озветской
	Ло страницам
республиканских: заземй
		„В Отделе проппанды и питации
		О СОСТОЯНИИ ПАРТИЙНОГО П?ОСВЕЩЕНИЯ
	В. СТАЛИНГРАЛСКОЙ ОБЛАСТИ
	На днях в Отделе пропаганды и агитации.
	ЦК ВКП(б) был заслушан доклад секретаря
Сталинградского обкома ВКП(б) тов. Водола-
гина о состоянии партийного просвещения в
областной партийной организации.

На совешании были подвергнуты критике
‘серьезные недостатки в партийном просвеще-
нии, Отдел пропаганды и агитации Сталин-
градского обкома ВКП(б) всё еще не уделяет
необходимого внимания вопросам идейного.
содержания занятий в политшколах и круж-
ках. Это приводит к тому, что занятия во
многих политшколах г. Сталинграда и ряда
сельских районов проводятся малосодержа-
тельно, Начинает получать pacmpocrpane-
ние порочный вопросно-ответный метод, под-
меняющий живую беседу. Формализм, шко-
лярство снижают интерес слушателей к заня-
тиям. Между тем отдел пропаганды и агита-
ции обкома не ведет систематической работы
по повышению качества занятий в системе
партийного просвешения. Вмешательство от-
дела в практику пропагандистской работы ‘на
местах носит эпизодический характер и обыч=
но очень запаздывает. В частности, до сих пор
не налажена как следует работа семинаров
пропагандистов, без чего нельзя успешно
влиять на улучшение работы политшкол и
кружков, Семинары пропагандистов прово-
дятся нерегулярно, большей частью они под-
меняются обычными лекциями. Обсуждение
методических вопробов, ‘обобщение опыта
	пропагандистской работы на семинарах почти
	не практикуется,
	Существенным недостатком работы отдела
	пропаганды и агитации Сталинградекого об-
кома является также и то, что, организуя сеть
	кружков и политшкол, он отодвинул на зад-
	ний план задачу оказания помощи коммуни-
стам, изучающим ‹ марксистско-ленинскую
теорию самостоятельно. Метод самостоятель-
ного изучения, являющийся основным мето-
дом для наших кадров, для интеллигенции, в
Сталинградекой области недооценивается. В
кружки и школы нередко зачисляются те, кт
вполне способен самостоятельно работать над
книгой. Плохо обстоит дело с оказанием по-
моши занимающимся самообразованием и
установлением контроля за их учебой, Циклы
лекций читаются только в г, Сталинграде,
лекционная работа в. сельской местности ве-
дется бессистемно, некоторые организации
не руководят консультантами, выделенными
в помощь самостоятельно изучающим теорию.

Обсуждение доклада тов. Водолагина пока-
зало необходимость для отдела пропаганды и
агитации Сталинградского обкома быстрее
повернуться к вопросам качества пропаган-
	_дистской работы. Отделу рекомендовано про-
вести мероприятия по повышению качества.
	учебных занятий в системе партийного про-
свещения, улучшить работу с пропагандиета-
ми, организовав дело самостоятельного изу-
чения марксистско-ленинской теории кадра-
ми, интеллигенцией.

Завтра наша страна отмечает знаменатель”
ную дату З0-летие существования одной из
шестнадцати союзных республик — Совет-
ской Белоруссии. Минувшие тридцать лет
вошли. в историю белорусского народа самы-
ми яркими и светлыми страницами. Этот пе-
риод ознаменовался невиданным расцветом
Белоруссии во. всех областях жизни и яв-
ляется наглядным подтверждением великой
силы мудрой ленинско-сталинской нацио-
нальной политики, ее блестящим торжеством.

В прошлом Белоруссия была одной из
отсталых окраин царской России, где госнод-
ствовали тяжелый социальный и националь-
ный гнет и безудержная экеплоатация трудя-
щихся помещиками и капиталистами. Цевец
белорусского народа Янка Купала с тоской и
горечью писал в 1907 году:

А кто там идет по болотам и лесам

Огромной такою толной?—

Белоруссы. и

А что они несут на худых плечах,

Что подняли они на худых руках? -—

Свою кривду.
А кудагони несут эту кривду всю,
А кому они несут напоказ свою? —
На свет божий.
А кто же это ихфне один миллион—
Кривду несть научил, разбудил их сон?—
Нужда, горе.
А чего ж теперь захотелось им,
Угнетенным века, им, слепым и р
Людьми зваться.

Только Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция, разбив цепи капитализма,
принесла народам России освобождение. Со-
ветская власть впервые признаха’ белорус-
скую нацию и ее право на строительство свое
го государства. Товаринх Сталин mo этому по-
воду заявлял: ‹..сушествует белорусская на-
ция, у которой имеется свой язык, отличный
от русского, ввиду чего поднять культуру
белорусского ‘народа можно лишь на родном
его языке».

В докладе на Х с’езде партии, говоря о за=
дачах партии по наниональному вопросу,
товариш Сталин указывал, что нужно
«..уничтожить ту фактическую отсталость
(хозяйственную, политическую, культурную)
	некоторых ваний, которую они унаследовали
	от прошлого, чтобы дать возможность отета-
лым народам догнать центральную Россию и
в государственном, и в культурном, и в хо-
зяйственном отношениях».

За 30 лет своего существования  Белорус-
ская республика коренным образом преобра-
зилась; стала неузнаваемой. Она превратилась
в передовую социалистическую республику,
создала крунную промышленность и социа-
листическое зельское хозяйство; Вырос рабо-
чий класс, подготовлена советская интелли-
генция, достигнуты большие успехи в обла-
сти науки, культуры и искусства,

О величайших революционных преобразо-
званиях, произведенных в Белоруссии под ру-
ководством большевистской партии и` при
помощи братских народов СССР и прежде
всего великого русского народа, широко и
всесторонне повествуют страницы белорус-
ских республиканских газет.
		родного просвещения ий
коммунистического воспитания масс, paccal-
никами научных и политических знании,

В области организации общего образования

пнейшие европей-
Белоруссия обогнала Kpy 4
ские капиталистические страны. В 1929 году
на каждую тысячу жителей приходилось уча“
шихся в начальных и средних школах: в
Италии — 120, во Франции — 136, в Англии —
144,9, а в Белоруссии — ste

Кандидат философских наук т. Ильюшин
в своей статье, опубликованной в газете «Со-
ветская Белоруссия» 19 декабря, рисует яр»
кую картину бурного расцвета социалисти-
ческой культуры ‘не только в городе, но и
в деревне. Для примера он приводит одну
из многих — деревню Кривичи Бобруйской
области, насчитывающую 210 хозяйств. Из
нее за годы советской власти вышло 10 учи-
телёй, 80 инженеров, 11 врачей, 23 летчика
ит. д.

B Benopyeenu восстановлено, вновь построе-=
но и работает 11.719 школ.

В республике восстановлены и функциони“
руют Академия наук, Белгосуниверситет и
21 институтов. Кроме институтов, Академии
наук, в БССР имеется 14 научно-исследова-
тельских институтов, .

В республике работает 17 музыкальных
школ и Училиш, филармония, 2 ансамбля,
19 музеев, 378 библиотек, 2.347 клубов, изб-чи-
тален, районных и сельских домов культуры,
12 театров. к

В Минске заново создана Государственная
картинная галлерея, в которой собрано боль-
шое количество пройзведений живописи, гра“
фики и скульптуры. Открыты два новых му-
зея — музей Великой Отечественной войны и
Литературный музей имени Янки Купалы.
“7B 1947 году в республике было издано
8.500.000 экземпляров книг и брошюр. На бело-
русском языке изданы: Краткая биография
И. В. Сталина, «Вопросы ленинизма», «Крат-
кий курс истории ВКП(б)», первый, второй и
третий тома Сочинений И. В. Сталина, пер-
вый том Сочинений И. В. Ленина, «Манифест
Коммунистической партии» К. Маркса и
Ф. Энгельса. _

В 1948 году в республике издается 6 обще-
ственно-политических и литературных жур-
налов и 192 газеты. Из них: 9 республикан-
ских, 11 областных и 112 районных и город-
ских, Кроме того, на крупных предприятиях
и ж.-д. узлах издается 12 многотиражных га-
зет. . :

Велорусская интеллигенция всеми корня-
ми связана с рабочим классом и крестьян-
ством, она плоть от плоти народа и верой и
правдой служит ему.

Союз советских художников республики
насчитывает 82 человека, Союз писателей —
88 человек. В БССР имеется 18 музыковедов
и композиторов.

Белорусские поэты, писатели, композиторы,
художники, драматурги дали много замеза-
тельных произведений литературы, искус
ства, графики, скульптуры. Накануне Отече-
ственной войны с огромным успехом прошла
декада белорусского искусства в Москве,
С болышим успехом прошли также гастроли
Государственного драматического театра
имени Янки Купалы в Москве летом теку-
щего’ года. Похвальные отзывы получили
цьесы: К. Крапивы-«С народом», Мовзона—
«Константин Заслонов», С. Самуйленка -—
«Гибель волка» комедия Янки Купалы
«Павлинка». Ведушие драматические tear
ры — имени Янки Купалы и Якуба Коласа
за свом лучшие постановки удостоились
Сталинской премии;

За выдающуюся деятельность в области
литературы и искусства в республике совете
ское правительство удостоило почетными
званиями лауреатов Сталинской премии вид
ных деятелей белорусского искусетва и лите-
ратуры Я. Коласа, К. Крапиву, А, Кулешо-
Ba, И. Бровку, М. Танка, 3. Азгура, Л. Алек-
сандровскую, А, Богатырева, ТГ. Глебова,
И. Жданович, Б. Платонова, К. Санникова,
А. Ильинского, П. Молчанова, 1. Сергейчи-
ка, И. Любана, Ц. Лойтера. .

Белорусская советская культура разви-
вается и крепнет на базе самого передово-
го научного мировоззрения — маркеизма-
ленинизма. В ее основе, как и в основе всех
других сторон жизни белорусского народа,
лежит руководство большевистской партии,
товарища Сталина. С именем Сталина свя-
зано установление’ белорусской‘ государ-
ственности. С его именем связано нацио-
нальное возрождение Советской Белоруссии,
ее величественные успехи на фронтах вой-
ны и мирного труда;

Вот почему в эти торжественно-празднич-
ные дни белорусский народ все мысли и
взоры обращает к товарищу Сталину и сло-
вами своего поэта восклицает:

Живи и красуйся, любимый, вовеки,

Как вечно живут полноводные реки!

С тобой наша сила в могучем разбега

Ломает прегралы, сметает помехи...

Живи и красуйся, любимый, вовеки!

могучими очагами на
	вышенные скорости ‘уже перешло больше
2.500 работниц. Это дало возможность значи-
тельно увеличить производство пряжи,

Первые 100 стахановских «вторников»
сыграли ‘немалую роль в обобщении и попу-
ляризации передовых методов труда во мно-
гих отраслях нашей промышленности,

Но коллектив редакции «Труда» не скло-
нен к самоуспокоению. Газета «Труд» могла
и должна сделать в области развития. стаха-
новского движения несравненно больше, Не
достатки у нас есть и значительные. Мы еще
крайне мало уделяем внимания распростра-
нению опыта стахановцев, работающих в ка”
	менноугольной, нефтяной и лесной промыш-
	ленности. А ведь эти отрасли хозяйства —
одни из наиболее важных. Все еще слабо 60°
рется газета за действенность стахановских
«вторников», мало показывает‘на своих стра-
ницах тот экономический эффект, который
дает стахановская инициатиза, Газета не
подвергает большевистской критике тех, кто
держит под спудом стахановский опыт, про-
являет косность, консерватизм. Некоторые
министерства и ЦК профсоюзов кропотли-
вую, каждодневную работу.по внедрению пе-
редовых методов труда сводят порой к декла»
рациям; к проведению ста®ановских «втор-
ников» относятся как к самоцели, не. пони-
мая того, что стахановские «вторники» -
только одна из форм. передачи опыта, что
успех выволнения программы зависит от
того, как опыг новаторов, их приемы работы
практически применяются широкими масса-
ми рабочих.
Первые 100 стахановских «вторников» ЯВ
ляются только началом большой работы
«Труда» по пропаганде опыта новаторов про-
изводства, Кажлый проведенный «вторник»
убренляет связь газеты с масками, © низо-
вым активом, обогащает тематику газеты,
В наступающем 1949 году газета будет еще
шире пропагандировать передовой опмт.
Всенародное социалистическое соревнова-
ние за выполнение послевоенной аталинской
пятилетки рождает в широких массах трудя>
щихся все новую и новую творческую ини-

циативу. Подхватывать это новое, развивать

его, показывать передовых людей, вожаков
а ас:
	uae внования, показывать. дела миллионов
оны — Участников сопиалистического
соревнования, их патомотини дн

- nar.
	ини; ИА патриотизм, любовь к со-
циалист

ической Родине, к партии  больите-

Miwerme
	ENE Rial te Net

виков, к великому Стали
1 алину—в этом в
свою задачу газета «Труд», me

Н. КУЛИКОВ.
Главный редактор газеты «Труд»,
	в этих областях увеличился в два раза, В два
раза возросла и выработка электроэнергии,
Численность рабочих увеличилась втрое.

Вероломное вторжение фашистских 3a~
хватчиков в пределы нашей Родины прерва-
ло быстрый рост индустрии Белоруссии. За
годы войны и немецкой оккупации промыш
ленности республики были нанесены, огром-
ные разрушекия.

Любая капиталистическая страна’ после та-
кой разрушительной войны была бы обре-
чена на нишету и прозябание на долгие де-
сятилетия. Только наша советская страна,
наше социалистическое государство, наша
плановая социалистическая система хозяй-
ства позволяют в короткий период времени
решить грандиозные задачи послевоенной
сталинской пятилетки восстановления и раз-
вития народного хозяйства.

За четыре послевоенных года восстановле-
ны и пушевы в ход свыше 6 тысяч пред-
приятий, По количеству и качеству оборудо-
вания сегодняшняя промышленность подни-
мается на более высокий технический уро-
вень, чем тот, который был ‘до войны.

Создается ряд новых отраслей промышлен-
ности, и прежде всего автомобильная, трак-
торная, велосипедная. .

«Советская Белоруссия», «Звязда» и другие
газеты публикуют очерки о новаторах произ-
водства, о тех, кто своим героическим тру-
nom умножает славу ‘и мощь родного госу-
даретва. 1 декабря в очерке «Опережая вре-
мя» в газете «Советская Белоруссия» ‘с00б-
щалось о двух событиях: в Орше токарь Бо-
рис Велюгин завершает выполнение девятой
годовой нормы; в Минске слесарь Александр
Юрков, соревнующийся с Велюгиным, осу-
шествил тринадцатое  рационализаторское
предложение, в результате которого произво»
дительность труда на обработке вагонных де
талей увеличилась в дзенадицать раз.
		СОВЕЩАНИЕ УЧАСТНИКОВ ДЕКАДЫ ЛАТЫШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
	В Отделе пропаганды и агитации ЦК   удостоенный в 1946 году Сталинской премии,
ВКН(б) состоялась беседа с ‘участниками де   романы В. Лациса «Буря», А. Саксе «В гору»,
		На совещании выступили: секретарь ЦВ
КП(б) Латвии А. Пельше, писатели И. Муйж-
ниек, А. Саксе, Я. Судрабкалн, А. Чак, Е. Рат-
Hep, переводчик Я. Шуман, директор Латгос-
издата А. Дукур, а также писатели A Cyp-
ков, Ц. Скосырев.

Участники совещания отметили внима-
тельный и радушный прием, оказанный тру-
дящимися столицы писателям Латвии во
время декады, а также большое значение
прошедшей декады для ознакомления тширо-
	ких кругов читателей с современной латы-.
	ской литературой.

Встречи латышских писателей с читателя-
ми столицы, обсуждение их произведений в
Союзе писателей СССР; обмен творческим
опытом с московскими писателями помогли
литераторам Советской Латвии яснее oco-
знать как достижения латытиской aurepaty-
ры, так и ее недостатки.

Много внимания на совещании уделялось
вопросу о работе переводчиков. Латгосиздат
-к декаде выпустил ряд книг латышских пи-
‘сателей в переводах на русский язык. Среди
	этих книг роман А, Упита «Земля зеленая», .

«Рассказы о Даугаве» Ю. Ванага, «Избранная
лирика», ‘народная песня «Вей, ветерок»,
сказка «Золотой конь» народного поэта Лат-
вии Я. Райниса. Качество переводов этих
изданий еще не получило оценки в печати,
На совенании отмечались недоброкачествен-
ность ряда переводов и небрежность оформ-
ления книг латьиыских писателей, выпущен-
ных издательством «Советский писатель»,
Недостаток квалифицированных переводчи-
ков, знающих культуру и язык Латвийской
республики, тормозит ознакомление совет-
ских читателей е лучшими произведениями
латышской литературы,

Мало внимания уделяют ‘произведениям
	писателей Латвии литературно-художествен-
	ные журналы «Новый мир», «Знамя», «ОЕ-
тябрь», «Звезда».
При обсуждении вопросов литературной
	жизни Латвийской ССР в Союзе писателей
	СССР не было уделено достаточного внима-
ния анализу состояния литературоведения и
критики в республике.

В конце совешания выстуних зам. зав. От
делом пропаганды и агитации ЦК ВКН(б)
т, Головенченко. у
	ЗНАМЯ»
	Газеты напоминают, что в Белоруссии до
начала войны было свыше десяти тысяч кол-
хозов, 349 МТС. На полях работало около
10 тысяч тракторов, полторы тысячи комбай-
нов и десятки тысяч других сложных сель-
скохозяйственных машин, о применении ко-
	торых раньше крестьянин не мог и думать.
	К 1940 году в два с лишним раза увеличи-
лись посевные площади, поднялась урожай-
ность. Сотни и сотни колхозов снимали с гек-
тара по 14—20 центнеров зерна.

Трехлетняя оккупация республики не-
менкими захватчиками нанесла сельскому
хозяйству огромный ушерб. Но после изгна-
	ния и разгрома гитлеровнев белорусские
	колхозы и совхозы снова пошли на под’ем.
Советское правительство оказывает постра-
давшему в войне белорусскому крестьянсяву
большую номощь: отпущено 400 миллионов
рублей кредита, 13 миллионов. кубометров
леса и других строительных материалов для
осуществления большой строительной про-
граммы по возведению колхозных построек
и жилья для людей. Заново построено свыше
двух тысяч деревень. Для колхозников по-
строено более 340 тысяч домов, в которые
зеоеселено из землянок и лачуг около двух
“MQHOB человек. .
_ «Звязда» 28 ноября дала большой
аталой.и сегохняшнее деревни Ду-
MAA: ee ero фотоснимками.
Из нохвоа ._ ‘азывазат оскал мона

Йз номера язывает о‘колхоз-
ном строе: ’занадвых  обла-
стей Белору\ vor,  Советский кресть-
AHMED, ВЫХОДЯ’ груъёком и белорусском

языках. Она mpo: „вандирует хеоциалистиче-
скую форму Ber anus сельского хозяйства,
уделяет более внимание молодым колхо-
зам и на примере лучших из них агитирует
за перестройку. деревни западных областей
на колхозный лад. }

Радость колхозной жизни познается во
всех уголках белорусской земли. Она. ро-
ждает замечательных борцов за хлеб, настоя-
щих мастеров социалистического земледе-
лия. В истекшем году правительство при-
своило звание Героя Социзалистического
Труда колхозным звеньевым Кухаревой и
Шкурко. 620 передовиков HarpaxjeHH орде-
нами и. медалями.
	** *

В Белоруссии, как и во всей стране, про-
изошла подлинная культурная революция.
Ликвидировано позорное наследие прошло-
го—неграмотность насвеления, Республика
покрылась густой сетью школ, средних и
высших учебных заведений, научно-исследо-
вательских институтов, библиотек, театров,
клубов, изб-читален; киноустановок, ставших
	это предложение и с чувством большой от-
ветственности готовился к своей лекции. Он
заботилея о том, чтобы свой оныт передать
во всех деталях, как можно нагляднее, доход-
“Bee. oe

Одно время на Урале прокатное производ-
ство отставало от мэртеновского. На заводах
скопилось много. стальных слитков. Прокат-
чик Верх-Исетского завода Валентин Алек-
сеев подсказал выход из этого положения.
В содружестве с инженерно-техническими
работниками он разработал скоростной метод
проката трансформаторного листа, значитель-
но увеличивший выпуск проката. Об. этом
Валентин Алексеев рассказал на стаханов-
ском «вторнике». По его призыву. разгорелось
всеуральское соревнование за выдачу 1.500
килограммов металла на горячий чае работы
стана. В этом соревновании участвуют сей-
час многие прокатчики уральских предприя-
тий. Главное управление металлургической
промышленности Урала издало специальный
приказ о внедрении методов работы Алек-
ссева. На заводах было создано около 40 ста-.
хановских школ по изучению опыта работы
новатора. В результате разрыв между’ про-
ватом и сталеплавильным производством стал
уменьшаться, и Главуралмет 7 декабря. вы-
полнил годовой план но всему металлурги-
ческому циклу, :

В феврале на стахановском «вторнике» в
Днепропетровске выступил с лекцией знат-
ный сталевар завода имени Петровского
Иван Невчас, после чего. многие сталевары
стали применять скоростные методы, Ha 3a-
воде имени Карла Либкнехта, например,
только в этом году было выдано 585 скорост-
ных плавок,

На одном из стахановских «вторников» BLE
ступал с докладом начальник участка шах-
ты Подмосковного бассейна Герой Социали-
стического Труда Василий Пашкевич. Его
участок одним из первых в! бассейне достиг
уровня ‘производства, запланированного ‘на
1950 год. Сейчас опыт т. Пашкевича приме-
няется на многих шахтах. _ :

Большую роль сыграли стахановские «втор-
ники» в обувной, текстильной и пишевой
промышленности, в строительстве. Всей
стране известно, напримео, имя Людмилы
	Немытшевой, ватерщицы Глуховской ману-
фактуры. По ее почину только на текстиль-
ных фабриках Московской области на по-
	Газета «Советская Белоруссия» 16 ноября
опубликовала статью председателя Госплана
БССР И. Черного, посвященную   достиже-
ниям республики в деле социалистической
индустриализации.

В Белоруссии созданы. крупная энергети-
	‚ческая, топливная, маптивостроительная, хи-
	мическая, деревообрабатывающая промыпг
ленность, а также рэ?зообразные отрасли’
	‘легко’ и пишевой. /

Tow iI. К. Tloxox #20, B брошюре «Три-\
диать лег советскдив ‚сли в Белоруесий»,
изда ной Белгосизда@ ‘опишет:   J

<Яля характериет ‘и масштабов и зна-
чения промьшнление о’ производства мож-
но указать, что   только за четыре
предвоенных года зиводы станкостроения
‚ выпнуетили 21 тысячу металлорежущих
станков, а завод «Гомсельмаш» произвел

144 тысячи сортировок, 12 тысяч молотилок

и свыше 9 тысяч других сельскохозяй-

ственных машин. В 1940 году. промьинлен-

ность Белоруссии производила’ продукции
на душу населения по сравнению с 1913 го-
дом; электроэнергии. в.96 раз, кондитерских
изделий в 254 раза, обуви в 23 раза, консер-
вов в 12 раз, металлоизделий в. 30 раз

больне». * *

В 1939 году осуществилея исторический
акт — воссоединение десятимиллионного бе-
лоруеского народа в единой Белорусской Со-
ветской Республике. Советская власть осво-
бодила миллионы трудящихся белоруесов за=
падных областей угнетавшихея почти два
десятилетия польскими панами. Развитию
народного хозяйства и культуры в западных
Областях было уделено большое внимание.
Реконструировались старые и строились но-
вые предприятия. Менее чем за два года
обем валовой продукции промышленности
	Сто стахановских «вторников»
‚газеты «Труд»
	для слушателей курсов техминимума, но и
для студентов высших учебных заведений.

Или вот уральский зуборез Виктор Поно-
марев. Он опрокинул все существовавшие
прежде нормы обслуживания станков.
Произведя сложные инженерные pacte-
ты, сконетруировав специальные приспо-
собления, Виктор Пономарев стал работать.
на шести станках. Он уже выполняет с нача-
ла пятилетки 20-ю годовую норму! Опыт Вик-
тора Пономарева представляет существенный
вклад в науку и технику. .

Это — не случайные, факты, это — массовое
явление. Лекции известного всей стране ини-
циатора скоростного резания ленинградца
Борткевича, знатной московской ткачихи
Наталии Дубяга, токаря Попляка из Куйбы-
шева и многих других новаторов изучаются
сейчас студентами высших учебных заведе-
ний. Эти и многие другие знатные стаханов-
цы нашей страны внесли немало существен-
ных поправок в учебники, создали новые
стахановские технологические процессы, но-
вую организацию труда и производства, уве-
личили мощности оборудования. Показ опы-
та работы новаторов производства, распро-
странение этого опыта газета «Труд» считает
своим первейшим долгом,

Товарищ Сталин учит:

«Принцин сониалистического соревнова-
ния: товарищеская помощь отставшим о со
стороны передовых, е тем, чтобы добиться
общего под’ема. Конкуренция говорит
добивай отставших, чтобы утвердить свое
господетво. Социалистическое соревнование.
говорит: одни работают’ плохо, другие хо-
рошо, третьи лучше, —- догоняй лучших и
добейся общего под ема».

Стахановцы поступают так, как учит их
товариш Сталин, учит большевистская пар-
тия. Как только кто-либо из них добивается
успеха, он считает своим долгом, делом 4e-
сти рассказать о своих приемах работы, по-
мочь отставшим. К кому бы из новаторов
производетва ни обращалась редакция «Тру-
да» с просьбой прочесть лекцию на стаханов-
ском «вторнике» каждый охотно поивимал
	`ОТЧЕТ РЕДАКТОРА ТОМСКОЙ ‚ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ. «КРАСНОЕ
	На состоявшемся в Отделе пропаганды и.
эгитации ЦК ВКП(б) совещании был заслу-)
шан доклад редактора томской областной га-
зеты «Красное знамя» т, Качева о работе 1 га-
зеты.

На совещании было отмечено, что газета
за последнее время улучшила освещение во-
просов сельского хозяйства, наладила рабо-
ту с авторским активом. ‘Положительную
оценку получили на совешании опубликован-
ные в газете материалы: «Хороша доля с кол-
хозного поля», «Общественное хозяйство —
крепость колхоза», «За боевую, ‘большевист-
скую, действенную атпитапию» и «Этого не
было на карте Томской областы».

Редакция периодически проводит семина-
ры редакторов и членов редколлегий стёен-
ных газет, собрания авторского актива, раб-
селькоровские рейды,

Вместе с тем редакции «Красное знамя»
было указано на ряд серьезных недостатков,
имеющихся в работе газеты. Газета совер-
шенно эеудовлетворительно ведет прочаган-
ду марксизма-ленинизма, мало печатает про-
пагандистских статей консультаций в по-
мошь изучающим историю и тебрию больше-
визма. В отделе пропаганды редакнии нет.
	Год назад в Москве состоялся первый ета
хановский «вторник» газеты «Труд». Он был
организован редакцией газеты совместно е
Министерством   легкой  промьииленности
СССР и ЦК профсоюза рабочих кожевенной
и обувной поомышленности.
	тая закройнтица фабрики «Буревестник» Ма-
рия Левченко выступила с лекцией о своих
стахановских методах работы. Ей было что
рассказать. Выполняя по две нормы в емену,
она сэкономила за год! 139 тысяч квадратных
дециметров кожи, Из сэкономленного закрой
шицей материала фабрика сшила дополни-
тельно около пяти. тысяч пар обуви! Лекция
стахановки была прослушана собравшимися
с болышим вниманием. Мария Левченко не
только поделилась своим опытом, но и на-
глядно продемонстрировала новые рацио-
нальные приемы раскроя кожи. Закройшики,
мастера, техники, инженеры, руководители
обувных предприятий Москвы дали высокую
сценку работе стахановки и решили позаим-
ствовать ее опыт.

Так было положено начало новой, весьма
эффективной Форме междузаводекого обмена!
стахановским опытом. С тех пор еженедель-
но по вторникам газета организует такие
встречи новаторов производства с товариша-
ми по профессии, мастерами, технологами,
руководителями цехов и предприятий, науч-
ными работниками.

Социалистическое соревнование, широко
развернувшееся в нашей стране в борьбе за
досрочное выполнение сталинского послево-
енного пятилетнего плана, являетея родным,
близким, кровным делом всего советского
народа. На заводах, шахтах и фабриках ши-
рокое распространение получили такие фор-
мы товарищеской взаимопомощи, как стаха-
новские школы, шефство передовиков над
отстающими, производственный инструктаж,
`общественно-технические смотры.

Нашли свое заслуженное ‘место, утверди-
‘лись и получили широкое признание и стаз
хановские «вторники»,
`За истекший год редакция «Труда» прове-
ла 100 стахановских «вторников». Где же они
были проведены, в каких городах? 58 «втор-
ников» состоялись в Москве и Московской
области, 13 — на Урале, 8—в Ленинграде,
4—в Лнепропетровске, 4 — в Донбассе, 3 —в
’Хаоькове, 2 — в Узбекистане; 2 — в Куйбыгие-
	ве, по одному — в Горьком, Баку, Бривом
Роге, Тбилиси, Минске, Туле, Владивостоке
ити
	С трибуны стахановских «вторников» вы“
	ступают стахановцы -- мастера высовопрой-

строго прод

пропагандистеких   материалов, ‘публикуемых
в газете, посвящено различным юбилейным
датам. Отдельные статьи при ‘этом поверх-
ностны, составлены из цитат, страдают ака-
демичностью, оторваны от практической дея-
тельности.

Газета слабо освещает опыт работы агита-
торов и пропагандистов. Под рубрикой «Пар-
тийная жизнь» часто печатаются информа-
ционные заметки и сообщения, не имеющие
прямого отношения к партийной жизни.
Деятельность партийных организаций про-
мышленности, транспорта и научно-исследо-
вательских учреждений не находит должного
отражения на страницах газеты. Особенно
слабо освещаются вопросы борьбы партий-
ных организаций за рентабельную работу
предприятий, за сверхплановые накопления,
В публикуемых материалах на партийные
темы часто допускаются ОИК и извраще-
ния. :

Hey nosaernopuTeaLHo поставлен в газете
отдел критики и библиографии, редко печа-
таются обзоры‘ городских и районных газет.

На совещании были разработаны мероприя-
тия, способствующие улучшению работы га-
зеты «Красное знамя».
	водительного труда, технологи; руководители -
	цехов и участков. Бсего выступило с лекция-
ми 99 человек: 23 металлиста, 11 горняков,
8 металлургов, 11 строителей, 12 текстильши-
ков, 6 обувщиков, 4 литейщика, 4 связиста,
3 энергетика, 2 химика, 2 железнодорожника,
один тракторист и т. д,

Лекции новаторсв нооизводетва прослуша-
AQ около 84 тысяч рабочих, мастеров, инже-
нерно-технических и научных работников. В
обсуждении лекций приняло участие свыше
1.200 человек. .

`Стахановские «вторники» дают возможность
рабочим многих предприятий наглядно по-
знакомиться с методами работы новатора-
стахановца и практически применять их в
своей ‘практике. Как правило, свои лекции
стахановцы сопровождают  демонеграцией
пройзводственных приемов, и собравшиеся в
зале наглядно ySexnantea B их эффективно-
сти,

Обсуждая лекцию стахановца, участники
встречи вместе с тем делятся и своим опы>
том. Таким образом, стахановекие «вторники»
являются своеобразной школой, где изучают-
ся, углубляются и распространяются многие
передовые методы труда. В этом и заклю-
чается прежде всего ценность стахановских
«вторников».

Многочисленные выступления стахановцев
с лекциями о своем замечательном опыте, их
творческая инициатива свидетельствуют о
значительном росте культурно-технического
уровня рабочего класса нашей страны, о ре
альном процессе стирания противоположно-
сти между трудом умственным и трудом фи-
зическим.

Взять, например, Григория Брюханова, ле-
кальщика завода «Красный Октябрь». Его
лекцию пришли слушать не только товариши
по профессии, но ‘и научные работники
Ленинграда. И это понятно: Григорий Брю-
ханов сконструировал специальные при-
способления, ‘позволившие механизировать
сложные лекальные работы. Они дали воз-
можноеть повысить производительность тру-
да в 10—20 раз! Все выстунавшие единодута-
HO отмечали; что стахавовец совершил пол-
ную революцию в лекальном ‘деле и решил
огромной важности проблему. Вскоре после
лекции Григорий Брюханов издал книгу о
новых методах лекальных работ, которая яв-
‚ ляется хорощим учебным пособием не только