^1 декабря 1948 Г. Ne 36 (91)

У

5 Отделе проиптанды и питации
		СОВЕЩАНИЕ- РЕДАКТОРОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ ^
и Е
		Далее тов. Михайлов указал, что обязан-
ность нашей печати — широко, разносторонне
освещать подготовку к с’езду комсомола.
Однако некоторые газеты не уделяют этому
важному политическому событию должного
внимания. Задача газет — повседневно, из но-
мера в номер публиковать статьи, очерки,
корреспонденции, заметки о жизни и творче-
стве комсомола, молодежи, о трудовом геро-
изме и смелых дерзаниях советских юношей
и девушек, о их безграничной преданности
Родине, партии Ленина— Сталина, Газеты
должны показать ведущую и направляющую
роль большевистской партии в деле воспита.
ния подрастающего поколения.

Затем был обсужден вопрос о редактирова-
нии материалов, предназначаемых к помеше-
нию в газетах. За последнее время на стрз-
ницах газет «Комсомольская правда», «Сов-
хозная газета», «Вечерняя Москва» был наз
печатан ряд материалов, невкимательно, не-
брекжно ‹ отредактированных, содержаших
ошибки и неточности. Руководителям газет
предложено обратить самое серьезное вни-
	‚мание на редактирование и тщательную проо-
	верку статей, корреспонденций, заметок.
		за и некоторых местных партийных органи-
заций. Будучи бесплановыми изданиями, не-
которые альманахи ведутся кустарно, выхо-
дят редко и нерегулярно, отстают от жизни и
заполняются бессодержательными, а иногда
и идейно ошибочными произведениями.
	Некритическое отношение редакций ряда
альманахов к публикуемым материалам
неправильно воспитывает молодых писате-
лей, тормозит их дальнейший творческий
рост, мешает им создавать зрелые произве-
дения высокого идейного и художественного
качества. Неудовлетворительно ведутся в

альманахах и журналах отделы критики и
библиографии. }
	Литературная критика в альманахах не
ведет целеустремленной и последовательной
борьбы за создание высокоидейных и худо-
жественно завершенных произвелений на со-
временные актуальные темы, нанисанных
простым, точным, образным языком, доступ-
ным широким массам советоких читателей.
	Серьезные недостатки имеются и в ежеме-
сячных журналах, издающихся на русском
языке в союзных республиках, В некоторых
журналах такого рода из-за недостатка хоро-
ших литературных материалов часто печа-
таются слабые в идейно-художественном or
ношении произведения русских писателей, а
также произведения местных авторов, плохо
переведенные на русский язык («Звезда Во-
стока», «На рубеже» и xp.)

На совещании были рекомендованы кон-
кретные меры по упорядочению издания и
повышению качества областных, краевых и
республиканских литературно-художествен-
ных журналов и альманахов, выпускаемых
на русском языке. .
	«ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ»
	нование и производственную деятельность
предприятий в отрыве от работы партийных
организаций. области. От случая к случаю
появляются на страницах газеты материалы
о работе производственных нарторганизаций.
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
TK BKTI(6) состоялось совещание редакторов
центральных газет,

С сообщением о подготовке к ХТ сезду
ВЛКСМ выступил секретарь WK BAKCM
тов. Н. А; Михайлов. Предстоящий ХТ сезд
ВЛКСМ, сказал докладчик, является ‘боль-
шим политическим событием в жизни всей
советской молодежи. Вот. почему комсомоль-
цы, вся молодежь стремятся достойно встре-
тить эту знаменательную дату. Подготовка к
с’езду проходит в обетановке огромного ‘ по-
литического и трудового под’ема. С каждым
днем ширится социалистическое соревнова-
ние молодежи в промышленности и сельском
хозяйстве. Тысячи молодых рабочих выпол-
нили пятилетние задания. На всех участках
социалистического строительства ‚молодежь
проявляет творческую, ценную инициативу,
направленную к досрочному выполнению
пятилетки, на улучшение культурно-просвв-
тительной работы. С большим под’емом про-
ходят отчетно-выборные собрания и конфе-
ренции комсомола. Их яркая, характерная
черта — высокая активность комсомольцев,
деловитость и принципиальность выступле-

wwe, of 2 икЬ
	= EEE ES SA A Ee Nt
ний, острая больщевистская критика и само-
критика,
ЦК ВКП(б) состоялось совещание, на котором
обсуждался вопрос об упорядочении издания
литературно-художественных журналов и
альманахов, выпускаемых в областях, краях
и республиках на русском языке,

В работе совещания приняли участие се-
кретарь правления Союза советских писате-
лей СССР т. А. В. Софронов, его замести-
тель т. С. В, Евгенов, заместитель председа-
теля комиссии по работе с русскими писа-
телями в республиках, краях и областях
СССР т. А, Д, Карцев, заведующий Огизом
СССР т. А, И. Ревин, его заместитель т. В. С.
Осьминин, директор Когиза т. И. И. Ширя-
ев, писатели, критики, работники Отдела
пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

В настоящее время в областях, краях и
республиках РСФСР, а также в союзных рес-
публиках выпускается более 40 литературно-
художественных журналов и альманахов на
русском языке. Отдел пропаганды и агита-
ции ЦК ВКНИ(б) обследовал эти издания и
установил, что многие из них ведутся на низ-
ком идейном и литературном уровне, За по-
следние два года в альманахах напечатан ряд
произведений, слабых в идейном и художе-
ственном отношении, а иногда и ошибочных
(альманахи «Советское Приморье», «Волга»,
«Литературный‘ Воронеж», «Дон», «Уральский
современник», «Прикамье» и др.).

Многие альманахи. слабо еще отражают
местную жизнь, не связаны с интереса-
ми и нуждами своих областей, краев. и
республик, не помогают в должной мере их
культурному и экономическому процвета-
нию. Литературно-художественные альмана-
хи не имеют постоянного руководства со сто-
роны Союза советских писателей СССР, Оги-
	ОТЧЕТ РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ
	Фильм о великом преобразователе природы
	Вышел на экран новый художественный
цветной кинофильм «Мичурин» *—о гениаль-
ном советском ученом, великом преобразова-
теле природы Иване Владимировиче Мичу-
pe, ©

Фильм является крупным, высокохудоже-

ственным произведением советского киноис-
кусства.
	В Фильме ярко и убедительно раскрыто
мичуринское учение о преобразовании при-
роды, показана возвышенная, благородная
цель ученого: поставить на службу‘ народу
преобразующую силу истинной науки, пре-
вратить родную землю в цветущий сад.

_ В основу сюжета художественного кино-
	фильма о Мизчурине положена подлинная:
	биография ученого, отдавшего более чем пол-
века титанического труда и напряженной
борьбы во имя прогресса передовой науки. Из
множества искусно сделанных режиссером,
артистами, художниками и операторами сцен
И эпизодов во весь гигантский рост возни-
кает нарисованный жизненными ‘красками
образ крупнейшего ученого, новатора, неуто-
мимого борца за новые пути в науке, верного
патриота своей Родины.
	ильм начинается сценой приезда извест-
ного американского ученого проф. Майера в
уездный город царской России Козлов, где
жил и трудился над выведением новых ви-
дов растений И. В. Мичурин. Слава‘о Мичу-
рине уже пересекла океан и достигла берегов
Америки.
	Профессор Майер приехал не один. Вместе
с ним приезжает крупный американский де-
лен, привыкший к тому, что все покупается,
все продается и ничто во может устоять пе-
ред. деньгами. Самоуверенный, прелприимчи-
вый янки решил купить Мичурина вместе с
	го садом, погрузить на пароход и отправить
	в Америку. Он сулит ученому большие лабо-=
ратории, сто помощников и неограниченные
средства для ведения научной работы. Перед
Мичуриным открываются возможности не
только обрести обеспеченную жизнь, но и
развернуть свои работы в широких мас-
штабах. И все же, как ни тяжело было его
положение в царской России, Мичурин, ни
минуты не залумываясь, отвечает: —- Нет!
	«я русский человек, и нет таких ни де-
нег, ни пароходов, которые могли бы yaes-
ти меня из моей родины».
	Режиссер, вводя в фильм эту художеетвен-
ную сцену, не нарушил исторической прав-
ды. Американцы не один раз пытались ку-
пить мичуринский питомник и переманить
Ивана Владимировича к себе.
	Расчеты американцев не оправдались. Ми-
чурин не продавал результатов своих трудов,
как истинный патриот он жил и трудился
для своего народа.
	Перед зрителем проходят волнующие сце-
ны творческого труда ученого, прокладываю-
щего новые пути в науке, сцены радостей,
побед и огорчений от неудач. Но не было
разочарований. Неудачи следуют одна 3a
другой, и, вероятно, другой человек отступил
бы под их жестокими ударами. Казалось бы,
что непризнанный ученый, человек, не име-
ющий формально высшего образования и
опыта научной работы,—таким был и таким
показан Мичурин, — дерзновенно поднявнтий
руку на выводы и теоретические положения
официальной науки; признанные крупней-
цтими авторитетами, усомнился бы в правоте
своих дерзаний после первой же неудачи, Но
Мичурин как истинный творец науки, ишу-
щий для нее новых, неизведанных путей, не
отступает. Ошибки, приведшие к неудачам, —
это не потраченное время и трул. Понять
природу этих ошибок — значит сделать паг
вперед по пути к намеченной цели. Когда во
время одной из Tae BeOy mat жена Ивана
Владимировича, его. обэный друг и нпомощ-
ник, говорит: «Снова т? Значит, все эти го-
ды пропали даром?» у

«Как даром? — а аи Мичурин, — я

‚ведь сказал — нет, а это очень много зна-

чит.. Теперь я знаю, что мне нужно де-
лать».

И снова все опыты начинаются сначала, с
еше больнтим упорством.

Природа растений формируется с ранних
стадий развития. В этот период легче всего
направлять развитие растений условиями
	”) Художественный цветной фильм «Мичурин».
Сценарий и постановка А. Довженко. Режиссер
10. Солнцева. Композитор “Д. Шостакович. Опера-
торы: Л. Косматов, Ю. Кун. В главных ролях:
Г. Белов, А, Васильева, Ф. Григорьев, Н. Шамин,
М; Жаров и др. Мосфильм. 1948 г.
	жизни. Путь создания сортов с заранее на-   расцвет и торжество его учения в условиях
	меченными свойствами должен проходить че-
рез воспитание сеянцев, выращенных из се-
мян. Жирная плодородная земля старого пи-
томника не годится для воспитания сеянцев.
Вместо нужных растений на ней растут из-
неженные «барчуки», которые вымерзнут в
первую же суровую зиму. Мичурин прини-
мает решение перенести ` свой питомник на
новый участок.
	Не имея средств, Иван Владимирович е же-
ной на собственных руках, дерево за дере-
вом, переносят свой сад на новый участок.
Два года тяжелого труда потребовалось для
того, чтобы осуществить этот замысел. При
этом многие виды растений, гибридов по-
гибли. Семья ученого претерпевает тяжелые
лишения. Бедность стучится в дверь к чело-
веку, который тогда уже был известен как
создатель целого ряда прекрасных сортов
растений.
	Угроза ликвидации любимого дела и поте-
ри всех результатов, достигнутых в, много-
летнем труде, заставила Мичурина обратить-
ся по совету друзей за помощью в департа-
мент земледелия.
	Но что он мог встретить в среде бездутш-
ных, надменных, невежественных чиновни-
ков царской России? Лишь издевательство и
насметки над самыми ценными и сокровен-
ными идеями. Царское правительство, испу-
гавшись внимания к работам Мичурина со
стороны американцев, порадовало его «мо-
наршей милостью», наградив крестом
«святой Анны 3-Й степени», одновременно
поручив козловскому протопопу Потапьеву
потребовать от Мичурина прекрашения опы-
тов по гибридизации растений. Этот жан-
дарм в роскошной бархатной рясе хорошо
выведен в картине в роли священника Хри-
стофора. «Твои скрещивания, — заявляет
Христофор Мичурину,— отринательно дей-
ствуют на религиозно-нравственные помыс-
лы православных... Ты превратил сад божий
в дом терпимости».

Не лучше было и отношение представите-
лей официальной царской науки.

Неутомимо работая над основной своей
идеей — продвинуть плодоводетво дальше на
север, раснирить ассортимент сортов плодо-
	‚вых деревьев, И. В. Мичурин все глубже по-
	знает природу растительных организмов,
убеждается, что наука и случайность не сов-
местимы, овладевает законами управления
природой в интересах человека. Отдаленная
гибридизация © последующим воспитанием
гибридных сеянцев, метод ментора, метод
посредника, подбор родительских пар для
скрещивания становятся основными метода-
ми при создании новых сортов растений.
Иван Владимирович впервые закладывает
основы научной селекции плодовых, выраба-
тывает свои научные методы.
	Сорок лет работы протекли в условиях цар-
ского режима. Не признанный официальной
наукой, угнетаемый царскими чиновниками,
терпящий материальные лишения и нужду,
Мичурин не сдается,

Велика была сила воли этого человека, сле-
довавштего, неотступно по пути доетижения
заветной цели. После смерти своего друга и
помощника — жены он не оставляет любимо-
го дела и продолжает бороться за его
осуществление. Слава Мичурина растет
в народе, из всех краев и областей
необ’ятной страны к нему идут народ-
ные хоноки, у него появляетея много после-
	‘дователей. Путь ясен, дорога найдена в. pe-
	зультате многолетней упорной работы; Хва-
тит ли сил осуществить намеченное вели-
кое дело? Беспокойство вполне законное:
ведь Мизурину было уже более 60 лет. С
большим мастерством показано в фильме,
что великие ‚открытия И. В. Мичурина ‘ве
могли найти себе применения в условиях
царской России. Это отчетливо сознавал и
сам Мичурин. «Прошли годы, истошаются
силы, приходится самим тянуть лямку. Труд-
на дорога».

Выход из тупика дала Мичурину Великая
Октябрьская социалистическая революция.
С этих дней начинается новая эпоха и
в жизни Мичурина, настоящий раснвет его
творческих сил, широкое распространение
его учения. И это отчетливо показано в кар-
THEO.
	Сцена в козловском резкоме, куда пришел
Мичурин в первые дни советской революции
и заявил: «Я хочу работать для новой вла-
сти», — делит картину как бы на две полови-
	ны: трагедия МизЗурина в царской России,
	советской власти.

Советское о обеспечивает Миз
чурина кадрами, субсидирует его работы. Пиз
томник Мичурина становится государствен-
ным исследовательским центром. Резко воз-
растает исследовательская работа, новые кад-
ры и особенно молодежь тянутся к мичурин-
ской науке. «В вашей юности,— говорит он
молодежи,— я вижу свое продолжение». Ра-
ботами Мичурина лично интересуется
В. И. Ленин, требующий доклада об его Onn
тах.

В кинофильме показаны страстные споры
Мичурина с Карташевым и группой его еди-
номвииленников. В картине убедительно рас-
крыта идейная сторона спора между двумя
направлениями в биологической науке: пере-
	‘довым мичуринсеким и реакиионным менде=
	левско-моогановским. НПостановшики удачно
	‘решили эту трудную задачу фильма - ярко
	донести до сознания зрителя существо борьз
бы двух направлений в биологии.

Но не задержать сторонникам реакционно-=
го направления развитие передовой мичу=
ринской науки. Окруженная заботами партии
и товариша Сталина, она становится достоя-
нием советского народа, социалистического
государства,

Трогательны кадры картины, в которых по-
казано, как седой 80-летний Мичурин с боль-
шим волнением отвечает на приветствие
товарища Сталина;

Советский колхозный строй, общественный
характер колхозного производства создают
неограниченные возможности для широкого
применения учения Мичурина. Это ясно поз
нимал сам Мичурин, поэтому он восторжен-
но приветствовал колхозный строй.
	Мичурин был ученым-обтщественником, глу-
боко ‘интересующимея жизнью народа и
жизнью страны. Таким именно он и. показан
в фильме.
	На экране проходит панорама цветущих
садов Казахстана, Сибири, Алтая, Украины,
Цветут субтропики, наливаются тучные ко-
лосья многолетней пшеницы.
	Народное торжество в Козлове по случаю
юбилея Ивана Владимировича и переимено-
вания города Козлова в Мичуринск BHA
лось в праздник победы мичуринской науки.

На трибуне 80-летний Мичурин. Он гово-
рит:

«Сбывается мечта народа... Сбывается моя
мечта, Вижу будущее Родины в цвету и го-
ворю: ‘я счастлив. Вперед, современники.
Пусть превратится в сад советская наша
земля. Пусть украсит она человечество».
	Так, волнующими, вдохновенными словами
старого ученого, получившего полное призна-
ние страны, народа, партии, государства, за-
канчивается этот замечательный фильм о
Мичурине и его великом научном подвиге.

‘Pemuccepy А. Довженко Удалось хоропю
разрешить одну из сложнейших задач: ярко,
правдиво и интересно, на высоком научном и
художественном уровне показать в произвё-
дении искусства жизнь и деятельность
одного из выдающихся ученых нашего вре-
мени.

Успеху фильма во многом способствует
игра хорошо подобранного, актерского ансам-
бля и особенно талантливая игра ‘артиста
Г. Белова, создавшего правдивый, глубокий,
ясно очерченный образ Мичурина. Следует
отметить хорошую игру артистов А. Василь-
евой в роли жены Мичурина и Ф: Григорье-
ва в роли проф. Карташева, а также Н. Ша-
мина в роли Терентия.

По своим краскам и цветовым качествам
фильм «Мичурин» относится к числу луч-
ших советских цветных картин. Он делает
значительный шаг вперед по пути приближе-
ния ивета на экране’‘к натуральному. Неза-
бываемы снятые в фильме картины родной
природы во°всех четырех временах roa.
Особенно удачно показаны залитые вешней
полой водой сады и потом те же сады в пе-
риод полного цветения. В изображении при-
роды картина правильно идет от мастеров
классической русской живописи, изображая
природу реалистически, без всякого домысла,
такою, какая она есть. Фильм «Мичу-
рин» свидетельствует о крупных успехах в
области освоения цвета нашей советской ки-
нематографией, способной выпускать карти-
ны, еправедливо считающиеся не только в
идейном, но и в художественно-цветовом от-
ношении лучшими картинами в мире.
	Н. ПУЖДИН.
В СТЕПАНОВ.
	> эм
		В Отделе пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)
заслушан доклад редактора газеты «Челябин-
ский рабочий» т. Константиновского об осве-
шении вопросов промышленности. Отмечено,
что газета «Челябинский рабочий» проделала
	большую работу по мобилизации трудящихея_
	области на выполнение послевоенной пяти-
летки в четыре года. Газета публиковала ма-
териалы об опыте борьбы за культуру произ-
водства на Магнитогорском металлургиче-
ском комбинате имени Сталина, организовала
рейдовые бригады на предприятиях области,
напечатала ряд интересных и содержатель-
ных страниц и подборок о соревновании, о
жизни области.

Однако в освещении вопросов промышлен-
ности «Челябинский рабочий» допускает су.
щественные недостатки, Работники редакции
слабо связаны с предприятиями, плохо знают
положение дел на местах. Неудовлетвори-
тельно. газета освещает ход социалистическо-
го соревнования за досрочное выполнение
послевоенной пятилетки, опыт стахановцев.

Редакция освещает социалистическое сорев.
	21 декабря открывается пленум правления
Союза советских композиторов, в работе ко-
торого, помимо. членов правления Союза,
примут участие представители крупнейших
отделений Союза композиторов в городах
РСФСР и столицах союзных республик.

Значительная часть заседаний пленума бу-
дет посвящена ознакомлению с новыми про-
изведениями советских композиторов. Около
100 произведений 60 авторов будут прослу-
шаны участниками пленума. Среди них сим-
фонии и массовые песни, героические орато-
рии и легкая оркестровая музыка, произве-
дения самой разнообразной тематики и раз-
личных жанров. Уже самый факт разносто-
роннего показа и широкого обсуждения твор-
чества красноречиво свидетельствует о слви-
rax, происшедмих в жизни наших компози-
торов за десять месяцев, отделяющих нае от
момента выхода в свет постановления ЦК
ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Му-
радели».

Среди авторов исполняемых произведений
много новых ‘имен молодых композиторов,
представителей республик Советского ‘Союза.
«Героическая поэма» для симфонического ор-
кестра украинского композитора Филиппен-
ко, «Кантата о Родине» армянского компози-
тора Арутюняна, симфония азербайджанца
Алескерова, фортепианный концерт дагестан-
ua Гасанова — все это произведения авторов,
имена которых мало кому еще известны. Сво-
им выдвижением эти комнозиторы обязаны
той новой творческой атмосфере, которая
установилась в Союзе советских композиторов
после постановления ЦК ВКП(б) от 10 февра-
ля 1948 года.

Десять месяцев, истекшие с момента опуб-
ликования исторического постановления ЦК
ВКП(б) об опере «Великая дружба», ознаме-
новались крупными событиями в жизни со-
ветских композиторов. Был проведен Все
союзный с‘езд советских композиторов, про-
шедший под знаком разгрома формализма и
утверждения реалистических демократиче-
ских принципов музыки, был утвержден но-
вый устав Союза, Партией и правительством
оказана огромная помошь Союзу компози-
торов, созданы все условия для их творчества.

Перед советскими композиторами Цент
ральным Комитетом ВКП(б) поставлена зада-
ЧА: «проникнуться сознанием высоких запро-
сов, которые предзявляет советский народ к
музыкальному творчеству, и, отбросив со
своего пути все, что ослабляет нашу музы-
ку и мешает ее развитию, обеспечить такой
полем творческой работы, который быстро
двинет вперед советскую музыкальную куль-
туру и приведет к созданию во всех областях
музыкального творчества полноценных, вы-
сококачественных произведений, достойных
советского народа».

Прошел слишком короткий срок, чтобы
дать полноценный творческий отчет деяте-
лей советокой музыки своему народу. Одна-
ко уже сейчас можно говорить о начавшемся
	Газета’ почти не пишет обл опыте партийного. Время одной из тар
Влалимировича. его.

руководства MDOMEITIARHHOCTLD. о. контвола п
	хозяйственной деятельности администрации,
	о партийно-политической работе среди трудя-
щихея.

В редакции бюрократически относятся к
письмам трудящихся. Значительная часть пи-
сем посылается на расследование. Но никто в
редакции не интересуется их судьбой. Редак-
ция не получила ответа на 584. письма,

Челябинский областной комитет ВКП(б) не
замечает крупных недостатков в своей газе-
те, не направляет ее работу. Только недо-
оценкой роли газеты можно об’яснить то, что
бюро обкома более двух лет не заслушивало
отчета редактора.

Редактору газеты «Челябинский рабочий»
рекомендовано устранить все недостатки и
коренным образом’ улучшить работу газеты.

оветска
	неглубоко и одноцветно, однолико вопло»
шается лирическая тема в ряде новых песен.
Мало попыток обогатить и обновить интона-
ционный строй песен. До сих пор не удалось
создать хорошие трудовые песни; так, боль-
шинство песен, написанных ко Дню шахте-
ра, оказалось тусклым и бесцветным.

«Ваша связь с народом должна быть как
никогда тесной», — говорил тов. А. А. Жда-
нов, обращаясь к советским музыкантам.
К сожалению, этот призыв еще недостаточно
претворяется в жизнь. Многие композиторы
плохо изучают жизнь, редко выезжают на за-
воды, в колхозы, на новостройки, ‘мало облща-
ются с рядовыми советскими тружениками,
строителями новой жизни. А без ошушения
прекрасного в. нашей жизни, без непосред-
ственного живого. общения со своим народом
даже самый талантливый художник не со-
здаст поАнокровного ‘реалистического произ-
ведения,
	 Гов. А. А. Жданов напоминал также о необ-
ходимости об’ективной и принципиальной
творческой критики, без‘ чего невозможно
успешное развитие искусства. Однако в обляа-
сти музыкальной критики у нас еше много
серьезных недостатков, Наша центральная
печать очень мало ссвещает музыкальную
жизнь. Отсутствуют систематические крити-
ческие отклики на музыкальные ссбытия
даже в газете «Советское искусство». Музы-
коведы и критики сделали лишь первые не-
многочисленные попытки развернуть на кон-
кретных примерах критику ` формалистиче-
ских извращений в музыке. Нет еще работ,
посвященных анализу и обобщению здоро-
вых реалистических черт, которые прису-
щи лучшим произведениям советской музы-
ки, котя это имеет исключительное значе-
ние для дальнейшего успешного развития
музыкального творчества. На многих творче-
ских собраниях в Союзе композиторов все
еще не изжита формалистическая критика
музыкальгых произведений.

Пленум правления Союза композиторов
должен показать пример подлинно творче-
ской, принципиальной пелеустремленной
критики новых музыкальных сочинений.

Нентральный Комитет нашей партии,
товарин1 Жданов показали блестящий при-
мер такой целеустремленной и конкретной
критики, основанной на принципах воциали-
стического реализма, руководствующейся ин-
тересами и требованиями народа. „

Долг Участников пленума заключается в
том, чтобы, вооружившись этим критическим
оружием, трезво и глубоко оценить новые
произведения, зорко и внимательно проана-
лизировать намечающиеся творческие тен-
денции, наметить дальнейшие пути, obecne-
чивающие создание в ближайшее время полз
ноценных и высококачественных музыкаль-
ных произведений, достойных новой, совете
	ской эпохи,
Б. ЯРУСТОВСКИЙ.
И. НЕСТЬЕВ.

на новых путях
	тать двух-трех постановок на периферии,
как, например, новая редакция «Молодой гвар-
	дии» Ю. Мейтуса в Киеве, оперные театры не
	поставили в 1946 году ни одной советской опе-
ры. Одаренные оперные композиторы, в свое
время достигшие определенных успехов в
этом жанре (Дзержинский, Коваль, Чишко
и др.), не работают ныне над созданием но-
вых опер. Такое положение нетерпимо. Луч-
шие наши композиторские силы в тесном со-
трудничестве с театрами и литераторами-
либреттистами должны быть целеустремленно
направлены на создание новой, HORAMHHO pea-
листической советской оперы,

Есть еще слабости и в произведениях кан-
татно-ораториального жанра, в обилии появив-
шихся за последнее время. Богатая форма
оратории, во многом близкая к оперному
жанру, нередко обедняется: показ живых ге-
роев и реальных драматических ситуаций
подменяется общими декларациями, выра-
женными в бесцветных стихах случайных
поэтов+«текстовиков». Шаблонно построение
ряда кантат и ораторий —- музыкальный язык
их во многих случаях все еще страдает абст-
рактностью, оторванностью от близкой народу
современной ‘песенной мелодики. Секрета-
риат Союза композиторов правильно посту-
пил, отклонив ряд неудачных произведений
этого жанра (произведения Мосолова, Воска-
няна, Неймарка и некоторых других ком-
позиторов).

Слабо осуществляется нашими композито-
рами задача еоздания различных форм про-
граммно-симфонической музыки. После по-
становления ЦК ВКП(б) мы не услышали
еще ни одной полноценной симфонической
поэмы, ни одной программной оркестровой
миниатюры. о

Некоторые композиторы еще избегают
сложной, актуальной тематики, требующей
творческих, подлинно новаторских исканий,
и обращаются к второстепенным, более. «спо-
койным» и традиционным темам. Об этом
свидетельствует хотя бы то чрезмерное вни-
мание ‘ряда авторов ко всякого рода сказоч-
кам и феериям, особенно в жанре балета.
Обращение к образам далекой старины, древ-
ним мифам и былинам в произведениях ряда
композиторов также говорит об их стремле-
нии уклониться от главной задачи воплоще-
ния современной советской тематики, Разве
не показательна в этом смысле, скажем, по-
пытка композитора Бирюкова написать сим-
фоническую пьесу о Кремле под названием
«Картинки старого {1 Кремля»?

Народ пред’являет справедливые претен»
зии и к авторам советских песен. В новей-
ем песенном творчестве наряду с несом-
ненными достижениями имеется немало ре-
месленничества, легковесного, поверхностно-
го отображения действительности. Слишком
	BecTHO, что «опера является высшей, синте-
тической формой искусства, которая сочетает
в себе достижения всех основных ‘видов
музыкального ‘и вокального искусства»
(Жданов).

`Разумеется, создание новой полноценной
оперы требует времени, но с лем большим
чувством ответственности должны подойти к
этой работе советские композиторы. Посети-
тели советских оперных театров продолжают
ждать новой полноценной, яркой в музы-
кальном отношении советской оперы, вопло-
нающей нашу советскую действительность.
Такой оперы все еше нет не только на теат-
ральных подмостках, но и в авторских заго-
товках композиторов. Более того, именно в
оперном жанре вновь с большой силой про-
явились не изжитые до конца формалистиче-
ские тенденции.

Подготовленная Ленинградским академиче-
ским театром им. Кирова новая опера С. Про-
кофъьева «Повесть с настоящем человеке»
	(либретто автора и М. Мендельсон по пове-
	сти Б. Полевого) продемонстрировала, идейно-
художественные пороки этого произведения.
Авторы либретто выпятили на первый план
бьюшие но нервам натуралистические эффек-
ты, выхолостив из повести Полевого ее бла-
городный идейный смысл. Музыка С. Про-
кофьева в‘ряде мест находится в вопиющем
	противоречии с произносимым текстом и еце-
	нической ситуацией. Поистине оскорбитель-
ной для советского слушателя является по-
пытка композитора придать героическому
образу советеких пилотов кукольно-гротеск-
ные черты. Почти вся опера построена на
трудно воспринимаемой, непевучей музыкаль-
ной декламации; несколько искусственно
вмонтированных песен, ранее созданных ав-
тором, не спасают положения. Музыкальная
общественность осудила беспринципную по-
литику руководителей театра (художествен-
ный руководитель Б. Э. Хайкин), затратив-
ших труд большого коллектива на постанов-
ку этой оперы, несмотря на справедливые
протесты ряда исполнителей,

Порочность новой оперы С. Прокофьева, на-
писанной в основном уже после постановле-
ния ИПК ВКП(б), сигнализирует о том, что
модернистические выверты, десятилетиями
культивировавшиеся формалистами в опер-
ном жанре, продолжают привлекать внима-
ние некоторых композиторов. Как видно, ну-
жно приложить еще много усилий, чтобы пре-
одолеть ложные, антиреалистические тенден-
нии у ряда композиторов, чье мировоззрение
сложилось на шаткой почве буржуазного мо-
	изма.
	под’еме в советском музыкальном творче-
стве.

Почти во всех республиках и городах об-
щественная и творческая жизнь ‘композито-
ров заметно активизировалась. В московском
Доме композиторов почти каждый день про-
	исходят оживленные обсуждевия новых со
	чинений, чего так нехватало в прежней жиз-
ии Союза; Заседания различных творческих
комиссий привлекают много участников, в
том числе и представителей смежных видов
советского искусства — поэтов, журналистов.
Появились, правда еше в недостаточной сте-
пени, принципиальные, критические ‘статьи
о музыкальных произведениях, а критика —
одно из необходимых условий развития здо-
рового реалистического искусства.

Круг интересов Союза композиторов не
ограничивается, как это было раньше, только
узко профессиональными вопросами. Внима-
ние композиторов привлекает состояние
оперных театров, планы концертов, высшее
музыкальное образование и музыкальное
воспитание в средней школе — все многооб-
разные вопросы расцвета музыкальной
культуры нашей страны. Московские комно-
зиторы и музыковеды выезжают к своим то-
варищам по творческой работе в союзные
республики.

Изживается ‘глубоко порочное, негласное
разделение музыки на «настоящие» и «вто-
	росортные» жанры: теперь в Союзе с боль-
	шой заинтересованностью обсуждают новую
симфонию и не менее горячо спорят о со0-
здании музыки советского массового танца...

Показательно, что в концертных програм-
мах пленума мы встречаем много произве-
дений легкой оркестровой музыки, музыки
для народных инструментов — жанры, кото-
рые раньше не пользовались «правом гра-
жданства». Появилось много новых массовых
песен — комсомольских, о советской столице.

В концертных залах впервые прозвучали’
кантаты молодых московских композиторов—
Якова Солодухо, Маргариты Кусс, Карена
Хачатуряна, Юрия Левитина. Состоялся ряд
премьер советских балетов,

Но все это лишь начало перестройки музы-
кального фронта. Пленуму предстоит по-де-
AOBOMY, на основе большевистской самокри-
тики обсудить и многие недостатки музы-
кального творчества,

Прошедший период показывает, что не все
elite композиторы извлекли для себя необхо-
димые выводы из постановления ЦК ВКП(б).
Некоторые из них еще не перешли от бла-
гих намерений и словесных деклараций к
творческим делам. О чрезмерной робости и
медленности происходящей перестройки сви-
детельствует прежде всего отсутствие каких-.
либо серьезных сдвигов в области создания
советской оперы, Достаточно хорошо из-
		новых опер музыкальные театры, обязанные
активно сотрудничать с оперными компози-
торами, всемерно помогать им. Если не вчи-