ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ
		“Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП (6)

Суббота, 11 декабря 1948 г.
		№ 35 (90)

male

Пре Е 1
	Второй сезд
писателей _
	Украины
	КИЕВ. (Наш корр.). 6—10 декабря
состоялся второй с’езд писателей Co-
ветской Украины. На с’езд украин-
ских писателей прибыли делегация
Союза ` советских писателей СССР,
писатели союзных республик, а так-
же писатели стран новой демокра-
тии Полышвши, Чехословакии и Boa-
	тарии.
В работе с*езда приняли участие
	секретарь ЦК КП(б) Украины тов.
Н. С. Хрушев и Председатель Пре.
зидиума Верховного Совета УССР
тов. М. С. Грезуха.

С докладом о состоянии и задачах.
украинской советской. литературы.
выступил председатель правления
Союза советских писателей Украины
тов, А. В. Корнейчук.

В прениях по докладу т. Корней-
чука выступили тт. М. Рыльский,
Ю. Смолич, М. Бажан, А. Малышко,
И. Кочерга, П. Ра и другие —
всего 44 человека.

На с’езде выступили _ секретарь
ИК КПб)У тов. Е. 3. Литвин и ге
неральный секретарь Союза совет-
ских писателей СССР тов. А. А. Фа-
деев.

Братский привет и дружеские по-

желания украинским писателям
творческих успехов ‘передали от
„’ писателей союзных республик
	тт. П. Бровка (Белоруссия), Ш. Да-
	диани (Грузия), Абульгасан (Азер-
байджан), Э. Топчян (Армения), Га-
фур Гулям (Узбекистан), Кара Сейт-
лиев (Туркмения) и др. :

Делегаты с’езда и гости горячо
встретили выступления приветство-
вавших с‘’езд польского поэта Ста-
нислава Добровольского, болгарского
писателя Людмила Стоянова, чехо-
словацкого писателя Яна Дрда, го-
воривших о нерушимом единстве и
дружбе всех славянских народов.

С’езд принял резолюцию, посвя-
щенную задачам дальнейшего под’-
ема украинской советской литерату-
ры, и избрал новый состав правле-
ния Союза советских писателей
Украинской ССР,
	С огромным воодушевлением с’езд
	писателей принял приветствие
товарищу Сталину.

СЕМИНАВ }
		ЗАВЕДУКИЩИХ ОТДЕЛАМИ.
° ПАРТИЙНОЙ ЖИЗНИ
	ри «Нравдё» начался очередной.
	десятидневный семинар заведующих
отделами партийной жизни реснуб-
ликанских, краевых и областных га-
зет, созванный Отделом пропаганды
и агитации ЦК ВКИСб).

На семинаре будуг прочитаны’
лекции о задачах партийной работы
в современных условиях, об освеще-
нии в печати вопросов марксистско-
ленинского воспитания коммуни-
стов, политической агитации, ‘рабо-
ты первичных партийных организа-
ний и другие, Участники семинара
		обменяются опытом работы.
	О нераждении учителей.
	и Ленинраоа
	икол Москвы
	за решительное улучшение
библиотечной работы!
		культурной жизни города и области можно об’яснить тот
факт, что в Калинине до сих пор ь3 созданы нормальные
условия для работы областной библиотеки. Помещения
многих библиотек в Боянской, Воронежекой, Куйбышев-
ской и других областях ‘используются не по назначению.

Важнейшим условием (улучшения работы библио-
тек является планомерное комплектование их книгами.
	Эта задача возложена на Когиз и книготорговые орга-
	низации союзных республик, на их библиотечные коллек-
хоры. Между тем многие библиотечные коллекторы
работают неудовлетворительно и не обеспечивают плано-
вого снабжения библиотек литературой, не учитывают их
запросов. В результате этого библиотеки часто получают
литературу, не соответствующую их профилю, и не.могут
Удовлетворить запросы своих читателей. Деятельность
библиотечных коллекторов необходимо’ взять   подо по-
стоянный контроль местных партийных организаций и
добиться, чтобы библиотеки бесперебойно снабжались ли->
тературой.

Назрел вопросе о спениальных изданиях книг для биб-
лиотек, обеспечивающих систематическое, ‘регулярно
повторяющееся пополнение библиотек произведениями
классиков маркеизма-ленинизма; сочинениями классиков
	русекой и мировой‘литературы, наиболее зназительными
	произведениями советских. писателей и основными тоу-
	‘лами по вопросам науки и техники. в. И. Ленин еще в
	1921 году. говорил, что’ надо дать народу по 4 экземпляра
газет на каждую библиотеку, «все необходимые учебники
и всех ‘необходимых классиков всемирной литературы,
современной науки, современной техники». Ценноб начи-
нание Украинской ССР, где в 1947—1948 гг. издано специ-
альным назначением для библиотек 92 названия книг,
тиражом до 50 тыс. экз. каждая, заслуживает всяческого
поошрения и распространения.
	Для улучшения обслуживания населения книгами
	необходимо также изменить систему использования биб-
лиозечных книжных фондов. Сейчас многие библиотеки
учебных зазедений, предприятий и ведомств, располагаю-
щие огромными книжными фондами, мало доступны для
птироких масс читателей. Например, в Узбекской ССР
обттедоступные библиотеки имеют немногим более двух
миллионов томов, в то время как ведомственные библио-
теки имеют 5 миллионов томов. /
Коренное улучшение работы библиотек зависит прежде
всего от наличия в них квалифицированных работников.
	Задача библиотекаря состоит не только в выдаче книг,
	но и в систематической пропаганде литературы, направ-
ленной на повышение политической и трудовой активно-
сти трудящихся, на борьбу за выполнение важнейших
хозяйственных И политических кампаний. Партийные
организации обязаны постоянно ‘заботиться о повышении
	политических знаний и квалификации библиотекарей,
	взять их работу под свой контроль.
В настоящее время уровень подготовки ра библио-
течных работников не соответствует тем требованиям,
	которые к ним пред’являются. Существующая сеть биб-
	лиотечных учебных заведений не удовлетворяет потреб-
	ностей в подготовке новых специалистов библиотечного
дела. Министерству высшего образования совместно с
комитетами по делам культурно- просветительных учреж-
дений необходимо разработать перспективный план
подготовки библистечных кадров с тём, чтобы дальней-
гневе развитие библиотек было обеспечено необходимьх

подготовкой.   : : А

Перед советскими иблистекаы и огромной армией
библиотекарей стоит почетная задача — активной пропа-
гандой книги помогать делу воснитания трудящихся го-
ъода и деревни в духе коммунистической сознательности,
нести в массы знания марксистско-ленинекой теории,
знания передовой советской науки. Всей своей работой
наши библиотеки должны способствовать росту производ-
ственной активности трудящихся, их борьбе за вынол-
нение и перевыполнение. HOCAeBOCHHOTO нятилетнего
плана.
	«...В нашей стране, -— говорит тов. В. М. Молотов, — где
	в народе развились такие громадные потребности в
книге, в знаниях, библиотечное дело приобрело боль-
ое государственное значение».

В своей почетной и благородной деятельности совет-
ские библиотеки вправе рассчитывать на повседневную
помошь со стороны партийных, советских, профсоюзных
и комеомольских организаций. р
		Неустанная забота большевистской партии и совет
ского государства о под’еме политического и культурного
уровня нашего народа нашла свое яркое проявление в
значительных успехах и такого важного участка культур-
ного фронта, каким является библиотечное строительство.
	Библиотека так же, как и тпкола. является очагом во-
	циалистической культуры в каждом городе и рабочем
поселке, в каждом районном. центре и крупном селе,
на предприятии и в учреждении. В стране имеется свыше
60 тыс. массовых библиотек, более 3 тыс. крупных публич=
ных и научных библиотек, десятки тысяч библиотек в
школах, вузах, на предприятиях. За годы советекой вла-
сти создана широкая сеть библиотек в национальных
республиках. Книжные фонды всех библиотек. страны
составляют несколько сот миллионов томов.

Все советские библиотеки доступны для широких на-
родных масс. Миллионы советских людей ежедневно
обращаются в библиотеки и заполняют их читальные за=
лы; Наши библиотеки повседневно ведут пропаганду
политической, научно-технической и художественной
литературы, являются активными помощниками больше-
вистской партии в деле коммунистического воспитания
трудящихся. %

Советские библиотеки“ успешно претворяют в жизнь
указание В. И. Ленина, говорившего, что гордость и
славу библиотеки нужно видеть в том, «как широко обра-
шаются книги в народе, сколько привлечено новых чита-
телей, как ‘быстро удовлетворяется любое требование ‘на
	книгу, сколько книг роздано на дом, сколько детей приз.
	влечено к чтению и пользованию библиотекой...»

Многие наши библиотеки систематически руководят
чтением трудящихся, помогают самообразованию читате-
лей. Библиотеки не ограничивают свою деятельность вы-
дачей книг, они систематически организуют выставки
политической, научной, художественной, сельскохозяй-
ственной и технической литературы, проводят лекции и
вечера, посвященные творчеству писателей и новинкам
литературы, читательские конференции, консультации,
peayT постоянную работу по привлечению новых читате-
ле

Однако в развитии библиотечного дела в стране имеют-
ся еще крупные недостатки. Огромный спрос читателей
на книгу, их требования удовлетворяются еще не в пол-
ной мере.

Сеть массовых библиотек во многих республиках и
областях, в особенности на селе, растет медленно. Так,
например, в Казахской ССР одна библиотека приходится
на 13 сельсоветов, в Киргизской ССР — на 11 сельсове-
тов. План развития сельских библиотек в Казахской ССР
из года в год не выполняется: здесь в 1948 году не огкры-
ты предусмотренные планом 69 библиотек. .

Значительное расширение сети библиотек на селе —
задача всех партийных и советских организаций. Необ-
ходимо не только безусловно выполнить план развития
государственных библиотек, но и развернуть организа-
цию колхозных библиотек. Наши колхозы имеют возмож-
ность выделять значительные средства на создание своих
библиотек и на пополневие их квижных фондов. Многие
колхозы Уже встали на этот путь. На Украине создано

свыше 4 тысяч колхозных библиотек. Пленум ЦК компар-
тии Украины принял решение об организации библио-
теки в каждом колхозе. ПТироко развернулось строитель-
ство колхозных библиотек в Грузинской, Азербайджан-
ской и Армянской республиках. Серьезно отстают в этом
	деле Белоруссия, где имеется всего 89 колхозных библио”
тек, и Узбекская ССР, в которой только 96 колхозов имеют.
	свои библиотеки.

Большую помощь 6uGanoresnomy crpomieaneTsy на селе
могут и должны оказать министерства сельского хозяй-
ства, министерства совхозов, а также профсоюзы рабочих
совхозов, МТС и земельных органов. Надо всемерно рас-
ширить опыт Москвы, Ленинграда и других крупнейших
городов, взявших шефетво над сельскими районами и
оказывающих им помощь в культурном строительстве.

Недопустимо медленно идет восстановление профеоюз-
ных библиотек. ВЦСПС и ИК профеосюзов мало заботят-
ся о восстановлении и дальнейшем развитии сети своих
библиотек, плохо их финансируют, в результате чего
многие из них не имеют возможности пополнять свои
книжные фонды.
	`Отдельные партийные и советские. организации на ме-
	стах не созлают необходимых условий для работы биб-
	лиотек; Только непониманием значения библиотеки в
	О,
ар» т». До» СО,
	Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР за выслуту лет и безу-
пречную работу награждена орденами и медалями Советского (038 большая
труппа учителей школ Москвы и Ченинграда.

По Москве’ награждены орденами и медалями СССР — 4.278 учителей, Из
‘них: орденом Ленина — 920; орденом «Трудовое Красное Знамя» — 934;
орденом «Знак Почета» — 677; медалью «3а трудовую доблееть» — 153 и ме-
далью «За трудовое отличие» —994 учителя.

По Ленинграду награждены орденами и медалями CCCP — 2.739 учителей.
Из них: орденом Ленина — 487; орденом «Трудовое Брасное Знамя» — 440;
орхеном «Знак Почета» — 504; мелолью «За трудовую доблесть» — 600; ме-
	(Tace), 7
	талью «3a трудовое отличне» — 708 учителей.
	„Вопросы партийного просвещения на пленумах
	* *

В ремении пленума Вологодского
обкома партии обращается внимание
на то, что некоторые горкомы, рай-
комы партии не обеспечили . полит
школы и кружки квалифицирован-
ными пропагандистами. = :

Областная и районные газеты не“
	Уудовлетворительно освешают: вопро-=
	сы партииного просвещения, не по-
пуляризируют положительного опы“
та работы политшкол, кружков и
пронагандиетов, слабо развертывают
критику недостатков руководства
партийных ‘организаций пропаган-
		‘дистекой работой.
	`Пленумы ЦК КИ) Белоруссии,

Сталинградского, Великолукского,

Вологодского обкомов и бюро Ростов-

ского обкома ВКП(б) обсудили вопрое

о состоянии учебы коммунистов в

системе. парфийного просвещения.
* # х

лены нк KTI(6) Белоруссии or
MeTMA, что партийные организации
добились улучшения работы по
марксистско-ленинскому образова-
нию коммунистов, На 15 „октября B
Белоруссии было создано 2.152 полит-
школы, 257 вечерних районных парт-
школ, 2.828 кружков но изучению
«Краткого курса истории вки(б»,
963 кружка по изучению биографий
В. И. Ленина и И. В. Сталина, 12 ве-
черних ‘университетов марксизма-
	ленинизма. Значительное число ком-
	мунистов изучает марксизм-лени-
низм ‘самостоятельно. В системе
партпросвещения сейчас обучаются
65 тысяч коммунистов:

Вместе с тем. на пленуме были
отмечены крупные недостатки в по-
становке партийного просвещения.
В ряде областей и районов респуб-
лики партийные организации плохо
подготовились к новому Учебному
году, веледетвие этого занятия во
многих политшколах и кружках
начались неорганизованно и прохо-
дят на низком идейном уровне. До
сих пор не вовлечено в систему пар-
тийного просвешения и не учится
	свыше 1 тые. коммунистов.
	x ® *

На пленуме Сталинградского обко-
ма ВКП(б) было отмечено, что в ря-
де парторганизаций области недооце-
нивается метод самостоятельной уче-
бы коммунистов. Логовский, Нижне-
Добринсокий и Пролейский райкомы
	паотии не оказали необходимой по-
	мощи коммунистам, самостоятельно
изучающим  марксистско-ленинскую
теорию; в результате этого многие
члены и кандидаты партии переста-
ли учиться.
	В Москве, в Доме культуры Совет-
ской Армении открылась выставка
	графики и рисунка художников Ар-
	мении. Ha выставке представлено
около 300 работ. Среди участников —
народные художники Армянской
	ССР Гюрджян Г.М. Сарьян М. С.
	и бюро партийных комитетов
	На пленуме Великолукского обко-
ма ВКП(б) было указано, что неко-
торые райкомы ВКНИСб), создав сеть
политшкол и кружков, мало уде-
ляют внимания их работе, Заня-
тия во многих политшколах и
кружках срывались из-за неявки
слушателей. Горкомы и райкомы
партии мало заботятся также об
идейном уровне, содержании пар-
тийной пропаганды, о теоретической
и методической подготовке пропаган-
дистов. Эти недостатки, говорится в
решении пленума, имеют место по-
тому, что многие секретари файко-
мов партии самоустранились от ру-
ководства партийным просвещением.

хз =
	В постановлении Ростовского об-
кома ВКП(б) говорится, что многие
руководители политшкол и кружков
He посещают. организованные ‘рай-
комами и горкомами постоянно ‘дей-
ствующие семинары внештатных
пропагандистов. До сих пор не ра-
ботают также семинары внештатных
консультантов и руководителей но-
стоянно ‘действующих семинаров.

В решениях намечены конкретные
мероприятия по устранению ‘недо-
	`’етатков в партийном просвещении и
	поднятию уровня пропагандистской
работы.
	Коджоян А. Г. лауреат Сталинской
премии Налбандян Д. А. и другие.
На выставке предотавлены также
	книги, изданные Государственным
издательством Армянской ССР,

оформленные художниками Арме-
нии. С
	коллекторы. Они приступают к дифоеренци-
рованному и плановому комплектованию биб-
лиотек литературой с учетом их запросов,

Перед. библиотечными работниками стоят
ответственные и почетные задачи. Они дол-
жны обеспечить максимальное использова-
	ние книжных богатств, решительно улучцтить ©
	пропаганду и продвижение книг, увеличить
чиело читателей, постоянно руководить чте-
нием, проводить беседы с читателями по про-
читанному, оказывать им помошь в выборе
литературы. Необходимо улучитить исполь-
зование литературы в порядке межбиблио-
тенного абонемента, улучшить обелужива-
ние читателей через заочный абонемент.
Управление библиотек, научно-методический
кабинет библиотековедения и научные биб-
лиотеки обязаны в ближайшее время дать
массовым библиотекам указатели литерату-
ры, составить рекомендательные списки по
актуальным вопросам для различных групп
читателей.

Боевой программой Действий многочислен-
ного отряда библиотекарей Украины являют-
ся постановления ЦК ВКП(б) и ЦК КИФУ
по идеологическим вопросам, а также специ-
альное постановление ЦК КПСб)У «О состоя-
нии библиотек и мерах по улучшению их
работы», которым намечен план восстано-
вления сети массовых библиотек и их книж-
ных фондов.

Библиотечные работники — пропагандисты
идей партии Ленина—Сталина призваны вее-
мерно содействовать росту коммунистиче-
ской сознательности советского народа, не-
устанно вести борьбу с враждебной буржу-
азной идеологией, против пережитков капи-
тализма в сознании людей. Работа библиотек
должна быть направлена на мобилизацию
масс на борьбу за выполнение пятилетки в
четыре года, за построение коммунизма. _

Чтобы справиться с этими почетными и
ответственными задачами, наши библиотеч-
ные работники должны быть политически
грамотными и высококультурными людьми.
Они обязаны систематически изучать произ-
ведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина,
хорошо знать художественную и научную
литературу.

В целях коренного улучшения работы биб-
лиотек, по решению ЦК КП(б)У, в конце но-
ября 1948 года было созвано республиканское
совещание библиотечных работников. Сове-
щание подвело итоги работы библиотек,
обогатило библиотечных работников опытом
передовых коллективов, сосредоточило вни-
мание на нерешенных вопросах, на необхо-
димости коренного ‘улучшения руководётва
библиотеками со стороны Комитета по лелам
	культпросветучреждениийи, ведомств и мест
	ных партийных и советских организаций.
Участники совещания единодушно приняли
решение вызвать на социалистическое сорев-
нование библиотечных работников Россий-
ской Федерации.

ВЫСТАВКА ГРАФИКИ И. РИСУНКА
ХУДОЖНИКОВ АРМЕНИИ
	Библиотека-—важный центр культуры
	> ° ®
К. ЛИТВИН.
Секретарь ЦК КИ(б) Украины
	людей в духе безграничной преданно-
	сти советскому строю, беззаветного служения
интересам народа. Многие библиотеки прово-
дят громкие читки художественной литера-
туры, читательские конференции по обсуж-
дению произведений советских писателей,

широко практикуют проведение «литератур-
ных дней». Карловская районная библиотека
Полтавской области за последнее время про-
	вела «литературные дни» Ha Temp «Творче
	ство В. Маяковского», «Образ Ленина в худо-
	жественной литературе» и др., три читатель
	ские конференции но произведениям «Моло-
дая гвардия» ‘А. Фадеева, «Земля гудит»
А. Гончара, «Повесть о настоящем человеке»
Б. Полевого.

‚ Большой популярностью пользуются орга-
низуемые библиотеками встречи писателей с
читателями, на которых проводится обсужде-
ние произведений с участием авторов, Биб-
лиотека гор. Сталино провела с участием
автора Б. Галина обсуждение его книги
«В Донбассе», библиотека завода «Запорож-
стальз— книг Баша «Гаряч: почуття» и
В. Ажаева «Далеко от Москвы», библиотека
завода «Арсенал» — книги А. Гончара «Зна-
меносцы». Но это только первые начинания,
Необходимо расширить связи писателей с
	библиотеками и читателями.
	Вместе с успехами в организации. библио-
течного пела на Украине имеются и серьез-
	ныеё недостатки. Работа библиотек еше силь-
	но отстает от задач по под’ему идеологиче“
ской работы, от возроситих политических и
культурных запросов. населения.
	Крайне медленно ликвидируются в биб-
	лиотечном леле последствия войны и оккупа-
	. Если. Бомитет по делам культурно-про-
и учреждений восстановил. и
значительно расширил сеть своих библиотек,
то в целом сеть библиотек в республике еше
не достигла довоенного уровня.
	Слабо руководят восстановлением библио-
тек Министерство ‘просвещения ° УССР,
Управление по делам ‘высшей школы, Упра-
влёение трудовых резервов и профессиональ-
ные союзы. Библиотеки этих организаций
обслуживают книгой как правило, узкий
круг читателей и слабо участвуют в массово-
политической работе среди населения. А Ко-
MUTeT по делам культурно-просветительных
учреждений и его местные органы до послед-
него времени недостаточно вмешивались в
работу ведомственных библиотек, не исполь-
	графии В. И. Ленина и И. В. Сталина и от-
	дельные произведения классиков марксизма-
	ленинизма, Волчанская ‘районная’ библиотека
Харьковской области взяла на учет чи-
тателей, которые изучают историю боль-
шевистской партии, и nO определенному
плану подбирает для них литературу. В биб-
	лиотеке составлена ‘библиографическая кар-_^
	тотека литературы к отдельным главам
«Краткого курса истории ВКП(б)». За 8 ме-
сящев 1948 г. библиотекой выдано. читателям
6.630 экземпляров  социально-политичеекой
литературы, в. том чиеле 1.366 экземпляров
произведений Маркса, Энгельса, Ленина,
Сталина. Во многих. библиотеках ` рабо-
	Сталина... Во многих.  одиоблиотеках Payor
тают котжки по изучению биографий
	тают кружки но изучению опоурарле
В. И. Ленина и И. В. Сталина. г

Библиотеки оказывают серьезную помошь
партийным организациям в пропаганде нпя-
тилетнего плана, Важное место в работе биб-
лиотек промышленных центров. занимает
	лиотек промьышленных центров. занимает
пропаганда технической литературы. С этой ]
	келью Сталинекая областная библиотека  про-
	вела  «Декаду технической книги», организо-”
вала выставку литературы, разработала биб-
	лиографические. справочники ‘RO металлур-
гии и горному делу.

В борьбе советского народа за послевоен-
ный под’ем сельского хозяйства ‘большое
значение ‘приобретает агротехническая про-
паганда. Сельские библиотеки ведут. боль-
	пую работу по вооружению тружеников.
	сельского хозяйства знаниями передовой
мичуринской науки. Старобельская район-
ная библиотека проводит среди населения
«Мичуринские чтения», организовала мичу-
ринский кружок, создала альбомы материа-
лов о положении в биологической науке, об
опыте Героев Социалистического Труда. Ра-
ботники Балаклеевской библиотеки проводят
в колхозах громкие читки и обсуждение
книг «136 центнеров кукурузы с гектара»
М. Озерного, «Как звено Пармузиной полу-
чает тысячныё урожаи сахарной свеклы».
Проводя пропаганду естественно-научных
знаний, библиотеки оказывают большевист»
ской партии огромную помощь в просвещении
трудящихся масс, в преодолении религиоз-
ных верований, суеверия и бескультурноети.
Запорожская библиотека: организовала выл
ставку «Великие преобразователи прирсды»,
«Религия -- один из видов духовного. порабо-
шения народа», проводит лекциило нроиехож-
дении земли и жизни на земле, о. единстве
материи и др. работники библиотеки вы-
ступают с обзорами естественно-научной ли-
тературы по радио, составляют для читате-
лей рекомендательные списки. .

Трудящиеся пред’являют огромный спро
на художественную литературу. Библиоте-
ки активно ‘руководят чтением  художе“
ственной литературы, воспитывая наших
	зовали данного им права государственного
контроля за работой всех библиотек, незави-
симо ‘от их веломственного подчинения.
	Серьезным пробелом в библиотечном строи-
	тельстве на Украине является недоста-
точная сеть библиотёк в сельских районах.
Сейчас назрела потребность упорядочить
библиотечную ‘сеть. республики. Комитет
‘культпросветучреждений разрабатывает  еди-
ный перспективный план развития сети биб-
лиотек в республике в целом и в каждой об-
ласти, городе, районе. Этим планом предусмо-
трено рациональное территориальное разме-
щение библиотек всех ведомств, укрепление
существующих библиотек, полное восстано-
вление библиотек всех ведомств и дальней-
шеё раснтирение библиотечной сети.

К концу пятилетки сеть государственных
массовых библиотек в республике увеличит
ся в 1.4 раза по сравнению с 1948 годом и в
2,5 раза по сравнению с довоенным временем,

Перспективный план предусматривает рез-
кое увеличение сельских библиотек. В 1950. г,
в республике будет 3137. государственных
сельских библиотек. Но этого недостаточно
для удовлетворения запросов населения. Не-
обходимо в ближайшее время восстановить и
значительно расширить сеть колхозных биб-
лиотек, добиться, чтобы. каждый колхоз и
совхоз, каждая МТС имели. свою. библиотеку;
необходимо также увеличить количество пе-
редвижных библиотек, значительно попол-
нить книжные фонды библиотек на селе,

В целях коренного улучшения состава
книжных фондов постановлением ЦК КП(б)У
намечено издание библиотечной серии в
500 названий книг; начато издание по указа-
нию тов. Н. С. Хрушева серии «Колхозная
библиотека», в которую входят 25 названий
лучших произведений классической, а также
современной советской художественной лите-
ратуры.

Партийные и советские организации, биб-
лиотечные работники уделяют много внима?
ния улучшению книжных фондов библиотек.
Однако наши библиотеки еше не удовлетво-
ряют полностью требований населения; чита-
тель испытывает большую нехватку в кни-
гах. В этом отражаются недостатки работы
украинских издательств, которые еще ` слабо
изучают запросы читателей и мало беспо-
коятся о том, чтобы издавать в достаточном
количестве нужную для населения литера-
туру. Не ликвидированы также серьезные
недостатки в снабжении библиотек литерат
турой через библиотечные коллекторы,
	НЕ КИ)У и обкомы партии принимают.
	меры к улучшению издательской деятель-
ности, продвижению литературы в массы,
налаживанию квиготорговли в республике.
	‚  Перестраивают свою работу библиотечные
	За годы советской . власти украинский
народ под руководством партии большевиков
добилея подлинного расцвета ‘экономики и
культуры республики.

Одним из.важных показателей расцвета со-
ветской социалистической культуры на Укра-
ине является развитие библиотечного дела.
Если в 19 г. в библиотеках Украины наечи-
тывалось 968 тыс. экземпляров: книг, TO
накануне Отечественной войны общий книж-
ный фонд всех библиотек в республике
составлял 102,4 ‘млн. экземпляров. В ре
зультате культурной революции, постоян-
ного внимания и заботы болынчевистской
	партии ‘и советского. правительства о про“.
	свешении народа книга глубоко вошла
быт советских людей, стала подлинно народ-
ным достоянием, постоянным спутником в
жизни рабочих, крестьян, интеллигенции. За
30 лет на Украине было издано 1.308 миллио-
нов экземпляров книг.

Война нанесла библиотекам Украины
огромный ушерб. Немецко-фашистские ван-

далы разрушили большинство библиотечных

зданий, уничтожили книжные фонды всех
‚ райовных, сельских, колхозных и большин-
ства городских библиотек. ee

После. освобождения Советской Украины
‘партийные, советские и комсомольские орга-
низации, работники библиотек провели зна-
чительную работу по восстановлению биб-
лиотек и организации их работы. Неоцени-
мую помошь Украине в восстановлении
книжных фондов оказали братские советские
республики, в первую очередь Российская
Федерация, передав библиотекам Украины
более 2,5 млн. книга :

Большую заботу о библиотеках проявляет
советское правительство. На. государетвен-
ные массовые библиотеки Украины было
ассигновано в 1946 г. 44 млн. рублей, в
1947 г. 60 млн. рублей, в 1948 г—12 млин.
рублей.

Сеть массовых библиотек системы Комите-
та по делам культурно-просветительных yu
реждений УССР была полностью. восстано-
влена в 1946; г. Восстановлены также Харь-
ковский библиотечный институт и библио-
течные отделения при 16 техникумах куль-
турно-просветительной работы, которые гото-
вят квалифицированные кадры библиотеч-
ных работников.

Постановления ЦК ВКП(б) и ик кпбу
по вопровам идеологической работы, в част-
ности постановление ХТ пленума WK KIK6)Y
о культурнэ-просветительной работе, способ-
ствовали организационному укреплению
библиотек и под`ему идейного уровня их
деятельности.

Центральное место в работе библиотек за-
нимает пропаганда марксистско-ленинской
книги, оказание трудящимся помощи в
изучении произведений Маркса, Энгельса,
Ленина, Сталина. Библиотеки систематиче-
ски организуют выставки в помошь изучаю-
щим «Краткий курс истории ВКП(б)», био-