СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	бительным стремление некоторых
художников «отыграться» на актуаль-
ной теме, не вкладывая в работу над
картиной всей своей дунги, всего
своего дарования. Молодой худож:
ник, только фасправляющий свои
крылья, должен быть скромней и взы-
скательней к своему творчеству.
Серьезным недостатком, нроявив-
шимся, правда, в елиничных случаях,
является также некритическое ус-
воение художественного наследия
прошлого. Это заметно у некоторых
прибалтийских художников, в\ част-
ности у Н. Брейкша («Натюрморт»),
у А. Бокова («Колхозная свадьба»),
но ярче всего сказалось в картинах
московского художника Б. Шербако-
ва. На весенией выставке 1947 года
он выставил автопортрет в духе Кип-
пенского. а на последней выстав-
	ренского, а на последнеи выстав-
ке показал картины, которые мо-
гут быть оценены лишь, как
	рабское подражание поздним пере-
движникам («В семье» .и «Лето в
Подмосковье»). Повидимому, пробу-
дившийся в нате время интерес к
живописи передвижников послужил
художнику как бы моральным оправ-
данием такому подражательству. По-
чему же та живопись, которая вра-
вится нам в картинах передвижникюв,
так отталкивает, копда мы глядим на
ее имитацию у Щербакова? Секрет
заключается в том, что в картинах пе-
редвижников мы ощущаем искрен-
ность и правду, которые ‹ двигали
кистью художника, воспроизводивше-
го действительность такой, какой она
была. А в картинах Шербакова нас
возмущает слепота художника, не
желающего видеть мир таким, каким
видим его мы, советские люди, —
He бесстрастно красивую в ©зоем
умиротворенном покое природу, а
вечно новую, изменяющтуюся, в бле-
ске солнца и в порывах ветра, со сле-
дами преобразующей деятельности
советского человека. То’ же относит-
ся и к жанровой картинке «В семье»,
где буквально нечем дышать среди
тесного мешалккого благополучия,
замкнутого в уютном комнатном мир-
ке, где совершенно игнорируются спе.
вифические черты образа советских
людей.

Художественное наследие — че ко-
прлка, из которой при нехватке своих
собственных образов можно безнака-
занно: черпать пригоршиями. Искусст-
во живет вместе с эпохой, которая его
породила, и как только механически
отрывается от этой эпохи, оно ста-
новится пустым эпигонством.
	Мы видим, что оба порочных тво?-
		ческих метода — компиляторство И.
реставраторство — в основе своей
сводятся к недооценке значения об-
разного воспроизведения явлений дей-
ствительности, Ведь художественный
образ является основным ядром каж-
дого произведения искусства. Воспи-
тывать в себе подлинного советского
художника — это значит стремиться
быть передовым человеком своего
времени, мыслителем, чутким к запро-
сам народа, взыскательным к своему
творчеству, сознающим свою задачу
нести в народ передовые идеи комму-
низма, облеченные в плоть и кровь
живого художественного образа.
Только это^последнее условие и да-
	венным фактором нашего социалисти-
ческого строительства

Перед молодыми художниками на-
шей страны откоыты зпирокие творче-
ские горизонты? Нечто. не; пренятст-:
вует их работе, ! И если каждый ода-
	ренный молодой мастер живописи,
	скульптуры, графики осознает вели-
чие тех задач, которые выдвигает пе-
ред ним современность, если он будет!
неустанно, вдумчиво работать над ‹<о-
бой, стремясь сказать свое слово в
советском искусстве, то его ждет
счастливое завершение труда и бла-
годарное признание будущих зрите-
лей его картины. Народ требует от
молодых художников о настоящего
	Гастроли
артистов
	Болгарские музыкальные деятели в Москве.
Панчо Владигеров {у рояля) и Михаил Попов.
		болгарских
в Лоскве
	исполненных в концерте,
следует выделить пре.
лестнейшую  «Импрови-
занию» и в особенности
блестяще виртуозную
оркестровую «Токкату»,
В этих произведениях
колористическое мастер-
ство болгарского комто-
зитора становится даже
несколько  расточитель-
ным.

Шумный и вполне заз
служенный успех имели
также два румынских
симфонических эскиза —
«Ария» и «Танец», живо
напомнивший по харак-
теру  «“Молдаванеску»,
народный танец”. Совет-
ской Молдавии,

Вызывает критические
замечания «Хора-стакка-
то» Динику—Владигеро-
Ba, также румынская
мелодия, хоройю извест-
ная советскому слушате-
лю по скрипичной тран-
скрипнии Хейфеца. Сама
10 себе «Хора-стаккато»
— замечательно  краси-
вая народная танцоваль-
ная мелодия, но Панчо
в. Москве. Владигеров неосноваз
вил Попов. Тельно придал ей слиш-
ком уж пышный, излиш-
не эффектный характер,
В действительности она и скромнее и
проще.

Панчю Владигеров подчас чересчур
увлекается внешними  оркестрозыме
эффектами и не всегда соблюдает
необходимые эстетические меры x
пропорции. Нет нужды, например, в
таком излишне изобильном  исполь-
зовании ударных инструментов, в
юсобенности малых ударных, челесты,
глокениииля и пр. По временам op-
кестр начинает уж совсем  непомер-
но «звенеть». Правда, оркестр Bee-
союзного радиокомитета играл отлич-
но, но даже в его исполнении оби-
лие звенящих звучностей иногда ста-
новилось докучным.

Это единственное критическое за-
мечание, которое мы считали необ-
ходимым алресовать нашему болгар-
ckomy гостю. В остальном же можно
только порадоваться тому, что бол-
гарская музыка располагает такими
художниками, как Панчо Владигеров,
композитор ‘огромного дарования и
блистательного мастерства, достазив-
ший много радости советскому слу
шателю.

ПТивгарева.
		В. ГОРОДИНСКИЙ.

В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВ
				УЛУЧШИТЬ ПАРТИИНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Бюро
Ташкентского городского комитета
КП(б) Узбекистана обсудило состоя-
ние партийно-политической и воспи-
тательной работы в театрах города.
	В своем постановлении бюро отме-
тило, что отдельные ‘парторганизации
театров формально подошли к вы-
полнению исторических решений ЦК
ВКП(б) по вопросам литературы и ис-
кусства и не возглавили работу по
улучшению репертуара и всей твор-
ческой деятельности театров. Не все
театры справились с постановкой
юбилейных спектаклей, готовившихся
к 30-й годовщине Октября. Например,
юбилейный спектакль Узбекского
Тюза «Молодая гвардия» оказался
неудачным и не увидел света рампы.

‚После нескольких представлений сня-

та с репертуара опера Л. Степанова
«Гвардейцы». Серьезные недо-
статки имеются в спектакле Театра
им. Мукими «Совга». До сих пор в
ташкентских театрах все еще мало
спектаклей на современные темы из
жизни узбекского народа.

Крайне слабо развиты в коллекти-
вах театров критика и самокритикз.
Серьезные недостатки имеются и в
идеологическом воспитании творче-
ских работников.

Бюро Ташкентского горкома.
КП(б) Узбекистана обязало райкомы
партии и парторганизации театров
принять практические меры к устра-
нению отмеченных недостатков и
ошибок.

Намечен конкреткый план меро-
приятий по улучшению марксистско-
ленинского образования коммунистов
— работников искусств. Для улуч-
шения творческой работы в театрах
решено систематически проводить
производственно-творческие совеща-
ния с работниками театров, на котэ-
рых обсуждать идейно-художествен-
ное содержание спектаклей, а также
практиковать устройство конференций
зрителей. я

Отделу пропаганды и агитации
горкома КП&б) Узбекистана предло-
жено совместно < Управлением по
делам искусств провести в январе
1948 года общегородскую  творче-
скую конференцию работников ис-
кусств, на которой обсудить итоги
работы театров в 1947 году.

Бюро горкома признало необхоти-
мым создать в Ташкенте Дом работ-
ников искусств. `
	ОВЛАДЕВАЮТ
МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНОКОЙ
ТЕОРИЕЙ
	КИШИНЕВ. (Наш корр.). Около
150 работников искусств Молдавии
занимаются на специальном отделе-
нии Университета марксизма-лени-
низма при Кишиневском ropkome
партии. Среди слушателей—скульн-
тор Дубиновский, артисты Штырбул,
Константинов, Апостолов,  Герлак,
художники Севостьянов, Гамбурд и
другие.

Во зремя двухгодичного курса
обучения слушатели изучают  исто-
рию СССР, диалектический и wcrc:
рический материализм, историю пар:
тии, маркоистско-ленинскую эстети-
KY, психологию. Занятия проводятся
4 часа в неделю.

В минувшем году состоялся пер-
вый вытуск слушателей; Все 100
выпускников показали хорошие зна-
ния. В связи с тем, что в этом году
дополнена и гфасширена программа,
большинство из них пожелаяо ос-
таться на повторный курс.

В этом году наряду с лекционны-
ми занятиями проводятся семинары.
	*

АШХАБАД. (Наш корр.). Более
алцати фаботникоз ашхабалской
	®

в. толстой
Хх

Единодуню признано что на хуло-
	жественной выставке минувшего го-:
	да прекрасно зарекомендовала себя
наша художественная молодежь.
Этот болыной отряд художников,
сложившихся уже в советское время,
и воспитанных ленинским KOMCOMO-
лом, составляет теперь основную
массу нашей «армии искусства».
	Нопытаемся обобщить результаты
работы некоторых наших молодых
	художников, показанные на Всесоюз-.
	ной выставке. поговорить об их даль-
‚ нейшем творческом развитии.

Прежде всего следует сказать 06
основных положительных качествах,
присущих всем экспонированным про-
изведениям молодых художников. Все
или почти все они давно вышли
из стадии ученической робости и вы-
полнены не только технически  гра-
мотно, но нередко < большим мастер-
ством и художественной свободой.

Произведения молодых художников
лишены какого бы то ни было налета
формализма‘ и эстетской замкнутости.
Они тесно связаны < реальной жиз-
нью, свидетельствуют о пристальном
изучении ее, Нет почти ни одной жи-
вотрепещущей темы современности,
которую не затронули бы в своих
произведениях молодые художники.

Характерно, что художники разных
национальностей и даже разных хуло-
жественных школ сохраняют индиви-
дуальность своего художественного
языка, в то же время плодотворно
развивая традиции своего националь-
ного искусства. Это прекрасно видно
на примере художников ПШ. Ха-
сановой, М. Абдуллаева, Н, Никого-
сяна, Ч. Ахмарова и многих дру-
гих. Все эти принципиальной важ-
ности качества свидетельствуют о
том, что молодое поколение со-
ветских художников идет по пра-
вильному пути развития нашего ис-
кусства, национального по форме и
социалистического по содержанию,
что оно способно фешать сложные
образно-художественные задачи, сто-
ящие перед ним. :

Большого успеха добился в своей
картине «Владимир Ильич Левин»
художник В. Цыплаков. Он су-
мел подчинить все части главному —
раскрытию волевого целеустремлен-
ного образа вождя революции, фигу-
ра которого, благодаря удачно BKM:
ченным в картину архитектурным де-
талям, приобретает величественность.
и героическую значительность.
	Справедливые похвалы  заслу-
жила картина украинского худож-
ника Г. Мелихова «Молодой Ta-
рае Шевченко у художника К. П.
Брюллова». Здесь найдено главное
— убедительно, глубоко прочувство-
ваны художником вся сцена, каждый
образ, каждая деталь. И прекрасно
переданная мимика лица К. Брюлло-
ва и застенчивая скованность фигуры
мальчика Шевченко — все это слу-
жит раскрытию основного содержа-
ния картины.
	Этой картине присущи  лучикие
черты советской исторической жи-
вописи: при сохранении реалисти-
	ческой правды, воспроизводящей дух
эпохи, молодой художник обнаружил
умение вскрыть в одном из эпизодов
ве истинный исторический смысл, по-
казать его прогрессивное значение в
истории народа.

Закономерно, что тема современно-
сти во всех ее аспектах, начиная с
‘героики Отечественной войны и само-
отвержевного восстановительного тру-
да, кончая картинами нашей пре-
ображенной родины занимает домини-
рующее место в творчестве молодых
художников.

Украинский художник С. Отрошен-
ко в картине «Партизаны» без вся-
кой напьшенности и аффектации су-
мел показать повседневный героиче-
ский труд, который один и может об’-
яснить легендарные подвиги наших
партизан.

Талантливый армянский живописец
	омпози
	«Аозяева земли». Художник
венная выставка).
	О. Зардарян («Победа строителей
подземного Севангэса») в поистине
монументальных образах решает тему
социалистического труда. Художник
сумел воплотить в главной фигуре ра-
бочего на. первом плане несокруши-
мую волю советского человека к осу-
ществлению своих планов и торжест-
во победы над природой. Картина на-
писана такой уверенной твердой ру-
кой, так широко и свободно, что
смотрится. как кусок прекрасной
стенной живописи. Художник А. Мак-
сименко в картине «Хозяева земли»
сумел передать волнующее чувство
радости возвращения к мирному тру-
ду, завоеванного в тяжелых боях.
Картина полна весенней радости
жизни и прекрасно выражает те
чувства, которые одушевляют celi-
час наш народ в его послевоенных
трудовых подвигах. Напряженный
трудовой ритм жизни передает в сво-
ей картине «Сдача хлеба государст-
ву» художник К. Максимов,

С подлинной эпичностью и велича-
вой простотой трактует тему труда
художник Н. Пономарев в своей гра-
фической серии «Донбасс восстанав-
ливается». Поэзия труда ощущается
в картинах А. Грицая на ин-
дустриальные темы («Электропечи»,
«Кузнечно - прессовый цех»). Ве-
ликолепные образы, полные  непри-
крашенной правды ни красоты челове-
ческого духа, создал скульптор
И. Першудчев в своих портретах сер-
жанта Егорова и майора Соколовско-
го. Очень жизненные, правдивые об-
разы яркой, веселой и умной нашей
молодежи создали в своих картинах
Т. Яблонская и С. Григорьев. Образ
большой силы обобщения, перераста-
ющий в символ свободолюбивого Ки-.
тая, создал в своей «Китайской се-
рии» график Б. Пророков.

Все эти. примеры показывают, что

наши молодые художники. умеют на-
ходить яркие художественные обра-
зы, волнующие квоей новизной и
жизненной правдой. Они создают об-
разы, воплощающие мысли и чувст-
ва, которыми живет сейчас каждый
советский человек. И в этом, пожа-
луй, секрет их успеха.
° Источник неудачи некоторых ху-
дожников заключастся в том, что они
недостаточно глубоко знают изобра-
жаемую ими действительность и поэ-
тому идейное содержание своих кар-
тин не могут воплотить в убедитель-
ные, действенные образы. Отсутст-
вие большого жизненного и творче-
ского опыта мешает живописцу ‹оз-
дать яркие и правдивые художествен-
ные произведения, и он невольно ста-
рается восполнить отсутствие этого
опыта обращением к когда-то виден-
ным, созданным кем-то другим обра-
зам. В результате получается неори-
гинальная по форме и бесстрастная
по существу компиляция.

Профессиональное мастерство мо-
лодых художников, их стремление от-
разить в своем искусстве новое в со-
ветской действительности позволяют
нам со всей взыскательностью отне-
стись к их работе. Поскольку речь
идет о том; чтобы помочь дальнейше-
му росту этих художников, следует

®
Ю. САВИЦКИЙ
		А. Максименко. (Всесоюзная художест-
		вскрывать со всей прямотой опасные
или вредные тенденции, едва только
намечающиеся в некоторых произве-
дениях,

Именно такой компиляцией нам
представляются картины А. Руднева
«Ленин и Сталин в Горках», В. Пу-
зырькова «Черноморцы», П. Сулимен-
Ko «Защитники . Севастополя», А.
Плотнова (в сотрудничестве с изве-
‘стным художником Соколовым-Ска-.
ля) «Штурм Севастополя», Картины
эти лишены органичности. Зритель
не переживает их как откровение ху-
дожника, а лишь начинает вспоми-
нать когда-то виденные изображения,
которые легли в основу той или иной
части произведения. Картина как
целостный художественный организм,
отражающий синтез мыслей и чувств
художника, подменяется механичес-
ким конгломератом готовых {TAM
пов.
	Нам кажется, что здесь заключен
принципиальный pompoc художествен-
ного творчества. ельзя забывать,
что творческий процесс простирается
гораздо далыше того, что. привыкли
обычно под этим разуметь. Этот про-
	цесс начинается в голове художника
	еще задолго до того, как он берется
за карандаш, чтобы набросать свой
первый эскиз. При таком понимании
творческого процесса становится по-
нятной 0с0бо важная роль передового
мировоззрения художника, формирую-
щего его образное познание действи-
тельности, а также роль его специ-
фического дарования, благодаря ко-
торому идейный замысел художника
рождается и развивается уже в опре-
деленных формах того вида искусст-
ва, в котором он работает.
	То, что было сказано здесь о кар-
тинах А. Руднева, В. Пузырькова и
др., отчасти касается и картины
М. Хмелько «За великий русский на-
род». Многие частные погрешности
искупают в ней искренность чувства
и безусловный талант художника. Но
все‘ же в картине таится тенденция
скатиться на  проторенную  до-
рожку официальных нарадных поло-
тен, где нет места исканиям новых
путей, где блеск и пышность обста-
новки, грандиозность размеров при-
званы восполнить недостаточную со-
держательность и глубину образа.

Создание подлинно величавых и
значительных образов нашей эпохи,
воплощение в живых и правдивых
образах искусства наших вождей яв-.
ляется самой ответственной и почет-
ной задачей. Вспомним, с какой взы-
скательностью к себе работали над
воплощением образа Ленина скульп-
тор Андреев, поэт Маяковский, актер
Щукин. Ту же звзыскательность и
требовательность проявляют в работе
над образами вождей и наши совре-
менные художники. Результат этого
не замедлил сказаться в показанных
на нашей выставке работах Кибрика,
Цыплакова, Томского. и некоторых
других,

Художник должен помнить, что,
работая над воплощением образа вож-
дя, он стоит перед судом миллионов,
он творит на века. Вот почему кажет-_
ся вам особо недопустимым и оскор-
	ерзьеза
	Массивные красивого рисунка ду-
бовые двери открывают вид на не-
большой вестибюль и лестничную
клетку. Теплый красновато-коричне-
	вый тон панели оживлен тонкой брон-

зированной рейкой, отделяющей па-
нель от верхней части стены, прекрас-
но гармонирующей c ней по цвету.
Эта бронзовая четкая линия, послуш-
но следующая за всеми изгибами ле-
стничных маршей, точно перекликает-
ся своим оранжево-желтым мерцани-
ем с бронзированными деталями же-
лезных перил простого, элегантного
рисунка, покрытых черным ов
товым лаком.

Красивые профили дверных проемов -

придают ощущение законченности

простому и выразительному интерье-

ру вестибюля и лестничной клетки.
Первое впечатление при входе в
	квартиру — простор и колористиче-
ское богатство интерьера. Ошушщение
простора обусловлено не крупными
размерами квартиры и комнат, а уме-
лым использованием зрительного сли-
яния пространства холла и двух ос-
новяых комнат, об’единенных широ-
	ким остекленным проемом.
Цветовая гамма играет огромную
роль в композиции жилого интерьера,
созданного архитектором Розенфель-
дом. Расцветка стен продуманна и
гармокична, Архитектор применяет
для более парадных частей квартяры
насыщенный и полнозвучный цвет.
Глубокие синие и зеленые тона, тец-
лый благородный цвет. старой терра-
коты звучат в полную силу, подчерк-
нутые сияющей белизной потолка. В
других частях квартиры расцветка бо-
Лее светлая и легкая. Не только кон-
трастное сочетание глубоких насы-
щенных тонов, но и мягкие нюансные
переливы цвета умело использованы
в композиции интерьера.
` Красота рисунка профилировок и
орнаментального рельефа карнизов
усиливает впечатление художествен-
ной выразительности, отличающей
квартиры этого нового дома столицы.
Белоснежная гладь потолков“ кон-
трастирует со сложной тонкой отдел-
кой карнизов и плафонов. Особенно
эффектен скульптурный фриз в боль-
ших комнатах верхнего, более высоко-
го, этажа. Ясный и строгий рисунок
ваз и цветных гирлянд обегает ком-
нату в легком и мелодичном ритме.
Развитая моделировка карнизов по:
всюду выполнена с большим  чувст-
вом меры и нигде не переходит в на-
вязчивую пышность, неуместную в.
нашем понимании культуры жилого
интерьера. Очень красиво офорылены
дверные проемы. Так как квартиры
дома научных работников рассчитаны
на заселение одной семьей, почти все
двери сделаны остекленными. Двери

«Славянский мир, в сущности, не
так разнороден, как кажется». Мы не
раз вспоминали эти слова Герцена,
слушая произведения, гостящего сей-
час в Москве крупнейшего болгарско-
го композитора Панчо Владигерова,
Совершенно так же, как близка и во
многом понятна русскому слуху бол-
гарская речь, ему близка и понятна
болгарская музыка. Впрочем, это от-
носится не только к болгарской, речи
и болгарской музыке. Исторически
образовавшееся культурное единство
славянских народов несомненно, а Ин-
терес к музыкальному искусству и
	поэзии славянства никогда не осла-
бевал в русском обществе.
	Мы не ошибемоя, если скажем, что
болышной успех, сопровождающий вы-
ступления Панчо Владигерова в с0-
ветской столице, об’ясняется не толь-
ко его несомненным и поевосходным
компознторским мастерством, но и
прежде всего тем, что его музыка глу-
боко национальна, что в ней. запечат-
лена живая душа болгарского народа.

Из всех произведений, исполненных
в первом концерте Панчо Владигеро-
ва, советской публике хорошо извест-
на только его болгарская рапсодия
«Вардар». . В суровой величавости
медленной, гимнической части  рап-
содии, в буйном, полном ‚ воинствен-
чого запала движении средней часги,
	в вихре танповальных ритмов — BO
	зсем этом прекрасном произвелении
полностью сказались основные и важ-
нейшие свойства композиторского да-
рования Владигерова. Речь прежде
	рования Бладигерова. Речь прежде
всего идет об огромном колористиче-
	«дом мастерстве, мении извлекать из
з
	симфонического оркестра все безгра-
ничное богатство его звуковых, тем-
бровых красок, добиваться их пои-
стине ослепительно яркого сияния.
Но в то же время П. Владигеров бле-
стяще владеет искусством образных
характеристик в музыке Слушая бол-
гарскую сюиту опус 21, мы убеди-
лись в этом полноетью. «Хоровод» —
заключительная часть сюиты — <©оз-
	дает почти эримый образ болгарского
	национального «коло», темперамент-
HOMO, живого пламенеющего. как
	огонь хороводного танца. Но так же
	очаровательна и +есня» из сюиты.
концерте, о котором идет речь,
Панчо Владигеров выступал, так ска-
зать, в трех музыкальных воплощени-
ях — композитора, дирижера ‘и пиани-
ста. В том, что Панчо Владигеров
очень хороший пианист, мы убедились,
прослушав в его исполнении форте-
  peas концерт № 3 (дирижировал
К. Кондрашин).
  Фортепианный концерт Владигерова
  должен живейшим образом заинтере-
  совать наших пианистов. Это произ-
ведение виртуозного стиля, написан-
ное очень нарядно и опять-таки отли-
ны ясно выраженным  ванцио-
‘нально-болгарским колоритом, В му-
`зыке концерта можно констатировать
довольно сильное влияние русской
школы и прежде всего Рахманинова,
а в Апдал{е и Бородина. Однако это
очень органичные, да и вполне есте-
ственные для столь близко родствен-
ной музыкальной школы влияния, и
они только усиливают художествен-
‚ные достоинства произведения.
  Из других сочинений Владигерова.

В Болыпом зале консерваторин
8 января состоялся второй концерт
болгарсках музыкантов. Солистом
выступил народный артист Болгар-
ской Народной Республики Михаил
Попов. Превосходный голос и. выда=
ющееся мастерство этого ведущега
артиста Софийского оперного театра
были восторженно приняты многочисы
ленными слушателями.

В исполнительском облике Михаи*
ла Попова гармонично сочетается
прекрасный по тембру голос и выдан
ющаяся музыкальность, Артист прея
РЮСХоДНО донес до слушателей гл
ну и обаяние образов Россини и `Чайа
KORCKORY. =
	точно разнообразна. Были исполнены
произведения Чайковского, Мусор
ского, Бетховена, Глинки, Рахмание
нова, Россини и других композиточ
ров. Запомнились в исполнении М.
Попова’ «Ночной смотр» Глинки,
«Ария о клевете», арии из оперы
Верди «Симон Бокканегра», романсы
Мусоргского «Полководец» и «Бло-
ха». Умело и <о вкусом применяя
различные речитативные приемы, ap
тист хорошо сумел передать все раз
алистическое многообразие и жанро“
вое богатство этих бессмертных про-
изведений.
	В заключение программы Munara
Попов исполнил ряд болгаоских наз
родных песен в обработках совремея=
ных болгарских композиторов. Пар-
тию фортепиано исполнил профессор
Панчо Владигеров. Артистом ous
CNeTH и DIVTOUTHe A Sjermmecka-s
бовные песни. Большов ик
произвела песня Л. Пипкова «Конни
ки», посвященная‘ борьбе болгарского
народа с фашистскими захватчиками.
				в парадной комнате обрамлены тонкя-
ми, окрашеннымя в цвет потолка, пи-
	лястрами. Они разделяют проем на
три части и перекрыты сверху легким
карнизом.
	единились в кружок по изучению
«Краткого курса истории ВКП\б)».
Кружком руководит начальник сце-
нарного ‘отдела студии т. Кац.

Для лучшего усвоения глав исто-
рии нашей партии в качестве на-
глядного пособия после лекций уст-
раиваются просмотры исторических
	кинофильмов.
	Среди художественных тем, над ко-
торыми приходится работать архитек-
тору, композиция интерьера жилого
дома является одной из самых труд-
ных. Огромный размах жилищного
строительства в нашей стране повлек
за собой очень строгое нормирование
и стандартизацию почти всех элемен-
тов квартиры. При осуществлении в
натуре типовой жилой ячейки боль-
пюе значение приобретают вариации
второстепенных и, казалось бы, несу-
щественных элементов — рисунок
дверей, профилировка оконных пере-
плетов, карнизных тяг, окраска стен.
Очень часто архитекторы, обескура-
женные ограниченностью  компо-
зиционных возможностей, идут по ли-
нии наименьшего сопротивления. Они
переносят всю свою творческую энер-
тию на композицию фасада, уделяя
мало внимания оформлению типовых
квартир.

Можно указать значительное  коли-
чество жилых домов, у которых кон-
траст между нарядной и интересной
отделкой фасада и художественной
безликостью интерьера поражает сра-
зу же при входе в вестибюль или ле-
стничную клетку. Примитивная окра-
<ка и отлелка, отсутствие заботы о
мелочах оборудования делают жили-
ще безралостным и неуютным. Такие
дома, несмотря на красоту фасада, ос-
тавляют чувство большого разочаро-
вания.

«Фасадничество»—стремление про-
извести внешний эффект при отсутст-
вни подлинной заботы об удобствах и
эстетических запросах обитателей
квартиры — явление, довольно рас-
		В ответ
на высокую награду
	РИГА. (Наш корр.). В Художест-
венном театре Латвийской ССР со-
‘стоялся митинг, посвященный на-
граждению группы творческих работ-
никоз орденами Советского Союза.

На имя награжденных были полу-
чены поздравительные телеграммы
от секретаря ЦК KII(6) Латвии
т. Калнберзина, председателя Сове-
та Министров Латвийской ССР т.
Лациса и др.

В своих выступлениях Э. Смилгис,
Л. Берзинь, А. Филипсон, Э. Ман,
Ф. Эртнер, Я. Палкавниек и лругае
выразили глубокую благодарность
	партии И Правительству за высокие
	ваграды.

Выставка
художественных изделий
из металла
	В помещении Музея народного ис-
куссетва открылась выставка худо-
жественных изделий из металла. Эк-
	 пространенное на первом этапе разви.
‘тия советской архитектуры. Глубоко
чуждое принципам социалистического
реализма и сталинской заботы о че-
ловеке, оно все более и более усту-
пает место органичному пониманию
задач советской жилищной архитек-
	туры.
Прекрасным примером тому, какой
	эффект может создать ‘творческая
	инициатива архитектора при всей ка-
жущейся ограниченности композици-
онных возможностей типизированных
	квартир, является дом научных ра-
	ботников медицины в Москве (Ново-
слободская ул., № 57), две секцин
которого, предназначенные для дея-
	телей этой области советской науки,
	были закончены к новому году.
Автор этого дома архитект
	Азтор этого дома архитектор 3.
Розенфельд отнесся к внутренней
композиции квартир, как к большой
увлекательной творческой задаче. По
заданию. квартиры в этих секциях
должны быть улучшенного типа, но,
несмотря на это, архитектор вынуж-
ден был считаться со всеми теми ог-
раничениями, которые существуют
при проектировании обычных жилых
ячеек. В доме по Новослоболекой
	ячеек. В доме по Новослободской
улице нет ни парадных анфилад, ни
		мраморных колонн, ни дорогих роспи.
сей. И все жё облик квартиры этого
дома овеян ошущением подлинного
	искусства,
	В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ
НОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ИСНУССТВ
	На очередном заседании Художест.
	венного совета состоялось обсуждение
постановки пьесы «Жаркое лето»
Ф. Кравченко в Московском государ-
ственном театре им. Ленинского ком-
		Ф. Кравченко может быть поставлена
на сцене < большой остротой и выра-
зительностью, ,

Н. Охлопков, напротив, подверг
сомнению ценность и значительность
есь Он считает, что терои ее неин-
тересны, что автор не сумел сказать
ничего нового о жизни колхозников.

. Таиров, говоря о недостатках пъе-
CH, также указывает на отсутствие в
ней завершенных художественных 06-
разов. По мнению А. Таирова, в пье-
се есть очень важная и очень нужная
тема, но автор неумело ее воплотил.

Н. Петров указывает. что новая по
своей теме и по основному конфлик-
ту пьеса сценически решена с поз
мощью старых шаблонных театраль=

ое В ЗЕЕ =
	ных п приемов. Это и определило неуда-

к ЗС
	Ч г

зу спектакля.

Ф. Кравченко и И. Берсенев  рас-
сказали о своей работе над пьесой и
спектаклем.

_ М. Храпченко, подводя итоги об:
суждения, подчеркнул необходимость
более углубленного изучения совре-
менной действительности и драматур-
гами и театрами. От театра, —говорит
он, — требуется подлинное знание
жизни, которое должно быть раскры-
то в жесте, в манере произношения,
в интонации — во всем, что оп-
ределяет стиль спектакля.

ходя к оценке постановки,

- Арапченко указывает на pad cy
щественных недостатков. Он считает,
что спектакль поставлен © имеющим
ся у режиссера и актеров запасом те-
	ИНъеса «Жаркое лето», — говорит
М. Храпченко, — заслуживает Tila
тельного внимания, так как в ней ав-
тор сумел показать новое поколение
советских людей колхозной деревни,
	р В Г.

М. Храпченко не удовлетворяет
сценическое воплощение ролей Клавы
(Н. Кутасина), Лизы (Т. Окуневская),
Андрея (Д нов) и др.

В заключение М. Храпченко пред-
ложил Театру нм. Ленинского ком-
сомола продолжить работу. над снек-
таклем. Художественный совет под->
держал это предложение.
	Обсуждение открылось ‘докладом
Л. Волкова. По его мнению, «Жаркое
лето» является интересным прамати»>
ческим произведением, в котором на-
шли верное отражение события после-
зоенного времени и в персонажах ко-
торого мы узнаем наших подлинных
современников. Л. Волков считает,
что главное достоинство пьесы — в
умении автора показать елинство лич-
зых и общественных интересов героев
пьесы. «В пьесе труд показан, как
существо самой жизни, а не как от-
	дельное от жизненного бытия явле-
ние», — говорит т. Волков.
	  Анализируя спектакль, докладчик
‚резко критикует работу театра. По его
мнению, желание режиссуры во что
бы то ни стало сделать спектакль
смешным привело к тому, что серьез-
ная тема пьесы о социалистическом
соревновании двух колхозов приобре-
ла в спектакле крайне поверхностную
юмористическую трактовку. Подлин-
но комедийное заменено в спектакле
фалынивым  комикованием. Извра-
щаются и предстают в неверном
свете показанные автором правдивые
ситуации. Резко критикует Л. Волков
воплощение в спектакле главных ро-
лей, исполнители которых подме-
няют правдивое изображение <овре-
менников актерским наигрышем.
	Докладчик заканчивает свое вы-
ступление оценкой финала спектакля,
который, по его мнению, не является
логическим завершением действия. а
производит впечатление искусствен-
ного окончания представления «с му-
зыкой и танцами». В этом Л. Волков
упрекает и автора и театр.

Принявшие участие в прениях Н.
Горчаков и С. Михоэле <солидаризиро-
вались с критическими замечаниями
докладчика, С, Михоэле считает, что
<в спектакле приглушено то, что со-
ставляет основу конфликта пьесы»,
который, по его мнению, интересен и
правдив. Он убежден, что комедия

Спальни оборудованы встроенными   “”Наты представлены на конкурс
в стену шкафами. Это очень удобное ПРОМысловыми союзами и артелями,
для быта усовершенствование далеко! Мастерами народных промыслов я от-
	е всегда служит к украшению ин-
терьера. В доме на Новослободской
архитектор, об’единив створки шка-
	дельными художниками.
На выставке экспонировано более
	створки шка- ДВУхсот изделий — чеканных, фили-
	фов и дверного проема, создал на зад-! ГРанных, финифтяных, гравированных,
	ней стене спальни своего рода дере-
вянную панель простого и изящного
рисунка.

Продуманностью и вниманием к ме-
лочам оборудования отмечены и все
вспомогательные элементы квартиры
— кухни, ванные и т. д. Все сделано
не только удобно, но и красиво.

Внимательное, любовное и, главное,
творческое отношение к оборудова-
нию жилой квартиры превратило ин-
терьер в подлинно художественное
произведение. Почти не прибегая к
применению дорогих материалов, ‘ар-
хитектор и строители‘(нач. строитель-
ства В. Городецкий) в условиях недо-
статка кадров квалифицированных ма-
стеров добились очень ‘большого
творческого успеха, ярко свидетельст-.
	‘вующего о росте советской архитек.
	турнойи культуры.

В безвозвратное прошлое ушли те
времена, когда чод влиянием западно-
европейских теоретиков конструкти-
визма некоторые архитекторы пыта-
	лись трактовать жилой дом, как «ма-
шину для жилья». Советская архитёк-
тура уверенно идет по пути воплоще-
ния принципов социалистического ре-
ализма и сталинской заботы о ‘чело.
		кованых, изделий из серебра и ху-
дожественное литье. Многие произве-
дения, посвящены героике Великой
Отечественной войны, 30-летию Ве-
ликого Октября, 800-летию Москвы,
темам народных сказок и басен.

Мастера Кубачинской артели «Ху-
дожник» (Дагестанская АССР) иэго-
товили барельеф И. В. Сталина в
рамке, оформленной слоновой костью
‚и гравированным орнаментом. Худож-
ник Г. Колпакова представила че-
канные настенные часы «Времена го-
да», — эти часы предназначаются для
станции метрополитена четвертой
очереди «Серпуховская». Скульнтор
А, Посядо дал ряд вешей в худо-
жественном литье — «Лошадь с же-
ребенком», «Кони на воле» и др. Ху-
дожник Д. Абрамов изготовил  че-
канный кубок «Победа». Артель «Се-
верная чернь» (Вологодская. область)
выставила изделия из черненного се-
ребра, оформленные на темы 800-ле-
тия Москвы, и столовый сервиз из
32 предметов на сюжет сказки <Ко-
нек-горбунок»,

Среди. экспонатов выставки —фи-
липранные изделия Казаковской. ар-
тели (Горьковская область), ‘грави-

рованные изделия Мстерской артели

им. Молотова, Московской ювелирно-
художественной артели и др.