1  декабря 1948 г., № 35 (90)
	 . «Радио и кн
	КУЛЬТУР
		1/10 страницам зазет
	хновенное лето»

дороге на фронт, проезжая по саратовской
степи, мечтает о том, чтобы засадить эту
степь лесами, которые защитят ноля от ©у-
ховея... Писатель заметил и подчеркнул в
характере героя романа  жизненность его
мечтаний, увидел то, что ныне осуществляет-
ся в нашей действительности.
	Дороги войны приводят Кирилла Извекова
в штаб Южного фронта — к Сталину.
	Встреча Извекова со Сталиным завершает
книгу Федина. В простом и сердечном разго-
воре ксмиссар Извеков дает отчет товарищу
Сталину о своей работе и жизни.

К этой сцене стремится весь роман, как к
сцене высшего величия. Она является олице-
творением прямой и естественной связи мо-
	`Асдого: работника партии с руководителем
	партии, ее вождем и учителем.

Важной темой, проходящей через этот ро-
ман Федина, так же, как и через роман
«Первые радости», является «спор искус-
ства © жизнью». Автор развенчивает OT
кровенного носителя «чистого искусства»
писателя Настухова, заставляет его опреде-
лить свою политическую позицию. Беспоща-
ден писатель и к артисту Цветухину, хотя
тот как будто еразу и горячо «принял» рево-
^юцию. Федин очень хорошо показывает то,
чего на первых порах не видит Аночка, го-
товая поверить в Цветухина, как в нового,
революционного деятеля искусства, организа-
тора нового, советского театра: то, что он в
сущности всего лишь приспособленец, владе
ющий етарой техникой. Правда, он делает
вид, будто понимает, что искусство должно
служить народу. Но для Цветухина народ —
это «публика», а он всегда привык добивать»
ся успеха у публики. Только ощутив по-на-
стоящему свою связь с новым зрителем,
Аночка начинает понимать, как мелок и. нич-
тожен, как эгоистичен”ее недавний учитель.

Прекрасное есть жизнь, прекрасное есть
революция; прекрасно коммунистическое бу-
дущее, корни и первые ростки KOTO-
рого отыскивает Федин в теперь уже дале-
Kom «необыкновенном» 1919 годе. Трогатель-
	ное письмо уходящих на фронт краеноармей= ._
	цев;, приглашаюнгах артистку А. Т. Парабу-
	кину поехать е ними, чтобы своей игрой но-.
	могать им сражаться с врагами, — сдин HS
таких ростков новых связей между людьми,
между актером и зрителем, художником и
народом.

Идея исторической закономерности, уме-
	рассказывающимтему, с каким почетом ветре-
чало белогвардейское правительство Чайков-
ского английских интервентов и как они из-
девались над русскими солдатами и офице-
рами, окончательно раскрывает ему глаза
на антинародную сушность белогвардейщи-

ны. Как патриот своей родины он признает

революцию и вступает в строй ее. бойцов.

К. Федин внимательно прослеживает судь-
бы рядовых, незаметных людей, насьицает
свой роман cueHaMH таких человече-
ских переживаний, которые кажутся незна-
чительными перед лицом больших историче-
ских событий; Это помогает его основной
задаче — показать зарождениё и рост рево-
люционных сил в этот период, их борьбу
против старой накипи темного прошлого.

Характерен, например, такой эпизод. Скуч-
ная и струсившая перед жизнью Лиза жад-
но смотрит на успех молодой Аночки`в роли
Луизы (в бвпектакле для красноармейцев) и
спрашивает себя: откуда у этой девушки та-
кая сила, такая уверенность? Здесь ‘дело не
в талантливости артистки. Здесь еще одна
маленькая победа того нового, что рушит
каждый миг старый, замшелый быт.

Над пестрым миром приволжекого города
возвышаются две фигуры большевиков — Из-
векова и Рагозина. Они входят в будничную
действительность торода как настоящие
представители того новего, что переделает
жизнь этого города, этих людей до неузна-
ваемости, выведет людей на широкую дорогу
новой, свободной жизни, за которую не жаль
отдать все силы ума и сердна. Глубокое и
правдивое отображение ведушей и органи-
зующей силы — коммунистической партии —
является главным достижением автора рома-
на «Необыкновенное лето».

Великая партия болышевиков — организа-
тор победоносной социалистической револю-
ции, организатор и вдохновитель победы
освобожденного народа над черными силами
контрреволюции и интервенции, она подняла
на борьбу народные массы, ведет их от
победы к победе. Великие дела большевиет-
ской партии, ее вдохновляющая роль хорошо
переданы в сцене парада; когда стремитель-
ным маршем перед Сталиным, Ворошиловым
и Буденным проходят победоносные полки
Первой Конной армии. И Извеков чувствует,
что этот гром, этот гул — сама поступь исто-
рии и «что ему, Кириллу Извекову, так хо-
розно сейчас, потому что он к удару rpomo-
вого этого шага присоединил евой малень-
кий, но верный шаг», То же ощущение испы-
тывает и Рагозин в кровавой битве под Ца-
рицыном, когда видит, как мчатся на конях
в атаку матросы и когда. его охватывает
нвудержимый энтузиазм — уничтожать бе-
лых, уничтожать то, что мешает победе, ме-
шает движению вперед. .
 Jipa человека — представители двух поко-
лений болышевиков, той великой партии, ко-
торая подготовила Октябрьскую революцию,
возглавила революционные народные маесы
в борьбе с контрреволюцией и в орга-
низации нового, социалистического rocy-
дарства, — Рагозин и Извеков как бы
сосредоточивают в себе те основные ти-

А о а Е КА ое р пы ОВ Е ср: БОРН ЕН Я owe
	Федлиным очень любовно, все же кажется нам
	уже знакомым по литературе, то в лице Ки-
рилла Извекова мы видим новый образ боль-
шевика, не только профессионального рево-
люционера, солдата революции, но уже
победителя, уже государственного деятеля,
строителя нового, социалистического государ-
ства, хозяина родной земли. Нельзя без
волнения читать сейчас, после недавнего
	постановления партии и правительства о с93-
	дании полезащитных лесных полос, те стра-
ницы, где рассказывается, как Кирилл, по
	КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ - {<
	Ву ВСЕМ ПОЛЕВЫМ о ела кое
	назвал «Необыкновенное лето». Лето, о ко-
тором идет речь, было действительно необык-
новенным. Это было лето 1919 года. 9 июля
1919 года В. И. Ленин от имени Нентрально-
го Комитета большевистской партии обра-
тилея ко всем партийным организациям с

письмом «Все на борьбу с ДеникинымЪ.

‚В этом письме было сказано:

«Наступил один из самых критических,

‚Но всей вероятности, даже самый кри-

тический момент социалистической револю-
ции. Защитники эксплуататоров, помещиков

_и каниталистов, русские и иностранные (в

первую голову английские и французские)
делают отчаянную попытку восстановить
власть грабителей народного труда, поменти-

KOB и эксплуататоров в России, чтобы укре-

пить падающую их власть во ‘всем мире».

`Иностранные интервенты и внутренняя
контрреволюция стремиливь задушить моло-
дую Советскую республику. Собирая все ‘си-
лы для отпора вражескому натиску, великая
большевистская партия возглавила борьбу
на фронтах и организовывала трудящихся
на строительство новой жизни,

Автор романа не ставил себе пелью изобра-
жение исторических событий в масштабах
всей страны. Он ограничил сёбя простран-
ством, избрав местом действия преиму-
щественно большой приволжский город иего

` окрестности. Описания же того, что происхо-

дило на всем пространстве фронтов, он пере
нес в особые главы, которые стали сопрово-
ждать основное повествование, и назвал их
военными картинами.

В романе взят определенный отрезок вре-
мени — весна, лето, осень 1919 года и еравни-

‚тельно неболыной участок фронта — «губер-

ния коренная русская, притом не окраинная,
а примыкающая к центральным... часть самой
основы государства, его  национально-
спаянного ядра, то есть именно России, уста-
вовившей Советы и за них боровшейся».

К. Федин вывел в новом романе целую гал-
лерею людей, представляющих различные со-
циальные слои и группы страны, подробно
обрисовал их действия и переживания в не-
риод знаменательных исторических событий.
Большинство этих действующих лиц извест-
но читателю по первой части дилогии К. Фе-
дина «Первые радости». ; ,

В романе даны правдивые и запоминаю-
щиеся образы несгибаемых большевиков, ор-
ганизаторов великой победы и рядовых
представителей Красной Армии. С изобли-

‚чающей силой рисует автор образы старого,
_ уходящего мира — волжских купиов, бывших

царских чиновнийов, офицеров старой армии,

буржуазных интеллигентов, монахов, бродяг.

_К. Федин со свойственным ему искусством
большого мастера заставил себя припемнить
мельчайшие детали тех дней, мельчайшие

‚черточки характеров выведенных им дей-

ствующих лиц, мельчайшие подробности
пейзажей. Е
Враги революции и нарола, старый  мате-

рый волк -жандармский полковник Нолотен-

ев, фанфаронистый авантюрист, ад’ютант
для поручений Зубинский. притаившийся
разоренный капиталист, старик Мешков; при-
способленцы — вкрадчивый, липкий бывитий
чиновник судебного ведомства Ознобинтин,

-купчик из модернизованных молодой Шуб-

{

z

ников — это представители обреченного ми-
ра, как и кровавый палач в генеральских
погонах, тупой, самодовольный Мамонтов,
организующий свои разбойничьи налеты на
мирные города.

° Между этим лагерем ‘врагов и лагерем ре-
волюции автор поетавил людей тихих, ма-

‘леньких, которые инстинктивно тянузся к
`’новому: но у них He

сил активно участво-
вать в борьбе за своёрдную жизнь. В этой
группе мы найдем нёбудачливого приятеля

актера Цветухина — Мефодия Силыча й На-
_рабукина с их туманными порывами и бес-

почвенными мечтаниями, Лизу Мешкову, не-

‘’счастную и недалекую.
	Как бы подымаясь по лестнице характе-
ров, мы встретим уже несколькими ступень-
ками выше людей с большой прямотой и
честностью, как мать Извекова, вечная скром-
ная труженица мать Аночки, старик Доро-
гомилов, или таких молодых, ясных, здоро-
вых, вступающих по-разному на новый
	clei a —_——ee eee Oe EEE ia OEE

путь, как бывший офицер старой. армии
	Дибич, сслдат Ипатьев, моряк Страшнов, или
‚ еветлая в своей молодой пылкости Аночка
. Парабукина.

Все они связаны друг е другом жизненны-
ми обстоятельствами, линии их судеб пере-
секаются в самых драматических положе-
ниях, но если бы только этими картинами,

бытовыми и сюжетными, ограничивался po-
ман, он не имел бы того значения и той си-
лы, которую он несет в себе. Через всю пе-
струю картину ‘человеческих судеб в эпоху
величайших исторических событий незри-
мым стержнем проходит идея исторической
закономерности, необходимости. Весь роман
наполнен гулом войны-то близким, то отда-
ленным, все в романе подчинено Отечествен-
ной войне против иностранных интервентов

и внутренней контрреволюции, все действую-

щие лица или участвуют в ней, или ею за-

деты.

К. Федин не только с большим художе-
ственным мастерством раскрывает жизнь
своих героев, он еше и как историк анализи-
рует ход военных действий. Это чувство
истории, умение разобраться в сложнейших
событиях 1919 года помогает ему и как
художнику. То, что могло вначале казаться
случайностью в жизни отдельного человека,
захваченного войной, Федин показывает как
закономерность, Он как бы распутывает все
сложные связи между самыми различными
	* Koncert. Федин. «Необыкновенное лето».
Роман. Журнал «Новый мир», №№ 1, 5, 9, 12
за 1947 ги №№ ди 10 за 1948 г
	железнодорожными станциям и будкам›
		новостях и сообщаю их своей бригаде.
И работать стало веселее, как будто. Мо-
сква и Киев рядом, рукой подать». —
Связисты Ленинград-Московской о дистан-
ции первый приемник, изготовленный свои-
ми силами, установили на 411-м километре в
будке стахановца путевого обходчика т. Те-
сакова. Газета поместила фото, гле запечат-
	лен момент, внесший изменения в быт этой
	семьи и ее соседей — ремонтных рабочих.
Путевые рабочие тт, Ворона и Кравченко
пишут в газете:
«Радио внесло перемены в нашу жизнь.
изменило ее распорядок. Теперь нас будят
кремлевские куранты, наши дети-школьни-
ки каждое утро делают физическую заряд-
ку. С огромным интересом. слушаем мы
выступления передовиков пятилетки —
‚Ечахтеров Донбасса, металлургов Урала,
стахановцев железнодорожного ‘транепор-
та. До появления у нас радио о событиях
в стране и за рубежом мы узнавали толь-
ко из газет. Теперь мы три раза в день
слушаем «Последние известия». .
Газета прислушивается к голосу читатс-
лей, к их запросам. Однажды в передо-
вой статье газета упомянула, что ленинград-
ские инженеры разработали специально для
линейных станций очень простой и дешевый:
в изготовлении двухламповый радиоприем-
ник. Со станции Новосокольники и с других
мест в редакцию стали поступать письма ©
просьбой напечатать в газете схему этого
приемника. Схема и описание к ней был
вскоре опубликованы в газете. : :
Кампанию но радиофикачии линейных
станций газета ведет последовательно, из
номера в номер. Она широко использует раз-
нообразные газетные формы подачи мате-
риалов. Помещает. передовые статьи, очерки,
положительные и критические заметки, кон-
сультации, фотоочерки. Когда некоторые до-
рожные газеты ослабили внимание к освеше-
нию вопросов радиофикации полевых стан-
ций и путевых будок, «Гудок» во-время пре-
достерег ряд газег от самоуспокоения.
Немало сделано на транспорте в области
радиофикации полевых станций. Теперь`«Гу-
док» и дорожные газеты должны больше и
глубже заниматься вопросами качества‘ ра-
боты местных радиоузлов, не ослабляя вме-
сте с тем внимания и к вопросам организа-
ционным. Надо, чтобы работа по радиофика-
ции сочеталась с усилением всей агитанцион-
но-массовой и культурно-проеветительной
работы среди железнодорожников, работаю-
щих и на крупных станциях и ва полевых.
Газета «Гудок», вся железнодорожная не-
чать должны несравненно больше уделять
внимания работе красных уголков, вагонов-
клубов, агитпоездов, передвижных библио-
тек. Нельзя забывать и об инициативе ком-
сомольцев Горьковского узла, организовав-
ших сбор книг для библиотечек полевых стан-
ций. Книгу на полевой станции ждут с та-
	‚ким же нетерпением; как и радиэприемник.
	<
На железнодорожном транспорте начато
	больное патриотическое движение, имеющее
	огромное . политическое и государственное
значение. Радиофикацию полевых станций,
путейских общежитий и будок путевых об-
ходчиков надо всемерно ширить.

Нод’ ем политичеекого и’культурного уров-
	ня трудящихея является жизненной нотреб-_
ностью нашего сопиалистического обшества,
	Организовывать этот под’ем, руководить им
призваны партийные организации.

За годы советской власти благодаря забо-
там нашей большевистской партии облик.
железнодорожных станций, культура и быт
железнодорожников коренным образом ‘изме-
нилиеь. Сделано много, но предетоит сделать
еще ‘больше. Транспортная печать должна
проявлять максимум творческой инициати-
	BEI, глубже изучать жизнь железнодорожни-
ков. их. нужды и запросы, изо дня в день мо-
	билизовывать все средства на дальнейший
подзем. идейного и культурного уровня ши-
	; pokwx Mace работников транепорта, на ус-
  пегтное завершение ими нятилетки в четыре
	года. .
А. ПОТЕМИН.
	Армия советских железнодорожникон —
это один из наиболее многочисленных отря-
дов трудящихся нашей страны. Охватить
политической и культурно-просветительной
работой железнодорожников, значительная
часть которых живет и работает вдали не
только от культурных центров, но и от на-
селенных пунктов, — дело огромной государ-
ственной важности. И если ощущается нуж-
да в усилении политической и культур-
но-просветительной работы среди железнодо-
рожников, работающих на крупных и Узло-
вых станциях, где к их Услугам театры,
Дворцы культуры, городские библиотеки, му-
зеи, то неизмеримо острее стоят эти вопро-
сы на маленьких полевых станциях, на раз’
ездах, которых в странё тысячи.

Но как бы ни были отдалены эти станции
и полустанки от культурных центров стра-
ны, здесь, как и на крупных железнодорож-
ных узлах, так же самоотверженно работа-
ют советские люди и так же велика их тяга
к знаниям, к ‘культуре, к политической и
международной информации.

Еще в апреле 1948 года газета «Гудок» на-
чала серьезно заниматься вопросами куль-
турно-политической работы среди железно-
дорожников полевых станций. 1 апреля в га-
зете были опубликованы содержательные ма-
териалы рейда бригады «Гудка» и. ЦК проф-
союза рабочих железных дорог Центра по
полевым станциям и раз’ездам. Газета пи-
сала тогда, что цель этого рейда ‘состоит в
том, чтобы «показать, каково же состояние
культурно-массовой работы на линейных
станциях, выявить наиболее существенные
недостатки и добиться улучшения культур-
ного обслуживания железнодлорожников».
	Вскоре в «Гудке» были опубликованы обя-
зательства связистов Сталинской магистра-
ли о радиофикации полевых станций своей.
дороги и призыв ко всем связистам дорог
страны последовать их примеру. Газета го-
рячо поддержала это патриотическое начи-
нание связистов Сталинской железной до-
роги.

С тех пор прошло более семи месяцев. На-
пряженная работа связистов-железнодорож-
ников по радиофикации полевых станций,
путевых будок и путейских казарм принесла
замечательные плоды. В красных уголках
полевых станций и раз’ездов, в путейских
общежитиях и путевых будках, в квартирах
железнодорожников установлено 10 тысяч
ламповых и детекторных приемников, обору-
довано 1.360 радиотрансляционных точек, —
таков был итог выполнения обязательств
связистами транспорта к 31-й годовщине Ок-
тябрьской социалистической революции.
А сейчас уже около 18 тысяч радиоточек! Де-
сятки тысяч советских железнодорожников
получили возможноеть ежедневно слушать
по радио родную Москву. .

Перелистывая комплект газеты «Гудок».
можно проследить, как росло и ширилось
движение среди связистов за радиофикацию
полевых станций, раз’ездов и путевых будок,
как радио входило в жизнь и быт железнодо-
рожников ‘полевых станций, распиряло их
политический и культурный кругозор, повы-
шало социалистическую сознательность, как
помогает оно железнодорожникам в их борь-
бе за выполнение послевоенной пятилётки
в 4 года. .

...Тутевая будка 1175-го километра Сталин-
ской дороги. Многие голы живёт здесь во
	своей семьей бригадир пути стахановец Herp
	имченко. Выполняя свое. обязательство,
связисты установили в поме. eTaxahosia
Тимченко радиоприемник. - .
	ченко радиоприемник, Е:
«В этот вечёр— пишет газета — долго He
	спала ‘семья бригадира Тимченко; она про-
		ний, большой московский концерт, «По-
следние известия».
— Просто. не знаю, как и ‘благодарить
наших связистов, сказал нам т. Тимченко.
— Побеспокоились они о нас, путейцах,
проживающих. на’ перегонах. Газеты-то мы
	получаем, но вель жизнь сейчас так гпа- ,
		гает, что и неделя — немалый срок. О важ-
ных событиях мы узнавали порой с `боль-
шим опозданием. Теперь я знаю` обо всех
	‘волюцию и вступает в строй ее бойцов.   ние детально и красочно показать рождение
К. Федин внимательно прослеживает суль-! НОВОЙ жизни, яркие образы большевиков, к
	новой жизни, яркие образы большевиков, к
которым сходятся все нити свершающихся
событий и которые олицетворяют собой вели-
кую направляющую роль партии, определяют
эпический характер нового романа К. Феди-
ва. Они придают ему художественную цель-
ноеть и л композиционную завершенность.
‘Описывая переживания Извекова после пер-
вой схватки. с бандитами, после встречи с за-
держанными жандармом и старым купцом,
автор замечает при этом: «..Была какая-то
настойчивая связь, пожалуй, зависимость
между разоблачением Полотенцева, мешков-
ским золотом, распластанной на дороге де-
вушкой, ветром, шевелящим бумажные коу-
жева поднятых над головами гробов, волком,
	кусающим себя в ляжку, расстредлянным Зу-
	бинским и убитым Шубниковым, прощенным
дезертиром Никоном и философствующим об
устройстве жизни Ипатом. Все это еплеталось
	туро, как лозняк в сырой корзине, и нельзя
	было. остановиться на одной мысли, чтобы
она не повлекла за собой другой и третьей,
как нельзя вытянуть из корзины одного пру-
та; чтобы‘ он не задел других».

Нельзя остановиться на одной мысли, на
одной сцене, чтобы она не повлекла за собой
другой и третьей, —-по такому принципу на-=
	писан весь роман. Начинаяеь как бы в тУу--
	‚манных очертаниях, он кончается огромным,
светлым, победным звучанием грядущего.
	Роман К. Федина — зрелое произведение,
	очень обдуманно построенное, мастерски на-
писанное. К. Федин всегда тшательно отде-
лывал.свой литературный стиль. И влесь он
остался верен себе. Роман написан богатым,
точным русским языком. Он так живописен,
что пейзаж как будто стоит перед глазами,
как живой, а люди двигаются, видные во всех
своих движениях, в самых тонких измене
ниях лица, раскрытые во всех своих глубо-
‚ких и тайных переживаниях.

В романе много очень ярких, живописных
картин: гроза, мальчики на песчаном волж-
ском берегу, снежная буря, вид на Волгу из
окна дорогомиловской квартиры, облава на
волков, русская весна.

Писателю удались ответственные и `селож-
ные сцены, относящиеся к сражениям и
походам. Автор не только восстановил обста-
новку того времени, но с большой убедитель-
ностью нарисовал героическую борьбу моря-
ков и красноармейцев, их высокий мораль-
ный дух.

Меньше других удались Федину образы
женщин в романе. Как ни правдивы и
живы отдельные черты Лизы, как ни обду-
манны все движения, поступки и слова Аноч-
ки, — цельности образа не получается ни
той, ни другой. Слова Аночки порой даже
кажутся слишком надуманными, не. идут к
ней, чересчур сухи для нее — совсем юной,
взволнованной, талантливой, какой хочет
нам ее показать автор. Совсем нечего делать
в романе матери Извекова—Вере Никандров-
не. Но эти частные недостатки не могут из-
менить общей оценки романа.

Несомненно, что роман «Необыкновенное
лето» принадлежит к лучшим произведениям
Конет. Федина, а может быть, к самым луч-
шим. И роман никогда бы не стал таким, если
бы через него не шел этот живой ток темы
великой партии, темы, которая насыщает
его, углубляет и дает ему силу.

Роман К. Федина «Необыкновенное лето»—
новый большой успех советской литературы.

2.

Пропаганда мичуринской науки
и передового опыта.
	черного — об успехах колхоза в развитии
бахчеводства.

Не менее интересными являются также
выступления участвовавших на совещании
академика т. И. Колесника и директора Мо-‹
сковеской  сельскохозяйственной академии.
имени Тимирязева т. В. Столетова, которые
высказали ряд ценных советов мичуринцам-.
практикам в деле внедрения в производство
достижений мичуринской науки.

Материалы совещания мичуринцев-практи-
ков, проведенного редакцией газеты «Мо-
сковский большевик», опубликованные на
страницах газеты, могут служить примером
серьезного, вдумчивого отношения редакции
к делу пропаганды передового опыта. И та-
кого рода материалы появляются в газете
нередко. 26 ноября, например, газета высту-
пила с содержательной целевой страницей
на тему «Передовой опыт — на фермы всех
колхозов и вовхозов Подмосковья»,

Для того, чтобы обобщить опыт получения
высоких урожаев в колхозах и совхозах об-
ласти, помочь работникам сельского хозяй-
ства изучить практику освоения травополь-
ных севооборотов, создания лесозащитных
полос и устройства водоемов, газета решила
	провести заочную агротехническую конфе--
	ренцию.

Заочная агротехническая конференция. oT
крылась опубликованием в номере газеты за
4 декабря статьи председателя колхоза «Ком-
мунар» Раменского района т. И. Агафонова.
и агронома. этого колхоза т. А, Белоусова
под заголовком «Верный путь к высоким
урожаям» —0б6 опыте применения комплекса
Докучаева — Вильямса, и статьи кандидата
сельскохозяйственных наук т. С. Праксина
«О некоторых вопросах травопольной систе-
мы земледелия».

Внедрение в практику колхозного и сов-
хозного производства достижений  мичурин-
ской науки, распространение опыта Героев
Социалистического Труда и других передо-
виков. сельского хозяйства,— все это являет-
ся делом большой государственной важности
и составляет первейшую обязанность печа-
ти. Инициатива газеты «Московский боль-
шевик» в деле пропаганды передового опыта
	заслуживает всяческого одобрения и под-
	держки. В каждом крае, в каждой области и
республике есть свои мичуринцы-практики,
передовики сельского хозяйства, новаторы
колхозного производства. Их опыт надо еде
	лать достоянием всех колхозов и совхозов.
		Редакция газеты «Московский большевик»
проявила ценную инициативу: недавно она
провела совещание ’мичуринцев-практиков
Московской области с участием ученых, по-
священное внедрению в производство дости-
жений мичуринской науки. Материалы этого
интересного и поучительного совещания
опубликованы в нескольких номерах газеты.
	Звеньевые, бригадиры, председатели Бол-
хозов, агрономы и другие мичуринцы-прак-
тики из передовых колхозов Московской об-
ласти. делятся на страницах газеты опытом
своей работы, доходчиво и убедительно рас-
сказывают о том, как они используют доети-
жения сельскохозяйственной науки на благо
советского народа.

Мичуринцы-практики — это горячие и
активные последователи великого преобразо-
вателя природы Мичурина, стремящиеся
каждое новое и важное открытие сельскохо-
зяйственной науки сделать достоянием прак-
тики, производства. Опираясь на передовую
агрономическую науку, они из года в год по-
вышают плодородие земли, продвигают на
север в новые районы южные культуры.

Звёньевая колхоза. имени Владимира Ильи-
ча, Ленинского района, т. А. Филькова рас-
сказывает о том, как ее колхоз научился
выращивать в Подмосковье арбузы и дыни и
начал успешно осваивать культуру виногра-
да. Тов. Филькова ратует за то, чтобы опыт
колхоза имени Владимира Ильича использо-
вали все колхозники области,

Интересным и содержательным является
выступление агронома т. А. Анашина из
подсобного хозяйства «Суханово», где снима-
ют по два урожая картофеля и капусты в
год, выращивают теплолюбивые южные куль-
туры — кабачки и кукурузу, тыквы и земля-
ную грушу.

Опыту колхозов Коммунистического райо-
на, освоивших травопольные севообороты и
добившихся на основе этого высоких и
устойчивых урожаев, посвящено выступле-
ние агронома т. А: Протасова.

Весьма поучительны и полезны другие на-
печатанные в газете материалы совещания:
выступление. садовода колхоза имени 9 янва-
ря, Ленинского района, т. М. Князева — об
опыте выращивания винограда в Условиях
Подмосковья, бригадира колхоза селения
Клюшниково Коммуниетического района
т. А. Бардеевой — о методах получения вы-
сокого урожая картофеля, председателя кол-
хоза «Смычка» Щелковского района т. А. Пе-
	В Куйбышевской области медленно развертывается
‘подготовка к выборам народных судов
	докладов -Q социалистической законности,
деятельности и значении советского суда и
лекторы обкома. и горкома партии. Недсста-
точно привлекаются к выступлению с докла-
дами для населения и работники юстиции.
	Лишь немногие из вих участвуют в агита-
	ционно-пропагандистской работе в связи е
выборами. В Кировском районе города Куй-
бышева из 30 работников юстиции ни один
не был привлечен в ноябре к чтению докла-
дов.

До pur6opos народных судов в Куйбышев-
ской области остались считанные дни. Нар-
тийным организациям необходимо быстро
устранить все эти недостатки и усилить аги-
тационно-массовую работу среди населения.
Надо развернуть агитацию за избрание в
народные судьи и народные заседатели. вы-
двинутых кандидатов.

Активное участие всех избирателей в вы-
борах, избрание в народные судьи лучших,
достойных людей, дальнейшее улучшение
работы советских народных судов в Куйбы-
шевской области во многом будет зависеть
от агитационно-массовой работы партийных
организаций в оставшиеся дни перед выбо-
рами.
		Отделы пропаганды и агитации обкома и
ряда горкомов и райкомов партии своевре-
	менно не позаботились о том, чтобы воору-
	жить агитаторов, руководителей агитколлек-
тивов, докладчиков необходимыми материа-
лами для проведения докладов и бесед о
роли и значении совётского суда в социали-
стическом государстве, демократических
принципах уетройства и деятельности совет-
ского суда, его коренных отличиях от суда
буржуазного. Партийные кабинеты отдель-
ных районных комитетов партии, как, напри-
мер, Кировского, `Молотовского, Пролетар-
ского райкомов города Куйбышева, не орга-
низовали консультаций для руководителей
агитколлективов и агитаторов и не состави-
ли списков литературы, рекомендованной к
выборам; Областная и районные газеты пе
чатают мало материалов в помошь агитато-
рам, ограничиваясь, главным образом, хро-
никой oO ходе‘ избирательной ‘кампании.
Областной радиокомитет также редко орга-
низует передачи в помошь агитаторам;

До сего времени в области не получила
птирокого размаха‘и лекционная пропаганда
в связи с выборами. Партийный и советский
актив в городе и сельских местностях слабо
привлекается к чтению лекций и докладов о
предстоящих выборах. Многие руководящие
партийные и советские работники редко вы-
ступают с докладами. Не читают лекций и
	Выборы народных судов (народных судей
и народных заседателей) в Куйбышевской
области назначены на 26 декабря 1948 года.
Казалось, что партийные организации обла-
сти должны были своевременно широко раз-
вернуть агитационно-массовую работу среди
населения в связи с выборами. Однако до
последнего времени Куйбышевский обком
вки(б), многие горкомы и райкомы партии
недооценивают значение массово-политиче-
ской работы в предстоящих выборах народ-
ных судов, медленно развертывают эту рабс-
ту среди избирателей. ‘

Отдел пропаганды и агитации обкома
ВКП(б) не разрабатывал конкретного плана
мероприятий в связи с выборами и допустил
самотек в проведении агитационно-массовой
работы среди населения. В результате мно-
гие первичные партийные организации го-
рода и области с большим опозданием при-
ступили к созданию агитколлективов на из-
бирательных пунктах. .

В агитационно-массовой работе некоторых
первичных` партийных организаций города
предстоящие ‘выборы народных судов совсем
не отражаются. Партийный комитет завода
имёни Сталина запланировал провести в це-
ха» 32 доклада ‘для рабочих. Но среди этих
доклалов нет ни’одного о выборах народных
судов. Такое же положение и в парторгани-
зации завода им. Масленникова.
	Производственная практика peAakTOpoB frases
	За время прохождения практики редакто-
ры газет изучат опыт работы отделов «Прав-
ды» и прослушают лекции об освещении в
республиканской и облаетной печати вопро-
сов партийной жизни, хозяйственного и
культурного строительства,
	При редакции «Правды» ‘проходит меся\
ную практику очередная группа редакторов
республиканских и областных газет, вызван-
ных Отделом пропаганды и агитации ЦК