ADTYPA м

жизнь

«СССР) на_ стройке»
	ского сельского хозяйства, возрождению раз-
рущенных и сожженных врагом сел и дере-
вень. Вот строится заново село Демидово в
Дымерском районе Киевской области. Про-
сторные, благоустроенные, красивые. дома,
ровная; широкая улица... Журнал сообщает,
что в селах Украины уже восстановлено и
построено 145.000 жилых домов.

B борьбе за возрождение и дальнейший
под’ем социалистического сельского хозяй-
ства советское крестьянство показываёт
образцы высокопроиз-
водительного труда,
оснозанного на твор-
ческом содружестве
практики и передовой
советской науки. Все
новые имена передо-
BMKOB сельского хо-
зяйства становятся
широко известными в
стране. На одном
M3 снимков  запечат-
лен момент вручения
группе колхозников и
колхозниц  Воронеж-
ской области грамот о
присвоении звания Ге-
pox Социалистическо-
го Труда, орденов
Ленина и золотых ме-
далей «Серп и молот».

С интересом ‘емо-
трятся страницы жур-
нала, посвяшенные
возрождению Киева.
Опубликованные здесь
фотоснимки раесказы-
вают не только об or
ромном размахе вос
становительных работ,
но и о бьюшей клю-
чом культурной жиз-
ни столицы Советской
Украины,

В центре журнала —
большая цветная ‘паз
норама Днепрогэса-красы и гордости , со:
ветского народа. Днепрогзс снова в строю!
Если приподнять верхнюю нанораму, то под
ней мы увидим снимки Днепрогэса в том
виде, в каком его оставили немецкие окку-
панты. Перед нашими глазами встает карти-
на страшного разрушения. Какой же титани-
ческий труд нужен был для того, чтобы из
этих руин в самый короткий срок возродить
одно из величайших инженерных coopyxe-
ний нашего времени!

В журнале онубликованы также фотосним-
ки о возрождении Сталинграда, Донбасса,
металлургического комбината «Запорожсталь»
и другие. Каждый. из этих снимков — свиде-
тельство славных трудовых побед советских
людей. Приведем только один пример. Не-
мецкие оккупанты подорвали у основания
домну № 4 завода «Азовсталь» —осдну из круп-
нейших в мире доменных печей. Домна слви-
нулась с фундамента более чем на метр, осе-
ла на три с половиной метра, но не obpymu-
лась, а лишь накренилась. Для того чтобы
восстановить печь, ее надо было демонтиро-
вать, а затем строить заново. Однако совет-
ские инженеры нашли другой выход. С нпо-
мощью специальных приспособлений подо-
рванную домну, высота которой 64 метра,
вес — 1.360 тонн, приподняли, выровняли,
передвинули на фундамент и поставили на
прежние опоры. Вся операция длилась
89 часов. Мировая строительная техника не
знает подобных примеров. Поздравляя кол-
лектив строителёй «Азовстали» с одержанной
победой, товарищ Сталин писал в своей те
леграмме: QC

_ «Boccranosaenue, nome: * +  tox Na 4 яв-

-ляется серьезный успех“ передовой совет-

ской строительной тезтики и большим

вкладом. в дело аа ожной `метал-
лургииь.

Не все фотоснимки, помещенные в первом
номере журнала «СССР на стройке», равно-

фотографий, но в целом номер полу-
чилея интересным и содержательным. У каж-
дого советского человека он вызовет чувство
законной гордости за свою великую Родину,
за свой героический народ. Зарубежному чи-
тателю журнал расскажет правду о нашей
стране, об ее замечательных людях, о ненре-
оборимой жизненной силе советского строя.
	Выппел в свет первый номер ежемесячного
иллюстрированного журнала «СССР на
стройке». Журнал издается на русском, анг-
лийском, французском и немецком языках.

Советские читатели и многие наши друзья
за рубежом помнят этот журнал, созданный
по инициативе А. М. Горького и выходив-
ший в течение ряда лет до Отечественной
войны,

Первый номер возобновленного изданием
журнала «СССР на. стройке» посвящен после-
военному восстановле-
нию и развитию наз
родного хозяйства на-
шей страны. B на-
чале журнала приве-
дены слова товарища
Сталина, ° вдохновив-
щие всех советских
людей на великие тру-
довые дела:

«Закончив войну
победой над врага-
ми, Советский Союз
вступил в новый,
мирный период сво-
его хозяйственного
развития... Мы дол-
жны в кратчайший
срок залечить раны,
нанесенные врагом
нашей стране, и вос-
становить довоенный
уровень развития
народного хозяйства

с тем, чтобы значи-

тельно превзойти в

ближайшее время

этот уровень, повы-
сить материальное
благосостояние на-
рода и еще больше
укрепить военно-
экономическую мощь

Советского государ

ства».

Перед взорами wir ‹
тателей — Большой Кремлевский (дворец.
Здесь в марте 1946 года первая сёссия Вер-
ховного Совета СССР второго созыва расемо-
трела и единодушно приняла Закон о пяти-
летнем плане восстановления и развития
народного хозяйства СССР на 1946—1950 го-
ды. Рабочие, крестьяне, интеллигенция Со-
ветского Союза‘ восприняли сталинский пя-
тилетний план как боевую программу, отве-
чающую их жизненным интересам, и, не жа-
лея сил, преодолевая послевоенные трудно-
сти, приступили к её осуществлению.

А трудности были огромные. В журнале
приводится ряд цифр, которые характеризу-
ют размеры ущерба, причиненного нашей
стране войной. Немецко-Фаптистские захзват-
чики разрушили 1.110 советских городов и
Boxee 70.000 сел м деревень, 31.850 промыше-
ленных предприятий, 1.876 совхозов, 2.890 ма-
птинно-тракторных станций, 93.000 колхозов,
десятки тысяч учебных заведений, библио-
тек, клубов, больниц. Никогда еще ни одна
страна в мире не несла таких материальных
потерь. . :

Советские люди, руководимые партией
Ленина — Сталина, в невиданно короткий
срок не только добились выдающихся усне-
хов в ликвидации последствий войны, но и
оставили уже позади многие достижения до-
военного времени. Об этом ярким языкем
фотоснимков и рассказывают страницы пер-
вого номера журнала «СССР на’ стройке».

Ленинград. Прославленный город-герой.
Здания, разрушенные немецкими снарядами,
Невский проспект, изрытый воронками от
разрывов авиабомб. Так было в тяжелые дни
	блокады. А рядом большая пветная фотогра-.
	фия—Лениаград сегодня. Ом стал еще крат,
чем был до войны. Возрождая родной город,
ленинградцы одновременно расширяют и ре
конструируют предприятия, асфальтируют и
озеленяют улицы, создают новые парки.
трудящиеся Ленинграда первыми в стране
подняли знамя всенародной борьбы за вы-
полнение послевоенной сталинской пятилет-
ки в четыре года. Опубликованные в журна-
ле фотоснимки повествуют о трудовой доб-
лести ленинградцев, об их борьбе за высокую
культуру производства, за дальнейший тех-
нический прогресе. т Е
Несколько страниц в журнале поевящено
восстановлению и развитию социалистиче
	Слуги не знают, как угодить барину. Год
тому назад я написал комедию «Лев на пло-
шали». в которой мэр французского городка
	подносит американским благодетелям старин”
	ный памятник. Американизированные газе
ты Франции обвинили меня в клевете. Ме
жду тем. я только предвосхитил события.
Передо мною обращение «Областного, отделе
ния сельского кредита города Ош» (центр
департамента Жер):.

«Административный совет нашего Област-
ного отделения обращается к вам © предло-
	кением, которое может Вае удивить, но ко-
	торое ‘более’ чем. что-либо другое. должно
понравиться нашим заатлантическим друзЪ”
ям и остаться, как великая благодарность за
щедрую помощь, оказываемую ими нашей
стране. У наших друзей нет исторических
памятников. Областному отделению принад”
лежат насовни древнего монастыря кордель-
еров с готическими воротами, зарегистриро-
ванные как памятники старины, состоящие
под охраной государства. Мы предлагаем от
править эти часовни в Америку». р

Труден только почин, Если «Областное от>
деление сельского кредита» подносит амери-
канцам готические часовни, то, может быть,
г. Жюль Мок, растроганный очередной при-
сылкой слезоточивых газов, прослезится и
предложит отослать в Оклахому собор Па-
рижской богоматери?
	 Я позволю себе привести еще один пример
	‘одичания американизированной Европы. Как
	известно, г. Бевин считает себя социалистом,
‘это его частное дело. Но вот он решил пока
зать свою Уученость и высказаться о трудах
Карла Маркса: «Не знаю, может ли Маркс
	кого-нибудь чему-нибудь научить. что ка>’
	сается меня, то он меня только запузал?.
Г-н Бевин старается, как исправный солдат,
шагать в ногу; правда, он еще не. догнал
Парнелля Томаса, но нужно учесть возраст
Европы — нелегко флегматичным англичанам
угнаться за бодрячками из Оклахомы.

Г-н Барух может сказать: «Вы вольны не
отсылать киевскую Софию в Канзас, вы воль-
	ны не согласиться даже с мнением постопоч> -
	тенного г, Бевина о Карле ШМарксе, но вы не
вольны ходить сами по себе. Вы не. можете
пренебрегать авторитетным мнением народов
пяти частей света, которые идут в ногу ©
нами». Г-н Барух, конечно, знает, с каким
доверием встретил советский народ рожде-
ние Организации Об’единенных Наций. Со-
ветские делегаты в этой Организации. после-
довательно и мужественно отстаивали сокра-
шение вооружений. Мы не любим играть в
солдатики. Мы думали и продолжаем. думать,
что г, Барух может зарабатывать доллары, не
мешая нам. строить города и сажать деревья.
Мы думали и продолжаем думать, ‘что на-
ступление на засуху и восстановление
	Сталинграда никак не угрожают обитателям.
	Сан-Франциско или Нью-Орлеана. Мы нико-
гда не были столь наивны, чтобы рассчиты-
вать на любовь г. Баруха и его друзей. Мы
не приглашали их итти с нами в ногу к на-
шей цели. Но мы думали и продолжаем ду-
мать, что вопрос о правоте идей, морали,
экономики разрешается мирным трудом, а не
«кнопками» профессора Оппенгеймера.

Г-н Барух и его друзья любят ссылаться
на резолюции ассамблей, комитетов и подко-
митетов; но мы`знаем не только, за что го-
лосуют различные делегаты, мы знаем также,
почему они голосуют. «У нищих нет выбора», —
грациозно промолвил представитель г. Мар-
шалла`г. Пауль Гофман. Когда какая-нибудь
страна пробует напомнить о своей независи-
	мости, друзья г. Баруха принимают срочные
	меры. В Чили было правительство Народного
фронта; американцы купили президента Гон-
	салеса Видела. В Венепуэле поезидент ока-
	и друзья г. Барухка
рственный переворот.
	зался нпеподвунным, И друзья
инсиенировали государственный
	’Г-н Барух и его друзья сколотили из мини-
	стров подвластных государств настоящую
маршевую роту: «Направо, шагом map!
Огонь по’ будущему»> Министры подвласт-
ных государств кряхтят, но маршируют. Не-
ужели г. Барух всерьез думает, что совет-
ский народ зашагает но его команде рядом с
ТГонсалесом Видела ис г. Спааком?

Т-н Барух напраено говорит, что мы одни.
Мы не идем в ногу е ним, это правда, но в
ногу с нами идут миллионы и миллионы
мирных людей пяти частей света. Г-н Барух
это знает не хуже, чем я, именно поэтому он
нервничает, именно поэтому . его друзья
истерически говорят об уничтожении людей,
животных и растений. Они знают, что наро-
ды не хотят шагать в ногу се атомщиками.
Они получили г. Жюля Мока, я не поздрав-
ляю их с этим приобретением — это не готи-
‚ческая Часовня, это всего-навсего Носке уде-
шевленного образца. Они приобрели г. Жюля
Moxa, HO OHM потеряли французский народ:
кто хоть раз перелистал историю Франции,
тот знает, что кровь на камнях Нарижа не
сходит даром. Они приобрели благословение
папы и благоговение г. Шельба, но они по-
лучили первую’ повестку: баррикады на ули-
цах итальянских городов. Они десять раз
об?являли, что уничтожили Народную армию
Греции, и всякий раз эта «уничтоженная»
армия наносила новый удар американским
наемникам. Они сорили долларами, мечтая
заполучить Прагу и Будапешт, Бухарест и
Софию; они, получили вместо этого несколько
сот новых нахлебников. Я ме стану говорить
об Азии,

Нет, мы идем к будущему не одни: с нами
лучшие умы человечества, большие ученые,
большие писатели, большие художники, мил-
лионы простых людей. Вронлавский конгреес
деятелей культуры, сурово осудивший пре
ступную игру г. Баруха и его друзей, об’еди-
нил вокруг себя самых различных людей. Из
США конгресс приветствовали Альберт
Эйнштейн, Фаст, Мальс, Стейнбек, Колдуэл.
С нами те, кто ищет справедливости, челове-
ческого счастья, мира. Кто же с г. Барухом?
Эпиговы академий, одопиоцы, драпировшики
и жалкие украшатели. Почему к нам при-
шли Анатоль Франс, Ромен’ Роллан,
Барбюс, Ланжевен, Дрейзер? Почему е
нами, казалось бы, столь различные худож-
ники, как Андерсен-Нексе и Арагон, Пабло
Неруда и Тувим, Пикассо и Фаст? Потому,
что мы не пятимся назад но ‘команде г. Бару-
ха, а идем к будущему.

Г-н Барух и его друзья теряют голову от
страха. Они боятся всего: «черной пятницы»
на нью-йоркской бирже и красного воскресе-
нья в Париже, греков. и китайцев, «красных»
в Венецуэле и актрис в Голливуде. «Эконо-
мическое и фивансовое агентство» сообщает
10 ноября « г: «Наиболее видные предста-
вители финансового мира теперь не исключа-
ют возможности того, что 1949 год может стать
годом «страха перед миром». (Реасе scare).
Бедный г. Барух, он размахивает атомной
бомбой и он испуганно смотрит под свою
кровать: нет ли там какого-нибудь «красно-
го»? Он говорит, что боится войны, а его тря-
сет от страха перед миром.

Его страхи до некоторой степени обосно-
Bans. Я лично нахожу чересчур пессими-
стизными заключения сотрудника «Нью-
Йорк тайме» г. Томаса о духовном уровне
американцев. Слов нет, средний американец
плохо осведомлен, он искалечен волчьей кон-
куренцией, рагизмом, культом доллара, Ho У
него есть и голова и сердце.

Что касается нас, то мы будем продолжать
наш трудный, но высокий путь. Восточная
пословица говорит: собаки лают, а караван
идет дальше, В переводе на западный язык
это означает: различные джентльмены произ-
носят. воинственные речи, а история движет-
ся вперед,
	09 6
Илья ЭРЕНБУРГ
	лодые ученые с глубоким негодованием гово-
рят о том, как гнуено использовали челове-
коненавистники одно из крупнейших откры-
тий нашего века. Когда я говорю о низком
культурном уровне Соединенных Штатов, я
думаю не о десятке хороших романов, а о
том конвейере пошлой литературы, которая
подается среднему американцу вместе с
утренним завтраком и жевательной резин-
кой, о тех низких и глупых фильмах, кото-
рые изготовляются на конвейере для повее-
дневного оболванивания людей, о том стрем-
	лении задержать духовное развитие средне
	го американца, которое присуще г. Баруху и
его друзьям. Если эти джентльмены возразят
мне, говоря, что они дают деньги на универ-
ситеты и библиотеки, я отвечу, что духовный
и моральный прогресе определяется не толь-
ко внешними признаками, что в гитлеров-
ской Германии тоже были и университеты и
библиотеки; что Розенберг, оправдывая печи
Майданека, не брезговал научной терминоло-
гией, а Ильза Кох, недавно помилованная
генералом Клеем, при интимном свете ламны
с абажуром ‘из человеческой кожи читала
книги о геополитике и расовой гигиене.
	Недавно американский профессор Осборн
сказал: «С помошью радара мы можем. обсле-
		товы превратить наш собственный мир в
бесплодную пустыню, подобную луне». Когда
профессор Оппенгеймер говорит о гибели
семидесяти миллионов, я думаю не об его
отвратительном хвастовстве, а о моральном
облике Америки. Ведь разговоры о «кнопке»
профессора Онненгеймера печатаются во всех
газетах, и его не сажают ни в тюрьму, ни в
сумасптедший дом. Олин американем восхи-
щенно говорит другому: «Читали? Семьдесят
миллионов! Вот это рекорд Да, это действи-
тельно рекорд — рекорд одичания и изувер-
ства,

«Голос Америки» ежедневно сообщает на
двадцати языках, сколько в Америке универ-
ситетов и какие там сидят почтенные уче-
ные. В Ноксвилле я встретил профессора
Бреди, известного химика, участника между-
народных научных конгрессов. Профессор
Бреди не имеет права войти в университет
	скую библиотеку Нокевилла, потому что он-
	черный ученый, а, не белый дикарь. Страна,
где тринадцать миллионов людей обречены
на постоянное унижение только потому, что
У них кожа иного цвета, нежели у г. Баруха,
не должна изображать из себя духовный си-
недрион и академию высшей морали, ей луч-
ше бы поступить в начальную школу. чело-
вечности.

«Голос Америки» ежедневно кичится не
только богатством Америки, но и тем высо-
ким идеализмом, который якобы определяет
все поступки американцев. Да, Америка
очень разбогатела на войне: одно дело нро-
ливать свою кровь, другое — торговать мяс-
ными консервами. Но вот описание уголка
	Нью-Иорка, сделанное Ффранцузекой писа-
тельницей, . отнюдь не  коммунисткой,
	г-жей Симон де Бовуар: «Между магазинами
на Бауэри находятся «гостиницы для одино-
ких», это ночлежки, где можно снять на ночь
подстилку или кусок голого пола, покрытого
только клопами. Более бедные направляются
	В «Флоп-хаус», где они спят несколько часов,
	сидя, облокотившись руками на веревку.
Когда истекает время, веревку спускают, и
люди. падают, Еще более бедные спят на
	улице». («Амеоика изо дня.в день», 1945).
	Г-н Барух и го друзья могут гордиться сво-
ей Америкой’ Мечта — это профессор Опнен-
геймер, нажизающий кнопку для массового
убийства людей, животных и ‘растений. Ре-
альность — это хозяин «флоп-хауса», который
спускает веревку, чтобы спящие люди’ сва-
лились на пол,

Никто не заподозрит «Нью-Йорк таймс» в
сочувствии «красным» — это любимая газета
друзей г. Баруха. Вот что нишет в этой га-
sere г. Томае: «Двадцать процентов амери-
канцев. едва поднимаются над состоянием
идиотизма, двадцать процентов невежествен-
ны и абсолютно лишены желания. что-либо
узнать, сорок процентов согласились бы кое-
чему поучиться, при условии, что уроки бу-
дут чрезвычайно примитивными. Таким об-
разом только двадцать процентов американ-
цев могут быть рассматриваемы как люди с
интеллектом и знаниями»,

Профессор чикагекого университета Билл
об’зясняет низкий уровень американцев, обла-
дающих университетскими дипломами, ха-
рактером воспитания: «Мы удовлетворяемся
тем, что формируем только техников. Что таз
кое техник? Это человек, знающий все, что
относится к его работе, но не понимающий
ни цели этой работы, ни места, которое он
занимает в мире». Такому «технику» безраз-
лично, что он делает — устраивает детские
ясли или базу для «летающих крепостей».
Он работает, потом. дремлет в кино или чи-
тает нехотя газету и, помня о том, что он
оптимист, улыбается той бессмысленной
улыбкой, которая рекламируется в Америке
наравне со средствами от потения и.с имбир-
ным лимонадом. Вот почему терзается Аль-
берт Эйншчейн, вот почему в тюрьме Говард
Саст, вот почему мечтает о Европе Чарли
Чаплин, вот почему пьет запоем Фолкнер и
спешит ‘покинуть Соединенные Штаты
Хемингуэй,

Барух и его друзья не только ополчились
на мысль’ у себя дома, они решили перево-
спитать старую Европу, превратить правну-
ков Вольтера’ в бодрых идиотов, жующих
резинку между ленчем и линчеванием, пре-
вратить правнуков Свифта в «техников», ко-
торые будут покорно умирать, когда про-
фессор Оппенгеймер соизволит нажать пре
словутую кнопку. Они нашли в Европе до-
‘статочно нахлебников, готовых продать, если
неё за чечевичную, то за маисовую похлебку,
первородство своих народов. Эти духовные
холопы настолько успешно промаршировали
к невежеству и глупости, что им может поза-
видовать рекордный идиот из Миссисипи или
Алабамы,

Я позволю себе продемонстрировать куль-
турный уровень одного из этих американи-
зированных европейцев, г. Ляс Верньяеа,
сотрудника изысканнейшей французской га-
зеты «Нувель литтерер». Г-н Ляе Верньяс
хочет об’яснить своим литературным и око-
лолитературным читателям, почему они
	‚должны умирать, запищшая «западную куль-
	туру» г. Баруха и его друзей. Зная, что эс-
SCOBLILI оставили во Франции неприятные
воспоминания, и незная, что «Монл» уже про-
ектирует создание франко-немецкой армии,
г. Ляс Верньяс погружается в философекую
географию: «Жажда пространства, родивштая*
ся на необозримых равнинах Ганновера,
Брандёнбурга, Померании и Пруссий, этого
начала необозримых равнин Азии, вместе с
тоской по кочевому образу жизни, является
антинодом средиземноморекой мысли и вре
диземноморского климата. Само собой разу-
моется, «средиземноморский» — символическое
определение, ибо фиорды Hopserun nu бухты
Потландии в некотором отношении тоже
средиземноморские». Можно было бы доба-
ВИТЬ, ЧТО «в некотором отношений» средизем-
номорскими являются также жители Окла-
хомы, рабовладельны Южной Афоики, обер-
бургомистр западных кварталов Берлина
Реутер и даже упомянутая мною выше Иль-
за Кох; Но слов нет, г. Барух`и его друзья
могут быть довольны — такой Ляс Верньяс
Maraer лействительно в нагу.. .
	На рождество г. варух, известный своим
обожанием атомной бомбы, решил высказать-
ся. Он начал с сожалений по поводу того,
что мир на земле все еще не установился,
Мне тоже не нравится, когда некоторые люди
с упорством маниаков четвертый год беспре-
рывно говорят о войне, и, услышав лириче-
ское вступление г. Баруха, я обрадовался: я
подумал, что этот почтенный джентльмен на-
конец-то образумился и рентил вместо’ нехо-
рошей. игры ¢ атомной бомбой занятьея
гольфом или бриджем. Однако г. Барух обма-
нул мои надежды: он поспентил заявить, что
установлению прочного мира мешает не он с
его подозрительной игрушкой, а нечто дру-
гое: «Советский Союз напоминает солдата,
который неё хочет итти в ноту е другими». Мы
хорошо знаем, что г. Барух обожает войну,
даже говоря о мире, он не может забыть про
солдат. Однако я оставляю в стороне вопрое
об его лексиконе, Я хочу ответить по суше-
ству: да, мы не желаем итти в ногу с г. Бару-
хом. Более того, мы не можем итти с ним в
ногу, ибо мы идем вперед, а он; как и его
друзья. шагает назад в темным векам по-
	прания чело

tg

еского достоинства, к невеже-.
	ству и свирепости.

Г-ну Баруху не удастся выдать. различные
изобретения за показатель духовного и мо-
рального прогресса: мы слишком хорошо
помним эсэсовцев на «пантерах» и печи
Освенцима; оборудовавные по последнему
слову техники. Когда мы определяем, куда
идут г. Барух и его друзья, мы думаем не о
научных работах американских физиков, а
о тех идеях, о той морали, которые превра-
	тили

труд ученых в кровьиИв

грязь, в 1чан-
	таж и в преступление.

Р-н Барух и его ‘друзья успешно прошага-
ли к тем годам, когда один человек, отличав-
шийся скорее свирепостью, нежели умом,
подходя к микрофону, рычанием омрачал
ночи матерей и возмущал совесть народов.

Я не хочу быть голословным и приведу
некоторые высказывания друзей г. Баруха.
_ Вицепрезидент военной комиссии конгрес-
са США г. Пауль Шефер недавно заявил:
«Мы считаем, Что военное столкновение ме-
жду нами и русскими неизбежно рано или
поздно, и лучше будет, если это произойдет
как можно раньше».

«Нужно послать дюжину летающих крепо-
стей с атомными бомбами. Русские поймут
	этот язык». (Выступление ‘г. Бишопа, кон»
	грессмена, 20 ноября с. г.).

«Мы обладаем оружием, с помошью KOTO-
рого мы можем уничтожить жизнь людей,
животных и растений на любой территории»,
(Адмирал США Захариас).
` «Нажав на кнопку, я могу в двадцать че
тыре часа уничтожить семьдесят миллионов
человек». (Профессор Оппенгеймер, извест-
ный атомщик),

Я мог бы привести еще ‘много’ цитат, HO
вояд ли стоит заполнять столбцы газеты, ко-
торая называется «Культура и жизнь», сло-
вами варварства и смерти. Г-н. Бишоп может
не беспокоиться: мы их понимаем — язык
каннибалов несложен. Они уже повязались
салфетками: профессор Оппенгеймер сулит
им на обед семьдесят миллионов трупов, а
‘«Джорнал оф коммэрс» обещает им семьдесят
миллиардов прибыли. Г-н Барух предлагает
шагать с ними в ногу. Куда? К пепелищу
Европы и Америки? В трапезную людоедов?

Может быть, г. Барух думает, что мы дол-
жны итти в ногу не с ним, не с г. Шефе-
ром, не с г. Даллесом — это генералы, они не
маршируют, — а с теми европейцами, которые
согласились шагать по американской коман-
де? Французекая поговорка гласит: «Каков
	‚барин, таков и слуга’ Вот те песенки, кото-

‘рые распевают европе! “ие солдаты Америки:
Благодаря исключи Ной твердость Ан-
TAMA заключила & у с г правительством
Сиама и воборужила. & fe. войска. Маршал Пи-
бул во время коследьей войны сотрудничал
с японцами. Это может показаться недопу-
стимым и неморальным, но это продиктовано
фактором, еше не осознанным всеми: мы
воюем. Мы не накануне войны, нет, мы в
разгаре боя». («Монд»,.30 ноября с. г.),
«Представитель г. Форрестола вел’ пере
говоры © генералом Франко о количестве ди-
визий, которые Испания еможет выставить в
случае войны! против Советского Союза».
(«Пари-Пресс», 2 октября с. г.).
«Европейская армия будет поеимуществен-
но Ффранко-немецкой армией. Я предугадь-
ваю“емятение, ‘которое вызовут’ эти кощун=
ственные слова». (Морис Дюверже в «Монд»
27 ноября с. г.). г:

«Я берусь создать в Бизонии в кратчайший
	срок немецкую армию». (Бывший начальник
генерального штаба Гитлера генерал Галь-
дер).

Итак, мы знаем, с кем нам предлагает итти
в ногу г. Барух — с гитлеровским генералом,
с палачом. Франко, се фашистами вчерашни-
ми, сегодняшними и завтрашними. Он пред-
лагает нам шагать в ногу с Цалдарисом и
Салазаром, с голландскими разбойниками,
промышляющими в Индонезии, с Глаб-па-
ой, промышляющим в Палестине, с г. Жю-
лем  Моком, который расстреливает француз-
ских горняков и протягивает руку «обер-бур-
гомистру» Реутеру, с Ильзой Кох, недавно
изготовлявшей абажуры из человеческой
кожи и готовой занять свое место в админи-
	страции генерала Клея, с тиграми, низведен-.
	ными на должность шакалов, и с воронами,
для приличия зажавшими в хищных клювах
масличные ветви. Г-н Барух привык делить
человечество на тех, кто дает доллары и ЕТО
их получает, Он не может понять, что
имеегся существенное различие между ми-
нистрами «Венилюкса» и народами Совет-
ского Союза. На бирже Нью-Йорка котиру-
ются различные ценности: акции Суэца и
кровавый пот чилийских горняков, нефть
	`Ирака и человечина, поставляемая престаре-
	лым Софулисом, атомные бомбы и «Кока-
кола», Португалия с колониями и совесть
$ Koan Мока; но одно — жизнь и честь со-
	ветских людей-не подлежит котировке Ha
	этой воистину универсальной бирже.

Когда на нас нападают, мы не даем обид-
чикам спуску, и г. Барух, наверно, помнит,
как американцы натерли себе мозоли Ha
руках, аплодируя Советской ‘Армии. Но мы
не любим играть в солдатики. Мы не хотим
вмёсте с друзьями г. Баруха лихо налетать
на спящих жителей Индонезии. Нам с ними
действительно не по дороге.

Может быть, г. Барух скажет, что я напрас-
но сосредоточиваю внимание на разговорах
о войне, которые являются монополией этого
почтенного джентльмена; может быть, ему
представляется естественным, что я в каче-
стве писателя должен говорить о культуре,
зон в качестве г. Баруха будет тем временем
отсчитывать свои бомбы? Что же, мы можем
поговорить и о культуре: здесь нам тоже не
по пути ни с г. Барухом, ни с его друзьями,
ни © его дворенкими. :

Говоря это, я менее всего склонен отрицать
великое прошлое   науки, литературы,
искусств народов Западной Европы и Ame-
рики. Вряд ли нужно на этом’ настаивать.
	Я не склонен также отрицать, что и теперь.
	в Америке живут прекрасные писатели
(нокоторым из них друзья г. Баруха стара-
ются зажать рот), превосходные ученые, та-
лантливые архитекторы. Я знаю, что в
Франции имеются замечательные художни-
ки и хорошие поэты, что в Англии работают
видные ученые и что там порой делают ин-
тересные фильмы. Но всё это. создается не
благодаря г. Баруху и его друзьям, а вопре-
ки им. Настоящие ученые Америки настро-
ены весьма. печально; они не похожи на
бодлрячка Оппенгеймера, который жаждет
«кажхать кнопку»: и старый Эйнштейн и мо-

Второй пленум правления Союза
советских композиторов СССР
	другие указывали, что борьба с Формалисти-
ческим направлением не может раесматри-
ваться как кратковременная кампания. Поми-
мо порочной в идейном и художественном
отношении оперы С. Прокофьева «Повесть о
настоящем человеке», участники пленума от-
мечали элементы формалистического мытшле-
ния и несоответствие между темой и ее во-
площением в новой симфонии «Юность»
Ю. Левитина. Тов. Н. Горяинов отметил, что
уже после постановления ЦК ВКП(б) компо-
зиторы Г. Попов, В. ШТебалин представили Ko-
митету свои ранее написанные оперы форма-
листического толка. На пленуме отмечалось,
что в истекшем году некоторые композито-
ры, творчество которых было подвергнуто
критике, стремились вступить на новые пути
в своем творчестве, о чем свидетельствует
музыка Д. Шостаковича к фильму «Молодая
гвардия», А. Хачатуряна к фильму «Ленин»,
хоры В. Мурадели, симфония на русские те-
мы Н. Мяековского, квартет В. Шебалина.
Однако процесс творческой перестройки этих
композиторов происходит крайне медленно.
Крупнейшим недостатком в развитии со-
ветской музыки является попрежнему слабое
внимание к созданию опер и балетов. Общее
недоумение участников пленума вызвала нпо-
пытка представителя Комитета по делам
искусств т. Горяинова создать видимость
благополучия в области советской оперы.

Пленум потребовал мобилизовать все луч-
шие творческие силы Союза композитеров на
создание ‘новых актуальных и высокохудо-
жественных опер, балетов, оперетт. Для это-
го нужна связь композиторов с жизнью, 60-
лее тесное творческое содружество их с пи-
сателями и театральными коллективами.

Пленум: обратил внимание на неравномер-
ность развития музыки в отдельных союз-
ных республиках. Наряду с уснехами комнпо-
зиторов закавказских, прибалтийских рес-
	публик плохо обстоит дело в республиках
 ’ Средней Азии. Лостаточно сказать, что на
	Средней Азии. Достаточно сказать, что на
пленуме не было. продемонстрировано ви
одного нового произведения композиторов
этих республик.

Недостатком произведений русских комно-
зиторов, показанных на пленуме, была их
слабая связь с современным русским народ-
ным творчеством, .

Участники пленума отметили низкий идей-
ный уровень выступлений некоторых ленин-
градеких композиторов. .

2-й пленум Союза композиторов показал,
что пока еще сделаны только первые шаги
по пути реализации программного решения
ик ВКП(б) о музыке. Главной задачей совет-
ских композиторов остается создание новых
высокоидейных, художественно голноценных
произведений, отвечающих стремлениям и
запросам советского народа, беспощадная
борьба с формализмом.

На заключительном заседании с болыьтим
воолушевлением композиторы приняли
	29 декабря закончился второй пленум прав-
ления Союза советских композиторов СССР.
В течение шести дней участники пленума
прослушали большое количество новых про-
изведений, созданных после постановления
ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая
дружба»; были исполнены сочинения более
100 советеких композиторов.

Последние три дня пленума были посвяще-
ны обсуждению прослушанных произведений.
Генеральным секретарем Союза советских
композиторов тов. Хренниковым был сделан
	обстоятельный доклад о первых итогах твор-
	чества работы советских композиторов.
	Тов. Хренников говорил о том благотвор-
ном, оздоровляющем влиянии, которое оказа-
ло постановление ЦК ВКИб) на творчество
советских композиторов. Получили широкие
возможности для развития яркие и свежие
дарования, которые прежде не замечались
из-за монополии небольшой группы компо-
зиторов-формалистов. Музыкальная общест
венность с большой радостью ознакомилась
с плеядой молодых талантливых композито-
ров, впервые показавших свои крунные со
чинения. К таким оградным явлениям стно-
сится «Кантата о Родине» Ал.  Арутюняна
на слова Ашота Граши-яркое, радостное,
реалистическое произведение. Смело и та-
лантливо претворены азербайджанские на-
родные напевы в «Симфонических мугамах»
Фикрета Амирова,

К числу произведений, получивших ‘обтцее
одобрение, можно отнести «Кантату 0
Сталине» ‘эстонского композитора Э. Вырка,
скрипичные концерты Б. Дварионаса (Литва)
и Д. Кабалевского, фортепьянный концерт
Г. Гасанова (Дагестан).

Старейший грузинский композитор Л. Ара-
кишвили выразил общую мысль, сказав, что
такой широкий показ творчества, наглядно
продемонстрировавиий таланты самых раз-
личных национальностей, возможен только
в нашей социалистической стране, Почти все
участники пленума отмечали, что самый ме-
тод творческого обсуждения в связи с про-
слушиванием новых музыкальных произве-
доний является правильным и эффективным.

Вместе с тем на пленуме были вскрыты и
существенные недостатки творчества совет”
ских композиторов, тт, В. Захаров, В. Кухар-
ский, П. Апостолов справедливо. отмечали
крайне ограниченное число произведений на
современную советскую тематику. Эта важ-
нейшая задача слабо решается. нашими ком-
позиторами. Немногочисленные произведе-
ния на современные темы, как, напри-
мер, кантата ленинградского композитора
О. Чико «Флаг над сельсоветом» (по` поэме
А. Недогонова»,: крайне неровны и не
совершенны; наряду с немногими -удач-
ными номерами в  кантате. преобладают
эпизоды, копирующие музыкальный язык
старинных романеов прошлого вска.
	АС СТОЕТИИ

тт. М. Чулаки, Ю. Келдыш, П. Апостолов и   обращение к товарищу сталину,