Ol октября 1948 г., № 31 (86).
	КУЛЬТУРА и ЖИЗНЬБ

ХРОНИКА КУЛЬТУРНОИ
_ ЖИЗЕГИ ~
	29 октября в Большом зале конеерва-
тории состоялея организованный Московской
филармонией концерт, посвященный тридца.
тилетию ленинско-сталинского комсомола.
	Основными исполнителями концерта яви-
лись воспитанники И педагоги столичной
консерватории — оркестранты, дирижеры,
невцы. В программу вечера были включены
новые произведения советских композиторов
в том числе студентов консерватории.
	Произведения молодых композиторов (кан-
тата «Славься, молодость» М. Кусс, хор «Сла-
ва. комсомолу» К., Хачатуряна и песня «Мо-
сковская комсомольская» К. Молчанова) по-
радовали слушателей своей мелодичностью,!
ясностью музыкального языка, умением вла-
деть сложными и разнообразными средствами
хора и оркестра.

Тепло были встречены также ‘отлично ne
полненный молодым скрипачом Mropem Be3-
родным новый скрипичный концерт Д. Каба-

левского и «Приветственная увертюра»
М. Чулаки,
x kk *

oa
	Состоялся первый выпуск. слушателей об-
ластных партийных курсов при Калинин-
	_градеком обкоме ВКП(б). Учебу закончили
	56 партийных, советских и комсомольских
работников из городов’ и районов области.
Закончен набор очередной труппы елунта-
телей‘ партийных курсов, которые присту-
пят к занятиям 15 ноября. ,

хх
	В ноябре исполняется 115 лет CO AHA OCHS-
вания Ленинградского. горного института,
Одновременно будет праздновать 1М5-летие
своего существования и его библиотека.

В библиотеке института в настоящее вре.
мя ‘насчитывается около 400 тысяч. томов
научной литературы по горному делу. К юби-
лею библиотека подготовляет выставку. уни-
кальных изданий. Почетное место на ней
займут два огромных рукописных фолиач.
та — «Собрания минералей и натуралей»
В. И. Генина, датированные 1123—1134 года-
ми, а также книга «Первые основания мине.
	ралогии или естественной истории ископаез
	ых дел», отпечатанная типографией ARATE:
Mt ваук в 1798. году».

жа *

В Ленинграде успешно проходит ебор книг
для сельских библиотек области, Студенты
Медицинского` института имени академика
И. П. Павлова сдали более десяти тысяч то-
мов различной политической, научной и ху-
дожественной литературы. Всего в течение
полутора месяцев ленинградцы собрали для
сельских библиотек около 80 тысяч томов.

# я *

Недавно исполнилось 20 лет-со дня выхода
в свет первого номера газеты Тихорецкого
района Краснодарского. края’ «Ленинский
путь». Краевой комитет. ВКП(б) и. крайиспол-
ком в связи с юбилеем наградили почетными
грамотами 19 человек — работников. редак-
ции, издательства и активных pabceabKopos
газеты.

Среди награжденных почетными грамота-
ми — проработавший в редакции четырна-
дцать лет редактор газегы «Ленинский путь»
Г. Дзекун, наборщица-стахановка В. Шуль-
га, рабочие и сельские корреспонденты газе-
ты «Ленинский путь»: секретарь парторгани-
зации колхоза «Красноармеец» , Мясишев,
звеньевая колхоза «Серп и молот» А. Чурки-
на, заведующий библиотекой Я. Пальников,
секретарь партийного бюро завода «Красный
молот» С. Шербак, а также бывший сотруд-
ник редакции газеты «Ленинский Е nu
сатель A. Первенцев.

+ *

‚На днях общестзьнность Мардакертекого
района Нагорно-Карабахской автономной об-
ласти Азербайджанской ССР отметила` 70-ле-
тие Касапетской средней сельской школы.

В 1878 году Касапетское двухкласеное учи-
лише провело первую запись учащихся. Это
была единственная школа на весь Джеван-
ширский уезд. В нее могли. поцасть только
‚дети зажиточных: слоев населения и притом
исключительно мальчики.

За годы советской власти школа. неузна-
ваемо изменилась. Она стала подлинно на-
родной. В настоящее время в ней обучаются
‚ 300 юношей и девушек. С 1938 года. школа
‚ стала средней. Она располагает хорошим
зданием, имеет необходимое учебное обору-
дование и богатую библиотеку.

Раньше в школе было только два учите-
ля. Теперь учительский коллектив состоит
из” 18. квалифицированных ‹ преподавателей,
‘которые ведут большую культурно-просвети-
тельную работу среди населения района.:
	редакцию
	Из. последней почты
	(06 одной неправильной установке’
	значительно возрастает удельный вес таких
форм учебы, как политшколы и кружки.
	Неправильные‘ установки журнала «В по-
мощь пропагандисту и агитатору» не были
сразу исправлены. Ряд партийных организа-
ций воспринял установки журнала как ди-
рективу отдела пропаганды и агитации обко-
ма ВКП(б). Следуя этой установке, некоторые
партийные организации допустили извраще-
ния в комплектовании сети партийного про-
свещения, зачислив в политшколы и кружки
почти всех коммунистов. В ряде партийных
организаций гор. Свердловска была произве
дена проверка знаний коммунистов, хотя
нужды в такой проверке при комплектовании
	не было, Ведь каждая партийная организа-_
	ция знает уровень политической подготовки
членов и кандидатов партии, и комплектова-
ние сети партийного просвешения могло
быть проведено с учетом подготовленности
коммунистов. Журнал же требовал «убеди-
тельно доказать, что многим из них (комму-
нистам) необходимо избрать лля И имен-
HO школу политграмоты».
	Совету журнала, к сожалению, последовали
в некоторых парторганизациях. На Государ-
ственном подшипниковом заводе при провер-
ке теоретической подготовки коммунистам
задавали сложные и заумные, а нодчасе и. пу“
таные вопросы вроде: «При каком. положе-
нии капитализм прогрессивен?», «Может ли
капитализм стран новой. демократии мино-
вать период: империализма?» и т. п. И неслу-
чайно здесь оказались зачисленными в по-
	ARTOIROAB даже инженерно-техническвие. ра-
	ботники. Из 157 членов и кандидатов в ‘чле-
ны ВКП(б) только четырем коммунистам было
рекомендовано самостоятельно заниматься
политическим образованием.
	В политшколы и кружки огулом зачислены
почти все коммунисты также в Карпинской
городской партийной организации. Здесь в
число самостоятельно изучающих историю и
теорию ВКП(б) определено ‘лишь 2. проц.
коммунистов. В Красноуральске из 1.054 чле-
нов и кандидатов в члены партии 999 чело-
век, или 95 процентов общего состава город-
ской  парторганизации, зачислены в‘ полит-
школы и кружки. Такое же положение: в: Би-
сертской, Гаринской, Камышловской район-
ных парторганизациях.

Надо исправить ошибки, допущенные в
журнале и в комплектовании сети партий-
ного просвещения некоторыми Пар И
организациями области.
	мощь парторганизации в проведении массово-
политической работы среди колхозников и
крестьян-единоличников. С помощью лекто-
рия в колхозе имени 1 мая оборудован кол-
хозный клуб, приобретен и работает радио-
приемник «Родина». В бригадах налажен вы“
пуск стенгазет. В селе имеются газетные вит
рины, на которых регулярно вывеши-
ваются свежие номера газет. У сельсовета
оборудована доска показателей выполнения
стодворками хозяйственно-политических кам-
паний: хлебозаготовок, уплаты сельскохозяй-
ственного налога, сева озимых и др.
	По инициативе лектория по селу собран и
обработан материал . для. световой газеты,
	‚ выпускаемой в районе по опыту Марьинекой
  районной парторганизации  Сталинской `обла-
‚ети. Лекторий выступил также инициатором.
	коллективных посещений  колхозниками
	кинотеатров” в районном центре, Нередовики
‘колхоза имени 1 мая уже не один раз побы-
вали. в районном кинотеатре,

- Снятынский ‘райком партии перелает опыт
	работы лектория другим парторганизациям
района.

Насколько велико желание крестьян услы-
шать большевистекое слово агитатора, лек:
тора, видно из факта активного участия кре-
стьян в строительстве клубов в своих селах.
Зная о хорошей работе сельского лектория
при клубе села Стецева, ‘крестьяне села Foz
высокое приняли решение ‘о постройке клу-
ба своими силами: и средствами. 2

Опыт работы лектория села Стецева пока-
зывает, какими большими возможностями
располагает район для увеличения армии
пропагандистов и агитаторов, несущих боль-
шевистское слово в массы.

А. БОРОДИН.
	В сентябрьском номере журнала «В помощь

пропагандисту и агитатору» издающегося
отделами пропаганды и агитации Свердлов-
ского обкома и горкома ВКП(б), опубликова-
на передовая статья «Новый ‘учебный год в
сети партийного просвещения».
Эта ‘статья неправильно ориентирует пар-
тийные организации в вопросе о комплекто-
вании сети партийного просвещения. В ней
утверждается, например; что самостоятельно
заниматься и ‘учиться в кружках могут
не более 25—30 проц. коммунистов.

Такое утверждение неправильно. В Сверд-
ловской ‘партийной ‹ организации, особен-
но в парторганизациях гор. Свердловска и
промышленных центров области, насчиты-
заются тысячи коммунистов © высшим
и средним образованием. Кроме того, значи-
тельная часть членов ВКП(б) имеет большой.
партийный стаж и опыт партийной работы и
уже училась в системе партийного просвеше-
зия. Все это редакция журнала. не’ учла.

Исходя из своего неправильного и ошибоч-
ного утверждения, журнал рекомендует пар-
тийным организациям контрольные цифры
зачисления коммунистов в политшколы.

«В эту форму, - говорится в статье, — cae
дует вовлечь-в городских и промышленных
парторганизациях не менее 50—60 процен-
тов, а в сельских парторганизациях . до
10 процентов всех коммунистов».
Установление контрольных цифр в поля-

тическом просвещении, как это сделал жур-
нал, идет в разрез с требованием комплекто-
вать кружки и школы партийного просвеще-
ния с учетом политической. и общеобразова-
тельной подготовки каждого коммуниста. Ре.
дакция своими ‘«советами» толкает парторга-
низации на путь огульно-механического за-
чзисления коммунистов в политшколы,

В передовой статье журнала содержатся и
другие ошибки: В статье принижаетея зна-
чение метода самостоятельного изучения
истории.и теории большевизма. То положе-
ние, что «до сих пор ‘основными, наиболее
массовыми формами политической учебы у
нас являлись кружки по изучению «Кратко-
го курса истории ВКП(б)» и самостоятельная
работа коммунистов», в статье об’ является
неправильным. ‘

Редакция журнала, видимо, не учла, что
для наших кадров, для советской интелли-
генции метод самостоятельного изучения
остается и впредь главным методом. овлале-
ния марксизмом-ленинизмом, несмотря на
„то, что в силу изменения состава партии
	‚ Лекторий при сельском клубе села Стецева
_Снятынского района Станиславской области
создан полгода назад, но уже завоевал ува-
жение населения и стал подлинной опорой
сельской парторганизации в проведении мас-
сово-политической работы на’ селе.
	Руководит лекторием секретарь сельской
первичной партийной организации т. Пуш-
карев. Работает лекторская группа_по. плану,
утвержденному парторганизацией. — Лекторий
не ограничивает деятельность только своим
селом.
	Как правило, лекции регулярно читаются
и в соседних селах Русив, Стецивка и Под-
высокое, За шесть месяцев существования
сельского лектория его лекторами— учителями
местной школы, агрономом, врачом и. сель-
`ским’ активом прочитаны лекции -на темы:
«О’ патриотизме советских‘ людей», «Совет-
ская культура — передовая культура во ми-
ре», «Преимущество ‘ колхозного строя перед
	елиноличным хозяйством», «Семья и школа»,_
	«Происхождение земли» и т. н.
	Лекторий села Стецева
	Письмо @
	Путаные поучения критика Д. Данина
	Редакция журнала «Октябрь» опубликовала
на своих страницах первую поэму молодого
поэта Георгия Горностаева «Тула». Поэма
посвящена большой патриотической теме —
	зашите родного города в дни Отечественной
	войны; Думается, что редакция поступила
правильно, предоставив молодому автору. воз-
можность выступить с большой вещью.
Поэма привлекла внимание читателей. Ге-
оргий Горностаев избрал для себя путь про-
должения традиций В. Маяковского, путь
следования его поэтическим принципам.
Естественно. что: молодой поэт на первых
	порах своего творчества не мог избежать пря
	мых влияний языка и стиля лучшего, far
лантливейшего поэта советской эпохи. —

Однако ‘не так думает критик Д. Данин,
которому редакция журнала «Знамя»   предо-
ставила трибуну для ничем не оправданной
брани по адресу внервые выступившего спо»
собного поэта. В статье «Лицо поэта» («Зна-
мя», №110). Д. Данин сначала пародирует
тех ‘критиков; которыечде могли бы. в фелье-
тонной форме разделать’ Георгия  Горностае-
Ba 3a ero ‘поэму, Он же. Данин,- человек
	‘серьезный, ‘от фельетонов далекий. Не знаю,
	заметил ли критиктпародист, что, приводя
эти свои «народии», он подверг молодого по-
эта фельетонному, издевательскому осмея-
нию? _ Е   та жа

Чем же недоволен Д. Данин? Содержанием
первой опубликованной вещи молодого авто-
ра? Но критик почти не касается содержания
поэмы, если не считать двух —трех пренебре-
жительных реплик по поводу ее «описатель-
НОСТИ» и «местного колорита». Критику в
конце концов безразлично, о чем написана
поэма, хотя в его обязанности, кажется, вхо”
дит анализ содержания, а не один лишь раз-
бор формы, если, конечно, критик не убеж-
денный формалист. Д. Данин говорит только
о форме поэмы, по ‘его мнению, «демонстра-
тивно-подражательной» Маяковскому и по
тому недопустимой, запретной  Межлу
тем ‘именно содержание поэмы, звыска-
занные в ней мысли и обрисованные
люди заслуживают критического разбора. Мо-
лодой автор описывает борьбу за Tyay Bo
время войны-рабочих оружейных заводов,
советских солдат, комсомольцев, свои личные
чувства, мысли и переживания. Но из-за
неугодной критику формы произведения,
написанного под влиянием В. Маяковского,
Д. Данин считает ненужным говорить о его
идейном содержании. Ну, не критический
ли формализм сие явление?

Д. Данин возмущен, видите ли, тем, что
молодой автор «настойчиво подражает» ма-
нере Владимира Маяковского. И не тем, что
это — слепое полражание начинающего, заблуд-
	mero B дебрях влияний, а тем «странным»,
	«редкостным» фактом, что автор поэмы следу-
ет Маяковскому «сознательно», что «это его аб-
‘думанная позиция». Избранный ` Георгием
Горностаевым путь, утверждает критик, «не
случайность, но итог сознательных усилий
автора». Д. Данин удивляется тому, что «нз-
мерения его серьезны», и восклицает по по-
воду таких намерений (то-есть следовать Ма.
яковскому): «Это звучит странно.
	Д. Ланин не без оснований определил моло-
	дого автора как человека принципиального.
Нужно думать, что творчество В, Маяковско-
го захватило молодого поэта, и именно Мая-
ковского он избрал себе в учителя сознатель-
но и обдуманно. Что же, неплохой выбор,
неплохая позиция! Нельзя осудить и прин-
ципиальноеть позиции поэта, избравщего се-
бе такой замечательный пример для следова-
ния, для подражания в самом благородном
смысле этого слова, которому Д.. Данин поче-
	 му-то придает особо неприятный, порочный
	оттенок, Быть, как Маяковский, как автор
поэм «Ленин» и «Хорошо», — не этого ли же
лать начинающему поэту?

Против принципиальной позиции Г, Topxo-
стаева, против ero выбора в поэтические
‘учителя В. Маяковского выступает Д. Данин.
Критик не скрывает этого; «Простая неопыт-
ность и принципиальные ошибки — вещи
разные, Горностаев — способный человек, и
намерения его: серьезны. Но, как мне кажет-
ся; намерения эти спорные в самой своей ос-
нове» (стр. 189). Дело и не в отдельных про-
махах молодого поэта. Д. Давин осуждает
	‚его «обитие намерения», его принципиальную
	позицию (т. е. стремление следовать Маяков-
скому), отрицая за этой позицией жизнен-
ность и перспективу.

Может быть, Д. Данин сомневается в та-
лантливости автора «Тулы»? Напротив. Он
даже приводит отдельные удачные строки,
называет их верными, меткими. ‘Но

ведь критику важны не успехи или промахи,
Он хотел бы перевести поэта на другой путь,
ибо принципиально-сознательную учебу У
Маяковского считает «заблуждением». Толь-
ко в этом и ни в чем другом — смысл статьи.
Наложить запрет на такую учебу, запятнать
ве разнообразными обидными словёчками
вроде «эпигонства» — вот цель статьи д; Да-
нина. . и
Н6, видимо; боясь, чтобы и его, Данина,
не причислили к «лицемерным друзьям» ве-
ликого ‘поэта, в существовании которых он
тут же признается, критик произносит веле-
	речивую и туманную   тираду о традициях
	Маяковского. Однако Данин явно забыл, ‘что
	’буквально в это же время в другом журнале
	он писал о творчестве Маяковского: «Безлич-
ные декларации Маяковского (а такие бывали
и у него) тоже забыты, а главное — никогда
не обладэли взрывчатой силой его лиризма»
(Д.Данин «Страсть, борьба, действие». «Новый
мир», № 10, стр. 268). Под «безличными де-
кларациями» Данин понимает поэтическую
публицистику Маяковского, его страстные
политические стихи! Как же при таких взЁРля-
дах негобрушиться на сознательную позицию
молодого поэта, который желает продолжить
якобы: «забытое»? Не ясно ‘ли, каково истин-
ное. направление. критических ударов Д. Да-
нина, рассыпанных понемногу в разных его
статьях и ждущих еше серьезного критиче-
ского анализа? :
Под конец Д. Данин прибегает к изящным,
но наивным софизмам. Он утверждает, что
учеба и подражание поэтическому примеру
Маяковского «противоречит всему духу. но-
ваторской традиции Маяковского». .Хороп
фокус! Таким ловким способом Данин ликви-
дирует возможность какой-либо учебы. на
поэтическом ‘наследстве Маяковского, на-
правляет нашу молодую поэзию по другому,
_ему, Данину, ведомому пути. Маяковский же
иначе относился к созданному им:
	Товарищи,
‘бросим  .
; замашки торгашьи:
Моя, мол, поэзия —
_ мой лабаз!
Все, что я сделал,
все это ваше —
Рифмы, и
°. темпы,
ДИЕЦИЯ,
: бас!
	.Случись так, что у Маяковского не было
бы последователей, не будь молодежи, бе-

‚рущей се него пример служения поэтическим

‘словом делу коммунизма, можно было ‘бы

усомниться в значимости его поэзии, в ее

историческом месте. На самом же. деле’ де-
сятки начинающих видят в Маяковском при-
мер. Многие молодые поэты начинают с
подражания. Но нет сомнения, что каждый
серьезный и даровитый автор при ‘наетой-
чивой работе над повышением своего. идей>
ного уровня и совершенствованием поэтиче-
ского мастерства будет постепенно подымать-
ся от ученичества к творческой самостоятель-
ности и углубленному идейно-художествен-
HOMY POACTBY CO CBOMM учителем.

’Все прекрасное от Маяковского вольется в
творчество молодого поэта, напоминая нам о
кровном родстве «хороших и разных» поэтов
советской эпохи, Никого не покоробит, a, Ha-
против, обрадует нечто «маяковское» в сти-
хах нового поэта, будь то Георгий Горностаев
или другой молодой товариш, ибо «маяков-
ское» в лучших образцах — это глубоко на-
ше, общенародное, советское.

Статья Д, Данина, опубликованная He B
дискуссионном порядке, обнаруживает невер-
ное, путаное отношение критика к наследству
великого. советского ‘поэта, основоположника
социалистической. поэзии. Но. путаник опасен
не тем, что он сам путает, а тем, что он дру-
гих путает. Статья Данина, смысл которой —
«не следуйте, не подражайте, не идитё’ за
Маяковским», — может кое-кого сбить с толку.

„В сознании всех советских людей и молодой

поросли нашей поэзии наследие Маяковского
остается вдохновляющим примером.

Замахнувшись на. Маяковского, Д. -Данин
ударил начинающего поэта, рассчитывая на
то, что сие безопасно. Критику надо по-иному
пользоваться своим пером, оберегать его от
превращения в дубинку, пускай изящно,
«эстетично» ‹ оформленную, но тем не менее
дубинку. - -
		Демонстрация ‘кинофильмов в селах, как
правило; сопровождается чтением лекций.
	Лекторий привлекает к своей работе руко-
водителей сельского Совета и колхозов, кото
рые строят свои лекции и доклады на мест
ном материале, Огромным. успехом пользова-
лась лекция ` «О. преимуществе’ -колхоз-
ного строя ‘перед единоличным хозяйством»,
которую прочитал председатель колхоза имени
1 Mas, одного из передовых колхозов Стани-
славщины, т. Лычук. На примере бывшего
батрака, а теперь колхозника Чещик Wann
ша, он показал, что дает колхоз крестьянетву.
	Сельский лекторий оказывает большую по-
	>>> >

yy << В
	работу могут провести также сельские лекто-
	‚ рии, имеющиеся сейчас уже ве многих колхо-
	‚зах и селах, Об’единив вокруг себя сельскую
интеллигенцию, каждый лекторий имеет воз-
можность вести. повседневную лекционную
пропаганду достижений советской науки и
	опыта местных передовиков.
	Очень важно организовать помошь лёкто-
рам и докладчикам, всем пропагандиетем
исторического постановления правительства
и ЦК ВКП(б). Надо учить эти кадры тому,
‘чтобы они вели пропаганду агротехнической
политики нашей партии на высоком идейном
уровне, в тесной связи с задачами колхозов
и совхозов. Для лекторов, докладчиков и ру-
ководителей агротехнических кружков `необ-
ходимо ‘читать квалифицированные  лек
ции, проводить семинары, привлекая  &  руко-
водству ими мичуринцев — научных” `работ-
ников и ‘практиков.

Для пропаганды идей передовой советской
агрономической науки и опыта передовиков,
получающих высокие урожаи при любых
условиях погоды, нужно широко использо-
вать такие могучие средства, как периодиче-
ская печать и литература. Сейчас, когда так
необыкновенно велик интерес колхозников к
мичуринской науке, издание научно-агротех-
нической литературы приобретает особенно
большое значение. Издательства, в первую
очередь `Сельхозгиз, должны усилить выпуск
литёратуры, несущей в массы знания пере-
довой агрономической науки. Решение этой
задачи будет важным вкладом в борьбу за
внедрение травопольной системы земледелия,
за под’ем культуры колхозных и совхозных
полей.
	_адо так вести агротехническую пропаган-
ду, чтобы она способствовала быстрейшему
внедрению в производство достижений науки
и опыта передовиков, чтобы оза вооружала
тружзников сельского хозяйства на завоева-
ние еще. более высоких урожаев.

Опубликование постановления Совета. Ми-
нистров СССР и ЦК ВКП(б)—праздник веех
трудящихся нашей. страны. Каждый гражда-
нин СССР. преисполнен гордости за свое. го-
сударство, за колхозный строй, за советскую
науку. начавших решать великую историче-
скую задачу полного преодоления стихийных
сил природы. Советские люди уверены, что
эта задача будет успешно решена и сбудет-
ся предвидение И. В. Мичурина: «Я вижу,
что колхозный строй, через посредство. кото-
рого коммувистическая гартия начинает ве-
сти великое дело обновлания земли, приведет
трудящееся человечестэо к действительному
могуществу над силами природы». .

Осуществление постановления Совета Ми-
вистров СССР и ЦК ВКП(б) явится величай-
шим подвигом советского народа, который
навсегда войдет в историю. -
	н преобразования при!

Весь советский народ се большим воодуше-
влением воспринял постановление Совета ~—
Министров СССР и Центрального Комитета Зе il И м MM Пл а.
ВКП(б) «О плане.полезацтитных лесонасажде“’ <=
	oOo 8
Академик В. БУШИНСКИЙ —
2609 ,
	‘партией и правительством, базируется на
основе передовой советской науки.
Советская наука создала стройную, глубоко
научную т6орию восстановления и повыше-
`ния плодородия почвы, получения высоких
урожаев при любых климатических условиях,
Опираясь на труды основателей науки о поч-
ве талантливых русских агрономов В. В. До-
	кучаева и Ц. А. Костычева и на опыт колхо-
	зов и совхозов, известный ученый, академик-
большевик В. Р. Вильяме разработал, обоено-
вал и проЕерил на практике комплексную си“
стему агрономических мероприятий, назван-
ную им травопольной системой земледелия,
Опыт показывает, что травопольная система
является широко доступной и высокоэффек-
тивной. Внедряя ее, наши передовые хозяй-
ства — совхоз «Гигант», колхозы Сальского
района. и некоторые другие получают высо-
кие урожаи, Передовая агрономическая нау-
ка — верное и мошное ‚оружие. в. борьбе за
повышение плодородия почвы, :

Для того чтобы одержать победу над засу-
хой, говорится в, постановлении. Совета. Ми-
нистров СССР и ЦК ВКП(б), «необходимо
всем колхозам и совхозам степных и лесо-
степных районов на основе многолетнего
опыта ряда научно-исследовательских инети-
тутов, передовых колхозов и совхозов, начи-
ная с 1949 года, приступить к планомерному
и широкому внедрению системы агрономиче-
ских мероприятий по под’ему земледелия,
основанной на. учении виднейших русских
агрономов В. В. Докучаева, П. А. Костычева
и В.Р. Вильямса, получившей название тра-
вопольной системы земледелия».

Эта система, как указано в постановлении,
включает в себя: посадку защитных лесных
полос; правильную организацию территории
с введением травопольных севооборотов —
полевых и кормовых; правильную систему
обработки почвы, ухода за посевами и преж-
де всего широкое применение черных паров,
зяби и лушение стерни; правильную систему
применения органических и минеральных
удобрений; посев отборными. семенами при-
способленных Е ‘местным условиям высоко-
урожайных сортов; развитие орошения.

В постановлении Совета Министров СССР
и ПК ВКП(б) подробно разработаны‘ меро-
приятия по. внедрению в производство всех
этих элементов. травопол-ной системы земле-
	хозяйственных культур и развития животно-
водства.‘Почвы здесь ‘плодородны. В этих рай-
	онах возделываются лучшие пшеницы, сахар=®
	ная свекла, кок-сагыз, подсолнечник. Но на
этой территории часто случаются губительз
вые засухи, суховеи, черные бури. Напри-
мер, в Поволжье только за последние 65 лёт
засухи. повторялись 20 раз. Они наносили
огромный ‘вред сельскому хозяйству;

Борьбе се засухой большевистская партия и
советское правительство всегда придавали
большое значение. Еще в 1924 году товарищ
Сталин писал: «мы решили... сделать все
возможное для-того, чтобы застраховать себя
в будущем от случайностей засухи». -

`На ХУП с’езде ВКП(б) в ‘докладе товарища
 Сталина проведение мероприятий по борь-
бе с засухой было поставлено‘ как’ одна
из очередных задач сельского  хозяй-
ства. В 1938 году Совнарком СССР и UK
ВКП(б) приняли постановление «О мерах
обеспечения устойчивого урожая B 3a-
сушливых районах Юго-Востока СССР». Пла-
номерное наступление на засуху было пре-
рвано войной, навязанной нам немецко-фа-
шистекими захватчиками.
	Сейчас, когда наше государство достигло
	выдающихся успехов в выполнении TLOCAC*
	военной сталинской пятилетки, стало BO3-
можным поставить качественно новую зада-
чу. Социалиестическое сельское хозяйство, во-
оруженное всеми достижениями науки и тех-
ники, руководимое партией Ленина — Сталина,
начинает развернутое наступление против.
засухи и суховеев, за высокие, устойчивые
урожаи. Естественный процесс, протекаю-
ший в природе в сторону ухудшения
климатических и почвенных условий, наме-
чено резко изменить, превратить ‘степь в
лесостепь, а вымирающую лесостепь — в Ham
стоящую, с широко произрастающими древес-
ными породами. Тем самым на громадной
территории нашего Союза шаг за шагом бу-
дут коренным образом изменены природные
условия при сохранении благоприятных
свойств плодородия почв степи и лесостепи,
«Совет Министров СССР и Центральный
Комитет ВКП(б),- говорится в постановле-
нии,- считают, что колхозыси совхозы степ-
ных и лесостепных районов, накопившие
опыт борьбы за урожай и вооруженные пере-
довой сельскохозяйственной техникой, имеют
все возможности для того, чтобы в течение
ближайших лет сделать скачок в дальнейшем
развитии земледелия и животноводства»,
	Величественный план невиданно мощного
развития сельсйого хозяйства, намеченный
	ВКИСб) «О плане.-полезащитных лесонасажде
ний, внедрения травопольных` севооборотов,
строительства прудов и волоемов для обеспе-
чения высоких и устойчивых урожаев в
степных и лесостепных районах европейской
части СССР». Это постановление, принятое
по инициативе товарища Сталина, является
крупной вехой в развитии социалистического
сельского хозяйства, в борьбе за укрепление
экономического могущества советского госу-
дарства и повышение благосостояния населе-
ния. Оно имеет поистине историческое зна»
чение.

Постановление Совета Министров cccP m
ик ВКП(б) дает грандиозную программу ко-
ренного преобразования природы и хозяйства
на огромной территории СССР, равной по
	своим ‘размерам нескольким. европейским ro-
	сударствам, вместе взятым. Достаточно вемот-
реться в опубликованную карту (схему) раз-
мещения государственных лесных защитных
полосе и полезащитных лесонасаждений, что-
бы представить, как примерно через 15 лет
изменится облик этой территории. За неболь-
шой период будет создано восемь крупных
государственных лесных полос общей протя-
женностью свыше 5.300 километров... Кроме
того; будут созданы защитные лесонасажде“
ния на полях колхозов и совхозов на ‘плотща-
ди в 5 миллионов 109 тысяч гектаров,
В 1949—1955 годах предусмотрено построить в
колхозах и совхозах 44.228 прудов и BOAO
емов. Осуществление этих и других работ,
намеченных партией и правительством,
обеспечит невиданный расцвет сельского хо-
зяйства степных и лесостепных районов СССР
на плошади свыше 120 миллионов гектаров.
	История не знает столь величественного

плана борьбы за высокие и устойчивые уро-
‘жаи. Принятие его -яркое свидетельство мо-
‘гущества советского государства, превосход-

ства сопиалистического строя перед капита-
листическим. Ни одно капиталистическое го-
сударство еще не ставило, да и не в состоя-
нии поставить в качестве практической за-
дачи борьбу за освобождение земледелия от
стихии природы.

Только в условиях, социализма, в условиях
СССР на основе планового хозяйства и пере-
довой агрономической науки возможно осу-
шествить историческую задачу превращения
областей суховеев, почвенных эрозий и чер*
‚ных бурь, значительных пространств, покры-
т+тх песком, в цветущие районы, земледе-
	лие которых уже не будет зависеть от капри”
	зов природы

Степные и лесостепные районы европей-
ской части CCCP представляют собой очень
важную зону выращивания ценных сельско-
	делия, Вместе: с тем созданы все условия для
успешного осуществления намеченного пла-
на. На проведение указанных в постановле-
	нии мероприятий советское государетво от
	пускает огромные средства. Организуетея
птирокая сеть лесных питомников по выра-
щиванию посадочного материала. Произво-
дится большое. количество машин для меха-
низации ‚работ по лесоразведению. В. 1949 —
1951 годах создается 510 лесозащитных стан-
ций.

Борьба за выполнение грандиозного плана
наступления на засуху потребует напряжен-
	ных усилий колхозного крестьянства, работ-
	ников. МТС и совхозов, огромной организа-
торской работы партийных организаций, со-
ветских и сельскохозяйственных органов;
Борьба с засухой должна стать общенарод-
ным. делом,

Задача партийных организаций, советских
органов‹и научных учреждений заключается
прежде всего в том, чтобы широко развер-
нуть среди колхозников и колхознин. работу
по пропаганде постановления Совета Минист-
	‘ров СССР. и ЦК ВКП(б). Эта. работа-не крат-
	ковременная кампания. Она должна вестись
систематически, мобилизуя.и организуя мас-
сы на претворение в жизнь сталинской про-
	граммы борьбы за победу над стихией при-
	роды, за высокие и устойчивые урожаи.

Раз’яснение значения постановления Сове-
та Министров СССР и ЦК ВКП(б), отвечаю-
шего жизненным интересам советского
нарола,— важнейшая часть пропагандистской
и массово-политической работы.

В то же время необходимо широко популя-
ризировать учение Мичурина, Докучаева,
Костычева, Вильямса, Колхозников и кол-
хозниц, всех тружеников сельского хозяй-
ства следует ознакомить с приемами повы-
шения урожайности и достижениями совет-
	ской науки, с травопольной ‘системой земле-_
	делия. и. опытом передовых колхозов и ©6089?
	хозов, внедривших эту систему в сельскохо-
	зяйственное производство. so

Чтобы пропаганда постановления Совета
Министров СССР и ЦК ВКП(б)*стала подлин-
но массовой и действенной, к проведению ее
необходимо привлечь пропагандистов и аги-
таторов, партийный актив, научных  работни-
ков, сельскую. интеллигенцию. Должны. быть
использованы все средства и формы пропа-
ганды: агротехнические кружки, семинары
колхозного. актива, лекции и доклады, В свя-
зи е этим нельзя не подчеркнуть огромную
роль, которую призвано сыграть в этом деле
Всесоюзное общество по распространению по-
литических и научных знаний. Серьезную