(31)

Агитаторы ‘в борьбе за ‘миллиар
	Песять месяцев назад, в ноябре 1947 года,
	рабочие, работницы, мастера, инженеры, тех-
	ники и служащие Москвы и Московской об-
ласти обратились с письмом к великому вож-
дю советского народа товарищу И. В. Сталину.
Сообщая Иосифу Виссарионовичу о досроч-
ном выполнении московской промышленно-
стью плана второго года послевоенной пяти-
летки и о том, что в октябре 1947 года мо-
сковская промышленность превзошла средне-
месячный выпуск валовой продукции 1940 го-
	да, работники московской промышленности
	дали твердое обещание сделать в 1948 году.
крупный шаг в решении основной задачи
нового пятилетнего плана-— в значительных
размерах превзойти довоенный уровень про-
	изводетва — и выпуетить в тоетьем году пя?
	тилетки по об’ему продукции больше, чем в
1940 году.
	Под знаком борьбы за выполнение этого
	обязательства и развивалась работа моеков-
ских заводов и фабрик. Сейчас уже можно
подвести некоторые итоги борьбы москви-
чей за выполнение обязательства, данного
товарищу Сталину. В первом полугодии
нынешнего года промышленность Москвы
выпустила продукции по o6vemy боль-
ше, чем в первом полугодии 1940 года. Эта
победа является результатом напряженного
и творческого труда работников московской
промышленности, которые под руководством
партийных организаций смело преодолевают
трудности и, широко развертывая социали-
стическое соревнование за выполнение пла-о
на третьего года пятилетки к 7 ноября 1948
года, добиваются все новых и новых успехов.
В первые годы советской власти Владимир
Ильич Ленин писал: «Коммунизм начинает-
ся там, где появляетея самоотверженная,
преодолевающая тяжелый труд, забота рядо-
	BRIX рабочих сб увеличении производительно-
	сти труда, об охране каждого пуда хлеба,
угля, железа и других продуктов, достающих-
‘ся не работающим лично и не их «ближним»,
а «дальним», т.-е. всему обществу в целом,
десяткам и сотням миллионов людей, об’еди-
ненных сначала в одно социалистическое го-
‘сударство, потом в Союз Советских респуб-
лик».

История нашей советской Родины, герои-
ческий труд советских людей ярко свиде-
тельствуют о том, как непрерывно повыптает-
ся социалистическое сознание трудящихся,
Kak горячо заботятся они о дальнейшем
	укреплении могущества нашего социалисти-
	ческого государетва.
Это находит свое ярчайшее проявление в
непрестанном развитии социалистического
соревнования, которое Иосиф Виссарионович
‘Сталин определил, как выражение деловой
революционной самовритики масс, опираю-
шейся на творческую инициативу миллионов
трудящихся. , /
Пламенный советский патриотизм, глубо-
	‘кое понимание своего долга перед социали-
	стическим  государетвом — вот источники
вдохновенного творческого труда рабочих,
колхозников и интеллигенции нашей страны.
29 августа с. г. коллективы работников
	сверхплановых накоплений —
		‘Бюро партийной организации Фабрики
«Парижекая Коммуна» провело 25 августа
собрание всех агитаторов предприятия. На
этом собрании е обстоятельным докладом о
борьбе за сверхплановое снижение себестои-
мости продукции и задачах агитаторов вы“
ступил директор предприятия тов. Медведев.
В своем докладе он привел такой разитель-
ный факт: если рабочие фабрики поведут. са-
мую решительную борьбу за строгую эконо-
мию кожевенного сырья, тосодно лишь это
даст возможность предприятию выпустить до
конца года сверх плана 115 тысяч пар ко-
жаной обуви. т
‘Tyr же; на собрании агитаторы вно-
сили предложения, направленные К тому,
чтобы повысить рентабельность предприя-
тия, иллюстрировали их примерами борьбы
рабочих за экономию клея, пряжи, ниток и
других материалов, которые идут на изго-
товление обуви. С

На многих предприятиях столицы уже
проведены занятия агитколлективов. Перед
агитаторами выступают секретари партий“
ных организаций, директора заводов и фаб-
рик, главные бухгалтеры, плановики. Такой
	-своевоеменный и обстоятельный инструктаж
	‘агитаторов. оказывает им неоценимую по-
мошь при проведении бесед среди. рабочих
и служащих, - : :
Но там, где ‘партийные организации недо“
оценивают роль агитации, ‘коллективы
работников еше мало знают о почине
35 передовых предприятий и не мобилизо-
ваны на решение важнейшей задачи,
стоящей сейчае перед московской промыш-
ленностью. Слабо развернута работа вокруг
	‘этой важнейшей боевой задачи на фабрике
	«Ява», заводах «Борец», «Манометр» и неко“
торых других. Эту серьезную ошибку необ-
ходимо устранить в самое ближайщее время.

Серьезное внимание ‘уделяют партийные
организации наглядной агитации. В цехах и
бригадах многих московских ‘предприятий
можно видеть сейчас призыв: «Дадим нашей
стране миллиард рублей сверхплановых на-
коплений». НГироко используютея листовки-
молнии, доски показателей, диаграммы, пока-
зывающие ход борьбы за енижение ‘себе-
стоимости продукции, и т. д.

Активное участие в paspeprarsanmiedicn
борьбе работников московской промышлен-
ности за миллиард рублей . сверхплановых
накоплений принимают многотиражная, стен-
ная печать и местное радиовещание.

На днях отдел пропаганды и агитации
МГК ВКП(б) созвал общшегородекое совеша-
ние редакторов многотиражных газет и
местного радиовещания. С докладом о: пись-
ме 35 передовых московских предприятий
товарищу Сталину и задачах работников пе-
чати выступил секретарь МЕК ВКНИбб) тов.
‘Фирюбин. В` настоящее время в районах
столицы проводятся собрания редакторов
стенных газет, на которых подытоживается
опыт первых дней борьбы за московский
миллиард и намечаются задачи редакций
стенных газет в этом важнейшем деле. _

Активно включились в борьбу за сверхпла-
‚новое снижение себестоимости продукции
многотиражные газеты Электролампового,
шинного заводов и комбината «Трехгор-
ная мануфактура» имени Дзержинского. Они
широко нубликуют отклики рабочих, печата-
ют подборки, письма читателей, дают статьи
руководящих партийных и хозяйственных
работников по вопросам поднятия произво-
дительности труда, лучшей организации
производственных процессов, етрогой эконо-
мии материалов и борьбы против излишеств
и расточительства.

‘Таким образом партийные . организаций
столицы, используя накопленный опыт по-
’литической работы в массах, широко приме-
няют все формы и средства агитационной
работы среди. рабочих, работниц, мастеров,
инженеров и техников предприятий. -

Борьба за сверхплановое снижение себе-
стоимости продукции не является кратко-
временной кампанией, она требует длитель-
ной, повседневной и кропотливой работы
партийных организаций. Это’в полной мере
относится и к агитационной работе. вокруг
письма 35 передовых. московских предирия-
Tuk товаришу Сталину. Дальнейшее развер-
тывание и усиление политической работы—
одно из непременных условий того, что-ра-
‘ботники московской промвипленности дадут
в этом году не меныне миллиарда рублей
сверхплановой прибыли нашему родному ©о-
ветекому социалистическому. государству.
			НАСУЩНАЯ ЗАДАЧА
	Улучшить руководство филиалами
и научно-исследовательскими базами Академии наук
	филиала, среди зоологов Западно-Сибирского

филиала. Президиум Академии наук, взяв на

себя обязательство «занять ведущее положе-.
ние в борьбе против идезлистических реак-

ционных учений, расчистить все пути для

беспрепятетвенного развития передовой со-`
ветской науки», должен проверить работу

своих периферийных биологических учреж-.
дений.

В трудах гуманитарных учреждений фили-
алов`и баз Академии наук также имеются
серьезные идеологические ошибки и извра-
щения. Порочная книга сотрудника Киргиз-
ского филиала В. Кутаревой об. этапах гра-
жданской войны в Киргизии, ошибочные
статьи сотрудников Дагестанской базы Маго-.
медова, Исакова и Назаревича по истории и
литературе народов Дагестана, уже отмечав-
шиеся в печати, не единичны.

Плохо обстоит дело с подбором научных
кадров в филиалах и научно-исследователь-
ских базах Академии, особенно во вновь
созланных. В  Западно-Сибирском фи-
лиале Академии наук подбор научных кад-
ров проводился без учета перенектив разви-
тия институтов филиала, поэтому отдельные
секторы и лаборатории филиала не имеют
необходимых научных сотрудников.
	Многие руководящие должности в Филиа-
	лах и научно-исследовательских базах Ака-
демии годами остаются вакантными или за-
мешаются лицами, не имеющими ученых сте-
пеней. Недопустимо медленно замещаются
должности среднего руководящего состава —
заведующих отделами и лабораториями ин-
ститутов. Президиум Академии наук до сих
нор не выполнил постановления Совета Ми-
нистров СССР об откомандировании на Даге-
станскую базу четырех квалифицированных
научных работников.

Некоторые филиалы и научно-иселедова-
тельские базы Академии наук СССР нужда-
ются в серьезном материальном укреплении.
Молдавская научно-исследовательская база
Академии наук до сих пор не имеет сво-
его помещения. я

Такое состояние филизлов и научно-иссле-
довательских баз. Академии наук СССР яв-
ляется результатом ослабления руководетва
ими со стороны президиума Академии. Совет
филиалов и баз фактически в течение трех
лет не имеет руководителя. Это приводит к
ослаблению общего руководства филиала-
ми и научно-иселедовательскими базами,
ослабляет контроль над деятельностью пери-
ферийных учреждений Академии наук СССР.

Практиковавшаяся ранее посылка на мезт
бригад ученых из центральных учреждений
	Академии для обследования научной деятель
	ности филиалов и научно-исследовательских
баз и оказания научной помоши мествым
научным работникам в последнее время поч-
ти полностью прекратилась, 11 филиалов
и научно-исследовательских баз в тече-
ние двух лет не контролировались и не по-
лучали помощи. Академия наук СССР
неё‘ знает, например, что делается в ее Мол-
давской научно-исследовательской базе в
Кишиневе. С момента организации этой
базы в 1946 году никто из работников Ака-
демии наук здесь не был. Даже директор
	базы акалемик В. П. Волгин ни разу He noe.
	сетил возглавляемое им учреждение.

Центральные институты Академии наук
СССР вовее не выполняют лежащей на них
обязанности консультировать и направлять
научную деятельность филиалов и баз Ака-
демии
	awe eee

Практиковавшееся ранее обсуждение науч-
“HOW цеятельности филиалов и научно“иселе-
	ловательских баз Академии наук СССР на
	обших собраниях Академии оказывало этим
	учреждениям большую пользу. Однако по-
следнее такое обсуждение состоялось.. в
1939 году. :

Неред филиалами и нзучно-исследователь“
скими базами Академии наук СССР стоят
огромные задачи в области развития
экономики и культуры республик и 96-
ластей. Академия ‘наук СССР обязана
всемерно помогать своим периферийным
учреждениям, способствующим осуществле-
нию основной задачи Академии наук содей-
ствовать. общему под’ему теоретических и
	прикладных наук в СССР. Необходимо орга”
	низовать работу _ Совета ` филиалов. и. ‚ баз
	Акалемии наук СССР и превратить местные.
	зкадемические . учреждения в боевые науч-
ные органы, разрешающие. актуальные про-
блемы народного хозяйства и культуры рес-
публик, краев и. областей Советского. Союза,
			Развитие народного хозяйства, культурное
строительство в союзных и автономных рее-
публиках, краях и областях в период ‘пер:
вых сталинских ‘пятилегок потребовали
широкого участия в этой гигантской работе
всех творческих сил нашей Родины.

Академия наук СССР не осталась в сторо-
не от этой грандиозной стройки. Передовые
ученые нашей страны выдвинули идею созда-
ния на местах филиалов и научно-исследова-
тельских баз Академии наук CCCP для того,
чтобы приблизить науку к народному хозяй-
ству, теснее связать науку се практикой co-
циалистического строительства, на конкрет-
ной работе воспитывать местные, особенно
национальные, научные кадры.
	Правительство разрешило Академии наук
СССР организовать на местах стационарные
научные учреждения Академии. С малыми
силами начинали свою работу первые фили-
алы и научно-исследовательские базы Ака-
демии наук СССР, созданные в 1932 году. Но
уже в 1941 году, в евязи с ростом Грузинско-
го, а несколько позже Армянского, Азербай-
джанского, Узбекского и Казахского филиа-
‚лов Академии наук СССР, правифельство Со-
ветского Союза преобразовало их в самостоя-
тельные республиканские Академии наук.
	_ Здесь на научной работе выросло нема-
ло крупнейших ученых, избранных в дей-
ствительные члены и члены-корреспонденты
Академии наук СССР. Тысячи научных co-
трудников, из них около пятисот докторов
наук, работают сейчас в республиканских
академиях — дочерних учреждениях Акаде-
мии наук СССР.

В настоящее время Академия наук СССР
об’единяет шесть филиалов: Киргизский,
Таджикский, Туркменский, Западно.Сибир-
ский, Казанский, Уральский и девять науч-
но-исследовательских баз: Карело-Финскую,
Молдавскую, Дагестанскую, Якутскую, Коль-
скую, Крымскую, Дальневосточную, Саха-
линскую и базу в Коми АССР. В фи-
лиалах и научно-исследовательских базах
Академии наук СССР ‘имеется 31 институт
с 175 отделами и лабораториями, 87 самостоя-
тельных секторов, 7 ботанических садов,
1 обсерватория, 4 заповедника и ряд опыт
ных станций. Здесь работает более 2.500 со-
трудников, из когорых 500 имеют ученые сте-
пени докторов и кандидатов наук.

Местные научные кадры немало еделали
для разработки актуальных проблем, связан-
ных е развитием народного хозяйства и куль-
туры национальных республик, краев и обла-
стей Советского Союза. Больших успехов ло-
стиг коллектив научных сотрудников Ураль-
ского филиала в области металлургии и ме-
таллофизики. Десять сотрудников этого фи-
лиала удостоены Сталинских премий. Неоце-
нима помошь промышленности со стороны
	коллектива  Горно-геологического института
	_Западно-Сибирского филиала, руководимого
новатором науки и техники лауреатом
Сталинской премии Н. А. Чинакалом.
	К сожалению, за последние три года
	Академия наук СССР перестала интересо-
‚ваться деятельностью периферийных ‚учреж-
`лений — ‘Развитие их научной деятель-`
	дений. Развитие их научной деятель-
ности пущено на самотек и в ря-
де случаев приняло неправильное направле-
ние. ‘Так, ‘например, Кольская научно-
исследовательская база распылила свое вни-
мание на многие второстепенные вопро-
сы. Лишь в текущем голу благодаря. мур
манским областным организациям, без содей-
ствия Академии наук, база выправила свою
деятельность. Таджикский филиал, работаю-
ий в стране гор, сейчас ночти не занимает-
ся изучением недр и сырьевых ресурсов
Таджикистана, ослабил свою работу в обла-
сти животноводства, не помогает республике
в решении первоочередных задач.
	В некоторых филиалах и базах отдельные
	сотрудники работают над никчемной темати-
кой, оторванной от жизни. Так, в Дагестан-
ской базе занимались... систематикой ночных
бабочек по признаку их половых органов.
Схоластика стала неслучайным явлением в
деятельности некоторых периферийных уч-
реждений Академии наук СССР. Последова-
тели реакционных учений Вейсмана, Менде-
ля, Моргана нашли себе приют в ряде био-
логических учреждений филиалов и баз’ Ака-
демии. Они до сих. пор подвизаются в Биоло-
гическом институте Уральского филиала,
в Институте животноводства Таджикского
	-ъъ-5ъ>х<о<3х54ъъъъъъоьох>
1.

Советское ‘изобразительное MCKYCCTBO JO
стигло больших успехов. Нашими художние
ками создано много ярких, талантливых. про-
изведений, запечатлевших великую сталин-
скую эпоху и ее людей. Картины советских
‘художников посвящены многообразной и ки-
пучей жизни народа, строящего коммунизм,
его героям, его вождям, его великим под
вигам на полях сражений и на фронте
труда. Своим благородным. гуманистическим
пафосом, вниманием и любовью к человеку,
реалистической ясностью они противостоят
‘Упадочному искусству гниющего буржуазно-
го общества — искусству, далекому от жизни,
изломанному, больному. >

Советское искусство является новым, каче-
ственно отличным этапом в развитии миро-
вого: искусства. Одухотворенное идеями ком-
мунизма, оно по-новому отображает действи-

г we Mon mm
	о ИЕ

тельность, ‘‚мобилизуя людей на борьбу за
	полную победу великого дела Ленина -—
Сталина. Картины таких художников, Kak
М, Греков, И. Бродский, А. Герасимов,
Б. Иогансон, Г. Ряжский, А. Моравов, М. Ави-
лов, Кукрыниксы, К. Юон, И. Павлов,
Г. Савицкий, ЦП. Котов, скульптуры В. Мухи-
ной, С. Меркурова и др. проникнуты стрем-
’лением правдиво отобразить дух нашей вели-
кой эпохи, дух народа, строящего коммунизм.
Советское искусство уверенно идет к новым
творческим достижениям. Растут новые, моло-
дые кадры нашего искусства. .

Достаточно: напомнить, что за выдающиеся
работы в области живописи, скульптуры и
графики, созданные в 1947 году, присуждено
19 премий — Факт, который красноречиво го-
`‘ворит об успехах советского искусства, Среди
‘произведений, ‘отмеченных. высокой награ-
дой,— работы художников В. Серова, И. То-
идзе, Е. Кибрика, В. Орешникова, М. Жмель-
ко, А. Яр-Кравченко. Удостоены Сталинской
‘премии картины А. Лактионова, Я, Ромаса,
В. Пузырькова и др. скульптуры Н. Том-
ского Е. Вучетича и др. отражающие
жизнь и борьбу советеких людей, их величие
и красоту, их ‘целеустремленность, их высо-
‘кие моральные качества, картины А. Бубно-
ва и Г. Мелихова, посвященные прошлому
нашей страны. Во всех этих произведе-
ниях воплощены лучшие, передовые тенден-
ции советского изобразительного искусства,
‘идейность, правдивость, реалистичность, его
глубокий. демократизм, стремление воплотить
в образах передовые, лучшие черты жизни

‘советского народа.

ee ng mae
	ЕН

Советская живопись развивается, как и ве.

Е ват Е
	‚советское искусство, на путях социалистиче-
ского реализма. Боевое‘ марксистско-ленин-
‘ское мировоззрение является идейной осно-
гой творчества советских художников. Боль-

wer
	  .‘тиевистекая партия всегда подчеркивала зна-
	Н. ДАНИЛОВ
Секретарь МГК ВКП(б) по пропаганде

o99
	эти читки вызвали большой интерес среди
работников московской поомышленности и
сопровождались исключительно активным
обсуждением письма. После читок письма
агитаторы и пропагандисты организуют .бе-
седы, в которых широко используется мест-
ный производственный материал. Проводя 6be-
седы, агитаторы не только раз?ясняют поли-
тическое и экономическое. значение. борьбы
работников московской промышленности за
миллиард рублей сверхплановых накопле-
ний, но и раскрывают источники дальней-
шего повышения производительноети труда,
улучшения организации производства, даль-
нейшего снижения непроизводительных по-
терь рабочего времени, строжайшей эконо-

мии основных и. вспомогательных материа-
АСВ.
	‘Свыше 500 агитаторов Государственного.
	первого подшипникового завода им. Л. М. Ба-
гановича в своих беседах на собраниях рабо-
чих широко используют местные факты,
показывающие реальные результаты борьбы
	коллектива предприятия за прибыльную ра-
	боту.

Приняв а дать в 1948 году
15 млн. руб. сверхплановых накоплений, за-
вод уже выполнил свое обещание. За 8 ме-
сяцев он дал сверхплановой прибыли
11.612 тыс. руб. Теперь коллектив предприя-
тия обязуется дать к концу roma 22. 600 тые.
руб. сверхплановой прибыли.

Агитатор инженер тов. Беликов в своей бе-
седе. с рабочими цеха не только призывал их
активно включиться в борьбу коллектива за-
‚вода за сверхплановое снижение себестоимо-
сти продукции, но и показал, какое большое
экономическое значение имеет предложенное
	им новое приспособление для скоростной об-
	работки деталей на всех станках. Агитатор
‘мастер токарного отделения прецизионных
подшипников тов. Смирнов привел в своей
 ‘беселе следующий интересный ‚пример: толь-
ко благодаря. правильной эксплоатации режу-
щего инструмента можно ежемесячно эконо-
мить в одном лишь отделении цеха свыше
2 тысяч рублей, Агитатор т. Дворников внес
‘предложение заменить картонные коробки
металлическими, что. как показали полсче-
	ты, даст возможность сэкономить за год свы-
	me 30 тысяч рублей. Слесарь инструмен-
тальной группы. т. Валетов в свою очередь
предложил реставрировать мембраны, что
позволит сэкономить более 10 тысяз рублей
в год.

Многие агитаторы, в особенности из числа
передовых работников. промышленности, под-
‘крепляют свою агитацию за дальнейшее нпо-
‘вышение производительности труда рабочих
наглядным показом, как этого можно до-
биться:

Агитатор тов. Марков © завода «Красный
пролетарий», являясь лучшим токарем, полу-
чившим первую премию министерства за
скоростное резание ‘металлов, провел на
	‚35 передовых московских предприятий обра-
тились к товаришу Сталину с письмом, в KO- -
‹ тором они взяли обязательство дать стране
за счет сверхпланового енижения себестои-
мости продукции 112 миллиона рублей. Эта
инициатива имеет очень большое государ-
- ственное значение. Подечитано, что если в:

пролетарии», являясь лучшим гобарем, полу?
днях беседу в цехе. Он рассказал рабочим,
как добился успехов в своей работе. Затем
вместе с технологом участка он провел. ин-
дивидуальные беседы с каждым из 19 рабо-

И К ее С А Е К В са
	‘должен работать на станке, чтобы добиться.
	‘сверхпланового снижения ео вы-
пускаемой продукции. -
	Однако необходимо отметить, что еше mae
	леко не все аритаторы правильно подходят
K проведению агитации за сверхплановые
накопления. Некоторые беседы носят слипь
ком общий, поверхностный характер, обходят
жизнь производетва, не раскрывают перед
рабочими источников дальнейшего повыше-
ния  производительности труда, экономии
основных и вепомогательных материалов, не
доводят до сознания работников той мысли,
что московская промышленность может дать
свой сверхплановый миллиард рублей только
при том условии, если каждое большое и
малое. предприятие столицы, каждый цехи
бригада, каждый рабочий и работница актив-
но включатся в общую борьбу за сверхпла-
новое. снижение себестоимости. продукции.

Успешная агитация за сверхплановое ени-
жение. себестоимости продукции во многом
зависит от того, как ‘будут направлять `ра-
боту агитаторов партийные. комитеты и бюро
	партийных организаций.
мости продукции 12 миллиона рублей. Эта
инициатива имеет очень большое государ“
 ственное значение. Подсчитано, что если в
борьбу за сверхплановое снижение себестои=
‚мости. проду ‘KILI YH, ne BEAINUATCA. ,Bce-
предприятия м аша страна дочол>
‘нительно получит около миллиарда. рублей.
‘Этот почин ‘передовых московских пред-
приятий находит горячий отклик не только
	‘среди работников московской промышленно-
	сти, но и на предприятиях Ленинграда, Ки-
ева, Минска и многих горопов страны.
	Исключительно больнтую роль в деле даль?
	нейшего развертывания борьбы работников
	московской промышленности за сверхплано-.
	вое снижение себестоимости продукции дол-
жна сыграть агитационная работа партий-
ных организаций ереди рабочих, работниц,
мастеров, инженеров, техников ‘и служаших
фабрик и ‘заводов. Многими партийными
организациями столицы проделана уже зна=
чительная: работа по раз’яснению огромного
	‚политического и экономического значения
`борьбы за северхпленовое снижение себестои-
мости продукции.

‚Первым этапом агитапиовной работы. пар-
	тийных организаций среди трудяшихея было:
проведение читок письма товарищу Сталину
во всех пехах, бригадах и сменах,
		& новым успехам
советскою изобвазительною. искусства
	тья вызвала столь горячие отклики, то. это
свидетельствует о злободневности: вопроса.

В Московском союзе художников (МОСХ)
состоялось собрание, посвященное обеужде-
нию статьи «Комеомольской правды». Заме-
	’ститель председателя МОСХ т. Рублев и дру-
	гие ораторы осыпали автора статьи похвала?
ми, называя статью глубокой, профессиональ-
ной ит. д. В то же время важнейшие задачи
	советского изобразительного искусства, четко
	определенные. в ‘решении об.Академии. ху-
дожеств: СССР, не были поставлены в центре
внимания собрания. а

Странную позицию ‘заняла редакция «Ком-
сомольской правды». Вместо того, чтобы
содействовать всестороннему обсуждению за-
дач искусства, ВМесто того, чтобы исправить
ошибки, допущенные в. ходе обсуждения. ста-
тьи, редакция обратила внимание только на
те выступления, которые подтверждают Wor
ложения опубликованной ею статьи.

На собрании в  Московском союзе художни-
KOB высказывались ‘положения, теоретиче-
ски несостоятельные и даже вредные. Искус-
ствовел Бескин, например, запугивал собрэв-
шихся.. влиянием классической русской жи-
вописи. Бескин известен своим безудерж-
ным восхвалением формалистического иекус-
ства. Поэтому неудивительно, что © его
точки зрения обращение советских художни-
ков к великим традициям реализма ХХ века
является недостатком. m, :

Искусствовед т. Каменский в путаной речи
запишал ‘формалистов. ‹ Несостоятельные
утверждения высказал и художник т. Вольтер.
Редакния «Комсомольской правды», освещая
собрание, ни словом не обмолвилась 06 оши-
бочности полобных выступлений. _
	Неправильно организованная дискуссия
	внесла сумятицу в умы некоторых художни-
	ков. Нетрудно понять, что больше всего
обрадовались такому повороту дела некото-
рые художники-формалисты. Они вообра-
зили, что блеснула надежда на реванш, и за-
метно оживились, — . :
	Когда к критике натурализма приклады-_
вают руки формалисты, их лицемерное «со-.
	чувствие» только затрудняет действительную
борьбу с натурализмом. Надо твердо и реши-
тельно сказать: никогда, ни при каких об-
стоятельствах советское социалистическое
искусство не изменит своего непримиримого
отношения к уродливой мертвечине — фор-
мализму. : ‘
	лом направлении, какое нужно советскому
народу. _ : :
Тод назад было принято постановление. Со»
вета Министров СССР: «О преобразовании
Всероссийской Академии художеств в Акаде-
мию художеств СССР». В этом постановлении
указывалось, что основными задачами Ака-
демии художеств СССР являются:
«обеспечение неуклонного под’ема и раз-
вития советского изобразительного. искус-
ства во всех его формах на базе последова-
тельного осуществления принципов социа-
листического реализма и дальнейшего раз-
вития лучших прогрессивных традиций
искусства народов СССР и, в частности,
русской реалистической школы;
„борьба с формализмом, натурализмом и
другими проявлениями современного бур-
жуазного упадочного искусства, с безидей-
ностью и аполитичностью в творчестве, с
‚лженаучными, идеалистическими теориями
в области эстетики».
Лишь на основе этих принципов может
успешно развиваться советское искусство.
		чение реалистических традиций и особенно
традиций русского реалистического искус-
ства для развития советского искусетва. Пар-
тия разоблачила лженоваторские ухиншрения
художников, пытающихся увлечь наше искус-
ство в тупик буржуазного декаданса.

Успехи советского искусства, все более
глубоко, ярко и правдиво отражающего жизнь
социалистического общества, показывают, с
какой мудростью и прозорливостью партия
направляет развитие нашего искусства.
	Но партия учит с величайшей трезвостью.
	и самокритичностью оценивать и уснехи, и
недостатки в развитии искусства, Было бы
неправильно не видеть серьезных недостат-
ков в развитии советского искусства, Новое
	развивается и побеждает в борьбе со старым.
	Тлце можно видеть в советском искусстве ро-
димые пятна буржуазных влияний, форма-
	лизма и натурализма. Есть еще художники,
	ваходящиеся под влиянием картин Сезанна и
Матисса. Все еще имеют место проявления
формализма в творчестве некоторых худож-
ников (А. Дейнека, С. Герасимов, М. Сарьян,
п. Корин, А. Осьмеркин, Р. Фальк и др»).

. Возьмем в качестве примера ‘картины Xy-
дожников А. Дейнека «В дни войны» и.С, Ге-
расимова «Портрет Героя Советского ‚ Союза
Самсонова». На картине A, Дейнека, порз-
жающшей своей серостью и бедностью, лицо
	советекой женщины дано плоским, лишев-
	ным мысли и чувства, В картине С. Гераси-
мова жизненная правда принесена в жертву
	формалистическим поискам «оригинального».
сочетания световых пятен; В погоне.за «жи-
	вопиеностью» И «оригинальностью» Дейнека
	и Герасимов дали фальшивые произведения,
	примитивные по исполнению и ложные по по-.
ниманию жизни, :

Работы отдельных. художников западных Е.
ластей Украины, Советской Прибалтики: по-
	казывают. что еше не изжиты декадентекие,
	упадочные влияния культуры буржуазного
Запада. Еще приходится встречать. формали-.
стический ‘и натуралистический подход к.
изображению советских людей в работах He-
которых художников и скульпторов. Влияния
буржуазного. эстетизма проявляются, в. част-
ности, в недооценке наследия русской класси-
ческой живописи. Е Е
Только последовательное ‘проведение прин-
пипов партийности искусства, только борьба.
за метод социалистического реализма обес-
печивают развитие советского искусства в
	Газета «Советское искусство» откликнулась
на статью. в «Комсомольской правде» рядом
статей и прежде всего статьей искусствоведа
К. Ситника, К сожалению, статья К, Ситника
продиктована не столько ‘принциниальными
взглядами, сколько интересами групповщи-
ны. Автор статьи оказался крайне неразбор-
чивым в средствах. Комсомольца В. Сажина,
сделавшего ряд критических замечаний в
адрес видных художников, он сравнивает о
с авторами статей в газете «Британский
союзник», Он проводит параллели между
статьей т. Сажина и статьей Анри Пьера,
обозревателя из резкционной французской
газеты «Монд». Неужели редакции газеты
«Советское искусство» не ясно, насколько
недопустимо сравнивать искреннее высту-
	’пление комсомольца, пусть во многом и ‘omy
	бающегося, с гнусными писаниями pea Ke
ционного борзописца?

Стараясь доказать, что автор. статьи в
«Комсомольской правде» неправ, т. Ситник
отрицает наличие опасности натурализма для
изобразительного искусства. Формализм об’-
	‚является единственной опасностью. Ири этом
‚ автор и о формализме не сказал ничего вра-
	зумительного. Статья полна декларативных
заявлений о необходимости борьбы с формз-
лизмом, HO He содержит сколько-нибудь
серьезного анализа: в чем же заключается
опасность формализма, каковы его проявле-
ния, каковы задачи борьбы © формализмом.
	<ормализм является антинародным, враж-
	одебным советскому мировоззрению направле-
	нием в искусстве; Он ведет к разложению,
тибели искусства: Насквозь гнилые идейки
космополитизма. и: идущее из: лагеря реакци-
онных эстетов пренебрежительное отношение
к великому реалистическому наследию рус-
ского искусства питают тенденции формализ-
ма. Также антинароден и натурализм. Прини-
жая действительность, затрудняя понимание
ее ведущих черт, давая одностороннее ‘нред-
ставление о ней, натурализм чужд и враж-
дебен советской действительности. Натура-
лизм связан © буржуазно-позитивиетским
мировоззрением, он пассивен, созерцателен,
дает внешнее, поверхностное изображение
действительности, ‘не способен раскрыть
внутреннюю сущность явлений жизни. Борь-
	Gy е натурализмом мы ведем во имя полного,
	глубокого и яркого раскрытия советской дей-
	ствительности. - м
Натуралистические элементы. имеются в
отдельных произведениях даже таких та-
лантливых художников, как В. Яковлев,
В. Серов и др. И если, скажем, появляют-
ся образы советских людей не согоетыс
	(Окончание на 4-й стр.)
	В некоторых газетах за последнее время
были напечатаны статьи, посвященные во-
просам советской живописи. В «Комсомоль-
ской правде» была опубликована. статья
«Против натурализма в живописи» В. Сажи-
на. Статья эта представляет интерес как не-
посредственный отклик зрителя, В ней содер-
жится ряд справедливых замечаний 06 оте
лельных картинах, о серьезных недостатках
живописи. Она напоминает о возросших тре-
	бованиях советских людей, не удовлетворен-
ных картинами некоторых наших художни-
	ков. Вместе. с тем эта. статья содержит и ряд
положений. непродуманных и даже ошибоч-
ных.

о формализме в статье говорится лишь
вскользь. Создается впечатление, что форма-
лизм не представляет опасности для изобра-
	‚зительного. искусства в настоящее время.
Автор статьи утверждает, что «с некоторых
	пор наметилась другая опасность: многие
художники начали впадать в натурализм».
Положение о том, что формализм относится
к прошлому и является опасностью, яко-
бы не стоящей. перед советским искусством, .
не может быть признано правильным. В ста-
тье неправильно ставится вопрос о традици-
ях, о наследии передвижников. И если ста