[О октября 1948
	Ty, Ne 29 (84)

Культура колхозного. села
	е считая личных затрат самих колхозников.
В прошлом году, получив 2.658.000 рублей до-
хода. колхоз израсходовал на культурные
нужды 148.000 рублей, а в этом году ассигно-
вал 210 тысяч рублей; Деньги расходуются на
содержяние детского сада, ясель, библиотеки,
радиоузла, колхозного клуба.

Клуб — любимое место отдыха колхозников.
Его зрительный зал имеет 400 мест. Два раза
в неделю здесь демонстрируются звуковые
фильмы, выступают свой драматический и
музыкальный кружки, отличный хор, руко-
водимый колхозницей Д. `Балышкановой. В
колхозе любят русскую песню, гордятся успе-
хами своего хора, широко известного по вы-
ступлению в этом году на Всероссийском
смотре сельской художественной самодея-
тельности и по звуковому Фильму «Песни
колхозных полей», в котором показано его
выступление перед от’ездом в Москву на
смотр. В настоящее время хор готовит новую
	программу к тридцать первой годовшине Ве-.
	ликой Октябрьской социалистической рево-
ABDUMH. }
	Летом этого года в колхозном клубё. была
проведено несколько концертов силами арти-
стов Тамбовской, Пензенской, Саратовской и
даже Бакинской филармоний. Но эти концер-
ты носили случайный характер; Пора уже
Тамбовскому областному управлению no ne
	зам искусств по-настоящему организовать
	обслуживание колхозников артистическими и
концертными бригадами, располагающими
полноценными программами.
	Мечтают колхозники об открытии при клубе
	музыкальной школы. В колхозе есть два пиа-
нино, около 30 баянов и аккордлеонов, много
других музыкальных инструментов. Желаю-
щих заниматься музыкой здесь хоть отбав-
ляй! Надо думать, что кирсановские и тамбов-
ские организации помогут колхозу в реализа-
ции его желания иметь музыкальную школу.

В колхозе имеется лекторский актив. Это
учителя школы-семилетки, врази колхозной
больницы, агроном Д. Зиновьев, зоотехник
И. Попик, ветеринарный врач В. Деребизов.
Лекции в колхозе посешаютея хорошо.
	за последнее время сюда приезжали два
лектора из Тамбова и Москвы. Но они были
случайными гостями в колхозе. Колхозники
выражают желание, чтобы такие априезды
проводились в плановом порядке. В колхозе,
насчитывающем большое количество новато-
ров-мичуринцев полеводов и животноводов,
особенно велик сейчас интерес к лекциям на
тему о положении в биологической науке.
Колхозники хотели бы также услышать ква-
лифицированных лекторов по вопросам исто-
рии ВКП(б), истории СССР. науки и техники,
литературы и искусства. Они рады были бы
приезду к ним’ писателей, на прочтенье книг
которых в библиотеке записываются в оче-
редь. Они хотели бы послушать композито-
ров. песни которых поет их хор и вся моло-
дежь. Назрел вопрос об организации в колхо-
зе. своего. лектория, который смог бы наладить
эту большую и важную работу. Колхозники
выражают желание, чтобы Всесоюзное обще-
ство по распространению политических и на-
учных знаний систематически присылало
лекторов в колхоз имени Лэнина.
	В колхозе имеется хороший постоянно дей-
ствующий физкультурный коллектив, об’еди-
няющий более 50 юношей и девушек. Колхоз-
ная футбольная команда в этом году выигра-
ла первенство среди команд Кирсановекого
района и дажз победила сборную города Кир-
санова. Прошлой зимой лыжники колхоза за-
няли второе место на областных соревнова-
ниях, Колхозные спортемены намерены орга-
визовать свой автомотоклуб.
	Великая сила колхозного строя преобразила
	‘старую, отсталую деревню дореволюционной
	России. Она раздвинула горизонты крестьян-
ской жизни, пробудила дремавшие в народе
	животворные силы, открыла каждому труже-
	нику дорогу к культуре, знаниям, зажиточ-
ней жизни.

В условиях советского строя все больше. и
больше стирается грань между городом и де-
ревней, труд крестьянина год от года ста-
новится. все более. радостным и творческим.
И жизнь тружеников колхоза имени Ленина,
культура этого села и его людей служат то-
му наглядным доказательством.
		ВБ.олхоз имени Ленина, Кирсановского рай-
она, Тамбовской ‘области, — один из. старей-
ших в нашей стране. В прошлом году иснол-
нилось 25-летие’ его существования. Это
большое, в полном смысле слова, передовое
социалистическое хозяйство с многоотрасле-
вым производством. Артель насчитывает
более 700 членов, среди них 120 коммунистов.
	Нартийная организация является поллин-
	ной душой и мозгом колхоза. Ни один вах.
	ный вопрос, касающийся производственной,
общественной или культурной ‘жизни сель-
скохозяйственной артели, не решается без
ее участия. Парторганизация широко раз-
вернула массово-политическую работу среди
колхозников. В клубе колхоза работают круж-
ки по изучению «Краткого, курса истории
ВКП(б)», биографии товарища Сталина, систе-
матически читаются лекции, проводятся со-
беседования.
	В колхозе в болыном почете советская
агробиологическая мичуринская наука. Здесь
давно введены многопольный ` севооборот и
новейшие методы обработки. почвы.  Поэтому
даже в самые засушливые годы в колхозе
имени Ленина собирали урожай вдвое боль-
ший, чем в округе, А в 1947 году 55 передо-
виков колхоза за высокий урожай были на-
граждены правительственными наградами--
орденами и медалями. »
	Вместе с большими хозяйственными yene-
хами колхоза имени Ленина выросли куль-
тура и духовные запросы колхозников. По-
ложительно на’ каждом участке колхозного
производства встречаешь квалифицирован-
ного человека, мастера своего дела, прошел-
шего не только серьезную практическую
школу, но и получившего то ‘или иное спе-
циальное среднее и даже высшее ‘образова-
ние. Руководит колхозом зоотехник П. Фокин.
Первым его помощником является колхозный
агроном Д. Зиновьев, также имеющий выс-
шее образование. В механической мастерекой
работает инженер-механик В. Полосухин.
Строительными делами в колхозе ведает ин-
женер-строитель TI. ‘Скорубский. Шестна-

дцать учителей работают в колхозной школе-
семилетке. Дети здешних колхозников
А, Жучкова, Е. Шишкова, Ф. Крючкова,
Т. Проваторова, М. Желудкова, получив выс-
шее образование, вернулись в свои родные
дома и обучают крестьянских детей,
	В колхозе отлично поставлена работа боль-
ницы. Помимо ежедневного приема больных в
стационаре, врачи посещают заболевших на
дому. Медицинский персонал ведет в колхозе
большую профилактическую ‘и  санитарно-
просветительную работу, читает в клубе лек-
ции, выступает с беседами перед микрофо-
ном колхозного радиоузла,
	Болхоз имени Ленина полностью радио-
фицирован. Жители колхоза, находящегося
далеко от Москвы, чувствуют себя крепко свя-
занными с жизнью всей страны. Репродукто-
ры установлены во всех домах колхозников,
в клубе, школе, библиотеке, в колхозных ма-
стерских и на электростанциях.

Большим успехом у колхозников пользуют-
ся агрономические радиопередачи. Часто,
услышав что-либо новое, они приходят к

. председателю колхоза и предлагаю приме-
нить у себя это новое.

В колхозном почтовом отделении имеется
своя телефонная подстанция с KOMMYTATOPOM
на десять номеров:

В адрес колхозников ежедневно приходит
до ста писем, около трехсот экземпляров га-
зет и сорок. экземпляров журналов. Это зна-
чит, что почти каждый второй колхозник
выписывает газету. Помимо того, десятка
полтора. журналов и несколько газет получает
колхозная библиотека. На полках и в шкафах
		обмтественно-политическая ‚литература, про-
изведения русских и иностранных класси-
ков, современных советских писателей. Воль-
шой раздел составляют книги по вопросам
полеводства, огородничества, садоводства,
животноводства и техники. Здесь около 400
постоянных читателей. У многих колхозни-
ков имеются личные библиотечки, насчиты-
вающие по 200—300 книг. Крестьяне хотели
бы видеть у себя в колхозе книгонош, но до
посылки их в деревню еще «не дошли руки»
у наших книготорговых организаций.

На удовлетворение культурных. нужд кол-
хоз имени Ленина тратит большие срелетва,
	Академия наук СССР осуществляет много-
томное издание «Истории русской литерату-
ры» *, инициатором KoTOpore был еще А. м.
Горький.

К настоящему ppemertn половина задуман-
ного издания завершена — из намеченных
10 томов вышло в свет 5. Вышедшие тома
охватывают историю отечественной литерату-
ры на протяжении более чем восьми столе
тий от Киевской Руси и до начала
ХХ века.

Уже сейчас к вышедшим томам обращаются
	студенты, работники других отраслей совег-
	ской науки, широкие круги советской интел-
лигенции. Несомненно, что с выходом после-
дующих томов, посвященных великой рус-
ской литературе ХХ века, интерес к изда-
нию возрастет в еше большей степени. По-
этому особенно важно проанализировать уже
сейчае все то положительное и отрицатель-
ное, ‘что дает нам первая часть издания.

Первые два тома посвящены истории древ-
нерусской литературы ий охватывают период
с ХГ по ХУП век. Ни в одном из предшеству-
ющих изданий не давалось столь полной, си-
стематической, построенной на обиирнейшем
материале, картины хода русского литератур-
ного процесса этой эпохи. В этом смысле
нынешнее издание оставляет цалеко позади
старые курсы Пыпина, Овсянико-Куликов-
ского, Сперанского и др Несомненным до-
стоинством томов является стремление свя“
зать развитие литературы с общим холом
истории русского народа. Положительной яв-
ляется попытка рассматривать древнерус-
скую литературу в неотрывной связи ©
фольклором, живописью, зодчеством.

В области изучения древнерусской литера-
туры до недавнего времени были сильны ос
татки влияния либерально-буржуазного
литературоведения, сказывалось отсутствие
подлинно марксистских работ.. Естественно,
что от настоящего издания следовало ожидать
решительного разгрома враждебных антина-
родных «теорий», всячески искажавших дей-
ствительный ход развития нашей литерату-
ры и принижавших ее значение, оригиналь-
ность и самостоятельносты . .

хно было obec
	Решение трех проблем доли т Baan
печить успех издания. Первая проблема,
всецело определяющаяся основными принци-
пами марксистской метопологии, состоит B
том, чтобы раскрыть в литературе отраже-
ние реальной классовой борьбы. Отсюда вы-
текаег ‘необходимость самой решительной
борьбы с буржуазной теорией «единого. по-
тока». Далее - проблема национальной само-
состоятельности и оригинальности нашей ли-
тературы. Наконец, третий вопрос -- борьба. с
формализмом, игнорирующим глубокий ана-
лиз идейного содержания литературы, отры-
вающим произведение от живой почвы, его
породивитей, открывающим лазейки для идеа-
лизма, для всякого рода упражнений в духе

безродного коемополитизма.
	туры». Издание
1941, т. И, ч. 1.
041 т ТУ, 1947,
	# «История русской литера
ты

на
	Академии наук СССР, T >”,
1946 т. И, ч. 2, 1948, т. ТИ, 1941, т.
		«Молодая гвардия»
	ровских оккупантов в условиях подполья,
раскрыть роль партии в оогэнизании. раз-
грома захватчиков и в освобождении от них
ссветской земли:

Одним из центральных образов фильма
стал секретарь подпольного обкома Процен-
ко.- душа партизанского движения в Донбас-
се; руководитель, неразрывно: связанный е на-
родом и направлявший ‘деятельноеть подз
польной комсомольской организации.

К новому варианту Фильма его автор
привлек обширный фактический материал из
истории деятельности подпольных большеви-
‚ стских организаций. Донбасса-и, в: частности,
Краснодона, сумев претворить этот материал
в полноценные художественные образы, и
потому все это новое так ани вошло в
кинокартину. `

Большую пользу и актерам и постановке в
целом принесло то, что натурные семки ве-
‚лись на местах подлинных событий. И испол-

нители и режиссер познакомились е родными

и друзьями краенодонцев, узнали от них

множество живых, неповторимых деталей, ко-
торые ‘и наполнили этот. замечательный

фильм подлинной атмосферой воспроизведен-
ных в нем исторических событий.

Сцены, в которых показана деятельность
Проценко, необычайно правдивы’ ‘и ‘убеди-
тельны.

Мы видим Проценко вэ время взрыва шахт
ий эвакуации населения. Мы чувствуем, как
тяжело переживает он все это, но не утрачи-
вает спокойствия, тут же принимает реше-
‘ния, расставляет и организует людей, ‘сам

‚ становясь во главе подпольного партийного
	комитета, В этих сценах артист В. Хохряков
	правильно передает образ партийного руко-
водителя. Проценко деловито подсчитывает
запасы патронов, оружия, взрывчатки, тре-
	бует пополнения: «Мало! Мало»... Он ориенти-
	руется на всенародный размах партизанского
движения. Четки, лаконичны последние рас-
поряжения товарищам, уходящим в парти-
занские отряды, точен план действий, про-
думана и обеспечена полнейшая консни-
рация.

Задушевно ведет Проценко беседу с Любой
Шевцовой, решившей ‘остаться в Краснодоне
на подпольной работе. Он задает вопросы,
внимательно вслушивается в каждое ее слово,
в каждую интонацию, изучает, испытывает,
откровенно предупреждает о трудностях... И
только когда действительно поверил в то, что
Люба не дрогнет, не поколеблется, он отпу-
скает девушку с теплым. отеческим напуг-
ствием: «Хорошо, я тебе верю»

Проценко знает людей, знает, на кого мож-
но положиться, а кого следует остерегаться.
И, услышав от Любы фамилию ‚Стаховича,
принятого в «Молодую гвардию», он сразу
настораживается и свои подозрения предла-
гает передать штабу.

Выросла в фильме и фигура Валько (артист
С. Бондарчук). Своими распоряжениями он
	вногит порядок на переправе, а потом мы
	видим его во главе партизанского отряда в
яростной схватке с врагом, в УрО
порыве гнева и мести.
	Наивысшего напряжения достигает фильм.
‘в тот. момент, когда молодлогвардейнам yar
	лось наладить радиосвязь. с Болышой. землей,

- ив Краснодоне, захваченном фашистами, они

услышали Москву, услышали дорогой голос

вождя, друга и учителя - исторический док-

лад товарища Сталина в день 25-й годовщины
Великой Не социалистической `рево-

ATONE,

— Это он нам сказал! — е гордостью и радо-

^ стным волнением восклицают комсомольцы —

подпольщики Краснодона.
Й в этих словах со всей: HOAHOTOR packpsr

_ вается душа советского человека, его кровная
	связь с партией, с тем, кто воплощает в-себе.
	лучтие чувства и мысли миллионов.

Большая заслуга создателей фильма  со-
стоит в том, что в образах героев Краснодо-
на они сумели воплотить лучшие черты на-
	шей молодежи, воспитанной партией и ком-.
	сомолом на протяжении всей истории совет-
ского государства.

Советской молодежи свойетвенны  беепри-
мерное мужество, стойхость в преодолении
‘трудностей, препятствий. Облик молодого че-
‘к ловека социалистической эпохи складывается
	„Мо выжженной солнцем донецкой степи,
среди холмов и балок, на фоне далеких шахт-
ных копров.и терриконов легкой стайкой сбе-
гают к реке девушки. Они шутят, смеются,
Это простые советские девушки-комсомолки,
и в них еще не угадываются с первого взгля-
да черты будущих героев.

Но вот обрывается смех. Гаснут улыбки.
Тревожно звучат приглушенные голоса: в
небе загудели боевые самолеты... ухнули где-
то взрывы...

‚Это июль 1942 года, это шахтерский город
Краснодон.

Так начинается фильм «Молодая гвардия»
по одноименному роману А. Фадеева.

С первых же эпизодов мы  проникаемся
чувством любви, узажения, тлубокой при-
звательности к этой молодежи. Как увлека-
тельны были мечты девушек и юношей о
будущем; как широко раскрывалиеь перед

‘ними любые дороги к созидательному труду,
K творчеству на’ благо взрастившей их Роди-
‚ны! Они еще не знают, что их ждет впереди,
какие испытания уготованы им и о какую
стойкость духа суждено будет им проявить.

..В суровом молчании идут директор шах-
ты Валько, знатный забойщик Шевцов =

представители старшего поколения, воспитан-
‘ного в трудовых подвигах, в энтузиазме
сталинских пятилеток. Их руками, их волей
был создан новый, социалистический Доен-
басс. И теперь они сами ‘взрывают родные
шахты, чтобы ничто не досталось ненави-
стным захватчикам.

Кадр за кадром, сцена за сценой вырази-
тельно и впечатляюще развертываются вол-
нующие события фильма.

До сих пор считалось, что, если кинокарти-
на ставится по повести, пьесе или роману, —
чем ближе спенарист и постановщик при-
	держиваются литературного первоисточника,
	тем лучше.

Но экранизация -— не технический, а твор-
ческий процесс, не повторение литературного
произведения, a создание. на основе его но-
‘вого: произведения киноискусства. И в. этом
наглядно ‘убеждает нас фильм режиссера
С. Герасимова. Ему Удалось создать само-
стоятельное художественное кинопроизведе-
ние о «Молодой гвардии»,

Тут необходимо сказать о двух этапах в
работе С. Герасимова, Первоначально он по-
шел по неправильному пути — по пути меха-
нического перенесения на экран романа
А. Фадеева; Первый вариант фильма, как он
был сделан тогда, выявил коренной недоста-
ток романа - неверное изображение роли на-
шей партии в жестокой борьбе с фашистами
в оккупированных ими районах. Нельзя пра-
вильно показать нашу жизнь, не отразив ве-
ликую силу идей большевистской партии, не

‘показав ее огромную организующую деятель-

ность. В первом варианте фильма, как и в
романе, была мало показана в действии. мо-
гучая сила Советской Армии.

Й мы являемся свидетелями того, как помо-
	гает художнику, как вдохновляет его суровая,
	но всегда глубоко принципиальная партий-
ная критика.

Режиссер С. Герасимов и руководимый им
коллектив. учтя партийную критику, проде-
лали большую творческую работу над Ффиль-
мом «Молодая гвардия», исправив ошибки, до-
пушенные в первом варианте картины. В но-

-вых, донелнительных-ехенах режиссеру уда-
лось правильно показать партийное руковод-
ство борьбой советских людей против гитле-
	* «Молодая гвардия». Кинороман в двух
	сериях (по одноименному роману А, @®a-
	’деева), Сценарий и постановка Сергея Геза-
симова, Главный оператор — В. Рапопорт,
композитор — Д. Шостакович, режиссер -—
59. Волк, звукооператор = Н. Пиезоев, ху-
	ложник — И. Степанов. Производетво Mo-
	сковекой киностудии художественных в
мов им. Горького. —
	из пламенной любви к своей Родине, из вы-
сокой морали, и это сочегается в нем с бес-
пошадной ненавистью к врагу.

Bee эти отличительные качества советского
молодого человека = героя нашего времениы—
с особенной силой и яркостью были проявле-
ны в годы Великой Отечественной войнъь
В фильме: «Молодая гзардия» убедительно
показана. бесстрашная борьба комсомольцев
с врагами Родины. И память о юных repoax.
бэссмертна в сердцах народа. ab К,

Фильм воспитывает ненависть к Bpary
разоблачает его кровавые злодеяния. В вар
тине показаны не только тупость, не только’
звериное нутро оголтелой орды захватчиков.
Немецкие оккупанты предстают перед зри-
телем как жестокие насильники, организа”
торы зверств, планомерно осуществляющие
массовое уничтожение советских людей, “eo~
SHATeEABHO CTAaBAme cBoew WAL, Kak 06 Stom™
сказано в немецком ‘приказе, «уничтоже-
ние населения Донбасса». Как свора бете“
ных собак, врываются они в rBety nuit” 6e¢
ветский шахтерский город, сея повсюду.
смерть и уничтожение. °

Мы видим, как оккупантов окружают гнев
и ненависть советского народа. Не покорен
Донбасс, не сломлена воля советских людей
к победе. Чувство жгучей ненависти к фа-
шистским захватчикам об’единяет в единую
семью всех советских людей, поднимает их
на борьбу со злейшими врагами трудящихея.

Фильм ярко и правдиво показывает борь-
бу краснодонцев не’ как единичный подвиг
небольшой кучки героев, а как одно из про-
явлений героической всенародной ‘боры
против ненавистного врага.

На примере подвигов молодогвардейцев,. их
стойкости в борьбе фильм «Молодая -гвар-
дия» будет воспитывать всю советекую моло-
дежь в духе великих идей партии Acnuna~
Сталина.

Все роли молодогвардейцев исполняет мо-
лодекь.— студенты Государственного: инсти-.
тута кинематографии. Они не только ровес-
ники: героев Краснодона — в больышинствеони
также комсомольны, участники Отечествен-
ной войны. Поэтому так близки и понатны-
им психология, чувства, характеры. изобра--
жаемых героев, поэтому так правдивы и
олухотворенны созданные ими образы.

Таковы Олёг Кошевой (В. Иванов), Валя

‘Борн (А. Шагалова}, Уля Громова (Н. Мордю-
	кова), Иван Туркенич (Г. Романов), Жора
Арутюняни (Г. Мгеладзе). Особо выделяется
талавтливое иснолнение ‘ролей Сергея Тю-
	“ленина (С. Гурзо) и Любы Шевцовой (И. Ма-
	карова).

Молодые исполнители обладают несомнен-
ными дарованиями, актерскими индивиду“.
альностями, но большая доля в. усиехе их
дебюта принадлежит постановщику фильма..

Работая со своими учениками, С; Геравимов
сумел создать стройный ансамбль, об’единен-
ный общим пониманием актерского искусот».
ва, Исполнение отличается простотой, естест--
венностью переживаний, в нем отсутствуют.

всякий наигрыш, поза, ложный пафос. Moor.
лые актеры не играют, не HpeactaBaaw7,-a
живут жизнью. своих героев. :
	Среди исполнителей ролей старшего поко-
ления, кроме В. Хохрякова и С. Бондарчука,
следует отметить артистку Т. Макарову, игра>
юшщую трудную и ответственную роль матери
Олега Кошевого. При подчеркнутой скупоети.
внешних форм выражения артистка создает
правдивый образ советской‘ патриотки.

Удачна, реалистическая музыка композито-
ра Д. Шостаковича, ярко выражающая патрио-
тические чувства героев фильма, полная гне=.
	ва и презрения к захватчикам.
На высоком художественном и профеесио-
нальном уровне произведены все кинос‘емки
под руководством главного оператора В. Рано-
порта. -
_ Фильм «Молодая гвардия» является круп“
ным достижением советской кинематографии.
Это правда жизни, рассказанная образным.
языком большого, идейного киноискусства.
«Молодая гвардия» — достойный подарок.
работников советского искусства к 30-летию
лениноко-сталинского кэмеомола.
	Олег ЛЕОНИДОВ.
	ne nn eh et iit tt et ttt DWE VSG 4G98448F8O45O48OH

единовластие Москвы. Лишь в ХУП веке
обнаруживает, наконец, автор класеовую‹ борь-
бу. Совершенно игнорирует В; И. Адрианова-
Перети неопровержимый факт выражения в
фольклоре враждебных господствующим клас-
сам социальных тенденций и еводит пробле-
му борьбы и взаимодействия двух культур —
трудовых маес и классов угнетателей — лить
к заимствованию книжной литературой «не-
которых черт художественного. стиля» народ-
ного творчества. 4 я :

Неотрывйо связано с ошибками этого рода
и рассмотрение вопроса о национальной само-
стоятельности нашей литературы:

ЛАживые «теории» буржуазного литерату-
роведения обычно. представляли нашу древ-
нюю литературу по такой схеме - сначала
византийское влияние, потом «второе. южно-
славянское влияние», наконец, западноевро-
пейское влияние. Вся наша: глубоко  ориги-
нальная ‘литература. об`являлаеь рабеким
сколком с иноземных образцов. Надо cKa-
	зать, что эта порочнейшая  антинародная
схема еще во многих чертах удержалесь в
первых двух томах «Истории русской лите-
ратуры».

Историческое введение x I tomy (авторы
М. Д. Приселков, акад. А. С, Орлов, М. А.
Яковлев) пропагандирует ры ва-
ряжекую теорию.

По’ сути дела авторы статьи предатавляют
русскую культуру как результат воздей-
ствия иноземцев — сначала варяжских имми-
грантов, а потом византийцев. До ХТ века на
Руси, утверждается в Г томе, господетвовало
«варяжское влияние», затем «возобладала на
Руси византийская культура» (т. 1, стр. 14).

По тому же ложному руслу пошло и изло-
жение истории литературы Киевской Руси:
По сути дела Г том должен быть назван исто-
	рией византийской литёратуры, ибо добрая
	его половина посвяшена переводным памят-
никам. Уже одним эгим читателю внушается
мысль о первостепенном значении в ту эпоху
иноземных образцов. Е

С теми же недостатками мы ветречаемся; в
главах о собственно русской литературе. Так,
по. мнению В. П. Адриановой-Перетц, рассказ
о белгородском киселе есть переиначенное
талмудическое предание. И ИП. Еремин ха-
рактеризует Кирилла Туровского лить как
«искусного компилятора», составителя «моза-
ик» из византийских авторов.

Не лучше обстоит дело с оценкой литерату-
ры позднейшей эпохи. Здесь каждый раздел
начинается с переводной литературы, тем са-
мым подчеркивается ее роль как образца для
русских писателей, В главе о переводной ли-
тературе ХУ-ХУ вв; утверждается, что
«идеи югославянских царей... были переданы
русским публицистам» (т. ИП, ч. 1 стр. 172).

Литературовед М. О. Скрипиль в статье о
«Повести книги сея» разодрал русскую по-
весть на бесчисленные сопоставления с ино-
земным оригиналом. Попался‘ ему в тексте
литературный портрет Ксении Годуновой -
они &го отнес всецело на ‘счет. «Троянской
	хстории» Гвидо де Колумна. Однако парал-
а явно не удавалась. Тогда он рёшил осу-
IWECTBUTS доселе невыполнимое желание тоз°
голевской невесты, мечтавшей о том, «чтобы-
губы Никанора Ивановича приставить к ‘носу’
Ивана Кузьмича». М. Скрипиль всерьёз уве-
ряет, что портрет Ксении Годуновой состав-“
лен из черт «Гекубы, Андромахи,, Елены. и.
Поликвены» (т. ЦП, ч. 2, стр. 64). fee

Источник вреднейших, антипатриотических
традиций компаративизма вполне ясен—5%0”
лженаучная школа Веселовского, по заслугам-
осужденная ‘и отвергнутая марксистской нау-
кой. Тлетворное влияние школы Веселовско-
го. к сожалению, чувствуется на многих стра-
ницах первых томов.

Более того, следование ‘по стопам Веселов-
ского иные из авторов считают особой заслу-
	‚гой. Так, одна из участнин излания- В.Д.
	Кузьмина в своей рецензии на Ею часть.
И тома, помещенной в. журнале «Советская -
книга» (№ 2, стр. 106, 1941 г.), говорите воскре-.-
щении методологии Веселовского, как в.
«большой зэслуге и бесспорной Е
удаче авторов тома». :
Неправильное разрешение проблемы клас-
‘совых корней литературы и ее. нацио-
нальной самостоятельности предопределяют и.
ошибки в вопросах. эстетического анализа.”
Действительно, в рассматриваемых томах°
поражает эстетическая беспомощность авто=”
ров. Можно подумать, что зачастую У них“
речь идет неё об искусстве, а о бухгалтерии.
	Связного ответа на законный вопрос, чем же

oupeneaneres художественная ценность. иро-.
изведения, в этих трех толстых книгах

получишь.

История искусства есть история борьбы pe
алистического направления © антиреалисти--
ческими, есть история победы и торжества.
реализма. Перед литературоведами стоит.
задача показать борьбу реалистических тен-
	денций в нашей древней литературе, борьбу_
	с мертвяшей схоластикой церковности. -_--

Изучение истории’ русской литературы
ХУ! века имеет огромное принципиальное...
значение в построении правильной концен-.
ции русского историко-литературного про“,
песса. Без этого невозможно понять, как
сложились те черты русской классической
литературы, благодаря которым она заняла-
ведушее положение среди литератур мирз, —
ee беспримерный общественный пафос, ее
	‘«срываюший все и всяческие маски» реа-
	AMSM,

Для правильного представления O ATepa-
туре этого периода, необходимо разрешить
следующие вопросы: о связи литературы.
XVIII века ‘с предшествующим развитием.
русской литературы, о социальном содержз-
кии, о национальной самобытности литера-
туры ХУПП — начала ХТХ века, наконец, о
становлении в ней реализма.

Советское литературоведение много eneaa.
AO HAA pacKpLIrua orpomHoro o6imectBpeHHo-110+*
литического значения русской литературы.
ХУ века, ее патриотизма, ее движения на.
пути к реализму, ее национальной самобыт-
ности.

Тома «Истории русской литературы», по-
	(Окончание на 4-й стр.)}.
	ства проблема взаимоотношений фольклора
и литературы.

У народа, писал..А. М. Горький, «евое
мнение о деятельности Людовика ХТ, Ивана
Грозного, и-это мнение резко различно с
оценками истории, написанной специалиста-
ми, которые негочень интересовались вопро-
_сом © том, что именно вносила в жизнь трудо-
вого народа борьба монархов. с феодалами»,
(«О литературе», М., 1931, стр. 456). Ведь не
случайно, что в русском фольклоре нет ни
одного произведения,   посвященного княже-
ским усобинам. Не герои феодальных драк и
раздоров, а богатыри- олицетворение луч-
	ших идеалов трудовых масс — стоят вцентре
	произведений устной поэзии.
	Как же обстоит дело © первой проблемой —
раскрытием отображения классовых интере-
сов и классовой борьбы в древнерусской
литературе?

Совсем «не единой» выглядит древнерус-
ская литература при внимательном рассмот-
рении. Народные восстания, время от време-
ни потрясавшие феодальное государетво, не
могли не найти ‘своего отражения в литера-
туре. Таковы, например, повести о Шевкале, о
Псковском взятии, ряд повестей ХУП века и
др; Но. как правило, в статьях, посвященных
	произведениям этого рола, о классовой борь-.
	бе говорится скороговоркой, анализ классо-
вых позиций древних ‘авторов отсутетвует.
	Крупнейшие народные восстания aul
ХИ вв. в Новгороде, Киеве, Велозере лишь
упомянуты в историческом обзоре (да и то не
все) и совершенно игнорируются при анали-
зе самих литературных памятников. Д, С. Ли-
хачев Классовую борьбу в Новгороде презри-
тельно именует «бессмысленными внутри-
городскими сварами» (т. Ш; ч. 1, стр. 117). Ав-
тор исторического введения к разделу «Лите-
ратура времени Ивана Грозного» акад. А, Ор-
лов говорит о руководителях дворянской пар-
тии Сильвестре и Адашеве только, что они
были «одушевлены идеей общего блара».

Московская литература ‘времен Дмитрия
Донского изображается, например, С. К. Шам-
бинаго проповедницей «смирения, благоче-
стия и миролюбия» (т. 11, ч. 1, стр. 201). Между
тем в действительности все обстояло не-так.
Освободительная борьба с татарами, антаго-
низм народных масс и господствующих клае-
сов, столкновение светской власти с цер-
ковью, наконец, борьба национальных начал
нашей литературы с чуждыми ее духу влия-
	ниями. насаждлавшимися чужеземцами — ми*-
	трополитами Киприаном и Фотием, - все это
нашло яркое отражение в литературе того
времени, Е :

Об одном и том же событии - героической
обороне Москвы от нашествия Тохтамьиша
рассказывают две совершенно отличных по
звоей классовой направленности повести.
Одна - вышедшая из демократических кру-
гов = делает героем обороны народ, осуждает
прелательство князей и позорное бегство.
Киприана. Другая же повесть винит во всем
горожан, выдвигает на первый план того же
митрополита Киприана и литовского князя
Оствея. Но этот ярчайший факт отражения в
древнерусской литературе противоположных
классовых тенденций совершевно пропадает
под пером т. Шамбинаго. Он считает обе пове-
сти лить двумя вариантами одного произве-
дения, причем излагает демократическую по-
весть не по тому списку (Ермолинская лето-
пись), где наиболее отчетливо выражена ее
классовая направленность, а по более поздне-
му, где эта направленность уже была`затуше-
вана.

Неудовлётворительно разрешена имеющая
особо важное значение для понимания дейст-
вительного хода развития культуры и искус-
	Именно обращение к фольклору вырывает
	из-под удушающего влияния церковной. схо-
ластики ‘и мистики лучшие произведения
древнерусской литературы - «Слово о полку
Игореве», «Повесть о Евпатии Коловрате»,
«Повесть 06 Азовском сидении», «Задонщи-
ну» и другие, делает их действительно народ-
ными, придает могучую силу воздействия,
неумирающую силу художественного обая-
ния. ,
	Владимир Ильич Ленин завещал историкам
литературы раскрыть значение ‘фольклора
	кэк выражение чаяний и ожиданий народ-
ных. Когда же обращаешься к трактовке
фольклора в первых двух томах, то убеж-
даещься, что авторы статей не следуют этому
ленинскому указанию. Из фольклора выхола-
щивается его демокрагическое, антифеодаль-
ное содержание, его реалистические. принци-
пы. Народное творчество привлекается только
для формалистических сопоставлений в духе
школ. Веселовского и Вс. Миллера.
	Отсутствие классового анализа приводит к
‚об’ективистской трактовке исторических фак-
тов, событий, к неумению правильно разо-
браться в исследуемом процессе. Примером
такой об’ективистской беспомощности может
служить вывод, завершающий все исследова-
ние о переписке Ивана Грозного с. предате-
лем родины Курбским, делаемый акад. Орло-
вым: «Она (переписка) представляла собою
двух разно политически настроенных людей.
столкнувшихся между собой без взаимного
понимания, но высказавших ‘пророческие
истины» (т; И, ч. 1, стр. 505).

ЧТо. что мы имеем дело не с отдельными
частными ошибками, а с общим неверным,
немарксистским подходом к изучению древне-
русской литературы, сложившимся у неко-
торых литературоведов, убеждает нае ито-
говое «Заключение» к обоим томам, напи-
санное членом-корреспондентом Академии
наук В. Адриановой-Перетц (опубликовано
уже в 1948 году), .

В этом «Заключении» литература Х1-
XVI вв. рассматривается как носительница
единой «общенациональной» тематики, снача-
ла с преобладанием военно-пгероической темы.
‘a позднее - политической. Последияя pac-
сматривается только в плане борьбы за