
работали в свои выходные дни на воскрес-
никах по ремонту школ, квартир учителей
и школьного оборудования, заготовке и
подвозке топлива для школ. В воскресниках
приняло участие около 50 тыс. человек. Заз
готовлено 30.244 кубометра дров, к школам
подвезено 35.088 кубометров, заготовлено
1.169 тонн торфа, отремонтированы 302 школы.
		В результате развернувшегося социалисти-
ческого соревнования в г. Горьком заканчи-
вается подготовка школ к новсму учебному
году. Министерством просвещения РСФСР в
г. Горький направляется комиссия для про-
верки готовности школ к учебному. году,
	*
	Ю. АНДРЕЕВ.
oo 98
	ляющихся специалистами в данной области.

Среди книг, издавных в 1946-1948 годах,
мы видим работы: Г. Слюсарева— «Геометриче-
ская оптика»; В. Гинзбурга-—«Сверхпроводи-
мость»; Н, Эмануэль — «Промежуточные про-
дукты сложных газовых реакций»; В. Дорф-
мана —«Химическая эмбриология»; А. Шубни-
вова —«Образование кристаллов»; М. Волькен-
штейна—«Строение молекул»; А. Теренина-—
«Фотохимия красителей» и т. п. Большая
часть этих и им подобных книг написана
очень сложным научным языком и доступна

для чтения только ограниченному кругу
специалистов.
	Насколько «популярны» эти книги, видно
хотя бы из того, что для чтения своего труда
автор «Фотохимии красителей» А. Теренин
рекомендует «предварительно ознакомиться
с основами квантовой теории в об’:еме кур-
са строения вещества, излагаемого в про-
граммах химических вузов». В. Гинзбург в
предисловии к книге «Сверхпроводимость»
прямо указывает, что изложение «предпола-
гает знание теории электромагнитного поля
и векторного анализа».

Как не вспомнить здесь слова К. А. Тими-
рязева, который, указывая, что задачу попу-
ляризации знаний хорошо понимают передо-
вые русские люди, вместе с тем отмечал: «Не
понимают ее, к сожалению, только ‘многие
современные наши ученые, особенно.из ве-
личающих себя «академистами».

В серии «Классики науки» появляются
главным образом переводы иностранных
книг. Классические работы Тимирязева, Бут-
лерова, Столетова, Мичурина не: появляются
	в академических изданиях уже много лет, а
вместе с тем издаются такие второстепенные
авторы, как Монж («Начертательная геомет-
рия»), Клеро («Теория фигуры земли»).

По своему идейно-теоретическому уровню
многие книги научно-популярной серии
вызывают серьезные критические замечания
советских читателей.

В 1947 г. Издательство Академии наук
СССР выпустило в. ener воспоминания
Трироговой-Менделеевой «Менделеев и его
семья». Издание этой книги может вызвать
только недоумение. Автор воспоминаний от-
кровенно пишет: «..меня всегда удивляло, как
можно интересоваться и окружать себя та-
кой массой бумаг, книг и всевозможными
колбами, ретортами, большими и малыми
склянками, наполненными разноцветными
жидкостями» (стр. 26). «Описать лекции
Дм. Ив. я не могу, так как ни разу их не слы-
шала» (стр. 27). «Я знала, что наш отец не
похож на всех и что он творит у себя в каби-
нете что-то большое и недоступное нашему
пониманию» (етр. 43).

Из этого ясно, что автор не дал, да и не
мог дать верного представления 06 образе
гениального русского ученого Д. И. Менде-
леева, о величии его идей, о его научной и
общественной борьбе. Книга переполнена“
несущественными деталями личной жизни.
Грироговой; смакует историю интимных. от-
ношений Менделеева ‘с его близкими и в ре-
зультате искажает образ великого ученого.

Одной из задач Академии наук является.
пропаганда идей великого русского физиоло-
та И. П. Павлова. Однако вместо популяри-
зации павловских идей в научно-популярной
серии была издана книга академика И. Бе-
ритова «Об основных формах нервной и пеи-
хонервной деятельности», в которой провоз-
глатается ревизия павловского ‘учения, от-
вергается метод условных рефлексов, об’ек-
тивный анализ психических процессов под-
мекяется ничем не обоснованными, спекуля-
тивными рассуждениями о «представлениях»,
возникающих у животных, а влиянию внеш-
ней среды в формировании нервных и пси-
хических процессов отводится второстепен-
	`Услужливые комментаторы из издательства «Искусство»
	Литература: о русском балете, прямо ска-
жем, не обильна. Количество ее явно не соот-
ветствует той роли, которую сыграл русский
балет в развитии мирового хореографиче-
ского искусства. Естественно, что появление
новой хорошей книги в этой области можно
только приветствовать.

Недавно издательство «Искусство» выпу-
стило книгу «Из архива балетмейстера»
Ивана Вальберха. Основу книги составляют
архивные материалы — дневники, пере-
писка, сценарии балетмейстера император-
ских театров Ивана Вальберха (1766 —
1819 гг.). Книжка снабжена большой ветупи-
тельной статьей и комментариями Ю. Сло-
нимского.

Уже названия отдельных глав предисло-
вия, например, «Загадка происхождения»,
«Смысл жизни» и т. д, призваны, очевидно,
по замыслу автора поедисловия заинтриго-
вать читателя...

Автор обширного предисловия, носящего
претенциозное название «У колыбели рус-
ской ‘Терпсихоры», Ю. Слонимский про-
странно доказывает, что Иван Вальберх —
выдающийся, передовой деятель своей эпо-
хи, идейный руководитель и реформатор
русской культуры. Слонимский всячески
восхваляет Вальберха, не стесняясь в выбо-
ре эпитетов: Вальберх — борец за идейность
искусства. «Для него идейность.. превыше
всего... Он воспитывается на передовой печа-
ти, дружит с передовыми людьми... Главным
учителем Вальберха была сама жизнь».
Вспоминая имена Ломоносова, Фонвизина,
Новикова и назвав Вальберха в числе «по-
следовательных борцов за новые идеи», ав-
тор предисловия продолжает: «Насколько
высоко поднялся Вальберх, став в один ряд
с передовыми деятелями своего времени,
видно из его высказываний, отнюдь не рас-
считанных на печать или огласку...» Трудно
перечислить вее разнообразие титулов, ко-
торыми наделяет своего героя восторжен-
ный редактор. «Художник-гражданин», «ре-
форматор», «смелый борец», «новатор», он
«страстно ненавидел окружающую его дей-
ствительность», его «обуревала страсть созда-
вать художественные ценности...» Все это
буквально сыплется, как из рога изобилия...
	Слонимский пытается нарисовать портрет
Вальберха «на широком общественном фоне»,
Но все его характеристики исторической
эпохи совершенно беспомощны, а назойли-
вые попытки связать деятельность балет-
мейстера с идейными движениями эпохи
вульгарны и бездоказательны.

Чего стоит «выяснение» Слонимским
заслуг французских просветителей: «Воль-
тер и Руссо, Мармонтель и Дидро.., Рамо и
Глюк... — все они идейно и практически пере-
вооружали старый придворный балет».

— Восхищение патриотизмом своего «под-
шефного» не мешает самому CAOHMMCKOMY
	расточать но ходу изложения своих мыслей
восторги по поводу парижских гастролеров
в русском балете Лепика, Дюпора и других.
Кстати, ‘и подавляющее большинство иллю-
страций к книге представляют портреты ба-
летных звезд парижской Болышой оперы.

В заключение предисловия Слонимский
считает нужным оговорить, что’ в приводи-
мых ниже мемуарах «устранены места,
касающиеся чисто семейных дел... ‘сохране-
ны только первые или почему-либо особо ин-
тересные упоминания...»

Оглушенный непрерывным трезвоном Ko-
локолов в предисловии, захваченный обиль-
ными эмоциональными излияниями редак-
тора, читатель, наконец, приступает к чтению
самых мемуаров. И... остается в полном. не-
	доумении. К великому удивлению читателя.
	вместо освещения. творческой деятельности
Вальберха и современного ему театра в ме-
муарах содержатся преимущественно сведе-
HUA. из семейного быта четы Вальберхов:
«В субботу я крестила у Степана Иваныча,
в воскресенье я обедала у Матренки, а
сегодня будем вечером у Жандра с Евгеньей
Ивановной (Колосовой) и Антоном Иваны-
чем (Казасси). На другой день после тебя
приходила к тебе из Ямской тетка твоя с
дочерью, и я их угостила...» (стр. 81) — так
сообщает в своем письме Софья Петровна.
Иван Иванович отвечает ей, что он «сегодня
обедал, как обжора» (стр. 85) и что «4 часа
после обеда почти пьян...» и т. д. В париж-
ском дневнике Вальберха преобладают впе-
чатления от уличных «приманчивых нимф»,
кабинета восковых фигур, в котором нагляд-
но показывается, к чему приводит мужског
распутство, и т, п.

Иван Вальберх — балетный артист и ре-
жиесер конца ХУШ и начала XIX века.
Редактору, автору предисловия и коммен-
таторам надо было просто и без прикрас
говорить о балетмейстере Вальберхе, не
прибегая к пошлым и вульгарным домы-
слам о нем, как чуть ли не о демократе, и
тогда читателю не приходилось бы удивлять-.
ся, что «передовой человек эпохи» восторгает-
СЯ «славной» Дюбарри, любовницей Людовика
ХУ... «милой» Ламболь — наперсницей Марии-
Антуанетты и т. д. Ведь ‘читателю хорошо
известно, какие впечатления выносили пере-
довые русские люди из: поездок в Париж в
те же годы, Как известно, эти поездки и впе-
чатления играли свою роль в формировании
идеологии будущих декабристов, в прогрес-
сивной деятельности Радишева и Новикова.
	Недоумение читателя сменяется уже дру-
гими чувствами, когда он приступае: к
чтению сценариев некоторых балетов Валь-
берха, рекомендованных ему заботливым ре-
дактором как смелые, небывалые в истории
императорских театров:

Минуя «верноподданнические» сочинения,
посвященные Александру I, представляю-
	щие типичные слепки с Французских при:
дворных балетов, читатель, согласно реко-
мендации Ю. Слонимского, останавливает
свое внимание на «вершине»  сценарного
искуссгва Вальберха — балете «Торжество
России, или русские в Париже». Содержание
его приводится в ‘книге наиболее полно.
Изумленный читатель знакомитея. ео сле-
дующим содержанием ‘сценария’ «Является
гений России, над которым царит двуглавый
брел Российский; из облака светозарный луч
надежды озаряет страждущую Францию;
гений спускается на землю, вопрошает: по
что она во таком унынии? Растерзанная ево-
 MMU несчастиями Франция, указывая на
урну Аюдовика ХУТ, из’ясняет, проливая го-
рестные слезы, что в сей урне погребено’ все
6е блаженство... гений Россий ей говорит:
«Видишь ли, что делает раскаяние и упова-
ние на промысел? Теперь, возвращая тебе
законного государя (Людовика ХУПТ.- Б. Я.),
оно соизволяет»ичтоб ты была всегда сильна»,
Гений в знак сего надевает на Францию
шлем, вооружает ее шитом, говоря, чтобы
«она не щадила ничего для защищения Бур-
6oHOB...»
	_Мы опускаем демонстрируемое торжество
«белых кокард», трогательное единение «рус-
ского, прусского и казацкого генералов»,
	- торжественный апофеоз всего балета, когла
	«..имя Людовика ХУПТ окружается картиною
восстановления наук, художеств и благоден-
ствия Франции», Нам кажется, что и этого
достаточно! uo

Такова «вершина» деятельности «передо:
вого» человека своей эпохи,

В мемуарах Вальберха есть некоторые
интересные наблюдения, есть. факты, пред-
ставляющие интерес для истории русского
искусства. Однако все ценное тонет в обилии
мешанеких и часто просто пошлых разгла-
гольствований. ;

При издании мемуарной литературы мы
руководствуемся. требованием исторически
правдивого раскрытия обстановки, воспроиз-
ведения истинного облика автора, атмос-
феры его эпохи, Как видно, редакторы ме-
муаров Вальберха — Ю. Слонимский и Н. 3Зо-
граф и руководители издательства «Искус-
ство» забыли об этом требовании. Они пред-
почли, не задумываясь, издать «семейную
хронику», пересыпанную развязной и по.
лой болтовней, к тому же пытаясь превра=
тить автора хроники в «коллегу» Ломоносо-
ва и Радищева, борца за новые, передовые
идем. Это ли не глумление над истиной!

Спрашивается: зачем понадобилось воро-
шить архивы вековой давности и под видом
исследований истории русского искусства
преподносить читателю всякую пошлость?
		Нартийные и советские организации
‘Ленинграда оказывают органам народного
образования помощь в подготовке школ к но-
вому учебному году. Ведутся значительные
работы по ремонту, восстановлению и строи-
тельству новых школьных зданий. Идут
отделочные работы в трех вновь отстроенных
школах, просторные и светлые классы кото-
рых с 1 сентября заполнят 2.800 учащихся.
Одновременно ведется строительство еше
двух школ на 1.300 учащихся, открытие кото-
рых предусмотрено в 1949 году. В 315 шко-
лах проводится текущий и капитальный ре-
монт на сумму евыше 10 млн. руб. и восста-
навливается вновь 1 школ.

Партийные и  советекие организации
Ленинграда уделяют большое внимание раз-
витию шефетва над школами и привлечению
зпофов к оказанию помощи в подготовке школ
к новому учебному году. Для многих пред-
приятий, учреждений, научно-иеследователь-
ских институтов стало традицией оказывать
помощь в укреплении учебно-материальной
базы своей подшефной школы. Такие пред-
приятия, как комбинат им. Тельмана и другие
заводы Володарского района, оказали боль-
шую помощь своим подшефным школам, за-
вершившим уже полностью подготовку к
‘учебному году.

& зе
	Все шире развертываетея социалистическое
соревнование в помощь школам в Новоси-
бирской области. В ответ на обращение, при-
нятое на рабочих и колхозных собраниях,
помошь школе в подготовке к учебному году
все более активно оказывают советские и об-
шественные организации. .

В Северном, Маелянинском и Легостаев-
ском районах Новосибирской области школы
и учителя обеспечены топливом на весь ото-
пительный сезон. Успешно идет ремонт
школьных зданий и мебели во всех районах
области. Инициаторы социалистического со-
ревнования.за лучшую подготовку школ к но-
вому учебному году — трудящиеся Болотнин-
ского района уже подготовили к учебному го-
лу все школы; В Легостаевском, Кочковском
и Ордынском районах наряду © ремонтом
старых школ построено четыре семилетних и
девять начальных школ.
		В этом году в Азербайджанской ССР еще
задолго до окончания занятий в школах де-
сятки передовых предприятий, колхозов и
совхозов развернули большую работу по ре-
монту школьных зданий, интернатов, квар-
тир учителей, заготовке для них топлива,
благоустройству школьных дворов, обеспече-
нию школ учебным оборудованием, изготов-
лению для школьников одежды и обуви.

Инициаторами общественной помощи шко-
ле выступили трудящиеся Масаллинского,
3-катальского, Ленкоранского и Лерикского
	В ответ на призыв горьковчан в Псковекой
области на сессии областного Совета принято
постановление о решительном усилении под-
готовки школ к новому учебному году. В об-
ласти все шире используется метод социаз-
листического соревнования. Продолжается
огромная работа по воестановлению школь-
ного фонда, разрушенного немцами в период
немецкой оккупации.